автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Творчество Шамси Бадалбейли в контексте становления и развития музыкальной театральной режиссуры в Азербайджане
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Шамси Бадалбейли в контексте становления и развития музыкальной театральной режиссуры в Азербайджане"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
На правах рукописи
РГо 0 г,
РАГИМОВА НАИЛЯ РАСИМ КЫЗЫ
ТВОРЧЕСТВО ШАМСИ БАДАЛБЕЙЛИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЖИССУРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Специальность: 17.00.02 - Музыкальное искусство 17.00.01 - Театральное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Баку - 2000
Диссертация выполнена в Бакинской Музыкальной Академии
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Абдуллазаде Г.А.
Официальные оппоненты:
- Рагимли И.А -доктор искусствоведения, профессор
- Эфендиева И.М. -кандидат искусствоведения, профессор
Ведущая организация: Академия Наук Азербайджана, Институт Архитектуры и Искусства.
Защита диссертация состоится " Л ¥-" /С 2000 г. в " " часов на заседании Специализированного Совета Н.054.14 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальностям 17.00.02 -Музыкальное искусство и 17.00.01 - Театральное искусство при Азербайджанском Государственном Университете Культуры и Искусства.
Адрес: 370065, г.Баку, пр. Строителей, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства.
Автореферат разослан " СС/¿/•■^¿/{с} 2000
г.
Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат искусствоведения, досент
Ахундзаде Л.Д.
413/¿А) МШЛИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Актуальность проблемы становление и развитие музыкальной режиссуры в Азербайджане, в контексте творчества Шамси Бадалбейли определяется тем, что обращение к профессиональной музыке в Азербайджане было сделано именно посредством музыкально-сценического жанра-оперы, в частности оперы "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова. По мнению Э.Аббасовой "в музыкальном фольклоре Азербайджана заложены предпосылки для создания различных жанров современных форм профессиональной музыки, и в том числе и музыкально-сценических произведений"1. Не случайно Гете принадлежат следующие слова "чтобы создать нацию, сперва надо создать театр".
Так сложилось, что говоря о музыкально-сценических постановках, всегда имели в виду музыкальное содержание и исполнительское мастерство, работа же режиссера оставалась в тени или же упоминалась в обычном порядке. Попытка выявить роль и значение режиссера музыкальных спектаклей новых для Азербайджана жанров, в плане их привнесения из Европы на лоно азербайджанского искусства в том виде, в каком мы сегодня воспринимаем жанр оперы и оперетты, естественно, распространяется и ложится ответственным грузом на постановщика, то есть режиссера этих спектаклей. В свою очередь режиссер представляется для республики своего рода первооткрывателем нового жанра, то есть одним из создателей этого сложного синтетического искусства. Такой личностью явился Народный артист Азербайджана Шамси Бадал оглы Бадалбейли.
На примере его жизни и творческой деятельности как музыкального режиссера, приоткрывается ясная и многогранная картина национального музыкально-сценического искусства и на какую качественно новую ступень ему удалось поднять и развить,что и определяет актуальность данной темы. Ш.Бадалбейли явился одним из основателей реалистической музыкально-режиссерской школы в Азербайджане и направил свои усилия на утверждение современных режиссерских принципов, благодаря которым азербайджанское музыкально-сценическое искусство встало на новый путь самовыражения на уровне соот-
1 Абасова Э. Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова. Баку, Изд. Ан АЗССР,
1961. С.23.
ветствующего высокохудожественным и эстетическим требованиям эпохи. В своих оперных и опереточных постановках Ш.Бадапбейли сумел достичь синтеза музыки и драмы в их сценическом воплощении.
Актуальность темы настоящей диссертации подчеркивает и то, что еще в Советском Союзе проблема сценического воплощения оперных и опереточных спектаклей рассматривалась как с позиций режиссерских личностей, так и вообще его жанрового решения. К сожалению в Азербайджане исследования, затрагивающие сферу режиссерской работы велись лишь в области драматического искусства, оставляя в стороне сугубо музыкально-сценическую режиссуру, так как это требовало специальной музыкальной подготовки. Опыт научно-концептуального осмысления творческой деятельности Шамси Бадал-бейли как режиссера музыкально-сценических жанров в искусстве Азербайджана, либо не разрабатывался, либо разрабатывался весьма поверхностно, в виде популярной брошюры.2 В брошюре были допущены ряд неточностей и ошибок в отношении его драматических, опереточных и оперных постановок. В частности отмечается, что Ш.Бадалбейли был постановщиком музыкальной комедии "МэЬэббэт кулу" ("Цветок любви") С.Алескерова, хотя спектакль был осуществлен режиссером Н.Шарифовым, также не указаны ряд драматических, опереточных и оперных постановок, осуществленных Ш.Бадалбейли . Кроме того в работах, затрагивающих сферу режиссерской деятельности в Азербайджане, слабо освещено многогранное творчество Ш.Бадалбейли. Впервые в работе дается в полном объёме реалистическое режиссерское творчество Ш.Бадалбейли в контексте развития музыкальной режиссуры в Азербайджане.
Степень научной разработанности. Касаясь проблемы взаимосвязи музыки и литературы в синтетических жанрах, нельзя не учитывать такой важный момент, как особенности его синтетического воплощения на сцене музыкального театра и роль режиссера в качестве создателя оперного и опереточного спектакля. Проблема взаимосвязи и взаимодействия искусств всегда была источником для научных трудов и учений, где данные теоретические, исторические вопросы решались по разному, исходя из эстетики и веления эпохи, мировоззрения и позиции автора. Вопросы, естественно обращены к синтетическим
2 Искендерова 3.,Каменетская Е. Шамси Бадалбейли.Баку,"Ишыг", 1976.
4
жанрам, в данном случае, речь идет о музыкально-сценическом виде искусства - оперы и оперетте в режиссерском переломлении.
Если проблемы синтеза широко освящены в работах Е.Акулова, В.Ванслова, А.Владимирской, Л.Данько, Л.Ротбаум, В.Совранского и других3, где они исследуют оперу и оперетту как живое музыкальное представление со взаимосвязью различных искусств, то режиссерскому решению музыкального спектакля посвящены книги М.Дружкина, Ю.Завадского, М.Книбеля, А.Попова, М.Рехельса, К.Станиславского и многих других4 . В своих работах авторы раскрыли основные задачи рождения спектакля и их решения с помощью режиссерского понимания и отражения важнейших его особенностей. Но так как представленные жанры оперы и оперетты относятся к зрелищному виду искусства, то кроме музыки и литературы важное место занимает синтез различных выразительных и изобразительных искусств, в частности, искусство актера. Проблеме актерского мастерства посвящены работы Н.Демидова, Л.Ивановой, Г.Морозовой, Вл.Немировича-Данченко, Н.Петрова и других.5 Авторы излагают богатый и интересный материал, позволяющий изучению и анализу профессионального актерского искусства, его специфику образного перевоплощения.
Небезынтересно будет отметить труды А.Аникста,6 в которых он проанализировал и концептуально изложил теоретически - философские
3 Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М., ВТО, 1978., Ванслов В.В. Опера и ей сценическое воплощение. М., ВТО, 1963., Владимирская А.Р. Звездные часы оперетты. J1.,"Искусство", 1975., Данько Л.Г. Комическая опера в XX веке. М.,"Сов.композитор",1976., Ротбаум Л.Д. Опера и ее сценическое воплощение. М.,"Советский комнозитор", 1980., Совранский B.C. Знаете ли вы оперетту? М.,"Советский композитор", 1983.
4 Дружкин М.С.Вопросы музыкальной драматической оперы. Л.."Музгиз",1952. 344 с. Завадский Ю.А. Рождение спектакля. М.ДЗТО, 1975. Книбель М.О. Школа режиссера Немировича-Данченко Вл.И. М.,"Искусство", 1966.168 с. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М., ВТО, 1959.295 с. Рехельс M.JI. Режиссер-автор спектакля. Л.,"Искусство", 1969.232 с. Станиславский К.С. Станиславский - реформатор оперного спектакля. М., "Музыка", 1985.
