автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928-1937 гг.)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Власова, Ольга Ефимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Диссертация по истории на тему 'Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928-1937 гг.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Власова, Ольга Ефимовна

ВВЕДЕНИЕ . 3

I ГЛАВА. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по созданию социально-экономических и культурных условий борьбы с религиозностью населения. 34

П ГЛАВА. Формы, методы и средства работы партийных организаций по атеистическому воспитанию .трудящихся. 57

Ш ГЛАВА. Партийное руководство деятельностью Союза воинствующих безбожников по атеистической пропаганде. 106

1У ГЛАВА. Исторический опыт становления и развития массового атеизма и современные проблемы атеистического воспитания . 154

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Власова, Ольга Ефимовна

Славный и героический путь прошла наша страна, ее многонациональный народ под знаменем Великой Октябрьской социалистической революции, под руководством партии коммунистов. Советский Союз явился величайшей лабораторией, где марксистско-ленинская теория прошла проверку практикой. Зрелый социализм, в который вступила наша страна, является высшим достижением всей мировой цивилизации. Для него характерны не только зрелые общественные отношения, могучие производительные силы, передовая наука и культура, нерушимое морально-политическое единство советского общества, но и, как указывалось в докладе, посвященном 60-летнеэду юбилею Великого ОктябI ря, духовное раскрепощение трудящихся .

В общественном сознании прочно утвердилось научное материалистическое мировоззрение, составной и неотъемлемой частью которого- являются и атеистические убеждения. Примечательным и закономерным явлением духовной жизни социалистического общества стал массовый отход трудящихся от религии и церкви, утверждение в их сознании атеистических взглядов и убеждений.

Широкое распространение и утверждение атеизма в массах - это наше культурное богатство. Культурная революция как одна из закономерностей социалистического преобразования общества сыграла крупную роль в изменении отношения народных масс к религии и церкви.

Решающие объективные предпосылки этого явления лежат в коренных социально-экономических преобразованиях, происходящих в нашей стране. Была создана могучая социалистическая индустрия на

I. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, с.4. основе современной науки и техники, преобразовано сельское хозяйство. Были уничтожены эксплуататорские классы, угнетение человека человеком, темнота и нищета людей труда, в которых В.И.Ленин видел самый глубокий источник религиозных предрассудков1.

Коренные преобразования в области экономики, культуры, быта и материальном положении трудящихся отнюдь не означали автоматического следования за ниш глубоких изменений в сознании масс, в частности, в их отношении к релвтии и церкви. В преодолении влияния религии и утверждении научно-атеистических взглядов и убеждений выдающуюся роль сыграла идейно-воспитательная работа Коммунистической партии, где атеистическая пропаганда занимала важное место. Иначе говоря, распространение и утверждение массового атеизма среди советских людей явилось результатом взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, т.е. революционных изменений в общественной жизни и воспитательной работы партии.

Коммунистическая партия всегда рассматривала атеистическое воспитание как неотъемлемую часть многогранной работы по переделке сознания масс, по формированию нового человека. За годы Советской власти Коммунистическая партия на семи своих съездах (на УШ, X, ХП, ХШ, ХУ1, ХХП, ХХУ1) специально рассматривала вопросы атеистического воспитания или они затрагивались в общих задачах идеологической работы. ЦК КПСС так же принял целый ряд постановлений, посвященных анализу состояния атеистической пропаганды и очередным ее задачам. В частности, в постановлении Пленума ЦК КПСС (июнь 1983 г.) "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" было обращено внимание партийных организаций на необходимость "активнее вести пропаганду

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.37, с.183. научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в т общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность .

Опыт, накопленный КПСС, ее организациями в области преодоления религии и атеистического воспитания трудящихся является одной из замечательных страниц ее истории. Изучение этого опыта имеет большое познавательное и практическое значение. Он позволяет лучше представить и понять те поистине огромные изменения, которые произошли в духовной жизни советских людей, в частности, под влиянием каких обстоятельств и факторов отсталая в прошлом Россия, с засилием религии и церкви в общественной и личной жизни граждан,за короткий исторический срок превратилась в страну высокой культуры, где в общественном сознании господствует научно-материалистическое мировоззрение.

Исторический опыт Коммунистической партии по созданию нового общества приобрел международное значение. Поэтому изучение деятельности партии по атеистическому воспитанию трудящихся СССР имеет важное значение для мевдународного коммунистического и рабочего движения, а также для национально-освободительного движения, особенно таких регионов как Ближний Восток и Азия.

Изучение богатейшего опыта КПСС в области атеистического воспитания является актуальной задачей еще и потому, что он убедительно вскрывает несостоятельность домыслов наших врагов,будто бы атеизм в СССР насаждался насильственным путем и сопровождался преследованием религии, священнослужащих и верующих. Исторический опыт показывает, что только рабоче-крестьянское государство, руководствуясь разработанной классиками марксизма-ленинизма теорией

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.72-73. и политикой в области религии, способно до конца последовательно решить религиозный вопрос на принципах свободы совести. Глубокий гуманизм марксистско-ленинского атеизма, его теории подтвержден практикой истории Советского общества.

При выборе темы исследования обращалось внимание на степень разработки данной проблемы. Советская историография располагает научными трудами, раскрывающими содержание и значение ленинского этапа в развитии марксистского атеизма, разностороннюю деятельность Коммунистической партии по атеистическому воспитанию трудящихся на важнейших этапах борьбы за социализм.

Большая роль в развитии ленинского атеистического наследия принадлежит соратникам Владимира Ильича, видным деятелям-партии и государства - М.И.Калинину, Н.К.Крупской, И.И.Скворцову-Степа-нову, А.В.Луначарскому, Е.М.Ярославскому, П.А.Красикову, В.Д.Бонч-Бруевичу и другим. Их статьи и выступления по проблемам антирелигиозной работы являются богатейшим источником, который позволяет правильно понять место антирелигиозной пропаганды в социалистическом воспитании трудящихся, в культурной революции, развернувшейся в нашей стране после Октября 1917 года, а также учитывать своеобразие обстановки, в которой развертывалось атеистическое движение в СССР, содержание, формы и методы антирелигиозной пропаганды, применявшиеся в тех условиях*.

Значительное место в историографии данного вопроса занимают

I. Красиков П.А. На церковном фронте. М., 1923; Калинин М.И. За эти годы. Кн.1 и П.М., 1926; Дуначарский A.B. Избранные атеистические произведения в 5-ти т. М., 1932-1935 гг.; Бонч-Бруе-вич В.Д. Избранные произведения. М.', 1958; Скворцов-Степанов И.И, Избранные атеистические произведения. М., 1959; Крупская Н.К. Из атеистического наследия. М., 1964. труды историков и философов*.

Среди них следует отметить монографию М.И.Шахновича "Ленин и проблемы атеизма", в которой анализируется ленинский этап развития марксистского атеизма, реализация Коммунистической партией Советского Союза ленинских идей и принципов атеистической пропаганды в дооктябрьский период и в первые годы Советской власти^.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928-1937 гг.)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика социалистического строительства в нашей стране полностью подтвердила предсказание К.Маркса об исчезновении религии по мере развития социализма, утверждения научного мировоззрения и высоких нравственных принципов. Атеистическая пропаганда была частью ленинского плана культурной революции, которая осуществлялась в различных регионах страны с учетом исторически сложившихся экономических, социальных и политических условий.

Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья в годы первой и второй пятилеток по руководству атеистическим воспитанием, при всей специфике этого региона, отражает общие закономерности борьбы против религии, преодоления религиозности в процессе социалистического строительства. Борьба с религией осуществлялась на основе принципа свободы совести и вероисповедания, строгого соблюдения социалистической законности. Успех этой борьбы зависел от широко проводимой агитационно-пропагандистской работы, исключающей волевые действия и ограничивающей административные меры, которые применялись лишь в исключительных, экстремальных случаях. Атеистическое воспитание партия проводила на глубокой, естественно-научной и доступной массам основе, строго учитывая национальный состав населения, различия религиозных верований, особенности и специфику состояния общего культурного и интеллектуального уровня населения.

Борьба с религией велась партийными организациями Среднего Поволжья с классовых позиций, преодолевая сопротивление враждебных социализму сил. С изменением отношения служителей культа к Советской власти, ростом политической и творческой активности трудящихся, а также ростом грамотности, общего интеллекта менялись и методы атеистической пропаганды. Массовые агитационные кампании - карнавальные шествия, "комсомольские пасхи", "комсомольские рождества", диспуты атеистов с духовенством, рассчитанные на непосредственное эмоциональное воздействие на массу населения, все больше уступали место естественнонаучной пропаганде и научной критике религии. Основными формами работы становятся беседы, доклады, лекции, циклы лекций. Все большее значение приобретает индивидуальная работа среди верующих. Значительное внимание партийные организации начинают уделять серьезному научному изучению причин религиозности, специфике различных религиозных направлений. Большое место в борьбе партийных организаций Среднего Поволжья с религией занимали антирелигиозные кампании, характер и содержание которых изменялись в соответствии с меняющейся обстановкой и ростом нультуры населения.

В годы первой и второй пятилеток партийные организации края широко пользовались не только всевозможными средствами устной, но также и печатной пропаганды. В этих целях широко использовались клубы, избы читальни, библиотеки, музеи. В это же время все болыцую роль начинают играть и такие средства антирелигиозной пропаганды как театр,кино, радио.

Важным условием успеха атеистической пропаганды была подготовка квалифицированных кадров атеистов. Антирелигиозные кадры готовились как в специальных учебных заведениях, так и на различных кратковременных городских, районных и сельских курсах.

Работу по атеистическому воспитанию трудящихся партия проводила через различные массовые организации. Среди них особое место принадлежало Союзу воинствующих безбожников, деятельность которого увязывалась с общими задачами строительства социализма, создания материально-технической базы социализма и осуществления культурной революции.

- 181

Атеистическая пропаганда и работа СВБ вели не только к отходу трудящихся от религии, но и решала такие практические задачи, как укрепление трудовой и производственной дисциплины, ликвидация неграмотности, привитие агрономических знаний среди кооперированного крестьянства и другие. Члены Союза безбожников активно участвовали в социалистическом соревновании, организовывали "безбожное ударничество", шефство над отстающими. Они были организаторами и участниками различных политических и хозяйственных кампаний, принимали обязательства по повышению производительности труда и т.д.

Атеистическая пропаганда была важным участком борьбы за социализм. Задачи атеистического воспитания решались в общем плане осуществления задач развития политической, творческой и производственной активности масс. Успехи индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, осуществление задач культурной революции явились объективными предпосылками преодоления религии и религиозности. Решающим в этой работе была руководящая деятельность партии. Успех всей антирелигиозной работы в крае, как и в стране, был обеспечен строгим соблюдением ленинских принципов атеистической пропаганды.

Работа партийных организаций по атаистжческовчу воспитанию в годы первых пятилеток привела к освобождению значительных масс трудящихся города и деревни из-под влияния религии и выработке у них научного мировоззрения, превращению СССР в страну массового атеизма.

Вместе с тем, необходимо отметить, что и в настоящее время еще не все советские люди занимают четкую мировоззренческую позицию, часть из них находится под влиянием религиозных предрассудков. Отсюда вытекает необходимость усиленного внимания к ате

- 182 истическому воспитанию, энергичных поисков его наиболее действенных форм. "Следует, - говорится в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, - более эффективно использовать богатый арсенал средств просвещения и воспитания, применять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительно возросший т уровень образованности и запросов советских людей" .

Дальнейшее совершенствование атеистического воспитания масс невозможно без обобщения и анализа накопленного опыта. Изучение деятельности партии в этой области в годы первых пятилеток позволяет отобрать и использовать в современных условиях все лучшее, что проверено в свое время на практике и выявить некоторые-закономерности освобождения людей от религиозного гнета и утверждения у них научно-материалистического мировоззрения. "Опыт прошлого, - говорил В.И.Ленин, - нам поможет избежать ошибок и даст о новые силы для дальнейшей работы" .

Исторический опыт КПСС по созданию нового общества, составной частью которого является деятельность партии по атеистическому воспитанию трудящихся в СССР, имеет также большое значение для международного коммунистического и рабочего движения. Он приобретает особую значимость в связи с обострившейся идеологи» ческой борьбой на мировой арене, что и было отмечено на ХХУ1 съезде партии и последующих Пленумах ЦК КПСС. "Империалисты и их пособники систематически проводят враждебные кампании против социалистических стран. Они чернят и извращают все, что происходит в этих странах. Для них самое главное - отвратить людей от социализма" . В своих нападках на реальный социализм империа

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года, с.69.

2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.37, с.134.

3. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.9.

- 183 лизм и реакция постоянно используют религиозный вопрос. "Многочисленные идеологические центры империализма, - указывал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. К.У.Черненко, - стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов"*.

Всестороннее изучение опыта партии в области борьбы с религией и религиозностью необходимо и для разоблачения буржуазных фальсификаторов, стремящихся очернить огромную работу КПСС по атеистическому воспитанию. Всякого рода советологи, профессиональные "эксперты"-"теоретики", подвязывающиеся в различных псевдонаучных центрах, созданных в капиталистических странах, заведомо искажают действительное положение церкви и верующих в СССР. Особую активность в фальсификации положения верующих в СССР проявляют такие зарубежные центры, как "Крестон колледж" в Англии, "Вера в странах второго мира" в Швейцарии, "Межакадемический институт для миссиологических и экуменических научных исследований" в Голландии, "Центр научного изучения религии" в Чикаго, "Центр по изучению религии и коммунизма" при Калифорнийском университете, "Институт по изучению СССР и славянских стран" при Канзасском университете и десятки других^.

В борьбе с буржуазной и клерикальной фальсификацией во всех ее открытых и закомуфлированных формах все большее значение приобретает противопоставление ей действительных средств и форм борьбы партии с религией. Вопреки буржуазной фальсификации и кле

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года, с.69.

2. См.: Наука и религия, 1979, Я 12, с.24.

- 184 веты, вопросы религии и атеизма, как подтвервдает практика, решались и решаются у нас в стране не путем "насилия" и "гонения", а в ходе утверждения социалистического образа жизни, приобщения миллионов трудящихся к богатствам духовной культуры, развития сознательности и внутренней зрелости масс, т.е. в ходе реального коммунистического строительства.

В отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии указывалось, что "в период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строго коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальные и духовные сферы."*

Духовное совершенствование людей общества зрелого социализма предполагает дальнейшее распространение научного, т.е. марксистско-ленинского мировоззрения среди самых широких масс трудящихся. Оно невозможно без последовательной борьбы с проявлением чуждой идеологии и морали, к числу которых относится и религиозная система взглядов на мир и место человека в нем.

В связи с этим нельзя не отметить существующее противоречие, которое состоит в отсутствии прямого и полного соответствия между господствующим в зрелом социалистическом обществе научным материалистическим мировоззрением и мировоззренческой позицией некоторой части людей, живущих в данном обществе.

Социологические исследования показывают, что хотя в среднем по стране неверующие составляют примерно 80$, верующие составляют еще 8-10$ и такое же количество колеблющихся между верой и неверием2.

X. Материалы ЮУ1 съезда КПСС, с.57.

2. Никишов С.И. Актуальные проблемы пропаганды атеизма в развитом социалистическом обществе. М., 1982, с.5.

- 185

Данные исследования религиозности по Пензенской, Куйбышевской, Ульяновской областях показали, что процесс секуляризации усилился в условиях зрелого социализма. Почти полностью свободны от религиозных воззрений квалифицированные рабочие, сельские механизаторы, интеллигенция. Но все еще достаточно высок уровень религиозности среди пенсионеров, инвалидов, женщин, малограмотных. Около 80% верующих и колеблющихся в областях Среднего Поволжья составляют женщины*.

Отмечая общий кризис религии в нашей стране, нельзя вместе с тем недооценивать ее позиции. Церковь в настоящее время обладает все еще большими возможностями идеологического воздействия на людей. В Советском Союзе действует более 40 религиозных объединений, в том числе такие крупные, как русская православная церковь, мусульманские объединения, союз евангельских христиан-баптистов, католическая церковь, большое количество сект, функционирует 20 тыс. православных церквей, костелов, лютеранских о кирх и т.д., около 20 мужских и женских монастырей . Религиозные объединения пользуются правом подготовки кадров священнослужителей в специальных средних и высших семинариях. Их у нас в стране 18°. Религиозные центры издают необходимую им литературу: Библию, Коран, богословские труды, молитвенники, журналы, церковные календари и т.п. Они ведут весьма значительную проповедническую деятельность, которая способствует сохранению религиоз

1. Корнилова A.B. Деятельность КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся в условиях развитого социализма. I96I-I97I гг.

На материалах областей Среднего Поволжья). Автореферат.

Куйбышев, 1979, с.13.

2. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М., 1976, с.44.

3. Ж. "Наука и религия", 1978, Jé I, с.5.

- 186 ных предрассудков, оказывает известное противодействие атеистической воспитательной работе. "Лишь за последние 3-4 года верующими различных культов построены десятки новых церквей и молитI венных домов, появились новые мечети и костелы" .

Эти факты говорят о живучести религиозных пережитков и недопустимости ослабления борьбы с ними. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (апрель 1979 г.) требует повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками. Важную роль здесь должны сыграть созданные в университетах марксизма-ленинизма отделения научного атеизма, готовящие квалифицированные кадры пропагандистов атеизма. Следует шире включать в систему политического образования изучение проблем теории и практики научного атеизма.

Система научно-атеистического воспитания должна охватывать все возрастные группы населения и особенно подрастающее поколение.

Исходя из материалов и выводов данного исследования хотелось бы предложить некоторые практические рекомендации для научно-педагогической, учебно-методической и пропагандистской работы в вузах, техникумах, профтехучилищах, школах, системе партийного просвещения.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании текстов лекций по истории КПСС, прежде всего в вузах Среднего Поволжья, по темам: "Партия в борьбе за восстановление народного хозяйства. Образование Союза Советских социалистических республик (1921-1925 гг.)", "Борьба партии за социалистическую индустриализацию страны и подготовку сплошной коллективизации сель

I. Куроедов В.А. Неотъемлемая конституционная норма социалистического государства. - Коммунист, 1980, И 5, с.48. ского хозяйства (1926-1929 гг.)", "Партия в период наступления социализма по всему фронту. Создание колхозного строя (1929-1932 гг.)", "Борьба партии за завершение социалистической реконструкции народного хозяйства. Победа социализма в СССР (1933-1937гг.)", "Деятельность партии в условиях развитого социализма"; а также при написании текстов лекций по философии, особенно по таким темам, как "Общественное сознание и его структура", "Наука и культура", "Роль народных масс и личности в истории", "Личность и общество", "Общественный прогресс"; и при подготовке преподавателями различных тем курса научного коммунизма, таких как "Идеологическая борьба в современном мире", "Быт и семья при социализме", "Всестороннее развитие личности", "Коммунистическое воспитание трудящихся" и др.

Материалы данного исследования могут быть рекомендованы преподавателям в реферативной работе со студентами по курсам социально-экономических и общественно-политических дисциплин. Можно предложить написание таких тем, как "Ленинские принципы атеистического воспитания", "Атеистическое завещание вождя", "Великий Октябрь и свобода совести", "ХХУ1 съезд КПСС и задачи атеистического воспитания", "Новая Конституция СССР о свободе совести". Участие студентов в написании рефератов способствует более глубокому усвоению ими марксизма-ленинизма, политики КПСС в области религиозных отношений, развивает самостоятельность мышления.

Учителям общеобразовательных школ, училищ, техникумов Среднего Поволжья можно рекомендовать проведение следующих факультативов: "Атеизм и современная борьба идей", "Ленинская программа преодоления религии в действии", "Молодежь и религия" и др.

Лекторам областных, городских, районных отделений общества "Знание" Среднего Поволжья можно использовать фактический и циф

- 188 ровой материал для подготовки лекций и циклов лекций по атеистическому воспитанию. Важно использовать в атеистической пропаганде многообразные средства и методы идеологического воздействия, охватывая все без исключения слои и группы населения, осуществляя четкий дифференцированный подход.

Изучение практической деятельности партийных организаций по атеистическому воспитанию в годы первых пятилеток дает основание утверждать, что именно в эти годы были выработаны и использованы многообразные формы и методы атеистической работы, такие, как лекции и беседы, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, диспуты, вечера с участием верующих и служителей культа, порвавших с религией, экскурсии в музеи, выставки, конференции, показ художественной самодеятельности с атеистической направлен» ностью, устные журналы и т.д. Практически все эти формы применимы и сегодня с учетом возросшего культурного и образовательного уровня современных советских людей и особенно, молодежи.

Говоря о проблемах научно-атеистического воспитания на современном этапе, необходимо исходить из общих задач улучшения идеологической, политико-воспитательной работы, которые были определены в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, где было отмечено, что "идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма"*.

Задачи антирелигиозной пропаганды состоят в том, чтобы выработать у каждого советского человека не только иммунитет по отношению к религии, но и твердые атеистические убеждения. В обществе

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.69.

- 189 зрелого социализма для этого имеются все необходимые социальные, экономические и духовные предпосылки. Теперь недостаточно быть атеистом. Активный строитель коммунистического общества должен быть воинствующим атеистом, борцом против религии, предрассудков и суеверий.

 

Список научной литературыВласова, Ольга Ефимовна, диссертация по теме "История Коммунистической партии Советского Союза"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.414-429.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.3-230.

3. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.231-517.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.1-4.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.7-544.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419-459.

7. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.9-32.

8. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.306-314.

9. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.16-326.

10. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.27, с.343-626.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269-317.

12. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.43-784.

13. Все работы классиков марксизма-ленинизма указываются по следующим изданиям: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-ое; Ленин В.И. Полн.собр.соч.- 191

14. Маркс К. Письмо А.Кугельману, 12 декабря 1868 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32, с.485-486.

15. Энгельс Ф. йозефу Блоху, 21/22/октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с.393-397.

16. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с.414-422.

17. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.

18. Маркс К. Интервью К.Маркса корреспонденту американской газеты Тг^*/*^ "> 1878 г., декабрь. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45, с.474.

19. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.

20. Ленин В.И. Новое сенатское разъяснение. Полн.собр. соч., т.14, с.139-148.

21. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн.собр.соч., т.17, с.415-426.

22. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии. -Полн.собр.соч., т.17, с.429-438.

23. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7-384.

24. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полн.собр.соч., т.23, с.40-48.

25. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.

26. Ленин В.И. Из тетрадок по философии. Полн.собр.соч., т.29, с.346-358.

27. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.о

28. Ленин В.И. О "левом" ребячестве иПйелкобуршуазности. -Полн.собр.соч., т.36, с.283-314.- 192

29. Ленин В.И. Речь на торжественном заседании Всероссийского Центрального и Московского Советов профессиональных союзов.6 ноября 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с.132-134.

30. Ленин В.И. Речь на Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с.185-187.

31. Ленин В.И. Проект Программы РКП(б). Полн.собр.соч., т.38, с.81-124.

32. Ленин В.И. Приветственная речь 6 мая 1919 г. (на Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-9 мая 1919 г.) -Полн.собр.соч., т.38, с.329-332.

33. Ленин В.И. Указания о работе агитационно-инструкторских поездов и пароходов. Полн.собр.соч., т.45, с.72-73.

34. Ленин В.И. Заключительное слово по политическому отчету ЦК ВЕП(б) 28 марта 1922 г. Полн.собр.соч., т.45, с.117-131.

35. Ленин В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45, с.363-368.

36. Ленин В.И. 0 кооперации. Полн.собр.соч., т.45, с.369-377.

37. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. -Полн.собр.соч., т.45, с.23-33.

38. Ленин В.И. А.М.Горькому. Полн.собр.соч., т.48, с.226-229.

39. Ленин В.И. Письмо В.М.Молотову. Полн.собр.соч., т.52, с.140.

40. Ленин В.И. Предложения к проекту постановления Пленума ЦК РКП(б) о пункте 13 Программы партии. Полн.собр.соч., т.54, с.440.

41. В.И.Ленин об атеизме, религии и церкви. (Сб.статей, писем и других материалов). М.: Мысль, 1980, 405 с.

42. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. О религии. Изд.2-е, дополненное. М.: Политиздат, 1983, 368 с.- 193

43. Документы и материалы Коммунистической партии и Советского государства

44. Восьмой съезд РКП(б). Москва, 18-23 марта 1919. Резолюция "0 политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне". КПСС в резолюциях., т.2, с.80-83.

45. Письмо ЦК РКП(б) всем партийным комитетам и политотделам о работе среди народов Востока. 21 февраля 1920 г. КПСС в резолюциях., т.2, с.146-148.

46. Десятый съезд РКП(б). Москва. 8-16 марта 1921. Резолюция "О Главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии". КПСС в резолюциях., т.2, с.242-246.

47. По вопросу о нарушениях пункта 13 Программы и о постановке антирелигиозной пропаганды. Постановление Пленума ЦК РВП(б). 9 августа 1921. КПСС в резолюциях., т.2, с.278-280.

48. Директивы советским и партийным органам ЦК РКП(б) по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще. Справочник партийного работника. Вып.П. М., 1922, с.93-94.

49. Одиннадцатый съезд РКП(б). Москва. 27 марта-2 апреля 1922. Резолюция "О печати и пропаганде". КПСС в резолюциях., т.2, с.360-365,

50. Двенадцатый съезд РКП(б). Москва, 17-25 апреля 1923г. Резолюция "По вопросам пропаганды, печати и агитации". КПСС в резолюциях., т.2, с.455-469.

51. Двенадцатый съезд РКП(б). Резолюция "О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды". КПСС в резолюциях., т.2, с.469-472.- 194

52. Об антирелигиозной кампании во время пасхи (всем обкомам и губкомам РКП (б)). Циркуляр ЦК РКП(б). 2 февраля 1923 г. -Известия ЦК РКП(б), 1923, Л 3, с.204.

53. Тринадцатый съезд РКП(б). Москва, 23-31 мая 1924 г. Резолюция "О работе в деревне." КПСС в резолюциях., т.З. - М.: Политиздат, 1970, с.75-86.

54. Резолюция "О культурной работе в деревне" КПСС в резолюциях., т.З, с.86-90.

55. Резолюция "О печати" КПСС в резолюциях., т.З,с.90-97.

56. Резолюция"Об агитпропработе? КПСС в резолюциях., т.З, с.98-109.

57. О нарушениях Программы партии в религиозной области. -Вестник агитпропа ЦК ВКП(б), 1924, Л 19.

58. Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. Решение Всесоюзного совещания по антирелигиозной пропаганде при ЦК ВКП(б). 27-30 апреля 1926 г. Коммунистическая революция, 1926, Л 12,с.43-54.

59. Об антирелигиозной пропаганде. Циркуляр АПО ВКП(б), октябрь 1927 г. Антирелигиозник, 1927, Л 10, с.128.

60. Об основных задачах агитации, пропаганды и культурного строительства. Резолюция Всесоюзного совещания по вопросам агитации, пропаганды и культурного строительства, май-июнь 1928 г. -Справочник партийного работника. Вып.7. М., 1930, с.411.

61. Резолюция АПО ЦК ВКП(б) по докладу Центрального Совета Союза воинствующих безбожников, май 1928 г. Антирелигиозник, 1928, Л 8, с.80-85.

62. Первая Средне-Волжская областная конференция ВКП(б). Стенографический отчет. Самара, 1928.

63. Резолюция объединенного Пленума областного комитета и областной контрольной комиссии ВКП(б). 29 ноября 9 декабря 1928г. - Бюллетень Средневолжского комитета ВЕП(б), 1928, В 3, с.12-16.

64. О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении. Постановление ЦК ВЕП(б). 14 марта 1930 г. КПСС в резолюциях., т.4. - М.: Политиздат, 1970, с.394-397.

65. Шестнадцатый съезд НКП(б). Москва, 26 июня 13 июля 1930: Резолюция"0 задачах профсоюзов в реконструктивный период" - КПССв резолюциях., т.4, с.460-472.

66. О журнале "Под знаменем марксизма". Постановление ЦК ВКП(б) 25 января 1931 г. Воинствующий атеизм, 1931, Л I.

67. Резолюция по отчетному докладу бюро Средневолжского крайкома, январь 1931 г. Коммунист (Самара), 1931, Д 1-2, с.67.

68. Резолюция Ш Пленума крайкома ВКП(б).

69. Коммунист (Самара), 1931, Jé 1-2, с.72.

70. О народно-хозяйственном плане 1932 г. и основных наметках второй пятилетки. Постановление Ш краевой партийной конференции. Резолюция Ш краевой партийной конференции Средней Волги. ОГИЗ, 1932.

