автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Проблема арабской культурной самобытности

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Кривец, Елена Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Проблема арабской культурной самобытности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема арабской культурной самобытности"

. ■ о во

I » и

»("•"> ^ ^

российская акадеди каук институт востоковщения

На правах рукописи

КРИВЕЦ Елена Алексеевна

ПРОБЛЕМА АРАБСКОЙ тШРНСЙ САМСШШХЯИ ■ (фидософско-исторический анализ подходов , западных, отечественных в арабских ученнх П половлен XX Еека)

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

(новое е новейшее время)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата ксторяческпх наук

Москва - 1993

Диссертация выполнена в Институте востоковедения РАН

Научный руководитель - доктор философских наук Б.С.Ерасов

Официальные оппоненты: доктор исторических наук A.A. Игнатенко кандидат исторических наук С .А. Кириллина

Ведущая организация - Институт Африки РАН

х

Защита диссертации состоится "29" марта 1993 г. в 11.00 часов на заседании специализированного совета по ясторнческш науяаы Д.003.01.01 в Иястлтуте востоковедения РАН (Мосгэва, ул. Рождественка, д. 12)

С диссертацией моаао ознакомиться в ъ библиотеке Института востоковедения РАН (Москва, ул. Рождественка, д. 12)

Автореферат разослан О 7. 1993 г."

Учений секретарь __

спгцаагшзированного .совета

доктор исторгческих наук ' • 'S.Г. Ceäpasaa

© Институт востоковедения РАН, 1993 г.

I. ОБЩАЯ 1АЕЖЕВШЩЕЙ РАБОТЫ

■ Актуальность тага. В 70-80-х годах как в обчзственной мне— ля стран третьего мира» так и в исследованиях этого региона важное место зяшиа проблематика культурной самобытности, связанная с принципами саииицределвния и развития. В этой проблематике отразились процвеен в самых различных обществах трех континентов. Ецв в? ходе движения за независимость борьба за самоопределение получила как поли тическую, так и культуркув окраску и велась нз только за достижение государственного суверенитета, но и за отстаивание специфики национального бытия. ДвйжеЕЕЯ за самоопределение носили многообразней характер в силу наличия в них разннх уровней самоорганизации, различий со-циалзно-политическЕх структур, исторгческого развития и-противоречивости отношений с внешним миром. Rjsctb с тем в них проявлялись и ебщие закшсиерноств, что а заставило исследователаЯ-обратиться к выяснении- сущности и своеобразия в утверждении самобытности. С разной, силой гти принципы утвйщдалксь почти повсеместно, но ногат быть с особой шпене явностью и спецификой они проявились в арабской регионе, начиная уже с конвд XIX в.

Поиски самоопраделеншт и идентичности велись по отношению к двум началам - внутреннему и внешнему. Вне шее начало - это воэдействге западной, цивилизации и капиталистической системы' -ссциалЕНо-эконоинческиг отношений, которое было весьма противоречиво« Но и внутренние факторы в ресс&атриваемшс странах далеко неоднозначны, так как охватывают огрсаное разнообразие существу щах в них традиций и социокультурного достояния. С нарастанием процессов модернизации проблемы самобытности стаял еще более настоятельными в силу противоречивое та этих процессов, проходящих во штагом через заимствование ниншниг иодвлвй

и механизме®. Дело на только в отталкивании от неблагоприятных внешних факторов, дело еще и в напряге инке поисках внутренней основы самоопределения и возможностей эндогенного развития, отвечающего характеру накопленного социокультурного достояния.

В общественном сознания эти внутренние факторы приобретают особое значение как основа самоопределения общества в условиях экономической зависимости и напряженного противостояния Западу. Поэтому культура становилась влгягельнкя фактором в общественном сознании.

С середины 70-х годов в западных философско-социологичес-ких и культурологических исследованиям стран "третьего мира" происходило становление концепции самобытности в обдатеоретическом плане и росло ее использование в исследованиях культурных процессов в разных странах. С некоторым опозданием с в отечественной науке утвервдается этот подход и ведется исследование конкретных культур. Однако, современные процессы в арабских странах еще нз стали объектом специального рассмотрения в свете этой .концепции. Представленная диссертация должна восполнить этот пробел.

Как известно, в арабской общественной мысли ислам занимает •большое место, во многом формируя содержание социально-политических ученей, культурных ценностей и моральных норм. В арабской общественной цыели ислам принЕ.:аэтся как вашое'социокультурное начало, зоилсгские верховных прзнципоз "самого общества", Бклщащс.1 в,_осноены9 компоненты духоЕКой гизни. Поэтому в работе значительное место удзлено рассмотрении .. .... взглядов на делам., .как фактор, формирующий ЕалгайЕие характеристики арабского ;общзствг. - .

