автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектическая природа творческой деятельности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Омельченко, Светлана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Львов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектическая природа творческой деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектическая природа творческой деятельности"

ЛЬВОВСКИЙ ГО^ДАРСТВШШЙ УНИВЕРСИТЕТ нм. И.Я.Фргнко

На правах рукописи

ОМЕДЬЧЕНКО' СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

даАЛЕКШЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЛЬВОВ - 1992

Работе выполнена нн кафедре фглооофви Львовского государственного университета км. И.Я.Франко

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Лысый Б.П.

Официальные оппокчь'Ш - доктор философских наук,

профессор Кушаков Ю.В.

кандидат философоках наук, доцент Иовчжк И.И.

Ведущая организация - Киевский политехнический

институт

...

Защата состоится " г. в ..... час.

аа заседании спвциалЕзжрованного совета К.068.26.07 по йалософскиы наукам во Львовском'государственном университете жм. И.Франко.( 290002, г.Львов, ул.Университетская,I).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке укевврсдтета ( ул. Драгоманова, 5).

Автореферат разослан "А/. * 1992г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат

философских наук, доцент но Н.И.Черныш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность теми исследования. Динамика общественных процессов последних лет, вызванная крайне обострившимися противоречиями буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности, включая материальное производство, изменение социальных, политических и национальных отношений и, что немаловажно и основательно варьируется на всех уровнях общественного устройства, духовного состояния общества, требует философского обоснования характера и форм этого процесса, его социальной перспективы. Выступая не своеобразной рефлексией происходящего, философское знание само находится в непрестанном совершенствовании своей теории, в переориентации научного поиска на новые направления, разработке альтернативных методов научного знания и т.д. Наряду о этим, в круг философской рефлексии всегда "входили" и продолжают "входить" фундаментальные, инвариантные проблемы. К их числу принадлежат проблемы диалектики и человеческой деятельности.

Актуальность разработки этих проблем обусловлена глубиной их потенциальных возможностей и связывается не только с объяснением изменений актуальной истории, но и с обоснованием диалектического разрешения противоречий в процессе творческой человеческой деятельности.

Синтез деятельности и диалектики является также необходимым основанием процесса познания: через анализ предметно-практической деятельности осуществляется действенная интерпретация системы категорий и законов материалистической диалектики, а понимание диалектической природы деятельности позволяет еыяеить истинную логику ее саморазвития и тем самым прогнозировать ход исторического прогресса.

Человеческая деятельность детерминирована социокультурный бытием. Соответственно, в переломные моменты истории обостряются жизненно важные вопросы связанные с поиском смысла янани, истинных ценностей, их сохранения и приумножения. Б системе культуры зти вопросы находят свое действенное разрешение. В свою очередь культура - результат обцественно-исторнческой деятельности людей. Суть ее изменения и становления обусловлена творчески развивающейся системой деятельности. Диалектика же этого соотношения имеет непреходящее значение для паучяого зпания, искусства и культуры.

Степень разработанности проблемы.Практически ни одна область человеческого знания не обходит своим вниманием деятель-ностный аспект. Но, з отличие от частнонаучных исследований, в сферу философской рефлекоии включены всеобщие параметры человеческой деятельности, аккумулирующие осн-овные принципы отношения человека к миру и его бытия.

В работах Ш.М.Лбдильдина, К.А.АбишеЕа, А.С.Арсеньева, М.А.Булатова, М.М.Бахтина, В.С.Библера, И.Н.Вознлка, С.2.3ака, В.П.Эагороднюка, З.В.Ильенкова, Б.М.Кедрова, П.В.Копнина, В.П.Лысого, Е.Н.Причепия,"М.С.Сабитова, А.А.Хамидова, В.И.Шинкарука, А.П.Шептулина, А.И.Яценко и многих других, обоснованы общие методологические принципы построения научной теории деятельности. Разработке отдельных аспектов материалистической диалектики - развитию, противоречиям", - посвящены работы В.Н.Аверьянова, В.А.Босенко, Г.А.Давыдовой, ?Л.Л.Здотияой, И.Т.Исаева, Л.Ф.Ильичева, В.И.СБвдерского, А.В.Иванова.

