автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектический принцип самодвижения и естественнонаучные теории самоорганизации

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Рабош, Василий Антонович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектический принцип самодвижения и естественнонаучные теории самоорганизации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектический принцип самодвижения и естественнонаучные теории самоорганизации"

ЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А. И. ГЕРЦЕНА

На правах рукописи УДК 100.41 + 116

РАБОШ Василий Антонович

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП САМОДВИЖЕНИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ

Специальность 09.00.01 —диалектический и исто- ■

рический материализм

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЛЕНИНГРАД 1990

Работа выполнена на кафедре философии Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. А. И. Герцена.

Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор В. Г. Пушкин

Официальные оппоненты — доктор философских наук,

профессор Ф. Ф. Вяккерев; кандидат философских наук, доцент В. Н. Михайловский

Ведущее научное Ленинградский ордена Ленина,

учреждение — ордена Октябрьской революции

и ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Г. В. Плеханова.

Защита диссертации состоится «^ 1990 года

в час. мин. на заседании Специализированного

совета Д. 113.05.10 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском государственном педагогическом . институте им. А. И. Герцена по адресу: 191186, Ленинград, наб. реки Мойки, д. 48, корп II, ауд. 37.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Автореферат разослан « 1990 года

Ученый секретарь л ^

Специализированного совета, [ кандидат философских наук, доцент

И. А. Мещерякова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. Диалектический принцип самодвижения выражает сущность одной из традиционных и актуальнейших проблем философии - проблемы движения и развития материи, познание и решение которой находится в прямой корреляции- с познанием объективной реальности, что отмечал еще Аристотель, ибо по его мнению -"незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы?* Адекватное и содержательное осмысление идеи самодвижения, являющейся сутью диалектики, тесно связано с философским исследованием проблемы самоорганизапии, раскрывающим внутреннее содержание эволюции материи со стороны структурно-организационных и функциональных отношений.

В последние десятилетия с появлением исследований в области самодвижения, саморазвития и самоорганизапии конкретных материальных систем различной природы и уровней организации интерес к проблеме самодвижения и самоорганизации не только не угасает, но и значительно возрастает. Усиливается потребность в философской разработке содержания принципов самодвижения и самоорганизации, в своего рода "сверке" их с реальной диалектикой мира, обусловливаемая логикой развертывания "диалогических" отношений между философской методологией и конкретно-научным знанием в плане осмысления проблемы самодвижения.

Актуальность темы исследования в значительной степени определяется необходимостью ФилосоФско-методологического обоснования кибернетической и синергетической теорий самоорганизации, представляющих общенаучный уровень, имекщих свою специфику в решении проблемы эволюции материи и являхщихся мощным импульсом в дальнейшем исследовании ^организационных и функциональных аспектов самодвижения, саморазвития и самоорганизации. Анализ принципов естественнонаучных теорий самоорганизации имеет большое значение для уяснения конкретных механизмов возникновения структурной самоорганизации систем, взаимосвязи процессов самоорганизации, функционирования и развития без знания чего вряд ли возможно глубокое и адекватное философское познание законов саморазвития материального мира. Это имеет важное значение и для решения стоящих перед современной наукой сложных теоретических и практических проблем, вьщви-

1 Аристотель. С0ч. в 4 томах. Т.З. М., 1981. С.ЮЗ.

гаемых динамикой социальных явлений и процессов.

Особая значимость исследования проблемы самодвижения через соотношение с проблемой самоорганизации в двух ее аспектах: кибернетическом и синергетическом состоит в том, что тем самым представляются новые возможности для разработки идеи самодвижения на материале познания систем, принадлежащих как к "высшим" так и к "низшим" уровням организации материи, что в свою очередь открывает перспективы душ интеграции представлений о самодвижении, саморазвитии и самоорганизации материи.

Необходимость философского анализа пршишпов самоорганизации связана, в целом, с разработкой диалектики как теории развития, а также, в частности, определяется потребностью в выработке философской концепции самоорганизации.