Нельп залачп ксследования. Общая цель данного исследования саглгяиэтоя.з следущем: внявцть идзйно-теорэткческое со-дарошЕЕе.. кснцз.Е15Р;:са"лобнтностя арабской культура в рамках фз-лоссскхво-ас'горетоскцх.а^льтуршгогкческаг подходов, слсеевпех-ся в созреиензой-нау-кэ-XX .века, • сопоставитьразлЕчныэ трактовки саысбнтности..в .отечос т-Еэтшь-х , западннх и арабских исследоза-ниях и нашить их; соотношение с предметом исследования.

Специальивэ зддачл, репаемые в процессе исследования, за-клшавтея в следу пдем:

- рассмотреть щмнципы. культурной самобытности на разных уровнях и этапах арабского национализма;

- выявить влияние внешних факторов на становление самобытности арабского национализма;

- выявить влияние интеграционных характеристик национализма и ислама на своеобразие образуемой общности;

- рассмотреть влияние культурной самобытности и ислама на специфику развитии в концепциях модернизации арабского общества.

Научная новизна данной работы заклшается в щшенении общей концепции самобытности к анализ? арабской кулмурн, проведению фялософско-теторического и культурологического компаративистского анализ» ее различал концепций. Теория культурной самобытности, получившая общее признание в западней и российском культу роведвнки, используется в данной работе дая анализа идейно-теоретических построений как западных арабистов, так и самих арабских инслитэлей. При этом в работе распивается неоднозначность специфики арабской культуры и ислама, прежде всего в силу сложной многомерности системы.духовного производства и соотпесзнЕооти духовных факторов с фзкгораыи исторического развития, внешним окружением и различием социально-политических структур арабских обдаств.

Методологические и теоретические основы исследования. Проблема самобытности арабской культур нмее? многоаспектный характер, соотносится с огромным исторзческдч материала:, с различивши уровнями социокультурной регуляции общества. В настоящей диссертации проблема самобытности рассматривается в обще типологическом плане, черзз зкяснзние соотношения общих а специфических характернотак арабской культуры, а юс исторгчзспой ДЕнамя-кя.

Научно-мзтодологяческой основой диссертации язяпется фило-софсхо-нсторическгй и культурслопаческий подходя. Зтв методы позволяет раскрыть как единство исторического процэсеа, так и его многообразие. Ohe позволяют проанализировать различные сторону социальной гпзни а развития обществ через зыяажетпго многообразия культуры и дальнейших характеристик культурной самобытности,

К настоящему времена как в отечественной, так и в зарубея-кой науке, по различным аспектам проблемы арабской дультурк на-кешйЕа обширная исследовательская литература (сы. работы Г.Грю-небаука, М.Ходжеона, А.Абделъ-Малека в других). Это и позволило провести философско-историческое и социологическое сопоставле-

ние различных состояний и компонентов арабской культуры.

При теоретической разработка проблемы диссертант опирался на положения, содержащиеся в работах отечественных ученых: Ю.Бромлея, И.Брагинского, А.Еуравского, Б.Ерасова, Л.Полонской;' Е.Рашковского, А.Сагадеева, Б.Старостина и других.

При анализе места ислама в теории самобытности диссертант опирался на установки российских исламоведов: а) этнографическое, культурно-историческое и филологическое описание ислама и духовной жизни арабских стран в работах - М.Пиотровского, С. Прозорова, М.Стоианянц, А.Сагадеева, Р.Ланды, В.Шагаля, И.Филь-штинского, А.Еуравского; б) анализ идеологических течений (3.Левин, Л.Полонская); в)^общетеоретический аналез в работах ЛДолонской, АЛалашенко, М.Еатунского и других.

В диссертации применяется .междисциплинарный подход к предмету, как основа для выявления сущностной целостности предмета исследования, проводится анализ проблем и теорий на стыке философии, социологии, истории, религиоведения.

Хронологические рамки исследования. Становление и обращение к проблеме самобытности восточных, в том числе и арабской, культур относится к 50-м - началу 60-х годов. Дальнейшая разработка концепций самобытности и применение новых методов исследования происходит на протяжении второй половины XX века.

Источники и литература. В диссертации использованы, в основном, работы, прадставлящие школы западной арабистики и ис-ламоведения, сложившиеся к 60-80-м годам. Источником для классификации западных школ послужили работы отечественных исследователей М.Филипповой "Общественные функции ислама в современном американском ислаыоведепии" и 0.Осиновой "Американская социология о традициях в странах Востока". Философоко-исторический п социологический подходы анализируются и сравниваются на основе работ как классического западного и отечественного востоковедения, так и новейших исследований. Наряду с этим используется работы арабских исследователей, так или иначе затрагивающих ■ проблему арабской самобытности.

