автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Человек в социокультурном пространстве российской провинции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек в социокультурном пространстве российской провинции"
На правах рукописи УДК 130.2 (470): 39
005007328
Нестеров Николай Олегович
ЧЕЛОВЕК В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ)
Специальность: 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры (философские науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
12 ян в тг
Санкт — Петербург
2011
005007328
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Арефьев Михаил Анатольевич
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Орлов Сергей Владимирович
кандидат философских наук, доцент Кожурин Кирилл Яковлевич
Ведущая организация: Ленинградский государственный
университет имени А.С. Пушкина
Защита состоится «27 » декабря 2011 года в часов на заседании
совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.31 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 197046, г. Сапкт- Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 191186, г. Санкт- Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 5
Автореферат разослан« » 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор философских наук, доцент / ■---" Ю.В. Пую
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в условиях постиндустриального общества и противоречивого процесса глобализации важное значение приобретает проблема включенности человека, личности в локальные социокультурные процессы. Взаимодействие локальной и общенациональной идентичности, социокультурные противоречия центра и регионов, противостояние «столичной» и «провинциальной» культур — все это характерные черты не только российского, но и общемирового исторического процесса.
Российская провинция — это одна их форм проявления и развития общенациональной культуры государства, формирующая собственные духовные традиции, менталитет и уклад жизни ее носителей. Пространство провинции, будучи обращено к . истокам национальной культуры и идентичности, может и должно способствовать сохранению общероссийского культурного самосознания.
Провинция играет значимую роль в формировании образа «малой родины» дополняя общенациональную гражданскую идентичность и патриотизм. Мировоззрение человека в провинциальной культуре формируется в особой системе социальных коммуникаций, связанных с естественно-географическими и этноисторическими характеристиками местности. Социокультурное пространство провинции выступает как феномен российской цивилизации, что ставит по-новому вопрос об особенностях ментальности русского человека, о взаимосвязях ценностных установок представителей провинциального и «столичного» культурного пространства, о проблеме локальной этнической и культурной идентичности населения России.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема научного
анализа социокультурного пространства российской провинции была
3
поставлена еще в XIX - первой половине XX века. Исследования этого времени можно подразделить на две тематические группы: 1) имеющие преимущественно историко-этнографический и социологический характер, посвященные этнокультурным особенностям сельского населения российских регионов и 2) рассматривающие культурфилософские проблемы специфики развития российской цивилизации и традиций отечественной духовности, в том числе, в их локально-пространственном проявлении. К исследованиям первого типа относятся: работы российского академика A.M. Шегрена, впервые открывшего для отечественной и мировой науки существование на Северо-Западе России потомков летописной веси - вепсов и обосновавшего подразделение финского населения Санкт-Петербургской губернии на две этнокультурные группы; труды академика П.И. Кеппена, посвященные детальному историографическому и статистическому анализу малочисленных этносов окрестностей Санкт-Петербурга (водь, ижора); работы Д.А. Золотарёва, обобщившие данные первых переписей населения России и внесшие существенный вклад в исследование этнокультурной специфики Северо-Запада России. Исследования, затрагивающие фундаментальные философско-антропологические и культурфилософские проблемы развития российского цивилизационного пространства представлены трудами H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, в которых раскрывается взаимосвязь отечественных традиций духовно-нравственной культуры с цивилизационными и историческими особенностями русской государственности и культуры.
Со второй половины XX века появляются работы, посвященные
феномену жизненного пространства человека в его культурфилософском и
философско-антропологическом отношениях. К числу таких фундаментальных
исследований следует отнести работы Я.Ф. Аскина, В.Г. Виноградского, А.Н.
Лой и др. С конца XX века в исследовании социокультурных и
антропологических характеристик пространства российской провинции
намечается новый этап, связанный с актуализацией локальных этнокультурных 4
традиций и формированием отдельных исследовательских школ (Волгоград, Тамбов, Саратов). В конце ХХ-начале XXI века складывается поволжская философская школа, исследующая философско-антропологические, аксиологические, социокультурные характеристики феномена жизненного пространства человека в его локальных проявлениях, что внесло значительный вклад, в том числе, и в анализ специфики российского провинциального пространства. Здесь следует отметить работы Э.В. Барковой, А.Н. Быстровой, И.Н. Гуткиной, C.B. Тихоновой, О.Ф. Филимоновой, В.Б. Устьянцева.
К числу обобщающих фундаментальных работ, затрагивающих проблемы духовно-нравственных ценностей российской цивилизации, формирования мировоззрения человека в пространстве общенациональной и местной культуры принадлежат труды О.Д. Гараниной, A.A. Королькова, В.В. Кузнецова, М.А. Остапенко, В.Н. Сагатовского, Ю.В. Сычева, Л.А. Шумихиной. Проблемы трансформации российской провинции в условиях глобализации и влияния масс-культуры раскрываются в работах С.И. Барзилова, З.Д. Ильиной, Н.М. Инюшкина, С.Ю. Наумова и др.
Проблеме взаимосвязи общемирового и провинциального
антропокультурного пространства, осмыслению его роли в формировании
духовных ценностей и социокультурной идентичности человека в российской
провинции посвящены исследования B.C. Барулина, B.JI. Каганского, Д.Г.
Когатько, О.И. Орачевой, Э.А. Шулеповой и др. Российская провинция как
социокультурный феномен выступает предметом исследования в работах Е.Г.
Калашника, Т.О. Размустовой, методологические принципы анализа
культурного диалога «столица-провинция» - в трудах Л.В. Смирнягана, Т.А.
