автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Читательские интернет-отклики на произведения художественной литературы и публицистики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Читательские интернет-отклики на произведения художественной литературы и публицистики"
На правах рукописи
Тишков Антон Александрович
Читательские интернет-отклики на произведения художественной литературы и публицистики (2009-2014 гг.)
Специальность 10.01.01 - Русская литература Специальность 10.01.10- Журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
28 АВГ 2014
005552023
Саратов-2014
005552023
Работа выполнена на кафедре общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Елина Елена Генриховна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры русской литературы ФГБОУ ВПО «Российский
государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена» Ляпина Лариса Евгеньевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Дмитровский Андрей Леонидович
Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет»
Защита состоится «24» сентября 2014 г. в _ час. на
заседании диссертационного совета Д 212.243.02 на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская 83, корпус XI, ауд. 301.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Электронная версия размещена на официальном сайте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского по адресу: http://wvvw.sgu.ru/sites/default/files/dissertation/2014/05/26/dissertaciya_tishkova.pdf
Автореферат разослан « 2 О » 0§_2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Ю.Н. Борисов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Новое информационное пространство диктует свои законы и трансформирует все сферы человеческой деятельности. Происходит постепенное изменение традиционных форм существования литературы, литературной критики и журналистики. Наибольший вклад в эти изменения вносит именно читатель, получивший в Интернете уникальные возможности не только для взаимодействия с автором, но и для выражения собственной позиции как на крупных новостных и литературных сайтах, так и в персональных блогах.
Безусловно, читатель всегда был активным участником литературного процесса. В.В. Прозоров отмечает: «Читатель — одновременно и объект литературной деятельности, и субъект литературного процесса»1. Однако сейчас, в контексте Интернета, это утверждение приобретает новый смысл. Читатель становится фактически в центр литературного и журналистского процессов. Через свои оценки, отклики и публикации он во многом задаёт вектор движения современной журналистики и литературы. Этим обусловлена актуальность работы.
В представленной работе Интернет рассматривается как свободно организованная информационно-коммуникативная публичная среда. Возможности Интернета как среды приводят к появлению новых форм существования текстов, отличительными особенностями которых можно назвать большое количество отсылок к другим текстам, прямых гиперссылок, высокую интерактивность, иронию, цитатность, в большинстве случаев анонимность и ориентированность на поисковые системы.
К числу негативных особенностей читательских откликов и публикаций в Интернете можно отнести, например, проявления вседозволенности и высокий уровень конфликтности. Каждый делает то, что хочет, и никто не может помешать одному пользователю оскорбить другого. Право высказаться имеют все, а модерация текстов, если на каких-то сайтах и осуществляется, то происходит постфактум. Однако, как утверждают авторы учебника «Русская
1 Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975. С. 11.
литературная критика», Интернет, дав возможность высказаться всем желающим, «невольно возродил читательскую критику в самых разных ее проявлениях — от серьезных литературных разборов до "болтовни по поводу"»2. Читатель, не желая довольствоваться чужой оценкой произведения, берёт на себя инициативу и формирует собственную позицию, предлагает свои варианты интерпретации. В журналистике же через отклики и публикации читатель фактически изменяет сами основы работы с информацией и формирования новостных поводов. Именно конфликтность, злободневность и та самая вседозволенность позволяют вывести оценку литературных и журналистских текстов на новый уровень.
На протяжении всей диссертационной работы проводятся параллели между читательскими откликами на новостных и литературных сайтах. Может показаться, что такие параллели невозможны точно так же, как невозможно сопоставление литературной критики и журналистики. Однако в зависимости от обстоятельств и конкретных исследовательских задач подобные сопоставления не раз предпринимались.
В.В. Прозоров и Е.Г. Елина, отмечая, что постепенно «становится все более очевидной кровная связь журналистики как науки с филологией, а журналистики как исследовательского объекта — с литературой»3, усматривают особый повод для сравнения литературны и журналистики еще и в общей ориентации на универсальные ценности: «Вечные ценности в СМИ — проблема столь же естественная, что и вечные ценности в литературе и искусстве»4.
Проводить параллели между читательскими откликами на новостных и литературных веб-сайтах возможно ещё и потому, что в Интернете отсутствуют как таковые физические границы между веб-сайтами. Одни и те же пользователи могут одновременно выполнять роль читателя новостного и литературного сайтов, одновременно комментировать журналистские публикации и обзоры книжных новинок. Поэтому сравнивая процессы,
2 История русской литературной критики / Под ред. В.В. Прозорова. М., 2002. С. 355.
3 Прозоров В.В., Елина Е.Г. Филология и журналистика: степень родства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2007. Т. 7. Вып. 1. С. 53.
4 Там же.
проходящие в литературе и журналистике в Интернете, а также полученные в ходе исследования выводы, можно расширить и дополнить представление о роли читательских откликов по каждому из направлений.
Проблема изучения читательских откликов в Интернете представляется особенно важной. Понимание степени их влияния на литературу и журналистику, степени участия читателя в создании текста, а также вектора трансформации роли читателя в литературном и журналистском процессах помогает определить направления движения современной литературы и журналистики не только в рамках Интернета, но и за его пределами.
Проблема читательских интернет-откликов на произведения художественной литературы и публицистики практически не затрагивается в работах современных исследователей. И.И. Засурский, М.М. Лукина, A.A. Амзин, E.JT. Вартанова и A.A. Калмыков изучают профессиональную интернет-журналистику. М.Н. Эпштейн, Е.А. Горный, H.A. Сергунина, С.П. Костырко и Е.А. Ермолин в своих работах рассматривают преимущественно профессиональную литературную критику в Интернете. Е.Г. Елина обращается к проблеме классификации читательской литературной критики и вопросу классификации веб-сайтов5, позволяющих читателям публиковать свои литературно-критически тексты. Периодически предпринимаются и некоторые попытки социологического изучения читателя в Интернете. Однако специального исследования именно читательских откликов на произведения художественной литературы, и, что немаловажно, публицистики пока ещё нет, чем и обусловлена новизна предлагаемого исследования.
