автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Становление и развитие музыкальной фольклористики в ходе культурной революции в Азербайджане (1920-1941 гг.)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Али-заде, Лейла Месуд кызы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Становление и развитие музыкальной фольклористики в ходе культурной революции в Азербайджане (1920-1941 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие музыкальной фольклористики в ходе культурной революции в Азербайджане (1920-1941 гг.)"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР Институт истории

На правах рукописи УДК 947 + 930.8 (479.24)

Али-заде Лейла Месуд кызы

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ В ХОДЕ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1920-1941 гг.)

Специальность 07. 00. 02—История СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Баку — 1990

Работа выполнена в Музее истории Азербайджана ЛН Азербайджанской ССР.

Научный руководитель:

академик АН Азербайджанской ССР, доктор исторических наук, профессор АЗИЗБЕКОВА П. А.

Сфицнальные оппоненты:

доктор исторических наук МУСАЕВА Т. А.

кандидат исторических наук, доцент МЕХТИЕВА Н. Д.

Ведущая организация—Азербайджанский ордена Трудового Красного знамени Государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.

Защита состоится «¿¿^ » 1990 г. в

часов на заседании Специализированного совета (Д. 004. 02. 01) по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07. 00. 02.—«История СССР» при Институте истории АН Азербайджанской ССР.

Адрес: 370143, г. Баку—143, пр. Нариманова, 31.

С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Азербайджанской ССР.

Автореферат разослан «

,

17

1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совета доктор исторических наук

ОЩ\а ШШШО£Ш РЛШШ

Актуальность псс-геговшая. На современном этапе развития нашей страны особое значение прзобретает духоззшй прогресс общества.

Цриншы нового арктического кнгаяения, которимз определяется глуоокая перестройка общественной аизни, составляадая основное содержание текущего момента топай погорая, предполагают i;o— вые подхода! к ос.-люлекш потерял куякгура пародоа СССР я практическое аспояьзоваясаэ исторического omita культурного строительства. ¡Сак отмечено в доклада Ü.С.Горбачева из XIX Всесоязной конференции КПСС, главное направленна панамка я области наука, образования в культурн в период порестро!!п:г "вцдшгся ::сг. возврат к ленинский np;aminiQM, поворот к челспе::у, к духовному обогацетга народа. Партия гэдт csoo задачу в 1*с;х, чгсба аарзддаать усалия ео пмя отоЗ гуманней цзлгс".*

- Приверженность такая полнтшсз а прзктгао в области культу-pj, йотораа обеспечивал? свободу зздккес-акжого звортостза, неограниченный доступ трудавдсся xfl^i'v-vci^'i к^льзури, обогацгш-вдд дзгховкиа мар человек, послвдсЕггеяхасс осу^естгяекза явная-ешх прянщгаов отношения к культурз, и тазр"есгл£'интеллигенции, йсклгкщхцшс яобыа арэкэлепля ад.шистрзрзеак^'х и делзюще аортой берзшоэ отнеиекпе к наследии npossaro, к ero лу^пл традпщшп подчеркивается п постановлена! первого С&эзда иарэдажс депутатов СССР, 2

Свободное развитие культура, литература .п искусства на основе SC6VQ богатства шровых п отечестЕеншп; ценностей является одной из первоочередных прогр&лшш: цзлей КПСС, поставленных 2ШЫ съездом карткя.3

Такая постановка вопроса связана о Ееобздздаостьэ углубленной разработки ззеего киалекса проблей еоязаязотяческой культур!. Наиболее полного учета цсторзчеокд слсзпезихся реажй.

1 Горбачей И,С. О ходе реализации решений Ш съезда КПСС и задачах по углубленно перестройка. Доклад г.а XII Есзсооздой конферсн-для КПСС, 28 ншя 1938 гТ М., 1988, 0.28,

2 Советская культура, 1989, 27 агаа.

3"Пола?аческий отчет Центрального Комитета КПСС ШИ съезду КПСС и задачи партии" , ¿оклад Генерального секретаря ЦК КПСС Ы.С.Горбачева. Правда, 1990, 3 ладя.

Процесс рюадеишх новой культуры, избравшей в себя и ошг прошлого, и многообразие форм, хотоуке выявила Великая Октябрьская социалистическая реяолщи*, как известно, был неоднозначен. Именно поэгпцу обращение к накей истории 20-х и 30-х годов, изучение материа/;оз о завоеваниях культурноЗ револщиа первых пооле~ октябрьских десятилетий, раскрытие диалгктшш пройденного дуга -это ие только актуальная научная про&яемй, но я вопрос пакетики перестройки и революционного обновления советского общества. В игом смугло особый пнхерос приобретает становление социалистической музыкальной культуры, поскольку цузыка, как один из наиболее действенных видов искусств, обладавдас наибольшей содой эмодиональяого воздействия., сразу вклотилась т> ироцзос строительства социалистической культура. '

С первых хе лат утаеркдзния нового общественного строя в нашей стране Коммунистическая парты и Сойотское правительство определили политику прол&тарского государства в области ыузикаль-ного искусства, выдвинули задачу развитая националыщ* музыкальных культур. Так, в Азербайджане, о установление« Советской власти музыкальное искусстзо влилось в русло общегосударственного строительства. Вместе о другими ысяодаиа иузцкаяыиаш культурами страны, азкрб£)2дааискш! цузвкальная культура в вратчвйягй иоторз-ческл'и период пропла путь о? раэдячннх фори музыки устной .градации до национального претворения сдоанш: жанров европейской иу-акки.

Усаедлос развитие музыкальной культу рц, сохранение её сагго-бнтности боло воаыогашм лишь на основе творческого усвоения наследия пуоплох-о, овладения гудогветьешшын ценностями, соадашшш народом на пр^цдествущкх этапах исторического развитая.

Дешшское учение о кудьтурге-исторачесхой преемегвенносга, основные пологения когорего легла в основу государственной полигаля сохранения культурного наследия, явилооь необходшлш условием для научного определения места народного муоакальнсго творчества в истории национального искусства. Этим а обусловлено становление в 20-х годах новой советской иокуоствоведчеокоЁ науки -ыузнкак!кой фолыиюриотшш.

Все воараотащ&б значение данной области наука, повшенный интерес к духовкону сгату промах поколений, диктуемый воем ходок культурной жизни в нашей страна, неисзыскна баз воеоторотш'о

ссвзцения есторгк становления а развитая ¿.узыкальноЯ фаяыиго-рвотдка в послеоктябрьский период.

0о4хюп/Ш9 аряшдаш вогортзма, кал ,шзтрум<знта ¡Щ'чнсто позп&ячя, даот еохюдность мубсе гсслесоазть процесс возникко-шш. и развитая да^пг, ей аътотж, оснопкиа атады, пути, сяо -соботвует формировании целостного Ерэдстегченкя о современной её состояний, рола в «лзнз общества в пвраповягоах реэгитяя.

