автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Абдурагимова, Минара Насрулаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Абдурагимова, Минара Насрулаевна

Введение

Глава 1. Малые жанры прозы в творчестве Кияса Меджидо-ва

1.1. Сказки как первый этап творческого поиска писателя

1.2. Идейно-художественные особенности ранних рассказов

1.3. Дидактико-просветительская идея в рассказах для детей

1.4. Этюд как самостоятельный жанр в прозе К. Меджидова

15-21 21-27 27-36 36

Глава II. Жанровое своеобразие повестей К. Меджидова

2.1. Описательно-лирические повести («Дети гор», «Правнучка») 47

2.2. Художественно-структурные особенности повести «Турфан» 60

2.3. Социально-бытовая повесть «Горы движутся»: проблема нравственного выбора 67

Глава III. Романы Кияса Меджидова как самый яркий этап творчества

3.1. Становление жанра романа в лезгинской литературе 86

3.2. Роман «Доктор с белой прядью»

3.2.1. Проблема жанрового определения романа 90

3.2.2. Конфликт как составной элемент художественной структуры романа 94

3.2.3. Антон Ефимов как выразитель нравственно-эстетических идеалов писателя 107

3.2.4. Художественно-выразительные особенности романа 114

3.3. Роман «Глубинные родники гор» как жанровая новация 122

3.4. Духовно-нравственные проблемы в романе «Глубинные родники гор» 125

3.5. Роман Кияса Меджидова «Красавицы родной земли» 13 7

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Абдурагимова, Минара Насрулаевна

Национальные литературы Дагестана представляют собой уникальное явление в плане многообразия жанровых, культурно-этнических и художественно-оригинальных особенностей. Как в каждой из национальных литератур, так и в общедагестанской литературе можно провести некую незримую грань между основоположниками художественной прозы и их продолжателями, преемниками. Эта грань служит не для определения хронологических рамок в истории развития национальной литературы, а скорее для мотивировки художественного уровня произведений писателей старшего и младшего поколений, чтобы подчеркнуть нелегкость пути первопроходцев в художественной прозе, показать значимость их лучших произведений на фоне отсутствия многовекового литературного опыта в прозе.

Несомненно, что искусство, в частности литература, движется вперед творениями лучших представителей, которым свойственно более глубокое понимание духа времени и умение убедительно и художественно ярко показать сложность и противоречивость современного им этапа истории.

Культурно-этнические, национальные, личностные особенности, масштаб таланта писателя определяют многообразие художественных форм, стилей, методов, специфику национального элемента, соотношение пространственно-временных категорий в его художественном мире.

Богатство гуманистических идей, общечеловеческих истин, представленное через совершенство художественного содержания и формы, искусное переплетение исторических судеб народа с судьбами отдельных личностей, напряженные сюжетные коллизии и так далее, позволяют говорить о высоком уровне словесно-художественного мастерства писателя-творца.

Многообразие жанров, форм, стилей, глубокое проникновение в характеры героев, гармоничное сочетание элемента повествования и элемента изобраверных пейзажных зарисовок в творчестве Кияса Меджидова демонстрируют несомненно высокое литературное мастерство писателя.

Минувшее десятилетие ознаменовалось значительными переменами в науке о литературе, отходом от прежних устоявшихся принципов, норм, форм оценки литературных явлений. Этот противоречивый переломный период характерен постановкой задачи пересмотра и переоценки всего историко-литературного наследия советского периода. Но, как справедливо замечено у Н.С. Надъярных, нелегко преобразовать методологию и перечитать тот «многостадиальный литературный процесс, нуждающийся и в прошлом своем, будучи изрядно «расстроенным»1. Ибо настоящее литературы закономерно вытекает из ее прошлого, опирается на него в своем опыте.

Перечитывая и переосмысливая литературное наследие, следует учитывать одно важное условие, обеспечивающее объективность оценки литературного явления - остережение крайностей. Нигилизм в отношении к пересматриваемому периоду литературного развития приводит к искусственности исследования так же, как и преувеличение идейно-эстетической роли выпавших в осадок литературно-художественных явлений.

Изучение отдельного литературного произведения или в целом творческого процесса в плане переосмысления должно быть основано на достижениях современной филологической науки и учитывать «широкий историко-культурный, этно-генетический и географический контекст» .

Актуальность темы исследования не только в том, что творчество Кияса Меджидова приходится на сложный и противоречивый период становления и развития дагестанской советской литературы, требующий нового прочтения вместе со всеми национальными литературами, но и в том, что литературное наследие писателя представляет собой одно из значимых звеньев в процессе становления и развития лезгинской и дагестанской литературы.

Значимость литературного наследия Кияса Меджидова не только в том, что оно привлекает внимание ученых-литературоведов как объект исследовательской работы. Роль его творчества, прошедшего испытание временем, в за-требованности в наши дни так же, как и в 50-60-е годы - годы творческого взлета Кияса Меджидова. Нравственные уроки художественного творчества писателя не утратили своей актуальности.

Творческий путь Кияса Меджидова проходит в несколько этапов: поэтические произведения, публицистические жанры, очерки и рассказы, драматические произведения, повести и романы. Многообразие жанров усложняет проблему определения приоритетного рода, вида или жанра в литературном наследии писателя, не подвергавшемся до сих пор обстоятельному исследованию и систематизации.

Тем не менее по признаку количественного преобладания в творческом активе писателя как основной пласт можно выделить художественную прозу. Она характеризуется жанровой пестротой, ярким отражением художественно-эстетических взглядов писателя, его жизнеутверждающей философии. Поэтому отсутствие специальных работ по творчеству Кияса Меджидова также определяет актуальность темы. Данная работа представляет собой попытку устранения этого пробела в дагестанском литературоведении.

