автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Генезис и функции категории самодвижения

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Барановский, Владимир Николаевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Генезис и функции категории самодвижения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Генезис и функции категории самодвижения"

СИЕВСКИП ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

ГЕНЕЗИС И ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ САМОДВИЖЕНИЯ

Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

На правах рукописи

БАРАНОВСКИЙ Владимир Николаевич

УДК 100.09

Киев — 1088

Диссертация выполнена на кафедре философии гуманитарных факультетов Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственного университета им. Т. Г. Шев-

ченко.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор АНДРЕЕВ И. Д. доктор философских паук, профессор ВЯККЕРЕВ Ф. Ф. доктор философских наук, профессор ШУБНЯКОВ Б. Г1.

Ведущая организация — кафедра философии АН УССР.

Защита состоится « /з-У 1988 г.

в 14 часов на заседании специализированного совета Д.068.18.09 при Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко в ауд. 329.

Адрес: 252601, г. Киев, ГСП, ул. Владимирская, 64.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук

1988 г.

ГОНЧАРЕНКО М. П.

. I.: ОЩАЯ ХАРЖГШ5СПКА РАБОТЫ

'Летальность те:а исслоядаажт- ХХУП съезд КПСС, последующе Пленуш Щ КПСС определили, основные .направления ускорения жононячесного и социального развития строги. Подвергая глубокому анализу диалектику перестройки, обновления,'/И,С.Горбатев от-гзтил, что нам нугла ясность во всех г.изненвд ват-жх вопросах, •лубокоз "знание полс~зкия дел, необходимо помять причины, /ско-1ЯЕЕ?1в наиз дв^зниз вперед, ка делз доказь'в?л органически прису-¡уэ социализму способность к постоянно:^ сз>л>соЕерз:знстБОванкв.

Салосовзргзнствовакиз социализма - слстшй диалектический роцзсс, осухзствляг^ийся з его самодвиг-зжи; в свсзй емкости н выступает ка:: процесс творчества, созидания, перзхода от од-ого качества к другому, более впсокоггу, таг за сагом идем тогу, - уточняет М.С.Горбачев, чтобы на гею падкость вклзчить котор" семодксекия социализма, наиболее полно реализовать его озпдатзльккД потенциал". Проблема сг-'здгн. :з:-?н.ч - вштэКгал тзо-етическая и практическая проблема. Б ото:; направлен;-;: КПСС при-ает гпзнкцнпнальнсз значгкне творчзсис:.:у развития матсриалнстп-зской Д!!зле2:т!:к1!,ез законов и категорий,как необходимого узло-ня выполнения е:з мировоззренческой и методологической функций.

Б система категорий глатерналпстичзсхо?! диалектики одно из гновних мзет занижает категория самодЕн-зкия, становление и раз-тгиз которой имзет своп особенности, истеричзски связакже с оп-зделеннк.'.П! уровнями познания самодвижения материи. Только в дка-зхтячзскочгатгриалястачсоксЯ снлосоЬш ою приобретает подзм-э научкоз содзрпажв и значзяиз.

.Однако цатериалькнЯ м:;р и отрг.7.асдиэ его понятия и категории ¿одятся з постоянном диалекпгчзег.ом кзмзнеки;:. По мэре все уг-^бляэдегося проникновения человека з сущность самодвккениг катального 1Яфа выявляется его но виз связи, свойства и законемер-)сти, вмзете с тем возникал? новкз мировоззренческие, логико-юсеологичзскиз и практические проблем. Острейпая борьба двух ЕровоззрзннЯ на кездународноЯ арене отрагает противоборство двух гровых'систем, отмечалось' на ХХУП с-ьезде КПСС, ныке она наибо-¡9 сосрэдоточэка кал в оценка прошлого и происходяиего, так и | взглядах ка гаровуп социальную перспективу. Соответственно :з больпе возрастает необходимость целостного диалектико-мате-:алкстичзского анализа псторпго-фнлоссфского аспекта исследова-

ния проблемы самодвижения, особенно разоблачения метафизических концепций движения современной буржуазной философии, пытавпейся исказить историю философии и решение в ней проблемы самодвижения. И действительно, какой бы аспект проблемы самодвижения мы не рассматривали, вокруг него и ныне идет острая борьба материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Все это требует философского осмысления, сопряженного с дальнейшей разработкой категории само-дЕЖсения, а также с анализом тех функций, которые она выполняет в сфере познания, мировоззрения и практики.

Актуальность исследования категории самодвижсггия обусловлена и внутренними п-требностями развития теории диелсктики, особенно с усиливающейся интеграцией функций ее категорий и законов в осмыслении и решении фундаментальных проблем самосовершенствования социализма. Это выдвигает на передний план необходимость анализа социально-практической основы категории самодв'.гсения, более углубленного исследования соотношения категорий движения, самодвижения, противоречия, закона и др., а такие выведения логачес кой структуры категории самодвижения соответственно современным достижениям научного познания и общественной практики, исследование ее функций.

Одна из самых ваченых задач научных исследований высаей школы - выход в практику учебного процесса, это относится и к исследованию категориального аппарата диалектики, тем более к функциям категории самодвижения в изложении диалектико-материолис тической философии в учебном процессе.

Несомненно, этот вопрос можно отнести к числу одних из самых фундаментальных во всем комплексе рассматриваемых актуальных вопросов, охватывающих определенные аспекты и функции категории самс движения. Такой подход к нему не ограничивается изучением проблем методики, главная цель - всесторонне и проблемно излолсить диалек-тико-материалистическое учение о самодвижении материи, его основ-ш-э проблемы и их решение.

При этом нельзя забывать, что философия представляет ссбой живую дуну культуры. Один из самых актуальных вопросов этой проблемы - методологическая культура, этапы ее формирования, логическая структура, место и роль в ней категории самодвижения, ее бли) ние на реаение проблемы ггацкативности мышления и практической деятельности.

Наконэц, актуальность исследования категории самодвияения как ступеньки познания и формы знания вызвана еще одной Бахнсй задачей, ныне выдвинутой практикой, это - исследование категории самодвижения как формы практической деятельности, наиболее проявляющейся в социалистическом самоуправлении, самодеятельности, техническом творчестве касс и т.д. Задача состоит в том, отмечалось на ХХУП съезде КПСС, чтобы открыть простор инициативе ч творчеству касс. В этом направлении всо больно приобретает необходимость исследования самовыражения инициативы человека, превращение ее в форму практической деятельности, ускоряющей самодвижение нашего общества.

Состояние исследования проблемы. В отличие от других проблем .предметом специального исследования проблема самодЕияения выделена только в последние десятилетия, гфэп'.гуцествснно как мировоззренческая проблема. Предце всего это объясняется большой сложностью и мнсгоасп'зктностыэ этой проблемы ч цел см, а такг::о исторически складыЕаа'ЛКМИСЯ потрзбностяни и услезня:.м. Ба.т;но гтрк этом отметить, что впервые существенные аспекты проблемы самодЕН.'кения были рассмотрены в монографии В.А.Бссенко "Диалектика как теории развития" /1955/.

Еместе с тем приходится констатировать, что проблема самодвижения, в отличии от других ггроблз:.', мзнызе всего разработала, тем более категории самодвндония пз посвязчно ни одного специального исследования, хотя в последние годы положение з этой облает:: зачетно изменяется. Значительную научную ценность представляют исследования Л.А.Пзтруиенко "СскодЕИЛсекие материи з свете кибернетики" /1971/ и "'Единство системности, организованности я самодвижения /0 влиянии философии на формирование понятий теории систем/" /1975/. Автор обстоятельно исследует проблему связи системности, организованности к самодвижения, особое внимание удьлгетс? этому единству-в социальном процессе. Соответственно рассматр;:?с-ется и содержание категории сам од чтения в сопоставлении с категорией активности. В итого получается, что в определенном отношения понятие активности пирэ самодвижения, так как око, полагает Л.А.Петрусенко, более полное, конкретное. Категория самодвижения определяется как такое движение, которое содержит в себе противоречивость. Этим сосредотачивается внимание на самом ванном, главном - противоречивости самодвижения. Однако задача состоит в том,

чтобы углубить определение содержания категории самодвиаения посредством тех понятий, которые образуют ее логическую структуру.

