автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Диалектическая концепция спекулятивного мышления и её рецепция в современной философии

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Авсеев, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Диалектическая концепция спекулятивного мышления и её рецепция в современной философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектическая концепция спекулятивного мышления и её рецепция в современной философии"

/

I

I

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АВСЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПЕКУЛЯТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕЕ РЕЦЕПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Специальность 09 00 03 - история фитософии

1 о ДЕК 2009

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских на>к

Санкт-Петербург 2009

*

Работа выполнена на кафедре онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета

Научный руководитель

Никоненко Сергей Витальевич доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты

Полатайко Сергей Васильевич доктор философских наук, доцент Иванов Олег Евгеньевич доктор философских наук, профессор

Ведущая организация

Российский Государственный Педагогический Университет им А И Герцен (Санкт-Петербург)

Защита состоится « 2009 года в^^*^часов на заседании

диссертационного совет^УД 212 232 05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургскомгосударственном университете по адресу 199034, Санкт-Петербург, В О, Менделеевская линия, д 5, ауд уо^"

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан__

Л

Ученый секретарь Руковишников А Б

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Все многовековое развитие философии, как полагал Гегель, есть история возникновения и утверждения спекулятивного метода мышления, отчего он представляет собой наиболее адекватный способ обоснования и построения философии Спекулятивное как таковое, не являясь оригинальным порождением научного гения немецкого мыслителя, тем не менее, наиболее всестороннюю и полную разработку получило именно в гегелевской философии

Основная проблема гносеологического подхода к теме спекулятивного в учении Гегеля - проблема аутентичной гегелевскому замыслу трактовки философии немецкого мыслителя. В последнее время появился целый ряд работ, выражающих точку зрения авторитетных отечественных и зарубежных историков философии, которые полагают, что гегелевское учение и история философия в целом все еще не достаточно осознаны представителями современной философии Подобной точки зрения, в частности, придерживается известный немецкий исследователь наследия Гегеля П Райзингер, который полагает, что в связи с идеологическими пристрастиями различного происхождения была утрачена способность гносеологически адекватно воспринимать учение Гегеля

Утверждения о неадекватности восприятия гегелевской философии не лишены оснований, несмотря на то, что они звучат достаточно парадоксально на фоне огромного числа исследований, посвященных Гегелю. Причиной этой неадекватности является то, что до сих пор не было по достоинству оценено концептуальное ядро гегелевской философии - "спекулятивное" Главный недостаток даже наиболее значимых современных трактовок философии Гегеля состоит в том, что они не всегда в должной степени учитывают глубину спекулятивности гегелевской доктрины Даже если оставить в стороне содержательный аспект спекулятивного, который пока не нашел достаточной артикуляции в современном гегелеведении, приходится констатировать, что наиболее распространенная в нем дефиниция спекулятивного, согласно которой развитие всего сущего, по Гегелю, якобы подчиняется логике триадического движения, формой которого выступает тезис, антитезис и синтез, не аутентична гегелевскому пониманию спекулятивности В связи с этим необходимо тщательно исследовать формальную и содержательную специфику гегелевской трактовки спекулятивного мышления, которая адекватно отражала бы разработку этой проблематики в философии Гегеля

Второй аспект, обусловивший необходимость проведения этого исследования, заключается в том, что, несмотря на спекулятивную гегелевскую реконструкцию генезиса искусства, религии и философии, очевидна необходимость дальнейшей разработки интенций спекулятивного мышления в содержании философии Гегеля в целях формулирования всеобщего принципа развития этих важнейших направлений культуры, в том числе, и в постгегелевский период.

Состояние научной разработанности темы. Значительный вклад в изучение и трактовку гегелевского наследия и неразрывно связанной с ним проблематики

спекулятивного мышления внесли левые и правые гегельянцы XIX в и неогегельянское направление в философии XX столетия Британо-американская традиция абсолютного идеализма, выводящая его за рамки собственно неогегельянства, представлена именами ФГБрэдли, ББозанкета, Дж Мак-Таггарта, Дж Ройса и др, историцистская итальянская - Д Джентиле, Б Кроне, немецкая -Г.Глокнера, Ф.Кронера, Г.Лассона и др Французская экзистенциализированная традиция неогегельянства представлена творчеством Ж Валя, Ж Ипполита, А Кожев и др В том же контексте заслуживает внимания работа Д Лукача ' 'Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества"

Как анализу философской нововременной проблематики, так и гегелевской философии значительное внимание уделено в работах КПоппера, ЮХабермаса, В Хесле

Специфика изучения наследия немецкого философа состоит в том, что чрезвычайно важными и необходимыми представляются оценки спекулятивной философии Гегеля такими знаковыми фигурами в культуре XIX и XX в в как Т Адорно, Э Гуссерль, В Дильтей, К Маркс, Г Маркузе, Ж -П.Сартр, М Хайдеггер и др Произведения классиков философской мысли позволяют взглянуть на творчество Гегеля не с позиций их аутентичности, а с позиций всесторонней интерпретации, иного мировоззрения, других типов рациональности и смысловых систем координат

В последнее десятилетие гегслеведение пополнилось целым рядом статей, посвященных различным аспектам творчества немецкого мыслителя, неразрывно связанных с основными категориями и понятиями гегелевской спекулятивной философии В связи с этим нельзя не отметить работы зарубежных авторов М Баума, Р Виля, М Вольфа, К Дюзинга, И.Зелены, В Йешке, Г.Киммерли, П.Козловски, Г Лея, П -Ж.Лабарьера, О Пегелера, Л Б Пунтеля, П Райзингера, Т Тейлора, X Ф Фулды, Л Хайде, Д Хенриха, П Энгельмана, В К. Эсслера

В представленном исследовании рассмотрение собственно спекулятивной проблематики основывалось на философии Г В Ф Гегеля, в меньшей степени Г В Лейбница, И Канта, М. Хайдеггера, И.А. Ильина. Важную роль в исследовании гегелевской философии в целом и ее спекулятивного аспекта сыграли труды отечественных ученых советского периода В Ф Асмуса, Б Н Бессонова, А С Богомолова, М А Булатова, П П Гайденко, А В Гулыги, Э В Ильенкова, М К Мамардашвили, Н В Мотрошиловой, И С Нарского, Л К Науменко, В С Нерсесянца, Т И.Ойзермана, В И Шинкарука В последние годы эта тема нашла отражение в работах А А Александрова и В.Г Пушкина К наиболее значимым для диссертации следует отнести статьи М.Ф.Быковой, А В Кричевского, А Н Муравьева, В А.Погосяна, 10 М Романенко и Г Г Соловьевой

Цели и задачи исследования заключается в определении сути диалектической концепции спекулятивного мышления и исследовании её роли в современной рационалистической философии Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- проследить генезис логического и спекулятивного в учении Гегеля,

- выявить и концептуально обосновать специфику спекулятивного мышления как диалектического способа познания,

- исследовать логические формы, в которых осуществляется спекулятивное мышление,

- дать анализ современной рационалистической философии.

Теоретико-методологические и источниковедческие основания исследования.

