автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Декорирование арабского стекла периода ислама (традиции и современные тенденции)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Нофаль, Имад
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Декорирование арабского стекла периода ислама (традиции и современные тенденции)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Декорирование арабского стекла периода ислама (традиции и современные тенденции)"

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ,ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКОЕ ВЫСИ ХУДОЖЕСТВЕКНО-ПРОМШШЕННОЕ.УЧИЛИЩЕ

НОФАЛЬ ШАД

ДЕКОРИРОВАНИЕ АРАБСКОГО СТЕКЛА ПЕРИОДА ИСЛАМА (традиции и современные тенденции) 17.00.05. - декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

(б.СТРОГАНОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК: 7. 48. 6

г

Москва - 1992

Министерство науки, вьгсией школы и технической политики Российской Федерации

Московское срдеяа Трудового Красного Знамени высшее худокественно-промышленное училище (б.Строгановское)

На правах рукописи УДК: ?. 48. 5

ШАЛЬ ШДД

ДЕКОРИРОВАНИЕ АРАБСКОГО СТЕКЛА ПЕРИОДА ИСЛАМА (традиции и современные тенденции)

Специальность: 17.00.05 - декоративное я прикладное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москве- - 1992

Работа выполнена а косковском ордера Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище (б.Строгановское)

Научный руководитель доктор искусствоведения

профессор ТЕЯЬТЕВСКИЙ П.А.

Официальные оппоненты ХОДОШ С.И. - доктор

искусствоведения

НВСТЕРЕНКО М.Л. - кандидат искусствоведения

Ведущая организация Цуаей искусства народов

Востока.

Защита состоится "¿с" (¿¿/Лд&ьЯ 1992- г. в 12.00

на заседании специализированного 'совета К-064.Ю.01 при Московском высшей худокественно-прошшленяоы училище (б.Строгановское) по адресу: 125080, г.Москва, Волоколамское шоссе,9.

С диссертацией могло ознакомиться в библиотеке ШХПУ.

Просим принять .участие в зайдете и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан А&ъЧс ~й- 1992 г.

/Ученый секретарь ^ специализированного совета Л.А.Дицкая

Актуальность исследования

Историки и ученые-искусствоведы полагают, чт» исламски нуль-гура питается традициями древних цивилизаций Сирии и Египта. На фотяжении длительного времени в регионе углублялась национально-религиозная дифференциация,- предавались забвени» нжциональные тра-щции прикладных искусств. Нас « данном случае интересует искусст-ю обработки стекла. Именно поэтому изучение народных художествен-1ых обычаев стеклопроизводства в эпоху зарождения ислама и далее ¡меет большое значение для науки, так как развитие этого ремесла >тражает степень процветания"цивилизации в эпоху мирного объедине-(ия и национальной независимости

Исламское искусство обработки стекла отличается разнообразием :удожественных методов и технологий. Анализ исторического опыта юзволит эффективно использовать принципы народного творчества в [роцессе развития современного стеклопроизводства. После 1960 года [аметилась тенденция основания множества новых центров прикладного удожественного творчества. Особенно важны те центры, в которых охраняется народная традиция древних мастеров.

Актуальность работы состоит в том, что она впервые выявляет нащ-«альные тенденции в области художественного стекла, анализирует х, намечая способы использования путем сочетания приверженности : традиционности и современности. Следует отметить, что настоящая 'абота явилась специальным научным трудом, который ставит своей ,елыо изучение проблем национального, своеобразия искусства обработ-и стекла, анализ работ художников нового поколения.

Регулярное изучение истории искусства стекла на Ближнем Вос-оке периода средневековья было■заложено археологами Паустатом ,олури и Джоржом Салом, которые провели раскопки в 1923 году в ирии. Отчеты о работе ученых были опубликованы в журнале " Ал£-аулят Аль-Атария" в 1966 году.- Находки экспедиции хранятся в му-ее Лувр в Париже. Все они относятся к 12-13 столетиям.