Анализ проблемы диалектики и "деятельности в историческом плане выявил основные этапы еэ становления ; в античной философии у Аристотеля предметом самостоятельного рассмотрения становится диалектика как особенная аорма человеческой деятельности ; обособление сфер теории и практики и абсолютизации метафизического метода в Новое время привело к противопоставлению ' деятельности и диалектики, разрыв мекду которыми был преодолен лишь немецкой классической философией. Историко-философский анализ этих этапов в срезе исследуемой концепции представлен работами В.А.Асмуса, А.Б.1Улкги, АЯ».Лосева;, Ю.В.Кушакова, И.П.ГаЙденко, М.А.Буланова, Ю.й.Бородая, М.В.Мотрошловой, М.К.Мамардашвили, И.С.Царского, Т.И.0йзер;«1ана, Ь.С.Горского, Й.В.Бычко, В.Феротера.

Несмотря на исторически большой опыт исследования проблемы деятельности в мировой философской культуре, в системе материалистической диалектики она сравнительно недавно приобрела статуе самостоятельной категории, обособившись от понятий "практика" л "активность". Велика в том заслуга частпонаучних дисциплин, в частности, психологии. Идея сосдания общей теории деятельности, осношшой на при:щапах материшшстическог;

диалектика, принадлежала выдающимся психологам С.Л.Рубинштейну, Л.С.Выготскому, Б.Г.Ананьеву, А.Н.Леонтьеву, Г.Я.Гальперину. Дальнейшая конкретизация психологической категории деятельности осуществлена в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова,

A.А.Братко, Л.П.Волкова, Е.И.Головахи, А.Н.Кочергина, Б.Ф.Ломова, Г.В.Суходольского, Г.ПДедровицкого, Л.И.Уманского, проблема психологии творчества решается К.Л.Григорьяном, О.И.Никифоровой, А.Н.Луком, Я.А. Пономаревым, В контекоте "практической педагогики" и " педагогики сотрудничества" ввделяготся виды, формы воспитательного процесса, их этап» и механизмы протекания

( Ш.А.Амонашшли, Ю.П.Азаров, Ю.К.Бабанский, А.С.Макаренко,

B.А.Сухомлинский, Т.В.Г&бай, В.Граф, И.И.Ильясов, М.П.Щетинин, Н.В.Кузьмина, З.Ф.Есарева).

Однако, богатейший материал, представленный в частнонаучйы! разработках, требовал и своей философской рефлексии, в частности, проблема соотношения деятельности и общения рассмотрена Л.П.Буевой, структурализация и классификация видов«деятельности М.С.Каганом, М.В.Деминым, В.Д.Данасий, Л.Николовым, А.Г.Коноваловым, взаимодействие репродуктивной и продуктивной деятельности ~ Е.Ф.Овчинниковым, II.В.Гусевой. Отдельно рассматривается ее эстетический аспект ( М.М.Ь'ахтин, А.С.Канарский). Художественное творчество как особый вид деятельности исследуется в работах Ю.Г.Кудрявцева, й.Я.Васина, В.И.Мялепы, В.П.Ми-хала ва, В.А.Малахова, А.И.Колкова, И.Т.Калои-п.,й, Д.И.Дубровского, Л.Т.Левчук, Д.Б.Богоявленской, А.И.Болдырева).

Непосредственную ценность в плане изучения проблемы представляют работы Э.В.Ильенкова, Б.М.Кедрова, В.С.Библера, ' П.В.Копшша, В.А.Босенко, где деятельность берется в качестве необходимой предпосылки исследования генезиса и реального развития логпки диалектики. При этом актуализируется и проблема творчества, как имманентно присущая содержанию деятельностного процесса в целом.•

Непосредственным развитие идей предыдущих авторов являются работы М.А.Булатова, Г.С.Батшдева, В.И.Иванова, Э.Т.Юдана, В.М.Тюхтина. В них дается конкретно-всеобщее понимание деятельности и как объекта исследования, и как философской категории,

4 V

и как объяснительного принципа. Работы Г.А.Давыдовой, С.С.Голь-дентрихта, А.М.Коршунова, Б.Ф.Шаповалова, Н.П.Французобой, П.С.Дышлевого, Л.В.Яценко, Б.Г.Пушкина посвящены воспроизведению процесса творческой деятельности в единстве исторического и логического.