Чичкановой,. Проблема формирования ценностных ориентиров человека в
пространствах культуры, духовности личности, анализ взаимосвязи
особенностей ментальности русского человека и институтов государственной
власти в регионах, социокультурное значение местного самоуправления
получили детальный анализ в исследованиях М.А. Арефьева, А.О. Бороноева,
5
А.Г. Давыденковой, Б.А. Ерасова, А.А. Королькова, И.Д. Осипова, Г.В. Стельмашука, В.И. Стрельченко и др.
Однако в этих работах акценты были расставлены на исследование отдельных аспектов российского социокультурного пространства провинции, таких как историко-философские, культурфилософские, социологические, аксиологические и др. Вне поля зрения исследователей и в прошлом, и в настоящем оставались философско-антропологические проблемы исследования человека в системе культуры российской провинции и, в частности, северо-западного региона. Настоящая работа восполняет указанный пробел в культурфилософском и философско-антропологическом знании.
Объектом исследования является социокультурное пространство российской провинции.
Предметом исследования - человек как носитель провинциальных культурных традиций, особенности социализации русского человека в рамках социокультурных отношений в российской провинции.
Диссертант исходит из гипотезы, что российская провинция как социокультурный феномен представляет собой структурный уровень локального культурного пространства, раскрывающийся как на уровне социально-политической реальности (местное самоуправление, социальная мобильность, интеграция в шобальные системы коммуникации), так и на уровне сознания индивида, личности (духовность, морально-нравственные идеалы и ориентиры).
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы
является выявление функций и места провинциального измерения культуры в
социокультурном пространстве России на примере Северо-Запада РФ. В
диссертации рассматриваются философско-антропологические аспекты
жизненного пространства человека в российской провинции. Понятие
провинции раскрывается как феномен локального культурного пространства, 6
анализируется динамика социокультурных трансформаций российской провинции в XX веке. Диссертант рассматривает Северо-Запад России как исторически сложившийся этнокультурный и экономический регион, включающий Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую области. Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть сложившиеся концепции социокультурного развития провинциального пространства России, а также такие культурфилософские категории как «духовная культура этноса», «провинциальное культурное пространство» и выявить их специфику для современной российской действительности на базе антропокультурного подхода.
2. Проанализировать социокультурное пространство провинции как систему в ее антропологических и ценностных характеристиках.
3. Теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений центра и периферии, выявить основные черты и особенности российской провинции.
4. Рассмотреть специфику ментальности человека российской провинции в условиях формирования информационного общества.
Методологическая основа исследования. Методологической основой
работы являются диалектический метод познания как основной метод
построения научной теории, а также специальные методы познания: системно-
типологический, культурно-исторический, культурно-сравнительный,
обусловленные спецификой темы исследования. Для практического и
теоретического сопоставления процессов и явлений в пространстве
российской провинции применяется метод компаративистики (комплексное
изучение этнокультурных традиций провинции на Северо-Западе РФ).
Герменевтический метод позволяет интерпретировать отдельные явления
провинциальной культуры с точки зрения их внутреннего смысла и значений.
В работе используются также такие методы как: исторический (рассмотрение
присущих провинциальному культурному пространству особенностей
7
мировоззрения) и аксиологический (анализ системы ценностей как исторически изменчивого феномена духовной жизни общества).
Социокультурный феномен российской провинции в силу комплексности и многоаспектности своего содержания может быть рассмотрен наиболее полно на основе междисциплинарного подхода. Экзистенциальные потребности человека в пространстве провинциальной культуры, специфика его ментальное™ и ценностных ориентиров исследуются с позиций философской антропологии. Проблемы культурной преемственности, духовных традиций провинциальной культуры анализируются на основе методов антропокультурного подхода и методологии культурфилософского исследования.
Теоретико-методологической основой исследования выступают работы классиков философской и культурологической мысли как зарубежья: М. Вебера, И.Г. Гердера, В. Дильтея, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Леви-Стросса, Э. Фромма, Ф. Шлейермахера, О. Шпенглера, К. Ясперса, так и России: М.М. Бахтина (теория диалога), H.A. Бердяева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, Ю.М. Лотмаиа. Значительное место в работе отведено трудам М.С. Кагана, М.П. Крылова, Д.С. Лихачева.
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Социокультурное пространство российской провинции — это комплексное явление общенациональной культуры России, имеющее собственные ценностно-смысловые и социально-исторические основания. Само понятие «провинция» исторически приобрело в России протаворечивое семантическое содержание и оценочное значение, проявляясь в культурологической дихотомии «центр-окраина».
2. Провинциальная культура России в основе своей самобытности,
устойчивости духовных традиций, ценностных установок и психологических
черт ее носителей содержит не столько абстрактную «отсталость», 8
«территориальную удаленность от центра» сколько особый тип и динамику социокультурных коммуникаций и местной идентичности. Для провинциального социокультурного пространства характерна более тесная взаимосвязь человека и общества с природно-географической средой и местными этнокультурными традициями, что субъективно формирует местное самосознание, проявляющееся в образе «малой родины» и в феномене культурного ландшафта. Таким образом, мировоззрение человека в провинциальной культуре формируется в особой системе социокультурных коммуникаций, связанных с естественно-географическими и этноисторическими характеристиками местности.
3. Пространство российской провинции выступает как системное и онтологическое единство этнических традиций, ценностных ориентиров и мировоззрения человека и социума в их конкретно-историческом значении. Многоукладность российской культуры, ее промежуточное положение между Востоком и Западом, позволяющее называть ее особым типом цивилизации, закономерно предполагает многообразие не только историко-географических регионов, но и этнических традиций.
4. В условиях интеграции России в мировые глобализационные процессы пространство провинциальной культуры также испытывает значительные трансформации. Информационные технологии снимают во многом проблему территориальной отдаленности. Однако девальвация традиционных ценностей, частичная потеря жизненных ориентиров продолжает оставаться серьезной социокультурной проблемой. Пространство провинции, будучи обращено к истокам национальной культуры и идентичности, может и должно способствовать сохранению общероссийского культурного самосознания.