Раскопки в г.Хама были проведены датской археологической экспедицией под руководством Харлода Инхома в 1932-1938 годах. Еыли обнаружены фрагменты стеклянных изделий 13-14 веков выполненные в традиции г.Халеба. Результаты работ были опубликованы в книге Хамерспемб г. Хама 1У - 2 - Т945г.

Раскопки во дворце Алъ-Хир Аль-Гарби были осуществлены французской экспедицией в 1936 году под руководством Шлумбержей. Шли обнаружены два кубка 14 века.

.Раскопки в Алъ-Расафа. проводила совместная германо-сирийская экспедиция под руководством Колостеза. В 1963 году были опубликованы результаты работы этой группы в журнале"Аль-Хаулят Аль-Атария" Примечательно, что стекло эпохи Омейадов отражает византийские традиции.

Отчеты о раскопках, проведенных в Дамаске Насибом Салтби и Аднаном Аль-Пунай, были опубликованы в 1964 году. Выяснилось, что орнаментирование стекла разноцветными стеклянными нитями началось в римскую эпоху. Подобные находки обнаруживали в захоронениях египетских фараонов, затем в Сирии и Египте во времена владычества арабов.

Многие иностранные и совместные экспедиции проводили исследования в регионе, публиковались десятки работ на эту тему. Особенно примечательны в этой связи исследования западных ученых, которые опирались на научный анализ находок, выявляя, конкретные периоды их изготовления. Печально, что большая часть находок перекочевала вместе с ними в музеи западных стран. К сожалению, теш народных традиций и художественный анализ элементов стеклянных изделий не занял четкого места в публикуемых ими материалах. Иностранным авторам был присущ общий взгляд на исламскую цивилизацию вне детального теоретического исследования множества сторон культуры и искусств в частности производства стекла.

Работы Ламма о восточном стекле средневековья представляют

интерес,однако в них отсутствует анализ принципов и основ стекло-ремесла с художественной точки зрения.В ряде работ встречаются взгляды не подтвераденные фактическим материалом.Примером тому служит утверждение,что искусство изготовления стекла не лмеет местных , традиций,а представляет собой результат деятельности соседних цивилизаций .В конце концов отсутствуют какие-либо специальные исследования о специфике исламского и других древних и современных культур. В данной работе мы попытаемся дифференцировать традиционные формы, и методы искусства изготовления стекла,его орнаментирования,показать какие традиции сохранились до наших дней.Следует отметить,что число исследователей данной проблематики чрезвычайно мало.

Целью диссертации является исследование художественных особенностей с текла,орнамента и методов его нанесения,традиционных приемов средневековых мастеров,которые могут еще полезно послужить современной культуре.В свете вышесказанного автор диссертации поставил перед собой следующие задачи:

II - анализ политических и социально-экономических факторов, повлиявших на выработку народных традиций обработки стекла на Ближнем Востоке;

2) - изучение видов и черт исламского стекла до появления орнамента;

31 - общий исторический экскурс в историю развития искусства орнаментирования стекла древних эпох;

4) - исследование характера исламских орнаментов и анализ наиболее важных тем орнамента;

5) - определение художественных методов нанесения орнамента на основе исследования стеклянных изделий,найденных в различных городах Востока;

6) - раскрытие специфики художественного стекла современного Ближнего Востока,методов использования народных традиций прошлого.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первой научной работой, в которой анализируются принципы графики по стеклу и основы орнамента традиционного и современного характеров. Автор систематизирует традиционные орнаментальные формы, анализирует древние и современные изделвния из стекла.

Практическая значимость работы

Основные положения диссертационной ра^о,ты могут найти практическое применение в:

- составлении научно-технических планов, которые помогут специалистам, изучающим прикладные искусства, проведении курса лекций в учебных учреждениях по "данной проблематике;

-повышении уровня эффективности дизайна и стеклопроизводства "арабских мастеров.

Данная работа может служить в качестве справочного пособия для всех интересующихся вопросами стеклопроизводства на Ближнем Востоке из числа художников и исследователей, в частности, это касается вопроса сохранения нашего культурного наследия и национальных традиций в области художественного стекла и ремесел.

