автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Декор крестьянского жилища Брянской области
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Чернышов, Сергей Валерьевич
Введение
Глава 1. Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области
Глава 2. Декор традиционного крестьянского жилища в районах Брянской области
Раздел 2.1. Декор крестьянского жилища южных районов Брянской области 35 Раздел 2.2. Декор жилища северо-восточных районов Брянской области 49 Раздел 2.3. Декор западных районов Брянской области
Глава 3. Развитие декора крестьянского жилища на территории Брянской области 72 Заключение 89 Список использованной литературы 93 Приложения
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Чернышов, Сергей Валерьевич
В настоящее время у специалистов, изучающих историю, этнографию, развитие культуры, искусства, отмечается повышенный интерес к исследованию народной культуры. Значительное внимание уделяется культуре регионов. Не все регионы исследованы одинаково. Территория Брянщины, в силу ряда причин, часто выпадала из внимания исследователей. Брянская область расположена на юго-западе Европейской части Российской Федерации в центре ВосточноЕвропейской равнины. На западе она граничит с Гомельской и Моги-левской областями Белоруссии, на юге - с Черниговской и Сумской областями республики Украины, с Курской и Орловской областями Российской Федерации на востоке, со Смоленской и Калужской областями на севере. Брянская область была образована в 1944 г., ее территория включает земли, издревле заселенные славянскими племенами и входившие в различные древнерусские княжества в составе Киевского государства, с начала XVI в.- Московского государства. Занимая в нем окраинное положение, Брянщина стала важным узлом обороны от западных соседей: Польши, Литвы, Крымского ханства. В силу исторических судеб административные границы в этой местности были весьма изменчивы. Вследствии этого Брянская область как отдельный регион практически не исследовалась. В настоящее время в этнографической науке возрос интерес к изучению народной культуры отдельных регионов, и в этом отношении сравнительно недавно созданная область представляет особый интерес. Географическое положение и исторические условия оказывали влияние на формирование народных традиций, в частности, традиций зодчества и художественного оформления построек, что будет рассмотрено в настоящей работе.
Своеобразие в развитии художественной культуры Брянщины связано с ее географическим положением, она находится на границе трех славянских народов - русского, украинского и белорусского. Это во многом обусловило специфику и характер образцов народного зодчества, создававшихся здесь на основе взаимовлияний народных традиций. Взаимодействие этих традиций оказывало влияние на характерные приемы и основные мотивы народного творчества. Вместе с тем , каждая из этих культур в своей основе содержит традиции общеславянской культуры, которые в трансформированном виде сохранились в духовной и материальной культуре до конца XX века.
На формирование культурной традиции оказывало влияние и конфессиональное различие. Население края в конфессиональном отношении было православным. Среди них в начале XVIII века появились старообрядцы - беглопоповцы, расселившиеся в юго-западных районах края. Другие конфессии были малочисленны. Часть населения Мглинского , Стародубского и Почепского районов с конца XIX в. исповедовало иудаизм. В начале XX в. возникли небольшие компактные поселения католиков и мусульман. В 1998 -начале 1999 года в Клетнянском районе была расселена община-духоборцев, переселившаяся из Грузии.
Этническая картина на территории Брянщины не отличается разнообразием. Основное население - русские, небольшой процент составляют украинцы (на юге области ), белорусы ( в западных районах) и др.
Порубежное положение , которое занимала Брянщина, приводило к тому , что край часто становился ареной военных действий, что не могло не отразиться на сохранности памятников народного творчества . Особенно велики были утраты , причиненные Великой Отечественной войной 1941-45 гг. В эти годы большая часть жилищного фонда была уничтожена. Кроме того, урон был нанесен в 1950
70-е гг., когда в угоду идеологических целей перекраивалась историческая застройка населенных пунктов, уничтожались образцы деревянного зодчества. Тем не менее, в каждом районе Брянской области сохраняются образцы народного зодчества конца XIX - начала XX в., а также дома построенные по традиционному плану и с традиционными орнаментами в послевоенный период. К сожалению, частые в прошлом пожары, уничтожали массовую застройку. Так, в конце прошлого века в результате пожаров почти полностью выгорели села Спиридонова Бута, Макаричи, Медведи, Великая Топаль и др(1).Однако, в районных центрах и некоторых поселениях сохранились единичные образцы декора, украшающие постройки, относящиеся к прошлому веку. По этим образцам мы можем проследить развитие декора, выделить основные мотивы орнамента, изменение техники украшения жилища.
Развитие художественных промыслов , в том числе деревянной резьбы в западных районах области , было прервано в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Районы попали в зону радиоактивного заражения. Многие населенные пункты прекратили свое существование, часть населения была переселена на северо-восток области.
Бурное и хаотичное развитие рыночных отношений, наблюдающееся в настоящее время, создает определенную опасность для сохранности предметов материальной культуры области, что требует скорейшей фиксации различных ее элементов, в том числе и жилища. Объектом исследования данной работы является декор традиционного жилища.
