автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Человек как эстетический феномен

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Гогуадзе, Вахтанг Власович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Человек как эстетический феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Гогуадзе, Вахтанг Власович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

1. Актуальность темы, цель и предмет исследования . б

2.Методология исследования.

3.Новизна диссертации.

4.Практическое значение и апробация диссертации

5.Структура диссертации

ГЛАВА I. СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕКРАСНОГО.

1.Природа и художник.

2.Природа человека в эстетических категориях

3.Проблема возвышенного в эстетике Гегеля

4.Общие основы смеха и плача

ГЛАВА 2. ШОСОШСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА.

1.Философская антропология Гегеля.

2.0 методе.

3.06 эстетическом субъекте

4.06 эстетическом отношении

5.0 вчувствовании. б.О гармонии.

7.0 гении.

ГЛАВА 3. К ПОНЯТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

1.0т идеала к кризису.

2. Архитектура.

3. Музыка.

4.0т классического к романтическому

5.Гегель и проблема ренессанса

ГЛАВА 4. ДОН ЖУАН И ОТШЕЛЬНИК.

1.Портрет Дон Жуана.

2.Философский суд над Дон Жуаном.

3.Дон Жуан и Фауст.

4.Запретное яблоко

5.Фрейд и Дон Жуан. б.Эдипов комплекс

7.Эротика Дон Жуана и сублимация.

8. Отшельник.

9.Христианский идеал спокойствия

10.Границы греха

ГЛАВА 5. ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

1.Женщина и гуманизм.

2. Роскошь.

3.Мадонна с младенцем.

4.Ребенок и человечество

5.Титанизм и неотитанизм

6.Страдающие боги.

7.Тайная вечеря

8.Андроги н.

9. Глаз.

10.Гуманизм и индивидуализм.

ГЛАВА 6. ГЕГЕЛЕВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЗЛА И ВЗГЛЯДЫ ГЕТЕ НА

ДЕМОНИЧЕСКОЕ.

1.Стефан Цвейг о гетевском демонизме

2.У берегов мистицизма.

3.Мятежность и вдохновение

ГЛАВА 7. ВНОВЬ КРИЗИС.

1."Закат Европы"

2."Доктор Фаустус"

3."Апокалипсическое искусство"

4.Критика модернистской концепции человека с позиции социалистического реализма

ГЛАВА 8. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

I.Эстетический вкус и личный статус.

2.Эстетическое воспитание как актуальная проблема . . 321 3.Процесс эстетического воспитания как диалектическая

часть единой системы воспитания

4.Значение мифологии в процессе эстетического воспитания

5. Подражание.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Гогуадзе, Вахтанг Власович

ХХУ1 съезд КПСС, майский, ноябрьский (1982 г.) и июньский (1983 г.) Пленумы ЦК КПСС четко определили пути формирования нового гармонично развитого человека социалистического общества.В выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропова дан глубокий и всесторонний анализ человека эпохи развитого социализма,ясно начертаны цели идеологической работы во всех сферах жизни, духовной деятельности советских людей.Перед эстетиками,критиками и работниками искусства стоит весьма почетная и сложная задача - бороться за глубокую идейность, высокий профессионализм, проявлять непримиримость к идейно чуждым и профессионально слабым произведениям.

Как руководящий принцип воспринимают работники общественных наук слова Ю.В.Андропова: "Все мы видим,как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей.Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь".^

В центре внимания марксистско-ленинского учения всегда стоял человек,сформировавшийся в процессе труда и культурно-исторической деятельности.Марксистский гуманизм - это не только учение о социальной сущности человека,но и любовь,уважение и высокое доверие к его культурной миссии. Человек нового социалистического типа является достойным преемником всего ценного,что создано человечеством. "Почему учение Маркса могло овладеть миллионами и

I Речь Генерального секретаря ЦК КПСС Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропова, Правда, 16 июня 1983 года. десятками миллионов сердец самого революционного класса - вы сможете получить один ответ: это произошло потому, что Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме., и, главное, он доказал это только на основании самого точного, самого детального, самого глубокого изучения этого капиталистического общества, при помощи усвоений всего того, что дала прежняя наука, все то, что было создано человеческим обществом, он переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания".^

Марксизм-ленинизм - творческая вершина мировой теоретической мысли. Ему чужд любой догматизм. Правильное осмысление учения диалектического материализма, прежде всего, подразумевает непримиримость к догматизму.

Историзм - один из основных признаков правильного диалектического осмысления общественных явлений.Марксистско-ленинская философия развивается вширь и вглубь.Новые общественно-политические явления следует осознавать творчески,без стандартно-штампованных догм: "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, - писал В.И.Ленин,-как на нечто законченное и неприкосновенное,мы убеждены,напротив, что она положила только краеугольные камни той науки,которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не р хотят отстать от жизни".

Актуальность темы, цель и предмет исследования

Марксистско-ленинское учение - не пассивно-созерцательное отражение действительности; оно не только познание, но и активная преобразующая теория. На нынешнем этапе идеологической борьбы все более возрастает роль философии. Особенно важное значение приобре

1 В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.41, с.304.

2 В.И.Ленин. Полн.собр.соч.,т.4, с.184. тает философская проблема человека. Вопреки разношерстным буржуазным теориям, принижающим социальную сущность человека, выискивающим доказательства его порочности и ничтожества, марксизм всегда отстаивал и отстаивает достоинство человека. Философия должна не разоружать человека, а помогать ему и созданному им обществу.

0 колоссальном значении философии, об ее скрепляющей фундаментальной силе говорил К.Маркс: "Но эпохи,наступающие вслед за завершенной в себе философией и за субъективными формами ее развития, имеют титанический характер.".*

Человек всегда являлся самым интересным предметом познания. Но в истории философской мысли разными были глубина и формы исследования этого сложнейшего феномена. И сегодня главным мотивом, стимулом познания остается сущность человека. "Центральным объектом и субъектом ценностного осмысления является,разумеется, человек.Понятно и то,что для ценностного осознания наибольший интерес представляет в человеке его социально-духовная сторона".^

Каждая эпоха выдвигает проблемы, диктуемые общественными интересами: сущность человека осмысливается требованиями эпохи.Поэтому философия должна в первую очередь выяснить, под каким углом зрения рассматривать сущность человека. Ибо, как свидетельствует история философии и культуры, предметом философского познания всегда, во все эпохи являлась та или иная грань многоликой сущности человека.

Говорить о человеке, как о предмете философии, не означает рассматривать его как изолированного индивида. Человек - это социально-историческое существо. С другой стороны, следует остерегаться чрезмерного отвлечения, сводящего сущность человека к иде

1 К.Маркс, Ф.Энгельс. Об искусстве, М., 1967, с.276.

2 М.С.Каган. Человеческая деятельность. М., 1974, с.211. алистически понятой идее человека. Диалектико-исторический материализм указывает верный путь: не переходить из одной крайности - эмпиризма, в другую - идеализм. Такой анализ сущности человека в основном совпадает с анализом духа эпохи, выраженного в общественном сознании.

В данной работе большое место отведено частным проблемам гуманизма, значение которого не ограничивается конкретным, историко-культурным содержанием. Слово гуманизм трактуется здесь как свойство,как характер философии; в первую очередь - это неотъемлемый атрибут марксистской философии, которой чуждо любое проявление дегуманизации и нигилизма. Буржуазная философия эпохи декаданса упорно стремится показать бессмысленность, абсурдность существования человека.

Философия человека многоаспектна. История философии и культуры богата знаниями о человеке. Но не может быть философа, претендующего на абсолютное знание сущности человека. Это - неисчерпаемая проблема, всегда нуждающаяся в продолжении исследования. Стремление к познанию человека - движущая сила культуры, без которой не создается ничего ценного на земле.

Выбранная нами тема исследования не слишком оригинальна.Под человеком, как эстетическим феноменом, мы понимаем, в основном, человека,который становится предметом искусства. Эта тема исследуется нами в культурно-историческом плане. "Какая увлекательная область история искусства. Сколько здесь работы для коммунизма. Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством". Эти слова Ильича запомнились мне чрезвычайно четко",^ - писал А.В.Луначарский.

I А.В.Луначарский. Собр.соч.в 8-ми т., т.7, М., 1967, с.401.

