автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Деятельность коммунистической партии Азербайджана по развитию музыкального народного творчества (1971-1980 гг. )

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Алиев, Адиль Санан оглы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Деятельность коммунистической партии Азербайджана по развитию музыкального народного творчества (1971-1980 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность коммунистической партии Азербайджана по развитию музыкального народного творчества (1971-1980 гг. )"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БАКИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Э. РАСУЛЗАДЕ

На правах рукописи

АЛИЕВ АДИЛЬ САН АН оглы

УДК 329.02:398 (479.24)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ АЗЕРБАЙДЖАНА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (1971—1980 гг.)

Специальность: 07.00.01 —История КПСС

А 15 Т О Р Г Ф Е Р /\ Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Б А К У — 1 9 9 1

Работа выполнена на кафедре политической; истории Бакинского государственного университета им. М. Э. Расул-заде.

НаучныД руководитель: —доктор исторических наук, профессор Мусаев С. Б.

Официальные оппоненты:

—доктор исторических наук, профессор Ибрагимов С. С. —кандидат исторических наук, доцент Мансимов А. А.

Ведущая организация — Азербайджанский государственный университет искусств им. М. Алиева.

.защита состоится ЛЗ « ЛшАли^а 1991 г.

в . Л ' " часов на заседании Специализированного совета К.054.03.12 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук при Бакинском государственном университете (адрес: 370145, г. Баку, ул. Университетская, 23).

С диссертацией; можно ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета.

Аиторефер

ат разослан „

1991 г.

I "■

I ' Н ^ -г и г ё \ ■ * !/

Ученый

Спец нал из ир.

, ИСМАЙЛОВ Э. Р.

ОНЦАЯ ХЛРАКТВДСТШ РЛЬОТй.

Актуальность проблемы. Резкое повышение роли кулыурпо-музыкальной деятельности я обогащении духовной яизки общества на яыиеииом этапа ого развития и обуслазлиьает особую Дуальность исследуемой проблем». В решениях ПУП, ХХШ съездов КПСС и съездов народних депутатов СССР, поднявших развитие этсС ;.эя-телькосги на принципиально новую ступень, неуклонное оовершен-ствованяе содержания и методов работы ¿-чревдений музыкальной культуры выделено в качествэ необходимого условия успешного решения важнейших вопросов удовлетворения растущчх духовных запросов советских лвдей, обеспечения лсех условий для развития художественной самодеятельности народа.выявления и развития таланта каждого человека, воспитания эдорозих потребностей и высоких эстетических идеалов я Янусов. В резолат+ии ХХУШ съезда КПСС непосредственно относящиеся к духогной культуре общества определены как "свобода тяорчоства, поощрение таланта, беспрепятственное соревновательное развитие различных культурных направлений, стилей, школ".2 Особое внимание, уделенной ПУП съездом КПСС этим вопросам а определенной степени и обусловило новый подход к задачам развития музыкально-культурной кивка республики. Несомненно, что застойные язлешгя 70-х и начала ВО-х годов, охватившие экономику, социальную и духовную сфзру, не обошла стороной и музыкально-культурную область, чю в известной отепени обгоняется га аде недооценкой значения такого важного Виктора, как чмювачвский» В последнее врет принимаются мера для исправления допущенных здесь ошабок.

Совершенствование вовх основных на;раалакай культурно-просветительной работа подчеркивается во многих постановлениях партии и правительства, принятых я нсздед«емый период, в том числа: "0 повнашк. роли библчогак в комыунизтичаокоы воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе" С1974х'.), "О мерах по дальнейшее улучшению кугмурного обслуживания сельского населения" (1977г.), "О мерах по дальнейшему развитая самодеятельного художественного тво^.чеотаа" (1976г.), "и дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы1' (1979г.), "Об осуществлен:« Орскам горкомом КПСС комояаясааго

^ Махграела ХХУП съезда НоимунксгччасяоЗ партии'Солотекого Соо-

за. -М-: Политиздат, 1983, с.90 ' . ■ •

о • ■ - .....

Партийная жизнь, 1930, 15 август, о.39

решения вопросов идейно-воспитатольной ряботв" (1977г.) и т.д.1 Возрастающая роль массовых культурно-музыкальных учрезде-нкй в самодеятельных коллективов я обусловила обращение автора диссертагди к даняом теме.

Степень изученности темы. Проблема музыкального неродного творчества и культурного развития народа, основные направления и рол! партийного руководства в эхой области проанализированы радом исследователей.-

В целом ряда работ исследо?аны проблемы партийного и государственного руководства культурно-просветитыьяой работой."* В этот ряд модно отвеем z отдельные диссертация по вопросам культурно-проевьгятальной работы и народного творчества, опыта паргийных.и советских органов по осуществлению программы культурного строительства i страна.4

т

См.: Об идеологической работе КПСС. Сб.докумейтов. 1«!.. Полит-иадаг, 1983, с.429-433; с.463-468; с.479-462; с.316-328; г 0.302-^304

См.: КПСС во глава кулм-урной резолюции в СССР. К., 1972; Во главе культурного строительства. Московские комчунисти-ор-ганизагоы я ру эводагсла культурного строительства в столице. М..1983;~КПСС и культу оное преобразование оэла. 41., Политиздат, 1931. Ленинский принцип партийности литературы и современная идеологическая ботаба. 1.1., 1984; Народное творчество в культуре развитого соцзагистического_общества. to., I96-*. Культура человека и картина кяра. Ы.. 196?. Арнольдов А.11. Социалистическая кулычра, теорий и жизнь. М., 194:4; Художественное творчессво в сиота««е социалистической куль туря. Киев. 1986: Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. ЕЛ., 1972; Видч искусства в социалистической художественной ктазтуре. М,, 1904. Содружество паук и тайны творчества. (Д., 1968; Искусство в системе культуря; Социальная активность грудящихся масс в условиях социализма. И», 198?. Литературная часть партийного ¿ела. 1986. Советская культура. 70 лет развития, to., 1987; Петров SJ.B. .Кухонные цьнностя социализма и художественная активность. Киев, 1985; Эльдарова 3. Искусство ашугов Азербайдгана. 1984, Мчпксистско-ленанская теорпя культуры, М., 1884 е т.д.

3 См.: Красильников BJI. Учреждения культуры - опорные базы партийных комитетов. и. Советская Россия, ¿874; Его »е. Партийное руководство учревдааияш культуры. - М.: Московский рабочий, 1979; Куликов О. Партийное руководство культурно-просветительной работ». М., Советская Россия, 1980; .Манаен-дат °1и'айи8а11йи * «Ульгура села. М., Политиз-

4 См.: Актоненко В.Г. Деятельность КПСС со совершенствованию руководстве культурно-просветительной работой в условиях развитого социализма. М., 1965; Белковац В.В. Историография культурного строительства ка селе периода развитого социализма. М., 1983; Декекьтев. Рукозодство КПСС деятельностью культ-просвБтучреждений села я:гсдн восьмой пятилетки (на матерна-

В названных и я целом ряде других, в том чиола и дисое:р-тационньх работах с различной степенью адекватности исследованы проблемы культуры, культурного строительства, музыкального аародногс творчества, а также вопроса коммунистического воспитания трудящихся средствами культурно-просветительной работы, направление, ^оркы и методы деятельности пгртнйно-советсккх органов и учравденяй.