Цель работы — установить особенности читательских откликов на произведения художественной литературы и публицистики в Интернете, определить степень влияния читательских откликов и осмыслить роль читателя в современном литературном и журналистском процессах.
Для достижения обозначенной цели в работе решаются следующие задачи:
3 Елина Е.Г., Фризен. М.А. Формы и функции читательской литературной критики в Интернете // Филиа
логос: Сб. науч. ст. в честь 70-летия профессора Валерия Владимировича Прозорова. Саратов, 2010. С. 259-
272.
• определить специфику восприятия журналистского и литературного интернет-текстов читателем;
• проанализировать жанровые, стилистические и содержательные особенности читательских откликов в Интернете;
• выявить основные формы и функции читательского отклика в Интернете;
• найти общее и различное в процессах обсуждения литературных и журналистских текстов в Интернете;
• охарактеризовать современного читателя новостного и литературного сайтов;
• изучить влияние особенностей Интернета как среды на читателя;
• показать взаимоотношения и уровень взаимовлияния читателя и автора на новостных сайтах и взаимоотношения читателя с литературным критиком и автором на литературных сайтах;
• понять направление трансформации ролей писатель-читатель-критик в литературе и автор-читатель в журналистике;
• определить степень влияния читательских откликов на современный литературный и журналистский процессы.
Объектом исследования выступают читательские отклики и публикации на страницах крупных литературных и новостных интернет-сайтов за 2009-2014 годы, а предметом — особенности читательских откликов и публикаций, их функции, степень их влияния ни литературу и журналистику.
Материалом исследования являются тексты читательских откликов и публикаций за 2009-2014 годы на наиболее репрезентативных новостных и литературных ресурсах. В первую группу входят сайты информационного агентства «РИА Новости» (Ria.ru), интернет-газет Lenta.ru и «Газета.ги» (gazeta.ru), онлайн службы ИД «Коммерсантъ» (kommersant.ru), радиостанции и информационного агентства «Эхо Москвы» (echo.msk.ru), а также сетевого издания «Комсомольская правда» (kp.ru). Во вторую — сайты социальной сети любителей книг «Воокгшх» (bookmix.ru), рекомендательного сервиса «Имхонет» (books.imhonet.ru), социальной сети читателей книг «Моя библиотека» (my-lib.ru) и социальной сети «Живая библиотека» (livelib.ru).
Методология исследования. В диссертации использована преимущественно сопоставительная методология, позволяющая увидеть сходство и различие интернет-читателя в художественной литературе и публицистике. Применены типологические и жанрово-стилевые методы в подходе к изучаемым текстам. Феномен читательских интернет-откликов рассматривается в контексте изучения Интернета как социокультурного явления, отмеченного чертами постмодернистской эстетики. Методологические основания работы восходят к трудам М.М. Бахтина, Б.Ф. Егорова, Р. Барта, А.И. Белецкого, В.Я. Лакшина, В.В. Прозорова, С.И. Чупринина, М.Н. Эпштейна, A.A. Тертычного, И.И. Засурского, Е.Г. Елиной.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении таких категорий, как современный читатель литературного и новостного интернет-сайтов, современная литературная критика в Интернете, современная журналистика в Интернете и процессы конвергенции, взаимодействие автора и читателя в Интернете.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученного материала в вузовских курсах лекций по теории и истории современной литературы, журналистики, литературной критики и массовой культуры, в спецкурсах и учебных пособиях по проблемам медийной словесности, конвергенции СМИ и читательской интерпретации, в работе с аудиторией интернет-СМИ, а также при разработке или обновлении литературных и новостных сайтов.
Положения, выносимые на защиту:
• Из трех главных движущих сил литературного процесса (писатель — читатель — критик) именно читатель в 2009-2014 годы берет на себя функцию организатора литературного процесса, уводя его в интернет-пространство.
• Активная роль читателя в Интернете проявляется в сокращении дистанции между ним и автором текста, в падении авторитета обсуждаемых текстов, в тотальной иронии как преобладающей тональности читательских откликов, в жестком ранжировании обсуждаемых текстов, в смешении жанров и стилей высказывания, в принципиальной упрощенности идей и выводов, в
непостоянстве взглядов, в подверженности мнению большинства.
• За счет расширения интерактивности и гипертекстовых связей основными функциями читательского отклика в 2009-2014 годы становится доказательство собственной правоты, установка ориентиров для других читателей, манифестирование личной позиции, самопрезентация, стремление к формированию эстетических вкусов в обществе, отчетливое желание цензурировать чужие высказывания.
• Основной жанр читательской литературной и журналистской критики в Интернете — комментарий, чаще всего выполняющий оценочную функцию и выражающийся как в коротких речевых реакциях, так и в развернутых рецензиях.
• Читательские отклики в Интернете задают вектор трансформации ролей: читатель дополняет, дописывает прочитанный текст, анализирует и оценивает его, а автор, в свою очередь, читает адресованные ему отклики, отвечает читателю, реагирует на его комментарий.
• Если на литературных сайтах читательский отклик является элементом диалога, формой творческого самовыражения, попыткой «дописывания текста», то на журналистских сайтах читательский отклик чаще всего становится развитием темы и формой ее анализа.
• Читательские отклики на новостных сайтах более конфликтны, чем литературно-критические отклики, что дополняет представление о нарастающей агрессивности современного информационного пространства.