Задачей кал.« дай япл.эдгоя изучение асгориа азербайджанской ыузьк^лькой ф&шиоригетшт, её овчзей о пргкзикоЛ культурного сгроигельатьа. законсыаряосгей её развалы, диалектического язздюде№»язд о другше ойяаотяма гау«шого знания.

Зтз войросы сотаот о особой острогой сегодня, когда идут процессы оснотлешм нашего общества, углубляеток демократизация, всзраадаегся нздиска/гьяоз самоеозвагаз п срашаюиоя законы, создавшие правовув базу обеспечения подлянкой политической закостоя-тзяьчосга и суверенитета респуйшсш.

Как счраведаво отпечено в Политическом опята ЦК Компартии Азербайджане ШП съезд? Кгвосузя'личзскоз партии АзербаЗдаса-ш: "Создаете свободной л демократической республики негаелгао беь е§ духогао-Еравсгаенкого эоярездекия. Вагдейш« условием является рззви'ггге исторической шшя*и карода. Под этим подразумевается объекстансо изучение которая и строго к&учиая трактовка собктяй прошлого.... воссоздание целостной история азерб.1йдаач-ского народа, пука, пройденного республикой... Праорятет;шы направлением остаемся подготовка к здшшв тцудов по истории Азербайджана, история философии, язнка, ли г с рагу рг н искусства нашего народа-" *

'.Гакям образом, ахтуалькость диссертационной работа заключается в раскрытии ряда малолзучшш: проблем асторая азербайджанской культуры.

Хронологические рамки диссертации, охватнвассие важнейший период в зизни Советского государства, позволила еам ввести сло-дущую периодизации истории развития музыкальной (фольклористики Азербайджана: I этап - Нормирование научянх основ музыкальной фсшзкяорястякя з 20-е года, са^зашшЗ о организацией первых вауч-

I "О ходе перестройки и задачах партийных организаций республики".

Доклад первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана А.Н.Мутали-аза. Внлка, 1990, 9 июня.

енх ячеек з области изучения музикальной культур! Азербайджана, и П этап - Развитие ыузнкальной фольклористики в Азербайджане в 30-41 гг, полазивший качало систематическому а планомерному исследованию му зыкального фольклора, а такге заловивший прочный фундамент, обеспечиваадий интенсивное развитие музыкальной фольклористики в последующие года.

Исследование одного из вазшейших аспектов культурной революции - становления и развития музыкознания в Азербайджане -Даёт бозшеность осветить суцдаость ленинской национальной политики, создавшей условия дла вовлечения всех народов и народно -стей СССР п строительство социалистической культури, взаимообо-ходеная и облиаенкя национальных цузнкадышх культур.

Изучение опыта КсшукистнческоЗ "партии и Советского правительства и £2 органов на настах, накопленного в области строительства советской музыкальной культуры, в частности азербайджанской, в годе культурной раводшдаи шзет еззноз политическое п наутзю-Ерактичесюе значение.

Состояние научной. г<азБабзгашюо?и пуоблет. Айсатабк поставленных в дасоераацен задач, а тоже «геугсяэяе саодоелышз: ргбог со дакнсцу кругу вопрсссаз, Вотробозаап анапзва литература по раэ-лпчш& надравяенгям иссдедогйкпя.

■ К числу фуццакаиталкых работ по псторгы еоретслэй культуры относятся исследования М.П.Кжа, в которых дана ответы па многие принципиальные вопроси теории и нстораа культурной револшии, периодизации её историп, просяезиёаатся развитие всех звеньев социалистической культура, освежается деятельность партия и государства б области культурного строительства.-1-

Последило каоятвизтаг з советской псторюгргфги отмечены активной разработкой пробяза история советской культура, закономерностей её формирования, сущности ленинской концепций культурной рэволвдии, как иэтодологкческой основа всей истор:юг'рэф1!п

I Кш il.il. Коиотшстическая партия - организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Он же. 40 лет Советское культуры, М., 1957; Он ае. Коммунизм н культура. М., 1961; Он ке.Пробле-ш развития социалистической культура. В кн.: Культура развитого сощюлизна: Некоторые вопросы теории и истории. Л., 1978 и др.

советской культуры.

¡"логое сделано в области отраслевого изучения истории советской культуры Создалае фундаментальних трудов но истории развития просвещения, науки, литературы и искусства процолтает оставаться одной из важнейших задач советских исследователей, занимающихся изучением различных стер культу ш. При это;': необходимо отметать, что в исторической литература недостаточно отражено вощюси развитая советской музыкальной культуры в Х0-40-х годах. Исключение составляет ряд диссертационных работ, посвя-^ щешшх музыкальному строительству в отдельны:: регионах страны.^

История музыкальной культура рассматриваемого периода в значительно большей степени прояснена в трудах советских музыковедов Л

Поскольку основной целью нашего исследования является изучение истории музыкально!'; фольклористики еле,дует особо отметить ряд музыковедческих работ, осведащих проблемы становления и раз-

1 Иовчук ]/|.Т., Коган Л.И. Советская социалистическая культура: исторический опит и современные проблемы. я1., 1979; Темироа-ев ¡(.¡л., ¿краинцеь Ь.Ь. Очерки историк советской культу ш. Ы.,

Советская культура: история и современность. ¡'Л., 1ЭЪЗ; Великая Октябрьски! социалистическая революция и становление советской культур» (ГЛ 7-1^7 гг). «I,, 19ЬЬ; Горбунов Б.Б. Развитие в. .'¡.Лениным марксистской теории культуры (советский перлод). .Д., ХУ'.й, Советская культура 70 лет развития. М., 19о7; ¿¡опроси исто пни и историографии социалистической культуры. 1.1., 1УЬ7; Советская культура в реконструктивный период. I92d-ia.ii. ¡д., хаьа.

2 Подробно историографию по проблемам культурного строительства см.: Лк Л.»¡. ¿¡опроси культурного строительства в советской исторической литературе. В кн.: Культурная революция в СССР 1^17-1965 гг. М., 19и7, Она же. Лето рил изучения советской культури. 1.1., 19й1 и др.

3 Вайда Г.К. Великий Октябрь и музыкальное строительство в Татарии (1У17-19И? гг). Автор©!., дис. канд. ист. паук. Казань, 1956; Георганаввили У.М. История музыкального образования в Грузии в период строительства социализма (1921-1937 гг). Авторе!), дис. канд. ист. наук. Тбилиси, 1986.

4 Подробный перечень работ дается в диссертации и библиографии.

