автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Детская литература как средство инкультурации

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Кудрявцева, Елена Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Детская литература как средство инкультурации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Кудрявцева, Елена Борисовна

Введение.

Глава 1. Роль детской литературы в социализации.

§ 1.1. Особенности отечественной детской литературы XVIII в.

§ 1.2. Российские педагоги XVIII в. о значении литературы для воспитания.

Глава 2. Особенности сложившейся практики воспитания во второй половине XVIII в.

§ 2.1. Формирование дворянства как привилегированного сословия и европейское Просвещения.

§ 2.2. Воспитание и положение ребенка в семье в различные периоды его жизни.

§ 2.3. Формы образования дворянских детей.

Глава 3. Воспитательная направленность детской литературы второй половины XVIII в.

§ 3.1. Нравственные чувства и добродетели.

§ 3.2. Отношение к положению в обществе и богатству, социабильность и формы поведения.

§ 3.3. Отношение к разуму и знанию, представление о здоровье, религиозные и эстетические ценности.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по культурологии, Кудрявцева, Елена Борисовна

Обоснование проблемы исследования и ее актуальность. Человек воспринимает окружающий мир через призму культуры, через те культурные коды, которые формируются, как правило, в детстве. Один из важнейших элементов культурных кодов — язык, который является социальным средством хранения и передачи информации, средством приобщения человека к знаниям, ценностям и нормам. Ценности и ориентиры, выраженные в художественной форме, проникают в более глубокие пласты сознания, чем прямые дидактические указания. Слово, обращенное к детям, является особенно действенным, поскольку оно изначально формирует, а не переделывает сложившиеся представления. Поэтому для вхождения в культуру молодым поколениям столь важна литература, формирующая их образную картину мира.

На каждом этапе исторического развития появляются новые каналы трансляции культуры. Книги, написанных специально для детей, стали массовым явлением культуры в XVIII в. В период Просвещения складывалась единая общеевропейская культура, распространялась она новыми для того времени каналами трансляции, одним из которых стала литература. Современники называли изменения, произошедшие с ней, «книжной революцией». Одним из новшеств того времени стало появление детской литературы, которая была специально создана просветителями, как педагогическое орудие для воздействия на юные умы и распространения своих идей. В своих педагогических сочинениях они говорили о важности приобщения к книжной культуре молодого поколения. С момента своего появления и до сих пор детская литература была и познавательной, и развлекательной, но всегда ее важнейшей функцией является формирование ценностной системы личности. Как известно, не зная образцов, лежащих в основе социально-воспитательной деятельности, нельзя понять культуру какого-либо исторического периода [198. С 33]. Поэтому именно к функции литературы, связанной с формированием системы ценностей и нормативного образца, обращено наше внимание.

В эпоху информационных технологий обращение к печатному слову становится менее популярным, изменились приоритеты и методы передачи культурных кодов. Электронные каналы трансляции культуры строятся в основном на аудиовизуальном представлении о мире как более легком для восприятия. Литература требует встречных интеллектуальных усилий, адекватного понимания текста, функциональной грамотности. Информация, заложенная в письменном тексте, лучше структурирована и требует большей сосредоточенности. Юный читатель должен приучиться «видеть в литературном тексте акт мысли»[177. С 4]. Кроме понимания текста требуется переживать, чувствовать его, наслаждаться им эстетически. Если все это происходит при первых встречах с книгой, то высока вероятность того, что человек приобщится к книжной культуре. В период глобализации, когда трансформируются национальные культуры, появляются новые технологии, расширяется понятие грамотности, интеллектуальное и культурное развитие личности приобретают стратегическое значение, а роль книжной культуры, как это не парадоксально, не отмирает, а возрастает, хотя и приобретает характер некой элитарности. Сейчас, когда, по мнению специалистов, все более теряется вкус к чтению [См. напр.: 227], важно, с одной стороны, сохранить детскую литературу как живой организм, а с другой — учесть исторический опыт становления, развития и функционирования этого канала трансляции культуры.

Обращение к детской книге XVIII в. связано, как уже упоминалось, с тем, что это был период становления этого нового для отечественной культуры канала распространения знаний, влияния на систему ценностей, на формирование идеала личности и ее поведения в новых социальных и исторических условиях. В ситуации, когда еще не сложилась общественная система воспитания, было трудно найти хороших учителей, образование не было систематичным, влияние литературы на распространение ценностей, пропагандируемых просветителями, среди молодежи было решающим. В круг детского чтения, безусловно, входили и книги, написанные для взрослых, но они остаются за рамками данного исследования. Наше внимание обращено к новации века Просвещения — детской литературе, а также к социальной среде ее распространения, ее идеологическому и дидактическому содержанию и, главное, ее влиянию на инкультурацию и социализацию. В XVIII в. детская литература в основном была распространена среди дворянства, поэтому мы обратились к изучению именно этого социального слоя, который стал потребителем нового канала трансляции культуры. В детской литературе той эпохи отразились представления просветителей о человеке и его месте в мире, ставшие основой формирования нормативного образца личности, системы ценностей и норм поведения привилегированного сословия.

Мы рассмотрели теоретические труды педагогов-просветителей, чтобы понять, какое значение они придавали детской литературе и чтению для воспитания нового поколения. Чтобы понять не в общих чертах, а более детально рассмотреть, какие ценности пропагандировались и распространялись детской литературой, как основные понятия Просвещения трансформировались в российских условиях второй половины XVIII в., был провести контент- и кластерный анализы текстов детских книг того периода.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологиические основания исследования были сформированы с опорой на фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых: М. Блока, А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана, М. Оссовской, Б. Ф. Поршнева, JI. Февра и др.