Важный шаг в этой направлении сделал Ф.Ф.Вяккерев в монографии "Проблема самодвижения в материалистической диалектика"/1972/, в которой основное внимание сосредоточено на особенностях самодвижения социальных и биологических систем, подвергнута критике теория равновесия, клесте с тем осуществлена попытка определить объективное содержание категорий движения и самодвияеная. Самодвижение определяется как собственное, внутренне необходимое изменение системы, пороздаемое противоречиями системы, опосредствующий воздействие внесших детерминантов. Подход автора к дсйчн:;ш:и категории самодвизения заслуживает внимания, однако определение- ■ содержания этой категории требует ныне более углубленного философского осмысления.

Соответственно возрастающим запросам познания и практики в предмет специального исследования выделяются новые аспекты и вопросы обдей проблемы самодзизения. В атом плане научный интерес представляет содержательная работа В.А.Кайдалова "Диалектнко-ма-териалистическая концепция самодвижения к ее современные проблемы" /1932/. Автор последовательно, с марксистско-ленинских позиций раскрывает сущность концепции самодвижения, ее логическую -структуру, основные функции ее принципов в решении - естественнонаучных проблем. Внимание сосредоточено и на вопросе о месте категории самодвижения.

Опубликовано также несколько интересных статей, в которых рассмотрены отдельные аспекты и категории самодвижения. Ба методологическое значение этой категории в исследовании проблемы автономности иштс систем ссылается А.И.Левко /Левко А.И. Самодвижение и проблема автономности кивых систем. //Э.В.Волкова,

'роканов, А.И.Милюков, А.И.Левко. Роль категорий диалектики в изучении биологических явлений. - Кинск: Наука и техника,1987/. В этом исследовании имеются интересные идеи и обобщения, особенно при анализе категории самодвихения в построении концепции автономности биологических систем, в преодолении метафизических трактовок теории автогенеза, а также в объяснении самодвижения нивых систем.

Отдельные аспекты проблемы самодвижения в той или иной мерз рассмотрены в работах В.И.Шинкарука "Логика, диалектика и теория

познания Гегеля" /1964/ и "Теория познания, логика и диалектика И.Канта" /1974/, М.А.Парнюка "Принцип д-тзрминизма в системе материалистической диалектики" /1972/, И.Л.Злотиной "Развитие как мировоззренческая проблема" /1974/, М.А.Булатова' "Деятельность и структура философского знания" /1976/, И.Д.Андреева "Диалектическая, логиха" /1985/ и др.

Следует отметить, что уяе в приведенном', '^отя и не полном, перечне и анализе работ заметно многообразие поднимаемых вопросов проблемы самодвииения. Но непосредственно категории самодвижения на посвящено пока ни одного специального исследования.

Преяде всего обращает на себя внимание тот факт, что в философской литературё' нет единства взглядов в определении содержания категории самодвижения, зачастую несколько искусственно ограничивается всеобщность ее содержания, во многих случаях она ото-вдествляется с категориям движения и активности. Несомненно, дефиниция философских категорий, тем болго гсатеюрии самодвижения, в определенном сыыслз относительна и ограничена; объясняется это правде всего щхгродоя объекта, который она отражает. Кроме того, многие аспекты и функция категории самодвижения вовсе не рассматривались в налей философской литература, что сказывается на решении- ряда философских и естественнонаучных проблем; на это нами обращалось внимание в обосновании актуальности теш исследования, особенно социально-исторического и шровоззренческого аспектов. Так, принцип научного историзма в исследовании категории самодЕи-Еения требует изучить: как она возникла, какие главные логические ступени ее развития, „каким содержанием она обладает на современном этапе и каковы-ее функции в сфере познания и практики, перспектива развития.

Познание все глубже проникает в сущность самодвижения материального мира, тем самым совераенствуя знания о нем, а это неизбежно вызывает необходимость постоянного внимания к категориальному аппарату диалектики, к категории самодвижения особенно. Рассматривая проблему единства понятий и реальности, В.И.Ленин в "Философских тетрадях" отмечает: "Здесь важно: I/ Характеристика диалектики: самодвижение, источник деятельности, движение жизни и духа;' совпадение понятий субъекта /человека/ с реальностью; 2/ объективизм в выспей степени".

Однахо еще далеко нэ полностью удовлетворяет научное позна-

ние и практику состояние исследования функций категории самодвижения. Следует отметить, что до сих пор в налей философской литературе не опубликовано ни одного исследования, посвященного мировоззренческой функции категории самодвижения как в целом, так и в столь важной форме ее проявления, как например, мировоззренческая установка в объяснении процессов материального мира. На этих упущениях спекулируют наши идеологические противники, особенно фило-с офы-н е от ошстУ.

Исследование указанных вниз вопросов позволило бы более полно представить мировоззренческое содержание категории самодвижения; необходимость уяснения которого все больше возрастает, особенно с усилением борьбы материализма и идеализма в объяснении процессов материального мира.

Необходимо отметить, что до сих пор еще не исследована общеметодологическая функция /основные ступени/ категории самодвижения в научном познании и в практике учебного процесса, тем более в реаении проблем мышления и практики.

Изложенное выше позволило определить цель и основные задачи нашего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Общей цель» диссертационной работы является исследование исторического, соответственно логического, процесса становления и развития категории самодвижения, определение ее места и роли в системе категорий и законов диалектического материализма, исследование мировоззренческой и методологической функций. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

- исследовать становление категории самодвижения в античной философии, обратив особой внимание на ее объективное содержание и понятийное выражение, выявить логику развития и функции в философии эпохи Возрождения и Нового времени;

- осуществить содержательный анализ способа постановки и резения проблемы самодвижения в марксистско-ленинской философии, вычленить понятия, раскрывающие содержание категории самодвижения, рассмотреть их функции;

- реализовать самостоятельный подход к разработке категории самодветения соответственно современным достижениям научного познания и практики, раскрыть интегративную связь ее с основными категориями и законами материалистической диалектики;

- опираясь на мфовоззренческое содержание категории самодвижения, показать несостоятельность концепций движения, выдвигаемых современной буржуазной философией;

- раскрыть методологическую функцию категории самодвижения, вычленив, основные ступени ее, их взаимосвязь и ,роль в научном познании самодвижения материи;

- исследовать место и роль категории самодвижения в изложении диалектического и исторического материализма в учебном процессе;

- проанализировать основные этапы формирования методологической культуры человека, раскрыть ее содержание и логическую структуру, место и роль в ней категории самодвижения, ее влияние на решение проблемы инициативности мышления и практической деятельности.

Методологическая основа и источники исследования. При разработке теш автор исходил прежде всего из потребностей практики. Методологической основой диссертационного исследования является диалектико-материалистическая методология. В постановке и решении задач автор опирался на труда классиков марксизма-ленинизма и руководствовался идейно-теоретическими положениями и выводами по вопросам самосовершенствования социализма, усиления его самодвижения, сформулированны?,га в материалах ХХ1Т1 съезда КПСС, последующих Пленумов и других документах Щ КПСС.

В соответствии с поставленными задачами источником исследования явились прежде всего труды К.Маркса "Капитал", 6.Энгельса "Диалектика природы",, В.И.Ленина "Материализм и эмпириокрити-£лизм", "Философские тетради", а также документы КПСС.

• В качестве материала диалектико-материалистического анализа историко-философского исследования категории самодвижения послужили работы философов античности /Гераклит, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель/, эпохи Возрождения /Бруно, Кузанский/, ХУ1-начало ХУШ в./Бэкон, Толанд, Декарт, Гассенди, Дидро, Гольбах/, классической немецкой философии /Кант, Гегель/.

Автор опирался на работы советских философов,посвященных анализу проблемы самодвижения /В.А.Босенко,Ф.Ф.Вяккерев,В.А.Кай-далов,А.И.Левко',Л.А.Петрушенко/,а также на исследования истории философии,современных проблем диалектики,логики,теории познания, науки и практики,содержащих в себе в той или иной мере анализ от-

дельных вопросов, аспектов проблемы самодвижения /И.Д.Андреев, И.В.Бычко, А.С.Богомолов, М.А.Булатов, А.И.Горах, В.С.Готт, Н.В.Дученко, М.А.Дынник, М.Ф.Зенлянский, М.Л.Злотина, Ф.Х.Кес-сиди, Н.Т.Костюк, В.Н.Кузнецов, А.Ф.Лосеа, В.С.Лутай, Э.Н.Михайлова, И.Ф.Надольный, М.А.Паргаок, Е.Н.Дричепий, И.Д.Рожанский, В.Г.Табачковский, А.Н.Чанышев, В.И.Шинкарук, Шубняков Б.П. и др./

Особое внимание уделялось периодической печати, в которой всесторонне освещается диалектика перестройки, самосовершенствования социализма, реализация его созидательного потенциала.

