автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Диалектический процесс истории в философии Гегеля

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Огутолу, Алао Буранма
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Диалектический процесс истории в философии Гегеля'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектический процесс истории в философии Гегеля"

РГ6 од

Санкт-Петербургский государственный университет

На пралзах рукописи

Огутолу Алао Еураима

диалектически;! процесс истории в шосомш гегеля

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссзртации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 1993.

Работа выполнена на кафедре истории философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат философских наук,

доцент Е.С.Лины':ов

Официальные оппоненты- доктор философских наук,

профессор Р.П.Шпакова; ..

кандидат ф'ичосо|оких наук Д.В.Маслеиликова

Ведущая организация - Санкт-Петербургский тсхнологи-. ческии институт

Защита состоится " 0Ц- " УАл^^РЫ'2? КбЗгХ на 'заседании специализированного совета К 033.57.10 ло присуждению ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, дом Ь, ауд. 150.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке иыени А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская набережная, 7/9.

"Л4

Лвторефорау разослан ЬЛ" ^тЭД 1993г.

Ученш секретарь /'

специализированного Сооета //^ И.А.Тульпе

У

//

/

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность темы исследования. Учение великих людей никогда не умирает. Одним из геличайшнх завоеваний чемоцпоЛ классическое: философии конца ХУЛ и первой трети XIX века явилась разработка диалектического метода мышления. Социальные события этой эпохи, т.о. Французская буржуазная роволюция, налог-леоновские войны, подьем и падение Наползона и одновременно рост торговли, промышленности, формирование буржуазных оба|е-ствещшх отношений в Европе, своеобразие этих процессов в разных странах, и в той числе в Германии, породили комплекс проблем. 5ш:ософская мысль того времени не могла не заметать этих проблем и была вкнуздена их осмыслить. В этих, сложных условиях диалектика прокладывала себе путь в сферу философии. В такое.время Какт, Зихте, Шеллинг разрабатызали проблемы диалектического мышления, диалектику чувственного и рационального, познания, элементы диалектики социального знания. Гегель как вершина немецкой классической филосо^м зтэй опохи разработал систему категорий диалектики и вместе с тем построил диалектический способ мышления, который воплощается системой абсолютного идеализма. По мнения Гегеля, философия -ото опоха, выразенная в мысли. Гегель выразил свой эпоху в великих диалектических построениях.

Немецкая классическая философия разработала в качествз результата целостного историко-философского процесса всеобщую диалектику процесса тоздества нетления и бытия, которая в скстемо Гегегя паяла свое адекватное выражение в логической форме. Философский предает и филооофС1сий метод здесь находят свое диалекмческоо единство. Тагам образом, гегелевский диалектический метод раскрывает основание для философского понимания природы истсрмеского. диалектический процесс истории Гегеля является, тал:;! образом, теоретическим источником для понимания западной философии истории, например, у В.Дильтея, Х.х'.Гадамера, графа Йорка, М.ХаЯдегера и т.д.

"... Спекулятивный идеализм ввел мир истории в саьораскры-

тие ризуыа и благодари этому, в особенности в произведениях Гогеля, добился гениальных достижений именно в исторической области"

В настоящей дчссертации автор сосредотачивает свое внимание на диалектической отношении субстанции - субъекта на его роли в мосте в системе Гегеля, речь тут идет именно о филосо-. <}ии истории Гегеля.

