автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Роль факторов общественно-музыкальной коммуникации в развитии музыкальной культуры Азербайджана

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Багдасаров, Михаил Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Роль факторов общественно-музыкальной коммуникации в развитии музыкальной культуры Азербайджана'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Багдасаров, Михаил Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ. ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ. (Постановка проблемы. Обзор литёр&туры)

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОР-" ЧЕСШ НА ВОСПРИЯТИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ. (Прямые связи) а) Творчество - вр;сйриятяе б) Творчество - исполнительство в) Исполнительство - восприятие

ГЛАВА П. ОТРАЖЕНИЕ ЗАПРОСОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ В КОМПОЗИТОРСКОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ДЛЯ КОМПОЗИТОРОВ. (Обратные связи) а) Восприятие - творчество б) Исполнительство - творчество ИЗ в) Восприятие - исполнительство

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Багдасаров, Михаил Георгиевич

Изучение музыкальной культуры общества составляет одну из важнейших задач советского музыкознания. Ее анализ со второй половины шестидесятых годов стал вестись и под таким углом зрения, который можно назвать музыкально-социологическим. Предмет исследования социологии музыки - жизнь музыки в обществе.

Актуальность и необходимость такого подхода вытекают из подчеркиваемого Коммунистической партией Советского Союза огромного влияния литературы и искусства на жизнь советских людей: "В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства" (2.1, с.61). Вместе с тем КПСС обращает внимание и на наличие обратной связи между деятелями культуры и народом: "Огромна тяга советских людей к искусству. Но это уважение, эта любовь к искусству предполагает и великую ответственность художника перед своим народом" (2.1, с.63).

Эти мысли получили развитие в речи первого секретаря Союза композиторов СССР Т.Н.Хренникова на ХХУ1 съезде КПСС. Т.Н.Хренников отметил: "Известно, что художественная культура, в том числе и музыка, оказывает огромное эстетическое и воспитательное воздействие на чувства и мировоззрение лкщей. Чем теснее связь художника со всей многогранной жизнью советского народа, тем вернее путь к творческим достижениям и удачам" (4,58,с.2).

Аналогичные задачи ставятся перед деятелями советского искусства и в материалах июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС (2.2, с.19-20, 47-49, 76).

Жизнь музыки в обществе как предмет исследования имеет мно -жество аспектов. Один из них - вопросы общественно-музыкальной коммуникации.

Как известно, музыкальное произведение с начала своей "жизни" проходит ряд стадий. Оформившись как объективная реальность в результате творческой деятельности композитора, оно передается на второй стадии исполнителю, роль которого принципиально детерминирована зафиксированным в нотах сочинением композитора. Общественно-музыкальная же функция исполнителя - донести музы -кальное сочинение до слушателя.

Итак, на пути музыки в обществе - три стадии, соответствую -щие триаде "композитор - исполнитель - слушатель" или "творче -ство - исполнительство - восприятие". Бее эти три неразрывно связанные звена музыкальной культуры общества образуют общественно-музыкальную коммуникацию.

Связи, которые возникают между этими основными блоками музыкальной культуры общества, подразделяются на прямые, идущие от творчества через исполнительство к восприятию, и обратные, действующие в направлении от восприятия к творчеству. Действие обратных связей не менее значительно, чем действие прямых. Таким образом, возникает своеобразная "замкнутая коммуникационная цепь" (3.47,с.176), или "социо-культурный цикл"(3.39,с.ПО).

Обнаружение и исследование действия прямых и обратных связей во многом помогает понять закономерности развития общественного музыкального организма.

Если в изучении вопросов общественно-музыкальной коммуника -ции в общетеоретическом плане исследователями уже накоплен определенный опыт, то о сколько-нибудь эффективном, значительном применении его к конкретной национальной музыкальной культуре или музыкальной культуре определенного исторического этапа говорить пока не приходится.

С этой точки зрения большой интерес представляет изучение музыкальной культуры Азербайджана.

Азербайджанский народ обладает богатой и древней музыкальной культурой. Творчество ханенде и ашугов, народные песни и танцы поражают наших современников красотой и совершенством. И хотя музыка Азербайджана до начала двадцатого века лежит вне поля данного исследования, так как ее развитие протекало преимущественно в условиях устной традиции, мы не можем не подчеркнуть огромного влияния музыки этой традиции на последующее развитие д/узыкаль -ной культуры.