В работе над диссертацией мы обращались к работам по проблемам изучения чтения. Основополагающими работами являлись классические труды о книжной культуре Н. А. Рубакина. Большое значение имели работы, вошедшие в выпущенный в 1920-х гг. под редакцией А.К.Покровской и Н.В.Чехова сборник «Материалы по истории русской детской литературы (1750-1845)», в котором, кроме библиографии детской книги, помещены статьи по проблемам детского чтения и истории литературы для детей. Определенный интерес представляла работа А. П. Бабушкиной «История детской литературы» (1940). Несмотря на небольшой объем, очень ценной оказалась статья «Книга, читатели, чтение» Р.Шартье, анализирующая проблему «революции в чтении» в эпоху Просвещения, а также работы современного исследователя в области книговедения А. Ю. Самарина. В его монографии «Читатель в России во второй половине XVIII в.» подтверждается факт распространения книг в основном в дворянской среде. Полезными для нас так же были работы о видах восприятия текста и роли книг в западной культуре

B. JI. Рабиновича и В. П. Шестакова.

В 1960-1980-х гг. был создан ряд справочников, без которых немыслима работа современных исследователей истории книги и ее роли в отечественной культуре. Это, например, аннотированный указатель книг и публикаций в журналах «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях» под редакцией П. А. Зайончковского и «Сводный каталог русской книги XVIII в. гражданской печати».

Роль книги в истории отечественной культуры в интересующий нас период отражена в работах А. Н. Веселовского, Г. А. Гуковского, В. К. Кантора, А. А. Кизеветтера, В.О.Ключевского, Ю.М.Лотмана, Г. П. Макогоненко,

C.П.Мельгунова, П.Н.Милюкова, А.Н.Пыпина, С.М.Соловьева. Более углубленное представление о том, как работала книга в определенной социальной среде, дают работы по истории дворянства отечественных авторов А.Б.Каменского, Е. Н. Марасиновой, С.С.Минц, И. А. Парай-Кошица, А.В.Романовича-Славинского и Н.Д.Чечулина. Кроме российских исследований были использованы работы зарубежных историков И. де Мадариага и Дж.Товрав. Для изучения литературы как коммуникативного канала распространения системы ценностей, формирования общеевропейского пространства культуры большой интерес представлял сборник работ европейских авторов «Мир Просвещения».

Разработка данной тематики невозможна без обращения к трудам, непосредственно посвященным истории воспитания и образования. В диссертации были использованы труды М. И. Демкова, П. Ф. Каптерева, Н. О. Лавровского,

К. Г. фон-Раумера, Д.А.Толстого и К.Шмидта. Из литературы популярного характера на эту тему интересна работа О. С. Муравьевой.

Среди исследователей, занимавшихся проблемами культуры детства, можно особо выделить двух авторов. Французский историк школы «Анналов» Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» первый обратил внимание на проблему выделения детства как особой стадии человеческой жизни в истории. Глубокому анализу подвергнуты различные аспекты проблем детства в работах российского исследователя И. С. Кона.

Все перечисленные работы, раскрывая определенные стороны истории книг, культуры, образования и воспитания, не рассматривали детскую литературу как новый коммуникационный канал распространения культурных ценностей Просвещения, как средство инкультурации. В настоящем диссертационном исследовании предпринимается попытка, опираясь на вышеперечисленные труды, определить роль детской литературы в воспитании молодого поколения дворянства конца XVIII в. и формировании русской культуры в целом.

Объект исследования — отечественная детская литература XVIII в.

Предмет исследования — роль, место и механизмы влияния детской литературы на формирование ценностной структуры личности на примере воспитания дворянства в России второй половины XVIII в.

Цель работы — выявление характера воздействия детской литературы на процесс формирования социально-нравственных идеалов личности, в условиях становления русской национальной культуры при взаимодействии с другими европейскими культурами, а также концептуальное обоснование этого влияния в трудах российских просветителей.

Исходя из данной цели, задачами исследования стали: рассмотрение истории появления и развития детской литературы в России

XVIII в. и новые формы социального общения, инициированные книгой; выявление отношения русских просветителей к детской книге как к средству развития личности ребенка, его внутреннего мира; рассмотрение особенностей дворянского сословия как основного носителя и потребителя новой культуры второй половины XVIII в.; рассмотрение сложившейся практики воспитания и обучения дворянских детей во второй половине XVIII в. и место детской литературы в этой системе; проведение детального анализа текстов детской литературы XVIII в. для выявления заложенных в них ценностей, идеалов, нормативного образца личности и др.; выявление роли просвещенческой детской литературы как фактора формирования нового типа личности. Источниковая база исследования. Источниками для изучения создания идеального социально-значимого образца у дворянских детей послужила детская литература, а для изучения рефлексии ее значения и функции — педагогические сочинения того периода. Источники, использованные в данной работе, можно подразделить на пять типов.

Первый тип — это детская литература XVIII в., изданная в России на русском языке. Она может быть разделена на три крупных блока: а) сборники рассказов и стихов; б) наставления и нравоучения; в) азбуки. В исследовании были проанализированы 23 книги всех трех типов, отобранные на основании изучения «Сводного каталога русской книги гражданской печати XVIII в.». Хотя во второй половине XVIII в. издано более 200 детских книг, исходный анализ показал, что одни и те же сюжеты встречаются в разных книгах. Это позволяет рассматривать выборку проанализированных книг как репрезентативную.