0

Философско-мировоззренческий аегшкг проблемы, в контекст которой входит анализ материально-предметного и духовного освоения мира человеком, формирование человека как субъекта деятельности представлено в работах М.Л.Злотиной, В.И.Шинкарука, Б.В.Новикова, В.А.Молчанова, Е.В.Осичшока, Л.В.Сохань, Ы.А.Щульги, • Л.С.Коршуновой, С.В.Крымского, А.Г.Мнслчвченко.

Наряду с мировоззренческим направлением интенсивно разрабатывается культурологический аспект проблемы. Большинство авторов, среди них В.М.Межуев,- Э.С.Маркарян, Н.С.Злобин, Ю.Н.Давыдов, О.И.Джиоев, Н.М.Есидчук, В.Е.Давидошч, Ю.А.Ьдвнов, А.Н.Лой, В.Г.Табачковский, Н.Ф.Тарасенко, Н.З.Чавчавадзе, указывают на диалектическую взаимосвязь социально значимой творческой деятельности и культуры. Подчеркивается, что человек, преобразовывав мир в процессе общественно-исторической практики,развивает и свои личностные качества, т.е. творит себя.

Уникальны по своему содержанию работы русских философов "серебряного века" Н.Л.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка, А.И.Йльина, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского и др. С решением проблемы философского творчества в статьях «КН.Ершова, И.И.Лапшина, исследуются закономерности творческой деятельности самосознания (М.О.Гершензон), представлена своеобразная диалектика прогресса человеческого рода у Н.А.Бердяева, который связывает его с эпохой религиозного творчества, как итога всей мировой жизни и мировой культуры.

Выход на проблем творческой деятельности имеет место в работах зарубежных авторов .3.Фрейда,-А.Шопенгауэра, Г.-Д.Сартра, А.Камю, Ф. Нищие, Э.Фромма и. многих других. В св^ем творчестве они обратили внимание на те жизненные вопросы, которые не реф-лексировались прежними философскими направлениями. Актуальной становится не философия действия, а философия пассивности ( герт-меневтика Х.Г.Гадамера) , на смену "философии мысли" приходит "философия жизни" (Ф.Нише, Э.Фромм, О.Шпенглер) .Наблюдается интерес к отражению экзистенционального бытия человека, его

отношению к миру и себе, поиска смысла жизни (В.Франкл, А.Каш.;. , вопросам мотивации деятельности ( Хайнц Хекхаузен). На смену преемственности культур приходит понимание их кризисного состояния (ИДейзинг, М.Вебер) и невозможностью овладеть тайной .чело-* веческого творчества ( К.Г.Юнг, МДайдеггер); 0 сокрушительном характере деятельности современных художников, о дегуманизации искусства высказываются в своих работах й.Маритен, Г.КЛестер-тон, Х.Ортега-и-Гасет, З.Вейдле, Г.Белль, Г.Марксель.

Наиболее значительными в исследовании диалектики творчества являются работы Г.С.Батшцева и Л.В.Яценко. Методологический анализ диалектики активности субъекта и социокультурного стимулирования творчества дан в докторской диссертации Л.В.Яценко. В работе Г.С.Батшцева■"Диалектика творчества" исследуются общие принципы творческой деятельности. От условий сопровождающих факторов творчества, автор приходит к пониманию его как процесса и отношения, как процесса безграничного приобщения-к беспредельности .

Отдавая должное научной и практической значимости данных, работ, следует отметить, что в силу, сложности и многоуровневос-ти проблемы деятельности не все аспекты и срезы выявлены, и разработаны в литературе, К менее изученным относится исследован-ность природы творческой деятельности. Кроме того, подлежат критическому осмыслешго и гносеологической оценке выявленные основания человеческой деятельности уже в условиях, новой исторической реальности. •

Паль и основные задачи исследования. В соответствии о вышеизложенным в диссертационной"-работе ставится цель: опираясь па историко-философское наследие, в частности, немецкой классической философии, исследовать природу творческой деятельности.-

Реализация поставленной'цели предполагает решение следующих задач:

- определить и уточнить исходные методологические принципы и дать характеристику специфики теоретического исследования философской категории' деятельности.;

- выявить диалектику становления деятельности в контексте теоретического и практического отношения человека к действительности;

- показать неотъемлемость творческого процесса от деятельности, установив общность оснований и единую логику движения.