Методической основой настоящей работы выступает комплексное применение различных методов- спекулятивный метод служит концептуальным основанием анализа современной философии, для объяснения неоднозначно воспринимаемых мест в работах Гегеля использовался герменевтический метод, для раскрытия конкретики содержательных формообразований абсолютной идеи в совремешгой философии был задействован метод сравнительно-исторического анализа Источниками материала диссертации послужили произведения Лейбница и Канта, в которых содержатся предпосылки зарождения спекулятивного метода мышления, Гегеля, с изложением основ этого вида мышления, труды представителей современной рационалистической философии и новейшие гегелеведческие исследования и работы историков современной западной философии

Научная новизна диссертации заключается в следующем- доказана тождественность понятий логического и спекулятивного с содержанием гегелевской абсолютной идеи,

- содержание спекулятивной формы абсолютной идеи в учении Гегеля раскрыто как конкретное единство умозаключения качества, умозаключения рефлексии и умозаключения необходимости;

- доказано, что трактовка спекулятивного мышления, сложившаяся в современном гегелеведении, не аутентична его пониманию Гегелем,

- проанализированы диалектические формы конституирования абсолютной идеи в современной философии

Положения и выводы, выносимые на защиту:

1 Форма спекулятивного мышления в гегелевской философии выражается в виде снятия противоречия субъективного и объективного, моментов трех форм логического, а так же конкретного тождества понятия и действительности

2. Спекулятивное мышление выступает в единстве умозаключений качества, рефлексии и необходимости, которые образуют конкретную форму моментов диалектического развития абсолютной идеи - идеи жизни, истины и блага

3. Абсолютная идея генетически развивается в ходе конституирования содержательных моментов спекулятивного и логического абстрактный момент развития абсолютной идеи понимается как идея жизни, диалектический - как идея истины познания, а спекулятивный - как идея блага и сама абсолютная идея

4 Основные течения современной рационалистической философии ест отражение исторического процесса конституирования моментов абсолютной идеи

Теоретическая значимость исследования заключается в выдвижении формулировке диалектической концепции спекулятивного мышления и в применени ее в качестве метода анализа основных направлений современной философии

Практическая значимость исследования состоит в возможности использован его результатов в преподавании таких учебных дисциплин, как история философии онтология и теория познания, социальная философия Выводы исследования могу быть использованы при разработке методик и программ гуманитарных дисциплин Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена рекомендована к защите на заседании кафедры онтологии и теории познания Санкт Петербургского государственного университета Результаты исследования положены основу авторской программы лекционного курса "Концепция спекулятивног мышления и современная философия" и представлены в научных публикациях докладах на научных конференциях

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (7 параграфов заключения и библиографии

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяютс объект, предмет, цель, задачи, концептуальная позиция исследования, формулируютс научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическ значимость работы

В первой главе «Логическое в учении Гегеля и диалектическая концепци спекулятивного мышления» на материале логического учения Гегел формулируется содержание диалектической концепции спекулятивного мышления поскольку именно в нем спекулятивное мышление впервые получило всеобъемлющу! разработку и воплощение Главная проблема, встающая при изложении это концепции, заключается в том, что Гегель не дает специального анализа развернутых дефиниций диалектического и спекулятивного, как и некоторым друп фундаментальным понятиям своей философии Поэтому диалектическая концепц спекулятивного мышления в предлагаемом исследовании фундирована не тольк материалом логического учения Гегеля, но и интенциями содержания философи немецкого мыслителя в том виде, как они были восприняты автором предлагаемо концепции Являясь по происхождению производной от гегелевского учения диалектическая концепция спекулятивного мышления не названа его именем поскольку содержит авторскую интерпретацию фундаментальных положение гегелевской философии

В первом параграфе «Предпосылки возникновения спекулятивного мышления; рассмотрены положения философии Лейбница и произведения Канта, в которы

содержатся предпосылки зарождения и изложение основ спекулятивного метода мышления

Из учений, принадлежащих Новому времени, более других подготовила почву для разворачивания гегелевской спекулятивной системы философия Лейбница В ней намечены принципы, развитием которых явилось содержание всего классического немецкого идеализма, особенно гегелевского - отрицание отрицания, смыкание онтологического аспекта с познавательным и др Вместе с тем, после Лейбница началась критика спекулятивного, получившая наиболее четкое выражение в критике Кантом спекулятивного применения чистого разума, самомнения разума, воспарившего за пределы опыта

Кант пришел к заключению, что только и исключительно чистый разум есть та способность, которая могла бы претендовать на умозрительный (спекулятивный) способ познания в его абсолютном смысле - в форме умозаключений из одних только понятий. В этом пункте обнаруживается непосредственная преемственность от Канта к Гегелю в той мере, в какой последний считал логической формой спекулятивного разумное умозаключение из понятий. В "Критике чистого разума" Кант (как и Гегель) прилагал понятие спекулятивного только к разуму (к его идеям и к познанию разумом), но не к рассудку

С другой стороны, констатация непосредственной преемственности от Канта к Гегелю в этом пункте, ни в коей мере не смягчает противоположности их позиций по существу Трактовки ими как разума, так и рассудка, совершенно различны Согласно Канту, разум есть лишь способность субъекта, а понятие — форма субъективной мысли Канту и Гегелю были присущи также и совсем разные понимания отношения спекулятивного и диалектического, - как и самого диалектического Диалектика, по мысли Канта, присуща не разуму самому по себе, а является следствием его неправомерного применения к вещам в себе И наконец, выводу Канта о невозможности разумно-спекулятивного познания вещей в себе противостоит глубокая убежденность Гегеля в практическом и познавательном всемогуществе спекулятивного разума

В связи с названными предшественниками Гегеля укажем на использование им понятия спекулятивное в разных значениях Первое значение - традиционное, непосредственно связывающее его с Лейбницем и Кантом В этом значении Гегель говорит о спекулятивном тогда, когда речь идет о существовании сверхчувственных (умопостигаемых) объектов и их умозрительном, так же сверхчувственном познании Другой вариант трактовки спекулятивного связан уже с собственно гегелевским пониманием его как положительно-разумного

Во втором параграфе первой главы «Генезис понятий логического и спекулятивного» исследуется генезис этих понятий в главных произведениях Гегеля -"Феноменологии духа", "Науке логики" и "Энциклопедии философских наук"

Значения спекулятивного мышления и форм логического начали исследоваться Гегелем еще в "Феноменологии духа". Здесь он наметил различие между рассудочным, диалектическим и спекулятивным моментами развития понятия. Особенность понимания Гегелем спекулятивного заключается, во-первых, в отождествлении его с понятием логического Во-вторых, Гегель утверждал, что логическое и спекулятивное выражают необходимость, которая есть само разумное,

задающее ритм развития органическому целому науки, те. знанию понятия сущности бытия Поэтому спекулятивное ассоциируется у него с методом ка процессом движения и развития знания В-третьих, назначение спекулятивного логического состоит в том, чтобы выражать бытие посредством понятия

Еще одной особенностью, которой проникнута философия Гегеля, являете понимание спекулятивного единства не только как единства противоположностей, т е бытия и понятия, но и как тождественного с методом процесса, завершающегос различенным единством субъекта и предиката, содержания и сущности (или понятия) Поскольку спекулятивное рассматривается в этой работе на примере предложения постольку оно трактуется Гегелем как процесс не наличного возвращения сущности себя Спекулятивное как процесс и метод есть содержание не только в виде наличног бытия, но и в форме понятия

Спекулятивный метод применяется для снятия различия бытия и понятия результатом чего стало бытие как понятие в себе Снятие, таким образом, ест важнейшая определение, конституирующее движение сознания

Так же впервые Гегель не только констатирует наличие рассудка, отрицательного или диалектического разума и положительного, разума (разработка понятия рассудк и отрицательного разума, правда, с позиции субъективного идеализма, была впервы предпринята Кантом), но и утверждает, что это духовное движение сознания о рассудка к диалектическому разуму, а от него - к положительному разуму ест необходимый путь абсолютного познания Он есть путь освобождения духа, а логик есть движение чистых сущностей

Анализ рассмотрения Гегелем трех отношений мысли к объективности приводи к мысли, о том, что он, по сути дела, впервые дал теоретический вывод понят! философии, заключающийся в постижении субъективным мышлением во времен вневременной объективности истории философии Это постижение осуществляется во-первых, рассудочно в метафизике, во-вторых, диалектически в критическо философии Канта и, в-третьих, спекулятивно в его собственной философии

Исследование генезиса диалектической концепции спекулятивного мышления представленное в настоящем параграфе, показало, что ритм развития понят; определяется, по Гегелю, такими спекулятивными определениями логического метод как движение трех форм понятия логического, снятие, конкретное единств объективности и субъективности

В третьем параграфе «Спекулятивное мышление и понятие» спекулятивны формы понятия рассматриваются на основании анализа значения и места понятия гегелевской системе

Понятие Гегель характеризует как бесконечную форму, которая заключает самой себе всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником Когда Гегель ведет речь о понятии как абсолютной форме, имеется в вщ субъективное понятие Формально субъективное понятие представлено понятием ка таковым, суждением и умозаключением В содержательном аспекте субъективное понятие есть процесс, закладывающий предпосылки объективирования субъективности Реальность понятия Гегель связывает с суждением, считая его ближайшей реализацией понятия, а умозаключение завершает полноту субъективного понятия, тем самым конституируя объективность

