автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Бытийственная природа метафизического рождения

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Трофимов, Михаил Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Бытийственная природа метафизического рождения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Трофимов, Михаил Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ 3-10 Г ЛАВА 1. СИТУАТИВНО-БЫТИЙСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ

МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ 11 -

§ 1. Явление экзистенциальной ситуации и её отражение в философии 12-

§2. Пограничная ситуация как онтологическое основание метафизического рождения 30-

§3. Онтологический и этический инварианты метафизического рождения 45-

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РОЖДЕНИЙ КАК ЭТАПЫ

СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 66

§ 1. Физическое рождение, или рождение индивида 66

§2. Социальное рождение, или рождение личности 81

§3. Метафизическое рождение, или рождение индивидуальности 103

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Трофимов, Михаил Юрьевич

Актуальность темы исследования.

Технократическое общество неизбежно порождает социальную стандартизацию, которая усиливается под давлением современных глобальных информационных систем. Всё это приводит к отчуждению сущностных сил человека, к утрате духовных оснований человеческого существования, к элиминации индивидуальных, неповторимых качеств человека. Общество как целостный организм создает условия для существования каждого своего члена и вместе с тем ограничивает его индивидуальность, будучи по своей природе консервативным. Первичная структура постиндустриального общества предполагает жесткое распределение ролей, следование однообразным сценариям и достижение четко поставленных целей. Противоречивость взаимоотношений личности и социума в отчуждённом обществе заключается в их взаимозависимости и одновременно глубинной чуждости по отношению друг к другу. Общество, низводя личность до уровня функциональной единицы, все же создает ей условия для достижения определенной степени развития и впоследствии силой своего сопротивления позволяет личности осознать собственную меру воздействия. Возникает конфликт, разрешение которого может быть связано с обретением человеком внутренней свободы, достигаемой в процессе метафизического рождения личности.

Философия и современная наука стремятся к изучению развития человеческой индивидуальности, так как именно она является особой формой бытия человека в обществе и от неё, в конечном итоге, зависит состояние самого общества. Поэтому актуальность исследования феномена метафизического рождения не ограничивается культурно-национальными и временными рамками. Проблема метафизического рождения приобретает философское звучание.

Потребность в метафизическом рождении присутствует и в обыденном сознании. Интуитивно человек сознает, что у него есть свой путь развития, свои идеалы и цели. Они должны соответствовать внутренне осознанным потребностям и стремлениям. Когда человек утрачивает ощущение своей уникальности, тогда наступает «кризис идентичности».

В период глобальных изменений современный человек оказался в ситуации кризиса идентичности, который проявляется в различных формах депрессии и апатии, бессмысленной жестокости, стремлении убежать от реального мира. Эта тенденция ведет к деиндивидуализации, к единообразию деятельности, к психическим фрустрациям. Поэтому в настоящее время актуализируются проблемы метафизического рождения человека, решение которых позволяют вскрыть сущность и основные закономерности становления и развития неповторимой индивидуальности психически здорового субъекта, опирающегося на предельные жизненные ценности.

Степень разработанности проблемы.

Проблема «метафизического рождения» представлена в русской философии конца XIX - середины XX в., неклассической западной философии, философии экзистенциализма и философской антропологии.

Метафизическое рождение человека отождествляется С.Н.Булгаковым, В.С.Соловьёвым, Е.Н.Трубецким с духовным перерождением личности. В метафизическом рождении они видят путь всечеловеческого спасения, духовного обновления общества. Следствием метафизического рождения является способность к свободному принятию Божественной Воли и следованию ей, ибо до этого события человек был слепым орудием в руках Бога или Судьбы. Л.П.Карсавин отмечал, что новое рождение человека есть приобщение к полноте Божественного бытия. В исследованиях П.А.Флоренского утверждается, что новое рождение наступает с обретением истинного знания, которое постигается «подвигом веры». В рассудочной форме истина антиномична. Таким образом, мыслитель стремился соединить научные и религиозные представления. В трудах Н.А.Бердяева подчёркивается, что цель человека не спасение, а творчество. По его мнению, творческий акт уподобляет человека Богу, а значит, именно в творчестве возможно познать подлинное бытие. В отличие от Н.А.Бердяева Л.И.Шестов склоняется к иррационализму, отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия человека. Он считает, что рождение подлинного человека начинается с Божественного Откровения. В итоге проблема метафизического рождения рассматривалась русскими философами через религиозные искания и связывалась с нравственной религиозной духовностью.

Теоретическое осознание метафизического рождения представлено в неклассической философии: в работах С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Г.Зиммеля и Ф.Ницше.

Человек, согласно С.Кьеркегору, проходит в своём развитии три стадии: эстетическую - привязанности к чувственным наслаждениям; нравственную -следования нравственному закону, долгу - и высшую, религиозную стадию, стадию спасения, достижения подлинной свободы, нового, трансцендентного измерения бытия, освобождения от отчаяния. Эта третья стадия и есть метафизическое рождение человека. А.Шопенгауэр приходит к выводу о том, что переход человека на новый онтологический уровень возможен лишь путём устранения страдания через аскезу и укрощения воли. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в «ничто» и успокоение духа. Освобождение от воли, по мнению А.Шопенгауэра, есть уход в небытие, отказ от индивидуального начала, что равнозначно отрицанию метафизического рождения.

Философия А.Шопенгауэра как учение о иррациональном начале мира оказала влияние на учение о бессознательном Э.Гартмана и на учение о сверхчеловеке Ф.Ницше.