. В лекциях по философии истории всемирная история рассматривается Гегелем как развитие мирового духа. Гегель здесь отмечает, что темой его лекции являются "но 0614116 размынления о всемирной истории, которые ш вывели бы кз нее, привода примеры, взятые кз ее содержания, а сама зеемирная история" . .Здесь это очень важная идея, и Гегель старался ее осуществить в своем труде. Гегель паталсл осуществить развитие истории именно как зсежрноИ истории, картину развития человечества как целого, развития, осуществляющегося с внутренней необхо- . диыостью, в виде сиены одних исторических периодов, о присущими № особенностям, другими периодами, отличающимися своими особыми чертами. По Гегелю атот процесс развития вссмирноП истории осуществляется, как диалектически противоречивое развитие, т.е. как движение от несовершенного к совершенному, от менее еоеерпенлого к более совершенному, как переход ко все болзе выоомм ступеням, кал процесс, в котором постоянно отмирает старая форна и возникает нов4я, как^процесс смены одних, по его выражению, всемирно-исторических народов другим'.. Речь идет о процессе "бесконечных и&мененкй ц деяний", "бесконечно разнообразных формирований народов, 1-ооударств, индивидуумов". Во всех событиях мировой истории по Гегелю ш видам на первом плане "человеческие действия и страдания", борьбу бедности с богатством, онергив, благодаря которой даже "порок получает значение". Эту обобщакуцую картину мировоЛ истории Гегель заканчивает словами:"Но бликаЛшим определением,относя-

Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основа чилософской герменевтики. Ы., 1303, с.269. 2 Гегель. Сочинения с.З.

прися к изменению, является то, что изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение ноесл жизни. Что из тэт происходит смерть, а из смерти - жизнь" Видно, что у Гегелл решающим элементом подхода ко всемирной истории яв-лчется принцип развития. Нужно отдать долгое Гегелю в отношении диалектического понимания истории, праза, пкономики и вообще в области общественно-исторической тазни.

• Степень •разработанности темы. Имеется обширная литература, в которой раскрывается проблематика "диалектического процесса" истории в философии Гегеля. Но гаяно отметить, что литература о Гегеле все лее недостаточное внимание уделяет диалектическому процессу всемирной истории л диалектическому методу, которым пользовался сам Гегель. На взгляд автора диссертации, этот недостаток имеется и таюсэ в работах Маркса, Энгельса и Плеханова, так как для них главным было противопоставить способ производства как источник общественно-исторического развития абсолютно!! идеи Гегеля кап абсолютному источнику развития природного и духовного мира.

Автор диссертации такта отнечазт, что дается общая оценка философии Гегеля в целом и философии истории, в частности в работах советских и зарубежных авторов так К.Фишер, fillers Forbes D;,CS»daner НЖ,Ginsberg- м;,магсизв H,, ffeatphal м;, Willdna D.T.,Kaufraann Я.,Aron R;,Coailngwood R.'O.*, Плеханов Г.З., Овсянникор.М.1;., Каримский A.M., Иотрсшилова Н.В.,

Гайденко П.П., Перов Ю.В., Скворцов Л.Б., Киссэль М.А., Кон-дорсе М.Ж.А.Н., Ми тин М.Б. и т.д. Указ ai тая литература своим частнш содержание»* оказала значительную помощь в шполнешш задачи, диссертации.

Цель и основные задачи исследования. Основная цель данной работы заключается в том, 'чтобы дать ну.отую оценку понятию диалектического процесса истории в целом и показать, как гегелевская философия истории дает указание на единство процесса' и на его исторические ступени. ¡Единство процесса подчеркк-

1 Гегель. Сочинения. Т.УШ, с.69-70.

вается единым принципом субстанции-субъекта всемирной истории, а различные ступени всемирно'-; истории выделяются главами диссертации, в которых раскрываются изменения оубстанцги-субъек-та и их отношение друг к другу ь Восточном, Греческом, Римском и Германском мире.

Методология и источники исследования. Метод, которым пользовался автор,- это диалектика как ученее об ео'солютноц-развитии неого сущего, так как только диглоктичеокий метод в состоянии раскрыть диалектический процесс всемирной истории.

Диалектически»! метод имеет долгую историю развития от Гераклита и Сократа, Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Канта, Шихте, Шиллинга и Гегеля. Автор пользовался всеми этими разработками диалектического метода.

Положения и выводы, вш-юзимые на защиту. В цаниой диосер- , тации автор обратил внимание на диалектический процесс а философии Истории Гегеля и связь мопу'у философией права, о од-, нон стороны, и философией истории - с другой.

Было вчяснено, что такая связь необходима для раскрытия содзрдаиия философии истории Гегеля и для понимания диалектического процесса всеулрной истории.