Искусству устной традиции свойственно соединение в одном лице композитора и исполнителя. В то же время общественно-^зыкальная коммуникация в ее классическом варианте возникает лишь с обособлением композитора от исполнителя, с разъединением их функций . С возникновением собственно исполнителя и возникает триада "композитор - исполнитель - слушатель".

Говоря о дифференциации функций в триаде, нужно отметить, что для музыкального фольклора характерно единство творчества, не -полнительства и восприятия. В црофессиональной музыке устной традиции слушатель обособляется. В профессиональной же музыке письт менной традиции отделяется также исполнитель . Именно эта третья форма коммуникации в музыкальной культуре Азербайджана и служит объектом нашего рассмотрения.

Музыкальная культура Азербайджана представляет существенный интерес в свете данной тематики потому, что на ее примере мы имеем драгоценную возможность проследить весь путь развития профессиональной музыки письменной традиции непосредственно с мо -мента ее возникновения, что трудно сделать (особенно с такой степенью точности) по отношению ко многим другим, в том числе западноевропейским культурам.

Временные рамки нашего исследования, лежащего в сфере исторической музыкальной социологии, охватывают период от 1908 по 1967 год.

1908 год знаменателен для нас появлением в Азербайджане оперы "Лейли и Меджнун" Уз.Гаджибекова как конкретной точки отсчета, с которой берет свое начало профессиональная музыка пись -менной традиции, образуются самостоятельные блоки творчества и исполнительства.

Конечная граница (1967 г.) связана с установленной периодизацией в изучении музыкальных культур народов СССР, связанной с важнейшими вехами в жизни страны и, в частности, с пятидесятилетием Великой Октябрьской социалистической революции.

I Отметим, что и в профессиональной музыке письменной традиции не исключены явления совмещения функций, в частности композитора и исполнителя - в случае публичного исполнения композито ром собственных произведений, исполнительства и восприятия массовых песен, например - на певческих праздниках.

Эти шестьдесят лет функционирования музыкальной культуры Азербайджана в ее профессионально-письменной форме дают богатый материал для изучения музыкально-социологической проблематики и, конкретно, вопросов общественно-музыкальной коммуникации.

Предмет исследования, а именно связи трех основных блоков музыкальной культуры Азербайджана - творчества, исполнительства и аудитории, - определяет и структуру работы. Диссертация состоит из введения, содержащего постановку проблемы и обзор литературы, двух глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль факторов общественно-музыкальной коммуникации в развитии музыкальной культуры Азербайджана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы охарактеризовали главные тенденции функционирования общественно-музыкальной коммуникации в музыкальной культуре Азербайджана с 1908 по конец 60-х годов.

Рассматриваемый период включает в себя время до окончательного установления Советской власти (1908-1920 гг) и после ее победы (1920-1967 гг). Дореволюционный период, хотя и гораздо менее протяженный по сравнению с советским, отличается большой интенсивностью развития. Значение его в истории музыкального искусства Азербайджана вообще и в свете музыкальной социологии в частности - очень велико. Принципиальные изменения в музыкальной культуре, суть которых состояла в демократизации всего музыкального дела, произошли с установлением Советской власти.

Важнейшие особенности отдельных этапов в развитии музыкальной культуры с точки зрения общественно-музыкальной коммуникации заключаются в следующем.

1908^1920. Развитие творчества поступенно - от "Лейли и Меджнун1* чер'ез "Асли и Керем" к "Аршин мал алану" - вело за собой слушателей и исполнителей, явившись причиной образования феномена "переходного" исполнительства. В то же время направление этого пути, сама творческая судьба композиторов зависели и корректировались как вкусами аудитории, так и многими исполнительскими "параметрами"; удачей или неудачей реализации композиторского замысла, степенью развития исполнительских сил в данный исторический момент, личным влиянием выдающихся артистов. Сила воздействия творчества на аудиторию определялась и эффективной автономной ролью исполнителей, испытывавших, в свою очередь, влияние слушателей. Последнее ярко выявляется как непо -средственно во время спектаклей, так и через преимущественно му-гамную установку восприятия. Появление музыкальной комедии "Аршин мал алан" сфокусировало в себе неуклонное развитие, положительное действие всех связей общественно-музыкальной коммуникации, всех ее взаимосвязанных сторон - творческой, исполнительской, слушательской.

