автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Опыт государственных органов и общественных организаций в атеистическом воспитании воинов вооруженных сил СССР

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Баландин, Валерий Венедиктович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Опыт государственных органов и общественных организаций в атеистическом воспитании воинов вооруженных сил СССР'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Опыт государственных органов и общественных организаций в атеистическом воспитании воинов вооруженных сил СССР"

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

БАЛАНДИН Валерий Венедиктович

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ВОИНОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР (На материалах ВВС 1946—1961 гг.)

Специальность 07.00.02 — История СССР

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА — 1991

Диссертация выполнена на кафедре политической истории Военно-политической орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени В. И. Ленина.

Научный руководитель

— доктор исторических наук, профессор НЕССЕН Г. Д. ,

Официальные оппоненты:

— доктор исторических наук ШУМИХИН в. с.

— кандидат исторических наук, доцент ГОЛОВАСТИКОВ А. П.

Ведущая организация — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина.

Защита диссертации состоится « ».....199 года

в . . . . часов на заседании специализированного совета по историческим наукам при Военно-политической академии имени В. И. Ленина.

Автореферат разослан « >.....199 года.

-Ученый секретарь специализированного совета по историческим наукам кандидат исторических наук, доцент

МАХРОВ А. М.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

. Советский народ вступил в качественно новый э^ап своего развития, хдрактеризуквдйся ксрензшм ре^ормированием всех сторон жизни общества. В этот период в обществе преодолевается наследие тоталитарного прошлого, активно развиваются процессы демократизации, гласности, утверждается плюрализм мнений и свобода убеждений.

В условиях усиления политической активности масо важное значение приобретает вопрос мировоззренческих позиций советских лодей, воинов. Вооружённых Сил СССР. Kai? показал исторический опыт советского государства, события недавнего прошлого, от этого во многом зависит судьба Отечеотва» будущее народов нашей страны.

Учитывая это, активные сторонники различных политических партий и течений развернули широкую идеологическую борьбу за уш людей и усиление своего влияния в обществе; пропагандируя свои политические концзппда и идеологические установки.

Iis остались в стфоне от этой бфьбы и'религиозные организации. Преследуя свои из ли, сзш добились усиления влияния w религиозной идеологии на население. Этому способствовало предоставление церкви шролих возмажностей для ведения религиозной пропаганды, ослабление и фактически ликвидация атеистического воспитания в стране.

Наличие средп населения значительного числа верукицпх способствует проникновению.религиозных взглядов и идей я Советские Вооружённые Силы. В 1990 году среди призывников, было верующих: в Закарпатской области.Укралии - 39,8,%\ в Грузии - 62,5?; в Узбекистане - 4Э.Р$г в Таджикистане -69,$; в Киргизии - 16,8$; в г. Москве - в г. Санкт-

Петербурге - 18, ЭГ'.1

Религиозное мировоззрение сковывает пшщиатигу и активность в ратном труде, при aim ал лкбнтъ i.-paron свс;:х и объявляя победу ни поражение в Boitin бскес-гоошн:.; предспределони-

I. С:,:.: ¡фасная ЗЕезда.-ГЗЮ.-ГС август и

ем. Сегодня приобретает важность вопрос преодоления религиозного пацифизма и религиозной нетерпимости к иноверцам, кот07 рые отрицательно влияют на морально-психологическую готовность личного состава к выполнению своего воинского долга и на сплочённость воинских коллективов. ;

Всё это Говорит о том, что атеистическое воспитание, формирование научного, материалистического мировоззрения продолжает оставаться актуальной задачей в армии, авиации И на флоте.

В рассматриваемые годы был накоплен богатый опыт атеистического воспитания советских воинов-ашаторов, который не потерял своего актуального значения. Его изучение и обобщение позволит лучше организовать воспитательную работу в современных условиях. Ценность данного опыта обусловливается еп£ и тем, что существует определённая схожесть ряда истдзи-чЬских процессов между нынешним этапом в жизни Вооружённых Сил и их развитием в послевоенный период. Это относится в первую очередь к глубоким процессам перестройки И демократизации в жизни общества и армии, реформирования Вооружённых Сил, усилению влияния научно-технической революции на все сферы воинской деятельности, повышению роли человеческого ' фактора в решении задач обеспечения обороноспособности С1ра-ны. '

Актуальность теш, избранной в качестве диссертационного исследования, определяется следующими факторами:

Во-первых, необходимостью комплексного научного освещения одной из сторон многогранной деятельности Советского правительства, государственных органов и общественных организаций в Вооружённых Силах - атеистического воспитания личного состава ВВС. как важного направления и составной части воспитательны': работы, пронизывающем всё её содержание. .

Во-ьтсрнх,необходимостью обеспечения реализации "Деклг рации г.раъ и свобод человека", принятой съездом народных депутатов СССР Б сентября 1Р91 года, в которой подчёркнуто» что в с оответствии со свсинк убозденияш' тлкдий имеет правд с'гс<>сднс» распространить' атеистические взгляда, згаиг/дться

^теистическим. воспитанием. *

В-третьих. интересами непрерывного повышения боевой готовности Вооружённых Сил. которая находится в прямой зависимости от качественных параметров человеческого фактора -материалистического мировоззрения, политической зрелости и ' сознательности яичного состава, высокого морального духа войск.

В-четвертьсс. задачами противодействия деструктивным силам, дсподьаующим религию в своих целях для дестабилизации советского общества, ослабления .обороны страны.