5 Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М.,"Искусство", 1965., Иванова Л.И. Артистам музыкального жанра М."Искусство", 1976. Морозова Г. Понятие темпо-ритма сценического действия. М., Моск.Гос. институт культуры, 1968., Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера. М.,"Искусство", 1973. Петров Н.В. Актер и сценический образ. Л., Гослитиздат, 1935.
6 Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., "Наука", 1967., Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.:"Наука", 1983., Аннкст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.:"Наука",1988.
взгляды на драму известных философов, композиторов и драматургов разных эпох: Аристотеля, Леонардо да Винчи, Лессинга, Гегеля, Ницше, Вагнера, Фрайтага и других. И несмотря на некоторые расхождения в движении теоретической мысли, идеи сливались в единую концепцию, утверждающую приоритет драмы как искусство, изображающее реальную действительность.
Возвращаясь непосредственно к проблемам диссертационной работы, нельзя не отметить труды ряда авторов, посвященных некоторым теоретическим и историческим фактам становления драматического и музыкального театра и режиссуры в Азербайджане - Э.Абасова, С.Касимова, И.Керимов, Н.Мамедова, Ш.Мамедова, З.Искендерова и Е.Каменетская, А.Сарабский, а также Дж.Джафаров, И.Рагимли и другие. Вопросы музыкальной драматургии балета затронуты в книге Х.Кашкай.7
Научная новизна работы сводится к тому, что данная диссертационная работа впервые даёт научную картину поэтапного становления и развития музыкальной режиссуры в Азербайджане, в контексте творчества Шамси Бадалбейли - как музыкального режиссера с подлинно реалистическими взглядами и принципами в искусстве. В исследовании прослеживается проникновение нового музыкально-сценического жанра в Азербайджан в контексте взаимовлияния и взаимопроникновения культурных традиций - Запада-Востока. В работе представлен в последовательном порядке анализ драматических, опереточных и оперных сценических постановок Ш.Бадалбейли, с позиций претворения реалистических тенденций в искусстве. Раскрывается личный вклад в дело развития музыкального искусства Азербайджана и музыкально-сценических жанров - оперы и оперетты в контексте его творческой деятельности как режиссера и артиста кино. Впервые излагается сложный
7 Абасова Э. Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова. Баку, Изд. АН АзССР, 1961., Касимова С. Оперное творчество композиторов Советского Азербайджана. Баку, "Ишыг"1973, 1986., Керимов И. Становление и развитие азербайджанского театра. Баку, "Элм", 1991., Мамедова Н.чРазвитие жанра оперетты в Азербайджане с 40-х по 60-е годы. Баку, "Элм", 1990., Мамедова Ш. Пути развития Азербайджанского музыкального театра. М., Гос.муз.изд., 1931., Искендерова 3., Каменетская Е. Шамси Бадалбейли. Баку, "Ишыг", 1976., Сарабский А.Г. Возникновение и развитие азербайджанского музыкального театра. Баку, Изд. АН Аз.ССР, 1968., Джафаров Дж. М.Ф.Ахундов и театр. Баку. АзТО, 1962., Рагимли И. Драматургия и театр. Баку, "Ишыг", 1984., Кашкай X. Азербайджанский балетный театр.М.,"Сов.композитор", 1987.
процесс осуществления музыкального спектакля, творческий союз режиссера с композитором, дирижером и, отдельно, работа над сценическими образами с актерским составом. В ходе изложения отмечается индивидуальный подход режиссера к решению музыкальной драматургии и воплощению авторского замысла произведения.
Новизна работы состоит также в освещении нового этапа развития истории современного музыкального театра в Азербайджане в период с 1942 по 1974 годы, основателем которого явился Ш.Бадалбейли. Освещается, следуя архивным данным, в хронологическом порядке премьерные постановки оперетт как азербайджанских, так и зарубежных композиторов с позиций музыкальной режиссуры.
Впервые делается попытка к рассмотрению музыкальной режиссуры посредством значения режиссера, как основного стержня спектакля и создателя гармонического единства синтетического искусства -опера и оперетта.
Цели и задачи исследования. Целью работы явилось выявление в творчестве Ш.Бадалбейли реалистических принципов современной режиссуры, его личный вклад, находящее своё подтверждение в таком сложном синтетическом жанре как опера и оперетта, определяя уникальные возможности режиссера постановки музыкальной драмы. В связи с этим выдвигаются ряд нижеследующих задач, определяющих круг профессиональной режиссерской деятельности музыкально-сценического жанра:
а) знание музыки и драмы;
б) актерское мастерство и музыкальная трактовка образа;
в) оркестровое чтение музыкальных образов;
г) роль художественной декорации в музыкальном оформлении спектакля, и. т. д.
Методологическая база и источники исследования. Исследования и разработка данной проблемы потребовало для своего всестороннего применения метода сравнительного анализа как межжанровых видов искусства — драма и музыкальная драма, так и анализа синтетического искусства, воплощающее гармоническое единство — музыкально-актерское, оркестрово-сценическое, музыкально-драматическое. В связи с этим было сделано обращение к методу и школам таких видных режиссеров советского периода, как К.Станиславский, Вл.Немирович-Данченко, Б.Покровский, А.Попов, К.Марджанишвили; из азербайджанских режиссеров - И.Идаятзаде, А.Искендеров, М.Мамедов, как метод
взаимопроникновения и взаимовлияния для выработки в деле развития национальных музыкально-сценических традиций Азербайджана.
В целях научных обобщений и определений применительное к режиссерской работе в музыкально-сценических постановках в контексте творческой деятельности Ш.Бадалбейли, был применен метод исторического анализа с широким использованием архивных материалов.
Апробация работы. Данная диссертационная работа была обсуждена на заседаниях кафедры истории музыки Бакинской Музыкальной Академии им.У.Гаджибекова. Результаты исследования легли в основу статей и тезиса 1999-2000 годов, также в виде доклада на VI республиканской конференции молодых ученых и аспирантов, и IV научной республиканской конференции по "Проблемам исследования азербайджанской национальной музыки".
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания соответствующих тем по истории музыки Азербайджана, истории музыкального театра Азербайджана. Диссертация может явиться вспомогательным методическим руководством при подготовке к лекциям и семинарам в музыкально-просветительских организациях и высших учебных заведениях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении рассматриваются актуальность избранной темы, степень ее разработанности, научная новизна и практическая значимость, формулируются цели и задачи исследования и степень их научной разрешимости, методологические подходы, а также апробация работы.
Первая глава "Азербайджанская реалистическая режиссерская школа и творчество Ш.Бадалбейли", состоящая из двух параграфов, посвящена жизни и творчеству Шамси Бадалбейли, пути профессионального становления его режиссерской деятельности, а также новому этапу развития музыкального театра в Азербайджане с 1942 по 1974 годы.
Первый параграф - "Жизненный путь становления режиссера Ш.Бадалбейли" раскрывает жизнедеятельность и становление его профессиональной режиссерской деятельности. Как характерный представитель азербайджанской сценической культуры Шамси Бадалбейли
профессионально подходил к решению музыкальной драматургии произведения, вскрывая основную мысль и её художественную значимость. Многие сценические произведения в жанре оперы и оперетты нашли новую сценическую жизнь в постановках Шамси Бадалбейли. Это доказательство напряженной, плодотворной творческой работы, это путь становления и расцвета прекрасного режиссера музыкального театра, в творчестве которого отражаются пути развития, азербайджанского музыкального сценического искусства.
В центре творческого внимания Шамси Бадалбейли естественно была опера и оперетта - как самый сложный и синтетический жанр музыкального искусства по своим художественным возможностям доступный широким слушательским кругам в плане реалистического её восприятия. Опираясь и продолжая традиции своих наставников гениального композитора У.Гаджибекова, выдающегося драматурга Дж.Джаббар-лы, он открыл новое направление в освоении жанров на уровне профессионально-сценического искусства. Своим творчеством Шамси Бадалбейли служил высоким идеалам национального искусства, отдав самые лучшие творческие устремления в дело развития музыкального театра.
