автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика национального и интернационального в общественной жизни и ее отражение в художественной литературе

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Махмудова, Мавлюда Махмудовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика национального и интернационального в общественной жизни и ее отражение в художественной литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика национального и интернационального в общественной жизни и ее отражение в художественной литературе"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКСКОЙ ССР

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени государственный унисерситет имени В. И. Ленина

На правах рукописи МАХМУДОВА Мавлюда Махмудовна

ДИАЛЕКТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(на материалах Узбекской ССР)

09.00.01 — диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1991

Работа выполнена в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В. И. Ленина.

Научный руководитель — заслуженный деятель науки

УзССР, кандидат философских наук, профессор АЮПОВ А. Т.

Официальные оппоненты — заслуженный деятель науки

УзССР, доктор философских наук, профессор ШЕРМУХАМЕДОВ С. Ш.

кандидат философских наук РАХИМОВА 3.

Ведущая организация — кафедра философии ВАСХНИЛ

(Среднеазиатское отделение).

Защита состоится «£» ¿/¿Х?,Р 1991 года в ^ро. часов на заседании специализированного совета Д067. 02. 07 в Ташкентском государственном университете имени В. И. Ленина (700000, г. Ташкент, ул. Энгельса, 60 а, ИПК, при ТашГУ имени В. И. Ленина, ауд. 308):

С диссертацией можно ознакомиться в научней библиотеке университета (Вузгородок).

Автореферат разослан «¿с^'» 1991 г-

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философск^Хд, доцент/

ЭГАМБЕРДИЕВ Н. У.

ОЭДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Ак'1?ль!1оо1ьлемн_иоодедоаанйя определяется тем, что перестройка и демокоатизацйя, захватывавшие день ото дня scie новые стороны общественной жизни, естественно, Не могут обойтй И процесс формирования интернациональных основ образа жйзни и духовного мира советских людей.

Недостаточная разработанность данной проблемы как в объективном, так и в субъективном их Предйлейия*, не позволяла раскрыть жизненные проблемы развития общественна* отнЬаеНИй» подлинные причины и пути йэживанйЯ HefatHBHtJx яалеййй. В частности, как одИн из компонентов естественных о*ноаенйй -содержание диалектики межнациональных свйзей ограничивалось лишь показом позитивных сторон вваймодвйсМия тенденций p&ctteeta я сближения наций и народностей; Это затруднялоi Например, анализ пасуиных вопросов аойершёЙстаования ф<Эрй и метоаов правильного сочетания интернационального и Национального в Практической деятельности.

У нас немало проведено исследований, з коТорй* подйерга-ются анализу эффективность воздействий Тех йлй mtfctx йредств информации, оргёнов печати, рааИо, телеййдёйия, художественной культура на интернационализации образа жизйй скоае^оких людей. При этом имеется ряд проблем, «отърые не получйлй еще должного освещения в научной литературе1 0 4âctMoafй4 речь идет о месте художественной Литературы а йнТё|*«аЦйонаЛйзаций образа жизни. Оценка художественных пройзвэдеНйЙ с Точкй зрения того, как отражается в ни* ийтернацйойалйзёцйй образа жизни, традиций и обыЧаев даеТоя оЧёнь Слабо* Не Чётко, fot^a как литература оказывает оГромйЬэ воздейсмие riâ формйрЬйанпе и развитие интернациональных оййой образа жйзйи, духьййьгь мира личности.

Особенно важно проследить, как в лйтературе Ьтобраяавтся сочетание национального и ийтернаЦИоналЬЙоГо, разййТйе и. укрепление дружба народов, еоТрудничёство лйдея patMtix наций и народностей в трудовых коллективах, tôt НроиззЬДбтве и Я быту.

Зяино отметить, что интернационалистские тендёйций п черты образа жизни советского народа, укрепляяйь в Ходе преобразования материальных основ его жизнедеятельности, способство- • вали формирование человека которому присущи общесоветские тра-

ч

диции, черты психологии, усиливающие значение общесоветских элементов в национальных культурах. Отсюда, очевидно, изучение и обобщение опыта деятельности сферы художественной литературы по интернациональному воспитанию трудящихся в условиях обновления социализма, а также выработка конкретны* рекомендаций по совершенствованию этой деятельности, художественной литературы приобретает большую научную и практическую значимость.