Обращение.л исследованию данной теш вызвано также настоятельной потребностью изучения особенностей работы командования, военных советов, и общественных организаций Военно-Воздушных Сил по атеистическому воспитании личного состава, что позволяет рассмотреть характер этой деятельности, -учитывающей специфику авиации, как вида Вооружённых Сил СССР, Акту арность её исследования обусловлена и практической значимостью опыта государственных органов и общественных организаций в атеистическом воспитании. личного, состава ВВС. .' -/

. . Предметом .исследования • является организаторская деятельность Советского правительства, государственных органов и общественных организаций по атеистическому воспитанию.личного состава-Военно-Воздушных Сил в послевоенный период.;

Объект исследования - Советское правительство, Министерство обороны СССР, вгзнные советы, командование ВВС, полит-оргшш, партийные И комсомольские организации, женсоветн, ДССАА®, Другие общественные организации, содержание, основные направления,, формы.я.метода их.работы.

Степень научной разработанности проблемы. .

Исследование атеистической работы государственных органов, политических и общественных организаций занимает важное место в исторической науке, Об этом .'ввдетельствует то, что й поолевоенные годы вышел ряд крупных работ, поспвдлпшх антирелигиозной деятельности 1ШСС и Советского правительства. . —В.ряде работ-советских учёных нашли своё отражение под-

■а-

I. См.: Красная звезда.-1991.-7 сентября.

ход В .И. Ленина к атеистическому Боепитанию трудящихся, теоретическое обоснование политики Советского государства в отношении редагии и церкви. Гланнш образом они были посвящены ' развитию атеистических взглядов в новых исторических уело- 1 виях.* -

Несмотря на огромное количество работ по атеизму, большинство из них носит общетеоретический характер и поовящено в основном критике религии и общим вопросам теории и практики атеизма в нашей страна. >''

Определённый ингерео представляют работы'авторов, оове-щаювдх деятельность Советского правительства и КПСС по формированию материалистического мировоззрения у воех членов нашего общества, атеистическому воспитанию трудящихся масс.2

Однако, тщательное изучение этих работ свидетельстве? о том, что в них практически отсутствует критический анализ атеистической деятельности Советского правительства и Каидо" нистической партии. Они написаны в.хвалебных тонах, не дают полней картины антирелигиозной работы в стране и недостаточно освещают опыт общественных организаций в -атеистическом воспитании советского народа в послевоенные годы.

О деятельности КПСС и Советского государства по атеистически,г/ воспитанию трудящихся масс написан ряд кандидатеких^

1. См.: Кслошщкий п.Ф. Марксизм-ленинизм о религии.-М.. 1959; Зайцев Г.Н. религиозный вопрос в программе и тактике КПСС,-М.,i960; Кр иве лев И.А. Ленин о релцгии.-М..1961;'Вещи-ков А.Т.'Путь к атеизму.-М..1966; Шкишов С.И. Ленинское1 атеистическое наследие и современность,-М. ,1970 и другие,

2. См.: Воронцов г.В. Борьба КПСС за атеистическое воспитание трудящихся.-Л..1956; Крылов H.A. Из истории борьбы Коммунистической партии за преодоление религиозных пиеярассудков в сознании трудащхся /1917-1925/.-М.,т958; Фадеев Ю.В, деятельность КПСС в области атеистического воспитания'трудящихся в восстановительннй период.-М.,196 7; Коновалов Б.Н. К массовому атеизму.- М.,1974 и другие..

3. См.: Воронцов Г.В. Борьба КПСС за .атеистическое воспитание трудявдхся в годы первой пятилетки /1928-1932/, Автореф. дне. ... канд. иетор. Наук.-Л.,1956; Фадеев Ю.В. Деятельность КПСС в области атеистического воспитания трудящихся в восста-нештельний 'Яеппод /i92l-I925 .т./. Автореф.- дне. ... канд. истор. дшук.-М.,IS67 и другие.

- 5 -

и докторских* диссертаций. Их ангоры показали руководящую роль КПСС в осуществлении атеистического воспитания, раскрыли основные формы и методы антирелигиозной пропаганды, проанализировали опыт, накопленный государственными органами, партийными и общественными организациями в работе по преодолению' религиозных предрассудков. Однако перечисленные работы не позволяют воссоздать полной картины деятельности Советского правительства И общественных организаций но высвобождению трудящихся из-под влияния религии и церкви, особенно в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Недостаточно разработана проблема атеистического воспитания воинов Советских Вооружённых Сил.

Особое место в разработке проблем атеистического воспитания советских воинов занимает литература и научные работы советских военных исследователей. Часть из них посвящена вопросам противоположности научного и религиозного мировоззрения, философского анализа религиозных догм по вопроса».! войны и мира, отношения Коммунистической партии и Советского правительства к религии, отрицательного влияния религии на выполнение воинского долга военнослужащими.2

Исследованию исторического опыта Коммунистической партия И-Советского-правительства в атеистическом воспитании воиноа

1. См.: Покровский В.В. Исторический опыт борьбы КПСС • против религии, за атеистическое воспитание трудящихся: Дио, ... докт. ист. наук.~М. .,1968; Воронцов г .В. Осуществление Коммунистической партиен1ленинской программы атеистического воспитания масс: Дис. ... докт. ист. наук.-Л.,1971; Вещиков А.Т. Атеистическое движение в СССР /опит изучения деятельности КПСС и Советского государства по осуществлении марксистско-ленинского учеши о преодолении пелигии/: Дис. ... докт. ист. наук.-М.,1972; Лобазов П.К. Политика Коммунистической партии в отношении религии и'церкви /октябрь 191?-1925 гг./:-Дис. ... докт, ист. наук ,-м., 1973 и другие.

