автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Телесность человека в социокультурном контексте современности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Телесность человека в социокультурном контексте современности"
На правах рукописи
005017Оио
2 /7
Бугуева Наталья Александровна
ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
СОВРЕМЕННОСТИ
Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
1 с [.;<.г г^п
Челябинск - 2012
005017005
Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Научный руководитель: Тараданов Александр Ардалионович, доктор
социологических наук, доцент.
Официальные оппоненты: Кашапов Федор Адеевич, доктор философских
наук, доцент, ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России», профессор кафедры социально-гуманитарных наук
Греков Максим Александрович, кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», доцент кафедры философии.
Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Уральская государственная
медицинская академия Минздравсоцразвития России», г. Екатеринбург.
Защита состоится 31 мая 2012 г. в 8.30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.296.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» по адресу: 454021, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».
Автореферат разослан 27 апреля 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, доцент
щ/
2
Худякова Наталья Леонидовна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Рост интереса к феномену человеческого тела обусловлен присущими современному обществу тенденциями. С одной стороны - бурное развитие телесно ориентированных социальных практик (техник и строительства тела -модели тела и красоты, бодибилдинг, здоровый образ жизни и натуропатическое питание, новое возрождение танцевальной и физической культуры, карате, художественная гимнастика, смена пола, очередные попытки достижения бессмертия - крионика, клонирование, движение трансгуманизма и прочее) и поток различных концепций тела и телесности. С другой стороны, в настоящее время существенно обострилась проблема здоровья. Очевидно, что стрессы, психические и соматические расстройства: сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные, астматические заболевания, алкогольная и наркологическая зависимость уже давно стали неотъемлемой частью жизни общества (особенно это характерно для жизни в мегаполисах).
Все более значимыми в условиях современной цивилизации становятся проблемы сексуального поведения и сексуальной культуры, «торговли» телом, что также привлекает внимание к проблеме телесности. Все чаще поднимаются вопросы, связанные с вопросы, связанные с эвтаназией, репродуктивными технологиями, абортами, клонированием, трансплантацией органов, медицинским законодательством. Современному человеку, занимающемуся бизнесом, политической или общественной деятельностью, невозможно обойтись без создания собственного имиджа как умения представить себя покупателю, деловому партнеру, работодателю, избирателю в оптимальном состоянии здоровья духа и тела. При этом, для настоящего времени характерно и повышение ценности человеческой индивидуальности, и обостренное восприятие всего, что связанно с личностным самовыражением, а тело является одним из средств такого самовыражения. В современной цивилизации тело приобретает особый смысл и как носитель символической ценности, что наглядно проявляется на примерах новых социальных групп и молодежных образований. Так, посредством своего внешнего вида, атрибутики представители ряда молодежных субкультур (таких, как гомосексуалисты, панки, готы, байкеры, скинхеды, нудисты и пр.) стремятся к утверждению своего статуса в обществе.
Тем самым особенно острым образом проявляется противоречие, существующее в отношении современного общества к человеческому телу: с одной стороны, развитие технологий и переход к информационному обществу позволяет человеку решать множество проблем, затрачивая минимум физических усилий — что, как правило,
3
приводит к мышечной атрофии и различным соматическим расстройствам; с другой стороны - гипертрофированная ориентация на культивирование здорового, мускулистого тела (фитнес, бодибилдинг и пр.), зачастую в ущерб духовному и интеллектуальному развитию. Подобное диалектическое противоречие препятствует созданию «целостной» личности, в которой бы гармонично сочетались все составляющие ее бытия.
Степень научной разработанности проблемы.
Во все времена человек обращал внимание на свое тело, но сегодня оно становится проблемой - именно в силу массовости указанных практик и трудностей с концептуализацией (осознанием) тела. Одни мыслители и ученые говорят о дуальной природе человека, другие, напротив, предлагают отказаться от неё и говорить, например, о «теле-без-органов» или субъекта, анализируют тело как «воплощенное сознание».
В истории философской мысли представлены как подчеркивание примата телесного бытия человека, так и полное пренебрежение телом во имя духовности.
Понятие «человеческая телесность» родилось на стыке естествознания, медицины и гуманитарного знания. В трудах отечественных ученых отмечается, что история формирования и развития представлений о «человеке телесном» не менее многообразна, чем история развития идей, связанных с прочими аспектами человеческого бытия. «Телесная идеология» всегда была (и по-прежнему остается) встроенной в различные контексты - такие, как философско-мировоззренческий, социально-институциональный, культурно-нормативный, каждый из которых не является нейтральным по отношению к ней, а придает ее идеологии совершенно определенный содержательный смысл и ценностную направленность.
В процессе анализа проблемы телесности исторически уточнено само понятие "тело человека". Традиционный естественнонаучный подход рассматривает тело человека в качестве одного из множества объектов природы. Очевидно, что только благодаря такому подходу и становится возможным воздействие на человека, а также управление им посредством физико-химических и кибернетических методов. Только в этом случае становится возможным применение естественнонаучного метода исследования. В самом естественнонаучном подходе нет ничего плохого; проблема состоит в том, что естественнонаучное представление о человеке переносится на всю человеческую реальность.
Так, по мнению известного философа и педагога В.А. Подороги, тело человека означает, прежде всего, физический объект. Это может быть мертвое или живое (с физиологической точки зрения) тело, но не несущее
жизненности, субъектности, духовности. Состояние тела, с точки зрения В. А. По дороги, можно определить по степени присущей ему жизненности, то есть по тому, насколько оно способно пропускать через себя и отражать разного рода внешние и внутренние энергии. Гуссерль представлял телесное единство в виде четырех основных страт: во-первых, тело как материальный объект; во-вторых, тело как живой организм, «плоть»; в-третьих, тело как выражение и смысл; в-четвертых, тело как объект культуры. Наложение страта на страт шло через признание за "живым телом" первоначального, предобъектного слоя человеческой телесности; именно в этом слое, по мнению Гуссерля, проявляется в интерсубъективном опыте «сознание моего тела и тела другого», и затем тело обретает единство смысла, а этот страт становится высшим, поскольку подчиняет себе все другие.