Слова вождя мирового пролетариата В.И.Ленина еще раз подчеркивают необходимость всестороннего изучения истории искусства, культуры. Разумеется,это важно,в первую очередь,для философов, эстетиков, для всех,кто изучает эстетическую природу человека.

Актуальность проблемы эстетической сущности человека состоит, прежде всего, во все возрастающем внимании к современному человеку. С точки зрения философии, современный человек - это феномен, воплотивший в себе современную общественную психологию, культуру и те свойства, совокупность которых составляет дух общества. В современном человеке, как в социально-историческом субъекте, отражены пройденные этапы человеческой культуры, настоящее и ориентация на будущее.

Одной из волнующих проблем бытия и сущности человека является проблема будущего, проблема перспектив человеческой деятельности, в частности деятельности художественной. Проблема будущего искусства не только тесно переплетается с проблемой существования человечества, но подчас эти проблемы насквозь пронизывают ДРУГ друга.

Над судьбами человечества задумывались еще в древние времена. .Размышляли и о будущем искусства. Однако с уверенностью можно сказать, что судьбы человечества и искусства никогда так не сближались, как в XX столетии. Поэтому можно говорить: какова судьба человечества, такова судьба искусства. Проблема эта глобальна и подчас выходит за пределы философии, становясь предметом изучения многочисленных смежных наук.

Характерной чертой философа всегда считалось личностное достоинство, умение показать пример самообладания путем самоанализа. Даже стоя на краю бездны, перед катастрофой человечества, философ не имеет права поддаваться паническому страху. Поэтому отчаяние западных философов можно считать и профессиональным упадком, декадансом философской классической традиции. Философия не должна заниматься бесплодным пророчеством будущего. Философ не может и не должен пытаться обезвредить атомную бомбу, он должен подыскивать точку опоры философско-психологической стойкости,самообладания. Философия должна вселять надежду, а не отчаяние.

В истории философии редко употреблялись такие термину, как оптимизм и пессимизм. Но в современной бурятуазной философии "пессимизм" встречается не реже,чем в произведениях искусства.Пессимизм - это показатель слабости философии.Буржуазные теоретики считают безнадежным будущее не только западного искусства,но и всей мировой цивилизации."Мысль о "смерти","гибели"/'кризисе" искусства прошла в XX веке несколько этапов.Нынешний поражает прежде всего своей,если так можно выразиться, этической тональностью".*

Методология исследования

Общие руководящие принципы марксистско-ленинской эстетики основаны на диалектико-материалистическом понимании эстетического, художественных творений. Но марксистско-ленинская методология конкретизируется в зависимости от предмета исследования. Специфика нашей работы требует особого метода, особого способа изучения этой сложнейшей проблемы, поэтому данный вопрос мы выделили в работе в отдельный параграф.

Проблему эстетической сущности человека можно рассматривать в разных аспектах, с различных точек зрения утверждение, что человек как эстетический феномен, полностью раскрывается в искусстве, «отнюдь не умаляет реально-исторического, реально-прекрасного человека. Речь идет о человеке как о предмете философии. Таким

I М.Ф.Овсянников. Капитализм и художественное творчество. Сб.

Эстетика, искусство, человек. М., 1977, с.46. предметом является не тот или иной человек, а скорей те качества, те социальные черты, которые в своей совокупности присущи определенным общностям. Что же касается таких художественных индивидуальностей, как отшельник, Дон Жуан и т.п., то они являются условно конкретными. Они - художественно-обобщенные индивидуальности.

Эстетическая сущность человека рассматривается нами преимущественно в плане истории искусства. Как учит марксизм-ленинизм, критерием истины является практика. А практикой проявления эстетической сущности человека, бесспорно, можно считать искусство.

Что касается историчности, то в данном случае речь идет не о хронологической последовательности и систематизации произведений искусства, а об историческом пути развития эстетического идеала, который прослеживается в данной работе в таком порядке: гармоничное, пластичное равновесие древнегреческого идеала богочеловека, средневековый кризис в понимании человека и искусства, эпоха Ренессанса, когда вновь пробуждается (разумеется, с новым историческим содержанием, окрашенным неоплатонизмом) любовь к человеку и вера в его достоинства; титанизм, неотитанизм. Низвержение титана, его пародийно-гротескное развенчание в искусстве уже не намек на кризис, а настоящий кризис буржуазного искусства, веры в человека. Этот вопрос подробно рассмотрен в главе "Вновь кризис".

Однако об историзме искусства нельзя говорить без учета следующего момента: искусство дооктябрьского периода всегда было тесно связано с религией. Поэтому частая ссылка на связь западной культуры и философской истории человечества с христианством, на наш взгляд, не случайна. "С религией, которая покорила себе римскую мировую империю и в течение 1800 лет господствовала над значительнейшей частью цивилизованного человечества, нельзя разделаться просто, объявивши ее искусственно состряпанной бессмыслицей".*

Ни для искусства, ни для религии познание не есть собственная стихия. Но осознание, осмысление эстетико-философской сущности человека в историческом плане без этих форм общественного сознания будет весьма абстрактным: "Анализ взаимодействия искусства и религии дает возможность обнаружить сложные и противоречивые процессы, а главное - обнаружить ее тенденции и исторические перспективы".^

Исторически искусство представляет многообразнейшую картину соотношения эстетического и религиозного. Такой угол зрения при изучении человека как эстетического феномена, вскрывает глубинные слои, способствующие обобщению знаний о бытии человека. В этом плане нам кажется весьма уместным выявить тот особенный интерес, который искусство проявило к образу отшельника. Позиция церковной, аскетической литературы в этом вопросе такова: отшельник, как главный герой церковной, агиографической литературы, всегда является победителем, поражающим зло. Но светская художественная литература и искусство совершенно иначе восприняли это явление: человек не может противостоять закономерностям природы. В борьбе за независимость духа, за возвышение над природными влечениями монах терпит поражение, ибо он сам сын природы, творение жизни.

Одна из глав работы посвящена проблеме Дон Жуана и Отшельника. Эти герои западноевропейского и русского искусства и сегодня остаются интересными художественными образами. Дон Жуан - герой более ста произведений (художественной литературы, музыки, фило

1 К.Маркс и Ш.Энгельс об античности. Л., 1932, с.118.

2 Е.Яковлев. Проблема взаимодействия искусства и религии в современной эстетике. Сб.: Эстетика, искусство, человек. М.,1977, с.188. софии). Его образ интересен с точки зрения и философии, и искусствоведения, и эстетики. Противопоставление Дон Жуана образу отшельника, т.е.двух крайностей - чувственно-человеческого и духовно-человеческого, думается, весьма плодотворно, ибо помогает выявлению глубин европейской классической культуры.

Художественное изображение отшельника в искусстве - это полагаем, воплощение и диалектического факта, ибо если отшельничество - религиозный антиэстетизм, то в искусстве оно - явление эстетическое. И это не простое преображение, а художественный процесс диалектического отрицания.Что касается образа Дон Жуана, то классическое искусство представляет его аморальным, хотя позиция самого искусства по отношению к нему в высшей степени моральна и гуманна. Мысль - не отождествлять позиций героя и его автора - в некотором роде тривиальна, но в сопоставлении с модернистской интерпретацией сущности человека она перестает быть таковой. Дегуманизация современного западного искусства, его попытки найти другие измерения морально-аморального бесплодны. Поэтому в искусстве XX века Дон Жуан становится гротескно-пародийным образом, лишенным романтики.

Искусство - это арена борьбы между добром и злом за прекрасное. Древнее искусство, восточная поэзия не признавали красоту зла, точнее зло представлялось ими как абсолютная отрицательность; красота же мыслилась как добро. Добрая красота или красивое добро противопоставлялось злу, как миру тьмы и бездны. Это принцип не только зороастрийской поэзии, но и почти всей поэтической культуры Востока.

Более сложным явлением представляется красивое зло. Мыслить в единстве добро и красоту кажется вполне естественным. Красота -положительное явление. Как совместить ее со злом - этот вопрос более сложный и требует иного подхода, диалектического осмысления. Демоническое - отрицательное по своему эстетическому содержанию явление - становится эстетически прекрасным,положительной ценностью. Здесь мы явно имеем дело с диалектикой. Странным может показаться "обьщенному сознанию" и то,что понятие зла,с точки зрения диалектики, обретает положительное значение. Диалектическое отрицание отрицания в процессе истории мыслится как основа прогресса. Так оценивает гегелевское понимание зла Энгельс.