Жилище является наиболее сложным элементом материальной культуры. С одной стороны, оно является объектом обрядов, связанных с домостроительством, многие из которых уходят своими корнями во времена существования древнерусской народности. С другой стороны, разнообразие ландшафта, различные социальные, экономические и исторические условия способствовали созданию различных типов жилища, закрепленных этнической традицией на определенной территории (2). В большей степени традиционность прослеживается в строениях первой половины XX века, но, частично, передаваясь от поколения к поколению, она в той или иной степени проявляется (нередко в трансформированном виде) в постройках, возводимых в послевоенное время (3).
Декорированию в практике брянского домостроительства подвергалось, в основном, окно, в редких случаях ворота или крыльцо. В устном народном творчестве окно, как бы, " занимало " определенное положение. Во - первых, оно ограничивало пространство и делило мир на свое и чужое, открытое или закрытое, опасное или безопасное. Во - вторых, оно было вроде второго входа в жилище, через которое в него могло проникнуть все вредное и нежелательное для хо-зяев(4). Поэтому окно украшалось орнаментом с элементами охранительной символики.
Изучение крестьянского жилища началось в середине XIX века. Этнографическим отделением Русского Географического общества была разработана программа по сбору этнографического материала на территории России. Были разработаны специальные анкеты, опросные листы, на основании которых был собран значительный этнографический материал. Весь собранный материал находится в Архиве Русского Географического общества. Материал содержит ценные сведения о поселениях, о жилище , зафиксированные в середине XIX века преимущественно уроженцами или жителями описываемых мест. Однако большая часть материала не была обработана и привлечена к исследованию культуры Брянской области.
В конце XIX века князем В.Н.Тенешевым было организовано Этнографическое бюро. В 1897 г. была разработана " Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России" и разослана в "различные регионы страны. Программа охватывала все стороны жизни крестьянства: от физического типа до предметов быта. Описания составлялись в основном местными собирателями, проживающими в исследуемых поселениях. Ответы, присланные с мест сосредоточены в архиве Российского Этнографического музея (5). Материалы, собранные краеведами, издавались в качестве альбомов, статей. Среди них ряд работ посвящены территории Брянщины. Так, в начале XX века были опубликованы статьи М.Н.Косич, посвященные быту крестьян Мглинского уезда Черниговской губернии (6).Книга " Литвины - белорусы Мглинского уезда " разделена на три части. В первой дается историко-географический обзор края, рассматривается быт крестьян, описываются поселения, постройки. Вторая и третья части книги посвящены обрядам, языку. М.Н.Косич исследовала более 300 поселений на территории Стародубского, Почепского, Погарского, Мглинского, Суражского и Новозыбковского уездов. Рассматривая быт крестьян, М.Н.Косич отмечала, что массовое украшение наличника резьбой началось в конце XIX века. Изготовлением и украшением наличников занимались наемные плотники. В это же время наличники стали раскрашивать в зеленый, синий цвета". Особой роскоши, - как писала М.Н.Косич, - не допускалось (7).
Этнографические исследования были продолжены после революции. В 1925-26гг. Центральным музеем народов СССР была проведена экспедиция под руководством Н.И.Лебедевой. Целью экспедиции было исследование уездов Калужской и Орловской губерний. В ходе экспедиций были обследованы Брянский, Трубчевский и Сев-ский уезды. Во время экспедиций собирались этнографические сведения у жителей того или иного населенного пункта о соседних поселениях, затем стационарно исследовалось конкретное поселение. В 1925 году маршрут экспедиции проходил от ст.Навля и охватывал дд.
Алексеевка, Святое, Салтановка, Глинная, Вздружная и др. В 1926 году были исследованы п.Рогнедино, Дубровка, Клетня, д.Рековичи и район от г.Почепа до г.Трубчевска. Результаты экспедиции были частично опубликованы в работе Н.И.Лебедевой " Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки "(8). Эти данные, собранные до массового уничтожения жилищного фонда, наиболее важны для нашей работы. Они существенно дополняют наш полевой материал и фиксируют некоторые не сохранившиеся до наших дней мотивы.
В 1954 г. Институтом этнографии АН СССР была проведена широкая по охвату территории экспедиция: в Курской, Белгородской, Брянской, Орловской и Липецкой областях работал Юго-Западный отряд Восточнославянской экспедиции под руководством О.А.Ганцкой.
В статье " Строительная техника русских крестьян " (9) .О.А.Ганцкая отмечала, что на территории юго-запада России, в том числе и на Брянщине, получил распространение южнорусский тип жилища. Результаты обследования опубликованы в содержательной работе " Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей ( XIX - начало XX вв.)" (10).
В послевоенные годы вышло несколько монографий, посвященных декору крестьянского жилища . Содержащийся в них материал может служить для сравнения данных о декоре жилища Брянской области с таковыми по другим областям страны. Обобщенные данные по развитию крестьянского жилища и его декора вошли в состав капитального труда Е.Э.Бломквист (11). Материалы по развитию декора традиционного жилища вошли в коллективные труды: " Народы Европейской части СССР " (4.1)," Этнография восточных славян ", монографию " Русские ", 11 Традиционное жилище народов России " и др.(12). Эти монографии представляют собой обобщения ранее накопленных сведений о народной культуре.