Степень изученности. Проблему литературного наследия Кияса Меджидова нельзя назвать неизученной вообще, потому что многие известные дагестанские литературоведы обращались и обращаются к творчеству писателя, многие писатели и поэты высказывались по поводу того или иного произведения. О творчестве Кияса Меджидова написаны статьи, главы в литературоведческих исследованиях. Однако имеющиеся в дагестанском литературоведении материалы о творчестве Кияса Меджидова носят или обзорный характер, или же освещают отдельные аспекты его словесно-художественного наследия.

Отдельные вопросы литературного наследия писателя рассматривались в работах Г. Гашарова, С. Ахмедова, которые неоднократно обращались к творчеству писателя, Ф. Вагабовой, Н. Капиевой, Б. Гаджикулиева, Т. Пашаевой, К. Акимова и других исследователей лезгинской и дагестанской литературы3.

Исследователь лезгинской литературы Г. Гашаров уделил большое внимание творчеству писателя. Киясу Меджидову посвящена глава «Сердце, горевшее в горах» в его книге «Певцы обновленного края». В ней исследователь дает обзор творчества Кияса Меджидова, подробно останавливаясь на романах «Сердце, оставленное в горах», «Глубинные родники гор», поэме «Масан» и повести «Пора первого жаворонка».

Г.Гашаров прослеживает генетические корни художественного слова писателя, которые восходят к народным песням, сказкам, напевам ашугов, мудрым пословицам и поговоркам4. Отмечая этапы творческого роста писателя, исследователь указывает на их связь, закономерности перехода от одного жанра к другому.

Говоря об образной системе произведений Кияса Меджидова, Г. Гашаров указывает на существенную деталь - ярко выраженное тяготение к традициям народного творчества, вследствие которого «реальные персонажи повести превращаются в сказочных героев»5.

Особое внимание в статье уделено роману «Доктор с белой прядью» как программному произведению писателя: «Доктор с белой прядью» - произведение, написанное на документальной основе, однако это не роман-хроника, а эпическое художественное полотно.»6 В романе прослеживаются «исторические судьбы древних, но небольших народов Дагестана», зарождение дружбы между русским и дагестанским народами - так определяется ученым тематика романа. Подчеркивается литературоведом оригинальная манера Кияса Меджидова в описании картин природы, которые «помогают глубже раскрыть образы главных героев», «придают роману особую лиричность и черты национального п своеобразия» .

Жанровую специфику романа «Глубинные родники гор» Г. Гашаров определяет как «детективный по характеру роман».

Определяя пафос всего творчества Кияса Меджидова как дружбу и товарищество советских людей и народов, глубокую веру в созидательную силу человека, активный гуманизм 8, литературовед не ошибся: наше исследование показывает, что во всех произведениях малых и больших жанров у писателя превалирует идея гуманного отношения человека к человеку, любви к родине.

Серьезному анализу подвергаются произведения Кияса Меджидова в исследованиях дагестанского литературоведа С. Ахмедова, который обращается к творчеству писателя в книгах «На путях развития дагестанской советской прозы», «Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы», «Художественная проза народов Дагестана».

Называя роман «Сердце, оставленное в горах» «одним из лучших произведений дагестанской прозы», ученый подчеркивает художественные достоинства романа, в числе которых называет систему образов романа, его глубокий и напряженный конфликт, массовые сцены из жизни лезгинского народа, индивидуализацию речи героев и т.д.

Относимый исследователями лезгинской литературы к детективному жанру роман о прокуроре Али Шахове определяется С. Ахмедовым как «трансформация детективного сюжета в серьезную прозу»9. Ученый аргументирует свою точку зрения высокой художественностью романа, глубоко разработанными образами, лиричностью, что позволило исследователю отнести его к лирико-романтической прозе. О том, что роман не является «чистым детективом», пользуясь термином исследователя, говорит то, что в романе речь идет не об отдельно взятом преступлении, а о борьбе с бандитизмом в горах в годы войны, о судьбе горского парня Сафарали, а также то, что, «в отличие от детективных историй, где обычно следователь еще не знает ничего о виновном или его направляют по ложному следу, в романе К. Меджидова прокурору сразу и верно указывают на преступника»10.

В свое время к творчеству Кияса Меджидова обращался и лезгинский писатель и литературовед Б. Гаджикулиев. В книге «В созвездии братских литератур» большое внимание уделено одной из лучших повестей писателя «Пора первого жаворонка», из художественных достоинств которой он подчеркивает удачное раскрытие темы преемственности поколений, неповторимые пейзажные зарисовки, проникновение в таинство отношений между человеком и природой.

Творчество Кияса Меджидова стало объектом исследования в работах литературоведов Т. Пашаевой, К. Акимова. Исследователи дают оценку некоторым произведениям писателя, определяют их место в предлагаемой ими четкой классификации жанровой системы в лезгинской национальной литературе и роль в процессе становления и развития лезгинской и дагестанской литературы.

Т. Пашаева относит роман «Сердце, оставленное в горах» к историческому исходя из «содержательного принципа, взятого в его предельно-общем виде»11. Однако она не категорична в своей классификации. Назвав роман «Сердце, оставленное в горах» историческим, Т. Пашаева обнаруживает в нем другую, более заметную и существенную особенность - это «просветительский роман, как по идейному замыслу, так и по своим художественным особенностям»12. Исследователь выделяет основную идею произведения - «просветительский пафос, призывающий изучать и беречь национальное культурное наследие»13.

Разделяя исторический роман на историко-бытовой, историко-революционный и историко-военный, К. Акимов определяет роман Кияса Меджидова «Доктор с белой прядью» как историко-бытовой. Вслед за Т. Пашаевой К. Акимов однозначно решает вопрос о жанровой специфике романа

Глубинные родники гор»: это детективный по замыслу и художественным особенностям роман.

Существенный вклад в исследование творчества Кияса Меджидова внесла известный дагестанский литературовед Ф. Вагабова, которая подвергает произведения писателя сравнительному, сравнительно-историческому, генетическому анализу. Ее перу принадлежит объемная статья «О детской библиотеке Кияса Меджидова»14.