Методика исследования

В работе применены метода художественного и искусствоведческого анализа, изучены натурные материалы, дан их сравнительный анализ критический анализ состояния художественного стекла в современных условиях.

В различных главах диссертации автор дифференцированно подходи1 к методике исследования, применяя по мере необходимости метод исто-рико-худокественного анализа развития графики стекла на Ближнем Востоке.

В диссертационной работе использованы материалы частных коллекций, коллекции музеев городов Дамаска, Халеба и Александрии, > опубликованные иллюстративные материалы, литература по данному вопросу искусствоведческого, исторического и археологического характе-

Границы исследования

В работе рассмотрены три исторических периода:

первый - от древнейших времен до средневековья /4 тыс.лет до .э. - 661 год/;

второй - от средневековья до османского периода /661г.-1290г./;

третий - от османского до современного периода /1300г.-1990егоды/.

Рассматривая I период,автор,приводит общие исторические сведе-ия о стекле и его графике на Ближнем Востоке.В ходе исследования торого периода ав гор анализирует художественные традиции произве-ений мае.еров средневековья.В третьем периоде автор исследует сов-еменные тенденции и направления развития национальных традиций рафики стекла.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены (а научно-теоретических конференциях аспирантов И преподавателей !ВХПУ /б.Строгановское/.Рассмотрены вопросы:Древкее сирийское стекло-,988г.Тематика орнаментов мусульманских художников на стекле в сгра-лх Ближнего Востока-1989г.Лучшие образцы стеклографии,изготовленные :редне?екоиыми мусульманскими мастерами~1990г.

Стрктура и объем диссертации

Работа состоит из введения,трех глав и заключения,изложенных 1а с границах машинописного текста,а также библиографии.К диссертации прилагается альбом с иллюстрациями Еключающий 2.02. рисунка.

Кра.кое содержание и основные результаты исследования

Во введении обоснована актуальность исследования,освещено состояние вопроса,приведен анализ литературных источников по теме исследования,дан обзор проблемы приемстьенности традиций в графике стекла па Ближнем Востоке,выявлены цель и задачи исследования,определены граьиш

I ШВА

Автором коротко рассматривается возникновение стекла и разнооб разная техника графики на стекле древних мастеров Ближнего Востока.

Долгое время родиной стекла считались Египет и,Древняя Сирия, т.е. Сирия, Ливан и Месопотамия.

В 15 веке до н.э. в- Египте были изготовлены первые стеклянные сосуда, бусы, глазурованные стеклом фаянсовые плитки для облицовки стен, "египетский фаянс".

В период Среднего царства стекольное производство развернулось значительно шире, об этом свидетельствует большое количество находок. Египтяне научились также имитировать в стекле полудрагоценные каши - малахит, бирюзу.

Но наиболее значительные сдвиги в технологии стекловарения, а также первые приемы декорирования стеклянных изделий графическими изображениями были сделаны в период Нового царства, он охватывает пять веков - от 4 тыс.лет. до нашей эры до I века нашей эры.

Древние мастера делают попытки гравировать стекло ручными инст рументами: это вогнутые,шлифованные вручную ямочки, полоски. Еще одним видом зарождающейся графики стекла следует считать линейные рисунки, сделанные по горячему изделию цветной стеклянной нитью, а также примитивная гравировка, напоминающая процарапывание.

В 7-6 веках до н.э. центром развития стеклоделия становится Месопотамия. Мастера научились составлять рецепты цветного, прозрачного, глушеного, золоченого стекла. Все этспослужило основой для развития стекольного производства, поднявшегося на новую ступен своего развития во времена античности.

Эпоха античного стекла началась с постройки Александрии на берегу Средиземного моря Александром Македонским. Среди ремесел этого города стеклоделие занимало далеко не последнее место. Для декорирования изделий из стекла мастера пользовались способом менсстенно-го золочения золотой фольгой. К достижениям стеклоделов того време-

ни следует отнести и открытие способа изготовления молочного стекла. Но самым выдающимся открытием эпохи античности явилось,несомненно, открытие способа выдувания полых стеклянных изделий-ото послужило толиком для развития новых форм графики на стекле.Мастера использовали различные виды декора:линейные узоры,рельефные,одноцветные,и цветные.