вития советской музыкальной фольклористики.*

Вопросы история и теорий азероайдаанской народной музыки затрагивались в шюготокнаке "История музыка народов СССР", в работах ii.il. Еалязва, В,С.Виноградова, В.Л.Крлвоносона, И.К.Сви-радовоЯ.~

В монографиях, брслаэрах и статьях азерба1№ан-жих историков изучен лирой;:;! круг вопросов, осведающнх кардинальные проблем культурной реюлщии.3

Осноышо этапы культурного строительства в Азербайджане найма свое отражение в фундаментальных сводных трудах "История Азербайджана", "Очерки исторли Комлунистичеокой партии Азербайджана".'» Несмотря на то, что отдельные работы порой изобилуют прочно утьерютх&шея в исторической; науке штампами и стереоти-

1 Асафьев Ь.В. О народной музыке. Д., 1987; Беляев В.¡Л. О музыкальном фольклоре а древней письменностл. Ы., 1971; Гиппиус tl.ii., Чичероъ В..1. Советская фольклогастлка за 30 лет. Советская этногйаЬая, Ш?, > -1; Квитка" К.В. «Ьбрашше труда в ¿~х тоиах, т.1, /.i., 1971; Т.П. 'Л., 1973; ЗекцовскиЙ И.И. Русскат сойетскал лгузи.с.алььая фольклористика. - В кн.: Воп- • мои теории и эстетики музыки, нш. 6-7. 1937; Он не. Фолылоинстпка как наука. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. Статьи и штериалы. №.. IJ72; Он же. Социалистическая культура и ¿одьхдор. Ь кн.: ¡¡аоодная од зыка СССР и современность. л., lutii; Он .че. ■¿ольклористика в системе музыковедческих дисциплин. Советская музыка, 1 дЗг, li 9 и др.

2 Беляев В.й. Очерки по истории музыки народов СССР. Вип.2,М., I*J6J; синоградев B.C. Ъопоосы шзеигля национальных кузыкаль-1шх к-.'льтур в СССР, 1Э«1; Кшвоноссв b.iri. Материалы дяя изучения истории азербайджанской народной музыки (библиотека Московской Государственной консерватории им.II.И.Чайковского, иав.л ¿И/кЭ8); Свиридова Л.К. Из истории записей и публикаций азербайджанского музыкального 4ольклора.- В кн.: музыкальная ¡¿ольклорастика. Вып.1, М., 1973.

3 Ьскплов Октябрьская револщия и расцвет социалистической культури Азербайджана. Баку, 1955 (на азеро. языке): Курба-иов uuK. Культура. Советского Азербайджана, Ear.', 1959; Паша-ев i!. А. Очески истории культурного строитй/ vr^a Советского Азсроайдаана. Ьаку, 1»и5: Д^саева 'Г.А. луж ¿¡мое строительство в Азербайджане ^lifcO-ltflO гг). В кн.: -Ч^.'гьтурная рево-люц-и в ССоР. 1917-196;; гг. М., I9S7; Нашаег Л.А. Победа культурной революции в Советском Азербайджане. Баку, 1976; Культура Советского Азербайджана, Баку, I960; Загаров М.Б. Помощь Советской России в осуществлении Ленинского плана культурной револщии в Азербайджане. Баку, 1985 и др.

4 Истошя Азербайджана. Т.З, чЛ. Баку, 1963; Очерки истории Коммунистической партии Азербайджана, Баку, 196о.

паки в оценке и подходах к тем или иным историческим фактам и события», они тем не менее позволяет воссоздать картину становления и развития азербайджанского советского искусства. Однако,» следует отметить, что в азербайджанской историографии отсутствуют специальные исследоваат, раскршзаадле процесс станокчешт азербайджанской советско.'; музыкальной культури. Специальная разработка проблей ра?вития музыкальной культуры Дзесба/.тмна лтло. в трудах азербайджанских музыковедов.

Выход в свет в 1945 г. Фундаментального труда "Осногн азербайджанской нэроток музыки" основополотлика азербайп-лнекого профессионального музыкального искусства Уз.ГаягиСехова ягллся стимулом для развития современного азербайджанского музжозна-то. В течение последующих лет появились обобщающие, монографические исследования, очерки, критические статьи, освацаюцие отдельные вопросы истории и теории азербайджанской нароуюИ ггузт-м. Определенное место в них занимают проблемы записи и публикации азербайджанского музыкального фольклора.*

История азербайджанской музыкальной фольклористики, как отдельная отрасль музыкальной науки в республике начала разрабатываться лишь на современном этапе.2

Фундаментальным трудом, освещающим исторические этапы становления и развития музыкальной фольклорист дал в Азербайджане, явилось исследование А.И.Иса-заде "Азербайджанская, народная музыка (истоки, проблемы собирания а исследования)".3

X Исмайлов М.С., Карагичсса Я.В. Народная музыка Азербайджана. В сб.: Азербайджанская музыка. 1.1., 1961; Гаюсибеков Уз. О музыкальном искусстве Азербайданэ, Баку, 1966; Ьаль-Бшь. Избранные статьи и речи. Баку, (на азеро. языке); Абасо-ва Э.Г., ласшлов К.А. Очеогл музыкального искусства Советского Азербайджана. Баку, 1970; ¡щиинский Ф. Народные певцы и музыканты Азербайджана. ..¡., 1979: >1са-заде А.И. Из история изучегия музыкального фольклора Азербайдасана. - В кн.: Азербайджанская народная музыка. Очерки. Баку, 1981 (на азсрб. языке); Эльцарова У.М. Искусство аашгов Азербайджана, Баку, 1984; Йса-заде А.и., Ааю&юв К.А. Музыкальный фольклор. -В сб.: Расцвет азербайджанского советского искусства. Баку, 1986; Магомаев М. О музыкальном искусстве Азербайджана. Баку, 1987; Касимова Н. Соратники. Баку, 1988.

2 Следует отметить, что в работах азербайджанских филологов вопросы историй фольклористики находят свое отражение. Достаточно привести в пример слонуищие опубликованные за последние годы работы: Вопросы азербайджанской фольклористики. Тематический сборник научных трудов. Баку. 1983 (на азерб.языке); Велиев В. Азербайджанский фольклор.Баку,1985 (на азерб.языке).

3 Цпсс. ... д-ра искусствоведения. Киев, 1988.

Вместе с тем, проблемы становления и развития музыкальной фольклористики, качественные изменения в содержании и формах народного творчества, в методах его изучения, происшедшие в процессе осущсотгяешм культурной революции в Азербайджане, остаются до настоящего времени одшш из мялоясследованнцх разделов азербайджанской культурологии.

Основной целью работы является изучение к обобщенно исторического опыта развития музыкальной фольклористики в хоче культурной революции в Азербайджане в 19201941 гг.