Научная новизна исследования. Осмысление социокультурных
процессов в российской провинции аюуально в условиях их трансформации.
Поэтому полученные в диссертации выводы имеют не только философско-
9
теоретическое значение, но и практическую ценность; они представляют собой вклад в развитие философии культуры и философской антропологии.
К наиболее существенным результатам, полученным лично автором, следует отнести следующее:
1. Раскрыта сущность социокультурных оснований пространства российской провинции Северо-Запада России в его антропокультурных, ценностных, экзистенциальных отношениях как локального уровня развития общенациональной культуры.
2. Доказано, что российская провинция прежде всего выступает как целостная система социально-политических взаимосвязей, духовных ориентиров и ментальных характеристик населения, в основе которой лежит культура села и малого города.
3. Обоснованы выводы о полиэтническом и поликультурном характере генезиса традиционных ценностей и мировоззренческих установок населения российской провинции.
4. Выявлены проблемы трансформации провинциальных культурных установок населения в условиях современных глобализационных процессов: влияния масс-культуры; частичной утраты социокультурной идентичности и ценностных ориентиров.
Теоретическая значимость исследования. Диссертантом раскрыта
структура социокультурного пространства российской провинции как
целостной системы в ее антропологических и ценностных характеристиках.
Теоретически осмысляются проблемы взаимоотношения культуры центра и
периферии, города и села, их диалектического единства. Данное
диссертационное исследование вносит вклад в анализ культурных процессов,
формирующих специфику провинциального измерения общенациональной
культуры, что позволяет лучше раскрыть характер трансформаций российской
провинции в эпоху глобализации; Наиболее значимыми в теоретическом 10
контексте являются следующие положения:
1. Теоретическое исследование культурно-антропологических характеристик социокультурного пространства российской провинции как гетерогенного явления.
2. Анализ процессов в духовной сфере российской провинции в контексте общенационального социокультурного пространства.
3. Выявление структуры и уровней российского провинциального пространства.
4. Обоснование специфики феномена российской провинции как особого типа социальных и культурных коммуникаций.
5. Исследование проблемы социокультурной трансформации провинциального культурного пространства в условиях современных глобализационных процессов: частичная утрата национальной и культурной идентичности, влияние западных культурных стереотипов на ценностные основания традиционной русской духовности.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при составлении учебных пособий, разработке и чтении лекционных курсов по философии культуры, культурологии, истории русской философии, а также при разработке и чтении специального курса «Культурное пространство российской провинции». Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебно-педагогической деятельности, в частности, для подготовки курсов по философской антропологии и философии культуры.
Апробация работы. Результаты исследования отражены в тезисах
научных докладов и статьях научных сборников, использовались диссертантом
11
в лекционных и семинарских занятиях со студентами СПбГАУ. Основные теоретические положения диссертации были представлены и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях, были доложены на кафедре философии и культурологии СПбГАУ: Культура и образование в XXI веке: международная науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов 30 января - 2 февраля 2006 г.; Культура и образование в XXI веке: история и тенденции развития: международная науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов 7-9 февраля 2007 г.; Дни петербургской философии 2007: международная конф.: Миссия интеллектуала в современном обществе. СПб. - Пушкин, 2007.; Дни петербургской философии 2008: международная конф.: Человек познающий, человек созидающий, человек верующий. СПб. - Пушкин, 2009; Культура и образование в XXI веке: межкультурное взаимодействие 2009: международная науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов; Дни Петербургской Философии 2009: международная конф.: Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга: СПб. - Пушкин, 2009; Правовые и экономические аспекты реализации конституционных принципов в РФ: всероссийская межвузовская науч.-практич. конф. 15 мая 2008 года; Актуальные вопросы социогуманитарных знаний: межвузовская науч.-практич. конф. 28-29 января 2010 г. СПб., 2010.
Структура и объем диссертации определяются характером поставленных исследовательских задач и общей методологией исследования. Работа выполнена на 162 страницах и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, трех таблиц, заключения и списка литературы, включающего 179 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во «Введении» обосновываются актуальность темы исследования, характеризуется степень научной разработанности проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи диссертации, обосновываются методологические принципы исследования, определяются новизна научных результатов, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Антропологическое измерение социокультурного пространства российской провинции» анализируется феномен жизненного пространства человека как система социокультурных институтов, духовных и материальных ценностей в их культурно-историческом единстве. Отмечается, что социокультурное пространство российской провинции может рассматриваться как феномен, отражающий локальную вариативность общероссийского цивилизационного пространства, взаимосвязанный с местной этнокультурной идентичностью и естественно-географической средой.
В параграфе 1.1. «Жизненное пространство человека: культурно-
антропологический анализ» отмечается, что пространство общественного
бытия выступает тем социокультурным и временным единством, в которое
человек оказывается включенным с момента своего рождения, что
детерминирует его роль в формировании мировоззрения и духовно-
нравственных ориентиров человека. Философско-антропологический анализ
жизненного пространства современной России позволяет выделить его
основные уровни: «малая родина» как локальное социокультурное
пространство, осмысленное человеком личностно и ценностно-эмоционально;
провинция как локальный уровень проявления и развития общенациональной
культуры, взаимосвязанный с социокультурными процессами в столице и
мегаполисах; регион как основанная на административно-территориальной и
13
социально-экономической общности часть жизненного пространства страны. Обосновывается роль жизненного пространства в формировании человека как личности и общества как конкретно-исторической общности людей. Именно в пространстве семьи, в культурном ландшафте урбанизированного или сельского пространства происходит усвоение индивидом социальных моделей поведения, выработка мировоззренческих ценностно-смысловых ориентиров. Взаимовлияния ценностных ориентаций жителей «Центра» и «Периферии» прослеживается на разных уровнях социокультурных процессов: в столице и в регионах, в мегаполисах и в провинции, в городе и селе.
