автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пархоменко, Роман Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера'

Текст диссертации на тему "Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера"

; 1 ? - Ф / ^'Л С —

• ^ - ^ / О V 0

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

На правах рукописи

ПАРХОМЕНКО РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ Э. КАССИРЕРА

Специальность 09.00,11 - социальная философия

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук профессор Е.В. Боголюбова

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

ГЛАВА I. ОТ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ: «ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ» КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Э. КАССИРЕРА ..................................................... 12

§1. Субстанция и функция: функционализм в системе философии

Кассирера .......................................................................................... 12

§2. Роль и значение понятия символа в философских работах

Э. Кассирера.......................................................................................... 31

§3. Феноменология языка как основание «Философии символических форм»........................................................................................................... 49

ГЛАВА П. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ КАССИРЕРА.............................................................................................. 69

§1. Многообразие символических форм и единство духовного................ 69

§2. Культурная деятельность как объяснительный принцип понимания

природы человека.................................................................................. 89

§3. Культура и мораль: этическое измерение философии Кассирера.........110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................129

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................136

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня вклад Эрнста Кассирера в философских исследованиях автоматически ассоциируется с проблематикой, изложенной им в знаменитой трехтомной «Философии символических форм». «Философия символических форм» сегодня считается основным произведением Кассирера, творческое наследие которого столь обширно, что можно проследить определенную эволюцию взглядов последнего и соответственно выделить несколько этапов научной деятельности философа, что и будет сделано в данной диссертации.

Эрнст Кассирер родился 28 июля 1874 г. в Бреслау. Решающим толчком к серьезным занятием философией и созданию своей собственной философской системы послужило для него знакомство с работами Марбургской школы неокантианства. После окончания университета, с весны 1896 г. под руководством главы Марбургской школы Германа Когена Кассирер пишет свое первое историко-философское произведение «Система Лейбница в ее научных основаниях» (1899), введением к которому послужила диссертация Кассирера «Декартовская критика математического и естественнонаучного познания» (1899). Последовавшие затем тома «Проблемы познания в философии и науке нового времени» (4 тт., 1906, 1907, 1920, 1950) сразу сделали автора знаменитым. Систематизация собственных воззрений была осуществлена в большой работе 1910 г. «Понятие субстанции и понятие функции» (в русском переводе «Познание и действительность» - 1912).

В эти же годы Кассирер публикует ряд работ, посвященных проблемам естественнонаучного познания, а с 1917 г. у него возникает план создания теории символа, которая смогла бы объяснить все явления человеческой культуры: миф, язык, религию, искусство и науку. Свое главное произведение -

«Философию символических форм» - Кассирер публикует в 1923, 1925 и 1929 гг.

После прихода к власти Гитлера Кассирер был вынужден эмигрировать в Гетеборг, там он публикует две книги: «Детерминизм и индетерминизм в современной физике» (1936) и «Логику наук о культуре» (1942), которые оы сам причислял к своим важнейшим публикациям. Летом 1941 г. Кассирер переезжает США и там создает основное антропологическое исследование «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» (1944). Последней работой философа был «Миф о государстве» (опубликован в 1946 г -после его смерти), которую можно рассматривать как введение в социально-философскую проблематику. Умер Эрнст Кассирер 13 апреля 1945 г. в Нью-Йорке. Таковы основные вехи жизни и творчества крупнейшего мыслителя XX века, краткий обзор которых, думается, поможет лучше раскрыть тему диссертации.

Выбор темы диссертации «Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера» обусловлен, с одной стороны, оригинальностью и научной значимостью философской концепции известнейшего неокантианца, а с другой, - необходимостью введения философии Э. Кассирера в контекст русской культуры, поскольку произведения последнего начинают издаваться на русском языке только в последнее время, в то время как историко-философских аналитических исследований в нашей стране, посвященных детальному и всестороннему анализу культурно-антропологической концепции Кассирера, практически нет.

Актуальность темы автор видит в том, что в диссертации будет рассмотрен вклад Э. Кассирера в объяснение феномена человека и культуры, их возникновения, своеобразия, взаимообусловленности и взаимовлияния. Многие проблемы сегодняшней цивилизации связаны с необходимостью определения природы человека, культуры и общества, их взаимосвязи, что помогло бы в

определении места человека в природе и культуре, в выработке новых мировоззренческих и ценностных ориентиров, в поиске направлений возможного развития человечества.

Кассирер в своих работах показал роль символа и символизации в процессе возникновения человека и человеческой культуры, многомерность «символических миров» культуры, исследовал активную творческую способность человека как единственную основу всех явлений культуры, а также подчеркнул опасности мифологизации обыденного сознания («Миф о государстве»). По нашему мнению, эти идеи Кассирера могут сыграть свою положительную роль в решении многих проблем современной цивилизации.

