автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема всеобщего в философии Гегеля (От гегелевской диалектики всеобщего к всеобщейдиалектике)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Борзова, Елена Петровна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Проблема всеобщего в философии Гегеля (От гегелевской диалектики всеобщего к всеобщейдиалектике)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема всеобщего в философии Гегеля (От гегелевской диалектики всеобщего к всеобщейдиалектике)"

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

Б0Р30ВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

ПРОБЛЕМА ВСЕОБЩЕГО В ФИЛОСОФИИ

ГЕГЕЛЯ

(От гегелевской диалектики всеобщего к всеобщей

диалектике)

Специальность 09.00.03 - История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Санкт-Петербург 1992

I. ОБЩАЯ /ЛРАКГЗРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность темь1. Основная идея философии Г.В.Ф.Гегеля -всеобщее единство и развитие мира. Исследование всеобщего единст-за мирового целого в настоящее время становится особенно актуальным, так как будущее супесттюэакио цивилизации предстает з качестве глобальной проблемы соБрз?/еинос?и.

Ноше общество, исшстыгящсо крушзжо .идеалов и целей в современный период, разъеджэко. В то врзпя как цивилизованный мир погашает необходимость единения, приоритета общечеловеческих ценностей, в нем таксе продолжает существовать и сильная тенденция размежевания. Ее жертвами становятся ладя, природа,' вся планета, поскольку она есть ».ивой организм, связывающий все воедино. Поэтому проблемы нашего общества или любой другой отдельной страт: соединены с судьбой всего мира. 3 поисках разрешения этих вопросов становится актуальном обращение к реиенпк Гегелем, классиком мировой философии, проблемы зееобщаго как целостности и единства. Крсмз того, мир ста;: так тесен, а орудие уничтожения, созданное человеком, столь "совершенно", что апокалипсис, действительно, мо;?.ет казаться реальностью, Нодзяда связана только с .тем, чтобы направить интеллект на духовное созидание, изменить сбраз ьаиле-ния, превратить его из рационального в разумный.

В философии Г-теля сосредоточен огромный потенциал разумного мышления и духсвностн. Исследуя и глубоко постигая его философское наследие, мезно сбрести духовнее богатство. ..Именно Гегель, чья флософска. система поднял:* созданную на,протяжении веков культуру ыкзлеижг на знсэчайаяй уровень, выделяется обострении вниманием к судьбе человзческого духа. Духовная культура представлена им з ;з едином закономерном развитии как постепенное выявление творческой сил:: разума.

Таким образе:.:, выбор теми ко случаен: в контексте современных потребностей общества актуальной становится caira философия Гегеля и ее центральная идея - идея всеобщего, диалектическое развитие которой позволяет преодолеть односторонность как идеа-лпетичосксй, так и материалистической диалектики и попытаться начать разработку всеобщей диалектики.

Неле время, освободившее фллссофску» мысль от крайности материалистического подхода в анализе всеобщих закономерностей мирового нелг-го, дао г возможность по-новому, непредвзято, без ссы-

лок на политические авторитеты постичь философию Гегеля, понять его идеи. Объективное осознание проблемы всеобщего, которую сам Гегель рассматривает как диалектику всеобщего, приводит к мысли о том, что не существует ни материалистической, ни идеалистической диалектики а есть всеобщая диалектика единства мира.

Несмотря на прошедшие два столетня, гегелевская диалектика всеобщего, действительно, остается основанием для всеобщей диалектики, так как представителям последующих философских направ- -лений в силу различных причин все ке не удалось разработать более совершенный метод-познания действительностк. На философии Гегеля заканчивается раскрытие Разума в классической, научносис-темной форме. Все направления философии, развивающие отдельные положения гегелевского учения, начиная с младогегельянства, позитивизма и кончая постпозитивизмом, герменевтикой. компаративизмом и постмодернизмом, бсэ более и более расширяли сферу либо рационального, либо иррационального. В результате наряду с раскрытием богатства внутреннего мира человека образовалось взамен единого разума множество типов рациональности и "абсурда". Исключением является русская философия, иькачально развивающая идею всеединства, человека, Космоса, а татса восточная филосо- f фия, с древних времен сохраняющая традиции духовного единства человека и-Вселенной. Так или иначе, в настоящее время мк можем констатировать: в целом неразумность и рациональность вытеснили Разум. Верх взяла философия науки, которая стала понимать рациональность как технику овладения природой, одной из характерных особенностей работ, посвященных ее анализу, явилась тенденция к перечислению основных значений и определзний.

И -вот на исходе XX века гегелевская философия нз только не

См.напр.: Диалектика Гегеля в оценке -современных западных

философов. -4.1. -M., 1974. -С.20; Gsdamer ¡I. liogola Dialektik.

Fünf hermeneutisc'ne Studion. Tübingen, 1971. s.83-96; DÍising K.

Hegel und die Geschic/ife der Philosophie. Dariasiadt, 1975« 'S.11.

Garulli E..I1 problema dolía dialektioa e la filosofía ermeneu-

tica //Giora. di metafísica, 10ß4. -,V5. H.6j . ,T, тгчг,с

Революционная диалектика марксистского реализма//Коммунист, 198о.

-С.44;.Фролов А.Восхождение к конкретному//Коммунист, 1989. -№10. -С.67.

- о -

ушш з прошлое, а напрсскз, х-нсгупае? началом нового миропонимания, ее метод позволяет чайти единое в многообразии наук о природе и духе, - Забвение |«иооо$ии Гегеля означало бы утрату не только одного из самых /олынх сокровищ цивилизованного мира, но и возможности развития его метода, необходимого'человечеству з нкно!шее кризисное время.

Всеобщая диалектика, вытекающая из гегелевской диалектики всеобщего, исключает применение методов, характеризующихся той иж иной односторонностью. Последняя свойственна так называемым идеалистической диалектике, материалистической диалектике и дуалистической диалектике, поскольку материальное, идеальное и их дуализм являются лишь одним из моментов единства противоположностей, присущего диалектике как таковой. Ома л:з позволяет использовать целостный подход к познажз человека в его единстве со Вселенной, реализовать поставленную современной наукой задач;/ построения фундаментальной теории развития мирового целого как единой духовно-материальной системы.

Так по-новому зазвучала центральная идея гегелевской философии - идея всеобщего, объединяющая многообразие природных, социальна«, духовных, нравственных и космических процессов, - источник единства мира и его целостности, нить развития и гармонию. Сегодня то, что являлось внутренним содержанием философской мысли, выступае'." ул-о как видимое..

Состояние, исследования проблемы. Уникальная философская система Гегеля привлекает многих как отечественных, так и зарубежных ученых. Ему посвящено огрмаюе число работ. Среди авторов мс;;шо назвать следует;:*: Б.О.Асмуса, К.С.Бакрадзе, А.С.Богомолова, К.С.Гулиана, А.З.Гулигу, Э.В.Пльбнг/.она, А.И.Ильина, Г.П.Кармыпева, П.В.Копнина,. К.Н.Любутина, МЛСЛ^омардаивили, И,С,Нарского, М.М. Розенталя, Е.П.Ситкоеского, ИДчОвся^шкоза,-Т.И,0йзер»!аяа, В,И. Шинкарука, М.В.Зндека. Среди зарус'е.лных авсороз молено выделить А.Абуша, Э.Ангерна, Б,Бе;.ера, Б,Блоха» М.Бура, Г^Вэгтера,.М.Вольфа, Д'Онта, К.дюзипга. 3,Зпиергзра, Д.Лулача, В.Кларка, Е.Клингер, О.Поггелера, А.Родлих. В.Харткопфа, М.Хоркхайпера. В последнее время событием в философском мире стало появление• работ М.А.Кис-селя, В.А.Манганина, Н.В.Мотро^1лсвой, М.Ф.Быковой, В.В.Лазарева,

И.A.Pay.1

Большинство исследователей гегелевского наследия интерпретируют его в интересах более углубленного показа той или иной части его философии - логики, природы, духа, истории; философии, этики, права, эстетики, истории. Наиболее редким явлением стали работы, где объектом исследования является философская система Гегеля в целом. Проблема всеобщего, пронизывающая ее, относится к числу тех, которые обойдены вниманием философов-гегелеведов. Можно назвать лишь одну диссертации на соискание степени кандидата философских наук, в которой рассматривается диалектика единичного, особенного и всеобщего в "Феноменологии духа" Гегеля." Отдельные параграфы, посвященные .понятию всеобщего у Гегеля, излагают его в контексте проблем, являющихся в Произведении основополагающими.

Отличительной чертей отечественных работ является устойчивая традиция исследования философии Гегеля с цель» доказать истинность метода марксизма, а такие с целью обосновать необходимость перехода от идеалистической к материалистической диалектике. Невозможно найти ни одного исследователя, который бы нэ разделял в своих работах этого взгляда на гегелевскую .фшюссфи:о, так как имела место официальная установка идеологических, партийных и государственных структур: либо критиковать.Гегеля за идеализм, либо, используя материалистический подход, поставить его философию "с головы на ноги"®. Это указание, долгое время мешало объективному отражению того, вклада,-который ■Гегель сделал в философию, да и пониманию того, какое значение-его.идеи имели во всех последующих-направлениях философии. Предстоит большая ра-

х.Киссель И.А. Гегель и современный мир. -Л., 1982; Калинин В.А. .Диалектика Гегеля и антигегельякатво. -М.,. 1983; (,'отро-шилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логике". -К., 1984; Быкова M.S.. Гегелевское понимание мышления. -М,, 1990;.Лазарев В.В., Pay И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. -М., 1991.

^ Барич В.Н. Диалектика единичного и всеобщего в "Феноменологии, духа" .Гегеля. Автореф. кацц.дисс. -Минск, 1988.

