автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фролова, Светлана Владимировна
Введение
Глава I. Проблемное поле человеческой телесности: опыт философской рефлексии
§ 1. Тело в философских учениях о человеке (исторйко философский анализ)
§ 2. Телесность в структуре человеческого бытия: классические и постклассические концепции
Глава И. Пространственные и информационные структуры человеческой телесности
§ 1. Проблемы телесности во взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств человека
§ 2. Телесность как информационная система
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Фролова, Светлана Владимировна
Актуальность темы исследования. Философское исследование телесности является обязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристиках его сущности и существования. Актуальность темы в настоящем связана с современным состоянием учения о человеке в целом, антропологическим кризисом, необходимостью философской рефлексии научных данных о человеке и его теле.
Новейшие достижения науки и техники, новый образ жизненного пространства информационного общества изменяют социальные отношения производства, потребления и коммуникации, остро ставят проблемы духовных ценностей и развития телесной организации человека. Разработка постмодернистской проблематики в культуре и искусстве придала существенную роль различным представлениям о теле. Развитие высокотехнологичной научной медицины и генетики порождает сложные философские, правовые, нравственные вопросы, касающиеся человеческой телесности. Сущность, существование и самоидентификация человека все чаще рассматриваются через преломление человеческого тела. Изменения в отношениях между полами, феминистская критика подчиненного положения женщины в обществе способствуют повышению интереса к социокультурным аспектам человеческой телесности. Многочисленные эмпирические исследования тела в психологии, социальной психофизиологии, применение телесных техник в психотерапии способствуют увеличению внимания к человеческой телесности, как среди ученых, так и среди широкой общественности.
Новые открытия тела в различных областях теоретического знания и усиленная дифференциация современной науки ведут к разложению на множество составляющих самого объекта исследования. Возникает задача философского осмысления множества различных представлений о теле и приведения их в целостную систему. Сегодня необходим не только дифференцированный анализ тела как объекта и тела как субъекта, а интегративный анализ совокупности различных его состояний, качеств, способностей, объединяемых в понятие телесности.
Современное исследование человеческого тела в философии столкнулось с невозможностью рассмотрения не только человека, но и человеческого тела в отрыве от его духовности, сознания, мышления, памяти, как и с невозможностью исследования сознания и мышления в отрыве от человеческого тела. Становится ясно, что телесность не может быть отрефлексирована посредством традиционных философских категорий, разработанных в классических парадигмах человека. Возникает проблема осознания телесности как особого типа целостности человека, целостности, имеющей особую бытийственность и пространственные измерения.
В проблемное поле современного философского анализа телесности входят вопросы о границах телесности и человеческого тела, диалектики внутреннего и внешнего уровней телесности, свободы и детерминированности телесной организации человека в разных типах культур. Логической точкой пересечения философских и социокультурных аспектов телесности предстает язык тела. Для социокультурной антропологии знаковые структуры тела остаются источниками социальных метафор, для философской антропологии тело выступает как субстрат естественных и искусственных языков.
Обсуждение пограничных для философского и гуманитарного знания проблем телесности и поиск положительных результатов может усилить методологические функции философского знания в антропологии и социологии тела, активизирует междисциплинарные исследования трансформации телесности человека и общества, личностного измерения телесных феноменов, знаково-символических характеристик телесности и ее коммуникативных функций.
К числу актуальных проблем философского исследования человеческой телесности относится инновационное усвоение опыта понимания человеческой телесности с точки зрения информационных процессов. Это обусловлено новыми открытиями человеческого тела в нейропсихологии, современными исследованиями мозга, формированием информационно-кибернетического подхода в современном научном мышлении, интенсивным развитием синергетики, разработкой концепции энерго-информационного обмена в природе.
Степень разработанности проблемы. Работы отечественных и зарубежных философов по проблемам человеческой телесности довольно многочисленны. Для классификации современных философских течений могут быть приняты различные теоретические основания. Для одних исследователей таким основанием могут быть современные философско-антропологические парадигмы человека, по мнению других, таким основанием могут быть историко-философские традиции понимания тела.
Классификация современных философских подходов к проблеме человеческой телесности, тела может основываться на следующих теоретических предпосылках: во-первых, историко-философских традициях понимания человеческого бытия (онтологическое основание); во-вторых, на обобщении достижений естественно-научного и гуманитарного знания о человеческом теле (методологическое основание). Эти основания достаточно подвижны и могут быть взаимодополняемы при анализе современного уровня философского осмысления проблемы телесности.
Проблема телесности в философии в общем плане и в соотношении с сознанием рассматривалась в различных ракурсах А. Бергсоном, Э. Гуссерлем, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, Ж.П. Сартром, М. Хайдеггером. Органическая взаимосвязь современных парадигм человека и историко-философских проблем телесности обнаруживается в работах, посвященных проблемам тела и души как внешнего и внутреннего. Концепция «феноменального тела»
М. Мерло-Понти высветила непродуктивность противопоставления «духовного» «телесному»1. Феномен телесности как неразличенности «внутреннего» и «внешнего» стал предметом мыслительного анализа А. Арто, С. Беккета, Ж. Делеза.
Онтологические основания человеческой телесности разворачиваются в анализе телесности как определенного типа целостности, характеризующейся полярными сопряженностями2, как структуры, имеющей свои границы3, обусловленной законами симметрии-асимметрии4. Новая тематизация телесности реализуется в феноменологическом подходе (в работах В. Подороги, Ж.-Л. Нанси).
Аксиологические проблемы взаимоотношений тела и души, плоти и духа получили свое выражение в теологических учениях и религиозной философии. Анализ рассмотрения тела в христианстве представляет особый интерес для многих современных философов5. Аксиология человеческого тела получает развитие в работах по инвайронментальной философии (исследования А.В. Баранова, Э.В. Гирусова, М.В. Куликовой, Э. Левинаса, О. Леопольда, Дж. Пассомора).
Тело рассматривается как продукт развития культуры6. За последние десятилетия значительно усилилось социокультурное направление в осмыслении человеческой телесности. В рамках этого направления телесность понимается как социокультурный феномен - преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее определенные
1 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.
2 Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. -1997. -№ 4. - С.143-151.
3 Киященко Л.П. О границах телесности человека // Телесность человека: междисциплинарные исследования. -М., 1993.-С.7-13.
4 Маслов Р.В., Позднева С.П. Философия телесности человека // Современная парадигма человека. - Саратов, 2000. - С.68-75.