Далее автор сообщает об особенностях графического декора на стекле,о существовании нескольких видов техники обработки стекла, я именно:горячая обработка,холодная обработка,роспись.

П ГЛАВА

В 7-10 веках,т.е. во времена широкого распространения ислама стеклопроизвоцство на Ближнем Востоке развиЕалось относительно медленно.Технические методы оставались такими же,какими они были до ислама.Большинство рисунков,орнаментов и методов их нанесения являли собой повторение искусства древних мастеров Сайды и Тира.Орнаменты отличались простотой с использованием метода нанесения рисунка резьбой по находящемуся в нагретом состоянии сосуду.Широкое распространение получили орнаменте геометрического характера напоминающие пчелиные соты,что было характерно для Сирии.В Египте же в 7-9 веках,т.е. е первые годы распространения ислама данное ремесло Еообще не получило должного развития.Единственным отличием его от других было внесение метода штампования стекла различными печатями.Орнамент подобных печатей ограничивался именами правителей и их изречениями.Методы орнаментирования иранских мастеров напоминали методы своих сирийских коллег 10-11 веков.Затем,однако,иранский метод стал отличаться самобытностью.Мастера наносили растительные,зооморфные орнаменты, стали даже рисовать людей.Они использовали преимущественно метод алмазного грнения и нанесения рисунка во время подогрева изделия. В Ираке на заре ислама орнамент наносился г виде квадратов и треугольников симметричного расположения с точками внутри.Это чисто национальный метод отличный от искусства других народов.

В 661-750 годах сгеклоремесло постепенно превратилось из комерческого промысла в комерческо-эстетическве искусство.Этому способегвовало укрепление династии Омейадов.В характерно восточные методы изготовления стекла стали проникать новые веяния нанесения орнаментов,-в частности с использованием минеральных красителей и эмали. Был найден сосуд того времени византийского типа украшенный изображениями людей и животных.В 750-1257 годах расширились торговые связи аббасидского государства со странами Ближнего и Среднего Вое-

>ка.Арабское искусстве интегрировалось в китайское и индийское.Ри-^нки на стекле стали отличаться собой утонченностью,получило разви-«е использование золота при орнаментировании.Орнамент стал более 1ЭНообразным.Мы видим здесь изображение сцен охоты,рыбной ловли, »енные бжталии.Письио было представлено двумя почерками Куфи и улут .Данное ремесло получило особое развитие вследствие подъема кономики вплоть да 1400 года,т.е.до нашествия моголов.

Примечательно,что мусульманские мастера использовали свои спе-иальные методы орнаментирования по стеклу.Их орнамент отличался сламскиии мотивами,т.е.орнамент письмом разными техническими спосо-ами,нанесенный на один и тот же сосуд,с использованием травления, езьбы металлическим инструментарием по нагретому изделию,наложение ечатей на стенки сосуда.Исламский мастер следовал таким важнейшим рикципам нанесения орнамента как симметрия фор«,повторение элементов рнамента,письмо разными почерками,усложнение орнамента,имитация изо-ражения людей,животных и птиц.Мастера широко использовали в своей аботе метод подделки известных изделий,они редко ставили свои соб-твенные имена на изделиях дабы не смешать их с именами правителей сурами из Корана.Вот почему так трудно определить возраст изделий сламских мастеров той эпохи.

Художественная тематика орнаментов охватывала растительные спеты нанесенные методом резьбн и взятые непосредственно из окружою-,его мира.В Дамаске рисовали ветки винограда.В Ирае-листья пальм, | Египте-цветок лотоса; ка втором месте шли геометрические орнаменты. 1 Халебе так укрдшдли деревянные и метАлические предметы.Орэдмент 1ТЛИЧАЛСЯ особой сложностью,наносился на поверхность без симметрии. 1рабское письмо вошло во все виды орнаментов,наносимых на есэ типы [зделий.Наиболее распространенным типом письма было Куфи,затем шел Фрси.Зулут.Письменный орнамент преследовал несколько целей.Это и >елигиозная пропагандА,прославление имен правителей и их изречеьий, ,'тихотворИые призыеы к прповедыванию религии.