3 Постановление ЦК КПСС "О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца ХУШ и начала XIX в в'.' -М., 194-4.

бота :ю формированию обготжвкого отношения к гегелевскому наследию." Для'зарубежных работ характерен субъективный подход другого рода. Многие представите.'.:-; западней философии опровергали или подтверждали идеи Гегеля, чтобы доказать ложность марксистских положений. Кроме того, ид?и взятые из философии Гегеля теми или другими учеными, интерпретировались зачастую либо с целью критики, либо в угоду своим исследовательским интересам, Так представители форма:: ..ной логики принижают значение его диалектического метода и прагматически использует его для своих нужд, Б.Рассел считал его мегафизнксм-рацио.чал:!Стом, С.Кьзркегор - диалектиком-рационалистом, марксисты - диалектиком-идеалистом, представители экзистенциализма - прародителем феноменологии, экзистенциализма, Н.Лос-скиА - интуитивистом и т.д. Известные западные философы герменевтики ¡/.Хайдеггер, Ю.Хабермас, Х.Ггдамар признают, что они "еышли из Гегеля". Но создатели новых направлений пытались не объективно исследовать его философию, а "подогнать" ее под свое мировоэзрз--нле. В монографии немецкого азтор.ч 3.Байера предпринята попытка систематизации и критического анализа различных толкований теории Гегеля. Имеется очень много работ, особенно в Германии, комментаторского, хрестоматийного и биобнблиографичоского характера.^ К отдельному направлению можно отнести ту группу отечественных и зарубежных авторов, которые разрабатывают идеи Гегеля на базе нового исторического опыта и в свете оозреиалккз: задач.^ Диссертант отно-

^ BeyurW. Hegel Deutungen, -borlin, 1967.

* Gi.i. на:тр. : Hurtkopi V/. Der Durchbruch zur Dialektik in Hegels Deoken. - Hain, 1976; Aoouiafia 1!. The oelfwinding eile: a study of "agelo eyetэ:а. -Rcr.v-Yor>:, 1932; Hegel verstehen. Eine Einfü-rung in sein Donkon, -Iver.VSw: <$.!„'. - Ktw-Jork, 1983; HÖsle V/. Hegsla Syatsr.. -Kcrabur;-, 1957; ?£.lk H.R. Daß Wissen ir. Hegels Wi .3 eenschaf t dor Logik.-Proibürg, 1357; Euttor C. G.W.P.Hegel. -Booten, 1987.

о

' Кнсеель !.I.A, Гегель и современной мир. -Л., 1982; Малинин В.А. Дпалаятика Гегеля и антпгогельянство. -М,, 1983; Abuoch а. iiogola Werk in unaarsr '.ioit. Berlin, 1970; liegt V/. Zun Problern der /.kiiuilit»"*. -i'rru:.-:;'urt u.U. , 1971; Beyer W. Der "alte" Politikus Hegel, -Prankfurkt &.!>!., 1980; Heg«!. Porspekrlwen seiner Philosophie heute //Dialektik 2. -Ko'ln, 1961; Poggeler 0. Pors-pektiwon dor Kegelsioriichung //Stuttgarter Hegel-Tage. -Bonn, 1983 i Giuati l,l. Hageln Kritik der ir.odamo.i Welt. -Wurzburg, 1987.

сит себя к этой группе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу диссертации положены принципы и подходы, разработанные в отечественной и зарубежной историко-философской науке /историзм, диалектический подход, системность и др./'. Были использованы труды русских ученых досоветского периода, философов русского зарубежья, отечественных и зарубежных исследователей по методологии осмысления историко-философского процесса. Применялись диалектические подходы, отработанные с целью анализа взаимосвязи' философии с другими сферами духовной культуры: религиозным езотерпзмз», психологией, естественный; науками.

В качестве основной текстуальной базы диссертации послужили последние издания переведенных па русский язык произведений Геге-л я, в которых выражена исследуемая проблема. Перзвод всех использованных в диссертации положений Гегеля сверен автором с г окотом немгпкого оригинала. В ряде с;.учасзг устранены нчючзосг»'. Дчя этой цели использовались издания произведений Гегзля на немецком языке.

Цель и задачи диссертации. Целью работы является исследование проблемы всеобщего как глазной проблемы философии. Дяя ее достижения решались следухи^ю задачи;

- по-новому, объективно, нзидеологизированно осмыслить философское наследие Гегеля б коккрет!:ых' исторических условиях с точки зрения решения современных зодач;

- исследовать понятие всеобщего, его развитие, логику постижения, конкретные формы его проявления;

- показать проявление форм конкретно-всеобщего Истины, Духа, Разума, Добра, Красоты и Свободы е качестве сущностного элемента того общечеловеческого, к утверждению которого стремится современная цивилизация, все общество, независимо от его социально-экономической системы;

- раскрыть движение гегелевской диалектики всеобщего к ьсэ-общей диалектике единства мира.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

.- впервые предпринята попытка преодолеть не только односторонность, имеющуюся в философии Гегеля /диалектика, ко основанная на абсолютизации, одного момента - идеи/, но и односторонность марксистского подхода к диалектике /диалектика, имеющая в качестве основания материалистическое началоУ. Именно из гегелевского развития всеобщего вытекает всеобщая диалектика единства, не яз~.

ляющаяся уже идеалистическое диалектикой самого Гегеля, а также "перевертыванием" его идеализма в материалистическую диалектику. Автор полагает, что стремление преодолеть обе односторонности монет означать появление нового направления з отечественной философии, основанного на всеобщей диалектике конкретного единства материального и духовного. Кроме того, по своей сути диалектика является не-дуализмом, а содержащим единство противоположностей монизмом, и на основании целостного подхода ока способна "создать" картину единого духовно-материального мирового процесса без абсо-лютизапип роли одного или другого его элемента;

- в обращении к философии Гегеля на "новом витке" теоретических и практических потребностей: раскрытии всеобщего в его конкретных формах - Истины, Красоты, Добра, Свободы, наполненных современным содержанием в качестве ключа к пониманию проблем общечеловеческого, имеющего приоритет над классовым, национальным, региональным;

- в новом подходе к сущности гегелевских всеобщих проблем мироздания: соотношения Космоса и человека, конечного и бесконечного, дули и духовности, свободы и необходимости;

- в обобщении гегелевских мыслей о личности, и в попытке представить его концепцию формирования личности как проявления всеобщего в единичном;

- в установлении определенной связи русской филсоофской ноля с западной и мировой философией в решении проблем, отражающих реальные процессы общечеловеческого развития, их духовного содержания и исторических перспектив;

- з нетрадиционном рассмотрении соотношения .системы и метода философии Гегеля. В диссертации око трактуется не .как противоречие, а как диалектическое единство, Философская система Гегеля, будучи по своей сути мыслительным процессом, облаченным в конкретную форму, является открытой.и не может быть "оконе-ченной", как зто ей приписывают в большинстве случаев ее критики;

- в анализе диалектической теории развития не как эволюционной, а как единства двух противоположных процессов эволюции и эманации, прогресса и деградации;

- в выдвижении идеи о вечности не только на материально;.: уровне, ко и на всех ступенях организации мира /неорганическая природа, органическая жизнь, духовность/..

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется прежде всего тем, что детальное исследование проблемы всеоб-

щего в философии Гегеля и в философии вообще позволяет более глубоко выявить ее. значение для современного этапа духовного развития общества. Обращение к таким вопросам, как общечеловеческие ценности, всеобщие проблемы духовности, формирование свободной личности, дает основание для практической реализации проблемы преемственности в этой сфере общественной низки в отечественной духовной культурэ в целом.

Материалы диссертации можно использовать в вузовских кур°ах по истории философии для студентов и аспирантов, в дальнейшем исследовании диалектической философии, ее актуальных современных проблем, а также применять при разработке курсов и спецкурсов историко-философского профиля, при чтении лекций по философской проблематике.

Апробация работы. Теоретические выводы диссертации использовались при подготовке сообщений и докладов на Республиканских конференциях - Вильнюс, 1966; Ленинград, 1937, 1930; Международном форуме "За духовное единение человечества", Сочи, 1991; "Круглом столе" Петровской Академии наук "Человек к культура", 1992.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс по философской подготовке аспирантов и соискателей при чтении лекций в КПК при УрГУ /Екатеринбург/, в СЗПИ /Оанкт-Петэр-бург/. Итоги диссертационного исследования использовались в выступлениях на методологически семинарах, на теоретических днях кафедры философии Северо-Западного заочного политехнического института. Основные положения диссертации излог.ета в монографии, а такяе в ряде статей.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Северо-Западного заочного политехнического института и получила положительные отзывы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глаз, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕгЖАЖЕ РАБОТУ

Во введении обосновывается актуальность, научная и практическая значимость исследования, его основной замысел, цели и задачи.

Первая глава посвящена весьма современно зазвучавшей сегодня проблеме всеобщего как центральной проблеме философии.

Философия и понятие всеобщего неразделимы, она как таковая начинается со всеобщего, то есть как только возникает вопрос о всеобщем основании существующего мира. Под всеобщим подразумева-

ется субстанция - фундамент, без которого не может существовать здание философской науки. Развиваясь, субстанция превращается в субъект, он затем становится объективным. В единстве субъективного и объективного всеобщее выступает как истина. Ее невозможно постичь при помощи внешнего обобщения, так как поиск всеобщего по внешни:-! признака].! осуществляется еще на уровне рассудка, но не разума. Философии же присущ метод разумного мышления, с помощью которого за внец.чим мокко видеть внутреннее, за многообразием - скрытое, единство. Философская проблема.внутреннего основания очень важна, поскольку речь идет об основании, объединяющем и логику рассуждения, и существование явлениях Уровень разума предполагает полный разрыз мышления с внешним рассудком и подъем на ту вершину, с которой видна уже внутренняя основа. Сегодня как раз нам ощутимо не хватает "высоты" разумного мыплекия, чтобы не "скользить по поверхности", а Еидеть скрытые стороны современник политических и социально-экономических явлений. Кроме того, овладевая эти,? методом, мы приобретаем нзвык свободного инициативного мышления, так как он имманентно антидогматичен. При постоянном поиске разумного решения исключается то обстоятельство, при котором мы,, освободились от едких догм, можем попасть во власть других. Стремление ;с свободе разума всегда сопутствовало совершенствованию человека, было мощной силой, противостоящей деградации.

