автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема творческой деятельности человека в социально-философском измерении

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Зинченко, Ирина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема творческой деятельности человека в социально-философском измерении'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема творческой деятельности человека в социально-философском измерении"

005550154

На правах рукописи УДК 101.1:316

ЗИНЧЕНКО ИРИНА СЕРГЕЕВНА

Проблема творческой деятельности человека в социально-философском измерении

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург - 2014

005550154

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский госу' дарственный экономический университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Маслобоева Ольга Дмитриевна

кандидат философских наук, доцент доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Пигров Константин Семенович доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социальной философии и философии истории Санкт-Петербургский государственный университет

Тульчинский Григорий Львович доктор философских наук, профессор профессор кафедры прикладной политологии национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, кафедра философии и социальных коммуникаций

Защита диссертации состоится «27» июня 2014г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д212.010.02, на базе Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская д. 13, ауд.401 *.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова по адресу: Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.1.

Диссертация и автореферат государственного технического http://www.voenmeh.ru

диссертации размещены на сайте Балтийского университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Автореферат разослан

{/ЛОс^ 2014г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Начиная с античных времен и по сей день, человечество волнуют проблемы творчества. Творческая деятельность, в процессе которой человек создает материальные и духовные ценности, является движущей силой развития культуры на всем протяжении истории существования человечества. Каждое новое поколение не просто использует и сохраняет то, что было создано поколением предшествующим, но и творчески - активно преобразует и совершенствует культурное наследие. Именно поэтому во все времена творчество для человека было не только ценностью, но и неотъемлемым элементом его жизнедеятельности. Культурный опыт человечества показывает, что, будучи деятелем и творцом, человек исследует природу той деятельности, которую он способен осуществлять. Генетически в нем заложена потребность в стремлении понять, чем отличается творчество от других видов деятельности. Наличие данной потребности обусловливает тот факт, что, даже не подвергаясь специальной разработке, проблема критериев творческой деятельности присутствовала потенциально у тех мыслителей, которые исследовали природу и сущность творчества в контексте традиционной культуры.

Необходимость осознанной разработки этой проблемы становится очевидной под влиянием промышленного переворота рубежа XVIII - XIX вв., в результате которого масштабы и возможности творческой деятельности социального субъекта возросли настолько, что стали сопоставимы с силой природных стихий, а использование ее результатов зачастую оборачивается разрушительными последствиями для окружающей природы и общества. Сложившаяся ситуация вызвала к жизни конкретно-историческую потребность осмысления критериев, отличающих истинное творчество от его имитации, что нашло отражение в трудах многих философов XIX и XX вв.

Будучи актуализирована промышленным переворотом рубежа XVIII -XIX вв., рефлексия проблемы критериев творческой деятельности в современном обществе жизненно необходима. Глобализация современной творческой деятельности, выражающаяся в расширении сфер реализации творческого потенциала в сочетании с возросшей интеллектуальной и технологической мощью субъекта-творца, ставит перед ним проблему ответственности за результаты творчества и необходимости повышения его качественного уровня и эффективности. Сегодня человек реализуется как субъект творчества на всех уровнях структуры бытия, которые осваиваются наукой: это микро-, макро- и мегамиры. Использование ядерных технологий, генной инженерии, развитие нанотехнологий и т.п. - все это усиливает альтернативность результатов современного творчества с тенденцией перевеса не созидательных, а разрушительных ее последствий, ставя под угрозу судьбы самой цивилизации.

Процессы глобализации творчества в социальной сфере привели к тому, что требование проявления творческой активности становится чуть ли не обязательным практически для каждого работника в сферах интеллектуального

труда, услуг, менеджмента, маркетинга и т.п. Проблема творчества из элитарной превращается в массовую, что приводит к снижению качественного уровня творческого процесса.

Разрешение проблемы свободы и ответственности субъекта - творца и повышение планки качества его творческой самореализации во всех сферах жизнедеятельности востребует осознания критериев, отличающих истинное творчество от его суррогата на современном уровне и прежде всего в таких основных видах творческой деятельности, как искусство, наука и экономика.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблематика творческой деятельности социального субъекта носит комплексный, междисциплинарный характер, с использованием психологии, культурологии, педагогики, антропологии, искусствоведения и т.п., а также систематики философского знания в области его истории, онтологии, эпистемологии, философской антропологии. Социальная философия призвана в контексте этой меж-дисциплинарности системно обобщать актуальные исследовательские подходы с целью выявления сущностного смысла творческой деятельности и её роли в структурной организации и динамике социальной реальности, способствуя тем самым преодолению «кризиса фрагментарности» современного обществознания.

Творческие навыки человека изменялись от эпохи к эпохе, соответственно и мыслители разных исторических эпох вырабатывали адекватные своему времени подходы к пониманию феномена творчества, акцентируя внимание на тех или иных его аспектах. Существенный вклад в этот процесс в условиях доиндустриального общества внесли Платон и Аристотель, Аврелий Августин и Фома Аквинский, Н. Кузанский и Д. Бруно, Ф. Бэкон и Р. Декарт и др. Принципиальное изменение характера творческой деятельности, связанное с промышленной революцией, нашло отражение в концепциях представителей немецкой классической философии И.Канта, И.Фихте, Й. Шеллинга, Г.Гегеля, в историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса, в учении экзистенциалистов, в иррационализме А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше и, наконец, в постмодернистских концепциях Ж. Бодрийяра, Ж. Деле-за и Ф. Гватгари и др.

Проблема творчества активно разрабатывалась в отечественной философии в работах А.И. Галича, В.Ф. Одоевского, A.A. Григорьева, B.C. Соловьева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, И.О. Лосского, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева и др.

Широкий спектр стратегий философствования и теоретико-методологических установок в исследовании творчества, выработанных в разные исторические эпохи, обуславливает многообразие его интерпретаций, существующих в современном культурном пространстве.

Г.С. Батищев, исследуя онтологический, эпистемологический, антропологический и аксиологический аспекты творчества, определяет его как «меж-ду-субъектное» общение. Д.Д. Пронкин и C.B. Пронкина проанализировали

феномен творчества с позиции герменевтической онтологии и выявили его суть как принцип скрепления бытия и сущего, реализуемый посредством деятельности человека. В.А. Яковлев определил креативность в качестве базисной метафизической парадигмы, которая приходит на смену мировоззренческой установке глобального эволюционизма. В.А. Кутырев исследовал проблемы современного творчества в контексте смены отражательной гносеологической парадигмы на творческую. В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Б.И. Пружинин, E.H. Князева, М.А. Розов, Н.М. Смирнова, B.C. Швырев, А.Ю. Антоновский, A.M. Улановский, И.П. Фарман, E.JI. Черткова проанализировали проблемы конструктивизма в эпистемологии и науках о человеке, что весьма актуально в исследовании современной творческой деятельности. Расширение творческих возможностей человека в связи с глобализацией его деятельности послужило темой для исследования в области трансгуманизма в работах В. Прайд, Д.А. Медведева, М.Н. Эпштейна и др. Одной из важнейших проблем сегодня является соотношение понятий «творчество» и «креативность» в контексте современных креативных практик. Эти темы разрабатывались в трудах Г.Л. Тульчинского, Л.М. Андрюхиной, Г.И. Ванюрихина, К.В. Сергеева, С.З. Гончарова и др., в западной литературе - Р. Флориды, Э. де Боно, Р. Дилтса, Г. Адлера, С. Титца, Л. Коэна, Д. Массона. Вопросы профессионализма и мастерства как атрибутов творчества проанализированы К.С. Пигровым.

Проблема творчества как вида социальной деятельности разрабатывалась в отечественной философии в 20-х гг. прошлого века в работах И.Н. Лапшина, М.А. Блоха, П.К. Энгельмейера, который ввел термин «эврология», впоследствии развернутый Я.И. Гилинским как наука о творчестве вообще. Несмотря на актуальность создания общей теории творчества, ее активная разработка продолжилась лишь спустя десятилетия. В 1984 году российские исследователи проблемы творчества А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина, Л.В. Яцен-ко, Н.П. Французова, Л.И. Кононова, С.И. Семенов, П.Ф. Кравчук, В.А. Яковлев, Л.В. Суркова, Н.Ф. Метленков, Т.Б. Любимова, C.B. Алешня, Э.А. Не-дзвецкая, С.И. Гришунин, Н.В. Ширяева, C.B. Светлов и др. объединились в секцию «Теория и методология творчества» при Президиуме Философского общества. Основная задача ее участников - выявление наиболее плодотворной философской основы теории и методологии творчества, обладающей максимальными теоретическими, методологическими и эвристическими возможностями.