5 Косевич Е. Человек и его тело в свете ветхого и нового завета // Философские науки. -1992. -№2.-С.49-61
6 Михель Д.В. Тело в западной культуре. - Саратов, 2000. социокультурные функции . В отечественной философии социальная телесность рассматривается с позиций категории социального бытия JI.B. Жаровым. И.М. Быховская выделяет природное, социальное и культурное тело человека. Построением моделей телесности в рамках культурно-исторического подхода занимается П.Д. Тищенко. Исследования телесной организации человека в структуре социального пространства представлены работами М. Мосса, М. Дуглас, Б. Тернера. Проблема приобретения социальных качеств человеческим телом становится предметом специальных исследований, посвященных анализу социализации телесности в процессе онто- и антропосоциогенеза8. В качестве социокультурного средства передачи информации в ходе социализации телесности выступает социальная память (И.С. Кон, ЯК. Ребане, В.Б. Устьянцев).
В связи с пониманием тела как первого пространства человека и проблемой структурной организации телесности особое значение приобретает категория «жизненное пространство», активно используемое в современной философии и основательно подвергнутое рефлексии О.Ф. Филимоновой. Значительный научный интерес для развития теории человеческой телесности представляют исследования по политической антропологии О. Дериси, О.Ю. Рыбакова, С. Эспинозы.
История тела стала предметом изучения во многих отраслях гуманитарного знания и в медицинской антропологии. Причем каждая из воспроизведенных историй тела не похожа по своему содержанию на другую, поскольку в одном случае это история сексуальности (М. Фуко), в другом -историческая психология тела (В. Шкуратов), в третьем - это история анатомических и физиологических исследований тела (Г. Глязер).
7 Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. -СПб., 1998. - С.249-250.
8 Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М., 1996; Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я - не ЯН Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1993. - С.74-84.
Широко распространившееся среди философов, социологов, культурологов понимание тела как первого источника знаков, символов и коммуникации (О. Шпенглер, М. Бахтин, Б. Тернер, К.Г. Юнг) способствует осмыслению человеческой телесности как знаковой системы. Телесная экспрессия и телесные переживания задают условия для различения внешнего (Э. Гидденс, А. Пиз, Р. Бердуайстел, Г. Калеро, Дж. Ниренберг, Р. Шефлен) и внутреннего (Ж.-О. Ламетри, Г. Буркхард, 3. Фрейд, А. Лоуэн) языков тела. В исследованиях К.Г. Юнга убедительно показано, что в телесность человека может включаться не только собственное «Я», но и «Я Другого», архетипы социального бессознательного9. Механизмами формирования внутренних структур телесности благодаря усвоению структур социальной среды являются интериоризация (П. Жане, Ж. Пиаже) и идентификация (3. Фрейд, Э. Эриксон).
Подвижное сочетание онтологического и социокультурного оснований телесности обнаруживается в работах, связанных с проблемой человеческого тела в формировании информационной картины мира и осмысления человеческой телесности посредством коммуникаций. Философские исследования природы информации (в работах Д.И. Дубровского, В.М. Глушкова, И.Б. Новика, А.Д. Урсула), информационной картины мира (в исследованиях Т.В. Андриянова, А.Д. Гиляровского, С. Нейла, Дж. Росса, Ф. Фейеша), информационно-культурологический подход к моделированию социокультурной среды личности (Г.А. Голицын, И.И. Ашмарин) открывают новые возможности в осмыслении человеческого тела. Существующее в науке понимание информации как любых возможных изменений дает способ представления телесности как пластичной, динамичной сложной информационной системы. В связи с характеристиками информационности и пластичности возникают вопросы о возможностях функционирования и развития телесности. Основами для такого исследования являются
9 См.: Юнг К.Г. Человек и его символы. - М, 1998. разрабатываемые в философии концепции развития человека (в работах Н.Г. Козина, И.Т. Фролова), учитывающие его универсальные критерии и объективные основания.
Значительным импульсом для философского осмысления человеческой телесности являются дисциплинарные исследования человеческого тела. В научном поле взаимодействия философских и дисциплинарных концепций человеческого тела особенно перспективным на современном этапе оказывается историко-генетический аспект. В то же время дисциплинарные подходы к проблеме тела не дают возможности раскрыть интегральную сущность различных измерений жизни человека в социуме, в его культурно-смысловых и пространственных структурах.
Проведенный обзор современных исследований позволяет выявить не только новые инновационные результаты осмысления человеческой телесности, но и обозначить пока еще не решенные проблемы. Среди них следует отметить разноплановость суждений о телесности как интегральной характеристике человека. В этой связи проблема внешнего и внутреннего состояний телесности не получила последовательной философской рефлексии.
Феномен социализации телесности не получил достаточно целостного онтологического рассмотрения. В социокультурном направлении исследования телесности сохраняется влияние социоцентризма, абсолютного приоритета культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Среди структуралистов бытует убеждение, что человек есть слепок формирующих его культурных условий. Индивид отражает изменчивые формы структуры культуры. Без внимания остаются внутренние способности телесности к саморазвитию. .
Остаются нерешенными ряд проблем единства исторического и логического, подходов. О единстве исторического и логического в исследовании проблемы человеческой телесности можно сказать, что логика развития философской мысли отразила логику самой предметности человеческой телесности. Поколения философов искали специфику телесного бытия человека либо в вещественной определенности человеческого тела, его чувственных свойствах, либо в сверхчувственных свойствах духа. Обсуждение проблемы «тело - дух» на уровне индивида не давало подлинного понимания ни телесности, ни духовности человека.
На практически-познавательное отношение к человеческой телесности в отечественной философии в 30 - 80-ые годы оказали мощное влияние ценностные установки и ориентации, характерные для диалектического и исторического материализма. Теоретический и практический негативизм по отношению к телу человека, его качествам и функциям отражал общую мировоззренческую установку, в которой человек рассматривался как средство для достижения высоких внечеловеческих целей, а человеческая телесность оставалась маргинальной проблемой.
Не прослежено формирование онтологических начал целостности человеческой телесности. Не получила последовательной философской рефлексии проблема внешнего и внутреннего состояний телесности, проблема их взаимного дополнения. Остаются без достаточного философского осмысления многие научные данные об особенностях телесной организации человека, в том числе нейрофизиологические основы различения восприятия человеком внешнего и внутреннего мира и знаково-символических функций.
Выявленные в ходе анализа современных концепций человеческой телесности проблемы образуют объект исследования диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является философский анализ целостности человеческой телесности в единстве онтологического и методологического аспектов.