Выражение: "Человек как эстетический феномен" не следует понимать чисто натуралистически, абстрактно, как утверждение того, что человек - сам по себе эстетическое явление.Человек как предмет философского анализа, как объект науки, мыслится не эмпирически, а как определенное понятие.Сам по себе человек может быть как эстетическим,так и антиэстетическим. В отличие от идеализма, нам интересен человек в его становлении эстетическим феноменом. Эстетичность человека можно определить как нечто долженствующее. Ключом к этому основному положению является понятие самого долженствования: "Осуществление закономерности долженствования не имеет характера природной необходимости. Это не то, что обязательно должно произойти, а требование, задача,которую должен выполнить человек. Но это требование имеет категорический характер".*

Человек, как эстетический феномен, - это и реализованное долженствующее: т.е. он таков, каким должен быть. Здесь понятие долженствования имеет категорический характер. Человек только в таком смысле является эстетическим творением природы.

Эстетическая сущность человека раскрывается в искусстве, по-разному отражаясь на различных этапах его истории. Поэтому,

I Н.Чавчавадзе. К природу эстетического предмета. Тб., 1965, с.177 (на груз.яз.). естественно, возникла необходимость проследить за этим сложнейшим феноменом сквозь призму истории искусства.Ведь связь с этой областью знания всегда обогащала эстетику: "И не секрет, что эстетическая мысль достигала наиболее плодотворных результатов именно там, где существовала тесная,: связь, взаимопроникновение эстетики и искусствознания".*

Вопросы философии Гегеля, весьма часто встречающиеся в работе, не цель и не предмет исследования диссертации, но, рассматривая эстетическую сущность человека,невозможно обойти стороной этого титана-диалектика, Напомним слова Маркса: ". как Прометей, похитивший с неба огонь, начинает строить дома и водворяется на земле, так философия, охватившая целый мир, восстает против мира явлений. Такова в настоящее время гегелевская философия".2

Новизна диссертации

Когда речь идет о новизне диссертационной работы, следует обратить внимание на три момента: методологический, теоретический и практический. Известная истина: в философии важно не только то,

0 чем идет речь, не менее важно то, в какой форме высказано положение, как решена проблема.

Методологической новизной диссертационной работы можно считать следующее: эстетика изучает свою проблему собственными силами, но есть и такие вопросы, которые она разрабатывает на стыке смежных наук.К первой относится основной предмет эстетики - прекрасное, ко вторым - общая проблематика, разрабатываемая совместно с философской антропологией, этикой, психологией,социологией и другими дисциплинами. Имеем ввиду такие проблемы, как эстети

1 Шестаков В. Очерки по истории эстетики. М., 1979, с.9.

2 К.Маркс, Ф.Энгельс. Из ранних произведений, 1956, с.195. ческий вкус, эстетическое воспитание, творческий процесс и другие. Эти вопросы невозможно изучать лишь в рамках эстетики, ибо в таком случае целью исследования будет не прекрасное, как таковое, а различные аспекты отношения к прекрасному, поскольку человек ощущает прекрасное всей своей сущностью,а не обособленным чувством. Изучение же души человека, его сущностной целостности не есть компетенция только эстетики.

Новизну теоретических результатов диссертации коротко можно изложить так: для изучения сущности человека необходимо прежде всего выяснить исходное положение, отчеканить понятие эстетического. В работе красной нитью проходит мысль о тождестве эстетического и прекрасного.Эта мысль, естественно, вызвала соответствующие изменения в почти уже ставшей традиционной системе категорий. На наш взгляд, прекрасное - это не категория, рассматриваемая наряду с трагическим, возвышенным и комическим, а предмет эстетики. Трагическое, возвышенное, комическое являются модификациями, категориями прекрасного. Эстетика изучает лишь прекрасное несчастье (трагическое), которое доставляет эстетическое удовольствие. Реальными несчастьями пусть займутся юриспруденция,^" психология, социология. Возвышенное, как определенная форма прекрасного, проявляется, например, как благодарный страх, озаряющий и возвышающий душу человека, ибо в страхе самом по себе,как в психическом явлении, нет красоты, нет прекрасного.

Трагическое и комическое, как категории, существуют лишь благодаря искусству.Отрицательные персонажи комического доставляют эстетическое удовольствие. Прекрасный образ скупого Гарпагона -это разоблачение скупости и низости. Негативные характеры облекаются в позитивную, прекрасную форму. Таким образом, эстетику, как науку, интересует только прекрасное во всех его многообразных проявлениях.

В диссертационной работе изучается социально-эстетическая сущность человека, а не индивидуальная натура того или иного индивида, за исключением нескольких частных вопросов, связанных с творческой психологией гениальных личностей. Поэтому анализ эстетической сущности человека всегда ведется нами с учетом окружающей исторической среды, ее культуры, т.е. сущность человека рассматривается в соответствии с духом эпохи - как отражаются в искусстве исторические ступени развития эстетического идеала, эстетической сущности человека. В работе в этом аспекте показаны развитие и упадок искусства - кризис средневековья и триумф Ренессанса, модернистский кризис и развитие идеала в искусстве социалистического реализма. Основным определяющим содержанием искусства всегда являлось понимание эстетической сущности человека. В диссертации проводится мысль,что к Средневековью, которое хотя и является периодом кризиса искусства, следует подходить с позиции диалектики: несмотря на то, что церковь сковывает, обескрыливает творческий порыв художника, исключает всякое проявление новаторства, период этот дал нечто такое, что оказалось необходимым для последующего времени эпохи Возрождения.Христианская живопись ставила перед собой цель выразить невыражае-мое - сверхплотское, душу. Это стремление способствовало выработке мастерства - умения постичь и передать саше глубинные слои душевного настроения человека. Подобный психологизм не был знаком античной живописи.Эта нацеленность на внутренний мир человека оказалась одним из факторов, благодаря чему живопись Возрождения достигла идеального совершенства.

В диссертации должное внимание уделяется проблеме человека эпохи Возрождения. Рассматриваются и те социально-политические причины, которые обусловили появление титанов. Здесь же мы касаемся гегелевского понимания сущности Возрождения и утверждаем, что Гегель не признавал Возрождение как определенный исторический период в истории культуры.

Новизной диссертации считаем также толкование гетевского понимания гегелевского зла. Несмотря на резко отрицательное отношение Гёте к диалектике, его интерпретация демонического, на наш взгляд, носит диалектический характер. Демоническое - вне сферы реальности; оно существует в искусстве. При всем своем сугубо религиозном характере образ демона не был признан религией. Этот сатанинско-человеческий характер - плод искусства. Гётевс-кое понимание демонического совпадает с гегелевским пониманием зла. В работе исследуется - почему Ф.Энгельс дает столь высокую оценку гегелевскому диалектически понятому злу.

В параграфе "Титанизм и неотитанизм" показано нисхождение ре-нессанского титанизма - путь к кризису. "Вновь кризис" - эта глава посвящена модернистскому пониманию сущности человека и культуры. Философскими предтечами модернистских концепций считаем Шопенгауэра и Ницше; основным признаком модернизма является разрыв с классическими принципами и неприкрытая неприязнь к исторической культуре. Не напрасно восхищался своим кумиром и духовным учителем Артуром Шопенгауэром Фридрих Ницше. Шопенгауэр не раз нападал на философскую научность. Борьба против академизма,против исторической морали - вот основополагающие принципы модернизма. Критика модернистских концепций в работе дана с позиций социалистического реализма и видных представителей Запада.

Акцент последней главы - "Эстетическое воспитание" - целиком направлен на то, чтобы еще раз показать истинность тезиса К.Маркса о преобразующей силе философии.В диссертации проблема эстетической сущности человека рассматривается в двух аспектах:что такое эстетическая сущность человека и каким должен быть человек, что следует предпринять обществу для формирования гармоничного прекрасного человека.