Научная новизна диссертации состоит в.том, что в ней впервые осуществлен целостный диалектико-ыатерйалистичсский анализ историко-философского аспекта исследования категории самодвижения, раскрыты ее место и роль в диалектическом материализме, исследованы функции в сфере познания,мировоззрения и практики.

Более конкретно научная норизна выражена в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

- установлено, что генезис категории самодвижения осуществляется исторически и определенным способом под влиянием зарождающегося научного знания и опирается в своей основе на опыт практической деятельности. Философы рассматриваемого нами периода /Гераклит, Демокрит, Зпикур и др./ исходили в основном из доре-флексивного представления о самодвижении материи, однако в их учениях заключены глубокие диалектические догадки о его действительной сущности, впервые ими введены понятия: "мир", "самовозрастание", "самопроизвольное", "самодвижущее", "закон" и др., и на этой основе, на более развитом уровне, осуществляется по- -пытка логически выразить категорию "самодвижение"./Платон, Аристотель/. Суть взглядов философов эпохи Возрождения /Бруно, Патриций, Кузанский/ заключалась в тем, чтобы выразить самодвижение материи в дискурсивном ряде логических категорий, тогда как в философии Нового времени осуществлена попытка исследовать соотношение движения и самодвижения /Толанд, Гольбах и др./. Оба подхода способствовали становлению в общих чертах категории самодвижения как формы мышления и логического средства реаения философских проблем в классической немецкой философии, однако категория самодвижения, как и другие категории, была истолкована идеалистически /Кант, Ге:ель/}

- доказано, что принципиально новый подход х разработке ка-

э

тегории самодвижения связан с определением ее социально-практической основы и материалистической разработкой диалектического метода в марксистско-ленинской философии. Исследование реиения этой проблемы в работах К.Маркса, Ф.Энгельса и В'.Й.Ленина, документах и материалах КПСС позволило установись, что объективное самодвижение наиболее полно отражают философские категории: материя, движение, изменение, противоречие, внутреннее, необходимое, самосовершенствование, спонтанейнс-е и др. Они же образуют и логическую структуру категории самодвигенип. Это позволило вывести категорию самодвижения: самодвижение - естественное,спон-танейное, внутренне присущее и необходимое изменение материи, имманентной основой которого есть постоянное возникновение и разрешение противоречий;

- раскрыто, что в отличие от категории движения, категория самодвижения отражает способ существования материи в более богатых и глубоких определениях, у нее более глубокие и конкретные интегративные связи с категориями противоречия, развития и др. Так как отношение мезду противоположностями выражено в законе единства и борьбы противоположностей и 'имеет необходимый характер самодвижения, то, следовательно, данный закон, как и другие законы диалектики, есть закон самодвияения материн. Борьба противоположностей определяет не только направление качественных изменений, характер скачка, но способ и форму самоотрицания старого новым, без понимания роли которого нельзя уяснить сущность

и характер самодвижения социалистического общества;

- обосновано, что именно категории "общество", "противоречие", "самодвижение" и "закон"'наиболее полно характеризуют, в мировоззренческом плане, социалистическое общество как самосовершенствующуюся, самодвижущуюся систему по пути прогресса;

- доказано, что логическая последовательность развертывания методологической функции категории самодвижения в научном познании осуществляется по-таким ступеням: логическое определение того, что подлежит познанию - регулятивно-поисковая направленность -ступенька познания, синтезирующая в себе основные теоретические представления о самодвижении материи - форма практической деятельности;

- в практике учебного процесса категория самодвижения способствует обогащению и активизации нового, диалектического мыя-

ления студентов, формированию у них методологической культуры. Этот подход позволил определить: методологическая культура закрепляется в логико-методологических ценностях, аккумулируя в них определенные знания и установки, синтезированные в категориях и принципах материалистической диалектики и .методологических установках частных наук;

- установлено; что категория'самодвижения как форма знания /и как элемент методологической культуры/ в интегративной связи с понятиями "самоуправления", "самодисциплины", "самосовершенствования" и др. существенно влияет на характер деятельности, превращаясь в новые ее формы, особенно в создании сложлых самоуправляемых систем, в развитии инициативы масс в сфере самодеятельного технического творчества и в других сферах практики. В отом направлении происходит превращение категории самодвижения в форму практической деятельности;

- доказано, что выдвижение оригинальных идей, инициативы и их воплощение в принципиально ноЕые формы самодеятельности всецело заЕмсит не только от уровня овладения принципом самодЕжкения, но от условий и разрешаемого противоречия, сказывающих существенное влияние на созидальный потенциал самодвижения социализма.

Гпакти -.еское и теоретическое значение •результатов исследования состоит в том, что они могут быть учтены и использованы для решения практических проблем, особенно в повышении эффективности творческого потенциала самодвижения социализма, а также для научного прогнозирования и самоуправления. Решение отои проблемы зависит от уроЕня мировоззренческой и методологической культуры кадров.

Результаты исследования генезиса и функций категории самодвижения, особенно ее функций в сфере практики учетного процесса, позволяет более эффективно усвоить студентами основные проблемы философии п их дпалектико-материалистпческое реженне. Прежде всего они могут использоваться в преподавании курса марксистско-ленинской философии, особенно в изложении тем "Материя и основные формы ее существования", "Законы и категории материалистической диалектики", "Методы научного познания" и др.) кроме того, при со-верженстзовании подготовки аспирантов и на методологических семинарах пражессорскс-преподавагелоского состава вузов, а также в процессе поьжжекия квалиф*;кации спепиачистов гародкого хозяй-

ства.

Положения, выводы и рекомендации и:гсот непосредственное от-ноиение к исследования частными наука;а конкретных форм самодвижения материи. Так, например, з социальном' познанйи - познание диалектики перестройки, самообновления социализма. Полученные автором результаты могут быть эффективно применены естествоиспытателями в .исследовании закономерностей самодвийзния микрсира, соответственно и в построении естественнонаучных теорий.

Теоретические положения и выводы по исследованным вопросил о функциях категории самодвгсхения имеют непосредственное значение для решения актуальных проблем теории диалектики, разработке ее категориального аппарата и функций, которые он выполняет в сфере познания и практики.

Результаты исследования могут быть широко использованы в решении задач идеологической борьбы, особенно в разоблачении идеалистических концепций движения, выдвигае-лых современной буржуазной философией.

Апробация работы. Диссертация представляет собой результат многолетней научно-исследовательской и 'педагогической работы автора в высшей школе.

С изложением основных идей и положений диссертационного исследования автор выступал на республиканской научной конференции "Единство мировоззренческой и методологической функций марксистско-ленинской философии" /Киев,1980/; на республиканской научно-тэоретичеСкой конференции "Мировоззренческие и методологические проблем взаимосвязи теории и практики"/Киев,1983/;в Школе докторантов, про'водимой Лроолемным советом по материалистической диалектике, при Ленинградском государственном университете /Ленинград, 1982/;на-областных научно-практических конференциях,проводи.кх отделом науки и учебных заведений Житог.крс ко го обкома Компартии Украины и пединститутом /Житомир, 1980,1987/;на научно-производственных и научно-технических конференциях Киевского политехнического института /Житомирский филиал КПИ-1975,1980,1984-2987/; на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов Киевского университета, в чтении курса марксистско-ленинской философии.

По- теме диссертационной работы опубликована монография "Генезис и функции категории самодвижения" /Киев: Вица школа. Изд-во при КГУ, 1985 /- 8,25 п.л., а также' ряд статей в науч-

ных сборниках "Проблемы философии", "Вестник Киевского университета" и др. На монографию опубликована положительная рецензия в куриале "Коммунист Украины", 1966, № II.

Структура диссертации определена логикой исследования, непосредственно Еытекащай из его цели и основных задач. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

/ 0СН0ЕН0Е СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы, осуществлен анализ состояния разработки' ее, определена цель и задачи исследования, его методологическая основа и источники, раскрывается научная новизна исследования и основные положения, выноси?,ие автором на защиту, теоретическое и практическое значение результатов исследования, их апробация и структура работы.

В первой главе "Историко-философский аспект исследования категории самодвижения" осуществлен целостный диалектико-мате-риалистический анализ становления и развития категории саиодви-г.ения в интегративной связи с категориями материи, сознания, движения, развития, закона и др. В своей основе отот процесс опирается на разсиЕйащееся знание и практику. Отмеченный подход имеет ва-:ное значение не только для уяснения диалектики категории саыо-дзизкения, но и тех функций, которые исторически сна выполняет в познании самодЕ'.пепия материального мира и з развивающейся материалистической философии, особенно в ее борьбе против идеализма.