Второй тип составляют теоретико-педагогические сочинения русских и европейских авторов: И.И.Бецкого, И.Г.Зульцера, ЕкатериныII, Дж.Локка, С.Ф.деМеца, М.Монтеня, Н.И.Новикова, А.А.Прокопович-Антонского, Г. Н. Теплова, Ф. С. Фенелона, И. Е. Шварца.

Третий тип — воспоминания современников, в которых есть упоминания о детстве, воспитании и чтении книг соответствующего периода. Это мемуары и литературные произведения мемуарного характера С.Т.Аксакова, Д.Благово, А.Т.Болотова, Ф.Ф.Вигеля, Г.С.Винского, А.Р.Воронцова,

С.Н.Глинки, Е.Р.Дашковой, Г.Р.Державина, И.И.Дмитриева, А.Е.Лабзи-ной, И. В. Лопухина, П. И. Полетики, С. Протасьева, Г. И. Ржевской, Н. Суш-кова, И.Ф.Тимковского, Н.И.Толубеева, С.А.Тучкова, Б.Тьебо, В.С.Хвос-това, С. Шевырева, Л. Н. Энгельгардта.

К четвертому типу относятся официальные документы, касающиеся воспитания, к пятому — газетные объявления учебных заведений и учителей.

Научная новизна. Новизна данной работы заключается в том, что она рассматривает роль детской литературы (и заложенных в ней педагогических идей) как нового для XVIII в. механизма инкультурации и социализации дворянства. Впервые на основании детального анализа текстов отечественных детских книг эпохи Просвещения выявлены иерархия ценностей, нормативный образец личности, чувства, представления и понятия, которые задавались молодому поколению дворянства. Показана степень совпадения социальным потребностям нового сословия и трансформация некоторых идей западных просветителей.

Теоретическая значимость — развитие представлений о роли книги в инкультурации и социализации, о месте детской литературы в формировании системы ценностей личности и нормативного образца поведения.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использовать полученные результаты в научной и преподавательской деятельности, при разработке курсов по истории культуры и культурологии, социологии чтения, культуре детства и др. Положения, выносимые на защиту:

• Во второй половине XVIII в. в России параллельно существовало два вида воспитания — ролевое (традиционное и социально обусловленное) и личностное (пропагандируемое просветителями).

• Основная масса дворянских детей во второй половине XVIII в. воспитывалась и обучалась дома. Сословность, доминирующее значение службы, иерархичность, недоверие к эмоциональной жизни и личности определяли специфику российской семьи, одной из основных функций которой была подготовка детей к служению в иерархии как семейной, так и государственной. Система образования в России только начинала складываться, существовало лишь несколько закрытых учебных заведений. Учительство еще не стало профессией. Образование не было систематичным. В этих условиях детская литература была основным каналом распространения идей Просвещения, что осознавали сами просветители.

• Несмотря на строгую иерархичность общества, в отличие от допетровского времени, поведение дворян было более свободным, поэтому возрастала роль идеального типа личности как образца для подражания, который для нового поколения задавался детской литературой.

• На основе анализа 23 детских книг XVIII в. выявлена иерархия ценностей, которую просветители пропагандировали среди детей. Первое место занимала нравственность, второе — социальные и поведенческие представления; далее следовали социабильность и европейские формы поведения, разумность поведения и приобщенность к европейскому знанию, заботливое отношение к здоровью, религиозные ценности и эстетические чувства.

• Из анализа текстов детской литературы второй половины XVIII в. следует, что нравственность, служение на благо общества, европейские манеры, энциклопедичность знания, самоконтроль, основанные на разумности, и умеренность — вот идеал воспитанного человека.

• Следование этому идеалу не соответствовало российским реалиям, поэтому, с одной стороны, частично трансформировались идеалы, а, с другой стороны, часть людей сопротивлялась тотальному правительственному контролю за частной и общественной жизнью.

Апробация. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора культурологических проблем социализации Российского института культурологии. Основные положения и выводы исследования были изложены в выступлениях на научных конференциях «Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки» (Москва, 1994); на научно-практическом семинаре «Методология исследования и формирования социокультурных практик» (Москва, 2001,2003); «Румянцевские чтения-2004» (Москва, 2004); «Образование в пространстве культуры» (Москва, 2004).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Детская литература как средство инкультурации"

Заключение

В Европе существовало не однообразное Просвещение, а складывалось единое поле культуры, происходила интенсификация культурного обмена и развитие форм коммуникаций, возникали новые социальные связи, которые в каждой стране принимали свои формы. Особенностями русского Просвещения было то, что оно развивалось в русле государственной политики, масонство, как новая форма социальной связи, оказало большее влияние на распространение просвещения, чем в других странах и то, что новые идеи и представления коснулись тонкого слоя общества. Одним из важнейших дискурсов того времени, в котором активно участвовали русские просветители, было воспитание. В России много писали о проблемах воспитания и образования, создавались учебные заведения, была проведена реформа всеобщего образования. Новой формой коммуникативного обмена стала литература, появились и новые ее формы, в том числе детская литература, которая стала новой формой образовательной практикой. Литература для детей стала проводником идей Просвещения среди молодого поколения привилегированного сословия и послужила основой формирования идеального образа российского дворянина.

У человека, выросшего на детской литературе XVIII в., должна была сложиться иерархия ценностей, на первом месте которой находились нравственные понятия. Историческая реальность диктовала иное — дворянство, не смотря на юридическую свободу и экономическую независимость, было организовано на основе табеля о рангах, который диктовал поставить на первое место идею служения. Это противоречие отразилось в практике воспитания и в противоречивости сознания, отмеченного исследователями социальной психологии дворянства [189. С. 88-89, 95, 104 и др.]. Идея служения имела разные толкования. Представители государственного Просвещения говорили о служении монарху; а те, кто принадлежал к общественному направлению, о служении обществу.