Диссертационное сочинение состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Библиографии.
Апробация основных положений представленного исследования состоялась на трех ежегодных Всероссийских конференциях молодых учёных Саратовского государственного университета «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2011-2013 годы), научно-практическом семинаре «Веб-аналитика и современная журналистика» (Самара, СамГУ, 2013 год, главный приглашённый докладчик), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2013» (Москва, МГУ, 2013 год, победа в секции «Журналистика — Новые медиа и конвергенция»),
VII Всероссийской научно-практической конференции «Жанровая палитра публицистов России: история и современность» (Самара, СамГУ, 2013 год), методологическом семинаре молодых учёных-литературоведов (Саратов, СГУ, 2011-2014 годы), а также в читательских откликах на публикацию автора диссертации «Писатель — читатель — критик в Интернете» в литературной социальной сети «Воокпих» (bookmix.ru).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении определяется актуальность темы и научная новизна работы, ставится цель, описываются задачи и методология исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, а также говорится об апробации научных результатов и возможности их дальнейшего применения. В вводно-теоретической части введения определяются и систематизируются принципиально важные для хода исследования характеристики Интернета как информационно-коммуникативной среды, унаследовавшей некоторые постмодернистские ценности. Выявляются и обосновываются общие для литературных и новостных сайтов особенности восприятия интернет-текста.
Большое внимание уделяется усилению интерактивности и развитию гипертекстовых связей как пересекающимся, взаимодополняющим характеристикам интернет-среды, активно развивающимся в рамках постоянно уплотняющегося информационного пространства, а также влиянию этих характеристик на процессы обмена информацией. Раскрывается проблема двойственности процессов восприятия текста в Интернете. Задается соотношение понятий интернет-пользователь и интернет-читатель. Характеризуются попытки предшествующего изучения читателя в литературе и журналистике. Закладывается методологическая основа для изучения читателя новостного и литературного сайтов. Обозначается очень важная для исследования проблема определения вектора трансформации роли читателя в современном литературном и журналистском процессах.
В соответствии с задачами исследования диссертация была разделена на четыре части. Первая и вторая главы посвящены читателю и читательскому
отклику на литературных сайтах, третья и четвертая главы — на новостных. Первая и третья главы посвящены проблеме восприятия интернет-текста на литературных и новостных сайтах, а вторая и четвертая — проблеме изучения читателя там же. Такое перекрестное разделение работы позволило не только подойти к изучению проблемы с разных сторон, но и показать общее и различное в читательской среде одновременно в литературе и журналистике.
Первая глава «Проблема восприятия литературного текста интернет-читателем» посвящена изучению особенностей восприятия интернет-текста читателем на литературных сайтах, а также влиянию Интернета как информационно-коммуникативной среды на процессы формирования и публикации читательских откликов и литературно-критических текстов.
В рамках первой и второй главы было рассмотрено и проанализировано около 3500 читательских откликов и более 500 читательских литературно-критических публикаций за период с 2009 по 2014 годы, размещённых в четырех наиболее крупных литературных социальных сетях, а также в литературных сообществах, на персональных сайтах и в блогах. Подчеркивается, что специфика подхода в представленной работе связана не с оценкой литературного процесса, а с попыткой проанализировать и систематизировать читательское понимание современной литературной ситуации.
На основе анализа читательских откликов на литературных сайтах доказано, что гипертекстуальность и интерактивность современной интернет-среды создают уникальный глобальный контекст вокруг высказывающегося, вокруг публикуемого текста, а также внутри него. За счёт усиления интерактивности и гипертекстовых связей Интернет фактически стимулирует читателя к написанию отклика и изложению своей позиции. Поэтому одной из наиболее важных функций читательского отклика на литературных сайтах можно считать функцию доказательства собственной правоты наряду с функциями опровержения и убеждения, характерную для всех досетевых полемических текстов и высказываний. Наиболее значимой же в условиях информационной перенасыщенности можно считать другую принципиально новую функцию читательских откликов на литературных сайтах — функцию
установки ориентиров. Читатели, пусть и не всегда осознанно, помогают друг другу выделить наиболее ценное и отсеять ненужное.
Читатель через свои отклики и оценки не только начал задавать ориентиры, но и, получив неограниченные возможности для выражения собственного мнения, фактически увёл литературный процесс в Интернет, став в некотором роде проводником новых технологий в мир литературы, помогая литературной критике в Интернете приспособиться к новым условиям существования. Активизация читателя, в свою очередь, неизбежно приводит к сокращению дистанции между автором текста и читателем. Сокращение дистанции влечет падение авторитета интернет-текста в глазах читателя. Возможно, именно этим объясняется тотальная ирония и насмешливость над всем как одна из главных черт постмодернистской культуры, унаследованной Интернетом.
Уникальная доступность публикационных ресурсов по цепочке порождает ряд других характерных только для Интернета особенностей, таких как каскадирование высказываний и взаимокритика. Такого рода наслоение читательских откликов и критических высказываний позволяет не только развивать начатую тему, но и затрагивать множество косвенно относящихся к тексту-поводу тем, выходить на новые уровни интерпретации текста и даже затрагивать глобальные проблемы прошлого и современности.
Чтобы подвести промежуточный итог и проверить уместность озвученных идей и выводов, в главе предпринимается попытка собрать, систематизировать и проанализировать читательские отклики и публикации, касающиеся одного классического произведения — «Вишневый сад» А.П. Чехова. В работе подчеркивается, что для читателя не имеет значения время создания произведения — важнее тот временной порог, через который перешагнул сам читатель, впервые открывший для себя ту или иную книгу. Иными словами, можно говорить о принципиальном отсутствии историзма в развитии массового читателя. Специфика читательских интернет-откликов на чеховскую пьесу отчетливее всего заметна при их сопоставлении с классическими литературоведческими трудами о «Вишневом саде», и прежде всего — со статьями А.П. Скафтымова.
