автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на арабском Востоке на современном этапе)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Томе, Элиес Асад
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на арабском Востоке на современном этапе)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на арабском Востоке на современном этапе)"

рг8 -од

шскоБссС; госудагствешл лзее?с:гп;1 ал. !.!. В. Ломоносова

На правах рукописи

ТОМЕ Элиэс Асад

Ио, тональный вопрос (национальный и

ре ж I факторы ка арэбско;.: Востоке еэ

современном этапе)

,кость 09.00.06 -

религии, свободомыслия и атеизма

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук Москва - 19ЭЗ

Тео-

Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведения, философского факультета Цоскозского государственного унгсерсптета як. !Л.З.Ломоносова.

Научны!; руководитель - доктор философских неук, профессор Новиков Ц.Ц.

Научный консультант - доктор философских наук,

Тахуризина о .'А,

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

Ионова АЛ.

- кандидат философских наук, доцент Грызлов В.Ф.

Зедуэая организация - Российский независимый институт

социальных а национальных проблем. Исследовательский центр "Религия в современном обществе"

Защита состоится "__ 1993 г. в __часов

на заседании Специализированного совета Д 053.05.84 по философским наукам при Московском государственном-университете имени Ы.В.Лсвюносрва по адресу 117234, Москва, Ленинские горы,

_Чг«Э 1?/Г*11*1АРНН" ксгяуб лыллофегчИ.

лйУУшакультгт, II этан, аудитория Ь_

С диссертацией полно ознакомиться в библиотеке 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан "_"_192о г.

Ученый секретарь Специализированного совета, доктор философских наук,

профессор _Никонов К.И.

- г -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТН

Актуачы-ость темы исследования обусловливается прежде яегго тег.:, что проблока-связи ислама с политическим!-. дшшшяяш запишет важное место в бытии арабского мира на стыке IX-XXI веков. Правда, арабский мир может смотреть на себя в русле пятнадцати прошедших веков Хидирк. Однако это имеет "ценность" скорее в системе сравнительных иллюзий, нежели в реальном положонни арабского мира сегодня. Тем не менее, данные иллюзии обладав! определённой соой влияния в современных националистических в национально-рзлкгиознис идеологиях. Они диктуют свою логику в Срокении всевозможных. концепций соотнесения религии (ислама) к национализма (арабизма).

Следует подчеркнуть, что отношение арабов к исааму неоднозначно в исгорки и современности. Бо многом это связано с различными культурными» кзыковыш историческими, собственно религиозными и другими факторами. Зги факторы, будучи объективными моментами, способствовавшими формированию исторического и национального самосознания арабов, не равноценны ни по своим составляющим элементам, ни по своой значимости; они выполняют разшв функции в мировоззрении и политическом сознании различных социальных сил. Следовательно, существует необходимость в исследовании содержания и смысла исторической культуры (з контексте данной диссертации -ислама) и специфики её преломления в современных идеологиях.

Важность и актуальность проблемы "ислам и национальный вопрос" определяется таете и тем, что она стаЕкт перед релих&ввдением в целом (и ксламоведзнием - в частности; задачу выявления и послздую-

щего исследования новых аспектов таких проблем, как соотнесение религии и культурного наследия, специфика связи религии к национализма в современном мире, религии к политики, религии и государственности, место религии в современных идеологиях национализма. Всё перечисленное придаёт - настоящему исследованию практическую и политическую значаюсть. Отношения ислама и -национализма ь современном арабском мире"-, это не чисто академическая тема, но и острая политическая, национальная и культурная .проблема, от решония которой во многом зависят характерен направленность развития арабского мира.