71. О состоянии антирелигиозной работы и мерах дальнейшего ее развертывания. Постановление обкома ВКПЦб), 4 марта 1929. -Бюллетень Средневолжского обкома ВКП(б), Самара, 1929, Л 9, с.12-15.

72. Об организации областного Союза безбожников. Постановление Средневолжского обкома ВКП(б). Бюллетень Средневолжского обкома ВКП(б). Самара, 1929, JÉ 13, с.23.

73. О культработе профсоюзов. Постановление Средневолжского обкома ВКП(б), 12 июня 1929 г. Бюллетень Средневолжского обкома ВКП(б). Самара, 1929, Jé 13, с.23-25.- 196

74. О развертывании антирелигиозной работы. Постановление Средневолкского обкома ВКП(б), 1929. Бюллетень Средневолнского обкома ВКП(б), 1929, Я 18, с.18-19.

75. Отчетный доклад городского комитета ВКП(б) У1 Сызранской городской конференции. Самара, 1931, 22 с.

76. Резолюции П Самарской общегородской партийной конференции. Самара, 1929, 17 с.

77. Новые задачи агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы. Резолюция 2-го краевого партийного совещания по вопросам агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы. 15-19 ноября 1929 г. Самара, 1930, 19 с.

78. Очередные задачи массовой работы. Резолюция 2-го краевого партсовещания по вопросам агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы. Новые задачи агитационно-пропагандистской и культурной работы. Самара, 1930, с.22-23.

79. Семнадцатая конференция ВКП(б). Москва, 30 января 4 февраля 1932 г. Директивы к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) - КПСС в резолюциях., т.5. - М.: Политиздат, 1971, с.34-42.

80. Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б). Москва, 7-12 января 1933г. Итоги первой пятилетки и народнохозяйственный план 1933 года первого года второй пятилетки. - КПСС в резолюциях., т.5, с.64-78.

81. Семнадцатый съезд ВКП(б). Москва, 26 января 10 февраразвитияля 1934 г. О втором пятилетнем плаНШ"народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) КПСС в резолюциях., т.5, с.129-150.

82. Антирелигиозная пропаганда. Резолюция

83. У1 пленум Куйбышевского краевого совета, 26-28 июня 1936 г. Волжская Коммуна, 1936, 29 июня.

84. Резолюция У Куйбышевской областной партийной конференции по отчету крайкома ВШКб)^ 9 июля 1937 г. Коммунист, 1937, Л 12, с.3-38.

85. Об организации научно-просветительной пропаганды. Постановление ЦК ВКП(б) 27 сентября 1944. КПСС в резолюциях., т.6, с.121-123.

86. Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения. Постановление ЦК КПСС 10 ноября 1954 г. КПССв резолюциях., т.6, с.516-520.

87. О задачах партийной пропаганды в современных условиях. Постановление ЦК КПСС 9 января 1960 г. КПСС в резолюциях., т.8, с.43, 49.

88. ХХП съезд КПСС. Стенографический отчет, т.1-3. М.: Госполитиздат, 1962, 678 с.

89. Ш1 съезд КПСС. Стенографический отчет, т.1-2. М.: Политиздат, 1966, 572 с.

90. ХХ1У съезд КПСС. Стенографический отчет, т.1-3. М.: Политиздат, 1971, 592 с.

91. ХХУ съезд КПСС. Стенографический отчет, т.1-3. М.: Политиздат, 1976, 311 с.

92. Устав Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1978, - 62 с.

93. О ПО-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина. Постановление ЦК КПСС 13 декабря 1979 г. М.: Политиздат, 1980,- 16 с.

94. ХХУ1 съезд КПСС. Стенографический отчет, т.1-3. М.: Политиздат, 1981, - 382 с.

95. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. -М.: Политиздат, 1982, 31 с.

96. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.67-80.

97. О земле. Декрет П Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. В кн.: Декреты Советской власти. -М.: Политиздат, 1957, с.17-20.

98. О расторжении брака. Декрет ВЦИК и СНК от 16/29/ декабря 1917 г. В кн.: Декреты Советской власти»т. 1.-М'.Политиздат, 1957, с.239.

99. О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния. Декрет ВЦИК и СНК от 18/31/ декабря 1917г. В кн.: Декреты Советской власти,т. Политиздат, 1957, с.247-249.

100. О свободе совести, церковных и религиозных обществах. Проект декрета с поправками В.И.Ленина. В кн.: Декреты Советской властщрД.-М; Политиздат, 1957, с.371-373.

101. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет Совета Народных Комиссаров. 23 января 1918 г. В кн.: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1918, Л 18.- 199

102. О ликвидации мощей. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1920, Я 73.

103. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977, - 62 с.

104. Работы руководящих деятелей КПСС. Советскогогосударства

105. Андропов I0.B. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1983, - 320 с.

106. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.1-7. -М.: Политиздат, 1970-1979.

107. Брежнев Л.И. Молодым строить коммунизм. Изд-е 3-е, дополненное. М.: Политиздат, 1978, - 736 с.

108. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. -М.: Мысль, 1973, 343 с.- 200

109. Герцен А.И. Об атеизме, религии, церкви. М.: Мысль, 1976, - 279 с.

110. Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. -М.: Мысль, 1973, 343 с.

111. Калинин М.И. Избранные произведения, т.1-4. М.: Мысль, i960, - 578 с.

112. Крупская Н.К. Из атеистического наследия. М.: Наука, 1965, - 307 с.

113. Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. Сб.статей и выступлений. Изд-е 2-е, дополненное. М.: Просвещение, 1964, - 215 с.

114. Луначарский A.B. Почему нельзя верить в бога? Избранные атеистические произведения. М.: Наука, 1965, - 443 с.

115. Луначарский A.B. Об атеизме и религии. Сб.статей, писем и другой материал. М.: Мысль, 1972, - 580 с.

116. Скворцов-Степанов И.И. Мысли о религии. М.: Политиздат, 1954, - 541 с.

117. Скворцов-Степанов И.И. Избранные атеистические произведения. М.: АН СССР, 1959, - 469 с.

118. Черненко К.7. Избранные речи и статьи. Изд-е 2-е, доп. ■ М.: Политиздат, 1984, 662 с.

119. Ярославский Е.М. На антирелигиозном фронте. Сб.статей. I9I9-I924. М.: Красная Новь, 1924, - 223 с.

120. Ярославский Е.М. Как вести антирелигиозную пропаганду. М.: Изд-во "Безбожник", 1925, - 96 с.

121. Ярославский Е.М. 10 лет на антирелигиозном фронте. -М.: Изд-во "Безбожник", 1927, 16 с.

122. Ярославский Е.М. Развернутым фронтом. 0 задачах и методах антирелигиозной пропаганды (Доклад на П Всесоюзном съезде Союза безбожников). М.: Безбожник, 1929, - 126 с.- 201

123. Ярославский Е.М. Очередные задачи антирелигиозной пропаганды. М.: Безбожник, 1930, - 68 с.

124. Ярославский Е.М. Задачи антирелигиозной пропаганды в реконструктивный период. М.-Л.: Московский рабочий, 1931, - 38 с.

125. Ярославский Е.М. Антирелигиозная работа в профсоюзах. М.: Профиздат, 1937, - 40 с.

126. Ярославский Е.М. Библия для верующих и неверующих. -М.: Госполитиздат, 1962, 408 с.