Анализируя героев сборника писателя «Братья», исследователь находит точку отсчета, генетические корни образов братьев Ата и Буба, воплощающих в себе «идею миссионерства, восходящую к деятельности религиозных святых»15.

Это не весь список литературы о творчестве Кияса Меджидова. В процессе исследования мы имели возможность воспользоваться статьями и монографическими трудами дагестанских писателей и поэтов16. При всем многообразии материалов о творчестве Кияса Меджидова в дагестанском литературоведении нет конкретного исследования, которое отмечало бы как наиболее характерные идейно-художественные, так и жанровые, стилистические, структурные особенности творчества писателя, в частности, его художественной прозы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ художественной прозы Кияса Меджидова во всем многообразии ее жанровых проявлений от рассказа к роману, прослеживая рост художественного мастерства писателя. Цель исследования достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач:

- систематизация художественной прозы Кияса Меджидова и определение её роли в творческом наследии писателя;

- анализ художественной прозы Кияса Меджидова в жанровой дифференциации, начиная с малого жанра прозы до большого эпического полотна;

- исследование меж- и внутрижанровых связей в творчестве писателя и закономерностей перехода от одного жанра к другому;

- определение этапов творческой эволюции Кияса Меджидова на фоне развития лезгинской и дагестанской прозы;

- исследование системы художественных образов всего повествовательного наследия писателя и идейного многообразия, раскрывающегося посредством этих образов.

Объект исследования. Объектом данного исследования послужили: сборники рассказов писателя - «В горах» (1951), «Моим маленьким друзьям» (1955), «Крылатые друзья» (1956), «Алуш - крылатая нога» (1957), «Братья» (1959), «Не забывается, о люди» (1967), «Добрые соседи» (1983); повести -«Дети гор» (1960), «Горы движутся» (1960), «Турфан» (1964), «Сокровищница под ногами» (1964), «Правнучка» (1965); романы - «Доктор с белой прядью» (1963), «Глубинные родники гор» (1964) и другие произведения, выходившие в периодической печати (газетах «Новый мир», «Коммунист», в альманахе «Дружба»). В работе использованы также переводы некоторых произведений Кияса Меджидова. Это сборник сказок «Братья», повесть «Дети гор», романы «Доктор с белой прядью» (в переводе - «Сердце, оставленное в горах»), «Глубинные родники гор» (в переводе - «Судьба прокурора Али Шахова»).

Научная новизна проведенной работы в том, что она представляет собой первое исследование, посвященное творчеству такого талантливого писателя, как Кияс Меджидов, имя которого занимает почетное место среди прозаиков Дагестана и за его пределами. В предлагаемом исследовании впервые предпринята попытка систематизации и анализа художественной прозы Кияса Меджидова, вводятся в научный оборот многие рассказы Кияса Меджидова, которые периодически печатались в альманахе «Дружба» на лезгинском языке.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.Н. Поспелова А.Г. Бочарова, М.Б.

Храпченко, В.В. Кожинова Г.И. Ломидзе, Н.С. Надъярных, Л.Я. Гинзбург и других теоретиков литературы. Из дагестанских литературоведов мы опирались на исследования К.Д. Султанова, К.К. Султанова, Г.Г. Гамзатова, Г.Г. Гашарова, С.М. Хайбуллаева, А-К.Ю. Абдуллатипова, С.Х. Ахмедова, Ф.И. Ва-габовой, A.M. Вагидова, Ш.А. Мазанаева, К.Х. Акимова, З.М. Османовой, Т.Н. Пашаевой, Р.А. Ахмедовой, З.И. Имамкулиевой и других.

Основной метод исследования художественной прозы писателя - аналитический, который реализуется на дифференцированном и конкретном подходе к произведениям, разным по своей жанровой специфике. Автор пытается обосновать выдвигаемые теоретические выводы на конкретном литературно-художественном материале. Комплексный подход, являющийся также одним из принципов, используемых в данном исследовании, выражается в системном понимании и трактовке изучаемых явлений, представленных в прозе Кияса Меджидова.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что она представляет собой определенный вклад в изучение вопроса как о творчестве конкретного писателя, так и его роли и места в лезгинской и общедагестанской национальной прозе. Изучение творчества известного дагестанского писателя может представлять интерес для дагестанского литературоведения в том плане, что оно (творчество писателя) является одним из звеньев во взаимосвязанной сложной структуре дагестанской литературы как целостного художественно-эстетического явления.

Практическое значение исследования в том, что основные положения и выводы диссертации могут найти применение в практике школьного, среднего специального и вузовского преподавания, в общих и специальных курсах по истории лезгинской и дагестанской литературы, в учебниках и пособиях для школ и педагогических колледжей.

12

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Основные положения диссертации отражены в наших следующих публикациях: «Малый жанр прозы Кияса Меджидова», «. самая интересная книга», «Эволюция жанра повести в творчестве Кияса Меджидова», «О жанровой специфике романа Кияса Меджидова «Доктор с белой прядью».

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова"

Заключение

Кияс Меджндов - один из зачинателей и ярких представителей лезгинской национальной и дагестанской прозы. Литературное наследие Кияса Меджидова представлено жанровым многообразием: стихотворениями, сказками, рассказами, повестями, романами, пьесами. Народный писатель Дагестана Кияс Меджидов преподнес читателю многочисленные интересные рассказы, занимательные приключения, замечательные повести и романы и справедливо занял видное место в литературе Дагестана.

Сборники рассказов «Братья», «Алуш - крылатая нога», «Добрые соседи», «Не забывается, о люди», повести «Турфан», «Пора первого жаворонка», «Правнучка», «Дети гор», романы «Судьба прокурора Али Шахова» и «Доктор с белой прядью» открыли перед читателем богатейший мир гор и горцев, людей и природы, маленьких детей и почтенных аксакалов, хрупких горянок и мужественных горцев.