В настоящее время исследователи сосредоточили внимание на изучение народного быта, и, в частности, декора отдельных регионов страны. Необходимо отметить, что только одна работа С.Б.Рождественской " Русская народная художественная традиция в современном обществе "(13) непосредственно затрагивает Брянскую область. В своей монографии С.Б.Рождественская отметила богатство декора г.Злынки и высказала мнение о наличии там заимствований из культуры украинцев и белорусов (14).
Территория Брянщины входит в состав географического регио-наПолесье, которая находится на стыке расселения трех славян-скихнародов. Проводили комплексные исследования Полесья этнографы АН УССР и АН БССР. Однако в связи с их специфичными задачами не затрагивали Брянщину. Экспедиции АН БССР в 1984 и 1987 гг. обследовали только соседнюю Гомельскую область (15), хотя на необходимость изучения восточных районов Полесья, куда входят и районы Брянщины, указывали многие специалисты (16). В 1980г. экспедиция Института искусствознания, фольклора и этнографии АН БССР под руководством К.П.Кабанникова работала в районах Брянской области, изучая фольклор. Для нас существенно, что судя по материалам экспедиции, наблюдалось большое совпадение в обрядовых песнях Брянщины с таковыми в районах Гомельской области. Многие обряды этой местности сохраняли архаичные черты древне-славянского аграрного культа.
В 1970 - 80-х гг. русско - украинское пограничье изучала Л.Н.Чижикова. Сравнивались данные развития материальной культуры Курской , Белгородской и Воронежской областей РСФСР и Сумской и Харьковской областей УССР.(17) Выводы сделанные автором можно использовать при характеристике особенностей формирования народной культуры Брянской области, так как для развития культуры области характерны те же закономерности, что и для всего русско -украинского пограничья.
Комплексное исследование юго - западных районов современной Брянской области провел Г.В.Мароховский. В 1970-е годы он работал в составе экспедиций организованных бюро этнографической комиссии Кольского филиала Академии наук СССР и северного филиала-Географического общества при Академии наук СССР. Одна часть экспедиции изучала северо-русскую архитектуру (Мурманской, Архангельской областей и Карельской АССР), другая - рассматривала закономерности развития домового декора Центрального района страны на примере Брянской области (18). Работы Г.В.Мароховского (19) посвящены изучению закономерностей развития декора жилища Брянщины, степени использования отдельных мотивов, характерных для регионов России.
Г.В.Мароховский справедливо отмечал, что степень этнографической изученности Брянщины стоит на одном из последних мест, а поселения юго-западных районов являются " белыми пятнами " на ее этнографической карте . Автор особо выделяется декор г. Злынки, справедливо отметив, что появлению и распространению резьбы на-Брянщине способствовало развитие ремесел и отхожих промыслов, а также строительство верфи. Но, рассматривая орнамент наличника, автор обратил внимание лишь на эстетическую направленность мотива декора.
В другой своей работе, посвященной анализу мотивов вышивки, Г.В.Мароховский справедливо сравнивал геометрический орнамент с древнейшими изображениями ромба и отмечал, что подбор геометрических узоров не был случайным, а являлся выражением мыслительной деятельности человека на протяжении веков (20). Соответственно и орнамент домового декора мог иметь не только эстетическое, но и смысловое значение. Несомненная заслуга.
Г.В.Мароховского в том, что он положил начало серьезному этнографическому изучению края, поставил ряд проблемных вопросов по происхождению и развитию домовой резьбы.
Исследование декора жилища продолжил В.Н.Городков (21). Рассматривая архитектуру Брянщины , он остановился на украшениях г.Злынки. Автор стремился не только показать богатство резьбы, но и попытался выявить причины ее появления и особенности развития. Появление резьбы В.Н.Городков отнес к последней трети XIX- началу XX века и отметил, что резьба Злынки не похожа на резьбу, например, Поволжья, так как глухая резьба в декоре не использовалась. В основе Злынковского орнамента лежат растительные мотивы в сочетании с геометрическими элементами. Декорированию подвергалось часто все строение от крыши до крыльца. Как особый элемент архитектурных украшений , выделялось украшение подташека -крыши над скамьей около входной двери , что является спецификой данного населенного пункта . В своей работе В.Н.Городков впервые назвал фамилии крупнейших мастеров Злынки и отметил влияние их творчества на культуру края в целом.
В рамках программы " Свод памятников истории и культуры России ", созданной в Государственном Институте искусствознания, проводилась паспортизация памятников архитектуры и народного зодчества, сохранившихся на территории области. Материалы паспортизации были уточнены затем в ходе экспедиций, проводимых институтом в 1970 - 80-х годах. Материалы паспортизации легли в основу сборника " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России " (22). В том вошло несколько статей, посвященных памятникам деревянного зодчества, в том числе домовой резьбе.