Важную роль в исследовании творчества играет использование методологии деятельностного подхода, при помощи которой был сформулирован ряд значимых предпосылок в теории творчества. Исследованием сущности и закономерностей функционирования творческой деятельности, реализации ее результатов во всех сферах жизнедеятельности социального субъекта: научной, художественной, экономической, политической и т.д. занимается социальная философия. В работах С.А. Букш, А.Л. Гавриной, Л.И. Кононовой,

З.Ф. Байгильдиной и др. проанализированы проблемы творчества как вида социальной деятельности и актуализации творческого потенциала в различных социальных группах. Ю.Г. Волков исследовал сущность креативного класса, его структурный состав и функции. В трудах А.П. Буевой, A.B. Мар-гулиса, М.С. Кагана осуществлен анализ понятийно-категориального аппарата, характеризующего человеческую деятельность в различных формах ее проявления.

Вопросы о мотивации и детерминантах творческой деятельности, включающих потребности, интересы, способности рассматриваются не только в области философии, но и в психологии и педагогике. В отечественной психологии данная проблема исследуется C.JI. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Е.В. Сайко, Е.И. Бахаровской, А.Р. Кирпиковым, P.A. Разиным, О.И. Тарасовой, О.Д. Картавцевой, И.А. Беляевым и др.; в западной литературе - А. Мас-лоу, Дж. Гилфордом, П. Торрансом и др. Анализ структуры творческого процесса осуществлен в работах A.B. Брушлинского, В.А. Дружинина, Я.А. Пономарева, М.Г. Ярошевского, А. Пуанкаре, Г. Уоллеса и др. Ипостаси человека как творца и творения культуры всесторонне исследуют JI.K. Круглова, JI.A. Юпокина, A.B. Вейнмейстер.

Зародившаяся с сер. 80-х годов тенденция оценки творчества с позиции его разрушительности или созидательности активизировала среди исследователей творчества поиск понятий и характеристик, позволяющих дифференцировать подлинное (истинное) и неподлинное творчество, что отразилось в трудах В.А. Кутырева, A.C. Кармина, В.А. Коваленко, А.Н. Лощилина, В.Т. Кудрявцева, В.М. Лейбина, Л.В. Яценко и др.

Исследования, нацеленные на анализ специфики творческой деятельности в основных ее разновидностях, являются достаточно распространенными в современном культурном пространстве. К числу отечественных авторов, занимающихся данной проблематикой в области экономики, относятся И.Д. Афанасенко, А.И. Попов, Д.Ю. Миропольский, В.Г. Шубаева, Ю.М. Осипов и др.; в западной экономике - Эл. Тоффлер, Д. Рокфеллер, Т.А. Стюарт, Э. Бру-кинг, Р. Флорида и др. Специфика и методология научного творчества плодотворно раскрыта многими российскими авторами: В.И. Вернадским, B.C. Степиным, М.А. Розовым, В.Г. Гороховым, A.C. Майдановым, Г.С. Альтшул-лером, B.C. Швыревым, К.С. Пигровым, Л.В. Яценко и др. В западной литературе научное творчество исследовали А. Пуанкаре, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Холтон, А. Ньюэлл, Г. Саймон и др. Изучением особенностей художественного творчества в отечественной философии и культурологии занимались М.М. Бахтин, А.Я. Зись, A.C. Мигунов, П.П. Гайденко, H.A. Дмитриева, В. Бранский, Н.В. Гончаренко и др.; в западной - И.-А. Тэн, Х.-Г. Гадамер, Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, К. -П. Лиссман и др.

Объект диссертационного исследования - творческая деятельность социального субъекта.

Предмет диссертационного исследования - критерии творческой деятельности в социально-философском аспекте.

Цель диссертационного исследования: выявление системы критериев творческой деятельности современного социального субъекта.

Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Исследовать основные представления о творчестве, сложившиеся в процессе эволюции взглядов на природу данного социального феномена в истории западной философии и отражающие трансформацию этого вида деятельности в ходе развития социальной практики, акцентируя при этом внимание на углублении понимания сущности творческой активности социального субъекта.

2. Проанализировать специфику разработки проблемы творческой деятельности представителями русской философской мысли XIX — нач. XX вв. в контексте осмысления отечественной социокультурной идентичности.

3. Выявить систему атрибутивных свойств творческой деятельности и условия актуализации творческого потенциала социального субъекта.

4. Раскрыть основные особенности современной творческой деятельности в условиях глобализации.

5. Разработать систему критериев современной творческой деятельности, выделив при этом наиболее фундаментальный.

6. Определить специфику проявления творческой активности социального субъекта в художественно-эстетической, научной и хозяйственной видах деятельности.

Теоретико-методологические основы диссертации. Теоретическую основу исследования составляет историческое наследие западноевропейской и русской философской мысли, анализ которого позволяет выявить подходы к пониманию творчества, выработанные в разные исторические эпохи. Исследование творческой деятельности как способа существования современной социальной реальности основано на диалектической методологии, в качестве инструментов которой используется анализ следующих противоречий в процессе деятельности социального субъекта: между субъективным и объективным факторами, рациональным и иррациональным, естественным и искусственным, старым и новым. Система данных противоречий концептуализируется автором как присущая творческой деятельности во всех ее разновидностях.

В работе используются такие общенаучные методы как анализ, синтез, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического. Сочетание диалектики с вышеперечисленными методами позволяет рассмотреть изучаемое явление в его развитии и взаимосвязи с другими феноменами культуры.

Научная новизна диссертационного исследования

1. Исследована внутренняя логика основных представлений о творческой деятельности как социальном феномене, сложившихся в процессе эволюции взглядов на её сущность в истории западной культуры; при этом сделан акцент на постепенном становлении проблемы критериев творческой активности социального субъекта.

2,Определены особенности понимания творчества, отрефлексированные представителями русской философской мысли XIX - нач. XX вв. Обосновано прогностическое видение ими актуализации проблемы подлинности (истинности) творческой деятельности.

3. Выявлена система атрибутивных свойств творческой деятельности и ее сущность. Выделены необходимый и достаточный условия актуализации творческого потенциала социального субъекта.

4. Раскрыты основные особенности современной творческой деятельности в условиях глобализации.

5. Обоснована целесообразность использования в качестве критериев современной творческой деятельности всей системы атрибутов творческого процесса и выделения духовности субъекта творчества как наиболее фундаментального критерия.

6. Проанализирована специфика проявления творческой активности социального субъекта и его духовности в художественно-эстетической, научной и хозяйственной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. История западноевропейской философской мысли демонстрирует многообразие подходов к пониманию творческой деятельности. К отличительным особенностям творчества, выделенным мыслителями античности, относятся следующие: подражательный характер, универсальность и синкре-тичность творческого процесса. Философы Средневековья интерпретировали человеческое творчество как проекцию божественного творчества или как осознанно действующую способность личности на пути к спасению и блаженству. В эпоху Возрождения творческая деятельность понималась, исходя из идеи человека как «микрокосма», творящего на уровне «человеческой конкретности». В результате исследования специфики научного творчества, осуществленного мыслителями Нового времени, сформировалось понимание критериев научного творчества: полезность его результатов в практической деятельности людей; наличие исходной «эврики», т.е. самоочевидной для ученого истины; осуществление научно-исследовательской деятельности с помощью профессионального владения методологией науки; новизна результата исследования. Представители немецкой классической школы впервые исследовали проблемы творчества, исходя из рефлексии категории «деятельность». В качестве квинтэссенции творческого процесса ими было выделено художественное творчество, определяющей особенностью которого является соединение противоположных начал: чувственного и понятийного знания,

бессознательного и сознательного, логики и интуиции, субъективности художника и объективности изображения. В иррационалистической философии XIX — нач. XX вв. абсолютизировалось иррациональное и субъективное начало в творческой деятельности. В концепциях постмодерна рефлексировалась проблема замены творчества симуляцией.