Как было указано выше, в настоящий момент в России не так много серьезных публикаций, посвященных философии Э. Кассирера. Среди наиболее достойных можно назвать две статьи Гуревича П.С. (Гуревич П.С., Султанова М.А. Первооткрыватель философии символизма // Философские науки. М., 1993. № 4-6; Гуревич П.С. Эрнст Кассирер: феноменология мифа /7 Философские науки. М., 1991. № 7), монографию Грищенко A.M. «Философия культуры Марбургской школы» (Минск, 1984);Статья Кравченко А. А «Гносеологические основы философии культуры Э. Кассирера» (В: Актуальные проблемы исторического материализма, М., 1971) и диссертация Михайлова Б.В. «Проблема познания в философии Э. Кассирера» (М., 1974) посвящены в основном теории познания и гносеологической компоненте философии культуры Кассирера. Много о философии Кассирера писал также известный исследователь Свасьян К.А.: книга «Проблема символа в западной философии XX века (Ереван, 1980) - написана в форме эссе, где преобладает эмоциональный взгляд автора на проблему, а монографии «Философия символических форм Э. Кассирера» (Ереван, 1989), представляющей собой добротное изложение содержания главного произведения Кассирера, на наш взгляд, недостает историко-философских аналитических суждений и выводов.

Свасьяну К.А. принадлежит также ряд статей, посвященных отдельным аспектам философии Кассирера (Свасьян К.А. Философия культуры Э. Кассирера // Вопросы философии. М., 1984. № 9; он же: Проблема человека в философии Э. Кассирера//Буржуазная философская антропология XX века, М., 1988). Но в целом, повторим еще раз, в русскоязычной историко-философской литературе отсутствуют специальные монографии, посвященные именно культурно-антропологической концепции Э. Кассирера.

Намного лучше обстоят дела на родине философа - в Германии. Во-первых, следует назвать большую коллективную работу «Эрнст Кассирер» (Штуттгарт - Майнц, 1966) под редакцией Шлиппа Р., работа над которой была начата еще при участии самого Э. Кассирера и закончена после его смерти. В ней содержатся свыше двадцати статей различных авторов и обширная библиография. Это - первая попытка дать цельное представление о личности и творческой эволюции великого неокантианца. Недостатком этой книги является то, собранные в ней статьи логически не связаны между собой, в них анализируется главным образом классическое наследие Кассирера (в поле зрения авторов не попали редкие и малоизвестные работы философа), и, поскольку книга вышла вскоре после смерти Кассирера (первоначально в США в 1949 г., перевод на немецкий язык был осуществлен лишь в 1966 г.), то в ней. естественно, не могла быть представлена историческая перспектива и судьба учения Кассирера. После появления этой книги в Германии еще довольно долгое время выходили лишь небольшие статьи о Кассирере, и только с конца 80-х гг. можно уже говорить о настоящем «буме» в исследованиях философии Кассирера. В 1987 г. вышла обширная монография американского ученого Кроиса Дж.-М. «Кассирер. Символические формы и история» (Нью-Хавен -Лондон), в которой раскрыт процесс трансформации Кассирером учения Канта и Марбургской школы, что привело к созданию «Философии символических форм», а также проанализированы основные положения главного произведения

философа. Применительно к теме нашей диссертации следует отметить, что в данной монографии не рассматриваются вопросы, связанные с культурно-антропологическим учением Кассирера.

В 1988 г. появляется сборник статей «О «Философии символических форм» Э. Кассирера» (Франкфурт-на-Майне), где опять-таки анализируется с различных точек зрения лишь главное произведение мыслителя. Чуть позже начинают выходить философские биографии Э. Кассирера: Грезер А. «Эрнст Кассирер» (Мюнхен, 1994) и Петцольд X. «Эрнст Кассирер - из Марбурга в Нью-Йорк. Философская биография» (Дармштадт, 1995), а также небольшая работа того же автора «Эрнст Кассирер. Введение» (Гамбург, 1993). В них изложена, естественно, биография философа и история создания им своих работ. В данных монографиях преобладают жизнеописательные моменты, что же касается историко-философского анализа идей Кассирера, то он представлен в минимальном объеме, что и понятно, ведь в данном случае перед исследователями стояли другие задачи.

Среди наиболее значительных работ последнего времени хотелось бы выделить серьезную монографию Кноппе Т. «Теоретическая философия Эрнста Кассирера. Основы трансцендентальной теории науки и культуры» (Гамбург, 1992), в которой дано систематическое изложение теоретической философии Кассирера, а также проведен сравнительный анализ концепций Когена , Наторпа и Кассирера, что является очень сильной стороной монографии Т. Кноппе. В качестве недостатков исследования можно отметить отсутствие антропологической и социально-философской проблематики Кассирера (что говорит опять же о том, что Кноппе Т. пользовался только «классическими» широкоизвестными текстами Кассирера и не привлекал малоизученные работы мыслителя), современной оценки наследия Кассирера - не показана историческая судьба философии великого неокантианца и его место в гуманитарной культуре второй половины XX века.