Изображения сцен, взятых из природы имел« богатое разнообразие Здесь мы видим рисунки животных, птиц и людей, знакомимся с обычаями людей, их одеждой, их делами.

Христианские мотивы в орнаменте имели место в 1260-1290 годах в эпоху нашествия моголов и выходом крестоносцев из Сирии.

Анализируя все эти мотивы и сюжеты, можно сделать вывод о том, что в каждом городе или районе применялись свои отличные от других методы. В городе Рака это ремесло процветало в 12-13 веках. Метод мастеров этого города отличался точечным орнаментированием. Использовался геометрический орнамент в виде шестигранников и письмо Куф» Халеб процветал в 12-13 веках. Метод халебских мастеров отличался введением новых более богатых элементов орнамента, утонченного гшс! ма Куфи и Тулут, изображением лвдей, растений и животных, геометрическим орнаментом в виде звезд. В 13-14 веках процветал Дамаск. Искусство мастеров этого города отличалось введением в орнамент изречений при явном влиянии китайского искусства, изображением сцен во! ны с моголами. В некоторых рисунках мы видим так же крылатых животных. Иранская стеклография в 14-15 веках находилась под влиянием северо-сирийских традиций. Фатимидский метод отличался использоваи ем-миниатюр со строгой симметрией их расположения, введением в орн< мент письма Фарси. В иранском городе Сарарра стеклопроизводство в 10-13 веках находилось под влиянием традиций нанесения резьбы по слоновой кости, а также византийского и христианского искусства. В 12-15 веках в эпоху процветания Александрии местные мастера широко использовали в орнаменте рисунки рыб и растений, а также новый вид орнамента под названием Хдугас. В орнамент вошел новый почерк Ан-На

Наиболее известное изделие из стекла мусульманских мастеров -лампада, которую использовали в школах и мечетях, подвешивая на се ребрянных или медных цепях к потолку. Она орнаментировалась изрече ниями правителей, геометрическим и растительным орнаментом, сурами из Корана. Лучшие изделия этого типа обнаружены в Египте. Затем

следует Карура, что-то похожее на обычную бутылку на высокой ножке для хранения духов. Аль-Исс - большой кубок шарообразной формы с широким горлышком и усеченным основанием имел распространение в Халебе и Дамаске. Аль-Матара - сосуд с шарообразным корпусом и горлышком, сяатым с двух сторон вытянутой формы предназначался для хранения духов. Аль-Куб - кубок цилиндрической формы, расширяющийся немного кверху имел распространение в Сирии.

Таким образом стеклографика достигла своего совершенства как по форме так и по содержанию , разноо бразились ее формы и методы. Это ремесло вошло в соприкосновение о другими видами исламских искусств. Художники по стеклу находились под глубоким влиянием письменных орнаментов религиозного содержания, а также орнаментов, которые когда-то наносились на дерево и металл. Большого разнообразия и совершенства достигло искусство нанесения миниатюр.

Выводы по II главе

Произведения исламских мастеров из стекла являют собой наиболее утонченные творения мировой культуры и занимают видное место среди других видов искусств. Стеклографика и все виды орнаментирования являются важной частью прикладных искусств народов Арабского Востока исламского периода. Это искусство отражает художественные традиции и концепции того времени. Средневековье по праву считается периодом революции в исламском стеклопроизводстве. Изделия того времени отличает высокий профессионализм мастеров, утонченность форм и орнаментов, изящество изделий. Здесь мы видим все виды орнаментов: растительный, животный, письменный и геометрический. Использовались такие методы как травление, резьба металлическим инструментарием, алмазное гранение, пресовшгае и т.п. Изделия из стекла несли в себе не только эстетическое I. декоративное начало.но являли собой важное средство распространения культуры и сознания. Об этом свидетельствуют письмена религиозного и просветительского содержания на стеклянных изделиях. Данная продукция удовлетворяла многочисленных потребителей, так как была разнообразна по.форме, объему, содержанию орнаментов. Все это свидетельствует также о творческом уровне сознания художников и мастеров, об их месте в обществе.