2. Русская философская мысль XIX - нач. XX вв. внесла немало самобытных идей в исследование творческого потенциала человека. Особый интерес представляют концепции таких мыслителей, как Галич А.И., Одоевский В.Ф., Булгаков С.Н. и Бердяев H.A. Объединяющим этих авторов моментом является характерная для них дилемма творчества подлинного (истинного, «совершенного») и неподлинного, при этом каждый мыслитель вырабатывает свои критерии, положенные в основу такой дифференциации. А.И. Галич классифицирует виды творческой деятельности, основываясь на двух критериях: степень свободы духа и степень удовлетворения человеческих потребностей, включал потребность внутреннего стремления жизни творить из самой себя. В.Ф. Одоевский ставит проблему возможной утраты человеком творческого дара. Критерием подлинного творчества для него выступает наличие гармоничного сочетания основных общечеловеческих духовных потребностей: в истине, любви, благоговении и силе. С.Н. Булгаков в качестве критерия подлинного творчества рассматривает способность создавать метафизически новое, которой обладает только Бог; человеческое творчество — это основанное на свободном исполнении создание искусственного мира культуры, т.е. материальных и духовных благ, требующее усилий умственного и физического труда. Н.А.Бердяев разделяет творчество на реалистичное и символическое. Первое может быть достигнуто только в сотворчестве человека и Бога - теургии и заключается в творении новой жизни, второе представляет собой создание ценностей культуры, т.е. символов реального преображения.

3. Необходимость осознанной разработки проблемы подлинности творческой деятельности как меры адекватности выражения ее сущности в социальной практике становится очевидной под влиянием последствий промышленного переворота рубежа XVIII - XIX вв., основным из которых стала глобализация, нашедшая отражение в массовизации проявления творческой активности. Эти процессы детерминируют возникновение угрозы снижения качества творческого процесса и, более того, самоуничтожения социального субъекта. Исследование сущности творческой деятельности в условиях глобализации показывает, что ее осуществимость обусловлена созидательной направленностью активности социального субъекта, реализуемой на основе его развитой духовности.

4. Основные особенности современной творческой деятельности: 1) глобализация, 2) субстанциальность субъекта творчества, 3) конструктивизм, 4) проективный характер творческого процесса. Глобализация творческой деятельности, проявляющаяся в возрастании роли субъективного фактора, ак-

туализирует проблему ответственности человека, субстанциальность которого в социальном измерении усугубляет диспропорции между материальным и духовным. Конструктивизм в творчестве угрожает абсолютизацией искусственного в противовес естественному. Проективный характер современного творчества сводится к попытке его алгоритмитизировать.

5. Система сущностных свойств творческой деятельности включает атрибуты субъекта творчества: талант, вдохновение, мастерство, обладание свободой и развитой духовностью; атрибуты продукта творчества: новизну и социально-значимую позитивную ценность; атрибуты творческого процесса: субъективность и иррациональность. При этом необходимым условием актуализации творческого потенциала человека является вдохновение, а достаточным талант. Для того чтобы реализовать свои таланты, человек должен обладать внутренней свободой, ядром которой является духовность. Следовательно, сущность творческой деятельности заключается во внутренней свободе субъекта, без которой не может актуализироваться талант и реализоваться принцип ответственности.

6. Решение проблемы подлинности творческой деятельности востребует выработки системы критериев, опираясь на которые можно, во-первых, отличать творческую деятельность от других противоположных типов деятельности (репродуктивной, рутинной, деструктивной); во-вторых, подлинное (истинное) творчество от его суррогата и имитации, т.е. деятельности, которая по внешним признакам (новизна как экстравагантность, желание выделиться, привлечь внимание) относится к творческой, но не является таковой по существу. Критерии творческой деятельности раскрываются через систему ее атрибутов, представляющих собой целостность органически взаимосвязанных элементов: талант, вдохновение, мастерство, внутренняя свобода и развитая духовность субъекта творчества; новизна и социально-значимая позитивная ценность результата творчества; уникальность творческого процесса. Наиболее фундаментальным критерием подлинности является развитая духовность субъекта-творца. Интенции духовности субъекта творчества — осознание сопричастности окружающему миру, сопереживание людям, наполнение душевных качеств смыслом высших ценностей — красоты, истины, добра, любви, - делают его творчество подлинным, истинным, настоящим.

7. Человек реализует свое творческое начало в различных социальных областях: искусстве, науке, экономике. Сущность духовности при этом остается инвариантной, но проявление ее может меняться в связи с тем, что развитая духовность как достаточное условие актуализации внутренней свободы раскрывается в этих областях в разных ипостасях: в художественной сфере -как творческий порыв, в процессе которого истинный художник, создавая произведение, вкладывает в него душу, воплощает в нем свой образ как собственное видение мира; в науке - в том, что ученый способен на озарение, которое открывает ему некую самоочевидную истину, в дальнейшем разворачиваемую интеллектуальным талантом ученого в доказанную теорию; в сфе-

ре экономики - в рачительном отношении всех участников производственно-потребительской деятельности к хозяйственному процессу, благодаря которому возможно сохранение жизненного единства материальных и духовных ценностей, необходимого для поддержания плодотворной жизнедеятельности социального субъекта.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Теоретически осмыслено многообразие творческого наследия мыслителей западноевропейской и русской философии, посвященное изучению творческой деятельности человека. Предложен сущностно-содержательный подход к изучению феномена творчества на основе выявления его атрибутов, позволяющий определить необходимое и достаточное условия актуализации заложенных в человеке креативных сил. Выявлена специфика реализации творческого потенциала человека в различных областях деятельности, что способствует более системному постижению особенностей творческой деятельности человека в контексте современной культуры.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования актуальны в разработке, как общего курса истории и теории философии, так и по спецкурсам в области социальной философии, культурологии, по курсу «Человек и его потребности». Теоретико-методологическое содержание данного исследования может бьггь использовано при разработке проектов в различных сферах социальной практики, востребующих эффективное использование творческого потенциала человека.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы в научных публикациях, а также на следующих научно-практических конференциях:

Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии — 2007». СПб, ноябрь 2007 г.

Вызовы нового времени: Молодежь. Общество. Мораль. Культура: Международная научно-практическая конференция ученых, студентов, общественности. СПб, 12-13 декабря 2008 г.

Наука. Философия. Общество: V Российский философский конгресс. Новосибирск, НГУ, 25-28 августа 2009 г.

Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии - 2009». СПб, ноябрь 2009 г.

Будущее России: стратегии философского осмысления: Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии — 2010». СПб, 18-20 ноября 2010 г.

Ценностные миры современного человека: Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии - 2011». СПб, 17-19 ноября 2011 г.

Русский космизм в идеях и лицах: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Орел, 11-13 декабря 2011 г.

Философия в современном мире: диалог мировоззрений. VI Российский философский конгресс. Нижний Новгород, 27 - 30 июня 2012.

Философия и образование в современном мире: Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии - 2012». СПб, 15-17 ноября 2012 г.

Философия познания и творчество жизни: Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии - 2013». СПб, 21-23 ноября 2013 г.

Научный отчет по госбюджетной НИР 2011-2014 гг. Разработка концепции философии хозяйства как исследовательской стратегии цивилизацион-ных ситуаций. Разделы 2.1; 2.2; 3.2.

Структура работы соответствует порядку решения задач для достижения поставленной цели. Исследование состоит из введения, трех глав, тринадцати параграфов, заключения, списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность темы диссертационного исследования и степень изученности проблемы. Формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования. Излагаются теоретико-методологическая база и научная новизна работы. Оценивается практическое и теоретическое значение диссертационного исследования. Приводятся сведения об апробации ее результатов.

Первая глава «Проблема творческой деятельности в истории западной философии» посвящена осмыслению эволюции понимания сущности творческой деятельности в историко-философском процессе.

В 1.1. «Высокая классика античности о творчестве и ремесле» рассматриваются наиболее значимые особенности понимания творчества в концепциях Платона и Аристотеля. Сущность творчества они видели в подражании явлениям природы, историческим фактам, а также событиям, которые либо уже произошли, либо могли произойти с точки зрения вероятности или необходимости. Будучи предметом подражания для человеческого творчества, сами природа и жизнь подражали абсолютному, совершенному первообразу. Для античных мыслителей характерно понимание любой деятельности человека как творческой. Искусство, наука и ремесло не выделялись ими в отдельные виды деятельности, а рассматривались как единый процесс созидания материальных благ и жизненных ценностей. Таким образом, универсальность и синкретичность выступают как отличительные особенности творчества в понимании античных мыслителей. .