1920-1940. Благотворные изменения в музыкальной культуре Азербайджана, основной причиной которых было установление Совете -кой власти, связаны и с тесным взаимодействием всех ее блоков. Ведущая роль творчества обнаруживается в постепенном, эволюционном развитии слушателей республики. Написание "Наргиз" и "Кероглы", с одной стороны, подняло уровень их восприятия на новую высоту, с другой - явилось в определенной степени ответом на их возросшие запросы. Организация ряда новых исполнительских коллективов, деятельность выдающихся исполнителей, особенно Бюль-Бюля, Ш.Мамедовой, имели большое значение как для развития творчества азербайджанских композиторов в соответствующих жанрах, так и для формирования навыков по восприятию европейского интонационного диапазона у азербайджанской аудитории. Становление новой исполнительской культуры проходило под влиянием развития творчества - особенно важно в этом смысле написание "Наргиз" и "Девичьей башни" - и бурного роста культуры азербайджанских слушателей. Создание оперы "Кероглы" Узеиром Гаджибековым, ее блестящее исполнение, безоговорочный,'полный успех у публики - есть итог развития музыкальной культуры Азербайджана в этот период.

1941-1945. Условия военного времени наложили отпечаток на деятельность всех отрядов музыкальной культуры республики. Слуша тельская масса испытывала необходимость в сочинениях, связанных с Великой Отечественной войной: социальное влияние аудитории на композиторов особенно значительно в это время. Здесь же -корни огромного размаха музыкально-шефской работы исполнителей. Последние, оказывая сильное воздействие на слушателей, решали важные задачи по воплощению образов современников (оперы-плакаты, "Вэтэн"). В то же время взаимосвязи композитора с исполнителем явственно обнаруживаются в жанре симфонической музыки, особенно с 1944 года, когда возобновляется работа симфонического оркестра . Наконец, важнейшей особенностью этого периода явилось расслоение в блоке творчества, повлекшее за собой и последующую дифференциацию слушательского влияния на композиторов и исполнителей. Плодотворное развитие композиторской мысли, исполнительства и "верхних" слоев: слушателей именно в этот период было причиной значительных творческих свершений первых послевоенных лет, с которых начался следующий этап развития музыкальной культуры Азербайджана.

1946-1956. Функционирование музыкальной культуры Азербайджана в этот и последующий периоды имеет ряд отличительных особенностей, связанных прежде всего с новым характером взаимовлияний творчества и восприятия, исполнительства и восприятия. Первопричина здесь кроется в выделении нескольких групп сочинений композиторов с различной степенью доступности широкому слушателю, что в дальнейшем ведет к активизации действия обратной связи аудитории с творчеством именно в этом плане. Такая форма взаимовлияния композитора и слушателя накладывает отпечаток и на взаимо -действие "подчиненного" ему соотношения исполнительства и публики: различные исполнительские коллективы обращаются к разным по численности слушательским группам, сами испытывая их влияние. Расслоение блоков творчества и восприятия происходило по каналам жанра. Плодотворными взаимосвязями отмечено соотноше -ние "композитор - исполнитель" в трех разобранных областях: опере, балете, симфонической музыке. Для развития исполнительства особо важным являлось создание "Севиль", "Семи красавиц", симфонических произведений К.Караева, Ф.Амирова, Дж.Гаджиева, С.Гад-жибекова. На развитие композиторского творчества значительное воздействие оказывали коллективы театра оперы и балета, симфонического оркестра, деятельность Бюль-Бюля, Ниязи, Г.Алмасзаде, Бейбутова. В этом смысле необходимо отметить и значение возобновления работы театра музыкальной комедии (особенно ощутимые последствия этого события имели место в 1956-1967 гг.) организации струнного квартета.