Практическое значение и апробация диссертации

1.Каждая работа в области марксистско-ленинской философии призвана не только показать, но и доказать незыблемость ее теоретических основ, беспочвенность и обреченность буржуазной идеологии в борьбе против социалистической культуры и ее идеологии, что в настоящий момент в свете решений июньского Пленума ЦК КПСС,приобретает особо важное значение. В диссертации критика буржуазной культуры дана в основном в главе "Вновь кризис". Антиисторизм модернизма сопоставлен с историзмом социалистического реализма. Кризис буржуазного искусства - в его отрыве от жизненных интересов народа, в его проповеди обреченности человека. Искусство социалистического реализма нацелено на грядущее, его оптимистический характер вынуждает многих мыслителей Запада признать преимущество нашего искусства. Критика модернизма имеет и необходимое пропагандистское значение.

2.Диссертационная работа составляет спецкурс - "Человек и искусство", который читается нами для студентов искусствоведческого отделения на факультете общественных профессий Тбилисского государственного университета.

3.В марксистской эстетике теория эстетического воспитания является мостом, связующим теоретическую и практическую эстетику. Именно здесь более всего проявляются преобразующая сила воспитания и его воздействие на реальную жизнь. Гениальные слова Маркса более всего применимы к эстетическому воспитанию: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".*

I К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.З, с.4.

Целью эстетического воспитания как в теоретическом, так и в практическом смысле является достижение собственно эстетических результатов. Но эстетическое воспитание является наиболее эффектным средством для других сфер воспитания. Все смежные области воспитания в долгу перед эстетикой,но и эстетическое воспитание не есть некое обособленное явление. Все виды воспитания - эстетическое, этическое, интеллектуальное, трудовое, волевое, спортивное, патриотическое, интернациональное - лишь в тесной связи друг с другом могут достичь желаемого результата, в сосуществовании всех форм практического воспитания гармоничной,всесторонне развитой личности - благородная роль философии и ее помощи смежным наукам.

0 монографии "Человек как эстетический феномен" опубликованы т положительные рецензии. Диссертация прошла апробацию 29 апреля на заседании кафедры марксистско-ленинской эстетики Тбилисского государственного университета.

Структура диссертации

Эстетическая природа человека столь многогранна, что несмотря на множество аспектов, рассмотренных нами, вряд ли кто-либо дерзнет претендовать на исчерпывающее изучение всех модусов данной проблемы. Природа человека так же бесконечна, как вселенная. Поэтому ценность исследования заключается, в частности, в его методологической новизне. Это связано, в основном, со структурой, композицией исследования. И философские работы имеют своеобразный сюжет, благодаря чему исследовательский процесс приоб-I И.Евгенидзе. Значительное приобретение грузинской эстетической мысли,журн."Цискари", №5, 1981. 2.В.Минашвили. К познанию и преобразованию человека, журн."Школа и жизнь", №4,1981. З.А. Робакидзе, М.Мурадашвили, Человек как эстетический феномен, "Мир книг", 22 октября 1980 года. ретает конкретный интерес. Первая и вторая главы работы посвящены выяснению тех понятий, которые лежат в основе нашей работы: это, во-первых, необходимость точного определения понятия эстетического и, во-вторых, необходимость исследования эстетического, прекрасного в природе человека. Сущность человека выходит за рамки возможности ее изучения лишь методами эстетики, поэтому проблема рассматривается на стыке эстетики и философской антропологии. С третьей главы сущность человека исследована в культурно-историческом плане, т.е. как она раскрывается в искусстве. В меру возможностей рассмотрены эстетический идеал и соответственно эстетические стремления человека почти на всех основных этапах европейской цивилизации (античный классический идеал, средневековый кризис, Возровдение, от Возрождения к модернизму, модернизм и социалистический реализм). Нам кажется оправданным принцип сопоставления характеров, например "Дон Жуан и отшельник", "Фрейд и Дон Жуан", "Гегелевское понимание зла и взгляды Гёте на демоническое", ибо это позволяет выявить некоторые сущностные черты характеров, выраженных в искусстве. Проблема модернизма рассмотрена в сопоставлении с принципами социалистического реализма. Такая, можно сказать, диалогическая форма исследования, думается, должна придать работе композиционный эффект, разнообразие и структурную слаженность.

Диссертационная работа состоит из введения и восьми глав.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Человек как эстетический феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш объект рассмотрения - человек как эстетический феномен - столь же бесконечен, как красота вселенной. Слова: "решение", "выяснение" требуют порой чрезмерной наглядности и ясности, решения чего-то до конца. Философия лишена такого "счастья". Кто есть человек, какова основа его эстетического мира? да и подобные им вопросы всегда имели и впредь будут иметь актуальное значение. И ответы сколь бы односторонни они не были, не теряют интереса к себе. Привлекает внимание одна деталь: при завершении исследования перед каждым философом встает целый ряд вопросов: чего я добился, нашел ли сущностное дно проблемы? Эта неугомонность вызвана отнюдь не слабой поверхностной разработкой проблем. Даже великим мыслителям не чужда эта психологическая черта. Так Гегель, заканчивая свою "Науку логики", задал себе вопрос, - нашел ли он все то, что исследовал: "Когда говорят об абсолютной идее, то можно подумать, что здесь наконец мы услышим настоящее объяснение, что здесь будет непременно дано все. Можно, конечно, расстекаться в бессодержательных декламациях об абсолютной идее, истинном содержании идеи, является однако, не что иное, как вся система, развитие которой мы проследили".*

Разумеется, это сравнение имеет для нас лишь литературное значение. Однако, я еще раз хочу подчеркнуть неисчерпаемость проблемы человека как эстетического феномена и откровенно приз-натья, - справиться с задачей нам нелегко.

Выражение - эстетическая сущность человека можно осмыслить только лишь в диалектическом единстве здесь имеется в виду, с од

I Гегель., Наука логики. Энциклопедия философских наук, т.1. Изд.

Мысль", М., 1974, с.420. ной стороны, долженствование, превращение человека в эстетический феномен и, с другой стороны, воплощение прекрасного в образе человека. Прекрасным человека делают специфичные формы отношений его с природой, обществом, искусством. Красота человека - это не заключенное в некоем отдельном индивиде прекрасное. Красота человека - в его эстетических отношениях с действительностью, в его возвышении.

Исследование человека как феномена прекрасного должно вестись историко-диалектическим методом, в противном случае оно будет безрезультатным. Философская история человека, в отличие от обычной хронологической истории, подразумевает не датированный путь эстетического развития человека, а его содержательные, эпохальные ступени. В понятии человека, основанном на таком социальном содержании, отображены признаки и свойства эпохи; это понятие охватывает историко-эстетический процесс развития человека, начиная с античного, классического идеала включая средневековый кризис и возрождение, европейский декаданс, и кончая нашей эпохой.

Исторический путь развития искусства нельзя представить как грядущий процесс его возвышения и продвижения вперед. Искусство не всегда переживало расцвет - часто бывали и кризисы. Здесь еще раз следует подчеркнуть то различие, которое существует между средневековым кризисом и модернистским кризисом наших времен. Средневековое искусство, будучи подвластно религии, потеряло свою автономию. С позиции христианских апологетов это обстоятельство - не отрицательное явление. Оно трактуется как духовный расцвет человека и искусства. Религиозность освящает искусство, обожествляет его. Но такое толкование не исключает того положения, что искусство сковано и лишено прав. Искусство по своей сущности должно быть свободным, творческим, в нем должна преобладать индивидуальность художника. Церковное же искусство через самоотрицание индивидуальности художника стремится приобщиться к богу. Бесплотная красота, религиозный, духовный эстетизм по своему смыслу расходится с духовно-телесным равновесием светского "греховного" искусства.

Человека, как эстетического феномена, нельзя представить как застывшую модель, это вечно живой образ, воплощенный в искусстве, в "царстве прекрасного". Искусство же является практикой эстетического - критерием истины. Здесь уместно вспомнить любимые слова В.И.Ленина из "Фауста" Гете: Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет перевод Н.Холодковского)

Искусство, как "древо жизни" является первым источником изучения эстетической сущности человека: "Следовательно, только понимание общественно-исторической практики как объективной основы художественного отражения позволяет раскрыть ее значение как критерия его соответствия правде жизни. Практика выступает критерием истины в своем объективном значении, как общественно-исторический процесс, независимый от сознания и воли людей. Это особенно важно относительно художественного творчества".