Ф.Ницше считал, что метафизическое рождение - это рождение сверхчеловека, который должен соединить в себе сильную волю, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Это соединение в одном лице мудреца-философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Македонского.

Идеал сверхчеловека противопоставлялся современному человеку, массовому индивиду, которого Ф.Ницше характеризовал крайне отрицательно. Однако философия Ф.Ницше заходит в тупик индивидуализма, ибо для сверхчеловека нет ничего выше эгоистических интересов.

Для представителей экзистенциальной философии: Н.Аббаньяно, О.Ф.Больнова, А.Камю, Г.Марселя, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартра, П.Тиллиха, М.Хайдеггера, К.Ясперса характерно выявление имманентной логики развития и функционирования духовного мира человека. Наряду с двумя сферами действительности, в которых живет и которыми определяется человек классического антропологизма, - природой и социумом - экзистенциалисты вводят третью сферу - внутренний духовный мир, который и является средоточием человеческой специфики, активности, индивидуальности. Проблему метафизического рождения в экзистенциализме можно связать с переходом из «мира неподлинного» в «мир подлинный», из привычного уклада жизни в мир нового, изменяющегося.

В философской антропологии попытки построения целостной программы изучения человека с акцентом на его индивидуальность были предприняты Н.Гартманом, А.Геленом, Х.Плеснером, М.Шелером. Они переносят акцент на «самость» человека, рассматривая проблему метафизического рождения как проблему «выхода» человека за рамки, за пределы данной социальной реальности, выхода за наличное бытие.

Таким образом, несмотря на то, что метафизическое рождение признаётся как философский факт и рассматривается в качестве одного из этапов становления и развития человека, тем не менее, при наличии разнообразных аспектов описания и объяснения метафизического рождения общая онтологическая характеристика этого феномена отсутствует.

Основная проблема исследования может быть сформулирована в следующем вопросе: каковы бытийственные характеристики метафизического рождения?

Цель диссертационной работы: обнаружение сущностных признаков и бытийных оснований метафизического рождения.

Задачи исследования:

- вскрыть онтологические основания метафизического рождения;

- выделить и описать онтологический и этический инварианты метафизического рождения;

- рассмотреть сущностные аспекты самобытия человека в метафизическом рождении;

- выявить основные типы рождений как этапы становления человека.

Методологические и теоретические основания диссертации.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектические принципы: восхождение от абстрактного к конкретному и от .общего к единичному. Эти принципы дают возможность раскрыть метафизическое рождение как один из этапов становления и рождения подлинного человека.

Анализ выделенных типов рождения как этапов становления человека немыслим вне рассмотрения историко-философских оснований этих типов, поэтому в диссертации широко используются методы историко-философского анализа.

Теоретическим источником диссертационного исследования выступает экзистенциальная философия, представленная такими мыслителями, как Н.Аббаньяно, О.Ф.Больнов, А.Камю, С.Кьергегор, Г.Марсель, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартр, П.Тиллих, М.Хайдеггер, К.Ясперс. Именно в трудах этих философов содержатся важные идеи, послужившие объяснительной конструкцией для понимания сущности метафизического рождения. Это, во-первых, идея подлинного и неподлинного существования человека, во-вторых, идея обоснования человеческого самоопределения в экзистенциальной ситуации.

Другим теоретическим основанием выступила философия всеединства, представленная в философской онтологии русских мыслителей конца XIX начала XX в., таких, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьёв, С.Л.Франк, которые защищали способность человеческого разума быть хранителем духовных ценностей и высших смыслов жизни человека. Эта идея получила развитие в работах современных отечественных философов С.Ф.Денисова, В.В.Чешева. К этому подходу примыкает положение М.Шелера о «всечеловеке», способном обрести объективные жизненные ценности.

Теоретической опорой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных мыслителей по проблеме ценностей: М.Вебера, В.Виндельбанда, Н.Гартмана, А.В.Гулыги, О.Г.Дробницкого, Л.И.Иванько, М.С.Кагана, М.А.Кисселя, А.М.Коршунова, П.Рикера, А.А.Ручки, В.Ф.Сержантова, Г.Л.Тульчинского, А.С.Шарова, М.Шелера, А.И.Яценко.

При рассмотрении психологических аспектов социализации индивида автор опирался на труды К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.М.Баткина, М.Вертгеймера, В.Н.Коваленко, А.Н.Леонтьева, К.Маркса, В.С.Мерлина, А.Т.Москаленко, О.Ф.Нескрябиной, Ю.М.Орлова, А.В.Павлова, И.И.Резвицкого, К.Рудестама, В.С.Семенцова, Э.Ю.Соловьёва, П.Сорокина, Ю.Хабермаса и др.

Наконец, широко привлекалась как философская, так и частнонаучная литература, в которой затрагиваются и освещаются некоторые аспекты метафизического рождения - это работы Аристотеля, М.М.Бахтина, И.А.Бондаренко, Е.К.Быстрицкого, С.Вивекананды, Г.В.Ф.Гегеля, С.Грофа, М.Евзлина, И.Канта, Э.Кассирера, Дж.Кришнамурти, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили, А.Маслоу, Ф.Ницше, Платона, Ж.-Ж. Руссо, З.Фрейда, И.Фихте, В.Франкла, Э.Фромма, Й.Хёйзинги, В.Хёсле, Р.Штайнера, М.Элиаде, К.Г.Юнга.

Философская концепция метафизического рождения формируется на основе синтеза данных об этом феномене, которыми располагает философия, религиоведение, психология, история, этнография, культурология, художественная литература.