1956-1967. Этот период развития музыкальной культуры Азербайджана характеризуется как положительными, так и негативными тенденциями. Значительные недостатки в деятельности исполнительского блока, сказываясь на уровне восприятия аудитории, вызывают прогрессирующую поляризацию слушательских групп, причем с подавляющим преобладанием слушателей, не интересующихся серьезной классической музыкой. Весьма противоречиво и прямое влияние композиторов на исполнителей: лишь в балете оно наиболее плодотворно. В то же время нужно отметить положительное обратное воздействие исполнительства на композиторское творчество. Это объясняется тем, что азербайджанские музыканты всегда придавали особенно важное значение исполнению новинок азербайджанской музыки, что служило большим стимулом к творчеству композиторов. Огромную роль сыграла организация новых музыкальных коллективов: камерного оркестра и хоровой капеллы. Создание К.Караевым Третьей симфонии, являющейся новым качественным сдвигом в композиторском творчестве, ответило на запросы наиболее подготовленных слушателей, но обусловило вместе с тем; вследствие новизны содержания и формообразующих средств, еще большее увеличение дистанции между композиторами-новаторами и значительной частью аудитории.^

Результаты рассмотрения музыкальной культуры Азербайджана говорят о том, насколько тесно связаны между собой ее звенья -творчество, исполнительство, восприятие, которые своим взаимодействием и взаимообусловленностью способствуют развитию музыкальной культуры общества.

Таким образом, главный вывод, который мы можем сделать, состоит в следующем: при изучении музыкальной культуры общества, ее необходимо рассматривать как систему , все элементы которой находятся в неразрывной связи и определяют взаимное развитие.

Этот вывод, полученный не путем переноса общих положений теории систем на рассматриваемый материал, а путем детального анализа исторических фактов, не только подтверждает общезначи -мость закона системности, но и позволяет увидеть специфику его преломления в конкретных национальных условиях.

Предпринятая попытка изучения музыкальной культуры Азербайджана как системы позволила глубже, полнее осознать весомость как самих общественно-коммуникативных связей между композиторским творчеством, исполнительством и слушателями, так и национально-неповторимых особенностей их исторического формирования в Азербайджане .

Разумеется, в эту систему входят и другие компоненты музыкальной жизни и культуры, образующие слой сопутствующих условий, в частности музыкальная критика, особенности инструментария, учебные заведения, техническая база, звенья руководства музыкальной культуры. Хотя в работе они специально не рассматриваются, все же анализ основных блоков, образующих исследуемую триаду, позволяют сделать наряду с основными выводами, также и общее заключение относительно важности сопутствующих условий и необходимости специального их исследования.

 

Список научной литературыБагдасаров, Михаил Георгиевич, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). Сочинения, т.12.- М.: Госполитиздат, 1958.- с. 709-738.

3. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полное собрание сочинений, т.12.- М.: Госполитиздат, i960.с. 99-105.

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- М.: Художественная литература, 1976.- 827 с.

5. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.:Политиздат, I98I.-223 с.

7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.3. КНИГИ.

8. Абасова Э.Г. Рашид Бейбутов.-Баку: Азернешр,1965,-68 с.

9. Абасова Э.Г. Узеир Гаджибеков.-Баку:Азернешр,1975.-142с.

10. Абасова Э.Г., Касимов К.А. Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана.-Баку:Элм, 1970.- 178 с.

11. Агаева Х.Х.Узеир Гаджибеков.-Баку:Азернешр, 1955.-152 с.

12. Адорно Т. Введение в социологию музыки.вып.I.-M.¡Институт философии Академии Наук СССР. Сектор научной информации и реферирования зарубежной философской литературы, 1973.- 144 с.

13. Адорно Т. Введение в социологию музыки, вып.2.-М.Институт философии Академии Наук СССР. Сектор научной информации и реферирования зарубежной философской литературы. 1973. 155 с.

14. Азербайджанская государственная филармония имени М.Ма-гомаева.- Баку¡Издательство Министерства культуры Азербайджанской ССР, 1959.- 96 с.

15. Альшванг A.A. П.И.Чайковский.-М.: Музыка, 1967.-927 с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- М.-Л.: Музыка, 1965.- 151 с.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая.-JI.: Музгиз, 1963. 378 с.

18. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского.- Л.: Музыка, 1972.- 376 с.

19. Бадалбейли А.Б., Касимов К.А. Азербайджанский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова.-М., 1959.- 71 с.