3 диссертации показано, что изучение наследия философского прошлого, проникновение в исторически важную философскую систему приобщает нас ко всеобщей культуре мышления и поднимает наше собственное мшленне до зтето же уровня. Зто рождает общность духовной жизни философа и тех, кто через зека осмысливает его наследие, осуществляется единство исторического и логического в логическом, или воплощение всеобщего в единичном.

В современном мире происходят глубокие изменения, которые затрагивают основы его существования. Поэтому сегодня необходимо научно исследовать о?у качественно новую ситуацию и определить, в каком направлении движется нсгса цивилизация. Все глобальные проблемы современности есть всеобщее проблеет, которые можно решать только с позиции диалектической философии, вырабатывающей целостный подход к ним. Поэтому соотношение классового и общечеловеческого подхода меняется так, что они, соединяясь в единое тождество, сливаются в гармоническое единство. "Кризис человеческой ци-Емлизацим" поставил мыслящее человечество перед необходимостью отказаться от внешнего рассудка, подняться на уровень диалектиче-

ского разума, исходить из позиции всеобщего-общечеловеческого интереса, а не интереса одного класса, нации или личности.

Возвращение от общечеловеческих интересов к интереса!,1 единичного человека, по Гегелю, есть диалектическая закономерность, выражающаяся в развитии соотношения единичного и всеобщего. Главное методологическое достоинство гегелевской диалектики /которого нет ни в одной из логик его последователей и исследователей, в том числе и современных, занимающихся разработкой диалектики/, заключается как раз в том, что он прослеживает в процессе самого развития не только возвышение единичного до всеобщего, ко и возвращение всеобщего к единичному, которое происходит одновременно с возвышением. Диалектический метод обязательно предполагает вместе с продвижением возвращение. Вернуться к единичному на уровне постижения всеобщего в этом суть гегелевской логики.

Благодаря демократическим изменениям в нашем обсестве мы можем свободно и по-новому посмотреть на гегелевское наследие, но черня его идеализмом, а старашь понять и с т о р и ч е с- к у а необходимость его философии. При атом очевидны и лог и ч ес к а я обусловленность его идеализма, и то, что противоречие его системы и метода выступает не как противопоставление, а как диалектическое единство. Гегель выдвигает в качестве закона не само противоречие, а именно единство. Е каждой отдельной части своей философской системы и з' целом он обязательно приводит противоречие к разрешению в единстве. И зто единство понимается не односторонне, а как выстраданное своим внутренн'.а.-: развитием.

Каждое поколение в конкретных исторических условиях и перед лицом собственных истерических задач заново осваивает и разрабатывает созданный на протяжении истории философии и унаследованный от нее инструментарий диалектики, придает зтим категориям определенность и тем самым вносит свой вклад в непрерывную преемственность мышления. Лишь благодаря этому у.философской мысли есть возможность двигаться дальше. Возвращение к гегелевской философии ■ связано с тем, что на протяжении двух, веков поиски нового рационального использования природы привели в результате к насилию, над ней. В конце концов, вместо единого разума философия науки образовала много типов рациональности, которые полностью вытеснили разум. Однако кризис, порожденный технотронной цивилизацией, снова поставил вопрос о природе рациональности, так как он уже из чисто теоретического превратился в жизненно практический. И если, начиная с возникновения марксизма, человечество училось рациональ-

но изменять я преобразовывать мир, то теперь, чтобы до конца не уничтожить природу, ему нужно научиться ее понимать, а значит - от рациональности вернуться к философскому разуму, который раскрывает гармоническую связь человека и природы. Если рациональность приобретет свое изначальное значение, .классическое значение разума, то мы сможем найти з многообразии наук о природе и культуре единое начало, объединяющее их в целостность.

Гегелевская проблема всеобщего характерна рядом особенностей. Во-первых, нет однозначного определения всеобщего, даже такого, которое из абстрактного петом развивается в конкретное. Понятие всеобщего многообразно и сложно. Оно одновременно и широкое, и глубокое, семо в себе диалектически противоречиво. Его раскрытие и понимание соответственно также должно быть всесторонним.

Во-вторых, оно раскрывается во всей гегелевской философской системе в целом. Можно рассматривать всеобщее как основание, и как таковое сно является "фундаментом" и пронизывающим принципом развития "Науки логики" и каждой другой отдельной части системы, Всеобщее можно рассматривать как стабильное, раскрыть его понятие, то есть показать, что мы понимаем пед ним.

В-третьих, всеобщее есть процесс, оно нестабильно и само развивается. Всеобщее есть и тс, в чем все существует, и то, что существует во всем. В то же зремя, как процесс, оно есть то, что само развивается,.в чем все развивается.и благодаря чему все развивается. То есть, всеобщее есть развивающийся мир в целом, и в то же время, оно есть сам процесс развития .этого мира как внутреннее его основание. Это самое общее и саамсе абстрактное, еще не раскрытое в конкретно:.:, определение всеобщего, Полное представление о нем раскрывается во всей философии Гегеля.

Сама проблема у Гегеля заключается и з том, чтобьи поднять осознание всеобщего на уровень разума, и удача понимания этой проблемы будет зависеть от того, сможет ли мышление э этом процессе вобеыситься над рассудком к в обращении к средствам разума достичь истины.

Кроме тоге, ест! еще один аспект проблемы. При всеобщем взгляде на мир обнаруживаются такие самые общие понятия, как истина, добро, красота. Их факт существования ясен для всех, но не ясным остается то, как они истолковываются. В познании мы стремимся найти истину, е отношениях между людьми нас интересует понимание добра, люди стремяться к благу и не могут жить без красоты. Эти понятия существовали всегда одни и те же, но по-разному пенима-

лись во все времена, то есть вместе с развитием человека менялось и представление о них. Стало бпть, субстанцией их-является само всеобщее, и только в процессе познания оно приобретает различные конкретные формы. Следовательно, всеобщее всегда развивается как внутреннее содеркание зтих форм, как закон их явлений.

.Методом развития всеобщего, уже по И.Канту, является диалектика. 3 диссертации показано как Зкхте и Е!елл;шг ее развивскт, а Гогель уже раскрывает всеобщее через диалектическую логику посредством противоречия, в которых оно облачаясь в различные логические формы, развивается в Истин;/. В своей философской системе, призванной отразить развитие всей действительности, Гегель в философии права показывает, как в конкретных формах всеобщее развивается в понятие всеобщего Добра и Етага, как в остетпке.доходит до всеобщего понимания Красоты, а в философии истории до всеобщего понятия Свободы. Гегель доказал, что ззотеризм философии и религии ото не трансцёкдентная сфера ;; не секреты, которые не следует разглашать, а - объективные и субъективнее процессы, невыраги-чне и неописуемые в слова иначе, как з вид5 противоречия. - Проблема всеобщего заключается в том, как рдскриь cúüc г-ееобщез. Именно сна стояла и перед Гегелем. Можно было о'ы схсьать, что всеобщое .в его философии - это идея, но это было бы неточно, ибо идея у Гегеля, всегда развивающаяся, даже абсолютная идея как целостная- из стабильная идея, а развивающаяся в самой себе. Идея развития - это та всеобщая идея, котсрая является открытием Гегеля в истории философии.. Ее своеобразие в том, что он рассматривает все мироздание в развитии. Идея развития пли развитие идеи стало всеобщим в философии Гегеля: идея, всегда ьыступая как процесс, становится процессом развития идеи. Но сам процесс развития идеи у Гегеля может иметь место, только если идея облачается в особенные фор,к. В логике - это логические формы, в природе и духе - ото , конкретные формы развития природы /формы движения/ в дух, в религии - исторические формы развития самой религии, ее виды, в праве - формы развития собственности и т.д., то есть Гегель решает проблему всеобщего, раскрывая его через противоречие в конкретных формах проявления.

Во всех ответвлениях философской системы особенные формы повторяют один и тот же логический путь развития в.зависимостигот ■того, какая конкретная наука рассматривается. Зтот логический путь и есть общий для всех или всеобщий. Поэтому всеобщее можно трактовать к как л о г и ч е с к и й путь развития идеи или

считать: логина разьптия везде одна и та же и есть всеобщее для изучаемо/) нами действительности. Логическая идея Гегеля проходит путь становления cyCcivnuíitü и ее преобразования в процессе развития в суо'ь-н;;'.' При :лом сама субстанция растворяется в себе, делаясь субъектом, и как бы поглощает в себе объективность. Субъект же, развиваясь, становится объективным, стремясь к единству субъективного и объективного, которое и является уже абсолютной истиной -истиной логической идеи. Проблема развития самого всеобщего заключается для нас в том, чтобы раскрыть процесс, а для этого нуж.но понять и воспроизвести, как через конечные определения всеобщее проявляется как бесконечный процесс, как проявляется бесконечное всеобщее через конечные определения и развивается в себе, порождая из себя бесконечный процесс развития. Это и является самым трудным в освещении философии Гегеля. В этом - проблема. Мало доказать, в чем заключается всеобщее единство многообразного, необходимо еще показать многообразие этого единства в развитии.