Степгть разработанности проблемы. В последние годы в нашей стране опубликовано значительное количество работ, посвященных различным аспектам исследуемой проблемы*.

Определенный вклад 8 разработку актуальных вопросов интернационального воспитания внесли научно-теоретические конференции, Проходившие в Москве, Тешкенте, Риге, Вильнюсе, Баку, Махачкале .

Проблемы интернационального воспитания( а также задачи формирования у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения были всесторонне проанализированы на Всесоюзных совещаниях Идеологических работников^.

Ряд вопросов, связанных с исследованием социально-эконо-

Куличенко М.И. Национальное и интернациональное в социалистическом образе жизни. М., 1980;- Нация и социальный прогресс. М., 1983; Метелица J1.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. 1982; Ьаграмов Э.А. Национальный вопрос: Две системы - два подхода. М., 1985; Дашда-миров А.Ф. Идеологические проблемы совершенствования социа- • диетического образа жизни. тку, ige1)', Проблема личности в марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений. Баку» 193*»; АрутюНяН Ю.В. Социально-культурный облик советских наций. М., 1986; Черненко А.Г., Черняк A.B. Консолидация: 0 межнациональных отношениях в СССР. М., 1989; Ткачен-ко В.Hi Интернационализация общественной жизни и буржуазная советология. Киев( 1989.

2 Развитие Национальных отношений- в условиях зрелого социализма. Опыт й проблемы патриотического и интернационального воОпиТаИий! Pnfa» 1963; Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений ¿ионь-скоГо (1983 rj Пленума ЦК КПСС. М., 1984; Интернационализация Духовной жизни советских народов в современных условиях. Вильнюс, 1985) Диалектика национального и интернационального в духЬвноМ Мире советского человека. Еаку, 198^; йн*ернационяльное И Патриотическое воспитание молодежи. Нахалка Jia, 1989.

3 Сил За,высокое качество и действенность идеологической работы. (Материалы Всесоюзного семинара идеологических работников). М*, 1901! Наращивать интеллектуальный потенциал ,пе-реотройки* Встреча в Центральном Комитете КПСС с деятелями науки и культуры // Правда. 1989. 9 янв.

НИЧРСКИ* И идейных основ друж£ы народов СССР, социалистической культуры И др,, всесторонне освещались на научно-теорети-Ческцх конференциях, проведенных я Ташкенте*.

3 разработку отдельных проблем повышения эффективности художественной культуры в идейном и интернациональном воспитании трудящихся определенный вклад внесли и ученые Узбекистана**.

3 Узбек!ютане за цооледние гоДЫ $ым подготовлен ряд дио-йертдцио|1ных исследований по проблемам художественной кулЬту-рн и ее воздействия на интерцационализацио общественной жизни^.

Тчмм образом, хотя советскими учйИМИИ Проделана значи-те.црмя работа по иеследа?аццв проблем ойщеатвечных отношений, § Чаотнрати роли художественной .циТературь! я интернациональном воспитании трудящихся, однако рпеци^лЬнч* работ, поевященны* раскрытии в художественной литературе процесса интернационализации общественной жизни, не имеется,

В связи о обновлением абйеотва возник»»? Но?"? ячленйя, (сотррче до оих пор не выдвигались На передний план научного

^ См,} Всесоюзная научно-практическая конференция, ПойэЯщвннЭД 60-летию образования СССР, Ташкент, ВоеооюзНад науч^

цо-т_еоретическая конференции, посвященная бО-летйп образования Узбекской ССР и Компартии УэОзкйстана! Ташкент, 198*»| Совершенртвованиэ национальны* отношений а сайте радений ХХУП съезда КПСС (Всесочзная НауЧно-^праКТИЧеакая конфврен-» ция), Ташкент, 19861 Актуальный проблема роаертвНотаозаНИЧ межнациональных отношений / Региональная науччЬ^лрактйчео« кая конференция. Ташкент, 1989,

2 См,! Шермухамедов С.Ш. Некоторые вопросы теории и НрактийН азвития социалиотИчесКоЙ культуры, Ташкент! 19301 Хапаая-ов К.Х, Диалектика национального и интёпнецйонального 5 ультуое развитого социализма. Ташкент, 3,9831 Ширяева Г. заимодайствие национальных культур и духрноё формирований личности. Ташкент; 19861 ^Нурмухамедоя М»К» Судьой Народов оудьбы культур. Ташкент, 198Н.