Научная новизна исследования.

1. Рассмотрены онтологические основания метафизического рождения, одним из которых является пограничная ситуация как вид экзистенциальной ситуации. Зафиксировано, что складывание экзистенциальной ситуации зависит от совокупности как объективных, так и субъективных предпосылок. Объективные предпосылки связаны с определёнными жизненными обстоятельствами, которые ставят человека перед выбором. Субъективные предпосылки обнажают перед человеком личные мотивы, исходя из которых он способен принять определённое решение. Другим онтологическим основанием метафизического рождения выступает социализация личности, ибо только на социальном уровне развития человек может пробудиться к подлинному существованию.

2. Определены онтологический и этический инварианты метафизического рождения. Онтологический инвариант метафизического рождения представляет собой переход из бытия низшего в бытие высшее с новым качеством. Этический инвариант метафизического рождения есть совокупность объективных ценностей, представленных в духовной культуре.

3. Показано, что сущностью метафизического рождения является изменение жизненной стратегии человека, а следовательно, переход на новый онтологический уровень. Доказано, что метафизическое рождение тождественно генезису подлинной человеческой индивидуальности. Выявлено, что метафизическое рождение изменяет ценностные ориентации, которые задаются исключительно индивидуальным творящим сознанием субъекта, его ответственным выбором. Метафизическое рождение помещает человека в творческую ситуацию, в которой происходит постижение объективных ценностей, укоренённых в духовной культуре общества. Осознание подлинных ценностей опирается на два основания - чувственную интуицию и разум.

4. Выявлено, что метафизическое рождение есть результат трансформации человеческого бытия. Эта трансформация включает в себя три ступени: физическое рождение (рождение индивида), социальное рождение (рождение личности), метафизическое рождение (рождение индивидуальности).

Научно-теоретическая и практическая значимость проведённого исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы:

- во-первых, в исследовании отдельных аспектов и факторов развития человека как индивида, личности, индивидуальности, а также в качестве теоретического обоснования значимости осознания этапов формирования нравственной индивидуальности;

-во-вторых, для создания теоретической базы новых моделей поведения в современном обществе;

-в-третьих, для разработки и чтения курсов «история философии», «философская антропология», «онтология и теория познания», а также отдельных тем в курсах аксиологии, этики, эстетики, культурологии, религиоведения, психологии, этнографии.

Апробация работы.

Идеи диссертации доведены до сведения научной общественности в ряде тезисов, статей и выступлениях на конференциях в г. Омске.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Бытийственная природа метафизического рождения"

Основные выводы второй главы:

- Индивид это представитель homo sapiens, стремящийся к удовлетворению своих потребностей, которые обеспечивают существование его как биологического вида. Он руководствуется инстинктом самосохранения, избегает страдания и ищет удовольствий. Разум индивида опирается на эмпирический опыт и функционирует в качестве инструмента выживания и освобождения человека от внешней зависимости. Он не может ни на что решиться и, следовательно, взять на себя ответственность. В этом смысле он лишён воли. О нём можно сказать исходя из ницшеанского тезиса о человеке как о «еще не определившемся животном», силы обособления которого преобладают над силами единения. Индивид может быть связан с обществом на основе своего частного интереса. Но он не связан с общей целью, не соучаствуют в создании общего блага.

Процесс рождения от индивида к личности есть движение от состояния, когда человек неадекватно осуществляет свою сущность, к отношениям в обществе людей друг к другу, адекватной сущности человека.

- Личность есть устойчивая система социально значимых черт человека. В условиях одной и той же социальной среды могут существовать два типа личности: активная и пассивная. Активная личность осознанно действует по шаблону. Она осознаёт, что вовлечена в совместное дело ради всеобщей пользы. Её участие в служении общему делу опирается на переживание тех ценностных ориентации, которые составляют фундаментальные основания культуры. Подобный тип традиционного поведения имеет свои корни в архаической эпохе. Причина, по которой человек мифологического сознания придерживался традиции, заключается в том, что с её помощью он противостоял небытию, т.к. в архаическую эпоху исполнение норм и законов давало человеку ощущение присутствия творческой энергии. Это присутствие ощущалось глубоко во время ритуала, когда человек достигал высшего сосредоточения всех своих усилий, которые при обычных условиях оставались бы рассеянными и разрозненными. Ритуал - это вечно действенное событие, собирающее всё сущее в трансцендентном пространстве.

С развитием общества ритуалы начинают играть роль механистического повторения традиции. Поведение пассивной личности обусловлено сложившимися общественными стереотипами. Следуя традиции, личность воспроизводит определенные действия, не внося в нее никаких изменений. Это воспроизведение не предполагает осмысление личностью значения выполняемых действий.

