автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Человек на сцене
Текст диссертации на тему "Человек на сцене"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ Кафедра теории культуры, этики и эстетики
На правах рукописи
Карцева Галина Александровна
ЧЕЛОВЕК НА СЦЕНЕ: ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ С.М.ВОЛКОНСКОГО
09.00.04 - эстетика
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ П А Л Е Е В А Наталья Николаевна
МОСКВА 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................стр. 3
ГЛАВА 1. С.М.ВОЖОНСКИЙ И ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
ПОЗИЦИИ..........................................................стр. 13
§ 1. Исторические и теоретические источники
эстетических идей С.М.Волконского........................стр. 13
§ 2. Основные принципы философско-эстетической
теории в трудах С.М.Волконского..........................стр. 24
§ 3. Учение об эстетическом наслаждении......................стр. 47
ГЛАВА 2. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ПРОЦЕСС
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА..................стр. 60
§ 1. Особенности классификации сценических видов
искусства.........................................................стр. 60
§ 2. Специфика музыки и проблема ритма......................стр. 76
§ 3. Мастерство актера - основа театральной
системы С.М.Волконского...................................стр.110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................стр.134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................стр.139
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Настоящая диссертация посвящена исследованию эстетических воззрений яркого представителя Серебряного века русской эстетической мысли конца XIX начала XX века Сергея Михайловича Волконского, труды которого мало известны современному российскому читателю.
Сложность и неоднозначность современных общественно -исторических процессов, постоянные изменения в социальной и политической жизни порождают изменения и в сознании людей, часто вынужденных отдавать приоритет приобретению материальных ценностей, порой в ущерб духовным. Эта проблема стоит особенно остро потому, что отрицательные тенденции нередко намечаются в еще не сформировавшемся мировоззрении молодых. В создавшихся условиях особую актуальность приобретает возможность приобщения молодежи к вечным эстетическим ценностям, к прекрасным творениям художников прошлого и настоящего, к изучению трудов эстетиков и искусствоведов, помогающих понять и оценить эстетическую значимость каждого художественного произведения.
Не случайно в последнее время возрос интерес к философии и искусству Серебряного века. В творчестве представителей русской религиозной философии мы находим высшую духовность, преклонение перед Красотой, неотделимой от Добра и Истины. Но если наследие В.С.Соловьева, П.А.Флоренского или Н.А.Бердяева подробно изучается, то имя С.М.Волконского остается практически неизвестным. В том, что оно было надолго и прочно
намеренно забыто в нашей стране, сыграли роль идеалистические воззрения Волконского, противоречившие господствовавшей материалистической доктрине, несоответствие созданной им театральной системы официальной, неприятие Октябрьской революции и ее последствий и, наконец, эмиграция в 1921 году.
Между тем, С.М.Волконскому принадлежат блестящие исследования в области философии, эстетики и искусствоведения, имеющие и сегодня как теоретическое, так и практическое значение.
Философские взгляды С.М.Волконского во многом перекликаются с воззрениями В.С.Соловьева и П.А.Флоренского, сохраняя в то же время оригинальный характер. Изучение его творчества представляет интерес не только с точки зрения истории философии и эстетики, хотя и это очень важно. Его работы вносят плодотворный вклад в исследование и решение практически всех актуальных вопросов эстетики. Рассматриваемые им проблемы, связанные с процессом художественного творчества и эстетического восприятия, на протяжении веков исследовались философами, а в настоящее время продолжают усиленно изучаться не только философами и эстетиками (А.Я.Зись, Г.А.Праздников, А.Н.Сохор,
В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и другие), но и искусствоведами (Г.М.Цыпин, Б.В.Асафьев. и другие) и психологами (Л.С.Выготский, А.Я.Пономарев, С.Л.Рубинштейн и другие).
Непростая диалектика объективного и субъективного, рационального и эмоционального, сознательного и подсознательного в творчестве художника была и остается
предметом дискуссий между философами различных школ и направлений.