В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- осветить процесс формирования социалистической музыкальной культуры в Азербайджане, возникшей на т*олне мощных революционных преобразований всех сфео общественной жизни;

- проанапизировать историю становления и развития азербайдаан-ской советской музыкальной паут, её истоки, эволюцию на опреде-лешшх этапах, осшслить ее достижения в связи с развитием советского общества;

- раскрыть значение деятельности первых научных ячеек по изучению музыкальной культуры Азербайджана» в частности азербайджанской народной музыки;

- рассмотреть историю возникновения Научно-исследовательского кабинета музыки (Нишуза) при Азгосконсерваторин, подробно проследить за развитием музыкальной фольклористики на материале его деятельности, уяснить плодотворность его опыта для современного музыкознания, показать его органическую причастность к актуальным проблемам строительства социалистической культуры и тем самым восполнить ощутимый пробел в истории азербайдаанской музыкальной науки.

Методологическая основа а источниковая база исследования. Методологической основой диссертации являются произведения классиков марксизма-ленинизма, посвященные культуре и искусству, ленинское учение о культурной наследии, партийности и народности литературы а искусства.

Важное методологическое значение для исследования проблеш имели сборники произведений В.й.Лешша, в которых сконцентрированы его работы о литературе и искусстве,* а также сборники статей

I Ленин В.И. О культуре и искусстве. М., 1956; Ленин В.И.

О литературе и искусстве. Ы., 1986.

советских ученых, посвященные основополагающему значений шрк-систско-ленинской методологии в музыкознании и фольклориста«.

Определения В.И.Ленина, имеющие пршщипиальное значение для понимания сущности фольклора как самостоятельной и самобытной творческой художественной деятельности народных масс,^ как материала, раскрывающего "народную психологию в нала* дни, чаяния и оаидшшя народние", ^ являются основой для изучения истории музыкальной фольклористики.

Большую методологическую помощь в работе над проблемой оказали резолюции ЦК РШ(б) по вопросам культуры, принятие по предложению и при участии В.И.Ленина.^

Важное значение для научного раскрытия теш исследования имел анализ документов партийных съездов, конференций, съездов народных депутатов СССР, Пленумов ЦК КПСС. Большое значение для изучения проблемы имели также постановления Советского правительства, статьи и речи выдащихся деятелей КПСС и Советского государства, посвященные проблемам духовной леизни Советского общества.

В процессе исследования автором били изучены такие Еат^ней-шие политические и теоретические документы КПСС, кач ¿¡атериаш ХХУ11 съезда КПСС, XIX Всесоюзной конференции КПСС, документы КПСС о перестройке,5 Программа КПСС (новая редакция), Материалы ХХУШ съезда КПСС.

В диссертаций использованы материалы съездов Компартии Азербайджана в рассматриваемый период,^ XXXI съезда Компартии Азербайдаана, последующих пленумов ЦК КП Азербайдаана, Материалы ХХЭД съезда Компартии Азербайдаана.

1 В.Л.Ленин и вопросы литературоведения. ¡Л.-Л., 1961; Учение В.И.Лешша и вопросы музыкознания. Л., 1969; В.И.Ленин и музыкальная культура. М., 1970; Ленинское наследие и изучение фольклора, я., 1970.

2 Гусев Ъ.£. Ленинское наследие и изучение художественного творчества народных масс.- В сб.: й.И.Ленин и вопросы литературоведения. м.-Л., 1331, с. 127«.

3 Земцовский И.И. Ленинские принципы методологии научного исследования и задачи музыкальной фольклористики.- В сб.: Учение В.И.Лешша и вопросы музыкознания. Л., 1369, о.208.

4 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.Т.2, 1917-1922, 3-е изд., М., I9S3.

5 КПСС о переотройке: Сб. документов. М., 1988.

6 Коммунистическая партия Азербайджана в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. T.I, 1920-1937.Баку,1986-

Источниковедческой базой исследования явились материалы Центрального Государственного архива Октябрьской революции Азербайджанской СОР (ЦГАОР Азерб.ССР) и Центрального Государственного архива литературы и искусства Азербайджанской ССР (ЦГАЛИ Азерб. ССР). Документальную оонову диссертации составили материалы ЦГАОР Азерб.ССР, в частности фонда 57 (Наркошроса Азерб.ССР). Ь работе такзе использованы документы Общеотва обследования и изучения Азербайджана (фонд 389), Азербайджанского Государственного научно-исследовательского института (фонд 387), Азербайджанского Республиканского комитета профессионального ооюза работников искусств (АзРАбис) (фонд 1305), введена в научный оборот также 14Д'1ср;;алы Центрального дворца культуры трудецихся-азврбайдаа-нок им. Али-IajspaMOBa (фонд 2663). Из ЦГАЛИ Азерб.ССР извлечена материмы фондов 329 - Азгосконоерватория, 345 - Управление по делам искусств при Совнаркоме Азерб.ССР, 351 - Азербайдаанский научно-исследовательский институт языка ы литературы, 7 - Азербайджанское музыкальное издательство, .360 - Республиканский дом народного творчества.

В работе также использованы документальное материалы научного архива Лнотитута архитектура и искусства АН Азерб.ССР. Большую помощь в раскрытии проблемы оказали данные центральной и республиканской периодической печаш, многие из которах являются библиографической редкостьв.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первой попыткой исследования процесоа становления азербайджанской советской музикальной культура s аспекте культурной революции, формирования а функционирования азербайджанской музыкальной фольклористика, как науки о точка зрения исторического развития общества. '..

На основе впервые введенных а научный оборот архивных документов в диссертации выявляются особенности этого процесса, освещается деятельность каучшх организаций Азербайджана в облаота музыкального иокусотва, /

Автор по-новому рассштрзваот деятельность Наущо-иоследо-вательского кабинета кузвш црц Азгоскоасерваторш, научной организации, полагавшей начало састезгагсчоокоцу и целенаправленному исследованию взербайдаанокого музыкального фольклора, а также являвшейся своеобразным центром музыкальной науки Азербайджана.

Научная новизна наследования замотается также в самой постановке проблемы, определяющей становление музыкал wicl' фольклористики, как одного из ваs;neii:iuix факторов успешного осуцестало-ния культурной револжшг в Азербайджане.

Практическая значимость исследования. АргдставлзгшыЯ автором обширный материал, выгода и .обобщения, полученные в результате исследования, могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории культурного строительства в гл;ец;гш>!их разделах, поощренных становлению и развитая азербайджанского советского искусства.

¿Материалы диссертации могут быть прга.-еиг-mi в хурсе лекций "История Азербайджана" (советский период), в спецкурсе "Развитие науки в Советском Азербайджане", в преподавании дисциплин "пузика народов СССР1, Азербайджанская советская музыка", "Основы азербайджанской народной музыка", а также в лекторской к пропагандистской работе для широкой популяризации исторото-музыкаль-них знаний.

Апробация работы. Основные выводы к результаты исследования были язлояекы в докладах и выступлениях автора на конференциях молодых ученых по проблемам развития архитектуры и искусства в Советской Азербайджане (1983г., 1937г.), на научной сессии, посвященной итогам научно-исследовательских работ Музея истории Азербайджана за 1937г.(1983). •

Диссертация, была -обсуглена и одобропа на заседаниях отдела истории Азербайджана советского периода ¡музея истории Азербайджана АН Азсрбайдааяс.сой ССР и отдела истории Азербайджана периода Великой Октябрьской социалистической революции и социалистического строительства Института истор;га АН Азербайджанской ССР.

