автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
"Черный юмор" в американском романе 1950-1970-х гг.

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Лаврентьев, Александр Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему '"Черный юмор" в американском романе 1950-1970-х гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лаврентьев, Александр Иванович

Введение.

Глава 1. Трагикомическая эстетика «черного юмора».

1.1 Смысл словесного творчества в бессмысленном мире литература и язык в произведениях Джона Барта и Томаса Пинчона.

1.3 Прогресс и апокалипсис в прозе «черного юмора».

1.4 Пространственно-временные характеристики произведений черного юмора»: Мэриленд Джона Барта и Зона Томаса Пинчона.

1.5 Гуманизм «черного юмора»: информация, творчество и любовь в прозе Томаса Пинчона и Джона Барта.

Глава 2. Нарративная поэтика «черного юмора».

2.1 «Литература истощения» и «Литература восполнения» - от ощущения кризисности к творчеству в условиях кризиса.

2.2 Нарративная структура «черного юмора». a) Романы-отрицания в творчестве Д. Барта и Т. Пинчона. b) Открытие Америки и утраченные иллюзии в романах «Торговец дурманом» и «Выкрикивается лот 49». c) Искусственный интеллект или искусство интеллекта: компьютеры и ракеты в романах «Козлик Джайлз» и «Радуга земного притяжения».

2.3 Функции дискурса «черного юмора». a) Негативное утверждение гуманистических ценностей. b) Реабилитация эмоционально-волевой сферы личности. c) Преодоление информационной избыточности. d) Восстановление живых связей между человеком и культурой. e) Деэстетизация зла.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Лаврентьев, Александр Иванович

В период с конца 1950-х до конца 1970-х гг. в литературе США появляется ряд произведений, которые критика относит к «черному юмору». Они явились одновременно выражением, откликом, реакцией и противодействием тем культурно-историческим обстоятельствам, в которых оказались в этот период профессиональные писатели США. Это время чаще всего определяется как эпоха глубокого духовного кризиса, начавшегося в Соединенных Штатах Америки спустя десять лет после второй мировой войны. Идейно-художественный опыт, представленный в произведениях писателей «черного юмора», оказался одним из возможных видов стратегии литературного творчества как адекватного способа интерпретации окружающей действительности и позиционирования автора по отношению к своей эпохе.

В последние два десятилетия прошедшего века именно этот опыт и его художественный дискурс в жанре романа оказались в центре внимания не только читателей, критиков и литературоведов, но и представителей различных социальных и гуманитарных наук, общественных, религиозных и политических деятелей. «Черный юмор» превратился из частного литературно-поэтического эксперимента в явление общекультурного порядка и вышел за пределы опыта американских писателей к общемировому процессу художественного развития.

Целью данной работы является выявление места, роли и специфики «черного юмора» в литературном процессе США второй половины XX века через исследование основных характеристик этого феномена, проявившихся в контексте романного повествования в литературе США в период 1950-х - 1970-х гг.

Для достижения поставленной цели в работе потребуется выполнение следующих задач:

- выявить основные особенности культурного, исторического и литературного контекстов, в которых создавались произведения «черного юмора»;

- определить круг эстетических проблем, на которых выстраивается система мировоззрения изучаемых авторов;

- охарактеризовать специфику понимания сущности словесного творчества писателями данного литературного направления;

- раскрыть основные элементы нарративной структуры «черного юмора» и формы их реализации в творчестве американских писателей;

- определить выполняемые этой системой эстетические функции.

Материалом для исследования послужили романы двух наиболее значительных и последовательных представителей «черного юмора», созданные в период 1950-х - 1970-х годов. Это романы Джона Барта (John Barth, p. 1930) «Плавучая опера» (The Floating Opera, 1956), «Конец пути» (The End of the Road, 1958), «Торговец дурманом» (The Sot-Weed Factor, 1960), «Козлик Джайлз» (Giles Goat-Boy, 1966), «Химера» (Chimera, 1972), и романы Томаса Пинчона (Thomas Pynchon, p. 1937) «V.» (1963),

Выкрикивается лот 49» (The Crying of Lot-49,1966), «Радуга земного притяжения» (Gravity's Rainbow, 1973).

Оксюморон метафоры «черный юмор» («black», реже «dark» humor) предполагает, что в эстетико-поэтической системе указанных романов существуют особые средства для раскрытия категории комического. Иными словами, «черный юмор» проявляет себя в этих произведениях каким-то особым образом, обретает некие специфические черты, которые вызывают не только смех, но придают ему определенные идейно-эстетические функции. Отсюда основная проблема, поставленная в диссертационном исследовании: это специфика выражения комического в повествовательной структуре (романном нарративе) «черного юмора». Выбор произведений для исследования обусловлен поисками связи их идейно-тематического содержания с художественным выражением комического в романном дискурсе современных писателей.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявления историко-литературной (контекстуальной) специфики американского романа второй половины XX в. Произведения «черного юмора» были порождением духовной атмосферы шестидесятых годов XX века, периода, который пока недостаточно изучен в отечественной американистике, но к которому, в конечном счете, обращаются все исследователи современной культуры Соединенных Штатов. Вместе с тем, в произведениях писателей этой эпохи, особенно «черных юмористов», явно прослеживаются связи с американскими и западноевропейскими традициями романного повествования. Поэтому изучение творчества указанных авторов имеет большое значение не только для литературоведения, но и для объективного понимания особенностей национальной американской культуры в эпоху интенсификации межкультурных коммуникаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней предпринята попытка целостного анализа феномена «черного юмора» как необходимого этапа в литературном процессе США во второй половине XX века. Кроме того, исследование должно способствовать более взвешенной оценке произведений американской литературы XX века, лишенной идеологических табу и связанных с ними эстетических предубеждений.

Практическая ценность исследования видится в том, что в читательский и научно-литературоведческий оборот вводятся новые или малознакомые произведения, имеющие сложный идейно-художественный характер и требующие от читателя специфического внимания к своим формально-содержательным аспектам. Материал исследования может использоваться при составлении современных курсов истории зарубежной литературы и специальных курсов по истории литературы и культуры США.

История вопроса. Словосочетание «черный юмор», используемое в качестве литературоведческого термина-понятия, включает в себя определенный набор идейно-тематических и риторико-поэтических конструкций, способов их трактовки и отношения к ним автора и читателя. Как показала практика, использование подобного интегрирующего «терминоида», объединяющего семантические, стилистические и прагматические характеристики текста художественного произведения, вполне правомерно, по крайней мере, в применении к конкретной культурно-исторической ситуации, сложившейся в США в период 1950-1970-х гг. Среди всего многообразия характеристик этого понятия в американской критике за термином «черный юмор» закрепилось значение набора определенных мировоззренческих установок, среди которых наиболее существенным является соединение идеи абсурдности мироустройства с убеждением в возможности активного творческого к ней отношения. Основной проблемой для писателей «черного юмора» становится возможность литературно-художественного творчества в абсурдном мире.

Выражение «черный юмор» приобретает популярность после выхода в свет одноименной антологии Брюса Фридмана (Black Humor, 19651), в которую вошли произведения Пинчона, Хеллера, Донливи, Набокова, Симмонса, Речи, Олби, Барта, Сазерна, Парди, Никербокера и Селина. Основным недостатком этой антологии вполне справедливо считается отсутствие четких критериев, на основе которых писатели были объединены в один сборник. Ни один из данных авторов, за исключением редактора, который включил в эту антологию и свое собственное произведение, никогда не называл себя «черным юмористом», они никогда не образовывали единого литературного направления, многие из них работали не только в разных литературных жанрах, но и тяготели к разным качественным уровням литературного творчества.

Следует, однако, учитывать, что Брюс Фридман не ставил перед собой цели создать работу, которая бы имела научный историко-литературный характер. Он ориентировался, прежде всего, на современного американского читателя, и, отбирая те или иные произведения, исходил именно из специфики читательского, а не профессионального литературоведческого восприятия.

В конце шестидесятых и в течение семидесятых годов прошлого века в американской критике понятие «черный юмор» получает теоретическое обоснование. Попытка охарактеризовать этот феномен как целостную мировоззренческую структуру была предпринята в антологии «Мир черного юмора» (The World of Black Humor, 19672), составленной Дугласом Дэвисом. Работа состоит из четырех частей: в первой представлены произведения предшественников американского «черного юмора» -Франц Кафка, Натаниэль Уэст и Владимир Набоков; во вторую и третью части вошли современные авторы - Джон Хоукс, Уильям Гэддис, Д. Донливи, Терри Сазерн, Джозеф Хеллер, Питер де Вриес, Брюс Фридман, Эллиот Бейкер, Уоррен Миллер, Томас Пинчон, Уолкер Перси, Чарльз Райт, Джеймс Парди, Уильям Берроуз и Джон Барт. В четвертую часть включены критические работы, представляющие различные точки зрения на «черный юмор». По мнению автора этой антологии, «черный юмор» является американизированным вариантом литературы абсурда, которая, в свою очередь, являлась одним из существенных элементов в интеллектуальной традиции всей западной культуры, восходящей к таким авторам как Аристофан, Свифт, Эразм Роттер

1 Black Humor. - N. Y.: Bantam Book, 1965.

2 The World of Black Humor. -N. Y.: E. P. Dutton & Co., 1967. дамский. По мнению Д. Дэвиса, «черный юмор» как тип мировоззрения получает распространение в послевоенной Америке в силу его адекватности культурно-исторической обстановке.