Особую сложность представляет исполнительское искусство, где процесс художественного творчества не завершается с созданием произведения, а продолжается бесконечное число раз в искусстве интерпретатора (Е.Г.Гуренко, Г.И.Гильбурд., Л.С.Гинзбург и другие). Специфика подхода Волконского к вопросам исполнительства и в настоящее время поражает своей новизной и свежестью мысли.
Не менее труден для понимания и процесс эстетического восприятия, тщательный анализ которого позволил С.М.Волконскому выстроить логически обоснованную его структуру, подробно охарактеризовать все входящие в нее элементы. Большое значение для современного эстетического знания имеет убедительная дефиниция С.М.Волконским категорий этой сложной структуры, в которой ввиду многоплановости диалектического взаимодействия интеллектуального и чувственного начал до сих пор идут споры о смысловом содержании понятий.
Несомненной заслугой ученого стал эстетический анализ уникального вида искусства - музыки, оригинальность подхода к пониманию как специфики ее восприятия, так и исполнительской интерпретации. Особую актуальность представляет разработка С.М.Волконским проблемы музыкального ритма, которая в настоящее время стоит очень остро: сегодня "неритмичность" -самый большой недостаток у подавляющего большинства детей, даже тех, которые обучаются в музыкальных школах. Для современного музыкознания немаловажно устранение
С.М.Волконским и путаницы в понятиях "ритм" и "метр", нередко даже в наши дни являющейся причиной ошибок в музыкальном образовании.
С.М.Волконским была обоснована необходимость
эстетического воспитания посредством музыкально-ритмического движения, доказана возможность постижения высокой духовности, моральной чистоты, внутреннего и внешнего благородства с помощью осознанного восприятия и подчинения ритму лучших образцов музыкальной классики. Его выводы по этому вопросу очень актуальны именно сегодня, когда целое поколение молодых людей не только не знает и не хочет знать классическую музыку, но большинство из них испытывает подсознательную зависимость от подавляющего воздействия ритма массовой музыки.
С.М.Волконским была создана оригинальная театральная система, которая, по мнению автора исследования, имеет такое же право на существование, как и системы К.С.Станиславского и Б.Брехта. Привлечение ее для изучения и использования несомненно обогатит как театроведение, так и практическую актерскую деятельность.
Актуальность исследования возрастает с учетом современного внимания к изучению культурной жизни российской провинции, с которой С.М.Волконский был тесно связан. Ежегодно приезжая в свое именье Павловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, Волконский отдыхал от столичной суеты, общался с природой и людьми, впитывал в себя всю многовековую мудрость русского народа. Одновременно он нес в провинцию европейскую культуру, создав в своем имении
настоящий культурный центр. Интеллектуальное влияние,
эстетическая деятельность С.М.Волконского сыграли
значительную роль в развитии культурной жизни тамбовского
края, что для отечественной и мировой эстетической мысли не утратило значения и поныне.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данной диссертации является изучение эстетической концепции С.М.Волконского, систематизация его идей, изложенных в различных сочинениях. Для достижения этой цели необходимы постановка и решение следующих задач:
а) определить теоретические источники, исторические предпо--сылки и генезис особенностей художественно-эстетического менталитета С.М.Волконского;
б) исследовать его философские воззрения;
в) проанализировать особенности эстетической концепции С.М.Волконского, его понимание Прекрасного, сущности и роли искусства, специфику процессов художественного творчества и эстетического восприятия;
г) охарактеризовать специфику понимания С.М.Волконским видов искусства, своеобразие его отношения к музыке и театру;
д) раскрыть сущность театральной системы С.М.Волконского, значение мастерства актера в театральном исполнительском искусстве;
е) показать новизну подхода Волконского к эстетическому воспитанию посредством музыкально-ритмического движения.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным материалом исследования стали монографии и многочисленные статьи С.М.Волконского, не публиковавшиеся отечественной прессой с 1922 года. Привлечение неизвестных для широкого круга читателей произведений дало возможность увидеть:
оригинальность философских положений Волконского в
трудах:
Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. (Берлин: "Медный всадник", 1924); Выразительный человек. Техническое воспитание жеста по Дельсарту (СПб.: "Сириусъ", 1913.); - специфику его эстетической концепции в работах: Выразительный человек. Техническое воспитание жеста по Дельсарту.; Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного.; Художественное наслаждение и художественное творство. (СПб.: "Катанский и К.", 1892.); Разговоры (СПб.:"Аполлонъ", 1912.);
- своеобразие подхода к исполнительским видам искусства в монографиях:
Разговоры.; Выразительный человек. Техническое воспитание жеста по Дельсарту.; Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. (СПб.; "Сириусъ", 1913.);
в сборниках статей:
Человек на сцене. (СПб.: "Аполлонъ", 1912.); Отклики театра. (Пб.: "Сириусъ", 1914.); Художественные отклики (СПб.: Аполлонъ", 1912.);
- глубокие, поистине энциклопедические знания в области отечественной истории, литературы и родного языка в сочинениях:
Очерки русской истории и русской литературы. Публичные лекции, читанные в Америке. (СПб.: типо-лит. Р.Р.Голике, 1896.); В защиту русского языка. Сборник статей. (Берлин: "Медный всадник", 1928.); О декабристах (по семейным воспоминаниям).- (Пб.:"Начала", 1922.).