Показать развитие всеобщего или всеобщее развитие в своих конкретные формах, значит представить формации отношения природы и духа, идеального и материального, мышления и бытия, субъективного и объективного, конечного и бесконечного, эволюции и эманации

И Т.д.

Глава вторая "Понятие всеобщего в философии Гегеля" представлена двумя параграфами: "Противоречие :<ак. имманентность всеобщего" и "líceofeew как целостность и единство'1. В них раскрывается различное понимание ьсесйцсго. Формально-логическая трактовка указывает на эмпирическую гееобщность. Под ней имеется в вид/ одно свойство, одинаково присущее многим предметам или явлениям. Вторая форма - это рассудочно-абстрактное всеобщее. Оно представляет собой выделенную из многообразия и поставленную над ним единичность. Таким образом, абстрактно-всеобщее есть еще чувственно-конкретное. И, наконец, третья форма всеобщего - это разумно-всеобщее или конкретно-всеобщее. Гегель называет эту форму спекулятивной, которая е самой себе можот развиваться и является имманентной формой всеобщего.

Имманентность развития всеобщее получает за счет того, что Гегель рассматривает его как внутреннее отношение, которому характерны все формы противоречия. 3 диссертации подробно рассматривается присущая всеобщему отношению закономерность форм раззития противоречия от абстрактного тождества противоположностей до конкретного единства. Подчеркивается, что в развитии мира всеобщее

выступает также как противоречивое отношение.

Доказательство идеи противоречия как постоянного источника всеобщего движения и изменения мира делает имя Гегеля вечным, ибо оно дало ему возможность научно обосновать диалектику, хотя и в рамках односторонней исходной позиции идеализма. Ко благодаря противоречивому единству была создана такая идеалистическая философия, за которой утке можно увидеть "всеобщую диалектику действительности". Противоречивое отношение позволило Гоголю, полс;::иэ в основание своей философии идеальное, спасти ее а односторонности идеализма. Это удалось потому, что уже саму "идею" Гегель рассматривает как противоречивое единство. Об этом свидетельствует его утверждение: "Единство наличного бытия и понятия, тела и души, есть идея. Она есть не только их гармония, но полное их взаимопонимание"-^. Единство, как форма противоречия является всеобщим внутренним основанием развития идеи.

В диссертации акцентируется Ениманке на том, что идея развития позволяет показать, каким образом противоречие объясняет мир, не навязывая ему схемы. Она также раскрывает, как противоречие функционирует в бытии и мышлении, а само бытие к мъгиленис развиваются в противоречиях и через противоречия без участия деистического бога, 'и наконец, как противоречие развертывается и концентрируется в целостный мир для субъекта, '-го пезнашеге.

В диссертации исключается схематизм в анализе явления, кроме того, не ставится в качестве цели поиск всеобщего ключа к объяснению явлений, а рассматриваются, каким образом диалектический принцип противоречивого единства "работает" в самом конкретном философском материале объяснения мира. Согласно тако:.гу подходу исследуется внутренняя форма данного конкретного содержания, обнажается закон явления.

Выводимое Гегелем из тождеств?! и различия противоречие является одним из определений сущности, однако от начала до конца всей философской системы оно используется в качестве принципа логического продвижения вперед. Поэтому противоречие в развитии всеобщего само становится всеобцим. Кроме того, будучи всеобщей формой, противоречие развивается в свою: многообразных конкретных формах проявления и тем самым является процессом. 3 нем - первоначало мира, в его формах происходит и протекает движение, и в нем оно су-

* Гегель Г.В.'!>. философия права. -Соч. -М.-Л. , Т9Г>4. -Т.','. -С.23.

ществуст как целостность. Таким образом понятным становится, почему противоречие как всеобщее есть не только то, что во всем существует, но и то в чем вое существует как гармоническое единство. Всеобщность противоречия есть имманентное единство во множестве, внутри материально-духовного многообразия пира.

Природой всякой противоречивости является отрицательность. Она находится, по Гегелю, как бы внутри, "за спиной", самого абстрактного тождества, тзк как отрицательность в самой себе есть противоречие, Рассматривая отрицательное, мы уже в нем предполагаем две противоположности, ибо отрицательное изначально существует как отрицательное чего-то, отрицательное отрицательного. Истинная всеобщность в качестве абсолютной негативности, которая соотносится с самой собой, является "творческой силой", ста негативность имманентна всеобщему и заставляет его развиваться.

В природе противоречия обнаруживаются и удерживаются в процессе движения и в нем же самом постоянно разрешаются. Противоположности противоречия понимаются Гегелем не как рядоположешгые и даже не как "две стороны одной медали", а как существующие только одна в другой. 'Поэтему абстрактное тождество таково, что уже в н у т р и ¡'его должно существовать различие, за счет которого оно необходимо развивается из абстрактного з конкретное. Причем, в самом противоречии не обязательно только две противоположности: их может быть много, но все они разрезаются в одном конкретном единстве,

В начале XIX столетия противоречие, будь это в сфере действ и т е л ь н о г о или мыслящей рефлексии, признавалось случайностью и ненормальностью. Поэтому от Гегеля потребовалась большая научная смелость, чтобы после Канта вслед за Фихте и "¡еллингем утвердить противоречие не как трансцендентную сферу, а как единственно реальную форму бытия, как закономерное и постижимое явление в мире вещей и мыслей. Кроме того, Гегель само противоречивое отношение "заставил" двигаться, развиваться, показал формы этого развития.

То, что противоречия существуют в природе, отмечали еще диалектики древности. 3 фиксировании фактического материала нет большой трудности. Еся сложность заключается в том, чтобы о б н ар у ж и т ь эти противоречия как закономерные в движении самим движением мысли, точнее, трудность заключается в отражении природных противоречий в мышлении. Она обусловлена тем, что такие прогинерочия писту;,¿ист как отноиения мшотения и бытия, ибо бытие

в логике обязательно развивается в формах мышления, а мышление развивается в определениях бытия. Бытие мышления и заключается в »лишении бытия. Противоречия же логики выступают как такие формы, в которых отражено, "снято", "сохранено" развитие содержания бытия: само содержание превратилось в форму, а форма стала его содержанием.

В мышлении важно не только обнаружить, но и у д е р ж а т ь противоречие в голове, а именно: за формой одного увидеть другое, за внешни!.! - внутреннее, расценивая эти противоположности противоречия не как две оборотные стороны, а как "одно" внутри "другого". В этом смысл конкретного тождества и единства равноценных противоположностей в мышлении. И наконец, самое важное заключается в том, чтобы не только уметь удерживать противоречие в голове, но и суметь разрешить его: найти основание противоположных сторон, в которое сливаются одни противоположности и из которого вытекают другие; найти то последующее, которое объясняет предыдущее, и, таким образом, углубляясь во внутреннее, в свое основание, идти вперед, образуя противоречивый в себе процесс развития мышления. Он же в свою очередь отражает процесс развития действительности.

Раскрывая источник движения мира, Гегель полагает вместо традиционного божественного сотворения диалектическое самодвижение -постоянное отрицание отрицательности. Тем.самым он ответил на воп-рбс, с чего все вечно и постоянно начинается, исключив креационизм. Однако среди вопросов мироздания есть еще один, не менее трудный вопрос, заключающийся в следующем: если рассматривать мир как целое, то, что удеркивает его единство? Люди постоянно сталкиваются с независяцими от них обстоятельствами и явлениями, с высшей необходимостью. Для объяснения их выдвигается идея бога, уже не как творца, а как руководителя и правителя. Науке же объяснить, как удержать порядок мира, не менее трудно, чем объяснить, как создать его. В качестве такого всеобщего единства, всеобщего основания, куда "стекаются" все противоречия действительности и природы и где они ра зрешаются, Гегель выдвигает абсолютную необходимость. Она проявляется через различные формы законов, но сама при этом остается постоянной. В природе нет свободы - она абсолютно тождественна необходимости, проявляющейся в формах случайности. В диссертации подробно обосновывается, каким образом абсолютная необходимость удерживает мир как целостность и является единой и объединяющей целое естественной закономерностью. Она также высту-

пае? таким основание!,: действительности, в котором разрешаются зсе противоречия бытия в целен. И живая и неживая природа объективно такова, что, стремясь к единству, "пожирает" единичное, тем самым сохраняя свою целостность. Всесбщее в качестве абсолютной не.,бход.:-мости господствует над многообразием единичного. В живой природе род существует за счет его жертвы. I! человек как природное, единичное, погибает, чтобы жил человеческий род. Природа не может удержать противоречия единичного и всеобщего, к око разрешается в ней ь пользу всеобщего, которое играет определяющую роль". Лишь дух з своем мышлении способен разрешать это противоречие. Более того, как разум, мышление только и существует в поиске единства противоположностей и тем самым развивается.

Мир'в целом, подобно ¡пилению человека, также постоянно выдергивает противоречие, существуя в нем. Это противоречие между духом и природой, идеальным и материальны!,:. К выводу о том, что мир устроен' разужо, логично, и, стало быть, в нем есть Расум, логика, закон, приходят многие ученые из разных областей науки, не только у Гоголя ¡ж можем найти уложенное в целостную философскую систему объяснение этого вывода. Он показал, как логос "работает'' во всех отдельных частях его системы, и тем самым разум хяяления человека способен воспроизвести то, что ему, как всеобщему, удается делать в целостной действительности. Фактически диалектический уровень человеческого разума - это определенный пласт го-лжтзния,

я

зоДдя в который, чзлевзк способен уу.е понять единство многообразных противоположностей мирового целого, благодаря осмыслению его противоречивого процесса развития.