Изучению народной культуры и декора традиционного жилища уделял внимание и А.М.Дубровский. В работе " Задачи этнографического исследования Брянской области " (23), он отметил, что в архивах и краеведческих музеях области накоплен значительный материал по культуре Брянщины. По его мнению основная задача для исследователей теперь состоит в систематизации собранных ранее материалов, а также проведение работ в северных и восточных районах края. А.М.Дубровский ограничился рассматрением декора крестьянского жилища только в Стародубском и Брасовском районах области. В Стародубском районе он отмечал преобладание геометрического типа орнамента наличника; при этом указал, что для строений, приближенных к городскому типу, характерен сложнопрофильный наличник, который повторяет профиль карниза дома (24). Изучая с.Брасово, А.М.Дубровский определил основные типы жилища и его декора. Им сделан вывод о господстве геометрического орнамента и выявлены единичные образцы зооморфного, антропоморфного и растительного орнамента (25).
В 1980 - м году на историческом факультете Брянского государственного педагогического университета был создан этнографический музей. На базе музея под руководством А.М.Дубровского , в настоящее время работает исторический кружок, участниками которого проводятся этнографические экспедиции в различные районы области. На основе собранного в экспедициях материала написано несколько курсовых и дипломных работ. Декору жилища посвящены работы А.Проскоченко (1985г.), О.Кулеша ( 1988), Ю.Робкина и С.Чернышова (1990) , В.Шитова (1991) , Е.Фениной ( 1995,1996) ,Н.Цыганкова (1995,1996). Материалы работ и выводы авторов были учтены автором данной работы.
Приведенный обзор показывает, что декор традиционного жилища Брянской области до настоящего времени исследован крайне слабо, а часть районов Брянщины вовсе не была исследована. Собранные сведения фрагментарны, полученные материалы слабо про-анализи рованы, по имеющимся публикациям нет возможности составить представление о регионе в целом. Все это объясняет необходимость комплексного исследования декора жилища Брянской области.
Целью настоящего исследования является тщательный и системный анализ декора традиционного жилища на территории всей Брянской области в ее современных границах.
В задачи исследования входит:
- изучение основных мотивов орнамента наличника;
- определение ареала основных типов орнамента;
- выявление древних мотивов, восстановление их смыслового значения, утраченного к XX веку.
При изучении материала в рамках поставленной задачи рассматривались особенности формирования поселений на территории Брянской области, с целью выяснения возможности влияния культуры украинцев и белорусов на формирование традиционного декора Брян щины.
Основным источником для настоящего исследования явились материалы собранные автором во время полевых исследований.
Автор диссертации работал в составе экспедиций , проводимых в районах области и соседних с Брянщиной районах:
- этнографические экспедиции исторического факультета Брянского педагогического института с 1987 по 1993 г.
- археографические экспедиции Орловского педагогического института на территории Орловской области в период с 1989 по 1992 г.
- археологические экспедиции исторического факультета Брянского педагогического института 1987, 1991 (на территории Черниговскойобласти республики Украины), 1992 гг.
Во время работы экспедиций автор самостоятельно собирал материал по распространению домового декора в изучаемых районах.
С 1992 по 1998 гг. проводились индивидуальные экспедиционные выезды автора по Брянской области. Всего за время экспедиций автором исследовано более ста поселений Брянской области (около7500 строений).
Источниковую базу диссертации составили также архивные материалы Государственного архива Брянской области, материалы, собранные Брянским и Орловским историко-краеведческими музеями, а также материалы, собранные студентами исторического факультета Брянского гос.пед.института.
Значительный материал, позволил применить статистический метод обработки информации. Были составлены таблицы по количественному распространению основных мотивов резьбы. При рассмотрении основных мотивов декора была сделана попытка объяснить появление и распространение их в крае. Для этого были изучены этнические, религиозные и социальные особенности населения в обследованных сельских поселениях. Кроме того, для сравнения привлекались данные распространения основных типов наличника на территории соседней Орловской области (8 населенных пунктов - 622 строения) и Черниговской области республики Украина ( 15 населенных пункта -1531 строение).
Практическое значение работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы автора могут быть использованы в дальнейшем при исследовании Брянской области специалистами историками, этнографами, географами, а также местными краеведами, преподавателями средних и высших учебных учреждений, работниками сферы культуры.
Работа состоит из введения и трех глав (вторая глава разделена на три параграфа), заключения и приложения. Приложение содержит справочные таблицы, схемы и рисунки основных мотивов украшения наличников, распространенных на территории Брянской области.
1. Мароховский Г.В. Красна изба и углами. Тула, 1980. С.47.
2. Чижикова J1.H. Сельские жилища в XVIII - начале XX вв.//Русские: народная культура ( история и современность ). т.2,М.,1997. С.134.
3. Чижикова Л.Н. Указ соч. С. 152-153.