20. Вахеметса А.Л., Плотников С.Н. Человек и искусство (Проблемы конкретно-социологических исследований искусства).- М.: Мысль, 1968.- 196 с.

21. Виноградов B.C. Узеир Гаджибеков.- М.-Л.: Музгиз,1947.- 48 с.

22. Гаджибеков Уз.А. О музыкальном искусстве Азербайджана.- Баку: Азернещр, 1966.- 150 с.

23. Гаджибеков Уз.А. Основы азербайджанской народной музыки,- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1945.114 с.

24. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, т.1, ч.1.-М.-Л.: Музгиз, 1941. 595 с.

25. Грубер Р.И. История музыкальной культуры.т.1,ч.2.-М.-Л.: Музгиз, 1941.- 514 с.

26. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, ч.П,ч.1.-М.: Музгиз, 1953.- 414 с.

27. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, т.П,ч.2.-М.: Музгиз, 1959.- 492 с.

28. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля.- М.: Наука, 1968.- 285 с.

29. Исмайлова Г.А. Муслим Магомаев.- Баку:Азернешр, 1975.- 123 с.

30. Касимов К.А. 1^усейн Кули Сарабский: Жизнь и творчество.- Баку: Элм, 1980.- 93 с.

31. Касимов К.А. Цуслим Магомаев.- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР,1948.- 72 с.

32. Касимов К.А. Узеир Гаджибеков.- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1945^- 94 с.

33. Касимова С.Дж. Оперное творчество композиторов Советского Азербайджана.- Баку: Азернешр, 1973.- 102 с.

34. Керимов К. Струнный квартет Азербайджанской государственной филармонии им. М.Магомаева.- Баку¡Издательство Министерства культуры Азербайджанской ССР, 1959.- 24 с.

35. Керимов С.Ф. Художник удивительного таланта.- Баку: Азернешр, 1972.- 133 с.

36. Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования.- М.:Мысль, 1966. 213 с.

37. Кулиев Т.А. Азербайджанская камерно-инструментальная иконцертная музыка для смычковых инструментов.-Баку:Азернешр, 1971.- 126 с.

38. Летопись музыкальной жизни Советского Азербайджана (1920—1925)Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1965. 155 с.

39. Луначарский A.B. В мире музыки. Статьи и речи.- М.: Советский композитор, 1971.- 540 с.

40. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.- М.: Советский композитор, 1978.- 352 с.

41. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм.-М.: Музыка; 1967.- 752 с.

42. Мамедбеков Д.И. Симфонические мугамы Ф.Амирова, Пояснение.- М.: Советский композитор, 1961. 64 с.

43. Мамедова А.Р. Бюль-Бюль.- Баку: Азернешр, 1964.-123 с.

44. Меликов Х.Г. "Аршин мал алан" Узеира Гаджибекова.-Баку: Азмузгиз, 1955. 56 с.

45. Молчанова A.C. На вкус, на цвет. Теоретический очерк об эстетическом вкусе.- М.: Искусство, 1966.- 199 с.

46. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

47. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

48. Сарабский А.Г. Возникновение и развитие азербайджанского музыкального театра (до 1917 г.). Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1968. - 273 с.

49. Сафарова З.Ю. Музыкально-эстетические взгляды Узеира Гаджибекова.- М.: Советский композитор, 1973.- 172 с.

50. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки, вып.1. Л.: Советский композитор, 1980. - 295 с.

51. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки,вып.2. Л.: Советский композитор, 1981. - 295 с.

52. Сохор А.Н. Музыка и общество.- М.: Знание, 1972.- 48 с.

53. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства.- М.: Музыка, 1970.- 192 с.

54. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура.- М.: Советский композитор, 1975. 202 с.

55. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности.- М.: Наука, 1979. 191 с.

56. Фархадова Р.Дж. Азербайджанский государственный камерный оркестр. Баку: Азернешр, 1973. - 34 с.

57. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования.- М.: Музыка, 1972.- 204 с.

58. Шахназарова Н.Г. Интонационный "словарь" и проблема народности.- М.: Музыка, 1966. 74 с.

59. Эльяш Н.И. Балет народов СССР. М.: Знание, 1977. -166 с.4. СТАТЬИ.