Первая монография, посвященная «черному юмору» (Макс Шульц. Литература черного юмора шестидесятых годов3), в которой дается именно определение, то есть установление четких пределов применимости этого термина, вышла в 1973 г. Подзаголовок данной работы: - «Плюралистическое определение человека и его мира». Материалом для исследования на этот раз послужили произведения американских писателей шестидесятых годов (Джон Барт, Курт Воннегут, Томас Бергер, Томас Пинчон, Роберт Кувер, Брюс Фридман, Чарльз Райт) и рассказы Х.Л. Борхеса, которые как раз в это время получают известность в Америке. Считая «черный юмор» одним из видов литературы, содержанием которой является абсурд, Шульц указывает на его существенные отличия: он не героизирует человеческую индивидуальность, как это делал экзистенциализм, и, в отличие от других видов литературы абсурда, он лишен чувства отчаяния и бессилия. Автор совершенно верно определил основную особенность американского «черного юмора» шестидесятых годов — его прагматическую направленность. Главный вопрос экзистенциалистов «Что делать человеку с собственной жизнью в мире абсурда?» у американских писателей принял форму «Каким образом ее можно (или нужно) прожить?». Идейно-эстетическими основаниями метода «черного юмора» Шульц считает плюрализм, конформизм и расшатанную систему ценностей.

После закрепления за словосочетанием «черный юмор» статуса историко-литературного феномена ему уделяется особое внимание в работах, посвященных изучению американской литературы. Условно их можно разделить на две группы: во-первых, исследования, рассматривающие «черный юмор» в рамках категории комического как одного из видов юмористической литературы; во-вторых, исследования индивидуального творчества писателей, которые относятся к группе «черных юмористов». При этом сферы интересов авторов каждой из обозначенных категорий, как правило, не пересекаются. Исследователи юмора ограничиваются лишь анализом набора приемов, которые свойственны «черному юмору», не рассматривая их в контексте творчества того или иного писателя, и, наоборот, в литературоведческих работах,

3 Schulz, Max F. Black Humor Fiction of Sixties: A Pluralistic Definition of Man and His World. - Athens, OH: Ohio U P, 1973. посвященных творчеству Барта или Пинчона, не уделяется существенного внимания комическому аспекту их эстетико-поэтической системы.

В историко-литературных исследованиях понятие «черный юмор» начинает фигурировать с конца шестидесятых годов. В работе Д. Бира он определяется как крайняя форма проявления специфически американского понимания юмора, главной чертой которого является антитетичность4. В книге Бира «черный юмор» полностью отождествляется с так называемым «болезненным юмором» или юмором контркультуры.

В сборнике статей об истории юмора в литературе США отдельный раздел посвящен «черному юмору»5. В нем дан исторический очерк появления данного понятия в Соединенных Штатах. По мнению автора, оно было заимствовано из практики французского сюрреализма. Американский вариант «черного юмора» трактуется как спасительная терапия в условиях постоянной угрозы атомной войны и повышенной бюрократизации общественных отношений. Расцвет этого вида литературы приходится на период 1955 - 1965 гг., после чего, с точки зрения критика, наступает его деградация.

В конце семидесятых в исследованиях комической литературы в США более четко определяются черты, отличающие «черный юмор» от близких ему явлений. В предисловии к сборнику статей о современной юмористической литературе его редактор указывает, что «черным юмористам» свойственна склонность к утверждению своего воображения как абсолютной ценности. По ее мнению, для того, чтобы противопоставить и отдалить себя от реального мира, «черные юмористы» сознательно преувеличивают его безумие и абсурдность, и перестают быть смешными6. Несколько иной аспект данной проблемы затрагивается в историческом очерке американского юмора У. Блэра и X. Хилла7. Характеризуя феномен «черного юмора», они считают главным свойством, отделяющим его от юмора поп-культуры, с одной стороны, и от юмора андеграунда, с другой, является стремление к универсальности, то есть попытка создания самодостаточной системы этико-эстетических ценностей.

4 Bier J. The Rise and Fall of American Humor. - N. Y. Holt, Rinehart and Winston, 1968. P. 3.

5 Weber B. The mode of "black humor'7/The Comic Imagination in American Literture. - New Brunswick, N. J., Rutgers Univ. Press, 1973. - P. 361- 371.

Comic Relief: Humor in Contemporary American Literature. — Urbana: Univ. of Illinois Press, 1979. P. 4-5.

7 Blair W., Hill H. America's Humor From poor Richard to Doonesbury. - N. Y.: Oxford University Press, 1978.

Критические исследования произведений писателей, причисляемых к группе «черных юмористов» можно разделить на три категории. Во-первых, работы, в которых творчество того или иного писателя рассматривается в более широком культурно-историческом и литературном контексте. Во-вторых, исследования, проведенные на материале творчества ряда писателей, когда их произведения выступают в качестве иллюстративного материала для подтверждения какой-либо заранее созданной концепции. В-третьих, работы, носящие феноменологический характер, в которых исследователь сосредоточивает свое внимание исключительно на художественной системе произведений «черных юмористов».

Общепринято считать «черный юмор» в американской культуре XX века одной из форм реакции американской литературы на специфику культурно-исторической ситуации, сложившейся в США после второй мировой войны. При этом подчеркивается как связь с национальной традицией, так и злободневная социальная направленность произведений «черного юмора».

Брюс Фридман называет «черный юмор» единственным типом повествования, который адекватен существующей реальности8. Составитель антологии «Мир черного юмора» также считает данное явление одним из проявлений культурных тенденций в послевоенной Америке9. Реймонд Олдерман в книге, посвященной литературе шестидесятых годов, называет «черный юмор» в ряду других средств, с помощью которых писатели отражают социально-психологическую атмосферу, существовавшую в США в этот период10. Авторы «Колумбийской истории американского романа» и «Колумбийской литературной истории Соединенных Штатов» также склонны связывать творчество этих писателей с социально-политическими проблемами". Произведения «черных юмористов» считаются одним из результатов культурного кризиса, в котором находилась Америка после 1945 года, кризиса, вызванного ее несоответствием новому международному статусу. Утрата доверия к официальным властям после череды политических скандалов привела к дискредитации всех официальных текстов, Black Humor. P. VII-XI.

9 The World of Black Humor. P. 13-27.

10 Olderman R. Beyond the Waste Land: a Study of the American Novel in the Nineteen-Sixties. - New Haven and London: Yale University Press, 1976. См.: The Columbia History of the American Novel. - N. Y., Oxford, Columbia University Press, 1991, p. 516-520, p. 697-749. Columbia Literary History of the United States. - N. Y., Columbia University Press, 1988, p. 1023-1031, p. 1142-1153. и, в конечном итоге, всех видов реальности, полностью деформировала взаимоотношения между автором и текстом с одной стороны, и текстом и читателем, с другой.

Наиболее глубокий анализ «черного юмора» как культурно-исторического явления представлен в работе Моррис Дикстайн «Ворота Эдема: американская культура шестидесятых»12. В главе, посвященной «черному юмору», автор проводит границу между «черным юмором» как словесной практикой в рамках традиционных форм литературы, и, по определению Дикстайн, «структурированным черным юмором», который выражает особый тип мировоззрения, раздвигающий установленные границы и формирующий новое чувство новой реальности. К данной разновидности «черного юмора» относятся Джозеф Хеллер, Курт Воннегут, Джон Барт и Томас Пинчон. Такое разграничение выглядит совершенно справедливо, ибо художественная значимость литературного произведения не может быть сведена и не является автоматическим следствием применения, пусть даже в самой изощренной форме, набора средств выражений, лишенных соответствующего мировоззренческого содержания. По этому же признаку «черный юмор» отделяется от экспериментальной литературы конца шестидесятых - начала семидесятых годов, которая явилась вырождением данного течения, т.к. лишилась его положительных конструктивных качеств.

Рассмотрение произведений «черных юмористов» в широком литературном контексте обычно принимало форму объединения нескольких авторов в рамках одного исследования, с последующим изолированным рассмотрением творчества каждого из них. Мысль об отсутствии связей между реальностью и художественным произведением на примере «черного юмора» получила несколько иное выражение в работах Роберта Шоулза13. Он назвал данных авторов «фабуляторами» - словом, заимствованным из сборника басен, переведенных с латыни на английский язык и изданного в 1484 году Кэкстоном. То есть, Шоулз отождествил «черных юмористов» с сочинителями историй, в которых главная цель - получать наслаждение от сочетаний слов, выстраивания повествовательных структур, развития тех или иных идей независимо от их конкретного эмоционального содержания. Это наслаждение от игры словами выражается в юморе. Несмотря на экстравагантность данной концепции, она, хотя и в преувеличенной степени, формулирует основное качество

12 Dickstein М. Gates of Eden: American Culture in the Sixties. -N. Y., 1977.

13 Scholes, R. The Fabulators. - N. Y.: Oxford Univ. Press, 1967; Scholes, R. Fabulation and Metafiction. - N. Y.: University of Illinois Press, 1979. преувеличенной степени, формулирует основное качество романов «черного юмора» - их самодостаточный характер.

Та же мысль повторяется в исследовании американской литературы 1950-х -1970-х гг. Тони Таннера «Город из слов»14. Как считает автор, повествовательные конструкции для американских писателей - это форма реализации своей личной свободы, а «черный юмор» - один радикальных ее видов.