Следует откатить» что а этой области в Азербайджане т~кже накоплен вполне достаточный научный потенциал.

Материальные, социально-экономлчэскпа, об^еотвенно-поли-тичоскиб условия развития музиааяьно-народаого творчества,.в той число художественной самодеятельности,, а Азербайджани, ос-новнып форг/jj и методы работы в дгшой сфере отображены в кандидатских диссертациях Таджикского, Г.Г.Гумбе?ова, К.П.На-биева, А.А,?асамова1' и др. В исследованиях, к ооаалешш, разрабатываются лишь некоторые аспекты развития музыкальной культуры, а также вопросы руководства партией а этой облает совершенно не рассматривается роль художественной- саиодеательыостя в среде колхозного крестьянства, хотя анализируются факторы иовы-пения уровья данной культура. Слодуэт такхо подчеркнуть, что специальных работ, посвященных раскрытии вопросов неродного творчества в Азорбэйдаано с начала 70-х годов до ВО-х годов, . пока ащэ нет.

продолжение снося? со стр.2

лах Центрального Черноземья). Вороне»,1972; Ермачанао АЛ. Деятельность партийных организаций по повышению роли яульт-аросве "учреждений а кошуяЕстичеоном эоспитании трудящихся в условиях развитого социализма. М., 1978; Еронеакова С.Д. Основные направления развития культурно-просветительной работы в СССР Ц9БС--1988ггГ). М., 1958; йоробгович Ю.Г. Деятельность культлрооввтуиревдений в .'сошунистячесяои: воспитании тиудадих-ся Ленинграда по коммунистическому воспитанию годящихся в период мевду АЛЛ И XXili съездами КПСС, Ы., I9?b; Кудрина Т.А. Культурное разаитиз депевии P£»JP на этиле зрелого социализма •ДЭбй-х&ЬОгг.), u.., 1981 j Ь^лафосэв H.A. Советы дзаутетоа

Шдящихоя и культурное строительство в Российской Ьедопации 64-1974ГГ.), И., IS?5 и др.

х Гадаинский Э.Дж. Деятельность Компартии Аззрба15дяана по повышению роля прсизьоддтвэняых коллективов s укреплении трудовой диоципдаяч (X931-1985гг.) ^вгороф.Кавд.дисс. Баку, 1990; Гесыыов A.A. Повышение культурно-техначеокэго уровня колхозников Азероайдашоко» СО* U Svl-1380гг.). Автораф.канд.дисс, Баку, 1908; Набиав K.Q, ,оль культурно-технического уровач колхозного ¿шестьянства АззрСаадзвна (I£5I-Iö58xr.). Автдрай. кгадидасс. Еаку, 1975 и др. . .

Предметом исследования является деятельность Коммунистической парии Азеро'айдяана по дальнейшему развитию музыкального народного творчества в 1971-1580 годы. Работа партии по укреплению материально-технической базы, подготовке кадров, расширению сем и совершенствованию структуры учреждений и институтов музыкального народного творчества и по руководству развитии новых форм и катодов этого творчоства рассматривается на в отрыве от -оциально-экономических условий, а в тесной взаимосвязи с ними, •

Временные рэмки, охоаченные данной работой (1971-19Шгг.),

обусловлены прежде всего салшм характером исслсдуйшго периода, негативные тенденции которого были вскрыт апрельским (1905г.) Пленумом ЦК КПСС, ГШ съездом КПСС, XIX Всесоюзной конференцией. Несмотря на то, что эти тенденции оказала свое влияние на развитие общественно;'! лизни, в том числа и культуры, в этот период игчли место некоторые изменой».л в масштабах и сложности социально-экономического'и духовного развития страна, что позволило провести исторический анализ развития музыкальной культуры республики в эхи года.

Цель и задачи исследования заключаются в определении возможностей участия учреждений музыкальной культура в ускорении духовного развитчя общества ка основе тщательного изучения накопленного опыта, с учетом достигнутого уровня разработанности проблемы.

Цель работы конкретизируется в следующих'задачах:

- подавать, что партийное руководство, построенное на ленинских пг'лицшах совпршеиствованяя социалистической культуры, является важнейшим условием дальнейшего развития и расширения музыкального народного творчоства;

- выявить основные направления конструктивной работы по Правильному подбору, распредалению и воспитанию кадров, расширению« сети и совершенствованию структуры учреждений^ музыкального народного творчества?

- выявить наиболее '«Щоктпаные способы организации коллективной музыкальной художественной самодеятельности, исходя кз анализа содержания и формы работа, в отой области и с учащем реальных интересов и потребностей людей.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды клессиков марксизма-лешшиз&а, Программа КПСС, материалы партийных съездов, Пленумов ЦК, в частности, материалы

Азербайджанской КП, документы и решения партии и правильствз по вопросом культурного строительства, работы руководящих деятелей партия и государства.

Автором широко использованы материал« центральной и республиканской периодической печати, статистических сборников, а также партийного архива Азербайджанского филиала Института .марксизма-ленинизма прк ЦК КПСС, архива министерств образования, культуры а др. Подавляюще большинство таких фактических материалов впервые введено в научный оборот.

Научная новизна работа заключается з том, что впервые в хронологических рамках 1971-1980 годов исследуются роль и значение руководства Компартии Азербайджана в совершенствовании деятельности государственных а общественная органов по развитию музыкального народного творчества а республике.

3 работа проанализирована практика претворения принципиальных установок партии и государства в области культуру в масштаба республика, где накоплен достаточный опта воплощения ленинских идей о культура, о музыкальном народном творчество, повышения ее действенной роли в идейно-политическом, нравственном, эстотачзсксы воспитании трудящихся, оптимальной организации их досуга, эффективном формировании и адекватном удовлетворенна высоких духовных интересов к потребностей.

В диссертации рассматриваются и вопросы демократизации в области управления культурой, широкому вовлечение самих трудящихся в народное музыкальное творчаогво. Автором введены ь научный оборох и обобщены рапаа неиспользованные фактические . и статистически данные, которые в дальнейшем могут бы!-ь использованы а вослед-'ю'дих научных ьосладоватии проблема л1узыкально-го народного творчества.

Птектичвокэя значимость диссертации, заключается в том, что собранный и тщательно снсештнзированныЛ а исследовании бочьшой материал, сделанные на его основе четкие выводы и подробнее рекомендации могут быть исгользованч партийными, советскими работниками в практической деятельности по руководству, развитию и совершенствованию макального народного твсрчоог-ва. .