Ш ГЛАВА

Во времена османского владычества на Ближнем Востоке-1300-1800 годы подверглись качественному изменению изделия из стекла. Однако вплоть до 1400 года стеклянная продукция придерживалась полностью местных традиций.Затем изделия приобрели новую цветовую гамму и чистоту.Сосуды расписывались голубыми,черными,зелеными и коричневыми цветами.Изменились методы окраски и орнаментирования,увеличились поверхности изделий,занятые под орнамент,изображения цветов и листьев стали полностью покрывать сосуда.Вырезались листья деревьев и цветы,затем эти места закрашивались.Османские мастера по стеклу работали двумя методами.Первый из них был распространен до основания Константинополя.Он назывался сельджукским а занимал главенствующее положение.Второй появился после 1500 года,когда орнаментирование развилось настолько,что родился османский метод богатый цветами и новыми формами изделий,тахими как кальян.В данной стеклянной продукции отчетливо стала заметна связь с китайским и классическим западным искусством.

После соглашения 1818 года между Османами и британской империей о свободной торговле,местный рынок вступил в контакт с западным. После того,как западное влияние стало преобладать над османским местное ремесло стало сталкиваться с враждебным к себе отношением н постепенно затухать.После достижения независимости странами Востока в 1945 году молодые государства стали поощрять развитие ремесел и художественных промыслов.Однако сказалась нехватка квали-факацаи и слабость местной промышленности.До 1958 года,т.е. до политического объединения Сирии и Египта,в результате чего в Сирию прибыли мастера из Египта и обогатили местные художественные промыслы,т.к. местные ремесла находились в упадке.Маетерские Египта в то время работали по-старому и мировой экономический кризис Египет серьезно не коснулся.Анализируя некоторые современные изделия из стекла,мы видим, что здесь просматривается явное пренебрежение к внешним формам,от-

ход от традиций, несоответствие орнаментов. Техника исполнения ограничивается росписью и низкокачественной цветовой обработкой изделий. Преобладает один или два цвета. Следует однако сказать,'что в первый период после достижения независимости мастера пытались сохранить старые традиции не подвергаясь в большой мере влиянию западной художественной школы.

В настоящее время действующие мастерские с использованием ручного орудия труда весьма малы. Рисунки орнамента таких мастерских отличает отсутствие четкости, преобладание примитивных растительных орнаментов, полная утрата арабского письма, отсутствие геометрических орнаментов, симметрии, изображений животных, птиц и людей. Главным недостатком является отсутствие новых элементов орнамента.

Наряду с этими существуют и современные мастерские, выполняющие интересные работы. Ими руководят выпускники различных художественных школ и вузов, которые во главу угла поставили прибыль и удовлетворение спроса потребителей. Здесь производят различные цветовые витражи с использованием современной техники.

Только в некоторых центральных городах действуют мастерские с использованием новейших технологий и разнообразными графическими методами. Здесь используют несколько художественных направлений нанесения рисунка и орнамента на изделия, арабское письмо как составную часть орнамента, природные сюжеты, которые являют собой смесь различных художественных школ, далекую от арабской традиции. Подобная продукция ориентирована на туристов и отражает преимущественно их спрос на изображения памятников старины. Используется также совре менный геометрический орнамент для украшения стен и потолков зданий современными техническими средствами.

Что касается современных стекломастерских с использованием автоматизированных технологий, то их количество чрезвычайно мало, находятся они только в центральных городах. Подобные предприятия ориентированы только на спрос потребителей, в них недостает квали-

фицированных специалистов, они подвержены жесткой конкуренции со стороны иностранной продукции.