Всемирно-изторичоское развитие Г'егаль видэл в егс духовном содержании, и Гегель решает такой вопрос в рамках традиции всемирной истории.

Новизна работы состоит в том, что автор исходил из единого содержания философии права и философ!» истории для раскрытия ■ существенного диалектического процесса субстанции-субьокга в Воет о"ном, [Греческом, Римском и Гормапском мире. Стоит отметить, что авторы обычно не обращают внимания на такое единство и рассматриваю! эти два момента науки отдельно друг от друга, по их ну;дю .рассматривать в их единстве, потому что без понимания понятия сесбодной боли, невозмонно раскрыть суть философской всемирной истории.

Научно-теооетчческан к практическая значимостр диссе^а^ти состоит в тем, что результаты могут быть использованы для дальнейшего развития философии истории и дая разработки соот-

аегствующих лекционных курсов.

Апробация диссертации, Диссертация обсувдена на заседании кафедрн истории философии философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета и рекомендована к защите.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет I62 страницы.

ССНОШОЕ СОДМУЛКЕ РАБОТА

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, рассмотрено состояние ее разработанности, определены цель и задачи исследования, отмечена научная новизна, теоретическая и практическая значимость ггроведенноГ) работы. В целом, формулируются ' общие зашслы исследования.

В первой главе -"Философское познание понятия права и его реальности в философии Гегеля" выясняется отношение права к пониманию хода истории. Зилософия права дает развитие понятия права л соответствующей ему региьности, которая crio неявляется исторической реальностью права. Именно поэтому первая глава диссертации посвящена рассмотрению Гегелевского философского познания понятия права и его реапьности, т.е. идеи права кзк она представлена в "философии права" и в разделе "Объективный дух" и как это изложено п "Зилософии духа" в "Лциклопедии философских наук".

Исходным пунктом философии права Гегеля является понятие свободной воли, развитио которого воплощается в системе определений права, моральности и нравственности.

Философия духа Гегеля - не только учение о человеческом сознании, но и учение о различных видах человеческой духовной деятельности и о различных формах связей и отношений людей. Поэтому по Гегелю сущность человека является дух, который в своем развитии преодолевает природную, общественную и историческую реальность, раскрывая себя наиболее полно в формах абсолютного духа /искусство, религия, философия/ и благодаря тому достигая тождества с абсолютной идеел как бззуслов-ной основой и истиной всего сущего.

По Гегелю, дух с самого начала своего развития уже есть дух, но не знает, что он именно есть дух. В этой главе доказывается процесс самопознания духа, который есть его реализация, а эта реализация проходит три ступени. Философия духа Гегеля делится на три раздела:

- учение о субъективном духе,

- учение об объективном духе,

- учение об абсолютном духе.

Для того, чтобы раскрыть содержание этой диссертации, нужно обратить внимание на процесс начала действительной всемирной истории и начала познания философии, т.е. обратить внимание на философское познание этой всемирной истории, потому что здеоь выступает такое отношение субстанции-субъекта, которое отлично от ее выступления или явления в логической форме, в природной форме и в субъективном духе.

Определенность субстанции-субьекта, т.е. определенность абсолютной идеи на ступони начала истории раскрыта философией объективного духа, и более подробно она раскрыта в философии права Гегеля и поэтому невозможно рассмотрение философского учения Гегеля о всемирно;! истории прямо с лекциями Гегеля по философии истории. Именно поэтому автор считает, что нужно начать с "философии права" и только после этого рассматривать "философию истории", так как иначе будем иметь дело только с явлениями истории.' При рассмотрении истории выступят отношения субстанции-субъекта.в Восточном, Античном и Германском мире.

Отношение субстанции-субъекта представляет собой всеобщее противоречие и поэтому является источником диалектического процесса всемирной истории со всеми его ступенями.

Во второй главе -"ЕилосоГское понятие истории у Гегеля и природная определенность субстанции-субьекта в Восточном мире" даэтея краткое содержание понятия истории, которое не сможет' существовать без понятия историография. Гегель различает три формы историографии:

1. первоначальную}

2. рофлекттшую;

3. фил ос »¡юную.