В параграфе диссертации 1.2. «Провинция как феномен локального социокультурного пространства» обосновывается гипотеза, что процесс идентификации человека, этноса с определенным историко-географическим пространством, носит комплексный характер и непосредственно связан с ценностно-символическим и экзистенциальным (смысложизненным) освоением локального жизненного пространства. Диссертант показывает, что провинциальное социокультурное пространство наиболее тесно связано с повседневным жизненным миром человека, традиционно-бытовым укладом и менталитетом локальной этнической группы. Если сущность человека раскрывается через противоречия его дуальной природы — существа материального и духовного, социального и биологического — то жизненное пространство человека и социума формируется и развивается как конкретно-историческая среда социокультурных процессов. Отмечается, что феномен провинциального социокультурного пространства раскрывается в процессах развития местного самосознания и связан как с объективной территориальной удаленностью, по отношению к культуре «Центра», так и с ограниченностью механизмов информационных и культурных коммуникаций.
В параграфе 1.3. «Человек в глобализирующемся культурном
пространстве» исследуются гаобализационные процессы, характерные для
современного этапа развития мировой цивилизации, которые в России 14
наложились на процессы социально-политических реформ, трансформации традиционной системы ценностей и морально-нравственных ориентиров, на попытки выработки новой национальной идеи.
Диссертант отмечает, что российская провинция, важной особенностью которой выступает меньшая интенсивность культурных коммуникаций (СМИ, интернет) и социальных трансформаций (так называемый «сельский консерватизм»), в условиях формирования единого информационного и экономического пространства, в котором географическая удаленность и культурная замкнутость отчасти теряют свое прежнее значение, неизбежно встречается с большинством социальных и духовных вызовов современности (экстремизм, насилие, бездуховность). Глобализация, отражая объективные процессы усиливающейся взаимозависимости большинства регионов и стран мира, вместе с тем связана и с нивелированием этнокультурных различий, кризисом национального самосознания и культурной идентичности, распространением усредненной масс-культуры. Вовлеченность России в общемировые глобализационные процессы способствует сближению социокультурных ценностей жителей мегаполисов и провинции, что, отчасти, способствует кризису местной идентичности. Возможное стирание граней между пространством провинции и крупного города в эпоху глобализации несет в себе опасность для национальной духовности и самосознания.
В главе 2 «Национально-культурное своеобразие и ценности
российской провинции» отмечается, что природно-географические
особенности регионов, степень их удаленности от социально-политического
центра государства способствовали формированию местных культурных
идентичностей (русское Поморье, Русский Север и т.п.), представляющих
собой локальные инварианты общероссийского национального самосознания.
Диссертант показывает, что духовность человека как личности и национально-
культурное своеобразие различных форм социально-исторических общностей
людей (этноса, народности, нации) — понятия диалектически
15
взаимосвязанные, отражающие соотношение частного (человек как субъект духовно-практической деятельности) и общего (социум как системная целостность, субъект исторических и геополитических процессов). Духовность российской провинции раскрывается как феномен, отражающий саму динамику социокультурных процессов в селе и малом городе, как определенный тип мировосприятия и ментальности в своих проявлениях оппозиционный «столичной» культуре.
В параграфе 2.1. «Традиционные ценности русского человека в контексте духовности Северо-Запада России» дается анализ системы ценностей и традиций населения российской провинции, которые конституируются в ключевых понятиях русской религиозной и светской культуры: соборность, общинность, земство. Ценности как специфически человеческий способ духовно-практического освоения природной и социальной реальности неразрывно связаны с базисными социокультурными механизмами обеспечения духовной преемственности (национальным языком, традиционно-бытовой сферой культуры, социальными институтами семьи, религии, науки). Произведенные и накопленные человечеством ценности должны обязательно преломляться через личный опыт и сознание индивида, чтобы оказаться включенными в его духовный мир. При этом огромную роль играют те социальные связи и коммуникации, в которые включен человек: чем эти связи интенсивнее и разнообразнее, тем более ярким окажется и духовный мир человека.
В параграфе 2.2. «Особенности мепталыюсти человека в российской
провинции» дается анализ существующего в отечественном национальном
сознании образа духовной жизни провинции, который носит противоречивый
характер: провинция представляется, либо консервативным и замкнутым
пространством социокультурной «отсталости», требующим прогрессивных
трансформаций, либо оплотом подлинных духовно-нравственных традиций,
утраченных в урбанизированном пространстве мегаполисов. При 16
рассмотрении культурного пространства провинции как отражения фундаментальных закономерностей цивилизационного развития России, отмечается, что именно в провинциальных инвариантах общенациональной культуры человек как личность формирует свою коллективную идентичность. Экзистенциальная потребность личности в поиске ответа на фундаментальные вопросы «кто я?», «кто мы?», в конечном счете, находит свое выражение в формировании территориальных особенностей менталитета и социокультурных традиций. В диссертации эти проблемы рассмотрены на материале культуры этносов, населяющих Ленинградскую область и Северо-Запад в целом: русских, вепсов, ижор, води. Пространство провинциальной культуры, выражая региональную идентичность, может рассматриваться как универсальная форма существования и развития общенациональной и общегосударственной культуры.
В параграфе 2.3. «Социокультурные ценности современного
россиянина в провинции» раскрывается связь современных процессов
информатизации с повседневным жизненным миром человека, традиционно-
бытовым укладом и менталитетом локальной этнической группы. Отмечается,
что русская социокультурная модель, заложившая основы отечественной
государственности, в первую очередь, должна рассматриваться как системное
образование более сложное по своей структуре, чем культура этническая.