Научная ношзна диссертаодонного исследования заключается в том, что на основе философской концепции деятельности и основополагающих принципов диалектики - воеобщности и развития - прослежено внутреннее единство диалектики, деятельности й творчества.

Ношзна конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту.

- логика становления деятельности, выявленная в философских системах немецких классиков, послутиа основанием для доказательства диалектической природы человеческой деятельности и выведения ее содержания из генезиса, конкретно-всеобщего.противоречия сущности и формы, теоретического и практического 5

- определена единая природа творчества и деятельности: основанием творчеотва, его всеобщей .определенностью выступает Предметная деятельность, а деятельность в своем генетическом развитии выявляет творческую сущность ;

- дано обоснование, что творчество имманентно всеобщему, процессу человеческой деятельности и его законы совпадают .с всеобщими законами развития, равно как всеобщие законы диалектики выступают всеобщими законами преобразования ; '

- раскрыто внутреннее единство диалектики к деятельности В контекста актуальных проблем культуры и общественно-исторического прогресса.

Практическая и теоретическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в последующей разработке теоретических и методологических вопросов проблемы деятельности, творчеотва, изучения материальной и духовной шала общества, культуры и общественного прогресса. Исоле-доваше деятельности имеет непосредственно практическое значение в педагогике.Ибо процесс образования форм деятельности -ес*ь процесс "образования" в смысле воспитания самого человека, а чераа формы игры, общения - передается "эйдос" творчества.

Основные положения диссертации могут быть использованы при чтения нормативных курсов и проведении семинарских занятий по $шюсо$ив в разделах "Диалектика", "Сознание", "Познание",

"Практика", "Человек", "Культура и цивилизация" и служить методологической основой для анализа понятийно-категориального аппарата смежных философских дисциплин, в том числе социологии, психологии и педагогики.

Аппобашя работа. Материалы исследования докладывались на республиканской научно-практической конференции "Формирование потенциала личности в учебно-воспитательном процессе" (Луцк, 1986), на научно-практических семинарах, посвященных А.С.Макаренко и В.А.Сухошшнскому (Луцк,1980), на научно-теоретическом семинаре "Проблемы формирования личности учителя в педагогическом вузе" (Луцк,1980) и "Проблемы формирования личности учителя и пути его подготоыш к всестороннему развитию учащихся" (Луцк, 1989), на теоретическом семирарв "Проблема саморазвития личности: .методология и практика" (Луцк,1989), на Всесоюзном теоретическом семинаре ".Мирово у зрение и научное познание" (Луш, 1909), на Всесоюзной конференции, лосзященной 90-летию со дня рождения Г.С.Костика (Киев, 1990), на международном семинаре "Традиции Львовско-Варшавской школы и современность"(Львов,1990), на Есесогазной научно-празстической конференция "Методологические и методические проблемы курса "Человек и общество" (Луцк,1990) на Всесоюзной межвузовской научной конференции "Творчество как предмет философского исследования" (Киев,1989), на научно-практической конференции "Культура и духовность" (Львов,1991), а также на заседаниях кафедры философии Львовского государственного университета им. И.Я.Франко.

Структура диссертации к логика изложения материала обусловлены юставлешюй целью и задачами исследования, В первой главе расбкрыьавтся методологические основания философского исследования категории деятельности и еэ форм. Бо второй главе дается изложение функционировшшя творческой деятельности на основе принципов всеобщности и развития.

Диссертация состоит из ■введения, двугс глав (подразделенных на пять параграфов) и заключения. К тексту прилагается список основной использованной литературы.