К. Маркс использовал понятия «неорганическое тело» и «органическое тело»: у человека, по Марксу, помимо его естественного, «органического» тела интенсивно развивается так называемое «неорганическое тело» - все те искусственно создаваемые человеком социальные образования, которые как бы дополняют, развивают его природное тело. Поэтому, вопрос об отношении неорганического тела человека к культуре особых затруднений не вызывает.
Т.С. Леви говорит уже о человеческой телесности, которую понимает как одухотворенное тело, проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и внешнюю составляющие. Она является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.
С позиций культурологии телесность представляется как сфера подлинно жизненного взаимоотношения объекта и субъекта. Но телесность охватывает не всю сферу такого взаимоотношения, а ту часть, которая структурно определена, закономерна в своем строении. В телесности, как органическом единстве души и тела, принимается за основу именно та сторона вещей, которая делает их в разной степени отрешенной от всего обычного и повседневного. Именно в человеческой телесности, по мнению Л.В.Жарова, осуществляется взаимодействие самых различных глубинных слоев действительности.
Исторический процесс постижения человеческой телесности включает труды множества мыслителей, начиная с Античности. Так, идеи дуализма, противопоставления души и тела человека встречаются еще у Плутарха, Платона. Против подобного дуализма выступали Аристотель, Л. да Винчи, И.Кант, Н.А.Бердяев, В.Соловьев. Тело как «активное» начало, являющее собой саму культуру, предстает в трудах Ф.Ницше.
О телесности, как социокультурной характеристике тела человека, писали такие выдающиеся мыслители, как К. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Валери, М. Фуко, Ж. Делёз, ЖЛ.Нанси и М. Мосс. Христианская концепция тела и телесности представлена в трудах И.А.Ильина, П.Флоренского и С.Н.Булгакова.
Анализ телесности, включающий обзор и классификацию различных исследовательских подходов к изучению телесности человека, достаточно широко представлен в трудах современных отечественных исследователей. Так, И.М. Быховская рассматривает телесность человека в социально-культурологическом аспекте, B.JI. Круткин - в онтологическом. Социально-философский анализ телесной культуры содержится в работах В.И. Столярова, Л.В. Жарова. JLB. Жаровым также намечена перспектива исследования телесности в контексте совокупной человеческой деятельности как феномена культуры. В 1988 году вышла в свет монография профессора Л.В. Жарова «Человеческая телесность: философский анализ». Физическая культура как содержащая значительный потенциал для воспроизводства личности как целостности в единстве телесного и духовного рассматривается в работах H.H. Визитея, В.К.Бальсевича, Б.Г.Акчурина, С.Ф.Анисимова, П.Ф.Лесгафта. Проблему становления и развития личности как некой целостности поднимали Н.А.Бердяев, А.В.Суворов, О.И.Мотков.
Проблема телесности человека занимает значимое место в исследованиях по философской антропологии (С.А.Азаренко, И.С. Вдовина, П.С. Гуревич, Б.В. Марков, В.А. Подорога, К.А. Свасьян и др.); деятельную сущность человека изучали Г.С. Батищев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.М.Бахтин и др.; В.М. Розин поднимал проблему целостного изучения человека.
Хотя интерес к проблеме осмысления телесности человека в современной гуманитаристике высок, монистическое рассмотрение человека как целостного природно-социально-духовного существа, безусловно, требует более глубокой философской проработки по причине необоснованного разграничения, обособления в исследовании различных аспектов человеческого бытия. Преодолению этого разграничения, выработке целостного, интегрированного взгляда служит формирование такого представления о теле человека, которое соответствует современной социокультурной ситуации: подход, при котором телесность человека становится фактором оптимизации его существования как субъекта кулмуры, как личности.
Таким образом, социально-философское исследование проблем телесности актуально как с научной точки зрения, так и с позиций практической значимости полученных результатов.
Объектом исследования является телесность человека в единстве ее естественно-данных, природных и культурно обусловленных, искусственно формирующихся элементов.
Предмет исследования — социокультурный контекст формирования телесности человека в процессе исторического развития и в современном обществе.
Цель исследования — выявление социокультурных оснований формирования человеческой телесности в единстве ее организменно-соматических и духовно-ментальных составляющих.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования решались следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «тело человека» и «телесность человека» с помощью их категориального анализа.
2. Анализ основных концепций «человеческого тела» и «телесности» в историко-философском дискурсе.
3. Формирование и обоснование подхода к пониманию телесности как социокультурной характеристики тела человека.
4. Определение социокультурных оснований практики телесных абсолютизаций в историческом контексте и в контексте современности.
5. Выявить средства и способы разрешения противоречий, возникающих в процессе встраивания человеческой телесности в социокультурное бытие.
Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту.
1. Телесность человека представляет собой социокультурный феномен, отражающий результат противоречивого процесса совершенствования человека в ходе исторического и индивидуального развития. Таким результатом сегодня является диспропорция в процессе социализации, выражающаяся либо в одностороннем совершенствовании сугубо соматической, организменной составляющей; либо в уходе в различного рода виртуальные миры и погружение в деструктивные практики (алкоголизм, наркомания, гипертрофия сексуальности, аномальное поведение и т.д.) при почти полном презрении к телесной организации.