Обосновывается характер генезиса ценностных ориентиров жителей
современного провинциального пространства Северо-Запада России как
сложной системы духовно-нравственных идеалов и социокультурных
установок, не сводимых лишь к этнографическому традиционно-бытовому
уровню развития цивилизационного пространства русской культуры. В
условиях кризиса прежней советской социокультурной модели особенно
актуальной становится выработка новой культурной и социально-
политической идентичности гражданами современной России. Развитие
местной идентичности в провинции тесно взаимосвязано как с локальными
17
этнокультурными традициями, так и с процессами формирования общероссийского национального самосознания, поисками новой национальной идеи. Социокультурный образ «малой родины», формирующийся в пространстве провинции, способствует усвоению человеком морально-нравственных и смысложизненных ориентиров как локальной, так и общенациональной культуры России.
В Заключении подводятся итоги исследования, систематизируются основные выводы, делаются обобщения, намечаются перспективы дальнейшего исследования социокультурного пространства российской провинции.
1. Российская провинция выступает в качестве конкретно-исторической формы развития социокультурного пространства страны и характеризует специфику духовно-нравственных ориентиров и социально-политических отношений человека и социума в пространстве села и малого города. Провинциальное социокультурное пространство следует охарактеризовать как особый тип социальных, культурных и экономических взаимосвязей, в основе которых лежит связанная с характером природной и административной территории целостная система мировосприятия и традиционной русской духовности, в отдельных своих проявлениях оппозиционная «столичной» культуре. Поэтому при анализе системы духовных ценностей и традиций населения российской провинции необходимо учитывать ключевые понятия русской религиозной и светской культур (соборность, общинность, земство).
2. Провинциальное социокультурное пространство наиболее тесно связано с
повседневным жизненным миром человека, традиционно-бытовым укладом и
менталитетом локальной этнической группы. Само определение
провинциального пространства характеризует степень интенсивности
информационно-культурных коммуникаций в конкретном регионе и его
социокультурные особенности. Провинциальная культура России в основе
своей самобытности, устойчивости духовных традиций, ценностных установок 18
и психологических черт ее носителей содержит, в первую очередь, особый тип и динамику культурных коммуникаций и социальных связей, отражающих объективную территориальную удаленность от культуры «Центра». В отличие от социокультурного пространства мегаполисов, процесс формирования мировоззрения и ценностных ориентиров человека в провинции в большей степени связан с локальными этнокультурными традициями, феноменом местной социокультурной идентичности. Ограниченность каналов социокультурных коммуникаций в провинции (учреждений культуры, масс-медиа), способствует формированию представления о провинциальной культуре как «вторичной» по отношению к культуре «Центра» (столице, мегаполисам), кризису местного самосознания. Вместе с тем традиционный консерватизм провинциальной культурной среды способствует развитию традиций отечественной духовности, общественной самоорганизации и местного самоуправления.
3. Традиции русской духовности сформировались не как узко-этнические, они выражают цивилизационный и геополитический масштаб российской цивилизации, будучи взаимосвязаны с архетипическими для русского менталитета понятиями Святой Руси, соборности и всеединства. Русская духовность утверждает идеал самоотверженного служения Отечеству как категории цивилизационного масштаба, объединяющей людей самого разного этнокультурного происхождения, и не сводимой лишь к религиозному (Русская Православная Церковь) или политическому (российское государство) единству.
4. Процесс формирования информационного общества, включение России в глобальные социокультурные и политические процессы объективно оказывает непосредственное воздействие на духовно-нравственные основы российского общества, самосознание человека, как в мегаполисах, так и в провинции. Электронные масс-медиа, отчасти, позволяют преодолеть территориальную и социокультурную обособленность отечественной провинции. Однако
воздействие низкосортных образцов западной масс-культуры способствует девальвации традиций русской духовности, кризису местного и общенационального самосознания. Пространство провинции, будучи обращено к истокам национальной культуры и идентичности, может и должно способствовать сохранению общероссийского культурного самосознания, что становится особенно актуальным в контексте выработки общенациональной идеи, объединяющей все структурные уровни провинциального и столичного социокультурного пространства России.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Нестеров, Н.О. Духовность как культурантропологическое измерение социокультурного пространства российской провинции II Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. - 2009. - № 1 (25): Научный журнал. Серия философия. - С. 97-103. (1,1 пл.).
2. Нестеров, , Н.О. Социокультурные трансформации российской провинции в глобализациоиных процессах. // Туфанов, А.О., Нестеров, Н.О. Этносоциум и межнациональная культура. - 2010 - № 8 (32): Научный и общественно-политический журнал. - С. 161-168. (1,2 п.л. / 0,6 п.л.).
3. Нестеров, Н.О. Социокультурная идентичность этносов российской провинции. // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. - 2011. - № 1 (Том 2. Философия) (март): Научный журнал. Серия философия. - С. 215-221. (1,0 пл.).
4. Нестеров, Н.О. Идея цельного знания в философии славянофилов // Культура и образование в XXI веке: международная науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов 30 января - 2 февраля 2006 г.: сб. науч. ст. - СПб. - Пушкин, 2006. - С. 64-67. (0,4 п.л.).
5. Нестеров, Н.О. Этнические основы духовной культуры и проблемы культурного развития регионов // Культура и образование в XXI веке: история и тенденции развития: международная науч.-пракгич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов 7-9 февраля 2007 г.: сб. материалов конф. - СПб., 2007. - С. 101-107. (0,7 пл.).
6. Нестеров, Н.О. Роль национального языка в духовной культуре в контексте философии реализма // Дни петербургской философии 2006: Материалы международной конф.: Мир философии — мир человека. СПб. - Пушкин, 2007. - С. 163-168. (0,8 пл.).