8 *

ОСНОВНОЕ ШДЕРЕШЕ РЛБОТН

Во .введении обосновывается актуальность избранной темы, проводится анализ степени ее научной разработанности в современной философской литературе,.формулируются цель и задачи , исследования,, раскрывается научная новизна положений, выносимых на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая.глава - "Диалектика как методология анализа сущности человеческой деятельности" посвящена раскрытию содержания категорий деятельность и творчество, обоснованию необходимости философского подхода в их решении на основании законов и принципов материалистической диалектики.

В первом параграфе - "Деятельность и основные .ее виды" -рассмотрены особенности современного состояния проблемы, критически осмысливаются вопросы, связанные о философским понятием деятельности.

Подчеркивается, что деятельность - это самостоятельная категория в системе материалистической диалектики, которую не позволительно подменять ни понятием "активность", в силу ее "принципиальной не-предметяости", т сводить к экономическим категориям - труд, практика. Содержание философской категории деятельности раскрывается через понятия "сеязь", "отношение", "общение", т.к. они наиболее полно выявляют ее процессуальную природу.

Определены реальные условия отражения функционирования деятельности как целостной гармонической системы, суть которой . заключается в опосредовании связей между человеком и природой, в установлении отношений между предметными формами, В рамках данной системы выявлены основания становления деятельности, механизмы ее развертывания через распредмечивание и опредмечивание.

Как целостное образование деятельность осуществляет свое движение, находясь в непрерывном "общении" с окружающим миром. Через отрицание одних видов связей, приходит к установлению новых отношений непрерывно модулируя природные зависимости. Но как целое, она полагает связи к внутри своей системы. Она не существует как "самостоятельный предмет" вне своих форм, а реализует себя через них, удерживая в процессе своего развития

и координируя мезду ними связь. Виды деятельности составляют содергание одного знания, но каждое функционирует как отдельное, выявляя специфические механизмы регуляции с другими формами деятельности.

Проанализировав представленные в современной отечественной литературе точки.зрения по вопросу о структуре деятельности, классификации форм деятельности, автор формирует существо своего подхода к отому вопросу. Основываясь на результаты проведенного анализа, заключает, что философское решение проблемы деятельности не мокэт быть сведено к систематизации форм и видов деятельности. Для выявления сущности этого процесса, философское знание абстрагируется от всего многообразия видовых проявлений и рассматривает категорию в споем предельном значении как "деятельность вообще".

Излагая существо дискуссии об определении границ категории деятельности, автор констатирует, что деятельность "вообще" -это гносеологическая категория, исчерпывающая в логическом пространстве определенный класс ситуаций вообще и универсальна по своему характеру. Однако, из факта универсальности человеческой деятельности не следует ее субстанциональная определенность и то, что все формы человеческой реальности так или иначо входят в эту систему,.и что вся эта действительность непременно сводится к ней.

Во втором параграфа - "Диалектическое содержание теоретического и практического отношения человека к действительности" -выявленная специфика философской категории деятельности получает, свою дальнейшую конкретизацию в процессе адекватного воспроизводства логики ее самодвижения."

Обращение автора к анализу философских систем представителей немецкой классической философии не случайно, ибо позволяет раскрыть характер и особенности категориального становления деятельности и выявить принципиальные подходы в ее исследовании.

Деятельность у Иммануила Канта определена в сфере познания и выступает как "чистый разум". Он достигает СЕоей свободы в мире явлений и в мире явлений становится действенным,(проходя ступени теоретического!! и практического разума, юс совпадения в эстетической и религиозной деятельности.

ю *

Фихте дана логика самостакоЕяешя деятельности Я (субъекта), которая через ряд"огранич9ний" деятельности Я и деятельности не-Я устраняет противоположности между ними и приводит к моменту единения, т.е. синтезу субъективного и объективного. Однако, действительный переход между противоположностями Фихте так и. не показан. Но, отражая существо деятельности как непрерывного акта синтезирования одних противоположностей и перехода к некоторому высшему противоречию, он, тем самым, излагает систему категориального становления деятельности.

Как процесс постоянного потенцирования самосозерцания от простейшей потенции до высшей'эстетической, синтезирующей в себе теоретическую и практическую деятельность - представлена в философий Шеллинга система деятельности. В последовательности актов самосознания Я им определены общие закономерности в становлении и развитии-деятельности, отражена ее динамика * в контексте природных и социальных условий, выявлен диалектический характер процесса деятельности в непосредственной связи с ее формами.