2. Значимой проблемой телесности является противоречие между ограниченностью телесной единичности человеческого организма и бесконечностью его социальных практик, отражающее «дурную бесконечность» субъективации объективности телесности в социальных условиях господства факторов «потребительского материализма», которые и поддерживают указанную ограниченность
в процессе соответствующей социокультурной практики, культивируя потребительские ценности низкого социального и морального уровня. 3. Разрешением вышеуказанного противоречия является становление адекватных социокультурных практик освобождения от «ограниченности телесного потребительства» («снятия телесной товарности») и становление интегрированной культуры телесности как материального результата-следствия совершенствования человека «как существа универсального и потому свободного» (Маркс). Интегрированная культура телесности ликвидирует акцент на одностороннее культивирование телесной составляющей и вырабатывает оптимальное соотношение между телом и духом. Реальным содержанием процесса освобождения человека от «ограниченности телесного потребительства» («снятия телесной товарности») и становления интегрированной культуры телесности является практика, представляющая собой универсализацию социализации личности как самодеятельность и творчество соответственно природным задаткам и общечеловеческим ценностям.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения социальной философии и современной науки, согласно которым формирование человека как индивида и как личности во всех аспектах данного процесса протекает под определяющим воздействием культуры. Рассмотрение этого процесса применительно к человеческой телесности проведено с использованием таких методов философских исследований, как историко-генетический и структурно-функциональный подходы в качестве ведущих принципов. В процесс исследования включены такие методологические постулаты, как единство исторического и логического в развитии реальных процессов и в ходе их познания, основные положения гегелевской диалектики, включая познавательное движение от абстрактного к конкретному. В качестве вспомогательных применяются общегуманитарные (наблюдение, сопоставление, классификация) и общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез и др.) методы сравнительно-исторического, культурно-исторического и социокультурного анализа.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили научные труды по проблемам истории культуры и развития физической культуры, работы педагогического плана, посвященные проблемам воспитания, формирования гармоничной личности, психологии телесных практик и т.д.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что выявлены и изучены проблемы формирования личности в культуре,
актуальные проблемы социализации, а также здорового образа жизни. Раскрыты существенные противоречия, возникающие при встраивании телесности человека в социокультурное пространство. Изложены идеи, которые дают возможность для систематизации и развития понятийного аппарата и методологической базы социально-философского анализа телесности человека и могут быть использованы при чтении спецкурсов и курсов «Социальная и культурная антропология», «Социология культуры», «Социология молодежи». «Социология образования» и др. для студентов различных гуманитарных факультетов классического университета и других вузов.
Значение полученных соискателем результатов исследования для практики заключается в том, что предложены пути разрешения противоречий телесного и духовного, возникающих в процессе социализации индивида; предложено понятие интегрированной культуры телесности, которая (культура) ликвидирует акцент на одностороннее развитие телесной составляющей и вырабатывает оптимальное соотношение между телом и духом. Результаты исследования могут быть использованы при выработке программ по формированию гармоничной личности в процессе воспитания.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры социологии Челябинского государственного университета (2009 г.), на заседаниях кафедры философии Челябинского государственного университета (2010, 2011, 2012 гг.). Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на научно-практических конференциях, а также были отражены в 5 публикациях.
Положения диссертации нашли свое отражение в выступлении на международной конференции: «XVI Уральские социологические чтения «Социальное пространство Урала в условиях глобализации — XXI век» (Челябинск. 2006 г.).
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 131 страницу, список литературы представлен 177 наименованиями.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность, отмечается степень разработанности темы диссертации, формулируются цели и задачи, определяется объект, предмет исследования, научная новизна, излагается эмпирическая база, а также практическая значимость работы.
В первой главе «Категориальный анализ понятия «тело человека» раскрывается содержание понятий «тело», «организм» с позиций психологии, медицины, юридических наук и др.; проводится анализ философских и религиозно-философских представлений о теле человека. Излагаются концептуальные основы социально-философского изучения данной проблемы.
Параграф 1.1. «Проблемы социокультурной рефлексии тела в контексте новых естественнонаучных практик» посвящен анализу сложившихся в различных науках (в частности, в биологии, психологии, психотерапии, юридических науках) представлений о теле человека. Представлены и исследуются примеры практического воздействия на человеческое тело с помощью средств современной науки.
В естественных науках для обозначения внешней явленности человека используется термин «организм», который определяется как живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Психология задается вопросами рассмотрения отношения человека к своему собственному телу и телу другого. В связи с этим в психологии существует такое понятие, как образ тела (или схема). Это субъективный образ собственного тела, имеющийся у каждого человека, особенно в отношении оценочных суждений о том, как его воспринимают другие и насколько он соответствует этим восприятиям. Образ своего тела и отношение к нему является центром «Я -материального» (которое является, в свою очередь, ядром личности).
При анализе подходов к воздействию достижений современной науки на тело человека, диссертантом зафиксирован ряд существенных проблем и противоречий:
Так, медицина, как известно, имеет дело с человеческим организмом (об этом свидетельствует и употребляющаяся в медицине терминология), то есть, предполагается излечение лишь разного рода физических либо психических расстройств у пациента. В то же время, человек является целостной системой, поэтому необходимо комплексное воздействие на все составляющие его бытия.
Такое активно развивающееся сейчас научное направление, как клонирование, также несет в себе немало противоречий. Современная наука посредством тщательного анализа и моделирования уже приступила к воспроизводству органов и функций человеческого тела, включая перспективы воссоздания целостности человеческого организма, когда человека можно будет не «собирать по частям», а выращивать из одной клетки, соответственно превращая его телесную субстанцию в строительный материал. В результате клонирования предполагается создание точных «копий» организма. В то же время, эта область
исследований сталкивается с определенными трудностями -клонирование, может быть, будет способно создать близнецов клонируемого организма, наподобие однояйцовых близнецов. Однако эти близнецы будут лишь физическими копиями, но не собственно самим тем человеком, из ДНК которого они были созданы. Ведь невозможно воспроизвести второго такого же человека хотя бы потому, что нельзя создать точно такие же социальные (и другие) условия в процессе его воспитания и развития.
В последние десятилетия в науке появилось и такое направление, как крионика, которая занимается сохранением тел людей (после их юридически зарегистрированной смерти) в жидком азоте при температуре минус 196 градусов Цельсия с целью последующего восстановления их жизненных процессов с помощью научных достижений будущего. Однако это направление несет в себе массу проблем и противоречий. Нормальный человек имеет только инстинкт самосохранения, но не стремление к победе над смертью, к физическому бессмертию. К тому же, в связи с возможностью продлить человеческую жизнь до бесконечно долгого срока, закономерно возникнут проблемы перенаселения планеты и катастрофического истощения природных ресурсов, которые уже сейчас стоят достаточно остро.
В современном праве при решениях вопросов о собственности на человеческое тело, либо его части, также возникают проблемы и противоречия. Ведь и в настоящее время даже наличие ряда нормативных актов, принятых отечественным и зарубежным законодательством, не дает в полной мере ответ на вопрос: является ли тело человека и его отдельные части объектом непосредственного правового воздействия, ибо право пока не воспринимает идеи их существования как объектов правоотношений.