По теме диссертации опубликовано аесть научных статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литэ-ратурн.

ОСНОВНОЕ С0ДЕР.1СА1Ш ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность тема диссертации; характеризуется степень её разработанности в научной литературе; формулируются основное цела и задачи исследования; отмечается

её научная новизна и практическая значимость; определяется методология и основные источники данной работы.

В первой главе - "Становление социалистической музыкальной культуры в Азербайджане" рассматривается проблемы становления и .развития азербайджанской советской музыкальной культуры, как одной из составных частей культурного строительства в республике. .

С первых ае лет установления Советской власти азербайджанская музыкальная культура, лметлзяя древние богатые традиция, сформировалась как и;"зикальная культура прякцапиалыю нового типа, развитие её получило целенаправленный характер. Особое 'аначеаке музыкального искусства, призванного стать■активным средством воспитания народа, подчеркивалось в многочисленных декретах, принятых правительством республики.

Наряду с декретом Нарношроса Азербайджанской ССР о национализации всех театров, музыкальных учебных заведений, кино, музеев и т.д., декретом Азревкома о национализации музыкальных инструментов, нотных магазинов были приняты декреты Азревкома об организации единого государственного сиг-конического оркестра, об объединении всех щзыкантов в одну организация с тем, чтобы ею руководил отдел искусств Наркошроса н другие.*

Функции организации и управления музыкальной кизньш республики бшш Еозлогенн на Музыкальный подотдел 0.5узПО) отдела искусств Наркошроса Азерб.ССР, возглавляемый Уз Гадяибековым. Осноеныш задачами МузПО в исследуемый период являлись: а) собк- -раяие, запись и инструментовка народаых мелодий Азербайджана и Востока; 6) содействие развитию и выявлению мусульманской оперной и камерной музыки, а также народных музыкальных сил; в) распространение в народе образцов цузцкального творчества Востока я Запада; г) издание нот ... 2

В эти "организационные года" (Уз.Гадаибеков) на первый план выдвигалась проблема кассового музыкального воспитания и образования, необходимо было создать достаточно развитув сеть .".тузыкальных учреждений учебного, просветительного, пропагандистского назначения. От этого зависело как создание кватфшдраван-

1 Легэпксь ууазксдЕкой плзкт Совезгского АзеобгКгрглна (13^0-1925). ¿лг.у, Ш, с.С-у; Дэ^ектаа . Сб.доку-'■Ж'Ъ. ШУ, Ж, С/

2 ЩЪ.Ф А&рЗ.йСР. Ф5"?- СЛ. Л 4-й, .

них музыкантов-профессионалов из еров; корешюго населения, так и поднятие общего идейного, культурного и .».гузнкяльного уровня кизнз народа.

Широкие зозмояиостп дж<* приобщения трудыихся к музыкальной культуре откшллсь с организацией в 1Л-0 г. АэсрбайдтааегоВ Государственной Народной консерватория. Объединив в себе тр» ступени специального музыкального образования - начатыгуч, сродшл я высшую, что бнло наиболее целесообразным и пвряэц стчломск;'я советской системы ¡гузикалъноге обргзования, ¡¡ароднал консерзаго-рип сыграла опредзленнуи роль в редел;:;! насущных задач кузшсиа-ного просветительства и иузыкачького образования на рол u jx meo.

Спепиааьным декретом Совнаркома Азербайджанской ССР от 21 августа 1921г. s Баку била учреждена Азербайджанская Государственная коясер:ятор:-л, призванная осукествнть значительные изменения в развитии азепбайдйянского музыкапыюго искусства я ставзач центром музыкальной жизни Азербайджана.*

С организацией консерватории остро встал воягое подготовки национальных кадров. Одним аз ваганеЛг'их ф?кторов, определящих решение этой слсшюЯ проблемы, стала активная деятельность представителей творческой интеллигенция других шн-одоэ, особенно русского народа т попрэде ír/зжхчьного искусства. республики. Их педагогичес'-ая, концертная, просветительская деятельность и творческий пример способствовав :1ор:провани» кадров национальной интеллигенции, развитии псох областей музыкальной культура республики.

В главе показана многограшия деятельность Уз.Гацкибекова в области музыкального отрстельства в азербайдкше, в частности в деле подготовки национзлгнах ?лузнкал№ых капроз. Особо подчеркивается заслуга композитора з вц?або?:се определенных, теоретических позиций по проблемам развитхя национальной ?хузнкалыгоЯ культу ры.

Процесс становления а развитая азербайджанского музякаль-ного искусства тормозило отрицательное воздействие противоречивых тенденций, ;шевд:1х v.scto в ¿0-е года. Если пошшш искусственной консервация традиционных национальпнх ¿ори шгля привести к обособлении национальной музыкальной культур» от обдах

I Азербайджанская Госуцдосгренноя консерватория ям.Уз.Гадгибе-коеэ. Баку, 1972, с.'¿о.

путей развития советского музыкального искусства (консерватнвно-охраштелъиая тенденция), то не менее опасным было и нигилистическое отргщэяие художественной ценности наследия прошлого.

Уз.Гадгпбеков и ü.¿¡агомаев вели кепргаиргщую борьбу с обеими теидетклш, подчеркивали необходимость взаимообогащенпя национального нузихалького искусства устной традиции и европейской музыки, глубокого освоения классического на следа.

Наряду с Азгосконсерватораей, явл.гощейся основной кузницей профессиональных кадров, важное значение приобрели и другие музыкальные учeúaie заведения, организоЕашше в республике в 20, -30-е годы. Среда них выделялись Тюркский музыкальный техникум, Музыкальный техникум при Бакинском отделе Народного образования (БОНО), 1лузнкашшй техникум при Нарколшросе, Гяндаи'нское музыкальное училище, а также музыкальные школы в Баку, Нахичевани, Степанакерте, Агдаыв, Ханларе и других городах Азербайдаана.*

Решение насущных задач строительства музыкальной культуры в Азербайджане включало в себя также развитие массового музыкального просветительства. Одной из важнейших форм этой работы, развернувшейся в 20-е года, явились музыкально-театральные постановки, тематические концерты еиьфокической и камерной музыки, этнографические концерты.,

Огрог.яую роль в деле прлобщешш народных масс к музыкальной культуре играли шогочисленше клубы, созданные в Баку, Гяндже, Кубе, Ленкорани, Сальянах и других городах и районных центрах Азербайджана.2 При клубах организовывались многочисленные кружки, причем наряду с драматическими (русскими и тюркскими) существовали также хоровые и музыкальные.а >!узыкально-хоровые кружки имели большое значение, так как выявляли коллективное творчество рабочих. Основная задача этих кружков - научить музыкальной грамоте, развить музыкальный вкус, озншеощть с лучшими образцами музыкального творчества,, способствовать раскрытию народных талантов.^

1 Абасова Э.Т., Касюгав K.Á. Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана. Баку, .1970, с.46.