Для обозначения произведений «черных юмористов» наиболее часто используемым стало слово «абсурд». Так, свою книгу, о творчестве Дж. Хеллера, К. Воннегута, Т. Пинчона и Дж. Барта Ч. Харрис назвал «Современные американские авторы романов абсурда»15. Р. Хаук в книге «Бодрый нигилизм» (название заимствовано из романа Джона Барта «Конец пути») считает «черный юмор» качеством, которое было присуще американской культуре со времен ее формирования и которое сохранялось на всех этапах ее исторического развития. «Черный юмор» шестидесятых годов двадцатого века, по его мнению, есть специфически американская реакция на общий кризис западной культуры, своеобразное проявление особенностей национального характера16. Та же самая мысль получает свое развитие в книге Р. Хипкисса «Американский абсурд: Пинчон, Воннегут и Барт».17 Все три критика сходятся во мнении, что отличительной чертой американских писателей, несмотря на влияние европейской литературы, является приверженность к традиционному американскому индивидуализму, следствием чего становится творческое отношение к абсурдному миру.

Д. Старк объединяет в одну группу Борхеса, Набокова и Барта на основе их общей убежденности в исчерпанности созданных ранее форм литературы вследствие информационной избыточности. В главе, посвященной Барту, автор исследования, основываясь на анализе приемов поэтики романов «Торговец дурманом», «Козлик Джайлз», «Химера» и рассказов из сборника «Заблудившись в комнате смеха», утверждает, что основным способом преодоления истощенности художественного повествования в творчестве писателя является превращение его формы в содержание, подчеркнутая искусственность и саморефлексия. Сходная характеристика творчества Пинчона сформулирована в работе П. Купера «Знаки и симптомы: Томас Пинчон и м Tanner Т. City of Words: American Fiction 1950-1970. - London: Harper & Row, 1971.

15 Harris C. Contemporary American Novelists of the Absurd - New Haven: College & University Press. 1971.

16Hauck R. A Cheerful Nihilism: Confidence and "the Absurd" in American Humorous Fiction. - Bloomington, Ind./London, 1971. P. 3-14.

17 Hipkiss R. The American absurd: Pynchon, Vonnegut, and Barth - Port Washington (N. Y.): Assoc. fac. press, 1984. современный мир». Американские писатели послевоенного поколения, по мнению автора исследования, делятся на две категории — «неореалисты», последователи традиций реализма и натурализма, и «контрреалисты», одним из которых является Пин-чон. Среди основных признаков «контрреализма» называются сюжеты-лабиринты, изощренная фантастика и конструирование альтернативных видов реальности18.

К прямо противоположному выводу о традиционности творчества Барта и Пинчона приходит ряд исследователей, сравнивавших их с произведениями других американских и европейских авторов. По мнению Ф. Мак-Коннелла, данные авторы в своеобразной форме продолжают идейные традиции романтизма. Так, например, нигилизм произведений Барта, в его интерпретации - это «нигилизм, доведенный до логического конца, до такой степени, что он отрицает значение самой идеи нигилизма»19. В своем творчестве, по мнению критика, Барт и Пинчон исходят из того, что литература осталась «единственной силой, объединяющей цивилизацию в эпоху кризиса доверия к цивилизации»20. Сходный пафос звучит и в работе Д. Горака «Бог как художник: американские романисты в эпоху постреализма»21, в которой утверждается, что Барт принадлежит к типу писателей, которые считают своей целью с помощью своего воображения создать новый мир, то есть выступить в роли Творца. В результате, он, по мнению исследователя, достигает единства мира реального и воображаемого, создавая произведения, отличающиеся целостной структурой и воспитательной направленностью.

Рассматривая романы «Торговец дурманом» и «Радуга земного притяжения» с точки зрения репрезентации в них исторического материала, польский исследователь 3. Мазур говорит о том, что их авторы «с помощью технической изощренности и виртуозной игры слов скрывают свое желание, поделиться собственным знанием о прошлом, выразить идеи об исторических событиях и дать собственную интерпретацию, которая не вписывается в рамки официальной историографии»22. Наиболее аргументированную точку зрения на вопрос соотношения традиции и новаторства высказывает Р. Уоллес. Он утверждает, что романы «черного юмора» представляют собой Cooper P. L. Signs and Symptoms: Thomas Pynchon and the Contemporary World. - Berkley, Calif., 1983.

19

McConnell F. Four postwar American novelists: Bellow, Mailer, Barth and Pynchon. - Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1977. P. 125.

20 Ibid.

21

Gorak J. God the Artist: American Novelists in a Post-Realist Age. — Urbana and Chicago: Univ. of Illinois Press, 1987.

22 Mazur Z. The representation of history in post-war American fiction (1945-1980). - Krakow: Universitas, 2001. P. 28. синтез деструктивного и конструктивного начал, причем носителем последнего является комическая форма этих произведений, которая «по определению утверждает некие нормы и ценности, просто потому, что она комическая»23.

В работе Б. Кларк Пинчон рассматривается в одном ряду с Льюисом Кэрроллом и Владимиром Набоковым. Анализируется один роман - «Выкрикивается лот 49» - основная тема которого, как полагает автор, есть «разрушение четкой границы между фантазией и реальностью»24. При этом сопоставление разных писателей ничем не аргументируется, не вполне оправдано и изолированное рассмотрение лишь одного произведения. В том же ключе рассматривается роман Пинчона «Радуга земного притяжения» в книге Д. Задворны-Фйеллштад. Автор исследует поэтику постмодернизма, определяя ее как «скрытую металитературу» (в терминологии автора исследования - duplex fiction)25.

Изучение произведений Пинчона с точки зрения философии постмодернизма было продолжено американской критикой девяностых годов26. Анализ этих работ показывает, что данный подход, т.е. рассмотрение художественного произведения исключительно с позиций той или иной философской доктрины, существенно обедняет его содержание.

Наиболее успешно с изучением произведений «черного юмора» справляется феноменологический подход. Именно он позволяет дать наиболее адекватную оценку всего явления в целом. В ряде недавних монографий прослеживается эволюция творчества Барта и Пинчона. Как правило, каждый раздел этого исследования посвящен одному из романов27. Традиционный подход, построенный на основе хронологической последовательности выхода в свет произведений исследуемых авторов, вполне оправдан, однако он расчленяет творчество писателя на дискретные фрагменты, не

23 Wallace R. The last laugh: form and affirmation in the contemporary American comic novel - Columbia: University of Missouri press, 1979. P. 22.

24 Clark B. Reflections of Fantasy: The mirror-worlds of Carrol, Nabokov and Pynchon. -N. Y., 1986. P. 114.

25 Zadworna-Fjellestad D. "Alice's adventures in wonderland" and "Gravity's Rainbow": a study in duplex fiction -Stockholm: Anqvist and Wiksell intern., 1986.

26Dugdale J. Thomas Pynchon: Allusive parables of power. — N. Y., 1990, Chambers J. Thomas Pynchon - N. Y.: Twayne, 1992, Berresem H. Pynchon's Poetics: Interfacing Theory and Text. - Urbana, 1993. Melley T. Bodies incorporated: scenes of agency panic in "Gravity's rainbow"// Contemporary literature - Madison, 1994. - Vol. 35, №4. - P. 709-738.

27 Диахронное описание творчества Барта наиболее полно представлено в следующих работах: Morrell D. John Barth: an Introduction. - Univ. Park: the Penn State UP, 1976, Harris C. Passionate Virtuosity: The Fiction of John Barth. - Urbana, 1983, Ziegler H. John Barth. - N. Y., 1987. В таком же хронологическом порядке представлено творчество Пинчона в таких работах как, Tanner Т. Thomas Pynchon. - London; N. Y.: Methuen, 1982, Seed D. The fictional labyrinths of Thomas Pynchon. - Basingstoke; L.: Macmillan press, 1988, Slade J. W. Thomas Pynchon. - N. Y., 1990, Kolbuszewska Z. The poetics of chronotope in the novels of Thomas Pynchon. - Lublin: Learned soc. of the Catholic univ. of Lublin, 2000. давая картины их общей связи. Поэтому не менее значительную часть работ, посвященных «черным юмористам», составляет выделение неких сквозных мотивов либо в рамках всего творчества писателя, либо в художественной системе одного произведения. Так, например, в книге М. Зигеля «Пинчон: паранойя творчества в «Радуге земного притяжения» в качестве конструктивного принципа, на котором строится система образов романа, рассматривается параноидальное состояние психики28. Т. Шауб придерживается мнения, что в этом же качестве в прозе Пинчона может выступить принцип неопределенности и двусмысленности29. В работе Д. Коварта анализируется одна из особенностей стиля Пинчона - его склонность к аллюзиям30, в книге Д. Старка - образ науки и информационного общества в творчестве этого писателя31. М. Хайт прослеживает связь между нарративными схемами в произведениях Пинчона и его представлениями о миропорядке32.

Примерами максимально глубокого проникновения в сущность произведений Барта и Пинчона являются исследования Д. Робинсона и С. Вайзенбергера33. Форма каждой из работ очень точно соответствует повествовательной манере изучаемого автора. Труд Робинсона представляет собой крупномасштабное исследование различных уровней повествования - стиль произведения, исторический фон, мифологические сюжеты, философское содержание. Книга Вайзенбергера - это очень подробный объемный постраничный комментарий к роману, помогающий читателю расшифровать содержание произведения.

В последнее десятилетие в зарубежной пинчонистике обозначилась тенденция, в свете которой особую актуальность приобретает термин «черный юмор». В работах, рассматривающих различные аспекты произведений данного автора, на первый план выдвигается морально-этическая проблематика. В статье Д. Табби рассматривается изображение психологии инженеров в произведениях Пинчона, технического творчества как способа взаимодействия с реальностью и нравственно-психологический аспект деятельности инженеров в сравнении с финансистами и представителями бюро

28 Siegel М. Pynchon: creative paranoia in "Gravity's rainbow". - Port Washington (N. Y.); London Kennikat press, 1978.

29 Schaub T. Pynchon: The voice of ambiguity. - Urbana: Univ. of Illinois Press, 1981.

30 Cowart D. Tomas Pynchon: The art of allusion. - Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois Utiiv. Press, 1980.