В 1.2. «Осмысление творческой деятельности в период Средневековья и Ренессанса» анализируются труды А.Августина, Ф.Аквинского, Бона-вентуры; Н. Кузанского и Дж. Бруно. Для мыслителей тотально религиозной эпохи Средневековья субъектом творчества может быть только Бог. Творческая активность человека интерпретируется в концепции Августина как производительная сила, способная создавать подобия, видоизменять, т.е. подвер-

гать внешнему воздействию то, что сотворено Богом. В концепции Ф. Аквин-ского эта активность раскрывается как осознанная действующая способность, выступающая вторичной по отношению к способности Бога творить. Бона-вентурой затрагивается проблема оценки результативности деятельности человека в выделенных им семи видах искусства. Качество произведения определяется тремя критериями: его красотой, полезностью и долговечностью.

Квинтэссенция смысла человеческого творчества в период Возрождения раскрывается в учении Н. Кузанского, который, признавая за человеком способность творить на уровне «человеческой конкретности», разделял божественное творчество и человеческое «делание» В концепции «героического энтузиазма» Дж. Бруно творческий процесс раскрывается как «бесконечная любовь к бесконечному».

В 1.3. «Становление научпого творчества в культуре эпохи Нового времени» на основе анализа идей основоположников научной методологии Ф. Бэкона и Р. Декарта выделены критерии научного творчества: возможность использования научного знания в практической деятельности людей («полезность»); наличие исходной «эврики», т.е. самоочевидной для ученого истины; осуществление научной деятельности с помощью профессионального использования методологии науки; обязательность новизны результата исследования.

В 1.4. « Субъект — носитель творческой деятельности в рефлексии немецкой классической философии» исследуются концепции И. Канта, И. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга и Г. Гегеля, которые диалектически раскрыли сущность и природу творчества, как соединение противоположных начал. Во вдохновении, фантазии, чувствах и эмоциях они видели ядро художественного творчества, а в креативной силе разума - научного. Но творческий процесс не исчерпывается одной из этих составляющих, а представляет собой их единство.

В 1.5. «Тема творчества в иррационалистическон философии XIX -первой половины XX в.» рассматриваются концепции А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Камю, в которых прослеживаются две основные тенденции во взглядах на творчество: абсолютизация в нем роли иррационального и восприятие художественного творчества как средства обретения человеком смысла своего существования в этом мире.

В 1.6. «Творческая деятельность в контексте постмодерна», исследование эволюции подходов к трактовке творчества находит свое логическое завершение. Наиболее распространенные в постмодернизме представления о творчестве современного человека: это замена творчества симуляцией, суть которой выявляет в своих трудах Ж. Бодрийяр. Характеристика субъективного в творческом процессе, предложенная Ж. Делезом и Ф. Гваттари, носит противоречивый характер. С одной стороны, в творческом процессе все подчинено самовыражению субъекта, с другой — в нем все случайно, бессмысленно, лишено личностных характеристик и безответственно.

Итак, в результате многовековой рефлексии по поводу творчества, предпринятой мыслителями разных исторических эпох и философских направлений, была выявлена система присущих ему разнообразных свойств, что необходимо для постижения его природы и сущности.

Вторая глава «Отечественная философия XIX - начала XX вв. о творческой активности социального субъекта» посвящена анализу трактовок творческой деятельности, предложенных Галичем А.И., Одоевским В.Ф., Булгаковым С.Н. и Бердяевым H.A.

В 2.1. «Анатомия творческой деятельности в работе Галича А.И. «Картина человека» выявляется разработанная мыслителем классификация видов творческой деятельности, основанная на двух критериях, заложенных имплицитно: степень свободы духа и степень удовлетворения собственно человеческих потребностей, включая потребность внутреннего стремления жизни творить из самой себя. Экспликация данных критериев сопряжена со спецификой категориального аппарата, которым оперировал мыслитель. Подлинным творчеством, по Галичу, является лишь создание того, что отвечает глубинным потребностям жизни духа и способствует его процветанию. В соответствии со степенью совершенства жизни духа мыслитель выявляет разные степени совершенства творческой деятельности.

В 2.2. «Смысл творчества в концепции В.Ф.Одоевского» анализируются основные идеи романа «Русские ночи». Мыслитель трактует творчество как акт духовной человеческой деятельности, позволяющий соединять потребности в истине, любви, благоговении и силе. Ставя проблему утраты творческого дара на примере жизни великих художников, Одоевский раскрывает причины того, почему деятельность, которую по сущностным признакам можно отнести к творческой, на самом деле перестает быть таковой. Условием подлинности творчества является «полнота жизни», выражающаяся в равновесии всех элементов духовности человека.

В 2.3. «Трактовка творческой деятельности в учении Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова» осуществлена сравнительная характеристика понимания творчества, предложенного двумя философами.

Булгаков, исследуя хозяйственную деятельность человека, видел в творчестве средство гармонизации природных стихий, борьба человека с которыми в целях защиты, расширения и утверждения жизни, а также превращения природы в потенциальный человеческий организм, составляет сущность хозяйства. Для Булгакова наиболее важными и значимыми аспектами творческой деятельности человека являлись софийность творчества и соборная сущность человека. В основу деления творчества на подлинное и неподлинное Булгаковым положена способность творить метафизически новое, которой человек, как существо тварное, не обладает, он лишь воспроизводит то, что уже метафизически дано. Подлинное творчество принадлежит только Богу. Притязания человека на такое творчество мыслитель называет сатанизмом. Воссозидающая деятельность человека, тем не менее, может быть твор-

ческой благодаря осуществлению в труде свободы замысла и выбора средств его исполнения.

Бердяева рассматривает творчество как требование Бога от человека и оправдание человека перед Богом. Творчество — не создание продуктов культуры, а духовный феномен, невероятный подъем человеческого духа, открывающийся в личном духовном опыте. Творчество культурных ценностей Бердяев называет символическим и считает его лишь ступенью к реалистическому творчеству, сущность которого в созидании не символов, а высшей жизни, иного бытия. Оно может быть достигнуто только в сотворчестве человека и Бога — теургии, которое осуществится в грядущей творческой религиозной эпохе.

Итак, отечественные мыслители, во-первых, исследуют проблему творчества не отвлеченно, а как проблему истока творческой активности в человеке; во-вторых, для них характерно деление творчества на подлинное (истинное, «совершенное») и неподлинное и выработка соответствующих критериев. Связав высшую степень творческой деятельности человека с категориями «идея», «свобода», «духовность», они обозначили тот фундамент, который лежит в основе ее подлинности независимо от изменений в социальной практике и накопления опыта творческой деятельности.

В третьей главе «Социально-философские аспекты теории современной творческой деятельности» раскрываются сущность и критерии творческой деятельности, выделяются ее особенности и формы проявления в условиях глобализации.

В 1.1. «Процессы глобализации и содержание творческой деятельности» выявлены атрибуты субъекта творческой деятельности: вдохновение, талант, мастерство, обладание внутренней свободой, духовность, атрибуты продукта творчества: новизна и социально-значимая позитивная ценность; атрибуты творческого процесса: субъективность и иррациональность.

Вдохновение - это особое состояние, характеризующееся творческим подъемом, приливом творческих сил, полной погруженностью человека в то, что он делает. Талант — это продуктивные способности человека, раскрывающиеся в процессе его жизнедеятельности и выступающие как особый дар Бога или заложенные в нем природой. Мастерство - это отшлифованное на опыте владение техникой ремесла, которому можно научиться, перенимая чей-то опыт и навыки. Духовность - это элемент, формирующий внутреннюю целостность подлинно творческой деятельности во всем богатстве ее содержания. Внутренняя свобода раскрывается как способность субъекта, пребывая в состоянии вдохновения, создавать новое и неповторимое, используя свои таланты и воплощая в творческом продукте свой образ видения мира.