2 , Гаслтев И.К.. Развитие сети городских рабочих клубов в Азер-

байджане в период -восстановления негодного хозяйства (1921-192'5 гг.) . Азербайджан .арлигя,-I-jí, c.2ó9.

3 Азербайджан архива, 1963, # 1, док. К 147, о.59. '

4 . цгаор Азерб.сзр, ф.ь?, сп.1, д.згг, л.15. .

Особо отмечена в главе деятельность женских клубов по привлечению яенщин-азербайданок к музыкальному искусству. Так, при клубе шл. Али-Бапраыова о 1922 года действовал музыкальный круток, * создавались студии: музыкальная (фортепиано), обучения на таре, сольного пения, хоровая, драматического искусства, восточного балета.^

Важным звеном музыкального просветительства стали художественные студии для рабочих и служащих, кружки и самодеятельные оркестры, лекции-концерты на предприятиях, в рабочих клубах, конпертн-штинги п другие форт музыкального воспитания.

В главе освещаются такие вопросы музыкального исполнительства и профессионального композиторского творчества. Так,- в 20-30-е годы были созданы многочисленные исполнительские коллективы: оркестры народных инструментов, первый "нотный" оркестр народных инструментов при Азербайджанском радаокоиитете, организованный. Уз.Гадаибековам, государственный хор, ансамбль народного танца и т.д.

Репертуара исполнительских коллективов постоянно обогащались произведениями различных жанров, создаваемыми азербайджанскими кошозиторами - от романсов, песен, различных образцов инструментальной музыки до крупных музыкально-сценических произведений.

Таким образом, в рассматриваемый период были решены такие важнейшие задачи, как организация развернутой системы музыкального образования, массовое музыкальное просветительство, освоение многих жанров музыкального искусства, внедрение новых фор;.! исполнительства, способствующие быстрому взлету во всех областях музыкальной культуры республики.

Вторая глава - "Формирование научных основ музыкальной фольклористики в Азербайдаане в 1920-е года" - посвящена становлении музыкальной науки в Советском Азербайджане.

Богатые музыкальные традиции азербайджанского народа, длительная илифовка от поколения к поколению, отбор всего накопленного с точки зрения прогрессивности а ценности во многом определили долговечность и л ¡«неспособность музыкального фольклора, явились предпосылкой развития музыкально-теоретической мысли.

1 Азербайджан архиви, 1983, № I, док.!» 166, с.104-105.

2 Там же, 1973, И 2, док.« 7, 0.37.

Ь главе дается характеристика основных жанров народной музыка, рассматриваются истоки музыкальной фольклористики. С первых же лет установления Советокой власти в Азербайджане Узеир Гаджибеков, Ыуаяни Цагомаев и другие прогрессивные деятеля музыкальной культур выдвигали задачу глубокого и всестороннего изучен,:я музыкального фольклора. "Серьезная и добросовестная работа в этом направлении, - писал Уэ.Гадеибеков, - несомненно, поведет к а-ог.гу, что восточная музыка, наряду с европейской, займет, наконец, то почетное место, которого она достойна, и явитоя одним из могущественных факторов, способствующих развитию вообще всего человечества".^

В г лаг о подчеркивается, что наметивлийод к середине 20-х годов в Азербайджане научный подход к фольклору был отголоском ооцего процесса, происходящего во всей стране. В этот период работа по собиранию ж изучена» народной музыки получила широкий размах и новые орх'ашззомоняне формы.

Проблема изучения азербайджанской народной музыки находила отражение в документах партийной организации республики. Так, в резолщ::и УЫ съезда АШ(о) от 1Ь ноябри 1а27г. указывалось на необходимость "продолжать начатую работу по собиранию и изучению иатеииилов народного творчества и музыки, а также приступить к обеспечению учащихся художественно-музыкальных учебных заведений соотяетствувдиыи учебными пособиями на таркоком языке".^

Большое значена« для решения этих вопросов имела организованная в мае 19-6г. Научно-худотеотвелная секция Государственного Ученого Совета (IVСа).^ В области музыкального искусства секция стагача перед собой рад первоочередных задач: проведение дискуссий по вопросам народной музыки, подготовка к изданию народных песен, разработки организационных мероприятий по проведение съездов ашугов."' Одной из главных ставилась задача собирания и записи азербайджанских народных песен к мотивов по точной нотной системе, популяризация записанного нотного материала путем включения в програ-.мы концертов, удаление большого внимания

1 Гаодшбеков Уз. О музыкальном искуостве Азербайджана.

Баку, 1966, с.26.

2 Азербайджан архива, 1985, Л 2-3, док.й 50, с.62.

3 ЦГАОР Азерб.ССР, ф.&7, он.7, д.11, л.33.

4 Там же. л.40.

научному изучению восточных народных инструментов я народной музыки, изыскание путей для развития азербайджанского музыкального искусства.-*

Важным этапом на пути решения проблемы изучения азербайджанской народной музыки в рассматриваете/ период стаза организация при Историко-этногрзфической секции Общества обследования и изучения Азербайджана, подкомиссии ЫУЗО, занимавшееся т.'онро^-ми музыкального искусства.2

Однако основная работа по изучению нарочно» музги:п били сосредоточена в дзгосконсерваторяи.

Деятельность Азгосконсервптории в этой области вклепала в себя целый комплекс мероприятий от сбора материалов по музыкальному фольклору в районах республики до учреждения особого нзучно-го органа, называемого Комитетом по собиранию и изучен!:» песен и музыки народов Азербайджана.а Результатом работы комитета явилась подготовка сборника "Азербайджанские тюркские нарогцше песни" в обработке и под редакцией Уз.Г.адтабекова л ¿¡.«¡агоааева, выше,цщего в свет в 19<;7г.

Значительным событием в музыкальной жизни Азербайджана явился Цереый съезд ашугов рзспублики (май 19л8г.), ставший импульсом для изучешгя аиугского творчества.

В третьей главе - "Развитие музыкальной фольклористики в Азербайджане в 1930-1941 гг." освежается деятельность научно-исследовательских организаций республики, занимающихся изучением национального музыкального фольклора.

В главе подчеркнуто большое значение рассматриваемого периода, как яркой страницы в истории азербайджанской музыкальной культуры. Об этом свидетельствуют замечательные произведения, созданные азербайджанскими композиторами, многочисленные олимпиады, конкурсы и смотра народного творчества, Второй съезд ашугоз Азербайджана (март 1938г.) и Декада азербайджанского искусства в (Москве (апрель 1938г.), продемонстрировавшая огромные достижения художественного развития азербайджанского народа, роот профео-сионального музыкального творчества и исполнительства.