Проблематика исследования заставила обратиться как к работам по историк классического востоковедения, так и по истории общественной ьшели арабских стран на протяжении всего XX века. При анализе"'содержания общественной мысли арабских стран, как и вопроса о соотношении ислама я национализма использованы ра-

бота 3.Левина, В.Вагарпшна "Ислам и арабский национализм в западной историография (1950-1980 гг.)", российский сборник статей "Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики", •'американский сборник-антология "Арабский национализм" я другие работы.

3 западном востоковедении особое значение приобрели иссде-дзванья, опубликованные в 60-70-е годы: тадувшй ислаксвед и арабист немецкого пропсходцения Г.Грюнебаум, англо-акэркканскпз ис-торюз - М.Ходясон, М.Уотт, Б.Лтюис, У.Смит, Г.Гибб, израпльс-::пй историк Е.Сивая и его школа, С.Эгаенштадт. В £3-о года в западном востоковедении не появилось ярких имен, ко произошел замотпый сдвиг в исторических изысканиях, ведущихся в центрах блзшевосточннх исследований США, ФРГ, Франции и дагих западных стран. Изменился сам метод исследования, в связи с тем, что в работах по истории религиоведы п культурологи 'стремятся установить связь мехцу историческим прошлым и актуальными проблемами современности, сочетать исторические исследования с ссци-одохд-гескл» анализом.

Пес&.от)Я на то, что данная проблема..наиболее нсляо освещается в реЗогах иссгздова'.се.»её р?зысс егр?ч, пааугдас на англнЕ-пксм языке, б диссертации дга сравнения и более полного осв^щз-нчя состояния сэшдаой арабистики 2 иеламоведеныл используется растр» $ра1гпуп*>:те густоноведсз-истсрчксв 1.Барка, К.Родшсоча, Р.Гароци, О.Каррэ и лругпх,

Для о радчитч такого аиачэг сущности ислама использовались ргбота арабокг:-' ксаггздсшателей, больиэй частью жк>заду. з работа-52ЦГ2 Зале оз. как А.А<5даю>-Мзле2а, С.Касиа, Э.Са^да,

А.Х^уранк, л Даруя, Х.Дигита с друга?;.

Особь^ иптзрас лрздетавляпт рзботн Лбде-иь-Мзяека, Э.Сайда, А.Ларуя. Известный ученый с мировым именем А.А.-Магзк формировался как учевай во Франции, яместе с тем; нахсторкз его работы иоовящйШ критике англо-язызного ориентализма. Многие его-работы издаян на й/сипл.узском, английском д арабском языках. В сгоей критике Запада и отстаивании самобытности арабской культуры он опирается нз принятые в мировой науке социокультурные принципы. Следует ответить, что меяду собственно западными и арабскими исследователями, работающими на Западе, тлеется заметное расхождение. Во многих исследованиях западных ученых з той или иной форме проявляется западоцентризм. Это обстоятельство слу-

кит поводом:ддя обвинений западных ученых и порождает дискуссии, в которых находят характерное освещение важные аспекты концепции самобытности. Шенно поэтому подробному освещении в диссертации подвергаются дискуссии, связанные с критикой как западных, так и арабских исследований. В свою очередь, несмотря на интенсивную разработку проблемы и критику позиций западных ученых, арабснш исследованиям зачастую не хватает четкого аналитического подхода,и они приобретают идеологизированный характер.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования результатов исследования при разработке проблематики общей культурологии, социологии и истории или при освещении специфических культурно-идеологических процессов в арабских странах. Рассмотрение проблемы самобытности не только в общем плана, но и щшенителйю к арабской культуре, призвано способствовать обогащению обданаучных представлений о специфике арабских обществ. Непосредственное применение в ходе дальнейшего изучения самобнтносги может найти тог научно-информационный материал, который собран в диссертации. •

Апробация работы. Диссертация обсуздалась и была рекомендована к защите на заседании сектора аде алогических проблем Отдела социально-политических исследований Института востоковедения РАН 15 яшя 1392 г. Ее основные положения и выводы были изложены авторсы в выступлениях на конференцЕях: болгарских аспирантов с ¿ездународЕЕи участием в г. Москве. "Актуальные проблемы современной науги-ЭО", на меадунарсщной конференции в г.Москве "Исламской путь развитая?" (1992), а также в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках (см.список).