127. Сборники документов, статистических данных и справочники

128. Итоги анкеты по религиозного вопросу среди молодых красноармейцев. Ж. "Антирелигиозник", 1926, Л 6, с.58-60.

129. Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР. Районный разрез. М., 1929, с.456-462.

130. Среднее Поволжье в цифрах. Стат. справочник. М., Самара, 1929.

131. Стенографический отчет П Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников. М.: "Безбожник", 1930, - 447 с.

132. Средневолжский край в первую треть пятилетки. Самара,1930,

133. Сборник статистических сведений по Средневолнскоцу краю 1925/26 1927/28 гг. Вып.1. Самара, 1930, - 165 с.

134. Пятнадцать лет Средней Волги (в цифрах). Самара, 1932, -203 с.

135. Средняя Волга. Социально-экономический справочник. М., Самара, 1932, 198 с.

136. План народного хозяйства и социально-культурного строительства Средневолжского края на 1934 г. М., Самара, 1934.

137. СССР страна социализма. Стат.сборник. М., 1936, - 298с,- 202

138. Религия опиум народа. Сб. антирелигиозных документов. - Куйбышев: Куйб.книж. изд-во, 1937, - 136 с.

139. Об антирелигиозной пропаганде. М.: Партиздат, 1937,64 с.

140. Четвертый расширенный Пленум ЦС СЕБ СССР. 1-4 февраля 1938 г. М.: 0ГИЗ-ГАИЗ, 1938, - 56 с.

141. Спутник антирелигиозника. М.: Гос.антирелиг.изд-во,1939, 335 с.

142. Социалистическое строительство СССР (1933-1938 гг.) -М.-Л.: Госполитиздат, 1939 , 302 с.

143. Культурное строительство в СССР. Стат.сборник. М.-Л.,1940, 325 с.

144. Советская печать в документах. М.: Политиздат, 1961.

145. Партия в период наступления социализма по всему фронту. Создание колхозного строя (1929-1932 гг.). Документы и материалы. М.: Политиздат, 1961, - 367 с.

146. КПСС о культуре, просвещении и науки. Сб.документов. -М.: Политиздат, 1963, 329 с,

147. Народное хозяйство Куйбышевской области за 50 лет. Стат.сб. Куйбышев: Куйб.книж. изд-во, 1967.

148. Лет легендарных перекличка. Куйбышевскийй комсомол за 50 лет. (в фицрах, фактах, документах). Куйбышев: Куйб.кнж. изд-во, 1968.

149. Индустриализация СССР (1929-1932 гг.). Документы и материалы. М., 1970, 538 с.

150. Индустриализация Среднего Поволжья (1926-1941 гг.). Документы и материалы. Куйбышев: Куйб.кнж.изд-во, 1974, - 544 с.

151. Черный туман (Выдающиеся мыслители, ученые, писатели, общественные деятели о реакционной сущности религии и церкви). -М.: Политиздат, 1976, 335 с.- 203

152. Об идеологической работе КПСС. Сб.документов. М.: Политиздат, 1977, - 639 с.

153. Куйбышевская областная партийная организация в документах и цифрах. 1902-1977 гг. Куйбышев: Куйбышевск.книж.изд-во, 1978, - 174 с.

154. Культурное строительство в Куйбышевской области. 19171937 гг. Куйбышев: Куйбышев.книж.изд-во, 1979, - 311 с.

155. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. -М.: Политиздат, 1981, 176 с.

156. Периодическая печать Газеты

157. Правда. Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б). М., 1928-1937.

158. Известия ЦИК. Орган Советов депутатов трудящихся СССР. М., 1928-1937.

159. Комсомольская правда. Орган Центрального и Московского Комитетов ВЛКСМ. М., 1928-1937.

160. Труд. Орган ВЦСПС. М., 1928-1937.

161. Безбожник. Орган Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1926-1937.

162. Волжская Коммуна. Орган Средневолжского обкома (крайкома) ВКП(б). Самара, 1929-1937.

163. Средневолжский комсомолец. Орган Средневолжского обкома и Самарского окружкома ВЛКСМ. 1928-1937.

164. Волжский комсомолец. Орган Средневолжского крайкома ВЛКСМ. 1931.- 204

165. Пролетарский путь. Орган Ульяновского окружкома ВКП(б). Ульяновск. 1929-1937.

166. Трудовая правда. Орган Пензенского обкома ВКП(б). I928-I93I.

167. Средневолжский безбожник. Орган Средневолжского Союза воинствующих безбожников. Самара, 1930.

168. За безбожную правду. Орган Пензенского Союза воинствующих безбожников. Пенза. 1929-1930.1. Журналы

169. Известия ЦКВШ(б). М., 1927-1929.

170. Партийное строительство. Орган ЦК ВЕП(б). 1935-1937.

171. Антирелигиозник. Орган Центрального Совета Союза воинствующих безбожников. М., 1926-1938.

172. Воинствующий атеизм. Орган ЦС СВБ СССР. 1931.

173. Деревенский безбожник. Орган Московского 1убполитпро-света. 1928-1932.

174. Наука и религия. Орган Всесоюзного общества "Знание". М., 1979-1983.

175. Коммунист. Ежемесячный журнал Средневолжского крайкома ВКП(б). 1929-1937.

176. Бюллетень Средневолжского крайкома ВКП(б). 1930.

177. Бюллетень Средневолжского обкома ВКП(б). 1929.

178. Монографии, брошюры, статьи

179. Амосов Н.К. Антирелигиозная работа на пороге второй пятилетки. Москва: Изд-во ГАИЗ, 1932, - 48 с.

180. Амосов Н.К. Колхозный строй и религия. М.: Изд-во ГАИЗ, 1937, - 72 с.- 205

181. Андрианов НЛ. Эволюция религиозного сознания. Л.: Лениздат, 1974, - 171 с.

182. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1981, - 64 с.

183. Аптекман Д.М. Атеистическое воспитание в трудовом коллективе. Л.: "Знание", 1981, - 36 с.

184. Аргументы. М.: Политиздат, 1980, - 192 с.

185. Аргументы. ГЛ.: Политиздат, 1982, - 144 с.

186. Арди А. Изучение степени религиозности рабочих. В ж. "Антирелигиозник", 1929, Л 10, с.83-86.

187. Атеистическое воспитание: формы и методы. ГЛ.: "Знание", 1981, - 65 с.

188. Атеистическое воспитание в высшей школе (под редакцией Н.А.Пашкова). М.: Изд-во Московского ун-та, 1982, - 127 с.

189. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и ее влияние на духовный мир человека. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.17. - М.: "Мысль", 1975, с.37-57.

190. Барыкин М.Д. Коварное милосердие. Куйбышев: Куйб. книж.изд-во, 1971, - 134 с.

191. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1979, - 223 с.

192. Берковский К. Современное состояние православного церковного фронта. В кн.: Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 19X7-1932 гг. М., 1932.

193. Белов А., Шилкин А. Диверсия без динамита. 2-е изд., перер. и доп. М.: Политиздат, 1976, - 193 с.

194. Будов А. Религиозные иллюзии на пороге жизни. ГЛ.: Молодая гвардия, 1980, - III с.

195. Вещиков А. Путь к атеизму. М.: "Советская Россия", 1965, - 160 с.

196. Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. М.: Политиздат, 1984, - 238 с.