Вдохновение является необходимым условием реализации человеком своего творческого потенциала, а наличие таланта - достаточным. Актуальное воплощение таланта зависит, прежде всего, от внутренней свободы субъекта творчества, ядром которой выступает развитая духовность. Следова-

тельно, сущность субъекта творчества может заключаться во внутренней свободе, так как без этого не может актуализироваться талант и родиться вдохновение.

Процесс деятельности воспринимается как творческий только в случае, если создается новый (отличный от общеизвестного, не бывший ранее) в материальном или идеальном воплощении продукт, обладающий социально-значимой позитивной ценностью. Подлинно творческие ценности направлены на усовершенствование человека и общества, способствуют его процветанию и не нарушают гармонии человека с самим собой и с окружающим миром. Деятельность, результаты которой содержат элементы нового, но несут угрозу разрушения био-психо-социалыюй природе человека, не может расцениваться как творческая.

Сущность творческой деятельности как целостного процесса заключается в синергии субъективности и иррациональности. Субъективность подразумевает наличие творческого потенциала личности, включающего в себя систему рассмотренных выше атрибутивных свойств субъекта творчества, и проявляется в новизне результата творческой деятельности, который воплощает образ автора. Плод творческой деятельности субъекта — это преображение мира в себе и себя в мире. Иррациональность творчества заключается в наличии элемента откровения и принципиальной невозможности алгоритмизировать данную деятельность, ибо можно научить мастерству, но нельзя прописать инструкцию творческого процесса.

Выявленные особенности современной творческой деятельности: глобализация, субстанциальность субъекта творчества, конструктивизм и проективный характер, - детерминируют усиление диспропорций в соотношениях естественного и искусственного, рационального и иррационального, материального и духовного в процессе творчества. Глобализация творчества проявляется в расширении сферы реализации творческого потенциала в сочетании с возросшей технологической мощью субъекта. Приобретая субстанциальный статус, современный человек становится субъектом космической эволюции. В основе конструктивизма лежат принципы функциональности, полезности, рациональности. Субъект-творец считает, что он искусственно может создавать все, что ему угодно. Складывается ситуация, когда вместо того, чтобы преображать и дополнять естественное, искусственное отрицает и подменяет его. Проективный характер современного творчества сводится к попытке его алгоритмитизировать в ущерб вдохновению и интуиции.

Проблема разработки системы критериев творческой деятельности в условиях глобализации актуализируется как проблема ее подлинности, раскрываемая в социально-философском контексте как мера адекватности выражения ее сущности в социальной практике. Традиционно творческая активность противопоставляется таким видам деятельности, как репродуктивная, т.е. деятельность по воспроизводству материальных благ по заранее установленному алгоритму; рутинная, характеризующаяся тем, что методы работы в ней

привычны и ориентированы на шаблоны, а результат только имитирует новизну; деструктивная, т.е. направленная на разрушение природы человека и окружающего мира. Современные авторы настаивают на том, что подлинное творчество - это творчество, ориентированное на созидание и благо для человека и мира в целом.

Важный аспект проблемы подлинности творческой деятельности - это уровень ее качества. В последнее время прослеживается тенденция замены категории «творчество» на более усредненное заимствование - «креативность». Негативная интерпретация данного понятия состоит в том, что его используют в качестве модного заменителя понятия «творчество», подразумевая под ним любое проявление фантазии и воображения, стремление не к эффективности и оригинальности, а к эффектности и оригинальничанию. В результате творческой называют деятельность, похожую на нее по внешним признакам, но не являющуюся таковой по сути. Такую деятельность можно назвать суррогатом творчества, как воплощение ложного, ненастоящего, поддельного.

Понятие «критерий» призвано обозначать внутренние характеристики исследуемого феномена как его неотъемлемые свойства, поскольку критерий - это признак, выступающий в роли основания для оценки, идентификации и классификации феномена в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями как мерой его бытия. Таким образом, критерии творческой деятельности адекватно могут быть раскрыты через систему ее атрибутов как фундаментальных неотъемлемых свойств, представляющих собой целостность органически взаимосвязанных элементов: талант, вдохновение, мастерство, внутренняя свобода и развитая духовность субъекта творчества; новизна и социально-значимая позитивная ценность результата творчества; уникальность творческого процесса. Фундаментальным критерием подлинности творчества является развитая духовность субъекта-творца. Интенции духовности субъекта, т.е. осознание своей сопричастности окружающему миру, стремление сопереживания людям, наполнение душевных качеств смыслом таких высших ценностей, как красота, истина, добро, любовь, делают его творчество подлинным, истинным, настоящим.

В 3.2. «Художественно-эстетическая деятельность в культурном контексте» выявляется специфика проявления атрибутов творчества в искусстве, обусловленная особенностями структурных элементов художественно-эстетической деятельности.

Потребность в красоте порождает художественно-эстетическую деятельность. Иррациональная основа данной потребности заключается в стремлении души с душою говорить. Неосязаемая жизнь души нуждается в объективации в системе социальных отношений, и художественные образы как результат эстетической деятельности воплощают эту потребность как эмпирически воспринимаемую красоту.

Характерные особенности, присущие субъекту художественного творчества: это способность выражения общечеловеческих, социально-значимых ценностей посредством личностно-эмоционального, субъективного видения мира; обладание художественным воображением; предрасположенность к особому эмоционально-образному восприятию мира; владение техникой художественного изображения, т.е. мастерством воплощения своих идей в наиболее выразительных формах.

Внутренняя свобода художника заключается в том, что истинного творца не остановят никакие внешние запреты: писатель напишет свой роман, даже если его идеи противоречат царящей в обществе идеологии, художник будет писать в своей манере, даже если его работы не будут востребованы современниками.

Результатом художественно-эстетической деятельности являются духовные ценности, которые производит искусство. Это и художественные произведения, и субъективированные представления о мире, и образы, символизирующие смыслы и идеалы определенной эпохи. Атрибутами художественного образа выступают субъективность и иррациональность. Выявление социальной значимости результата художественного творчества с точки зрения его разрушительности или созидательности - это процесс достаточно сложный в силу субъективности художественного образа, так как оценочные критерии в этой области весьма индивидуальны. Представляется, что относительно объективные критерии оценки качества произведения искусства связаны с его функциями. Многим современным художникам свойственно связывать смысл своего творчества с познавательной функцией искусства, в ущерб основной функции - эстетической, призванной удовлетворять потребность социального субъекта в красоте, что в результате деформирует сам процесс художественного творчества, а также критерии оценки качества произведения искусства.

Деформация целевой установки художника, а также экспансия массовой культуры в условиях глобализации приводят к дефициту духовности, царящему в мире современного искусства и актуализирует проблему подмены творчества его суррогатом. Являясь фундаментальным критерием подлинности творческой деятельности, духовность в художественном творчестве раскрывается как творческий порыв, в процессе которого истинный художник, создавая произведение, вкладывает в него душу, воплощает в нем художественный образ, отражающий авторское видение мира. Именно такие произведения находят отклик в душах тех, кто их воспринимает, доказывая тем самым свою подлинность.

Сущность художественно-эстетической деятельности, функционирующей посредством художественных образов, обусловливает то, что именно искусство концентрирует в себе творческий потенциал социального субъекта во все эпохи истории культуры. Поэтому художественно-эстетическое твор-

чество подпитывает творчество в иных сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в научной.

В 3.3. «Роль научного творчества в судьбе современного общества»

проанализированы характеристики основных структурных элементов научной деятельности и выявлена специфика творчества в науке.

Наука порождается интеллектуальной потребностью человека в открытии закономерных связей, с тем, чтобы действовать со знанием дела и отражает свой предмет в теоретической форме посредством категорий, принципов и законов.

Субъектами научной деятельности выступают как отдельные ученые, так и институциализированные и неформальные научные коллективы. Атрибутивные свойства данного субъекта: развитый интеллект, способный свободно оперировать понятийно-категориальным аппаратом, абстракциями науки и раскрывать тайны бытия, заключенные в закономерных причинно-следственных связях; бескорыстное служение истине, выливающееся зачастую в жертвенность; обладание научной интуицией и воображением, которое в научном творчестве, в отличие от художественного, не имеет самодавлею-щего значения в процессе исследования.