Шамси Бадал оглы был одним из тех немногих, которому также посчастливелось быть студентом автора бессмертных сценических произведений У.Гаджибекова, что еще больше привязывало его к искусству и притягивало к сцене. В целях усовершенствования и повышения квалификации постановлением Коллегии Наркомпроса Азербайджана в 1934 году Шамси Бадал оглы был направлен в Москву. Режиссерскую практику он проходил в Малом театре под руководством известного мастера, талантливого режиссера К.А.Марджанишвили и в Театре революции у замечательного режиссера и теоретика А.Д.Попова. Встречи и общения Шамси Бадалбейли с прекрасными представителями режиссерской школы имели огромное значение. Именно такая школа, обогатившая Шамси Бадал оглы теоретическими знаниями, развила в нем его творческую индивидуальность, сформировала художественное мышление, определила режиссерский почерк и стиль. Это заметно выявилось во всех его самостоятельных режиссерских работах в Баку.
Баку живет новым творческим дыханием и именно в такой город вернулся Шамси Бадалбейли из Москвы. Свою профессиональную режиссерскую деятельность он начинает в Азербайджанском Государственном Драматическом театре им. М. Азизбекова (ныне Азербай-
джанский Академический Национальный драматический театр)8 и свою первую постановку комедии М.Ф.Ахундова "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" осуществляет в сорежиссерстве с М.Зейналовым в 1938 году. Вслед за этим спектаклем последовали следующие не менее удачные работы режиссера, в которых начинают вырисовываться индивидуальность стиля, а именно "Мертвецы" Дж.Мамедкулизаде, "Два брата" М.Лермонтова, "Счастливцы" С.Рахмана, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера, "Король Лир" У.Шекспира, "1905 год" и "Невеста огня" Дж.Джаббарлы.
Годы работы Шамси Бадалбейли в драматическом театре сыграли основополагающую роль в его практической режиссерской деятельности, а также заложили реалистические принципы естественности, простоты и тесного единства как речевой , так и музыкальной выразительности. С 1941 по 1942 годы он по специальной командировке пребывает в Иран. После возвращения из Ирана в 1942 году его назначили директором и художественным руководителем Азербайджанского Государственного театра музыкальной комедии им. Дж.Мамедкулизаде (Молла Насреддин). Как организатор театра , он затратил немало сил и энергии, чтобы утвердить новые начинания молодого детища. Привлекая в театр молодых композиторов, драматургов-либреттистов, Шамси Бадалбейли стремился создать новый жанр комедии на современную тематику. Обращаясь к оперетте Шамси Бадал оглы ставит свыше 20 спектаклей в жанре музыкальной комедии. Среди них можно выделить "Покорители сердец" Ф.Амирова, "Дурна" С.Рустамова, "Гезун айдын" Ф.Амирова, "Улдуз" С.Алескерова, и конечно оперетты У.Гаджибекова, а также многие другие. В промежутке с 1949 по 1956 год Шамси Бадал оглы в качестве директора руководит Азербайджанской Государственной филармонией им.М.Магомаева (вторично с 1974-1976 г. директор и художественный руководитель Филармонии). Шамси Бадалбейли способствовал широкой пропаганде среди всех слоев населения г.Баку выдающихся достижений классического наследия мировой музыкальной культуры.
8 До 1933 года назывался Азербайджанский Государственный драматический театр им.Д.Буниятзаде.
- С 1933 года носил имя им.М.Азизбекова
- С1959 года переименован в Азербайджанский Академический
- драматический театр им.М.Азизбекова.
- С 1991 Азербайджанский Государственный Академический Национальный драмаги ческий театр.
В середине XX столетия имя Шамси Бадалбейли заняло свой достойное место среди тех немногих постановщиков оперных спектаклей. С 1959 года по 1965 год Шамси Бадалбейли назначается директором, затем главным режиссёром Государственного Академического театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова.9 Его опыт и огромная культура помогают ему и в этот период создать ряд спектаклей, каждый из которых является своеобразной вехой в жизни оперного театра 50-60-х годов: оперы У.Гаджибекова "Кёроглы" (1952) и "Асли и Керем" (1957), З.Палиашвили "Даиси" (1956), И.Дзержинского "Судьба человека (1962г.), А.Бородина "Князь Игорь"(1964 г.), С.Алескерова "Бахадур и Сона" (1961г.), В.Адыгёзалова "Мертвецы"(1963 г.), Д.Россини "Се-вильский цирюльник" (1964г.), А.Бадалбейли "Ивы не заплачут" (1971).
Небезынтересно будет отметить о его актерских способностях. Воспитатель группы прекрасных актеров и сам отличный актер, он успешно и с чувством ответственности справлялся с ролями в кино. Итак, киноактер Шамси Бадалбейли снялся в трех фильмах: "Ищите девушку" (режиссёр Гасан Сеидбейли -1971 г.) в роли подполковника Зейналова, "Последний перевал" (режиссёр Камил Рустамбеков - 1971 г.) в роли комиссара Шабанзаде и "Страницы жизни" ( режиссёр Гасан Сеидбейли - 1974 г.) в роли рассказчика новелл. Шамси Бадалбейли известен как незаурядный общественный деятель. Как видный представитель режиссерской школы, незаурядный интерпретатор драматических и музыкальных произведений советских и зарубежных авторов Шамси Бадалбейли в 1976 году был избран Председателем Правления Азербайджанского театрального общества10 (АзТО). Сила общества заключалась в органичной связи с современностью - с передовыми идеями и лучшими достижениями эпохи.В 1978 году при АзТО произошло рождение нового очага культуры - театра "Дружба". Это был результат многолетнего творческого развития и беспредельной любви, заботы к театру. За выдающиеся достижения в деле развития искусства Азербайджана Президиум Верховного Совета Азербайджана в 1943 году (17.06) присвоил Шамси Бадал оглы Бадалбейли высокое и почетное звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджана, а в 1964 году (29.07) почетное звание Народного Артиста Азербайджана. Народный Артист Азербай-
9 С1965 по 1974 г.г. Ш.Бадалбейли-директор и художественный руководитель театра Музыкальной комедии им.Ш.Курбанова.
10 Шамси Бадалбейли был дважды избран Председателем Правления АзТО - 1976-1981, 1981-1986 г.г.
джана Шамси Бадал оглы Бадалбейли" оставил после себя библиотеку режиссёрской работы, где каждая из работ - это история человеческих устремлений к прекрасному.
Второй параграф: "Новый этап развития истории современного музыкального театра в Азербайджане (1942-1974) рассматривает возникновение национального музыкального театра, жанра оперетты и новый этап его развития в период с 1942 по 1974 годы.
Жанр музыкальной комедии возник в Азербайджане в начале XX века одновременно со смежным ему жанром - национальной оперой. Являясь новым событием в многовековой истории азербайджанской культуры, оба жанра музыкального искусства были неразрывно связаны с исконно народными корнями и музыкальной культурой.
В 1920-1930 годах в азербайджанском музыкальном театре, как и во многих сферах жизни, наступил новый этап развития. Бурные перемены произошли и в музыкальном театре, так как в 1925 году азербайджанская оперная труппа, находившаяся в объединении с драматической, отделилась и объединилась с действовавшей ранее русской оперной труппой. Таким образом был создан профессиональный азербайджанский оперный театр с выдающимися мастерами оперной сцены, как Г.Сарабский, М.Терегулов, Г.Гаджибабабеков, Бюль-Бюль, Ш.Маме-дова, М.Багиров и другие. Перед оперным театром стояли сложные и ответственные задачи, которые выдвигала сама эпоха больших исторических перемен и великих открытий.
В истории развития азербайджанского музыкального театра третье десятилетие становится важным этапом в эволюции оперного жанра от мугама до классики, то есть от сугубо национального до общенационального. Опера М.Магомаева "Наргиз" (1935 г.), которая подняла национальную культуру на новую более высокую ступень и тем самым приобрела историческую значимость не только для Азербайджана, но и для всего Востока в целом. Но опера "Кёроглы" (1937 г.) У.Гаджибекова стала шедевром азербайджанского искусства, отражая в себе и реализм художественного воплощения и национальное самовыражение, которая опять таки оказала существенное влияние на исторический процесс взаимовлияния музыкальных культур Востока и Запада.
