автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Детская проза Магомед-Султана Яхьяева
Текст диссертации на тему "Детская проза Магомед-Султана Яхьяева"
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Магомедова Сагидат Ахмедовна
Детская проза Магомед -Султана Яхьяева
10-01.02 - литература народов Российской'Федерации
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор Акбиев С. X.
Махачкала -1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................. 3
ГЛАВА I. Проблемы развития детской литературы
и национальные художественные традиции.... 14
1. Идейно-теоретические основы развития детской литературы в СССР (СИГ)...................................................... 14
2. Фольклор и традиции детской литературы Дагестана......39
ГЛАВА II. Концепция нравственности в детскЪй прозе
М.-С. Яхьяева................................................................ 55
1. Творческая биография М.-С. Яхьяева................................ 58
2. Концепция романтического героя, жаждущего нравственного совершенствования.....................................64
3. Концепция справедливого героя........................................ 79
Глава III. Художественно-стилевые особенности
детской прозы М.-С. Яхъяева.......................111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................132
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................... 137
ВВЕДЕНИЕ
Дагестанская многоязычная литература входит в единый Российский творческий процесс как комплексная идейно-эстетическая целостность и своими достижениями обогащает духовную сокровищницу российских народов. Небольшой по территории и количеству населения Дагестан дал миру таких выдающихся мастеров слова, как Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Абдулла Магомедов (к сожалению, он мало переведен на русский язык), Эффенди Капиев, Расул Гамзатов, Ахмедхан Абу-Бакар, Камал Абуков, Магомед-Султан Яхьяев и другие. Их самобытный вклад в цивилизацию XX столетия подтверждает мудрость тезиса М. Горького, прозвучавшего с трибуны Первого Всесоюзного съезда советских писателей страны (1954г.) о том, что «количество народа не влияет на качество таланта» [56].
Творческие поиски отечественных писателей обогатили мировую литературу произведениями историко-социального и эстетического значения, выдвинули на авансцену личность, нацеленную на борьбу с несправедливостью и революционное преобразование общества, создали условия для взаимосвязей и взаимодействия разных художественных традиций и контактов отдельных высокоодаренных индивидуальностей.
Современной наукой уже сделаны определенные шаги: мы имеем в виду выход в свет исследований: «История советской литературы: новый взгляд» 1 и 2 части (по материалам Всесоюзной научной конференции М., Наука, 1993), «Способность к диалогу», 1 и 2 части (М., Наука, 1993), «История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая» Выпуск I (М., Наследие, 1995). В этом плане чрезвычайно интересный материал содержит и заочный «Круглый стол», организованный журналом «Вопросы литературы» на тему «Каким должен быть курс истории литературы?» (1987,9; 1998,1,8; 1996,3; 1997, март-апрель, 1998, январь-февраль)
Проблемы истории, эволюции и современного состояния многоязычной дагестанской литературы в контексте ее многомерных связей с художественными исканиями русской литературы и литератур народов Северного Кавказа, Востока обстоятельно изучены в монографиях Г. Гамзатова, М. Чудаковой, С. Алиева, К. Абукова, ,3. Акавова, А-К. Абдуллатипова, С. Акбиева, Г. Мусахановой, С. Хайбуллаева, С. Ахмедова, А. Вагидова, И. Асекова, М. Гусейнова, Ш. Мазанаева и др. Эти работы отличаются концептуальной четкостью: построены по принципу реальное и мнимое в национальных литературах.
Достижения дагестанской литературы, при наличии и определенных, может быть, даже неизбежных упущений, по наблюдениям названных выше и других авторитетных исследователей - неоспоримы. Вместе с тем ученые не всегда принимают во внимание успехи дагестанской литературы для детей. Она, действительно, располагает богатыми традициями, берущими свое начало в фольклоре и письменной литературе 20-х - 30-х годов
Для детей творили талантливые дагестанские писатели, явившиеся одновременно и педагогами, и составителями учебников, хрестоматий для национальных школ: А.Акаев, А-П.Салаватов, А.Аджаматов, Г. Темирханов, Т. Шалбузов, С. Абдуллаев, Ш-Э. Мурадов, И. Керимов и др.