Первоначальная историография создается историками. Здесь историки описызают перегкитую ими историю и т.д.

Рефлективная историография основывается на предыдущих исторических трудах, по которым составляются', т.е.■ компилируются для какой-либо определенной субъективной цели новые исторические сочинения. Такая цель бывает четырех родов. Четвертый род рефлективной историографии блита к философской, тут речь идет о некоторых сторонах и направлениях человеческой культуры, изобраглемых в их всеобщности, каковы история искусства, религии, права и т.д. Этот вид рефлективной историографии Гегель■назвал "историей в понятиях". Зги ветви развития духа нельзя изобразить, не зная-точки зрения и ступени развития мирового духа; следовательно, этот род рефлективной историографии граничит уже с философской историей и составляет переход к ней. По мнению Гогеля, философия истории должна разрешить некоторые вопросы, т.е.:

- каковы смысл и конечная цель всемирной истории,

- какими средствами осуществляется эта цель и какова объективная форма их,

- каков ход всемирной истории.

Гегель дает краткий отвзт на зти вопросы.

Целью всемирной истории служит человеческая свобода. Это нэ просто состояние, а знание о себе самой или сознание.

Средством для осуществления этой цели служит все многообразие человеческих деятелыюстей, потребностей, мотивов и страстей, Объективная форма свободы - это государство, отмечает Гегель, А ход развития мирового духа есть постепенный ход развития человечества и эти ступени суть "всемирно-исторические народы" Далее дух доллен сделать себя сам тем, что он есть в себе; поэтому его свобода долгота стать его делом, его актом, предметом его сознания. Утот продает есть также его дело. Дух должен объективно сформировать свою спо-

* Гегель Г.Н.5,Лекции по философии истории.Т.IX, с.11--22.

Соду, как явноо состояние, т.е. создать, созерцать ее б форме государства. Следовательно, скажем, что только после этого или даже таким путем возникает и развивается сознание его свободы:"Всемирная история есть прогресс в сознании свободы", отмечает Гегель, к именно поэтому Гегель,-рассматривал процесс всемирна! истории начинает с Востока, потому что именно, здесь начинается формирование свободного духа, но восточные лкди знали, что только один человек свободен, т.е. это начало сознания свободы. Всемирная история - это дисциплинированная система, в которой первая форма свободы есть деспотизм. История начинается с Китая и Монголии. Здесь господствует теократия, принципом является патриархальное право.

Мы начали с Востока, потому что в основе этого мира лвлит непосредственное сознание, субстанциальная духовность, к которой субъективная относится лрэ.»де всего как мора, доверие, повиновение. В государственной жигии мы находим там осуществленную разумную свободу, которая разнивасгся, не переходя в себо в субъективную свободу. По мнению Гогелл - что детский возраст истории. Субстанциональные формы образуют пышные, стройные здания восточных государств, в которых оказываются налицо все разумные определения, но так, что субтекты остаются лишь чем-то Несущественным. Здесь субъекты вращаются вокруг цинтра, а именно вокруг сластитоля, который стоит во главе государства, как патриарх, а не как деспот в смысле Римской империи. Патриарх должен требовать, чтобы почиталось нравственное и субстанциональное начало. Он должай поддерживать уже имеющиеся налицо существенные предписания, и то, что у нас вполне представляется субъективной свободе, в восточных странах исходит кз целого и всеобщего. Таким образом, все моменты государства, в тон числе и момент субъективности, оказываются налицо; по они си.з поглощены субстанцией.

Далее, согласно Гегелю, история начинается с государственности. "Народ без государственного уотроНстпа.., пс имеет

собственно никакой истории" Политическая жизнь народалась на Востоке, а именно в Китае. "Историю следует начинать о Китайского государства, так как оно, насколько имеются исторические сведения, древнейшее..."