2. См.: Долгих Ф.И.,Курантов А.П. 'Коммунистическое воо-питание и преодоление религиозных пережитков.-М. :Воеш!Здат, 1961; Прокофьев В.И. дое морали /мораль религиозная и мораль ксммунистическая/.-М.'":Вое1щздат.19в1; Сидоров Д.М. Война и религия,-М.,1951; Паюсов К.Д. Атеистическое воспитание совет-ci*)!X воинов,-М. :Воениэдат,19РЗ; Суглобок Г.А. Воину о вреда религии.-М.,1984; Павлов A.B. Война. Дршя. Религия.-М.: Воениздат,1988 и другие.

Советских Вооружённых Сил посвящены .работы С .Д.Белякова, Ю.И. Зверева и В.М.Зозули, А.И.Эозина,.А.А.Ильина, В.П.Иванова.1 Не умаляя достоинств работ С.А.Белякова, Ю.И.Эверева и ' В.М.Зозули, нельзя не отметить, что объём этих исследований не позволил автора/ выяснить все аспекты атеистического воспитания советских воинов, в полной мэре раскрыть многообразие ферм и методов атеистической работы.

Кандидатская диссертация. А.А.Ильина, защищенная в Военно-Политической академии имени В.И.Ленина в 1968 году, на материа- • лах Ленинградского военного округа показывает состояние религиозности военнослужащих некоторых, частей и подразделений, раскрывает основные направления научно-атеистического воспитания воинов, содержание, формы и методы этой работы в.войсках. Вместе с тем, узость документальной базы /ЛенВО/ не. позволила автору выявить общие тенденции, характерные для Вооружённых СИл. Исследование носит локальный характер и написано на материале 60-х годе®.

Определённый интерес представляет диссертация А.И.Эозина о деятельности партии по атеистическому воспитанию щ>аснсар-мейцев в период социалистического стоительства. Однако хронологические рамки его' исследования заканчиваются 1937 годом, •

В диссертационном исследовании В.П.Иванова анализируется и обобщается опит атеистического воспитания воинов Советских Вооружённых Сил в шестидесятые годы.

Таким образом, анализ опубликованной литературы,, имеющихся диссертаций свидетельствует о.том, что обобщающей работы по данной теме нет. Ошт деятельности Советского прави-

I. См.: Беляков С.А. Научно-атеистическая пропаганда в Вооружённых Силах СССР.-?,!..19В0; Ильин A.A. Научно-атеистическое воспитание личного состава частей и подразделений Советских Воопуетинш; Сил: Дис. ... канд. ист. наук.-М..19665 а1?::« А.П. Деятельность Ког.я.унпстической партии по атеистическому еослитанию воинов Красной Армии в период борьбы за победу социализма в СССР /1918-1937 гг./: Дис. ... канд. ист. ндук.-:,'..] SVO: Оперев Я Л!.. Гозуля В.'.!. Атеистическое воспл-тiu-.не советских воинов.I9G3: Иванов В.П. Леятельность КПСС по птст.сткческстл" воспитаний советских воинов /19611571 гг./: Дне. ... к$нд. ист. наук.-М.,ЦТ- и другие.

** у

Тельотва по атеистическому воспитанию советских воинов о 1937 по 1961 годы ещё не стал предметом самостоятельного научного Исследования. Особенно это касается изучения исторического • опыта государственных органов и общественных организаций в атеистическом воспитании воинов-авиаторов в послевоенные года, Современный уровень развития Советских Вооружённых Сил, новые тенденции социальной практики требуют нового анализа и обобщения опыта деятельности государственных органов и общественных организаций по атеистическому воспитанию воинов Вооружённых Сил СССР. .

Цель и задачи исследования

С учётом недостаточной разработанности теш, а также важного практического значения проблемы в современных условиях, автор поставил дель - на базе архивных источников и опубликованных материалов исследовать деятельность Советского правительства, государственных органив и общественных организаций по атеистическому воспитанию личного состава ВВС, критически проанализировать и обобщить накопленный в этот период опыт атеистичеокой работы, сделать теоретические обобщение и выводы, сформулировать практические рекомендации по его исполь-зов алию на современном этапе'. -

'-.-.. • В соответствии с целевой установкой поставлены следующие задачи:

- критически проанализировать и обобщите опыт атеистичео-кого воспитания воинов ВВС в послевоенные годы, показать сио-тему антирелигиозной работы в Вооружённых Силах СССР,*

- исследовать условия, в которых проводилась атеистическая работа, рассмотреть её задачи и содержание;

- критически проанализировать деятельность государственных органов и общественных организаций по формированию и совершенствованию системы атеистического воспитания советских воинов в послевоенные-годы;

- раскрыта основные направления, формы и методы работ«

, командиров, политработников, партийных и"комсомольских организаций по атеистическому воспитанию воинов-авиаторов в исследуемый период;

- 8 -

- на основ« проведённого исследования сделать обобщения И выводы, выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование атеистического воспитания советских воинов в современных условиях.

Методология и источники исследования.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет диалектический материализм, вся совокупность прохрес-сивных идей, выработанных передовыми мыслителями, человечества.