В 30-е-50-е годы переводы русской литературы на языки народов Дагестана были включены как учебный материал в программы по литературе, и при этом особая забота проявлялась в сфере приобщения горских детей к классике и выдающимся произведениям современной русской литературы. Так, увидели свет на родных языках басни Крылова, сказки Пушкина, рассказы для детей Л. Н. Толстого, «Конек-горбунок» Ершова, стихи и сказки К. Чуковского, С. Маршака, повести «Тимур и его команда» и «Юкола» А. Гайдара, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, стихи Г. Ладонщикова, Я. Акима, рассказы М. Прилежаевой и др. Эти книги стали неотъемлемой частью национальной художественной
литературы, они сыграли и поныне играют огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании дагестанских детей и юношества.
В дагестанской литературе для детей был совершен подлинный скачок в связи с выходом в 50-е годы литературно-художественных альманахов «Дружба» на пяти языках народностей Дагестана (аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском и лакском). Примечательно и то, что главными редакторами альманахов были известные дагестанские литераторы Камиль Султанов, Магомед-Султан Яхьяев, Рашид Рашидов, Анвар Аджиев, Магомед-Загид Аминов, которые оказались и самыми любимыми детьми поэтами и писателями.
В течение десятилетий в этих изданиях непременно существовал раздел для детей, который знакомил их на родных языках с фольклором, стихами и поэмами как оригинальными, так и в переводах.
В 1980 году стал выходить в Дагестане и специальный иллюстрированный журнал для детей «Соколенок» - вначале на пяти, затем уже на семи языках. Вокруг детского журнала сплотились талантливые дагестанские писатели как старого поколения, так и молодые: Акай Акаев, Магомед Атабаев, Багаутдин Аджиев, Вагид Атаев, Абдулмежид Межитов, Набиюлла Магомедов, Магомедшапи Минатуллаев, Жаминат Керимова.
Огромный вклад не только в дагестанскую, но и российскую и всесоюзную литературу для детей внесли талантливые поэты Рашид Рашидов и Нуратдин Юсупов. Насыщенность стиха реальным жизненным содержанием, занимательность сюжета, психологически убедительное раскрытие характеров - черты, свойственные их творчеству, обновившие и обогатившие детскую поэзию Дагестана.
Творческий авторитет детской литературы, создаваемой поэтами и писателями Страны гор, высок, и не только в России и СНГ, но и во всем читающем мире. Тому свидетельство - многомиллионные переводы книг для дагестанских детей на многие иностранные языки в Европе и в Азии.
Не без оснований Всесоюзный пленум по детской и юношеской литературе в ноябре 1971 г. был созван в Махачкале , на нем произведения дагестанских писателей получили высокую профессиональную оценку. Еще один значительный факт: апрельский номер журнала «Детская литература» (1977 г.) был полностью посвящен детской литературе Дагестана. Сказанное свидетельствует о том, что дагестанская литература для детей является неотъемлемой частью духовного достояния современного общества.
К сожалению, опыт и достижения дагестанской детской литературы недостаточно исследованы. Нет раздела о путях развития детской литературы и в 2-томном коллективном труде «История дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1967), не нашли должного освещения проблемы становления и современного развития детской литературы и в «Очерках» о литературах отдельных народностей Дагестана.
Тонкий критик и исследователь дагестанской литературы Наталья Капиева в обстоятельной статье «Заметки о дагестанской детской литературе» более сорока лет тому назад (1954 г.) писала: в Союзе писателей Дагестана «... вопросами развития детской литературы . . . занимаются от случая к случаю, детских писателей не растят, не вникают глубоко в их работу. Почти ничего не пишут о вопросах развития детской литературной критики» [80].
Однако ощутимых улучшений в этой важной области литературной критики и науки не последовало. Правда, в книгах К. Султанова, М. Гасан-Гусейнова, Каз. Султанова имеются творческие портреты отдельных писателей, наблюдения над стилем ряда произведений и размышления общего характера. Некоторые аспекты зарождения и развития дагестанской детской поэзии освещены в методическом пособии X. Хаметовой «Стих-воспитатель», монографии Ф. Мухамедовой «Дагестанская детская поэзия» и диссертационной работе Н. Аджаматовой «Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец XIX - первая половина XX вв.)».