Состояние исследования проблемы. Состояние исследования принципа самодвижения в философской литературе характеризуется следующими направлениями и аспектами: исследование источника и механизмов самодвижения в рамках учения о противоречии, через соотношение внешней и внутренней детерминации. Это работы Вяккерева Ф.Ф., Ведана Ю.П., Злотиной М.Л., Иванова В.Г., Лиепиня Э.К., Сержантова В.Ф., и др.; разработка категориального аппарата концепции самодвижения-, места и роли принципа самодвижения в теории материалистической диалектики, что нашло отражение в работах Барановского В.Н., Вахидовой Д.Х., Кайдалова В.А., Кострииы A.A., Ляховой Л.Н., Николаичук A.C., Режабека ¿.Я., и др.; философский анализ специфики самодвижения на каждом отдельном уровне организации материи: на материале систем неорганической природы - работы Акчурина И.А., Алтухова В.Л., Бралского В.П., Коблова В.Н., Поварского В.А., Кузнецова И.В., Мостепаненко A.M., Малюхина С.Т., Молевича Е.Ф., Тюхтина B.C., Кандыбо Г.В. , и др.; на материале химии - работы Васильевой Т.е., Жданова Ю.А., Матвеева М.П., Романовского Ю.М., Руденко А.П. и др.; исследования, проводимые в области самодвижения биологических систем - работы Анохина П.К., Веденова М.Ф., Двинской Е.В., Ефимова Ю.И. , Ильина А.Я., Кремянского В.И., Левко A.M., Мамзина A.C., Малиновского A.A., Мозадова А.П., Стрельченко В.А., Сетрова М.И., Шмальгаузена И.И. и др.; познание самодвижения и его проявлений на уровне кибернетических систем - работы Глушкова В.1Й.', Караваева И.Е., Кострубина Н.П., Ноговицына С.М., Макарова М.Г., Петрушенко Л.А., Поварова

Г.Н., Пушкина В.Г., Скоробогатова В.А., Украиниева B.C., Урсула А.Д., Юдина Б.Г., Аптера М., Клауса Г. и др. В последнее время появляются исследования, посвященные проблеме самодвижения в рамках синергетического подхода /в понятиях синергетической теории самоорганизации/. Это -работы Березиной Т.А., Бойко Б.С. .Кливдн-товича Ю.Л., Климонтовича Н.Ю., Ковалева В.И., Князевой E.H..Моисеева H.H., Михайловского В.Н., Няпинена Л.Я., Рузавша Г.И., Сороко Э.М., Щербакова A.C., Эбелинга В. и др. Особо следует выделить ряд исследований /конкретно-научных/, затрагивающих проблему самодвижения в аспектах:развития идей "русского космизма" /работы Чижевского А.Я..Вернадского В.И. и др./; в плане разработки кибернетической проблематики /работы Волькенштейна В.М., Винера Н., Неймана Дж., Эшби У.Р., Ферстера Г. и др./; в рамках идеи синергетики /работы Пригожина И., Хакена Г., Гленсдорф П., Стенгерс И., Эйгена М., Николис Г. и др./.

Несмотря на очевидный интерес к проблеме самодвижения, знакомство с философской литературой по данной теме дает основание констатировать то, что принцип самодвижения при всей его реальной значимости, характеризуется еще малоисследованностью и некоторой абстрактностью /содержательной обедненностью/.Идея самодвижения зачастую противопоставляется идее пассивности материи, идее первотолчка, что вносит определенные ограничения в проявление ее методологических и эвристических возможностей. Современные представления о самодвижении и самоорганизации, особенно их организационные и функциональные аспекты, не всегда и не в должной мере используются для развития принципа самодвижения. Содержание проблемы самодвижения в недостаточной степени разработано на материале познания систем неорганической природы, выражающею свойства "элементарных"/низших/ уровней организации материи,что затрудняет процесс проникновения идеи самодвижения в науки о "неживой" природе. Существуют еще тенденции необоснованного перенесения, "навязывания" свойств и особенностей самодвижения и саморазвития "высокоорганизованного" на "элементарное" и наоборот. Очень мало работ, в которых бы нашли отражение тенденции интеграции существующих знаний о самодвижении систем "высших"и "низ-ших"Форм движения материи,особенно с использованием современных конкретно-научных данных о самодвижении,функционировании,самоорганизации систем различной природы и уровней организации,появляю-

щихся с разработкой кибернетической и синергетической теорий самоорганиз аиии.