На следующем месте в иерархии ценностей стояли наличие европейского воспитания, разумность и знания. Социабильность и приобщенность к европейской культуре, проповедовавшей равенство всех людей, стала признаком элиты, владевшей «крещеной собственностью». Просвещение в Европе поставило под сомнение основы религии. Особенностью русского общественного направления в Просвещении была его религиозность и все-таки в детской литературе религиозные ценности переместились на предпоследнее место. Детская литература впервые стала объяснять детям значение поддержания здоровья и правильного развития тела и развитие эстетических чувств.

Отечественные теоретики воспитания уделяли большое внимание развитию чувств, рефлексии и психологических состояний, помогавших человеку ориентироваться в новых культурных и социальных обстоятельствах. Человек с развитыми чувственно-нравственными представлениями неминуемо должен придти к сопротивлению тотальному контролю государства за частной и общественной жизнью, что считалось почти оппозицией в российской иерархической системе. Практика воспитания по этим принципам, например, в Благородном пансионе при Московском университете, показала неоднозначность результатов развития такой иерархии ценностей. Воспитанники пансиона были хорошо образованными и культурными людьми. Они были востребованы государственным аппаратом, но многие из них становились в прямую оппозицию государству.

Детская литература стала мощным проводником новой для России культурной традицией, которая в начале XIX в., т.е. когда выросло поколение, воспитанное на ней, уже воспринималась как своя.

 

Список научной литературыКудрявцева, Елена Борисовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Уфа, 1977.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Ред. кол. Г.Н.Волков, С.Ф.Егоров, А.Н.Копылов. М. 1985.

3. Барсов, Антон Алексеевич. Азбука церковная и гражданская с краткимипримечаниями о правописании. М., при Имп. Моск. ун-те., 176826.

4. Бецкой И. И. Генеральный план Московского Воспитательного для приносимых младенцев Дома // ПСЗ РИ. Т. 17. № 12957.

5. Бецкой И. И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества // ПСЗ РИ. Т. 17. № 12785.

6. Бецкой, Иван Иванович. Устав воспитания двух сот благородных девицучрежденнаго е. в. государынею имп. Екатериною Второю. СПб., при Имп. Акад. наук, 1768-1769.

7. Описание книг XVIII века сделано по «Сводному каталогу русской книги гражданской печати XVIII в. (1725-1800)». Т. 1-5. М., 1962-1967.

8. Бецкой, Иван Иванович. Устав Имп. Шляхетнаго сухопутнаго кадетскаго корпуса учрежденного в Санктпетербурге для воспитания и обучения благороднаго российскаго юношества. СПб., при Шляхетн. Сухо-путн. кад. корпусе, 1766.

9. Благово Д. Рассказы Бабушки : Из воспоминаний пяти поколений записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989.

10. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные имсамим для своих потомков. М., 1931.

11. Болотов А. Т. То же. Тула, 1988.

12. Болотов, Андрей Тимофеевич. Детская философия, или Нравоучительныя разговоры между одною госпожею и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей. Ч. 1.-2. [М.], при Имп. Моск. ун-те., 1776-1779.

13. Вигелъ Ф. Ф. Записки Филиппа Филипповича Вигеля. М., 1891.

14. Винский Г. С. Мое время. СПб., 1914.

15. Волконская М.Н. Записки княгини Марии Николаевны Волконской. /

16. Перевод с фр. А. Н. Кудрявцевой. СПб., Б.г.

17. Воронцов А.Р. Записки графа А.Р.Воронцова // РА. 1883. Т. 1 (2).1. С. 223-290.

18. Глинка С.Н. Русские анекдоты военные и гражданские, изображающиесвойство и знаменитое деяние русских в различных состояниях, с присовокуплением некоторых стихотворений, изданные Сергеем Глинкой. Ч. 1-2. М., Унив. тип., 1811.

19. Глинка С.Н. Записки // Золотой век Екатерины Великой : Воспоминания. М., 1996. С. 17-165.

20. Дашкова Е. Р. Записки кн. Е. Р. Дашковой. Лондон, 1859.

21. Дворянская империя XVIII в. Основные законодательные акты.

22. Сб. документов / Сост. М. Т.Белявский. М., МГУ, 1960.

23. Детския забавы, или Собрание кратких повестей, разговоров и нравоучений, служащих к увеселению и наставлению детей. Ч. 1 и 2. М., Унив. тип., у В. Окорокова, 1792.

24. Детское чтение для сердца и разума. Ч. 1-20. М., Унив. тип. у

25. Н. Новикова, 1785-1790. (журнал).

26. Детское чтение или Собрание повестей и других сочинений, способныхк забаве и наставлению детей. Переведено. СПб., Тип. Морс. кад. корпуса., 1783.

27. Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866.

28. Документы и материалы по истории Московского университета второйполовины XVIII века / Под ред. М. П. Тихомирова. Т. 1-2. М., 1960-1963.

29. Дружеские советы молодому человеку, начинающему жить в свете. 2-еизд. с поправлением прежняго. М.; печ. при Имп. Моск. ун-те, 1765.

30. Екатерина II, имп. Гражданское начальное учение // Екатерина II, имп. sk Российская азбука для обучения юношества чтению. Напечатанная У для, общественных школ по высочайшему повелению. СПб., при

31. Имп. Акад. наук, 1781. С. 24-47.

32. Екатерина II, имп. Избранные сочинения императрицы Екатерины II.1. Кн. 1. СПб., 1890.