- Индивидуальность - это активная личность, имеющая основание в себе за счёт осмысления объективных жизненных ценностей и способная через творческую деятельность к постижению- высшего бытия. Рождение нравственной индивидуальности есть метафизическое рождение, которое проявляется в «осевую эпоху» (V в. до н.э.), когда из первоначальной социальной слитности выделяется человеческая индивидуальность. Рождение человека как нравственной индивидуальности происходит через витальную ориентированность, (т.е. направленность на творчество), через постижение системы идеальных ценностей, на основе которых он строит свое мировоззрение. Человек-индивидуальность выражает себя через идеалы, имеющие вечные», «антропологические» качества. В этой связи можно разделить идеалы на подлинные и неподлинные. Неподлинные идеалы возникают в сознании человека, во-первых, из индивидных потребностей, которые становятся эгоистическими интересами; во-вторых, из подражания кому-либо другому, играя роль готовых формул и служащих для личности ориентиром в социальной действительности. Подлинные идеалы - это объективные ценности, не зависимые от сознания человека. Вхождение в пространство идеалов-ценностей предполагает открытость миру: самотрансценденцию, соприсутствие. Открытие себя миру понимается как движение сознания в акте творческого созидания, приводящее к завершённости и целостности развития человеческого существа. Обретение подлинных идеалов происходит с помощью чувственной интуиции и разума. Чувственная интуиция носит нравственный характер и поэтому действует независимо от рассудка. Роль разума заключается в осмыслении объективных ценностей, в способности выражать их соответствующими когнитивными средствами.

Таким образом, существование человека есть его становление, переход от одного качества к другому, от бытия низшего к бытию высшему. Индиинт. личность, индивидуальность характеризуют стадии развития человека и выступают определенными свойствами человеческого бытия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек всегда может выйти за пределы самого себя, стать чем-то большим, чем он есть. Метафизическое рождение и является тем выходом за свои пределы, который изменяет человека на онтологическом, гносеологическом и этическом уровне.

В онтологическом смысле метафизическое рождение - есть переход из бытия низшего в бытие высшее. Если использовать экзистенциальную терминологию, то метафизическое -рождение можно определить как переход от неподлинного существования к подлинному. Бытие низшее есть онтический план, т.е. план предметного существования, характеризующий порядок сущего. Это - мир неподлинного существования, в котором отношения людей ограничены вещной зависимостью. Бытие высшее - это онтологический план -вневременное, метафизическое пространство свободы и гармонии, в котором человек «оживает», прозревает и «переживает истину».

Этический инвариант метафизического рождения заключается в постижении системы жизненных ценностей,' благодаря которой происходит образование нравственного человека. Объективные ценности-идеалы постигаются в осмыслении танатальности бытия и стремлении жить и быть живым.

Метафизическое рождение осуществляется сознательно, с помощью личностных усилий самого человека. В процессе критического трансцендирования человек отрешается от мира объектов и внешних связей, приостанавливает рациональную деятельность сознания и совершает духовную работу. Он мобилизует все свои силы, чтобы преодолеть многочисленные сопротивления, принять решение и реализовать его. В процессе конструктивного трансцендирования человек постигает жизненные ценности, осмысление которых предполагает чувственную интуицию.

Метафизическое рождение личности можно определить, как внутреннее, ибо оно состоялось внутри человеческого «я», в отличие от внешнего физического. Сущностью метафизического рождения является изменение жизненной стратегии самого человека.

Онтологическими основаниями метафизического рождения выступает пограничная ситуация и социализация человека. Пограничная ситуация сталкивает человека с миром подлинным и неподлинным. В ней человек выявляет личину, которую принимал за своё «я» и ту часть, которая составляет основу его личности - своё индивидуальное, подлинное «я». Если ощущение себя никем и ничем ввергает человека в ужас, то осознание собственной уникальности приводит к стремлению спасти её. В пограничной ситуации перед личностью возникает выбор, имеющий для её судьбы решающее значение. В этот момент для человека выступает несущественным всё, что заполняло его повседневную жизнь: происходит переоценка личных ценностей. Пограничная ситуация, в которой человек способен обрести подлинные идеалы, называется ситуацией метафизического рождения. Иначе говоря, если осмысление пограничной ситуации, в которую попал человек, приводит его к разрешению противоречия своего бытия, а вместе с тем, к формированию глубинных ценностей-идеалов, связанных с отношением человека к окружающей действительности в целом, жизни и своему месту в ней, тогда можно говорить о том, что человек находится, в ситуации метафизического рождения.

Другим онтологическим основанием метафизического рождения является социализация человека. Только в условиях совместной, коллективной деятельности человек приобретает социальное качество. Вне общества он рождался бы как биологическое', существо. Природные особенности индивида сами по себе не делают его самостоятельным субъектом деятельности. Следовательно, основанием для перехода из низшего бытия на уровень высшего - выступает система общественных отношений, в которой человек живёт и развивается.

Метафизическое рождение есть результат трансформации человеческого бытия. Эта трансформация включает в себя три ступени: физическое рождение рождение индивида), социальное рождение (рождение личности), метафизическое рождение (рождение индивидуальности). Если человеческий индивид не сможет стать личностью, не усвоив своего социального качества, то личность не сможет обрести своё индивидуальное бытие, не став индивидуальностью.

Метафизическое рождение есть движение от своей фактичности к трансцендентности, это переход к высшему бытию, характеризующемуся полнотой и завершённостью. Формирование нравственной индивидуальности это тот же самый выход личности за границы своей обособленности, который происходит в пограничной ситуации, в экзистенциальном акте трансценденции. Метафизическое рождение есть образование целостной активной личности, целостной за счёт своей самобытности и открытости миру, что составляет свойства индивидуальности. Метафизическое рождение означает, что человек витально ориентирован, т.е. направлен на творчество. Создавая новое во вне, человек создаёт себя, изменяя своё мышление и переходит из низшего бытия в высшее. За парадигмой творчества скрывается не буйство жизненных сил, а изменение человека. Индивидуальное бытие личности также формируется через творчество, через становление системы личных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение. Человек предстает перед другими и перед самим собой как индивидуальность, когда' он активно и свободно творит ситуации. Активное, свободное индивидуальное бытие человека изменяет саму личность и других людей. Поэтому индивидуальность выражается на фоне солидарности, общности и единства с другими. Она является гарантией оптимального психического и социального функционирования. Метафизическое рождение есть появление высоконравственной личности, способной обрести объективные ценности жизни, вследствие своей открытости миру.