1 ЦГАОР Азерб.ССР, ф.57, оп.7, Д.4, л.41.

2 Там же, ф.363, оп.1, д.9, л.4.

3 Азербайджан архиви, 1985, И 2-3, док.» 52, с,64.

В то яе время в главе отмечается сложность данного периода, связаиного с культом Сталина л его негативными последствиями, сказавшимися на состоянии всей культуры страны.

Как показал анализ изученных автором архивных документов, научима основы музыкальной фольклористики, заложенные в 20-е годы, надлн свои дальнейшее развитие в деятельности подсекции /<¡730 при Отделении языка, литературы и искусства Азербайджанского Государственного научно-исследовательского института (АзПШ), организованного в 1929г. Цтапазои пробке'.!, затрагиваемых в работе подсекции 1,¡У30,бил необычайно шрок: "О путях исследования азербайдкан-*ской народной музыки", "Об основах азербайджанской народной музыки" , "О работе бригады по изучению народных инструментов", "О принципах подбора песен" и другие.1

Примечательно, что вопросы, ставящиеся на заседаниях подсекции, такие как необходимость изучения народных музыкальных инструментов, публикации образцов народного музыкального творчества, значение применения фонографа для записей - на многие последующие годы предопределили основные направления развития музыкальной фольклористики в Азербайджане.

Центральное место в главе принадлежит деятельности Научно-исследовательского кабинета музыки, организованного в 1932г. по инициативе основоположника современного азербайджанского профессионального вокального искусства Бмль-Еюля - первой в республике научно-исследовательской организации, положившей начало систематическому и планомерному изучению азербайджанской народной музыки. Непосредственным поводом к созданию кабинета послужило знакомство Бюль-Бкля с развернувшейся деятельностью видных мастеров музыкальной культуры народов СССР, в частности русских советских музыковедов, с работой ¿Этнографической секции Государственного института музыкальных наук (ГШНа), возглавляемой В.В.Пасхаловым. Обращение к помощи таких крупних специалистов как В.М.Беляев, В.В.Пасхалов, Е.В.Гиппиус с самого начала функционирования кабинета объяснялось необходимостью решения организационных вопросов, составления планов-программ, "усиления работы на наиболее важных участках научно-музыкального фронта".2

Исключительно важное научно-теоретическое и практическое значение в период становления Никмуза и дальнейшей его деятель-

1 ЦГАОР Азерб.ССР, ф.387, оп.1, Д.340, Л.73-74.-

2 Там .т.с, Х>.57, оп.1, ед.хр.П64, л. 13.

ности тлели груда Уз.Гадаибекова, публиковавшиеся в те года в азербайджанской печати.

В первые годы зарождения фольклорной работы кабинет испытывал большие затруднения. Пока еще не была палачепа работа по подготовке высокообразованных музыкалышх кадров, с большим трудом приобретались источники, старые грампластинки, народ!¡ые инструменты. Издания сборников и научно-методической литературы задергивались ввиду отсутствия соответствующей полиграфической базы.

К середине 30-х гг. в деятельности Пикчуза наметился значительный подъем. Прежде всего это сказалось в четком распределении функций и обязанностей между сотрудниками Никкуза: Баль-Бюль - руководитель кабинета, Уз.Гадаибеков - заведующий исследовательской частью, С.Рустамов - научный работник по записи и лаборант фоноархива, Х.Гаибова - научный сотрудник по сбору устного материала, С.Саламова - ученый секретарь Кикмуза.± Б деятельности кабинета активно участвовали знаменитые музыкантн-ио-полнители Дя.Карягды, С.Шушинский, К.Примов, ;л. Максу ров. Большую помощь оказывали педагоги Азгосконсерваторш Л.Ы.Рудолк», Г.З. Бурштейн, Г.Г.Шароев, С.Л.Бретаницкий и другие. К работе Бюль-Бшем были привлечены и молодые силы: К.Караев, Дд.Гадяиев, Т.Кулиев, У.Исмайлов, З.Багиров.

Анализ многочисленных архивных материалов позволил выделить основные направления работы Никмуза: I) собирание фольклорных материалов, ах исследование и публикация; 2) создание педагогических и научных трудов; 3) изучение народных музыкальных инструментов.

В результате усиленной собирательской работы Никмузом был накоплен богатый материал почти по всем какрам азербайджанской народной музыки. Запись велась как в период выездных музыкально-фольклорных экспедиций, в естественных условиях бытования музыкального фольклора, так и в Баку с напевов и наигрышей Дх.Карягда, К.Примова и других, что давало возможность соприкасаться с фольклором не в обстановке кратковременной экспедиции, а в условиях длительного, постоянного общения с подлинными знатоками народного творчества.

I ЦГАОР Азерб.ССР, ф.57, оп.1, ед.хр. 1164, л.П.

Пемзой экспедицией Никмуза, обследовавшей лето;.! 1УЗ<.'г. с>;ла Карабаха, бил заилсак ряд песен и народных мелодий, Последу иц;:).и: окопедлцкям-! в Нухинсянй, Кубинский, Кзровабадский, Казахский и другие районы были записаны яркие образцы национальных ^узцкалышх первоисточников, которые по сей день сохраняют Соль-дую iwuiOCTb, так как, опираясь на них, анализируя и сравнивая с материалы<щ поздке^аих фольклорных экспедиций, можно p,iî; b-.ixiaix теоретических вопросов, в том числе проблему, генезиса азербайджанской народной музцкц. Уке в конце 30-х гг. касянет имел около ¿00 записей народах мелодий, воючавдих в сеСл как 4оно - так и нотные записи народных песен, танцев, а такче ои[азцоь ьгугамной и аиугской .'.тузики.

jc;ie;cii собирательской работы, накопление в фольклорных фон», дах ог[хадюги материала, рост молодых ко:.шозиторских кадров и, разукоьтся, шихахшодне кшггного дела в республике создали условие издатечьской деятельности.

1'. главе подчеркивается, что ¡с концу УО-х гг. Накмузоы были подготовлены к печати и ышуцены сборники, охватывающие почти tee лолрц азербайдзанокой народно!! музыки.

Интерес к истории национальной ыузшеи, самобытности азер-oalMiaiicKoro искусства позволил никмузовцам создать научные труды обооцануего характера.

л I j^.j-1 j-il гг. ■ 1шб.шето:.; были разработаны и подготовлены к печати следущае работа: "Творчество азербайджанских ашугов", "Несенное творчество азербайджанского народа", "Музыкальная культура Азербайджана Ш в.", "Фонетика азербайджанского языка", монографии о ¡шиш и творчестве Дж.Карягда, К.Примова.* Ьользое внш&шив 6iuio уделено создании учебной литературы. Издание нотного учебника О.Руотаыова "Школа игры на таре" относится к 1935г. К началу 40-х гг. Нихмуз из.дал "Школу игры на кемаиче" Дд.Гасано-вой, а тш'.те подготовь к издании "Школу игры на балаыане" С.Аб-дулаяимова и К.Чарчоглияна.