Художественное наследие человечества - это не только материал, объект рассмотрения, а духовная почва, на которую опирается социалистическая культура. Ленинское понимание отношения к истории культуры, безусловно, является руководящим при изучении сущности человека культуры, человека прекрасного: "В.И.Ленин пи

I В.И.Мазепа, Эстетическое наследие В.И.Ленина и современные проблемы художественной культуры, Киев, "Наукова думка", 1980, с.161. сал, что социализм приведет не к подавлению личности, не к "нивелировке" духовной жизни, а к еще большему разнообразию, в миллионы раз увеличивая "дифференцирование" человечества в смысле богатства и разнообразия духовной жизни и идейных течений,стремлений, оттенков".*

Каждое философское исследование, созданное на основе марксистско-ленинского учения, призвано выявлять в человеке самые прекрасные стороны, благородные черты. Лишь только такой подход позволяет находить в философии не только глубокие мысли, анализ и синтез, но и пути преобразования общества человека к человеческим вершинам.

I В.М.Межуев. Культура и история, Актуальные проблемы исторического материализма, М., 1977, с.180.

 

Список научной литературыГогуадзе, Вахтанг Власович, диссертация по теме "Эстетика"

1.Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1 - с.414-429.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.Ш, с.1-4.

3. Маркс К. Послесловие ко второму изданию "Капитала". -Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.23, с.12-22.

4. Карл Маркс. Биография. Изд. 2-е». М.: Политиздат, 1973, 736 с. 5.Энгельс Ф. Александр Юнг. "Лекции о современной литературенемцев". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1. - с.473--486.

5. Энгельс Ф. К истории древних германцев. Цезарь и Тацит.

6. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.Ш. с.7-544. Ю.Маркс К., Энгельс Ф. Заигрывание с религией. - Маркс К., Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., тЛУ, с.11-15.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, 689 с.

8. Ленин В.И. Что делать? т.6, Полн.собр.соч., с.22-28.

9. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Полн. собр.соч., т.17, с.206-213.

10. Ленин В.И. Л.Н. Толстой Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.

11. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение. -Полн.собр.соч., т.20, с.38-41.

12. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.24, с.120-121.

13. Ленин В.И. Успехи и трудности советской власти. Полн.собр. соч., т.38, с.39-73.

14. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.319-333.

15. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.

16. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросве-тов. Полн.собр.соч., т.44, с.155-175.

17. Ленин В.И. О кооперации. Полн.собр.соч., т.45, с.369-377.

18. Ленин В.И. О нашей революции. Полнособр.соч., т.45. М.: с.378-382.

19. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х т. -М.: Педагогика. 1978, т.2, 483 с.

20. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1978, т.I, 543 с.

21. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1957, 398 с.

22. Маркс К., Энгельс Ф. и Ленин В.И. О диалектическом материализме. Хрестоматия. М.: Политиздат, 1968, 431 с.

23. Маркс К. и Энгельс Ф. Об античности. Л.: ГАИМК, 1932, 276 с.

24. Маркс К. и Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. /Сборник/. М.: Мысль, 1971, 534 с.

25. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Сборник. М.: Искусство, т.1-2, 1967, 726 с.

26. Маркс К., Энгельс Ф. и Ленин В.И. Об историческом материализме. Сборник высказываний. М.: Политиздат, 1966, 177 с.

27. Маркс К. и Энгельс Ф. О коммунизме. Перев.и предисловие Г.Плеханова. Одесса: Буревестник, 1905, 36 с.

28. Маркс К. и Энгельс Ф. О литературе. Сборник. М.: Гослитиздат, 1958, 320 с.

29. Маркс К. и Энгельс Ф. О молодежи. Сборник, 1972, 460 с.

30. Маркс К., Энгельс Ф. и Ленин В.И. О научном коммунизме. Хрестоматия. Изд-во 3-е. М.: Политиздат, 1967, 495 с.

31. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд-во 3-е. М.: Художественная литература. 1967, с.615-805.

32. Ленин и искусство. М.: Искусство, 1969, 381 с.

33. Андропов Ю.В., Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Ж. Коммунист, № 3, 1983, с.9-24.

34. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982, 29с.

35. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М.: Политиздат, 1982, 222 с.

36. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 80 с.410 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Сборник материалов. М.: Политиздат, 1981, 180 с.х х

37. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. В кн.: Семиотика и художественное творчество. - М.: Наука, 1977, с.308-338.

38. Александров Г.Ф., История социальных учений, изд. Академия Наук СССР, М.: 1959, 598 с.

39. Альберти Леон Батиста. /Сб.о нем/. М.: Наука, 1977, 192 с.

40. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976, 287 с.

41. Андреев Л.Г. Современная литература Франции: 60-е годы. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977, 367 с.

42. Аникст А., Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука, 1983, 287 с.

43. Алт С. Томас Манн, М.: Мол.гвардия, 1972, 349 с.

44. Аранжев М.И. Фрейдизм и американская культура, сб. Современная эстетика в США, критические очерки, М.: Искусство, 1978, 215 с.

45. Ю.Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1975, 653 с.

46. И.Бандзеладзе Г.Д. Этика, Тб.: Сабчота Сакартвело, 1979, 465с.

47. Банк А.В. Византийское искусство. Л.-М., Советский художник, 1966, 392 с.

48. Баткин Л., Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления, М.: Наука, 1978, 198 с.

49. Бахтин М.М., Эстетика Словесного творчества. М.: Искусство, 1979, 421 с.

50. Бочоришвили А. Теоретические основы философской антропологии. Тб.: Мецниереба, 1976, 337 с. Груз.

51. Врагина Л.М., Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977, 252 с.

52. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978, 214 с.

53. Бычков В.В." Некоторые приемы художественной интерпретации мифологического текста в древнерусской живописи. Сб. Литература и живопись. М.: Наука. Ленинградское отделение, 1982, 287 с.

54. Бычков В.В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977, 198с.

55. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М;: Наука, 1981, 323 с.

56. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966, 118 с.

57. Византийская литература, М.: Наука, 1974, 261 с.

58. Вопросы социологии искусства. Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1979, 350 с.

59. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд-во 2-е, М.: Искусство, 1968, 576 с.

60. Габилая Ш., Квачахия В. Социальная сущность эстетического. Тб.: Литература да хеловнеба, 1965, 214 с.

61. Гайденко П. Трагедия эстетизма. М.: Искусство, 1970, 247 с.

62. Гей Н.К. и Пискунов В.М. Мир, человек, искусство, М.: Сов. писатель, 1965, 293 с.

63. Гогуадзе В.В. К проблеме социализации эстетического вкуса. Сб. Социологические исследования. Тб.: Изд-во ТГУ, 1976, с.153-171. Груз.

64. Гогуадзе В.В. Грузинские национальные обычаи и современность, Тб.: Изд-во ТГУ, 1977, 190 с. Груз.

65. Гогуадзе В.В. Человек как эстетический феномен. Тб.: Изд-во ТГУ, 1980, 278 с. Груз.

66. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М.: Наука, 1975, 531 с.

67. Горький М. Разрушение личности. Соб.соч. 30 тт., ГИХЛ, 1953, т.24, с.26 80.

68. Григорьев Аполлон. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980, 496 с.

69. Гуковский М. А. Итальянское возрождение, т.1. Л.: 1947, т.1, Италия с 1250 по 1380 гг.

70. Гулыга A.B. Искусство истории. М.: Современник, 1980, 287с.

71. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Изд-во Искусство, 1972, 317 с.

72. Гус М. Модернизм без маски. Изд-во Советский писатель. М.: 1966, 305 с.

73. Давидов Р.Н. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и лит.авангард. М.: Худ.лит. 1978, 365 с.

74. Данелия С.И. Философские исследования. Тб.: ТГУ, 1977, 501с.

75. Данилова И. От средних веков к возрождению. М.: Искусство, 1975, 127 с.

76. Данте Алигиери, Малые произведения. М.: Наука, 1968, 631 с.

77. Джибладзе Г., Искусство и действительность. Тб.: Мецниереба, 1977, 505 с.

78. Джибладзе Г. Принцип эстетического воспитания. Тб.: ТГУ, 1971, 347 с.

79. Джибладзе Г. Философия Коменского 2-е изд. М.: Педагогика, 1982, 168 с.