Состояние научной оазсао'отанности темы

йсследовгии соотношения ислама и национального вопроса в арабском мире «мает свое давнюю историю, неизменно вызывая интерес представителей философской науки и рели^бведения. Их внимание к данной проблема было обусловлено не просто обнаружением связи ислама и арабского-национализма, а, главным образом, тем, что реально ислам гак ¡ш иначе оказался задействованным в мотивах и обоснованиях, прияававцих и отвергавших его идеологиях арабского национализма. В данаом контексте монно сказать, что исследование соотношения ислада и национализма связано с фактом формирования и развития арабской национальной мысли на стыке 19-20 веков. Это отчетливо видно в грудах как религиозных (аль-Л^гани, й.Абдо, аль-Кава-киби, Р. Рида к другие), так и светских (1. Сабунджи, Б.аль-Буста-ни, Н.аль-Азура, К. Зурзйк, С.аль-Хусари и другие) идеологов.

С конца второй мировой войны по мере усиления освободительной борьбы за независимость нацконачьная проблема в арабском мире на-

чкнает приобретать помимо политического ещё к экономически:': г. культу иный характер. Ооретенио независимое1! i;, неудачные ишьтк:; ооъе-динения арабов и усиление противоречивых тенденций во всех сферах общественной жизлк арабского мира вызвали внимание исследователей к проблемам арабского, национализма. Крупным вкладок а /.«¡следование арабского национализма яелеются труды арабских и советских учоных, посвященнуе проилоы&п истории ооцсстьонно-полпт/леской шелк, различных :го представителей. Следует отметить, в частности, работы А. Хаураии, Т.П. Тихоновой. Исследованию проблем иелгыа и нааиона-лизма посвящены работ« З.К. Левина, А. А. ад-Дури, Р.Ьгдзана и других.

В работах П.А. Грязневича, i:.U. Ше ¡¡лиана, П.Б. Луцкогс. Х.аль-Алави, Е. Корма и других исследуется история отноааюя арабов к исламу и влияния последнего на.арабский менталитет. Назая тенденция трактовки этой истории со всеми её проблемами рассматривается в ра-

I

богах таких авторов, как А.алъ-Арави, Ацониса, X. Днаита, к.Аркона, М.аль-Зхабари.

В связи с ростсм совремаппкх исламских политических движений вообще к фундаменталистских и экстремистских - в частности, вни.ма-низ исследователей было приковачо к анализу социально-политических, экономических и культурных условий возникновения этих движений. Эти аспекты были рас еж: трены' в монографиях и статьях Ф.АЗдуль-Джабара, М.М. альЛжанаби, -A.U. гль-Тазати, Б.С. ¿расова, LL Игнатенко, А.К. Поповой, Л.Б. Шльшевой, А.Б. й.лашенкс, Т„П. йлославской, Л.Р. Полонской, Б.М. Примакова. Несмотря на то, что эти работы имеют обшке методологические принципы в сбоях подходах « анализу аспектов роли и слала в общественно-полптическо,; гизш:, ass. отлкчавтея рпдом особенностей). Если такие авторы, как А.К. I.ohoss., А.Б. Ьплк-

¡мва, A.B. Г.алавснко ¿зучаат роль ислама в конкретно регионах и сгранах (Юго-Еос^очная Азяп, Пакистан, Ал^г.р), то в раоотах л.Р.По-лонско:; л Z.J,;. Прпл^шова ставятся реиазтся проблемы тссрзтдче-ского V. прогностического плана. Иная ориентация у работ :: исследовании Б.С. Ерасова и iU.i. аяь-Д;анаби. В них,'как правило, рассматриваются культурологические, аспекты проблем ислама и политики, способы ;; особенности преломления культурного наслодил в идеологиях соврзмеканх исламски псл::?пческ:::: движений. Работа ::е Аб-дуль-Лкабара носят остро политический характер и направлены на выявление консервативности и реакционности мусульманских политических дзи^зний ь арабском ,v.npc.