Вторая глава «Писатель — читатель — критик в Интернете»
посвящена изучению читателя литературного сайта, его влиянию на современную профессиональную литературную критику и литературу, а также трансформации роли читателя в современном литературном процессе. Проблема соотношения сторон в литературном треугольнике «Писатель — читатель — критик» в контексте Интернета в данной работе затрагивается впервые. Однако сам термин «литературный треугольник» был введен В.Я. Лакшиным6 во второй половине XX века.
В главе подчеркивается, что ориентация на массовость адресации — это характерная черта современного информационного пространства, которая с невероятной скоростью набирает силу во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в литературе. В досетевой период массовость адресации была константой для любых СМИ, литература при этом была адресована одному или немногим. Интернет стирает эту границу. Адресация литературного и литературно-критического текста становится массовой. Это приводит к вовлечению в литературно-критическую полемику невероятного количества разных людей.
В Интернете тексты и отклики преимущественно публикуются не специалистами в той или иной области, а любителями, случайными читателями, публикуются «на скорую руку», без проверки фактов или без фактов вообще, но в то же время воспринимаются другими пользователями как нечто весомое, заслуживающее внимания и цитирования.
Читатель литературного веб-сайта — это обычный человек, который принимает на себя определённую роль в соответствии с тематикой и направленностью конкретного веб-сайта, а также требованиями и возможностями Интернета как среды. В работе отмечается, что недостаток знания у читателей литературных сайтов, чрезмерная предвзятость, чтение по диагонали, принципиально поверхностное знакомство с текстом и идеями, заложенными в нём, а также просто невнимательность компенсируется активностью, уверенностью в себе, настойчивостью, эмоциональностью, неожиданными ассоциациями, воображением и готовностью к взаимодействию.
6 Лакшин В. Пути журнальные: Из литературной полемики 60-х годов. М., 1990. С. 75.
Читатели очень часто, оставляя в Интернете отклик или полноценную рецензию, апеллируют именно к собственному восприятию текста и впечатлениям.
Искренность, еще одна важная черта интернет-читателя, в работе противопоставляется иронии: можно сказать, что ирония — это своего рода маска читателя, а искренность — его настоящее лицо.
Все перечисленные черты и особенности позволяют сейчас читателю в Интернете не только довольствоваться возможностью влиять на тех, кто пишет, но и самому принимать на себя роль критика или даже писателя, невольно менять соотношение сторон в литературном треугольнике, влиять на весь литературный процесс и даже практически создавать его.
Все факторы, влияющие на соотношение понятий «писатель», «читатель» и «критик» в Интернете, в работе условно разделяются на внешние и внутренние. Внешние факторы предполагают влияние новых тенденций в литературе, общественного и политического контекста и новых технических достижений на весь литературный треугольник одновременно. К внутренним факторам относятся уникальные особенности каждой из сторон литературного треугольника. Иными словами, внутренние факторы предполагают влияние на трансформацию литературного треугольника через одну из его сторон. Большое внимание уделяется «расслоению» и заимствованию функций литературной критики между профессиональными критиками и читателями. Опровергается идея о кризисе профессиональной критики и ее полном замещении читательской. Делается вывод о том, что читатель — главная движущая сила изменений литературного треугольника в Интернете.
Третья глава «Журналистско-публицистический текст в интернет-откликах» посвящена выявлению и анализу особенностей восприятия интернет-текста читателем на новостных сайтах под влиянием Интернета как свободно организованной информационно-коммуникативной публичной среды, а также определению степени влияния Интернета и новых тенденций в журналистике на процессы формирования и публикации читательских откликов.
В рамках третьей и четвертой глав было рассмотрено и проанализировано около 6200 читательских откликов на более 500
информационных и аналитических журналистских публикаций на 7 наиболее крупных новостных сайтах за период с 2009 по 2014 годы.
Определяются три характеристики интернет-среды, больше всего влияющие на восприятие журналистского текста читателем: информационная перенасыщенность, интерактивность и гипертекстуальность. Без последних двух характеристик новостной сайт был бы просто площадкой, средством доставки мыслей и текстов автора. Однако с учётом этих двух характеристик Интернет можно считать средой, а новостной сайт — каналом связи, взаимодействия, активного взаимовлияния журналиста и читателя.
На новостных сайтах у читателя в большинстве случаев есть возможность высказаться только в комментариях. Именно этим обусловлена особая роль комментария как жанра, который за счет своей доступности и гибкости стал своего рода проводником читательского восприятия действительности и взаимодействия с ней.
Комментарий в Интернете рассматривается как жанр читательского отклика, предполагающий изложение персональной позиции в коротких текстовых репликах относительно опубликованного ранее текста или произошедшего события. К особенностям этого жанра можно отнести дискретность, хаотичность, разнонаправленность, универсальность и индивидуальность. Этот жанр имеет общие черты с памфлетом, беседой и аналитическим комментарием. Основные функции комментария в Интернете — оценочная, уточняющая, добавочная, коммуникативная. Свобода в организации форм подачи позволяет рассматривать комментарий в Интернете и как самый нестандартный речевой жанр, и как самый универсальный одновременно. Отсутствие обязательных формальных или содержательных элементов дает повод предположить, что комментарий может быть без оценки вообще, содержать оценку в себе или даже полностью состоять из оценки. Однако анализ читательских откликов показал, что в большинстве случаев оценка является именно составляющей читательского отклика. В журналистском тексте, как правило, наоборот, оценок быть не должно. Отталкиваясь от этого замечания, можно предположить, что читательские отклики дополняют журналистские публикации в Интернете и становятся их бесконечным
необходимым продолжением, анализом и развитием. Само событие и журналистский текст при этом важнее. На литературных сайтах читательский отклик — элемент диалога, часть сотворчества.