31 Stark J. Pynchon's fictions: Thomas Pynchon and the literature of information. - Athens (Ohio): Ohio Univ. Press, 1980.

32 Hite M. Ideas of order in the novels of Thomas Pynchon - Columbus: Ohio state univ. press, 1983.

33 Robinson D. John Barth's Giles Goat-boy: A study. - Juvaskyla: Univ. of Jyvaskyla, 1980, Weisenburger S. A "Gravity's Rainbow" companion - Athens: University of Georgia press, 1988. кратии34. В работе К. Орбан Пинчон относен к числу авторов, которые в своих произведениях восстанавливают традиционную этическую проблематику. По мнению автора, «этический парадокс» в его романах заключается в свободе и ответственности индивида, реализуемой на основе личностного отношения к миру, а не кем-то заранее созданных систем ценностей. Автор статьи считает основной проблемой романа «Радуга земного притяжения» этическое содержание выстраивания отношений личности и истории35. Этой же теме посвящена статья Д. Чемберс, в которой этическое содержание произведений писателя рассматривается с точки зрения философии европейского модернизма. Основной особенностью прозы Пинчона автор считает наполнение деструктивного и дезинтегрированного повествования этикой активного действия и любви36.

Каждый раз, когда литературоведы пытаются дать какую-либо связную и логичную интерпретацию произведений Пинчона, выявить определенный принцип, упорядочивающий содержание текстов этого автора, они неизбежно приходят к символам, имеющим высокое нравственное наполнение. Так, например, расшифровывая значение аббревиатуры «V.», исследователь романа приходит к выводу, что этот знак в тексте романа связан с основными религиозными культами, которые существовали в Европе на различных этапах развития западной цивилизации. То есть, в центре повествования оказывается символ, содержащий именно религиозный смысл37. Рассматривая композиционную структуру романа «Радуга земного притяжения», другой исследователь приходит к выводу, что основу сюжета образует равновесное соотношение двух начал: смерти - "Rocket", и жизни - "Anti-Rocket"38. Что же касается произведений Барта, то данный аспект отчасти был затронут в книге Ч. Харриса39. Представляется, однако, что символическая поэтика творчества Барта пока еще не получила достаточного внимания со стороны американских исследователей.

54 Tabbi J. "Strung into the Apollonian Dream": Pynchon's psychology of engineers// Novel. - Providence, 1992. - Vol. 25, №2. -p. 181-199.

35 Orban K. Tactics of the self in "Gravity's Rainbow": an ethical investigation// Papers in English and American studies. -Szeged, 1995.-Vol. 6.-p. 135-140.

56 Chambers J. Parabolas and parables: the radical ethics of Pynchon's "V." and "Gravity's rainbow"// Powerless fictions?: ethics, cultural critique, and American fiction in the age of postmodernism. - Amsterdam: Rodopi, 1996. - P. 124.

37 Kupsch K. Finding V.// Twentieth century lit. - Hempstead, 1998. - Vol. 44, № 4. - p. 428-446.

38 Schwab M. Order out of chaos: Emergent narration in Pynchon's "Gravity's Rainbow"// Tradition and postmodernity: English and American studies and the challenge of the future: Proc. of the 8th Intern, conf. on Engl, and Amer. lit. and lang., Krakow, Apr. 7-9,1999. - Krakow, 1999. - p. 515 -543.

39 Harris C. Passionate Virtuosity: The Fiction of John Barth. - Urbana, 1983.

Специфическая трактовка этических категорий в романах Пинчона и Барта, а также глубокая связь этой трактовки со структурой повествования в прозе этих писателей может служить достаточным основанием для характеристики их творчества как «черного юмора». Однако вопрос о связи этического и эстетического содержания с комической художественной формой произведений данных писателей пока остается открытым.

Таким образом, американская критика, рассматривая произведения «черных юмористов» в широком литературном контексте, очерчивает круг проблем, возникающих при изучении данного феномена. Во-первых, его отличительной чертой является творческое отношение к миру. Во-вторых, деструктивное начало, обозначаемое словами «абсурд» и «нигилизм», обязательно сочетается в нем с конструктивностью, с набором неких положительных ценностей. В-третьих, вопрос о соотношении конструктивности и деструктивности оказывается связанным с комическим началом.

В отечественной теории литературы понятию «черный юмор» пока не уделялось должного внимания40. Имеющееся лингво-стилистическое исследование этого явления опирается исключительно на определения, сложившиеся в американской и английской литературоведческой традиции41.

В отечественном литературоведении «черный юмор» заслонялся другими, «более крупными по масштабу», явлениями: в семидесятые и восьмидесятые годы он рассматривался как часть модернизма42, в девяностые — постмодернизма43. В работах семидесятых-восьмидесятых годов творчество данной группы писателей относилось к литературе абсурда, а их оценка определялась негативным отношением отечественного литературоведения к модернизму в целом. Считалось, что данная литература не может быть полноценной, потому что она лишена положительных ценностей гуманизма, правда, при этом делались оговорки. Советскими исследователями безусловно

40 Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Высшая школа, 2002. С. 81 - 104

41 Флеонова О. Лингвостилистические и семиотические особенности американской литературы черного юмора: Дис. канд. филол. наук: 10. 02. 04. - М., 2003.

42 См.: Денисова Т. Экзистенциализм и современный американский роман. - Киев, Наукова думка, 1985; Зверев А. Модернизм в литературе США. М.: Наука, 1979; Литература США в 70-е годы XX века. - М.: Наука, 1983; Литература США XX века. Опыт типологического исследования. - М.: Наука, 1978; Оленева В. Модернистская новелла США в 60-70-е гг. - Киев, Наукова думка, 1985; Основные тенденции развития современной литературы США. - М.: Наука, 1973.

43 Тойменцев С. Органическая эстетика постмодерна. Опыт рассмотрения романа Т. Пинчона «V.» в контексте теории сложных систем (complexity theory)// Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых - Казань, 2001. - с. 98-104; Воронцова Т. Полистилистика романа Джона Барта «Плавучая опера»// Многообразие романных форм в прозе Запада второй половины XX столетия - Волгоград, 2002. - с. 35-54; Киреева Н. Энтропия в художественном мире Е. Замятина и Т. Пинчона// проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX-XX веков - Благовещенск, 2002. - Вып. 6. - с. 26-37. признавался талант этих авторов, и отмечался самобытный характер их творчества, ставящий их особняком среди других абсурдистов. Указывалось также на связь «черного юмора» с национальной традицией. Творчество Барта и Пинчона было принято рассматривать в жанровых рамках сатирической литературы, при этом «черный юмор» становился неполноценным, ущербным и низкокачественным ее видом. В работах, посвященных анализу эстетической системы произведений «черных юмористов», основное внимание уделялось негативным идеологическим моментам их прозы. При этом конструктивные эстетико-поэтические элементы, содержащиеся в этих произведениях, оставались вне внимания исследователей. В число последних входит и использование комических средств выражения44.

Идеологическая доминанта советского литературоведения препятствовала признанию объективной необходимости возникновения эстетики и поэтики «черного юмора» и не давала оценить их действительное значение для развития американской литературы. К этому следует добавить, что массовый русский читатель получает прямой доступ к текстам «черных юмористов» с опозданием на два десятилетия. В девяностые годы выходят первые переводы романов Барта и Пинчона: в 1992 г. - перевод «Плавучей оперы», в 1999 - романы «Химера» и «Конец пути», в следующем году переиздание «Конца пути» было дополнено сборником рассказов «Заблудившись в комнате смеха». В это же время публикуются переводы произведений Томаса Пинчона: в 1996 г. переведен его ранний рассказ «Энтропия», в 1999 г. - роман «Выкрикивается лот 49», в 2000 г. - роман «V.».

Парадоксальность ситуации девяностых годов заключается в том, что с идеями постмодернизма большинство российских читателей и литературоведов познакомилось прежде, чем прочитало романы «черных юмористов». Поэтому произведения Барта и Пинчона начинают рассматриваться как классические образцы постмодернистской литературы. Но в девяностые годы постмодернизм во многом утратил свою связь с литературой, превратившись в сугубо философское течение, хотя и использующее термины, связанные с теорией литературы. Поэтому оценка содержания произведений только с точки зрения постмодернизма чаще всего выводит анализ за пределы литературоведения, художественные достоинства литературных текстов начинают оцениваться с внеэстетических позиций и категорий. В частности, об этом сви

44 Черниченко Л. «Черный юмор» как форма модернистского романа// Современный роман: Опыт исследования. - М.: Наука, 1990, - с. 245-244, Стеценко Е. Судьбы Америки в современном романе США. - М.: Наследие, 1994. детельствует выход в свет работы, в которой творчество Джона Барта рассматривается с точки зрения используемых им языковых средств45. Автор исследования изначально исходит из того, что тексты данного писателя безоговорочно можно считать образцами постмодернистского дискурса. Поэтому все исследование строится в основном на материале его поздних произведений. При этом вне поля зрения исследователя остаются несомненно лучшие романы Барта, написанные им в 1960-е годы.