Поставленная цель обусловливает постановку и решение следующих задач:
- анализ философских традиций понимания человеческой телесности;
- выявление парадигмальных оснований и подходов к человеческой телесности в современной философии;
- определение проблемного поля и семантических границ понятия телесности;
- методологический анализ структурной организации телесности через призму пространственных категорий внутреннего и внешнего; поиск интегративных оснований функционирования структурной организации телесности.
Методологическая и теоретическая основа исследования включает: философские категориальные структуры и принципы исследования человеческой телесности (категории внутреннего и внешнего, принципы системности, дополнительности); опыт методологического синтеза диалектического, ретроспективно-исторического, феноменологического, социокультурного и интегративного подходов в осмыслении телесного пространства.
Теоретические источники исследования составляют философские воззрения J1. Фейербаха о вхождении тела в сущность человека; интерпретация телесности человека в аспекте субъективности и объективности, внутреннего и внешнего (А. Арто, М. Бахтин, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше).
В ряду методологических положений, разработанных в философии и принятых диссертантом, находятся следующие: 1. Тело является первым пространством человека и природной основой для его становления. 2. Понятие телесности отлично от понятия тела и не сводимо к нему. Телесность является интеграцией сознательного и бессознательного опыта человека, совокупностью духовных и материальных качеств человеческого тела.
В диссертационном исследовании используются методологические программы дисциплинарных наук: концепция двухпроцессного механизма функционирования мозга К. Прибрама, концепция алекситимии П. Сифнеоса, а также эмпирический материал психологии и медицины. Научная новизна исследования.
- С новых теоретических позиций дается обобщенная характеристика проблемного поля человеческой телесности.
- По-новому определены категориальные различия тела и телесности. Дается философская рефлексия человеческой телесности через пространственные и информационные категории.
- Концепция телесности впервые рассмотрена с позиций многоуровневости структурной организации и креативной динамичности целостной системы.
- Выявлены принципы взаимодействия внешнего и внутреннего векторов телесного пространства, определен методологический потенциал активизации внутреннего фактора развития человеческой телесности.
- Впервые к анализу человеческой телесности применена современная информационная парадигма.
- С новых теоретических позиций проведен философский анализ нейрофизиологических основ дифференциации внутреннего и внешнего в экзистенциальном пространстве человека.
Положения, выносимые на защиту.
1. Анализ развития философских представлений о человеческой телесности в историко-философском процессе показал невозможность рассмотрения телесности в отрыве от духовности. В философии закрепляются категории внешнего и внутреннего бытия человека, достигается осознание человеческой телесности как ценности. Установлено, что в классической философии формируются основы для феноменологического и социокультурного подходов к исследованию телесности в современной постклассической философии.
2. Телесность является: интегральной характеристикой экзистенциального опыта человека; комплексом природных, социальных и культурных качеств человеческого тела; полем взаимодействия внутреннего и внешнего жизненного пространств человека; овладевшим в ходе социализации различными языками телом.
3. Исходным жизненным пространством человека является его тело. Познание этого пространства и овладение им в онтогенезе и культуро- и социогенезе определяет познание и овладение внешним миром и диалогичность со всеми другими жизненными пространствами человека.
4. Диалектика внутреннего и внешнего в телесности человека раскрывается во взаимодействии а) внешних природных (географических, климатических, временных физических и филогенетических), внешних культурных (культурно-исторических, социокультурных) факторов; б) внутренних природных (индивидуально-генетических, биологических, физиологических) и внутренних культурных (духовных, мировоззренческих) факторов. Внешнее поведение человека во многих отношениях является обратной стороной формирования структуры внутреннего телесного опыта. Внутренние структуры субъективного опыта телесности обретают социальный и культурный уровень бытия под влиянием социальных и культурных факторов.
5. Телесность человека является многомерной, креативной, целостной информационной системой. Основополагающим принципом целостности человеческой телесности является информационное взаимодействие различных ее уровней, позволяющее поддерживать соответствие между внутренними и внешними потоками информации и развитие способности диалога между «внешними» и «внутренними» состояниями тела. Знаки и символы, как акты внешнего и внутреннего в пространстве телесности, соединяются в одну языковую структуру.
6. Рефлексия является способом гармонизации человеческой телесности, усиливая смысловую направленность взаимодействия различных ее уровней посредством перекодирования и переоценки информации, способствует объективизации внутренних переживаний человека. На функциональные изменения телесности влияет эмоциональная значимость информации, ее интерпретация и индивидуальные смыслы. Посредством внешних и внутренних информационных взаимодействий человека формируются внутренние смысловые структуры в организации телесного пространства.
7. Развитие человека становится возможным не только посредством расширения возможностей телесного пространства, но и благодаря оптимизации внутреннего вектора пространства телесности, включая внутренние культурные ценности и смыслы, потребности роста, индивидуальное мировоззрение и активность в построении образов внутреннего и внешнего мира, творческую активность и развитие способностей принятия решений.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое значение для развития идеи телесного начала человеческого бытия в онтологии и феноменологии философии, могут использоваться для развития методологии дисциплинарных наук о человеке. Основные положения и выводы диссертационной работы могут использоваться в разработке учебных курсов по социальной философии, психологической и медицинской антропологии.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая содержит два параграфа), заключения и библиографии. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, анализируется современный уровень разработанности выбранной проблемы в научной литературе. Формулируется цель и задачи исследования, излагаются его научная новизна,
Заключение научной работыдиссертация на тему "Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания"
выхода
Словесные выражения чувств представляют собой психологическое, физиологическое и социологическое явления, отмеченные признаками обязательности. М. Мосс старался показать, что «большая категория словесных выражений чувств и эмоций у весьма значительной части населения целого континента содержит в себе только коллективное начало». Коллективное начало способно увеличивать интенсивность чувств. Коллективные выражения чувств - это не просто демонстрации; это знаки, язык. Крики, плач составляют как бы фразы и слова. Их надо произносить
248 именно потому, что вся группа их понимает . Свои собственные чувства проявляют для других, поскольку они должны быть выказаны. Их проявляют
245 Идея о внутренних психологических ролях и «внутренней драме» принадлежит Я.Л. Морено. СМ.: Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1993. - С.176-178,204-205; Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб., 1998. - С.404-406.
246 Рудестам К. Групповая психотерапия - М., 1993. С.176-206.
247 Бэкон. Ф. Сочинения в двух т. T.2. - М., 1978. С.412.