Учитывая Еажную роль народного инструментализма в культуре азербайджанского народа, 11акмузом проводилась работа в области изучения народного инструментария. Основной целью этой работы било "разрешение вопросов, связанных о усовершенствованием инструментов, с устранение!! тех дефектов, которые до сих пор не позво-

I ЦГАЛИ Азерб.ССР, ф.345. оп,2, д.149, л.47.

ляюг им обогатить собою состав симфонического оркестра"1

В главе отмечается, что кабинет повдерянвал алрокио овязи с провес сионалышм композиторским творчеством, придавая болшоз. значение "всемерному содействия изданию художественной продукции, органпзашш различных конкурсов, заключения с коэдозиторч-ми договоров" и т.д.^

Немаловаедой стороной деятельности кабинета являлась переписка с музыковедами из соседних республик, установление прочннх связей с музшсаяьно-худозсествекныма организация!.«! АзерЗаЯдапш и научно-музыхашшма учрезденшми я организациями других сопзних республик. Никяуз был инициатором созыва в АзербаВхзаив Олавтппвд паратого музыкального творчества, принимал участие з оргялязацхл Второго ¿сеазербаЗдаанского съезца ашугов, оставтаззх после се&ч больгаой фгдтяческпй материал.

Роль Нтмуза в истории развития музыкальной фольклористики огро'.ил. Палый ряд смелых начинаний в области изучения аясрбяЛ-дяанскоа народной музыка не утратил своего значения а сегодня. За относительно короткий срок своей деятельности Нигауэ внос большой кыхаз в развитие азербайджанской музыкальной культур!, яв:ися стимулом для сальпейаей, более • пнтенотаноЯ работы по собирании и изучению азербайджанской народной музыки.

В заддачвнаи диссертации подводятся птогп провоженного исследования, формулируются основные вывода я практические рекомендации.

- Коренные преобразовав-'.'? в духовной жизни общества, происходите з 20-30-е года, открыли широкие перспектипц разьятил нравней музыкальной культуры Азербайджана. Начался процесс большого историко-культурного значения - зарождение азербайджанского советского музыкального искусства, ставшего достоянием широких народных масс.

- Баянейшее политическое значение приобрело государственное руководство музыкальным строительством, в частности многочисленные правительственные декреты, подчеркивайте огромную просветительную, воспитательную, пропагандистскую рыь музыки в жизни общества.

1 ЦГАОР Азерб.ССР, ф.57, оп.1, ед.хр.1164, л..13 об.

2 Там же, л.19 об.

- <£ -

- 20-е года, нлзыеаеше "Органкзедаонншш годам«" я язлно-диеся по су та своей периодом становления азербайджанской советской музыкальной культуры, характеризуются огромной работой во организации массового музыкального образования л воспитания в республике. ; -

- Большое значение для развития музккалыюй культуры Азербайджана в указанный период имел?, творческая помощь видам: оо-вегекях музккаятов - представителей русского я других братских народов.

- Богатая музыкальная культура Азербайджана, накопленный

1 ранее опит в области собирания и изучения азербайджанской народной музыка, а *гакжб активная, многогранная работа, проводимая в республике по подготовке национальных кадров, создали условия для формирования научшсс основ музыкальной фольклористики.

- Работа по изучений п пропаганде национального ыузшсалы?.ого фольклора в 20-е года аолуч/хла широкий размах в новые организационные форма. Реагенай проблемы изучения азербайджанской народной музкки в этот период было непосредственно связано с деятельностью АГК, а также с работой подкомиссии ШЗО при историко-згно-графичесхой секции Обаеотва обследования и пзучзния Азербайджана.

- Значительный подъем ыузшеальаой культура Азербайджана в БО-з год« обусловил необходимость активизации научно-исслздова-тзльокой работа, что'-гаражиось s организаций подозкцпк ЫУЗО при Отделении языка, лнгери-урц s искусства АзПШ, сыгравыей , определенную роль в развита: иушзкальной фолкморшшпя в Азербайджане.

- Систе?щ.тлческое и планомерно а изучение национального музыкального фольклора началось о создания s i332 г. Яшздуза при АГК - .первой в республика паучзо-нсазедозагельокой организаций, специально занимающейся прсблешкп народной гдузкки. Являясь своеобразным центроц цузшкшьаой науки Азербайджана, Кмвцуз сыграл большую роль в фрршрозаниа' азербайджанской цузнкальаой науки, как молодой иокуссззоводчесзюИ даецшшша, определив дальнейшие» перспективы ей развития.

- Анализ н обобщение катериалов исследования вз проблеме становления и развитая азербайджанской музыкальной фольклористика в ходе культурной роволетдп позволяет осЕгтить один из значительных аешодов иотории развитая кузихальней культура азербай-даакспсгс народа, как важнейшей. часта- общенациональной культура.

ОСНОВНОЙ ПОЖШШ ДИССЕРТАЦИИ НАМ ОТРАЖШ В СЗЩУЭДИ. СШГЫМКОЕУ1Ш:1 AbTOFG.vI РАБОТАХ:

1. О деятельности научно-исследовательского кабинета музцка Азербайджана в 30-е годы. Б кн.: Проблемы развития архитектуры и искусства в Советском Азербайджане. Тезисы докладов конференция молодых ученых, /з надзаг.: АН Азербайджанской ССР, &стятут архитектуры и искусства/. - Баку: Здм; 1953, о.30.

2. Из истории записей и публикаций образцов азербайдаан-ской народной музыки. - Элм вэ хаят, 1934, Л 4, с.31-32. .

3. Краткий обзор деятельности нэучко-исследовательсхого кабинета музыки Азербайджана (по архишшм материалам). Рукопись деп. в НиО Информкультура, Л 1137. Сейм "Музыка", I98G, И 4.

4. Основные этапы развития музыкальной фольклористики в Азербайджане. - В кн.: Пробле.мн развития архитрчтуры и искусства Азэрбайдаака. Тезисы докладов 1У конференции молодых ученых,

/в надзаг.: АН Азербап.Ежа?гс1:оЗ ССР. Институт архитектуры и искусства/. - Баку: Элм, 1967, с.43.

5. Бшь-Бшь - организатор научно-исследовательского кабинета музыки. - Известия АН Азерб.ССР. Серия литературы, языка и искусства, 1967, & 2, с.Ш-115.

6. Из истории формирования научных основ музыкально;! фольклористики Азербайджана в 20-s года. - В кн.: Материала научной сессии, поссяцешшй итогам научно-исследовательских работ Музея за I9S? год. /в надзаг.: АН Азербайджанской ССР. Музей истории. Азербайджана/. - Баку: Эш, 1988, c.III-Ш.

ЕКТ.Й 3 , за.т$7/ тир'/5 б