33. Екатерина II, имп. Инструкция кн. Н. И. Салтыкову при назначении егок воспитанию великих князей // Екатерина II, имп. Избранные сочинения императрицы Екатерины И. Кн. 1. СПб., 1890.

34. Екатерина II, имп. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения / Под ред. Н. Д.Чечулина. СПб., тип. имп. Акад. наук., 1907.

35. Екатерина И, имп. Письма имп. Екатерины II (1729-1796) к ф) Ф. М. Гримму // Сб. Императорского Русского исторического общества. Т. 23. СПб., 1878. С. 488.

36. Екатерина II, имп. Российская азбука для обучения юношества чтению,напечатанная для общественных школ по высочайшему повелению. СПб., при Имп. Акад. наук, 1781.

37. Екатерина II, имп. Соч. Екатерины II. Т. 3. СПб., 1849.

38. Жанлис, Стефании Фелисите де. Всеобщее нравоучение, служащее кнаставлению обоего пола и всякого состояния людей. Сочинение г. Жанли. Переведено с франц. И.И.Виноградовым. СПб., при Имп. Акад. наук, 1796.

39. Жанлис, Стефании Фелисите де. Добрая мать, комедия в трех действия. Из Театра о воспитании детей г-жи графини Жанлис. Переведена Е.Баскаковой. М., Унив. тип. у Ридегера и Клаудия, 1796.

40. Золотницкий, Владимир Трофимович. Наставление сыну. Екатеринослав, 1796.

41. Зульцер, Иоанн Георг. О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение с немец. На российск. яз. перевеное Дм. Семеновым. Изд. 2-е. М., тип. Комп. типографич., 1787.

42. Кант И. Собр. соч. в 8 т. М., 1994.42а. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1882.43. Катехизис. Гродно, 1787.

43. Лабзина А.Е. Воспоминания. СПб., 1914.

44. Ламбер, Ани Терез де. Письма госпожи де Ламберт к ея сыну о праведной чести и к дочери о добродетелях приличных женскому полу. СПб., тип. Акад. наук., 1761.

45. Ленобль, Эсташ. Светская школа или отеческое наставление сыну ообхождении в свете чрез г. ле Нобль. С франц. на российск. яз. перевел Сергей Волчков. СПб., при Имп. Акад. наук, 1761.

46. ЛоккДж. Мысли о воспитании // ЛоккДж. Сочинения : В 3 т. / пред. И. С. Нарский, А. Л. Субботин. Т. 3. М., 1985.

47. Лопухин И.В. Записи сенатора И.В.Лопухина. Лондон, 1859. Репринт-^ ное воспроизведение. М., 1990.

48. Меца, Саломон Теофилъ де. Долг чадолюбивых родителей к детям. Соч.

49. Соломона Феофила де Меца, медицины доктора. Перевод с франц. М., тип. при Театре, у Хр.Клаудия, 1793.

50. Молитвенник. Брюсель, 1980.

51. Монтень М. Опыты. Избранные главы. М., 1991.

52. Московские ведомости. М., Унив. тип. 1763-1785. (газета)

53. Новиков Н.И. Близ царя, близ смерти // Н. И. Новиков. Избр. пед. соч. М., 1959. С. 75-85.

54. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей // Н. И. Новиков. Избр.пед. соч. М., 1959. С. 89-177.

55. Новиков Н.И. О должностях человека в отношении к Богу и к миру //

56. Н. И.Новиков. Избранные соч. М., 1951. С. 387-393.

57. Новиков Н.И. О раннем начале учения детей // Н.И.Новиков. Избр.пед. соч. М., 1959. С. 185-192.

58. Новиков Н.И. О сократическом способе учения // Н.И.Новиков. Избр.пед. соч. М., 1959. С. 193-201.

59. Новиков Н.И. Об эстетическом воспитании // Н. И.Новиков. Избр. пед. Г соч. М., 1959. С. 202-209.

60. Новиков Н. И. Письмо о домашних учителях // Н. И. Новиков. Избр. пед.соч. М., 1959. С. 210-218.

61. Новиков Н.И. Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание // Н.И.Новиков. Избр. соч. М., 1951. С. 405-414.

62. Новиков Н.И. Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве // Н.И.Новиков. Избр. пед. соч. М., 1959. С. 178-184.

63. Покаянные молитвы. М., 1993.

64. Щ 64. Полетика П И. Мои воспоминания // РА. 1885. Кн. 3 (11). С. 305-336.

65. Прокопович-Антонский А.А. Рассуждение о воспитании. 2-е изд. М., Унив. тип., 1809.

66. Протасьев С. Страницы из старого дневника // Русский быт. Ч. 2. ^ Вып. 3. М., 1923. С. 46-47.

67. ПСЗ РИ. Т. 10. №№ 7235, 7171.

68. ПСЗ РИ. Т. 11. № 8726. ^ 71. ПСЗ РИ. Т. 14. № Ю724.72. ПСЗ РИ. Т. 15. № 11444.73. ПСЗ РИ. Т. 17. № 12785.74. ПСЗ РИ. Т. 18. № 12949.75. ПСЗ РИ. Т. 20. № 14392.76. ПСЗ РИ. Т. 21. № 15379.

69. ПСЗ РИ. Т. 22. №№ 16058, 16275, 16421.78. ПСЗ РИ. Т. 23. № 16895.

70. Ржевская Т.Н. Памятные записки Глафиры Ивановны Ржевской. // РА.1871. (год 9). № 1.С. 1-52.