248 Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М., 1996. С.81-82. ради самого себя, выказывая их перед другими и для других. Это по существу, символика. Выражение чувств становится важным, поскольку они являются сообщением кому-то.
Феномен рефлексии, саморефлексии, интроспекции неотделим от существования человечества и изучался мыслителями различных времен и народов в своих мыслительных лабораториях. Философская мысль, медицинская практика дали основания для построения широкого спектра психотерапевтических теорий, обозначающих саморефлексию как универсальное средство преодоления многочисленных болезненных психосоматических симптомов, поведенческих комплексов, стереотипов поведения, внутриличностных конфликтов. Саморефлексия выступает уникальным средством личностного самосовершенствования, охватывает осознание своего поведения, своих поступков, своих желаний, мотивов, т.е. различного рода телесных проявлений. Описание таких примеров дает богатейшая практика психоанализа, гештальттерапии, рациональной психотерапии. Каким образом наш мозг и все наше тело реагирует на происходящие с нами события, способно продемонстрировать такое современное направление психотерапии как нейро-лингвистическое программирование, вобравшее в себя как последние достижения науки так и опыт древнейших телесных практик. Наше тело реагирует беспрерывно на поток внешних импульсов, щадя сознание от непосильной фиксации на их обработке. В процессе эволюции события, происходящие с человеком, приобретают все большую значимость для человека не в содержании, а в своей форме. Значимость событий субъективна и формализуется, преломляясь через индивидуальные смыслы и через индивидуальное запечатление их телесным опытом. Все наше тело (а не только мозг) воспринимает и кодирует информацию о воспринятых и созданных нами образах. Сам смысл слова «информация» содержится в контексте взаимосвязи с ее носителем (от лат. in-forma-re - приводить в форму, придавать форму, изображать, представлять, создавать понятие, представление, порядок). Создание информации аналогично приведению к форме, оформлению, образованию порядка. Патологическая информация в таком случае - дезинформация, или деформация. Осознание своих телесных состояний или переформализация запечатленных событий новым способом ведет к восстановлению телесных функций или к построению более адекватного образа себя и согласованию своих внутренних намерений с образом действий. Саморефлексия своих телесных состояний позволяет интерпретировать сигналы телесного языка на языке сознания, производя своего рода разблокирование внутренних информационных каналов. Безусловно, диалог между внутренним и внешним каналом телесности возможен не только на языке сознания. Но, по всей видимости, сознание, являясь фокусом бессознательного, может усиливать этот диалог, придавать ему особую значимость, качественно трансформировать путем переформализации. Известно и обратное явление. Активность сознания часто препятствует адаптации, непосредственному контакту с телом, его «оживлению». В психологии известен феномен чрезмерно завышенного самоконтроля - контролирующей функции ума. Телесная психотехника использует в этом случае прием «забалтывания» внутреннего диалога путем перегрузки кинестетической информацией и максимальным расслаблением тела249. Все это говорит о том, что сознание и тело развиваются в балансе, при этом инициирующим фактором изменений в сторону большей адаптации может быть как тело, так и сознание. Восстановить интеграцию действия, мысли и чувства, утраченную на ранних этапах развития, восстановить соответствие между сознанием и телом значит восстановить целостность и гармоничное развитие человека.
Использование осознания как объективизацию, выведение внутренних ощущений на внешний уровень по отношению к бессознательному, разгружает наше тело. Значительная часть нашей жизни состоит из быстро
249 См.: Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия. - М., 1999. сменяющихся, еще не высказанных намерений или неоформившихся мыслей. Писание записки в известном отношении приводит к удовлетворению, разрядке. Использование средств внешней памяти обычно разгружает нашу собственную память.
С одной стороны, можно выделить «первичные чувства»: страх, влечение, удовольствие, неудовольствие; они связаны с телесными напряжениями и возбуждениями. С другой стороны, существуют «вторичные» интенциональные чувства, которые можно назвать духовными, они вызваны внутренними состояниями ума, относящимися к воображаемым, нереальным вещам. Именно духовные чувства связаны с вербальным языком. Ощущение в этом втором смысле интериоризирует, делает своим то, что объективировано мыслью. Ощущения обладают очень сложным типом интенциональности. Они не просто внутренние состояния, но интериоризированные мысли. Вторичное означение телесных ощущений связано с усвоением существующих в культуре взглядов. Формирование культурных и духовных чувств во многом опирается на речевую практику воспитания и образования. Мысль, высказываемая в последнее время представителями герменевтики, о том, что, чувство рождается языком, выглядит на первый взгляд довольно странной, но она имеет свои основания: язык не просто выражает чувства, но и культивирует их.
Наиболее очевидным свидетельством жизненности контакта считается наличие резонанса телесных и психических процессов. Если телесный и вербальный язык переживаний соответствуют друг другу, индивид полно и целостно испытывает то или иное чувство или страдание, а также свободно выражает его телесно - движениями, позами, мимикой и пр. Известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт (при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка, ведет к недоразвитию «аффективных схем» и нарушениям взаимоотношений с окружающими и, кроме того, связан с трудностями в вербализации собственных переживаний и бедностью словаря, относящегося к аффективной жизни250. В языке разрушаются строгие границы между внешним поведением и внутренним состоянием: вербальные обозначения экспрессивного поведения в обыденной речи никогда не понимаются просто как описание моторных движений, а используются для описания эмоции.
Как показано в философских, медицинских и психологических исследованиях, нарушение осознанных и неосознанных информационных связей человека с внешним природным пространством, пространством малых и больших социальных групп могут приводить к социальной, психической и даже биологической дезадаптации человека251.
Тело является частью субъективного опыта и воплощением информации. В его структурах хранится чувство и знание эволюции вида и индивидуума. Тело - уникальный инструмент познания и осознания, контакта с непрерывным и неделимым потоком жизни. Информация, сообщаемая телом намного богаче и комплекснее, чем только можно себе представить. Через тело мы контактируем с разными явлениями и процессами: глубинным Я, эмоциональными взаимосвязями, сопротивлениями и защитными блоками, ребенком, который продолжает жить внутри нас, попытками взрослого найти цели и достичь их, в целом - это основной канал, посредством которого мы прикасаемся к миру. Если объединить дыхание, ощущения, мышление и сознание, образуется уникальный инструмент для исследования иных недостижимых аспектов нашего существования. Таким образом, тело - один из основных взаимодействующих устройств между внешним миром и внутренним миром циркуляции нашей энергии, физиологических процессов, ощущений, мыслей, вместе с тем - это канал между нашим сознающим Я (личностью) и более глубокими слоями (сущностью).