Структура'и основное содержание работы. Работа строится в соответствии с поставленными задачами. Вначале автор рассматривает общую формулировку проблемы культурной самобытности в работах последних десятилетий как зарубежных, так и отечественных исследователей. Затем проводится анализ отечественных, западных и арабских работ по овдельнда аспектам культурней самобытности и блеяния ислама на самобытность арабской цивилизации. Диссертант руководствуется принятым в теории культуры делением ее функций на три основных типа: I) коммуникативно-интегратив-ное, 2) дифференцирующее, 3) преемственности и развития. В соответствии с этим делением в диссертации рассматривается содер-

кание современных процессов в арабской культуре и исламе через те концепции, которые распространены в общественной мысли арабских стран и западной арабистике. Проблематика самобытности вн-__ является по отношению к этил трем основнш функциям культуры.

Во введении определяются даль и задачи исследования, обосновывается актуальность избранной теш, ее научная новизна, ис-следовательско-методологический подход, используемый ъ работе, а также дается подробный обзор источников и характеристика использованной литературы.

В первой главэ. структурно состоящей из трех параграфов, рассматривается общая концепция культурной самобытности, становление проблематики самобытности в западной ориенталистике и полемика , которая велась в научной мысли вокруг этой проблематики медцу западаши и арабскими исследователями.

Аналитическое исследование проблемы самобытности в отечественной, западной и арабской общественной мысли выявило много общего в этих концепциях самобытности с аналогичными концепциями по другим регионам. Культура выступала как фактор, способству-щей движению за самоопределение и независимость зтвх стран, а шесте с тем формировании более органичных социальных и духовных структур, что и отражалось в разлктаых формулах самоидан-тирикацив. Содержанием концепций самобытности являются поиски специфических форм бытия а развития, отличащюсся от тех, что навязываются Западом. В концепциях культурной самобытности утверждается, что через культурную самобытность обгрсгзо сохраняет свои истории, культурные традиция как факторы, определяйте его самостоятельность, выракащих органичность его общей структуры и процессов модернизации.

В походах к определению культурной самобытности имеется существенное раЕличке между арабскими, западными-к отечественными исследователями. Само определение культуры как слоеного мнотоуровнех'о и полиморфного образования предполагает рассмотрение" самобытности, в соответствии с многообразием культурней системы. Этим объясняется существование нескольких уровней з вариантов культурней самобытности, охваткващей этнические общества, государства, регионы.

В различных вариантах ''культурной самобытности" арабских мыслителей самобытность выступает в основном как преобладание ценностно-духовных 'факторов бытия над экономическими, в некото-

рой устойчивой социокультурной структуре, сохраняющейся в условиях переменен внешнего влияния. В этом случае ислам представляется не только как религия, а как некое социокультурное целое, универсальная Основа, которая создает единство в культурном плане и духовных и политических ориентациях. Этим объясняется обращение к исламу как фактору самобытности. Однако, различное поншание арабскими мыслителями соотношения сакральных и светских компонентов в исламе привели к созданию противоречащих друг друз? концепций самобытности.

Во второй половине XX века такие факторы как национально-освободительное движение в арабских странах, сложности и противоречия, возникшие в ходе модернизация, возрождение ислама привели к основательной перестройке принципов анализа культуры в арабистике и исламоведении. В поисках объяснения принципов самобытности восточных культур западные исследователи обратились к традициям и наследив, которые можно было бы совместить с "модернизацией". При этой пересмотру подвергалась сама концепция "традиции". В ходе обсуждения проблем соотношения традиций и современности в западной социологии и "третьемироведении" в 70-х годах было выявлено, что проблематика заключается не в преодоления традиций как источника архаики и консерватизма, а в их соответствупцей интерпретации и отборе, отвечающих задачам современности, что означает и сохранение некоторой устойчивой инвариантной основы типа социокультурной регуляции. Эта инвариантность и получила выражение в концепциях самобытности (идентичности).

В современном западной востоковедении выделяется ряд основных направлений: от либерально-консервативных до лево-радикальных, от сокуляристских до откровенно клерикальных, от клас-сическо-аналатизеских до прагматического и вдволого-публицис-тического. Каждое из этих направлений соотносится с тем иле иным социо-Еультуршш субстратом в западном обществе, отражает гносеологически то ели иное проявление многообразия общественной мысли, йюсте с тем в этих различиях отражается . -

определенный аспект того многообразия предмета исследования (арабскгя культура), который существует б тесном взаимодействии с внешним ¡¿ярам.

Содержание арабской культур! во многом предстает различным в завасагости от к сходных методологических установок за-

\

падннх исследоватзлей: а) этнографическое описание, которое отвлекается от высоких уровней культуры; б) культурно-историческое и филологическое, направленное на герменевтическое выясне ние сущности "текстов" культуры; в) религиоведение - рассмотрение общего содержания ислама и религиозной жизни арабских стран; г) анализ ядеолого-надионалистических течений; д) циви-лизационшй, как макросоцяологический подход.