4. Невская Л. Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре. // Балто-славянские исследования. 1981. М., 1982.С. 110-111. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С.95. Топоров В.Н. К символике окна в мифологической традиции.// Балто-славянские исследования. 1983. М., 1984. С. 164-186.
5. Токарев С.А. История русской этнографии М., 1966.С.404.
6. Косич М.Н. Литвины - белорусы Черниговской губернии.Чернигов.1903, Она же. О постройках белорусского крестьянина Черниговской губернии, Мглинского уезда: с.Рассуха, д.Бородинка и Амелькин хутор. Чернигов. 1903.
7. Цит. по сб.: Тихая моя Родина. Брянск, 1997.С.46.
8. Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки ( этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925-ом и 1926-ом гг.). Ч.1.М., 1927.
9. Ганцкая О.А. Строительная техника русских крестьян.// Русские. Историко-этнографический атлас. М.,1965 г., С. 183-185.
10. Ганцкая О.А., Лебедева Н.И., Парникова А.С. Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (XIX-начало XX вв.).// Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. М., (ТИЭ. T.LVII.)
11. Бломквист Е.А. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов ( население, жилища и хозяйственные постройки ). // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.
12. Народы Европейской части СССР.Т.1,М.,1964. Этнография восточных славян. М., 1987. Русские: Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянская одежда. (середина XIX - начало XX века ).М.,1967. Русские: Историко - этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды. Середина XIX - начало XX века.). М.,1970. Русские, (серия " Народы и культуры ") М., 1998. Русские: народная культура (история и современность). Т.2. М.,1997. Традиционное жилище народов России. М., 1998.
13. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981.С.80-92.
14. Рождественская С.Б. Указ. соч. С.80.
15. Лысенко О.В., Черунова Н.К. Задачи и перспектива комплектования коллекций по традиционной культуре Полесья. // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985 - 1987 гг. Тезисы докладов. Л., 1989.С.20-21. Полесье: материальная культура. Киев. 1988.
16. Гусев В.Е. На окраине белорусского Полесья. // СЭ. 1985. N5.С.82-89.
17. ЧижиковаЛ.Н. Русско-украинское пограничье. М.,1988.
18. Мароховский Г.В. Красна изба и углами. Тула, 1980.С.З.
19. Он же. Брянская домовая резьба.//Брянский краевед. Вып.7. Брянск, 1974., он же. Красна изба и углами.Тула,1980.
20. Он же. Льнотканный календарь. // По следам народного искусства. Тула, 1991. С. 82-84.
21. Городков В.Н. Архитектурные образы Брянщины. Тула, 1990.С. 118-136.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Декор крестьянского жилища Брянской области"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже XXI века все больше внимания уделяется народной культуре и ее художественным традициям. Одним из элементом народной художественной культуры является декор традиционного жилища. При рассмотрения декора жилища Брянской области, можно отметить, что народное зодчество, в целом, развивается без контакта с профессиональными художниками и архитекторами. Народное искусство развивалось как способ выражения мировоззрения его творцов. В основе творчества лежат традиции, накопленные веками. Основное назначение декора - преобразовывать окружающую среду, повышая ее эстетическую ценность. В основе народного искусства лежит повтор элементов, характерных для народной традиции той или иной местности. Часто, при многократных повторах, воспроизведении терялся первоначальный смысл знака, символа в орнаменте. Оставалась только эстетическая ценность композиции.
Благодаря традиционности декора, мы можем обнаружить в современных образцах домовой резьбы архаичные элементы, говорящие в частности и о древнейших представлениях наших предков, касающихся мироустройства.
Историческая судьба населения края определяла темпы и направления развития народных традиций. На протяжении нескольких-веков Брянщина испытывала влияния различных этнических компонентов. Вначале, это было расселение славянских племен на территории, занятой балтскими племенами. Постепенно сформировалась русская народность. Нахождение края на границе расселения трех славянский народов не могла не оказать влияния на формирование и развитие элементов народной культуры. На развитие деревянного декора оказывало влияние и то, в какой климатической зоне находилось поселение. Область сочетает лесные и степные территории.
Наиболее богата лесами северная часть области. Не только природные, но и социальные факторы влияли на специфику архитектурного декора. Влияние на декор оказывало и то какой юридический статус имело поселение.
До XVIII века декор не отличался разнообразием форм и мотивов. Развитие декора связано с появлением стекла и широким его распространением в народной среде. В XVIII - XIX вв. происходит развитие городской архитектуры и архитектурных украшений. Декор развивается по двум направлениям: во-первых, это украшение строений привилегированных слоев населения, где допускалось отступление от народных традиций, использование элементов различных стилей ( барокко, ампир ), введение новшеств, использование сложных технических приемов ( детали, изготовленные на токарном станке, сложные карнизы с многослойной пропильной резьбой и т.п.). Вторым направлением было украшение строений принадлежащих крестьянам и мелким служащим. Декор был достаточно прост в техническом исполнении и немногочисленен и не богат. Обычно украшалось очелье наличника и в редких случаях ворота. Использовалась накладная резьба. В крестьянском декоре сохранялись элементы, чему способствовало особенное развитие капитализма в России: неравномерность промышленного развития с высокой концентрацией промышленности в отдельных центрах при преобладании сельского хозяйства.