7. Нестеров, Н.О. Культурфилософские идеи Гердера и проблемы глобализации современной культуры // Нестеров, Н.О., Ягубова, С.Я. Культура и образование в XXI веке: теоретические аспекты: сб. науч. ст. -СПб. - Пушкин, 2008. - С. 76-79. (0,4 пл. / 0,2 пл.).
8. Нестеров, Н.О. Человек, государство и право в философии славянофилов // Нестеров, Н.О., Ягубова, С.Я. Правовые и экономические аспекты реализации конституционных принципов в РФ: материалы всероссийской межвузовской науч.-практич. конф. 15 мая 2008 года: ч. 2. - СПб., 2008. -С. 124-128 . (0,4 пл. / 0,2 пл.).
9. Нестеров, Н.О. Человек в системе духовной культуры региона // Дни петербургской философии 2007: материалы международной конф.: Миссия интеллектуала в современном обществе. - СПб. — Пушкин, 2008. -С. 130-134. (0,8 пл.).
10. Нестеров, Н.О. Пространства культуры в гуманитарном знании // Актуальные вопросы: культурологии, философии, социологии и политологии (Социально-гуманитарные знания в аграрном университете): сб. науч. ст. - СПб. - Пушкин, 2009. - С. 37-41. (0,8 пл.).
П.Нестеров, Н.О. Историческое развитие понятия духовность в русской культуре // Культура и образование в XXI веке: межкультурное взаимодействие: сб. науч. ст. - СПб. - Пушкин, 2009. - С. 87-93. (0,7 пл.).
12. Нестеров, Н.О. Культурное пространство региона и формирование
мировоззрения личности // Дни Петербургской Философии 2009: материалы международной конф.: Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга-СПб. - Пушкин, 2009. - С. 186-189. (0,5 п.л.).
13. Нестеров, Н.О. Культурный ландшафт и мировоззрение личности // Нестеров, Н.О., Тальзи, O.A. Актуальные вопросы социогуманитарных знаний: материалы межвузовской науч.- практич. конф. 28-29 января 2010 г. - СПб, 2010. - С. 144-155. (0,7 п.л. / 0,35 п.л.).
14. Нестеров, Н.О. Духовность личности в пространстве провинциальной культуры // Освоение духовного опыта: проблемы и исследования: сб. науч. тр, посвященных 300-летию Царского Села. - СПб, 2010. - С. 206-211.(0,8 пл.).
Подписано в печать 11.10.2011 г. Формат 60x84 1\16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Объём 1,5 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 212.
Типография РГПУ им. А. И. Герцена 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Текст диссертации на тему "Человек в социокультурном пространстве российской провинции"
61 12-9/248
Федеральное государственное ооразивш ельное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»
На правах рукописи
Нестеров Николай Олегович
Человек в социокультурном пространстве российской провинции (на
материалах Северо-Запада России)
Специальность 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры (философские науки)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург 2010
Содержание.................................................................................2
Введение.....................................................................................3
Глава 1. Антропологическое измерение социокультурного пространства российской провинции................................................................22
1. Жизненное пространство человека: культурно-антропологический анализ........................................................................................22
2. Провинция как феномен локального социокультурного пространства......................................................................................................44
3. Человек в глобализирующемся культурном пространстве.....................69
Глава 2. Национально-культурное своеобразие и ценности российской провинции...........................................................................................85
1. Традиционные ценности русского человека в контексте духовности Северо-Запада России......................................................................85
2. Особенности ментальности человека в российской
провинции..........................................................................................................115
3. Социокультурные ценности современного россиянина в провинции....125
Заключение................................................................................138
Литература.................................................................................141
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня в условиях формирования информационной цивилизации и противоречивого процесса глобализации важное значение приобретает проблема «включенности» человека как личности в локальные этнокультурные процессы. Взаимодействие локальной и общенациональной идентичности, социокультурные противоречия центра и регионов, противостояние «столичной» и «провинциальной» культур — все это характерные черты не только российского, но и общемирового исторического процесса. Однако, именно в России с ее уникальным природно-географическим и этнокультурным многообразием проблема анализа локальных культурных пространств во всем многообразии их форм (провинция, регион, периферия, окраина) оказывается столь тесно взаимосвязанной с вопросами сохранения и развития традиционной системы ценностей и жизненных ориентиров. Поэтому столь важны и актуальны исследования в русле философской антропологии и культурфилософии.
Отечественная провинция — это одна из форм проявления и развития российского общества, формирующая собственные духовные традиции, менталитет и уклад жизни ее носителей. Поэтому, очевидно, политика власти в социокультурной сфере должна носить региональную направленность, учитывающую специфику этносоциальных процессов и ценностные ориентации населения отдельных регионов. Давно отмеченное противоречие центра и провинции продолжает сохраняться и сегодня во многих сторонах социальной жизни. Сама выраженная в отечественной культуре дихотомия «центр-окраина», «город-провинция» была осознана еще в литературных произведениях XIX века (Островский, Гончаров, Лесков и др.) как два самостоятельных мира русской действительности, живущих по своим законам и нормам поведения, с собственным
мировидением и нравственными ориентирами. Такое разделение национальной культуры по принципу удаленности от центров социально-политической активности ставит по-новому вопрос об особенностях социализации русского человека, его ментальности, о взаимосвязях ценностных установок представителей «провинциального» и «столичного» культурного пространства, о проблеме локальной этнической и культурной самоидентификации населения России.