1.з всего зтого следует, что научная традиция выработки методологических подходов и способов анализа роли ислама в общественно-политической жизни арабского мира достаточно широка и явно или косвенно затрагивает проблемы ислама и национализма. Тем не менее, эти проблемы разработаны далеко не в полной мере. Они составляют широкое пола для дальнейшего научно-ф::лососского ü религоведческого анализа.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является создание целостного историко-философского представления о соотно- ■ шенш: ислама и национализма в арабском мире, воссоздание общего хода формирования п переплетения национального и религиозного в национальных и исламских идеологиях ХХ-го века, а также выявление перспектив их взаимовлияний.

Для реализации этой цели мы предлагаем:

- рассмотреть предвстория зтого вопроса в контексте арабо-мусульманской истории;

- определить характер сеяз!'. г. с л шла и арабизма в истории и со-времзиности; ч :

- -исследовать 'специфику и моего ведала в рвшелвс национальных проблем арабского ыкра;

- проследить тенденции развития к взаимосвязи сслака 1! национализма в идеологиях арабского иацкон&чизш'й исламского фундаментализма; . .

." -"рассмй'трзть этапы развития и основные характеристики светских и исламских идеологий б их отношении к арабскому единству, арабизму,'национальной самобытности и исламу; ч

- дать аначиз" общих тенденции ;: конкретных "п; векгов" с он ременного видения перспектив арабского единства и места ислама в нём.

Научная новизна

В исследовании дана систематизация различных исламских идеологий и теоретических конструкций, которые ставят парад собой цель нахождения "истинного" либо "оптимального" ретоцня проблем ислама к национализма з арабском мире. Б данной диссертация исследуется масяаотво проблем, ¡»меящих непосредственное отношение к теоретическому и политическому ечнтезу традиций и-современности в общественно-политических двнхонлях современного ислама.

Научная новизна работы определяется пренде зеего выбором темы, до с;:х пор не получиЕшей'доляного рассмотрения з философской и ис-ламозадчоской литературе.

несмотря на то, что проблемы синтеза религии 2 политики в ислама имеют свою спзци^лку и свою историю, ош: приобули новое содержание на рубеге XX века. В диссертации исследуется новые аспекты этой проблемы, которые не имели в прошлом столь ваяяого или само-

стоятельного статуса, а именно, национальный аспект. Отсада выявление диссертантом несостоятельности утверждений большинства современных мусульманскш: идеологов о якобы "решенностк" вопроса о соотношении ксляаа а национализма.

В диссерации обосновывается тезис о том, что национальный вопрос в арабсхси мирз ставился в качестве государственного и культурного вопроса лишь з начале XX в.,'т.е. национализм в арабском ыире возник в связи с определенными условиями развития арабов и их государственности на стыке Х1Х-ХХ нв. Анализ собранных и исследуемых нами работ исторического, политического, идеологического, философского, культурологического планов показывает, что отношения ислама и арабов имели разное содержание в различные исторические периоды, т.е. от не носили некоего "субстанционального" характера. Они отрзгазя з той или иной форме связь, соединяющую арабо-мусуль-манскую государственность (халифат) с её идеологией (исламом). Это отчетливо зкдю при анализе предыстории светского и религиозного национализма з арабском мире. Диссертант.обосновывает положение о том, что идея национализма имела под собой.объективные причины в экономической, политической, культурной и религиозной нкзни арабского мира на стыке Х1Х-ХХ веков, что подтвергдается в результате анализа теоретических к политических воззрений основных представителей общественно-политических течении арабского дара в.первой половине ХХ-го века.

Элементен новизны исследования мокно считать систематизацию воззрений таких шел и тела и, как аль-Ашгани, ы.Абдо, Р. Рида в контексте теш диссертации, рассмотрение мусульманского реформаторства как особого пзаста исламской культуры, сыгравшего вааную роль в фор-

мироваяии осноь национально го салшсэзнанип. Новизна диссертации заклкчаетсЙ^ь^анализе идей основателе.! современного мусульманского радикального фундаментализма в лице Х.аль-Банна и Саиида Кутба, а также в исследовании современного исламского 'фундаментализма, в оценке его теоретического и политического потенциала лля решения национального вопроса.