В работе отмечается, что короткие жёсткие реакции и комментарии выступают в роли «санитаров» интернет-пространства, способствуют выделению наиболее важного и отсеиванию менее важного. Однако читательские отклики на новостных сайтах гораздо более конфликтны, чем на литературных. Это замечание дополняет представление о современной журналистике, где всё сильнее закрепляется идея об усиливающейся конфликтности всего информационного пространства.
Большое внимание уделяется особенностям, функциям и задачам метафоры и иронии как наиболее используемых и поэтому основных образных средств масс-медиального дискурса в читательской среде на новостных сайтах. Если на литературных сайтах в первую очередь важна художественная и оценочная составляющие, то на журналистских сайтах на первый план выходит злободневность, острота и проблемность высказывания. По наиболее частотным метафорам в журналистике можно составить представление об актуальных вопросах современности.
Четвертая глава «Современный читатель новостного интернет-ресурса» посвящена изучению читателя новостного сайта, его влияния на современную журналистику, а также трансформации роли читателя в современном журналистском процессе. Интернет-журналистика существует в сочетании двух ролей: журналист (автор) и читатель, которые по аналогии с термином «литературный треугольник» в работе предлагается обозначить как «журналистская прямая». Сближение ролей журналист — читатель можно отнести к более широкому общемедийному понятию конвергенции, подробно рассматриваемому в главе.
На новостных сайтах читатель через свои комментарии и публикации вступает в прямой диалог с журналистом и фактически задает повестку дня. На основе проанализированных читательских откликов в рамках текущей работы выделяется ряд наиболее важных характеристик читателя новостного ресурса, актуальных для всей интернет-среды:
• неглубокое, поверхностное знакомство с текстом;
• упрощение идей и выводов;
• ирония и языковая игра;
• активное цитирование;
• попытки привлечь внимание и стать заметным;
• смешение стилей и жанров;
• неконтролируемая агрессия;
• принципиальное несогласие и искусственная конфронтация;
• повышенная эмоциональность;
• глубоко личностный характер откликов и комментариев.
Последний пункт особенно важен для развития гражданской
журналистики и журналистики в Интернете. С распространением информации справляются крупные новостные интернет-агентства и сервисы цитирования и обмена информацией. Читатель же принимает на себя другую важную функцию — оценки, осмысления и интерпретации полученной информации, дополняя и развивая, таким образом, предлагаемую тему. Подчеркивается, что пользователь в Интернете нацелен не столько на понимание, сколько на восприятие и интерпретацию. Интерпретация является важной идейной и структурной составляющей не только Интернета, но и современной журналистики, в том числе интернет-журналистики.
Отдельно рассматривается наслоение интерпретаций в цепочках читательских откликов. Анализируется парадокс развития индивидуального начала у читателя в коллективной среде Интернета. Предпринимается попытка определить, насколько личностный характер вместе с некоторыми другими особенностями читательских откликов приводят к увеличению конфликтных ситуаций в Интернете.
Разбор конфликтных ситуаций в читательских откликах на новостных сайтах связан с понятием «саморегулирование». Это понятие актуально и для Интернета как слабо контролируемой публичной среды, и для журналистики как сферы деятельности с высокой степенью общественной значимости и ответственности каждого конкретного представителя. В читательских откликах на новостных интернет-сайтах происходит своего рода наложение парадигм: с
одной стороны, некоторые простые рамки возникают в результате пользовательского саморегулирования в Интернете, с другой стороны, через публикации, оказывает влияние и журналистская этика.
В главе затрагиваются три очень важных и в то же время сложных проблемы: ангажированности, анонимности, а также виртуализации и развиртуализации читателя в Интернете. Анонимность рассматривается как катализатор виртуализации интернет-пользователя. Параллельно оцениваются перспективы тенденции отказа от анонимности как элемента трансформации роли читателя в Интернете в последние годы.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, намечаются и оцениваются наиболее перспективные направления дальнейшей разработки темы.
Трансформация литературного треугольника «писатель — читатель — критик» и журналистской прямой «журналист — читатель» в Интернете — это непрерывный процесс, постоянно дающий новый материал для исследования. Именно поэтому к перспективам работы можно отнести дальнейшее изучение вектора трансформации роли читателя и изменение степени его влияния на современную литературу и журналистику. Необходимо понять, насколько изменится литературная критика под влиянием массового читателя, точно так же, как необходимо понять, насколько изменится само информационное поле и повестка дня в результате усиления гражданской, полупрофессиональной или непрофессиональной журналистики. Читатель за счет возможностей Интернета как свободно организованной информационно-коммуникативной публичной среды набирает вес и берет на себя некоторые важные функции. Профессиональный литературный критик точно так же, как и профессиональный журналист, не могут с этим не считаться. Поэтому к перспективам работы можно отнести еще и изучение трансформации ролей профессионального литературного критика и профессионального журналиста в Интернете под влиянием читателя.
При дальнейшем сопоставлении выводов, полученных в результате анализа читательских откликов на новостных и литературных сайтах, необходимо попытаться определить степень влияния размера и уровня
подготовленности аудитории на восприятие текста и формирование отклика в Интернете.
Особого внимания заслуживает изучение влияния дискретности информации в Интернете и общей непрерывно нарастающей конфликтности информационного поля на процессы восприятия интернет-текста и формирования читательского отклика на новостных и литературных сайтах. Новые подходы к работе с огромным количеством разрозненной и в большинстве случаев не имеющей в данный момент для конкретного пользователя никакой ценности информацией приводит к появлению принципиально нового мироощущения, также влияющего на роль и место читателя в современных литературных и журналистских процессах.
