автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Человек и культурно-историческая реальность в произведениях Ф. Кафки и А. Платонова

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Фараджев, Кирилл Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Человек и культурно-историческая реальность в произведениях Ф. Кафки и А. Платонова'

Текст диссертации на тему "Человек и культурно-историческая реальность в произведениях Ф. Кафки и А. Платонова"

«

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ФАРАДЖЕВ КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЫЮСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. КАФКИ И А. ПЛАТОНОВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Специальность 24. 00. 02. - "Историческая культурология".

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор философ, наук, профессор Старостин Б. А.

\

Москва 1998

Оглавление, введение

Актуальность работы....................................................4

Цел» и задами работы....................................................5

Методологическая основа работы......................................... . 7

Научная новизна работы..................................................8

Источники........................................................... ТО

Историография........................................................И

Структура работы......................................................24.

Практическая ценность работы............................................25

Примечания..........................................................27

ГЛАВА 1

ПОИСК ОНТОЛОГИИ ГЕРОЯМИ произведений ф. КАФКИ...................30

1. 1 Ситуация ареста как средоточие сюжетно-па.кологических линий повествования.....32

1. 2 Склонность к имитации надежды и неподвижное ожидание как характерное

психологическое состояние персонажей Кафки.............................36

1. 3 Непостижимость окружающего для персонажей Кафки........................ 43

I. 4 Рефлексия об интимности, присущая персонажам Кафки........................49

1. 5 Имитация инфантильности и рациональной деятельности персонажами Кафки.......51

1. 6 Регрессия душевной жизни персонажей Кафки и разоблачение ценностных иерархий. .57

1. 7 Абсолютные основы реальности в представлении персонажей Кафки...............62

Примечания................................................................68

ГЛАВА 2

РЕГРЕССИЯ и ТРАГИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ПЛАТОНОВА............................................................69

2. 1 Противостояние природы и технократии в произведениях Платонова...............70

2. 2 Противостояние природы и потребности персонажей Платонова в речи.............73

2. 3 Противостояние природы и бюрократа! в произведениях А. Платонова.............76

2. 4 Эгоцентризм преобразователей мира........................................80

2. 5 Инфантильность и воображение персонажен Платонова.........................84

2. б Инфантильная интимность персонажен Платонова..............................89

2. 7 Замедление повествования как психологический прием в художественной стилистике Платонова..............................................................91

2. 8 Взаимосвязь между иронией и инфантильностью персонажей Платонова...........93

2. 9 Сон и регрессия в психологии персонажей Платонова...........................96

2.10 Счастье светлой грусти как характерное психологическое состояние персонажей Платонова...........................................................99

Примечания..............................................................105

ГЛАВА 3

СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ КУЛЬТУРНО-АИТРОПОЛОГИЧСКИ.Х ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСОНАЖЕЙ КАФКИ И ПЛАТОНОВ А

3. 1 Взаимосвязь рациональности и фатализма................................... 108

3. 2 Взаимосвязь рациональности и интимных переживаний.........................109

3. 3 Особенности освоения мира..............................................110

3. 4 Взаимосвязь иронии и .инфантильности.....................................112

3. 5 Представления о счастье.................................................ИЗ

3. 6 Взаимосвязь рациональности и инфантильности..............................116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................... 119

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....................................125

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

Напряженное внимание к феномену человека на исходе двадцатою столетня обусловлено и антропологическими катастрофами, которыми этот век был богат, и крахом попыток воплотить в жизнь известные социально-экономические учения, и проблемами экологии, и, -самое важное, -обострением поиска абсолютных оснований бытия. Для любого культурологического исследования проблем а выявления ведущих антропологических характеристик всегда вызывала неизменный интерес, при этом в последнее время все большее развитие получают междисциплинарные подходы к изучению художественого творчества как одного из основополагающих факторов существования мира культуры.

Актуальность данной работы вызвана необходимостью разв) тать междисщ шл| тарный подход к изучению художественного творчества и, в частности, литературных произведений как источника, в котором могут быть выражены ведущие культур!ю-анI ропологическне характеристики человека не только эпохи, соответствующей времени создания творческого произведения, но и человека вообще - в широком ¡гуманистическом понимании. Неизменность стремления увидеть в феномене человека средоточие отологических и гносеологических вопросов все же неизбежно ослабляет пафос деперсонализации, выраженный прежде всего в структурализме, и позволяет осуществлять частичное возвращение к антропомерной перспективе в философии и тем более кулмурологии, не страшась исказить тем самым гуманитарное познание как таковое.

Кафка и Платонов - авторы, которые с особенной силой воплотили в своих произведениях характерный для человека двадцатого столетия феномен социальною отчуждения, осложненный разочарованием в сакральных истоках бытия. Столкновение персонажен Кафки и Платонова с тотальной бюрократией как с главенствующей формой культурно-

исторической реальности рассматривается в данной работе не только в узко-сощюлыюй перспективе, но и как выражение потребности человека в упорядочении мира, прежде всего благодаря структурированию собственного восприятия и поведения.