С позиции футуролога Ф.Фукуямы, новые технологии дают человечеству новые возможности: оплодотворение в пробирке, суррогатное материнство, психотропные лекарства и т.п. Их все более расширяющееся применение заложило основу для более "мягких", однако и более основательных, глубинных способов воздействия на природу человека, которое может привести нас в "постчеловеческую" стадию истории. Фукуяма описывает четыре биотехнологических пути, ведущих в постчеловеческое будущее. Это расширение знаний о мозге и биологических основах человеческого поведения; нейрофармакология и манипулирование эмоциями и поведением; продление жизни; генетическая инженерия.
Проведенный в параграфе теоретико-методологический анализ позволяет сделать вывод о том, что существует немало областей, в
которых тело человека является предметом детального изучения. Однако, проблема восприятия тела человека в естественных науках заключается в том, что оно воспринимается здесь, прежде всего, как «молчаливый» объект воздействия, юридических манипуляций, приложения инновационных био- и пр. технологий. При таком подходе, исчезает из поля зрения «субъектность» живого человеческого тела.
В параграфе 1.2. «Анализ основных концепций «человеческого тела» и «телесности» в историко-философском дискурсе» содержится анализ понимания человеческого тела с точки зрения философии; отмечены особенности изучения тела гуманитарными науками.
В философии, наряду с общим определением тела как материальной протяженной вещи, чего-то объективно физического, присутствует отдельное понятие - «тело живое», то есть одушевленное тело человека и животного.
В современной философии и гуманитаристике по-прежнему имеет место противопоставление телесного и духовного в человеке, его биологической и социальной природы. Хотя, как указано в философском энциклопедическом словаре, тело и душа человека образуют витальное единство. Через мозг, нервы, состав крови, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т.д. тело влияет на душевное начало, которое, в свою очередь, воздействует на тело посредством воображения, чувств, аффектов, настроения и т.п. Для человека его собственное тело является синтезом телесного и духовного и центральным объектом переживаний, наглядным воплощением его Я, по аналогии с которым он формирует свой образ человека и мира.
Для выявления и конкретизации основных подходов к исследованию тела человека в философском контексте проведен концептуальный анализ развития этого понятия в историко-философском дискурсе. Автор подчеркивает, что современные философские представления о теле человека формировались в течение длительного времени, претерпевая в истории культуры значительную трансформацию. В работе проведен анализ особенностей отношения к человеческому телу в различные исторические эпохи: античность, Средние века, эпоху Возрождения, Новое время. Проведен анализ особенностей понимания тела человека религиозными мыслителями. Рассмотрены взгляды на человеческое тело с точки зрения христианства, буддизма, ислама, даосизма и индуизма.
Проведенный автором теоретический анализ показал, что как в естественнонаучном, так и в гуманитарном знании тело человека зачастую предстает как категория, отдельная от прочих составляющих человеческого бытия, более того, им противопоставленная. В
философском плане наиболее явно это выражается в противопоставлении тела и души.
Во второй главе «Телесность как социокультурная характеристика тела. Социальная практика тела» автором проанализированы подходы к интерпретации такого понятия, как телесность, существующие в современном гуманитарном знании. Телесность представлена как неотъемлемая характеристика личности как субъекта социальной и культурной деятельности.
В параграфе 2.1. «Социокультурные основания практики телесных абсолютизаций в историческом контексте и в контексте современности» для раскрытия сущности стремления человека к достижению образа идеальной телесности рассмотрены техники и глубинная сущность процесса преобразования человеком собственного тела. Автор рассматривает основные направления и исторические особенности социокультурной трансформации человеческого тела. Диссертант анализирует практики культурного и социального преобразования человеческого тела, исследует особенности исторического развития у некоторых народов «техник тела» - того способа, каким от общества к обществу люди узнают, как использовать свое тело.
Анализ литературы позволяет утверждать, что биологическое тело человека определенным образом оформляется, означивается, включаясь в порядок культуры, посредством одежды, украшений, татуировок, шрамирования и т.д. Более того, тело человека выступает первичным генератором символов - визуальных, акустических, тактильных кодов. Таким образом, в отличие от животного, тело которого дается ему от природы, человек способен преодолевать границы биологического тела и создавать свою «телесную маску» - модель совершенного или нормированного тела, включенную в определенный исторический или культурный контекст. Каждая эпоха, каждый общественный уклад вносит свою лепту в общецивилизационный процесс контроля и управления телом, следовательно, последнее не может рассматриваться как природная данность или неизменная субстанция.
В ходе исследования автор выделяет три основных исторически сформировавшихся уровня функционирования «культурного тела»: в качестве части ритуала, культового действия; как элемент повседневного поведения, в быту; проявление тела в танце и спорте.
Современная культура и достижения науки предоставляют человеку практически неограниченные возможности по преобразованию собственного тела; таким образом, человеческое тело уподобляется механизму, способному подвергаться различным трансформациям. Здесь можно говорить о таком философском понятии, как «дурная
бесконечность», которое определялось Гегелем как «дурная, или отрицательная, бесконечность, так как она есть не что иное, как отрицание конечного, которое, однако, снова возникает и, следовательно, не снимается; или, иными словами, эта бесконечность выражает только долженствование снятия конечного». В контексте рассматриваемой темы «дурная бесконечность» есть немыслимое множество техник, методик, способов совершенствования человеком собственного тела, которые применялись в разные периоды развития человеческого общества и в различных культурах; причем, подобные способы применялись (и применяются) зачастую в большей степени как дань моде, следствие сиюминутных увлечений, но — без понимания и учета объективных потребностей социума. Преодолению этой «дурной бесконечности» должно послужить становление адекватных социокультурных практик освобождения от «ограниченности телесного потребительства», направленных на ликвидацию акцента на одностороннее культивирование телесной составляющей и выработку оптимального соотношения между телом и духом в процессе социализации и инкультурации индивида.