Внутренняя свобода ученого в полной мере раскрывается в его способности найти в себе силы и мужество отказаться от дальнейшего продвижения тех научных разработок, которые ведут к гибельным для всего человечества последствиям, и не нарушать запреты на ведение исследований в тех областях, где действует мораторий, даже если при этом ученый не преследует корыстный интерес, а увлечен исследовательским процессом. Развитая духовность в научном творчестве заключается в том, что ученый способен на озарение, которое открывает ему некую самоочевидную истину, в дальнейшем разворачиваемую интеллектуальным талантом ученого в доказанную теорию.

Специфика труда ученого заключается в том, что репродуктивный компонент, который в той или иной мере присутствует в любом виде творческой деятельности, играет в нем особую роль. Ученый, прежде чем совершить открытие, может неоднократно повторять один и тот же эксперимент.

Особенность результатов научного творчества заключается в том, что они носят объективный характер и исключают наличие в нем личностного содержания. Однако личностное начало оказывает влияние на результат научного творчества через этическую составляющую творческого процесса, роль которой особенно велика в современном научно-техническом творчестве. В период классической науки теоретические истины воспринимались как нравственно нейтральные, не затрагивающие моральные устои общества. Ученые, сделав открытие, не были обременены проблемами моральной ответственности за результаты своей деятельности. На этапе неклассической науки, берущей свое начало с рубежа XIX - XX вв., противоречие между новым и старым разворачивается в диалектику естественного и искусственного. В связи с возросшей технологической силой социального субъекта актуаль-

ным становится осознание ученым, что принципиально новая теоретическая идея, воплощаясь в технологии как нечто искусственное, не должна разрывать связи с естественными основами жизни, превращаясь в нечто противоестественное. В противном случае творчество в современной науке будет носить не созидательный, а разрушительный характер, что напрямую затрагивает нравственные аспекты деятельности ученого не только в плане его личностной характеристики, но и теоретического содержания его исследования.

В 3.4. «Хозяйственная деятельность социального субъекта как творческий процесс» раскрывается сущностное содержание хозяйственной деятельности и соотношение ее с экономической деятельностью. На базе исследований современной экономической теории, в частности, трудов Ю.М. Осипова, а также философии хозяйства С.Н. Булгакова, проводится сравнительный анализ категорий: «хозяйство» и «экономика», «хозяйственное поведение» и «экономическое поведение», «хозяйственный субъект» и «экономический субъект».

Представляется, что проблема подлинности творчества в хозяйственной деятельности связана с осознанием потребности, которая порождает эту деятельность. Подлинное творчество возможно при адекватном ее осознании как потребности в поддержании жизнедеятельности, подразумевающей сохранение органического единства материальных и духовных ценностей. Искаженное осознание данной потребности сводится к стремлению получить материальные блага, обеспечивающие дальнейшее существование без осознания его смысла.

Понятия хозяйственной и экономической деятельности не отождествляются, но и не противопоставляются. Хозяйство решает весь спектр задач воспроизводства социума со всеми его социальными, историческими и культурными особенностями. Цель хозяйства — производство условий жизни человека, всего комплекса материальных и духовных благ. У экономики более скромная задача - соизмерение результатов с затратами, поиск выгодного приложения капитала. Субъектом хозяйствования может выступать как отдельный человек, так и сообщество людей, деятельность которых направлена на создание совокупного общественного продукта, который в своем движении проходит стадии производства, распределения, обмена и потребления. Специфические особенности субъекта творчества в данной сфере заключаются не только в предприимчивости, инициативности, обладании коммерческой жилкой или деловой хваткой. Для него характеры высокий уровень профессиональной компетентности и бытийственно-ориентированное сознание, так как его творческие деяния нацелены не столько на физическое жизнеобеспечение, сколько на качественное улучшение жизни. Дцро внутренней свободы — в духовности, которая раскрывается в хозяйственной деятельности как рачительность хозяйствующего субъекта, т.е. бережное, понимающее отношение к работникам, средствам труда, экологической нише, социальной среде,

и, в конечном итоге, способность сохранить в процессе хозяйствования жизненное единство материальных и духовных ценностей.

Понимание творческого характера хозяйственной деятельности подразумевает раскрытие ее взаимосвязи с иными элементами культуры, содержащими мощный творческий импульс. Развитие хозяйственно-экономической сферы во многом детерминируется научным творчеством. В свою очередь возрастает зависимость прогресса науки от ее материально-технической и финансовой базы, которая обеспечивается экономикой. Метафизическая связь хозяйства и искусства была обозначена уже Платоном в его концепции идеального государства, в соответствии с которой ремесленники должны создавать предметы обихода не только с утилитарной целью, но и эстетически -для услады души. Элиминирование художественно-эстетического восприятия мира из хозяйственно-экономической деятельности толкает социального субъекта на путь биороботизации.

Итак, творческая деятельность социального субъекта понимается диссертантом как неалгоритмизированная активность человека, обладающего талантом, мастерством, внутренней свободой, ядром которой является развитая духовность субъекта, способного в состоянии вдохновения создавать новый продукт, обладающий социально-значимой жизнеутверждающей ценностью и воплощающий в себе образ его творца.

В Заключении подведены основные итоги работы, намечены возможные перспективы развития исследования.

Особо подчеркивается, что на первый план в исследовании содержания современной творческой деятельности диссертантом ставится проблема ее подлинности как меры адекватности выражения ее сущности в процессе социальной практики. Отмечается постепенность вызревания данной проблемы в контексте историко-философской мысли: период традиционного, доиндуст-риального общества, когда представления о подлинности творчества не выделялись в отдельную проблематику, и период индустриального, а затем и постиндустриального общества, когда глобализация всех социальных процессов, включая творческую деятельность человека, вызвала к жизни конкретно-историческую потребность выработки критериев подлинности творчества. В представленной работе выделено две основные детерминанты осмысления проблематики различения подлинного и неподлинного творчества: разрешение проблемы свободы и ответственности субъекта - творца и повышение планки качества его творческой самореализации во всех сферах жизнедеятельности.

Особо подчеркивается, что авторская позиция диссертанта состоит в дифференциации индикаторов как внешних показателей и критериев как внутренних, сущностных показателей идентификации какого-либо феномена. Поскольку атрибуты любого объекта также детерминированы его сущностью, они оборачиваются в соответствующую систему критериев.

От того, насколько осознанно решается человеком проблема творческой деятельности в социальном контексте, во многом зависит качество ее содержания и дальнейшие судьбы цивилизации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в периодических рецензируемых научных изданиях из перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук:

1. Зинченко, И. С. Эволюция взглядов на сущность творчества в истории западной культуры / И. С. Зинченко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 2(214). - С. 224-230.

2. Зинченко, И. С. Природа и сущность творчества в «Картине человека» А. И. Галича / И. С. Зинченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. -2012. - № 6 (20). - С. 89-94.

3. Зинченко, И. С. Проблема подлинности творческой деятельности в современной культуре / И. С. Зинченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - Тамбов: Грамота. - 2013. - № 4(30) Часть И. - С. 78-84.

Публикации в других научных изданиях:

4. Зинченко, И. С. Свобода и ответственность как творческий потенциал российской интеллигенции / И. С. Зинченко // Социально-инновационная модель хозяйственной системы: проблемы и перспективы построения в России : сб. докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - С. 181183.

5. Зинченко, И. С. Молодежь и творческий потенциал личности / И. С. Зинченко // Вызовы нового времени: Молодежь. Общество. Мораль. Культура : материалы международной научно-практической конференции ученых, студентов, общественности. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - С. 93-95.

6. Зинченко, И. С. Проблема творчества в контексте философской антропологии / И. С. Зинченко // Наука. Философия. Общество: материалы V Российского философского конгресса. Том II. - Новосибирск: Параллель, 2009 г.-С. 377-378.

7. Зинченко, И. С. Этические проблемы современного научного творчества / И. С. Зинченко // Проблемы становления хозяйственной системы России инновационного типа в условиях экономического кризиса: сб. докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - С. 281-282.

8. Зинченко, И. С. Проблема творчества в концепциях Платона и Аристотеля / И. С. Зинченко // Модернизация хозяйственной системы России

как условие экономического роста: сб. докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 278-280.

9. Зинченко, И. С. Проблемы научного творчества в русской философии / И. С. Зинченко // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Материалы XXV сессии Международной школы социологии науки и техники «Социальный портрет ученого» / Под. ред. проф. С. А. Кугеля. -СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2010. - С. 331-339.