Все это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования, определило его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность и недостаточную разработанность темы, можно определить пель настоящего исследования следующим образом: углубление, обоснование и конкретизация содержания самодвижения как принципа диалектики и методологического регулятива в осмыслении самоорганизации конкретных материальных систем через выявление новых идей и понятий, привносимых в концепцию самодвижения кибернетической и синергетической теориями самоорганизации.

В соответствии с поставленной целью формулируются задачи исследования: проанализировать историко-философский аспект становления идеи самодвижения, исходя из сопоставительного анализа различных ее трактовок в истории философской мысли; выявить взаимовлияние идей самодвижения, саморазвития и самоорганизации с учетом их философской и естественнонаучной специфики; рассмотреть взаимосвязь самодвижения с основополагающими принципами диалектики: единства мира, развития, системности, качественного разнообразия, противоречивости и с некоторыми др.; определить философс-ко-методологические основания проблемы самоорганизации; исследовать с позиций концепции самодвижения специфику принципов самоорганизации и раскрыть их философское значение.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы и категории диалектико-материалистической философии. Реализация целей исследования осуществляется с опорой на данные современного естествознания, используемые в качестве эмпирической базы для выяснения и уточнения основных свойств и закономерностей самодвижения систем различной природы, представлянцие новый импульс для содержательного обогащения диалектического принципа самодвижения.

Научная новизна результатов исследования состоит в следунцем: определено соотношение идей самодвижения, саморазвития, самоорганизации с учетом представлении о системности, качественном разнообразии, единстве мира, противоречивости; выявлена специфика кибернетического и синергетического понимания самоорганизации как форм самодвижения и саморазвития со-

ответственно "высших" и "низших"' уровней организации материи; раскрыта взаимосвязь теорий самоорганизапии, особенностью которой является взаимодополнительность и взаимопроникновение кибернетических и сшергетических принципов в "сферу" друг друга при осмыслении проблем самодвижения и самоорганизапии материи; определены философско-методологические требования к конкретно-научному исследованию проблемы самоорганизации.

Положения, выносимые авт. ором на 'защиту:

1. Адекватно понятая идея самодвижения выступает в качестве фундаментального принципа диалектики, задающего определенный смысл философским принципам: единства мира, развития, системности, качественного разнообразия, противоречивости и др., в силу чего представляется, что осмысление проблемы самодвижения материи содержательно усиливает самосогласование принципов диалектики.

2. Самоорганизация - форма выражения сущности самодвижения материи, имепцая свою, специфику и предполагающая определенный уровень развития конкретно-научного знания; принцип самоорганизации представляется как общенаучный экспликат и эквивалент идеи самодвижения материи.

3. Кибернетическая теория рассматривает самоорганизацию как форму активности и развития динамических систем, принадлежащих к биологическому, социальному и техническому уровням организации материи, состоящую в самостоятельном изменении организации и способа функционирования, характер которой выражается в устойчивости, равновесности, надежности, целенаправленности, программности, оптимальности, предсказуемости. При этом неравновесность, непредсказуемость, случайность трактуются как определенные препятствия к достижению оптимального состояния организации и функционирования самоорганизующейся системы.

4..В соответствии с синергетическими представлениями о самоорганизации последняя представляется как' способность систем неорганической природы самостоятельно, за счет внутренней противоречивости при определенных условиях менять свою организацию и способ функционирования. Этот процесс характеризуется признаками разупо-рядоченности, нвравновесности, неустойчивости, нелинейности, непредсказуемости, биффуркашюнности, флуктуативности, неоперативности, имманентности случайности, коэволюции. Новый структурный

порядок возникает спонтанно из хаоса при определенных условиях.