Переломным 'моментом в развитии азербайджанского музыкального театра явилась первая декада азербайджанского искусства в Москве в 1938 году, которая продемонстрировала огромный рост азер-
11 1987 год 23.05 дата смерти Ш.Бадалбейли.
байджанской профессиональной музыки и всей художественной культуры в целом. Громкий успех и особое предпочтение было уделено гениальным творениям Гаджибекова, в результате которого, вернувшись го Москвы, композитор выявил необходимость создания самостоятельного государственного театра музыкальной комедии.
Таким образом в 1938 году при Азербайджанском государственном концертном объединении был создан Ансамбль музыкальной комедии и он же в 1939 году реорганизовался в Государственный театр музыкальной комедии с двумя секторами -азербайджанским и русским. Это новое создание стало стимулом для творчества молодых композиторов и свежим дыханием творческого коллектива.
Итак, в Азербайджане родился еще один очаг сценической культуры, который с весёлым юмором и задором заставил зрителя задуматься порой над серьёзными проблемами жизни - это Театр музыкальной комедии. Так, уже в 1938 году была осуществлена постановка музыкальной комедии С.Рустамова "Пятирублевая невеста" по либретто талантливого поэта М.Ордубади. Далее осуществились еще две премьеры - "То] киминдир?" (- "Чья свадьба?" 1939 г.) А.Мешадибекова и "Гызыл кул" (- "Роза" 1940 г.) С.Гаджибекова. Подводя итоги всему сказанному следует вывод, что в этих условиях не только родился, но и пройдя сложный путь, достиг успехов азербайджанский музыкальный театр. Этот период прочного становления азербайджанского национального оперного театра и театра музыкальной комедии, от которого стремительно пошло дальнейшее развитие музыкально-театрального искусства. Ход событий театральной жизни прервала Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.). В первые годы войны театр музыкальной комедии реорганизовывается в Агитгеатр и обслуживает фронтовиков и госпитали. В апреле 1942 года русский сектор театра возобновляет работу при Бакинском Доме офицеров, а спустя год, в 1943 году восстанавливается и азербайджанский сектор. Директором и художественным руководителем новосозданного театра был назначен уже известный в эти годы по драматическим постановкам в Государственном драматическом театре им.М.Азизбекова, молодой, но уже опытный режиссер Шамси Бадал оглы Бадалбейли. В Театр музыкальной комедии им.Дж.Мамедкулизаде (Молла Насреддин) Ш.Бадалбейли пришел уже с определившимся художественным режиссерским почерком, развитым вкусом, умением работать с коллективом и решать сложные творческие задачи. В репертуар театра стали входить первые и, вскоре завоевавшие популярность, образцы музыкальных комедий молодых, но успевших проявить свой та-
лант в иных жанрах музыкального искусства, композиторов: Фикрета Ами-рова, Сеида Рустамова, Сулеймана Алескерова. Но, к сожалению, в период бурного творческого подъёма, и утверждения художественных позиций в 1949 году театр на определенное время прекратил свою работу вплоть до 1956 года.
По приказу Министерства Культуры СССР в 1956 году Азербайджанский театр музыкальной к9медии им. Дж.Мамедкулизаде (Молла Насреддин) распахнул двери перед многочисленными поклонниками этого жанра. Директором театра вновь был назначен уже зрелый и опытный режиссер Шамси Бадал оглы Бадалбейли (1956-1959 г.г.).12
В 1956-1965 годах вновь открывшийся театр засвидетельствовал об общем подъёме в музыкальной жизни Азербайджана. Первый сезон театра музыкальной комедии 18 августа 1956 года начался традиционно с комедией У.Гаджибекова "Аршин мал алан". Именно этим спектаклем коллектив театра отдал предпочтение и низкий поклон основателю бессмертных и незабываемых, даже ныне, творений жанра оперетты.
В этот период, наряду с комедиями У.Гаджибекова, ставились также новые постановки азербайджанских и зарубежных авторов ("Гаджи Кара" Р.Мустафаева и В.Адыгёзалова (1958 г.), "Песня нашего села" З.Багирова (1959 г.), "Золото искатели" Т.Кулиева (1960 г.), "Принцесса цирка" Кальмана, "Марица" Штрауса и т.д.). Достижения и успех любой постановки зависят от профессионального уровня режиссера, актера и художественного оформления. Как руководитель театра и режиссер многих незабываемых оперетт Шамси Бадалбейли был верен единому принципу - правдивость, демократизм и верность мыслям и чувствам своего народа.
Период с 1942 по 1974 годы, являясь новым этапом в развитии музыкального театра в жанре музыкальной комедии, стал в то же время основным и главным, так как произошло формирование нового стиля и метода в разработке сценических постановок, а именно:
а)воплощение в искусство современных идей;
б)характерная обобщенность художественного мышления;
в)выявление специфических возможностей образного развития;
г)создание цельной музыкально-сценической концепции.
Итак, рассматриваемый период, будучи исторически подготовленным на художественных принципах и лучших, прогрессивных дос-
12 Ш.Бадалбейли с 1959 по 1965 годы был директором и главным режиссером Государственного Академического театра оперы и балета нм.М.Ф.Ахунлова.
тижениях предшествующей эпохи, стал творческой базой для композиторских начинаний в жанре оперетты, актерских дарований, для которых каждый новый спектакль - эта главная творческая ценность.
Вторая глава: "Режиссерская концепция Ш.Бадалбейлн", состоит из трех параграфов, в которых рассматривается режиссерское решение драматических , опереточных и оперных постановок.
В первом параграфе - "Драматические постановки" говорится о периоде работы Ш.Бадалбейли в Азербайджанском драматическом театре, его постановках и принципах решения сценических задач. Рассматривается так же эволюция жанра трагедии.
Режиссер не только руководит творческим коллективом и процессом работы над спектаклем, но и одновременно он воспитывает этот коллектив в рамках общего понимания и решения сложных сценических задач с их последующим практическим применением на основе современных методов реализма, без которых невозможно представить себе художественную согласованность в целом.
Шамси Бадал оглы Бадалбейли выделялся из общей театрально-режиссерской массы именно этими качествами. А так как он имел еше и музыкальное образование, основанное на гаджибековских традициях, то это преимущество давало ему возможность к тонкому, многообразному воплощению душевных переживаний человека и более детальному анализу драмы в целом. В спектаклях он искал внутреннюю логику сценического действия, стремился к естественному мизансценированию, а музыкальные оформления, которые подбирались с особым вкусом и режиссерской чуткостью еще больше выражали основную и доминирующую цель драматургии.
В 1937 году Шамси Бадалбейли с талантливым режиссером Ис-маилом Идаятзаде ставят пьесу Дж.Джаббарлы "1905 год".13 Спустя год, в октябре 1938 года обратившись к драматургии М.Ф.Ахундова, Шамси Бадалбейли ставит (в соавторстве с режиссером М.Зейналовым) комедию "Мусьё Жордан, ботаник, и дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун". В соавторстве с режиссером Ф.Сарьяном, Шамси Бадалбейли в 1938 году ставит также и драму Ф.Шиллера "Мэкр вэ мэЬэббэт" ("Коварство и Любовь "). В сентябре 1939 года, режиссёр И.Идаятзаде с Ш.Бадалбейли (в качестве ассистента режиссёра) осуществили постановку драмы Дж.Джаббарлы "Од кэлини" ("Невеста огня"). Вдохнов-
13 Режиссер-постановщик И.Идаятзаде, ассистент-режиссера Ш.Бадалбейлн.