В первем параграфе "Становление категории саыодвидения в античной философии" осуществлен дналектнко-иатериалистический анализ науки, культуры и исторически складывающейся взаимосвязи философских и естественнонаучны.'-: воззрений античного общества. Следует отметить, что классики марксизма-ленинизма высоко оценили античнуа философиэ, видя в ней зачатки становления материализма и диалектики. На основе этаго подхода показано, что в античной философ,;;; осуществляется попытка переработать созерцательнее представления в понятия, и на этой основе, на более развитом их уровне, в категории, с чем свидетельствует, например, учение Йа-леса, одним из основных понятий которого является понятие "вода". Его внимание сосредоточено на поиске качала, основы гкани всего сущего; понятием "злда" обозначается начало дв'.кення, исследование которого позволяет предполагать, что начало кз только

исходил ступень движения, оно и основа, в то же время и бесконечно, как процесс. В результате Залес сткхийно приблизился к выводу о том, что все то, что движется естественно, движется само собой. Конечно,предположение о самодвижении материального мира еще не выражается конкретным понятийным определением,эту роль выполняет чувственно-образная форма представления,опирающаяся на опыт практической деятельности и результаты непосредственных наблюдений многообразных явлений природи.

В формировании представлений о самодвижении материи важнуи роль сыграло учение Анаксимандра, преемника и ученика Залеса. Анаксимандр, в отличие от §алеса, пытался рассмотреть движение в более метафизическом, чем натурфилософском плане, о чем говорит детально разработанная им космологическая кокиепштя. Го, что гоз-никает, по Анаксимандру, должно необходимо получить завершение, затем оно снова проходит определенный путь движения и изменения. Эта его диалектическая идея в своей основа опирается на понятие "апейрон". Хотя Анаксимандр высказал несколько з примктизной форме догадку о природе противоположностей, однако Еажным было ¿■асе то, что принцип раздвоения единого на Противоположности был применен им к объяснении происхождения м;гров. Это сыграло ваккув роль в разработке материалистических представлений о самодвахенил материи. Более явно обнаруживает себя этот процесс в философских воззрениях Гераклита, Демокрита и Эпикура. Это действительно был шаг "от мифа к логосу", к пониманию движения как самодвижения.

Учитывая,это, мы проследили логику изложения Гераклитом.своих мировоззренческих взглядов, выделили наиболее рациональное, сыгравпее важную роль в становлении категории самодвижения. Все изменения в космосе, по учению Гераклита, обусловлены его внутренней жизнью /живым огне!.!/, все происходит через борьбу и по необходимости. Как бы подчеркивая всеобщность закона, Гераклит говорит, что даже психее присущ самовозрастающий логос. Конечно, в силу того уровня развития философской и естествешонаучной мысли Гераклит не смог развернуто объяснить самодвижение материи, а также разработать категорию "самодвижение", но он, по существу, поставил вопрос о сущности движения материи, вместе с тем впервые в истории философской мысли ввел понятие "самозозрастание".

Первые гипотезы и представления о самодвижении материи привлекают к себе внимание Демокрита, Эпикура, Аристотеля, а также

философов в последующие века. Анализ взглядов Демокрита показал, что он не смог диалектически объяснить сущность движения, однако философ ссылается на его вечность, поскольку оно не имеет причины как безначальное и является причиной всего и себя, осуществляется в силу собственной необходимости.

Более четко поставлен принципиальный вопрос о причете отклонения атомов у Эпикура, что способствовало выработке определенного подхода к атому вопросу и его резенлю. В изложении своего учения об отклонении атемзв Зпнкур оп;грается па такие понятия-прообразы категорий, как, например, "материя", "Бнугрг.'Лйс", "необходимое", "движение", "отклонение" к др., с ;:стс;л:.п; связано становление категории самодвижения.

3 целом же философы рассмотренного н&ш периода исходили в основном из дорефлексиьного представления о сеиоджгекки материи; и хотя в их учениях заключены глубокие дналсктнчсокие дс-гадки о его действительной сущности, те;: но менее, рззвернутого дискурсивного обоснования этих догадок мы ко находи:.: ни у одного философа. Лаке терминологически категория самодвижения оформилась не вполне.

Исследование проблемы самодвижения занимает в&эюе место в философии Платона и Аристотеля. Об-дни анализ эпохи, с которой они кили V. творили, дан в трудах В.Ф.Аскуса, A.'i'.Лосева, К.А.Ддани-ка, 'Л.Д.Романского и других философов. С точки зрения ¡.'.А.Дини-ка, два мира конструируются в платоновском идеализме: мир вещей и мир идей.-Но у Платона самодвижением обладает только мир чувственных зещей, а не мир нематериальных "идей". Этот подход, по его мне.-.иа, объясняется тем, что мир "идей", будучи началом мира чувственно восггоикимасмых вещей, неизменный и вечный,

В попытке рассмотреть объективное самодвижение Платон идет точное понятие, которым можно было бы обозначить причину и сущность движения, причем ото понятие должно быть близким по смыслу понятию "движение". В "¿едре" оно мыслится как "движет само себя", в диалоге "Софист" сбогалается содержанием идеи борьбы противоположностей, в "Политике" выделяется понятие "самопроизвольное" и, наконец, в произведении "Законы" употребляется понятие "самодвижущееся". Еажно отметить, что понятие "самодвижение" приобретает категориальное значение в качестве нового логического принципа. Тогда как в "Метафизике" Аристотеля, отмечал В.И.Ленин,

эадзто все, все категории. Здесь же прослеживаются :: логические функции категорий, в том числе и категории самодвижения, зачастую выступающей в форме суждений, например, "изменение само собой", "движение само собой".

Таким образом, античная философия не толь;;о выдвинула, но и пыталась рассмотреть существенны? аспекты прсбдега самодвижения, что привело к понятийке:.!у оформлении к»->гсг.:и самодвижения как формы отражении .материального игра.

Во втором параграфе "Содержание ¿v^;:.:::: категории самодвижения з Философии ХУ1-ХУИ! вз." жжж созрздэючено лрегде всего на эпохе Возрождения. В этот пер::од усиливается борьба материализма и идеализма, восстанавливается в правах п те проблемы, которые занимали умы античных мыслителей, б частности, рен;ссан-сных философов все больже привлекает к себ-з и проблема самодвижения. Весомый вклад з разработку теоретических представлений о самодвижении материи внесли Зраччэско Патриций, Дхордано Еруло, Николай Кузачскнй. 3 учении Вруно происходит превращение античных общих представлений о самодвижении единого универсума в более развернутый дискурсивный ряд категориальных определений. Представление о самодвижении природы обретает здесь фиксированную концептуальною форму выражения, каправясгаую на логическое схватывание сущности рассматриваемого предмета. Важно при это:,! отметить, что онтологический аспект представлений о самодвижении обогащается новым содержанием, усиливается и их мировоззренческая нагграв-ленность. 'Хотя знание объективного самодвижения и было еще кзс.о-.вершенным, ограниченны:»«, однако существенно уже то, что Бруно не только предпринял смелую попытку проникнуть в тайны движения материи, но и ускорил разработку гносеологического аспекта категории самодвижения. Весьма прогрессивны:.: моментом в уяснени г этого вопроса является попытка Бзнона рассмотреть активность /самодвижение/ материи, как присущее ей свойство, тем са'.аз.т опровергается идеалистическая концепция "пассивности" материи.

Более углубленное развитие категория самодвижения приобрела в материалистической философии Толакда. В работе "Письма к Серена" он изложил свою точку зрения по вопросу соотнощения движения и самодвижения. Этому, несомненно, способствовало критическое освоение им ряда ценных идей философии Локка, Бэкона, Спинозы и других мыслителей. С точки зрения Толанда, необходимо прово-

дить различив между внутренней энергией, самодвижением или существенной активностью всякой материи, без которой она не могла бы подвергаться никаким отдельным изменениям и разделениям, и теш пространственными движениями или перемещениями, которые представляют собой липь различные модификации существенной активности. Основная тенденция исследования этой проблемы Толандом проявляется в его стремлении определить объективное самодвижение наиболее адекватным ему 'термином "самодвижение". Однако для него проблема сущности самодвижения сааая сложная и трудная проблема, решение которой не могло быть осуществлено с позиций метафизического метода.