Обобщенный а дкссэртацаи опыт развития сети учреждений музыкальной сскидэятельиооти соогватствушяй материальсо-техни-чаокоЬ баэы,оодвржаш1 их деятельности, элективной подготовка и рэспитания кедров й згой обльста, адекватного партийного и

государственного руководства данным» процессами направлен ка успевнуа реализации проблеш музыкальной культуры в условиях перестройки.

■Аптюбэпия рабсти. Диссертация била обоуздена и рекомендована л запдате на объединенном заседании ,кафедр политической л о гсри;! для гуманитарных и естественных факультетов Бакинокого государственного университета иы.М.З.?ас>лзаде,

Основные положения к содержание данного исследования получали отражение в выступлениях республиканских научнюс конференциях. Оисок публикаций автора приведен а конце автореферата.

Структура лиссэртации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка Еспол^зосанних источников и литератур«..

Во-введении обосновывается выбор как самой тема, так и хрояслопческих зззмо». охваченного Исследованием периода, а также ее актуальность, определяется продает, основная цель, ыото-ды и задачь исследования.. Здесь ае рассматриваются степень изученности, разработанности пробдекь>, характеризуемся ео новизна, выделяются теоретические и методологические основы исследования, формулируются основные, внносимко па защиту положения, а также определяется структура работы, и нэучко-арактическое значение выводов и обобщений автора..

В пашей главе - "Партийное руководство. - важное условие в дальнейшем расширении и развитии неродного творчества" -анализируются основополагающие идеи и основное положения клас-оиков маркечзма-денинияыа о роли и значении народного творчества, которые стали методологической основой диссертационного исследования, главнаа причципы деятельности КПСС я области руководства народным творчеством, ухфвпления материально-технической базн, расширения сетг« в совершенствования структуры музыкального народном творчества. В этом плане автором рассмотрена твяио категорий понятия, как культур*, социалистическая культура, народное творчество, фольклор, историзм и системность, показано творческое' развитие взглядов основоположников марксизма-лонлнязыа на народное творчество л материалах съездов, конференций КПСС, Пленумах ее ЦК и заседаний Политбюро.

Отмечается, чго хотя корни изучения народного творчества л уходят с прошлая, века, в некоторых отношениях комплексное исследование этого одного из важнейших оснований и источников всей

современной культуры все еще набирает силу - нзстолько неисчерпаемо многообразен предмет исследования. Марксизм-ленииизм главным творцом этой культуры считает в конечном счете созидателя и всех материальных ценностей общества - тоудящихся народных . масс. Духовная культура, являкщэпся отражением а агралениом определенного уроыш материальной общазтяекной практикч, в слою очередь оказывал огромное воздействие на сознание, саыз ст?новит-оя важнейшим фактором социального преобразования человека и обоз отва» Эта рэволюцйояно-прзобразущая роль духовной культуры впервые бала глубоко раскрыта в произведениях классиков марксизма - в "Немецкой идеологии", "¡Да анфас то Коммунистической партия" Маркса и Энгельса, "Партийной организации и партийной литература", "Задачах союзов молодежи", "О пролетарской культура" В.Я.Ленина. Действительнее богатство общества, указывал К.Мерло, состоит в развитии главной его производительной силы - "всех индивидов".

Югаосики марксизма-ленинизма сгрсд-ное значение придавали народному творчеогву и «уяыие. "Предмет искусства..., - писал К.'»арко, - создает публику, пенимажщуэ искусство и способную нрслаядаться красотой".* Свою мысль К.Ыаркс пояснял на примере музыки: "Только музыка пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкачьного уха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла, она для него на являотоя предметом...".2 По словам ^.Энгельса, "музыка.., допускает сотрудничество большой массу людей этш дежа значигвлыю выигрывает в силе выражения; в ней одной наслаадеаио совпадает о живым исполнением...".^

Согласно К.Морксу и ^.Энгельсу формы эстетического сознания (эстетические потребности, чувство, вкусы, идерл.ч, взгляды, искусство - муэмка) являются отражением ; айствительносгл, их возникновение, развитие, расцвет и упадок, обусловлены реальными процессами шзни, их общественным бытием.

Маркс и Эаге ьо обосновали решающую роль социальной практики в становлении человека кан с>бьекта пезнанил и ...аорчротра, "Все ясного поникания того, - писрч В.ИДенин, - что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее межно строить пролетарскую культуру -

* Ыарко К., Бнгельз Ф. Об .окусстве. т.1, М., 1983, с.173

2 Тем же, с, 17-! \ Там :кв, с,173

баз такого понимания нам этой задачи не решить".* Однако, как подчеркивал Ф.Знгзлья, "наше понимание истории есть праздо псе-го руководство я изучения, а но рычаг .для конструирования на манер гегельянстваРазвитие культуры, как и общественный прогресс з целом, частью которого оно является, - процесс очень многосложный и весьма противоречивы];. История, отмечал В.И.Ло-пин, "'идея зигзагами и кружными путями" ^ 2го относится тагае и к история т.оей млропой культуры и цивилизации, которая знал,:-: на только взлеты и подъемы, но и отстуштз:5ия,дззаонш1 вспять. Основной тенденцией в развитии культура чзлозачества было движение 'впэтэед, к свсбоде^ ибо "КаядаЙ шаг вперед на пути культуры был шагом к свобода". Двумя главными пршцушош марксистско-ленинской риалактидо-масориалистической методологии исследспа-Н1Ш общественных явлений, в том числе музыки, музыкального народного творчества являются историзм, и скслекность. Принцип историзма требует от яоеледояатзля, по словам 3Л?.Ленина, "из забыззть основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки эртю того, как взлостное явление в истории возникло, на кие главные этапы ь своем развитии это яазение проходило и с точки зрения этого его разутая, смотреть, чем данная яещь" стала теперь",5

В современных условиях приобретает важной зшченио принцип системности, основанный на всестороннем, комплексном и с .¡ледова пш объекта, имея ввиду внутреннюю связь этих основополагающих принципов диалектики В.И.Ленин отмзчач: "Вось дух марксизма, вся его система грабуюг, чтобы каждое положение рассматривать лишь: а/ исторически; б/ лишь в связи с другими; в/ лишь в связи о конкретным опытом история".6

Сформулированное К.Марксом и Ф.Энгельсом основные положения диалектяко-штарпалистичвской философии, методологии исследования истории и культуры, в том числе народного творчества и музыки, балл развиты в трудах В.И.Ленина и конкретизированы в партийных документам ло вопросам литературы и искусства, музыки в народного творчества, идеологии и коммунистического яоепита-

1 Ленин В.И. Полк.оорб.соч., т.41, с.304

2 Маркс 1С., Энгельс Ф. Соч., г.37, с.ЗТГ

3 Ленин В.И. ППС, г,36, с.82

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.20, с.116

5 Лешш.ТПС, г.39, с.6?