Среди российских американистов постмодернизм в целом получил негативную оценку. В этом была доля справедливости, так как он был во многом дискредитирован эпигонами46. Эта оценка была распространена и на «черный юмор». Показательна в этом отношении эволюция взглядов А. М. Зверева. В работах семидесятых годов им высоко оценивалось творчество «черных юмористов», в частности, Джона Барта47, в 1992 году в переводе самого А. М. Зверева вышел первый перевод на русский язык романа «Плавучая опера»48. Но в конце девяностых он называет «черный юмор» периферийным явлением культуры, лишенным универсальности и амбивалентности49.

Статья Н. Мельникова «Чудовищная проза Джона Барта»50, посвященная произведениям, изданным в России, также свидетельствует об этой тенденции: в ней положительно оцениваются два его первых постэкзистенциалистских романа, относящихся к первому периоду творчества, и резкой критике подвергнуты сборник рассказов «Заблудившись в комнате смеха» и роман «Химера» (второй период). Обе оценки звучат достаточно убедительно, но в статье нет ни слова о втором и третьем этапах творчества Барта - романах «Торговец дурманом» и «Козлик Джаилз», которые американской критикой признаются лучшими романами Барта и лучшими произведениями «черного юмора».

Благодаря монографии белорусского исследователя А. Е. Лало творчество Томаса Пинчона получило более взвешенную и объективную оценку51. Правда, автор книги, считая Пинчона крупнейшей фигурой в литературе США во второй половине

45 Олизько Н. Интертекстуальность как системообразующая категория постмодернистского дискурса: (на материале произведений Дж. Барта): Дис. .канд. филол. наук: 10.02.19. - Челябинск, 2002.

Анастасьев Н. «У слов долгое эхо» // Вопросы литературы. - М., 1996. - №4. — с. 3-30; Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы. - М., 2001. - №1. - с. 3-38; Зверев А. Черепаха Квази // Вопросы литературы. - М., 1997. - №3. - с. 3-23.

47 См. Основные тенденции развития современной литературы США. - М.: Наука, 1973; Зверев А. Модернизм в литературе США. М.: Наука, 1979.

48 Барт Д. Плавучая опера. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992.

49 Зверев А. Смеющийся век // Вопросы литературы. - М., 2000. - № 4 - с. 27.

50 Мельников Н. «Чудовищная проза» Джона Барта// Иностранная литература - М., 2003. - № 4. - с. 276-282.

51 Лало А. Томас Пинчон и его Америка. Загадки, параллели, культурные контексты. - Минск: РИВШ БГУ, 2001.

XX века, не согласен с причислением его к «черным юмористам». Характеризуя творческую манеру исследуемого автора, А.Е. Дало вводит термин «негативная поэтика». Данное понятие, по мнению автора монографии, основывается на свойственной американской культуре онтологизации свободы и творчества, нашедшей наиболее яркое воплощение в философии Р. У. Эмерсона. Творческая программа, Пинчона, как считает А.Е. Лало, состоит в том, чтобы средствами художественного повествования показать пагубность и произвольность существующих в современной культуре линий, границ, разделов и запретов. Фактически же речь идет о реализации понятия «свобода» с помощью свойств текста литературного произведения.

Негативная поэтика» произведений Пинчона, также как романы Маркеса в Южной Америке и Кундеры в Европе, обладает способностью к преодолению навязанных моделей поведения не столько за счет критики и отрицания опыта предшественников, сколько «в прочтении этого опыта как нарратива с целью подготовить себя к несентиментальному и беспристрастному анализу современности»52. Однако логика книги Лало показывает, что сам термин «негативная поэтика» по своему содержанию практически совпадает с «черным юмором» - перед нами то же разрушение устоявшейся системы ценностей, ограничивающих интеллектуальную свободу личности без радикального отказа от самих ценностей или создания альтернативных систем.

К несомненным достоинствам работы А. Е. Лало относится рассмотрение творчества Томаса Пинчона в национальном и общемировом контексте. Автор не считает «негативную поэтику» Пинчона чем-то радикально и специфически новаторским. В своем исследовании корней и истоков пинчоновской прозы он находит параллели и интертекстуальные переклички со многими авторами - предшественниками и современниками американского писателя. Кроме того, в книге указывается и на близость художественных особенностей произведений Барта и Пинчона.

Обзор литературоведческих и литературно-критических работ по проблемам «черного юмора» показывает, что повествовательные произведения этого типа стали одной из попыток художественного прочтения истории XX века, особой формой эстетического взаимодействия индивидуального сознания с существующей реальностью. У истоков формирования «черного юмора» как историко-литературного явления в Америке второй половины XX века лежит более или менее оформленный набор

52 Там же. с. 22. требований читательской аудитории. Духовным потребностям современников в наибольшей степени соответствовали произведения, содержавшие те или иные элементы этого явления и потому способные дать американскому читателю этические и эстетические ориентиры для оценки своего положения в мире. Вместе с тем, творчество «черных юмористов» вписано критиками в определенный контекст традиций американской и западноевропейской философской прозы, связанной с использованием элементов комического.

Многообразие оценок места «черного юмора» в американской культуре XX века можно свести к двум точкам зрения. Во-первых, он считается одной из форм реакции американской литературы на специфику культурно-исторической ситуации, сложившейся в США после второй мировой войны. При этом подчеркивается связь с национальной традицией и злободневная социальная направленность произведений «черного юмора», который становится своего рода негативным реализмом. Во-вторых, данные произведения рассматриваются как разрыв с предшествующими литературными традициями (в первую очередь, с классической реалистической литературой), а точнее - продолжение этого процесса, начатого модернистами в первой половине XX века. В связи с этим ряд произведений «черного юмора» относят к постмодернизму, одной из форм которого считается «черный юмор». Первая точка зрения основывается на читательском восприятии и оценке критиками, вторая исходит из теоретико-литературного подхода к произведениям.

Опираясь на уже имеющийся опыт литературоведческих и критических исследований, можно более отчетливо выявить истоки формирования эстетических идей и специфику выражения комического в романах «черного юмора». Именно такова задача следующих глав диссертационного исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Черный юмор" в американском романе 1950-1970-х гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мировом литературном процессе конца XX века обозначился ряд явлений, которые большинство критиков и литературоведов определили как «постмодернизм». При этом почти все они акцентировали в новых феноменах элементы новизны, оригинальности и стремление к радикальной переоценке системы традиционных ценностей и культурных ориентиров. Вместе с тем, изучение произведений этого направления показало, что наряду с этим в них присутствует и специфическое отношение к традиции, не сводимое к простому ее отрицанию и игнорированию.

В литературе постмодернизма особую роль сыграли произведения, получившие определение «черный юмор». В массовом культурном сознании и отчасти в среде профессиональных читателей (критиков и литературоведов) стало общепринятым обозначать словосочетанием «черный юмор» явления сугубо негативные, деструктивные, полностью лишенные положительных креативных качеств. «Черный юмор» стал высшей формой проявления нигилизма, симптомом размывания критериев, разделяющих добро и зло, синонимом утраты доверия к каким-либо ценностям.

Основная цель данной работы состояла в том, чтобы определить роль и место «черного юмора» в литературном процессе США во второй половине XX века. Главная задача — исследовать и обозначить базовые характеристики эстетико-поэтической системы «черного юмора» на основе анализа романов ведущих представителей этого движения - Джона Барта и Томаса Пинчона. Диссертационное исследование показало, что «черный юмор» в литературе США был не только проявлением духовного кризиса, в котором оказались США в начале второй половины XX века, но и результатом художественного исследования сущности творческой деятельности в различных ее аспектах, которым занялся в этот период целый ряд американских писателей. Проведенное в диссертации исследование эстетико-поэтических характеристик американских романов 1950-х - 1979-х гг. показало, что в них феномен «черного юмора» предстает как художественно организованное сочетание деструктивные и конструктивные элементов, причем последние преобладают как в эстетических взглядах обоих писателей, так и в художественных особенностях их произведений.

Центральным элементом мировоззрения данных авторов является концепция словесного творчества, в которой особо выделяются два мотива: 1) самодостаточность ценности художественного творчества и 2) тождество творчества и сущности человеческого присутствия в мире (бытия).

Так, в романе «Выкрикивается лот 49» Томас Пинчон создает образ девушек, ткущих ткань гобелена, рисунок которого заполняет пустоту небытия. Джон Барт неоднократно обращается к образу Шахразады - фигуре повествователя, жизнь которого целиком и полностью зависит от количества и качества рассказываемых историй. Тождественность творчества и существования подтверждается присутствием в каждом из этих образов элемента насилия: девушки заточены в башне, Шахразаде постоянно угрожает смерть. С точки зрения «черных юмористов», современный человек находится в таких условия, которые не оставляют ему иного способа поведения, кроме творческой деятельности.

Подобное понимание сущности творчества определяет особенности эстетики произведений «черного юмора»: в них воспроизводятся обстоятельства, в которых в наиболее яркой, отчетливой и рельефной форме проявляются творческие способности человека. Пессимистическая концепция развития цивилизации трактуется как необходимый эмоциональный фон для творческой деятельности, который является следствием обостренного чувства неудовлетворенности существующим порядком вещей и отчетливым видением несовершенства мира. Джон Барт так формулирует проблему, стоящую перед современными интеллектуалами: «Человек, обладающий достаточно развитым воображением и получивший достаточно либеральное образование, оказывается зажатым между двумя принципами западной цивилизации: первый выражен в судьбе Сократа - жизнь без овладения истиной не стоит того, чтобы быть прожитой, - а второй - в судьбе царя Эдипа - жизнь овладевшего истиной становится невыносимой»286. Томас Пинчон в своих произведениях для создания безысходно пессимистической картины мира использует в качестве метафоры понятие энтропии. Согласно ему, единственной формой сопротивления процессам деградации сложных систем, например, западной культуры, может быть лишь активная творческая деятельность.