Все это является доказательством необходимости нахождения забытых имен и возвращения к жизни их бесценных творений, актуальности их переиздания.
При анализе творчества С.М.Волконского автор опирался на труды М.Арнаудова (Болг.), Р.Арнхейма (Амер.), А.Банфи (Ит.), В.Брожика (Чехосл.), В.В.Ванслова, Л.С.Выготского,
A.В.Гулыги, В.Г.Диденко, Г.Л.Ермаш, Л.А.Зеленова, А.Я.Зися, Т.А.Калинкина, Н.И.Киященко, В.П.Крутоуса, Г.И.Куликова,
B.В.Медушевского, А.С.Мигунова, Е.В.Назайкинского, М.Ф.Овсянникова, А.А.Оганова, Г. А. Праздникова, И.Г.Хангельдиевой, Л.Г.Юлдашева.
При рассмотрении вопросов, связанных с исполнительским музыкальным и театральным искусством, большое значение для автора исследования имели работы Э.Ансерме (Швейц.), М.Г.Арановского, Б.В.Асафьева, Г.И.Гильбурда, Л.С.Гинзбурга, Е.Г.Гуренко, Г.Н.Джибладзе, Г.В.Драговеца, А.С.Запесоцкого, Ю.С.Калашникова, А.Н.Лука, Л.М.Маркова, Г.Г.Нейгауза, Г.А.Орлова, С.Х.Раппопорта, А.Н.Сохора, М.С.Старчеуса, P.A.Тельчаровой.
При изучении проблемы эстетического воспитания автор обращался к трудам Я.3.Васина, Ю.В.Божко, Р.В.Букина, Г.Я.Василеску, JI.И.Гольдина, А.Я.Зися, Н.Х.Исмаиловой, Д.Б.Кабалевского, М.С.Кагана, И.Л.Лазарева, Ю.В.Малышева, М.Я.Малышевой, И.И.Мартынова, В.П.Матониса, И.Л.Набока, С.И.Овчинниковой, Л.П.Печко, Я.М.Платека, В.А.Разумного, Е.Л.Рыбакиной, Н.Д.Саркитова, П.В.Соболева, М.Е.Тараканова, В.С.Уколова, И.А.Хижняка, Е.В.Шевцова, Г.Г.Шубина.
Более полному пониманию идей русских религиозных философов помогло тщательное знакомство с сочинениями
B.С.Соловьева, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, а также исследованиями их жизни и творчества В.В.Бычковым, А.Н.Голубевой, М.Н.Громовым, Е.В.Ивановой, А.П.Козыревым, Е.А.Короткиной, Н.О.Лосским, Р.Э.Пулом.
В работе использованы методы:
анализа теоретических положений С.М.Волконского, основанный на принципах историзма, объективной причинности, связи и развития;
сопоставления эстетических взглядов философов различных направлений и сравнения их с воззрениями
C.М.Волконского, что помогло выявить общее в их научных концепциях и особенное, присущее лишь идеям С.М.Волконского.