Современному ккшаенкс ¿того целостного взгляда на мир очень не хватает. Сно находится в плену рассудка, а последний требует от него здравого смысле, но требуя его, приучает искать частное: час;-ную пользу, сегодняшнее благе, репение отдельны?: проблем и задач, которые называются актуальными и т.д. Однако в таком подходе они не связаны со всеобщим: всеобщи;-' добром, благом, всеобщей задаче,":, развитием, ибо, чтобы ил связать, нужно сначала подняться до восприятия и лонк.мания целостного всеобщего, Есесб-щей постановки пр;:-лем. Диалектически зез частные задачи решаются только с высоты целостного понимания зееобщего. Но дез.э когда мышление доходит до всеобщего единства многообразного - это, еще полдела. Главное заключается з том, чтобы рассмотреть само многообразие в единстве, показать многообразие в упорядоченном единством виде, прийти к лому, к тотальности. Только при таком условии можно частное рас-

сматривать с точки зрзния целого, с учетом всех органических его связей. Гегель раскрывает перед нами это многообразие в Логике в виде развития необходимых моментов, устремленных через процесс понятия к истине, а в философии природы и духа - в виде формаций превращения природы в дух.

Когда Гегель берет природу и бытие, то здесь он говорит о движении и становлении. Лишь в сфере понятия и духа движение для него становится развитием, Понятие движения самого по себе отличается от понятия развития и представляет собой единство, постоянное разрешение противоречия между, м о и -в к т а м и прерывности и непрерывности пространства и времени, Развитие же - это двойное движение. -Бея действительность в целом, согласно Гегелю, как взаимодействие природы и духа, понятия и реальности существует з качестве постоянного разрешения в с д н о м двух противоположных движений, Поэтому значение термина "эволюционное развитие" с позиции диалектической логики'бессмысленно, ибо развитие в себе должно быть противоречивы:.', Это значит представлять не только одну сторону двойного процесса - езолщию, но к другую, противоположную ой - эманацию, то есть диалектическое развитие есть конкретное единство эволюции и эманации,

В природе, пс Гегелю, есть тождественное духу отношение, по сам дух обязан своим существованием действительности этого- отношения в природе, и он не предшествует ей по времени. Для Гегеля диалектическое исследование научного познания заключается как раз в том, что дух, будучи целью природа, не предшествует ей, а пребывает в ней изначально, "ока вышла из него., но не эмпирически, а так, что он, предпосылающий ее себе, уже всегда содержится в ней""".

Таким образом, мир в целом благодаря диалектике представлен в своей системе как конкретнее тождество между природными и духовным универсумом, как единство материального и идеального, Человек вливается в э?о тождество, постигая его мышлением. Он углубляется в природу, познает ее и свою субстанциональную основу /процесс эманации/, в то же самое время, познавал природу, познает ее в определениях мышления, интеллектуализпрует ее, уводит ее от нее, превращает в духовный материал для. себя /процесс эволюции/ и углубляясь в него /эманация/, развивает', умножаем его /эеолюция/.

Походя из имманентной противоречивости единой развивающейся

Гегель Г.3.5. Энциклопедия философских наук. -1.2. -С.578.

субстанции, в диссертации делается вьзод. что есть два пути, развития самой гегелевской диалектики.. Один заключается в тем, чтобы сделать основанием и первичным не идею и мышление, и все остальное - формами ее развития, как ьто делает Гегель, а - материю, Соответственно, есэ остальное в мире становится ее атрибутами, кото-риз развиваются за счет своей.односторонней субстанции. Дуализм двух субстанций по сути исключает их изначальное диалектическое единство.

Другой путь состоит в том, чтобы признать единую, но противоречивую з себе субстанцию, которая за счет своих противоположностей способна развиваться в монистическое учение всеобщей диалектики, Этой субстанцией является конкретное единство материального и идеального, единое, но уже в себе противоречивое. Этот подход лкаон одностороннее'::: и соответствует закону единства и борьбы противоположностей, йс гегелевской диалектики, которая не признак, односторонности, а кладет з ссноваииз гармоническое единство противоположностей, логически следует необходимость отказа от односторонности и материализма, и идеализма, дуализма. Напротив из нес закономерно вытекает всеобщая диалектика единства адг?льногс и материального,

Третья глава посвящена раскрытию развития конкретно-всесб.::ег~ сначала в истории философии Гегеля, а затем его проявлению в к'Л-::--ретном единстве исторического я логического.

Предметом развития философии как в ое истории, так и в логике философской систо;.г.! Гегеля,.является всеобщее как о т ;•: о-и е н и в, развивающееся в ссобешглс формах. Поскольку всеобжм всей истории философии является отношение мышления и бытия, то сне. является и всеобщ^,! логики философии, а стало быть, всей философской науки. Поэто.\г/, если исследовать, какое отношение мышления :• бытия объективно раскрывается в исторических фермах философии, т--¡.а,- получ:я.; н е с б х с д и м ы е м с м е н т ы развития самого отнесения гглалекия и бытия, его свободного развития. Иесбх-г-димыо же моменты развития неуки составляют логику этой науки.

5.диссертации раскрывается развитие всеобщего как отноженп.-: мышления и бытия в конкр-тной ферме философии - ''Истории философии" Гегеля. Предельно объективно интерпретируя ее, показывается, что исторические формы раззитил предмета философии переходят в логически?. формы - в определения ¡.гыжления. В них необходимость становится свободой, по мере того, как они за счет самоопределения мысли из застывшего материала превращаются в развивающиеся. Ист:-

рпческие моменты развития всеобщего исчезают в своей непосредственности исторических форм проявления, не зсе они сохраняются в своей необходимости. Те, которые становятся необходимыми моментами развития истории философии, создпот фплсоофм.:о, то есть формируют единый логический процесс современной философии.

Всеобщая диалектика бытия и мышления, объективного мира и субъективного мышления есть озкование и результат всего исторического развития отношения мышления и бытия, Каццая его ступень есть мокеьт развития и форма проявления всеобщей диалектики, а сама диалектика содержится в качестве единого различных ступеней, снимающих себя в движении от абстрактного к конкретному,. Только процесс развития исторических ступеней может раскрыть становление всеобщей диалектики.,

Согласно Гегелю, логическое выступает не только как рэзуль-:ст, итог, но являясь внутренне; основанием самого процесса исторического развития, историческую случайность превращает в форму проявления необходимости. Однако необходимая последовательность ступеней еще не раскрывает необходимости, логики, которая пронизывает все исторические ступени предмета', тан как не совпадает с ними непосредственно, Поэтому логике исторического развития философии предполагает последовательность философских и;кол на основе логической субординации. Это положение приобретает глубокий ськсл с учетом того, что закон осуществляется в самой действительности не ?. гэй форме, в которой появляется б теории,.Мышление человека открывает его для себя в логической форме, Псотсму, некоторая "перетасовка" философских школ з "Лекциях по истории философии" Гегелем в соответствии с логикой категорий п его же "Науке' логики" оправдана согласно указанному положению. Хронология лиц и школ оказывается нзобязат ельной.

Подразумевая под идеей закон исторического мышления, в диссертации рассматривается представленная Гегелем б своей истории философии логика философии, то есть, логические ступени и уровни развития мышления соответствующие определенным историческим формам всеобщего отношения мышления и бытия,

Каждая философская школа в истории вырабатывает свое определение всеобщего, в котором отражается отношение общечеловеческого мышления и его бытия на соответствующем уровне развития. Кавдая последующая философская школа развивает предыдущее определение всеобщего, и последнее в снятом виде является результатом развития всех предыдущих. Поэтому самое полное определение дано в по-

следке«. Сне есть ухе система логически субординированных предыдущих исторических определений и является понятием, которое нельзя схватить в сомом начале, а можно "выстрадать" в процессе понимания, только лишь прослеживая долгий путь его формирования.

История филссофии, по Гаге;;::, есть та конкретная, наделенная случайными и временными моментами форма, внутри которой протекает процесс и с т и н к, познание отношения мышления и бытия, отношения субъекта и объекта. Через последнее проявляется всеосшее основание тождества - взаимодействие мышления и бытия. Результатом является свобода мышления как осознанна зтого всеобщего основания в форме конкретного тождества субъективного и объективного. Кроме того, история £;:лосс£нн, по Гегелю, представляет работу пуха, высшая цель которого - познание самого себя. Познавая бытие и мышление, их отнсшение, человек приходит к самопознанию, так как является версткой всеобщего процесса развития действительности. Таким образом, история философии, по Гегелю, ото состоящий из многих сое-дипенних нитью истории отдельны:: духов единый путь духовности человечества. 3 диссертации рассматриваются все ступени развития духа в его "Истории философии", по которым зоешенио поднимается к своей свободе, о а м о с п р з д е л е н и ю. Пси ¿том Гегель видит суть свободы мышления в овладении диалектическим методом: "Знать в единстве противоположность и з противоположности единство, - в сто:.; заключается абсолютное знания, и наука состоит в тс:.:, чтоСк знать указанное ошпнетво во всем его развитии само чзпсз себя"-'". Исходя из такого пои:ь:анкя свободы мышления, мы можем за::.сочит ь, что она находите;: и внутри мира, и в образе мышления человека. Свобода дается ому тогда, когда ск :шиет ее в своем сознании.

Екло бы ошибкой считать только сознание предметом философии /это правомерно для миЬологип, ис:усства/. Для философии характерно самосознание. Однако, отсюда не следует, что в других фермах нет ни самосознания, ни разума. Дело в том, что в других формах сознания последние нссят подчинительный, второстепенный характер. Сни существуют здесь заранее, как взятые извне. Это и есть метафизика мышления. Все опытные науки исследуют не природу' мышления, а >,шмыгание с природе и приходят к способу обобщения, внешнего синтеза.

* Гегель Г.З.Ф. Лекции по истории философии. -Соч. -М.-Л., 1935. -Т.П. -С.3:7.