При написании диссертации автор опирался на Конституции СССР. Закон Союза Советских Социалистических республик "О свободе совести и религиозных организациях", постановления Советского правительства, приказы и директивы МО СССР, труда видных деятелей государства и Вооружённых Сил СССР.

/ Одним из главных источников исследования были документы Митрального архива Министерства об фоны СССР /ЦАМО СССР/, особенно 32 и 35 фонды - Главного политического управления СА и ВМФ и Политуправления ВВС. В данных фондах в большем объёме сосредоточены документы, регламентировавшие воспитательную работу с воинами Вооружённых Сил, Б том числе и атеистическое воспитание личного состава ВВС.

Важными источниками исследования явились документы и материалы Центрального государственного архива Октябрьскс^ революции /ЬгАСР/, Центрального партийного архива Института маркойзма-ленинизма при ЦК КПСС /ВДА ШЛ/. фондов Центрального Комитета ВЛКСМ Центрального архива ВЛКСМ /НА ВЛКСМ/. ' материалы Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Всего исследовано 15 фондов раз личных, архивов. Многие документы вводятся в научный оборот впервые.

Документальным историком исследования послужила танке периодическая печать послевоенных лет. Автором изучено содержание 2Э-х наименований .журналов. центральных, окружных И арт.ййски'х газет, раскривавдх на своих страницах основные направления, Форш и методы атеистического воспитания вон-ней-аг наторев. опит атеистической работы £ частях н подразделениях.

. ; • ........ 9 -.........

- - - - ■ II. ■ СТРУКТУРА И ОСНОВНОЙ Сф.КРКЛШЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,

двух глав и заключения. Б диссертации имеются список источников и литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность, научная и практическая значимость темы, дан анализ литературы и сделаны вывода о степени разработанности рассматриваемой проблемы, определены цели и новизна исследования, охарактеризована источни-ковая-база* на-основе которой написана диссертация.

В первой главе - "Совершенствование системы атеистичео-Кого воспитания в Военно-Воздушных Силах" - раскрывается ! сущность религиозного мировоззрения, его социальные, психологические и гноссеологические корни, объективные причины сохранения религиозности в стране и Вооружённых Силах, обосновывается необходимость атеистического воспитания,воинов Ворру-жённых Сия СССР,

Необходимость атеистического воспитания личного состава Военно-Воздушных Сил была обусловлена:

- отрицательным воздействие^ религии на выполнение- ; чвоешоолуяащими своего воинского долга; '

- увеличением числа верующих как среди населения мррнн, \ак и среди личного соотава ВВС; - ' '

' " - недостаточным, уровнем образования значительной чаати В оин св~авиат ор ов; ,

- трудностями материально-бытового устройства личного Состава;

- развитием и совершенствованием Военно-Воэдушных Сил, требующим от авиаторов материалистического мировоззрения для освоения новой авиационной техники, вооружения и способов боевых действий.

На богатом документальном материале автор показывает широкое распространение в исследуемый период религиозных предрассудков и суеверий среди всех категорий литаого состава ВВС. Особенно часто они встречались среди рядового Я сержантского состава. В послевоешгые годы>в докладах и донесениях командования и политических отделав воздушных армий

- го -

постоянно отмечаюсь, что среди солдат.имеются верующие, в том числе и состоявшие членами религиозных сект.-1- 'Были случаи, когда солдаты по религиозным мотивам пытались. уклониться от ' Воинской службы, отказывались принимать военную Присягу И брать в руки оружие.2

Религиозные предрассудки были распространены также среда части сержантов, курсантов авиационных шкоя и офицеров, в том числе коммунистов в комсомольцев. Даже лётный состав не являлся исключением. Шли случаи, когда сержанты и курсанты отказывались вступать в коме ¡»год по религиозным мотивам, комсомольцы хранили при себе кресты и молитвы^, а коммунисты участвовали в совершении религиозных обрядов Л Напримзр. в 1969 году в одном истребительном авиасоединенш Туркестанского военного округа начальником оперативного.отдела был Герой Советского Союза подполковник Шаталин. Учась в Москве, в Военно-воздушной академии, он вступил в секту баптисто® /о чём не знали в академии/. После окончания академии, прибыв к месту службы, он установил связь о кзетными баптистами. Религиозные предрассудки не позволяли подполковнику Шаталину хорошо выполнять свой воинский долг. Все попытки вернуть его на правильный путь не увенчались успехом и он был уволен из рядов Вооружённых Сил.5

В послевоенные годы проявлялась активная деятельность церковнослужителей среди яичного состава Военно-Воздуншых Сил. Через верующих распространялась религиозная литература и молитш. били попытки создания в частях.и подразделениях религиозных групп'и сект.^' ■ •

В диссертации анализируются сформулированные В.Й.Лениным принципы политики Советского государства в отношении религии

Т. HÄMO СССР. Л. 35, оп. 350439. д. 33, л. 24; ф. 32. ' он. д. А, п. 55. ■ ■ ■ •

2. !ШО СССР, ф. 32, оп. 732651, Д. А, л. 151. • •

3. ПЛ.М0 СССР. ф. 32. оп. 73G5RT, Д. 4. л. 79, J5I. л. ПЛМОСССР, ф, 35. оп. 352314, Д., Г. л. ЦР, . L-. U/J.:c- СССР. ф. 32, оп. £72933, Д. л. 33-33, г. :;;::с ссср. ф.' зз, оп. «ipm. д. 2. п. зг.