В этом отношении наиболее показательными примерами реализации специфического мироотношения «черных юмористов» являются пространственно-временные характеристики таких произведений как «Торговец дурманом» Барта и «Радуга земного притяжения» Пинчона, в которых смоделированы идеальные условия для творческой самореализации. Мэриленд и Зона - особые виды пространства, обладающие одними и теми же свойствами, но свойствами со знаком отрицания - отсутствие или разрушение чего-либо. Во-первых, это - пограничное, промежуточное состояние. Они находятся на недостаточно четко определяемой границе во времени или пространстве, а внутренняя структура этих сфер лишена точных разграничений, барьеров, стен, заборов, а если даже они и есть, то очень прозрачные, проницаемые в обоих направлениях. Во-вторых, все центры власти в этом пространстве либо деконструированы, либо деформированы. В-третьих, персонажи, оказавшиеся на территории Мериленда и Зоны, испытывают кризис идентичности в разных формах, основная причина которого - нарушение однозначных связей между знаком и объектом реальной действительности. В условиях пространства всеобщего отрицания единственным выходом остается конструирование собственного варианта реальности, собственного варианта культуры и социума и собственной личности.

Однако скептицизм и нигилизм «черных юмористов» приобретают прямо противоположное звучание, когда писатели переходят от анализа социо-культурных ка

286 Цит. по: Morell, David John Barth: An Introduction. - University Park: Pennssylvania State University Press. 1976. P. 102. тегорий к категориям гуманизма. Подлинно человеческое отношение к Другому не может строиться на основе уже выработанных типов культурного поведения, ибо все они без постоянного творческого обновления в конечном счете дегуманизируются, превращая человека в неодушевленный объект. Отсюда то особое значение, которое придается любви и творчеству в произведениях Барта и Пинчона. Хотя в центре внимания писателей оказывается преимущественно креативный аспект этого феномена, и данная тема разрабатывается с применением, на первый взгляд, излишне схематизированных рассуждений теории информации, тем не менее, выводы, к которым в конечном итоге приходят авторы, вполне традиционны: жизнь человека является высшей ценностью в силу ее уникальности и неповторимости.

Содержание эстетической системы американского «черного юмора» определяет особенности его поэтики. Это, прежде всего, своеобразие форм повествования, в которых писатели передают острое ощущение кризисного состояния современной культуры вообще, и литературы в частности. Но «черный юмор» - это не только выражение состояния кризиса, но и форма активного поиска путей выхода из него, своего рода антикризисная поэтика. Этим, скорее всего, объясняется обращение данных писателей к комическим средствам выражения. По мнению современных теоретиков литературы, именно категория комического может служить наиболее адекватной моделью любого творческого акта. Так, пародирование, играющее столь существенную роль в произведениях Барта и Пинчона, представляет собой комическое воспроизведение ранее созданных элементов культуры, и, благодаря своей структуре, оно вводит их в семантическое поле современности. Именно в различном отношении к предшествующим культурным традициям заключается наиболее существенное отличие американского «черного юмора» от «черного» юмора европейских сюрреалистов и «больного» юмора контркультуры.

В нарративной структуре «черного юмора» можно выделить три наиболее существенных элемента: нигилизм по отношению к системам ценностей, инверсия эмоционально-эстетической маркированности понятий, образующих данную систему, и попытка создания некой альтернативной контрсистемы. В творчестве Барта и Пинчона данная структура очень точно отражает характер их творческой эволюции. Произведения этих писателей, созданные в период с конца 1950-х до начала 1970-х гг., можно разделить на четыре группы. Во-первых, это произведения, нигилистические по своему духу. К ним относятся первые два романа Барта - «Плавучая опера» и «Конец пути», - в которых формулируется тезис о бессмысленности человеческого существования, а также первый роман Пинчона «V.», деконструирующий традиционное представление об истории. Во-вторых, романы «Торговец дурманом» и «Выкрикивается лот 49». В них главные герои, сталкиваясь с действительностью, переживают процесс крушения иллюзий. Конечным результатом этого процесса становится создание альтернативного образа Америки, контрастного отражения идеализированного представления о ней, существовавшего в начале книги. Третью группу («Козлик Джайлз» и «Радуга земного притяжения») составляют энциклопедичные по своему масштабу повествования, в которых воссоздается концептуальный образ западной культуры XX века. Четвертый этап творчества представляет собой своего рода подведение итогов, анализ пройденного пути и комментарий к собственному творчеству (сборник рассказов Барта «Заблудившись в комнате смеха», трилогия «Химера», четвертая часть романа «Радуга земного притяжения» и предисловие к сборнику рассказов «Неторопливый ученик»).

Особенности эстетики и поэтики романов определяют набор функций, которые выполняет дискурс «черного юмора». Среди них можно выделить следующие: негативное утверждение гуманистических ценностей, реабилитация эмоционально-волевой сферы личности, преодоление информационной избыточности, восстановление живых связей между индивидом и культурой, де-эстетизация зла.

Характер творческой эволюции и функции дискурса «черного юмора» в прозе рассматриваемых писателей свидетельствуют о том, что создание именно «черно-юмористических» произведений никогда не было для них самоцелью. Обращение к этой поэтике, было, с одной стороны, способом овладения писательским мастерством и формой познания сущности литературного творчества, а с другой, - своеобразным откликом на ощущение всеобщего кризиса культуры, охватившего Америку во второй половине XX века.

Подводя итоги проделанному исследованию, можно констатировать, что читательский успех и литературно-критическая популярность романного дискурса американских «черных юмористов» явились легитимацией их личного мировоззренческого и творческого опыта в культуре постмодерна. Эстетические идеи и художественная практика Барта и Пинчона явились адекватным способом словесно-символического выражения общей ситуации в современном мире, где ценность человеческой личности испытывает постоянные угрозы со стороны внешних социально-организованных структур. Внутреннее духовное состояние личности рассматривается и формируется в этом мире как продукт технологического процесса, программируется и исполняется в соответствии с идеалом научной рациональности, порядка и стабильности. В этих условиях эмоционально-интуитивная составляющая личности дискредитируется и нивелируется до уровня животных инстинктов за счет гиперрационализации рассудочно-логической упорядочивающей деятельности рассудка.

Эстетико-поэтическая система романов Пинчона и Барта, переводя общекультурную проблематику на уровень повествования о судьбе личности, формирует особый тип юмора — «черный», в котором комическое перестает быть самоцелью и становится средством выражения трагического и драматического пафоса. Этот тип юмора мыслится американскими романистами как главный символический способ преодоления деградации современного культурного сознания и сохранения ценностного статуса литературно-творческой активности в современном мире.

 

Список научной литературыЛаврентьев, Александр Иванович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. - М.: Прогресс, 1988. - 752 с.

2. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М: Моск. рабочий, 1994.-333 с.

3. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М.: Высшая школа, 1972. - 232 с.

4. Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм// Вопросы литературы. — М., 2001.-№1.-с. 3-38.

5. Аствацатуров А. А. Работа «Назначение поэзии и назначение критики» в контексте литературно-критической теории Т. С. Элиота// Элиот Т. С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев: Airland, 1996. - с. 15-39.

6. Барт Д. Заблудившись в комнате смеха. СПб.: Симпозиум, 2001. - 538 с.

7. Барт Д. Плавучая опера. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 320 с.

8. Барт Р. Нулевая степень письма.//Семиотика. — М.: Радуга, 1983. — с.306-349.

9. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972. - 470 с.

10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

11. И. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М. : Academia, 1999. — 956 с.

12. Белов С. Бойня номер «X»: литературы Англии и США о войне и военной идеологии. М.: Сов. Писатель, 1991. - 366 с.

13. Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Симон К. Дороги Фландрии. М.: Панорама, 2000. - 608 с.

14. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. - 493 с.

15. Борхес X. Л. Сочинения в трех томах. Т. 1. М.: Полярис, 1997. - 607 с.

16. Брассаи. Генри Миллер. Портрет в полный рост. Иностранная литература. - №1. -М., 2002. С. 126-165.

17. Бретон А. Антология черного юмора. М.: Carte Blanche, 1999. - 544 с.

18. Бриллюэн Л. Наука и теория информации М.: ГИФМЛ, 1960. - 392 с.

19. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Иностр. литература, 1958. - 200 с.

20. Воннегут К. Порожденье тьмы ночной. М.: Книжный дом, 1991. - 158 с.

21. Воннегут К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей, и другие романы. — М.: Худож. лит., 1978. 727 с.

22. Воннегут К. Сирены Титана; Колыбель для кошки; Романы. Рассказы. Минск: Изд-во Университетское, 1988.-461 с.

23. Воронцова Т. Полистилистика романа Джона Барта «Плавучая опера»// Многообразие романных форм в прозе Запада второй половины XX столетия -Волгоград, 2002. с. 35-54.

24. Вулис А. В лаборатории смеха. М.: Худож. лит., 1966. - 144 с.

25. Вулис А. Метаморфозы комического. — М.: Искусство, 1976. — 126 с.

26. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Изд-во Мысль, 1999. - 1072 с.

27. Генис А. Фотография души. В окрестностях филологического романа// Звезда. -М., 2000. №9.-С. 183-189.

28. Денисова Т. Экзистенциализм и современный американский роман. — Киев, Наукова думка, 1985. 245 с.

29. Джойс Дж. Улисс. СПб.: Симпозиум, 2000. - 830 с.

30. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. - 223 с.

31. Дмитриева Н. Эвристическая роль юмора. Театр - М., 1977 - № l.-c. 113-123.

