автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Суходуб, Татьяна Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Суходуб, Татьяна Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ

I-й раздел : Духовная культура как характеристика всеобщности общественной практики и индивидуальных форм деятельности.

II-й раздел : Понятийная и образная формы категориального освоения всеобщего в самосознании индивида

III-й раздел : Индивидуальное распредмечивание всеобщности духовной культуры и его роль в становлении коммунистических норм общения.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Суходуб, Татьяна Дмитриевна

Актуальность темы. На июньском / 1983 года / Пленуме Центрального Комитета KIEC отмечалось: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важная цель, но и неприменное условие коммунистического строительства"-^.

На данном этапе развития практики, в условиях сознательно творимой истории, общественно-историческая необходимость прокладывает себе путь в форме осознанной необходимости или свободы, а потому индивид должен быть способен "действовать так, как р того действительно коммунизм требует" . Способность индивида свободно действовать в соответствии с исторической необходимостью определяется, с одной стороны, мерой общественного освоения всеобщих связей и отношений объективного мира, а, с другой стороны,- индивидуальной мерой освоения их, пониманием субъектом истории всеобщего как закона общественного развития.

В силу того, что "индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, ли 3 бо более всеобщим проявлением родовой жизни, данный принцип Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Докл. Пленуму ЦК КПСС, I41 июня 1983 г.- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КГОС. 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с.' 27. р

Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи.- Полн. собр. соч., т. 41, е.- 302.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года,-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 119. современного этапа практики и необходимого общественного развития делает актуальным вопрос об условиях и объективных основах совпадения общественно-выработанных, родовых, и представленных предметностью культуры форм деятельности и индивидуальных форм самодеятельности, деятельности по типу всеобщего труда.

Одним из факторов становления творчески ориентированного массового самосознания индивидов, как условия действительного созидания в формах индивидуально-общественной практики в условиях социализма выступает духовная культура. Как исторически оп-редмеченное общественное сознание она, с одной стороны, предстаёт в индивидуальном процессе распредмечивания логикой' развития всеобщего человеческого сознания, логикой отражения в культуре эпохи и идеального разрешения социальных противоречий. С другой стороны, духовная культура - потенциальное индивидуальное сознание, действующее по типу всеобщего в силу осознания тенденций общественного развития, способов мышления и деятельности исторического субъекта.

Одновременно для формирующегося актуального сознания противоречивость культуры предстаёт идеально-чувственным разрешением проблемности его собственного бытия, тем самым - определённой характеристикой индивидуальной практики, мировоззренческим ориентиром. Однако "путь от сложившейся внутренней потребности людей в культуре до наиболее полной её реализации в их разнообразной духовной деятельности в социально значимых формах весьма сложен и нелёгок"-'-. Путь этот отмечен проблемами возможного проявления и принципиально некоммунистических форм духовного общения и ин За тесную связь теории и практики : /Передовая/.- Вопр. философии, 1982, № I, с. 17. дивидуальной деятельности^. В целом же вся эта система социально важных вопросов упирается в проблему исследования условий адекватного общественно-историческому содержанию культуры, процесса её распредмечивания.

Степень разработанности проблемы. Классики марксистской философии дали общие принципы философского решения проблемы деятельностных форм распредмечивания культуры. Принцип взаимосвязи практики и культуры как мировоззренческо-философская проблема представлен во многих работах современных авторов и имеет уже концептуально-целостную исследовательскую традицию.

В исследованиях современных философов-марксистов проанализированы отдельные аспекты проблемы, связанные :

- с философской разработкой вопросов теории культуры в целом, её деятельностных характеристик, мировоззренческого, гносеологического и онтологического статуса / Быстрицкий Е.К., Давидович В.Е., Джиоев О.И., Есипчук Н.М., Жданов Ю.А., Крымский С.Б., Маркарян Э.С., Межуев В.М., Табачковский В.Г., Тарасен-ко Н.Ф., Чавчавадзе Н.З., Шинкарук В.И,, Яценко А.И. и др. / ;

- с вопросами исторически выработанных и. общественно функционирующих форм преемственности / прежде всего культурно-исторического опыта, категорий, традиций и т.д. /в развитии культуры / Андрос Е.И., Баллер Э.А., Баткин Л.М., Булатов М.А., Журавлёв В.В., Злобин Н.С., Иванов В.П., Николаенко Л.Г., Таври-зян Г.М., Яценко А.И. и др. / ;

- с историческими формами существования культуры и типами определяемых ею мировоззрений / Гайденко В.П., Григорьева Т.П., См.: Воинствующий материализм - философское знамя коммунизма.- Коммунист, 1982, № 4, с. 66.

Гуревич А.Я., Загороднюк В.П., Лихачёв Д.С., Лосев А.Ф., Попович М.В., Челидзе Л.Л. и др. /. В данной группе работ исследуется и генезис категориального восприятия в разные эпохи, историческое своеобразие различных типов познания ;

- с типологизадией категорий культуры, философии и мировоззрения, способами исторических категоризаций мира в сознании человека и освоения его в познавательных актах / Булатов М.А., Быстрицкий Е.К., Звиглянич В.А., Кошарный С.А., Табачковский В.Г. и др. / .

Основное внимание в философских исследованиях культуры сосредотачивается на решении проблем общественного функционирования культуры в исторических формах практики и мировоззрения / а тем самым - и в формах самосознания / в самом общем понимании. Вопросы о социализации индивидов посредством освоения предметных форм культуры в деятельности и общении, о распредмечивании всеобщности культуры в контексте исторических форм существования практики решаются в принципе, т.е., или с точки зрения методологии марксистско-ленинской гносеологии, как принципа исследования современных буржуазных концепций культуры, или с точки зрения общественного воспроизводства и тем самым - воздействия на личность.

Непосредственные задачи практики коммунистического воспитания требуют, а проведенная в литературе работа создаёт условия для рассмотрения взаимодействия практики и культуры в плане анализа закономерностей индивидуального духовного освоения всеобщего сознания в процессе распредмечивания культуры, как одного из условий совпадения общественно-выработанных /культурных/ и индивидуальных форм деятельности, совпадения общественной и индивидуальной меры освоения всеобщего, как объективного закона развития исторической необходимости.

Цель и основные задачи исследования. В диссертации ставится цель: на основе анализа духовных форм освоения всеобщности культуры раскрыть в тенденции общественного становления процесс. формирования индивидуальных форм самосознания и деятельности по типу всеобщего труда.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования требуется решение следующих задач :

- раскрыть конкретно-историческое / соответствующее современному этапу развития. / содержание всеобщности практики, её предметное воплощение в духовной культуре, условия индивидуального осознания и действия по логике общественно-исторической необходимости, показать принципиальную тождественность всеобщности практики и всеобщности духовной культуры / практики в сфере самосознания / ;

- раскрыть категориальный характер понятийно-образного освоения всеобщего в самосознании личности ;

- на этой основе проанализировать закономерности освоения индивидом всеобщего в процессе распредмечивания духовной культуры ;

- проанализировать причины несовпадения индивидуальных и общественно-выработанных, культурных / по типу всеобщего труда / форм деятельности.