71. Роллен, Шарль. Способ, которым можно учить и обучаться словесныхнаук. Сочинен г. Ролленом, а с франц. на российск. яз. переведен И.Крюковым. Ч. 1. СПб., при Имп. Акад. наук, 1774.

72. Российская азбука для обучения маленьких мальчиков, с сказочками,приличными их возрасту и с картинками. М., тип. Селивановскаго и товарища, 1795.

73. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969 (Литературные памятники).

74. Санктпетербургские ведомости. СПб., тип. Акад. наук, 1763-1782. (газета)f) 84. Служебник. М., 1792.

75. Сушков Н. Воспоминания о московском университетском благородном пансиона Н. Сушкова // Чтение в импер. обществе истории и древностей российских. 1848. Кн. 1. С. 31-104.

76. Татищев В.Н. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах //

77. Татищев В.Н. Избранные произведения / Под ред. С.Н.Валка. Л., 1979. С. 51-132.

78. Теплое Г. Н. Генеральный план гимназий или государственных училищ //

79. Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. С. 213-220.

80. Теплое, Григорий Николаевич. Наставление сыну. Напечатано 2-м тист.

81. СПб., при Имп. Акад. наук, 1768.

82. Тимковский И. Ф. Записки Ильи Федоровича Тимковского. Мое определение в службу//РА. 1874. Кн. 1 (6). С. 1377-1466.

83. Толубеев Н.И. Записки Никиты Ивановича Толубеева (1780-1809). Рукопись из собрания А. А.Титова. СПб., 1889.

84. Тучков С. А. Записки // Русский быт. Ч. 2. Вып. 3. М., 1923. С. 112-118.

85. Тъебо Б. Из воспоминаний Богдана Тьебо // РА. 1901. № 3. С. 364-397.

86. Фенелон, Франсуа де Салиньяк де Ла Мот. О воспитании девиц сочинение г. Фенелона архиепископа дюка Камбрийскаго с франц. яз. переводил Ив.Туманский. Изд. 3-е. М., Унив. тип., у Н.Новикова, 1788.

87. Фонвизин Д. И. Собр. соч. : в 2-х т. / Сост. и подгот. текста, вступ. ст. икоммент. Г. П. Макогоненко. Т. 1-2. М.-Л., 1959.

88. Хвостов В. С. Записки // Русский быт. Ч. 2. Вып. 3. М., 1923. С. 77-78.

89. Чувствование молодых сердец Нет титульного листа. Б.м., Б.г.

90. All. 2. Переплетено вместе с книгой Прохоров М. Детский магнит. М., 1800.

91. Шварц И.Е. Отрывки из лекций покойного профессора И.Шварца //

92. Друг юношества и всяких лет. Ежемесячное издание. М., 1813. № 1 (янв.). С. 85-101.

93. Шевырев С. Антон Антоныч Прокопович-Антонский (Посвящается всемвоспитанникам Университетского пансиона) // Москвитянин. 1848. № 8. С. 189-206.

94. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. Факсимильное издание М., 1983.

95. Энгельгардт JI.H. Записки // Русский быт. Ч. 2. Вып. 3. М., 1923.1. С. 95-98.1. Словари и энциклопедии

96. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского московского Университета. М., 1855.

97. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. СПб.-М.,1882. Репринт. 1991.

98. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах / Сост. Г.А.Гла-ватских и др.; науч. ред. П. А. Зайончковский Т. 1-5. М., 1976-1989.

99. Психология. Словарь. Изд. 2-е испр. и доп. Под общ. ред. Петровского А.В. и Ярошевского М. Г. Сост. Карпенко Л. А. М., 1990.

100. Русские издания для детей XVIII века. 1725-1800 гг. / Сост.

101. Н.Ф.Чернышева / Отд. детских книг ГПИБ, МК РСФСР, АН СССР. М., 1989.

102. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в. (17251800). Т. 1-5. М., 1962-1967.

103. Сводный указатель к «Русскому архиву» П.И.Бартенева / Сост.

104. А. Б. Каменский, А. Ю. Каменская. М., 2001.

105. Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный.2.е изд. Ч. 1-6. СПб., 1806-1822.

106. Словарь русских писателей XVIII в. / РАН Ин-т русской литературы

107. Пушкинский дом). Л., Наука, 1988-1999.1. Литература

108. Ransel D.L. Russia and the USSR // Hawes J.M., Hiner N.R. (eds). Childrenin Historical Perspective : An International Handbook and Reserch Guide/ N.Y. 1991. P. 471-489.

109. Tovrov Jessice, Russion Noble Family. N.Y., 1987.

110. Wachtel A.B. The Battle for Childhood : Creation of a Russian Myth.

111. Stanford University Press, 1990.

112. Александрова Е.Я., Быковская И.М. Культурологические опыты / М-вокультуры РФ. Рос. акад. наук. Рос. ин-т культурологии. М., 1996.

113. Алексеева О. В. Библиография русской детской книги (1717-1854) //

114. Материалы по истории русской детской литературы (1750-1845). Подред. А.К.Покровской и В.Н. Чехова. Вып. 2. М., 1929. С. 7-152. (Далее «Материалы по истории.»).

115. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

116. Аръес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

117. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1962.

118. Ахиезер А. С. Специфика российской политической культуры и предметполитологии (Историко-культурное исследование) // Pro et Contra. 2002. Лето. Т. 7. № 3. С. 51-76.

119. Бабушкина А. П. История детской литературы. М., 1940.

120. Бартель В. В. Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи : Автореф. дисс. . канд. культурологии / Сарат. гос. ун-т. Саратов, 2002.