6 Ленин.ППС, г.4Э, с.329

пня. От ленинской статьи "Партийная организация и партийная литература" до решонгй XXIУ, ХХУ, ХХЛ, ПУП съездов КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференция, до последних постановлений ЦК КПСС "О литературно-художественной критике", "О ^абото творческой молодежи", "О дальнейшем улучшении ьдеологической, поли-тико-лоспитат-льной работы", "О творческих связях литератури^-художесгзенных журналов с практикой коилунвсклеокого строительства", "О морах по дальнейшему повышенно вдеЛно-худа-кэстиешого уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии" (принятых совместно с Советом Министров СССР) последовательно проводится линия за обеспечение адекватного руко-. лсдства творчески!.! процессом а сфере искусства, Вслылоа внимание вопросам развития худшеееггег'чо-гйузыкальной культуры -з условиях социализма било уделено на ХХУП съездо КПСС в овлзи с вопросам дальнейшего совершенствования социализма: революционные преобразования общества невозможны без измекэнкя самого человека. Партия всегда исходила из того, х.го формирование нового человека ваянойаая цель я непременное условно доммунястичезкого строитзльства. В работе показано, как мысль о необходимости гармоничного развития личности и социализме проходит чзрез ¿¡се ос-нозополагавдиа партийные документы. Забота о профессиональном искусстве и ниродком творчестве становится общегосударственном делом, что закрепляется л Конституции ССОР. Постановления ЦК КПСС "О народных художественных пробелах": "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного тьорчзства", решения съездов п пленумов ЦК КПСС нзцеливают на дальнейшее выявление еще не использованиях резервов народного х^орчества в деле воспитания нового человека.* Важяш зредса-зсм вдзйно-лелвтя-ческого, нравственного воспитания и является худокезтзеннс-г.у-зыкальная культура, эффективность которой растет вместе с развитием духовной жизни общества о Данное обстоятельство значительно повышает роль объектов этого творчества. Поэтому партия всегда обращала особое внимание на важность л необходимость мудрого, гибкого, тактичного руководства развитием музыкальной культуры, основным методов влияния на которую должна бить ак-. тивная, заинтересованная в ее "рогрессз, настоящая марксистско-

* См.: "КПСС б резолюциях и решениях съездов,, конференций и пленумов ЦК'.' г.13, с.62-66; 502-50С

ленинская оценка достижений оо представителей. Творческое кзу~ чение кэркс;;^■ла-леникг.зкз обуславливает оптимальное решение поставленных партией в этой области задач. Автор приходит к выводу, что однсГ. из закономерностей в духовной жизни социализм лиляотся целенаправленное л последовательное руководство со стороны Коммунистической партии и Советского государсгва процессами развития культуры на основа ленински" принципов и в долях совершенствования многонациональной, подлинно советской культуры и использования ее достижений в дела гармоничного развития всах членов общества.

К^м/лу^лсмческая партия Советского Союза и ее отрад - Коммунистическая партия Азер';зйдаака, неустанно направляли морчоо-кло усилил, масс на праодоленио лсох трудностей нэ пути создания социалистической культури,

Кс.'с'луш'.сипеска" партия в свое? культурной полети ко исходила из ленинского псяовензя о том, что культурные задачи социализма по своей сущности и по своему характеру таковы, что не могут быть рошепы сразу и бистро. В.м.Ленин, глсаяоь о;ого вопроса, писал: "Культурная задача не монет быть решена так быстро, кал задачи колит ческле и доенные. Нужно покягь, что услов.л движения вперед теперь не те. Политически побздать модно в эпоху сбоетрения кризиса в несколько недель. На войне модно победить а несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, по самому существу дела тут нужен срок болоо длля-ный, и надо я этому более длинному сроку- приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее унорсашо, настойчивость и олстямагичность".*. . .

Народное художественнее творчество составляя основу худо-Еос.гве;шой культуры, отрагаат аемтичеекпо идзала и вкусы народа, опадает ярко выражениям национальным характером, используем традиционные Х5дояественнао образы п приемы, включает создание ¿1 исполнено народной муэшш."

Великая Октябрьская зоциалистическая революция положила начало глубокая качественным изменениям во всех сферах жизни общества, явилась реальной предпосылкой культурной революции

1 Лапин В.И. ПСС, т.44, с.Г?4-175

2 См.: Чернявская Т.Н. Художественная культура СССР, с.189-190

л СССР. С первых дней своего установления Советская власть объявила решительную вомну темноте я невежеству, так как низкий культурной уровень трудящихся масо г.;ожет стать неопределимой преградой в деле социалистического строител- зтва.

Б результате соиери'ишзйс« в стране культурной револвдн, которая способствовала пробуждению л вовлечению к '.'ьорческому учаотии в еа ссущес талании миллионов трудящихся, социализм создал богатыо возможности для творчества масс з области духовной культуры.

Суть культурной революции состоит в духовном возрождении людей на основе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической идеологии, л не выданном повышен:«! культурного уровня народных масс, в обогащении их духовно:! жизни. Культурная революция по своей сущностл и содержанию решила эту историческую задачу гак, что "тепорь жо зез чудеса гехники, все завсовонил культуру стакут общенародным д~стоя::ием, и отныне никогда челова-чоскяй ум, весь его гений не будут обращлн в ерздетьо насилия, в сродство эксплуатации"»*

В диссертации показана вся система конкрэпшх мер деятельности КПСС и 121 Азербайджана по наиболеэ оптимальному руководству развитием народного таорчествг в выше названных взаи:.х-~ одлзашшх направлениях с цзлью создания реальных условий для полного раскрытия всего творческого потенциала и всестороннего • гармоничного развития личности. Эти эгдачи обуславливают основные направления культурно.'! полигики партии и Ссяотокого государства: соверлзнстволзние вса11 сиогемн народного образования, претворение принципа социального равенства в сферэ приобщен*я к культурным ценностям, последовательное вовлечение лодой в сс1шлыю~кульг< .;ьое творчество (участие а самодеятельна'*: творческих коллективах и т.п.), усиление воспитательного начала художественной- культуры я укрепление кз^ерка-ьно-технччзско:. базы всей скотени распространения гуховшгх цэнноотай. Каждому из зткс направлений культурного строительства удаляется самоэ пристальное внимание со стороны на; гийних, государственных и масоовнх ^щвотясияих организаций. Неслучайно, что а постановлении ЦК КПСС "О народных худо&зотввнних црошелах" Госплану СССР, Госснабу СССР в Сопат4» Министров отавных республик прэдло-зело устранить ямесздеся ¡'¿достатки в падлеащеи материально- •

^ Лени. В.И* ПСС, £,39,"0.281?"