Теоретической основой и методологическим базисом исследования являются основополагающие принципы марксистско-ленинской философии. Концептуально автор опирался на имеющиеся в монографической литературе исследования практики, мировоззрения, духовных способов освоения действительности, категориального строя мышления, общения, анализ категорий "единичное - особенное - всеобщее", проблем свободной деятельности целостно развитого человека, соотношения чувственного и рационального в познании и практике, на историко-философский и культурно-исторический материал.

Основные результаты диссертационного исследования, претендующие на научную новизну, в виде тезисов, выносимых на защиту, могут быть сформулированы следующим образом :

- в условиях классово-антагонистических обществ приобщение индивида к всеобщей культуре аналогично отношению конкретного и абстрактного труда. Индивид выступает как абстрактный индивид, неспособный освоить всеобщее в его конкретности, поскольку объектом его практической деятельности выступают предметы, а не предметность общественных отношений ;

- реальная действительность всеобщего труда смещается в условиях социализма с абстрактной формы его общественного проявления /на стороне общества в целом/ в стороцу конкретной, индивидуально проявляющейся, его всеобщности. Это позволяет понимать всеобщность практики, как принцип организации и развития общественности, закон общения. Формы развития индивидуального становятся и формами действительного развития всеобщего /общественного / ;

- культура /духовная в том числе/ является не только способом деятельности и деятельностного мироотношения, но и опреДме-ченной историей становления форм практической деятельности с имманентными им противоречиями. Поэтому освоение духовной культуры воспроизводит в идеальной форме историческое развитие всеобщности практики, является формой индивидуальной практики в области самосознания, обладающей способностью до-развития индивидуального сознания до всеобщего. Противоречивость культуры при этом выступает в качестве проблемности индивидуального бытия ;

- категориальность как форма воспроизведения в познавательной деятельности универсальной всеобщности практики не может быть отождествлена лишь с формированием рационального, логического, понятийного строя мышления. В мыслительных формах деятельности индивида имеет место как категориально-понятийное /рациональное/, так и категориально-образное /чувственное/ освоение всеобщности практики ;

- ситуация раздвоения чувственного и рационального в принципах индивидуальной деятельности, когда рациональное может оказаться рассудочным /целеполаганием в рамках ограниченных, а не всеобщих основ/, а чувственное освоение всеобщего - утверждением разумного, объяснимы неадекватными формами распредмечивания культуры /при ориентации лишь на рациональные основания культуры, вне связи с её чувственной основой /. Отсюда индивидуальное освоение всеобщности духовной культуры может быть движением от рационального понимания всеобщего к нравственно-чувственному восприятию этого всеобщего в самосознании индивида.

Кроме указанных тезисов к элементам научной новизны относятся :

- материалистическое истолкование гегелевского понимания преемственности в развитии всего культурно-исторического процесса через формы творческого до-развития общественной предметности культуры в индивидуальной практике ;

- объяснение противоречивости в формах общения /разрыв наличного и должного, необходимого, сущего/ сквозь призму индивидуального осознания конкретно-исторических форм существования всеобщего труда ;

- исследование путей овеществления знания /основного элемента духовной культуры/, потери им своего общественно-всеобщего характера и превращения его в функциональном значении в информационный поток ;

- обоснование движения от абстрактно-всеобщего в мышлении к конкретно-всеобщему в деятельности, как дидактического принципа;

- постановка вопроса о распредмечивании всеобщего культурно-исторического опыта как процессе формирования чувственно-теоретической восприимчивости к его содержанию в опыте индивидуальном.

Практическая ценность работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа путей адекватного культурно-историческому содержанию распредмечивания культуры и проблем, связанных с развитием форм культуро-творческой деятельности в зрелом социалистическом обществе, в лекционно-пропагандистской работе, в идейно-воспитательной и идеологической работе, а также при чтении курса диалектического и исторического материализма по темам : "Познание, его происхождение и сущность", "Познание как отражение действительности", "Единичное, особенное, всеобщее", "Наука и культура. Личность и общество""^. Результаты работы могут быть научным обоснованием практических рекомендаций в области эстетического и нравственного воспитания, позволяют наметить практические и педагогические задачи самого процесса общественного распредмечива См.: Программа курса марксистско-ленинской философии для высших учебных заведений.- М.: Высшая школа, 1980.- 36 с. ния культуры, по сути совпадающего с задачами воспитания целостного человека, его культуры чувств, культуры нравственного общения.

Апробация работы» С изложением содержания, основных идей и положений диссертации автор выступал на конференции "Гносеологические, социально-культурные и идеологические факторы детерминации духовных процессов" / Львов, I0-II декабря 1982 г./, организованной молодёжной секцией ФО СССР / Львовское отделение /, на Республиканской научно-теоретической конференции "Мировоззренческие и методологические проблемы взаимосвязи теории и практики" / Киев, 18-20 октября 1983 г./, на методологических семинарах аспирантов философского факультета Киевского госуниверситета. Были приняты тезисы и получено приглашение на участие во Всесоюзной конференции "Политика, политическое сознание и самосознание личности" / Уфа, 22-23 сентября 1983 г./ Идеи диссертационного исследования автор использовал в процессе прохождения активной преподавательско-педагогической практики на философском факультете КГУ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в четырёх публикациях.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности"

Результаты работы могут быть научным обоснованием практических рекомендаций в области эстетического и нравственного воспитания, школьной педагогики, профориентационной работы, идейно-воспитательной работы всех уровней, позволяют наметить некоторые практические и воспитательные задачи самого процесса распредмечивания культуры, по сути совпадающего с задачами коммунистического воспитания человека, его культуры чувств.

Теоретико-познавательная проблема соотношения чувственного и рационального в способах деятельности человека и формах его мыслительной деятельности методологически значима для этики, эстетики, научного атеизма, исслёдующих феномен чувственного со стороны соответствующих способов утверждения человека в мире /духовно-практического, теоретического /.

Высказанные в диссертационной работе положения далеко не исчерпывают возможные подходы к анализу закономерностей адекватного распредмечивания культуры, характеризующих общественные условия совпадения абстрактных и конкретных форм всеобщего труда, освоение всеобщих форм мышления и деятельности. Тема эта ещё недостаточно разработана в философской литературе, но актуальна для процесса коммунистического воспитания в целом, ибо намечает пути, по которым возможно дальнейшее развитие идейно-воспитательной и идеологической работы, и поэтому требуют дальнейшей разработки и конкретизации ряд проблем, поставленных в данной работе. 158

Прежде всего это касается вопросов дидактического уяснения практического смысла функционирования в духовно«познавательной деятельности различных форм общественного сознания /наука, искусство, мораль/, как способов опредмечивания сущностных сил человека, их места в формировании чувственной культуры индивида, как универсального богатства подлинно человеческих его состояний. Именно в этом смысле, нам кажется, следует понимать так актуально прозвучавший призыв Кабалевского Д. вывести понимание искусства /а это касается и всей культуры в целом/ в ди-дактико-познавательном плане за пределы лишь"эстетической ценности. О его познавательной и огромной воспитательной - идейной и нравственной силе, преобразующей роли-в жизни общества"*следует не только говорить, но и решать практически с научной точки зрения вопросы его общественного функционирования. Кабалевский Д. Гармония желаний и долга.- Правда, 1984, 15 марта, с. 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое значение исследования проблем соотношения индивидуального и всеобщего в плане диалектики опредмечивания и распредмечивания заключается в том, что рассматриваемые в нем вопросы категориального /понятийно-образного/ освоения сути всеобщего развития и условий адекватного её общественному содержанию распредмечивания культуры в индивидуальных формах деятельности только начинают рассматриваться в философской литературе.