Творческий путь писателя по преимуществу аналогичен пути многих дагестанских писателей и Поэтов, которые в своем становлении прошли ряд общеизвестных этапов: накопление творческого материала, освоения поэтических форм литературы, в основном тесно связанных с образцами устного народного творчества, овладение малыми жанрами прозы и оригинальными для дагестанской литературы жанрами повести и романа.

Художественную прозу К. Меджидова можно разделить на три этапа: малые жанры прозы (сказка, рассказ, очерк), повести и романы. Каждый этап отличается идейно-тематическим, художественно-структурным своеобразием, неповторимостью образной системы.

Басни, сказки, рассказы и повести, адресованные детям, характеризуются дидактико-просветительской направленностью, насыщенностью символических образов, многокрасочными пейзажными зарисовками. Во всех детских рассказах К. Меджидова значительное место занимает умеренное авторское слово, помогающее вывести поучительную мораль из повествования. Иногда автор-путеводитель своими ремарками занимает значительную часть повествования, расшифровывая законы добра и зла, подсказывая правильный выбор, что не всегда служит художественным целям.

Как и М. Магомедов, А. Абу-Бакар, М.-С. Яхьяев, Кияс Меджидов мастерски показывает мир маленьких любознательных горцев. Сборники рассказов М. Магомедова «Скрипка», «Раненые скалы», М.-С. Яхьяева «Гости с гор», «Здравствуй, папа!», Кияса Меджидова «Крылатые друзья», «Добрые соседи» объединяет не только тематика, но и незримо присутствующее в них авторское бережно-воспитательное слово.

Слово автора, занимающее большое место в произведениях для детей, заметно превышает их дидактико-назидательный характер. Киясом Меджидо-вым глубже разработана поучительная сторона своих произведений, нежели их занимательность, увлекательность.

Однако не все произведения для детского читателя носят на себе отпечаток навязчивой назидательности. Из-под пера Кияса Меджидова вышли незабываемые и читаемые в наши дни сказки «Братья», увлекательные главки-рассказы «Добрые соседи», «Алуш - крылатая нога», повесть «Пора первого жаворонка», в которых К. Меджидов создал ряд неповторимых и замечательных детских характеров, имена которых становятся нарицательными: Алуш -крылатая нога, ленивый Назар, бесстрашный Кариб, непоседливая Гюль и др. Вместе с детскими характерами выведены образы их мудрых наставников -неизменного героя рассказов писателя.

Малый жанр прозы стал для Кияса Меджидова своеобразной точкой отсчета для последующего творчества, первым этапом его творческой эволюции. Учитывая такие факторы, как уровень развития послевоенной дагестанской прозы, отсутствие в лезгинской литературе многолетних традиций прозаических жанров, можно понять противоречие между многообразием идейно-тематических проявлений и степенью их раскрытия.

По тематическим, идейно-художественным и структурным особенностям произведения малых жанров в творчестве Кияса Меджидова можно условно подразделить на несколько групп: сказка («Приключения ленивого Назара», «Осел-глашатай»); очерк («Сидреддин Гашумов», «Слава им!»; рассказ («Подарок девушки», «Милая мама!»); рассказ-наставление («Наша сестра Гюль», «Темное логово»); рассказ-воспоминание («Ленин посетил нас», «Не забывается, о люди»); рассказ-этюд (сборник «Добрые соседи»); рассказ-юмореска («Суд троих», «Да, ты - ахтынец!»).

Каждому из названных внутрижанровых ответвлений у Кияса Меджидова соответствует особый стиль повествования. Динамичный, гибкий и предельно ясный стиль сказок меняется в рассказах-наставлениях: он становится строго назидательным. Рассказ-воспоминание пронизывает лирический настрой, а рассказам-этюдам свойственна яркая эмоциональная окрашенность. Рассказы-юморески выдержаны в доброжелательном тоне, а очеркам писателя характерна фактографичность, внешняя описательность.

Талант Кияса Меджидова проявился в удивительном даре художника, тонко чувствующего и знающего изображаемый предмет.

Сборник самых ярких рассказов-этюдов «Добрые соседи» интересен своими неповторимыми красками и затейливым миром природы. Писатель не устает восхищаться и восхищать читателя тайнами и законами чудной природы. Писатель обнаруживает в природе все новые и новые стороны, от его внимательного взгляда не ускользает даже легкое дуновение ветерка, внимание писателя заслуживают самые маленькие жильцы лесов и полей. Однако это не значит, что сборник сплошь состоит из пейзажей и натуралистических описаний природы.

Идейно-эстетическая ценность этого сборника в том, что писатель ставит своей целью постижение тайн человеческих взаимоотношений с природой и достигает ее путем проникновения в «природу» самой природы и человека. Писатель проводит не просто аналогию между человеком и природой, а показывает их как необходимые и неделимые части целого. «Разве умирают горные орлы?!» - это вопрос, восклицание и утверждение одновременно В повестях Кияс Меджидов наметил принципы и приемы психологизации художественных образов. Для этой цели он прибегает к форме дневниковых записей, писем, «говорящим» деталям, к характеристике одного героя другим, к динамичным диалогам.

Ярко отражена в произведениях малых жанров Кияса Меджидова тема охраны и защиты природы. Об этом свидетельствуют оригинальные концовки, содержащие скрытый призыв любить и беречь природу, присутствие двух поколений в них. Таков неповторимый в дагестанской литературе стиль пейзажной зарисовки Кияса Меджидова, созвучный стилю сборников «Кузнечики» А. Гусейнаева, «Крылатый браконьер» A.M. Джафарова.

Второй этап в творчестве Кияса Меджидова составляют повести. В повестях писателя заметно стремление к психологизации образов, к раскрытию причинных связей в отношениях людей. Неоднородные по жанровой специфике повести Кияса Меджидова можно условно классифицировать следующим образом: описательная повесть («Дети гор»); описательно-лирическая повесть («Правнучка»); лирическая повесть («Турфан», «Шахдаг», «Клад под ногами»); документально-лирическая повесть («Памятью сердца я жил»); социально-бытовая повесть («Горы движутся», «Законы гор»).