Иными словами «антропологическое измерение» российского социокультурного пространства неизбежно ставит вопросы о взаимодействии духовно-нравственных традиций «провинциального» и «столичного» мира в сознании и мировоззрении отдельного человека, о значимости духовных традиций российской провинции для дальнейшего развития общенациональной культуры в условиях глобализирующегося мира. Целостно рассмотреть такие проблемы оказывается возможно только с позиций системного подхода к человеку, поэтому исследование российской провинции как особой разновидности общенациональной культуры с присущей ей смысловым полем, ментальными характеристиками и мировоззрением предполагает междисциплинарный подход в области культурной антропологии и философии культуры.
Следует отметить, что традиционно российскую провинцию рассматривают как однородное социокультурное пространство, охарактеризовать которое пытаются с позиций противопоставления города и деревни, мегаполисов и всей остальной России. Однако, феномен провинциального культурного пространства представляется более сложным, содержание которого не сводится только к территориальной удаленности и особенностям протекания социальных и культурных процессов. Необходимо обратить внимание на многоукладность и множественность этнических традиций, характерных для большинства административно-территориальных регионов России. Так, только одна Ленинградская область
по площади превосходит многие государства Западной Европы и населяют ее представители таких коренных народов (помимо русских) как вепсы, ижорцы, водь, карелы, финны-ингерманландцы. Очевидно, что решение многих социальных проблем связано напрямую с продуманной политикой в деле возрождения традиционной культуры и народного творчества этносов, населяющих конкретный регион.
Философско-антропологический анализ культурного пространства российской провинции способен раскрыть многие ^ закономерности формирования и развития человека как личности. Он актуален в силу того, что позволит раскрыть приоритеты культурной политики современного российского общества, даст целостную картину социокультурного развития регионов, позволит раскрыть особенности социализации современного россиянина.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема научного анализа социокультурного пространства российской провинции была поставлена еще в XIX - первой половине XX века. Исследования этого времени можно подразделить на две тематические группы: 1) имеющие преимущественно историко-этнографический и социологический характер, посвященные этнокультурным особенностям сельского населения российских регионов и 2) рассматривающие культурфилософские проблемы специфики развития российской цивилизации и традиций отечественной духовности, в том числе, в их локально-пространственном проявлении. К исследованиям первого типа относятся: работы российского академика A.M. Шегрена1, впервые открывшего для отечественной и мировой науки
1 Sjogren A.J. Ueber die Finnische Bevölkerung des St. Peterburgischen Gouvernements und über den Ursprung des Namens Ingermannland (О финском населении С-Петербургской губернии и о происхождении названия Ингерманландии) // Mémoires de l'Academie Imperiale des sciences de St.-Petersbourg. (Записки Санкт-Петербургской Академии наук). VI Serie. Sciences Politiques, Histoire et Philologie. T II. 1834. C. 123-241; О финских жителях Санкт-Петербургской губернии // Русский исторический сборник. М.: Общество истории и древностей российских. Книга 1. - С. 300-325.
существование на Северо-Западе России потомков летописной веси - вепсов и обосновавшего подразделение финского населения Санкт-Петербургской губернии на две этнокультурные группы; труды академика П.И. Кеппена2, посвященные детальному историографическому и статистическому анализу малочисленных этносов окрестностей Санкт-Петербурга (водь, ижора); работы Д.А. Золотарева3, обобщившие данные первых переписей населения России и внесшие существенный вклад в исследование этнокультурной специфики Северо-Запада России. Исследования, затрагивающие фундаментальные философско-антропологические и культурфилософские проблемы развития российского цивилизационного пространства представлены трудами H.A. Бердяева4, Н.Я. Данилевского5, И.А. Ильина6, в которых раскрывается взаимосвязь отечественных традиций духовно-нравственной культуры с цивилизационными и историческими особенностями русской государственности и культуры.
Социокультурное пространство российской провинции как самостоятельный предмет исследования начинает занимать важное место в трудах отечественных ученых только с середины XX века, однако,
2 Кеппен П.И. Водь в Санкт-Петербургской губернии. Отрывок из пояснительного текста к Этнографической карте С-Петербургской губернии Петра Кеппена. СПб.: Императорская Академия Наук, 1851. - С. 1-73; Селения, обитаемые ижорами в С-Петербургской губернии. СПб.: Сообщения III Отделению 30 сентября 1853 года. 1854. - С. 412-422. О народных переписях в России. Серия: Записки Императорского Русского географического общества по отделению статистики СПб.: М-во внутренних дел, 1889.-С. 38-52.
3 Золотарев Д.А. У ижор. Труды ленинградского общества изучения местного края.. JL: 1, 1927 - С. 139-158; Этнографический очерк населения Ленинградской области. ОГИЗ, 1928. - С. 12-15; Этнографические наблюдения в деревне РСФСР (1919-1925) // Материалы по этнографии. Т.З.. Л.: 1, 1926 - С. 39.
4 Бердяев H.A. Русская идея / Н. Бердяев. - Харьков: Фолио; М.: ACT, 1999. - С. 131; О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / H.A. Бердяев. - М.: Моск. психолого-социал. ин-т: Флинта, 1999. - С. 97; Судьба России; Самопознание / H.A. Бердяев. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - С. 83-87.
5 Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. - М.: Известия, 2003. - С. 202-209.
6 Ильин И.А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - СПб: Библиополис, 2006 (СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького). - С. 53-54; О русском национализме; Что сулит миру расчленение России: Сб. ст. - Новосибирск: Русский архив, 1991. - С. 47.