В диссертации проблема представлена на уровне анализа соотношения предметности общественных отношений и предметности культуры, всеобщности культуры и всеобщности практики.

Проведенное исследование позволяет утверждать следующее :

Мера проникновения общественного человека во всеобщие связи, свойства и отношения объективной реальности определяет не только исторические типы социальной практики, но и предметные формы культуры. Как опредмеченное общественное сознание, духовная культура предстаёт в историческом процессе духовного воспроизводства логикой развития всеобщего человеческого сознания и способов общественной деятельности, идеальным воспроизведением всеобщности практики, отражением в культуре эпохи противоречивости общественного развития в категориальной /понятийно-образной / форме.

Условием совпадения общественно выработанных /культурных/ способов деятельности и индивидуальных форм самодеятельности, условием единства познавательно-репродуктивной, теоретической, и практической индивидуальной деятельности является освоение всеобщего и действие по его меркам . Нарушение этого соответствия следует рассматривать как противоречие всеобщего труда и реальных условий его существования.

Смещение реальной действительности всеобщего труда в условиях социализма с абстрактной формы его общественного проявления /на стороне общества в целом/ в сторону конкретной, индивидуально проявляющейся , её всеобщности позволяет полагать всеобщность практики как принцип организации и развития общественности, закон общения. Это создаёт объективные основания возможности превращения труда в самодеятельность, т.е., в деятельность, приобретающую все характеристики всеобщего труда. Формы развития индивидуального становятся и формами действительного развития всеобщего /общественного/.

Индивидуальная деятельность вне принципов всеобщего труда и духовного освоения всеобщих /общественно выработанных/ способов деятельности, всеобщих свойств, связей и отношений объективного мира приводит к тому, что принципом решения общественных проблем становится не целостное понимание развития всеобщего в его противоречивости, т.е., не индивидуальная управленческая конкретная деятельность по типу всеобщего труда, а деятельность в роли абстрактного индивида.

В духовном мире человека категории выполняют функцию мировоззренческих принципов, нравственных норм поведения и общения благодаря способности категорий в познавательной деятельности воспроизводить универсальную всеобщность практики. Это делает невозможным отождествление категориальности лишь с формированием рационального, логического, понятийного строя мышления. В мыслительных формах деятельности индивида имеет место как категориально-понятийное /рациональное/, так и категориально-образное /чувственное/ освоение всеобщности практики и культуры.

В индивидуальных формах деятельности духовное освоение действительности в процессе распредмечивания культуры и переход к сознательного утверждению практическими действиями понятого может быть представлено только движением от рационального понимания всеобщего к нравственно-чувственному восприятию этого всеобщего.

 

Список научной литературыСуходуб, Татьяна Дмитриевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414-429. Маркс К. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65-185.

2. Маркс К. Капитал. Т. II.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 24.- 648 с.

3. Маркс К. Капитал. Т. III.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. I.- 545 с.

4. Маркс К. Капитал. Т. III, Ч. II.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. II.- 551 с.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 261-266.

6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-59 годов. Ч. I,-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I.- 559 с. Маркс К. Экономические рукописи 1857-59 годов. Ч. Н.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. II.- 618 с.

7. Маркс К.' Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений,- М.: Госуд. изд.-во политической литературы, 1956, с. 517-642.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или Критика критической критики.- Маркс К., Энгельс Ф.3 Соч.' 2-е изд., т. 2,с. 3—230.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф.' 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

10. Маркс К., Энгельс уф. Манифест Коммунистической партии.-Маркс К., Энгельс Ф.; Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

11. Энгельс Ф. Принципы коммунизма.- Маркс К., Энгельс Ф.1 Соч. 2-е изд., т. 4, с. 322-339.

12. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.- Маркс К., Энгельс Ф? Соч. 2-е изд., т. 19, с.1 185-230.21* Энгельс Ф; Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с: 5-338.

13. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф.1 Соч. 2-е изд., т. 20, с. 339-626.

14. Энгельс Ф. Жвдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.- Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е.изд., т. 21, с. 269-317.

15. Энгельс Ф. Шеллинг о Гегеле.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 41, с. 163-170.

16. Энгельс Ф. Шеллинг и откровение.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд., т. 4i, с. 173-226.

17. Ленин В.И. Что такое "друзья-народа" и как они воюют против' социал-демократов ? Полн. собр. соч, т. I, с.125-346.

18. Ленин В.И. Революционный авантюризм.- Пол. собр. соч., т. 6, с. 377-398.

19. Ленин В .-И.' Материализм и эмпириокритицизм.- Поли. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

20. Ленин В.И.- Исторические судьбы учения К.Маркса.- Полн. собр.' соч., т. 23, с. 1-4. 30. Ленин В .-И.' Рецензия. Н.А. Рубакин. Среди книг.- Полн. собр. соч., т. 25, с. III-II4.

21. Ленин В.И.Государство и революция.- Полн. собр. соч., т. 33, с. I-I20.

22. Ленин В.И. Ответ на запрос левых эсеров.- Полн. собр. соч., т. 35, с. 56-57.

23. Ленин В.И.' Как организовать соревнование ? Полн. собр. соч.;, т. 35, с. 195-205.

24. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти.- Полн. собр. соч., т. 36, с. 165-208.

25. Ленин В.И. О государстве.- Полн. собр. соч., т. 39, с. 6484.

26. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме.- Полн. собр. соч., т. 41, с. I-I04.

27. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи.- Полн. собр. соч., т. 41, с. 298-318.

28. Ленин В.'И. О пролетарской культуре.- Полн. собр. соч., т. 41, с. 336-337.43, Ленин В Ж Ещё раз о профсоюзах.- Поли. собр. соч., т. 42, с.' 264-304.

29. Ленин В.И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики.*- Полн. собр. соч., т. 44, с. 341-353.

30. Ленин В.И.' 0 значении воинствующего материализма.- Полн. собр. соч., т.1 45, с. 23-33.

31. Ленин В.И.5 Запись беседы с Уильямом Полом.- Ленинский. . .сборник.ХХХУП.- М.: Политиздат,. 1970,.с. 248^252.1. XXX

32. Программа Коммунистической партии Советского Союза : Принята XXII съездом КПСС.- М.: Политиздат, 1972.- 144 с.

33. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы : / Постановление Щ КПСС от 26 апреля 1979 года /.- М.: Политиздат, 198016 с.

34. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 223 с. 50 j Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983 года.- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.

35. Основные направления реформ^ общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля.- Правда, 1984, 14 апреля.

36. Черненко К.У. По-ленински жить, работать, бороться. Речьна Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций, 28 мая 1984 г.- Партийная жизнь, 1984, № II, с. 3-9.

37. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- В кн.: Избранныеречи.и.статьи.- 2-е.изд.- М.: Политиздат,.1983, с.231-249.

38. Абдильдин ЖМ* Гегель о конкретности понятия.- Вопр. философии, 197Э," № 8, с. 35-43

39. Абдильдин Ж«М., Абишев К.А. Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности.-Алма-Ата : Наука, 1981.- 211 с.'

40. Абишев К.А.1 К определению понятий опредмечивания и распредмечивания.- В кн.: Актуальные проблемы диалектической, логики.- Алма-Ата : Наука, 1971, с. 256-261.

41. Абишев КД. Человек. Индивид. Личность.- Алма-Ата : Казахстан, 1978,- 168 с.58.; Абишев К.А.1 Предметность общественных отношений и категории мышления.- Философская мысль, 1980, № 5, с. 29-37.-Укр.

42. Абульханова-Славская К.А.' Диалектика человеческой жизни.-М.: Мысль, 1977.- 224 с.

43. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности." М.5: Наука, 1980.- 335 с.

44. Актуальные проблемы диалектической логики / отв. ред. -Абдильдин Ж.М. /.- Алма-Ата : Наука, 1971.- 671 с.

45. Александрова А.В. Материалистическое понимание диалектики деятельной активности субъекта в общественно-исторической практике : Автореф. дис. .V канд. филос. наук.- Киев , 1979.- 24 с.

46. Алексеев Н.И. Диалектика труда при социализме.- М.: Политиздат, 1979.'- 151 с.

47. Ананьев B.F.' Психология чувственного понимания.- М.: Изд.-во АПН РСФСР, I960.- 486 с.

48. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы.- М.: Наука, 1981,- 193 с.

49. Андронников И. Поэзия мысли.- Литературная газета, 1973, январь, № 3.

50. Андрос Е.И. Истина как проблема познания и мировоззрения.-Киев : Наукова думка, 1984.- 143 с.

51. Асмус В.Ф. Шиллер об отчуждении в культуре-ХУ1II в.- В кн.: Асмус В.ф. Историко-философские этюды,- М.: Мысль, 1984,с. 140-182.

52. Баталов Э.Я. Разрушение практики.- Вопр. философии, 1969, № 3, с. 93-104.

53. Батенин С.С., Андрианов И.Н. Историзм гуманизма.- В кн.: Проблема гуманизма в марксистско-ленинской философии. Ростов н/Д., 1977, с. 75-80.

54. Батищев Г.С.' "Капитал" как философское произведение.- В кн.: "Капитал" К. Маркса Философия и современность. М., 1968, с. 46-65.

55. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип.- В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 73-144.

56. Батшцев Г.С. Понятие целостно развитого человека и перспективы коммунистического воспитания,- В кн.: Проблема человека в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" К. Маркса, Ростов н/Д., 1977, с. 147-169.

57. Батищев Г. С.' Диалектика как логика мировоззрения целостно развитого человека,- В кн.: Материалистическая диалектика как логика. Алма-Ата, 1979, с. I13-122.

58. Батищев Г.С. Проблема овещнения и её гносеологическое значение / в свете Марксовой концепции овещнения /.- В кн.': Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983, с. 250-272.

59. S^»' Баллер Э.А.1 Преемственность в развитии культуры,- М.: Наука, 1969,- 294 с.

60. Баткин Л.М.' Тип культуры как историческая целостность.-Вопр. философии, 1969, № 9, с. 99-108.

61. Безчеревных Э.В. От мысли к действию / Популярные комментарии к "Тезисам о Фейербахе" /. Философский очерк.- М.': Политиздат, 1964.- 72 с.

62. Безчеревных Э.В. Проблема практики в процессе формирования философии марксизма.- М.: Высшая школа, 1972.- 144 с.

63. Библер В.С» Понятие как элементарная форма движения науки.-В кн.: Анализ развивающегося понятия." М,, 1972, с. 17-98.

64. Библер B.C.' О культуре мышления теоретика нового времени / ХУП начала XX века /.- В кн.: Науковедение и история культуры. Ростов н/Д., -1973, с. 134-170.

65. Библер B.GJ Мышление как творчество.- М.: Политиздат, 1975.<- 399 с.<

66. Бондарчук И.А.* Критика современных буржуазных концепций диалектики / методологические аспекты /.- Киев : Вища школа, 1982.- 93 с.

67. Бородай Ю. Воображение и теория познания.- М.: Высшая школа, 1966.- 150 с.

68. Босенко В.А.' О мировоззренческом и методологическом содержании принципов и категорий диалектики.- Философская мысль, 1980, № 5, с. 24-29,- Укр.

69. Босенко В.А. Актуальные проблемы диалектического материализма.*- Киев : Вища школа, 1983.- 176 с.

70. Братко-Кутынская М.А.! Социально-практическое содержание принципа диалектико-материалистического монизма : Автореф. дис. . канд. филос. наук.- Киев, 1982,- 16 с.

71. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления /Философские проблемы психологии /.- М.: Высшая школа, 1968,- 104 с.

72. Буева Л.П. Формирование индивидуального сознания в процессе перехода к коммунизму.- М.: Изд.-во Московского университета, 1965.- 64 с.

73. Буева Л.П. Человек : деятельность и общение,- М.: Мысль, 1978,- 215 с;• Булатов М.А. Категории в контексте культуры,- Философская мысль, 1980i № 2, с. 53-63.- Укр.

74. ТОО. Булатов М.А.; Логические категории и понятия,- Киев : Наукова думка, 1981.- 236 с,3

75. Булатов М.А.! Диалектика и культура / историко-философский анализ /.- Киев : Наукова думка, 1984,- 215 с,1

76. Бычко И.В.' Пространственно-временные характеристики творческого сознания,- Философская мысль, 1978, № I, с. 5061.- Укр.

77. Бычко И.В. В лабиринтах свободы,- М.: Политиздат, 1976,159 с.'

78. В защиту искусства ; Классическая марксистская традиция критики натурализма, декадентсва и модернизма / Сост. и предисловие Л.Я; Рейенгардт /.- М.: Искусство, 1979.479 с.

79. Вавилин Е.А.у Фофанов В.П." Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект.-Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1983.- 199 с. Ван Гог !В. Письма.- М.-Л.: Искусство, 1966.- 602 с.

80. Васильев ИД.', Поплужный В .Л.', Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.- М.: изд.-во Московского ун-та, 1980.- 192 с.