Цели и задачи работы

Принимая во внимание условия, определившие актуальность темы данного исследования, в качестве его главной цели можно обозначить изучение и сопоставление ведущих культурно-антропологических черт, присущих персонажам Кафки и Платонова. Для нас прежде всего важен текстологический и комплексный анализ произведений Кафки и Платонова в качестве источника, позволяющего раскрывать основные антропологические свойства человека как существа, создающего мир культуры и социума. К более конкретным задачам, связанным с достижением основной цели диссертационного исследования, следует отнести разработку нового категориального аппарата и прежде всего понятий инфантильность, регрессия и имитационные системы как методологической основы изучения и сопоставления творчества Кафки и Платонова.

В данном исследовании мы рассматриваем инфантильность персонажей Кафки и Платонова на нескольких уровнях :как дачносяно-лсшологаческую черту:как художественно-эстетическую категорию, которая является одной из важнейших в творчестве обоих авторов;как средство развития различных имитационных систем, которые требуют культурно-атроиолопгческого рассмотрения. Также мы изучаем регрессивные психологические тенденщш персонажен Кафки и Платонова, связанные у них с глубинной онтологической неуверенностью, ощущением утраты абсолютных основ бытия, и исследуем формы художественного воплощения феномена бюрократии как структурирующего явления душевной жизни самого человека.

Как личностный, художественно-психолопгческий мир, так- 11 общие культур!ю-антроиологические характеристики персонажей Кафки и Платонова во многом черпают исток в потребности построения и развития этими персонажами различных нмшацпошшх систем, которые организуют восприятие мира и упорядочивают поведение. Основой для сопоставления произведений обоих авторов прежде всего служит склонность их персонажен обращать реальное действие по достижению труднодоступной цели в имитацию, сохраняя при этом надежду на достижение цели, реально к ней не приближаясь. Раскрытие подобной художественно-психологической канвы как дошдаирукяцей в произведениях Кафки и Платонова и рассмотрение ее как основного истока культурно-атропологнческой деятельности персонажей Кафки и Платонова составляет вашгейшую проблему данного диссертационного исследования.

Особое внимание в исследовании уделяется феномену психологической регрессии, связанной не только с чувством отчуждения от социальной среды, но и с ощущением утраты абсолютных оснований бытия. При этом глубинная онтологическая неуверенность и разочарование в сакральных истоках существования является общей культурно-антропологической характеристикой персонажей Кафки и Платонова. Нередко проявлением регрессии становится невольная или нарочито-ироническая инфантильность героев Кафки и Платонова, регрессия также может давать импульс обостренной рефлексии и невротической рациональности, но в любом случае она прежде всего выражает тревогу тщетного поиска абсолютного начала и обреченность на эгоцентрическую замкнутость человека, неспособного вернуться к истокам натуралистической жизни или укорениться в социуме, или же обрести утешение в религии.

Благодаря новой постановке проблемы исследования, метода и сопоставления источников, -художественных текстов, -многие, ранее присутствовавшие в научно-исследовательской литературе выводы и заключения получают новую аргументацию, либо

более четкую формулировку и определенное развитие. Рассмотренный в данной работе материал, а также опыт новой интерпретации художестеегаю-стилпстическтгх особенностей произведений Кафки и Платонова позволит сделать некоторые обобщающие выводы о специфике социально-истко логического феномена отчуждения и культурно-антропологических характеристик человека, гшдущего абсолютные основания бытия в различных имитационных системах. При это»! главной целью данной работы остается определение, изучение и сопоставление ведущих антропологических характеристик, присущих персонажам Ф. Кафки и А. Платонова, а одна из важнейших практических задача нашего исследования заключается в проверке выдвигаемой нами шгютезы о сходстве основополагающих характеристик этих персонажей и, тем самым, в оправдании допустимости и необходимости сопоставления произведений Кафки и Платонова.

Методологическая основа работы

Методологической основой данной работы являются как традищюнно-филолопгческие принципы исследования художественных текстов, так и культурно-антрополошческ! ге подходы с использованием элементов иостструк гурализма. Кроме того, мы опирались и иа удачные опыты струтпурно-семнотического анализа воплощенной в художественном творчестве мифолопгшости сознания, что позволило подойти непосредственно к проблеме инфантильности и регрессии, присущей персонажам Кафки и Платонова. Также привлекались нами и работы, в которых глубоко исследовался онтологичесгаш мир, религиозные или же псевдорелишозные установки и предпочтения персонажей Кафки и Платонова.

Научная новизна работы

Научная новизна данного дщссертацпонного исследования заключается в разработке трех основополагающих для нашей работы носмтш1:имита!.у сонных систем, инфантильности н регрессии. Как уже отмечалось в разделе о целях и задачах данной работы, нами формулируется тезис о различных имитационных системах как основе и личноетно-психологического, и культурно-антропологического мира персонажей Кафки и Платонова. При этом построение и развитие имитационных систем героями нроизведенсш Кафки и Платонова, -будь то неврогнчески-выхолощшное упорядочение интимных

взаимоотаошештй, схема раццонально-утошсческого общественного устройства или же объяснение отологической структуры мира, -изучается нами как ведущий антропологический признак вне зависимости от оценочных эшческнх или социально-идеологических категорий. Следует отметить, что в информатике и особенно в моделтсровага си искусственного интеллекта тоже 1 ^пользуется терм? сп 'т штрационные системы", но к данной работе это не имеет отношения, -речь идет об а молимии, о терминологическом совпадении в разных областях знания.