Проведенное по содержательно-тематическому принципу разделение это не категорично. Жанр повести в творчестве Кияса Меджидова по всем признакам - композиционным, художественным, стилевым - можно определить как лирический жанр, поскольку лиризм повествования для писателя остается неотъемлемой и постоянной чертой всего творчества.

Еще одним условием разделения повестей Кияса Меджидова на ответвления внутри жанра послужило сочетание элемента изображения с элементом повествования.

Повести Кияса Меджидова стали заметным явлением в лезгинской и дагестанской литературе Переведенные на русский язык повести «Турфан», «Дети гор», «Горы движутся» по достоинству оценены дагестанским читателем.

Жизнеутверждающий пафос, оптимистичный настрой повествования и особая лиричность, присущие повестям писателя, достигаются значительным местом в них авторского слова, обилием пейзажных зарисовок, лирических отступлений.

Пристального внимания заслуживает идейно-художественные особенности повестей «Турфан» и «Пора первого жаворонка». Их объединяет общая тематика и палитра разрешаемых в них проблем. Но разрешение этих проблем и раскрытие поставленных тем происходит оригинально в каждой повести.

Если идея преемственности поколений в повести «Турфан» решается без явной сюжетной коллизии, то в повести «Горы движутся» писателя уже не устраивает бесконфликтное существование двух поколений: он проникает вглубь их взаимоотношений. Правдиво изображая молодое и старшее поколения, Кияс Меджидов в этой повести представляет уже два отношения, два понимания сути вопроса о жизненном выборе. Первое понимание, которое заключается в святом продолжении дела отцов, характерно также повести «Турфан»: в ней друзья Керим и Икрам посвящают себя благородному делу отцов -охране природных богатств Самурского заповедника. Причем писатель подчеркивает, что этот выбор для героев является не временным порывом, а сознательно выбранной стезей. В повести «Глубинные родники гор» такой выбор делает Мердан. Не испугавшись трудностей, Мердан решает стать помощником чабана Селима.

Другое отношение к выбору исходит от школьного друга Мердана Амраха, который идет своим путем, как ему казалось, правильным и достойным его молодости, знаний и умений.

Достоинством повестей Кияса Меджидова является проникновение в мир взаимозависимых отношений человека и природы. Пейзаж используется не только как художественный фон, недремлющий образ справедливого судьи, но и как тонкий психологический способ раскрытия образов.

Третий этап в творческой эволюции Кияса Меджидова - это романы, представляющие собой значительный вклад в развитие жанра в лезгинской дагестанской литературе. «Доктор с белой прядью» и «Глубинные родники гор» - это произведения, в которых автор достиг совершенства изображения и повествования, описания и анализа, иными словами, высшей степени художественной правды как сплава исторической достоверности и художественного вымысла.

Наиболее полно отразившим взгляды писателя, раскрывшим его талант художника-психолога стал роман «Доктор с белой прядью», многообразием идей и высокохудожественным их отражением поставивший автора в один ряд с известными талантливыми писателями Дагестана: М. Магомедовым, А. Абу-Бакаром, М. Хуршиловым, М.-С. Яхьяевым и другими.

Роман представляет собой большое художественное полотно с развернутой системой образов, системой проблем, обширной тематикой, с противоречиями личностного масштаба и общественно-социальными коллизиями эпохального значения, с глубокими характерами и напряженным конфликтом, стройной композицией и живыми диалогами.

Поиск Кияса Меджидова идеального героя в романе «Доктор с белой прядью» приводит к успеху. Образ Антона Ефимова является воплощением того идеального героя, раздробленного на детали во всем предшествующем творчестве писателя.

Доктор с белой прядью» - историко-социальный роман с широкой панорамой судьбы горского лезгинского народа, воспринявшего чуждую культуру в лице врача Антона Ефимова. В романе сюжет основан на органичном переплетении двух линий - судьбы народа и судьбы Антона Ефимова. Подчеркнута тесная связь этих сюжетных линий, их взаимозависимость: насколько предан Антон народу, настолько теплом и чуткостью отвечают ему горцы.

В образе Антона Ефимова писатель воплотил лучшие человеческие качества - благородство, гуманность, доброту. Благородство Ефимова по отношению к горцам, к любимой девушке Алван выходит за рамки человеческого, земного: в такой степени удалось писателю одухотворить, обогатить свой образ чувством прекрасного.

Высоким художественным достоинством романа «Доктор с белой прядью» является насыщенность его народной мудростью, тонким юмором, пронизывающим страницы с участием чайханщика Гаджимурада, массовыми сценами.

Массовые сцены, свидетельствующие о высоком уровне мастерства Кияса Меджидова как художника, подчеркивают знание писателем жизни народа, его чаяний, устремлений, идеалов, эстетических ценностей. Панорамы социального характера помогают понять социально-нравственные, морально-эстетические установки отраженного в романе исторического периода.

Исторический по характеру роман «Доктор с белой прядью», хотя и не показывает какие-либо судьбоносные для народа события, тщательно прослеживает перемену в сознании горцев, которые от неприятия чуждого переходят к предпочтению прогрессивного, нового перед отживающим. Творческий талант К.Меджидова как художника проявился в глубоком знании и умении передать тонкости человеческой души, объяснить мотивы тех или иных внутренних порывов. В образе Антона Ефимова автор воплотил свои нравственноэстетический идеал человека, который, поднявшись выше земных страстей, способен к самопожертвованию.

Одной из значимых в романе «Доктор с белой прядью» является тема дружбы народов. В раскрытии этой темы писатель прослеживает несколько этапов: не принимавшие вначале добрые начинания Антона Ефимова горцы постепенно сближаются с ним, преодолевая пережитки и собственное невежество. Итогом сближения К. Меджидов показывает взаимоотношения Антона Ефимова и чайханщика Гаджимурада, Антона и Алван. Это дружба равнозначащих друг для друга людей.