Элемент • новизна заключен и в выявлении особенностей формирования идеологии национализма с начала XX века до конца второй мировой войны. Показано, что специфика этой идеологии и общие тенденции ее развития сконцентрированы вокруг проблем национальной самобытности к политлчоско:; свобода (национальной независимости).

Подвергнуты крптическюлу анализу баасизм к нассризк и дана философская, религиоведческая и политическая оценка этях идеологий; рас.смотрекы причина и последствия кризиса светских националистических концепций и специфика формирования нотзых идо о логик арабо-кс-камсг.ого национализма как попыток поиска альтернативы.

Теоретическое и практическое значение диссеэтаняи. 1.ете риалы и выводы диссертации могут быть использованы в далыгэйсях исследованиях общих проблем яелзкэзедбния, специальных проблем, связанных с выявлением сущности арабского национализма, с определением роли ислама в политических движениях тех или иных стран. К тому >::с материалы диссертации могут быть использозаны в преподавании курса истории речигиии свободомыслия , философии религии к религоваденил.

Апробации диссертации. Диссертация обсуядаласъ на заседании кахедры философ::и религии и религ'озздения философского факультета . 1ГУ им. !.:.В. Ломоносова была рекомендована к залито.

Структура работы. Диссертация состоит из ^ведения, трех глав,

заключения :: списка л::т?рагуры по исследуемой проблематике.

Основное сог.ш'нанке диссертации

Зо ¿ведении оОоснозывается актуальность теми, рассматривается степень оё научной разработанности, определяются дели и задачи исследования,'.его теоретическая и источниковедческая база, раскрывается научная, новизна :: практическая значимость работы..

Пепъая глава - "ислам ь политической ¡хтори:; стран арабского Востока" - состоит из двух параграфов: "Ислам в государство" (§ I) а "Эпоха "Возражения" кшг.^шгог. а;:г парада: -кслаискок^общостзвн-ао-пояпзпчзскоз иысак г. арабскоь: лфо" (§ 2).

Эта глава посвящена'анализу проблем, связанных с общей постановкой вопроса об исламе и государстве. Здесь дается исторический и теоретически^анализ различных аспектов проблемы возникновения и роли ислама в формировании арабской государственности," его места в культурном и национальном самосознании арабов.

В первом Еараграфе показано, что'распространённое мнение о единстве и тождестве ислама и арабского национализма - отнюдь не вымышленная проблема к имеет под собой как исторические, так" и идеологические основания. Обращается внимание на то, что эта проблема стала объектом не столько теоретических спекуляций, сколько политических интересов. От способа её решения во многом зависит то, каким образом Судет развиваться арабский мир. Иными словами, она имеет социально-политическки, экономический и культурный характер. Отсюда - значимость исторического анализа роли, ислама в формировании государственности арабов.

¿¡ксссгтантс:.; показано, что развит;:-.; араиско;! гооуларсгзешю-сти и ислама шло параллельно, хотя он к к не всигла Онлк дополняющими друг друга компонентами. ¡¿ели первоначальный иезам со своим монотеизмом был призван ооьедпиять арабов к объективно содействовал образована государственности, то в послсдуоцсм ого "интернационализация" привела к потере "национального ядра" $ нем самом, что обусловлено присущим исламу антинационаликичесЕГм характером. В силу этого ислам не мог превратиться в какую-либо целостную национальную идеологию.