- II -

И церкви И их реализация .в Военно-Воздушных Силах.

В соответствии с этими принципами, а также с установками военного и политического руководства Вооружённых Сил СССР, изложенными в директиве Главного политического управления СА и ВМФ от 7 июля 1958 года на атеистическое воспитание в Военно-Воздушных Силах в исследуемый период возлагалось решение о ведущих задач:

- во-первых, проведение работы с верующими воинами-авиаторами о целью преодоления их религиозного мировоззрения, замены его научным пониманием явлений природы и общества;

- во-вторых, воспитательная работа с сомневающимися о тем, чтобы пдаочь Им сделать -окончательный выбор в пользу неверия и подготовить почву для-формирования у-них научно-» материалистического мировоззрения;

-в-третьих, воспитание неверующих авиаторов, чтобы сформировать-из них убеждённых атеистов и выработать полнэй-шую невосприимчивость к религии; '

- в-четвёртых, работа с убеадёнными атеистами, имеющая целью, как постоянное углубление у них атеистических знаний, так в непрерывное совершенствование их способности пропагандирован. эти знания. - ' '

Кроме того атеистическое воспитание- было призвано создать благоприятные условия для быстрого и качественного овладения личным составом ВВС новой авиационной техникой,■ поднять его активность в работе по повышению боевой готовности, обеспечению безопасности полётов, создать мировоззренческую базу для боевой, политической и технической учёбы.

В послевоенные годы одной из важных составных частей системы атеистического воспитания была работа по повышению общеобразовательного уровня военнослужащих, В авиационных частях и соединениях, при Домах офицеров и офицерских клубах создавались вечерние общеобразовательные шалы, В них обучались многие тысячи офицеров, старшин, сержантов и солдат. Этим ке целям была подчинена работа спецшкол ВВС, созданных для) подготовки молодёжи к обучению в ашьдионкых военных училищах. По мере того, как повышался общеобразовате/ышй

уровень советской молодёжи, в конце 50-х годов были ликвидированы спецшколы ВВС и вечерние.общеобразовательные школы в авиационных частях и харкизшах.

Вторым главным, элементом атеистичеокого воспитания в послевоенный период являлась научно-просветительная пропаганда, включавшая в себя естественно-научную и антирелигиозную тематику.

Важное место в системе атеистического воспитания в исследуемый период занимала антирелигиозная литерала.

Составной частью системы атеистического воспитания были кадры пропагандистов атеизма. Их подбор, расстановка, обучение и воспитание являлись предметом особой заботы государственных органов, политических' и общественных организаций.

Главным компонентом системы атеистического воспитания являлась индивидуальная работа с воинами-авиаторами, находящимися под воздействием религии. Условиями успеха в этой работе являлись здоровый армейский быт, дружный воинский коллектив, живуки^ полнокровной жизнью, уважение чувств верующих, чуткое внимание товарищей и начальников, терпение и настойчивость в индивидуальной атеистической работе. Конечная цель такой работы - отказ верующих от отправления, религиозных обрядов, выход из религиозных общин, активное участие в работе общественных организаций, безупречное выполнение своего воинского долга.

В главе.указываются недостатки, имевшие место в организации атеистического воспитания, такие как кампанейщина,' . непоследовательность, стремление к администрированию.

Таким образом, особешюсти послевоенного развития ВВС, значимость и'характер выполняемых ими задач потребовали насыщения атеистическим содержанием всей идейно-воспитательной работы с вошами-аш^срами, подняли значение их анти-' религиозного воспитания.

В Военнс-Воздупшх Силах в послевоенные годы была обновлена и раагг.та система атеистического воспитания, являвшаяся, органической составной частью политико-воспитательной работы.

- 13-

Во второй главе - "основные направления, формы и метода работа командирш, политработников, политических и общественных организаций по атеистическому воспитанию вготов-авиаторов"- исследуется атеистическое воспитание личного состава ВВС в процессе политической учёбы, массовой антирелигиозной пропаганды и индивидуальной работы с верующими, работа по повышению общественно-политической активности воинсв-авиато-.• ров, распространению новых безрелигиозных обрядов и арадащй.

Политическая учёба являлась одним из действенных средств формирования у личного состава ВВС-материалистического миро. воззрения. В задачах политической учёбы в исследуемый период выделялись следующие направления атеистического воспитания:

Во-первых, овладение воинами-авиаторами научными основа-, ми атеистического мировоззрения.

Во-вторых, раскрытие сущности религии, показ её отрицательного воздействия на выполнение воинского долга.

В-третьих, повышений общественно-политической активности' личного состава, воспитание его на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, его БЪоруяённюс Сил, на авиационных традициях. 0

В-четвёртых, формирование морально-политическими психологических качеств советского воина, несовместимых с религиозной психологией и моралью»

Марксистско-ленинская подготовка офицеров и политические занятия солдат, сержантов и старшин занимали особое место в атеистическом воспитании воинов-авиаторов., это была единая форма воспитательного воздействия на личный состав,-проводимая регулярно, в строгал соответствии с учебными планами и имеющая правовую основу в виде приказов и директив.

. Анализ учебных планов марксистско-ленинской подготовки офицеров позволяет сделать вывод о том, что теш. предлагаемые для изучения были многоплановыми, направлении;.:! и на атеистическое воспитание командных кадров. К подобным темам относились такие, как "Диалектический материализм - мировоззрение марксистски-лештскоГ: партии", "Основные черты марксистского диалектического метода и его значение для практической

•ч • • .