'-12-

техническом снабжении предприятий художественных промыслов Кая доя культура ,в цело.ч, так а музыкальная культура» способна усяекно развиваться лишь при наличии соответствующей материально-техническое база. "Культурная революция,-- писал ВЛ'.Лвкик: представляет неашворнзе трудности и чисто культурного свойства (ибо ш безграмотны) и свойства материального (ибо для т чч)чтобы быть культур;1.км, нушо известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база"." Тем самым В.Й.Лекия подчеркивал необходимость соолэде-кия вдрчетгп культурных и материальных факторов в деле осуществления культурной революции. Бсо аналогичные положения а указания Ленина все вреда были в центре вшишия ЦК 101 АззрбаЦлжана. Не заседаниях бюро ЦК всегда делался акцепт на усилении партийкой работа в целях дальнейшего разлития культурного строительства в рг епубликз. Б 1971г. на бзро «1С обсувдался вопрос "О нэ-обхедимчх морах по улучшению культурно-битового обслуживания трудящихся лачиЕского района". Говорилось а о недостатках я упущениях в работа культурно-бытовых учреждении. £ыло принято постановление и по вопросу об улучшении поллгической и культурно-массовой работа в колхозах, совхозах, учреждениях к учебных заведениях района/* Бюро ЦК 29 апреля 1972г. отмечало, что под руководством партийных организаций, культурно-просветительные учреждения республики в 1971г. достигли значительных результатов в удовлетворении культурных потребностей трудящихся, пропаганда и разъяснении решений съездов, девятого пятилетнего слана развития народного хозяйства СССР.

Была отмечена пол сиятельная работа партийных, советских,

профсоюзных организаций, ергаяов и учреждений. культуры гг.Баку, Кировабада, Сумгаита, Шзки, Кахичзвакского, Степанакертского, Закатальского, Лгдаабединско-'о, Иасаллшюяого, Таузского, Гео;;-чайского, Куткашенского, Йс.йаиллинского районов до руководству деятельностью культурно-просветитальних учреждений, В постановлений такко сказано, что эбаош, горкомы и райкомы КЦ Лзор-

1 Об идеологической работе КПСС. Сборник докуыонтов. М., Полат-

• издат, 1383, с.498 . .

2 Ленин В,И. ПСС,'т.45, с.377

3 ПШ ИМЯ, ФД, 011.406, Д.103, с.16

* ШО.ГЯ1, 0.1, 0И.412, Д.25, с.39,

5 Там яе, с.41

байджана, Сочат Министров Ппхкчовшской АО^Р, исполкомы Советов депутатов трудящихся, Министерства куяьтурн, профсоюзная и комсомольские организации доляны повысить книманио к робота культурно-просветительных учреждений» периодически раосматривать я решал, конкретные аопросн, сляпанные с иеИ с ух.'рзплоимы состава кадров клубов и библиотек, поатолшго нзпраляять ппицкамсу я использование широких возу,ожиосгой культурпо-прослсигягслы»« учрезде/к.: на улучшсп::о работа со воспитания и культурлому об-слуяихши» трудящихся республики.

. Зз 1971-1960 годы Коммунистическая парг/'ч Агарбаяджаиз обращала особое' внимание на рэЕлиме музыкального народного творчества и ео изтеризльяо-хохшчз'сяому обеспечению. 26 епрчля 1978 года Ш' Компартии Азербз!1цяакз пря.чял постановление "О работе Агдзмского РК КП Азврбшйзгана по выполнено постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему удушению культурного обслуживания сельского населения", я которо:/, з частности, говорилось о необходимости министерствам и ¿гдакско-му райксму партии принять офхзктиаше мары по улучшен:® подбора, расстановки, воспитания и. закздплавй»..каж»я учроздзкяй культуры, всеморно способствовать росту их политической я ?иор-чоокой активности, обеспечить ияекоккурсный пряом спляской молодежи в высаив и средние специальное учзбяыо заведения кул%-гуры,2 разработать план социзльяо-эяокомиадсксго рззяития района, обратить вямакиз на сгрсягельсгйо обьгвт^в культурно-просветительных учреждений, расиирэ;ше сети дсисз культура, кяу-боа..., укрепить гитеряяльяо-тахшчзгкук' базу объектов культуры, оснастить ¿х лменгарвм, цвбелью, тсхяйпзсквул средствами пропаганды, улучшить содержания их работы^

Й 1971-1980 республиканские пармАкзэ, советские и про-сокзяыо организации усилили работу по подготовке расстановке кедров народного творчества. Были созданы постоянные месячные яурсы, семкнарскяо занятия док клубных и бпбяиоготх работников, семинара по подготовка ъ переподготовке руководителей исл-лоятивоа художествашюй самодеятельности. Только за последао три года всеми видами обучения было охчачоно более 1400 дуяьт-

1 ШФ НИ, ФЛ, 0Л.412, л,25, 0.41 .

2 Тал» же, 0Л.439, Д.37, с..Т2

3 Там же, с.Ю "

- М -

■работников

Отдел.культурно-массовой и физкультурной работа Азербайджанского Соцдрофа в своей информации показывает, что профсоюзные организации ргопублвки, выполняя постановления Президиума• ЩСПС ст 5 февраля 1971 годэ и Азеро'аццжанского- Совета профсоюзов ст 27 ьйгуст-а 1~¿7L года, улучшили работу пс подбору, расстановке и повышении квалификации кадров культурко-лросветл-телышх учреадиагй ирофоогооа. Например, по сравнению с 1971 г од см количество специалистов с biícmm и средним специальным образованием а культлроспзтучраздещш: возросло и т,д.

В настоящее время кулыотделоа Goanprja paspa ботмш перспективные планы обучения кедров, a гакг.) мероприятия по прово-деяай в I&74-IS75rr, перееттиотащи работников культурао-проо» во тигельные учреждений профсоюза распубл.чки.^

Вернкм леикискям кранциапм, партия отводит учреждениям культуры важную роль в исполнении социальной программы сблклкз-aiiíi города и деревни, снятии различий между умственным к физц-чоскам трудом, ускорении позитивных процессов в экономике, куль-турз, казни современного села. В соответствии с Директивами KI7 съезда КПСС но пятилетне:;,? алану рэзьйтия народного хозяйства СССР на I&7I-1375гг. в эти годы было уделено особое внша-икз на совершенствование системы культурного обслуживания трудящихся, укрепление мчтириалыюй базы культуры и велось повсеместно строительство новых клубов, домов культуры, библиотек»

Правда П'"1 всегда и на ьээда обращали должное внимание • укрепления материально-технической базы художественней самодеятельности. В чоохаиовлшша ЦК Щ Хзарбайджана »00 итогах Первого -Всесоызюго фаезкзаля самодеятельного худоаесхвенного творчества трудящихся в Агарбзйдкаисксй ССР и задачах по дель-нэйашму развитию народного творчества" отмечалось, что.материально-техническая база кульsypao-upoсвататольавх учраадэнай светает Министерства культура в профсоюзов существенно отстает os насущных задач развития самодеятельного творчества трудядася. Еольгаанство самодеятельных коллективов не обасяачена двдэ са-ыыси необходимы*® рзквлзатама, «оотюмэми, техническими ородст-

1 См,: Архив Мехсошадгодоиз художественной самодеятельности.

S.III4, Ш,Т0,.Д.1?9$ СВ.24, с ЛЬ-

2 Там т,'-03,94,.0,-¿1.45 г.;;': '

вамд. Эта вопросы нэ находят должного решения со стороны планирующих и снабженческих организаций республики. Плохо используются для укрепления материальной базы самодеятельного художественного творчества силы и средства местных советов хозяйственных а общественных организаций".