60. Абасова Э.Г. Исполнители Азербайджана. В журн.: Советская музыка, i960, Ш 4; - с. I4I-I46.

61. Абасова Э.Г. Творческий путь Узеира Гаджибекова.-В кн.: Узеир Гаджибеков. Библиография.- Баку: Элм, 1978;' с.32-43.

62. Абасова Э.Г. Шевкет Ханум Мамедова.- В журн.: Советская музыка, 1959, № II; с.121-124.44., Аббасов А.Дж. Глашатай народности и реализма.- В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1976, В I; с. 16-23.

63. Азербайджанская ССР.- В кн.: История музыки народов СССР, т.У, ч.2.- М.: Советский композитор, 1974; с.76-115.

64. Алексеев Э., Андрукович П., Головинский Г. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов.- В сб.: Вопросы социологии искусства.- М.: Наука, 1979;-с. 127 193.

65. Алексеев Э., Волков В., Головинский Г., Зараковский Г. На путях исследования музыкальных вкусов.- В журн.: Советская музыка, 1973, № I; с. 59 - 69.

66. Аликберов З.М. Работники искусства и литературы Кавказа в годы Великой Отечественной войны.- В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1968, .№ I;- с. 74 86.

67. Альшванг A.A. Оперные жанры "Кармен". В кн.: Избранные сочинения, т.2.- М.: Музыка, 1965; - с. II2-I33.

68. Алыпванг A.A. Проблемы жанрового реализма.- В кн.: Избранные сочинения, T.I.-M.: Музыка, 1964; с.93-103.

69. Амиров Ф.Дж. Разговор перед съездом.- В журн.: Советская музыка, 1955 , № 12; с. 28-32.

70. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). О ближайших задачах социологии музыки. Предисловие к кн.Г.Мозера: История средневекового города.- Л.: Тритон, 1927; с.7-20.

71. Ахундова Р., Мамедов М. В общении с большим художником.- В кн.: Кара Караев.- М.: Советский композитор, 1978; с.161 -168.

72. Вартанов Ан. О средствах массового распространения произведений искусства.- В сб.: Искусство и народ.- М.:Наука, 1966;- с. I29-I5I.

73. Гаджибеков Уз.А. Предисловие к сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку, 1945; с.5-12.

74. Гинзбург Л.М. Соприкосновение с глубоко человечным и светлым искусством.- В кн.: Кара Караев.- М.: Советский композитор, 1978; с. 115—117.

75. Давыдов Ю.Н. Вульгарно-потребительский гедонизм и кризис художественного восприятия.- В сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып.2.- М.: Музыка, 1973; с.5-64.

76. Давыдов Ю.Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно.- В сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 3. М.: Музыка, 1976; - с. 49-105.

77. Джафаров Дж.Г. Гимн человеку.- В журн.: Советская музыка, 1961, № 6; с.136-138.

78. Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления." В сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка.-М.: Музыка, 1972; с.99-174.

79. Здобнов Р. Исполнительство род художественного творчества.- В сб.: Эстетические очерки, вып.2.- М.: Музыка, 1967;-с.98-148.

80. Идаят-заде И.Г. Выступление на Всесоюзном совещании по вопросам оперы и балета (19-21 декабря 1946 г.).- В журн.:

81. Советская музыка , 1947, * I; с.37-39.

82. Исмайлова Г.А. Муслим Магомаев и азербайджанский музыкальный театр. В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1976: £ I; - с. 35-49.

83. Кабалевский Дм.Б. Техника и музыкальная культура современности. В журн.: Советская музыка , 1968, № II; - с.10-15.

84. Капустин Ю. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства.- В сб.: Воцро -сы теории и эстетики музыки, вып.9,- Л.: Музыка, 1969; с.3-17.

85. Карагичева Л.В. Мастера азербайджанского музыкального театра.- В сб.: Азербайджанская музыка.- М.: Музгиз, 1961; -с.295-373.

86. Карагичева Л .В. Новые балеты Караевых.- В журн.: Советская музыка, 1970, № I; с.33-38.

87. Караев К.А. Только в работе человек выражает активное отношение к жизни.- В журн.: Советская музыка, 1978, № 2;с.33-41.