121. Баткин JI.M. Несколько нудных замечаний в ответ на увлекательныедетские вопросы» // Одиссей. Человек в истории. 2001. М., 2001. С. 46-50.

122. Белявский М. Т. Школа и образование // Очерки русской культуры

123. XVIII в. Ч. 2. М. 1985. С. 258-293.

124. Бирюков П. Б. Чтение и компьютер в жизни студентов // Человек читающий. Homo legens-2. / Отв. ред. Б.В.Бирюков и И.А.Бутенко. М., 2000. С. 25-41.

125. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., Наука, 1973.

126. Большакова А.Ю. Феномен русского менталитета: основные направления и методы исследования. О пользе самопознания (Вместо введения) // Российская ментальность: методы и проблемы изучения М., 1999. С. 94-128.

127. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. М., 1965.

128. Быховская И.М. Знание о культуре : культурософия— культурология — культуроведение. // Культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика / Редкол.: Е. Я. Александрова и др. М., 1998. С. 7-17.

129. Быховская И.М. Культурологическая составляющая образования: запрос времени или фантазия энтузиастов // Школа XXI века: Культурологическая подготовка учащихся : Сб. ст. / Сост. С. И. Козленко, А. А. Трошин. М., 2001. С. 4-12.

130. Валщкая А. П. Русская эстетика XVIII в. М., 1983.

131. Варцман К.А., Гусейнов А.А. Исторические образы морали //

132. М. Оссовская. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. С. 5-22.

133. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II.1. Пг., 1917.

134. Веселовский А.А. Сословие друзей просвещения. Дружеское литературное общество. Б.м., 1912.

135. Веселовский А.Н. Западное влияние в новой русской литературе.1. М., 1910.

136. Веселовский А.Н. Просветительный век и Александровская пора. Лекции. М., 1916.

137. Голубева Е.И. О читательских предпочтениях подростков 11-15 лет (поматериалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик — 98») // Человек читающий. Homo legens-2. / Отв. ред. Б. В. Бирюков и И. А. Бутенко. М., 2000. С. 48-54.

138. Гольцев В. Законодательство и нравы в России XVIII века. М., 1886.

139. Гросул В.Я. Русское общество XVIII-XIX веков : Традиции и новации.1. М., 2003.

140. Гросхоф X. Значение общественно-воспитательной функции литературы для изучения русского Просвещения // XVIII век. Русская литература XVIII века и ее международные связи. Сб. 10. Л., 1975. С. 54-58.

141. Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIIIв. Л., 1938.

142. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

143. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

144. Гуревич А.Я. Культура и история // Новая и новейшая история. 1991.1. С. 97-100.

145. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

146. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 31-43.

147. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра // Февр Л. Бои за историю.1. М., 1991. С. 501-541.

148. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост., послеслов. и коммент.1. С. А. Вайгачева М., 1991.

149. Демков М. И. Краткая история педагогики. М., 1910.

150. Джейкоб М. К. Масонство // Мир Просвещения : Исторический словарьред. Ф.Ферроне, Д.Роша. М., 2003. С. 274-285. (Далее «Мир Просвещения»).

151. Длугач Р.В. Дети и книги // Материалы по истории. Вып. 1. М., 1927.1. С. 265-301.1 152. Долгоруков П. В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. М., 1992.

152. Ерошкина А.Н. Деятель эпохи просвещенного абсолютизма И И. Бецкой //Вопросы истории. 1993. № 9. С. 165-169.

153. Жидков B.C., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности :картина мира и власть. СПб., 2001.

154. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли. В 2 т.1. СПб., 1907.

155. Изард К. Е. Эмоции человека / Пер. с англ.; под ред. Гозмана Л. Я. и др.1. М., 1980.

156. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русскойистории и культуры. М., 1989.

157. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии : Взаимодействие художественных культур. М, 1994.

158. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой.1. М., 1997.

159. Каменский А.Б. От Петра до Павла. Реформы в России XVIII в. М., 1999.

160. Каменский А.Б, Под сенью Екатерины. вторая половина XVIII в.1. СПб., 1992.

161. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в. : Традиции и модернизации. М., 1999.

162. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Пг., 1915.

163. Карп С.Я. Французские просветители и Россия. М., 1998.

164. Кизеветтер А. А. Исторические очерки. М., 1912.

165. Кобеко Д. Ф. Екатерина II и Ж.Ж.Руссо // Исторический вестник. 1883.1. Июнь. С. 603-617.

166. Кон И. С. Ребенок и общество : историко-этнографическая перспектива.1. М., 1988.

167. Кон И. С. Маргарет Мид и этнография детства // Mud М. Культура имир детства. М., 1988

168. Лавровский И.О. О педагогическом значении сочинений Екатерины1. Великой. Харьков, 1856.

169. Лавровский КО. Памятники старинного русского воспитания // Чтениев имп. Об-ве истр. и древ. Российских при Моск. Ун-те. М. 1861. Кн.З.С. 1-71.

170. Лавровский Н. О. Педагогическое значение сочинений Екатерины Великой. Харьков, 1856.

171. Лаппо-Данилевский А.С. ИИ.Бецкой и его система воспитания.1. СПб., 1904.

172. JIayx А. Бакмейстер и русский читатель эпохи Просвещения // XVIIIвек. Русская литература XVIII века и ее международные связи. Сб. 10. Л., 1975. С. 64-69.

173. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха //

174. Ю. М. Лотман. О поэтах и поэзии. СПБ., 1996.

175. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русскогодворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994.

176. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. : Кн. для учителя. М., 1988.