Во Bïope:/, параграфе рассмотрено ваххабитское лвг.жение - предтеча та;: называемой эпохи Возрождения. В диссертодиг показываатся, что движения за "возврат к истокам" были известны б истории многих народов и цивилизации. Вопреки утверждениям любителей "экзотики" и искателей всего "специфического" в исламе мусульманский мир из одинок в этих периодических поисках "очищения" вера» Что касается ваххабизма, so он оыл первым из четырёх чрупнейэих салашитских дви-schmm, которой вогдЕкло первоначально в качестве сдеой из форм религиозного протеста протга "ереси" и "отхода" от основ первоначального ислама, и содержало в себе некоторые элементы протеста против раздросленностк к бесконечных межплеменных ;¡ внутрзнних распрей. Сдряко в дальнейшем он превратился в "целостную" гоьпткчоскую и государств еннум идеологий, приведшую к ооьедзяелив Арзийского полуострова к к созданию, в результате этого, современной Саудовской Аравии. Тем самым ваххабизм выступил в качества определённого рода синтеза ислама к политик.1:, приведшего у. созданию со^тветствукаей спстьш государственности. В диссертации доказывается, что, замыкаясь б рамках Аравплского ¡.о.туострова, ваххабизм ь силу определён-

кых политически г. культурны:-: причин и условии превратился в своего рода государственную религии одного государства, т.е. утратил роль "объединяющей силы" арабского мира, зке этот уакт свидетельствует о том, что религиозная идеология в арабско;.: миро не спосоона реиать исоблеш арабского единства или предложить действенную альтернативу раздробленности арабского мира.

аахкоы место в диссертации занимает анализ вклада мусульманских реформаторов в развитие исламской политической шелк. Диссертантом показано, что реформаторы, в отличие от "возрокденцев" ХсгШ -первой половины XIX вв., видел;; решение проблемы-восточного общества не на путях изоляционизма, консервации архаических ¡::орм культуры, а чеиез их преобразование и достижение Зостоког/. достойного места на арене всемирной истории, что уже само но иаОе свидетельствует о сделанном ими значительном шаге вперёд.

Автор пытаася доказать, что ислам усилиями мусульманских ре- • форматоров трансформировался в некие рационалистическое учение, об-раденное к социальным, политическим, культурным и национальным-проблемам, всё больве отдаляющееся от собственно религиозного содержаще . В диссертации показывается, что в сложном..лроцоссе становления современных шоры политического мышления роль идеологов "возрождения" в ряде случаев существенно отличалась от позиций традиционно ортодоксально настроенных богословов. В форме "возрождения ислама" осуществлялся святаз традиционного и современного, хотя традиционное всё ещё оставалось на первом плане. "Возрогденцы" были заинтересованы не в пассивности, а в политической активности масс. Их идеология бцла своеобразный "мостом" ме^ду традиционным религиозным и

современным политическим сознанием, в чём и проявлялась прежде всего ее реформаторская сущность. Ре~орматоры-модеря::сты западнс-го типа отразили буржуазную тенденцию развития в белее чистом виде.

Различия иегду традпдионализмок и реформат ер стз ом и внутри' самого реформаторства - между западничеством и воирозденчеством, зародившимися в конце XIX в. и сохранившимися в большей или меньшей степени на разных этапах исторического развития вплоть до наших дней, не всегда отчётливо обнаруживались в позициях-отдельных идеологов. В новейшее'время различия мекду религиозными реформаторами стали проявляться и в их отношении к светскому буржуазному национализму. Если основатель панисламизма аль-Аага:;и в вопросах антиколониальной борьбы в целом не противопоставлял идей исламской солидарности национализму, то в 30-е годы XX в. многие идеологи возрождения открыто.противопоставляли панисламизм национализму, который трактовался ими как идеология западного типа. Что касается мусульманских модернист ов-западник ов, которых в период новейшей истории нередко называли националистами, то они либо питались "синтезировать" панисламизм.с буржуазным национализмом, л::бо открыто отдавали предпочтение последнему.

Зтсрзя глава -" "Мусульманский фундаментализм :: арабская национальная проблема" - состоит,из трёх параграфов: "Подъём "политического ислама" и феномен возрождения фундаментализма" (§1), "¿акторы возникновения современного исламского фундаментализма" (§ 2), "Национальный вопрос в "политическом- исламе" современного фундаментализма (5 3).