Отметим, что в целом историко- географическая тематика в раздела "Восточный мир" охватывает древние и относительно современные культуры и народы ПереднеЛ Азии, Месопотамии, Индии. Дальнего Востока и др. Точнее Г'егель затронул "три формы" восточного мира, т.о. Китам, Пндао и Персию. Персидская держава стоит особняком, потому что ь ней означился кризис восточного духа и возникновение следующего отрпа развития мировой истории.

Гегель в разделе о восточном м.чро рассматривает Египет как часть Персидского Государства. Он делал такое сходство для обозначения периода зрелости и кризиса восточного духа. В Египте встретились африканская и азиатская культуры, и здесь такте готовилась почва для раинеевропейского духа. В этой главе на Востоке всемирно-историческое движение еще не привело к сознанию свободы, речь идет только о подготовительном этапе сознания свободы. Пробуждение духа завершается в связи о переходом духа от йгипогскои стадии к греческой.

В третьей главе •• "Особенность субстанции-субъекта в Греко-римском мире" рассматривается в ходе исторического развитая, появление самосознания играло больную роль в процессе субстанции-субьекта. Таким образом, у греков мы находимся в cjhepe духа, который начинает осознавать себя в человеке. Ото юношеский возраст, о котором говорил Гегель. Юношеский возраст символизирует победу над Востоком. В Восточном миро мифологический элемент играл преимущественную роль /своеобразная философская экзотика/.

В античном мире учение Гегеля более рационализировано. Античный мир - ото место, где осуществляется и конкретизируется философеко-нсюрпчзская концепция всемирной истории Ге-

Гегель Г.В.Ф. Сочинения. T.III, с.331.

¿км ;ко. T.JK, с.27ii.

геля. Следовательно, если на Востоке индивидуальность или субъективность быль растворена в-кассе, то в греческом мире она относительно самостоятельна и выступает на первый план. Здесь греческий ду?:, подобно всякому другому духу, проходит стадии становления зрелости и упадка. По Гегелевской трактовке истории, греческая стадия - ото период выработки реальной индивидуальности, т.е. период пробуждения духовной субъоктив-нссти: самостоятельности и счастья в победе над внешним врагом, предетавлякци:.' в лице персов преда,цущую историческую стадию.

Согласно Гегелю, процесс самоуглубления духа достигает сначала только стадии художественного сознания, т.е.первой стадии абсолютного духа. Индивидуальность и красота'рассматриваются как предел движения греческого'духа к свободе, по достижении этой цели, греческий дух исчерпывает свою историческую задачу на атон стадии.

Понятие прекрасном индивидуальности осу.цоотвллется в трех видах у греков, т.е. мы можем их ¡»осматривать как тронное образование:

I. как субъективное художественное произведение, т.е.речь идет здесь о формировании самого человека;

'¿. как объективное художественное произведение, т.е. оформление мира богов;

3. кал политическое художественное произведение, т.е.тип государственного устройства и индивидов в нем,

далее Гегель обратил внимание на очень существенный момент у грековг понятие "государства", которое понимается .как синтез индивидуально-субъективного и общественно-субъективного. Такое понятие вскрываст действительную основу политических отношений в греческом обществе. По мнению Гегеля, демократия - это не власть народа, а власть закона, поддерживаемая 1грав-ственностыо граждан, древнегреческая натурфилософия играла большую роль в освобождении человеческого духа и, таким образом, большая заслуга принадлежит Сократу. Гегель в области историко-философских и философско-историчосккх вдзй заслуживает большего вникания. Философия начинается в греческом миро,

потеку что здесь мышление выходило из состояния непосредственного единства с природой и обрело способность к рефлексии. Такая формула, хотя она дискредитирует восточные очага философской мысли содер;Е1Т рациональные моменты, Касающиеся социальных условий генезиса греческой философии.