3 постановке и исследовании проблемы саыодвикзиия вакную роль сыграли а французские материалисты, в частности Гассенди, Дидро, Гольбах. Развитие их философской мысли неразрывно связано с задитой и пропагандой атомистического материализма древних мыслителей. Наиболее близко подошел к понимании самодвижения материи Гольбах. В "Система природа" он, в частности, рассматривает соотношение двиасния и самодвижения. В отличие от Толан-да Гольбах пытается доказать, что не всякое внутреннее движение есть самопроизвольное движение. Разъясняя дальше свои точку зрения, Гольбах подчеркивает, что одно лишь самопроизвольное движение является источником всех изменений, всех модификаций материи. Несмотря на стремление дать развернутый анализ категорий, Гольбаху не удается в полной мере избежать синкретизма; не смог он внести, по напему мнения, и существенных новаций в разработку логико-гносеологических принципов исследования проблемы самодвижения, в чем сказалась общая метафизическая ограниченность его философии.

Какой бы ограниченной ни была разработка категории самодвижения в материализме Ш-ХУШ вв., Она, несомнешо, представляла собой исторически необходимую ступень в ее становлении и развитии.

Б третьем параграфе "Разработка категории самодвияекы в классической немецкой философии" основное внимание сосредоточено ка философии Канта и Гегеля. О ток, что Кант непосредственно был занят и проблемой самодвижения, свидетельствуют его работы "Всеобщая естественная история и теория неба", "Критика способности суждения" и др., в которых его вникание сосредоточено и

на движущей силе тела, осмысливаемой посредством категории каузальности. По своему гносеологическому смыслу категория каузальности наиболее взаимосвязана с категорией деятельности, обладающей в философии Канта тем же назначением, что и категория самодвижения. Признание самодвижения материи язляется лишь первым шагом на пути к построении материалистической концепции самодвижения, а для того, чтобы последовательно провести этот взгляд на мир, надо поити дальше, к познанив его. Но здесь Кант поворачивает ст материализма к идеализму, поскольку утверждает, что вещи находятся "в себе", их сущность недоступна познании. Поэтому категория самодвижения не содержит в сабе знаний сущности объективного самодвижения. Ошибка Канта состояла и в том, что единственны,! способом доказательства всеобщности категорий он считал допущение их априорного происхождения.

Совершенно по-новому поставлены проблемы науки логики и ее категорий з философии Гегели. Прежде всего Гегель подверг критическому анализу категориальный аппарат Канта, субъективизм 5ихтз и философию тождества Шеллинга. Здесь надо принять во внимание, что для характеристики содержания самодвижения Гегель привлекает понятия спонтанности, имманентности, самостоятельности и др., однако основные.логические функции виполндат категории противоречия, развития, основы, необходимости, закона и условия. Конечно, Гегель отдает предпочтение основанию, условие же необходимо для его жизни; здесь же философ приходит к внводу, что условие "вовлекается" в процесс самодвижения, и п этом, несомненно, содержится глубокая постановка коренной проблемы диалектики, которую пытался решить Гегель в своей "Науке логики". Гегель, замечает К.1.1аркс, очень часто внутри спекулятивного изложения дает действительное изложение, захватывандео самый предмет. Но Гегель исследует на самодвижение материи, а формы логического шлления, которыми постигается абсолэтная идея, вот почему его диалектика нуждалась в материалистической переработке.

Во второй главе "Категория самодвижения в диалектическом материализме^' исследуется социально-практическая основа диалек-тико-материалистической разработки этой категории а марксистско-ленинской философии. Особое внимание уделяется соотношения движения и самодвижения, противоречив как имманентной основе

самодвижения, а тша:е интегративной связи категории самодвижения с основными законами и принципами материалистической диалектики.

В первом параграфе "Социально-практическая основа диалекти-ко-материалистической разработки категории самодвияения" автор исходит из того, что принципиально новый подход к разработке категорий связан с материалистической разработкой диалектического метода и 'введением практики в теорию познания.

Методологическим регулятором понимания социально-практической основы дчалэктико-материалгстической разработки категории самодвижения является "Капитал' К.Маркса. В центре внимания • К.Маркса находится самодвиг.ение общественных систем. Необходимо Оыло в первую очередь осмыслить и отразить в логике категорий самодвижение общества, раскрыть законы развития общества как законы деятельности ладей. Решение отой фундаментальной проблемы могло быть осуществлено только с диалектйко-материалистичёс-ких позиций. При исследовании процессов превращения денег в капитал стоимость, выступающая в качестве капитала, определяется как сслгодгопкущаяся субстанция.

Анализ движения капитала как самовозрастающей стоимости необходим был К.Ыарксу. не только для уяснешя стоимости в ка-"чествз "самодвижущейся субстанции". Основная задача состояла в то:.!, чтобы объяснить прибавочную стоимость, производство которой является основной функцией капитала. Исследованием этого процесса обогащается содержание к категории, самодвияения в интегративной связи с категориями общества, противоречия, золсона и др., анализ которых нам! позволил установить, что ка-.этой ступени категория самодвижения, отранал суть объективного процесса, выполняет наиболее вакную ррль б интеграции философии и . политэкономии, выполняет роль методологического принципа в разработке экономической теории.

Раскрывается, что в решении проблемы самодвижения марксизм исходит из глубокой взаимосвязи диалектико-материалисти-ческой философии и естествознания. Специальному анализу эта взаимосвязь была подвергнута Ф.Энгельсом в. "Диалектике природы". В этой ке работе рассмотрены существенные аспекты категорий I: законов, из них в центре внимания - само себя разрешающее противоречие.

Ш.Энгельс подвергает критика исходные принципы метафиз'.. ■

веских ¡i идеалистических концепций объяснения природы дпиапения. Ora необходимость становится более актуальной и насущной по мере развития диалзктихо-матсриалистической философии, з ходе которого возникает проблси, связвнта-е с \:азрзбо?кой логического категориального аппарата диалектики. 3 этом смысле гегелевская "Наука логики" зкптупаот кладезе;! многих идей, существенных для решения указгшясс проблем, на что обратил 3.П.Ленин.

На основании анализа соотнесения категорий, особенно движения и сзхсдекжсния, 3.II.Ленин дает спредзлзнныз категории само-д^ижекия: "'Дзчжодае и егмодзкгепн.}" /ото !f В! самопрсиздольчо-з /самостоятельное/, сгснтапеЛнсв, гкутрш-дю-кзобход^мсо дг:~?-нко/, :';:с:.:;;нение", "движение и жизненность", "принцип всякого самодвижения". В ото:.: ::;э определении аьпелпктел аспект соо:ноженки дапженип и глзкеккссти, глягу-зи;*. э секэаг'л-ггная^ г.с:: подлинней жизни предметов жатернажвного жира. Сгнетенное прсслажп-гастся и а изложении Б.II.Ленин;?: осноенж:.; злеменгов диалектики. Здесь :и сталкигаьмся с гсггрессч о сущности саыодвн: к;*л ; рассуждение о ней как таковой m бзепрздмзтно, ибо нсследорякис оСтектнсного егжо;:ви.женпл предполагает раскрытие ;п.,:.ган-мггного,

самерасрс-отщегее:: лроти::срж:пл, в ve:,: океане;:;. cj-'ь -----:.....н. :.

Наиболее ото прослеживается во фрагменте "К вопросу о диалекти--не'', и котором Б.','¡.Ленин отмечает, что движение матзрии признает и метафизика, но она но рассматригае? его как самодвижение, ::а:: борьбу против;положнсстзй. .анализ П.И.Лениным двух кенгнеглии. развития является методологической основой дальнейшей разработки категории самолнпмения.

Во втором параграфе "Движение и га-мод:; имение. Протиг.осочне •<ак имманентная основа самодвижения" обосновано, что категории самодвижения соответственно сьозму содержания зз-нимаът определеннее место в системе категорий; соответственно автор остановился на историческом развитии определения понятия "система.*. 3 последнее время усилилось стремление многих Силософэз систо-матпз;гро?ать категории, «щзииути принципы систематизаци:: г.атз-герий, з общем определена их групповая взаимосвязь, осуг.еотэяся анализ логической структуры наиболее сложных ;сатегорий диалектики. 3 диссертации обосновано положение, что з общей система категорий условно можно" выделить группы категорий,наиболее csîaaîKrzx между собой; они представляют ссбой строго логичгскув и диалек-

тическую их взаимосвязь. Сказанное,как наы представляется, относится и к категориям движения и самодвижения.

Категории движения и самодвижения очень близки по своему содержанию, они настолько тесно взаимосвязаны, что их нельзя рассматривать иначе, как совместно, соотносительно. Дкя уяснения соотношения этих категорий большое значение имеет исследование не только их становления, но и уровня развития этих категорий в настоящее время.