10. Зинченко, И. С. Перспективы России в судьбах мира / И. С. Зинченко, О. Д. Маслобоева // Будущее России: стратегии философского осмысления: Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии - 2010»: сб. ст. / Ред. кол.: Ю. Н. Солонин (пред.) и др. - СПб.: Изд-во СПб Ун-та, 2011. - С. 298-306.

11. Зинченко, И. С. Проблема творчества в контексте постмодерна / И. С. Зинченко // Стратегия развития экономики России в условиях модернизации: сб. докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. С. 270-272.

12. Зинченко, И. С. Творчество как ценность современного человека / И. С. Зинченко // Истина как ценность и проблема истинных ценностей в современной российской культуре : Всероссийский научно-просветительский форум «Дни петербургской философии - 2011»: Сб. ст. / сост. О. Д. Маслобоева. - СПб.: «Любавич», 2011. - С. 199-206.

13. Зинченко, И. С. В. Ф. Одоевский о смысле творчества / И. С. Зинченко // материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Русский космизм в идеях и лицах». - Орел: Изд-во ООО Модуль - К, 2012г. - С. 22-29.

14. Зинченко, И. С. Природа и сущность творчества / И. С. Зинченко // Проблемы формирования нового индустриального общества в России: сб. докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. С.242-244.

15. Зинченко, И. С. Специфика творческой деятельности современного человека / И. С. Зинченко // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса. Том II. Нижний Новгород, 2012. - С. 527-528.

16. Зинченко, И.С. Критерии подлинности современного творчества / И.С. Зинченко // Россия в поисках новой модели взаимодействия государства и рынка: сб. докладов. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - С.247-249.

17. Зинченко, И.С. Эволюция трактовки сущности творчества в истории западной культуры / И.С. Зинченко // Человек и творчество: философский аспект: учебное пособие под. ред. проф. И.А. Сафронова: - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. Гл.З. - С.49-100.

Компьютерный набор и верстка Я. С. Зинченко

в печать 25.04.2014. Формат 60x84/16. Печать трафаретная. Бумага документная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 60 Балтийский государственный технический университет

Типография БГТУ 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1

 

Текст диссертации на тему "Проблема творческой деятельности человека в социально-философском измерении"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Л,, , Л „ Л - И а правах рукописи

04201

ЗИНЧЕНКО ИРИНА СЕРГЕЕВНА

Проблема творческой деятельности человека в социально-философском

измерении

Специальность 09.00.11. - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -

кандидат философских наук, доцент кафедры философии СПбГЭУ Маслобоева О.Д.

Санкт-Петербург - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................3

Глава 1 Проблема творческой деятельности в истории западной

философии..........................................................................23

1.1. Высокая классика античности о творчестве и ремесле....................23

1.2. Осмысление творческой деятельности в период Средневековья и Ренессанса...........................................................................32

1.3. Становление научного творчества в культуре эпохи

Нового времени....................................................................43

1.4. Субъект — носитель творческой деятельности в рефлексии немецкой классической философии...........................................50

1.5. Тема творчества в иррационалистической философии XIX - первой половины XX вв..................................................................64

1.6. Творческая деятельность в контексте постмодерна........................70

Глава 2 Отечественная философия XIX - начала XX вв. о творческой

активности социального субъекта...........................................78

2.1. Анатомия творческой деятельности в работе А.И.Галича «Картина человека»............................................................................78

2.2. Смысл творчества в концепции В.Ф.Одоевского...........................89

2.3. Трактовка творческой деятельности в учении Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова......................................................................96

Глава 3 Социально-философские аспекты теории современной творческой деятельности..............................................................................109

3.1. Процессы глобализации и содержание творческой деятельности.....109

3.2. Художественно-эстетическая деятельность в культурном контексте...........................................................................136

3.3. Роль научного творчества в судьбе современного общества............147

3.4. Хозяйственная деятельность социального субъекта как творческий процесс.............................................................................159

Заключение................................................................................170

Список литературы.......................................................................178

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Современный уровень социально-философского познания во многом исходит из деятельностного подхода к анализу общества, его структуры и динамики, поскольку активность социального субъекта стала играть ключевую роль в судьбе мироздания. В такой исторической ситуации данная активность, выступая субстанциальной основой жизни общества, предопределяет нарастающую актуальность социально-философской теории деятельности, включающей в себя проблемы соотношения необходимости и случайности, природно-социальных закономерностей и свободы человека, целей, средств и результатов деятельности, сознательного и бессознательного, рационального и иррационального и т.д. Особым аспектом социально-философской теории деятельности выступает проблема классификации её видов, которая решается в зависимости от цели исследования и соответствующего ей критерия классификации. Если исходить из задачи понять направленность исторического процесса и перспективы грядущей судьбы человечества в целом, а также будущего собственной страны, то критерием классификации следует признать степень и содержание новизны, всегда имеющей место в социальной реальности. Основными видами деятельности при такой классификации выступают, во-первых, творческая и принципиально отличные от неё различные варианты нетворческой, а во-вторых, отражающие качество творческой деятельности по степени ее подлинности. Именно данная классификация позволяет наиболее глубоко исследовать аксиологическое измерение человеческой истории, центрируя внимание на проблеме ответственности социального субъекта за содержание и результаты его творческой деятельности, и выступает сегодня мощнейшим стимулом философской рефлексии.

Начиная с античных времен и по сей день, человечество волнуют проблемы творчества. Творческая деятельность, в процессе которой человек создает материальные и духовные ценности, является движущей силой развития культуры на всем протяжении истории существования человечества. Каждое

новое поколение не просто использует и сохраняет то, что было создано поколением предшествующим, но и творчески - активно преобразует и совершенствует культурное наследие. Именно поэтому во все времена творчество для человека было не только ценностью, но и неотъемлемым элементом его жизнедеятельности.Культурный опыт человечества показывает, что, будучи деятелем и творцом, человек исследует природу той деятельности, которую он способен осуществлять. Генетически в нем заложена потребность в осмыслении своего творчества, в стремлении понять, чем отличается оно от репродуктивной деятельности. Наличие данной потребности обусловливает тот факт, что, даже не подвергаясь специальной разработке, проблема критериев творческой деятельности присутствовала потенциально у тех мыслителей, которые исследовали природу и сущность творчества в контексте традиционной культуры.

Необходимость осознанной разработки этой проблемы становится очевидной под влиянием промышленного переворота рубежа XVIII - XIX вв., в результате которого масштабы и возможности творческой деятельности социального субъекта возросли настолько, что стали сопоставимы с силой природных стихий, а использование ее результатов зачастую оборачивается разрушительными последствиями для окружающей природы и общества. Сложившаяся ситуация вызвала к жизни конкретно-историческую потребность осмысления критериев, отличающих истинное творчество от его имитации, что нашло отражение в трудах многих философов XIX и ХХвв.

Будучи актуализирована промышленным переворотом рубежа XVIII - XIX вв., рефлексия проблемы критериев творческой деятельности в современном обществе жизненно необходима. Глобализация современной творческой деятельности, выражающаяся в расширении сфер реализации творческого потенциала в сочетании с возросшей интеллектуальной и технологической мощью субъекта-творца, ставит перед ним проблему ответственности за результаты творчества и необходимости повышения его качественного уровня и эффективности. На сегодняшний день человек реализуется как субъект творчества на всех уровнях структуры бытия, которые осваиваются современной

наукой: это микро-, макро- и мегамиры. Использование ядерных технологий, генной инженерии, развитие нанотехнологий и индустрии генномодифицированных продуктов - все это усиливает альтернативность результатов современного творчества с тенденцией перевеса не созидательных, а разрушительных ее последствий, ставя под угрозу судьбы самой цивилизации.

Процессы глобализации творчества в социальной сфере привели к тому, что требование проявления творческой активности становится чуть ли не обязательным практически для каждого работника в сферах интеллектуального труда, услуг, менеджмента, маркетинга и т.п. Проблема творчества из элитарной превращается в массовую, что приводит к снижению качественного уровня творческого процесса.

Разрешение проблемы свободы и ответственности субъекта - творца и повышение планки качества его творческой самореализации во всех сферах жизнедеятельности востребует осознания критериев, отличающих истинное творчество от его суррогата на современном уровне и прежде всего в таких основных видах творческой деятельности как искусство, наука и экономика. Степень научной разработанности темы исследования.