^ Бабаханов Е.Ю. Развитие интернационального характера на^Ий-я нальных культур народов СОСР а уолойиях развитого ооциалиэ-» ма. Ташкент, 1983 | Нурйддинов Е.З. Диалектика национального й интернационального а раэайтйи культуЬ ооаиалисМеош Наций. Ташкент, 1985 ( МумиНов А»Г. ВоЭраотаНйе роли худружественной литературы в интернациональной.яоойитакии ШД*-> шихоя в условия* совершенствования социализма! ташкенг, 1987; Ширматояа г. духовное формирование ЛйЧНоати я уедоаи-ях взаимодействия национальных культур! Ташкент, 19891 Рахимова з. Интернационализация аоветско^о образа ¡низни как

? актор сближения национальных кулЬтур нароДой СССР, Ташкент» 988; Туленова Г.Я. Диалектика расцвета И оближе»и* национальных культур СССР и критика ее буржуазны* фальсификация, Ташкент, 1989.

Й

исСлвЖЛШИйЛ, ¡¿тд 0111ЬЙ«1СЙ И к ¿фибЛеМй глубокого И КоМШКЙ-

нога и^учёшт итт эддаеешшшй лмтёрм-у^у м ишрншдиош^ ЛйЗёШИ ибщвОтНэННОЙ чИгШЯ»

Цел?, .задачи исследование ЦётЫо НайтойЩбГо Мсс^едсйаНШ яЬляется Бкяышнле диалектики нацйонйлЬНйга А ¿и1тёрНс1цМб1ШЙ1-Но^О Ь развитии общественной АиэНй И ёё МрЯЧеНИе 6 худалёй^-

йёННой Литератлю* в соотйётетМй а у*ш ¿шор сшрёлёми ряд

ИСслвДдШтУлЬскл* задМ!

- 1ШёиТЬ СОСТОЯНИЙ ИНШЮМЯЬШ НроЦисСоЙ в ус^сШШ

- гфаследлть сййЭй и ОтНоШёШЫ КМ мелду нациями ^ ИйроДйс)-бтйМй(таИ н й Дру1'ЛА ^ерйх раИЯ'Ш СОйбТсКого Обцес^йа {

- раскрыть: а) Нрсшёса формирований йдиНстш национально-' Зго й Интернационального й узбекской художественной литературе (})взШ^ав1иянИё национальна*. Й интернациональных традиций й Процессе Зорчйро&Шия советского образа жизни и ого отраженна й Художественной литературё I

определить тенденции усиления и развития форм,методов и средств интернационализации общественной жизни ;

- выработать конкретные предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее усиление роли художественной литературы в интернациональном воспитании личности.

Теоретической и методологической основой диссертации являются положения марксистской философии, партийные документы, материалы съездов народных депутатов СССР и Узбекистана. При написание работы били использованы также труды ведулих советских ученых.

Источннковую базу исследования составляв? произведения ввдущх писателей многонациональной советской художественной литературы, в частности, писателей Узбекистана. 3 диссертации использованы также документы съездов и пленумов Союза писателей СССР и УзССР, материалы научно-теоретических конференций, публикации периодической печати, тематические и статистические сборники последних лет, в которых отражены особенности интернационального воспитания средствами худояественной литературы.