Роман «Глубинные родники гор» представляет собой оригинальное по жанровым и художественно-структурным особенностям явление. В нем присутствует гармоничное сочетание лирико-романтического и детективного жанров. Роман соответствует по многим признакам детективному жанру: в нем присутствует преступление, разоблачение, вопросы «кто?», «как?» и «почему?», метод «зеркального или отраженного героя».

Повествованию не характерна напряженность детективного сюжета, внимание автора концентрировано на образах, а не событиях. Писатель умело сочетает элементы традиционного детектива с оригинальными художественными средствами и приемами, используя изображение, повествование, анализ.

Кияс Меджидов глубоко разрабатывает человеческие характеры, прослеживает их духовные искания, уделяет большое внимание и отрицательным героям. Развязка событий происходит уже с первых страниц романа, а не внезапно и неожиданно для читателя, как принято в детективе. Главной в романе является идея победы добра над злом, а не торжество ума, логического анализа.

Эти особенности позволяют высказать мысль о том, что «Глубинные родники гор» представляет собой социально-бытовой роман с элементами детективного жанра. В нем сочетаются социальная, любовная и детективная линии. Показывая суровое военное время, принесшее народу много тягот и лишений, писатель воссоздает правдивые картины, в которых посредством ярких и четких деталей передаются характерные социальные приметы.

Несомненным достоинством романов Кияса Меджидова является ряд цельных, самобытных и запоминающихся образов, характеров: Антона, красавицы-горянки Алван, чайханщика Гаджимурада, прокурора Али, ковровщицы Марвар и др. Также запоминающимися и колоритными у Кияса Меджидова становятся отрицательные персонажи. Глубиной проникновения в духовный мир он возводит их характеры: это образы желчного Брусилова, алчного Гаруса, властного и жестокого Сурхая.

За рамками нашего исследования остались поэтические произведения Кияса Меджидова, которые требуют систематизации и обстоятельного изучения, так как поэзии писателя также присуще многообразие форм и жанров. Стихотворения, песни, басни, поэмы Кияса Меджидова отличаются богатством оригинальных художественных образов, воспитательной идеей.

Не менее значительной частью творчества писателя являются и драматические произведения, которые стали заметным явлением дагестанской литературы и драматургии. Пьеса «Цветок России», комедия «Слепые колючки» и драма «Ашуг Сайд» представляют целую галерею национальных характеров.

Таким образом, творчество Кияса Меджидова представляет собой интересный и сложный объект исследования, свидетельствующий о несомненном художественном мастерстве писателя, о богатстве и многообразии его художественно-эстетического мироощущения, о глубине нравственных, философских воззрений.

 

Список научной литературыАбдурагимова, Минара Насрулаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 19-84 г. - 286 с,

2. Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе: Учеб. пособие. Махачкала: ДГУ, 1979. - 57 с.

3. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX в.: Учеб. пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1981. - 104 с. .

4. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы до 1917 г. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. т 211 с.

5. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала: Дагкнигоиздат. 1984. - 127с.

6. Абдуллатипов Абдул-Кадыр сын Юсупа из Тарков (Материалы юбилейнойнаучной конференции). Махачкала: Стиль, 2000. -145 (7) с.

7. Абуков К.И. Вокруг больного зуба // Даг. правда. 1964. - 24 ноября.

8. Абуков К.И. Выход на магцст-раль. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. -176 с.

9. Абуков К.И. На посту. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. - 224 с.

10. Ю.Авшалумов X. Сын гор // Коммунист. 1987. - 27 ноября. На лезг. яз.

11. Агаев А.Г. Заметку о лезгинской прозе // Даг. правда. 1952. - 17 февр.

12. Агаев А.Г. Лезгинская литература.- Махачкала: Даггиз, 1959. - 201 с. На лезг. яз.

13. Агаев А.Г. Творчество Алибека Фатахова. Махачкала: Даггиз, 1956. - 86 с.

14. Адамов А. Мой любимый жанр детектив. Записки писателя. - М.: Сов. писатель, 1980. - 312 с.

15. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1985. - 128 с. ■•' - . '

16. Акимов К.Х. Лезгинская национальная литература. Махачкала: Дагкниго-издат, 1998. - 136 q.

17. Александрова Л:П. Советский исторический роман. Типология и поэтика. -Киев: Вища школа, 1987. 160 с.

18. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 120 с.

19. Анализ литературного произведения: Сб. ст. Л.: Наука, 1976. - 236 с.

20. Анализ художественного текста: .Сб. ст. М.: Педагогика, 1975. - 119 с.

21. Антонов С.П. Я читаю рассказ. М,: Знание, 1966. - 46 с.

22. Антонов С.П. Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями. М.: Молодая гвардия, 1973. - 255 с. .

23. Апухтина В.А. Современная советская проза (60-е начало 70-х годов). -М.: Высш. шк., 1977.-.- 176 с.

24. Архангельский В.В. Лезгинские краски Кияса Меджидова //Детская литература. 1972. -№> 11.- С.З 8-40.

25. Ахмедов Н. Кияс Меджидов //Дружба. 1961. - № 1. На лезг. яз.

26. Ахмедов Н. Поэт, прозаик, драматург //Даг. правда. -1961.-22 марта.

27. Ахмедов С.Х. О современной лакской прозе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.-64 с.

28. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. - 136 с.

29. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. 150 с.

30. Ахмедов С.Х. Художественная проза;народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. — 280 с.

31. Ахмедова Р.А. Интеллектуальное богатство народа и развитие литератур Дагестана. Идеи. Гипотезы. Решения //ВНТИЦ. 1999. - № 70990000108.

32. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983. - 416 с. •

33. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. - 541 с.

34. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963. -363 с.

35. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. - 244 с.