Далее отмечалось, что ЦК КЯ Азербайджана считает, что »..мвкщаося недостатки и упущения в развития художественной самодеятельности обусловлен» серьознимв оилбкама! в роботе по г.эдбо-ру, расстановке к воспитанию рукопедлцих кадров коллективов ху-докестлалаоП самодеятельности. Значительно;'} паста дз лая на достает профессиональных знаний, навыков, из используются в этих целях возможности Института искусств им.М. ^Алиева и Лзеп-йайдяанской Государственной консерватории им.Уз.Гадяибедова.

Постановления Ш КПСС предпиензэкзг мянгзтзг/стьч,!, ввдом-отаам, советским л профсоюзным оргапем лри^сь 2сс гообхода.-^е керн по всемерному уггреплешв тгершшюй <5а8и худсясоадсшюй самодеятельности, полному я эффз.'жлнему исполъзовзпюо средсгл, • выделяемых в этих целях,"

В связи с постсиоялгилем ЦК 'КПСС, ЦК КП Азербайджана принял решение: Постановление ЦК ШС1 о? Я8 марта 1970г. "О мерах по дзгьпвйпечу рзэвятяо самздсятслиюго худжствешого твор-чсстяя" нрггать к руководству к ксполнзнкю;3 .'¿¡..кстиротзсн, гэдомствам, советским и просЕсоизккм органам, республики осуцзс?-в'лчъ необходимые мера по укргялзния макзрятшю% бази художественной самодеятельности подггему и г^зкткслу исясльзолшш средств, выделяемых на строз^ельстло й рвкоиг .(,лубш:<: учреждений и красных уголков, по обеспечению их образцового ссдарлэ-4

пия.

Вместо с топ, Ш Ш Ааврда&дана охмптзб?, пгс» размзх и содержания худояюстяешюй самодеятельности в республике еад но полностью отдаляет требован;:.«?» ХХ7 съезда КПСС, ШХ с%ездз КП Азербайджана. Оздалышз партийные, про^ссит. с, Комсомольске, хозяйствояшэ организация, учреждения культура занимаются м

1 См.: 011.433,.Д.49, с.40

2 Сб адзологэтсской работе КПСС. Сборней докуйстгод, с.461-482

3 См. 0.1, СП.439, Д.37, от 26 епреяя 1678, 0*18-23

4 Таи же ' ' . ->

систематически вопросами всестороннего развития самодеятельного творчестве, погашения его идвйно-худоаественного уровня, создания новых, укрепления .уяе существующих коллективов, вовлечение в ядх широких масс трудящихся. В нал от ерш: круаках недоста-точдо зедеася учебно-воспитательная работа с участникам самодеятельности, в их репзртуаре нередко содержатся слабые в идей-но-худокостввш'ом отпоивнии произведения, отражаидие революционные, трудовые, бовлие ^.интернациональные традиции партии в народа/ ...

На основе анализа и обобщения прэдотавленного материала евгор прихода! к выводу« что партийная организация республики в 1Э71-15£0гг. проделала огромную работу по укреплению материально-технической базы, подготовке .кадров, расширению сети и совершенствованию структура учреждений музыкального народного творчества.

Во второй гладе диссертант "Роль .(оммуняотичеокой партии Азербайджана в активизации деятельности государственных и общественных организаций до развитию музыкального неродного твор-чеотве" отмечается, чьо Коммунистическая партия и Советское государство всегда уделяли особое внимание вопросам идейно-воспитательной работы, культурного строительства. В документах ХХУП съезда КПСС, ПХ-ой Всесоюзной партийной конференции, последующих пленумов ЦК КПСС, Первого съезда народных депутатов СССР предусмотрены меры, направленные на повышение действенности ядийно-воспитатехьной работы, дальнейшее совершенствование • всей 01. о теш народного образования, развитие науки и искусства. Важность вопросов коммуииотачеокого строительства и всестороннего развития личности обуславливалась сформулированным на ХХУ съезде КПСС положением о том, что подъем манериального и культурного уровня жизни народа, всестороннее и гармоничное развитие личноета представляют собой высшую цель политики партии. Съездом были указйны пути повышения уровня и эффективности згой работ; комгшзкеный подход ко всему делу' воспитания, обеспечение единства политического, трудового и нравственного сторон воспитания о учетом специфики различных групп трудящихся.

Прлворяя в жизнь решения съезда партии, ЦК КПСС принял . постановления об олы!?о комплексного решения вопросов едейно-воспитательной работы, об основных задачах партийной учебы,

1 Ф.1. 01.433., Д.49, с.38-39 -

оффвктйвнои руководстве средствами массовой информации и пропаганды, усилечип ролл устной пропаганды» повышении уровня экономического образования трудящихся, дальнейшем развитии и совершенствований самодеятельного художественного творчества, об неуклонном улучшения культурного обслуживания сельского населения»

ШТ и ХХУ сьезды КПСС указали пум дэлыюйшого повышо-1'"я эффективности идейно-аоепчтателыкй рабом, ое подъема на качественно новы;' уровень, более соотвечствушфй возросшим современным .ребозанмм. Рзвонпо задач, поемзлешшх съездом, означает дальнейшее раз.чартыгзниз культурней рвз-\>яадка, яв/шхчейся предпосылкой и пермакектно действующем условии ссукр стилвшш яаучно-твхкичоокей революции при социализме. Взаимодействие этих процессор лбеспечиваот необходимое развитии аспектов культуры социалистического производства, Еырогхавцкзссч в зтопедо со-зерыекства его производительных сил.

Народнее музыкальное творчество - из массовых форм идейного я эстетического воспитания масс. Коммунистическая партия и Советская класть,•обеспечивающие общее руководство культурной революцией в Азербайджан?, открыли широкие пути интенсивного развития народно-о самодеятсд-иого искусства, древнейшей формой которого является ашугсков творчество. Сно по праву считается неотъемлемой честью богатого наследия национальной культуры.4" Творчество азшгов составляет один из гладайх и мопдолг потопов в общем русле развития аззрбзГдаапскоЯ литературы и музыки. Сно ясэсторенкс отражает героическую многовековую борьбу азербайджанского народа пробил любого рода гнета и насилия, В ешыгских песнях адекватных худога ствешшх фермах воплощаются духовные качества, с-сзидательннй труд, нравы, обычаи и традиции народа. Особое место в творчество ааугоа занимает любовная лирика, придающая искусству народных певцов неповторимую красоту и поэтичность.^

Основными организащязшшш условиями дальнейшего повышения качества и эффективности культурного»обслуживания населения являются более равномерное размещение образовательных, художественно-зрелищных. и культурно-просветительных учреждений, а также расширение радиуса устойчивого ^чйствия средств массовой

* См.: Векилов М.Ю, Ксммунистическая партия - организатор культурной революции в АззрбаЦцасгно (IS20-J940rr.),BaKy,IS68,c.I24

^ См.: Эльдаров 3. Искусство апгагов Азербайджана. Баку, Пяд-яо ' ^Ийщг i 1934 f. с»7

коммуникаций; обеспечение оптимального функционального взаимодействия данных комлонзнтов системы распространения духовных ценностей.