 

Список научной литературыТрофимов, Михаил Юрьевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аббаньяно Н. Воспоминания философа. - СПб.: Алетейя, 2000. - 309 с.

2. Аббаньяно Н. Метафизика и экзистенция // Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб.: Алетейя, .1998. - С. 29-55.

3. Аббаньяно И. Позитивный экзистенциализм // Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб.: Алетейя, 1998. - С. 289-335.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

5. Аксиология // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-С. 17-18.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2002. - 351 с.

7. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней в 4 т.: Пер. с итал. СПб.: Пневма, 2001. - Т. 1. - 604 с.

8. Антонов А.Н. Познавательные традиции: проблемы и перспективы изучения // Философские науки. 1989. - № 1.-С. 105-109.

9. П.Бакшутов В.К. Философия чувств: информационная концепция.

10. Екатеринбург, 1996. 12.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

11. М.: Наука, 1989.-272 с. 1 З.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки итехники. Ежегодник 1984 -1985.-М.: Наука, 1986.-С. 80-160. 14.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

12. Бердяев Н.А. Личность и общество // Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. -М.: Флинта, 1999. С. 177-272.

13. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Харьков: Фолио, М.: ACT, 2002. - 678с.

14. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М.: Наука, 1983. -447 с.

15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.-349 с.

16. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Пер. с нем. СПб.: Лань, 1999.-224 с.

17. Бондаренко И.А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования). М.: Изд-во Московского государственного университета коммерции, 2000. - 384 с.

18. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. -1997.-№5.-С. 3-20.

19. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты М.: Высшая школа, 1993.-С. 73-158.

20. Булгаков С.Н. Свет невечерний 11 Булгаков С.Н. Прообраз и образ: Сочинения в 2 т. СПб.: ИНА11РЕСС, М.: Искусство, 1999. - Т. 1.-416 с.

21. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Пер. с нем. М.: Интарда, 2001. - 543 с.

22. Бутинов Н.А. Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и Северо-Западной Меланезии) // Ранние земледельцы: этнографические очерки. Л.: Наука, 1980. - С. 110-143.

23. Быстрицкий Е.К. Бытие человека в культуре. Киев: Наукова думка, 1991. - 176 с.

24. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

25. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Самосознание европейской культуры XX века. -М.: Наука, 1990. С. 130-154.

26. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс 1987.-336 с.

27. Вивекананда С. Философия йога. Магнитогорск: Амрита, 1992. - 508 с.

28. Вильмонт Н. Лирика. Шиллера // Шиллер Ф. Лирика. М.: Художественная литература, 1965. - С. 5-20.

29. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. - М.: Изд-во академии наук, 1995.

30. Вдовина И.С. Сознание и личность во французском персонализме // Проблема сознания в современной западной философии. Критика некоторых концепций. -М.: Наука, 1989. С. 45-62.

31. Габитова P.M. Индивид и личность в философии Карла Ясперса // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. - С. 315-345.

32. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.:01. Наука, 1973.-226 с.

33. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса//Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994. -С. 5-26.

34. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.: Высшая школа, 1963. - 121 с.

35. Гартман Н. Эстетика: Пер. с нем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.-692 с.

36. Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного. М.: Наука, 1973.

37. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории: Пер. с нем. СПб.: Наука, 1993.-С. 447.41 .Гегель Г.В.Ф. Философия права: Пер с нем. М.: Мысль, 1990 - 524 с.

38. Гегель. Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 т. Философия духа. -М.: Мысль, 1977. Т. 3 - 471 с.

39. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике: Пер. с фр. СПб.: Азбука, 2000.-317 с.

40. Гессе Г. Сиддхартха // Гессе Г. Собрание сочинений в 8 т. М.: Прогресс-Литера, Харьков: Фолио, 1994. - Т. 3. - С. 5-94.

41. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Республика, 1993. 321 с.

42. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. - 478 с.

43. Гоббс Т. Основы философии часть третья. О гражданине // Избранные произведения в 2 т. М.: Мысль, 1964. - Т. 1. - С. 277-409.

44. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. Размышление читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 102 с.

45. Горнштейн Т.Н. Проблема объективности ценности в философии Николая Гартмана // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. - С. 194-218.

46. Грибакин А.В. Человек и общество // Основания социального бытия / Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. - Вып. 25. - С. 5-14. '

47. Григорьян Б.П. Истина, свобода и мир в экзистенциальной философии К.Ясперса // Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. -М.: Наука, 1983. С. 171-179.

48. Григорьян Б.П. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса // Буржуазная философская антропология XX в. -М.: Наука, 1986. С. 23-34.

49. Гроф С. Холотропное сознание. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 246 с.

50. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. - 359 с.

51. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Алетейя, 2000. - 445с.

52. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры. М.: Изд-во академии наук, 1994. - С. 4-44.

53. Данцев А.А., Любченко B.C. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -610с.

54. Дао дэ цзин / Под ред. В.Назарова СПб.: Азбука - 182 с.

55. Декарт Р. Метафизические размышления: Пер. с фр. и лат. // Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. С. 319-407.

56. Декарт Р. Рассуждение о методе.// Декарт Р. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1989.-Т.1.