Единство субъективного понятия и объективности есть по определению идея, названная Гегелем в "Науке логики" адекватным понятием, поскольку он полагал, что идея является адекватным понятием или объективно истинной Субъективность понятия отличается от его объективности реализацией, т е тем, что оно в объективности действительно, а в субъективности - только возможно Однако Гегель включает в субъективное понятие умозаключение, которое, строго говоря, выражает объективность Представляется, что в данном случае философ имеет в виду умозаключение качества, которое он называет формальным и рассудочным в противовес самой форме умозаключения, которая по определению выражает разумность Философия немецкого мыслителя представляет собой грандиозную эпопею самоопределения понятия сначала в логической идее, затем в природе и конечном духе, и, наконец, в абсолютном духе

Поскольку в гегелевской логике форма есть содержание идеи как ее собственный процесс или метод, постольку тогда, когда речь заходит о содержании спекулятивного, имеется в виду, что она идет об определениях идеи Система определенных идей, возвращающихся в спекулятивную (абсолютную) идею как свою истину раскрывается в процессе конституирования идеи жизни, идеи истины и идеи блага Взятая в единстве этих своих моментов, идея становится абсолютной идей

Поскольку идея, рассмотренная в целом, есть единство субъективного понятия и объективности, те субъективности и объективации ее моментов, выступающей в качестве объективности, надо полагать, что и моменты абсолютной идеи структурированы подобным же образом Чтобы понять, каков результат объективации субъективного понятия моментов абсолютной идеи и что представляет собой объективность идей жизни, истины и блага как таковая, в параграфе исследуется генезис гегелевской трактовки объективности идеи в целом Гегель рассматривает объективность как благо, полагая ее ничем иным, как онтологическим доказательством определения понятия бога к существованию В итоге этого логического движения абсолютная идея, развиваясь посредством двух отрицаний от абстрактной всеобщности в идее жизни через определенность в идее познания к спецификации в идее блага, становится единичной, или конкретно-всеобщей спекулятивной идеей, в которой объективный мир понятия обретает существование познанной действительности добра

На основании вышеизложенного формулируется диалектическая концепция спекулятивного мышления По форме она - спекулятивное мышление, включающее снятие, единство субъективного и объективного, логическое тождество и движение своих моментов Абсолютной формой спекулятивного мышления выступает развитая форма понятия или идея Содержанием диалектической концепции спекулятивного мышления служат определения абсолютной идеи По содержанию она представляет собой доказательство бытия абсолютной идеи и возможность его спекулятивного познания как блага. В своем абстрактном моменте спекулятивное содержание мышления выступает как онтологическое (жизнь), в диалектическом моменте - как гносеологическое (истина), а в спекулятивном - как этическое (благо)

Диалектическая концепция спекулятивного мышления выражена спекулятивным методом философии, конституирующим как форму абсолютной идеи, так и постигающим ее абсолютное содержание Моменты этого единства формы и

содержания представлены качественным умозаключением, умозаключениями рефлексии и необходимости

Так же исследуется специфика спекулятивного мышления, как оно выступает в форме примирения Понятие примирения, в соответствии с замыслом Гегеля, нашло подробную разработку в последней части его "Энциклопедии философских наук"1 Высшей конечной целью науки, полагал Гегель, является порождаемое знанием этой согласованности примирение самосознателыюго разума с сущим разумом, с действительностью Следуя интенции гегелевской философии, автор полагает, что под примирением он понимал тождество логической реальности спекулятивной идеи и ее действительности в мире природы и духа Иными словами, примириться должны, с одной стороны, логическая идея, а с другой - природа, конечный дух и формообразования абсолютного духа Имманентно спекулятивное содержание выражает логическую идею, однако в реальной философии она выступает в образах, а не в собственных моментах понятия, отчего реализация спекулятивного и логического завершается именно в философии духа, выступая в ней как примирение

Предпринятое автором диссертации рассмотрение понятия примирения привело его к двум выводам во-первых, примирение возможно только в абсолютном духе, в возвращающейся к себе абсолютной идее и, во-вторых, познание его спекулятивной формы происходит только в философии

Всеобщей формой примирения выступает абсолютный дух. Он, по Гегелю, есть единая духовная субстанция, одновременно сущая и возвращающаяся в себя (или сама себя познающая) - в этих двух определениях тождественная Только в абсолютном духе как диалектическом единстве познания и бытия возможен спекулятивный переход субъективного и объективного духа друг в друга Поэтому только в искусстве, религии и философии как формах абсолютного духа дух достигает ступени своего адекватного понятия или идеи Ни в каких других формах, кроме этих, примирение как процесс, в котором осуществляется единство понятия и действительности, невозможно

Во второй главе «Диалектическая концепция спекулятивного мышления и современная философия» содержится анализ рецепции диалектической концепции спекулятивного мышления в послегегелевский период развития философии (в частности, в современный) Гегель, формулируя задачу истории философии, полагал, что она заключается в выяснении того, насколько ее содержание согласуется или не согласуется с диалектическим развитием чистой логической идеи. История философии, по мнению Гегеля, выражает понятие в случайной форме, а не в форме необходимости (или самого понятия) Поэтому цель познания спекулятивного смысла исторических явлений философии заключается в выявлении их понятия или идеи Вторая глава посвящена применению концепции для постижения абсолютной идеи как логического основания различных современных философских учений

В первом параграфе «Спекулятивное мышление в постгегелевский период как познание абсолютного содержания» рассматривается спекулятивная проблематика в философии неогегельянства, М Хайдеггера, И А Ильина и в работах представителей современной советской и российской философии

Не только неогегельянцам, но и большинству современных исследователей гегелевского наследия свойственно приписывать Гегелю диалектический метод, трактуемый как последовательное движение, обусловленное моментами тезиса, антитезиса и синтеза

Опровергая это положение, автор исследования в данном параграфе утверждает следующее, во-первых, Гегель нигде не называет свой метод диалектическим, а всегда только спекулятивным Кроме того, в его сочинениях нет даже упоминания понятий "тезис", "антитезис" и "синтез" Во-вторых, в таком ритме шло развитие являющегося духа, однако в ней Гегель называет этот процесс "снятием" и не говорит о нем как о методе В-третьих, в "Феноменологии духа" Гегель формулирует только самые общие положения, выражающие конституирование научного метода Философская традиция, напротив, считает понятие снятия, примененное Гегелем для исследования становления сознания, самим гегелевским диалектическим методом, развертывающим его философскую систему

Не адекватность интерпретации спекулятивного метода представителями различных философских течений, трактующего его в качестве диалектического, заключается в том, что содержанием метода является не идея, а различие между единством Абсолюта и множественностью эмпирической действительности в учениях неогегельянства, борьба классов в марксизме и тд Для Гегеля же метод есть исключительно метод идеи. Началом спекулятивного метода является в нем идея жизни, его средним пунктом - идея истины познания, а результатом выступает идея блага, находящая свое завершение в абсолютной идее Опосредованная в них, она снова выступает в своей непосредственности как жизнь, возвращаясь в себя, в свое тождество с началом, но уже в богатстве своих конкретных определений. Это конкретное единство всеобщего (идея жизни), особенного (идея истины) и единичного (идея блага) моментов идеи и составляет спекулятивность и абсолютность идеи

Во втором параграфе «Современная философия науки и спекулятивное мышление» содержится исследование рецепции диалектической концепции спекулятивного мышления в аналитической философии науки

Начинается отражение наличного бытия абсолютной идеи в современной философии с философии науки, поскольку в логическом позитивизме, критическом рационализме и парадигмальной теории Куна наиболее явно прослеживается рецепция всеобщего, особенного и единичного момента, которые являются выражением содержания понятия как такового чистой логической идеи Если "начало" представлено в идее "понятием как таковым", то следует предположить, что именно философия науки есть его наличное бытие в истории философии современности Цель исследования теоретических построений современной философии науки заключалась в проверке гипотезы, согласно которой, философия науки является результатом конституирования начального (абстрактного) момент идеи