ленный успехом предыдущих спектаклей Шамси Бадалбейли берётся за постановку комедии классика азербайджанской драматургии Дж.Мамед-кулизаде "влулэр" ("Мертвецы"), премьера которой состоялась в октябре 1939 года. Свое иное рождение пьеса "Мертвецы" нашла в режиссерской работе Ш.Бадалбейли, где он стремился как можно точнее раскрыть эпоху и доподлинность народных характеров.
В творчестве Шамси Бадалбейли 1941 год был самым плодотворным. Именно в этот год были осуществлены постановка комедии Сабита Рахмана "Хошбэхтлэр" ("Счатливцы") и трагедии Уильяма Шекспира "Король Лир", а также драмы М.Ю.Лермонтова "Два брата".Нельзя не отметить, что наряду с комедийным жанром, в Азербайджанском театре ведущее место также отводится постановкам драм и трагедий. Если постановка "Король Лир" в 1920 году, в честь бенефиса легендарного актера Сидги Рухуллы, и была представлена в мелодраматическом плане,14 то философия трагизма нашла верное воплощение в работе Шамси Бадалбейли.
Шамси Бадалбейли глубоко проник в философские замыслы драмы, показал сложные характеры образов, построил монументальное драматическое представление с оригинальными и интересными мизансценами. Тема глубокой драмы была продолжена в следующей постановке Шамси Бадалбейли "Два брата", по одноименному произведению М.Ю.Лермонтова. Обращение к поэту-лирику было не случайным. 1941 год - это год 100 летия со дня трагической смерти великого поэта. Следует отметить, что летом 1941 года азербайджанский зритель впервые познакомился с Лермонтовской драматургией, подлинным её языком и душевной лирикой, в чем заслуга Шамси Бадалбейли. После войны Шамси Бадалбейли обращается к комедийному жанру и ставит комедию Сабита Рахмана "Ашналар", премьера которой состоялась в ноябре 1945 года.
Подводя итог режиссёрской деятельности Шамси Бадал оглы Бадалбейли в драматическом театре, следует подчеркнуть, что Бадалбейли видел в театре то живое искусство, которое параллельно развивается с общественной жизнью, но в отличие от реальной жизни, приобретает художественные качества. Уже в этих постановках определились индивидуальные черты стиля Бадалбейли как музыкального режиссера: тонкое ощущение ладо-интонации, восприятие народного колорита, музыкального цитирования, использование лейтмотивов и т.д. Режиссёр
14 Режиссером постановки был А.А.Иванов.
в музыке находит логику драматического развития и выстраивает идейно-художественную концепцию, которая определяет весь ход спектакля в целом.
Второй параграф: "Музыкально-комедийные постановки" - раскрывает период режиссерской деятельности Ш.Бадапбейли в театре музыкальной комедии им. Дж.Мамедкулизаде (Молла Насреддин). Рассматривается его режиссерские работы с позиций, характеризирующие его творчество. Годы работы Шамси Бадал оглы Бадалбейли в театре музыкальной комедии как директора и художественного руководителя был и очень важным периодом в его сценической работе. Он возглавил тот путь, по которому в дальнейшем будет развиваться азербайджанский музыкальный театр. Быть руководителем театра музыкальной комедии в период жизни великого У.Гаджибекова, требовало огромной ответственности. Но Бадалбейли обладал большим сценическим опытом и знанием как драматического, так и музыкального искусства, и с первых же дней руководства стремился развить национальные традиции азербайджанской сцены, укрепить отечественную оперетту и расширить театральную аудиторию. Как главный и бессменный руководитель театра музыкальной комедии, он подготовил и вывел на сцену большое количество талантливых актеров, именами которых по праву гордится ныне азербайджанский музыкальный театр: Н.Зейналова, Л.Абдуллаев, Б.Сафароглы, С.Аслан, Г.Багиров и многие другие. Именно с именами этих дарований связаны лучшие постановки Шамси Бадалбейли, которые приобрели общенародное признание и любовь.
Впервые к жанру оперетты Ш.Бадалбейли обратился будучи в Иране, в городе Табризе, куда был командирован в годы войны (1941-42 годы) как работник культуры. С труппой драматических кружков он стал осуществлять ряд музыкальных комедий: "Аршин мал алан" -У.Гаджибекова, "Женатый холостяк" и "Пятидесятилетний юноша" -З.Гаджибекова.
Уже первый спектакль в музыкальном театре, поставленный Ш.Бадалбейли в 1944 году, принес известность молодому режиссёру. Музыкальная комедия Ф.Амирова "Урэк чаланлар" ("Покорители сердец") сразу же после премьеры завоевала сердца публики. Спустя два года, в 1946 году, на сцене театра музыкальной комедии Ш.Бадалбейли осуществил еще одну премьеру комедии Ф.Амирова "Кезун а^ын". Любовная тематика уступила бытовой - сельской жизни, раскрывающая бурный подъём колхозного объединения. Вслед за комедией " Козун а_]'дын ", Ш.Бадалбейли осуществил новую постановку комедии
У.Гаджибекова "Не та, так эта". Опираясь на богатейший опыт азербайджанской оперетты, Бадалбейпи сумел в своей постановке соединить новое и традиционное, а именно ввести новый персонаж в образе Городового, что и придавало спектаклю еще больше юмора й сарказма. Важно отметить, что эта находка режиссёра была с восторгом принята самим Гаджибековым, присутствовавшим на премьере новой постановки. В 1947 году Ш.Бадалбейли представил зрителям музыкальную комедию Сеида Рустамова "Дурна". После двухлетнего перерыва, в 1948 году 30 декабря, Ш.Бадалбейли осуществил постановку музыкальной комедии С.Алескерова "Улдуз" ("Звезда"). Режиссерская работа Бадалбейли, а именно законченные мизансцены, необходимые штрихи, характерные для каждого образа, придали комедийный блеск всему спектаклю.
Особенно следует остановиться на постановке Ш.Бадалбейли музыкальной комедии В.Долидзе "Кето и Коте", по мотивам повести А.Цагарели (пёревод Т.Эюбова), премьера которой состоялась в феврале 1945 года на сцене театра музыкальной комедии им.Дж.Мамедкулизаде (Молла Насреддин). Режиссерская работа Бадалбейли воплотила на сцене главную идею - торжество любви и сметание с пути всех препятствий с помощью всяких хитросплетений и веселых казусов.
Творческая активность Ш.Бабалбейли в период с 1956 по 1959 -ые годы ознаменован яркими постановками "Аршин мал алан"-У.Гаджибекова и "Гаджи Кара" - Р.Мустафаева и В.Адыгёзалова. Музыкальной комедией "Аршин мал алан" был открыт первый сезон в театре Музыкальной комедии им.Дж.Мамедкулизаде 18 августа 1956 г. В осуществленной новой постановке режиссер задался целью углубить то реалистическое начало этой жемчужины, которая была заложена самим автором. В 1958 году зрителям была представлена новая сатирическая комедия "Гаджи Кара" композиторов Р.Мустафаева и В.Адыгёзалова. В либретте и постановке режиссер сосредоточился на предельно ясном и конкретном изложении ахундовской идеи - в образе Гаджи Кара разоблачить и высмеять скупость, алчность некоторых представителей общества чиновников и торгашей, препятствующие прогрессивному развитию тогдашнего азербайджанского общества. Новой и интересной работой режиссера в соавторстве с Ниязом Шарифовым стала городская - бытовая комедия композитора Тельмана Гаджиева "Нам нужно одно очко". События в произведении разворачиваются в трудовом городе Сумгаите, где и была осуществлена премьера спектакля в 1967 году. Интересным новшеством было введение в спектакль кинокадров с пей-
зажными зарисовками промышленного Сумгаита. Театр музыкальной комедии в канун нового года, 29 декабря 1967 года, порадовал театралов новой премьерой в режиссерской постановке Ш.Бадалбейли - оперетта композитора Арифа Меликова "Волны" на либретто А.Кюрчайлы. В 1968 году на Всесоюзном смотре театральных спектаклей оперетта "Волны" была удостоена диплома первой степени.