Петцольд X. в книге «Реальность «символических форм». Философия культуры Эрнста Кассирера в контексте» (Дармштадт, 1994) помещает философию культуры Кассирера в контекст современного историко-философского процесса и совершенно не затрагивает его философию человека и философию политики. Монография Орта Э.-В. «От теории познания к философии культуры. Исследование «Философии символических форм» Эрнста Кассирера» (Вюрцбург, 1996) несет на себе отпечаток «вторичности», во многом повторяет исследования Дж.-М. Кроиса (см. выше).

Последняя крупная монография о философии Э. Кассирера принадлежит перу профессора Гумбольдт-университета в Берлине Освальда Швеммера «Эрнст Кассирер. Философ европейского модерна» (Берлин, 1997). На наш взгляд, это - самая удачная работа о Кассирере, поскольку в ней детально рассмотрена эволюция идей философа, есть специальная глава, посвященная его редким и малоизученным текстам, а также дана современная историко-философская оценка наследия крупнейшего европейского мыслителя XX века. Но, сделав основной акцент на философии культуры Кассирера, автор явно недостаточно места уделил рассмотрению основного метода Кассирера - его функционализма, - который был разработан в ранних работах философа, посвященных анализу естественнонаучного знания (этот метод и определил, на наш взгляд, все последующее творчество Кассирера), а также не показал влияние основных идей Марбургской школы на создание собственной философской системы Кассирера.

Автор диссертации попытался избежать вышеназванных недостатков работ исследователей философии Кассирера, что и определило цели и задачи данной работы. Целью диссертации является рассмотрение философской антропологии Э. Кассирера в соотношении с его философией культуры. Философское наследие Кассирера очень обширно - мыслитель не ограничивается рассмотрением вопросов теории познания, философии человека

и философии культуры; он пытался исследовать в конце жизни проблемы современного ему общества и создал большую работу «Миф о государстве», которую можно рассматривать в качестве «философского завещания» Кассирера. Все эти темы будут рассмотрены в диссертации, что, как нам представляется, позволит более адекватно оценить общую культурно-антропологическую концепцию мыслителя, а также проследить историчекую судьбу наследия Кассирера и определить место его философии в современном историко-культурном процессе.

Вышеизложенная цель реализуется посредством решения следующих теоретических задач:

1. Сначала будут изложены предпосылки возникновения функционализма как главного метода философских исследований Кассирера и рассмотрены основные идеи «естественнонаучного» периода его научной деятельности, гак как, по нашему мнению, именно в это время была задана «траектория» движения и развития философской мысли немецкого неокантианца.

2. С введением понятия символа происходит трансформация «ранней» философии Кассирера - он создает свою знаменитую «Философию символических форм». Поэтому следующим важным шагом на пути постижения и анализа философской концепции мыслителя является детальная реконструкция роли и значения понятия символа в работах Э. Кассирера.

3. Далее представляется целесообразным изложить основные теоретические положения «Философии символических форм» и в качестве примера представить и проанализировать одну из символических форм - язык. Выбор данной темы рассмотрения обусловлен тем, что, по мнению философа, именно язык, наряду с понятием символа, имеет основополагающее значение для развития духовных возможностей человека и построения полицентричного универсума культуры.

4. Со временем интерес мыслителя с мира культуры перемещается на того, кто эту культуру создает, на творца «символической» культуры - человека. Здесь предполагается обсудить следующий комплекс проблем: в какой степени человек свободен в создании феноменов культуры, а в какой он вынужден опираться на предшествующую традицию; Кассирер считает, что помимо того, что человек является творцом культуры, одновременно он является и ее «продуктом» - поэтому необходимо проследить генезис человека как существа разумного (естественно, в трактовке Э. Кассирера). Итак, в этой части диссертации будут последовательно проанализированы проблемы возникновения человека как «ашта1 эутЬоШшт» (собственный термин Кассирера), соотношение и взаимовлияние человека и культуры, а также роль понятий функция и символ применительно к философской антропологии немецкого неокантианца.

5. Как уже было отмечено выше, мысль Э. Кассирера не ограничивается лишь рассмотрением философии науки, культуры и человека. Последним крупным произведением мыслителя является «Миф о государстве», которое можно трактовать и как введение в социальную философию и философию политики, и как своеобразное этическое измерение философской системы немецкого неокантианца. Рассмотрению соотношения культуры и морали посвящен последний раздел диссертации.

Для нас важно здесь отметить, что социально-философские размышления Кассирера являются важной компонентой его концепции: помимо того, что морально-этические построения мыслителя являются как бы логическим завершением его философской системы «человек - культура - общество» и помогают глубже проникнуть в «чисто» культурно-антропологическую проблематику философа, его социальная философия является и своеобразным выходом на практику и очень близка тому, что называют сегодня политологическими и социологическими исследованиями. Философия

политики Кассирера помогает лучше определить актуальность всего творческого наследия великого неокантианца, роль и значение его философии в современной гуманитарной культуре и образовании.

Историческая судьба культурно-антропологического и социально-философского учения Касс