57. Денисов С.Ф. Антропологическая сущность трансцендирования // Материалы третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) в 3 т. Ростов на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - Т. 3. - С. 301-302.

58. Денисов С.Ф., Дмитриева JT.M. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - 448 с.

59. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. Омск: Изд-вр ОмГПУ, 2001. - 206 с.

60. Денисов С.Ф., Денисова JI.B. Человеческое и животное в человеке. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. 184 с.

61. Денисова Л.В. Догматическое основание метафизических систем. Омск: Изд-во Омского юридического института МВД России, 1999. - 243 с.

62. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.

63. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М.-Л.: Наука, 1966. - С. 25-40.

64. Дюркгейм Э. Метод социологии: Пер. с фр. // Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. - С. 5-64.

65. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. - 337 с.70.3аковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра•9высшей школы, 1999. 178 с,

66. М.: Юрист, 1996.-Т. 1. С.158-339. 74.3иммель Г. Конфликт современной культуры: Пер. с нем. // Избранное в 2т. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. - Т. 1. - С. 494-516. 75.Зорин A.J1. Человеческая свобода и социальные утопии // Абаньяно Н.

67. Мудрость философии. СПб.: Алетейя, 1998. С. 5-30. 76.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. - М.: Проспект,1998.-432 с. ' '

68. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гасета. Критический очерк. -М.: Наука, 1987. 160 с.

69. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991,- 142 с.

70. Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981.-С. 149-187.

71. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

72. Индивид // Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - С. 135-136.

73. Иорданский В.Б. Хаос и гармония М.: Наука, 1982. - 343 с.

74. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

75. Как построить своё «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. - 136 с.

76. Кальвайт X. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью: Пер с нем. М.: Совершенство, 1998. - 224 с.

77. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 222-318.

78. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собрание сочинений в 8 т. М.: Чоро, 1994. - Т. 5. - 414 с.

79. Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1965.-Т. 4. Ч. 1. - С. 66-544.

80. Каримский A.M. Антиисторизм философии существования. М.: Знания, 1980.-64 с.

81. Карпушин В.А. Философская антропология Г.Марселя // Проблема человека в современной философии. М: Наука, 1969. - С. 315-330.

82. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.-С. 440-710.

83. Кастанеда К. Учение дона Хуана: Сочинения // Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. М.: Эксмо, 2002. - С. 427-686.

84. Киссель М.А. Гартман Н. // Современная западная философия. Словарь. -М.: ТОН Остожье, 1998. - С. 87-89.

85. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. Л.: Лениздат, 1976. -239 с.

86. Киссель М. А. Экзистенциализм и проблема «переоценки ценностей» // Проблема ценности в философии. М-Л.: Наука, 1966. - 219-234.

87. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психологиятворчества.-М.: Наука, 1990.-С. 131-148.

88. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.-336 с.

89. Кондаков Н.И. Введение в логику. М.: Наука, 1967. - 466 с.

90. Козловский Ю.Б. Распространение экзистенциализма в Японии // Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1966. -С. 490-531.

91. Косарев А. Философия мифа: мифология и её эвристическая значимость.- М.: ПЕР СЭ: Универсальная книга, 2000. 303 с.

92. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Политиздат, 1980.-360 с.

93. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия (философская пропедевтика). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 416 с.

94. Кришнамурти Дж. Подумайте об этом. М.: Сайентифик пресс, 1993. -198 с.

95. Кришнамурти Дж. Традиция и революция. СПб.: Изд-во Чернышёва, 1994.-320 с.

96. Ксенофонтов Г.В. Духовное рождение шаманов // Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды. Якутск, 1992.

97. Юб.Кутырев В.А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. -№ 7-8.-С. 72-81.

98. Кьеркегор С. Страх и трепет. -М.: Республика, 1993. -383 с.

99. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М.: Изд-во КСП+, 1998. -С. 15-254.

100. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении: Пер. с фр. М.: Педагогика Пресс, 1994. - 608 с.

101. Леви-Стросс К. Структурная антропология: Пер. с фр. М.: Наука, 1983.- 536 с.

102. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер с анлг. М.: Прогресс - Универс, 1993. - 208 с.

103. Ленин В.И. Крах II Интернационала // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1980. - Т. 26. - С. 209-265.

104. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.-304 с.

105. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-495 с.

106. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. - № 2. - С. 107-117.

107. Лешкевич Т.Г. Философия. Курс лекций. М.: Инфра-М. 2000. - 240 с.

108. Лёвин Г.Д. Идеализация // Вопросы философии. 1999. - №4. - С. 78-88.

109. Личина // Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.-С. 289.

110. Личность // Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп, 1997. - С. 135-138.

111. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения в 3 т. М.: Мысль, 1988. - Т. 3,-С. 135-405.

112. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества: Пер. с нем. // Знание-сила. 1991. - № 1. - С. 1-11.

113. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие-имя-космос. М.: Мысль, 1993. - С. 61-612.

114. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-478 с.

115. Лукьянов А.Е. Становление, философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.

116. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Человеческий индивид в субъектно-объектном измерении // Основания индивидуального бытия / Рос. филос. о-во и др. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. -Вып. 24. С. 5-32. '

117. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. Логико-когнитивные аспекты. -М.: Философское общество СССР, 1991. 136 с.

118. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -415 с.

119. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 8-22.

120. Мамардашвили М.К. Трансценйенция и бытие // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Прогресс, 1996.

121. ИО.Мареев С.Н., Мареева Е.В. Арсланов В.Г. Философия XX века (истоки и итоги). М.: Академический Проект, 2001. - 464 с.

122. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. - Т. 3. - С. 7-544.

123. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. - Т. 3. - С. 1-4.

124. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -М.: Политиздат, 1974. Т. 42. - С. 41-174.

125. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

126. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.: Гуманитарная литература, 1995. -216 с.

127. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.-С. 108-117.

128. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 1995.-408 с.

129. Менде Г. Очерки о философии экзистенциализма: Пер с нем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 252 с.

130. Мерлин B.C. Личность и общество.- Пермь: Изд-во Пермского государственного педагогического института, 1990. 92 с.

131. Мерло-Понти М. Око и дух: Пер. с фр. М.: Искусство, 1992. - 63 с.

132. Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Росспэн, 1990.

133. Милль Д.С. Утилитаризм. О свободе: Пер с англ. СПб., 1990. - 426 с.

134. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблема сознания в современной западной философии. Критика некоторых концепций.-М.: Наука, 1989.-С. 137-156.

135. Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1988. - С. 81-100.

136. Монтень М. Опыты в 2 т. М.: TERRA, 1996.-Т. l.-Кн. 1.- С. 5-294.

137. Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избранные произведения. М.: Политиздат, 1955. - С. 157-733.

138. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. -Таганрог: Изд-во Таганрогского института управления и экономики, 2001.- 120 с.

139. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука «Сибирское отделение», 1989. 202 с.

140. Мунье Э. Персонализм: Пер. с фр. -М.: ИНИОН, 1993. 129 с.

141. Мысливченко А.Г. Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 207-230.

142. Мясникова Л.А. Постижение подлинности бытия. Я «сам по себе» и «в миру» // Основания индивидуального бытия / Рос. филос. о-во и др. -Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. Вып. 24. С. 77-84.

143. Нескрябина О.Ф. Индивидуальность: на границе реального и идеального.- Красноярск: Изд-во Сибирского юридического института МВД России. 2001,- 160с.

144. Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности. -Красноярск: Сибирь, 1995. 137 с. .

145. Николин В.В. Машинность как всеобщий принцип воспроизводства (онтологический аспект экспансии машины в немашинные сферы бытия):

146. Дис. . док. философ, наук. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2002. - 315 с.

147. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 17-93.

148. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения в 2 т. М.: Рипол классик, 1998. - Т. 2. - С. 5-240.

149. Овсянникова И.А. Либеральная философия Бенедетто Кроче. Омск, 1998.-434 с.

150. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. -Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1997. 196 с.

151. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Пер. с исп. // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000. - С. 43-163.

152. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.

153. Оруэлл Дж. Мысли в пути: Пер. с англ. // «1984» и эссе разных лет М., 1989. - М.: Прогресс, 1989. - С 232-235.

154. Павлов А.В. Индивидуальное постижение ситуации как философская тема: Автореферат дисс. . док. филос. наук. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского университета, 1995. - 39 с.

155. Переживание // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. - С. 255.

156. Пирс Ч.С. Логическое основание теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000. -352 с.

157. Платон. Государство // Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1994. -Т. З.-С. 79-420.

158. Платон. Пир // Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993. - Т. 2. - С. 81-134.

159. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, - 576 с.

160. Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ. // Вопросы философии. -1992. № 8. - С. 49-79; № 9. - С. 22-48.

161. Поппер К. Открытое общество и его враги в 2 т.: Пер. с англ. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - Т. 2. - 525 с.

162. Прозерский В.В. Проблема ценности и оценки в философии Дж.Дыои // Проблема ценности в философии. М-JI.: Наука, 1966.-С. 171-180.

163. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984,- 141 с.

164. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. -1989,-№2. -С. 41-50.

165. Ролз Дж. Идеи блага и приоритет права // Современный либерализм. -М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 76-107.

166. Рудестам К. Групповая психология. СПб.: Питер, 2001. - 384 с.

167. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - С. 31-108.

168. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова думка, 1976. -152 с.

169. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. - № 3. - С. 89-100.

170. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Тера-Книжный клуб Республика, 2002. - 639 с.

171. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.-С. 319-344.

172. Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. - 576 с.

173. Семенцов B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы БхагаваДгиты // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. - С. 5-33.

174. Синченко Г.Ч. Философия человека и предельные проблемы культуры (учебное пособие). Омск: Изд-во Омского юридического института МВД России, 1996.-64 с.

175. Ситуация // Толковый словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Д.Н.Ушакова М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1940.-Т. IV.-С. 195.

176. Ситуация // Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Е.Ф.Губской, Г.В.Кораблёва, В.А.Лутченко. М.: Инфра-М, 2002. - С. 415-416.

177. Скачок // Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986 - С. 429-430.

178. Скворцов Л.В. Информационная культура и проблема метаобразования // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. -Ставрополь, Изд-во СГУ, 2001. С.58-81.

179. Соколов Э.В. Основные идеи общей теории ценностей Р.Б. Перри // Проблема ценности в философии. М-Л.: Наука, 1966. - С. 154-170.

180. Соловьёв B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. - 479 с.

181. Соловьёв Э.Ю. Индивид, индивидуальность, личность // Введение в философию в 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2. -С. 551-556.

182. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543 с.

183. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-С. 325-591.

184. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000. -192 с.

185. Тавризян Г.М. Проблема человеку во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977.- 141 с.

186. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М- Наука, 1987. - 240 с.

187. Тиллих П. Динамика веры: Пер. с англ. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры.-М.: Юрист, 1995.-С. 132-215.