После этого краткого рассмотреть некоторых элементов в. Греческом мира мы переходим к особенности субстанции-субъекта в-Римском мире как составной части Античного мира. В Римском мира подготовлялись предпосылки всеобщей человеческой свободы череа духовную свободу христианства. Б Римском миро печь идет об исторической необходимоеи судьбе индивида. На млровой арене появились новые факторы, которые принимали на себя прежние функции судьбы - это политика, сила обстоятельств и Рим как реальное выражение этих новых факторов. Характер модификации этих (^-акторов говорит об'усилении в истории социогенных сил и одновременно об их отчудцснии от человека. Это трагический период для личности, и такой период оправдывается лишь своим назначением - подготовкои более высокого отапг: "Так как целью государства является то, чтобы индивидуумы в своей нравственной :»шни приносились в жертву, мир погружается в печаль: его сердце надорвалось, уже нет естественности духа, чувстнутощего несчастье. Но лныь благодаря этому чувству мог возникнуть сверхчувственный свободный дух в христианстве" Здесь элементы римского .пуха традишюшщ и по содержанию они существенно отличны от аналогичных элементов греческого дух?. Римский характвр играет большую роль в этом отличии. Именно поэтому описание природных условий Италии подчинено выводу о насилии как единственном средстве политической консолидации страны; характеристика разнообразных этнических истоков римской нразстве;шости завершается .утверждением абстрактней личности, субъекта римского права. Субъективный элемент - это уло но прекрасная индивидуальность греков, а абстрактная личность права. 1<сеобщеэ, поглотив индивидуальность, порождает в противоположность ей личность

^ Гегель Г. 13.$. 1>илосо(ч;я петмны. Т.УШ, С.263.

как основной компонент абстрактного общества. "Ибо личность составляет основное определение Прага: она выступает в бытие, главным образом, через собственность" Нужно отметить, что Гегель высоко оценил римское право. Но здесь абстрактная личность как субъект права утрачивает черты индивидуальности, ока обретает всеобщность, а в реальной истории четкая тенден-. ция к расширению числа подданных Рима, обретающих права Римского гражданства, расценивается Гегелем как прогрессивная. Гегель также обратил внимание на насилие и подчеркивает, что оно составляет сухость римского обцества. И географически и исторически римское государство основано на насилии" Здесь для такого доказательства Гегель пользуется некоторыми географическими, семейными, общинными элементами /история Ромула и Рема/, история братоубийства и т.д /. В области религии у Римлян обнаруживается прагматическое обожествление своей воли и своей цели. В свои пантеон они принимали чужих богов, когда ото политически выгодно. У Римлян содержание религаи составляет связанность, т.е. ограничение ладей требованиями к нормами, в отличие от свободы красоты у греков или свободы духа у христиан.

В социально-экономической и политической сфере темл рабства исчезла в характеристике римскох'о мира. В Римском обществе рабовладельческая экономика и классовая борьба понимались Гегелей лишь как беспорядок.

Гегель считает, что римское государство стало империей в распаде республики, и в силу этого кризис демократических начал и упразднение республиканского строя становятся исторически неизбежными, "Поэтому истина самостоятельного сознания есть рабское самосознание"

Завершая эту главу и именно эту часть о Римском мире скажем, что, лишались физического и священного базиса, и не на-

* Гегель Г.В.Ф. Сочинения, с.662. ^ Гегель Г.В.О. Философия истории. Т.УШ, с.265. 3 Там кг-. Т.1У, о.104.

ходя опоры в автономно!.! ''Л", сознание утратило уверенность в себе и.раздвоилось."Несчастноо сознание... ссть трагическая судьба достоверности себя самого, долженствующий б^ть в себе и ,ря себя. Поэтому для преодилешш пропасти меччу человеком и богом человек дмкен познать игр и (юга* я в бс?е человек познает свс» духовную судность, и етим же актом осуществляет акт примирения с действительностью, Именно через христианский принцип осуществляется ото' примирение у Геге ля. Учение Христа это лишь определение нерспоктавы, но .ни программа. Зег.ноо осуществление принципов христианства череь соответствующую социально-политическую практику -.эпю просто путь' осгобовде-ния человечества. От'о-работа, которую самому человечеству и прэдотоит осуществить. Такая работа приходится на этап Германского мира.

В четвертой глАъе -"Ди&лектика единства субстанции-субъекта в Германском мире" диссертант кратко рассматриваем географическое положение Германии.