Цаучцал новизна работы закличается в оледумцем: - фундаментальные понятия социальной фичософии "историческая общность советского народа", "рассвет" и "сбчлжение" наций, "национальное" и "интернациональное" рассмотреть в контексте тех изменившихся исторических условий, которые характеризуются современным периодом перестройки и взаимоотношений наций ;

- вскрыты причины возникновения негативных явлеций в сфера национальных отношений и обоснованы пути их разрешения |

- раскрыт процесс формирования единртда изднеталэдогч и интернационального в уз0ано(<о,Ч худрлюотйЭНЧЭй ДОтрратура |'

•я раосмотран механцвн взаимовлияния национальных н интер-» национальных традиций и ее отражение в художественной литература ;

- разработаны конкретные предложения по актуализации аспектов межнациональных отношений

На защиту выносятся следующие положения» I.ленинская мысль 0 том,что советское многонациональное государство строится и развивается на основа последовательно-' го проведения интернационализма в государственном строительств Рй, свободы самоопределения наций И добровольности их объединения, навдонально-^тарриториацьного йриншша построения,всестороннем и полной равноправии входящих в нее республик, суверенитете всех ее членов, обадооти идейной и культурной жизни наро-* дор имеет не только исторически приходящее значение,но о<?та-ется и в наше время методологическим основанием анализа ряда явлений общественной жизни, в том числе и понятий "расцвет" я "сближение" наций, "национальное" и "интернациональное" { категория "расцвет" нации не может рассматриваться каи аоплоще-. ние тенденций к развития только надионально-ососЗанкого | вта тенденция охватывает все национальное - и национально-опеци-фичеокое, и то приобретенное, общее в национальном!

принцип национального самоопределения еэгодня - &то не что иное,как самоуправление в сфере национальных отношений.. Самоуправление, осуществляемое 8 рамках единой страны*, но пэ самым различным направлениям: в области национапьно-государ-ствонннх отношений, в офоре экономик«, культур«, Лайковой

и«

та ни, национальных Обычаев, традиция й т*Д; {

З^категорйя "национальная" форма культуры" и "национальная специфика культуры" не может рассматриваться как одно-8Н&ЧНое понятна ; понятие "национальной формы культуры" шире Понятия "национальной специфики культуры" ; "национальное и Об^есоветское" существует неразрывно, образуя органический сплав| новую качественную определенность {

4.неверно делить формы на "художественную" и "национальную", йонкмая первую как эстетическую, а вторую как социологическую Категорию ; национальные особенности органически ЙХОДЯТ й ткань художественной формы, в в единстве о нею об-Р&зуа? то,Что ийзимат национальной формой ;

Ё* адма йэ наиболее важных йо национальному вопросу « Проблема Соотношения "социального" И Этнического" в Ной; нет оснований соглашаться о авторами, которые, подчеркивая определяющую роль "социального", вместе о тем недооценивают аначение "этнического" ; другие склонны свести содержание "нации" к этническим факторам, отождествить нацию с "этносом" ; есть все основания характеризовать нацию как социально-этническую общность } "этническое" выступает в качестве одного из системообразующих нацию факторов ;

6,этническим процессам присуще диалектическое сочетание общего и особенного } важнейшее проявление в них этой закономерности - Наличие двух взаимосвязанных тенденций, одна из которых имеет интегрирующий, другая - дифференцирующий характер I

7.процесс станоаяения этнического самосознания у граждан нашей страны остается еще недостаточно изученным; между тем, на его формирование влияет значительное число факторов: от семья до различных каналов идеологического воздействия, включая и средства художественной культуры 5 художественная литература призвана нравственно и эстетически воздействовать на Духовно-психологический мир личности, прививать чувство любви к Отечеству± уважение к другим народам, к языку, обычаям, культуре, содействуя осознанию сложной связи между на-

цисшальныи самосознанием и сознанием принадлежности к интернациональной общности.

Научно-практическая значимость работ. Предложенный в работе системный подход к анализу процесса воздействии художественной литературы на формирование интернациональных черт будет содействовать повышению эффективности интернационального воспитания трудящихся, позволит глубже раскрывать ряд аспектов воздействия литературы на личность.

Теоретические вывода, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в лекциях при изучении курса философии,спецкурсов по национальным проблемам, также в агитационно-пропагандистской работе по линии общества "Знание". Конкретные предложения и рекомендации, содержащиеся в дисоертационром исследовании, могут быть использованы также при проведении мероприятий по интернациональному воспитанию в трудовых коллективах, молодежных организациях, в деятельности махаллинских комитетов, в ое-нье и т.д.