81. Вахтомин Н.К. Практика мышление - знание,- М.: Наука, 1978.'- 112 с.

82. Видинеев Н.В. Материальные формы мышления и общения.- Ростов н/Д.: изд.-во Ростовского ун-та, 1978.- 176 с.

83. Воинствующий материализм философское знамя коммунизма.-Коммунист, 1982; № 4, с. 56-68.

84. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим . Очерки о человеческом общении,- М.: Знание, 1982.- 192 с.

85. Волков Г.Н; Сова Минервы.- М.: Молодая гвардия, 1973.256 с.

86. Волков Т.Н.* Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники,- М.': Политиздат, 1976.335 с.

87. Воронович В.А. Философский анализ структуры практики.-М.: Мысль, 1972.^ 279 с.

88. Выготский JI.C. Психология искусства.- М.: Искусство, 1965,- 379 с.116.' Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме.- М.: Наука, 1972.- 222 с.

89. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении.- Вопр. философии, 1969, №9, с. 88-98

90. Гайденко В.П. Эволюция понятия науки,- М.: Наука, 1980.566 с.

91. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры.- М.: Высшая школа, 1983.- 121 с.

92. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Сочинения. Т. 4. Перевод Шпета Г.- М.: изд.-во,соц.-эконом, лит.-ры, 1959.440 с.

93. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. I. Сост., общая ред. и вступ. статья Гулыги А.В,- М.: Мысль, 1972,- 668 с.

94. Гегель Г,В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. II. Сост., общая ред. Гулыги А.В.- М.: Мысль, 1973.- 630 с.

95. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. I. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- 452 с.

96. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. II. Философия природы.- М.: Мысль, 1975.- 695 с.

97. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. III. Философия духа.- М.: Мысль, 1977.- 471 с.

98. Глаголева Э.Н. Разработка Марксом К. проблемы деятельных способностей индивидов.- В кн.: Проблема человека в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" К. Маркса. Ростов , 1977, с. 52-62.

99. Гнедин Е. Бюрократия двадцатого века / Социологические заметки о современном буржуазном обществе /.- Новый мир, 1966, If- 3, с. 189-201.

100. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса.- Киев : Наукова думка, 1980.- 379 с.

101. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека.- М.: Политиздат, 1975.- 319 с.

102. Григорян К. Некоторые особенности процесса образного мышления : Автореф. дис. . канд. филос. наук.- М., 1972.26 с.

103. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы.- М.: Наука, 1980.- 191 с.134» Грот Н.Я. Психология чувствований. История анализа и синтеза чувствований в европейской психологии.- Сп.Б., 1879.- 569 с.

104. Грязнов B.C. Логика, рациональность, творчество.- М.: Наука, 1982,- 256 с.

105. Губанов Н.И. К проблеме активности и социальной обусловленности чувственного отражения.- Вопр. философии, 1984, № 2, с. 60-69.

106. Губенко В.Н. Основные виды мышления. Эмоциональное и рациональное мышление.- В кн.: Проблемы мышления в современной науке. М., 1964, с. 124-173.

107. Гулуа B.JI. Диалектика эмоционального и рационального в морали.- Тбилиси : Мецниереба, 1981,- 291 с.

108. Гулыга А.В. Пути мифотворчества и пути искусства.- Новый мир, 1969, Р 5, с* 217-232.

109. Гулыга А.В.- Эстетика истории.- М.: Наука, 1974.- 128 с. Гулыга А.В. Искусство истории.- М.: Современник, 1980.288 с.

110. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М.: Искусство, 1972.- 318 с.

111. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры.- Ростов н/Д.: изд.-во Ростовского ун-та, 1979.- 263 с.

112. Давидович В.Е. Теория идеала.- Ростов н/Д.: изд.-во Ростовского ун.-та, 1983,- 183 с.

113. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Просвещение,1972.- 423 с.

114. Давыдов Ю.Н. Труд и свобода.- М.: Высшая школа, 1962.132 с.

115. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия,- М.: Молодая гвардия, 1982.- 287 с.

116. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика.- М.: Наука, 1976.175 с.

117. Джиоев О.И. Культура и человеческое бытие.- В кн.: Философские проблемы культуры. Тбилиси : Мецниереба, 1980, с. 7-15.

118. Диалектика деятельности и культура / Табачковский В.Г., Тарасенко Н.Ф., Есипчук Н.М. и др./.- Киев : Наукова думка, 1983.- 295 с.

119. Диалектика и практика. Вопросы теории социального отражения. / под ред. Элеза /.- М.: Наука, 1984.- 335 с.

120. Диалектика и этика / под ред. Абдильдина Ж.М. и Ар хан-гель ского Л.М.! /.- Алма-Ата : Наука, 1983.- 304 с.

121. Диалектика объективного и субъективного в развитом социалистическом обществе / Вдовиченко Г.Г., Емельяненко Г.Г., Лукьянов А.Т. и др./.- Киев : Вища школа, 1980.- 205 с.

122. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познаниепод ред. Режабека Е.Я. /.- Ростов н/Д.: изд.-во Ростовского университета, 1983.- 240 с.

123. Диалектика социального познания и революционного действия.» М.: Мысль, 1981,- 317 с.

124. Диалектика социальных процессов / Лысенко А.А., Горак А.И., Ящук Т.Н. и др./.- Киев : Вища школа, 1983.- 216 с.

125. Диалектическое противоречие.- М.: Политиздат, 1979.- 343 с.158.* Додонов В.И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978.272 с.

126. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия.- М.: Политиздат, 1967.- 351 с.

127. Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека.- В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 189-230.

128. Дробницкий О.Г. Научная истина и моральное добро.- В кн.: Наука и нравственность. М.; 1971, с. 268-322.

129. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк.- М.: Наука, 1974.- 388 с.

130. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Наука, 1977.333 с.

131. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное.-Коммунист, 1980, № II, с. 62-74.

132. Дубровский Д.И. Проблема идеального.- М.: Мысль, 1983.228 с.

133. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Толстых В.И., Межуев В.М., Сиземская И.Н. и др./.- М.: Наука, 1981.- 352 с.

134. Дученко Н.В. Познание и идеология.- Киев: Политиздат Украины, 1980.- НО с.

135. Евменов Л.Ф. Диалектика и революция.- Минск : Наука и техника, 1969.- 242 с.

136. Ермаш Г.Л. Марксистско-ленинское мировоззрение и художественное познание действительности.- Коммунист, 1973, № 6, с. 97-107.

137. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление.- И.: Искусство, 1982.277 с.

138. Живкович Л. Теория социального отражения.- М.: Прогресс, 1969.- 454 с.

139. Журавлёв В.В. Социализм : культура и человек.- В кн.: Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. Ростов н/Д., 1977, с. 47-52.

140. За тесную связь теории и практики : /Передовая/.- Вопр. философии, 1982, Р I, с. 3-21.

141. Загороднюк В.П. Всеобщее и особенное в развитии культурыи познания.- Философская мысль, 1983, № 4, с.71-81.- Укр.