Ф. Мухамедова в своем монографическом труде «Дагестанская детская поэзия» характеризует зарождение и развитие дагестанской советской детской поэзии. На основе анализа обширного фактического материала рассмотрены пути ее зарождения и становления в 20-40 годы.
Автором подчеркивается, что прежде всего детская поэзия возникла на богатом наследии устного народного творчества, веками выполнявшего воспитательные и познавательные функции, а также этические нормы и эстетические устремления народа.
По мнению Мухамедовой одним из условий, способствовавших зарождению литературы для детей, явилось творчество и деятельность предовых дагестанцев, связанных с просветительством конца XIX - начала XX веков: Г. Алкадари, М-Э Османов, А. Акаев, М. Алибеков.
Ф.Мухамедова считает, что в 30-е годы дагестанская детская литература еще составляла часть «взрослой литературы».
Она упускает из виду, что в 20-е годы, в сборнике стихов. Т.Бейбулатова, А.-П. Салаватова, А. Омаршаева были выделены специальные разделы «Для детей», а кумыкский поэт А.Баширов уже в 30-е годы издавал целые сборники стихотворений для детей: "Мир детей" (1928 г.), "Пионер Кантив" (1934 г.), "Ким не эте?" (1934 г.). Это свидетельствует о том, что детская литература Дагестана стала отпочковываться еще в те времена. В дагестанской детской поэзии 30-40-х годов стихотворная литературная сказка заняла основное место.
Автор далее в своей работе говорит о детской поэзии 50-80-х годов, о путях его развития, проблемах, основных темах. Считает, что одной из развитых тем дагестанской детской поэзии является тема природы, которая имеет огромное нравственное и эстетическое значение.
Н.Аджаматова в диссертации "Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии" (конец XIX - начала XX вв.) прослеживает фольклорные и литературные истоки кумыкской детской поэзии.
В ней говорится о существующих жанрах кумыкского фольклора: колыбельные песни, частушки, игры, считалки, загадки, пословицы, скороговорки, детские сказки и о роли каждого из них в формировании детского мышления, духовно-эстетическом воспитании детей.
Становлению детской литературы способствовало творчество кумыкских поэтов-демократов и просветителей, И.Казака, М.-Э. Османова, А.Акаева, М.Алибекова, Н.Батырмурзаева, Т.Бейбулатова, А.-П. Салаватова, А.Баширова.
Одной из развитых тем дагестанской детской поэзии является тема природы, которая имеет огромное нравственное и эстетическое значение.
В ней говорится о существующих жанрах кумыкского фольклора: колыбельные песни, частушки, игры, считалки, загадки, пословицы, скороговорки, детские сказки, и о роли каждого из них в формировании детского мышления, духовно-эстетическом воспитании детей.
В работе большое место отводится творчеству Абусуфьяна Акаева, который внес в кумыкскую и вообще дагестанскую литературу огромный вклад: это стихи, лирические поэмы, книги светского содержания, антологии фольклора и литературы, словари, дастаны и другие произведения, которые легли в основу детской литературы, просвещения.
Отводится место и творчеству М. Алибекова, в своих произведениях который уделял особое внимание проблемам обучения, воспитания детей. Этих проблем он касался, в частности, в произведениях «Яхсайдагъы кумукъ къызланы арзалары» /«Жалобы девушек из Аксая»/, «Къумукъ яшланы арзасы» / «Жалоба кумыкских детей»/, «Яшланы охутугъуз» / «Обучайте детей». В них автор наряду с призывом отвергнуть старые адаты, мешающие жить нормально, призывает получить образование.
Из сказанного выше, можно заметить, что проблемы дагестанской литературы уже становятся объектом систематического изучения.