Вплоть до 60-х годов характерной чертой всех западных концепций была уверенность в универсальности западного опыта, хотя в последупций период эта идея остается преобладающей, з научной литературе многое сделано для преодоления редукционизма. Но по-прэжнбму возникают серьезные методологические сложности в выявлении соотношения между общими и особенными сторонами явлений культуры.

Введение проблематики самобытности раскрывает единство и многообразие мировой истории, претендует на' преодоление ограниченности как редукционизма, утверждающего универсальность Запада, так и ориентализма, акцентирующего особую специфичность восточных цивилизаций.

Именно реакция арабских мыслителей на предложенные западны® исследователями западкоцентристские концепции, привела к острой критике западного ориентализма по поводу адекватности его отношения к арабской культуре. Эта критика включает как соде ркательнке, так и методологические аспекты западного ориентализма. Несогласие вызывали положения об универсальности западной культуры, представления -о Востоке как о неразвитом и неспособном к самоанализу и развитию или -уподобление принципов функционирования незападной культуры несвойственным им моделям.

Наряду с критикой западной ориенталистики радикальные арабские мыслители отвергают и крайности ответного "ориентализма", который настаивает на уникальности ислама, его духовном превосходстве, что вздет к ослаблению культурных связей арабского общества с внешним миром.

В ходе утверждения значения самобытности в формировании общества арабские мыслители много сделали, чтобы показать необходимость обращения к культурному достоянию, к духовным ценностям, типам мышления, научному и художественному достижениям прошлого. Особенно плодотворно эти достижения использовались в утверждении единства арабской культуры как основы для интегга-

ции населения региона и противостояния остальному миру.

Вместе '¡с тем большие трудности для этих мыслителей доставляет вопрос о сочетании стабильности и развития. С одной стороны, отгораживание от внешнего мира ведет общество к стагнации, а, с другой - духовная зависимость от Запада приводит к снижении творческих возможностей и способности к конструктивному мышлению. Решение этой дилеммы усматривалось в синтезе внутреннего с внешни*, специфического с заимствованным структурной модернизации, что и должно обеспечить целостность и развитие.

Во второй тлаве - "Арабская культурная самобытность и проблема самоопределения" - подробно рассматривается сущностное содержание концепций самоопределения в арабских странах, проявление специфики на разных уровнях движений за самоопределение, принципы обоснования специфики собственной культуры арабскими идеологами.

Будучи выражением протеста против разрушительного воздействия западной модернизации, аккумулируя требования к современному миру, различные духовные течения, выстуяапцие за самоопределение на основе самобытности, опирались в зависимости от ситуационной обстановки ва-различные субъекты самобытности.

Сменяемость одного национализма другим (панарабизм, панисламизм, страновой национализм) и взаимопереплетение их на протяжении всего XX века говорит о многообразии и относительности движений за самоопределение. Национализм, являщийся идейным выраженная этого движения, характеризуется флюидностыо, зависимостью от соотношения ряда внутренних и внешних факторов.

В националистических движениях за самоопределение арабские идеологи национализма обращаются к культуре, так как именно культура .наряду с толитийоЙ^Сйла выражением той общности, которую отстаивали национально-освободительные движения. В интегра-тивной функции культура националисты усматривают основное средство против распада жизненной целостности социальных единиц, сохранения их самобытия. Однако определить устойчивое ядро культуры оказалось затруднительным.

Культура должна рассматриваться не как набор и суша общих признаков и ценностей, а как система, в которой существует иерархия более или монее важных элементов, находящихся между собой в динамической взаимосвязи. 3 зависимости от условий и этапов развития арабской цивилизации в целом или конкретной нации

роль тех или иннх компонентов может меняться, йяенно поэтому несомненным остается наличие некоторой относительно устойчивой структуры, которая подвержена изменениям, но сохраняет своп инвариантность.

В поисках специфики арабские идеологи обращались к таким культурны« факторам, как сходство языка, расы, религии, нравов, исторического опыта. Конечно, все эти факторы в идеологии национализма представали как самобытные, отличающие арабскую нацию от всех других.

Одним из важнейших факторов и бесспорным достоянием нации, выражением ее особенности и средством ее сплочения является арабский язык. Если в религиозной идеологаи подчеркивается, что на арабском языке было возвещено религиозное откровение, то арабским националистам он представлялся в качестве коммуникативного фактора, объединяющего нацию. Однако арабский язык, употребляемый в настоящее время кроме литературной формы в различных диалектах, является не гомогенным образованием, а представлен национальндаи вариантами, функционирующими в разных арабских странах.