Основные результаты диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Тишков, A.A. Писатель — читатель — критик в Интернете [Текст] / A.A. Тишков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. —
2012. — Т. 12. — Вып. 3. — С. 99-106.
2. Тишков, A.A. Проблема восприятия интернет-текста читателем [Текст] / A.A. Тишков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. —
2013, —Т. 13, —Вып. 2. —С. 113-120.
3. Тишков, A.A. Современный читатель новостного интернет-ресурса [Текст] / A.A. Тишков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. — 2013. — Т. 13. — Вып. 4. — С. 104-108.
Статьи в других изданиях:
4. Тишков, A.A. Виртуализация и развиртуализация читателя при обсуждении журналистских публикаций в Интернете [Электронный ресурс] / A.A. Тишков // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А.И.Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В.Чистякова. — М., 2013. — 1 электрон, опт. диск (DVDROM); 12 см. — Систем, требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. — Загл. с экрана.
5. Тишков, А. А. Комментарий как жанр читательского отклика на журналистскую публикацию в Интернете [Текст] / А. А. Тишков // Жанры СМИ: история, теория, практика : материалы Всерос. научно-практич. конф. г. Самара 14-15 марта 2013 г. — Самара, 2013. — С. 33-34.
6. Тишков, A.A. Роль метафоры в читательских откликах на журналистские тексты в Интернете [Текст] / A.A. Тишков // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы : сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практич. конф. 31 января 2013 г. : в 7 ч. — Ч. 7. — М., 2013. — С. 78-81.
7. Тишков, A.A. Уровень конфликтности читательских откликов в литературных и новостных социальных медиа [Текст] / A.A. Тишков // Филологические этюды : сб. науч. ст. молодых ученых. — Вып. 14 : в 3 ч. — Ч. 3. — Саратов, 2011. — С. 321-327.
Подписано в печать 19.06.14 Формат 60x84/16 Гарнитура Times New Roman Печ. Л. 1,25. Тираж 100 Заказ № 101-Т
Типография Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского 410012 г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112 а Тел.: (8452) 27-33-85
Текст диссертации на тему "Читательские интернет-отклики на произведения художественной литературы и публицистики"
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Тишков Антон Александрович Читательские интернет-отклики на произведения художественной литературы и публицистики (2009-2014 гг.)
Специальность 10.01.01 - Русская литература Специальность 10.01.10 - Журналистика
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
На пр сописи
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Е.Г. Елина
Саратов - 2014
Оглавление
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Проблема восприятия литературного
текста интернет-читателем...........................................................................26
Глава 2. Писатель — читатель — критик в Интернете...............................62
Глава 3. Журналистско-публицистический
текст в интернет-откликах........................................................................... 100
Глава 4. Современный читатель новостного интернет-ресурса...............129
Заключение.................................................................................................... 164
Библиография............................................................................................... 170
Введение
Новое информационное пространство диктует свои законы и трансформирует все сферы человеческой деятельности. Происходит постепенное изменение традиционных форм существования литературы, литературной критики и журналистики. Наибольший вклад в эти изменения вносит именно читатель, получивший в Интернете уникальные возможности не только для взаимодействия с автором, но и для выражения собственной позиции как на крупных новостных и литературных сайтах, так и в персональных блогах.
Безусловно, читатель всегда был активным участником литературного процесса. В.В. Прозоров отмечает: «Читатель — одновременно и объект литературной деятельности, и субъект литературного процесса»1. Однако сейчас, в контексте Интернета, это утверждение приобретает новый смысл. Читатель становится фактически в центр литературного и журналистского процессов. Через свои оценки, отклики и публикации он во многом задаёт вектор движения современной журналистики и литературы. Этим обусловлена актуальность работы.
Читательские отклики в Интернете — это целиком и полностью результат изменения отношения к информации и текстам, в том числе и художественным, и публицистическим. Новые технические возможности и усиливающийся ритм жизни приводят к тому, что многие процессы в Интернете упрощаются и ускоряются. Происходит уплотнение информационного пространства, из-за чего изменяется даже сам тип чтения. По справедливому замечанию Е.Г. Елиной, «традиционный — слово за словом, абзац за абзацем — способ чтения и восприятия текста существенно меняются с приходом веб 2.0»2, появляется
' Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975. С. 11.
2 Елина Е.Г., Фризен М.А. Формы и функции читательской литературной критики в Интернете // Филиа логос: Сб. науч. ст. в честь 70-летия профессора Валерия Владимировича Прозорова. Саратов, 2010. С. 264.
«чтение текста по диагонали, перемещение между частями одного текста или чтение нескольких текстов одновременно»3. Важно отметить ещё и то, что нелинейный тип чтения и соответствующий ему сетевой принцип подачи текстов появились намного раньше массового распространения Интернета. При чтении газеты практически всегда было важно сначала пробежать глазами по заголовкам, выбрать наиболее интересные материалы, разбросанные по разным страницам, и сравнить их с другими публикациями на ту же тему. Однако в Интернете нелинейный тип чтения стал основным способом ориентации в информационном потоке, поскольку Интернет — это принципиально новая среда.
В представленной работе Интернет будет рассматриваться именно как свободно организованная информационно-коммуникативная публичная среда. В предшествующих исследованиях Интернет чаще рассматривался именно как публичная сфера, а не среда. В числе первых попытку рассмотреть Интернет как публичную сферу, опираясь на работу Ю. Хабермаса, в середине 2000-х предприняли исследователи Э. Шмидт и К. Тойбинер в статье «Российский Интернет как (альтернативная) публичная сфера?»4 Однако сейчас уже стало очевидно, что Интернет — это явление другого порядка, гораздо более сложное, отражающее абсолютно все сферы человеческой деятельности и добавляющее свои принципиально важные особенности и возможности.