32. Дубин С. Сюрреалистический черный юмор и его романтические истоки: Дис. .канд. филол. наук. М., 1998. - 266 с.

33. Замятин Е. О литературе, революции, энтропии и о прочем// Замятин Е. Избранные произведения. -М.: Сов. Россия, 1990.-е. 431-437.

34. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере// Вопросы литературы. -М., 1996. Вып. 3.- С. 182-205.

35. Затонский Д. Что такое модернизм?// Контекст 1974. - М.: Наука, 1975. - с. 135167.

36. Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. М.: Худож. лит., 1982. - 256 с.

37. Зверев А. Модернизм в литературе США. М.: Наука, 1979. 318 с.

38. Зверев А. Склеенная ваза (Американский роман 90-х: ушедшее и «текущее»)// Иностранная литература. М., 1996. - №10. - с. 250-258.

39. Зверев А. Смеющийся век// Вопросы литературы. М., 2000. - № 4 - с. 3-37.

40. Зинн Г. США после второй мировой войны 1945-1971.-М.: Прогресс, 1977.-286 с.

41. Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М.: Знание, 1988. —64 с.

42. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: INTRADA, 2001. - 384 с.

43. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996.-255 с.

44. История литературы США. Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость. XVII-XVIII вв. М.: Наследие, 1997. Т. 1.-831 с.

45. История литературы США. Литература эпохи романтизма. М.: Наследие, 1999. Т. 2. - 463 с.

46. История литературы США. Литература середины XIX в. (поздний романтизм). -М.: Наследие, 2000. Т. 3.-614 с.

47. Камю А. Сочинения. В 5 т. Т. 2. Харьков: Фолио, 1997. - 525 с.

48. Катхе Р. Разрушение цельности текста в модернистской прозе США (лексический уровень)// Теория и методы лексикологических исследований. Л., ЛГПИ им. Герцена, 1985.-е. 97-104.

49. Карасев Л. Философия смеха. М.: РГТУ, 1996. - 221 с.

50. Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. - 327 с.

51. Кизи К. Над кукушкиным гнездом . М.: Пресса, 1994. - 592 с.

52. Киреева Н. Энтропия в художественном мире Е. Замятина и Т. Пинчона// проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX-XX веков Благовещенск, 2002. - Вып. 6. - с. 26-37.

53. Кулинич М. Семантика, структура и прагматика англоязычного юмора: Дис. . д-ра культурол. наук.- М., 2000. 290 с.

54. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. - 288 с.

55. Кундера М. Когда Панург перестанет быть смешным// Иностранная литература. -№7. -М., 1994.-с. 194-204.

56. Ковалев Ю. Битники. Полувековой юбилей// Звезда. М., 1998. - №7 - с. 196-199.

57. Ковалева С. Коммуникативная функция текста в литературе американского постмодернизма: (на материале творчества Дональда Бартельми): Дис. .канд. филол. наук. М., 1995. - 242 с.

58. Ковалева С. Своеобразие творческого метода Дональда Бартельми// Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. М., 1994. - №1. - с. 40-48.

59. Лало А. Томас Пинчон и его Америка. Загадки, параллели, культурные контексты. Минск: РИВШ БГУ, 2001. - 268 с.

60. Латышев Ю. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии (теоретико-методологический анализ). Дис. . канд. филос. наук. Новосибирск, 2003.- 147 с.

61. Литература США в 70-е годы XX века. М.: Наука, 1983. - 368 с.

62. Литература США XX века: Опыт типологического исследования. М.: Наука, 1978.-568 с.

63. Лики массовой литературы США. М.: Наука, 1991. - 336с.

64. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. - 183 с.

65. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. -М.: Искусство, 1968. 191 с.

66. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

67. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества М.: ACT, 2002. - 526 с.

68. Мельников Н. «Чудовищная проза» Джона Барта// Иностранная литература — М., 2003.-№4.-с. 276-282.

69. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного// Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1988. с. 281-308.

70. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие М.: Мир, 1966. - 351 с.

71. Морозова Т. Спор о человеке в американской литературе: история и современность. М.: Наука, 1990. - 334с.

72. Мулярчик А. Спор идет о человеке. М.: Сов. Писатель, 1985. - 359 с.

73. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 1998.-512 с

74. Наврозов Л. Есть ли литература на Западе?// Новый мир. М., 1992. - №6. - с. 187-199.

75. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1.- М.: Мысль, 1997. 829 с.

76. Новиков В. Жанровая сущность литературной пародии// Известия Академии Наук СССР. Сер. Литературы и языка. М., 1978. - №1. - Т. 37. - с. 20-30.

77. Новиков В. Книга о пародии. М. Советский писатель, 1989. - 544 с.

78. Оленева В. Модернистская новелла США в 60-70-е гг. Киев: Наукова думка, 1985.-295 с.

79. Олизько Н. Интертекстуальность как системообразующая категория постмодернизма: (на материале творчества Дональда Бартельми): Дис. .канд. филол. наук. Челябинск, 2002. - 194 с.

80. Орлов А. Секретное оружие третьего рейха. М.: Наука. 1975. - 160 с.

81. Основные тенденции развития современной литературы США. М.: Наука, 1973. -398 с.

82. Парамонов Б.М. Конец стиля. М.: Аграф, СПб.: Алетейя, 1999. - 450 с.

83. Петровская Е. Часть света. М.: Ad Marginem, 1995. - 175 с.

84. Пинчон Т. Выкрикивается лот №49. СПб.: Симпозиум, 1999. - 436 с.

85. Пинчон Т. V. СПб.: Симпозиум, 2000. - 670 с.

86. Пинчон Т. Энтропия //Иностранная литература. №3 -М., 1996. - с. 213- 222.

87. Писатели США. Краткие творческие биографии. М.: Радуга, 1990. - 624 с.

88. Рюмина М. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 320 с.

89. Сартр Ж.-П. Тошнота. Стена. Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000. С.140.

90. Сартр Ж. П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера// Вопросы литературы. М., 1986. - №9. - с. 176-181.

91. Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990. - 288 с.

92. Стейнбек Д. Избранные произведения. В 2-х т. т 1. М.: Худож. лит., !981. - 608с.

93. Стеценко Е. История, написанная в пути. М.: Наследие, 1999. — 312 с.

94. Стеценко Е. Судьбы Америки в современном романе США. М.: Наследие, 1994. -239 с.

95. Тойменцев С. Органическая эстетика постмодерна. Опыт рассмотрения романа Т. Пинчона «V.» в контексте теории сложных систем (complexity theory)// Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых Казань, 2001. - с. 98-104.

96. Туганова О. Современная культура США: структура, мировоззренческий аспект, художественное творчество. М.: Наука, 1989. -271 с.

97. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

98. Тынянов Ю. Поэтика. История литераттуры. Кино. М.: Наука, 1977. - 575 с.

99. Флеонова О. Лингвостилистические и семиотические особенности американской литературы черного юмора: Дис. . канд. филол. наук. М., 2003. - 154 с.

100. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.: Алетейя, 2000. - 309 с.

101. Хеллер Дж. Поправка-22. М.: Пресса, 1992. - 448 с.

102. Хеллер Д. Что-то случилось. М.: Прогресс, 1978. - 511 с.

103. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 122 с.

104. Хоружский С. Последний эксперимент мастера : Джеймс Джойс и «Поминки по Финнегану». // Лепта. -М., 1993. № 2. - с. 169-178.

105. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 568 с.

106. Чивер Д. Буллет-парк. М.: Молодая гвардия, 1972. - 208 с.

107. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. Т. 2. М.: Искусство, 1964.-642 с.

108. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти т. Т. 3. М.: Искусство, 1964. -672 с.

109. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти т. Т. 5. М.: Искусство, 1964. -600 с.

110. Эйзенштейн С. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. - 455 с.

111. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М.-К.: ЗАО «Совершенство» «Port-Royal», - 1997. -384 с.

112. Allen М. The necessary blankness: Women in major American fiction of the sixties. -Urbana, University of Illinois Press, 1976.

113. Alter R. Partial Magic: the Novel AS a Self-Conscious Genre. Berkley, Calif, 1975.

114. The American Intellectual Tradition. V. I, V. II. N. Y., Oxford Univ. Press, 1997.

115. The American Novel Since World War II N. Y.: Fawcett Premier Books, 1969.

116. Barth J. Chimera. -N. Y.: Random House, 1972.

117. Barth J. The End of the Road. -N. Y.: Dobleday, 1967.

118. Barth J. The Floating Opera. London: Granada, 1981.

119. Barth J. The Friday Book: Essays and Other Nonfiction N. Y.: G. P. Putnam's Sons, 1984.

120. Barth J. Giles Goat-Boy or, The Revised New Syllabus. London: Seeker & Warburg,1967.

121. Barth J. LETTERS. -N. Y.: Putnam's, 1979.

122. Barth J. The Sot-Weed Factor N. Y.: Anchor books, 1987.

123. Baumbach J. The Landscape of Nightmare: Studies in the Contemporary American Novel. -N. Y.: New York University Press, 1965.

124. Berresem H. Pynchon's Poetics: Interfacing Theory and Text. Urbana, 1993.

125. Bier J. The Rise and Fall of American Humor. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston,1968.

126. Black Humor. N. Y.: Bantam Book, 1965.

127. Blair W., Hill H. America's Humor From poor Richard to Doonesbury. N. Y.: Oxford University Press, 1978.

128. Bradbury M. The Modern American Novel. Oxford, 1985.

129. Chambers J. Parabolas and parables: the radical ethics of Pynchon's "V." and "Gravity's rainbow"// Powerless fictions?: ethics, cultural critique, and American fiction in the age of postmodernism. Amsterdam: Rodopi, 1996. - P. 1-24.