Проблематика творческой деятельности социального субъекта носит комплексный, междисциплинарный характер, востребуя использование в процессе её исследования наработок психологии, культурологи, исторической науки, педагогики, антропологии, искусствоведения и т.п., а также систематики философского знания в области истории философии, онтологии, гносеологии, эпистемологии, философской анропологии. Социальная философия призвана в контексте этой междисциплинарности системно обобщать актуальные исследовательские подходы с целью выявления сущностного смысла творческой деятельности и её роли в структурной организации и динамике социальной реальности, способствуя тем самым преодолению «кризиса фрагментарности» современного обществознания.

Творческие навыки человека изменялись от эпохи к эпохе, соответственно и мыслители разных исторических эпох вырабатывали адекватные своему времени

подходы к пониманию феномена творчества, акцентируя внимание на тех или иных его аспектах. Основные истины, раскрывающие природу творчества, наработанные на всех этапах развития европейской философской мысли, безусловно, важны для осмысления проблемы сущности творческой деятельности.

Античные мыслители Платон и Аристотель, достаточно плодотворно проанализировали такие составляющие творческого процесса как вдохновение, мастерство, природный дар, теоретические познания, опыт. Мыслители средневековья - Аврелий Августин и Фома Аквинский разработали важнейшие аспекты для понимания творчества: исследовали самосознание как духовный стержень личности, а также разум и волю как ее атрибуты. Критическое переосмысление творческих возможностей человека происходит во времена Возрождения. Н. Кузанский раскрывал смысл человеческого творчества в идее человека как «микрокосма», Д. Бруно противопоставил подражанию подлинное творчество. В трудах мыслителей эпохи Нового времени Ф. Бэкона и Р. Декарта раскрываются особенности научного творчества. Начиная с эпохи немецкой классической философии, человек рефлексируется как субъект творческой деятельности. Немецкие философы исследовали различные ипостаси человека -субъекта деятельности: И. Кант - индивидуальное сознание, И. Фихте - человека как творца культуры, В.Ф.Й. Шеллинг - как существа космического, Г. Гегель -человека как субъекта научной деятельности, Л. Фейербах - человека как природного существа и субъекта эмпирической деятельности. Они раскрыли сущность и природу творчества диалектически - как соединение рационального и иррационального. Теоретически зрелая разработка проблемы человека как субъекта творческой деятельности продолжается в дальнейшем в таких научных течениях как исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, а также экзистенциализм Ж.П. Сартра. Представители иррационалистической философии XIX - первой половины XX в. - А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, А. Камю, Ф. Ницше абсолютизируя роль иррационального в художественном творчестве, рассматривали его как уникальный эстетический феномен, помогающий человеку

обрести смысл своего существования в мире. В постмодернистских концепциях Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари постановка проблемы сущности творческой деятельности акцентировалась как проблема симулякра. Ж. Бодрийяр писал о замене творчества симуляцией, отрицающей креативность. Ж. Делез, акцентируя в творческом процессе все случайное, бессмысленное, в то же время оставлял место проявлению личностных особенностей субъекта, при этом снимая с него какую-либо ответственность за результаты своей деятельности.

Проблема творчества активно разрабатывалась и в отечественной философии в работах А.И. Галича, В.Ф. Одоевского, A.A. Григорьева, B.C. Соловьева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева и др. А.И. Галич исследовал антропологический аспект творчества, В.Ф. Одоевский - возможности гармоничной реализации творческого потенциала, B.C. Соловьев разработал идею теургии - совместного творчества Бога и человека, воспринятую и развитую в философских концепциях И.А. Ильина, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, акцентирующего внимание на творческой природе труда, а также в учении H.A. Бердяева, для которого тема творчества, свободы и личности была центром философских интересов.

Широкий спектр стратегий философствования и теоретико-методологических установок в исследовании творчества, выработанных в разные исторические эпохи, обуславливает многообразие его интерпретаций, существующих в современном культурном пространстве.

Г.С. Батищев исследовал данную проблему в онтологическом, эпистемологическом, антропологическом и аксиологическом аспектах, определяя творчество как «между-субъектное» общение. Д.Д. Пронкин и C.B. Пронкина проанализировали феномен творчества с позиции герменевтической онтологии и выявили его суть как принцип скрепления бытия и сущего, реализуемый посредством деятельности человека. В.А. Яковлев определил креативность в качестве базисной метафизической парадигмы, которая приходит на смену мировоззренческой установке глобального эволюционизма. В.А. Кутырев исследовал проблемы современного творчества в контексте смены отражательной

гносеологической парадигмы на творческую. В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Б.И. Пружинин, E.H. Князева, М.А. Розов, Н.М. Смирнова, B.C. Швырев, А.Ю. Антоновский, A.M. Улановский, И.П. Фарман, Е.Л. Черткова проанализировали проблемы конструктивизма в эпистемологии и науках о человеке, что весьма актуально в исследовании современной творческой деятельности человека, одной из важнейших особенностей которой является конструктивисткая направленность. Расширение творческих возможностей человека в связи с глобализацией его деятельности послужило темой для исследования в области трансгуманизма, что нашло отражение в работах В. Прайд, Д.А. Медведева, М.Н. Эпштейна и др. Одной из важнейших проблем в философии творчества сегодня является соотношение понятий «творчество» и «креативность», а также проблема современных креативных практик. Эти темы разрабатывались в трудах Г.Л. Тульчинского, Л.М. Андрюхиной, Г.И. Ванюрихина, К.В. Сергеева, С.З. Гончарова и др., в западной литературе - Р. Флориды, Эдварда де Боно, Р.Дилтса, Г. Адлера, С. Титца, Л. Коэна, Д. Массона. Вопросы профессионализма и мастерства как атрибутов творчества проанализированы К.С. Пигровым. Проблема творчества как вида социальной деятельности разрабатывалась в отечественной философии в 20-х гг. прошлого века в работах H.H. Лапшина, М.А. Блоха, П.К. Энгельмейера, который ввел термин «эврология», впоследствии развернутый Я.И. Гилинским как наука о творчестве вообще. Несмотря на актуальность создания общей теории творчества, ее активная разработка продолжилась лишь спустя десятилетия. В 1984 году российские исследователи проблемы творчества А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина, Л.В. Яценко, Н.П. Французова, Л.И. Кононова, С.И. Семенов, П.Ф. Кравчук, В.А. Яковлев, Л.В. Суркова, Н.Ф. Метленков, Т.Б. Любимова, C.B. Алешня, Э.А. Недзвецкая, С.И. Гришунин, Н.В. Ширяева, C.B. Светлов и др. объединились в секцию «Теория и методология творчества» при Президиуме Философского общества. Основная задача ее участников - выделение наиболее плодотворной категориальной философской основы теории и методологии творчества, обладающей максимальными теоретическими, методологическими и эвристическими

возможностями. Существенную роль в исследовании проблематики творчества играет использование методологии деятельностного подхода, при помощи которой был сформулирован ряд важнейших предпосылок в теории творчества. Исследованием сущности и закономерностей функционирования творческой деятельности, реализации ее результатов во всех сферах жизнедеятельности социального субъекта: научной, художественной, экономической, политической и т.д. занимается социальная философия. В работах С.А. Букш, A.JI. Гавриной, Л.И. Кононовой, З.Ф. Байгильдиной и др. проанализированы проблемы творчества как вида социальной деятельности, и актуализации творческого потенциала в различных социальных группах. Ю.Г. Волков исследовал сущность креативного класса, его структурный состав и функции. В трудах А.П. Буевой, A.B. Маргулиса, М.С. Кагана осуществлен анализ понятийно-категориального аппарата, характеризующего человеческую деятельность в различных формах ее проявления.

Вопросы о мотивации и детерминантах творческой деятельности, включающих потребности, интересы, способности рассматриваются не только в области философии, но и в психологии и педагогике. В отечественной психологии данная проблема исследовалась целым рядом авторов: С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Е.В. Сайко, Е.И. Бахаровской, А.Р. Кирпиковым, P.A. Разиным, О.И. Тарасовой, О.Д. Картавцевой, И.А. Беляевым и др. В западной литературе - А. Маслоу, Дж. Гилфорд, П. Торранс и др. Исследование структуры творческого проце