Основной проблемой раннего этапа развития философии науки являлась проблема поиска достоверного базиса научного познания Эта проблематика стала ведущей в концепциях логического позитивизма Абстрактность подхода к трактовке науки в работах представителей этого направления проявилась в разрыве связи их концепций научного знания с реальной историей науки и практической деятельностью еных Даже самими представителями неопозитивизма его методологические

конструкции воспринимались не как отображение реальных научных теорий и познавательных процедур, а как абстрактная и всеобщая схема, идеал стремления науки Именно поэтому логический позитивизм следует отнести к воплощению в науке всеобщего или абстрактного момента "понятия как такового" логической идеи

Следующим этапом философии науки стал критический рационализм К Поппера и И Лакатоса Фальсификационизм Поппера и лакатосовская рациональная реконструкция истории науки характеризуются в параграфе как диалектический момент понятия философии науки Наиболее очевидно этот момент проявился в принципе фальсификации, в котором, по Попперу, критерием научности служит вхождение теории в противоречие с эмпирическими фактами Столь же диалектично взаимодействие позитивной и негативной эвристик в смене исследовательских программ по Лакатосу

Заканчивается генезис философии науки парадигмальной философией науки Т.Куна Согласно его воззрениям, нормальная наука, отражающая теории, методы и концепции принятые научным сообществом во время кризиса занимается решением единичных научных проблем аномалий Множество проблем единичных аномалий, выражая момент всеобщности в теории, вызывает к жизни новую парадигму, обеспечивающую их разрешение Парадигмальная философия науки ТКуна единичный момент понятия как такового в логическом развитии философии науки Современный позитивизм в философском учении Куна в своем имманентном логическом развитии приобрел статус завершенного понятия как такового идеи истины Теория научных революций ознаменовала этап, на котором полностью конституировалось понятие философии науки В процессе своего развития оно последовательно приобретало форму всех трех моментов логического, достигнув своего окончательного вида Подтверждается правильность вывода о завершенности философии науки в целом в концепции " эпистемологического анархизма" П Фейерабенда

В параграфе показано, что философия науки в целом есть выражение "понятия как такового" в идее истины познания

В третьем параграфе «Негативная диалектика и диалектический момент концепции спекулятивного мышления» показывает, что негативная диалектика ТАдорно, социальная теория революций ГМаркузе и философия АКожева могут быть охарактеризованы как диалектический момент в субъективном понятии идеи истины познания

В параграфе выявляется причина неспособности негативной диалектики выдвинуть адекватные вызову времени социально-философские концепции, содержащие решение глобальных проблем, с которыми человечество столкнулось в XX веке Этот факт объясняется тем, что, будучи диалектическими, названные концепции провозглашали только противоречие в качестве основного принципа развития Но диалектика есть преходящий момент в конституировании спекулятивного понятия Следовательно, она не способна выразить полноту его истины "Негативная диалектика" Т Адорно, социальная теория революций Г. Маркузе, философия А Кожева есть наличное бытие в современной рационалистической философии, имманентно содержащегося в ней логического основания, представляющего собой диалектический момент в субъективном понятии

идеи истины Именно по причине своей диалектичности и спекулятивной незавершенности, эти теории не смогли противостоять экспансии позитивизма и решить проблемы, стоявшие перед обществом в XX веке

В четвертом параграфе «Рецепция диалектической концепции спекулятивного мышления в философии постмодерна и в теории философского модерна Ю Хабермаса» показано, что единичный момент субъективного понятия идеи истины познания в истории современной философии выступил в виде философии постмодерна, плюралистичность которой свидетельствует о том, что субъективное понятие истины познания в современной философии полностью сформировалось В свою очередь, это привело к тому, что на смену философии постмодерна пришла коммуникативная теория Ю Хабермаса, представляющая следующую ступень в развитии идеи истины познания.

Деонтологизация и деаксиологизация философии ярко проявляется в трудах Ж Делеза и Ф Гваттари В отличии от них Ж Деррида в своих сочинениях приходит к радикальной дерационализации философии, которую заменяют интуитивные языковые и речевые практики

Коммуникативная теория общества 10 Хабермаса по содержанию представляет собой образ диалектического момента объективного понятия как результата объективации субъективности идеи истины познания. Эта ступень абсолютной идеи, выражая этический, или аксиологический момент идеи истины познания, выступает в виде морали В ней единичному субъекту открываются всеобщие и абсолютные этические ценности, постигаемые в процессе их продуцирования Единство субъективности и объективности идеи истины познания конституирует идею знания как таковую, отчего современный этап развития философии заканчивается теорией коммуникативности

В этом разделе, так же, сформулированы методологические принципы применения диалектической концепции

Анализ научных доктрин подтвердил правильность гипотезы о соответствии некоторых философских доктрин определенному моменту генезиса абсолютной идеи на современном этапе Это обстоятельство, привело к возможности наметить общие методологические принципы определения теорий и систем философии, выражающих имманентно конституирующую их чистую логическую идею

Основное затруднение применения концепции заключается в выборе направления философии, презентирующего момент логической идеи в наличном бытии В совокупности теорий современной философии автор предлагает находить соответствие между идеей, выраженной тремя умозаключениями - качества, рефлексии и необходимости, и имплицитной логической сущностью философских доктрин современности

В Заключении подводятся итоги исследования

Обоснование диалектической концепции спекулятивного мышления и её рецепции в современной философии привела к выводу, что проблематика спекулятивного мышления, являющаяся ядром гегелевской спекулятивной философии, не может ограничиваться в трактовке спекулятивного мышления только

положениями, изложенными в логическом учении немецкого мыслителя Этот вывод обусловлен отсутствием в работах Гегеля развернутых определений и специального анализа понятия спекулятивного мышления Поэтому диалектическая концепция спекулятивного мышления, изложенная в диссертации, включает дальнейшее развитие интенций спекулятивного и логического содержания философии Гегеля

В диссертации доказано, что интерпретация гегелевского понятия спекулятивного мышления, сложившаяся как в философии XIX, так и XX века, не аутентична пониманию ее Гегелем

Исследование рецепции диалектической концепции спекулятивного мышления выявило характер и особенности наличного бытия моментов развития идеи спекулятивного в современной философии Поскольку предметом философии является абсолютная идея, постольку каждый момент идеи, реализующей себя в истории философии, есть момент становления спекулятивной идеи в ее инобытии

Исследование показало, что теоретико-познавательные возможности классического рационализма не исчерпаны и требуют дальнейшего научного исследования, а диссертационная работа внесет несомненный вклад в процесс актуализации изучения гегелевского наследия

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в реестр ВАК МО и Н РФ.

1. Авсеев А А Генезис гегелевской концепции спекулятивного // Вестник Ленинградского государственного университета имени А С Пушкина. Научный журнал №3 (14), серия философия. Санкт-Петербург, 2008 (0,5 п л.)

2 Авсеев А А Проблематика спекулятивности и ее рецепция в критической философии франкфуртской школы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С Пушкина Научный журнал №4 (17), серия философия Санкт-Петербург, 2008 (0,6 п л.)

3 Авсеев А А Диалектическая концепция спекулятивного мышления и ее рецепция в теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса // Вестник Ленинградского государственного университета имени А С Пушкина Научный журнал № 2, серия философия Санкт-Петербург, 2009 (0,5 п л)

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях.

4 Авсеев А.А К апологии гегелевской концепции спекулятивности и классической рациональности в целом // ВЕСТНИК Балтийской Педагогической Академии Вып. 69. Санкт-Петербург, 2006 (0,3 п л.)

5 Авсеев А А Гегелевская концепция спекулятивности как один из методов в постижении сущности феноменов культуры // Россия в глобальном мире Социально-теоретический альманах №10 Санкт-Петербург, Нестор, 2006 (0,2 п л )

6 Авсеев А А. Аспект спекулятивности категории "примирения" в философии Гегеля // Россия в глобальном мире Социально-теоретический альманах №10 Санкт-Петербург, Нестор, 2006 (0,2 п л.)