Апробация работы. Основные полонения и результаты исследования докладывались на научно-теоретичеокой конференции профессорско-преподавательского, состава университета "'Диалектика национального и интернационального в общественной жизни" (Ташкент, май, 1990); всесоюзной научно-теоретичеокой конференции "Проблема человека в современном мире" (Ташкент, 24-25 декабря 1990 г,).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, ДЕух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность теш, показана степень ее научной разработанности, сформулированы цель и задачи,обозначены научная новизна, практическая значимость и методологические основы исследования.

Первая глава - "Сущность национального вопроса и современность" - объединяет два параграфа.

В первом параграфе - "Объективные и субъективные факторы образования интернациональной общности людей", - опираясь на марксистско-ленинкусга концепцию по национальному вопросу,еда-

«ю-

лаиа попытка ШнййТЬ состояние национальных Процессоь й условиях перестроим нашего общества»

Изучение.национальных отношений во йсей полноте их противоречий, проблем углублений Интернационализации общественной жизни кецислиыо Вне использования воего богатства революционной теории, практики ее осуществления Советский правигельст-1:0ц, вне ранок марксистско-ленинской методологии анализа общественных явлений. В связи и этим, в работе особое внимание уделнется идее о праве наций на самоопределение.

ПреЕО на самоопределение ионималооь В.И.Лениным как свободно осуществлять свое экономическое, политическое,социальное и культурное развитие, Все эти права непосредственно втекают из суверенитета наций и направлены на его упрочение и развитие. Как отмечается в диссертации, принцип самоопределения В.И.Ленин рассматривал в плане самых ыироких возможностей, которые он предоставляет в области государственного устройства.Конкретное решение вопроса о формах самоопределения зависит от совокупности ряда объективных и субъективных факторов: характера социального строя, политических отношений, уровня его экономического и культурного развития, ... национальной консолидации и др.1

В работе подчеркивается,что о достижениях надо говорить, но в. то же время нельзя забывать о реальных проблемах. В по/ следиие годы вопрос о формировании новой исторической общности ~ людей - советского народа - стал спорным. Более взвешенной являете» формулировка резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС, где говорится, что новая историческая общность людей - советский народ - "стала реальностью".2

В диссертации также рассматривается диалектика расцвета и обликения социалистических наций, подчеркивается, что долгое время в научной литературе имел место такой подход,будто расцвет наций и их сближение выотупают в диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Вместе о тем,многие годы у нас велась дискуссия о соотношении этих тенденций

1 См.«.Ленин В.И.Поли,собр.соч.Т.25.С.69.

2 Материалы XIX Всесоюзной конференции Компартий Советского Союза.28 июня - I июля 1988 г. :11олитйэдат,1989.С.Ш.

ыежду собоп. Большинство авторов доказывали,что ведущей является тенденция к солижению. Однако нередко из этого делали вывод о предпочтительности тенденции сближения по отношении к расцвету. Основное пшмание уделялось всестороннему изучению процесса сближения наций и их культур, но выпадала из до.-ля зрения другая сторона - стремление национальных общностей к сохранению своих особенностей,

В диссертации подчерктчтмиич") к ршкш пороге ннэде-< иия принципиально важно обеспечить действительно интернационалистическое понимание самого интернационального.Как считает автор, современная ситуация требует,видимо, и уточнения понятия "интернационализма11. Дело в том,что вне соотнесения этой категории о данной исторической эпохой, а конкретней социальными и политическими уоловиями жизни общеотра она лишается смысла и действенности,

I) диссертаций подчеркивается,чтосегодня на передний план выдвинулись задачи сохранения мира, выживания человечества, проблема защиты окружающей среды и т.д.