Германский' мир имеет три этапа развития: •

1. от появления германских народов ь сфере римского влияния до возникновения империи Карла ,1<с?ликого.

2. эпоха феодализма, характеризующая противоборство церкви и светской власти, извращением духа христианства римским католицизмом и такой атомнзацней политико-правовых отношений, которая делает невозможным создание всеобщности.

3. период начавшейся реформами.

Дух нового ьремзни для Гегеля тоздествснен германскому духу, потому он включает в оеСя главное результаты предшествующих этапов.

Здесь, по мнению Гегеля, германс1;Ш дух есть действительность христианского принципа."Назначение германских народов состоит б том," чтобы бить носителями христианского принципа"*.

Свобода реализуется а иаздом и.во всех. Тут. пуши отметить, что когда Гегель говорит о'свободе, он не имеет в виду, что христианекии принцип, раз он доиол до людей, реализуется тор-

1 Гегель Г.В.2. Философия истории. Т.Уш, с.923.

жэствок нравственности и справедливости. Люди дол-шы еще осуществить большую работу. Историческое назначение Германского lapa - это воспитание людей и создание разумного государства для осуществления нравственной жизни люде;*.

Характеристика христианского принципа -относится строго говоря, к его субстанциональному основанию формы субъекта духа. Христианство есть выражение зрелой стадии исторического развития, связанное о его духовым основанном, но формой - с философией. В с дном из пясем к Э.К. Дюбоку Гегель пишет: "Истина открывается человеку в религии, но еще не постигается в мысли, ибо постигать в форме мысли есть уже дальнейшая потребность, т.е. потребность в том, чтобы не просто обладать ею з вере, но ... ведать истину.,." *

Згим Гзгель подтверждает идентичность сущностного содержания религии и философии и подчеркивает, что его задача состоит в том, "чтобы познавать это содержание в его раззерну-том виде, что не может происходить иначе, нетели научным путем" . Знание истины и осуществление свободы - прерогатива научного /философского/ сознания у Гегеля. Поэтому кухчо отметить, что несостоятельна точка зрения тех авторов, которыэ недопустимо обличают-и даю сливают указанные формы духа и считают, что для Гегеля "наука истории нового времени немыслима вне христианских форы" Христианство неотделимо от г германской ступени развития всемирной истории. Автор диссертации все эти моменты учитывает в своей работе.

Далее свобода является знаменем Германии новейшего времени, тая что иезду эпохой германцев, сначала сопротивлявшихся Риму, а затеи воспринявших от него значительную часть культуры и историческую остофоту, и новым оремонем ле;хит длительный исторический период, большая часть которого характоризу- . ется Гегелей пак феодализм. Христианский принцип, залокешшй в германцах, на мог еще достигнуть характера разумной цели,

í Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2, с.414. ? Гегель Г.В.Ф. Работы разных, лег. Т.2, с.417. 3 Kelly GtAÍ Idealiom,pobitiosS. history.Caobrldge,'X969.p.3I7.

он существовал в виде смутной воли, скрывающая, боле о знаете льне о содержание. Ранние формы феодальной связи по Гегелю были основаны на верности - своеобразном кодексе чести, объединяющем княсей и военачальников. Такая система зависимости составила основу феодальной структуры.

Гегель также усматривает проявление активности мирового духа, становящегося духом германским. Туг основные периоды германской истории в снятом виде повторяют предлоствуюлше этапы истории человечества, т.е. они являются синтезом всех предшествующих исторических принципов.

Диалектическая проницательность и способность к широкому теорзтическому синтезу, учитывающему взаимодействие разнообразных факторов, позволили Гегелю заметить и оценить великие исторические явления и события, сыгравшие важнейшую роль в становлении новой эпохи и нового мышления. Культура возрождения оказалась у Гегеля результатом активности человеческого духа, освобозденного христианством, индаи словами, истинным христианством, реформационной тенденцией в нем.