88. Касимов К.А. Зарождение и развитие азербайджанского музыкального театра. В сб.: Искусство Азербайджана, т.З.- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1950; - с.158-193.

89. Керимов С.Ф. К истории становления и развития в Азербайджане симфонической культуры. В сб.: Искусство Азербайджана,т.12. - Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1968; -с.Ш-134.

90. Кирсанов Я. Неотложные задачи музыкального искусства Советского Азербайджана. В сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку: 1945? - с. 109-113.

91. Коган Г.М. Свет и тени грамзаписи.- В журн.: Советская музыка, 1969, № 5 ; с. 60-68.

92. Копленд А. Музыка и воображение. В сб.: Музыка и время. Мысли о современной музыке.- М.: Советский композитор, 1970; - с.40-84.

93. Корыхалова Н.П. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства.- В сб.: Музыкальное исполнительство, вып.8. М.: Музыка, 1973; - с.102-137.

94. Корыхалова Н.П. Скорее свет, чем тени. В журн.: Советская музыка, 1969, № 6; - с. 49-53.

95. Мехмандарова Л. Камерный оркестр республики. В журн.: Советская музыка, 1977, № 9; - с. 63-65.

96. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. (Доклады УП Конгресса ММС). М.: Советский композитор, 1973.376 с.- 179

97. Назайкинский В.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения.- В сб.: Музыкальное искусство и наука, вып.З.- М.: Музыка, 1978; с.3-12.

98. Нестьев И.В., Фере В.Г. Прекрасный расцвет азербайджанской музыки.- В журн.: Советская музыка, 1949, Не 12; с.73-80.

99. Оганесян Ф. Камерный оркестр Азербайджанского радио и телевидения.-В журн.¡Советская музыка,1969,№3;- с.133-135.

100. Орджоникидзе Г.Ш. Место исполнителя в музыкальной культур е.- В журн.:Советская музыка, 1978, № 8; с.63-75.

101. Орджоникидзе Г.Ш. Место исполнителя в музыкальной культуре. -В журн.: Советская музыка, 1978, № 9; с.55-64.

102. Орлова Е.М. Музыкальная жизнь и процесс интонирования.-В журн.: Советская музыка, 1981, № 6; с.11-17.

103. Панкевич Г.И. Восприятие музыкального произведения и его структура.- В сб.: Эстетические очерки, вып.2.-М.: Музыка, 1967; с.191-211.

104. Панкевич Г.И. Социально-типологические особенности восприятия музыки.- В сб.: Эстетические очерки, вып.З.- М.: Музыка, 1973; с.95-122. ~

105. Попов Ин. Композитор-исполнитель-слушатель. Новые взаимоотношения, новые прямые и обратные связи.- В журн.: Музыкальная жизнь, 1981, №. 18; с.1.

106. Попов Ин. Композитор-исполнитель-слушатель. Новые взаимоотношения, новые прямые и обратные связи.-В журн.: Музыкальная жизнь, 1981, Л 20; 0.1.

107. Продолжаем разговор о музыкальном воспитании (обзор писем читателей).- В журн.: Советская музыка, 1957, № 1;-с.112-115.

108. Рустамов С.А. Новые формы боевой музыки.- В сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку, 1945;-с.42-43.

109. Солодухо Я. Рапортуют разные поколения.- В журн.: Советская музыка, 1969, А 3; с.16-18.

110. Сохор А.Н. Музыка-культура-музыкальная культура.- В журн.: Советская музыка, 1978, № 3; с. 83-86.

111. Сохор А.Н. Развивать социологическую науку,- В журн.: Советская музыка, 1967, Л 10; с.54-61.

112. Сурин В. Закавказская декада и задачи музыкального искусства Азербайджана.- В сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку, 1945; с.81-84.

113. Фомин В.П. Социологические формы осознания музыкальной жизни и культуры в музыкознании 20-х годов.- В сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. З.-М.: Музыка, 1978; с. 191-214.

114. Фомин В.П. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа. Введение в проблему.-В сб.: Музыкальное искусство и наука, вып.2.- М.:Музыка, 1973;-с.99-134.

115. Хренников Т.Н. Создавать музыку большого общественного звучания.-В журн.: Советская музыка, 1981,№ 4;- с.1-3.