Но уже очевидно,что дальнейшее развитие человечества возможно только при условии развития широного сотрудничества народов и государств, в*частности в разработке и оавоении НО" вого политического мышления, его интернационализации. Особую ценность сегодня имеет ленинская мыоль о том,что*нэ определенных переломных этапах истории общечеловеческие ценнооти преобладают над всеми остальными интересами,

Переотройка нашего мышления в национальном врпроое неотделима от восстановления исторической правда, Она состоит в том,что наше общеотво достигло в этой области определенных успехов, которыми мы поправу гордимоя, так и в том,что на этом пути имели место серьезные недостатки и ошибки, Между тем, объективный анализ этих недостатков и ошибок необходим для ликвидации "белых пятен" в освещении нашей истории и восстановления социальной справедливости по отношению к целых неродам, и для дальнейшего совершенствования национальных отношений в нншей стране,

Во втором параграфе - "Национальные процессы в условиях " обновления общества" - на большом фактическом мпторйале рас-

оматриваютсн такие узлоше вопроси, определяющие взаимные связи народов, как экономические, социально-классовые,государственные, духовные отношения. Перестройка вызывает глубокие перемены и в этих отношениях, но в силу относительной самостоятельности национального фактора, уходящего корнями в историю, здесь долго еще придется иметь дело и с инерцией отживших традиции.

Диссертант отмечает,что бытовавшее ложное представление о беопроблемности национальных процессор, догматичоокий подход к ним привели к значительному ослаблению борьбы с проявлениями национализма и шовинизма. Сфера национальных отношений остается сложной и противоречивой. Годы застоя, ошибок и извращений в национальной политике оставили тнжелое наследие в виде целого комплекса национальных проявлений: местничество, национальный эгоизм и карьеризм, национальный нигилизм и шовиннзм. События в Казахстане, Якутии, Прибалтике, Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане еще более окивили националистические настроения,

В работе подчеркивается,что советские нации и народности, имеют свои национальные интересы в различных областях экономического и культурного строительств, что эти интересы могут в отдельных случаях, в определенных условиях, вступить в противоречие с общесоветскими, интернациональными интересами.

Сейчас сложились все необходимые предпосылки, чтобы подходить к экономическим вопросам прежде всего' с точки зрения интересов республик и центра в целом.

При реализации этой задачи приходится иметь в виду и те негативные тенденции в экономике, которые проявились б 70-е - начале 80-х годов. Они не могли.не сказаться на национальных процессах. Сюда относятся прежде всего низкие темпу ро-. ста производительности труда в промыоленности в некоторых реопубликах. Так, на XXII съезде Компартии Узбекистана отмечалось,что допущенные ранее недостатки в партийном руководстве, а такке продолжающаяся кое-где инерция облегченного подхода к экономике,серьезно задерживают уровень эффективности использования производственного и научно-технического потенциала республики. Образрвались серьезные диспропорции между

вложениями в ее экономику и ростом производства. По наличию ооновных производственных фондов Узбекистан находится на четвертом месте в стране. Но используются они не аффективно. Доля Узбекской ССР в производстве национального дохода страны за последние десять лег практически не увеличилась.

Эти и другие факторы экономической жизни закономерно привели к снижению уровня благосостояния населения по сравнению со среднесоюзными показателями: заработная плата рабочих и служащих, раохода на высшую и среднюю школу, здравоохранение, детские сады и ясли на дужу населения в пашей республике были ниже, чем в целом по союзу.

В работе отмечается,что экономическое содержание самоопределения и суверенитета в современных условиях находит выражение в переходе республик на хозрасчет и самофинансирование. В соответствии с этим,выбор экономи- эских методов и форм хозяйствования осуществляется республиками на своей территории самостоятельно, исходя из реального уровня обобществления производства и структуры производительных сил, о учетом экономической эффективности и социальной справедливости, полной занятости населения. В работе также подчеркигается.что требованиям интернационализма отвечают и принципы национально-территориального построения советской федерации и суверенитета СССР и союзных республик. В работе отмечается,что глубинные корни сложившихся межнациональных реалий лежат в самой системе командно-административного управления со своим неотъемлемым бюрократическим аппаратом.Бюрократия же в силу овоего положения ведомственные интересы воегда ставила выше национальных.