Развитие городского декора напрямую зависело от развития промыслов. В г. Брянске работа верфи способствовала распространению техники глухой резьбы, отдельные элементы которой мы можем наблюдать в декоре современных зданий. В г. Злынке и г. Новозыбко-ве артели плотников создавали резные украшения, покрывающие практически все строение. Городской декор постепенно из города проникал в близлежащие поселения, посады. Наибольшее распространение он получает в поселениях, где развиваются ремесла, проживают купцы и торговцы. Примером могут служить старообрядческие поселения Стародубского района, где декор строений заметно отличается от декора близлежащих поселений.
Массовое развитие домовой декор получил после возникновения пропильной резьбы. Технически более доступная, она широко проникла в народную среду. Новыми техническими приемами изготавливаются украшения наличника в орнаменте которого используются мотивы, ставшие традиционными. Наиболее разнообразны мотивы в северной части области.
В декоре нашли отражения верования, местные традиции устного народного поэтического творчества, обряды населения, и, в частности, обрядовый фольклор. Среди мотивов орнамента наличника распространены изображения человека, зверей, водоплавающих птиц в окружении растительного орнамента. Изменилось отношение к элементам природы в архитектурном декоре. Если раньше любое изображение являлось сложной системой символов, то теперь на первое место выходит художественная ценность декора. Отсюда и более реалистичные образы при концентрации внимания на большем сходстве изображения с оригиналом.
Проживание населения области на границе трех славянских народов оказало влияние на формирование культуры края. Народная культурная традиция включает этнические традиции характерные для украинцев, белорусов и русских. Так на юге области прослеживается влияние культуры Украины, в западных районах Брянщины много культурных элементов сходных с белорусской художественной традицией.
В целом архитектурный декор жилища Брянщины одно из проявлений ее народной художественной традиции, сохраняющейся и раз
92 вивающейся несмотря на сложную, и порою хранящую трагические страницы, историю края.
Перспективы изучения темы лежат в работе с мастерами про-пильного декора; выяснении их творческой биографии, стимулов работы в области декора жилища для каждого из них. Необходимо, по возможности, выявлять не только региональных, но и узколокальных отличий мотивов декора и школ архитектурной пропильной резьбы, отражающих индивидуальный подчерк отдельных мастеров и их учеников. Эта одна из тем самостоятельных исследований для которых материалы могут быть собраны в процессе работы постоянных краеведческих и фольклорных экспедициях на территории Брянской области.
Список научной литературыЧернышов, Сергей Валерьевич, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Административно-территориальное деление Брянского края за 1916 1970 гг. Т.2, Брянск, 1972.
2. Анохина Л.А., Шмелева Л.М. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1977.
3. Амброз А.К. К истории Верхнего Подесенья в 1 тысячелетии н.э.//СА, 1964, №1.
4. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки. // СА, 1966, № 1.
5. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ ( ромб с крючками ).// СА, 1963, № 3.
6. Арциховский А.А. Курганы вятичей. М., 1930.
7. Археологическая карта России. Брянская область. М., 1993.
8. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868.
9. Афанасьев А.Н. Религиозно языческое значение избы славя нина. СПб., 1857.
10. Артюх А.Ф., Косьмина Т.Б. Этнические символы материальной культуры украинцев. // СЭ, 1970, № 4.
11. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950.
12. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1956.
13. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
14. Бабушкин А.Н. Брянская область. Брянск, 1958.
15. Берштам Г.Л. Орнитоморфная символика у восточных славян.//СЭ, 1982, №1.
16. Бломквист Е.Э. Постройки Мологского уезда. // Верхне волжская этнографическая экспедиция. Крестьянские постройки Ярославо Тверского края. Л., 1926.
17. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских , украинцев и белорусов ( население , жилища и хозяйственные постройки).// Восточнославянский этнографический сбор-ник(очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов). М., 1956.
18. Бибикова И.М., Ковальчук И.А. Деревянная резьба крестьянских жилищ Верхнего Поволжья. М., 1954.
19. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1979.
20. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.,1971.
21. Богатырев П.Г. К вопросу о сравнительном изучении народного словесного , изобразительного и хореографического искусства у славян. // Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
22. Брук С.И., Кабузан В.М. Динамика численности и расселения русского этноса (1678-1917 гг.).// СЭ, 1982, № 4.
23. Брянская губерния в цифрах. Краткий статистический справочник. Орел, 1924.
24. Брянцев М.В., Дубровский A.M. Предметный мир провинциального купечества 18 в . // Теоретическая культурология и проблемы отечественной культуры. Брянск, 1992.
25. Брянцев М.В. К вопросу о месте приборных служилых людей в структуре городского населения в 17 в. // Феодальный город. Вып.2, Брянск, 1992.
26. Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Казань, 1966.
27. Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро Суздальской Руси: Юрьев - Польский. М., 1964.
28. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: Владимир , Боголюбове. М., 1969.
29. Вагнер Г.К. Древние мотивы в домовой резьбе, Ростово-Ярославского.//СЭ, 1962, № 4.
30. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. М., 1974.Васильев Ф.И. Материальная культура крестьян нижегородского Заволжья ( середина 19 -начало 20 вв.). МГУ, 1982.
31. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской "русальной" традиции.// Славянский и балканский фольклор. ( духовная культура Полесья на общеславянском фоне.).М., 1986.
32. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Орловская губерния. Т.6, часть 5, СПб., 1853.
33. Ганцкая О.А. Строительная техника русских крестьян.// Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.
34. Ганцкая О.А., Лебедева Н.И., Парникова А.С. Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей ( 19 начало 20 вв.). // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР . М.,(ТИЭ.Т. LUII.).
35. Городков В.Н. Архитектурные образы Брянщины. Тула, 1990.
36. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966.
37. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
38. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.М., 1981.
39. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствую-щего большинства. М., 1990.
40. Гусев В.Е. На окраине белорусского Полесья.//СЭ, 1985,№5.
41. Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. // СА, 1960, №4.
42. Дарелайд Тарт A.M. О влиянии теории культуры на историческое познание. // Ученые записки Тартуского госуниверситета. Вып.453, Философские проблемы исторической науки (труды по философии ), Тарту, 1982.
43. Деснинские древности. Сборник материалов межгосударственной научной конференции, посвященной памяти Ф.М.Заверняева. Брянск, 1995.
44. Дубровский A.M. Задачи этнографического исследования Брянской области.// Из истории Брянского края. Брянск, 1995.
45. Дубровский A.M., Фенина Е., Цыганков Н. Облик старообрядческого села на юге России. // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1996.
46. Дубровский A.M. Традиционное жилище в Брасовском районе.// Страницы истории Брасовского района. Брянск, 1997.
47. Дубровский A.M., Иванин А.А. Севский уезд во второй половине 18 века: поселения, землевладение , крестьяне и землепашцы. Локоть, 1994.
48. Жегалова С.И. Русская деревянная резьба 19 века. М.,1957.
49. Зарубин Л.А. Солнце и зори в православном и славянском изобразительном искусстве. //СС, 1975, № 1.
50. Зарубин Л.А. Сходные изображения солнца и зорь у ин-доарийцев и славян. // СС, 1971, № 6.
51. Званцев М.П. Домовая резьба. М., 1935.
52. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913.
53. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1981.
54. Зеленин Д.К. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.-Л., 1957.
55. Зеленин Д.К. Об исторической общности культур русского и украинского народов. // СЭ, 1940, № 3.
56. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916, Вып.1.
57. Земский сборник Черниговской губернии. Древодельные кустарные промыслы Черниговской губернии. 1893, № 2.
58. Исайчиков Ф.С., Исайчиков В.Ф. Климовская слобода -Климов Климово. Брянск, 1998.
59. Из истории Брянского края. Материалы юбилейной истори-ко краеведческой конференции, посвященной 50-летию образования Брянской области и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Брянск, 1995.
60. Ильин М.А. Русское народное искусство. М., 1959.
61. История крестьянства Западного региона России. Изд. Воронежского ун-та, 1991.
62. История культуры Древней Руси. М., 1951, Т.2.
63. Кинжалов В. Символика "плаксиса " в мифе, обряде, изобразительном искусстве древности и в современном фольклоре.// Фольклор и этнография, проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990.
64. Колчин В.А. Новгородские древности. Резное дере-во.М.,1971, Книга 2.
65. Куликов В.В. Тульское деревянное кружево. Тула, 1981.
66. Константинов Н. Обозрение Румянцевской описи Малороссии. Полк Стародубский. Вып.З, Чернигов, 1875.
67. Копылов А.Н. О принципах и характере освещения культуры в обобщающих трудах по истории СССР досоветского периода. // Историографические и исторические проблемы русской культуры. Сборник статей. М., 1983.
68. Косич М.Н. Литвины белорусы Черниговской губернии. Чернигов, 1903.
69. Косич М.Н. О постройках белорусского крестьянина Черниговской губернии, Мглинского уезда: с.Рассухи, д.Бородинка и Амелькина хутора. Чернигов, 1903.
70. Краснов Ю.А. Археологическая карта России. Брянская область. М., 1993.Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, 1990.
71. Крюков М.В. О принципах типологического исследования явлений культуры. // СЭ, 1983, № 5.
72. Куфтин Б.А. Типы и элементы жилища. // Крестьянские постройки. М., 1987.
73. Лакомцева М.Н. К реконструкции фонологических систем языков голяди и днепро двинских балтов.// Балто - славянские исследования 1980. М., 1981., Балто - славянские исследования 1981. М., 1982.