К числу новых важных для текущей работы технических возможностей Интернета можно отнести ликвидацию физических границ и пространства между читателями, а также читателями и автором, что даёт ощущение прямого контакта; сведение к минимуму временных затрат на публикацию материала; полное решение вопроса хранения и получения доступа к публикациям.
Перечисленные возможности Интернета как среды приводят к появлению новых форм существования текстов, отличительными особенностями которых, в свою очередь, можно назвать большое количество отсылок к другим текстам,
3 Там же.
4 Шмидт Э., Тойбинер К. Российский Интернет как (альтернативная) публичная сфера? // Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. Сборник статей / Под ред. Н. Конрадова, Э. Шмидт, К. Тойбинер. М., 2009. С. 75-107.
прямых гиперссылок, высокую интерактивность, иронию, цитатность, в большинстве случаев анонимность и ориентированность на поисковые системы.
К числу негативных особенностей читательских откликов и публикаций в Интернете можно отнести, например, проявления вседозволенности и высокий уровень конфликтности. Каждый делает то, что хочет, и никто не может помешать одному пользователю оскорбить другого. Право высказаться имеют все, а модерация текстов, если на каких-то сайтах и осуществляется, то происходит постфактум. Однако, как утверждают авторы учебника «Русская литературная критика», Интернет, дав возможность высказаться всем желающим, «невольно возродил читательскую критику в самых разных ее проявлениях — от серьезных литературных разборов до "болтовни по поводу"»5. Читатель, не желая довольствоваться чужой оценкой произведения, берёт на себя инициативу и формирует собственную позицию, предлагает свои варианты интерпретации. В журналистике же через отклики и публикации читатель фактически изменяет сами основы работы с информацией и формирования новостных поводов. Именно конфликтность, злободневность и та самая вседозволенность позволяют вывести оценку литературных и журналистских текстов на новый уровень.
На протяжении всей диссертационной работы проводятся параллели между читательскими откликами на новостных и литературных сайтах. Может показаться, что такие параллели невозможны точно так же, как невозможно сопоставление литературной критики и журналистики. Однако в зависимости от обстоятельств и конкретных исследовательских задач подобные сопоставления не раз предпринимались.
Одна из причин такого сопоставления — образность, являющаяся общим основанием как художественных, так и журналистско-публицистических текстов. Так, М.И. Стюфляева подчеркивает, что «фабула и троп — первоэлементы художественности в публицистике»6. На основе этого утверждения она делает
5 История русской литературной критики / Под ред. В.В. Прозорова. М., 2002. С. 355.
6 Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975. С. 102.
вывод о том, что публицистика — это род литературы, выполняющий свои задачи7.
В.В. Прозоров и Е.Г. Елина, отмечая, что постепенно «становится все более очевидной кровная связь журналистики как науки с филологией, а журналистики как исследовательского объекта — с литературой»8, усматривают особый повод для сравнения литературны и журналистики еще и в общей ориентации на универсальные ценности: «Вечные ценности в СМИ — проблема столь же естественная, что и вечные ценности в литературе и искусстве»9.
Проводить параллели между читательскими откликами на новостных и литературных веб-сайтах возможно ещё и потому, что в Интернете отсутствуют как таковые физические границы между веб-сайтами. Одни и те же пользователи могут одновременно выполнять роль читателя новостного и литературного сайтов, одновременно комментировать журналистские публикации и обзоры книжных новинок. Поэтому сравнивая процессы, проходящие в литературе и журналистике в Интернете, а также полученные в ходе исследования выводы, можно расширить и дополнить представление о роли читательских откликов по каждому из направлений.
Проблема изучения читательских откликов в Интернете представляется особенно важной. Понимание степени их влияния на литературу и журналистику, степени участия читателя в создании текста, а также вектора трансформации роли читателя в литературном и журналистском процессах поможет определить направления движения современной литературы и журналистики не только в рамках Интернета, но и за его пределами.
Проблема читательских интернет-откликов на произведения художественной литературы и публицистики практически не затрагивается в работах современных исследователей. И.И. Засурский, М.М. Лукина, A.A. Амзин, E.J1. Вартанова и A.A. Калмыков изучают профессиональную интернет-
7 Там же С 103
8 Прозоров В В , Елина Е Г Филология и журналистика степень родства // Изв Сарат ун-та Нов сер Сер Филология Журналистика 2007 Т 7 Вып 1 С 53
9 Там же
журналистику. М.Н. Эпштейн, Е.А. Горный, Н.А. Сергунина, С.П. Костырко и Е.А. Ермолин в своих работах рассматривают преимущественно профессиональную литературную критику в Интернете. Е.Г. Елина обращается к проблеме классификации читательской литературной критики и вопросу классификации веб-сайтов10, позволяющих читателям публиковать свои литературно-критически тексты. Периодически предпринимаются и некоторые попытки социологического изучения читателя в Интернете. Однако специального исследования именно читательских откликов на произведения художественной литературы, и, что немаловажно, публицистики пока ещё нет, чем и обусловлена новизна предлагаемого исследования.
Цель работы — установить особенности читательских откликов на произведения художественной литературы и публицистики в Интернете, определить степень влияния читательских откликов и осмыслить роль читателя в современном литературном и журналистском процессах.