188. Топоров В.Н. О ритуале // Введение в проблематику, в архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988.

189. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. - С. 43-480.

190. Тульчинский Г.Л. Проблемы осмысления действительности. Л.: Изд-во ленинградского университета, 1986,- 171 с.

191. Тэрнер В. Символ и ритуал: Пер. с англ. М.: Наука, 1983. - 277 с.

192. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. От стада обезьян к общине древних людей. М.: Наука, 1980. - 153 с.

193. Файнберг Л.А. Представление о времени в первобытном обществе // Советская этнография. 1977. - № 1.-С. 128-138.

194. Фаркаш Л. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма: Пер. с венгер. М.: Прогресс, 1977. - 272 с.

195. Федяев Д.М. О философском инварианте // Гуманитарное знание: Серия Преемственность. Ежегодник. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 1997. - Вып. 1. - С. 15-20.

196. Фейербах Л. Лекции о сущности 'религии // Избранные философские произведения в 2 т. -М.: Политиздат, 1955. Т. 2. - С. 490-810.

197. Философия. Человек и жизнь. / Под ред. Н.С. Кожеуровой. М.: Единство, 2002. - 319 с.

198. Философская антропология // Современная западная философия. Словарь. М.: ТОН - Остожье, 1998. - С. 453-496.

199. Фихте И.Г. О назначении учёного: Пер. с нем. М.: Соцэкгиз, 1935. -138 с.

200. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовоймысли. Л.: Лениздат, 1991. - С. 243-434.*

201. Франк С.JI. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. -С. 181-559.

202. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

203. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

204. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с фр. М.: Наука, 1989. -455 с.

205. Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. -М.: Республика, 1992. 429 с.

206. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер с англ. М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

207. Фромм Э. Человеческая ситуация: Пер. с англ. М.: Смысл, 1995. - 239 с.

208. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: Пер. с нем. М.: Весь мир, 2003.- 144 с.

209. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. -№ 2-С. 35-40.

210. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-445 с.

211. Хёйзинга Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс, 1997.-413 с.

212. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии.-1994.-№ 10.--С. 112-123.

213. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.

214. Целма Е. М. Искусство и жизнь как проблема эстетики М. М. Бахтина // Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1992.-С. 196-204.

215. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. -Томск: Изд-во Томского архитектурно-строительного университета, 1999. 203 с.

216. Шадрина Л.Н.Современные концепции макросоциального и их антропологические основания // Социальная философия. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000. - С. 20-41.

217. Шалютин С.М. Человек-индивид: его сущность // Основания индивидуального бытия / Рос. филос. о-во и др. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 200'2. - Вып. 24. С. 33-39.

218. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: Изд-во Омского педагогического университета, 2000. - 358 с.

219. Шаров А.С. Психология образования и развития человека. Омск: Изд-во Омского педагогического университета, 1996. - 150 с.

220. Шатилов С.Ф. Онтологические особенности человеческой субъективности: основания и модусы: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. Омск: Изд-во' Омского государственного педагогического университета, 2002. - 15 с.

221. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. - 456 с.

222. Шварц. Т. От Шопегауэ;ра к Хайдеггеру. М.: Прогресс, 1964. - 360 с.

223. Шварцман К.А. «Позитивный экзистенциализм» О.Ф. Больнова и проблема нравственного воспитания // Вопросы философии. 1985. - № 8. -С. 125-129.

224. Шелер М. Ордо аморис // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994.

225. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.

226. Шелер М. Философское мировоззрение. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. -М.: Гнозис, 1994. С. 3-195.

227. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-544 с.

228. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление в 2 т. М.: Наука, 1993. -Т.2.-672 с.

229. Шпенглер О. Гештальт и действительность: Пер. с нем. // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории в 2 т. М.: Мысль, 1993.-Т.1.-667 с.

230. Штайнер Р. Как достигнуть познаний высших миров: Пер с нем. -Калуга: Духовное познание, ^1993. 192 с.

231. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка // Вопросы философии. 2000. -№ 2.-С. 57-69.

232. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1996. - 240 с.

233. Элиаде М. Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторение) // Элиаде М. Космос и история. М.: Наука, 1987. - С. 27-145.

234. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос - СПб., 1999. - 352 с.

235. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза: Пер с англ. М.: София, 1998.-384 с.

236. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1961,-Т. 20.-С. 5-338.

237. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов: Пер с англ. М. - Киев: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997. - 384 с.

238. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1980. - 160 с.

239. Яскевич Я.С. Понятие метафизики, её предметное поле, цели и задачи // Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 4. - С. 100-113.

240. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение: Пер. с нем. СПб.: Наука, 2000. - 272 с.

241. Ясперс К. Истоки истории и её цель: Пер. с нем. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, - 1994. - С. 27-286.

242. Ясперс К. Философская биография: Пер. с нем. // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург - Бишкек, 1997. - С. 19-152.

243. Ясперс К. Философская вера: Пер. с нем. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - С. 419-508.

244. Ясперс К. Шифры трансценденции: Пер. с нем. // Культура в диалоге. -Екатеринбург, 1992.-Вып. 1,-С. 88-115.

245. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. -275 с.

246. Popielslci Ё. Noetyczny wymiar osobowosci. Lublin. 1994. - 321 s.

247. Waterman A.S. The Psychology of individualism. -N.Y., etc.: Praeger, 1984. -361 p.

248. РОССИИ СИЛ' госу;у\ С7ТУ"/ тътУ'^ц