Утопическое сознаю се, нашедшее художественное воплощение в творчестве Кафки и Платонова, тесно связано с детским мироощущением, поэтому, -повторим, -как одна из ведущих черт персонажей обоих авторов в диссертационном исследовании рассматривается инфантильность - отчасти непроизвольная и естественная, отчасти намеренная и нарочитая. Нередко мнимой представляется как штфантнльность, так и рациональность персонажей Кафки и Платонова, все прочие качества растворяются в метафизической беспомощности и трагической иронии. Имитацией оказываются и попытки достижения цели, и препятствия на пути к ней, да в конце концов и сама цель. Но способность к имитации и построен!сю новых

утопических систем может в ю же время являться и признаком жизненной силы, недостаточной для воплощения чаемою, но поддержтIвающей осязаемость цели.

В литературе, посвященной творчеству Ф. Кафки и А. Платонова, проблема инфантильности зачастую исследуется в соответствии с традицией изучения смеховой культуры как разоблачения тотальной мифолопшфованности сознания. Мы же сосредоточим основное внимание на лнчноспю-психологнчесшх особенностях инфантильности, которая на культурно-антропологическом уровне обращается в склонность персонажей Кафки и Платонова к построению различных имитационных систем, будь то утопически-рациональное общественное устройство или бюрократическое делопроизводство, фиксирующее и заменяющее любой естественный порыв.

Феномен нсихолошческой регрессии, присущей персонажам Кафки и Платонова, изучается в данной работе не только в связи с нарушением коммуникативных способностей и невозможностью укорениться в обществе, но прежде всего как следствие разочарования в абсолютных основаниях бытия. При этом глубинная онтологическая неуверенность и ощущение утраты сакральных истоков существования является общей культурно-антропологической характеристикой персонажен Кафки и [ 1латонова.

В психоаналитической трактовке понятие регрессии подразумевает негативную функцию психики, -возврат к предыдущим, более примитивным формам психической деятельности. Психоаналнпгическая теория, занимаясь неврозами, рассма гривает регрессию как примитивизацию восприятия и поведения. Но регрессивному движению может сопутствовать творчески преображаемая тгфаитнльность мироощущения, -это касается и взаимоотаошений с родителями, и личностной истории влечения, и способов реагировать на внешние воздействия, -отвечать на вызов мира технократической изобретательностью или бюрократическим упорядочением. Важно подчеркнуть необходимость элементов регрессии для способности воображения н памяти, также следует отметить, что обостренная

рефлексия иной раз черпает исток в регрессивной и отчасти медитативной погруженности человека в когда-то испытанные нм душевные сост ояния.

Источники

Основными источниками для настоящего диссертационного исследования являются известные художественные произведения Кафки и Платонова. В данном случае изучение творчества Кафки основано прежде всего на работе с его романами "Процесс" и "Замок", новеллами и притчами, поскольку на наш взгляд именно в этих произведениях наиболее ярко выражены особенности художествешю-психологического мира его персонажей. Дневники и письма Кафки в меньшей степени привлекались нами для данного исследования, поскольку мы старались ограничить себя в основном изучением художественных произведений, не выходя на тот уровень обобщений, который вбирает в себя личность самого автора и позволяет прослеживать эволюцию авторского мировоззрения (1, 2).

По той же причине не столь широко задействованы нами письма и материалы из записных книжек Платонова, -нас прежде всего интересовал корпус его текстов, в которых воплощены художествешю-психологические характеристики персонажей, позволяющие вести культурно-антропологегческое исследование, а также развивать методологию, основанную на применении разработанного нами категориального аппарата, который прежде всего включагощет в себя наделенные особой смысловой нагрузкой понятия "пмигациошше системы", "¡шфаншльность" и "регрессия". В этой связи особое внимание в данной работе уделено романам "Чевенгур", "Котлован", "Счастливая. Москва" и рассказам Платонова, созданным в довоенный период его творчества. Меньший интерес представляли для нашего исследования тексты Платонова, в которых значительную роль играла общественно-политическая полемика, лишенная привычной для его творчества, глубинной

рефлексии, -будь то некоторые публицистические и критические статьи, поэтические опыты или же пьесы.

В данном исследовании мы рассматриваем ведущие культурно-антропологические характеристики персонажей Кафки н Платонова, сосредоточивая основное внимание на повторяемости некоторых образов i ! метафор, на художественно-стшагст! гческг к особенностях текста и на присущих героям произведении Кафки и Платонова личностно-психологоческих чертах, которые являются истоком для построения и развития различных имитациошшх систем как основы м