В диссертации осуществлена попытка рассмотреть объективное содержание категории самодвижел я соответственно достижениям современной науки и практики. Б свете сказанного обращается внимание на го, что материальное самодвижение, долгшо рассматриваться и со стороны его развития, качественных изменений; в его объяснекни ш прибегаем к теоретическому принципу развития, фиксируя коренное различие мезду диалектико-материалистическим й механистический пониманием самодвижения материи. С этих ка позиций преодолевается попытка отдельных исследователей отождествить противоречие с-"причиной" самодвижения, или ке свести его к последнему.

Признание только движения вшкнейгпш атрибутом материи еще "на преодолевает механистического, следовательно, и метафизического истолкования его как материального ггроцосса, тем более не преодолевается и концепция "внешнего толчка", так как остается в тени саыодвияение, его двигательная сила.-Категория самодвижения так ке, как и категория движения,' отражает главное, основное - способ существования материи, однако, в отличие .от категории движения, е.более богатых и глубоких определениях, от-, ражает самые существенные свойства самодвижения материи. Кроме того, у категории самодвижения более глубокие и конкретные ин-тегративные связи с категорией развития, чем у категории движения. ''

Самодвижение как категория употре'бляется для обозначения не всякого изменения, а лишь такого, которое представляет собой качественное изменение, развитие, обусловленное борьбой противоположностей. Следовательно, самодвижение - это естественное, спонтанейное, внутренне присущее и необходимое изменение материи, имманентной основой которого есть постоянное возникновение и разрешение противоречий.. Это определение характе-

ризует глазным образом объективное /со стороны,развития/ содержание категории самодвижения, обусловливающее все другие ее аспекты.

Уместно заметить, что в дефиниции категории самодвкжегаш важную роль выполняют не только понятия "естественное", "самостоятельное", "спонтанейное", "изменение", но и категории "материя", "необходимость", "внутреннее", "противоречие" и др. Из них наиболее фундаментальной является категория "противоречие". В философской литературе существуют два взаимосвязанных утверждения: противоречие есть источник самодвижения и противоречие есть его двигательная сила. Признание противоречия как источника движения но снимает Еогтроса о природе движения как м;гровоззренчоской проб-лет. Только понимание противоречия как имманентной основы процессов материального шгра в их самодвижении выполняе_т важнутэ роль в решении мировоззренческих и методологических проблем. Понятно "источник", которое употребляется в философских работах, неразрывно связано с критикой метафизической концепции ■'внешнего толчка".

Материалистическая диалектика исходит из того, что объективнее самодвижение не только зиждется на собственных внугрзнних импульсах, но и порождает их, оно воспроизводит и условия своего существования; этим опровергаются ошибки тех естествоиспытателей и философов, которыо недооценивают основополагагдзй рол;! '.цс/анснтшсс предмету противоречий. Поэтому доводы о тон, что противоречие есть источник самодвижения, недостаточно .убеднтальнч. Следует заметить, что истолкование противоречия з качество источника самодвижения неизбежно привода? к понимания противореча я как причины, самодвижения - как ее следствия. Да и в ~прз-деленим сути самодвижения необходимо исходить прежде всего из рассмотрения прогизергчмя как его собственной основм.

Чтсба иметь бо.-.эо полнее предстаэлегаз о кестч и роли категории самодвижения з системе катоггрг.П и го:-:сноз мааеэиялис-тической диалектики, рассмотрели соотношение сз с с«::с»:с:1 единства и борьбы противопэлс-^сстей, благо"?ря методологический с;^:сл поставленной проЗлсми п ?з.ч сс^:-.'! подвергли более основательной крат.тг.з ':с-?а*:.:з:г;ос::с1 ?ол::о ссмсдг:!мг;п:л. Если с пемощъч заг.ска едянгтга ;: бер^ц полежпогтэй дается объяскзнио изханхэгп обгогггивиогэ сг.тодп-

жения, то посредством категории самодвижения представляется возможным наиболее.глубоко объяснить механизм действия законов объективной диалектики^ Отношение к данному закону является как бы "оселком", на котором проверяются научность и жизненность теории самодвижения. Так как отношение между противоположностями выражено в законе единства и борьбы противоположностей и имеет необходимый характер самодвижения, то, следовательно, данный закон есть закон самодвижения материи, что дает основание категорию самодвижения и закон единства и борьбы противоположностей рассматривать через призму анализа содержания категории противоречия.

йиесте' с тем диалектическое противоречие является основой и закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Борьба между противоположностями принимает различные формы в зависимости от природы предмета и его условий, но в конечном счете она закономерно приводит к такому моменту, фазе, когда осуществляется качественный скачок и вместе с тем начало самодвижения нового■противоречия в новом качестве. Борьба противоположностей определяет не только направление качественных изменений, характер скачка,.но способ и форму отрицания старого новым, без понимания роли которого в самодвижении нельзя уяснить характер и сущность качественных изменений явлений и предметов материального мира,особенно перестройки, самосовершенствования социализма. Здесь принимается во внимание и то, что закон единства й борьбы противоположностей не может осветить, отразить всю внутреннею жизнь, обусловленную борьбой противоположностей, так как необходимо еще знание качественных изменений, отрицание старого новым, наиболее проявляющегося в самообновлении социализма.

Б отличие от закона-единства'и борьбы противоположностей; отражающего общий механизм самодвижения, закон отрицания отрицания рассмотрен в качестве закона, отражающего общую тенденцию, связь последовательных'ступеней и этапов самодвижения общества как диалектического процесса, восходящего от простого к сложному,- от старого к новому. Переход к более высокому качественному состоянию характеризует основную тенденцию самообновления социалистического общества.

В третьем параграфе "Соотношение категории самодвижения и важнейших принципов материалистической диалектики под углом эре-

■тая необходимости решения ноеых методолоничесних проблем обосновано, что успешное решение их зазисит от выявления интегративной связи категории саыодЕижения с важнейшими принципами: материального единства мира, объективности, развития, взаимодействия. _ В диссертащш выявлены наиболее существенные аспекта их интегративной связи, рассмотрены и те функции, которые они выполняют в исследовании сущности объективного самодвижения, его законов; именно на этом 'уровне исследования выяснилось самое важное,наиболее существенное - самодвижение как саморазвитие.Саморазвитие объективно, необходимо, протекает оно как диалектический процесс.

Исследование этих вопросов позволило более полно определить не только категорию самодвижения, но ¡1 те функции, которые сна выполняет в общей диалектической системе категорий в процессе познания самодвижения материи.

В третьей главе "¡'.'.иропоззгенчоская и методологическая функции категории самодвижения" исследованы функции, которые она выполняет в решении практических, мировоззренческих, методологических проблем, особенно в сфере практики учебного процесса, з режении проблемы инициативы мкщления и практической деятельности.

В первом параграфе "Мировоззренческая роль категории самодвижения о объяснении процессов материального мира" дан анализ научного мировоззрения, существенное снимание уделено его философской основе.

В диссертации указакб, что в философской литературе тщательному анализу подвергнуты категории "человек" и ":гнр", однако недостаточно исследовано понятие "отношение". В узком смысле слона под философским мировоззрение:! можно, на нал взгляд, понимать диалоктико-матерналистическнЯ синтез знания об обнажении "человек" и "мир человека", внутренней логическуэ структуру которого образуют категории. Заметим, что огнежете мело-аэка к материальному миру вкл-джает в себя и ыенностнуз ориентации, ос-коьаннув на объяснении протекапциж з не:; прссссссз.

Вопрос о мировоззренческой функции категории сгмод,?.:ж-.ання сложней и многоаспектный. В лзбсм случае категория- самодвижения как специфически философская форма знания яризггша дать суд-нсстноэ объяснение той фор::ы бытия, развитие которой она. отра-

кает, и тем самым обеспечить мировоззренческую ориентацию человека в объяснении процессов материального мира. Эта проблема является одной из основных в острой борьбе материализма с идеализмом на протяжении всей истории философии. Однако было бы ошибкой полагать, что последняя прекратила свое существование;наоборот, буржуазная фило'софия пытается усилить "аргументы" в ее защиту /Блох, Димер, Пипер и др./. Нельзя забывать и того,что богословы всячески используют и имеющие иногда место упущения в разработке проблем научно-атеистического мировоззрения. Решение этой проблемы в своей основе опирается на весь категориальный аппарат материалистической диалектики, в том числе и на категорию самодвижения, применение которой должно строиться так, чтобы оно в наибольшей степени способствовало действенной критике религиозно-идеалистических концепций движения.