197. Великович Л.Н. Религия в современной идеологической борьбе. М.: Изд-во Московский рабочий, 1981, 128 с.

198. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М.: Знание, 1978, - 64 с.

199. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (I9I7-I937 гг.) Л.: Изд-во Ленингр. Гос. ун-та, 1973, -175 с.

200. Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. -Л.: Лениздат, 1983, г 183 с.

201. Возвращение к истине. В ж. "Наука и религия", 1984, Jé I, с.28-30.

202. Галин С.А. В.И.Ленин о культурной революции. М. : Политиздат, 1980, - 96 с.

203. Григорьян М.М. Курс лекций по истории атеизма. Изд. 2-е дополненное. М.: Мысль, 1974, - 309 с.

204. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона. Л.: Лениздат, 1975, - 175 с.

205. Гордиенко Н.С. Творческое развитие научного атеизма в теории и политике КПСС. Л.: Знание, 1980, - 36 с.

206. Гуманизм марксистского атеизма. М.: Знание, 1981,64 с.

207. Евдокимов В. Научная организация атеистического воспитания. М.: Знание, 1968, - 47 с.

208. Евсеев А.И. Атеистическое воспитание молодежи. Л.: Лениздат, 1981, - 63 с.

209. Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Политиздат, 1982, - 158 с.- 207

210. Ислам в СССР: Особенности секуляризации в республиках советского Востока. М.: Мысль, 1983, - 173 с.

211. Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Политиздат, 1982* -170 с.

212. Кантеров И.Я. Критический анализ клерикальных фальсификаций научного атеизма. М.: Знание, 1983, - 48 с.

213. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1978, - 117 с.

214. Коник В. Миссионеры антикоммунизма. В ж. "Наука и религия", 1984, 11 I, с.59-61.

215. Костенко H.A. Атеизм и нравственность. М.: Мысль, 1982, - 175 с.

216. Косидовский 3. Сказание евангелистов. М.: Политиздат, 1979, - 262 с.

217. Клибанов А. Классовое лицо современного сектантства. -М.: Прибой, 1930.

218. Клибанов А. Религиозное сектантство и современность (Социологический и исторический очерк). М.: Наука, - 272 с.

219. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М.: Наука, 1974, -167 с.

220. Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников. В кн.: Вопросы научного атеизма. - М.: Политиздат, 1967, Л 4, с.63-94.

221. К обществу свободному от религии (процесс секуляризации в условиях социалистического общества). М.: Мысль, 1970, -278 с.

222. Корнилова А. И мыслью и чувством. В ж. "Наука и религия", 1976, Л I, с.28-31.- 208

223. Керимов Г.М, Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, 1982, - 63 с.

224. Кучинский С.А. Атеизм и нравственный идеал. Л.: Лен-издат, 1981, - 55 с.

225. Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. М.: Знание, 1980, - 64 с.

226. Курочкин П.К. Особенности эволюции религии и церкви в условиях социалистического общества. В кн.: Атеизм и религия в современной борьбе идей. - Киев, 1975, с.353-366.

227. Куйбышевская область: историко-экономический очерк. -Куйбышев: Куйбыш. книж. изд-во, 1977, 408 с.

228. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М.: "Знание", 1982, - 64 с.

229. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. -М.: Политиздат, 1982, 255 с.

230. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М.: Политиздат, 1981, - 262 с.

231. Кюбар П.Я. Совет атеистов действует. М.: Политиздат, 1977, - 47 с.

232. Лебедев A.A. Конкретные исследования в атеистической работе. М.: Политиздат, 1976, - 71 с.

233. Лебедев В.И. Конкретные социологические исследования религиозности населения Пензенской области. В кн.: К обществу свободному от религии. - М.: Политиздат, 1970, с.47-64.

234. Лисавцев Э.И., Никишов С.И. 1*уководящая роль партийных организаций в системе атеистического воспитания. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.9. - М.: Мысль, 1970, с.81-105.- 209

235. Лисавцев Э.И. Критика буржуазных фальсификаций положения религии в СССР. М.: Политиздат, 1975.

236. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире. ГЛ.: Знание, 1981, - 64 с.

237. Лукачевский А. Партийное совещание по антирелигиозной пропаганде и второй съезд безбожников. В к.: Антирелигиозник, 1929, Я 6.

238. Лукачевский А. Социалистическое перевоспитание трудящихся и борьба против религии. В кн.: Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. - ГЛ.: ОГЙЗ, с. 10-25.

239. Лукачевский А. Изучение социальных корней религии в СССР. ГЛ.: Безбожник, 1930, - 17 с.

240. ГЛаслова А.Г. ¡Гуманизм атеизма. ГЛ.: Политиздат, 1981,64 с.

241. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. ГЛ.: Знание, 1975, с.63.

242. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий. М.: Политиздат, 1981, - 76 с.

243. Маторин Н. Изучение корней религиозности и задачи антирелигиозной работы. В к. "Воинствующий атеизм", 1931, Л 4, с.10-28.

244. Маторин Н. Об изучении религиозности веровании народов СССР. В ж. "Антирелигиозник", 1934, Л 5, с.28-33.

245. Митрохин Л.Н. 0 методологии исследования современной религиозности. В кн.: Конкретные исследования современных религиозных верований. - ГЛ.: Политиздат, 1967, с.35-52.

246. ГЛихновский В.Д. Искусство в атеистическом воспитании. -Л.: Лениздат, 1980, 69 с.

247. Молодежи атеистическую убежденность. - М.: Молодая гвардия, 1977, - ПО с.- 210

248. G.70. Миловвдов В.Ф. Старообрядчество и социальный прогресс.- М.: Знание, 1983.

249. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982, - 272 с.

250. Наякшин' К.Я. Очерки истории Куйбышевской области. -Куйбышев: Куйб. книж.изд-во, 1962, 620 с.

251. Носова Г.А. Н.М.Маторин как исследователь религии (к 70-летию со дня ровдения). В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.7. - М.: Мысль, 1969, с.366-386.

252. Никишов С.И. Ленинское атеистическое наследие и современность. М.: Знание, 1980, - 46 с.

253. Никишов С.И. Актуальные проблемы пропаганды атеизма в развитом социалистическом обществе. М.: Знание, 1982, - 62 с.

254. Никольский Н.М. История русской церкви, 3-е изд. М.: Политиздат, 1983, - 320 с.

255. Никонов К.И., Тажуризина З.А. Критика идеологических основ православного монашества. М.: Знание, 1982, - 62 с.

256. Олещук Ф.Н. X лет Союзу воинствующих безбожников. М.: ОГИЗ, 1936, - 21 с.

257. Онищенко A.C. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в современных условиях. М.: Знание, 1980,- 15 с.

258. Орлова К.И. Превде и теперь. Атеистические очерки. -М.: Молодая гвардия, 1979, 144 с.

259. О вере и неверии (Мысли о религии и атеизме). М.: Политиздат, 1982, - 239 с.

260. Основные хозяйственные проблемы Ср едн ев о же ког о края. Самара, 1930, 123 с.

261. Острожинский В.Е. Обрядность в нашей жизни. М.: Политиздат, 1980, - 55 с.- 211

262. Осипов A.A. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л.: Лениздат, 1983, -302 с.

263. Отречение (Рассказы бывших верующих, порвавших с религией). М.: Политиздат, 1982, - 175 с.