«

- 14 -

деятельности Коммунистической партии", " Маркой ад- леишш ал о религии" и т.д.*

В исследуемый период военно-цолитическое руководство Вооружённых Сил СССР и ВВС большое внимание уделяли исполь- : зованшо политических занятий для атеистического воспитания сочдат, сержантов и старшин, В соответствии с директивами Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления СА и ВМФ в послевоенные годы в учебные планы политических занятий были вклинены темы о строении вселенной, происхождении жизни и человека на земле, о религиозных предрассудков в сознании лкдей.2 Учебные планы политических занятий включали в себя изучение- таких атеистических Тем, как "Происхождение и классовая сущность религии", "Наука и религия о происхождении жизни на земле", "О вреде религиозных суеверий и предрассудков"^ И др.

Однако в исследуемый период в использовании политической учёбы для атеистического воспитания воинов-авиаторов имелись д сутественные недостатки. Многие руководители групп полити-' ческой подготовки не знала сущности религиозных учений, не имели навыков антирелигиозной пропаганды. Чаек, воинов плохо усваивала глубокие по мировоззренческому содержанию антирелигиозные 5?емУ. Остро ощущалась нехватка учебников, учебных пособий и методических разработок по антирелигиозным темам. В подразделениях и частях слабо учитывались особенности групп политических занятий, укомплектованных уроженцами западных . областей страны, а также республик Средней Ааииди ¡Закавказья, где были наиболее распространены различные виды религий.

Шачителышй вклад в атеистическое воспитание личного состава ВВС, в подготовку кадров пропагандистов атеизма вносили вечерние университеты марксизма-ленинизма, .особенно их философские факультеты, где наряду с такими дисциплинами, как история философии..диалектический и исторический материализм,

• I. ЦА1Д0 СССР, ф. 32, оп. 944 333, д. 8, л. 171, 174, 184. .2, ЦАМО СССР, ф. 32, оп, 11604, Д. 1075, :л. 481. • 3. ЦАМО СССР, ф. 32, оп. 738561, Д. 4, л. Б1, 221,

изучался 4СЬчаосвой курс "Вопросы атеизма и антирелигиозной пропаганды".^

В послевоенные годы важным направлением атеистического воспитания воинов-авиаторов являлась массовая антирелигиозная пропаганда. В соединениях и частях при лекторских группах и агитационно-пропагандистских коллективах были созданы секции научно-атеистической пропаганды. ** Их состав был пополнен за счёт лиц, умеющих вести естественно-научную и антирелигиозную пропаганду. Это позволило значительно расширить тематику атеистических лекций и докладов, улучшить их содержание, увеличить охват воинов-авиаторов. '

В послевоенные годы в атеистическом воспитании личного состава ВВС важное значение.придавалось агитационной работе, Агитатрры проводили индивидуальные и групповые беседы на антирелигиозные теш, коллективные читки газет, журналов .и атеистической литературы, использовали наглядную агитацию.

Вместе о тем, в агитационно-пропагандистской работе по атеистическому воспитанию личного состава Военно-ВозДушных Сил б£ли и недостатки. Зачастую антирелигиозная пропаганда носила эпизодический характер. Лекций и докладов по атеиста" ческой тематике в частях и подразделениях читалось мало. В Проводимых беседах преобладали теш о международном положении, текущем моменте и т.д.

Большой вклад в атеистическое воспитание' воинов-авиаторов вносили культурно-просветительные учреждения ВВС. В них регулщшо проводились вечера вопросов и ответов, устные журналы, выступления учёных, членов общества по распространению политических и научных знаний, работников государственных и партийных органе®, демонстрировались киножурналы, научно-популярные и художественные Фильмы по антирелигиозной тематике. В. библиотеках били'организованы кшгашз выставки-витрины, оформлены стенды на атеистические теш, проводились обсуждения и коллективные читки антирелигиозной литературы.

Г. ЦАШ СССР. ф. 32, оп. 872925. д. 2, д. Л]2.

2. ШО СССР, Ф. 32, оп. £72933. д. 3. л. 2Г4.

- 16 - . .

Работники библиотек выступали с обзорами новинок естественно-научной и антирелигиозной литературы. - \ .

Большой интерес у личного состава вызывали встречи с бывшими верующими, атеистические вечера с демонстрацией гипноза, химических и физических опытов, разоблачающих "чудеса'' церковнослужителей и несостоятельность библейских легенд.3-Во многих Домах офицеров и клубах создавались "Комнаты атеистов", в которых оформлялась антирелигиозная наглядная, агитация, сосредоточивалась литература до вопросам атеизма, папки с методическими разработками лекций, докладов и бесед на различные научно-естественные и атеистические теш, а также материалы по опыту антирелигиозной работы. В определённые дни здесь организовывались консультации для лекторов, докладчиков и агитаторов по вопросам атеизма.с

Серьёзную помощь в атеистическом воспитании воинов оказывали различные музеи, Во многих частях и подразделениях практиковалось проведение тематических экскурсий. В отдалённых гарнизонах большим,успехом пользовались передвижные выставки, создаваемые музеями. Особый интерес вызывали такие их разделы, как "Беэрелигиозный период в истории человечества", "Период возникновения религиозных представлений", "Религиозные пережитки я их вред",3

Для проведения целенаправленной антирелигиозной и естественно-научной пропаганды использовалась работа агитмашш. Походные автоклубы шеакали в отдалённые части и гарнизоны, имея специальные атеистические бригады в составу 1-3 лекторов, коллектива художественной самодеятельности, укомплектованные кино и радиопередвижками с набором картин, записей концертов, атеистической литературы, стендов, плакатов, теле-скопеми для показа воинам звёздного неба и др.4 и .... В-главе, на основании анализа архивных материалов, обоб-

I. ЦАМО СССР, й; 32, оп. 872933,. Д, 8, л. Л7; Д.'2, ,

л, Ю9; д. 7, л. 160; оп. 738561, д,- 4, п. 53,' 55, 244.