Здесь рассматривается различные аспекты-феномена исламского фундаментализма з современном арабском мирз, анализируются ¿сгори-

чес::..с ¡: кульгурнке пгидпосылк:: вс;-:;-:;п:«05оакл п ].азз::гкя rai; бьог.ого "политического исзиг".

В работе тмочсно, ч: о отход лз^зкин исламского обновления ст г.росвзт::то.~ьской лг.нш: •;. возобладание консервативного салсг.«л-ского тачания - это феномен, который нельзя рассматривать в отрыве от самой исторической действительности. Он логически вытекает из слабости классовых сил, стремящихся i: содпалъиич переменам, переходу от феодального (или дофеодального) к канит^листичси»ому обществу или, по крайней маре, к такому обществу, в котором есть езсто для развития рационального начала.

Феномен "политического ислама" (как явленно историческое а политическое) рассмотрен в диссертации как своего рода.неадекватная, антидемократическая реакция на бесперспективность существующих социально-экономических и политических структур созромзннкх арабских государств. Та:::;м образом, если бы в арабском мире существовали демократические свобода к подлинная борьба млений, тс в условиях современного государства "исламский проект" мог бы потерять сво'э притягательность. Но поскольку государстве оставалось теократическим или лолутеократическим, притягательность "л сиамского проекта" не то:;ько не уменьшилась, но дазе увеличилась.

Что касазтся исламского фундаменталиста в совранном арабском мире в целом, то диссертантом показано, что причины его усилз-ккп связана главным образом сс спецификой развития капитализма в странах арабского яыра. Сна характеризуется згмеаяык вызкаталюшом государства, следовательно, и становлением государственного капитализма, который способствовав решит непреодолимого противоречия: необходимости капиталистического развития и дефицита средств накоп-

леш'.п для обеспечении условий перехода к капитализму в зависимых странах, jtot путь ведёт к угублению внутренних социальных, иоли-тичоскихи культурных конфликтов. . . .

Вместе с тем, в диссертации доказывается, что исламские политические движения есть продукт общественно-экономического и политического кризиса и попытка его разрешения путём обращения к исламскому наследию.

Ванное моего в диссертации-занимает анализ специфики современного "политического ислама" в силу переплетения в нем религиозного начала с национальными проблемами современного арабского мира.

Под "политическим исламом" в'диссертации подразумевается не просто то направление, которое соединяет воедино ислам и политику,

и£<г ¿се. -¡¿¿.¿л ¿¿cstue. ¿-е ¿{¿¿с -^Л^ллам-А

в той или иной степени отчётливости осознание и попытку реализации единства религий и политики. "Политическим исламом", по нашему мнению, является то общее направление, которое включает в себя всё разнообразив возрожденческого фундаментализма, то.направление, которое ставит своей задачей создание исламского государства как средства и- цели своего политического действия. В работе показано,, что "политический ислам" имеет свои социально-экономические, политические и культурные предпосылки, что он представляет собой одно из наиболее радикальных течений современного ислама, пытающихся найти решение современных проблем арабского мира, в том числе и национальной.

Тоетья глава - "Эволюция национализма в период с конца XIX в. до современности" - состоит из пяти параграфов: "ксх-орическиз и антропологические данные и гипотезы об арабской самобытности" (§ I); "Особенности развития идеологии национализма с конца XIX в. до окон-

чания Второй■ ю.ровой воины" (§ 2); "Сочетание идеологии национализма к ислама в баасизме ¡: нассризме" (§ 3), "Панарабизм и региональный национализм. Причины и следствия кризиса светского ка-..ционалкзма" (§Л), "Поиск арабской самобытности'в новых концепциях национализма. Перспективы диалога манду националистами и ислаже хами" (§5).