значительная часть теоретических работ относится к сфере не столько философско-антропологических, сколько филологическоих и литературоведедческих исследований7. Внимание исследователей к феномену провинциального социокультурного пространства во многом связано с необходимостью анализа важнейшей для российского самосознания общекультурной проблемы «центр - периферия», «столица -провинция», «городская культура - народная (деревенская) культура». Подобное противоречие культуры «столиц» и многоликих форм проявления «народной» провинциальной культуры можно проследить через всю историю становления и развития российской ментальности и политической жизни. Достаточно вспомнить такой сугубо российский социокультурный феномен 2-ой половины XIX века как «хождение в народ» и связанный с ним политический радикализм (народничество и семидесятники).8
Одним из первых философов, кто исследовал специфику российского социокультурного пространства, выражающуюся в этнорегиональной вариативности российского цивилизационного пространства был H.A. Бердяев, в работах которого раскрывается бессмысленность противопоставления национальной множественности и всечеловеческого
7 Провинциальная литература в контексте русской культуры: Костров, сб.: [По материалам Межвузов.науч. конф. "Провинциальная поэзия в контексте русской культуры : Поэзия Ермила Кострова в ист.-лит. процессе" / Ред.-сост. В.А. Поздеев]. -Киров : ВГГУ, 2002; Ершов М.В. Феномен провинции: Опыт культурол. интерпретации лит. творчества С.Б. Борисова и С.П.Чепесюка / М.Ф. Ершов; Союз рос. писателей. Кург. регион, отд-ние. - Шадринск: Изд-во Шадр. педин-та, 2003; Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты / Моск. гос. ун-т; сост. В.В. Абашев, А. Ф. Булоусов, Т. В. Цивьян; отв.ред. JI. О. Зайонц. - М.: Яз. славян, культуры. Издатель А. Кошелев, 2004; Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: [сборник статей участников Международной научной конференции (Саратов, 9-11 октября, 2008 г.) / ред.кол.: И.Ю. Иванюшина (отв. ред.) и др.]. - Саратов: Наука, 2008.
8 Камынин И. А. Государство и революция в политической теории народничества (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.). - М.: Издатель Воробьев A.B., 2008; Сафронов О.С. Политические и исторические взгляды П.А. Кропоткина. - Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2008; Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. - М.: Изд-во МГУ; Полянский H.H. Народнический социализм / Н.Н.Полянский. - М.: Задруга, 1918; Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества.- М.: Изд-во МГУ, 1983.
единства9. Исследования локальных культур отдельных регионов продолжились в 1920-х годах в трудах представителей «теоретического краеведения», получившего большую популярность в первые советские годы. Родоначальники этого направления Н.П. Анциферов10, И.М. Гревс11, Н.К. Пиксанов12 обратились к исследованию города «как локального культурного организма», местного народного творчества и провинциальных «культурных гнезд». Само понимание провинции «культурного гнезда» было развито Н.К. Пиксановым. Вместе с тем представители «теоретического краеведения» проблему выявления ценностных основ духовной культуры российской провинции во всем ее региональном и этнографическом многообразии сводили лишь к историко-краеведческому подходу, не делая значительных общетеоретических обобщений.
Со второй половины XX века появляются работы, посвященные феномену жизненного пространства человека в его культурфилософском и философско-антропологическом отношениях. К числу таких фундаментальных исследований следует отнести работы Я.Ф. Аскина13, В.Г. Виноградского14, А.Н. Лой15 и др. В исследовании социокультурных и
9 Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности / Николай Бердяев. - М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1918; Леонтьева О.Б. Николай Александрович Бердяев: в поисках смысла истории. М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Сам. гос. ун-т. - Самара: Самар. ун-т, 1998.
10 Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий / Н.Анциферов. -Пг.: Начатки знаний, 1923; Пути изучения города, как социального организма: Опыт комплекс, подхода / Н.П. Анциферов. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Сеятель, 1926.
11 Гревс И.М. Краеведение в современной германской школе: Материалы для реформы учения / И.М.Гревс. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926; Монументальный город и исторические экскурсии: (Основная идея образоват. путешествий по круп.центрам культуры) / Проф. И.М.Гревс. - [Пг.]: 4-я Гос. тип., [1921].
12 Пиксанов Н.К. Новый путь литературной науки: [Доклад, прочит, в засед. лит. секции Акад. худож. наук 28 мая 1922 г.] / Н.К.Пиксанов. - М., 1923.
13 Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966. С. 9-10.
14 Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: Философско-социологический анализ / Отв. ред. Я.Ф. Аскин; - М.: Наука, 1988. - С. 15-17; Городской образ жизни: (Методологические проблемы): Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук : (09.00.01) / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Кафедра философии. - Саратов, 1977. - С. 11-12.
15 Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство».
антропологических характеристик пространства российской провинции намечается новый этап, связанный с актуализацией локальных этнокультурных традиций и формированием отдельных исследовательских школ (Волгоград, Тамбов, Саратов). В конце ХХ-начале XXI века складывается поволжская философская школа, исследующая философско-антропологические, аксиологические, социокультурные характеристики феномена жизненного пространства человека в его локальных проявлениях, что внесло значительный вклад, в том числе, и в анализ специфики российского провинциального пространства. Здесь следует отметить работы Э.В. Барковой16, А.Н. Быстровой17, C.B. Тихоновой18, О.Ф. Филимоновой19, В.Б. Устьянцева20.
Глубокие социально-политические изменения в России сделали особенно актуальными исследования различных форм социокультурной идентичности, местного самосознания и национального менталитета. Появляется целый ряд культурфилософских исследований, рассматривающих проблему взаимосвязи социокультурного пространства провинции и региона, их роль в формировании общенациональной
Киев, 1978. С. 4.
16 Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры / Э. В. Баркова; - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. Ун-та, 2002. - С. 7; Проблема целостности культуры: становление, развитие, теоретическое содержание: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09.00.01). - Саратов, 1984. - С. 9.
17 Быстрова А.Н. Проблема культурного пространства: (Опыт философского анализа). -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - С. 161-163; Феномен культурного пространства/ Под ред. Листвиной Е.В., Петровой Г.Н. - Саратов: Научная книга, 2005. - С. 40-48.
18 Тихонова C.B. Пространственные ст