В параграфе 2.2. «Категориальный анализ понятия «человеческая телесность» диссертант рассматривает соотношение понятий «тело» и «телесность», а также классические и современные подходы к изучению телесности человека, существующие в философии и культурологии. Так, человеческое тело, прошедшее социализацию, перестает быть просто формой организации биологического и физиологического, а становится явлением телесности как формы социальности. Тело, включенное в жизнь общества, становится более культурным объектом и субъектом, чем природным образованием. Такое тело приобретает черты, которые позволяют говорить о нем, как о феноменальной телесности.
Само слово «телесность» появилось в словарях русского языка в первой половине XX века. Вначале у И. А. Бодуэна де Куртенэ, а затем в словарях Ушакова и Ожегова. Бодуэн де Куртенэ, Ушаков и Ожегов ввели в свои словари «тело» и выделили прилагательное «телесный» как принадлежащий организму, телу, как нечто земное, материальное, в противоположность духовному. Далее следует производное от него существительное «телесность». То есть, предполагается, что «тело -телесный - телесность» являются рядоположными понятиями, означающими материальный объект, сосуществующий с духом, но духовностью не обладающий.
В современной науке и обществе в понимании человеческой телесности по-прежнему существует ряд проблем, одна из них — противопоставления «человека телесного» и «человека духовного»,
которая довольно часто воспроизводится в современной практике, в том числе в различных социальных институтах (в семье, системе образования и воспитания), которые закрепляют и продолжают эту традицию. Понятие «личности» зачастую отождествляется исключительно с «внутренними» характеристиками человека - интеллектуальными, нравственными и т.д., они противопоставляются телесным атрибутам. Широкое распространение получила практика, при которой телесные качества человека являются объектом воздействия сами по себе, а интеллектуальные и духовные - сами, без какого—либо серьезного сопряжения их между собой. То есть телесное бытие человека исключается из социокультурного пространства, телесно-духовные характеристики человека выносятся за рамки процесса культурной социализации. Эта позиция в значительной степени закрепляется сложившейся системой образования и воспитания. Это происходит и в тех областях деятельности, где тело человека является по самой их сути далеко не периферийным - медицина, физкультура, спорт. Причем, сложившаяся традиция разведения "внутреннего" мира человека и его внешней явленности как на уровне теоретических трактовок, так и в практической повседневности, вовсе не безобидна для общества, и приводит к появлению множества рисков для физического и психического благополучия, особенно у подрастающего поколения.
Разъединению понятий телесности и духовности способствует и противопоставление культурных феноменов природным, естественным явлениям; его можно считать классическим (А. Гелен, Дж. Вико, Ш. Монтескье и др.). Культура представляется как категория, обозначающая содержание совместной жизни людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты - артефакты, а также заученное поведение. Она относится к организованным совокупностям вещей, идей и образов; технологий их изготовления и освоения, оперирования ими; способов регулирования устойчивых связей между людьми; оценочных критериев, используемых в обществе. Это созданный самими людьми искусственный жизненный мир, среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и коммуникации.
Автор также рассматривает процесс нового «открытия» телесности, произошедшего в XX веке, который связан с отказом в философии от господствовавших ранее дуалистических подходов к пониманию человека. С помощью понятия телесности раскрывается взаимообусловленность социальных и соответствующих им телесных практик (М. Фуко). Телесность человека оказывается его интегральной характеристикой, не совпадающей с той или другой его стороной
(например "биологической" или "материальной" в противоположность "социальной" или "духовной"), она охватывает как физические, так и метафизические его параметры.
Так, например, И.М. Быховской под термином "телесность" подразумевается не естество человека само по себе, а его преобразованное, "благоприобретенное" состояние. Это - тело "очеловеченное", приобретшее в дополнение к своим изначально данным, естественным характеристикам те свойства и качества, которые порождены спецификой социокультурной среды, определяющей условия его существования, характер осмысления, принципы его использования и преобразования.
Е.Э. Газарова предполагает, что: 1) телесность является особым «продуктом» взаимодействия тела и духа; 2) это — видимая и переживаемая часть души; 3) телесность формируется с момента зачатия до смерти; 4) механизмы образования и «состав» телесности чрезвычайно сложны; 5) телесность выражает систему смыслов человека, в основе которой — отношение к смерти и жизни; 6) все составляющие части телесности соответствуют друг другу (конгруэнтны) и «прорастают» друг в друга.
Телесность есть, прежде всего, ценность человека, но эта последняя не сводится к тому, что может быть получено за использование его мускулами, мозгом, нервами и т.д. Телесность человека именно потому и составляет общественное богатство, что она направлена и на духовное воспроизводство человека, а не просто на поддержание его существования. Таков главный социальный контекст, который позволяет в определенном отношении идентифицировать телесность со способностью человека к духовному воспроизводству.
На основе анализа источников и литературы, диссертантом было предложено авторское понятие телесности человека, как результата противоречивого социокультурного процесса духовно-телесного совершенствования человека в ходе исторического и индивидуального развития.
В параграфе 2.3. «Социокультурные основания разрешения противоречия телесного и духовного в процессе социализации индивида» содержится анализ современных противоречивых тенденций, возникающих в процессе социализации и инкультурации индивида. Соискатель показывает, в том числе, обострение противоречивых тенденций, связанных с отношением современного общества к человеческому телу. Так, с одной стороны, в современном обществе невиданными ранее темпами распространяется увлечение людей совершенствованием собственного тела. Занятия фитнесом,
бодибилдингом привлекают все больше людей, стремящихся посредством постоянных занятий и употребления специальных препаратов сформировать сильное, мускулистое тело. Причем, стремление к увеличению физиологических достоинств зачастую наносит ущерб остальным (духовным, интеллектуальным) аспектам человеческого бытия. В то же время, технический прогресс достиг такого уровня, который позволяет современному человеку совершать массу манипуляций, решать множество повседневных задач, сидя перед экраном компьютера и не применяя существенных физических усилий. Все это приводит к существенному снижению мышечного тонуса и различным соматическим, а порой и психическим заболеваниям. Особую опасность в этом смысле представляет новый вид психологического расстройства - интернет-зависимость. Наличие таких противоречивых тенденций уводит человека от равновесия, целостности. Исправить ситуацию, помочь современному человеку найти «золотую середину» и путь к гармоничному развитию, должно правильно организованное воспитание и образование молодого поколения. Необходимо преодолеть проблему современного подхода к воспитанию молодежи, который лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сферы индивида, тем самым приводя к дезинтегрирующему противоречию между телесной ограниченностью организма человека и бесконечностью его социокультурных предпосылок, выражающихся как социокультурное тело.