По проблематике и по уровню своего творчества заметное место в дагестанской прозе занимает народный писатель Дагестана Магомед-Султан Яхьяев. Его рассказы и повести печатались в журналах «Мурзилка», «Детская литература» и «Соколенок» и давно полюбились детям. В его книгах «Серебряный карандаш», «Герои одной улицы», «Салават», «Таинственный мешок», «Непоседа» дети живут увлеченно, ярко и самое главное - деятельно. Маленькие друзья М-С Яхьяева привлекательны своей непосредственностью, беспокойной мечтой, делом, всецело захватывающим их. Поэтому понятно, что его рассказы и повести массовыми тиражами изданы на русском языке и переведены на многие другие языки (украинский, узбекский, туркменский, татарский, башкирский, осетинский, кабардинский, балкарский, чеченский и др.), а рассказ «Звездочет» увидел свет на языке тамили, который распространен в странах Юго-Восточной Азии.
За книгу «Гости с гор» М-С Яхьяев в 1975 г. удостоен Республиканской ДАССР премии им. С. Стальского в области детской литературы. Это признание такой черты его творчества, как жизненная и психологическая достоверность. На XVI конгрессе Международного Совета по детской литературе Вирцбурге (ФРГ) книги М.-С Яхьява указаны в числе лучших произведений российской советской и детской литературы, которые активно служат нравственному воспитанию детей и молодежи.
В рассказах и повестях М-С Яхьяева, пишет Камал Абуков в предисловии к книге «Здравствуй, папа!», подкупает добрая фантазия, живая разговорная интонация, образный язык и действительно смешные ситуации, в которых оказываются незадачливые герои, и главное, как подчеркивает критик, в них - правда случаев, правда переживаний, правда увлечений, правда поиска и надежды [10].
В настоящем исследовании мы впервые предпринимаем попытку прочтения рассказов и повестей М-С Яхьяева с позиций их воспитательного
значения для детей и юношества. При этом творчество известного кумыкского писателя мы стремимся рассмотреть в сравнении с традициями русской литературы, с многоязычной литературой Дагестана как в прошлом, так и на современном этапах.
Актуальность проблемы. В истории литературы народов Дагестана есть немало творческих судеб, еще не получивших соответствующего историко-культурного и теоретического осмысления. В этом смысле большой научный интерес представляет творчество народного писателя Республики Дагестан М.-С.Яхьяева, писателя многогранного дарования, автора талантливых романов, драматических произведений, публицистических статей, детских повестей и рассказов.
Дагестанская детская литература, в том числе и кумыкская, известна своими творческими традициями. Свой вклад не только в дагестанскую, но и в российскую литературу для детей внес М.-С.Яхьяев. Анализ творчества М.-С. Яхьяева показывает, что главным героем произведений, созданных для детей, выступает правда в ее многообразных проявлениях. Именно правда и становится стержнем нравственности и гражданственности.
Однако это самобытное содержательно-эстетическое достояние мало изучено и совершенно не изучено в монографическом плане. Имеются лишь отдельные статьи и рецензии, опубликованные в периодической печати, посвященные произведениям М.-С. Яхьяева. Статья А.Нариманова "Повесть о Буйнакском // Советский Дагестан N 3, 1979 г.//, С.Алиев, С.Акбиев "Щедрость таланта" // "Дагправда", 1982 г.//, Б.Атаев "Арслан тувгъан уланлар'У/ «Ленин ёлу», 30 октября 1984 г.//, А.Гамидов «Кто виновен?» // «Ленин ёлу», 27 апреля 1989 г.//, Л.Ибрагимова «Портрет времени» // «Советский Дагестан», N 1, 1989 г.//, К.Абуков «Годы исканий и преодолений»// «Дагестанская правда», 11 декабря 1992 г.//.
Данная диссертация является по сути началом в изучении детской кумыкской прозы на примере писателя М.-С. Яхьяева и выявлении его вклада в детскую прозу Дагестана.
Цели и задачи исследования сводятся к изучению детской прозы М-С. Яхьяева и ее воспитательного значения. При этом творчество известного кумыкского писателя мы стремимся рассматривать в сопоставлениях с традициями русской многоязычной российской литературы, с многообразным творческим процессом, характерным для Дагестана как в прошлом, так и на современном этапе. Поставленная цель достигается решением следующих задач: - рассмотрением роли русского литературно -крититческого наследия и художественных традиций в формировании дагестанской детско