36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 444ч

37. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика: В 2 т. М.: Гослитиздат, 1959.t .

38. Билалов А. Светлый образ //Коммунист. 1981.-27 ноября. На лезг. яз.

39. Бирембеков З.Г. Художественное творчество Алибека Фатахова: Автореф. дис. . канд. филод. наук. Махачкала, 1974. - 24 с.

40. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худ. лит, 1977. - 368 с.

41. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Сов. писатель, 1982. - 423 с.

42. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики: Лекции. М.: Изд-во МГУ, 1982. -51 с.' • .

43. Бровман Г.А. Проблемы и герои современной прозы. М.: Худ. лит., 1966. -311с.

44. Вагабова Ф.И. О детской библиотеке Кияса Меджидова //Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1985. -С. 178-183.

45. Вагабова Ф.И. У истоков лезгинской литературы //Дружба. 1965. - № 1. -С. 118-125. На лезг. яз.

46. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970. - 2$2 с.

47. Вагидов A.M. Современная'лезгинская литература //Самур. 1996. - № 6. -С. 82-94. На лезг. яз. •

48. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - 237 с.

49. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. - 653 с.

50. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-254 с.

51. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. шк., 1971. -240 с. .

52. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М.: Наука, 1980.-360 с.

53. Винокур Т.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. шк., 1991. -448 с.

54. Вопросы теории литературы: Сб. ст. /Под ред. Л.И. Тимофеева. М.: Учпедгиз, 1950. - 183 с.

55. Воробьева Н.Н. Характер в исторической перспективе: О герое современной литературы //Проблема историзма в русской советской литературе: 6080-е гг.-М., 1986.-С. 189-231.

56. Воронов В.И. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80-гг. М.: Сов. писатель, 1984. -,382 с.

57. Гаджибеков Г. Очередные проблемы лезгинской литературы //Новый мир. -1928. 14 ноября. На лезг. яз.

58. Гаджиев М. Свежесть таланта //Советский Дагестан. 1971. - № 3.

59. Гаджикулиев Б. В созвездии братских литератур. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1977.-78 с.

60. Галанов Б. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. М.: Сов. писатель, 1972.-184 с.

61. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 312 с.

62. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1986. - 458 с.

63. Гамзатов Р. Певец родного края //Коммунист. 1981.-27 ноября. На лезг. яз.

64. Гасан-Гусейнов М. Путешествие в страну Синегорию. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.- 147 с.

65. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1983.-70 с.

66. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература. История и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат,-1998. - 472 с.

67. Гашаров Г.Г. Певец родного края //Даг. правда. -1981.-4 октября.

68. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. -171с.

69. Гашаров Г.Г. Писатель гуманист //Коммунист. - 1981.- 23 сентября. На лезг. яз.

70. Гашаров Г.Г. Сердце надежнее камня //Даг. правда. 1963. - 2 ноября.

71. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов: Некоторые аспекты концепции человека. М.: «Изд-во МГУ, 1989. -204 с.

72. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Худ. лит., 1977. — 443 с.

73. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: INTRADA, 1999. - 414 с.

74. Говоров С. «Ашуг Сайд» // Даг. правда. 1958. - 23 февраля.

75. Горький М. Письма о литературе. М.: Сов. писатель, 1955. - 642 с.

76. Григорян Ар. П. Проблемы художественного стиля. Ереван, 1966. - 389 с.

77. Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Худ. лит., 1988. - 462 с.

78. Гуляев Н. А. Теория литературы.'- М.: Высш. шк., 1977. 278 с.

79. Гусейнов М. Картину эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов. Махачкала: Наука-Сервис, 1993. - 164 с.

80. Гюльмагомедов А.Г. «Доктор с белой прядью» //Даг. правда. 1964. - 5 июля.

81. Дубровина И.М. Позиция писателя. Об идейно-эмоциональной оценке жизни в нашей литературе. М.: Знание, 1968. - 46 с.

82. Егорова JI. О романтическом течении в советской прозе. Ставрополь, 1966.- 131 с.

83. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1987. -133 с.

84. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL: Наука, 1977.-408 с.

85. Залесская Л.И. О романтическом течении в советской литературе. М.: Наука, 1973.-272 с. '

86. Залыгин С.П. Литературные заботы. М.: Худ. лит., 1979. -366 с.

87. Ибрагимов Н. Наш любимый писатель //Коммунист. 1981.-24 апреля. На лезг. яз.

88. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа //Филологические науки. 1994. 5/6. - С. 76-83.

89. Имамкулиева З.И. Черты дагестанского советского романа //Вопросы дагестанской литературы. Махачкала, 1969. - С. 75-99.

90. История дагестанской советской литературы: В 2 т. Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1967.

91. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. М.: Наследие, 1995. - Вып. I.- 224 с.

92. История советской многонациональной литературы: В 6 т. М.: Наука, 1970-74.

93. Капиева Н. Главная его книга. Штрихи к портрету К. Меджидова //Дон. -1973. -№ 1.- С. 182-184.

94. Капиева Н. Заметки о детской литературе в Дагестане //Дружба. 1954. - С. 56-68.

95. Капиева Н. Радуйтесь тонкости красок //Даг. правда. 1972. - 24 мая.

96. Карпов П. Рассказы Кияса Меджидова // Даг. правда. 1958. - 8 марта.

97. Кассиев Э.Ю. Традиции и наша современность //Даг. правда. 1963. - 3 февраля. . , •

98. Кельбеханов P.M. Алибек Фатахов. Традиции и новаторство. Махачкала: ИПЦДГУ, 1995. - ИЗ с.

99. Книпович Е,Ф. Художники история. Статьи. М.: Сов. писатель, 1968. -430 с. . •

100. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. М.: Наука, 1983. -336 с.

101. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Сов. писатель, 1963. - 440 с.

102. Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. М.: Сов. энциклопедия, 1962-75.