Описываются различные концепции физической культуры и влияние ее на формирование личности. Рассмотрены идеи С.Ф. Анисимова, И.В.Быховской, П.Ф.Лесгафта о физической культуре и физическом воспитании, об использовании средств физической культуры для развития нравственного, духовного здоровья.
В связи с этим рассмотрено понятие целостности человека как действующего субъекта, причем такая целостность не задается изначально, а формируется на основе опыта. Целостность, по мнению М.Б.Туровского, есть законченное выражение развивающегося объекта, проявление в концентрированном виде его собственной истории. Целостность же является обязательным качеством для гармоничной личности. В настоящее время существует множество точек зрения на критерии гармонично развитой личности. Диссертант разделяет точку зрения О.И.Моткова, который понимает гармоничную личность как оптимально сбалансированную по большинству важнейших своих характеристик личность, у которой преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Она ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что "лучшее - враг хорошего". По мнению О.И.Моткова, критериями
гармоничности состояния, направленности личности и ее жизнедеятельности являются: наличие у человека преимущественно положительного, умеренного эмоционального тона; наличие и поддержание физического, психического, социального и духовного здоровья; наличие оптимально направляемого и организуемого процесса жизнедеятельности; наличие устойчивого продуктивного развития (вовлечения себя в новые виды деятельности, в новый круг людей, в новые творческие темы и задачи, и т.п.); удовлетворенность процессом своей жизни в целом; умеренность стремлений, а также оптимальное преобладание позитивных стремлений над негативными; здоровый образ жизни, выражающийся в наличии оптимального числа регулярно совершаемых, адаптивно необходимых видов деятельности; хороший, оптимальный уровень самореализации, понимаемой и как процесс, и как результат; в большинстве ситуаций согласие с самим собой, согласие с людьми, взаимопонимание с живой и неживой Природой.
Так, физическая культура показана как пример хотя и несовершенного, но наиболее близкого из существующих ныне способов (практик) по преодолению описанных противоречий. Физическая культура, несмотря на всю возможную широту ее понимания, не является исчерпывающим способом интеграции телесной и духовной составляющих в процессе включения индивида в социокультурное пространство. Так, в понимании многих ученых физическая культура по-прежнему представляет собой, прежде всего, способ сохранения и поддержания физического и духовного здоровья человека, исключая при этом другие значимые составляющие процесса интеграции индивида в социокультурное пространство. В связи с этим, автором предложено такое понятие, как интегрированная культура человеческой телесности как духовно-практический результат разрешения противоречия между ограниченностью начальной, природной телесной единичности человеческого организма и бесконечностью его социокультурных предпосылок.
Индивид, реализующий интегрированную культуру телесности, максимально раскрывает в себе потенциал человека как существа не только сформированного и воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта. Причем, личность, в полной мере обладающая такими свойствами, заметно более склонна к дальнейшему совершенствованию и способна быть существенно полезной для общества.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты, делаются выводы й рекомендации.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Бугуева H.A. Телесность человека как социокультурный феномен [Текст]/H.A. Бугуева//Вестник ЧелГУ. Философия. Социология. Культурология. Вып. 3. №16(94). - Челябинск, 2007. - С. 66-71. ( 0,5 п.л.)
2. Бугуева H.A. Техники трансформации человеческого тела как один из способов социализации телесности [Текст] /H.A. Бугуева//Вестник ЧелГУ. Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. №18(233).-Челябинск, 2011.-С. 60-64. ( 0,5 п.л.) Другие публикации:
3. Бугуева H.A. Социально-экологический аспект ценностных ориентации студенческой молодежи [Текст] /H.A. Бугуева //Экологическая политика в обеспечении устойчивого развития Челябинской области. Материалы Межрегиональной научно-практ. конференции. Челябинск. 2005. С. 66-68. ( 0,1 п.л.)
4. Бугуева H.A. Материальное и духовное в системе ценностей студенческой молодежи. [Текст] /H.A. Бугуева /Региональная направленность развития национальной экономики. Школа-семинар профессора А.А.Голикова. Челябинск. 2005. С. 138-139. ( 0,1 п.л.)
5. Бугуева H.A. Физическая культура в сознании и поведении студенческой молодежи. [Текст] /H.A. Бугуева //XVI Уральские социологические чтения «Социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век». Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Челябинск. 2006. С. 135-137. (0,2 п.л.)
Отпечатано и сброшюровано в Копи-центре «Элегия» г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 70 тел.: 8-952-51-31-858 E-mail: copy74@mail.ru Подписано в печать 24.04.2012. Формат 60x84 1/16 Усл. п.л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ №315
Текст диссертации на тему "Телесность человека в социокультурном контексте современности"
61 12-9/440
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»
На правах рукописи
Бугуева Наталья Александровна
Телесность человека в социокультурном контексте
современности
Специальность 09.00.11 - Социальная философия Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель доктор социологических наук, доцент А. А. Тараданов
Челябинск-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................3
ГЛАВА 1. Категориальный анализ понятия «тело человека» ..............12
§1.1. Проблемы социокультурной рефлексии тела в контексте новых
естественнонаучных практик...............................................................12
§1.2. Анализ основных концепций «человеческого тела» и «телесности» в историко-философском дискурсе..........................................................31
ГЛАВА 2. Телесность как социокультурная характеристика тела.