В этом плане большое значение имеет также понимание об-щестэенно-исторического процесса как естественного самодвижения человечества к социализму и коммунизму. При этом, с точки зрения логической структуры теории диалектики, важное значение имеет мировоззренческое . содержание таких категорий, как "общество", "противоречие", . "самодвижение". Так, если категория "общество", характеризует в основном органическую целостность социальных отношений и их носителей, то значение категории "са-. модЕиление" состоит прежде всего в том, что она выполняет роль мировоззренческого инструмента в объяснении .общества как самодвижущейся системы, имманентной основой которой есть постоянное возникновение и разрешение противоречий. Если в бургуазном обществе развитие производительных сил неизбежно ведет к дальнейшему обострению противоречия цежду общественным характером производства и капиталистическим способом присвоения," в.' результате чего возникает необходимость социалистической революции, то в социалистическом обществе взаимодействие .всех его элементов определяется неантагонистическими противоречиями, своевременное разрешение которых имеет созидательную направленность. Социалистическое производство имеет своей целью все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех трудящихся. Социалистическое общество при научном руководстве характеризуется более высоким качественным уровнем саморазвития и самодвижения по пути созидания и мира, руководящей и направ-

лящеЯ силой которого есть Коммунистическая партия.

Конечно, мировоззренческая «функция категории самодвижения в решении проблей общественно-исторического процесса опирается на диалектический анализ общего и особенного, а также действия объективных законов самодвижения общественных систем. С мировоззренческой функцией органически связана методологическая^ имеющая важное значение для решения логико-гносеологических и практических проблем перестройки, качественного обновления социализма.

Второй параграф "Методологическая функция категории самодвижения в научном познании" занимает особое место в диссертационном исследовании. Несомненно, что этот вопрос имеет общенаучное и практическое значение,/его исследование позволило установить, что на исходной ступени научного познания категория самодвижения функционирует как логическое определение того, что подлежит познании, т.е. важнейшее требование диалектической логики, представляющее собой распространение содержания дайной категории на познание всех Процессов материального мира. Однако в научном познании категория самодвижения только тогда выполняет функции соответствующей методологической установки,'когда она становится неотъемлемым элементен методологической культуры субъекта. И насколько эта категория логически осмыслена -в такой степени удается реализовать ее как методологическую установку, от этого зависит способность исследователя проникнуть в сущность объективного самодвижения, раскрыть его механизм. Поэтому исследование самодвижения материи связано не только с усвоением исторически сформировавпегося знания, но и с уровней развития.культурно-познавательных потенций ученого. Вот почему ' реализация методологической установки категории самодвижения, особенно ее регулятивно-поисковой направленности, - наиболее сложная ступень развертывания еэ методологической функции.

Методологическая, функция категории самодвижения не тольхо концентрированно выражает теоретячоскоег ¡требование рассматривать процессы материального мира в их самодвижения, но и служит, кза принцип методологии общественных и естественных науя, ориентиром в познании имманентной основы самодвижения катерки. Этим на умаляется значение других категорий, отрахасцих сухость объективного самодвижения. Притом роль, значение каздой из этих ха-

тегорий различны, зависит это не только от их содержания, но и от того, в какой сфере познания и на каком этапе они выполняют свои функции.

В самом широком общенаучном контексте категория самодвижения выполняет еще одну важную методологическую функцию - функцию интеграции частных' отраслей научного знания, а также синтеза общественных и естественных наук. Характерно, что каждое из понятий, образующих ее логическую структуру /собственное, самопроизвольное, внутреннее и др.Л отражая определенное содержание объекта, выполняет свою рель в характеристике той или иной • стороны общественно-исторического процесса. Каждое из них обладает таким конкретным содержанием, посредством которого выполняется интегративная функция внутри-многообразного целого и конкретного.

В третьем параграфе "Место и роль категории самодвижения в изложении диалектико-материалистической философии в учебном процессе" диссертант исходит из того, что среди экономических и социальных задач развития социалистического общества особое значение приобретает задача формирования диалектико-материалис-тического мировоззрения у подрастающего поколения. Ее решение " предполагает воспитание у молодежи активного отношения к овладению философской культурой, роль которой в современную эпоху неизмеримо возрастает. ■

Содержанием предмета философской науки, & также ее значением в системе обучения и воспитания;как.дисциплины мировоззренческой и логико-методологической определяются особенности и принципы формирования диалектико-материалистического мировоззрения у студентов. Изложение философской науки в учебном процессе выступает как процесс передачи исторически-и логически накопленного знания, синтезированного з её категориях и законах. Это существенно при изложении не только первой теш "Философия, ее предмет и роль в обществе", но н других тем, о чем конкретно идет речь в диссертации. Заметим, что тема "Материя и основные формы'ее существования" занимает ведущее место в курсе диалектического материализма, поскольку в ней рассматриваются исходные категории: материя, движение, развитие, пространство, время и др. В учебной программе выделен вопрос о движении и развитии, но не рассматривается специально отноше-

ние категорий движения и самодвижения, а между./гем данный вопрос существен при решении ряда гносеологических и мировоззренческих проблей. Соотношение упомянутых категорий играет важную роль во всей системе категорий диалектического материализма.

Может возникнуть вопрос, в какой теме диалектического материализма возможно выделить категорию самодвижения как самостоятельную категорию в предает специального рассмотрения. Осуществить это, на наш взгляд, целесообразно в теме "Материя и основные форш ее существования", ибо категория самодвижения наиболее взаимосвязана с категорией движения и рассматривается в соотношении с. ней. Решение этой проблемы способствовало бы углублению у студентов представлений о способе существования материи, его сущности, расширению знаний о категориальном аппарате материалистической диалектики, его роли в решении задач перестройки. ...

Разумеется, мы не призываем к тому, чтобы изложение курса диалектического материализма было подменено проблематикой самодвижения; речь идет о тех ее аспектах, необходимость анализа которых- вытекает из изложения того или другого вопроса. Здесь нельзя установить строго определенную меру, ибо логико-методологическая функция категории.самодвижения, как и любой другой категории, зависит не только от ее содержания и функций, но и от специфики излагаемой теш.

В четвертом параграфе "Категория самодвижения в методологической культуре и проблема инициативности мышления и практической деятельности" обосновывается актуальность этой проблемы. Среди проблем диалектико- материалистической философии особенно выделяется проблема методологической культуры, с ней переплетаются все против аспекты и проблемы науки и практики. Объясняется это прежде всего тем, что методологическая культура выступает: во-первых, как предмет теоретических исследований; во-вторых, как одно из направлений и средств решения практических задач перестройки. Тем сами» методологическая культура становится' важнейшим компонентом деятельности, способов освоения (тара и самоутверждения человека. В этом направлении в работе раскрыт логический аспект методологической культуры, бе диалектическое единство с познанием и практикой; установлено, что она закривляется в логико-методологических ценностях, аккумулируя

- ■ ■ - •

в них определенные знания и установки, синтезированные в категориях и принципах материалистической диалектики и методологических установках частных наук.

Такой, подход, по нашему представлению, предполагает и позволяет рассматривать философские категории как неотъемлемые элементы методологической* культуры - методологического средства научного познания. Существенную функцию в этом процессе выполняет категория самодвижения. Будучи своеобразной ступенькой познания и форлой знания, узловым пунктом в системе категорий диалектики, категория самодвижения занимает важное место и в методологической культуре. Шесте с тем она выполняет методологическую функцию в мировоззренческой ориентации человека, но ее значение заключается не только в этой функции, но менее важную роль она выполняет в активизации проявления человеком своей социальной сущности, инициативы. Формированию методологической культуры значительное внимание уделяют средняя и высшая школы, а такке методологические семинары. В диссертации дан анализ их работы, высказано ряд рекомендаций. .' •' - . .

Наконец, овладение методологической-культурой и превращение ее б средство научного познания и преобразования действитель-"ности являются одним из ваетейщих условий развития творчески деятельных способностей человека, самовыражения его природных и социальных качеств, наиболее проявляющихся в творческой инициативе.

По установившейся традиции под инициативой понимается начи-цание, почин, характеризующийся ь основном этическими понятиями; кроме того, подавляющая часть социологов отождествляет ее с акт тивностью. Это определение, ;на раш взгляд, неполное, неточное. Деятельность тем активнее,счзм она инициативнее. Саыоинициатива - более высокая ступень социальной активности,'поскольку, она порождается внутренней природой человека, выступает как самодеятельность, его самодвижение, как новый опьгг деятельности. В работе учитывается не только содержание понятий, образующих логическую структуру этой формы мышления, но и. структуру практики. Отмеченный подход вызван и тем, что в литературе понятия "саыоинициатива", "инициатива", "инициативность шпления"/"инициативность мышления и деятельности" зачастую употребляются как однозначные термины, имеет место и попытка сведения этих форм

мшшения к особым проявлениям человеческой практики, опыта, тем самым нивелируется гносеологическая природа инициативы кале форма знания, ее диалектический характер.