Философия Гегеля представляет собой логику всеобщего процесса деятельности, а становление ее в форме теоретического и практического имевт своим предметом диалектический метод. Однако, идею Гегеля о совпадении диалектики и деятельности нельзя взять как нечто данное. Исходя РЗ его же логики, познание в форме теоретической деятельности долено "снять" в себе форму внешней данности и стать субъективным, а в практической деятельности преодолеть односторонность субъективного. Теоретическое и практическое знание, таким образом, преодолевая односторонность своей противоположности, только в единстве дает нам новое знание, в частности, о сущности человеческой деятельности.

Исследование природы деятельности в материалистической" диалектике выявило ряд положений отличных от идеалистической., В качестве исходной берется чувственная предметная деятельность в конкретно-исторических формах культуры. Обосновано, что деятеле; ностьне дается человеку генетически , так как исключительно социальный продукт.Через систему антиномий раскрываются механизмы приобщения человека к деятельному процессу, что предполагает активнооть и со стороны объекта и со стороны субъекта.

Действуя, человек приводит к жизни "застывшио"формы материальной культуры, воспроизводит "потребительное свойство" предмета и раскрывает совокупность содержащихся в нем возможностей, соотнося о новым уровнем потребностей.

.Сущность же деятельности не дается непосредственно, она скрыта за реальными формами своего обнаружения. Т.е. через отрицание своего движения деятельность приобретает определенные- формы. Но, они суть на внешняя сторона деятельности, а "момент видимостифактически отражающий момент самой сущности. Фиксируемые отношения мевду деятельностью, с одной стороны, теорией и практикой, с другой, аналогично отношению между общий и особенным.

Теория и практика охватывают противоположные сферы человеческой реальности. Б процессе практического отношения человека к миру, устанавливаются непосредственные связи с миром. В теоретической деятельности эти свя'зи оставляют природу неприкосновенной, но на основе реального бытая создается самостоятельно функционирующая идеальная система. Деятельность же, как "снятая" теория и практика, суть диалектика, фиксирующая развитие.

В третьем параграф - "Диалектика и творчество" - обозначено предметное-поле теоретического поиска через рассмотрение сложившихся в философии определений а подходов. Быявляеуся диалектическое содержание и всеобщность творческого процесса.

Творчество относится к числу явлений человеческой жизни обращение с которыми требует особого тщательного поиска. Оно традиционно считалось проявлением идеальной сферы, а иррациональный подход в ее исследовании.остается актуальны! и по сей день.

В поиске творчества, полагает II.Рерих, не должно быть ничем условного, навязанного. Это основное условие в исследовании творчества, для рационального знания, является и трудновкполяу-МВД«

В рационалистической системе Гегеля проблема творчества получила свою завершенную форму. Творческой по овоей сути выступает воя система становлешя11 абсолютной идеи? Находясь в непрерывном процессе самостановления, саморазвития, абсолютный дух творчества обнаруживается и в деятельности субъективно-» го (индивидуального) духа., объективного духа (государство, нравственность, мораль) и высшую свою творческую потенцию обнаружит-

вает в абсолютной идеи (искусство, религия, наука). Здесь снимаются противоположности между субъективным духом и объективным, как чисто бесконечная форма знания, с одной стороны, и тождественный с. этим знанием объект, с другой.'В логике ае-творческш. выступает разут/,, как форма развивающая всякое содержание и синтезирующая в сейе теоретический и практический разум.

В система диалектического материализма сложилось два подхода в исследовании творчества. Дня одного направления характерным является трактовка творчества как вида' деятельности с соот-ветсвующей классификацией ее форм. Динамический же подход предполагает исследование процессуальной природы творчества в системе диалектических связей и отношений.