Но самим, пожалуй, важным,условием поаншения социальной значимости этой система било и остается совершенствование мастерства и развитие творческой инициатива самих работников, занятых на всех се урогнях, так как человеческий фактор вез Ее является решающим во всех сферах жизнедеятельности общества, стало быть и в сфере культуры.

Художественная самодеятельность в условиях социализма превратилась в массовую форму активного приобщения лэдей к культура. К определяя задачи культурного строительства, указывая на необходимость ее дальнейшего разштпя, партия учитывает все это! "Сфера культуры призвана удовлетворить возрастающие запросы различных категорий населения, обэелочиьяпь необходимые воэмон-. нооти для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, обогащать социалистический обраг кизня, формировать здоровые потребности и ввеокие эстотичаские вкуси",''" Развитие музыкального искусства и, в частности, народной музыки 1970-1360гг. представляет собой весьма сложную в многообразную картину.'Современное музыкальное искусство- Азербайджана отличается богатым разнообразием творческих манер и индивидуальностей, содержит совершенно разине отилевыо тенденции. Оно рааваьа-ется на базе и в тесной творческой связи с народищ музыкальном творчеством.

Еадачк превращен»« человека в подлитого творца, субьекта всего г.ультурно-ксторичаского процесса повышают общественную значимость многогранно!* деятельности КПСС, советских органов и различных учрездений культуры в этом направлении.

• Последовательно претворяя в жизнь программу ХХУ съезда, партия неуклонно проводила куро на дальнейшее развитие 2 совершенствование культура и искусства советского обцеотва, подмврк-дениом чого стада постановление № КПСС и Совьта Министров СССР "О играх я{> дальнейшему улучоенш культурного обслуживания сельского населения" и поствиовленке ЦК КПСС "О нарах по даяьнойшаыу развитию самодеятельного художественного творчества",

В 70-еВгг, партия считала, что задача партийных, профйоаэ-..•шх и ксмсоыольских организаций и органов культуру состоят в

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Псиш-издат, 1336, с.58-5» '

систематическом и глубоком -анализе oohobhi.c тенденций массовых мероприятий, проводишь з клубных учреждениях для улучшения планов их работы», в постоянной- координация всей работы клубных учреждений и музыкальных народных коллективов, с целью добиться того, чтобы все они наиболее эффективно действовала аа гсох главных своих направлениях, активно участвовали в комплексном решений задач коммунистического Боепитания трудящихся.

Как следствие этого, а последние годы наблюдается ощуги-ыый количественный и качественный рост художественной самодеятельности пргфеоызов Азербайджана. За д^а года X пятилетки создано 474 самодеятельных коллективов, о которые яовлеадна I4C64 рабочих, слуда'чих и членов их сешзй» Намного улучшилась работа самодеятельных коллективов по культурному обслуживанию трудящихся республики, воинов Советской Армии и военно-морского флота.

В диссертации говорится о ток, ччо I£71-I960 годы основные задачи состояли в укреплений достигнутых успехов ч облазти музыкального народного творчества, в постоянной заботе о его развития, о качественном и количественном росте коллективов музыкальной с зод еят слыг ос т.ч. Этому обязкволо постановление ЦК КПиС "О работе по подбору и воспитанию идеологических кад-роз в партийной организации Белоруссии", решении партийных отъездов и пленумов ЦК 1ШСС, решения ХУ съезда профсоюзов СССР, Х1У съезда профсоюзов Азербайджана, декабрьского Пленума ЦК 1-Я Азербайджана и П Пленума ВДСПС (1972г.), Постановление Президиума ВЦСПС, коллегии Министерства культуры СССР "О дальнейшем развитии худолосгвенной самодеятельности трудящихся".

Большую роль в решении этих сложных задач игрелк центральная комиссия по культурно-шефзкой работе на селе под председательством народных артистов республики, видных кокпозгто-ров, которая была создана по решению ВЦСПС. Она своевременно обобщала и распространяла опыт различных ведомств и организаций по культурному развитию сельских тружеников, а также объединяла усилия этих организаций я координировала лх действия.^

Следует отметить, что профессиональные коллективы в годы девятой и десятой пятилетки в целом вели большую культурно-шефскую работу Их деятельность' постоянно корректировали рас-« ,

* См.: Архив ПСПС, $.1114, ОП.ХО, Д.201, СВ.30, с.120 " См.: Культурночпефская работа на. села. Ы., Прсфпздат, 1975,с.I-

. - 20 -

публикакскиэ, областные, городские и районные комитаты партии, первичные партийные, профсоаг-ныэ и комсомольские организации. Посла установления Советской власти в АэзпбаЛдаане выдакщеся русские советские композиторы А.К.Глазунов, Ы.Л.Мясковский, В.А, Асафьев, Р.Ы.Глиер и другие принял?: близкое участие и сыграли исключительную роль а дела развития профессиональной музыкальной культуры молсдой республики, что несомненно вызвало повышенный интерес широких слушательских маос к префессиональной музыке, к многочисленным ее формам и жанрам. В развитии и совершенствовании самодеятельного музыкального народного творчества большую роль играли вузы республики - Азсрб.государственная консерватория им.Уз.Гдаибзкова, Азербайджанский институт искусств им. А.Алиева, а текяш Бакинское музыкальное училища им.А.Зэйналлы, Непосредственное активное участие студентов и профессорско-преподавательского состава атих учебных заведений в работе круа-ков а коллективов музыкальной самодеятельности повысили художественный уроведь последних, способствовали созданию творческой обстановки в гх работе, благоприятствующей раскрытии потенциальных возможностей участников самодеятельности.

Придавая большое значание дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчестве в стране, усилению его роли в коммунистическом воспитании и организации содержательного досуга трудящихся ЦК 1СПСС постановило: "...Регулярно проводить массовые праздники песни и танца, духовой ыузыки, творческие конкурсы, смотры агитбригад, активно используя в этих целях клубнаа учрезденяя, краонав уголки, стадионы, парки, залы на предприятиях и в учреждениях, учебных заведениях, общежитиях и домоуправлениях. Министерству культуры СССР, творческим сошаац и обществам всемерно развивать шефство профессиональных "еллак-тивов над художественной самодеятельностью". Социальногэконоыц-ческие изменения, происшедшие в республика, потребовали создания таких особых, видов учреждений культуры, как музыкальные и художественные школы, народные театры и любительских коллективы и т.д. Помощь профессиональных коллективов самодеятельный коллективы.? стала более действенней и реальней.