5. Кибернетическая и синергетическая парадигмы самоорганизации находятся в отношении дополнительности и взаимопроникновения в пронессе осмысления проблемы самодвижения, саморазвития, самоорганизации систем, акцентируя внимание на разных сторонах противоречивости самодвижения и "оттеняя" соответствующие методологические аспекты в содержании принципа самодвижения. При этом необходимо иметь ввиду, что.экстраполяция представлений о диссипа-тивных структурах на "высшие" уровни организации материи требует определенной осмотрительности, а иногда и просто нецелесообразна исключение составляют принципы кооперативности, коэволюции, само согласованно ста.

6. философское осмысление теорий самоорганизации свидетельствует в целом об адекватности их понятийного аппарата диалектическому принципу самодвижения материи, а тем самым и о способности последнего с учетом новых "нюансов" быть методологическим регуля-тивом в исследовании проблем самодвижения, саморазвития, самоорганизации материальных систем различной природы.

Практическая и теоретическая значимость, работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы эволюции и динамики сложных материальных систем, для решения задач социальной деятельности, познания глубинных закономерностей самодвижения и самоорганизации природы и общества.

Теоретическое содержание диссертации может найти применение в философском осмыслении и обосновании естественнонаучных теорий самодвижения и самоорганизации.

Содержание и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса философии по темам: "Материалистическая диалектика как общая теория развития", "Основные принципы, законы и категории диалектики", "Диалектика процесса познания", "Направленность исторического процесса", "Глобальные проблемы современности", при разработке спецкурсов по философской концепции самодвижения и самоорганизации. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционной и пропагандистской работе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования являлись темами выступлений на межреспубликанской научной конференции "Самоорганизация в природе

и обществе"/Ленинград, 1988/, на межвузовской конференции "Диа-лектико-материалистическая концепция самодвижения и современность" /Пермь, 1989/, на межвузовской научной конференции "Человек в мире диалога" /Ленинград, 1990/. Основные результаты диссертации были доложены на ежегодной конференции."Герценов-ские чтения" в ЛШИ им. А.И.Герцена в 1989, 1990 г. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена /сен- . тябрь 1990/.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который содержит 168 наименований, общий объем диссертации 156 страниц машинописного текста, из них основного текста 142 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность исследуемои проблемы, рассматривается состояние ее разработанности в философской литературе, формулируются цель и задачи исследования, определяются его научная новизна, положения, выносимые автором на защиту, теоретическая и практическая значимость, указываются методологические и теоретические основы исследования, сведения об апробации его результатов и структура диссертации.

Первая глава - "Принцип самодвижения и пути его обоснования и конкретизации" - посвящается философскому обоснованию и содержательному углублению идеи самодвижения, являющейся сутью диалектики, анализу эволюции и взаимовлияния идей самодвижения развития, самоорганизации, связи последних с представлениями о единстве мира, системности, качественном разнообразии, противоречивости, формированию философско-методологических оснований исследования проблемы самоорганизации.

В первом параграфе - "Становление принципа саоддвижения /историко-философский аспект/" - воссоздается история эволюции вдеи самодвижения от ее зачаточных Форм до превращения в фундаментальный принцип диалектики с учетом структурно-организационных аспектов данной проблемы. Акцентируется внимание на том, что интерес к представлениям о самоорганизации, раскрывающим внутреннее содержание процесса самодвижения и саморазвития материи, является традиционным для философии.

- 10 -

Результаты исследования показывают, что начиная с Античного периода в философии происходит становление элементов материализма и диалектики в понимании идей самодвижения и самоорганизации мира, особенно отчетливо представленных в учениях Гераклита, Демокрита, Эпикура.

Автором отмечается, что в философии Платона идея самодвижения понятийно оформляется как положение о первопричине и имеет в целом теологический характер. Философское осмысление идеи самодвижения сопровождается разработкой понятий: порядок, хаос, иерархичность, выражающих структурно-организационные характеристики самодвижения. В диссертации подчеркивается, что платоновская трактовка иерархичности и хаоса имеет важное значение и для их современного осмысления.