250 Реаке Т., Egli В. The language of feelings // J. Contemp. Psychoter. - 1992. - V. 13. -№ 2. - P. 162-174.
251 Сухарев A.B. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психол. журнал. - 1996. -Т. 17, №2.'-С. 129-137.
Информация не принимается извне в чистом виде, а перерабатывается внутренними преобразующими силами. Информация преобразуется в новую форму, пригодную для дальнейшей жизнедеятельности, чтобы в дальнейшем оказывать влияние на внешний мир. Телесный феномен может быть понят как знаково-символическая форма в контексте пережитого опыта социализации. Внешняя репрезентация глубинных структур человеческого мышления проявляется в искусстве, ритуале, паттернах поведения. Расширение личностного и телесного пространства происходит в процессе коммуникации, в том числе за счет развития знаковой системы (языка).
Информационный подход в анализе многоуровневой системы телесности является и функциональным в том смысле, что дает возможность представления, каким образом может идти функционирование целостной системы. Обобщим ряд сделанных в параграфе выводов.
Информационная система телесности организуется внешне и внутренне направленными потоками информации и обеспечивает взаимодействие различных уровней телесности между собой и с окружающим пространством. Каждый уровень организации телесного пространства вырабатывает свои языки: вербальный, язык экспрессии внешнего тела, язык эмоций, патологический язык внутренних органов, язык сознательного и бессознательного. Для поддержания целостности телесности необходим информационный обмен различных ее уровней, невозможный без качественной интерпретации и понимания смыслов передаваемой информации. Телесность необходимо приобретает смысловые структуры своей организации. Рефлексия становится способом поддержания целостности человека и способствует объективизации внутренних переживаний, оптимизируя взаимообмен между внешним и внутренним миром человека. В то же время, сознание за счет чрезмерно развитой функции контроля может сдерживать информационный обмен между внешним и внутренним миром и затруднять процесс адаптации. Сохранению целостности человека способствует сбалансированное развитие сознания и тела. Инициирующим фактором изменений в сторону большей адаптации может быть как тело, так и сознание. Гармонизации системы телесности способствует соответствие между языками внутреннего и внешнего тела. Объективизация внутренних переживаний путем материализации их в знаках, способствует оптимизации взаимообмена между внутренним и внешним миром человека. Знаки и символы как акты внешнего и внутреннего в пространстве телесности, соединяются в одну языковую структуру.
Тщательная философская рефлексия современных научных знаний о теле, мозге, сознании и онтологических начал концепции телесности дает возможность выявить ее конструктивные методологические основания:
- многоуровневость компонентов системы телесности;
- разнонаправленность тенденций (внутренне и внешне направленные) в организации пространственных структур телесности, центром которой является человеческое Я;
- комплексность характеристик человеческого тела, формируемая в процессе взаимодействия внешних и внутренних природных и культурных факторов;
- информационность системы телесности, обеспечивающая взаимодействие между различными ее структурными уровнями и функционирование ее как целостности в окружающем мире;
- пластичность и активность телесности за счет формирования внутренних смысловых структур своей организации.
Среди инструментальных методологических оснований концепции телесности наиболее эффективными оказываются компонентно-системный, структурно-системный, функциональный и информационно-интегративный подходы, способствующие формированию образа целостной телесности человека и целостного его бытия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие телесности выступает одним из важнейших методологических инструментов анализа человеческого бытия и исследуется представителями различных направлений теоретической мысли. Анализ имманентных характеристик человеческого тела, определение их роли в жизни человека были предметом исследовательских усилий многих мыслителей в истории философии.
Рассмотрение телесности в опыте онтологического постижения позволило выявить множественность ее измерений: телесное и духовное; пространственное и временное; биологическое, социальное и культурное. Исследование человеческого тела в философии всегда было сопряжено с осмыслением его духовности, сознания, мышления, памяти. Во всех концепциях человека выделялись две основные его части: тело и душа как внешнее и внутреннее. Существующая в сознании дихотомия души и тела вписывается в общую проблему диалектики внешнего и внутреннего в человеке, сопровождающуюся попытками логического синтеза.
Анализ динамики проблемного поля телесности позволяет выявить ряд направлений, в которые оформлялись философские воззрения о теле: натурфилософское, аксиологическое с преобладанием этического в античной традиции; схоластическая в средневековье; метафизическая в новое время; феноменологическая и социокультурная в современности.
Телесность является совокопнустью различных качеств и состояний человеческого тела, единством сознательного и бессознательного опыта человека. Человеческая телесность представлена различными измерениями. В первом измерении телесность выступает как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни, во втором - в пространство межиндивидуальных связей и в третьем - в пространство культуры. Любое измерение телесности во внутреннем и внешнем жизненном пространстве необходимо сопровождается организацией различных языков.
В истории философии тело не раз рассматривалось извне и изнутри. Сущностным в телесности становится единство внешнего и внутреннего ее бытия. Анализ пространственных структур телесности помогает осмыслить дихотомию внешнего и внутреннего в человеке как выражение различных тенденций в развитии: расширение и углубление своего существования.
Примененные автором структурный и функциональный подходы в анализе человеческой телесности позволяют представить телесность в виде многомерной, целостной, пластичной, информационной системы, уровни организации которой образуются разнонаправленными центростремительными и центробежными внутренними и внешними векторами экзистенциального пространства. Соответственно можно выделить внутренний природный и внешний природный, внешний культурный и внутренний культурный уровни телесного бытия человека.
Для гармоничного, оптимально адаптивного существования телесности необходимо развитие способности информационного обмена. между внутренними и внешними потоками информации в системе телесности и развитие способности диалога между «внешним» и «внутренним» телом, между различными языками телесности. Телесность необходимо приобретает смысловые структуры своей организации. Рефлексия способствует объективизации внутренних переживаний, оптимизируя взаимообмен между внешним и внутренним миром человека. Объективизация внутренних переживаний в знаках способствует оптимизации взаимообмена между внутренним и внешним миром человека. Инициирующим фактором изменений в сторону большей адаптации может быть как тело, так и сознание.
Чрезвычайно важным становится рассмотрение в онтологии и теории познания современных достижений в области механизмов работы мозга, биологических оснований в организации социокультурного пространства человека, экспериментальных исследований психологии. Философский анализ современных открытий в науке позволяет обогатить представление о возможностях изменений и развития человеческой телесности благодаря внутренним, индивидуальным факторам и усилить их философское и методологическое значение. Синтез философии и дисциплинарных наук открывает новые методологические горизонты и способствует выявлению возможной общей основы конструирования целостной системы знания о различных аспектах телесности.