116. Художественное восприятие, сб.статей,вып.I.-Л.: Наука, 1971. 387 с.

117. Шарифова В. О национальном и интернациональном в советской музыке.- В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1973, № I; с. 87-99.

118. Шахназарова Н.Г. Заметки об азербайджанской декаде.-В журн.: Советская музыка, 1959, № 8; с. 99-106.

119. Шахназарова Н.Г. Музыка и народ.- В сб.: Искусство и народ.- М.: Наука, 1966; с. 152-175.

120. Шостакович Дм. Дм. Съезд композиторов Азербайджана. -В журн.: Советская музыка, 1956, № 6; с. 61-65.

121. Эфендиева И.М. Наша капелла.- В журн.: Советская музыка,1967, *5;-с. 148-149.

122. Юзефович Ю. Давид Ойстрах и современность.- В журн.:-Советская музыка, 1979, № I; о. 78-91.5. ГАЗЕТЫ

123. Абасова Э.Г. Балет-новелла.- В газ.: Бакинский рабочий,1968, 4 февраля.

124. Агаев М. Образец культурной национальной оперы.- В газ.: Бакинский рабочий, 1934, 15 мая.

125. Алиев Т. Соло для дирижера с оркестром.- В газ.: Баку, 1979, 13 января.

126. Амиров Ф.Дж. Повысим профессиональное мастерство.- В газ.: Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.

127. Бадалбейли А.Б. Выше уровень исполнительской культуры.-В газ.: Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.

128. Варунцян И. Симфоническую музыку широкому слушателю.-В газ.: Бакинский рабочий, 1954, 22 октября.

129. Верно служить народу (выступление на У съезде Союза композиторов СССР Кара Караева, секретаря правления Союза композиторов СССР, председателя правления союза композиторов Азербайджанской ССР).- В газ.: Бакинский рабочий, 1974, 7 апреля.

130. Гаджиев Дж.И. Больше смелости и дерзаний! В газ.:Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.

131. Глиэр P.M. Поданный Восток.- В газ.: Бакинский рабочий, 1934, I мая.

132. Гражданином быть обязан (беседа корреспондентов газеты "Советская культура" с депутатом Верховного Совета СССР, композитором Кара Караевым).- В газ.: Советская культура, 1974, 4 октября .

133. Гусейнов Т. Как оперный театр провел "выездной спектакль" на острове Артема.- В газ.: Бакинский рабочий, 1952, 27 июня.

134. Ибрагимбеков Р. Жизнь продолжается.- В газ.: Бакинский рабочий, 1983, 6 марта.

135. Ибрагимбеков Р. Не в свои сани садись! - В газ.Литературная газета, 1981, I января.

136. Мамедова Ш.Х. Из мрака прошлого к светлому будущему.-В газ.: Бакинский рабочий, 1934, 15 мая.

137. Неведомый С. Итоги симфонического сезона.- В газ.: Бакинский рабочий, 1934, 21 сентября.

138. Ниязи. Театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в новом сезоне.- В газ.: Бакинский рабочий, 1951, 14 сентября.

139. Рустамов С.А. "Гюльшен".- В газ.: Бакинский рабочий, 1951, 7 января.

140. Рустамов С.А. Усилить воспитательную работу среди молодежи.- В газ.: Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.

141. Создавать произведения, достойные героической современности. (Отчетный доклад председателя правления Союза композиторов Азербайджана, композитора Кара Караева на Ш съезде композиторов Азербайджана).- В газ.:Бакинский рабочий, 1968, I ноября.

142. Творить для народа! Открылся ВТ съезд композиторов Азербайджана.- В газ.: Бакинский рабочий, 1973, 28 ноября.

143. Удучшить работу Азербайджанской филармонии.- В газ.: Бакинский рабочий, 1949, 5 февраля.

144. Фархадова Р. "Легенда о любви".- В газ.: Бакинский рабочий, 1962, 30 ноября.

145. Шагинян М.С. Опера "Нэргиз".- В газ.: Бакинский рабочий, 1935, 24 декабря.

146. Шароев Г.Г. Поднять уровень музыкально-сценической культуры оперного театра.- В газ.: Бакинский рабочий, 1949, 30 октября.