широко применен метод вычленения собственно философских и эстетических взглядов Волконского из его искусствоведческих и литературно-критических произведений, сисвемаяизация их и выстраивание в единую философско-эстетическую концепцию.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые:
а) рассмотрены философские взгляды С.М.Волконского на строение Мира и Человека, на место человека в структуре мироздания; его эстетические положения о Прекрасном, искусстве, процессе создания произведения искусства, эстетическом наслаждении, о месте музыки в системе видов искусства и о решающей роли в ней ритма, о специфике сценического искусства и мастерстве актера, о необходимости художественного и телесного развития и совершенствования посредством ритмического движения под музыку - в контексте общеэстетических проблем художественного творчества, эстетического восприятия, исполнительского искусства и интерпретации, эстетического воспитания;
б) воедино собраны разрозненные исторические, теоретические и практические данные, разбросанные в монографиях и огромном количестве статей С.М.Волконского, обработаны и систематизированы;
в) выделены значимые для современного эстетического знания теоретические положения С.М.Волконского.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ результатов работы заключается в возможности разработки нового подхода к эстетическому воспитанию молодежи. Воспитание высокой духовности, благородства, дисциплины и достижение прекрасного физического состояния тела в гармонии с духом - есть именно те параметры, которые сегодня весьма актуальны и необходимы для гармонического развития личности. По убеждению
С.М.Волконского, единство собственно музыкально-эстетического воспитания и пластики ритмического движения - важнейшее условие гармонии телесного и душевного развития. Осознанное музыкально-ритмическое воспитание способно снизить, а возможно, и снять подсознательную и близкую к наркотической зависимость большей части молодежи от ритма худших образцов рок музыки, гармонизировать соотношение ритмики различных национально - этнических культур, сохранив при этом национальный русский мелос.
Содержание работы может быть использовано в преподавании истории эстетики, сценической речи и теории музыкального исполнительства, в занятиях по актерскому мастерству и игре на музыкальных инструментах, в театральных постановках, а также в художественно-просветительной работе.
Глава 1.С.М.ВОЛКОНСКИЙ И ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ
1.Исторические и теоретические источники эстетических
идей Волконского.
Князь Сергей Михайлович Волконский родился 4 (16) мая 1860 года в имении Бенкендорф-Волконских в Фалле (ныне Кейла-Йова, Эстония) недалеко от Ревеля (Таллина).
С.М.Волконский принадлежал к самому верхнему слою русской аристократии. Внук декабриста Сергея Григорьевича Волконского и потомок Михаила Васильевича Ломоносова по отцовской линии, сын княгини Елизаветы Григорьевны, урожденной светлейшей княжны Волконской, он получил блестящее разностороннее образование, которое началось в глубоком детстве, еще до гимназии, и продолжилось на историко-филологическом факультете Петербургского университета.
Бабушка князя по материнской линии, княгиня Мария Александровна Волконская, урожденная графиня Бенкендорф, владелица имения в Фалле, была утонченной аристократкой, свободно владеющей иностранными языками (намного свободнее, чем русским). Она требовала от внуков общения только на французском языке, чему в дальнейшем Сергей Михайлович был очень благодарен. Он пришел к выводу, что знание иностранного языка - великая сила: с помощью этого человек не только обогащает свою речь, но обо-
гащает и разум новыми понятиями и логическими категориями. Под руководством матери молодой Волконский стал читать произведения представителей французского классицизма и так увлекся, что перечитал всего Корнеля, всего Мольера, всего Расина. Все восхищало его в этих книгах: красота мыслей и формы выражения этих мыслей, красота французских звуков и слов. Позже, овладев еще тремя иностранными языками, князь мог свободно читать любую интересующую его литературу, не переведенную на русский язык, но любовь к французам осталась у него на всю жизнь.
Свободное владение иностранными языками ничуть не мешало Волконскому прекрасно разбираться в родном, во всех его тонкостях и особенностях и постоянно выступать с трибуны и в п