Здесь наряду с общим изложением представлен:',ь; диссертанта об исторических к антропологических данных об "арабской самобытности" содаржся детальный анализ особенностей развития идеологии арабского национализма: баасизма и ласеризма, панарабизма и панисламизма, соотношения ислама и национального вопроса, всевозможных идеологических альтернатив светского национализма и "последовательного" фундаментализма.

В диссертации показано, что арабское нациопачьное двкнение в офоршэнном виде возникло лишь б конце XIX в. До этого врьмени "национальное", движение ещё не имело собственных отчётливо выра-квнных черт как вследствие отсутствия чётко сформулированной позиции, так и ввиду незрелости социально-политических условий, необходимых для формирования национального сознания на теоретическом уровне. Это, однако не означает, что арабская интеллигенция не испытывала на себе влияния европейской националистической идеология, а её представители не стремились с этой идеологией познакомиться.

Нами доказано, что общеарабская националистическая мысль не была продуктом каких-то .чрезвычайных обстоятельств, а возникла к развивалась в соответствии с ходом ^исторического развития на протяжении XIX в. и с его ваанейшимп событиями. Среди предпосылок.

~ ооуслов!ЗШИ>: возникновений националистических идеи, следует отметить реформаторскую деятельность цухаммеда Али, программы возрождения арабского обцества, ьыраиотаниые Рифаатом ат-Тахтави, Хейр ад-Дином ат-Туниси, проекты рсгазрц, предложенные Дгамаль ад-Дп-ном аль-Афганп, аль-Кавакиби и Мухаммедом Абдо. К зтоыу следует добавить то внешнее давление, которое испытывало арабское общество со стороны Османской империи, а такие западного колониализма. С возникновением ь арабском обществе новых классов (национальной и компрадорской буржуазии, средних слоев, в том числе - либеральной интеллигенции :: др.) национальная идея подверглась воздействию настроенш; этих новых классов, a также пасх-роений ^нроккх народных касс.

Таким образом, националистическая идеология явилась продуктом реформаторского и обновленческого движения, продолжением и развитием программ либерального возрождения арабского общества и в то не время выразителем общественного протеста против зависимости и колониализма. U в атом смысле данная идеология была реформаторской и прогрессивной.

Вместе с том, диссертантом доказано, что первоначальная националистическая традиция, (как идеологи?: г практика) не мсгла?освободиться от свойственных' ей иллюзий дзге там, гдй она выглядит более последовательной. Примером этого являются баасизм и насе-ризм. В диссертации доказывается, что и баасизм, и аасеризм в ка-кои-то степени остались на уровне Интуитивного политического восприятия vex или иных положении "национальной.идеи"..

В третьем параграфе - "Панарабизм и региональны!! национализм. Причины и следствия кризиса светского национализма1! - нами рас-

\

смотрены различии« и-.герг.регашп; причин,, перечеркнувши;: воз»:г-ность единства :: пиЛГОч;шши:: позитивным лотенциач идеи панарабизма, а так::е различные воззрении на панарабизм - от полного его отрицании до "исламской альтернатива". Здесь показано, что идейные направления, рассматривающие причины поражения современной концепции панарабизма,'сходятся в том, .что нельзя отделять друг от друга внутренние внешние ^акторы - материальные. (социально-экономичрекио и политические) к духовные (культурные и идеологические). Объектом теоретического, анализа представителей этих идейных течения становится зесь комплекс основных причин спада панарабизма и успеха его регпоналистской' "альтернатив!;", вкразен-ной в существованш. множества арабских государств. Некоторые исследователи панарабизма склонны усматривать причины его поражения в личных недостатках самих арабских юнионистов. Одной из глазных причин спада пачарабизма, по мнению большинства исследователей, было пренсбрекекие к региональным проблемам. Б диссертации проводится мысль о том, что регионализм в арабском мире по многим своим идеологическим показателям является реакционным течением, обслуживающим корыстные интересы узкой прослойки правящих кругов. Основная исходная посылка регионализма - забвение истории-и упор на географию, что объективно ведёт к складыванию новых элементов узкогеографического шовинизма. Это обусловило многие проявления политического, юридического и культурного, регресса в теории и № практике.