142. Зак М. Экранизация сознания.- Вопросы киноискусства. Вып. 12.- М.: Наука, 1970, с. 75-96.

143. Зарецкий В. Образ как информация,- Вопросы литературы, 1963, № 2, с. 71-91.

144. Звиглянич В.А. Методологическое значение принципа практики для изучения категорий видимости и сущности.- Философская мысль, 1978, № 5, с. 58-61.- Укр.

145. Звиглянич В.А. Логико-гносеологические и социальные аспекты категорий видимости и сущности,- Киев : Наукова думка, 1980,- 152 с.

146. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество.- Вопр. философии, 1978, №11, с. 123-135.

147. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.- М.: Наука, 1980.- 303 с.

148. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности.- Киев : Наукова думка, 1981.- 115 с.

149. Злотина М.Л. О противоречиях познания как процесса отражения.- Киев : Вища школа, 1967.- 35 с.

150. Злотина М.Л. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.- Киев : Вища школа, 1969.- 33 с.

151. Злотина М.Л. Категории материалистической диалектики. Сущность и явление.- Киев : Вища школа, 1973.- 31 с.

152. Злотина М.Л. Актуальные проблемы диалектики современного общественного развития.- Киев : "Знание" УССР, 1У82.- 48 с,

153. Злотина М.Л. Революционно-преобразующая роль материалистической диалектики.- Киев : Политиздат Украины, 1982.117 е.- Укр.

154. Илиади А.Н. Практическая природа человеческого познания.-М.: Высшая школа, 1962,- 168 с.'

155. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса.- М.: изд.-во АН СССР, I960.1- 285 е.*

156. Ильенков Э.В. О специфике искусства,- В кн.: Искусство и коммунистическое воспитание. I960, вып.; 4. Вопросы эстетики, с.' 32-42.

157. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.- М.: Политиздат, 1968.319 с.

158. Ильенков Э.В. Диалектика и дидактика.- Вопр. философии, 1974, № 2, с. 75-79.

159. Ильенков Э.В.' Диалектическая логика. Очерки истории и теории.- М.: Политиздат, 1974,- 271 с.

160. Ильенков Э.В. Проблема идеального.- Вопр. философии, 1979, № 6, с. 128-140 ; W 7, с. 145-158.

161. Ильенков Э.В. Диалектика.и мировоззрение,- В кн.: Материалистическая диалектика как логика. Алма-Ата, 1979, с. 103113.

162. Кабалевский Д. Гармония желаний и долга.- Правда, 1984, 15 марта.

163. Каган М.С. О соотношении деятельности и культуры.- Философская мысль, 1983, № 5, с. 47-55.- Укр.1

164. Кайданов С.В. Эмоции как фактор познания и действия : Ав-тореф. дас. . канд. филос. наук.- М., 1974.- 21 с.

165. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Диалектика эстетического как теория чувственного познания.- Киев : Вища школа, 1979.- 215 с,

166. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной культуры.- Киев : Вища школа, 1982.- 192 с.

167. Канарский А.С. Природа и критерии творческой деятельности.-В кн.: Морально-эстетические проблемы творчества.- Киев : Вища школа, 1982, с. 10-25.- Укр.

168. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса : Автореф. дис. . д-ра филос. наук.- Киев, 1982.- 48 с.205. Кант И. Критикачистого разума.- Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1964, т.З.- 799 с.

169. Кант И. Критика практического разума.- Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1965, т. 4, с. 3II-50I.

170. Кант И. Критика способности суждения.- Собр. соч.: В 6-ти т. M.s Мысль, 1966, т. 5, с. 161-527.

171. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.- Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1966, т. 6, с. 349-588.

172. Категории диалектики, их развитие и функции / Иванов В.П., Булатов М.А., Васильев С.А. и др./.- Киев : Наукова думка, 1980.- 363 с.

173. Категории философии и категории культуры / под ред. Булатова М.А. и Табачковского В.Г./.- Киев: Наукова думка, 1983.- 342 с.

174. Кафка Ф. Письмо к отцу.- Звезда, 1968, № 8, с. 175-195.

175. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы / Социологический аспект /.- Саратов: из.-во Саратовского ун-та, 1974,- 224 с.

176. Кедровский О.И., Соловей JI.A. Алгоритмичность практики, мышления, творчества.- Киев: Вшца школа, 1980.- 184 с.

177. Киселёв В.А. Взаимосвязь непосредственной действительности и всеобщности в практике : Автореф. дис. . канд. философских наук.- Свердловск, 1980.- 21 с.

178. Ковалёв С.М. 0 человеке, его порабощении и освобождении.-М.: Политиздат, 1970.- 303 с.

179. Кон И.С. Люди и роли.- Новый мир, 1970, № 12, с. I68-I9I.

180. Копнин П.В. 0 рациональном и иррациональном.- Вопр. философии, 1968, Р 5, C.III-I2I.218» Копнин П.В. Диалектика как логика.- Киев: Вища школа, 1969.- 444 с.

181. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки.-М.: Мысль, 1974.- 568 с.

182. Коршунов A.M. Диалектика чувственного отражения.- Философские науки, 1979, Р I, с. 53-63.

183. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание.- М.: Политиздат, 1979.- 216 с.

184. Коршунов A.M. Познание и деятельность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1984.- 142 с.

185. Косарева Л.М. Предмет науки. Социально-философский аспект проблемы.- М.: Наука, 1977.- 158 е.

186. Косалапов Р.И. Коммунизм и свобода / Проблемы освобождения труда /.- М.: изд.-во Московского ун-та, 1965.- 138 с.

187. Косолапов Р.И. Социализм : к вопросам теории.- М.: Прогресс, 1975.- 476 с.

188. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе : Пер. с польского.- М.: Политиздат, 1980.- 360 с.

189. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк.- М.: Прогресс, 1977.- 261 с.

190. Крон А.А. Бессонница.- Новый мир, 1977, № 4, с. 8-127.

191. Крымский С.Б. Природа универсальных категорий.- В кн.: Материалистическая диалектика как логика.- Алма-Ата, 1979, с. 179-185.

192. Культура в свете философии / Джиоев О.И., Чавчавадзе Н.З., Челидзе Л.Л. и др./.- Тбилиси : Хеловнеба, 1979.- 321 с.

193. Культура и общественное развитие.- Тбилиси : Мецниереба, 1979.- 177 с.

194. Культура и общество.- М.: Прогресс, 1976.- 237 с.

195. Культура человек - философия : к проблеме интеграции и развития. Статья первая.- Вопр. философии, 1982, Р I,с. 33-51.

196. Курелла А. Своё и чужое : Пер. с немецкого.- М.: Прогресс, 1970.- 278 с.

197. Кучиньская А. Социальная эстетика : преодоление отчуждения искусством и его созидательная роль.- Вопр. философии, 1973, Р 5, с. 132-140.

198. Куценко В.И., Сохань Л.В., Шинкарук В.И. Способ жизни как общественное явление.- В кн.: Социалистический образ жизни: справочник.- Киев, 1981, с. 9-43.- Укр.

199. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве.- М.: Наука, 1974.207 с.

200. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание.- М.: Наука, 1980.357 с.

201. Лекторский В.А. Специфика теоретико-познавательного исследования в системе диалектического материализма.- В кн.: Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983, с. 31-60.

202. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.

203. Лиашиц М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал.- М.: Художественная литература, 1972.- 471 с.

204. Лигошиц М.А. Чего не надо бояться ? Коммунист, 1978, № 2, с. 107-120.

205. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы.- М.: Наука, 1978.- 358 с.

206. Лихачёв Д.С. Искусство памяти и память искусства.- Литературная газета, 1982, 15 декабря.

207. Лосев А.Ф. История философии как школа мысли.- Коммунист, 1981, № 2, с. 55-67.

208. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат, 1976.144 с.

209. Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм.- М.: Госуд. изд., 1923.- 260 с.

210. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.-М.: Наука, 1974.- 172 с.

211. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса.- Вопр. философии, 1968, № 6, с. 14-25.

212. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления / К критике гегелевского учения о формах познания /.- М.: Высшая школа, 1968,- 191 с.

213. Мамардашвили М.К. Форма превращения.- В кн.: Философская энциклопедия : В 5-ти т.- М.: Советская энциклопедия, 1970.- Т. 5, с. 388-389.

214. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры.- Ереван: изд.-во АН Арм. ССР, 1973.- 146 с.

215. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М.: Мысль, 1983.- 284 с.

216. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления.-Тбилиси : Мецниереба, 1973.- 438 с.

217. Межуев В.М. Культура и история / Проблема культуры в фило-софско-исторической теории марксизма /.- М.: Политиздат, 1977.- 199 с.

218. Межуев В.М. Культура как философская проблема.- Вопр. философии, 1982, Р 10, с. 42-52.

219. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения.- М.: Педагогика, 1974.327 с.

220. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики / под ред. Яценко А.И. и Шинкарука В.И. /.- Киев : Наукова думка, 1981.- 368 с.

221. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я.- М.: Политиздат, 2-е изд., 1976.- 267 с.

222. Михайлова И.В. Чувственное отражение в современном научном познании.- М.: Мысль, 1972.- 279 с.

223. Моль А. Социодинамика культуры : Пер. с английского.- М.: Прогресс, 1973.- 405 с.

224. Нарский И.С. Отчуждение и труд. По страницам произведений

225. К. Маркса.- М.: Мысль, 1983.- 144 с.

226. Науменко JI.K. Монизм как принцип диалектической логики.-Алма-Ата : Наука, 1968.- 327 с.

227. Науменко JI.K. Диалектико-материалистическая философия в современном мире.- Коммунист, 1979, № 14, с. 39-52.

228. Неомарксизм и проблемы социологии культуры / Давыдов Ю.Н., Ли О.С., Митина С.М. и др./.- М.: Наука, 1980.- 352 с.

229. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе.- М.: Наука, 1982.- 318 с.

230. Николаенко Л.Г. Социальный опыт / проблемы философско-социологического анализа /.- Проблемы философии : Респ. меж-вед. научн. сб., вып. 58, с. II0-II4.

231. Оганов А.А. Произведение искусства как объективированное переживание.- В кн.: Эстетика и жизнь. Вып. 2.- М.: Искусство, 1973, с. 155-166.

232. Оганов А.А. Теория отражения и искусство.- М.: Искусство, 1978.- 132 с.

233. Огурцов А.П. Практика как философская проблема.- Вопр. философии, 1967, № 7, с. 91-105.

234. Ойзерман Т.И. Проблема активности познания философии И.Канта.- Вопр.1 философии, 1981, № II, с. I07-II9.

235. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт.- М.: изд.-во МГУ, 1976.- 256 с.

236. Песталоцци Й.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода.- В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.: Просвещение, 1981, с. 280-304.

237. Петров М.К. Язык и категориальные структуры.- В кн.: Науковедение и история культуры.- Ростов н/Д., 1973, с. 53-82.

238. Попович М.В. Анализ мышления как анализ языковых систем.-В кн.: Проблемы мышления в современной науке.- М.: Мысль, 1964, с. 76-92.

239. Попович М.В. Очерк развития логических идей в культурно-историческом контексте.- Киев : Наукова думка, 1979.243 с.

240. Попович М.В. /отв. ред./, Шинкарук В.И. и др. Актуальные проблемы логики и методологии науки : Сб. научн. тр.-Киев : Наукова думка, 1980.- 335 с.

241. Практика познание - мировоззрение. Мировоззренческое содержание принципов диалектического и исторического материализма / Яценко А.И., Тарасенко Н.Ф., Есипчук Н.М. идр./.- Киев :■Наукова думка, 1980.- 271 с.

242. Принцип противоречия в социальном познании / Баканидзе М.И., Хамидов А.А., Ротницкий В.И. и др./- Алма-Ата : Наука, 1982.- 288 с.

243. Приходько Д.М. Образование и преодоление остаточных явлений отчуждения личности : Автореф. дис. . канд. филос. наук.- Новосибирск, 1981.- 29 с.

244. Причепий Е.М. О некоторых социальных аспектах в формировании категорий.- Философская мысль, 1979, № 6, с. 51-61.-Укр.

245. Проблема общения в психологии.- М.: Наука, 1981.- 278 с.

246. Проблемы всеобщего в марксистской философии : Тезисы межвузовской региональной конференции.- Челябинск, 1982.165 с.

247. Психология индивидуальных различий. Тексты, /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б./.- М.: изд.-во МГУ, 1982.- 288 с.

248. Рациональное и эмоциональное в морали /под ред. Титаренко А.И., Дубко E.JI.- М.: изд.-во МГУ, 1983.- 156 с.

249. Режабек Е.Я. Всеобщий труд в сфере науки.- В кн.: Социальная природа познания.- М.: Наука, 1979, с. 55-71.

250. Роговин М.С. Чувственный образ и мысль.- Вопросы философии, 1969, №9, с. 44-55.

251. Роднянская И. Художественный образ,- В кн.: Философская энциклопедия. Т.5.- М., 1970, с. 452-455.

252. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание.- М.: Изд.-во АН СССР, 1957.- 328 с.

253. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976.- 419 с.

254. С чего начинается личность / под общей ред. Косолапова Р.И.-2-е изд.- М.: Политиздат, 1984.- 360 с.

255. Савранский И. О художественной функции ассоциативности.- В кн.: Эстетика и жизнь. Вып. 2.- М.: Искусство, 1973, с. 167188.

256. Садовский Г.И. Логика революционного мышления и классовый подход к логике.- Коммунист, 1979, Р II, с. 63-75.

257. Садовский Г.И. Диалектика мысли : логика понятий как теория отражения сущности развития.- Минск : Вышэйшая школа, 1982.- 310 с.