Обращение арабских мыслителей к истории как объективному фактору самобытности культуры, обнаруживает свою условность именно в силу наличия государственно-страновой истории для каждой страны арабского региона. Этот факт делает, относительнда обращение к общеарабской истории как источнику единства.

Различие в оценках культурного наследия также зависит от идейных ориентаций мыслителей того или иного направления, социально-политической обстановки, условий и этапов развития нации. Культурное наследие, как и многие другие критерии самобытности, приводимые арабскими националистами, оказываются подверженными . ' разнил интерпретациям, получая как позитивную и апологитическую, так и критическую оценки.

Попытки- определить самобытность арабской культуры как арабскими националистами, так и западндаи исследователями по критериям общности языка или веры, стиля, жизни или исторического. опыта, обнаруживают свою условность и противоречивость. Выделенные критерии не могут самостоятельно быть достаточной основой идентичности общества в отличие от других общностей. Относительным 1фитерием цри анализе движения за самоопределение оказался и внешний фактор - империалистический Запад, так как,

с одной сторонн, национальные движения противостоят западной экспансии, с другой - в общественном сознании признается необходимость взаимодействия и взаимовлияния в культурном и политическом планах. Запад также оказывается неоднородным: не только объектом противостояния и отталкивания, но и заимствования и уподобления.

Поиски критериев общности приводят арабских мыслителей к выделении принципов, отличающих общность разного уровня (этническую, национальную, панарабскую) от "инородных" общностей (другое племя, иная нация, Запад, христианство и т.д. Но и на этих уровнях принцип» самобытности оказываются не самодовлеющими, заклшаются не в наличие общих характеристик, присущих всем без исключений членам данной общности, а в функционировании этих характеристик как разграничителей с другими нациями и этносами. • -

Культурные элементы, на которые ссылаются национальные идеологи отдельных стран (язык, раса, география, история, государство) не могут рассматриваться как безусловно объективные факторы, сами по себе содержащие основу для интеграции наций в силу гетерогенного населения, отличающегося по ряду признаков. Национально-государственное единство формируется в ходе реального многофакторного взаимодействия и налаживания устойчивой системы коммуникаций, содействующей росту национального самосознания. В этом случае государство является объединяющим фактором нации, этносов и социальных образований, входящих в него.

В третьей главе - "Проблема своеобразия ислама в контексте арабской культурной самобытности"^ рассматривается специфика ислама в процессах интеграции и-модернкзации арабских обществ.- В чем заключается своеобразие ислама как одной из мировых религий, если учесть многообразие его проявлений?

В современном исламоведении можно выделить три дополняющих друг друга направления, в которых ставится проблема специфики ислама: а) историко-интерпретируицее, направленное на выяснение, смысла ислама как целостной единой и логично упорядоченной системы; б) историко-цивилизационное, анализирущее реальные функции ислама в общественном процессе; в) социологическое направление, дапцее социальные, этнические и политические разрезы ислама не на всем историческом протяжении, а преимущественно в последние десятилетия. В каждом из направлений в приня-

тых исследовательских парадигмах, возникала проблема выявления тех характеристик, в которых бесспорно выявляется его "сущность" "своеобразие", не сводимое к влиянии иных факторов, а шесте с-тем соединяющее в некоторое единство многообразие, через которое эта сущность "пробивается".

В диссертации исследование проблемы единства и многообразия ислама рассматривается по отношению к трем периодам развития ислама: а) генезиса, б) классического состояния, в) современности.

В нормативном восприятии особенностью ислама в период генезиса стало строгое проведение принципа "единобожия". Однако, при более обстоятельном исследовании этот принцип оказывается не столь бесспорным. Как показано в исследовании, нарушением строгого единобожия стало поклонение в народном исламе многочисленным святым, но особенное значение приобретает то обстоятельство, что в зрелом исламе формируется принцип доминирования верховного Закона (шариата) . Закон мог интерпретироваться как более определенный, постоянный, устойчивый и поэтому влиятельный принцип, чем сам Бог.

В исторических исследованиях своеобразие ислама подчас обосновывается обстоятельствами, в которых ш изначально формировался. Однако, как показали дискуссии, эти условия не могут трактоваться однозначно, само содержание раннего ислама оказывалось неопределенным, незавершенным и противоречивым, что и потребовало длительной исторической "доработки".