7 Лвсеев А А Трансцендентальный и спекулятивный подход к проблеме отношения мышления и эмпирического опыта // Россия в глобальном мире Социально-теоретический альманах №12 Санкт-Петербург Нестор, 2007 (0,19 п л)

8 Авсеев А А Гегелевская концепция спекулятивности как метод анализа истории философии в целом и ее современного этапа // Россия в глобальном мире. Социально-теоретический альманах №12 Санкт-Петербург, Нестор, 2007 (0,7 п л)

9 Авсеев А А. Рецепция гегелевской концепции спекулятивного мышления в современной рационалистической философии // Компаративное видение современной философии Материалы научной конференции Сборник современной философии Санкт-петербургское философское общество Питер, 2009 (0,5 п л.)

Подписано в печать 9 11 2009 Отпечатано на ризографе с оригиналов заказчика В типографии «Олысор» Тираж 100 экз Заказ № 97/2

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Авсеев, Александр Александрович

Введение.2

Глава первая. Логическое в учении Гегеля и диалектическая концепция спекулятивного мышления.8

§1 Предпосылки возникновения спекулятивного мышления.8

§2 Генезис понятий логического и спекулятивного.20

§3 Спекулятивное мышление и понятие.43

Глава вторая. Диалектическая концепция спекулятивного мышления и современная философия.79

§1 Спекулятивное мышление в постгегелевский период как познание абсолютного содержания.79

§2 Современная философия науки и спекулятивное мышление.95

§3 Негативная диалектика и диалектический момент концепции спекулятивного мышления.110

§4 Рецепция диалектической концепции спекулятивного мышления в философии постмодерна и в теории философского модерна

Ю.Хабермаса.116

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Авсеев, Александр Александрович

Актуальность исследования. Все многовековое развитие философии, как полагал Гегель, есть история возникновения и утверждения спекулятивного метода мышления, отчего он представляет собой наиболее адекватный способ обоснования и построения философии. Спекулятивное как таковое, не являясь оригинальным порождением научного гения немецкого мыслителя, тем не менее, наиболее всестороннюю и полную разработку получило именно в гегелевской философии.

Основная проблема гносеологического подхода к теме спекулятивного в учении Гегеля - проблема аутентичной гегелевскому замыслу трактовки философии немецкого мыслителя. В последнее время появился целый ряд работ, выражающих точку зрения авторитетных отечественных и зарубежных историков философии, которые полагают, что гегелевское учение и история философия в целом все еще не достаточно осознаны представителями современной философии. Подобной точки зрения, в частности, придерживается известный немецкий исследователь наследия Гегеля П.Райзингер, который полагает, что в связи с идеологическими пристрастиями различного происхождения была утрачена способность гносеологически адекватно воспринимать учение Гегеля.

Утверждения о неадекватности восприятия гегелевской философии не лишены оснований, несмотря на то, что они звучат достаточно парадоксально на фоне огромного числа исследований, посвященных Гегелю. Причиной этой неадекватности является то, что до сих пор не было по достоинству оценено концептуальное ядро гегелевской философии — "спекулятивное". Главный недостаток даже наиболее значимых современных трактовок философии Гегеля состоит в том, что они не всегда в должной степени учитывают глубину спекулятивности гегелевской доктрины. Даже если оставить в стороне содержательный аспект спекулятивного, который пока не нашел достаточной артикуляции в современном гегелеведении, приходится констатировать, что наиболее распространенная в нем дефиниция спекулятивного, согласно которой развитие всего сущего, по Гегелю, якобы подчиняется логике триадического движения, формой которого выступает тезис, антитезис и синтез, не аутентична гегелевскому пониманию спекулятивности. В связи с этим необходимо тщательно исследовать формальную и содержательную специфику гегелевской трактовки спекулятивного мышления, которая адекватно отражала бы разработку этой проблематики в философии Гегеля.

Второй аспект, обусловивший необходимость проведения этого исследования, заключается в том, что, несмотря на спекулятивную гегелевскую реконструкцию генезиса искусства, религии и философии, очевидна необходимость дальнейшей разработки интенций спекулятивного мышления в содержании философии Гегеля в целях формулирования всеобщего принципа, развития этих важнейших направлений культуры, в том числе, и в постгегелевскиюпериод.

Степень разработанности темы; Значительный вклад в . изучение и трактовку гегелевского наследия и неразрывно связанной, с ним проблематики спекулятивного мышления внесли левые и правые гегельянцы XIX в. и неогегельянское направление в философии XX столетия. Британо-американская традиция абсолютного идеализма, выводящая его за рамки собственно неогегельянства, представлена именами Ф.Г.Брэдли, Б.Бозанкета, Дж.Мак-Таггарта, Дж.Ройса и др., историцистская итальянская — Д.Джентиле, Б.Кроче, немецкая -Г.Глокнера, Ф.Кронера, Г.Лассона и др. Французская экзистенциализированная традиция неогегельянства представлена творчеством Ж.Валя, Ж.Ипполита, А.Кожева и др. В том же контексте заслуживает внимания работа Д.Лукача "Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества".

Как анализу философской нововременной проблематики, так и гегелевской философии значительное внимание уделено в работах К.Поппера, Ю.Хабермаса, В.Хёсле.

Специфика изучения наследия немецкого философа состоит в том, что чрезвычайно важными и необходимыми представляются оценки спекулятивной философии Гегеля такими знаковыми фигурами в культуре XIX и XX в.в. как Т.Адорно, Э.Гуссерль, В.Дильтей, К. Маркс, Г.Маркузе, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер и др. Произведения классиков философской мысли позволяют взглянуть на творчество Гегеля не с позиций их аутентичности, а с позиций всесторонней интерпретации, иного мировоззрения, других типов рациональности и смысловых систем координат.

В' последнее десятилетие гегелеведение пополнилось целым рядом статей, посвященных различным аспектам творчества немецкого мыслителя, неразрывно связанных с основными категориями и понятиями гегелевской спекулятивной философии. В связи с этим нельзя не отметить работы зарубежных авторов М.Баума, Р.Виля, М.Вольфа, К.Дюзинга, И.Зелены, В.Йешке, Г.Киммерли, П.Козловски, Г.Лея, П.-Ж.Лабарьера, О.Пёгелера, Л.Б.Пунтеля, П.Райзингера; Т.Тейлора, Х.Ф.Фулды, Л.Хайде, Д.Хенриха, П. Энгельмана, В.К. Эсслера.

В представленном исследовании рассмотрение собственно спекулятивной проблематики основывалось на философии Г.В.Ф. Гегеля, в меньшей степени Г.В.Лейбница, И. Канта, М. Хайдеггера, И.А. Ильина. Важную роль в исследовании гегелевской философии в целом и ее спекулятивного аспекта сыграли труды отечественных ученых советского периода: В.Ф.Асмуса, Б.Н.Бессонова, А.С.Богомолова, М.А.Булатова, П.ПГайденко, А.В.Гулыги, Э.В.Ильенкова, М.К.Мамардашвили, Н.В.Мотрошиловой, И.С.Нарского, Л.К.Науменко, В.С.Нерсесянца, Т.И.Ойзермана, В.И.Шинкарука. В последние годы эта тема нашла отражение в работах А.А.Александрова и В.Г. Пушкина. К наиболее значимым для диссертации следует отнести статьи М.Ф.Быковой, А.В.Кричевского, А.Н.Муравьёва, В.А.Погосяна, Ю.М.Романенко и Г.Г.Соловьёвой.

Цель исследования заключается в определении сути диалектической концепции спекулятивного мышления и исследовании её роли в современной рационалистической философии. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- проследить генезис логического и спекулятивного в учении Гегеля;

- выявить и концептуально обосновать специфику спекулятивного мышления как диалектического способа познания;

- исследовать логические формы, в которых осуществляется спекулятивное мышление;

- дать анализ современной рационалистической философии.

Методологический подход и источники. Методической основой настоящей работы выступает комплексное применение различных методов: спекулятивный метод служит концептуальным основанием анализа современной философии; для объяснения неоднозначно воспринимаемых мест в работах Гегеля использовался герменевтический метод; для раскрытия конкретики содержательных формообразований абсолютной идеи в современной философии был задействован метод сравнительно-исторического анализа. Источниками материала диссертации послужили произведения Лейбница и Канта, в которых содержатся предпосылки зарождения спекулятивного метода мышления, Гегеля, с изложением основ этого вида мышления, труды представителей современной рационалистической философии и новейшие гегелеведческие исследования и работы историков современной западной философии.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- доказана тождественность понятий логического и спекулятивного с содержанием гегелевской абсолютной идеи;

- содержание спекулятивной формы абсолютной идеи в учении Гегеля раскрыто как конкретное единство умозаключения качества, умозаключения рефлексии и умозаключения необходимости;

- доказано, что трактовка спекулятивного мышления, сложившаяся в современном гегелеведении, не аутентична его пониманию Гегелем;

- проанализированы диалектические формы конституирования абсолютной идеи в современной философии.

Положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Форма спекулятивного мышления в гегелевской философии выражается в виде снятия противоречия субъективного и объективного, моментов трех форм логического, а так же конкретного тождества понятия и действительности.

2. Спекулятивное мышление выступает в единстве умозаключений качества, рефлексии и необходимости, которые образуют конкретную форму моментов диалектического развития абсолютной идеи — идеи жизни, истины и блага.

3. Абсолютная идея генетически развивается в ходе конституирования содержательных моментов спекулятивного и логического: абстрактный момент развития абсолютной идеи понимается как идея жизни, диалектический — как идея, истины познания* а спекулятивный - как идея блага и сама; абсолютная идея.

4. Основные течения современной рационалистической философии есть отражение исторического процесса конституирования моментов, абсолютной идеи.

Теоретическая значимость исследования заключается в выдвижении и формулировке диалектической концепции спекулятивного мышления и в применении её в качестве метода анализа основных направлений современной философии.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в преподавании таких учебных дисциплин, как история философии, онтология и теория познания, социальная философия. Выводы исследования могут быть использованы при разработке методик и программ гуманитарных дисциплин.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры онтологии и теории познания Санкт-Петербургского государственного университета.

Результаты исследования положены в основу авторской программы лекционного курса "Концепция спекулятивного мышления и современная философия" и представлены в научных публикациях и докладах на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Диалектическая концепция спекулятивного мышления и её рецепция в современной философии"

Заключение

Обоснование диалектической концепции спекулятивного мышления и её рецепции в современной философии привела к выводу, что проблематика спекулятивного мышления, являющаяся ядром гегелевской спекулятивной философии, не может ограничиваться в трактовке спекулятивного мышления только положениями, изложенными в логическом учении немецкого мыслителя. Этот вывод обусловлен отсутствием в работах Гегеля развернутых определений и специального анализа понятия спекулятивного мышления. Поэтому диалектическая концепция спекулятивного мышления, изложенная в диссертации, включает дальнейшее развитие интенций спекулятивного и логического содержания философии Гегеля.

В исследовании доказано, что интерпретация гегелевского понятия спекулятивного мышления, сложившаяся как в философии XIX, так и XX века, не адекватна пониманию её Гегелем.

В философской традиции теоретическая форма развития, примененная Гегелем для исследования становления сознания в "Феноменологии духа" и охарактеризованная им впоследствии в "Науке логики" как "снятие", стала приниматься в качестве диалектического метода, развертывающего гегелевскую философскую систему. Что касается "Феноменологии духа" и "Философии истории", то действительно, этот общий принцип развития, называемый большинством исследователей диалектическим методом, был положен Гегелем в основу анализа философии истории и являющегося знания. Однако он не может быть методом по причине того, что отражает только абстрактную всеобщность в понятии метода, а не конкретное единство всех его логических моментов. Для остального корпуса гегелевских работ характерно применение спекулятивного метода, который разворачивает всю систему спекулятивной философии Гегеля.

Особенность спекулятивной философии, по Гегелю, состоит в том, что форма спекулятивного мышлении, свойственная ему одному, сводится к форме понятия. При этом понятие в трактовках гегелевской философии имеет широкий контекст — понятие как таковое; адекватное понятие или идея, которая выступает понятием абсолютной идеи; логическая идея как понятие природы и духа; их тождество тоже есть понятие идеи философии.

В "Науке логики" Гегель подробно разворачивает конкретные определения, понятия в форме его субъективности, объективности и идейности. Идея есть, по Гегелю, в себе дифференцированное адекватное понятие, развитие которого обусловлено становлением трех её моментов: абстрактным моментом в идее жизни, диалектическим — в идее истины и, наконец, спекулятивным - в абсолютной идее, возникающей из идеи блага. Что касается метода, то, как полагал Гегель, он есть метод идеи, а, следовательно, в его формальном и содержательном аспектах представляет собой идею. Не адекватность интерпретации спекулятивного метода представителями различных философских течений, трактующего его в качестве диалектического, заключается в том, что в его содержание включается не идея, а различие между единством Абсолюта, и множественностью эмпирической действительности в учениях неогегельянства, борьба классов в марксизме и т.д. Это приводит и к не аутентичной интерпретации всей спекулятивной философии Гегеля,

Исследование рецепции диалектической концепции спекулятивного мышления выявило характер и особенности наличного бытия моментов логической идеи в современной философии. Поскольку предметом философии является абсолютная идея, постольку каждый момент идеи, реализующей себя в истории философии, есть момент становления спекулятивной идеи в её инобытии.

История философии, по мнению Гегеля, выражает понятие в случайной форме, а не в форме необходимости (или самого понятия). Поэтому цель познания спекулятивного смысла исторических явлений философии заключается в выявлении их понятия или идеи. Формулируя задачу истории философии, Гегель полагал, что она заключается в выяснении того, насколько её содержание согласуется или не согласуется с диалектическим развитием чистой логической идеи.170

Вторая глава посвящена применению диалектической концепции для постижения абсолютной идеи в качестве логического основания различных современных, философских учений.

Анализ рецепции абсолютной идеи в философии, дал возможность формулирования методологического принципа, позволяющего целенаправленно определять философские системы, в которые воплотилась идея.

Исследование показало, что теоретико-познавательные возможности классического рационализма не исчерпаны и требуют дальнейшего научного познания, а диссертационная работа внесет несомненный вклад в процесс актуализации изучения гегелевского наследия.

170 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. T.l M., Мысль, 1974. С. 219

 

Список научной литературыАвсеев, Александр Александрович, диссертация по теме "История философии"

1.Абдулин А.Р. Онтологическое мышление Гегеля // Философское исследование. М., 2001, №1.

2. Адорно Т. Негативная диалектика. М., Научный мир, 2003

3. Адорно Т. Проблемы философии морали. М., Республика, 2000

4. Александров А.А. Проблема сознания и мышления в гегелевской философии. Екатеринбург, 2002

5. Александров А.А. Спекулятивное обретение истины в абсолютном знании // Проблема человека в философии Гегеля (период 1807 1831 г.г.). Екатеринбург из-во Ур. ун-та, 2004

6. Антипин Н.А. Диалектика Гегеля в интерпретации Дж. Мак-Таггарта. СПб., 1998

7. Антипин Н.А. Критическое отношение К.Поппера к диалектике Гегеля. СПб., ПТЛ, 2000

8. Антипин Н.А. Марксистское и постпозитивистское понимание диалектики Гегеля: По поводу критических замечаний К. Поппера // Диалог в философии: традиции и современность. СПб., 1995

9. Антипин Н.А. Отношение К.Поппера к использованию закона отрицания отрицания в гегелевской и марксистской философии // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993

10. Ю.Апель К.-О. Трансформация философии. М., Логос 2001

11. П.Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // Научные доклады высшей школы. Философские науки. М., 1970 №5

12. Асмус В.Ф. Кант М., Наука 1973

13. Бартон В.И. Учение Гегеля о рассудочном и разумном мышлении // Философия и научный коммунизм. Минск, 1983. Вып. 10

14. Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994

15. Баум М. Заметки по вопросу об отношении системы и диалектики у Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

16. Береговой И.И. Проблема "теоретического" синтеза в "Науке логике" и методология науки. Луцк, 1981. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР №8833 от. 12.81

17. Бессонов А.С. Маркузе о Гегеле. Научные доклады высшей школы. Философские науки. М., 1976 №4

18. Бессонов А.С. "Снятие" философии. Гегель, Фейербах, Маркс // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

19. Богомолов А.С. "Наука логики" Гегеля и современные проблемы диалектики: Заметки о международном симпозиуме // Вопросы философии М., 1981 №2

20. Богомолов А.С. Гегель и диалектическая концепция развития // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