Существуздае у нас в стране социалыю-аолитичвокае и эко-таческиз предпосылки' способствуют дальнейшему культурному росту, всестороннему .термоначноиу развитию творческих способ-

1 Сб идеологической реботе ШСС, Сборник докушнтоа. М,, Политиздат, 1983, с,460 _ ' ■

ноотвй нашего народа» Не случайно,- что' азербайджанский народ, наряду с другими братскими чародаш нашей страны, га 70 лет добился значительных результатов в различных областях общественно-политическое siзнп, науке» технике и культура. Современный высокий уровень музыкальной культуры Азербайджана лишний раз свидетельствует о тех несомненных успехах, которых достиг наш народ, благодаря воплощению лоникскоЧ культурней политики, В настоящее время в музыкальной культуре иа^ей страны нет такой области, где азербойдкгнекпо деятели искусство не проявили бы себя достойным обрзьем. Путь, проЛдеший музыкальным искусством спает-ского Азербайджана, отличается свои¡т масштаб." и млегогранны-т\ достижениями. Главный итог этого славного пути - яодеизенлв азерба!!даансксЛ музыки на яровую арену музыкальной культуры как глубоко самобытного национального искусства, аречхсеивного по содержании и формам, отвечающего требованиям врзмоЕК."1" Сами понятая самодеятельного и профессионального искусства заметно искелились в последние годы. Вслед за реальной музыкальной нрая-тикой они как бн сменили позиции относительно друг друга вследствие активного взаимопроникновения. То, что раньше полностью относилось к сфере профессиоашьпого искусства, теперь все чаще становится достоянием массовой самодеятельности. Напротив, внутри профессионального творчества назревают тенденции, говорящие

0 нарастающей привлекательности для профессионалов самобытных норм неспециализированного, 'самодеятельного худезестзонкогü творчества. Особенно лпяо выражено оно а изобразительном и литературном творчестве, но аналогичные процессы обозначались и а музыке. Заведомо неакэдвиичесма средства все чаще становятся нормой современного авторского и исполнительского музыкального высказывания, хотя эталонен бля. большинства сегодня ло-ирбетсму,

,. естественно, остаются профессиональные деятели.*5

Реиеияз ЦК КПСС о проведзнип Порыого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества émo воспринято трудящимися, участниками художественной самодеятельности, широ-. кой общественностью республики'как проявление постоянного лни-

1 Аббасова Э.Р. Музыкальное искусство и сб.Расцвот азербайджанского советского искусства. Баку, "Злгл", IS86, с.65

¿ Алексеев Э.Е, Музыкальный фольклор и музыкальная самодеятельность. Ь сб.Народное творчество а культура развитого социалистического общества. М., "Наука", 1984. с.<?5

мания и а?биты Коммунистической партии и Советского государства росте духовной культуры советских лэдей, их содержательном досуге, развитии художественного творчества народи.

Большая работа по дальнейшему развитие художественной музыкальной оамодеятельнооти была проведена министерствами и ведомствами - учреди гилями фестиваля, в соответствии с планом мероприятий Совпро^а расдублики, ежегодно в рамках фестиваля , проводились '«стры, конкуроы коллективов художественной самодеятельности профсоюзов.яо различии;.! жанрам искусств, выставки самодояте.шшх художников и меотеров декоративно-прикладного искусства.

Главным фактором, способствующим дальыйшему развитию массовости художественной самодеятельности, стало проведение смотров и конкурсов непосредственно а трудовых коллективах, инициаторами которых выступили профсоюзов организации.

Несмотря на недостатки, Ц.; КПСС днсокс оценил проведенные мчропргятш, связанные о фестивалем. В постановлении ЦК КЦСС "О мерах по дал*неГаззл*у развитии самодеятельного художественного творчества" 26 марта 1£?6г. говорилось: "Значительным событием стал первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества трудящихся (1375-19?7гг.), который способствовал повышению идейно-художественного уровня самодеятельности, углублению слязгй а взаимообогащекив культур народов СССР, укреплению содружества профессионального и самодеятельного искусства",*

3 заключении дисоэртецлонно!! работы автор отмечает, что Коммунистическая партия Азербайджана продолжает культурную революцию цо начертанному программой Ленина плану, В экономической и культурной низни азербайджанского народа идет глубокий процесс подъема и развития. Следует отметить, что большой.в прекрасный путь, пройденный Советоким Азербайджаном, получлл Правдивое и яркое отображения в его музыкальном искусства, которое знают и ценят сегодня далеко за пределами республики. Уже наканунз Октября в условиях общего подъема, в азербайджанской музыке_нсметилось нолоэ направленно, Его суть - обогащение национальной музыки, сфоршрсвамайся на традициях устного ь1у-гыкадьаоз,л творчсотва, опытом илеосичоских европейоких композиторских школ, Направление ото несомненно, сзия оправдало. Уст-

' - 23 -

нов, музыкальное творчество при всем его многообразии на обладает той "вместимостью", которая присуща таким '^асицгебннм формам, как например, опора или симфоническая музыке, Ьмэсте о «ем, устное музыкальное творчество, заложив фундамент национального музыкального мийлвяйя, отало естественно:! отпрошой точкой для возникнозения и развития разнообразного и сложного музыкального искусства, располагающего яаоышшой фиксацией".1

Первые азербайджанские оперы и луэыкальнке комедии возникли из глубин национального музыкального творчества а непосредственно срослись о ним. В рамках их продол-ллк актязно бытовать фольклсрнно формы, ко ужо синтезированный и обогащенные опытом мирочой культура. Не случайно, что в освово г'зпкалького 'латериала первых азербайджанских опар лежали мугамы - самый сложный жанр азербайджанской музыки устной традиции, - взятые в их первозданно;., ваде и пегому не зафиксированы» нотной зэпиоко [отевда и термин - мугамяая опере),

Коммунистическая партия Азербайджана дэла глубоко науч-шй и обобщенный анализ истор"ческого пути разлития азер&йджан-¡кой советской музыки. У азербайджанского народа большое музы-(альное наследие - фольклорная музыке, которую создавал народ 1 передавал из поколения в,поколение в течение веков и тысяче-1зтий. Вот основа нашей творческой деятельности, тот бдагодат-:ый материал, ксторкм мы должны широко пользоваться. Богатей-!Ий опнт азербайджанской музыки, неизменно развивающейся на сс-ове. принципов гражданственности, демократизма, гласности, яв-яется залогом ее дальнейшего успешного роста как искусства, озвучного гигантским достижениям нерода, победно шесгвующрго о пути перестройки.

Основное содержание диссертации раскрыто автором в елв-увдих публикациях:

1. Деятельность Коммунистической партии Азербайджана по злькейшему развитию художественного народного творчества С976-1980гг.). - Тематический сборник научных трудов. Азербай-мзнокий Государственный Университет мм.С.Ы.Кирова, Беку, 1985.

2. Слоэшыот. и трудными путями. - журнал "Элм вв хеят" 'Наука и жизнь" на азерб»языкв)д В печати

Об идеологической работе КПСС. Сб.документов. М., Политиздат, 1983,. 0.479

- 24 -

3. Влиянии партийного руководства на музыкальное народное творчество в 1971~80гг. Тезиси докладов научной конференции аспирантов вузов Азербайджана, Баку. АШРЛЛ ш.М,Ф.Ахуацо-ва, 1551. ¡3 печати.

/7