. Философский подход Аристотеля к проблеме самодвижения в диссертации представляется как своего рода первая попытка объяснения и логической связи субъекта, механизма и объекта движения, а также единства мира в его многообразия путда введения в рассмотрение проблемы самодвижения идей: конечных причин, целесообразности, качественной дифференциации, организменности и некоторых др.

Понимание самодвижения:в философии Нового времени рассматривается как выражение отрицания внешнего фактора, "первотолчка" , имеицее антитеологическую и антителеологическую направленность. При этом обращается внимание на то, что хотя сущность самодвижения в силу метафизики и механицизма в этот период принципиально не могла быть раскрыта, исследование самих дввжу-щихся вещей, поиски активных начализучение свойств инерции, анализ сходства и отличия в строении и организации "живого" и "неживого" способствует переносу центра тяжести философского анализа на конкретные проявления самодвижения и самоорганизации, на поиски имманентной активности объектов и процессов действительности.

В данном параграфе показывается, что философское осмысление идей диалектики позволяет Гегелю раскрыть сущность источника самодвижения, состоящую во внутренней противоречивости систем. Сформулированный таким образом принцип самодвижения у Гегеля присущ феноменам "идеального". Вместе с тем гегелевское учение о противоречии как "принципе всякой» самодвижения" яви-

лось однш из теоретических источников диалектико-материалисти-ческого понимания самэдвижения.

В диссертации делается вывод, что диалектический принцип самодвгаения материи интегрирует все ценное в процессе своего становления, содержащееся в трактовках идеи самодвижения. Методологическая значимэсть принципа самодвижения возрастает по мере накопления объективных знаний о конкретных проявлениях самодвижения и его свойств с учетом представлений о единстве мира, системности, самоорганизации, качественном разнообразии, противоречивости.

Во втором параграфе - "Философское обоснование и конкретизация принципа самодвижения"- показывается, что формирование идеи развития является важнейшим этапом раскрытия сущности самодвижения, в результате чего более полно и содержательно проявляется связь идей самодвижения, единстш тара, качественного разнообразия, а включение, в свою очередь, понятия развития з смысловое "поле" принципа•самодвижения способствует осознанию его как свмэразвития. Без этого идея развития не может претендовать на адекватность и методологическую эффективность, о чем напоминают концепции автогенеза и преформизма. Включение понятий движения и развития в континуум идеи самодвижения усиливает их диалектическое единство. Это является-своего рода фалософско-ме-тодологической основой для преодоления тенденций перенесения, "навязывания" свойств и особенностей эволюции "высокоорганизован7 ного" на "алементарное" и наоборот, и вместе с тем допускает способность к развитию в "неживой" природе.

Исследование показывает, что совокупность связей и отношений самодвижущегося мира выступает своего рода основой его развития представляет последнее как системное саморазвитие, как ин-тегративный процесс и углубляет тем.сашгд положение -"единство мира в его материальности"положением -"единство мира в его системном самодвижении и саморазвитии',' что позволяет более содержательно и последовательно провести момент единства диалектики и материализма. Адекватно понятая идея самодвижения служит "центром притяжения" онтологических, методологических и мировоззренческих аспектов, является центральным пунктом диалектики, задает определенный смысл тесно связанным с ней принципам.

Третий параграф - "Самодвижение и самоорганизация" - посвяг

щается исследованию соотношения самодвижения и самоорганизации, обоснованию целесообразности философского осмысления проблемы самоорганизации в двух ее аспектах: кибернетическом и синергетичес-ком.

Рассмотрение естественнонаучных предпосылок /на материале физики, термодинамики, биологии/ формирования общенаучной проблемы самоорганизации показывает, что данная проблема наиболее четко выражает противоречивость в представлениях о самодвижении материи, посредством тенденций к энтропии и к негэнтродии, и тем самым вносит существенный вклад в ее решение. Ее осмысление коррелирует с познанием внутреннего содержания самодвижения, природы механизмэв имманентной активности эволюционирующих систем и их форм, связи структурно-организационных и функциональных изменений с процессами появления нового качества, зависимости внутреннего разнЬЬбразия от условий среды, в которой пребывает самоорганизующаяся систеш..