. Проблема разнообразия и 'целостности ислама в классическом состоянии рассмотрена в диссертации в грех аспектах: а) заимствования из инокультурной среды, б) внутренние различия, в)"адаптация к меняющимся историческим условиям, образующим многообразие религиозной жизни. В работах Г.Грюнебаума, М.Уотта, М.Зод-жсона, Б.Льюиса и других западных и российских востоковедов показано, что представления о единообразном, однозначном исламе требуют существенных поправок. Исламу, как и другим религиям, присуще большое разнообразие, определяемое-спецификой ирадиций, культур, входящих в иего, а также историческими и современными условиями его распространения. На цротягении исторического раз-

* См., например, Hosenthal Е. Political Thought in Medieval Islam, Cambridge, 1959.

вития ислам менял свой исторический облик, выступая той частью своей структуры или компонентами, которые более всего подходили к данной эпохе и локальной территории^. В зависимости от того какая социально-политическая тенденция преобладала, проявлялись необходимые свойства ислама. Разницу свойств его мы наблвдаем не только в зависимости от внешних факторов, стадии развития, социальных, политических условий, но и в зависимости от того, по отношению к чему ислам выступал: науке, государству, Западу, внутренним социально-политическим проблемам и т.д.

Тем не менее, ислам цредстает как целостное, системное образование, в котором разные компоненты находятся в сложном соотнесении друг с другом. Наблюдаемая-внутренняя противоречивости и полиморфичность, приводит к невозможности выявить специфику ислама путем перечисления его канонов. По этилу нельзя представить ислам как гомогенное застывшее целое, он функционирует разными своими ответвлениями.

Претерпев сложные изменения в процессе своего становления и превратившись в коице концов во вполне сложившуюся догматическую ритуальную и институциональную систему, религия тем но менее сохраняет в своем теле генетические ¡элементы и характеристики, способные вновь и вновь актуализироваться в соответствующих условиях.

В современном исламе важное значение для выяснения специфики'арабской культуры имеет рассмотрение интегративннх каческз ислама и национализма, так как именно в процессах объединения складывается отличие ислама (шш арабской культуры) от других религий шш культур. Именно в интегративяой, стабилизирующей функции ислам в полной мере проявил специфику своих духовных структур и принципов.

Как в западном-Есламоведении, так и в арабской общественной мысли ислам признается важным фактором социокультурного и политического.развития и как влиятельная интегративная сила. Ванной социокультурнрй^характеристикой мировой религии является тот факт, что она дает основу для объединения разнородных элементов. Ислам, выступая как универсальная, наднациональная идеология противопоставляется арабскому национализму и выступает,

2

См., например, К.Hodgson. The Adventurs of Islam, vol.1-3,

1988. 14

с одной стороны, как основа противостояния Западу, духовного и политического самоутверадения народов, исповедующих ислам. С другой стороны, он же превращается в средство снигения нацио- , нального размежевания.

Национальное сближение христиан с мусулшанами происходит ' прежде всего через утверждение их совместного противопоставления себя Западу или же через подчеркивание общности восточных христиан и арабов .в противопоставлении, западному христианству. Именно сирийские и египетские христиане сыграли одну из ведущих ролей в разработке основ панарабского двияения. В поисках путей национальной интеграции христиане отстаивавт взгляд на ислам как компонент арабской культуры и ее самобытности, а исламскую цивилизацию воспринимают органической частью.арабизма.

Однако, иятегративные возможности ислама именно в силу его "самобытности" оказались ограниченными и-условядаи в силу конфессиональной разнородности населения. Нередко, именно ислам превращается в источник расколов и враждебности, презде всего медду мусульманами и христианами.

Присущее исламской системе соединение сакрального и светского сковывает возможности культурного творчества. А утопизация социальных проблем в исламе привела к невоамажности устранения их путем эклектического соединения с новейшими -достижениями научной мысли. Частичная секуляризация государственно-общественных структур представляется решением этой дилеммы, однако, и в такой степени проводится, немногими арабскими правительствами.

В таких условиях национализм оказался предпочтительнее, так как обладал способностью призывать к общности лвдей разной конфессиональной принадлежности, объединенных национальная, принципами.

Как показывает исторический опыт, это системообразующее единство, в котором внутреннее многообразие подчинено принципам интеграции, объясняет устойчивость мусульманского общества, но шесте с тем ограничивает потенции развития. Далеко заходящая дифференциация, необходимая для развития, приводит к резкому отрыву того или иного "слишком прогрессивного" компонента исламской цивилизации от общего "типа". В прошлом такде противоречие обычно решалось в пользу безусловного единства. В современном исламе стабилизирующее начало с трудом сочетается с реформаторскими тенденциями. Потенции модернизации ислама остаюг-

ся скованными, н ислам нередко выступает, как инертное начало, препятствупцее обновлению общества.