Исследование процесса творчества является логическим продол-аеннем исследования процесса деятельности. Более того, как "вещь в себе"- она не имеет основания. Определять же ее как нечто более "высокое" в деятельности означает"игнориро1:ание" ев определенности. Т.о.творчество определено в деятельности и через деятельность. Соответсвэняо, дефиниция творчества как вида деятельности и указание на степень ее превосходства, имеет смысл лишь на уровне частник форм и видов деятельности. '

Деятельность же, идя от "предмета", согласуясь с его. законами и своими потребностями, "творит", продуцируя форш своего движения и развития. "Творит" действительный мир человеческой культуры и "творит" самого человека.-Эстетическую же завершенность деятельность получает в тождестве теоретического и практического. Таким образом, творчество и деятельность выявляют единую природу в своем развитии. Соответственно; в системе диалектики "творческая деятельность" приобретает категориальный статус.

Установлено, что логические (формы и законы деятельности являются непосредственным отражением теоретического и практического отношения человека к действительности. В деятельности, взятой в своем конкретно-всеобщем'значении, приводятся в согласие всеобщие законы природы с преобразовательными возмохаюс-тяш человека, тем самым, выявляя свое диалектическое содержание. А,по скольку гворчество имманентно всеобщему процессу деятельности, то и его законы согласуатся с законами диалектно.

Вторая глава. - "Основные принципы, отражайте единство диалектики и деятельности" --посвящена анализу диалектика как логики выражения объективности.

В первом, параграфе - "Лряядап всеобщности" - раскрывается иерархия связей и отношений во всеобщем процессе творческой дэятельности.

Творчество и деятельность - это целостная тотальность, внутренне противоречивая к конкретно-всеобщая по своей сути. Здеоь индивидуальное, конкретное, единичное является одновременно общим, равно как и общее "в себе", есть единичное, конкретное, индивидуальное. Поэтому, говоря о диалектической'природе творчео тва, невозможно отмериваться от индивидуального п конкретного, как и от всеобщего и ушгаерсальногр.

Разделение яе доятельности на творческую и нетворческую имеет смшл на уровне ее частных форм и „идов. Относительно же родовой деятельности проводить такое разделение методологически неправомерно. Кроме того, из факта всеобдаости совершенно не следует, что любое проявление человеческой активности есть творчество, или что каждый челбвек тЕороц. Отсутствие же в определенных видах деятельности творчества не является опровержением его всеобщности, т.к. истинно всеобщее не есть общее всем. Результатом творческой деятельности непосредственно выступает мир культуры. Из нее человек черпает силы дая.форнирср^'вд своих способностей и для реализации своих потенций.

Всеобщность творчества проявляется как тенденция в поведении отдельных личностей, как отрицание всеобщего в каадом отдельном проявлении. Но творческая деятельность худо:,шика неотъемлема от всеобщего процесса духовного производства, и практически охватывает все сферы человеческой реальности. Отдельный индивид выступает реальным субъектом культурообразующей деятель- . поста. Он, в процессе своего становления аккумулирует и предметно-вещественные и знаковые фирмы, технологические и социальные отношения. Выступая как единичное, он проходит в своем развитии стадии особенного и всеобщего. Приобщаясь к общему процессу деятельности субъект воспроизводит свои индивидуальные характеристики, личностные качества.

Вторая глава - "Основные принципы, отражающие единство диалектики и деятельности" - посвящена анализу диалектики как логики выражения объективности.

В первом параграфе - "Принцип всеобщности" - раскрывается иерархия связей и отношений во всеобщем процессе творческой деятельности.

Творческая деятельность - это целостная внутрипротиворечи-вая система, всеобщая по своей сути. Здесь индивидуальное, конкретное, единичное является одновременно общим, равно как и общее "в себе", есть единичное, конкретное, индивидуальное.. Поэтому, говоря о диалектической природ-) творчества, невозможно отмежеваться от индивидуального и конкретного, равно как и от всеобщего и универсального.

Подчеркивается, что выявление критериев творческого и нег творческого в общем процессе деятельности лишено основания, ибо из факта всеобщности совершенно не следует, что любое .проявление человеческой активности есть творчество, или что каждый человек творец. Отсутствие же в отдельных видах деятельности творчества не.является опровержением его всеобщности, т.к. истинно всеобщее не есть общее всем. Результатом творческой деятельности непосредственно выступает мир культуры. Из нее же человек черпает силы для формирования • своих способностей и для реализации своих потенций.