В- диссертации обращается внимание на зависимость содержания принципа самодвижения от результатов дальнейшего продуктивного "диалога" между Философскими представлениями о самодвижении, саморазвитии ж самоорганизации материи и их конкретно-научным выражением в принципах кибернетической и скнергетическои теорий самоорганизации как наиболее полно представляющих все многообразие аспектов проблемы самоорганизации и охватывающих широкий класс самоорганизующихся систем, принадлежащих как к "высшим" так и к "низшим" уровням организации и развития материи.

В результате проведенного в данном параграфе исследования автор делает вывод, что соотношение понятии Самодвижения и самоорганизации состоит в том, что первое является регулятивом в исследовании проблемы самоорганизации, а самоорганизация выступает в качестве общенаучного экспликата и эквивалента идеи самодвижения.'

Выводы первой главы являются необходимыми предпосылками для решения вопросов, исследуемых во второй главе диссертации.

Глава вторая - "Принципы самоорганизации и эволюция содержания принципа самодвижения" - посвящается философско-методоло-гическому анализу теорий самоорганизации, выявлению их специфики и философского значения.

В первом параграфе - "Кибернетические принципы самоорганиза-

пии" - обращается внимание на то, что становление кибернетики по-новому поставило проблему самоорганизации - как проблему раскрытия свойств внутренней, самоорганизуицей активности высокоорганизованных систем, информации и управления, поиска механизмов и условий построения самоорганизующихся систем, оптимальности их организации и функционирования, надежности и целесообразности, возможности алгоритмизации процессов самоорганизации.

Исследование систем двоякой природы /естественных и исскус-твенных/ наиболее ярко высвечивает спешйику кибернетической парадигмы, характер которой выражается в принципах: устойчивости, надежности, программности, оптимальности, предсказуемости, равновесности, поддержания определенного режима функционирования, сбалансированности функциональных и структурных изменений. Эти принципы являются своего рода идейным ориентиром для понятийного аппарата кибернетической теории самоорганизации. Кибернетическое понимание самоорганизации учитывает и неравновесность, нелинейность, непредсказуемость, бифйуркаиионность, нерегулярные события, но они не несут в кибернетике -парадигматической нагрузки, не являются для нее характерными.

Философский анализ принципов кибернетики показывает, что кибернетический подход' сталкивается с этими явлениями при соприкосновении с проблемами перехода от неорганического к органическому, от спонтанейной к целенаправленной самоорганизации, при осмыслении процессов формирования Ноосферы и некоторыми др., где сходятся отчасти интересы кибернетики и синергетики. Однако при раскрытии сущности самодвижения кибернетика испытывает определенные затруднения, ибо механизмы самозарождения неоднородностей, дифференциации из слабоструктурированного состояния среды в рамках данного подхода почти не исследуется. Кибернетика предполагает наличие неоднородностей, дифференциации как впрочем и прочной тенденции к самоорганизации в целом.

Вместе с тем разработка кибернетической проблематики подвела науку к осознанию недостаточности объяснения эволюции и самоорганизации сложных систем на основе только классических кибернетических представлений, явилась определенным стимулом для выработки ."неклассическоп?", более адекватного диалектике подхода к

проблеме самодвижения и самоорганизации конкретных материальных систем.

Во втором параграфе - "Синергетика - новая теория самоорганизации" - дается философский анализ проблемы самоорганизации в синергетическом аспекте.

В диссертации показывается, что синергетика, идя от "неживого" к "живому", не только углубляет вопросы, поставленные кибернетикой, но ставит и исследует новые. Основное внимание сине-ргетического подхода привлекают вопросы о механизмах и условиях самозарождения структур из недифференцированного состояния среды, о появлении порядка из хаоса, о сущности совместных кооперативных эффектов в системах с большим числом подсистем, элементов различной природы и т.д. Синергетика имеет дело только с самоорганизующимися системами, описывает и исследует механизмы спонтанного самозарождения порядка из хаоса /возникновение диссипатив-ных структур/ в соответствии с системными, бифуркационными эффектами. Особенно отчетливо -специфика синергетического подхода выражена на неорганическом уровне организации материи. Центральную роль при исследовании эволюции в "неживой" природе синергетика отводит принципу коаперативности, благодаря которому ей и удается объяснить условия происхождения новых, более высокоорганизованных структур, чем исходные.