Цель философского познания - раскрыть единство многообразного, а не обобщать многообразное единичное. Обобщение - ото поиск формально-логического общего, это еще сфера рассудка, но еще не разума. Особенное не есть основание для всеобщего, основанием является само конкретно-всеобщее, которое и является внутренним самого явления. Философское познание - его отрицание отрицания единичного.

3 развитии всеобщее но подавляет единичное в э;ом случае, оно наделяет его субстанциональными содержанием. Всесбщее, растворяясь в единичном, делаясь его внутренним основанием, порождает новое единичное. Оно уже не пустое, а наполненное-существенным содержанием. Субъективность исчезает в объективном, а объективное при этом становится внутренним субъективного. Под давлением объективно-всеобщего субъективное, особенное, исчезает, но именно в этом своем исчезновении оно возрождается. Субъективное исчезает как пустое субъективное, и появляется субстанциональный субъект, то есть объективный.

Когда единичное вмещает в себя всеобщее, последнее давит на него своей мощью, всесбщее преобладает над единичным, ко проникаясь всеобщим, единичное не поглощается им, а з ото;.: растворении себя во всеобщем, возрождается в другом виде - истинно единичным, включающим в себя всеобщее как субстанциональное внутреннее.

Конкретно-всеобщее отражает целостный внутри себя развивающийся, одновременно единый и многообразный миг. Когда мы говорим о движении и развитии б длалек-.ике, то всеосщее развитие и всеобщее движение представляются адекватными понятиями. 'Тактически всеобщее движение - это развивающаяся сущность.

Было бы ошибочным считать философию Гегеля пантеистической/ ибо основное содержание его учения заключается з том, чтобы видеть противоположности в единстве, "3 пантеизме всеобщее получает ха-; рактер конечного и, значит, ниспускается исключительно только единая всеобщая субстанция, Это - понимание отношения между всеобщим • и особенным, богом и миром, как отнощенне эманации"В диссертации раскрывается единство мира и его диалектическое развитие через единство конечного и бесконечного, эманации и эволюции.

Всеобщий логический закон конкретного единства развивается историей философии в новых формах, сама история вздет к осуществлению его развития. Человек становится более духовным е процессе сознания всеобщей гармонии мира. Логика заставляет историю двигаться в'направлении к разумному устройству мира, возможно разум

1 Гегель Г.В.Ф.Цит.соч. -Т.II. -0.1?.

мира /Логос/ таким образом осуществляется во всеобщей истории, то есть логическое проявляет себя в конкретных формах своего существования.

Гегель, всецело следуя гуманизму, согласно которому всеобщее единство и духовное единение противопоставляются эгоизму и эгоцентризму, а .духовная любовь соответствует чувственно^ ощущению единства единичного человека с целостным человечеством. Несовершенство человеческого оыгмя и низкую ступень духовности человечества Гегель объяснял том, что земной человек медленно двигается по пути к пониманию своих адеалов - Истины, Добра и Красоты, своей сущности, соотнесенности своих действий со всеобщим законом единства противоположностей. Поэтому вопреки всем усилиям последующих направлений позитивизма, иррационализма, экзистенциализма проникнуть в тайны человеческого бытия диалектический подход Гегеля к объяснению его сущности не утратил сегодня своей силы.

Идея Гегеля о саморазвитии делает открытой для дальнейшего развития и человека,;! общества,и самой гегелевской философии. Человек наделяется поистине уникальным свойством: открытостью, не-зослолненностью его как создания. В отличие от других жиеых существ человек способен преодолевать собственную видовую ограниченность и возвышаться над ней. Удивительное и существеннее своеобразие человека - в его открытости и"незавершенности. Идея человеческой природы как незавершенней возможности проявляется в том, что он стре:гится к своим идеалам, которые могут позволить ему слиться со своей сущностью, ълихъел в гармонию, но кеможет сделать это полностью.

Благодаря идее самоопределения Гегель оставляет открытой и свою 1клоесфс1гую систему дтл дальнейшего развития. Абсолютный дух: з гоголевской системе несмотря на то, что является выспим единством не становится коныоы ого системы. Неслучайно, Гегель сравнивает ее с кругом, а не со спираль??, как это принято лумать согласно мнению классикоп марксизма. Круг как символ вечности не имеет конца, и путь ого - вечное возвращение. Поэтому Гегель далек от того, чтобы закончить свою систему, сна в себе бесконечна. Благодаря диалектическому .методу у нее нет ни начала, ни конца. Однако, если рассматривать ее как схему, подойти к ней догматически, то можно найти ее начало :: конец, так как условно он действительно существует. па самом же деле, диалектика предполагает в системе развитие. Поэтому упрек, который предъявляют философы Гегелю, заключается как бы в законченности, сконеченности его системы. Он осно-

вывеется нз недопонимании диалектической сущности его центрального понятия - развития как саморазвития и самоопределения.

Исходя из всеобщей диалектики, нал мир достиг урозля противоречия. Его внутренние противоположности настолько обострены, что око ищет уже разрешения в единстве, которое дожгло бить сознательным единством, осознанны:.! человечеством. Сознательные поиски, которые долж.ггы привести к возвращению тождества человека и природы, но уже не абстрактного, а конкретного, являются началом возвращения единства на новом уровне развития.

Несмотря на бросающуюся в глаза нравст?еньую деградацию, имеющуюся тенденцию разъединения и разрушения эмпирическая действительность свидетельствует и о четко выраженной тенденции интеграции, единения человечества для решения угрожающих цивилизации глобаль-■ных проблем. Становление единого мира происходит и делается очевидным. Но он стремится бы.'к-*мополитом, а объ'.5 цшенньш многообразием разных культур, которые подпитывают и дополняют, ассялшлкругг друг з друга. Происходит сцепление составлявши'': мир элементов, формирование внутреннего единства. Движение к един:кию происходит действительно во всех сферах доятельнезти: и л политипссксй, и социальной, и в научной, и в духовнейитакио сс:\1.алько-иолитичс-ские образования как ООН, международные охсне.-пческиз организации, объединения, культурный обмен, международное право, сул,. ме.ждуна-редные соглашения, документы о права:« человека и т.п. Организованы Международный Совет научных объединений,. Международное Научные . общества, множество международных общественных движений, объединений, направленных- на развитие духовной культуры, проводам* конгрессы, форумы, симпозиумы. Заявили о себе течения духовного еди:-;и-н:;я: философский компаративизм, церковный христианский екумонизм, теософия. Сложился своеобразный кодекс общечеловеческих ценностей, отражающих ориентацию поведения человека, способствующих развитию человечества, как единого целого. Все это подготавливает основание

' объединения усилий лучших уиов .чзлоьочэства для разработки международной этики и права отношений ..человека к природе. Но возможно, что моральный закон внутри человека Судет пробуждаться не за счет всеобщего права,- а за счет расширения духовного совершенствования.

В настоящее время стимулом, развивающим человеческий мир, стали всеобщие глобальные проблемы, которые как бы стягивают наш противоречивый и чрезвычайно разнообразны''1, мир б целостность. Зто способствует формированию всепланетного сознания, которое уже ш-

дит за классовыми,. формационными, религиозными, мировоззренческими различия,и; общечеловеческое начало, .накопленное.богатство общих материальных к духовных завоеваний человечества.

Вопрос об историческом характера становления целостного мира, базирующегося на этом обцециви.гизационном достоянии,разработан в философской литературе мало. Первую и последнюю попытку фундаментального, системного, научного • исследования мс;: -но найти только у Гегеля. Реальное наличие общечеловеческих ценностей в обществе потенциально обеспечивает мироцелостное его качество .

Однако, общие основания единства людей сами по себс нэ определяют целостности мира, а выступают естественной предпосылке!'! его развития. Преодолевая трудности, человечество все же, находясь в цейтноте истерического времени, под угрозой самоуничтожения продвигается по пути разрс-ызьия противоречий. На базе достижения компромиссов меж.су рьлкородн интересами и разными целями формируются элементы новой мирсцелостной системы. Внутри сил хаоса с необходимостью зосникают силы единства. В диссертации рассмотрено кок всеобщая диалектика показывает закономерность развития, а нэ уничтожения человечества, как.т: образом эта мысль развиваете я в русской Философии в идее асеадияетва.

В четвертой главэ раскрывается логика познания конкретно-всеобщего.

Предшествующие рассуждения относительно диалектики, развития всеобщего касались бытия самого всеобщего в качестве субстанции, целостного и в качестве конкретно-всеобщего в самом процессе развития, Не несмотря на то, что мышление о бытии всеобщего излагалось диалектически, лижь воссоздавалась диалектика развития самого всеобщего. Она еще не является диалектикой мылления о нем, тс есть не является диалектикой мышления бытия всеобщего. Однако изложение проблемы всеобщего в философии Гегеля будет неполным, если. но раскрыть,з каких фермах возможно осознание бытия мышления или ;я_жление развития мышления о конкретко-всеобщзм. Речь пойле? о логических формах развития всеобщего, которые последовательно раскрывает дпалектическая логика понятия. Являясь высшей форме;': воплощения всеобщего, ска представляется и высшей формой абстракции, поэтому сложна для восприятия. Но весь предшествующий ход рзссукдений в диссертации был направлен на подготовку мыжления к о то!-у уровню мышления. Все необходимые категории рассмотрены и в логическом и в историческом аспекте.

Субъективная логика, мышление форм мышления, выражена б особенных формах, в которых раскрывается понятие как конкретно-всеобщее, через д и а л е 1; т и к у суждзний и умозаключений. Понятие в логике Гегеля есть ее развивающееся всеобщее, "В этой жизни своей, Всеобщее имеет свой особый, имманентный ему ритм "движения" и свою абсолютную "цель". Этот ритм есть д и а л е к т и к а: эта цель есть спек у л я т и в н а я ко г. к р е т-н .о с т ь"-^.