Для достижения обозначенной цели в работе решаются следующие задачи:
• определить специфику восприятия журналистского и литературного интернет-текстов читателем;
• проанализировать жанровые, стилистические и содержательные особенности читательских откликов в Интернете;
• выявить основные формы и функции читательского отклика в Интернете;
• найти общее и различное в процессах обсуждения литературных и журналистских текстов в Интернете;
• охарактеризовать современного читателя новостного и литературного
сайтов;
• изучить влияние особенностей Интернета как среды на читателя;
• показать взаимоотношения и уровень взаимовлияния читателя и
10 Елина Е Г, Фризен М А Формы и функции читательской литературной критики в Интернете // Филиа логос Сб науч ст в честь 70-летия профессора Валерия Владимировича Прозорова Саратов, 2010 С 259-272
автора на новостных сайтах и взаимоотношения читателя с литературным критиком и автором на литературных сайтах;
• понять направление трансформации ролей писатель-читатель-критик в литературе и автор-читатель в журналистике;
• определить степень влияния читательских откликов на современный литературный и журналистский процессы.
Объектом исследования выступают читательские отклики и публикации на страницах крупных литературных и новостных интернет-сайтов за 2009-2014 годы, а предметом — особенности читательских откликов и публикаций, их функции, степень их влияния ни литературу и журналистику.
Материалом исследования являются тексты читательских откликов и публикаций за 2009-2014 годы на наиболее репрезентативных новостных и литературных ресурсах. В первую группу входят сайты информационного агентства «РИА Новости» (Ria.ru), интернет-газет Lenta.ru и «Газета.ги» (gazeta.ru), онлайн службы ИД «Коммерсантъ» (kommersant.ru), радиостанции и информационного агентства «Эхо Москвы» (echo.msk.ru), а также сетевого издания «Комсомольская правда» (kp.ru). Во вторую — сайты социальной сети любителей книг «Воокгтх» (bookmix.ru), рекомендательного сервиса «Имхонет» (books.imhonet.ru), социальной сети читателей книг «Моя библиотека» (my-lib.ru) и социальной сети «Живая библиотека» (livelib.ru). Авторская пунктуация и орфография при цитировании читательских откликов сохраняется.
Методология исследования. В диссертации использована преимущественно сопоставительная методология, позволяющая увидеть сходство и различие интернет-читателя в художественной литературе и публицистике. Применены типологические и жанрово-стилевые методы в подходе к изучаемым текстам. Феномен читательских интернет-откликов рассматривается в контексте изучения Интернета как социокультурного явления, отмеченного чертами постмодернистской эстетики. Методологические основания работы восходят к трудам М.М. Бахтина, Б.Ф. Егорова, Р. Барта, А.И. Белецкого, В.Я. Лакшина,
B.B. Прозорова, С.И. Чупринина, М.Н. Эпштейна, A.A. Тертычного, И.И. Засурского, Е.Г. Единой.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении таких категорий, как современный читатель литературного и новостного интернет-сайтов, современная литературная критика в Интернете, современная журналистика в Интернете и процессы конвергенции, взаимодействие автора и читателя в Интернете.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученного материала в вузовских курсах лекций по теории и истории современной литературы, журналистики, литературной критики и массовой культуры, в спецкурсах и учебных пособиях по проблемам медийной словесности, конвергенции СМИ и читательской интерпретации, в работе с аудиторией интернет-СМИ, а также при разработке или обновлении литературных и новостных сайтов.
Положения, выносимые на защиту:
Из трех главных движущих сил литературного процесса (писатель — читатель — критик) именно читатель в 2009-2014 годы берет на себя функцию организатора литературного процесса, уводя его в интернет-пространство.
Активная роль читателя в Интернете проявляется в сокращении дистанции между ним и автором текста, в падении авторитета обсуждаемых текстов, в тотальной иронии как преобладающей тональности читательских откликов, в жестком ранжировании обсуждаемых текстов, в смешении жанров и стилей высказывания, в принципиальной упрощенности идей и выводов, в непостоянстве взглядов, в подверженности мнению большинства.
За счет расширения интерактивности и гипертекстовых связей основными функциями читательского отклика в 2009-2014 годы становится доказательство собственной правоты, установка ориентиров для других читателей, манифестирование личной позиции, самопрезентация, стремление к формированию эстетических вкусов в обществе, отчетливое желание
цензурировать чужие высказывания.
Основной жанр читательской литературной и журналистской критики в Интернете — комментарий, чаще всего выполняющий оценочную функцию и выражающийся как в коротких речевых реакциях, так и в развернутых рецензиях.
Читательские отклики в Интернете задают вектор трансформации ролей: читатель дополняет, дописывает прочитанный текст, анализирует и оценивает его, а автор, в свою очередь, читает адресованные ему отклики, отвечает читателю, реагирует на его комментарий.
Если на литературных сайтах читательский отклик является элементом диалога, формой творческого самовыражения, попыткой «дописывания текста», то на журналистских сайтах читательский отклик чаще всего становится развитием темы и формой ее анализа.
Читательские отклики на новостных сайтах более конфликтны, чем литературно-критические отклики, что дополняет представление о нарастающей агрессивности современного информационного пространства.
Диссертационное сочинение состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Библиографии.
Апробация основных положений представленного исследования состоялась на трех ежегодных Всероссийских конференциях молодых учёных Саратовского государственного университета «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2011-2013 годы), научно-практическом семинаре «Веб-аналитика и современная журналистика» (Самара, СамГУ, 2013 год, главный приглашённый докладчик), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2013» (Москва, МГУ, 2013 год, победа в секции «Журналистика — Новые медиа и конвергенция»), VII Всероссийской научно-практической конференции «Жанровая палитра публицистов России: история и современность» (Самара, СамГУ, 2013 год), методологическом семинаре молодых учёных-литературоведов (Саратов, СГУ, 2011-2014 годы), а также в читательских откликах на публикаци