Философская онтология становится способом объединения различных разделов естествознания и общественных наук, посвященных проблемам человеческого тела и телесного бытия, вырабатывает формы установления определенного единообразия теоретических языков используемых наук для создания новой системы понятий концепции телесности.
В связи с многообразием проблемного поля человеческой телесности можно обозначить некоторые перспективные направления в области ее исследования. Внешнее экзистенциальное пространство человека является важнейшим условием формирования его телесности. Актуальность продолжения разработки проблемы комплементарности телесного пространства и внешнего жизненного пространства видится в необходимости выявления новых качественных характеристик телесности человека во взаимосвязи с окружающим миром.
Особенно перспективным является информационный подход в рассмотрении телесности. Представление о телесности как информационной системе, охватывающей всевозможные уровни телесного бытия человека, владеющей различными языками и активно вырабатывающей новые, дает возможность снятия фиксации на теле человека как на статичном пассивном материальном объекте, строго выполняющем роль места, детерминированном жесткой программой своего развития. Информационное видение телесности фиксирует такие ее характеристики как духовность, многомерность, активность, пластичность, разнонаправленность тенденций развития как основа возможности существования. Концепция телесности как информационной системы может быть более углубленно проработана и дополнена энергоинформационным подходом. Весьма значимым и ценным представляется рассмотрение в философии различных языков телесности, не нашедшее еще своего должного внимания.
Тенденция рассмотрения человека как особой целостности в качестве своего основания имеет человеческое тело, которое можно представить в виде интенсивной системы.
Список научной литературыФролова, Светлана Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопр. психол. - 1995. - № 2. - С.130-137.
2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.-224 с.
3. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий / Петр Абеляр. М.: Республика, 1992. - 332 с.
4. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. - 462с.
5. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.-496 с.
6. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1970. - 776 с.
7. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. 4.1. М.: Мысль, 1969. -576с.
8. Анциферова Л.И. Общественно-исторический характер телесности бытия человека // Биология человека и социальный прогресс. Пермь: ПГУ, 1982,- С.89-96.
9. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1976. - 550 с.
10. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.З. М.: Мысль, 1981. - 613 с.
11. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. - 830 с.
12. Арто А. О балийском театре. Восточный театр и западный театр. Чувственный атлетизм // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1985. - С.230-245.
13. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социол. исслед. 1990. - № 7. - С.42-49.
14. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. - 526 с.
15. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966.-200 с.
16. Аскин Я.Ф. Философские категории: преемственность и изменение // Методологические функции философских категорий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - С.5-23.
17. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопр. философии. 1976. - № 6. - С. 102-111.
18. Ашмарин И.И., Иванченко Г.В. Человек, культура информационный подход // Человек. - 1999. - № 2. - С. 182-185.
19. Бадж Э.У. Легенды о египетских богах. М.; Киев: Рефл-бук: Ваклер, 1997.-297 с.
20. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.
21. Батищев Г.С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение // Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983. -С.250-273.
22. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Искусство, 1990. .- 543 с.
23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
24. Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М.: Московский клуб, 1992. -336 с.
25. Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. - 556 с.
26. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. - 151 с.
27. Бехтерева Н.П. О мозге человека: XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб.: Издательство «Нотабене», 1997. - 67 с.
28. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-416 с.
29. Боннар А. Греческая цивилизация: От Иллиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии. М.: Искусство,1995.-671 с.
30. Бруно Д. Диалоги. М.: Госполитиздат, 1949. - 552 с.
31. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев: Новый Акрополь: Бронт,1996.-288 а
32. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.- 175 с.
33. Бурдье П. Начала. М.: Социологос, 1994. - 287 с.
34. Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек. М.: Республика, 1995. - С.121-132.
35. Васильев В.В. «Высшее проникновение» новоевропейской философии // Вопр. филос. 1997. - № 1. С. 107-119.
36. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. -200 с.
37. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -520 с.
38. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.-343 с.
39. Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. - № 1.-С.150-154.
40. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики, 1999. 520 с.
41. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. - 487 с.
42. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
43. Гален К.О. О назначении частей человеческого тела. М.: Медицина, 1971.- 555 с.
44. Гасилин В.Н. Становление человека и проблемы идентификации // Человек. Культура. История. Саратов, 1993. - С.4-13.
45. Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1972. - 668 с.
46. Гегель Г. Сочинения. Т.4. М.: Соцэкгиз, 1959. - 440 с.
47. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т.З. М.: Мысль, 1977.-471 с.
48. Гелен А. К систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 152-201.
49. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопр. филос. 1998. -№ 4. - С.50-63.
50. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. -М.: Медгиз, 1956.-243 с.
51. Глязер Г. О мышлении в медицине. М.: Медицина, 1969. - 268 с.
52. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1989. - 621 с.
53. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. Т. 1. М.: Мир, 1992. - 496 с.
54. Гольбах П.А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. М.: Соцэкгиз, 1940. - 456 с.
55. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психол. 1995. -№ 2. - С.137-149.
56. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопр. филос. 1997. - № 3. -С.90-102.
57. Григорьян Б.Т. Философская антропология. -М.: Мысль, 1982. 188 с.
58. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993.-504 с.
59. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.
60. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.-357 с.
61. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т.4. -М.: Рус. Яз., 1998. 684 с.
62. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.
63. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. - 710 с.
64. Декарт Р. Сочинения: В 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1989. - 654 с.
65. Депенчук НИ, Крисаченко B.C., Парахонский Б.А. Методологические аспекты исследования антропогенеза. Киев: Наук. Думка, 1990. - 224 с.
66. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. - 570 с.
67. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Г. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Изд-во «Таврида», 1993. - С.71-74.
68. Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. - 126 с.
69. Заблуждающийся разум. М.: Политиздат, 1990. - 461 с.
70. Иваницкий A.M. Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза // Журн. высш. нервн. деят. 1996. - Т.46, № 2. - С.241-252.
71. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. - 200 с.
72. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М.: Соцэкгиз, 1961. - 629 с.
73. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 255 с.
74. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
75. Кант И. Собрание сочинений: В 6-и т. Т.1. М.: Мысль, 1963. - 543 с.
76. Кант И. Собрание сочинений: В 6-и т. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1965. - 544с.
77. Кант И. Собрание сочинений: В 6-и т. Т.4, ч.2. М.: Мысль, 1965. - 478с.
78. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998.-752 с.
79. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Философские науки. 1991. - № 7. - С.91-134.
80. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. - 220 с.
81. Кириллов А.И. Мистическое учение древних. М.: Б.и., 1994. - 40 с.
82. Кириллов М.М., Орлова М.М. Психологическая диагностика и реабилитация больных заболеваниями легких. Саратов: Изд-во Сарат. медицинского института, 1989. - 61 с.
83. Киященко Л.П. О границах телесности человека // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Изд-во «Таврида», 1993. - С.7-13.
84. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. филос. 1997. - № 3. - С.62-79.
85. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. -607с.
86. Козин Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек. Статус человека в объективной реальности. Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 1988. - 198 с.
87. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разрешению Я не Я // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1993. - С.74-84.
88. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
89. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
90. Кондильяк Э.Б. Сочинения: В 3-х т. Т.1- М.: Мысль, 1980. 334 с.
91. Косевич Е. Человек и его тело в свете ветхого и нового завета // Философские науки. 1992. - № 2. - С.49-61.
92. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. психол. 1995. - № 3. -С. 5-20.
93. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1978 160 с.
94. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995. -607 с.
95. Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности. Философские очерки.
96. Ижевск, 1993. -294 с. 96 Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. - № 4. - С. 143-151.
97. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. - 336 с.
98. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.
99. Ламетри Ж.О. Сочинения. 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. - 509 с.
100. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984. - 286 с.
101. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 535 с.
102. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1982. - 636 с.
103. Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. -М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. 1028 с.
104. Леонардо да Винчи. Избранное. М.: Госполитиздат, 1952. -258 с.
105. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.: Контур, 1998. - 464с.
106. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.1 П7
107. Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. - 583 с.
108. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.
109. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской школы, 1999. - 448 с.
110. Лоуэн А. Язык тела. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 384 с.
111. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука, 1970. - 664 с.
112. Мадоян И. А. Биоэтика: принципы, правила, проблемы // Человек.1999.-№5.-С.183-186. 113. Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы филос. 1997. - № 3. - С.48-61.
113. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия. -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144 с.
114. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопр. филос. 1998. - № 2. - С.43-53.
115. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. - 381 с.
116. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. - 341 с.
117. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995. - 352 с.
118. Маслов Р.В., Позднева С.П. Философия телесности человека. // Современная парадигма человека. Саратов: Изд-во Сарат. техн. ун-та, 2000. - С.68-75.
119. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Изд-во «Смысл», 1999.-425 с.
120. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.
121. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. - 63 с.
122. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999.-606 с.
123. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 429 с.
124. Мифологический словарь. М.: Сов. Энцикл., 1991. - 736 с.
125. Михель Д.В. Тело в западной культуре. Саратов: Научная книга, 2000. -172 с.
126. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М.: Прогресс, 1965. 238 с.
127. Михель Д.В. Тело в западной культуре. Саратов: Научная книга, 2000. -172 с.
128. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.-360 с.
129. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972.- 190 с.
130. Налимов В В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. - 266 с.
131. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. 256 с.
132. Никитина А.Г. Структура «Я» и «фундаментальная политическая альтернатива // Вопр. Филос. 1999. - № 12. С.22 - 31.
133. Николай Кузанский. Сочинения: В 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1979. - 488 с.
134. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990. — 342 с.
135. Николис Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека // Вопр. филос. 1997. - № 3. -С.85-89.
136. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - 829 с.
137. Ницше Ф. Воля к власти. М.: ТОО «Транспорт», 1995. - 301 с.
138. Новик И.Б., Абдуллаев. Введение в информационный мир. М.: Наука, 1991.-225 с.
139. Нуллер Ю.Л. Депрессия и деперсонализация. Д.: Медицина, 1981. -207 с.
140. Нуллер Ю.Л., Михаленко И.Н. Аффективные психозы. Л.: Медицина, 1988.-263 с.
141. Оезер Э. Мозг, язык и мир // Вопр. филос. 1998. - № 5. - С.80-84.
142. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С.5-18.
143. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.
144. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Изд-во «Весь мир», 1997. -704 с.
145. Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Философия медицины. Киев: Здоровье, 1979.-230 с.
146. Пигров К.С. Социально-философская антропология // Очерки социальной философии. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1998. -С.132-133.
147. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992. - 265 с.
148. Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1993. - 527 с.
149. Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.З. М.: Мысль, 1994. - 524 с.
150. По дорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.
151. Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. - 427 с.
152. Полис А.Ф. Оптимизация эмоциональной жизни как пограничная проблема экологии человека // Взаимодействие общества и природы. -М.: Наука, 1986. С.284-303.
153. Польские мыслители эпохи Возрождения. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.-318 с.
154. Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений». М.: АОН, 1990. - 312 с.
155. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. - 487 с.
156. Прель К. Философия мистики или Двойственность человеческого существа. М.: REFL-book, 1995. - 490 с.
157. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. - 464 с.
158. Райх В. Функция оргазма. СПб-Москва: Изд-во «Университетская книга», 1997. -304 с.
159. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.
160. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопр. психол. 1997. - № 5. - С.118-129.
161. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. - 368 с.
162. Руднев В. Морфология реальности. М.: Республика, 1996. - 285.с.
163. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. - 352 с.
164. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Стресс и поисковая активность // Вопросы философии. 1979. - №4. - С.117-127.
165. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1983. - 360 с.
166. Самоорганизация в природе. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1996. - 228 с. 168 Сенека JI.A. Нравственные письма к Луцилию. - Кемерово: Кн. изд-во,1986.-462 с.
167. Силин А.А. Живое в концепции информационных отображений // Филос. науки. 1998. - № 2. - С.118-136.
168. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. - 93 с.
169. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробйологические основы творчества. М.: Наука, 1993. - 111 с.
170. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. - 437 с.
171. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. 1995. - № з. - С.139-150.
172. Смирнова Е.Р., Шапкина Н.В. Человек в контексте культуры. Введение в социокультурную антропологию. Саратов: Изд-во Сарат. техн. ун-та, 1997.-78 с.
173. Современная парадигма человека. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. -198 с.
174. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. -414 с.
175. Современный философский словарь. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск: ПАНПРИНТ, 1998. - 1064 с.
176. Современный экзистенциализм. М.: Мысль, 1966. - 567 с.
177. Соколов Е.Н., Вайткявичюс Г.Г. Нейроинтеллект: от нейрона к компьютеру. М.: Наука, 1989. - 238 с.