В пятом параграфе - "поиск арабской самобытности в новых концепциях идеологии национализма. Перспективы диалога между националистами к исламистами" - наш показано, что спад внимания к сват-

ской концепции национализма в известном смысле означал снижение интереса к его традиционной модели. Говоря точнее, этот спад о'ыл результатом банкротства той националистической модели, которая возникла в ходе борьбы за политическую независимость. В 70-е и 30-е года данная модель была предметом жарких дискуссий, которые вили арабские политики (и идеологи-радикалы, и националисты) по вопросу о тан называемом кризисе арабского освободительного движения. 2 этих дискуссиях высказывались различные точки зрения: одни выступали за принятие* действительности такой, какая она есть, другие призывали к выступлениям против центральной власти, в том числе некоторые - к вооруженным. В.среде этих идеологов возникло идейное точение, приверженцы которого искали "логическое в историческом", стремясь понять сущность современного этапа развития арабского общества и определить перспективы его дальнейшего развития.

Основная предпосылка критического, пафоса данного идейного течения состоит утверждении необходимости, всестороннего пересмотра арабской культурной реальности. Критическое осмысление существующей действительности не требует скорого и исчерпывающего ответа на всё вопросы, ато лишь отказ пассивно принимать действительность такой, какая* она есть. Это есть первая кардинальная задача, которая, как утверндают представители "данного течения, входит в противоречие с той решительной убеждённостью, которая характерна.для идей, фундаменталистов. '

Проведённый в.диссертации"детальный анализ концепций аль-дра-_зи, аль-Даабери, Дгаита приводит нас к выводу о-том, что,представители данного течения попытались применить критический рационализм ~

для осуществления историко-философского 15 культурного анализа поставленные проблем, обратившись к поиску идейных корне, "общей судьбы" арабов и стремясь найти отдельные элопзнты этих корней в материальной духовной истории арабо-исламского мира. К в этом смысле они развили критическое направление с тачки зрения углубления идеи неприятия существующей действительности. Однако они не

/

впали в крайность и не утверждали, что современное состояши арабского мира является историческим грехом. В целом их взгляды явились выражением объединительной дэмокрагичоской тенденции в наци оналис ти ч вском двинен ии.

В диссертации доказывается, что, если в.прошлом характерно:' чертой взаимоотношений националистов а исламистов была их окосто-чённая борьба между собой, то на протянении последних тридцати лет в ходе социально-исторического и культурного развития общества ими были предприняты попытки добиться определённого согласия макду собой по ряду социальных вопросов.

Диссертантом показано, что центральной проблемой в современных альтернативных националистических идеологиях я в попытка;: теоретического осмысления национальной самобытности становится определение соотношении арабизма к ислама, т.е. соотношения национального и религиозного. «I поскольку последнеа, в, соответствии с нацио-. яальной традицией, не является чисто религиозным в точном смысле этого слова, а представляет собой продукт все£г: арабо-исламской культуры, постольку полемика кагду исламистами и националистами уже потеряла свою преанюю остроту. Благодаря этому создаются предпосылка для возмонногс компромисса менду ними, т.е. своего рода внутреннего идейно-исторического-согласия по-в&прорс,б арабской национальной проблеме.

Анализ воззрений различных представителе;"! светских, религиозных и сиктозпрушпх -типов современных идеологи» арабского мира (по данного аспекту) приводит нас к выводу о том,'что пыне выри-совываотся ¡сачистьонно нозан (в георлич иском к идеологическом сознании) постановка задачи реализации тех идейных и практических целей, которые двигали, арабскими националистами ещё в качало века, т.е. стремление реаить проблему национальной самобытности и дооигь-ся арабского единства.

В заключении подведены итоги исследования и намечены контуры более детального и углублённого анализа проблем ислама а национального вопроса в современном арабском шре.