Понятие в противовес формальной логике у Гегеля есть внутренний процесс, который облачается в каждый момент развития в различные особенные формы. Его движение вперед осуществляется одновременно с углублением в сущность рассматриваемых вещей. Понятие у Гегеля не является определенной формой мышления. Оно есть понимание сути вещей, есть внутренний процесс познания, мышления вещей. Непознанная вещь, для Гегеля, обладает понятием в .себе, углубление в сущность есть видимость понятия, а познанная вещь есть понятие е себе и для себя.

Диалектккз-логичзскпи пр:цесс познания, по Гегелю, осуществляется следующим образом: последующий зид определения содержится в предшествующем в качестве "понятия в свба:'. Само по себе оно является развитой формой своего основания. В каждом последующем определении мы не удаляемся от сущности предмета, не оставляем ее вместе с познанным определением, а погружаемся в нзе, и в суждении понятия, наконец, "добираемся" до самого основания, которое и есть п снят и е предаете. Его природа, выраженная в логической . йорме сукдения, таким образом, понимается Гегелем как возвращение ь свое основание, как углубление, как познание для себя того, что уже есть в нас или в предаете. Происходит познание нашей природы или предмета и продвижение нашего мышления вперед в самом процессе познания. Именно поэтому в диалектическом методе последующее понятие вытекает не из предшествующего рассуждения, а наоборот, последующее определение объясняет предыдущее, ибо процесс исследования приближает нас к сущности, а сна лишь в конце раскрывает то, к чему ш только приближаемся в начале. Результат же, а свою очередь, не может иметь место без пути, к нему ведущему. Результатом логического пути является понятие истины, которой является конкретно-всеобщее, развившееся до формы единства отношение субъективного и объективного.

1 Ильин И.А. Философия Гегеля: В 2-х т. -)/,., 1918. -Т.1. -С.117,'

Суждение, з ксторси сукьсо?:- зеш: Еыскагквается уже в пслко:: виде, собственно говоря,ужо перестало быть суждением и перешло в свое другое - понятие. Понятие и есть, по Гегелю, форма связи суждений, поэтому оно логически: выражаете я у Гегеля в отличие от "чистого" понятия в форме связи суждений,представлено з суждении понятия как результат тотального развития моментов суждения. Именно поэтому оно уже как элемент умозаключзния ' образу строго определенную св.твь с друг;с,:и сузденчдш. В этой взаимосвязи с другими логическими формами раскрывается полностью диалектика суждении.

Суждение з свсем развитии подчиняется диалектике, точнее, оно само уже есть диалектический процесс, б котором раскрывается всеобщее. Мысль Гегеля об объектнынссти логически:: форм, о тождестве определят:,1 мышления и суси вещей позвеляет ему придти к выводу о том, что субъективное понятые имеет объективный характер. Стало быть, сама диалектика понятия /выраженная в процессе суждения/ является отражением закона познания вообще. Гегель действительно доказал , что логические гор'.'ы не пустые оболочки, а связаны о развитием объективного мира. В силу этого его диалектика суждений является отражением всей истории познания и есть не голый результат, а итог исторического раззихия познания и включает в себя необходимые моменты развития всей истории познания.

Гегелю удалось определить истинную природу развития, доказать, что все имеет смысл только в своем взаимоотношении. Диалектика как методология "работает1' в познании всеобщих законов. Но как связаны всеобщие гаке к:.* с частгалги? Частные законы, которые имеют место в естествознании, соотносятся так же, как. всеобщее и особенное, а философия имззт специфическое отношение к естествознанию.

Анализируя отношение фплоссфоксго знания, диалектики и естествознания, место философии в системе естественных наук в философии Гегеля, важно подчеркнуть, что было бы ошибочным говорить, будто Гегель выводит законы природы из всеобщих определений и тем са;ял: замыкается на мета^изнчзсксй натурфилософии. Если бы можно было вывести законы природы философски.; методом, действительно философия стала бы "ключом" для открытия физических законов. Но это неверно по отношению к Гегелю потому, что именно он настаивал на положении, что метод Физики нельзя подменять философским методом, а особенное - всеобщим. Более тоге, он четко различал роль и место физики и философии в процессе познания, Гегель не выводит непосредственно из философских понятий законы естестзсзнания, а

старается проследить, как сами законы природы, уже открытые методом естественных наук, выстраиваются в систему, в единство и создают целостную картину многообразного особенного.

Человек осознает суждение понятия черэз систему субординированных определений, Познание человеком ."свободы духа" в ф'.рмах суждения как определенных ступенях познания предезта подтзег-дает, что познанию духовных явлений характерен тот же всеобщий процесс

сукдекия, что и познанию законов природы,

Можно говорить об общей закономерности познания, заключающейся в том, что определенные виды суядо:шй выступают в качестве общих ступеней развития познания сг абстрактного к конкретному. Выведенная Гегелем на основе диалектического решения проблемы соотношения диалектики действительности, логики 1Гистории познания такая закономерность представляет рациональное содержание 5го концепции диалектики суждений.

Философия - это не бездушная наука, как естествознание и техника, безусловно необходимые, но Еыражающне отдельную облает;, и элементы из всеобщего природного единства, философия - это тгкая наука, которую можно назвать ''религией познанияэто наука, которая говорит нам о единстве всей природы, о единстве всего человечества, о том, что невидимый атом, и твердоз тело, растение и животное, ядро к человек - зее зго связано теоньге: узами единого' . родства, - всеобщим. Всюду царит единый закон, перед которым равны все явления этого мира, на какой бы ступени развития они не находились. 1'кр независимо от нас существует как единое? целое и он может быть разделен только искусственно.

В пятой, заключительной главе, анализируются конкретныз формы развития всеобщего.

В ней рассматривается соотношение высших.проявлений всеобщего - Разума, Духа и Бога. Дается таккэ сул-есээгкное различие уровней мышления рассудка и разума, их роль в .разь"тии всеобщего. Истина, Красота, Добро, Свобода раскрываются как тэ идеалы духовного, которые становятся общечеловеческими данностями, проявляющимися в культуре,

Философия как основа мировоззрения является неотъемлемой частью духовно:": культуры общества. У Гегеля философию развивает мышление и его развитие рассматривается не как развитие мышления в голом виде, а как такое, которое в самом процессе развития с необходимостью облачается во внешнее, опредмечивается и таким образом реализуется. ''Воплощаясь" в пространственно-временную форму.

»лишение образует целокупкоз тело человеческой культуры. Как таковая, культура духа предстает перед индивидом в качестве готового результата развития "коллективного разума" лрэдштествусщих поколений /мирового духа/.

Реализуясь в своем развитии, мышление "воплощается" не только в пространственно-временные формы, но и в такие, которые не имеют вещественно тзлесной оболочки, например, высказанное слово, суждение, мораль, право, религия, государство и т.п., и тем из менее они обладают формой бытия. Зти формы существуют в реальности как конкретнее" и особенные формк, представленные внутренним единство;,! единичного к всеобщего.

Будучи предметом ф.илооофии Гегеля, отношение мышления и бытия, духа и природы у Гегеля совершенно справедливо сводится не к отнэ-пентгю отдельного сознания'к окружающему его миру, а к отношению всего "мира идей" к вещественному миру, противостоящего индивиду. 3 философии Гегеля раскрыт реальный факт зависимости деятельности отдельного человека ст той, существующей до неге и совершенно от исто независимо сложившейся системы культуры, внутри которой возникает и протекает "духовная жизнь" отдельного человека. Вопрос сб отношении "идеального" к зещестзонно-матзриальному представлен у Гегеля как отношение устойчивых ферм культуры к миру "единичных вещей". Культура как особенная форма >,гышления представляет собой соотношение вещественно-материального и духовного, и последнее играет спределяюпую роль по отношению к первому. Мышление как всеобщее присутствует как в фор:« особенного, та;; V; в шорме единично:--. в конкретных формах своего воплощения.

Человеческая культура представляет вместе с тем независимую от индивидуальной воли человека, но развивающуюся не без участия отдельного человека, систему форм всеобщего разума человечества. Все зти формы "гаревого духа!', противопоставленные индивидуальному сознанию, как объективное, требуют от сознания как субъективного подчинения объективному.

Противопоставленная индивидуальному сознанию культура человечества как объективированное в своем развитии мышление предстает перед ним как то, с чем оно должно считаться. И здесь Гегель совершенно справедливо отмечает, что уважение к формам "мирового духа" приходит з результата.воспитания и.образованиям Естественное состояние человека - это .состояние некультурности. Культурой обладает только тот человек, который подчинил, данную ему ст прнролы волю всеобщему, сделал ее разумной и в результате этого "вернулся

к лмсму себе" уже истинному, то есть состоялся как личность.

Личность является той существенной конкретной формой, в которой- проявляется и для которой существует человеческая культура. Личность - та истинно-конкретная едкнигчность, к которой постоянно возвращается, стремится как к вер:линэ своего развития разум. Развитию личности соответствует уже уровень, единичной конкретности. Поэтому в диссертации рассматриваются подробно взгляды Гегеля на формирование личности, Б развитии личности проявляется диалектическая закономерность, которая на абстрактно-'всео'.'щем уровне рассматривалось раньые.

■В диалектической теории Гегеля наделенная самосознанием личность рассматривается не как особенное, выделяющееся среди похожих индивидов, не как некая неповторимость, отличная от всех остальных людей, а как такое особенное, которое представляет з себе единство единичного и всеобщего, индивида и рода,'то есть как такое лицо, которое выражает в своем единичном представительстве объективное -всеобщую культуру человечества. Процесс формирования самосознания личности понимается при отом как путь к единству в самом себе, к единству субъективного и объективного моментов..