258. Семёнов В.Г. Деятельная природа человеческой чувственности.- Киев; 1981.- 28 е.- Рукопись деп. в ЙНИОН 13 мая 1981 г., Р 7641.

259. Семёнов В.Г. О месте чувственности в структуре сознания.-Проблемы философии : Респ. межвед. научн. сб., 1983, вып. 60, с. 87-98.

260. Семёнов B.C. Учение о развитом социализме и его перераста

261. Семёнов B.C. Учение о развитом социализме и его перерастании в коммунизм.- Вопр. философии, 1980, № 7, с. 3-18.

262. Синицын И. Учение и труд.- Наш современник, 1982, № I, с. 140-156 ; Р.2, с. 130-145.

263. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание.- -М.: Политиздат, 1983.- 264 с.

264. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания.- М.: Наука, 1976.- 294 с.

265. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания.- М.: Политиздат, 1977.- 271 с.

266. Соковнин В.М. 0 природе человеческого общения /опыт философского анализа/.- Фрунзе: изд.-во "Мектеп", 1974.- 147 с.

267. Соловьёв Э.Ю. Знание, вера и нравственность.- В кн.: Наука и нравственность.- М.: Политиздат, 1971, с. 196-267.

268. Солопов Е.Ф. Введение в диалектическую логику. Философия в системе науки и мировоззрения.- Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1979.- 212 с.

269. Социально-исторические и мировоззренческие аспекты философских категорий.- Киев: Наукова думка, 1978.- 339 с.

270. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М.: Политиздат, 1972.- 303 с.

271. Табачковский В.Г. Критика идеалистических интерпретаций практики.- Киев : Наукова думка, 1976.- 264 с.

272. Табачковский В.Г. Практика и духовное освоение мира.- Философская мысль, 1978, № 4, с. 73-85.- Укр.

273. Тавризян Г.М. Проблема преемственности гуманистического идеала человека в условиях современной культуры.- Вопр. философии, 1983, № I, с. 73-82.

274. Тарасенко Н.Ф. Универсальность форм человеческого общения и феномен эстетического.- В кн.: Эстетические проблемы современности.- Киев, 1971, с. 16-23.- Укр.

275. Тарасенко Н.Ф. Технология.и культура,- Философская мысль, 1981, № 2, с. 97-III.- Укр.

276. Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека.- М.: Прогресс, 1981.- 367 с.

277. Творческая природа социалистического общественного сознания /Момджян Х.Н., Воронович Б.А., Чирва В.Ф. и др./.- М.: Мысль, 1980.- 279 с.

278. Творчество и социальное познание /под ред.-Коршунова A.M., Гольдентрихта С.С./.- М.: Изд.-во МГУ, 1982.- 256 с.

279. Толстой А.Н. Художественное мышление.- М.: Советская Россия, 1969,- 127 с.

280. Толстых В. Не моралью единой.- В кн.: Искусство нравственное и безнравственное.- М.: Искусство, 1971, с. 27-56.

281. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологического исследования.- М.: Мысль, 1980.- 271 с.318; Федосеев П.Н. ХХУ1 съезд КПСС и актуальные задачи общественных наук.- Вопр. философии, 1981, № 8, с.3-20.

282. Фейербах JI. Основные положения философии будущего.- Избранные философские произведения : В 2-х т. М.: Политиздат, 1955, T.I, с. 134-204.

283. Фейербах Д. Сущность христианства.- Избранные философские произведения : В 2-х т. М.: Политиздат, 1955, Т.2, с. 7405.

284. Философия Гегеля и современность /под ред. Суворова JI.H./.-М.: Мысль, 1973.- 431с.

285. Философия и ценностные формы сознания /Григорьян Б.Т., Дробницкий О.Г., Желтова В.П. и др./.- М.: Наука, 1978.348 с.

286. Философские проблемы культуры.- Тбилиси : Мецниереба, 1980.- 220 с.

287. Фихте И.Г. Назначение человека.- СПб.: Изд.-во журнала "Жизнь для всех", 1913.- 200 с.

288. Хаан Э. Материалистическая диалектика и классовое.сознание : Пер. с немецкого.- М.: Прогресс, 1977.- 192 с.

289. Ханютин Ю.М. Факт мысль - образ,- В кн.: Вопросы киноискусства. Вып. 12.- М.: Наука, 1970, с. 48-74.

290. Художественная деятельность. Проблема субъекта и объективной детерминации /Мазепа В.И., Иванов В.П., Малахов В.А. и др./.- Киев: Наукова думка, 1980.- 295 с.

291. Человек и мир человека /Категории "человек" и "мир" в системе научного мировоззрения/ /под ред. Шинкарука В.И.- Киев: Наукова думка, 1977.- 342 с.

292. Чувственное и рациональное : Межвузовский сборник научных трудов.- Свердловск : изд.-во Уральского госуниверситета, 1982.- 143 с.

293. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.- Собр. соч.: В 8-ми т. M.-JI., 1950, т. б, с. 288-387.

294. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.- М.: Наука, 1971,- 223 с.

295. Шингаров Г.Х. Физиологические основы и психологические особенности человеческих переживаний.- В кн.: Эстетика и жизнь. Вып. 2.-М.: Искусство, 1973, с. 137-154.

296. Шинкарук В.И. Марксистский гуманизм и проблема смысла человеческого бытия.- Вопр. философии, 1969, №6, с. 59-67.

297. Шинкарук В.И. Научно-техническая революция переворот в производительных силах общества,- В кн.: Философско-социо-логические проблемы современной НТР,- Киев : Наукова думка, 1976, с. 13-74.- Укр.

298. Шинкарук В.И. Единство диалектики, логики и теории познания. Введение в диалектическую логику,- Киев: Наукова думка, 1977,- 367 с.

299. Шинкарук В.И., Орлова Т.И. Художественное мышление в системе видов мыслительной деятельности,- Вопр. философии, 1984, № 3, с. 18-28.

300. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания.- М.: Высшая школа, 1978.- 269 с.

301. Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии JI .Фейербаха. -М.: Наука, 1971,- 239 с.

302. Яковлев Е.Г. Об эмоционально-рациональной природе художественного творчества.- В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.- М., 1980, с. 245-256.

303. Ярошевский Т.М. Размышления о практике. По поводу интерпретации философии К. Маркса.- М.: Прогресс, 1976.- 310 с.

304. Ярошовец В.И. Природа гносеологического образа и его рольметодологическая роль в научном познании : Автореф. дис. . канд» филос. наук.- Киев, 1979.- 23 с.

305. Яценко А.И. Мировоззренческое значение принципа практики в марксистско-ленинской философии.- В кн.: Диалектический и исторический материализм философская основа коммунистического мировоззрения,- Киев, 1977, с. 49-59.

306. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы.- Киев : Наукова думка, 1977.- 275 с.

307. Л1а </вьсс. ? ^icts-zci/i iiTi ie-ЬЫс/iе/-г £li & ^c-cc/^ ЗЬе. c&ii л * ^U^t1. VS/Ъ Фегг^сАе*- "