178. Соколова Е.Т. «Где живет тошнота?» // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 1. - С.86-101.
179. Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопр. психол. 1995. - № 2. - С.92-105.
180. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SVR-Аргус, 1995. -360 с.
181. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. Т.1- М.: Госполитиздат, 1957.-631 с.
182. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. - 145 с.
183. Сухарев А.В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара // Вопросы психологии. 1997. - № 3. - С.92-101.
184. Танатография эроса. СПб.: МИФРИЛ, 1994. - 346 с.
185. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993. -166с.
186. Тернер Б. Современные направления развития теории тела // THESIS. Жнщина, мужчина, семья. М., 1994. - Вып. 6. - С. 137-167.
187. Тэрнер В. Символ и ритуал: Пер. с англ. М.: Наука, 1983. - 277 с.
188. Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968. - 287 с.
189. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М.: Наука, 1975.-287 с.
190. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - 269 с.
191. Устьянцев В.Б. Антропология жизненного пространства // Жизненное пространство человека и общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - С.5-16.
192. Устьянцев В.Б. Проблема становления социального. Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 1982. - 172 с.
193. Устьянцев В.Б. Социальная память и начало исторического знания // Философские вопросы социального познания. Саратов, 1980. - С.35-39.
194. Фейербах Л. Сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Наука, 1995. - 502 с.
195. Фейербах Jl. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Наука, 1995. - 424 с.
196. Филимонова О.Ф. Жизненное пространство человека. Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1998. - 40 с.
197. Философско-методологические основания системных исследований: Системный анализ и системное моделирование. М.: Наука, 1983. -324 с.
198. Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т.1. СПб.: Мифрил, 1993. - 686 с.
199. Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т.2. СПб.: Мифрил, 1993. - 798 с.
200. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм. М.: Педагогика-пресс, 1993. - С.149-162.
201. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.
202. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
203. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии: Пер. с англ.. М.: Политиздат, 1986. - 702 с.
204. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. - 455 с.
205. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
206. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси: «Мерани», 1991. -399 с.
207. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983. -350 с.
208. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Аст-Лтд, 1998. - 672 с.
209. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону власти и сексуальности. М. Магистериум; Касталь, 1996.
210. Фуко М. История сексуальности III: Забота о себе. - Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.
211. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманит. наук: Пер. с франц.. М.: Прогресс, 1977.-488 с.
212. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления. М.: Республика, 1993. -445 с.
213. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. -Новосибирск: ВО «Наука», 1992. 792 с.
214. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995. - 527 с.
215. Черников В.Г. Гегелевское понятие «граница» и диалектика пространственного развития общества // Вестник Моск. ун-та, сер.7. Философия. 1983. - № 5. - С.48-57.
216. Черносвитов Е. В. К философскому анализу деструкции сознания личности // Философские науки. 1982. - № 2. - С.61.
217. Черняк JI. Органическое как аналогия разумного // Вопр. филос. 1997. -№ 1. - С. 120-137.
218. Шеховцев А.Ю. Информационная парадигма. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. -177 с.
219. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д: Город N, 1994. -288 с.
220. Шопенгауэр А.О. О четвертом корне. Мир как воля и представление. Т.1.-М.: Наука, 1993.-672 с.
221. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. - 663 с.
222. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973. - 216 с.
223. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. -703 с.
224. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
225. Эстетика американского романтизма: Сб. статей: Пер. с англ.. М.: Искусство, 1977. - 464 с.
226. Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. - 320 с.
227. Эшби Р.У. Конструкция мозга: Происхождение адаптивного поведения. -М.: Мир, 1964.-411 с.
228. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
229. Юнг К.Г. Архаичный человек // Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. -336 с.
230. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. - 368 с.
231. Ямпольский М. Демон и лабиринт. М.: Изд-во «Новое литературное обозрение», 1996. - 335 с.
232. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. -Саратов: Изд-во Сарат. техн. ун-та, 1997. 272 с.
233. Ярышкин В.П. Историческое развитие человека. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - 140 с.
234. Barbu Z. The problems of Historical Psychology. N.Y., 1960.
235. Bataille G. Eroticism. London: Marion Boyars, 1987.
236. Cassirer E. An essey on man: An introduction to a philosophy of rational thought. New York; London, 1966.
237. Chernyak L. Tauber A. I. Concerning Individuality // Biology and Philosophy.- 1992.-№7.p.489-499.
238. Cleveland S.E. Perception of body size in schizophrenia // Arch. Gen. Psychiat. 1962. - Vol. 7. - P.277-285.
239. Cosans C. Anatomy, metaphysics and values: The ape brain debate reconsidered // Biology a. Philosophy. Dordrecht etc. - 1994. - Vol. 9. - № 2.- P.129-165.
240. Douglas M. Natural Symbols. London, 1980.
241. Featherstone M., Hep worth M., Turner B. The Body: Social Process and Cultural Theory. L., 1991.
242. Fisher S. Body perception upon awakening // Perc. Mot. Scills. 1976. - Vol. 43. - № 1. - P.275-278.
243. Garver C.S. A cybernetic model of self-attention processes // Journal of Personality and Social Psycology. 1979. - V. 37. - № 8. - P.1251-1281.
244. Giddens A. Sociology. Cambridge: Polity Press, 1989.
245. Grundprobleme der groben Philosophen. Vandenhoeck & Ruprecht in Gottingen, 1988. -269 p.
246. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phnomenologie und Phanomenologischen Philosophie. Zweites Buch. Hague, 1969.
247. Kepner J. Body process: A Gestalt approach to working with the body in psychotherapy.-N.Y., 1987.
248. Long D.C. The Philosophical Concept of a Human Body // The Philosophy of the Body. Chicago, 1970.
249. Peake Т., Egli B. The language of feelings // J. Contemp. Psychoter. 1992. -V.13. -№2. -P.162-174.
250. Piaget J. Play, dreams and imitations in childhood. N.Y., 1962.
251. Posner M.I., Raichle M.E. Images of Mind. New York: Scientific American Library, 1994.-257 p.
252. Saraydarian H. The Hidden Glory of the Inner Man. Sedona: Aquarian Educat. Group, 1985. - 150 p.
253. Shontz F.C. Perceptual and cognitive aspects of body experience. N.Y. Academic Press, 1969. - 250 p.
254. Sifneos P.E. The prevalense of "alexithymie" characteristics in psychosomatic patients // Psychother. Psychosom. 1973. - № 22. - P.255-262.
255. Stern D.N. The interpersonal world of the infant. N.Y.: Basic, 1985.