80. Дкивелегов А.К. Начало итальянского Возрождения, 220 с.

81. Дживелегов А.К. Возрождение. Собр.текстов итальянск., нем., франц. и англ. писателей Х1У-ХУ1 веков. M.-JI., 1925, 96 с.

82. Дкинория 0. Творческий путь Гете. Тб.: Сабчота Сакартвело, 1966, 485 с. Груз.

83. Джинория 0. Сущность и ценность модернизма. Тб.: Ж.: Мнато-би, № 3, 1969, с.134-163. Груз.

84. Джиоев 0. Природа исторической необходимости. Тб.: Мецниереба, 1967, 136 с.

85. Дирзен Инга. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь, М.: Прогресс, 198I, 303 с.

86. Днепров В. Черты романа XX века. M.-J1.: Сов.писатель, 1965, 548 с.

87. Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении Зигмунда Фрейда; сб. О современной буржуазной эстетике, вып.З, М.: Искусство, 1972, с.61-110.

88. Егоров А.Г. Искусство и общественная жизнь. М.: Сов.писатель, 1959, 409 с.

89. Еремеев А.Ф. и Руткевич М.Н. Век науки и искусство. М.: Мол.гвардия, 1965, 267 с.

90. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л.: Наука, 1982, 557 с.

91. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. М.: Наука, 1979, 318 с.

92. Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века. М.: 1980,

93. Искусство в современной идеологической борьбе. М.: Искусство, 1975, 199 с.

94. Историко-философские исследования. Вып.1, Свердловск, 1973, 134 с.

95. Историко-философские исследования. Критика антропологических концепций. Свердловск, 1976, 131 с.

96. Историко-философские исследования. Проблема человека в буржуазной философии: (сборник). Урал.гос.ун-т им. М.Горького. Свердловск, Урал, ун-т, 1977, 144 с.

97. Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л.: Ленинградский университет, 1971, 766 с.

98. Канаев И.И. Гете как естествоиспытатель. Л.: Наука, 1970, 467 с.

99. Канаев, Фрэнсис Гальтон, I822-I9II. Л.: Наука, Ленингр. от-ние, 1972, 134 с.

100. Квачахия В.М. Социология сознания сфера исследования, основные проблемы и понятия, УП международный конгресс Варны (Болгария). М.: 1970, с.1-11.

101. Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тб.: Мецниереба, 1982, 182 с.

102. Какабадзе З.М. Феномен искусства. Тб.: Мецниереба, 1980, 135 с.

103. Какабадзе З.М. Проблема "Экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология, Тб.: Мецниереба, 1966, 159 с.

104. Какабадзе Н. Томас Манн, Тб.: ТГУ, 1973, 138 с. Груз.

105. Кикнадзе З.Г. Мифология двуречья. Тб.: Наука, 1976, 241 с. Груз.

106. Кирвалидзе Н. Проблема критерия истины и "Советология", Тб.: ТГУ, 1982, 305 с.

107. Книга для чтения по истории средних веков. M.: 1903, выпЛУ, 494 с.

108. Колпинский Ю. Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии. М.-Л., Искусство, 1941, 139 с.

109. Корнеев П.В. Современная философская антропология (некоторые проблемы и направления). М.: Моск. ун-т, 1967, 71 с.

110. Кризис буржуазной культуры и музыки (сб.статей)М.: Музыка, 1973, 245 с.

111. Критика современной буржуазной социологии искусства. М.: Наука, 1978, 271 с.

112. Критический реализм XX века и модернизм (Сборник статей). М.: Наука, 286 с.

113. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Л.-М.: Искусство, 1963, 282 с.

114. Кукава Т.Г. О возвышенном. Тб.: ТГУ, 1981, 82 с.

115. Куликова И.С. Антиискусство и буржуазная действительность. М.: Искусство, 1978, 152 с.

116. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980, 272 с.

117. Кучинский Януш. Доктор Фаустус и рубежи немецкого опыта. М.: Ж. Вопросы философии, № 12, 1970, с.53-68.

118. Культура эпохи Возрождения и реформация. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981, 267 с.

119. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х т. M.: 1956, т.1. Искусство Проторенесанса, 1956, 479 с.

120. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М.: Наука, 1978, 336 с.

121. Лармин О.В. Модернизм против человека и человечности. М.: Сов.художник, 1965, 159 с.

122. Левчук Л.Т. Психоанализ и художественное творчество. Киев:;. Киевский ун-т, 1980, 157 с.

123. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М. : Искусство, 1979, 239 с.

124. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М.: Искусство, 1979, 270 с.

125. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной лит-ры. М.: Наука, 1967, 516 с.

126. Литература США XX века. М.: Наука, 1978, 567 с.

127. Лифшиц М.А. и Рейнгардт Л.Я. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт. М.: Искусство, 1968, 201 с.

128. Лифшиц Мих. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980, 581 с.

129. Лосев А.Ф. Эллинизм, Памятники мировой эстетической мысли, т.П, М.: Академия художеств СССР, 1968, с.130-137.

130. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство, М.: Искусство, 1976, 366 с.

131. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978, 623 с.

132. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм, ч.1, М. : Искусство, 1979, 815 с.

133. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980, 765 с.

134. Луначарский А. Худож.лит. История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах. Собр.соч., в 8-ми т. т.4, М.: 1964, 546 с.

135. Луначарский А. Западноевропейские литературы. Собр.соч., т.5, М.: Худ.лит., 1965, 756 с.

136. Луначарский А. Западноевропейские литературы. Статьи, доклады, речи, рецензии. Зарубежный театр. Собр.соч., т.6, М.: Худ.лит., 1965, 639 с.

137. Луначарский А. Эстетика, Литературная критика. Статьи, доклады, речи. Собр.соч., т.7, М. Худож.лит., 1967, 734 с.

138. ЮЗ.Любутин К.Н. Критика современной философской антропологии. М. Знание, 1970, 48 с. (серия философии ).

139. Мазепа. Эстетическое наследие В.И.Ленина и современные проблемы художественной культуры, Киев: Наукова думка, 1980, 161 с.

140. Ю5.Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тб.: Сабчота Сакартвело, 1965, 486 с.

141. Юб.Межуев В.М. Культура и история. Актуальные проблемы исторического материализма, М.: Политиздат, 1977, 197 с.

142. Мец А. Мусульманский Ренессанс, М. Наука, 1973, 475 с.

143. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и возрождения. М.: 1966. Музыка, 574 с.

144. Модернизм. Анализ и критика основных направлений (сб.статей). М.: Искусство, 1969, 243 с.

145. ПО.Модернизм враждебен искусству. Зарубежные искусствоведы о совр. буржуазном искусстве. Сборник материалов. М.: Прогресс, 384 с.

146. Ш.Мэлори Томас. Смерть Артура. М.: Наука, 1974, 899 с.

147. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-60гг. сборник статей. М.: Худ.лит., 1972, 397 с.

148. ПЗ.Нуцубидзе Ш.И. 1^ставели и Восточный ренессанс. Тб.: Литература да хеловнеба, 1967, 390 с.

149. Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. М.: Соцэкгиз, 1959, 306с.

150. Овсянников М.Ф., Капитализм и художественное творчество. Сб. Эстетика, искусство, человек. М.: Наука, 1977, с.46-62.

151. Овсянников М.Ф. Проблема искусства и нравственности в домарксистской эстетической мысли. Ташкент, Узбекистан, 1978, 184 с.

152. П7.0дуев С.Ф. Реакционная сущность ницшеанства. M.: 1959, ВПШ и АОН, 262 с.

153. Платонов Г.В. Диалектика природы, ее место и роль в системе марксистско-ленинской философии. М.: МГУ, 1980, 55 с.

154. Плеханов Г.В. Избр. философские произведения в 5-ти т. М.: Соцэкгиз, 1958, т.5, 1958, 903 с.

155. Писатели QUA о литературе. М.: Прогресс, 1974, 415 с.

156. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М.: Искусство, 1980, 234 с.

157. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. М.: Искусство, 1959, 160 с.

158. Революция искусство - дети. Материалы и документы Н.П. Старосельцевой. М.: Просвещение, 1968, 416 с.

159. Религия и церковь в истории России. М.: Мысль, 1975, 255 с.