264. Очерки истории Куйбышевской организации КПСС. Куйбышев: Куйбыш.книж.изд-во, 1983, - 520 с.

265. Очерки истории Пензенской организации КПСС. Приволк. книж.изд-во, Пензенское отд-е, 1974, - 527 с.

266. Очерки истории Ульяновской организации КПСС. Приволж. книж.изд-во, Ульяновское отд-е, 1972, - 539 с.

267. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М.: Академия Наук, 1958, - 256 с.

268. Петров И., Брыков А. Средняя Волга на переломе (Народнохозяйственный план на 1932 г. и основные пути развития во втором пятилетии). Самара, 1932, 72 с.

269. Писманик М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976, -151 с.

270. Пищик Ю.Б. 0 специфике исторических корней религии. -М.: Знание, 1979, 63 с.

271. Пищик Ю.Б. Становление атеизма К.Маркса и Ф.Энгельса. -М.: Мысль, 1983, 173 с.

272. Партийная организация и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1975, - 255 с.

273. Правда о сектантах. Куйбышев: Куйб.книжн.изд-во, 1959, - 60 с.

274. Проскуров В. От мрака к свету. Куйбышев: Куйб.книж. изд-во, 1970, - 123 с.

275. По этапам развития массового атеизма в СССР. М.: Наука, 1967, - 330 с.- 212

276. Бутинцев Ф. Современное сектантство. Рост и изменениев росте сектантства. В ж. "Антирелигиозник", 1926, Я 4, с.44-57; Л 6, с.8-18.

277. Нейтральный партийный архив Института марксизма-ленинизмапри ДК КПСС (НПА ИМЯ)

278. Ф.17 (ЦК КПСС), оп.21, д.253, 254, 257, 2537, 2541, 2543, 2551, 2555, 2556, 2570, 2583, 3593, 3595; оп.31, д.114; оп.32, д.174; оп.60, д.509; 791, 792.

279. Ф.12 (Крупская Н.К.), оп.1, д.490, 530.

280. Ф.89 (Ярославский Е.М.), оп.4, д.35, 39, 45, 48, 55, 57, 62.

281. Ф.142 (Луначарский A.B.), оп.1, д.51.

282. Ф.150 (Скворцов-Степанов И.И.), оп.1, д.63.

283. Партийный архив Куйбышевской области (ПАКО)

284. Ф.1 (Самарский губком ВКП(б) оп.1, д.244, 1706, 2054,2454.

285. Ф.8 (Сызранский окружком ВКП/б/) оп.1, д.343, 397, 472.

286. Ф.52 (Самарский горком ВКП/б/) оп.1, д.1; оп.17, д.50, 361, 362.

287. Ф.655 (Средневолжский обком ВКЦ/б/) оп.1, д.1; оп.2, д.II; оп.4, д.1, 18, 22, 50; оп.5, д.321.

288. Ф.П41 (Средневолжский крайком ВКЦ/б/) оп.7, д.15; оп.8, д.26, оп.20, д.18, 153, 362, 355, 390, 397, 403, 813, 845, 880, 952; оп.32, д.179; оп.41, д.176, 223; оп.39, д.158, 177, 179, 181.- 215

289. Партийный архив Ульяновской области (ПАЮ)

290. Ф.1. (Ульяновский губком ВКЦ/б/) оп.1, д.622, 1151,1472.

291. Ф.13 (Ульяновский горком ВКЦ/б/) оп.1, д.532, 533, 662,681.

292. Партийный архив Пензенской области (ПАЛО)

293. Ф.36 (Пензенский губком ВКЦ/б/) оп.1, д.251/а/, 600, 978, 1189, 1190, 1423, 1424, 1468, 1643, 1406.

294. Ф.37 (Пензенский горком ВКЦ/б/) оп.1, д.349, 596/6/.

295. Ф.54 (Пензенский окружном ВКЦ/б/) оп.1, д.246, 357, 353.

296. Ф.70 (Пензенский обком ВКЦ/б/) оп.1, д.277, 278, 290.

297. Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления (ИГА0Р СССР)

298. Ф.5407 (Союз воинствующих безбожников) оп.1, д.2, 6, 7, II, 12, 13, 17, 20, 21, 24, 24/6/, 26, 35, 41, 56, 69/2/, 69/4/,7О/а/, 76/1/, 77/2/, 80/1/, 87, 94/6/, 98/1/, 100, 101, 102/1/, 104/6/, 105.

299. Ф.5451 (ВЦСПС) оп.12, д.648; оп.16, д.756/3/.

300. Архив музея истории религии и атеизма в Ленинграде(РО МИРа)

301. Рукописный отдел РО МИРА ф.4 (Красиков П.А.) ф.29 (Союз воинствующих безбожников).

302. Государственный архив Куйбышевской области (ГАКО)

303. Ф.341 (Исполнительный комитет Самарского округа-) оп.1, д.298, 337, 338, 339.

304. Ф.758 (Средневолжский отдел народного образования) оп.1, д.35; оп.З, д.38, 41, 47; оп.6, д.4, 41, 46.- 216

305. Ф.779 (Исполнительный комитет Куйбышевского крайсовета) оп.1, д.225; оп.2, д.146, 1241, 1260, 1427, 1450, 1467, 1451, 2455.

306. Государственный архив Ульяновской области (ГАУЮ)

307. Ф.390 (Отдел народного образования) оп.1, д.255, 256,257.

308. Ф.634 (Ульяновский горисполком) оп.1, д.227, 278, 440,443.

309. Ф.691 (Союз воинствующих безбожников) оп.1, д.9, II, 16, 18, 21, 22, 28, 33, 35, 40, 41, 43, 44.

310. Ф.1407 (Старо-Кулатнинский райисполком) оп.1, д.93, 223.

311. Ф.1604 (Ульяновский окрисполком) оп.1, д.35, 38, 41, ■ 250, 257, 334.

312. Государственный архив Пензенской области (ГАП0)

313. Ф.2 (Пензенский губисполком) оп.1, д.2, 4, 7, 23.

314. Ф.453 (Пензенский горсовет) оп.1, д.63, 66, 68; оп.2, 4, 7, 23.730. 424 (Пензенский окрисполком) оп.1, д.17, 23, 26, 34; оп.2, д.7, 8, 9.

315. Ф.1482 (Чембарский горсовет) оп.1, д.1, 4, 7, 9, 13, 18.

316. Ф.1522 (Кузнецкий окрисполком) оп.1, д.14, 16, 17, 19, 21, 24, 37.

317. Ф.2038 (Пензенский облисполком) оп.1, д.1, 2, 3, 4, 7, 10, II, 17, 19, 22, 23, 27, 28.8. Диссертации

318. Покровский В.В. Исторический опыт борьбы КПСС против религии за атеистическое воспитание трудящихся. Докт.дисс. -Свердловск, 1968.- 217

319. Воронцов Г.В. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы атеистического воспитания масс (I9I7-I937 гг.). Докт.дисс. Л., 1970.

320. Вещиков А.Т. Атеистическое движение в СССР (Опыт изучения деятельности КПСС и Советского государства по осуществлению марксистско-ленинского учения о преодолении религии). Канд.дисс. М., 1972.

321. Корнилова A.B. Деятельность КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся в условиях развитого социализма. 1961-1971гг. (На материалах областей Среднего Поволжья). Куйбышев, 1979.