''2. ЩМО СССР, ф». 32, ок. 738061, Д* 4, л. 76.-

3, ВДО'СССР, ф. 32, оп. ь72933, д. 3, л. 232,

4. 'Ц.ШО СССР, ф. 32, оп. 8729,33, д. 7, л, 15?.

- 17 -

щён опыт индивидуальной работы с верующими, кат одной, из важнейших ферм атеистического воспитания, ....

В исследуемый период работа с верующими строилась дифференцированно и проводилась по следующим этапам.»... .. .

Во-первых, это выявление веруювдх по-наличию-у>военнослужащих предметов культа, путём бесед и наблюдения да их поведением. -

Во-вторых, сближение с верующими воинами,.вовлечение .их. в жизнь воинского коллектива, в активную общественную работу.

В-третьих, индивидуальные беседы с верующими-с-целью преодоления религиозного мировоззрения. .' ( ■ •

В главе приводятся интересные примеры успешной работы о верующими, показано влияние атеистического воспитания на состояние боевой готовности, результативность в боевой и политической подготовке, воздушной выучке воинов-авиаторов. •

В исследовании показывается, что вашим фактором атеистического воспитания личного состава ВВС являлось повышение общественно-политической активности воинов, распространение новнхАсоветских безрелигиозных обрядов, обсчаев и традиций.

В послевоенный период рост обществен«отполитической V активности советских людей нашёл своё выражение в патриотических починах и движениях. В Военно-Воздушшх. Силах 'они были направлены на вовлечение всего-личного состава, в том числе и веруюдах в активную общественную работу с целью достижения высоких показателей в боевой л политической подготовке, освоении авиационной*техники, обеспечении безопасности полёд'оа, повышении классности, освоении смежных1-специальностей, оконо-мии материальных средств, развитии социалистического соревнования и т.д.

Веруювде воины-авиаторы, участвуя в с сциалистическом соревновании,' патриотических движениях и начинаниях;, в общественной работе', отвлекались ог мыслей о боге, начинали гагиь полнокровной жизнью, отходили от религии, а затем и порывали с- ней.

В исслодуешй период в атеистически.; воспитании :ли-чного состава ВПС боль им значение придавалось новям советским

- 18 -

праздникам и обрядам, обычаям и традициям, имеющим атеиста-Чеокое содержание, В послевоенные годы широкое распространение получили праздники совершеннолетия, дни молодых граждан, комсомольские свадьбы, праздники детства, улиц, зимы, весны, урожая, песни, вечера-чествования героев, торжественные провесы в ряды Советской Армии и так далее.

Новые обряды удовлетворяли нравственные, культурные, , эстетические потребности авиаторов, вытесняли религиозные Пережитки из. семейао-гбыговой-сферы,.

В заключении диссертации автор см сформулированы теоретические выводы, сделаны итоговые суждения.по проблеме, изложены некоторые практические рекомендации.

Ш, НАУЧНАЯ НШИША И. ОБОСНОВАНИЕ ЛОЛЖЕМЙ, ВШСОИШХ НА 5А11МТУ.

Научная новизна исследования состоит в о деду ищем:

1. Оно посвящено слабо.изученной проблеме, занимающей важное место'в системе воспитательной работы с личным ооота-

■ вом Военно-Воздушных 'Сил в послевоенные годы.

2. Автор представляет в целостном вида систему атеистического 'воспитания воинов-авиаторов, обобщает опыт государственных органе® и общественных организаций в совершенствовании этой системы в послевоенный период.

3. Раскрывая содержание, основные направления, формы и ■ методы' атеиотической.работы, в частности, формирование у воинов-авиаторов твёрдого научного мировоззрения, автор показы. вает влияние атеистического воспитания .на выполнение задач,

стоящих перед, личным составом подразделений и частей Военно-Воздушых Сил.

4. Обосновывая необходимость формирования маадриалистй-ческого мировоззрения у воинов-авиаторов, автор акцентирует внимание на основных средствах её-реализации, в частности, на политической подготовке, антирелигиозной пропаганде, индивидуальной разъяснительной работе с верующими и 'Т.д.