160. Русакова А. Томас Манн и его роман Доктор Фаустус. М.: Высшая школа, 1976, 92 с.

161. Современная буржуазная философия. U.: Высшая школа, 1978, 581 с.1.- 348

162. Современная литература за рубежом. М.: Советский писатель, 1962, 523 с.

163. Современные проблемы реализма и модернизма (сборник статей). М.: Наука, 1965, 615 с.

164. Сидорова А. Значение эстетического воспитания в период развернутого строительства коммунизма. М.: Профтехиздат, 1963, 47 с.

165. Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1962, 168 с.

166. Социальная философия франкфуртской школы. М.: Мысль, Прага; Свобода. М.: 1978, 357 с.

167. Табидзе 0. Сущность творчества. Тб.: Мецниереба, 1980, 69 с. Груз.

168. Татаркевич В. Античная эстетика, М.: Искусство, 1977, 326 с.

169. Тевзадзе Г. Иммануил Кант. Тб.: Хеловнеба, 1979, 365 с.

170. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. Тб.: Хеловне -ба, 1982, 178 с.

171. Топуридзе Е.И. Элеонора Дузе. Очерк жизни и творчества. М.: Искусство, i960, 123 с.

172. Топуридзе Е.И. Эстетика Бенедето Кроче, Тб.: Мецниереба, 1967, 209 с.

173. Топуридзе Е.Г. Эстетика Бенедето Кроче. Тб.: Мецниереба, 1967, 210 с.

174. Топуридзе Е.И. Философская концепция Луиджи Пиранделло. Тб.: Мецниереба, 1971, 134 с.

175. Федосеев П.И. В.И.Ленин и вопросы теории искусства. М.: Знание, 1968, 32 с.

176. Федоров A.A. Творчество Томаса Манна. М.: Моск.ун-т, i960, 44 с.

177. Философия искусства в прошлом и настоящем. М.: Искусство, 1981, 422 с.

178. Холличер Вальтер. Человек и агрессия. З.Фрейд и К.Лоренц в свете марксизма. М.: 1975, 132 с.

179. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971, 560 с.

180. Хрестоматия по педагогике. М.: Просвещение, 1972, 512 с.

181. Хрестоматия по древнегрузинской литературе, т.1, Тб.: ТГУ, 1946, 487 с. Груз.

182. Художественная деятельность, проблема субъекта и объективной детерминации, Киев: Наукова думка, 1980, 293 с.

183. Цоцонава Б. Эстетика. Тб.: Хеловнеба, 1974, 377 с. Груз.

184. Цоцонава Б. Вопросы эстетического воспитания. Тб : Сабчо-та Сакартвело. 1974, 78 с. Груз.

185. Чавчавадзе Н. Вопросы эстетики. Тб.: Сабчота Сакартвело, 1958, 231 с. Груз.

186. Чавчавадзе Н. К природе эстетического предмета. Тб.: Мец-ниереба, 1965, 190 с. Груз.

187. Чавчавадзе Н. К методологии эстетики. Тб.: Мецниереба, 1977, 93с. Груз.

188. Шепанский Ян., Элементарные понятия социологии. Изд.Наука, Новосибирск, 1967, 247 с.

189. Эстетическое воспитание в семье. Сб.статей. Изд-во 2-е, М.: Искусство, 1966, 159 с.

190. Эстетика ренессанса, т.1, М.: Искусство, 1981, 494 с.

191. Эстетика ренессанса, т.П, М.: Искусство, 1981, 639 с.

192. Якобсон П., Эстетическое воспитание детей в семье. М.: Учпедгиз, 1961, 50 с.

193. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977, 223 с.

194. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976, 462с.х х

195. Арнольд Р., Культура эпохи возрождения. Пер.с нем. Н.М.Даниловской. Под ред. В.В.Битнера. СПб., Вестник знания,1905, 64 с.

196. Беккери Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Иностранная литература, 1961, 894 с.

197. Баттани и Дуглас. Великие религии Востока. М.: 1899, 300 с.

198. Бойзен Г.Г. Комментарии к трагедии Гете "Фауст" Елисавет-град, 1899, 275 с.

199. Брикнер, Страдающий бог в религиях дрввнего мира, с.П, 1909, 50 с.

200. Буркгардт Яков, Культура Италии в эпоху Возрождения, т.I; СПб, 1904, ч.П, 427 с.

201. Буркгардт Яков. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб,1906, 404 с.

202. Вельфлин. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского возрождения. СПб., 1912, 212 с.

203. Вильмонт, H.H. Гете. История его жизни и творчества. М.: Гослитиздат,J959, 335 с.

204. Всеобщая история с 1У столетия до нашего времени. М.: 1898, т.1У. Возрождение и реформация. Новый свет. I492-II59. 933с.

205. Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. В.14, чЛ, ПГб, 1922.

206. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. СПб, I9II, СПб-М-"Т-60", 316 с.

207. Гегель, т.XI, М.-Л., 1935, 527 с.

208. Гегель, Философия истории. МЛ., Гос.социально-экономическое издательство, 1935, 468 с.

209. Гегель, т.Ш. М.: Искусство, 1956, 621 с.

210. Гегель, Эстетика, т.1, М.: Искусство, 1968, 311 с.

211. Гегель, Эстетика, Т.П. М.: Искусство, 1969, 325 с.

212. Гегель, Эстетика, тЛУ. М.: Искусство, 1973, 675 с.

213. Гегель, Наука логики, Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974, 451 с.

214. Гегель, Философия природы, Энциклопедия философских наук, т.2. М.: Мысль, 1975, 694 с.

215. Гегель, Философия религии, т.1. М.: Мысль, 1976, 531 с.

216. Герцен А.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1954, 447 с.

217. Гете И.В. Фауст. М.: Искусство, 1962, 570 с.

218. Гете И.В. Из моей жизни. Поэзия и правда. Собр.соч., в 10-ти томах, т.З. М.: Худож.лит. 1976, 718 с.

219. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Иностр.литература. i960, 685 с.

220. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество, живопись, ваяние. СПб, изд-во А.Ф.Маркса, 1897, 336 с.

221. Гюйо М. Искусство с точки зрения социологии. СПб, 1891, 353 с.

222. Дворжак Макс, История итальянского искусства в эпоху Возрождения, Т.П. М.: Искусство, 1978, 395 с.

223. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М.: Искусство, 1978, 175 с.

224. Джакомо Леопарди. Этика и эстетика. М.: Искусство, 469 с.

225. Делюто Ж. Развитие организационного сознания и методической мысли в западноевропейском мышлении эпохи Возрождения.

226. М.: Наука, 1970, 10 с. (Ж Междунар.конгресс ист.наук, Москва, 16-23 августа, 1970).

227. Древе. Миф о Христе. М.-Л.: 1925, 208 с.

228. Жебар Эмиль. Начало Возрождения в Италии. Пер.с франц. СПб, 1900, 391 с.

229. Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения. СПб, 1906, 404 с.195.3атопский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М.: Высшая школа, 1972, 136 с.

230. Золя Э., Проступок аббата Муре, т.4, М.: Правда, 1957, 283с.

231. Кант. Соч., т.6, М.: Мысль, 1966, 742 с.

232. Кареев Н. Введение в изучение социологии. СПб, 1897, 418с.

233. Кареев Н. История Западной Европы в новое время. Изд-во 3-е, т.1. СПб, 1904, 646 с.

234. Каррбер Мариц. Искусство в связи с общим развитием культуры. М.: 1874, тЛУ. Возрождение и реформация в образовании, искусств, и лит-ре, 551 с.

235. Келлог, Будизм и христианство, изд-во Киев: 1894, 290 с.

236. Клеман К.Б., П.Брюно, Л.Сэв. Марксистская критика психоанализа. М.: Прогресс, 1976, 282 с.

237. Колингвуд Р.Дж., Идея истории, автобиография, М.: Наука, 1980, 485 с.

238. Конти А. Леопарди как живописец, сб.Леонардо да Винчи, М.: изд-во А.Маевского, 1914, 116 с.

239. Леонардо да Винчи, Избранные произведения. М.-Л., Академия, 1935, 362 с.

240. Леонардо да Винчи. Избр. М.: Гослитиздат, 1952, 260с.

241. Манн Т., Доктор Фаустус, собр.соч., т.5, М.: Художественная литература, 1960, 658 с.