Таким образом, в соотношении интегрзуивного а динамического факторов'в исламе заключено объективное противоречие этой религии: между неподвижностью религиозной дошы и института, которые служат объединяющим началом; и сравнительной гибкость® образа жизни подверженного влиянию извне.

Упорные попытки сохранения специфики в процессах модернизации, протекающие под сильным 'влиянием Запада в различных сферах деятельности, способствуют усилению тенденций адаптации ислама к новым условиям. Это приводит к созданию различных форм сочетания разнородных элементов своего наследия и западного влияния. Фундаменталисты видят основу развития в обретении обществом своего исторически сложившегося типа бытия, которое обеспечит ему противостояние дестабилизирувдему воздействию внешних сил. Реформаторы - в возрождении творческих потенций ислама и всего исторического наследия, модернисты - в результате синтеза исламской и нвисламской культур. Разнообразие этих тенденции и напряженное противостояние между вши вновь свидетельствует о многообразии тех, облгков и функцгЛ, с'которыми связан ислам,

Вашой характеристикой новейших исследований в'мирово?? ас-ламовздении стало признание возможности специфического разидтяя общества, в ходе которого сохранятся некоторое присущее сну элементы оопзалияоЗ и духовной структур.' НачСолзе раанрооургне-нной является тосрня сингезз традшпгонззх реязгаочпых структур этих общретв с западными нормами и понятиями с развитии общества. Причем самобытность данной культур:-,' в тоорчи синтеза приобретает новое качество. Вез большее распространение получает противоположная теория синтеза - теория конфликтного взаимодействия, в которой самобытность культуры приходит в противоречие с завыствованнаии елементами и правде всего западной :культурой.

В заключении диссертации подзодится итог исследования и формулируются основные выводы.

Обращение к проблеме специфики-арабской культуры как в западных, так и в арабских-исследованиях.вызвано необходимостью обоснования независимости и самостоятельности арабских стран в современных, глобальных процессах. В поисках основы самостоятельности исследователи обращаются к культуре, которая

предстает в виде системы взаимосвязанных элементов, важность которых меняется в зависимости от условий развития всей арабской цивилизации.

Определить самобытность арабской культуры и ислама возможно не посредством выделения общих характеристик данной культуры, а через рассмотрение взаимодействия духовных факторов о другими компонентами социальной регуляции.

В ходе утверждения самобытности арабской культуры и формирования сзоего общества арабские мыслители много сделали, что- . бы показать необходимость обращения к культурному достоянию, ценностям и достижениям прошлого. Особенно плодотворно эти достижения использовались в утверждении единства арабских народов мусульманского региона. Влзсте с тем большие трудности для этих мыслителей доставлял вопрос о сочетании стабильности и развития. Интеграция и сохранение самой системы оборачивались препятствием для развития. Выход из этого арабские мыслители видели через осмысление возможности эндогенного развития, означавшего развитие общества при опоре на собственные силы не только в рамках арабской культуры, но и всей исламской цивилизации.

Таким образом; гиперболизация культурной самобытности, с одной стороны, является тормозом или препятствием процесса модернизации общества, с другой - без учета специфики невозможно эффективное и устойчивое развитие. В ходе исторического развития специфика общества сохраняется, несмотря на растущее вовлечение общества в современные мировые процессы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Понятие культурной самобытности в общественной мысли арабских стран //'Актуальные проблемы современной науки-90. Тезисы Ш научной конференции болгарских аспирантов в СССР с международным участием. М., 1990 г. - 1,1 а.л.

2. Понятие культурной самобытности в националистических концепциях арабских мыслителей стран Ближнего Востока // Страны Азии в 80-х годах: политика, экономика, идеология. Сборник статей. М., Институт востоковедения, 1990 г. - 1,2 а.л. .

3. Национализм и национальная культура в странах Арабского Востока (XX век) // Западная Азия: этнополитическая ситуация. Сб.статей. - находится в печати. - 1,0 а.л.

4. Наср С.Х. О творчестве западных исламоведов // Р1 об-

17

щественные науки за рубежом, серия 9, й 5, 1989 г., ИНЮН -0,4 а.л. . -

5. Васр С.Х. Исламский мир: настоящее и будущее //РЖ общественные науки за рубежом, серия-9, й 5, 1989, М., ИНГОН -0,2 а.л.

6. Движение исламского возрождения // РЖ общественные науки за рубежом, серия 9, й 5, 1990 г., М., ИНГОН - 0,5 а.л.

7. Матти Р. Египетские мыслители о Даамаль ал-Дине аль-Афгани. // Р2 общественные науки за рубежом, серия 9, № 5, 1990 г., М., ИНГОН - 0,3 а .л.