Музыкальная комедия С.Алескерова "Севиндик ищет девушку" на либретто Ш.Курбанова и в постановке Ш.Бадалбейли была представлена в мае 1970 года. На следующий год, 27 марта 1971 года, была осуществлена постановка новой музыкальной комедии композитора В.Адыгёзалова и автора либретто А.Кюрчайлы "Жар-птица моей бабушки". Не менее интересной была следующая постановка Ш.Бадалбейли, встреченная зрителями также воодушевленно, как и предыдущие оперетты и, в частности, оперетта С.Алескерова "Хамешаханум" на либретто С. Кадырзаде, премьера которой состоялась 30 сентября 1971 года. 1973 год ознаменовался премьерой замечательной музыкальной комедии Э.Сабитоглы "Хиджран" на посмертное произведение отца композитора известного драматурга С.Рахмана.
Таким образом, вышеизложенные постановки - целый творческий этап и блестящее достижение Ш.Бадалбейли, заявившего о себе как о режиссере, неустанно ищущем и при этом обязательно находящем современные, оригинальные решения разных по степени трудности задач. Если рассмотреть режиссерские работы Бадалбейли с точки зрения трех периодов (1943-1949, 1956-1959, 1965-1974), то можно заме-тит^что режиссер всегда был верен своим принципам и приемам сценической постановки. К каждой своей работе Бадалбейли подходит с тех принципиальных позиций, какие характеризуют его творчество:
а) действенный анализ музыкальной драматургии произведения;
б) умение совместно выстраивать мизансцены и при этом правдиво отразить воплощение образов;
в) актерское соответствие сценическим образам;
г) творческое отношение к либретто, музыкальному материалу и образному воплощению.
В третьем параграфе "Оперные постановки" даётся период обращения Ш.Бадалбейли к оперному жанру. Обращение Ш.Бадалбейли к оперному жанру появилось на том отрезке его творческого пути, когда он был уже вполне сформировавшийся и сложившийся режиссер и мог бы иметь внутреннюю потребность в выражении своей индивидуальности в сфере музыкального театрального искусства.
Решая идейно-художественную концепцию оперного спектакля, режиссер одновременно создает конкретные сценические действия, которые возникают во всех его деталях на основе этой концепции . Верно подошел к проблеме режиссуры Станиславский и Немирович-Данченко: "Задача оперного режиссера - услышать в звуковой картине заключающееся в музыке действие и превратить эту звуковую картину в драматическую, т.е. в зрительную"15. •
Такое превращение ярко выслеживается и убедительно воплощается в режиссерской работе Шамси Бадал оглы Бадалбейли в оперных спектаклях. Поставленные им оперы свидетельство его режиссерского чутья в столь сложном жанре, требующего большой эрудиции, профессионального подхода в сфере синкретичного искусства.Имя его стоит в одном ряду среди первых режиссеров, создателей оперных спектаклей в Азербайджане. Глубоко образованный музыкант-режиссер, он знал оперный репертуар разных времен и страстно пропагандировал азербайджанскую оперу.
Цельность замысла, содержательность, иной подход к композиции сцены, а также наличие интересных находок заложены в оперных спектаклях Ш.Бадалбейли, режиссера, который остается последовательным реалистом, верным своему творческому принципу, а именно ставить замысел автора, его музыкальную драматургию на первый ряд, ему удается найти и сохранить драматургический баланс между музыкально-словесным выражением и со сценическим действием.
Первой оперной постановкой Ш.Бадалбейли стала легендарная опера У.Гаджибекова "Кёроглы"16 - опера, которая несла с собой великое будущее. Именно на постановку этой жемчужины азербайджанской оперы в 1952 году Азербайджанский Государственный театр оперы и балета им.М.Ф.Ахундова пригласил режиссера Ш.Бадалбейли. Знаменательным событием стало осуществление оперы "Кёроглы" в 1957 году в Ашхабаде на сцене Туркменского Государственного театра оперы и балета им.Махтумкули. Постановка Ш.Бадалбейли послужила творческим мостом во взаимном обогащении и сближении национальных культур. В 1956 году Ш.Бадалбейли продолжил работу над классическими оперными образцами. На этот раз он обратился к творчеству великого грузинского композитора, основоположника грузинской национальной музыки
15 Станиславский К.С. и Немирович-Данченко Вл.И. Об искусстве актера-певца. М., "Искусство", 1973. С.ЗО.
16 В 1937 году впервые "Кёроглы" поставил режиссер И.Идаятзаде.
Закария Палиашвили и к его замечательной опере "Даиси" - одной из лучших произведений грузинского оперного искусства. Опера "Даиси" получила своё яркое сценическое воплощение, и в этом велика заслуга режиссера-постановщика Ш.Бадалбейли, который не только реально подошел к раскрытию образов, но глубоко прочувствовал идею оперы и основной замысел авторов либретто и музыки, выразившихся в убедительных мизансценах и ярких сценических палитрах. Интересным примером творческого подхода Ш.Бадалбейли к сугубо национальной классике является его постановка оперы "Асли и Керем" У.Гаджибекова. Премьера оперы состоялась 4 марта 1957 года. Спустя четыре года режиссер вновь обращается к творчеству С.Алескерова, на недавно завершенную им оперу "Багадур и Сона" по мотивам одноименной повести Н.Нариманова на либретто А.Бадалбейли и Ш.Курбанова. Постановка оперы была осуществлена 22 ноября 1961 года.
После серьёзных и успешных постановок опер классического образца, опытный режиссер обращается к современной тематике и в марте 1962 года представляет зрителям оперу "Судьба человека" И.Дзержинского по мотивам одноименного рассказа классика русской литературы М.Шолохова. Режиссер добился музыкальной цельности произведения, верного соотношения трагического и оптимистического начал и полноты образного выражения. 1963 год ознаменовался рождением новой оперы В.Адыгёзалова "Мертвецы", премьеру которой осуществил Ш.Бадалбейли. Режиссер в процессе работы над постановкой старался сохранить и ясно выразить идейный замысел великого сатирика. В 1964 году Ш.Бадалбейли вновь возвращается к классике и на этот раз ставит гениальную оперу А.П.Бородина "Князь Игорь" - оперу с яркой и захватывающей музыкой. Опера в трактовке Бадалбейли была представлена как героическая, полная пафоса и душевного подъёма.
Следующая постановка Ш.Бадалбейли в 1964 году, стала опера Россини "Севильский цирульник", впервые поставленная на сцене Азербайджанского театра оперы и балета им.М.Ф.Ахундова. Режиссер создал увлекательный спектакль с оригинальными сценическими ситуациями и интересными мизансценами.
В 1971 году, режиссер ставит оперу А.Бадалбейли "Ивы не заплачут". Это глубокая волнующая мелодрама, в которой режиссер Ш.Бадалбейли прочувствовал и с убеждающей жизненностью показал страдания личности с общими непосильными тяготами войны, придав высокое идейное и философское обобщение - не может быть личного счастья на фоне войны.
Таким образом, оперные постановки Шамси Бадалбейли - это итог теоретических размышлений и практической деятельности режиссера, которые направлены на утверждение в жанре оперы реалистических тенденций. Ш.Бадалбейли обладал редкой режиссерской музыкальностью, которая помогала ему с особой чуткостью мыслить над действием, исходя от решения композитора. Постановочные работы Ш.Бадалбейли, в особенности оперетты и оперы, связаны единой режиссерской концепцией, в которой он прежде всего опирался на музыкальную драматургию, как основу творчества музыкального режиссера, так и на его литературный первоисточник. Анализируя музыкальную драматургию, Бадалбейли определял и идейно-политическую направленность всего произведения, что играло существенную роль в выстраивании верного развития действенной линии спектакля. Он всегда был верен своим творческим принципам, которые явились логическим развитием всего прогрессивного, реалистического в театре прошлого и настоящего.
В третьей главе "Стиль и метод режиссуры Ш.Бадалбейли с ориентацией на музыкальный театр" - дается процесс творческого взаимопонимания режиссера с композитором и дирижером, претворение музыкального замысла, а также актерское воплощение образов в спектаклях Ш.Бадалбейли. Глава охватывает два параграфа.