21. Болдыгин Г.В. Кант и Гегель о специфике философского доказательства, // Вопросы теоретического наследия- Иммануила. Канта. Калиниград, 1980. Вып: 5

22. Борзова Е.П. Понятие противоречия в философии Гегеля // Проблемы диалектики. Л., 1988. Вып. 13

23. Борзова Е.П. Проблема всеобщего в философии Гегеля. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов 1992

24. Боэций. Утешение философией и др. трактаты. М., Наука, 1996

25. Бубер М. Я и Ты. М., Высш. шк. 1993

26. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев, 1984

27. Булатов М.А. Категории диалектики, их развитие и функции. М., 1980

28. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М., Прогресс, 1978

29. Бур М. Фихте М., Наука, 1965

30. О.Быкова М.Ф. К рациональной интерпретации гегелевской концепции субъективного духа // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М., 1988

31. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993

32. Быкова М.Ф. Гегель философия модерна? // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

33. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1996

34. Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайны субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля. М., Наука, 1996

35. Быкова М.Ф. Принципы и типы интерпретации логики Гегеля (к истории гегелеведческого анализа) // Историко-философский ежегодник 95. М., 1996

36. Быкова М.Ф. Феноменология духа как набросок новой концепции бытия // Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., Наука, 1997

37. Варич В.Н. Взаимосвязь индивидуального сознания и абсолютного знания в "Феноменологии' духа" Гегеля // Вестник БГУ. Серия '' Философия''. Минск, 1987

38. ЗБ.Варич В.Н. Единичное и всеобщее в "Феноменологии духа" Гегеля. Вестник Белорусского государственного университета им. Ленина Серия "История, философия, история, право". Минск, 1987. Вып. 3

39. Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. СПб., Владимир Даль, 2006

40. Виль Р. Закон как категория гегелевской философии духа // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

41. Виндельбанд В. Общая теория философии. Т.2. СПб.,1912

42. Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. Пер. с нем. М., Юрист,1995

43. Виндельбанд В. От Канта до Ницше / Пер. с нем. под ред. Введенского. М., КАНОНпресс, Кучково поле, 1998

44. Вольф М. К вопросу о гегелевском учении о противоречии // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

45. Вяккерева С.Д. Гегель в комментарии А.Кожева // Диалог в философии: традиции и современность. СПб., 1995

46. Гадамер Х-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., Прогресс 1988

47. Гадамер Х-Г. Актуальность прекрасного. М., Искусство, 1991

48. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному. Новая онтология 20 в. М., Республика, 1997

49. Гайденко П.П. Является ли гегелевский монизм одним из источников пантеизма и имперсонализма // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

50. Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного М., 1873

51. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.З. СПб., Наука,1994

52. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., Наука, 1993

53. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике в 3 тт. Т.ЗСПб., 1999

54. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в Зтт. М., 1970

55. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., Наука, 2002

56. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2тт. М., Мысль, 1970

57. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 тт. М., Мысль, 1974-1977

58. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа СПб., Наука, 2002

59. Гегель Г.В.Ф. Философия права М., 1990

60. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2 тт. Мысль, 1976-1977

61. Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1997

62. Голосов В.Ф. Рациональное и мистическое в гегелевской теории являющегося духа. Красноярск, 1969

63. Громыко Н.В. Трансцендентальная философия и её размежевание с абсолютным идеализмом Шеллинга и Гегеля // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

64. Гулыга А.В. Гегель М., Наука, 1971

65. Гулыга А.В. Разум и история (основные проблемы философии истории Гегеля) // Научные доклады высшей школы. Философские науки. М., 1970 №5

66. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., Наука, Ювента,1998

67. Гутова С.Г. Последний неоплатоник: Между мистикой и рацио. (Синкретизм в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля). Немецкая философия второй половины 18 конца 19 веков. Екатеринбург-Нижневартовск, 1999

68. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1998.

69. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995

70. Дильтей В. Описательная психология // Пер. с нем. Е.Д. Зайцевой; Под редакцией Г.Г. Шпета 2-е изд. СПб., Алетейя, 1996

71. Дильтей В. Философия в системном изложении. СПб., 1909

72. Делокаров К.Х. Гегелевская натурфилософия и наука // Социальная теория и современность. М., 1995. Вып. 22

73. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., Академический проект, 2000

74. Джентиле Д. Введение в философию. СПб., 2000

75. Доброхотов А.Л. Антигностические моменты спекулятивного метода Гегеля // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000

76. Дологопольский С.В. "Спекуляция и бесконечность: Гегель и Деррида // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

77. Дюзинг К. Силлогистика и диалектика в спекулятивной логике Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

78. Зелены И. Рассудок и разум в гегелевской "Науке логики" и в материалистической диалектике // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

79. Ильенков Э.В. Диалектическя логика. М., 198483 .Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб., Наука, 1994

80. Ипполит Ж. Спекулятивное мышление и рефлексия // Логика и существование. СПб., Владимир Даль, 2006к*

81. Иешке Вальтер "Самосознание духа". Философия религии Гегеля в историческом контексте // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

82. Кант И. К вечному миру. О вопросе, предложенном на-премию Королевской Берлинской академии наук в 1791 году;- какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времен Лейбница и Вольфа? // Соч. в бтт. Т.6. М., 1964

83. Кант И. Критика чистого разума. М:, Мысль, 1994

84. Кант И. Критика практического разума // Соч. в бтт. Т.4, ч. 1. М.,1964

85. Кант И. Критика способности суждения. М., Искусство, 1994

86. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., Университетская кн., 1997

87. Касымжанов Ж. О диалектике Гегеля. Алма-Ата 1977

88. Киммерли, Г. Разность и противоположность. О соотношении диалектики и мышления дифференций // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

89. Кисель М.А. Гегель и современный мир. Л., изд-во ЛГУ, 1982

90. Кисель М.А. Метафизика в век науки. СПб., 2002

91. Киреев Д.И. Теория суждения Гегеля. М., МГУ, 1988

92. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб., Наука, 2003

93. Козловски П.Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

94. Козловски П. Выводы из гегельянства: стремление к системе и господство системы // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

95. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., Наука, 1980 ЮО.Коротких В.И. О новом понимании структуры философии Гегеля

96. Вопросы философии. М., 2003 № 4

97. Ю1.Кричевский А.В. Понятие абсолютного духа в философии Гегеля // Историко-философский ежегодник, М., 1991

98. Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. М., 1993 № 5103 .Кроче Б. Антология сочинений по философии: История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. СПб., Пневма, 1999

99. Кроче Б. Теория и история историографии. М.,: шк. "Язык рус. культуры", 1998

100. Ю5.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977 1 Об.Кэрд Э. Гегель. М., 1898

101. Лабарьер П.-Ж. Гегелевская "Наука логики" "в-себе и вне-себя самой": структура и рефлективное движение // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., Наука, 1987

102. Лакатос И. Структура и развитие науки. М., 1978

103. Ю9.Лакатос И. Ответ на критику // Кун Т. Структура научных революций. М., Издательство ACT, 2002

104. Лей Г. К вопросу о реконструкции гегелевской логики // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., Наука, 1987 11 З.Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4тт. T.l М., 1983

105. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Соч. в 4тт. Т.2 М., 1983

106. Летов О.В. Гегель и современная философия // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

107. Линьков Е.С. Становление логической философии // Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997

108. Липский Б.И., Марков Б.В., Солонин Ю.Н. Метафизика. СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 2008

109. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта: Екатеринбург, УрГУ., 1993

110. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Синтетическая теория идеального. Екатеринбург Псков, 2000

111. Малахов B.C. Хёсле В. Система Гегеля: идеализм субъективности и проблема интерсубъективности // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

112. Малахов B.C. Восприятие Гегеля в современной философской герменевтике // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

113. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М., Мысль,1983

114. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., Аграф, 1997

115. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., Прогресс,1993

116. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., Прогресс, 1984

117. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). М., 1968

118. Мареев С.Н. Метод восхождения от абстрактного к конкретному у Маркса и у Гегеля // Философское наследие Маркса и современность: поиск новых подходов. М., 1992

119. Маритен Ж. Об истине // Работы Ж. Маритена по культурологи иистории мысли. Вып. 2 М., 1992

120. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е т.4 М., 1948

121. Маркс К. К критике гегелевской "Философии права". Соч. т.1

122. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследования идеологии развитого индустриального общества. М., Refl-book, 1994

123. Маркузе Г. Разум и революции: Гегель и становление социальной теории. СПб., 2000

124. З.Масленников Д.В. Логическое в немецкой классической философии. СПб., 1998

125. Мелешина С.Н. Всеобщее как категория логики и философии истории Гегеля // Диалектика исторического процесса: противоположность материалистического и идеалистического подходов. Саратов, 1986. С. 8 -11

126. Молчанов В.И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант // Феноменологическая концепция сознания: проблемы альтернативы. М., 1998

127. Мотрошилова Н.В. Диалектика системности и системность диалектики в "Науке логики" Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

128. Мотрошилова Н.В. "Витторио Хёсле: наброски к философскому портрету" // Хёсле В. Гении философии нового времени. М., Наука, 1992

129. Мотрошилова Н.В. История философия. Запад Россия - Восток. Кн. 4. М., 2000

130. Муравьев А.Н. История философии как философская наука // Философский век. Альманах 24 Ч.1.СП6., 2003

131. Муравьев А.Н. Об истоках и итогах философствования XX // Credo new №2 (30), 2002

132. Нарский И.С. Диалектическое взаимодействие "рассудка" и "разума" у Гегеля // Вопросы философии. М., 1986 № 5

133. Нарский И.С. "Категория противоречия "Науки логики" Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

134. Наторп П. Философская пропедевтика. М., 1911

135. Науменко JI.K. Монизм как принцип диалектической логики. М.,1968

136. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля: диалектика объективного духа // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

137. Никоненко С В. Английская философия XX века. СПб., Наука,2003147.0йзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля. М., "Знание", 1982148.0йзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии. М., 1993 № 11

138. Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб., Наука, 2000

139. Пёгелер О. Гегель и немецкий романтизм сегодня // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

140. Погосян В.А. "Феноменология духа" Гегеля как спекулятивная логика в "действии" // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

141. Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М., Ермак, 2004

142. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Киев, Ника-Центр2005

143. Поппер К.Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии. М., 1995 № 1

144. Пунтель Л.Б. Рассудок и разум в гегелевской "Науке логики" // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

145. Пушкин В.Г. Абсолютное в человеке. СПб., 2000

146. Пушкин В.Г. Сущность метафизики. СПб., Москва - Краснодар, Лань, 2003

147. Райзингер П. Спекуляция и эмпирия у Гегеля мезальянс? // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000

148. Рау И.А. Гегель о соотношении теоретического и практического освоения действительности // Вопросы философии. М., 1985 № 2

149. Риккерт Г. Границы естественнонаучного- образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., Наука, 1997

150. Риккерт Г. Науки о природе и науки о человеке. М., Республика,1998

151. Риккерт Г. О понятии философии. Кн.1, М., Логос, 1910

152. Родригес С. Проблемы категориальной структуры в "Науке логики" // Философские науки. М., 1983 № 2

153. Рокмор Т. Гегель, немецкий идеализм и антифундаментализм // Историко-философский ежегодник 94. М., 1995

154. Романенко Ю.М. Понятия «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. СПб., 2000

155. Сартр Ж. — П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., Тера Книжный клуб, Республика, 2000

156. Селезнёв А.И. Понятие системы в философии Гегеля // Проблемы диалектики. Л., 1982. Вып. 10

157. Селиванов Ю.Феноменология отчуждённого духа. М., ЭКОН, 1999

158. Семенидо А.Г. "Наука логики" Гегеля и проблема системной организации философского знания // Социальная теория и современность. М.5 1995. Вып. 22

159. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков. М., Высшая школа, 2003

160. Солина Е.М. Отчуждение' в процессе познания (миф о грехопадении) в учениях Г.В.Ф. Гегеля и JI. Шестова // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Новгород, 1998

161. Соловьёв B.C. Гегель // Сочинения в 2тт. Т.2. М., 1988

162. Соловьёва Г.Г. Три формы логического и диалектика отрицания: (К анализу гегелевской концепции) // Вопросы философии. М., 1980 N8. С. 66-88

163. Соловьёва Г.Г. Негативная диалектика: ( Два образа критической теории Т.В. Адорно ). Алма-Ата Гылым, 1990

164. Тейлор Т. Диалектика сегодня или структура, самоотрицания // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

165. Тимофеев.А.И. Становление философской антропологии от Канта до Гегеля. СПб., 2001

166. Туровцев Т.А. Логика Гегеля против предела экзистенции // Начало. СПб., 1999 №8

167. Федосеев П.Н. Значение диалектики Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.,1987

168. Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. М.,1986

169. Фейербах Л. Избранные произведения: в 2тт. М., Наука, 1955

170. Фихте И.Г. Соч. в 2тт. Мифил, 1999

171. Фишер К. Гегель его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом 8 т. М. Л., Государственное социально — экономическое издательство, 1933

172. Фишер К. История новой философии. Т 1 — 10. СПб., 1903

173. Фулда Х.Ф. Претендует ли гегелевская логика на то, чтобы быть универсальным научным методом // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

174. Чернов С. А. Субъект и субстанция трансцендентализм в философии науки. СПб., 1993

175. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., Весь мир, 2003

176. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., Наука, 2000

177. Хайде Людвиг Нравственность и ирония. Гегелевская критика современности в "Основах философии права" // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., 2000

178. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, Фолио, 2003

179. Хайдеггер М Время и бытие. М., Республика, 1993

180. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., Русское феноменологическое общество, 1997

181. Хайдеггер М. Феноменология- и трансцендентальная философия ценности. Киев, Cartel, 1996

182. Хенрих Д. "Понимание Гегеля" // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.,1987

183. Хёсле В. Гении философии нового времени. М., Наука, 1992

184. Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2тт. Т.1. М., Мысль, 1987

185. Шинкарук В.И. Логика, диалектика и теория познания. Киев, 1964

186. Шуман А.Н. Трансцендентальная философия. Минск, Эконом пресс, 2001

187. Шуман А.Н. Философская логика. Минск, Эконом пресс, 2001

188. Энгельман П. Является ли притязание диалектики науниверсальность источником тоталитаризма? // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

189. Эсслер В.К. К типологии видов диалектической логики у Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., Наука, 1987

190. Apel K.O. Diskurs und Verantwortung. Frankfurt a. M., 1988

191. Apel K.O. Transformation der Philosophischie. Frankfurt a. M., 1988. Bd. 2.

192. Bosanquet B. The philosophical theory of the state. L., 1899

193. Bredley F.H. Appearance and Reality. London, 1925

194. Bredley F.H. The principles of logic. L., 1922

195. Glockner H. Nach Hundert Jahre // Kant-Student. 1931

196. Griffin D.R. The Reenchantment of Science. N. Y., 1988

197. Green Т.Н. Works. L.: N.Y., 1900

198. Habermas J. Der philosophischie Diskurs des Moderne. Frankfurt a. M., 1988

199. Houlgate S. Hehel, Nietzsche and criticism of metaphysics. Cambridg, 1986211 .Kroner R. Von Kant bis Hegel. Tubingen, 1921

200. Lasson G. Was ist Hegelianismus? В., 1910

201. Mc.Taggart J.E. Stadies in Hegelian cosmology. Cambridge 1918'

202. Mc.Taggart J.E. Stadies in Hegelian Dialectics. Cambridge 1922

203. Metzaux A., Waldenfels B. Leibhaftig Vernuft Spuren von Merleau-Pontes Denkes. Munchen, 1986

204. Popper K.R. The logic of scientific discovery. L., 1959

205. Royce J. The world and the individual. N.Y.,1899

206. Stirling J.H. The secret of Hegel, being the Hegelian system in origin, principal, form and matter. L., 1865

207. Teylor M.C. Descartes, Nietzsche and the Search for the Unsayable // The New York Review of Books. 1987 febr. 1

208. Welsch W. "Postmodern" Genealogie und Bedeutung eines umstrilenen Begriffs // " Postmodern" order der Kampf um die Zukunf/ Hrsg. v. Peter Kemper Frankfurt a. M., 198.8