103. Кузнецов М.М. Советский роман. Пути и поиски. М.: Знание, 1980. -160 с.

104. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современнойпрозе и методология критики. М.: Сов. Россия, 1984. - 592 с.

105. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984. - 111 с.

106. Курбанов А. Аксакал //Коммунист. 1969. - 24 апреля. На лезг. яз.

107. Ломидзе Г.И; Интернациональный пафос советской литературы. М.: Сов. писатель, 1970. - 335 с;

108. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. Статьи о советской многонациональной литературе. М.: Сов. писатель, 1978. - 271 с.

109. Магомедов Д. Сердце, оставленное в горах. К 80-летию Кияса Меджидова //Даг. правда. 1991.-26 октября.

110. Магомедов М. Заметки о дагестанской прозе //Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1985. - С. 85-94.

111. Мазанаев Ш.А. Двуязычное, «художественное творчество в системе национальных литератур. М.: Юпитер, 1997. - 262 с.

112. Медведев П. В лаборатории писателя. Л.: Сов. писатель, 1960. - 319 с.

113. Меджидов К. Его сердце осталось в горах //Коммунист. 1960. - 7 февраля. На лезг. яз-.

114. Меламедов Л. Добрая улыбка //Даг. правда. 1972. - 9 августа.

115. Мирзоев Н. Хорошая книга, для детей //Дружба. 1956. - № 2. - С. 156160.

116. Мурадов Ш.-Э. Друг не забывается //Коммунист. 1981.-27 ноября. На лезг. яз.

117. Надъярных Н. Время перечтений //Способность к диалогу. М.: Наука, 1993.-4.1.-С. 6-29.

118. Наровчатов C.G. Атлантида рядом с тобой. Критика, полемика, размышления. М.: Современник, 1'972. - 350 с.

119. Нация. Личность. Литература. М.: Наследие, 1996. - Вып. 1. - 256 с.

120. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М.: Сов. писатель, 1971.- 400 с.

121. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.-300 с.

122. Нуйкин А. Еще раз об идеальном герое (Современной художественной литературы) //Вопр. лит. 1986. - № 1. - С. 90-129.

123. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. - 407 с. •

124. Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. М.: Современник, 1974.-222 с.

125. Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1985.

126. Пашаева Т.Н., Становление жанра повести в лезгинской литературе //Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сб. ст. -Махачкала, 1987. С. 65-75.

127. Пискунов В.М., О национальном стиле в литературе //Вопр. лит. 1960. -№4. - С. 56-70. •

128. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1983.-336 с.

129. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. шк., 1978. - 351 с.

130. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. - 325 с.

131. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

132. Принципы анализа литературного произведения: Сб. ст. /Под ред. П.А. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 198*;.- 199 с.

133. Пришвин М.М. О творческом поведении. М.: Сов. Россия, 1969. - 158 с.

134. Проблемы психологизма в советской литературе: Сб. ст. Л.: Наука, 1970.-396 с. '

135. Романенко Д. Первые шаги. Заметки о дагестанской прозе //Дон. 1962. -№ 9. -С. 34-42.

136. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1977.- 164 с. . • • '

137. Русские писатели о литературном труде /Под общ. ред. Б. Мейлаха: В 4 т. -Л.: Сов. писатель, 1954.-55.•

138. Рыбаков Ю. Своей и чужое //Искусство и литература Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. -- С. 47-49.

139. Серостанова Л. На диких тропах Юждага //Даг. правда. 1962. - 17 ноября.

140. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с. .

141. Солоухин В.А. Слово живое и мертвое. М.: Современник, 1976. - 333 с.

142. Способность к диалогу. М.: Наследие, 1993. - Ч. 1. - 284 с.

143. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.-460 с.

144. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978.-272 с.

145. Султанов К.К. По законам, художественности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - 128 с. • ;

146. Султанов К.К. Преемственность и обновление: Современная проза народов Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985. - 64 с.

147. Тимофеев ЛИ. Проблемы*теории литературы. М.: Учпедгиз, 1955. -301 с. ' .

148. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -548 с.

149. Толстой А. О литературе и искусстве. М.: Сов. писатель, 1984. - 559 с.

150. Усахов М.-Р.У;: Социалистический реализм в дагестанской литературе. -Ростов-на-Дону, 1985. 82 с,

151. Фадеев А.А. .0 литературе. -М.: Современник, 1982. 336 с.

152. Хайбуллаев С. О*дореволюционной аварской литературе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1974. - 150 с.

153. ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИЯСА МЕДЖИДОВА

154. Масан. Поэма //Литературный сборник лезгинских писателей. Махачкала:

155. Даггиз, 1940. На лезг. яз.

156. В горах. Сборник рассказов. Махачкала: Даггиз, 1951. На лезг. яз.

157. Моим маленьким друзьям. Сборник рассказов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1955. На лезг. яз.

158. Крылатые друзья. Рассказы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1956. На лезг. яз.

159. Морской конь. Сказки. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1956.

160. Алуш крылатая нога. Рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. На лезг. яз.

161. Братья. Сказки.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

162. Дети гор. Повесть. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.

163. Доктор с белой прядью. Роман. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. На лезг. яз

164. Ю.Турфан. Повесть. Махачкала: Дагучпедгиз, 1964. На лезг. яз.11 .Сокровищница под ногами. Повесть //Дружба. 1964. - № 1. На лезг. яз.

165. Правнучка. Повести. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. - На лезг. яз.

166. Незабываемые люди. Рассказы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967. На лезг. яз.

167. Законы гор. Повесть //Дружба. 1968. - № 4. На лезг. яз.

168. Красавицы родной земли. Роман. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. На лезг. яз.

169. Памятью сердца я жил. Повесть. -М.: Дет. литература, 1976.

170. Сердце, оставленное в горах. Романы. -М.: Современник, 1980.

171. Глубинные родники гор. Роман и повести. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. На лезг. яз.

172. Добрые соседи. Рассказы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1983. На лезг. яз.