Первый параграф "Работа с композитором и дирижером и претворение музыкального замысла раскрыл творческий процесс, объединяющий и привлекающий к активному участию в создании единого комплекса композитора, дирижера и художника. Если режиссер является создателем сценического действия, то роль дирижера сводится на создание всего музыкального комплекса спектакля. Композитор создает образ, музыкальным постановщиком которого является дирижер, а сценическим - режиссер. Шамси Бадалбейли начинал знакомство с произведением именно с музыкальной драматургии, сравнивая сценическое действие со слышимой музыкой. Музыкальная драматургия - эта и есть главная основа творчества музыкального режиссера. Он приступал к решению спектакля тщательно изучив партитуру и это создавало атмосферу взаимодействия и понимания в процессе работы его с дирижером. Шамси Бадалбейли строил концепцию спектакля, исходя от музыкальной ткани и при этом четко и ясно ощущал все музыкальные движения. Он с большим профессионализмом мог совместить и создать единую композицию балета, хора и актерского исполнения. Для Ш.Бадалбейли эпизодическая роль - эта роль, которую нужно также показать в контек-
сте музыки, так как порой каждая деталь спектакля является его содержанием и смыслом. В процессе работы с художником Ш.Бадалбейли исходил из анализа музыкальной драматургии. Для него важно воспроизвести в воображении художника этот реальный мир, который запечатлен в подлинном замысле композитора. Он был наделен творческой фантазией, которая помогала ему в решении сложных по художественной и смысловой значимости произведений. К числу таких по сложности произведений является оперетта одного из крупнейших представителей азербайджанской и советской композиторской школы Арифа Ме-ликова "Волны" (1967 г.) на либретто А.Кюрчайлы из 2-х действий и 6-ти картин. Оперетта "Волны" ставила перед режиссером ряд задач в отношении музыкальной композиции и верное решение которых зависело только от режиссера с особым складом музыкального слуха, способный слышать в музыке действие. Ш.Бадалбейли блестяще справился с решением этих задач, осуществив на профессиональном уровне общий идейный замысел композитора. И режиссер, привыкший мыслить образами, тщательно изучает партитуру и слушая музыку, одновременно, переводит её на язык сценического действия. А.Меликов так же был свидетелем того, как богатая режиссерская фантазия разгадывала все то, что заложено в идейную основу оперетты. Его творческая фантазия дает почву для воображения художнику.
Не менее интересно протекал процесс работы над произведениями известного композитора Сулеймана Алескерова. С С.Алескеро-вым, как композитором, Ш.Бадалбейли сблизился на постановке замечательной оперетты "Улдуз" (1948 г.) в 3-х действиях и 4-х картинах на текст известного драматурга С.Рахмана и "Севиндик ищет девушку" (1970 г.) в 3-х действиях и 8-ми картинах. Творческий контакт и взаимопонимание было-продолжено и в работе уже над постановкой оперы С.Алескерова "Багадур и Сона" (1961 г.) на либретто Ш.Курбанова и А.Бадалбейли по повести Н.Нариманова в 4-х действиях и 5-ти картинах. Сценическое воплощение сюжета отмечена рядом находок режиссера Ш.Бадалбейли. Так, опера начинается сценой, олицетворяющая свободу народа, его стремление выйти из мрака к свету.
В 1963 году Шамси Бадалбейли довелось работать над постановкой оперы В.Адыгёзалова "Мертвецы". Постановка оперы на сцене Азербайджанского Государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова 17 ноября 1963 года привлекла внимание зрителей своим высоким мастерством и изобретательностью режиссерской работы. Шамси Бадалбейли и в этой опере остался верен своим художественным
принципам: он создал идейно насыщенную, реалистическую, перекликающуюся с современностью, спектакль.
В 1971 году, творческий союз Шамси Бадалбейли с Васифом Адыгёзаловым вновь возобновился и на этот раз композитор представил музыкальную комедию "Жар птица моей бабушки", в 3-х действиях и в 6-ти картинах на либретто А.Кюрчайлы. Используя все выразительные средства практического режиссерского опыта, он сумел разгадать и довести до зрителей главный идейный замысел оперетты. Васиф Адыгёза-лов становился непосредственно свидетелем того, как оживлялись на сцене его идеи и образы. Надолго вжилась в память зрителей и музыкальная комедия Эмина Сабитоглы "Хиджран" на либретто Сабита Рах-мана в 3-х действиях и 5-ти картинах в постановке Шамси Бадалбейли, премьера которой состоялась в марте 1973 года на сцене Азербайджанского Государственного театра музыкальной комедии им. Ш.Курбанова. Режиссерская постановка отличалась оригинальностью в подборе ролей, последовательным развитием действия и хода событий, а также глубоким пониманием сабитовской драматургии.
Таким образом, подводя итог, творческому и вдумчивому процессу работы Ш.Бадалбейли с композиторами авторами замечательных опер и оперетт, дирижерами, раскрывающими красочность и самобытность партитур, следует вывод, что Шамси Бадалбейли, создавая свои спектакли, практически воплощал замыслы авторов, реалистически подходил к решению задуманной концепции, но при этом не меняя индивидуального постановочного стиля: он мог:
а) подчеркнуть реализм сюжетной линии;
б) раскрыть внутреннюю жизнь образов;
в) выразить музыкальную драматургию;
г) создать в спектакле музыкально-драматическое единство;
д)решить мизансцены как фактор импровизационного начала в драматическом искусстве;
е)прочувствовать и подобрать художественную палитру спектакля.
Во втором параграфе "Актерское воплощение в спектаклях Ш.Бадалбейли" рассматривается процесс сценического перевоплощения актеров в спектаклях Ш.Бадалбейли. Шамси Бадалбейли только в тесном сочетании музыкального и драматического начал искал суть той или иной сцены, образа. Из этого проистекают его взгляды на задачи музыкального артиста, в котором он видел не только певца, а органичное сочетание вокальных данных с актерскими способностями, позво-
ляющими существовать на сцене. Любое сценическое произведение, а в данном случае опера и оперетта, представлялась Ш.Бадалбейли галлере-ей характеров, разных по сложности и сущности. Раскрывая характеры образов в действии, он выражает и подчиняет весь музыкально-драматургический материал художественному ощущению, эмоциональному восприятию слуха и глаза.
Шамси Бадалбейли, являясь ярким представителем современной реалистической школы, обладает теми особыми знаниями музыки и театра, которые способствовали созданию на сцене подлинных чувств и характеров. Распределяя роли и воплощая их в конкретные зримые образы, Ш.Бадалбейли учитывал при этом и индивидуальные черты характера, присущие каждому актеру: вкус, декламационная речь, память, чувство ритма, интеллектуальные и внешние данные. Ведь актерское искусство - единственный вид искусства, в котором материалом художнику служит его собственная природа, его эмоциональный аппарат. Ш.Бадалбейли мог создать взаимосвязь между исполнителем каждой роли со своими партнерами и привлечь вместе к решению того художественного целого, каким является театральная постановка. Но так как речь идет о музыкальном театре, в частности опере, оперетте, то особое внимание уделяется вокальным данным актера и, соответственно, ему предстоит решение двух единых творческих заданий - роль и партия. Раскрывая им суть музыкальной драматургии произведения и определяя его главную мысль, он также делился о своими впечатлениями от оперы и оперетте, то есть особо выделял важные исторические, литературные, социально-бытовые факты, основные узловые моменты произведения. Конкретно описывая характеры героев, их взаимоотношения он тем самым стремился разбудить в актере его воображение, творческую фантазию, чтобы он (артист) самостоятельно благодаря художественным ассоциациям мог представить себя в обстоятельствах пьесы и роли, решить задачу создания характера на основе сценического перевоплощения.