Всеобщность творчества проявляется как тенденция в поведении отдельных личностей, как отрицание всеобщего в каждом отдельном проявлении. Но творческий акт личности неотъемлем от всеобщего процесса духовного и материального преобразования и, фактически, охватывает вое сферы человеческой реальности, включая как социально значимые, так и несоциально значимые. Отдельный индивид, как реальный субъект культурообразутощей деятельности, в процесса своего становления аккумулирует и предметно-вещественные и знаковые формы, технологические и социальные отношения. Выступая как единичное, он проходит в своем развитии стадии особенного и всеобщего. Приближаясь к общему процессу деятельности, субъект воспроизводит свои индивидуальные характеристики ,личностные качества. В творчестве художника оно приобретает концентрирован-

ный смысл, вид, образ, закрепленный в конкретных формах искусства.

Во втором параграфа - "Принцип развития" - сущность и действительность рассматриваются в непосредственной динамике своего становления. ...

Идея развития - это осознание законов диалектики и объективация их в система человеческой деятельности. Своя глобальную характеристику принцип развития выявляет в понимании всеобщего хода истории. Высшую же форму развитие обнаруживает в искусстве.

Исследование общественно-исторического процесса как творчества, выявило специфические характеристики направленности процесса, такие его параметры, как связь, отношение, преемственность /общение/, включая временной фактор / рождение, становление, "зрелость" и нисходящие - заканчивающиеся распадом, или превращением в иную систему/.

Раскрытие сущности творческой деятельности через категорию развития, выявляет диалектику соотношения общего и отдельного в историческом процессе. Реальным законом здесь выступают внутренние противоречия. Они то и определяют истину в познании как переход, уничтожение, взаимопревращение форм.

Постижение имманентных форм исторического творчества начинается с антиномий, а результат разрешений, как их синтез, отражается в логике диалектики. Моменты становления и перехода противоречий в контексте актуальной истории подтверждают всеобщность творческой деятельности, но не а плане ее "гарантированной положительности", а как объективный процесс, удерживающий в сабе и неконструктивные моменты.

В заключении подводятся основные итоги исследования, которые могут быть использованы для дальнейшая разработки рассматривающейся в.диссертации проблематики.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях автора:. •

1. Проблема творческой деятепьности личности // Проблема саморазвития'личности: методологии и практика; - Луцк, 1990. рукопись депон. в ИНИОН АН СССР, №12525 от 27.07.1990. - 0.101-107.-0,25 п.л.

2. Развития как основополагающий принцип деятельности /Омель-ченко С.И. - Львов, 1990г.- Юс.- Рукопись допои.в ШИШ АН.СССР »45873 от 13.01Л59гг.

3. Категория деятельности в контексте социального содержания // Актуальные вопросы перестройки общественных отношений в СССР. Серия общественная. Вып.29.-.Львов: Свит,1991. - С.49-54.

4. Некоторые аспекты проблемы духовности// Культура и духовность.' Тезисы выступлений научно-практической конференции.-Лызоез, 1991, - С.90. ...

5. Материалистическая диалектика как метод творческой деятель ности// Творчество' как предмет философского исследования: Тезисы докладов и выступлений на всесоюзной межвузовской научной- конфе-ранции.-Киев, 1989гС.74-76,/Часть I./

6. Мировоззренческий аспект курса "Человек и общество"// Методологические и методические проблемы курса "Человек и общество в средних учебных заведениях. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-практической конференции.- Луцк,1990.-С.19-20.

7. Необходимость диалектического подхода к проблеме личности // Психологическая наука: проблемы и перспективы: Тезисы всесоюзной конференции, посвященной 9С-летиа со дня рождения Г.С.Костяка. Часть I. - Киев. 1990.- СЛ96-197.

8. Внутренние противоречия - движущая сила развития личности/ Проблема формирования личности учителя и его подготовки всестороннему развитию учеников: Тезисы докладов и сообщений научно-практического семинара. Часть I.-Луцк,1989.-С.8-10.

9. культура человеческой деятельности в контексте современных экологических проблэм// Экология и культура: Тезисы ХП Всесоюзного теоретического семинара "Мировоззрение и научное познание". Часть I.-Луцк,1989,- С.39-41. '