242. Манн Т. Гете и Толстой. К проблеме гуманизма, т.9. М.: Художественная литература, 1960, с.487-607.

243. Манн Т., Об учении Шпенглера, т.9. М.: Художественная литература, i960, с.610-620.

244. Манн Т. История "Доктора Фаустуса". Роман одного романа, т.9. М.: "Художественная литература", i960, с.199-365.

245. Манн Т. Статьи, т.9. М.: Художественная литература, 1961, 695 с.

246. Манн Т. Письма. М.: Наука, 1975, 454 с.

247. Модернизм враждебен искусству. Зарубежные искусствоведыо совр.буржуазном искусстве. Сборник материалов. М.: Прогресс, 1964, 384 с.

248. Монье Ф. Опыт литературной истории Италии ХУв. СПб, 1904, 583 с.

249. Ницше Фр. Несвоевременные размышления. Московское книгоиздательство, 1909, 426 с.

250. Ницше Фр. Антихрист. Пер. H.Н.Полилова. СПб, Прометей, 1907, 155 с.

251. Ницше Ф. Генеалогия морали. Памфлет. СПб, 1908, 96 с.

252. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. СПб, 1913, 368 с.219.0льденбург Г. Будда, его жизнь, учение об общине. M.: 1905.

253. Пеладан Ж., Эпилог, сб. Леонардо да Винчи, М.: Изд-во Маевс-кого, 1914, с.275-288.

254. Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. М.: Искусство, 1982, 367 с.

255. Платон Пир, Соч. т.П, М.: Мысль, 1970, с.95-157.

256. Поэты Возрождения в переводах Ю.Верховского. М.: Гослитиздат, 1948, 290 с.

257. Рассел Б. История Западной философии. М.: Иностр. лит., 1959, 895 с.

258. Раульсен, Шопенгауер, Гамлет, Мефистофель, Киев: 1902, 163с.

259. Рис.-Дэвиде, Буддизм, 1899, 122 с.

260. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе, т.1. М. : Сов.писатель, 1958, 608 с.

261. Толстой JI.H. Об искусстве и литературе, т.2. М.: Сов.писатель, 1958, 576 с.

262. Толстой Л.Н., Собр.соч. в 20-ти томах, т.12. М.: Художественная литература. M.: 1964, с.367-412.

263. Толстой читает Гете: Тула, 1982, Приок.кн.изд-во, 463 с.

264. Фишер Куно, "Фауст",Гете. M.: 1887, 228 с.

265. Фишер К. "Фауст" Гете. M. : 1887,'228 с.

266. Флобер Г. Искушение святого Антония. Собр.соч., в 5-ти томах, т.2. М.: Правда, 1956, с.237-357.

267. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1904, 809 с.

268. Фрейд 3. Три статьи о теории полового влечения. Изд-во 2-е, М.: Наука, 1912, 117 с. (Психотерапевтическая б-ка, вып.Ш).

269. Фрейд 3. Психологические этюды. Навязчивые действия и религиозные обряды. Поэт и фантазии. "Культурная" сексуальная мораль и современная нервозность. Изд-во 2-е. M.: 1912,55 с. (Б-ка "Психотерапии").

270. Фрейд 3. Психология сна. Пер.с немецкого. M.: 1912, 64 с.

271. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе (сборник статей) И.Д.Ермакова. М-ПГб Гос.изд.1923, 203 с.

272. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. М.-П.,£из, 1923; 136 с. (Психологическая и психоаналитическая биб-ка, вып. 1У).

273. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М-Пгг, Гиз. 171 с. (Психолог и психоаналит.б-ка, вып.У1).

274. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М.-Пгб, Гиз. Б.2. 189 с. (Психологич.и психо-аналитическая биб-ка, вып.8).

275. Фрезер, Золотая ветвь, М., 1979.

276. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.-Л., Соцэкгиз, 1931, 437 с.

277. Фрикен А. Итальянское искусство в эпоху Возрождения, ч.1,М.: 1891, 311 с.

278. Фриш М., Дон Жуан или любовь к геометрии. М.: Искусство, М.: 1967, 82 с.

279. Цвейг С. Борьба с безумием. Гельдерлин-Клейст-Ницше. Собр. соч., т.10. М.: Время, 1932.

280. Цвейг С., Казанова Стендаль - Толстой. Собр.соч. М.: Время, 328 с.

281. Шагинян М.С. Об искусстве и литературе. М.: Гослитиздат, 1958, 623 с.

282. Шахов А. Гете и его время. СПб, 1908, 296 с.

283. Шефтсбери, Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975, 287 с.

284. Шпенглер, Закат Европы, т.1. М.-Л., Изд-во Л.Д.Френкель, 1923, 467 с.

285. Шопенгауер А., Инстинкт и художественная наклонность -жизнь рода, СПб, тип. А.Тагова, 1884, с.158.

286. Шопенгауер А. Свобода воли и основы морали. Две основные проблемы этики. Изд-во 2-е. СПб, А.С.Суворин, 1887, 352с.

287. Шопенгауер А. 0 писательстве и о слоге. СПб, 1893, 60 с.

288. Шопенгауер А. 0 возрастах человека. Одесса, тип. Исаковича, 1894, 32 с.

289. Шопенгауер А. Мир как воля и представление, т.1. М.: 1900, 552 с.

290. Эккерман И.П., Разговоры с Гете. М.: Академия, М.-Л., 1934, 964 с.

291. Элиоти Т.С. Бесплодная земля. Избр. стихотворения и поэмы. М.: Прогресс. М.: 1971, 187 с.х х

292. Введенский С. Мессианское значение искушения господа дьяволом в пустыне. М.: 1899, 34 с.

293. Г.Гейки, Жизнь и учение Христа. М.: 1893, 399 с.

294. Жданов А. Откровение господа о семи азийских церквах. М.: 1891.

295. Разности церквей восточной и западной в учении пресв.деве Марии Богородице, Варшава, 1881, 422 с.

296. Ревиль А., Иисус Назарянин, СПб, 1909. Биб. "Святого", под ред. т.1, 370 с.

297. Фаррар Ф.В., Жизнь Иисуса Христа, СПб, 1887, 823 с.

298. Тренч Р. Искушение господа нашего Иисуса Христа. М.г 1882, 54 с.

299. Goethes Briefe in 3 Bänden, B.III, Aufbau Verlag Berlin mnd Weimar, 1970, S.862

300. Gotik. Mit einer Einführung von E.Ullmann, VEB E.a.Seemann

301. Buch- und Kunstverlag Leipzig, 1972, S.232

302. Hegel G.W. Ästhetik, mit einem einführenden Essay von Georg . Lukacs. Aufbau-Verlag-Berlin, 1955, S.1174

303. Hegel G.W. Begriff der Religion. Herausgegeben von Georg Lasson mit einem bibliographischen Anfang, Hamburg, 1966 S.340

304. Hiebsch Hans, Sozialpsychologische Grundlagen der Persö'nlich-keitsformung. VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, Berlin, 1967, S.158

305. Karl Dietz Peter G.Hesse. Wörterbuch der Sexuologie.

306. Kierkegaard, Entweder oder. Zweiter Teil. Eugen Diderichs Verlag Düsseldorf, 1957, S.448 274. Lexikon der Antike. VEB Bibliographisches Institut Leipzig 1982, S.639275« Lipps T. Psychologie des Schönen und der Kunst, I.Teil.

307. Hamburg und Leipzig, Verlag von Leopold Voss, 19o3, S.601

308. Lipps Th. Psychologie des Schönen und der Kunst. Zweiter Teil. Hamburg und Leipzig, Verlag von Leopold Voss, 1906, S.645

309. Philosophisches Wörterbuch. VEB Bibliographisches Institut. Leipzig, 1971, Bd.1-2, S.1218

310. Schmiedt P.F. Geschichte der Modernen Malerei. W.Kohlhammer Verlag, Stuttgart, 1954, S.279

311. Spengler 0. Der Untergang des Abendlandes. München,1920. 3d.II V/elthistorische Perspektiven. S.635

312. Tewsadse G. Zur Frage der Naturerkenntnis bei Kant und Goethe. Goethe Jahrbuch, Verlag

313. Hermann Böhlaus Nachfolger Weimar, 1979, S.128-129