Во взглядах на оперного артиста Бадалбейли следует тем же принципам, что и в музыкальном театре, но в данном случае музыкаль-но-вокалыюе преимущество является главным звеном оперного спектакля. Он верно находит общий темпо-ритм спектакля, а это является важным и необходимым элементом оперного режиссера, так как точный подбор сценического облика с его музыкально-вокальным воплощением один из основных закономерностей оперной постановки. Не отдаляясь от традиционных режиссерских методов в организации работы с актерами над спектаклем, Шамси Бадалбейли и в опере утвердил принципы
реалистического подхода к раскрытию актером художественного образа. Прежде всего он стремился показать героя в подлинном и естественном облике без излишней экспансивности, выдвигая на первый план строго вычерченную логику его поведения и душевного переживания. А осуществлял он свои творческие идеи путем строго продуманных мизансцен, так как от них зависит психологическая правда и характеристика действующего лица, место и время действия произведения.
Таким образом, работая с актерским коллективом, Шамси Бадал-бейли внедрял и развивал в них основные качества музыкально-сценического искусства, от которых воистину зависел успех оперной постановки. Его реалистические принципы режиссерской деятельности нашли своё яркое отражение в процессе воспитания подготовки актеров - оперных исполнителей - столь сложного и синтетического жанра как опера, а именно:
а) образно-эмоциональное и словесное осмысление музыкальной драматургии ■произведения;
б) подлинное воплощение характера данного образа;
в) музыкальная выразительность и ясность вокального исполнения;
г) комплексное единство мизансцены и вокальной партии в контексте сюжета.
В заключении диссертации подчеркивается значение Шамси Ба-далбейли в развитии музыкальной режиссуры в Азербайджае, а также музыкального театра в период с 1942 по 1974 годы.
Подводя итоги исследованию становления и развития музыкальной режиссуры в Азербайджане в контексте творчества Шамси Бадал-бейли, можно сделать следующие выводы, подтверждающие самостоятельность нового музыкально-сценического жанра в Азербайджане. Рассмотрение этапов проникновения, становления и развития жанров оперы и оперетты в исторической последовательности, с применением методов научно-теоретических осмыслений, углубили значение жанрового понимания синтетического музыкально-сценического искусства в Азербайджане.
— Осмысление процесса жанрового взаимопроникновения в исследовании рассматривается под углом режиссерского решения музыкально-сценической постановки. В связи с этим в работе делается упор на творческий портрет основателя музыкальной режиссуры Ш.Бадал-бейли. Ш.Бадалбейли вошел в историю как один из первых постановщи-
ков сложного синтетического искусства - оперы и оперетты. При просмотре личности освещается профессиональная деятельность с позиций:
а) профессионального становления;
б)опыт освоения и привнесения наг1иональных элементов в процесс режиссерской работы;
в) специализации в сфере музыкальной режиссуры.
— Социально-политическая картина советского Азербайджана, имеющая влияние на становление и развитие музыкального искусства, бытующие в искусстве реалистические тенденции, режиссерская направленность и стиль Бадалбейли, определили весь творческий путь и тот вклад, который он внес в музыкально-сценическое искусство Азербайджана. Режиссер ярких драматических, опереточных и оперных спектаклей, Ш.Бадалбейли оригинально трактовал, с позиций реалистических принципов, каждое сценическое произведение.
— Прослеживание реалистических тенденций в режиссерских постановках музыкально-сценических жанров выдвигает новые требования и осмысления современных исполнительских приемов выражающихся в:
а) действенном анализе музыкальной драматургии;
б) изложении музыкальной драматургии через образно-эмоциональное и словесное осмысление;
в) жизненном изображение и характера данного образа;
е) комплексном единстве мизансцены, тембра и ритма в контексте сюжета.
— Музыкально-сценическое искусство, а точнее театр, приобретая широкий размах, стал центром постоянных культурных интересов зрителей, где можно было проследить основные направления и стадии развития социально-культурной жизни Азербайджана. Теоретические размышления и практическая деятельность Бадалбейли устремлены утверждению того, что посредством музыкально-сценического искусства в полной мере выявляются прекрасная и конкретная форма художественного познания мира, так как благодаря музыке передается богатство душевных переживаний, эмоций и чувств. Как один из первых постановщиков опер и оперетт Шамси Бадалбейли строго соблюдал художественное и гармоническое единство спектакля. Ведь перенесение на сцену реальной жизни с бесконечными перипетиями, живое воплощение характера с разными чувствами и переживаниями осуществимо только при художественно-органической целостности спектакля.
Список работ по материалам диссертации
1.Шэмси Бэдэлбэршнин Азорба]чанда опера вэ театр сэнэтинин инкишафында ролу.//"Еколоки]а, фэлсэфэ, мэдэницэт" Аз.ЕА фэлсэфэ вэ Ьугуг институту. Бакы, "Елм", 1999, N23. С.157-163.
2.Роль Ш.Бадалбейли в становлении и развитии музыкальной режиссуры в Азербайджане.//Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции молодых ученых. - в печати.
3. Трагедия У.Шекспира "Король Лир" в режиссерской постановке Ш.Бадалбейли.// "Еколок^а, фалсофо, мэдэни^эт" Аз.ЕА фэлсэфэ вэ Ьугуг институту. Бакы, "Елм", 2000, N24. С. 190-192.
4.Период деятельности Шамси Бадалбейли в Азербайджанском государственном театре им. М.Азизбекова.// "Еколок^а, фэлсэфэ, мэдэницэт" Аз.ЕА фэлсэфэ вэ Ьугуг институту. Бакы, "Елм", 2000, N24. С. 192-194.
5. Оперные постановки Ш.Бадалбейли в контексте оперы "Кёроглы" У.Гаджибекова и "Даиси" З.Палиашвили.// "Еколоки]а, фэлсэфэ, мэдэницэт" Аз.ЕА фэлсэфэ вэ Ьугуг институту. Бакы, "Елм", 2000, N24. С.287-291.
RÖHiMOVAN.R.
" §BMSI BBDOLBBYLiNIN YARADICILIÖI KONTEKSTINDO AZ9RBAYCANDA MUSIQI TEATR RE.llSSURASININ YARANMASI V3 iNKi§AFI."
XULASO
"§amsi Bodolbaylinin yaradicihgi kontekstindo Azarbaycanda musiqi teatr rejissurasmxn yaranmasi va inki§afi" — mövzusunda dissertasiya i§i musiqi$unashq elminda aktual problemlarin birina - §.Bodolboylinin yaradiciliq simasmda Azarbaycanda musiqili rejissuranm yaranmasina, inki$afina, habela muasir musiqili teatrm ycni inki$af marhalasino hasr olunub. Azarbaycanda professional musiqinin yaranmasi mahz musiqi sahna asari olan opera jann vasitasila olmujdur. Sintetik jannn sahnalajdirma proscsi musiqili rejissorun üzarina dü§ür bu da rejissorluq sanatinin böyük rolunu va misilsiz ahamiyyatini nazare 9atdinr.
Bu nöqteyi nazardan, musiqili rejissorlugun tamalini qoymu? ij.Badalbayli mürakkab sintetik janrlarin-opera va opcrettalann ilk qurulujfulanndan bin kimi tarixa daxil olmujdur. Onun dram, operetta va opera qurulu§lan realistik prinsiplarin orijinal istifadasinin parlaq nümunalaridir.
RAHIMOVA N.R.
"THE CREATION AND THE DEVELOPMENT OF THE MUSICAL DIRECTING IN AZERBAIJAN IN TERMS OF THE ACTIVITY OF SH. BADALBEYLI"
S U-M MARY
The dissertation "The Creation and the Development of the Musical Directing in Azerbaijan in terms of the activity of Sh. Badalbeyli" is dedicated to one of the major problems of the musical sciences - the creation and the development of the act of the musical directing in terms of the activity of Sh. Badalbeyli and the development of the act musical directing in terms of the activity of Sh. Badalbeyli and the contemporary musical theater. The opera janre played a great role in the creation of the professional music in Azerbaijan. The process of the production of the synthetic janre performed by the musical director shows the great role and the meaning of the profession of the director.
From this point of view, Sh. Badalbeyli is considered the founder of the act of the musical directing and the first producer of the complex synthetic janre - opera and operetta. His drama, operetta and opera productions became the example of the original usage of the realistic principles.