Социальная практика тела..................................................................61
§2.1. Социокультурные основания практики телесных абсолютизаций в
историческом контексте и в контексте современности..............................61
§2.2. Категориальный анализ понятия «человеческая телесность»..........79
§2.3. Социокультурные основания разрешения противоречия телесного и
духовного в процессе социализации индивида.........................................98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................... 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................120
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рост интереса к феномену человеческого тела обусловлен присущими современному обществу тенденциями. С одной стороны - бурное развитие телесно ориентированных социальных практик (техник и строительства тела - модели тела и красоты, бодибилдинг, здоровый образ жизни и натуропатическое питание, новое возрождение танцевальной и физической культуры, карате, художественная гимнастика, смена пола, очередные попытки достижения бессмертия -крионика, клонирование, движение трансгуманизма и прочее) и поток различных концепций тела и телесности. С другой стороны, в настоящее время существенно обострилась проблема здоровья. Очевидно, что стрессы, психические и соматические расстройства: сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные, астматические заболевания, алкогольная и наркологическая зависимость уже давно стали неотъемлемой частью жизни общества (особенно это характерно для жизни в мегаполисах).
Все более значимыми в условиях современной цивилизации становятся проблемы сексуального поведения и сексуальной культуры, «торговли» телом, что также привлекает внимание к проблеме телесности. Все чаще поднимаются вопросы, связанные с эвтаназией, репродуктивными технологиями, абортами, клонированием, трансплантацией органов, медицинским законодательством. Современному человеку, занимающемуся бизнесом, политической или общественной деятельностью, невозможно обойтись без создания собственного имиджа как умения представить себя покупателю, деловому партнеру, работодателю, избирателю в оптимальном состоянии здоровья духа и тела. При этом, для настоящего времени характерно и повышение ценности человеческой индивидуальности, и обостренное восприятие всего, что связанно с личностным самовыражением, а тело является одним из средств такого самовыражения. В современной цивилизации тело приобретает особый смысл и как носитель символической ценности, что наглядно проявляется на примерах
новых социальных групп и молодежных образований. Так, посредством своего внешнего вида, атрибутики представители ряда молодежных субкультур (таких, как гомосексуалисты, панки, готы, байкеры, скинхеды, нудисты и пр.) стремятся к утверждению своего статуса в обществе.
Тем самым особенно острым образом проявляется противоречие, существующее в отношении современного общества к человеческому телу: с одной стороны, развитие технологий и переход к информационному обществу позволяет человеку решать множество проблем, затрачивая минимум физических усилий - что, как правило, приводит к мышечной атрофии и различным соматическим расстройствам; с другой стороны гипертрофированная ориентация на культивирование здорового, мускулистого тела (фитнес, бодибилдинг и пр.), зачастую в ущерб духовному и интеллектуальному развитию. Подобное диалектическое противоречие препятствует созданию «целостной» личности, в которой бы гармонично сочетались все составляющие ее бытия.
Степень научной разработанности проблемы.
Во все времена человек обращал внимание на свое тело, но сегодня оно становится проблемой - именно в силу массовости указанных практик и трудностей с концептуализацией (осознанием) тела. Одни мыслители и ученые говорят о дуальной природе человека, другие, напротив, предлагают отказаться от неё и говорить, например, о «теле-без-органов» или субъекта, анализируют тело как «воплощенное сознание».
В истории философской мысли представлены как подчеркивание примата телесного бытия человека, так и полное пренебрежение телом во имя духовности.
Понятие «человеческая телесность» родилось на стыке естествознания, медицины и гуманитарного знания. В трудах отечественных ученых отмечается, что история формирования и развития представлений о «человеке телесном» не менее многообразна, чем история развития идей, связанных с прочими аспектами человеческого бытия. «Телесная идеология» всегда была (и
по-прежнему остается) встроенной в различные контексты - такие, как философско-мировоззренческий, социально-институциональный, культурно-нормативный, каждый из которых не является нейтральным по отношению к ней, а придает ее идеологии совершенно определенный содержательный смысл и ценностную направленность.
В процессе анализа проблемы телесности исторически уточнено само понятие "тело человека". Традиционный естественнонаучный подход рассматривает тело человека в качестве одного из множества объектов природы. Очевидно, что только благодаря такому подходу и становится возможным воздействие на человека, а также управление им посредством физико-химических и кибернетических методов. Только в этом случае становится возможным применение естественнонаучного метода исследования. В самом естественнонаучном подходе нет ничего плохого; проблема состоит в том, что естественнонаучное представление о человеке переносится на всю человеческую реальность.
Так, по мнению известного философа и педагога В. А. По дороги, тело человека означает, прежде всего, физический объект. Это может быть мертвое или живое (с физиологической точки зрения) тело, но не несущее жизненности, субъектности, духовности. Состояние тела, с точки зрения В.А. Подороги, можно определить по степени присущей ему жизненности, то есть по тому, насколько оно способно пропускать через себя и отражать разного рода внешние и внутренние энергии. Гуссерль представлял телесное единство в виде четырех основных страт: во-первых, тело как материальный объект; во-вторых, тело как живой организм, «плоть»; в-третьих, тело как выражение и смысл; в-четвертых, тело как объект культуры. Наложение страта на страт шло через признание за "живым телом" первоначального, предобъектного слоя человеческой телесности; именно в этом слое, по мнению Гуссерля, проявляется в интерсубъективном опыте «сознание моего тела и тела другого», и затем тело обретает единство смысла, а этот страт становится высшим, поскольку подчиняет себе все другие.
К. Маркс использовал понятия «неорганическое тело» и «органическое тело»: у человека, по Марксу, помимо его естественного, «органического» тела интенсивно развивается так называемое «неорганическое тело» - все те искусственно создаваемые человеком социальные образования, которые как бы дополняют, развивают его природное тело. Поэтому, вопрос об отношении неорганического тела человека к культуре особых затруднений не вызывает.
Т.С. Леви говорит уже о человеческой телесности, которую понимает как одухотворенное тело, проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и внешнюю составляющие. Она является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.
С позиций культурологии телесность представляется как сфера подлинно жизненного взаимоотношения объекта и субъекта. Но телесность охватывает не всю сферу такого взаимоотношения, а ту часть, которая структурно определена, закономерна в своем строении. В телесности, как органическом единстве души и тела, принимается за основу именно та сторона вещей, которая делает их в разной степени отрешенной от всего обычного и повседневного. Именно в человеческой телесности, по мнению Л.В.Жарова, осуществляется взаимодействие самых различных глубинных слоев действительности.