5. В диссертации на большем фактическом материале ана-

■ лишруется и обобщается опыт работы командиров, политработ-

ников, политических и общественных организаций по атеистическому воспитанию воинов-авиаторов и их роль в преодолении у личного состава ВВС религиозных предрассудков и суеверий, в формировании научно-материалистичеокого, атеистического мировоззрения,

На защиту'выносится:

- анализ документе© Советского правительства, политических и общественных, организаций о роди, ме^те и значении атеистического воспитания в общей системе воспитательной работы с личным ооставом ВВС, Советских Вооружённых Сил;

- выявленные и обоснованные факторы, вызывающие необходимость усиления атеистического воспитания личного соотава Военно-воздушных Сил в послевоенный период;

- результаты исследования основных направлений.деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию и укреплению в Военно-Воздушных Силах системы атеистического воспитания воичов-авиаторсв с учётом кошфетно-истерических условий;

<*> обобщённый опыт работы командир ов, политработников, политических и общественных организаций в атеистическом воспитании воинов-авиаторсв, личного состава Советских Зооружён-ных Сил;

- авторские оценки роли командиров, политработников, политических и общественных организаций в решении задач атеистического воспитания личного состава ВВС, содержания, основных направлений, форм и методов антирелигиозной работы в авиационный частях и подразделениях;

- теоретические выводы, практические рекомендации и предложения по-дальнейшему улучшению атеистического воспига-1 ния личного состава ВВС, вытскакпще из обобщённого опыта атеистической работы в-послевоенные годы. - - .

Обоснование полшений. вшоспмшс на паи?;гу.

На основании архивное источников автор показьшает. что в послевоенные годы произошёл ро~т религиозности в стране, увеличилось число веруюгах среди личного состава Военно-Воздушных Сил. В этот период руководство страни решало задачи

- а -

с окр ащения численности Вооружённых Сил, повышения их боевой готовности И;боеспособности на основе оснащения ракетно-ядерным оружием.;Военно-Воадушые Силы принимали на вооружение реактивные самолёты, осваивали новые способы ведения боевых действий, выполняли сланные и ответственные задачи по защите воздушных рубежей Редины. Исходя из этого возрастало значение атеистического воспитания воинов-авиаторов, формирования у них материалистического мировоззрения, как основы успешного овладения-'новой боевой техникой, и оружием, вьгработки необходимых боевых и морально-психологических качеств.

■ В диссертации показано, что атеистическое воспитанна 1} послевоенный период являлось ванной составной частью воспитательной работы в Вооружённых Силах СССР, прогадывающей всё её содержание.1'

На осйоЬе'изучения архивных источников автор показывает, что формирование материалистического мировоззрения, преодоление у воинов-авиаторов религиозных предрассудков и суеверий рассматривалось руководством Вооружённых Сил и ВВС как важнейшее' у'Оловиё успешного выполнения задач личным .составом Яоенно-Воэдушных Сил. . -

Благодаря большой работе, проведённой государственными органами'й' обществе иными организациями в послевоенные годы получила Йоё' дальнейшее развитие система атеистического воспитания личного состава ШС, совершенствовались формы и методы анФИрё'лигйозной пропаганды, создавались условия для преодоления религиозных предрассудков. с

в' диссертации даётся анализ объективным причинам и предпосылкам,' побудивашм к усилению атеистического воспитания . воинов-авиаторов. В ней показано влияние атеистического вос-.,, литшНш на' качество выполнения задач, стоящих перед Военно-

Воздушьш Силами. , ,научной работе рассматриваются слабые стороны и сущест-. .венны^,,недостатки, а также просчёты в работе государственных органов д. общественных организаций по атеистическому воспитанию личного состава ВВС" в попевоешще годы. Деятельность их иногда не представляла собой стройной продуманной концепции,

• - 21 -Проявлялось администрирование, допускались ошибки.

Данная тема нуждается в глубока! объективном исследовании. При безусловных многочисленных трудностях эта работа оейчао крайне необходима для воссоздания исторической правды, для очищения с® догматических наслоений в общественном сознании, ..............................

1У. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖАЧИМОСТЬ И ГЕКШШАИИИ

Практическая значимость диссертации определяется тем, что рна позврляет более Полно и всесторонне оценить значение атеистического восштания воинов-авиаторсв в деле укрепления Воен-но-Воэдушных Сил,- Материал диссертации, выводы и рекомендации могут быть творчески использованы для дальнейшего совершенствования системы атеистического воспитания воинов Советских Вооружённых Сил и в практической работе с верующими.

' По мнен!® автора целесообразно:

1, Продолжить изучение и обобщение опыта государственных органов и общественных организаций в атеистическом воспитании воинов .Вооружённых Сил СССР.

2, Проведать регулярные социологические исследования религиозности личного состава и связанных с ней проблем. '

ч' . 3. В военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР обратить внимание на изучение истерии религии и атеизма, формировать у курсантов и слушателей научное, материалистическое мировоззрение, помогать им в приобретении навыков атеис-тичеокого. воспитания.

\ 4. Подготовить и издать специальные учебники: "Мировые религии и религиозные секты на территории СССР", "История религии и атеизма", "Памятка по работе с верукмями воинами",

5. На страницах периодической военной печати, на радио и в телепередачах для советских войн;® ввести рубрики: "Воин И религия", "Атеистические бесоды'_' и т.д.

У. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАШГИ ПО ТЕМВ

Результаты научной работы излагались автором в научных с общениях на заседаниях кафедр политической истории, фи л о-

- 22 г

оофии. культуры и искусства и научно-дракгичеокой конференции Курганокого ВВ1Ш. Материалы диссертации иопольвованы ..' для разработки .учебных лекций, планов семинаров и в воспитательной работе. \

Соновире содержание диссертации опубликовано в брошкре "Опыт государственных органов я общественных организаций 6 :. атеистическом воспитании воинов Вооружённых Сил СССР /на . материалах Ш0 .Т946-1А61 гг./.-ВУрган, КВВПАУ, 1991.-2 п.л;

В,Баландин