177. Лотман Ю.М. «Езда на остров любви» Тредиаковского и функции переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века НЮ.М.Лотман Избранные статьи. Т. 2. Таллин, 1992. С. 22-28.

178. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

179. Лотман Ю.М. Отражение этики и тактики революционной борьбы врусской литературе конца XVIII в. // Ю.М.Лотман Избранные статьи. Т. 2. Таллин, 1992. С. 134-158.

180. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века //

181. Ю. М. Лотман Избранные статьи. Т. 2. Таллин, 1992. С. 40-99.

182. Лотман Ю.М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника»

183. Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н.М.Карамзин Письма русского путешественника. Л., 1987. С. 525-606. (Литературные памятники).

184. Мадариага де И. Россия в эпоху Екатерины Великой / Пер. с англ.1. Н. Л. Лужецкой. М., 2002.

185. Макогоненко Г. П. Александр Николаевич Радищев. М., 1952.

186. Макогоненко Г. П. Николай Иванович Новиков и русское просвещение1. XVIII в. М.-Л., 1952.

187. Марасинова Е.Н. Вотчинник или помещик? (Эпистолярные источникио социальной психологии российского феодала второй половины XVIII века) // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). М., 1996. С. 135-145.

188. Марасинова Е.Н. Н.И.Новиков («Частный человек» в России на рубеже

189. XVIII-XIX в.) // Человек в мире чувств. М. 2000. С. 471-512.

190. Марасиноеа E.H. Понятие «честь» в сознании российского дворянинапоследняя треть XVIII века) // Россия в средние века и новое время. М., 1999. С. 272-292.

191. Марасиноеа Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века (По материалам переписки). М., 1999.

192. Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности // Коммунист. 1984. № 3.

193. Мелъгуное С. П. Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1914.

194. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 2. СПб., 1899.

195. Минц С. С. Мемуары и российское дворянство. СПб., 1998.

196. Минц С. С. Социальная психология российского дворянства последнейтрети XVIII — первой трети XIX веков в освещении источников мемуарного характера. М., 1981.

197. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII —начало XX): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства : В 2-х т. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2003.

198. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейшегодо нашего времени. Ч. 1-2. СПб., 1877-1878.

199. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.

200. Оссовская М. Рыцарский этос и его разновидности // Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. / Пер. с польск. К. В. Душенко. Под. общ. ред. А. А. Гусейнова. М., 1987. С. 25-176.

201. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. I-IV. М., 1985.

202. Порай-Кошиц И. А. Очерки истории русского дворянства от половины

203. XII до конца XVIII в. 862-1796. СПб., 1874.

204. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

205. Прядко И.П. «Простое прилежное читание» (о двух путях овладениялитературным языком) // Человек читающий. Homo legens-2. / Отв. ред. Б.В.Бирюков и И. А.Бутенко. М., 2000. С. 67-76.

206. Пыпин А.Н. Масонство в России XVIII и первая четверть XIX в.1. Пг., 1916.

207. Пятковский А. П. Ив. Ив. Бецкой (историко-биографический очерк) //

208. Дело. 1867. № 4. С. 287-308; № 5. С. 171-197.204а.Рабинович В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991.

209. Раумер фон К. Г. История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени. Ч. 1-2. СПб., 1875-1878.

210. Роджеро М. Воспитание // Мир Просвещения. С. 248-258.

211. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII в. доотмены крепостного права. СПб., 1870.

212. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М., 1977.

213. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.

214. Самарин А.Ю. Детское чтение в России в XVIII столетии. По мемуарамсовременников // Книгочей. Библиографический справочник для дела и досуга. 2001. Вып. 6. С. 79-88.

215. Самарин А.Ю. Читатель в России во второй половине XVIII в.1. М., 2000.

216. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. / Под ред. Н. А. Казаковой. JL, 1982.

217. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15-ти кн.

218. Кн. 13. Т. 25-26. М., 1965.

219. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания : Опыт этикофилософского исследования. М., 1974.

220. Толстой Д.И. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до1782 г. СПб., 1883.

221. Тополъский Е. Бедность и достаток как категории исторической концептуализации (Пер. с польского) // Одиссей. 1994. М., 1994. С. 265-273.

222. Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения М., 1999. С. 23-77.

223. Фаизова И. В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIIIстолетии. М., 1999.

224. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

225. Февр JI. Чувствительность и история. Как воссоздать эмоциональнуюжизнь прошлого // Л. Февр Бои за историю. М., 1991 С. 109-125.

226. Ферроне В., Рош Д. История и историография Просвещения // Мир1. Просвещения. С. 515-591.

227. Фрейхов В. Космополитизм // Мир просвещения. С. 31 -41.

228. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2004.

229. Чайковская О. Г. «Воспитание новой породы» людей (об одном социальном эксперименте XVIII в.) // Социол. исследования. 1987. № 2. С. 121-134.

230. Чехов Н.В. Очерки истории русской детской литературы // Материалыпо истории. Вып. 1. М., 1927. С. 17-87.

231. Чечулин Н. Д. Русское провинциальное общество во второй половине1. XVIII века. СПб., 1889.

232. Чудинова В. П. Читающие дети в мире книжной и «электронной» культуры // Человек читающий. Homo legens-2. / Отв. ред. Б.В.Бирюков и И. А. Бутенко. М., 2000. С. 55-66.

233. Шартье Р. Книга, читатели, чтение // Мир Просвещения. С. 295-303.

234. Шестаков В. П. Интеллектуальная история Кембриджа. М., 2004.

235. Шмидт К. История педагогики, изложенная во всемирно-историческомразвитии и в органической связи с культурной жизнью народов. М., 1880.

236. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920 годов. М., 2002.