130. Chambers J. Thomas Pynchon-N. Y.: Twayne, 1992.

131. Clark B. Reflections of Fantasy: The mirror-worlds of Carrol, Nabokov and Pynchon. -N. Y., 1986.

132. The Columbia History of the American Novel. N. Y., Oxford, Columbia University Press, 1991.

133. Columbia Literary History of the United States. N. Y., Columbia University Press, 1988.

134. The Comic Imagination in American Literture. New Brunswick, N. J., Rutgers Univ. Press, 1973.

135. Comic Relief: Humor in Contemporary American Literature. — Urbana: Univ. of Illinois Press, 1979.

136. The Contemporary Writer. Madison, Wis., 1972.

137. Cooper P. L. Signs and Symptoms: Thomas Pynchon and the Contemporary World. -Berkley, Calif., 1983.

138. Cowart D. Tomas Pynchon: The art of allusion. Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois Univ. Press, 1980.

139. The Creative Present: Notes on Contemporary American Fiction. -N. Y., 1963.

140. Dickstein M. Gates of Eden: American Culture in the Sixties. N. Y., 1977.

141. Dickstein M. Leopards in the temple: the transformation of American fiction, 19451970. Cambridge (Mass.); Harvard Univ. Press; 2002. - XII, 242 p.

142. Dolitsky M. Black humor// Odense University studies in linguistics. Odense, 1986. -Vol. 5 (Pragmatics and linguistics) - p. 69-77.

143. Dugdale J. Thomas Pynchon: Allusive parables of power. -N. Y., 1990.

144. Epstein M. After the future. The paradoxes of postmodernism and contemporary Russian culture. Amherst, The University of Massachusetts Press, 1995.

145. Erickson J. Surrealist black humor as oppositional discourse// Symposium: a quarterly journal in modern foreign literatures Syracuse, 1988. - Vol. 42, №3. -p. 198-215.

146. Fiedler L. Cross the Border Close the Gap. - N. Y.: Stein and Day, 1972.

147. Fitzpatrick K. The exhaustion of literature: Novels, computers, and the threat of obsolescence// Contemporary lit. Madison, 2002. - Vol. 43, № 3. - p. 518-559.

148. Gorak J. God the Artist: American Novelists in a Post-Realist Age. Urbana and Chicago: Univ. of Illinois Press, 1987.

149. Graff G. Literature Against Itself: Literary Ideas in Modern Society. -Chicago/London, 1979.

150. Harris C. Contemporary American Novelists of the Absurd New Haven: College & University Press. 1971.

151. Harris C. Passionate Virtuosity: The Fiction of John Barth. Urbana, 1983.

152. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature. N. Y., 1971.

153. Hassan I. Negative capability reclaimed: Literature and philosophy contra politics// Philosophy and literature. Baltimore, 1996. - Vol. 20, №2. - p. 305-323.

154. Hassan I. Paracriticims: Seven Speculations of the Times. Urbana, Ill./London, 1975.

155. Hauck R. A Cheerful Nihilism: Confidence and "the Absurd" in American Humorous Fiction. Bloomington, Ind./London, 1971.

156. Hipkiss R. The American absurd: Pynchon, Vonnegut, and Barth Port Washington (N. Y.): Assoc. fac. press, 1984.

157. Hite M. Ideas of order in the novels of Thomas Pynchon Columbus: Ohio state univ. press, 1983.

158. Holder, Alan. "What Marvelous Plot. Was Afoot" History in Barth's "The Sot-Weed Factor"//American Quarterly, Volume 20, Issue 3 (Autumn, 1968). p. 596-604.

159. Humor in America. -N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1976.

160. Hutcheon L. Historiographical Mefiction: "the pastime of past time". A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. N. Y., 1988.

161. Hutcheon L. Irony's edge: the theory and politics of irony. — London, New York: Routledge, 1995. VIII, 248 p.

162. Klinkowitz J. Literary Disruptions: the Making of a Post-Contemporary American Fiction. Urbana, 111., 1980.

163. Kolbuszewska Z. The poetics of chronotope in the novels of Thomas Pynchon. -Lublin: Learned soc. of the Catholic univ. of Lublin, 2000. 243 p.

164. Kupsch K. Finding V.// Twentieth century literature. Hempstead, 1998. - Vol. 44, №4. - p. 428-446.

165. Lasch C. The Culture of Narcissism: American Life in an Age of Diminishing Expectations. N. Y., 1978.

166. Lodge D. The modes of Modern Writing: Metaphor, Metonymy, and the Typology of Modern Literature. London, 1977.

167. May J. Towards a New Earth: Apocalypse in the American Novel. — Notre Dame, Ind., 1972.

168. Mazur Z. The representation of history in post-war American fiction (1945-1980). -Krakow: Universitas, 2001.

169. McConnell F. Four postwar American novelists: Bellow, Mailere, Barth and Pynchon. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1977.

170. Melley T. Bodies incorporated: scenes of agency panic in "Gravity's rainbow"// Contemporary literature Madison, 1994. - Vol. 35, №4. - P. 709-738.

171. Mindful Pleasures. Essays on Thomas Pynchon. Boston - Toronto: Little, Brown and со., 1976.

172. Morrell D. John Barth: an Introduction. Univ. Park: the Penn State UP, 1976.

173. Olderman R. Beyond the Waste Land: the American Novel in the 1960. New Haven, Conn., 1973.

174. Orban K. Tactics of the self in "Gravity's Rainbow": an ethical investigation// Papers in English and American studies. Szeged, 1995. - Vol. 6. - p. 135-140.

175. Pearce R. Critical essays on Thomas Pynchon. Boston: Hall, 1981.

176. Plater W. The Grim Phoenix Bloomington & London: Indiana University Press, 1978.

177. Poirier R. The Performing Self: compositions and Decompositions in the Languages of Contemporary Life. -N. Y.: Oxford Univ. Press, 1971.

178. Pynchon: a Collection of Critical Essays. -N. Y.: Prentice Hall, 1978.

179. Pynchon T. The Crying of Lot-49. Philadelphia: J. B. Lippincott Co., 1966.

180. Pynchon T. Gravity's Rainbow London: Vintage, 1995.

181. Pynchon T. Slow learner: Early stories Boston; Toronto: Little, Brown & со., 1984.

182. Pynchon Т. V. Philadelphia: J. B. Lippincott Co., 1963.

183. Raskin V. Semantic mechanisms of humor Dordrechete: Reidel, 1985.

184. Reilly Ch. An interview with John Barth// Contemporary lit. Madison, 2000. - Vol. 41, №4.-p. 589-617.

185. Robinson D. John Barth's Giles Goat-boy: A study. Juvaskyla: Univ. of Jyvaskyla, 1980.

186. Schaub T. Pynchon: The voice of ambiguity. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1981.

187. Scholes, R. The Fabulators. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1967.

188. Scholes R. Fabulation and Metafiction. N. Y.: University of Illinois Press, 1979.

189. Schulz Max F. Black Humor Fiction of Sixties: A Pluralistic Definition of Man and His World. Athens, OH: Ohio U P, 1973.

190. Siegel M. Pynchon: creative paranoia in "Gravity's rainbow". Port Washington (N. Y.); London Kennikat press, 1978.

191. Slade J. W. Thomas Pynchon. N. Y., 1990.

192. Stark J. The literature of exhaustion. Borges, Nabokov, and Barth. Durham, Duke univ. press, 1974.

193. Stark J. Pynchon's fictions: Thomas Pynchon and the literature of information -Athens (Ohio): Ohio Univ. Press, 1980.

194. Surfiction: Fiction Now and Tomorrow Chicago: The Swallow Press inc., 1975.

195. Swartzlander S. The tests of reality: the use of history in "Ulysses" and "Gravity's rainbow"// Critique: Studies in contemporary fiction Vol. 29, №2. - p. 133-143.

196. Tabbi J. "Strung into the Apollonian Dream": Pynchon's psychology of engineers// Novel. Providence, 1992. - Vol. 25, № 2. - p. 181-199.

197. Tanner T. City of Words: American Fiction 1950-1970. London: Harper & Row, 1971.

198. Tanner T. Thomas Pynchon. London; N. Y.: Methuen, 1982.

199. Thomas Pynchon. -N. Y.: Chelsea House, 1986.

200. Tilton J. Cosmic satire in the contemporary novel Lewisburg: Bucknell univ. press; London: Assoc. univ. presses, 1977.200. 20th Century American Literature after Midcentury: international conference proceedings. Kyiv, Publishing "Dovira", 2000.

201. Waldmeir J. Critical Essays on John Barth. Boston, 1980.

202. Walkiewicz E. John Barth. Boston, 1986.

203. Wallace R. The last laugh: form and affirmation in the contemporary American comic novel Columbia: University of Missouri press, 1979.

204. Walsch R. Novel arguments: reading innovative American fiction. -N. Y. 1995.

205. Weisenburger S. A "Gravity's Rainbow" companion Athens: University of Georgia press, 1988.

206. Weisenburger S. The end of history? Thomas Pynchon and the uses of the past// Twentieth century literature. Hempstead, 1979. - Vol. 25, №1. - p. 54-72.

207. The World of Black Humor. -N. Y.: E. P. Dutton & Co., 1967.

208. Zadworna-Fjellestad D. "Alice's adventures in wonderland" and "Gravity's Rainbow": a study in duplex fiction Stockholm: Anqvist and Wiksell intern., 1986.

209. Ziegler H. John Barth. N. Y., 1987.