Инициатива - не застывшее, статичное знание, она представляет собой диалектический процесс перехода от одного уровня к другому, более высокому качественному состоянии путем разрешения противоречия в своем самодвижении. Это в полной мере относится к уяскегата диалектического характера инициативности мышления и практической деятельности. Путь к этому лежит через овладение материалистической диалектикой, ее категориальным аппаратом, принципами, особенно категорией самодвижения как методологическим инструментом исследования и реализации з практике инициативы, коллективного обсуждения ее и тех проблем и противоречий, которые возникают в ходе развития и практической реализации ее з новых условиях. Уместно заметить, что задача заключается и в том, чтобы не допускать ошибок и не настаивать на ошибках, когда они обнаружены.

Развитие научной дискуссии и спора, проверка э действии истинности любого знания, гипотезы - важнейшее условие и средство устранения ошибок как в сфере познания, так и з практической деятельности. Дналектичность и эффективность этого процесса зависит от-уровня методологической культуры человека. Задача состоит в том, чтобы осмыслить, познать диалектику инициативности мышления и практической деятельности, и эта задача каждого труженика, каждого коллектива. Ведь активность, творческая инициатива масс - основа перестройки.

Несомненно, это не только практическая, но и мировоззренческая, и методологическая проблема. Из всех филосс^ких вопросов рассматриваемой проблемы первостепенное значение приобретает проблема метода, его принципов; Еедь самые глубокие преобразования, перестройка, в том числе и мыомения, развитие ого инициативности не могут осуществляться без принципов объективности, всеобщей связи, противоречия, самодвижения и др. Так, процесс применения принципа самодвижения можно представить в общем виде как-логическую последовательность: принцип самодвижения - познание - практика. Б этом направлении происходят превращение категории самодвижения как принципа, формы знания в форму практической деятельности. Отсюда становится пснятн:-:м, почему иа-

ление и практическая деятельность неизбежно опирается на логические категории, особенно противоречия, перестройки, самодвижения и закона; последние раскрывавт свой философский смысл только в контексте целостного подхода к процессу перестройки, самосовершенствования социализма.

Соответственно в диссертации рассмотрен вопрос о гносеологической' природе инициативы, ее развития, уровнях и способах совершенствования. Диалектичность инициативы 'выражается в разрешении противоречия мекду ее ступенями: возникновение - развитие - реализация в практике - 'азвитие. Конечно, не менее важно различать, преобладает ли практическое или теоретическое происхождение инициативы, ее уровень и способ раелизации в практику.

На разных уровнях и в разных условиях инициатива встречает иногда острое сопротивление, приобретая самке сложные форм борьбы между старым и новым. В любом случае' от инициатора требуется совершить выбор между сталкивающимися ценностями, методами и формами деятельности в пользу одной из них и через разрешение этого-противоречия реализовать свою инициативу. Вот почему необходимо принять во внимание исключительно важную сторону этой проблемы - ценностно-ориентировочный аспект категорий этики, функции которых наиболее связаны с философскими категориями материл, сознания, противоречия и самодвижения. С ними наиболее связаны и понятия "самосовершенствование","самоуправление", "самоинициатива11, "самодисциплина", отражающие стороны и формы общественного бытия, характеризующие и уровень развития общественного сознания. Они являются методологическими принципами деятельности масс, и не сами по себе, а в диалектической связи с категориям материалистической диалектики. Самое важное то, что категории функционируют не только как ступеньки познания, но и как ступеньки и формы знания, Вместе с тем они выполняют ориентировочно-объективирующую функцию в практической деятельности, наиболее проявляющуюся в самодеятельном •техническом творчестве, в самоуправлении масс и т.д.

Осуществляпщаяся перестройка в нашей стране не только создает для этого наиболее благоприятные условия, но ставит своей целью и формирование идейно-убезденного, инициативно мыслящего, деятельного человека. Социализм, как отметил М.С.Горбачев, это общество инициативных людей. Существенно, что именно в этом

направлении особое внимание уделяется новы.) формам и методам помощи молодым новаторам, инициаторам и изобретателям на Украине. Так, например, на многих предприятиях Киева, Житомира и др.городов созданы сколы молодых рационализаторов. В учебной программе важное место занимает изучение форм и методов совершенствования изобретения и рационатизации. Анализ показал, что проводимая работа способствует сознательному гтриобщешпо молодежи к массовому творчеству, въгработки у нее нового, диалектического мъжыения, соответственно развитию творческой инициативы. Она врывается в жизнь порой нежданно-негаданно и далеко не всегда встречает поддержку, готовность незамедлительного использования ее. Это говорит о необходимости совер-пенствования организационного и методологического аспектов массового технического творчества. Успех дела зависит, как показали результаты нс^их исследований, от интереса и убеждения, объема и глубины знаний, исследовательских навыков, стелет! овладения диаюктико-материалкстической методологией каждого труженика. В методологическом плане главное - овладение материалистической диалектикой как методом познания и преобразования действительности.

И действительно, только, диалектический, а на метафизический метод способствует выработке умения самостоятельно мыслить и решать научно-практические проблемы, только посредством диалектического метода возможен анализ и решение сложных проблзм перестройки, обновления всех сфер жизни общества. Лишь опираясь на этот метод,можно выявить основное противоречие, породившее ту или иную проблему, определить степень его развития, -характер разрешения. Диатектико-материалистнческий метод является основанием, призмой сознания, через которуи чзловек воспринимает и преобразовывает действительность, тем самым он оказывает глубокое влияние на духовный облик человека, на процесс воспитания, но действительное решение этой задачи но может быть отделимо от трудовой деятельности человека.

Осуществление трудящимися высшей моральной удовлетворенности достигается путем осмысления п сознании практических результатов нового, реатизации инициативы, а повышении эффективности и качества деятельности; тем более, что сегодня основная задача - борьба за новое качество, качество и ускорение, без

/

.торых немыслимо самосовершенствование, усиление самодвижения социализма.

Основное содёржание диссертации опубликовано в следующих работах:

I. Барановский В.Н. Генезис и функции категории самодвижения /Монография/. - К.: Бища шк.Изд-во при КГУ, 1985. - 136 с.

- 2. Барановский В.Н. Категория самодвижения в "Философских тетрадях" В.И.Ленина. //Проблемы философии. - К.: Вища шк.Изд-во при КГУ, 1980. - Вып.50. - С.61-63.

3. Барановский В.Н. О мэто;. логической функции категории самодвижения. //Единство мировоззренческой и методологической функций марксистско-ленинской философии. Респ.науч.конф.: Тез. докл. и выступ. - К,, 15Б0. - С.60-62.

4. Барановский В.Н. Мировоззренческое, значение категории самодвижения. //В.И.Ленин о коммунистическом воспитании молодежи /на укр.яз./. Обл.науч.-практ.кокф.: Сообц. и тез. докл.

- Еитомир, 1380. ~ С.32-34.

5. Барановыми В.Н. Место категор'ни. саыэдкпкения в формировании духовной культуры человека. //Проблема философии. -К.: •Вица шк. Изд-во при КГУ, 1931. - Вып.52. - С.70-74.

6. Барановский В.Н. О значении категории самодвижения в научном познании социальных процессов. //Вестник Киев.ун-та. Вопросе философских наук /на укр.кз./. - К.: Вища иг.. Изд-во при КГУ, 1334. - Вып.16. - С.9-14.

7. Барановский В.Н. Иитегративная роль категории самодвижения. //Проблемы-философии. - К.: Е;гща шк. Изд-во при КГУ, -' 1984. - Был.62. - С:122-124.

8. Барановский В.Н. Значение диалектического метода-в совершенствовании подготовки учителей. //Пути и формы совершенствования подготовки учителей к работе в сельской школе в свете решений ХХУП съезда КПСС, Основных направлений' реформы общеобразовательной и профессиональной школы /на укр.яз./.. Обл.науч.-практ.конф.: Сообщ. и тез.докл. - Житомир, 1987.

- С.13-15. ' •

-"Г-

Подписано в печать ¿6 .Еу — .Формат ЬС/^'/'б

Ъуиьп Способ печати офсетный. 'Объем изданий 'яг

-пгч.л. Тирад ''/СО .ЗоК от Бссплатно-Облтипография

262600 &л10мир.ЬоигонолэСЛ&% 19