Исторический процесс постижения человеческой телесности включает труды множества мыслителей, начиная с Античности. Так, идеи дуализма, противопоставления души и тела человека встречаются еще у Плутарха, Платона. Против подобного дуализма выступали Аристотель, Л. да Винчи, И.Кант, Н.А.Бердяев, В.Соловьев. Тело как «активное» начало, являющее собой саму культуру, предстает в трудах Ф.Ницше.
О телесности, как социокультурной характеристике тела человека, писали такие выдающиеся мыслители, как К. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Валери, М. Фуко, Ж. Делёз, Ж.Л.Нанси и М. Мосс.
Христианская концепция тела и телесности представлена в трудах И.А.Ильина, П.Флоренского и С.Н.Булгакова.
Анализ телесности, включающий обзор и классификацию различных исследовательских подходов к изучению телесности человека, достаточно широко представлен в трудах современных отечественных исследователей. Так, И.М. Быховская рассматривает телесность человека в социально-культурологическом аспекте, B.JI. Круткин - в онтологическом. Социально-философский анализ телесной культуры содержится в работах В.И. Столярова, JI.B. Жарова. J1.B. Жаровым также намечена перспектива исследования телесности в контексте совокупной человеческой деятельности как феномена культуры. В 1988 году вышла в свет монография профессора JI.B. Жарова «Человеческая телесность: философский анализ». Физическая культура как содержащая значительный потенциал для воспроизводства личности как целостности в единстве телесного и духовного рассматривается в работах H.H. Визитея, В.К.Бальсевича, Б.Г.Акчурина, С.Ф.Анисимова, П.Ф.Лесгафта. Проблему становления и развития личности как некой целостности поднимали Н.А.Бердяев, А.В.Суворов, О.И.Мотков.
Проблема телесности человека занимает значимое место в исследованиях по философской антропологии (С.А.Азаренко, И.С. Вдовина, П.С. Гуревич, Б.В. Марков, В.А. Подорога, К.А. Свасьян и др.); деятельную сущность человека изучали Г.С. Батищев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.М.Бахтин и др.; В.М. Розин поднимал проблему целостного изучения человека.
Хотя интерес к проблеме осмысления телесности человека в современной гуманитаристике высок, монистическое рассмотрение человека как целостного природно-социально-духовного существа, безусловно, требует более глубокой философской проработки по причине необоснованного разграничения, обособления в исследовании различных аспектов человеческого бытия. Преодолению этого разграничения, выработке целостного, интегрированного взгляда служит формирование такого представления о теле человека, которое соответствует современной социокультурной ситуации: подход, при котором
телесность человека становится фактором оптимизации его существования как субъекта культуры, как личности.
Таким образом, социально-философское исследование проблем телесности актуально как с научной точки зрения, так и с позиций практической значимости полученных результатов.
Объектом исследования является телесность человека в единстве ее естественно-данных, природных и культурно обусловленных, искусственно формирующихся элементов.
Предмет исследования - социокультурный контекст формирования телесности человека в процессе исторического развития и в современном обществе.
Цель исследования - выявление социокультурных оснований
формирования человеческой телесности в единстве ее организменно-
соматических и духовно-ментальных составляющих.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования решались следующие задачи:
1. Выявление сущности понятий «тело человека» и «телесность человека» с помощью их категориального анализа.
2. Анализ основных концепций «человеческого тела» и «телесности» в историко-философском дискурсе.
3. Формирование и обоснование подхода к пониманию телесности как социокультурной характеристики тела человека.
4. Определение социокультурных оснований практики телесных абсолютизаций в историческом контексте и в контексте современности.
5. Выявить средства и способы разрешения противоречий, возникающих в процессе встраивания человеческой телесности в социокультурное бытие.
Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту.
1. Телесность человека представляет собой социокультурный феномен, отражающий результат противоречивого процесса совершенствования
человека в ходе исторического и индивидуального развития. Таким результатом сегодня является диспропорция в процессе социализации, выражающаяся либо в одностороннем совершенствовании сугубо соматической, организменной составляющей; либо в уходе в различного рода виртуальные миры и погружение в деструктивные практики (алкоголизм, наркомания, гипертрофия сексуальности, аномальное поведение и т.д.) при почти полном презрении к телесной организации.
2. Значимой проблемой телесности является противоречие между ограниченностью телесной единичности человеческого организма и бесконечностью его социальных практик, отражающее «дурную бесконечность» субъективации объективности телесности в социальных условиях господства факторов «потребительского материализма», которые и поддерживают указанную ограниченность в процессе соответствующей социокультурной практики, культивируя потребительские ценности низкого социального и морального уровня.
3. Разрешением вышеуказанного противоречия является становление адекватных социокультурных практик освобождения от «ограниченности телесного потребительства» («снятия телесной товарности») и становление интегрированной культуры телесности как материального результата-следствия совершенствования человека «как существа универсального и потому свободного» (Маркс). Интегрированная культура телесности ликвидирует акцент на одностороннее культивирование телесной составляющей и вырабатывает оптимальное соотношение между телом и духом. Реальным содержанием процесса освобождения человека от «ограниченности телесного потребительства» («снятия телесной товарности») и становления интегрированной культуры телесности является практика, представляющая собой универсализацию социализации личности как самодеятельность и творчество соответственно природным задаткам и общечеловеческим ценностям.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения социальной философии и современной науки, согласно которым формирование человека как индивида и как личности во всех аспектах данного процесса протекает под определяющим воздействием культуры. Рассмотрение этого процесса применительно к человеческой телесности проведено с использованием таких методов философских исследований, как историко-генетический и структурно-функциональный подходы в качестве ведущих принципов. В процесс исследования включены такие методологические постулаты, как единство исторического и логического в развитии реальных процессов и в ходе их познания, основные положения гегелевской диалектики, включая познавательное движение от абстрактного к конкретному. В качестве вспомогательных применяются общегуманитарные (наблюдение, сопоставление, классификация) и общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез и др.) методы сравнительно-исторического, культурно-исторического и социокультурного анализа.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили научные труды по проблемам истории культуры и развития физической культуры, работы педагогического плана, посвященные проблемам воспитания, формирования гармоничной личности, психологии телесных практик и т.д.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что выявлены и изучены проблемы формирования личности в культуре, актуальные проблемы социализаци