Объективные формы мышления человека, воялсщенные з естественный природный материал, представлены Гегелем как "мышление в инобытии" , а вся история человечества рассматривается как процесс опредмечивания логических фор:,.', поэтому Гегзль впервые начинает смог реть на историю как на реальный продуктивный процесс, в котором осуществляется мышление в своей форме, При этом индивиду предстоит распредметить, присвоить те способы деятельности мышления, котсрыз в особенных формах культуры реализованы.

Гегель понимал культуру как результат развития разума. Разум божественен, он не только могуществен, но и "хитер", поскольку своих целей он достигает руками отдельных людей и народов. История культуры прокладывает себе путь через разныг страны как всеобщая закономерность, но она не повторяется з каждой отдельной стране. Особенное не повторяет всеобщего. Всеобщее развивается в особенных формах национальных культур, выбирая их, иначе, наиболее развитая особенная культура отдельного народа в каждый данный момент является формой развития всеобщей культуры. Причем, страны и народы, которые как бы выбирает разу,: для собственного развития и для их одухотворения, укз сами таковы, что представляют наиболее оптимальную и плодородную почву для процвэтаыия духа. Богатые национальными традициями страны и народы как бы взращивают семена

всеобщей закономерности развития культурно-исторического процесса. Разу),! же, словно "выпив все сски" одного народа, ищет благодатную почву в другом. Конечно, с а м народ производит культуру, но именно- тот, который наделен для этого необходимой богатой национально-духовной традицией, Ход всеобщей истории, разумеется, непосредственно не выбирает себе страны, однако Гегель прав в том, что почва национальной традиции взращивает семена всеобщей закономерности развития культуры, которая таким образсм осуществляет себя. Зрелость народа превращается в его старость, и он уступает свое место другому. То, что сделано данным народен, является благодатной почвой для созревания другого народа. Таким сбразом, Гегель раскрывает диалектику процесса развития культуры.

Особенными определе;-:иями всеобщего понятия культуры и конкретными формами воплощения разума являются празо, мораль, искусство, религия. В то же время,по отношению к единичному они выступают как всеобщие определения. Право обладает действительностью постольку, поскольку в нем воплощена всеобщая золя. Если бы воля не была всеобщей, то не существовало бы никаких законов. Справедливый или моральный проступок, хотя к осуществляется отдельным человеком, однако все соглсшаются с ним. "Здесь происходит то же самое, что и с произведениями искусства. Дал;е те, кто не смог бы создать таксг" произведения, находят в нем выраженной свою собственную сущность. Подобное произведение оказызается, таким образсм, истинно всеобщим. Сне получает то:,; большее одобрение, чем более исчезает в нем особенное его' создателя" . 5 данном случае, возвышаясь до уровня всеобщего, должно исчезнуть особенное как отличное от всего остального, как оригинально-индияидуальноо. В таком случае особенное становится истинным, конкретно-всеобщим и тем самым близким всем. Сне уже способно отразить объективность Красоты, а она, по Гегелю, есть истина в форме созерцания, з образах наших чувств, в формах с¿мой жизкп.

И здесь Гзголь подходит к совершенно справедливому зьгаоду о том, что закон, как и истинное произведение .искусства, обладает реальностью постольку, поскольку пак особенное оно включает в себя единство всеобщего и единичного. Если это условие не выполняется, с.чо не входит в состав культуры, ибо не удерживается в истории, как необходимые, а являются преходящими.

1 Гегель Г.В.^. Работы разных лет. -Т.2. -С.28,

В этом плане Гегель понимает и такую особенную фор].гу развит;: всеобщеЛ ¡ультуры, как мораль. Чтобы поступок имел моральную ценность, с ни?.! должно быть связано "мое" убеждение, тем самым посту пок должен быть в полной мере "моим''. Мораль, хотя и включает в себя разумное как всеобщее, но является особенны! по отношению к праву. 3 отличие от морали право ке' связано с убеждением и умонастроением. Оно, как всеобщее и в высшей-ргопеки разумное, требует необходимого подчинения себе. "3 силу сзоих особенных состояний и свойств люди различны, но различие это не касается абстрактной во ли как таковой... когда нарушено'право другого, каждый человек чувствует себя задеты:.! за живое, ибо право есть нечто Есеобщез;,х.

Гегель считает, что право и мораль могут осуществить свое идеальное соотношение в государстве. В тс. же время государственно устройство тем больше отвечает культурному сс стоянию народа, чем лучше оно позволяет реализовать празо как всеобщий закон, определяющий и принципы развития морали в обществе.

В государстве Гегель подчиняет свободу единичного человека праву, и зто совершенно справедливо. Другое дело, что он не мог е:;;е разнить свою мысль о существовании общества бес государства, однако идея самоуправления общества вытекает из его учения о сам; определении личности и духа.

Особенными формами, в которых осуществляет себя абсолютный . дух, Гегзль называет культ религии, искусства и философию. Искусству свойственна форма чувственного созерцания. В искусстве- возв:. шенного мысль должна воплотиться в оформление. С одной стороны, оно есть произведение,. обладающее характером наличного бытия, с другой - конкретное созерцание и представление^ себе абсолютного духа как идеала.

Вл1ш:айшей областью, возвышающейся над' сферой искусств?, явш ется религия, а представление выступает формой сознания религии. При этом абсолютное из предметного искусства перемещается во всеобщее, во внутреннюю жизнь субъекта. Религиозней культ выступает интимнейшей, субъективной форме: это культ, в котором объективность как бы поглощена и усвоена, и ее содержание стало достоян;:; сердца и души. Ко религия не может удовлетворить абсолютный дух своим способом мышления /представление}.;/. Тс.": формой абсолютного духа, которая не останавливается на особенно:,:, 'а движет его дальше - зо всеобщее, является философии.,

-----т—'--------------

- Гегель Г.В.*. Цит.ссч. -С.36.

¡■/¿пиление, развиваясь в своих особенных формах, искусстве и религии, переходит в ''чистейшую1' форму знания, становится свободным шыылением и тем самым наиболее духозни.! культом. Последний усваивает в систематическом мышлении единство объективности искусства и субъективности религии. В философии, как во всеобщем культе, мышление становится не только субстанцией, но и субъектом, не только пронизывающим, но к производящим всю наличную духовную культуру.

Мысль о постоянной ориентации на субстанциональное, объективное, а не. на субъективное, при формировании культуры человека и человечества оказывается довольно ценной.

- . .-Б Заключении делается основной еывсд, что анализ гегелевское -------- . ,,

, сйгкры&б-? путь к всеобщей диалектике, которая позволяет по-новому ос;.желать все то,/что составляет соирозящш-иу. исторического опыта накопленного человечество;.! в своем гсухсвнои развитии.

По теме диссертации опубликованы следующие работы;

1. Проблемы всеобщего в философии Гегеля. -Л., 1992. -9 п.л.

2. З.екгельс о гзгелевсксй концепции диалектики сужений как отражения истории познания. -Л., 1931. Деп.в ЙНКОН АН СССР N 6689, 10.II.Вт. -0,3 п.л.

С. Суждения как особенная форма развития понятия в философии Гегеля //Проблемы философских наук. -Л., 1983. -4.1, Деп.в ИНИОН АН СССР У 1390С. 22.03.83. -С,3 п.л.

4. Гегелевская концепция культуры как реализации развития мышления и еэ методологическая несостоятельность // Ленкниз;.'. и актуальные проблемы критики буржуазных и ревизионистских концепций культуры. -Л., 1983. -0,7 п.л.

5. Логика Гегеля как отражение истории познания. -Л., 12(4. Деп.в ЮЮН АН СССР 18747. 19.П.84. -0,3 п.л.

6. Гегелевская концепция понятия как' диалектического процесса. -Л.. 1934. Деп.в ЙНКОН АН СССР 18748. 19.11.84. -0,7 п.л.

7. Гегель о философии как всеобщем способе производства теоретического сознания: 7оз.докл.мэявуз.симпозиума. -Свердловск, 1934. КПК. -0,2 п.л.

3. Гегелевская диалектика суждений как выражение исторического процесса познания: Тез,в сб."Социально-философские исследования и разработки". -Л., 19-85. -4.2. Деп.в ИНЙОН АН СССР Н? 19955. -0,5 п.л.

9. Гегелевское понятие картины мира /АЗормирование и функционирование научной картины мира /тэз.дскл,/. -Уфа, 1935. -0,2 п.л.

10, Личность как субъект всеобщего содэржания культуры /'/Со-

циальиая роль марксистско-ленинской филсссфии ь ускорении НГП /ve; докл./. -Свердловск, 1935. -0,2 п.л.

II, 5.Энгельс О прогрессивных идопл. познания действительное-; в (философии: Сб.тез.и дскл. -Вильнюс, 1965. -0,2 л,л.

'12, Гегель о диалектике сукдения //Философские науки, 1536. -ÜS 5,. -0,5 п.л. ■ ■• .:

13, О формировании самосознания личности //Проблема воспитания личности, -Л., IS87. -1-п,л.

14, Гегелевская концепция единого' закономерного мирового процесса //"Концепция единого закономерного процесса и современность. -Пермь, I9S7, -0,2 п.л.

15, Понятие противоречия в философии Гегеля //Противоречие как источник развития /Меаьуз.сб. -Екп.13, -Л., 1933. -0,5 п.л,

16, Немецкая классическая (философия /Кант, Гегель/. -Свердловск ИПХ при Уральском Гос.ун-те, ISS7. -2 п.л. В соавг.

17,_ Историко-философские проблемы в курсе "Философия". -J!., 1921. -2 п.л. В ссавт.