В "Философии истории" говорится, что государство "основано на религии", В этом случае речь идет не о царкьи, а о религии как ",пухо истины", который должен вырататься в разумных- законах, Государство н законы суть не что иное как проявленио религий -в отношениях, существующих в действительности" Таким образок, -'в германской мире по мнению Гегеля »"благодаря проте-г стантской церкви состоялось примирение религии о правом" **,

Главный итог реформации в том, что человек обретает способность быть свободнил: "Таково существенное содержание Реформации - человек сам себя определяет к свободе*

Гегель процесс освобождения духа как следствие Реформации соотносит и связывает со становлением философии нового времени и прежде всего с учением Декарта. По мнонию Гегеля, обе эти тенденции формируют и ¡защищают автономию человеческого

1 Гегель Г.В.5. Философия истории.Т.УШ, с.ЗУО.

2 Гегель Г.В.З. Философия истории.Т.УШ, сА22.

3 Гегель Г.З.-5, Работы разни* лет.Т.З, с.002,

Духа.

. Гегель большое шимвш>с уделяет понятиям Революции и Реформации. И правильно обмечает, что революция невозможна без Реформации. Реиолюцш; - это политическое действие, предваряемое идеей человеческого разума и имеющее целью изменение деиствителькости в соответствии с этой идеей, т.е. революция предполагает какие-то прогроыпше требования, и что разумом человек смог пользоваться благодаря Реформации.

Гегель не представляет Пруссию как кульминацию исторического процесса ... пишет Кауфман, Он просто считает и желает это показать, что несмотря на взлети, а провалы, "имело место медленное и болезнеьноэ развитие к току пучкгу, где как полагают, все люди как таковые свободны"

Гегель выделяем немецкий народ кяк отьеченныи-духом и поэтому облаченный особой ответственностью за сохранение и умножение европейской цивилизации, лериины мировой культуры. Следовательно, Гегель считал, что некоторые тенденции социального развития Пруссии являются наиболее прогрессивными и образцовыми для пападного мира: определенная либерализация внутриполитической кизни /обещанная конституция/, установление правового порядка, научный л культурный прогресс. -

Рассматривая процесс развития в Германском мире, Гегель выступал против идеи социального равенства в абстракции и равноправия, предвосхищая концепции тех современных буржуазны:; философов, которые суть демократии видят в гарантии абстрактной свободы иедивида, но не в равноправии. Гогель, таким образом, считал совершенно исторически необходимыми сохранение и фиксацию социалькыХ раили^'.и! в обществе.

В обществе дифференциация - универсальны."! принцип и непременное условие органического единства и развития. "Поэте- . ыу по мнению Гегеля необходимо различие сословий л рамках . организованного государства"

•'■КаиГшаип к; Неяе1. К Ев1п1егрге1аМоа.'Саг<1еп ОИу {НЛ>-1969, рЙбо.

2 Гегель г.В.5. Сочишиш;;. Т. 1-14, с.137.

Далее автор рассматривал все правовые, экономические и социальные проблемы в Германском обществе, и все результаты подробно были изложен^ в диссертации.'

У Гегеля "конечный пункт" развития духа означает определенную качественную ступень становления научного метода с позиций которой только и возможно адекватное познание сущего в его непрестанном двикении.

3 завершении нужно отметить, что после анализа дисоертая-том, по мнению Гегеля, истинный путь развития общества проходит через религии, через Христа. Именно поэтому Гогель раскрывает всемирно-историческое значение христианства, в особенности, реформированного в соответствии о требованиями мышления.

В заключении подводятся итоги исследования, суммируется основное содержание диссертации и намечаются перспективы последующих исследований.

По теме данной диссертации были написаны и депонированы две статьи!

1. Философия права как содержание процесса всемирной истории в философии Гегеля. - С116ГУ. Депонирована в Инион РАН

Р 47918 от 15.04.1993.

2, Ученее Гегеля о философском познании права и истории. СПбГУ. Депонирована в Инион 'Р 47919 от 15.04.1993.

Подписано к печати 15,10.53 Заказ 295 Тираж 100 0бieм I п.л. . ПМЛ СПГУ

ГЗЭОЭ1), Санкт-Петербург, наб. Макарова,б.