Вместе с тем философский анализ синергетических принципов и механизмов самоорганизации показывает, что для того, чтобы в системе возникали синергетические эффекты, помимо определенных условий /нахождение системы вдали от термодинамического равновесия, наличие обменных процессов с окружением/ в системе должны существовать флуктуации, возмущения, раскрытие природы которых выходит на проблему самодвижения.

В диссертации подчеркивается, что основных! механизмом детер-, минации самоорганизации является внутренняя имманентная противоречивость системных связей, отношений, тенденции и процессов в синергетических системах.

Результаты философского осмысления идей синергетики, раскрывающих, и объясняющих способность к самоорганизации естественных систем 'физической и химической природы, позволяет интерпретировать самоорганизацию как специфическую форму выражения активности и развития систем неорганической природы, характеризующуюся принципами: неустойчивости, неравновесности, флуктуативности, бийуркапионности, кооперативное™, нелинейности, непредсказуемо-

сти, коэволюции, имманентности случайности, "неклассичности".

Третий параграф - "Филосо&ское значение теорий самооргани-запии" - посвящается выявлению философского смысла теорий самоорганизации.

философское значение кибернетической и синергетической теорий самоорганизации раскрывается прежде всего в плоскости возможностей и перспектив содержательного развития идеи самодвижения, усиления ее методологических и эвристических аспектов, углубления взаимосвязи с принципами единства мира, системности, качественного разнообразия, противоречивости и др.

Исследование принципов самоорганизации позволяет выявить новый тип связи необходимости и случайности, конкретизировать и содержательно углубить диалектику внутреннего и внешнего, своего рода "примирить" тенденции хаоса и порядка, внести существенный вклад в разрешение противоречия между неорганической и органической теориями эволюции, прояснить соотношение движения и развития.

Синергетическая теория самоорганизации показывает, что природные, социальные и некоторые исскуственные системы обладают механизмами самоорганизации и саморазвития. Принципы синергетики содержательно раскрывают значимость физической и химической форм движения материи. Кибернетическая и синергетическая проблематика самоорганизации усиливает тенденции интеграции представлений о самодвижении, саморазвитии, самоорганизации систем раз- -личной природы.

Кибернетика и синергетика, изучая принципы и механизмы самоорганизации соответственно "высших" и "низших" форм самодвижения материи и находясь при этом в отношении дополнительности и взаимопроникновения, более адекватно раскрывают формы эволюции материи, воссоздают динамику интеграции свойств и функции самодвижущихся материальных систем, проливают новый свет на закономерности коэволюции Форм движения материи.

В диссертации делается вывод, что игнорирование йилосоФских аспектов, привносимых в содержание проблемы самодвижения принципами самоорганизации, наиболее важные из которых отражены в положениях, выносимых автором на защиту, может затруднить адекватное и эффективное исследование и прогнозирование динамики сложных систем различной природы и уровней организации.

- 16 -

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Основные положения диссертации отражены в следухщих публикациях автора:

1. Самоорганизация и общенаучный подход//Материалы межреспубликанской конференции "Самоорганизация в природе и обществе". Л.: Наука, 1988, с.54-56.

2. Диалектический принцип самодвижения и проблема самоорганизации //Материалы межвузовской научной конференции "Диалек-тико-материалистическая концепция самодвижения и современность". Пермь: ППИ, 1989, с.55-57.

3. Самодвижение и самоорганизация: углубление философского диа-лога//Материалы межвузовской научной конференции "Человек

в мире диалога". Л. :ЛШИ, 1990, с.71-73.

Ленгипроеодхоо.3ак.1836.тир. 100.24.10,90. Бесплатно