В заключении автор попытался раскрыть основные проблемы и трудности на пути развития стеклопромышленности, совершенствования орнамента. Можно сказать, что на Ближнем Востоке данное ремесло сконцентрировано в руках единоличных мастеров, каждый из которых является одновременно и производителем стекла, художником и графиком. Отсутствие современного инструментария объясняется нехваткой денег у мастера. К этому следует добавить недостаток опыта, ничтожно малое число художественных школ и вузов. Сложной является проблема реализации товара, подвергающегося жесткой конкуренции со стороны западных изделий, выполненных современными техническими средствами. И наконец слабый дизайн, отсутствие рекламы и просветительской работы в отношении этого важного культурного наследия народов Ближнего Востока.

Выводы по Ш главе

Все виды графики стекла несут на себе печать самобытности, однако стеклопроизводство и графика постепенно теряют ее в большинстве стран Ближнего Востока. Многие направления традиционных художественных школ угасают и исчезают без следа. Многие художественные элементы пропадают, уступая свое место иностранным веяниям, воплотившимся в импортируемых стеклянных изделиях, которые только мешают местным мастерам и заставляют их отказываться от своей культуры, наследия, традиций. Вопрос о сохранении традиций в данном искусстве является весьма важным и актуальным. Главное - это установление художественной самобытности изделий из стекла. Анализ современных художественных работ позволяет сделать вывод о том, что мастера отказались от традиционных элементов орнаментирования времен средневековья, которые принесли славу исламскому искусству, достигшему вершины своего развития. В настоящее время мастера не утруждают себя распределением элементов орнамента по правилам с учетом гармонии форм и симметрии. То же можно сказать и о растительных орнаментах, где изображения ветвей деревьев потеряли свою жизненность и изящество. Полностью отсутствует сложное арабское письмо, место которого заняли письмена, нанесенные без учета художественных правил. Нет уже изречений видных деятелей на стенках стеклянных изделий, несмотря на то, что многие из них имеют высокую художественную ценность. Исчезли изображения людей, животных и птиц в едином гармоническом изображении. Если таковые и встречаются, то они не несут в себе каких-либо исламских или арабских черт.

I?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I/ Исследование показало специфику характерных черт графики стекла древних мастеров Ближнего Востока; их произведения являют собой редчайшие творения мировой культуры и имеют огромно'е значение длй исследования древних цивилизаций.

2/ Проведенный анализ подтверждает тот факт, что стеклопроиз-зодетво имело большое значение в исламский период. Оно имело свое неповторимое индивидуальное лицо и отражало художественные традиции л черты данной эпохи.

3/ Сравнительный анализ приведенных в работе примеров позволил выявить основные пять групп орнамента, наносимых древними мастерами на стекло:

а/ геометрические рисунки и орнаменты;

б/ письменные орнаменты, выполненные различными видами почерков ;

в/ рисунки и изобрагения сцен, взятых из природы и лизни людей и кивотных;

г/ рисунки с изображением сцен из христианской жизни, ликами Христа и девы Марии;

д/ растительный орнамент.

4/ Исследование подтвердило, что стеклянные изделия мастеров исламского периода удовлетворяли многочисленные потребности людей как по своей форме, так и по своему эстетическому содержанию. Они являлись важным средством распространения культуры среди людей, надписи на них несли в себе религиозные и литературные начала.

5/ Исследование показало, что среди наиболее важных черт графики стекла исламского периода можно выделить влияние ¡.прозой культуры. Этому способствовало освоение новых теорий и расширение торговли с даявнини странами востока и запада.

б/ Рассмотрение стеклопроизводства Османского периода позволяет сделать вывод о том, что художественное содержание орнамента

претерпело значительные изменения по сравнению с орнаментом ранней поры. Пропали рисунки с изображением животных, птиц и христианских мотивов.

7/ Анализ эпохи независимости позволяет говорить о том, что мастера стали игнорировать утонченные формы сосудов, выхолащивать чисто арабское содержание орнаментов, полностью отошли от традиций своих предков.

8/ Настоящее исследование является важным для современных художников Ближнего Востока, так как специалистов и исследований в области художественного стекла среди них не имеется. Это исследование художественных особенностей стекла, традиционных методов средневековых мастеров, орнамента и методов его нанесения может оказать помощь современной культуре.