74. Лебедева Н.И. К методике полевых работ по постройкам. -//: Крестьянские постройки. М., 1987.
75. Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки.( этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925-ом и 1926-ом гг.) 4.1. М., 1927.
76. Липинская В.А. Местные особенности традиционных поселений, жилища, хозяйственных строений и возможности их учета и использования в современном строительстве ( по материалам Сибири ).-// Русские народные традиции и современность. М., 1995.
77. Лысенко О.В., Черунова Н.К. Задачи и перспектива комплектования коллекций по традиционной культуре Полесья.// Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987 гг. Тезисы докладов. Л., 1989.
78. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. ЛГУ., 1978.
79. Мароховский Г.В. Красна изба и углами. Тула. 1980.
80. Мароховский Г.В. Брянская домовая резьба.// Брянский краевед. Вып.7. Брянск. 1974.
81. Мароховский Г.В. Льнотканный календарь.//По следам народного искусства. Тула. 1991.
82. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978.
83. Макарян Ю.В. Очерки истории культуры. Ереван. 1969.
84. Народы Европейской части СССР.т.1. М., 1964.
85. Наша родная Брянщина. Тула. 1983.
86. Невская Л.Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре.// Балто славянские исследования. 1981. М., 1982.
87. Новосельский Л.В. Дворцовые крестьяне Комарицкой волости во второй половине 17 в.// Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России. М., 1961.
88. НидерлеЛ. Славянские древности. М., 1956.
89. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.
90. Орфинский В.П. К методике исследования деревянного зодчества. II03. 1983. №4.
91. Основы этнографии. М., 1961.
92. Падин В.А. Памятные места Трубчевского района. Брянск. 1969.
93. Падин В.А. Роль Брянского края в происхождении славян Подесенья.//Брянский краевед. Вып.5. Брянск. 1973.
94. Падин В.А. Кветунский друвнерусский могильник.// СА.1976.№ 1.
95. Падин В.А. Трубчевск. Тула. 1975.
96. Панц Э.А. Прикладные аспекты этнографического изучения сельских поселений и систем расселения. // СЭ. 1989. № 1.
97. Повесть Временных Лет. Изборник. М., 1965.
98. Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987г. Тезисы докладов. Л., 1989.
99. Полевые исследования института этнографии в 19801981.Мм 1984.
100. Полевые исследования института этнографии в 1983.М.,1987.
101. Полесье: материальная культура. Киев. 1988.
102. По следам народного искусства. Тула. 1991.
103. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950.
104. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981.
105. Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.
106. Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1970.109. Русские. М., 1998.
107. Русские: народная культура ( история и современность).!^, 1997.
108. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.
109. Рыбаков Б.А. Культура древней Руси. М., 1956.
110. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М., 1948.
111. Рыбаков Б.А. Языческие мировоззрения русского средневековья. // ВИ. 1974. № 1.
112. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
113. Рыбаков Б.А. Язычество Древних Славян. М., 1981.
114. Седов В.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.
115. Седов В.В. Начальный этап славянского расселения в области днепровских балтов. // Балто-славянские исследования 1980. М., 1981.
116. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
117. Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Брянская область. М., 1998.
118. Скворцов А.Н. Русская народная пропильная резь-ба.Л.,1984.
119. Соколов Я.Д. Древнего Брянска частица. Брянск. 1983.
120. Соколов Я.Д. Володарка. Брянск. 1998.
121. Стасов В.В. Русский народный орнамент. СПб. 1872.
122. Страницы истории города Брянска. Материалы историко-краеведческой конференции. Брянск. 1997.
123. Соколов Э.Ю. Культура. Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.Н.Герцена. Философские исследования. Л., 1968.
124. Сборник статистических сведений по Орловской губернии. т. 3. Трубчевский уезд. Орел. 1887.
125. Смирнов М.М. О типах крестьянских построек в Пере-славль Залесском уезде.// Культура и быт центрально-промышленной области. М., 1929.
126. Станюкевич Т.В. Происхождение русской народной пропильной резьбы,- КСПЖ. 1950. № 10.
127. Тихая моя Родина. Сборник историко-краеведческих очерков. Брянск. 1997.
128. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры.//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
129. Топоров В.Н. К символике окна в мифологической традиции. // Балто-славянекие исследования. М., 1983.
130. Топоров В.Н., Трубачев О.Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Подесенья. М., 1962.
131. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.
132. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.,1964.
133. Токарев С.А. О культурной общности восточно славянских народов. // СЭ. 1954. № 2.Токарев С.А. Из истории этнографического изучения материальной культуры. // СЭ. 1970. № 4.
134. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л.,1982.
135. Фралец Вацлав. Народная культура и традиции // Советская культура. 70 лет развития. М., 1987.
136. Харузин А. Славянское жилище в северо-западном крае. Вильно. 1907.Цапенко М.П. Земля Брянская. М., 1972.
137. Чижикова Л.Н. Сельские жилища в 19 начале 20 вв.-// Русские: народная культура( история и современность).т.2. М., 1997.104