Ленинизм исходят из того,что характер и уровень решения национального вопроса находятся в непосредственной и определяющей зависимости прежде всего от природы и степеш: демократизма общественно-политической жизни в стране.К сожалению,это положение длительное время предавалось забвению. Думается,что сама жизнь вкладывает сегодня в понимание принципа национального самоопределения более гибкое и вместе с тем ясноо содержание.Это нечто,иное,как самоуправление,осуществляемое в рамках единой страны,но по самым различным направлениям: в области национально-государственных отношений,

и

в сфере экономики, культуры, лайковой жизни, национальных обы; чаев, традиций и т.д. й постановлении Пленума Центрального Комитета КЛСС "О концепции Союзного договора" говорится: "что концепции Союзного договора создает оонову для демократического преобразования национально-гооударатвенного устройства обществ. КПСС поддерживает такие ... фундаментальные положения государственной политики, как кура на демократию, экономическую свободу, многообразие форм собственности, развитие и вааи-мообогащение национальных культур, оочетание общечеловеческих I и национальных ценностей"*.

Диссертант, завершая второй параграф, обращает внимание на возрастающую роль духовной сферы, духовного богатства каждого человека, народа, нации.

Вторая глава - "Интернационализация общественной жизни и ее отражение в художественной литературе" - состоит из трех параграфов.

О первом параграфе - "Единство национального и интернационального в художественной литературе" - речь идет об отражении единства национального и интернационального в узбекской художественной литературе.

Так, принципы ленинокой национальной политики, впервые оформулированные еще на П съезде партии, нашли свое отражение в художественной литературе, где раскрывалось содержание ленинской программы по осуществлению ликвидации фактического неравенства национальных окраин, программа выравнивания уровней экономического, социально-политического и культурного развития народов СССР.

В работе отмечается, что еще до революции отдельным представителям демократической литературы удалось разорвать путы национальной и религиозной ограниченности. Эти великие художники слова своим творчеством подтверждают, что развитие самосознания какого-либо народа или нации никогда не должно вступать в противоречие с интересами другого народа.

Глубоко в веках лежат начальные источники художественных

О концепции Союзного договора и задачах партийных организаций: Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС от IX декабря 1990 г. // Правда. 1990. 14 дек.

принципов, характерна для узбекской литератур«. Заложенные впервые уже в древнзтйркских памятниках, в фольклоре, они затем совершенствуются в поэмах Алшаера Навои, в исторических хрониках Ьабура, в классической поэзии, дастанах. Позже. Фур-кат, Мукими, Завки выступали против патриархально-феодальных устоев: Садриддин Айни и Хамза Хакимзаде Ниязи пропагандировали достижения русской передовой культуры. В работе оооОоа внимание уделяется дискуссии, развернувшейся в ЭО-х годах по вопросу о классическом наследии, в частности творчестве Фитрата и Чулпана. Можно оказать, что именно атмооферя глаонооти помогла найти правильное решение этого вопрооа.

Среди главных закономерностей развития национальных культур в 40-х - 70-х годах в диосертации выделяется оледующее: продолжение лучших демократичес^х традиций каждой из национальных культур, насыщение духовной жизни идейно-теоретическими и художественными ценностями, создаваемыми в недрах общесоветской культуры, в прогрессивных культурах мира.

Формирование на базе интернационализма самобытных национальных школ, сложившихся в результате органического синтеза национального и интернационального, появление новых форм в области литературы и иокусства обеспечит в какой-то мере расцвет народных талантов. о

Чувство интернационализма в ооветской многонациональной литературе проявилось в разные периоды истории" советокого общества по-разному, выражая новые, всерасширяющиеся связи между народами.

Социальное развитие узбекской нации - неотъемлемой ооо-тавной части новой историчеокой общности людей - тема многих произведений. В качеотве примеров в работе приводятся ;--)маны А.Мухтара "Рождение", "Время в моей оудь^е", "Сеотры";X.Гуляма "Светоч", "Ташкентцы", трилогия С.Ахмада "Горизонт", повео-ти и рассказы А.Каххара раскрывают широкую панораму экономического и культурного прогресса узбекской нации на различных этапах строительства нашего общества.

Не не всем писателям, отмечается в работе, удалссь подняться до высоких социальных обобщений в вопросе о традиционных моральных и культурных ценностях предшествующих исторических эпох. У некоторых литераторов появилась тенденция эамк-

нутьоя в своей национальной самобытности*.

В диссертации отмечается, что в период 70-80-х годов в художественной литературе нашли отражение вопросы национально-, патриотической гордости за то нетленно ценное, что оставили нам, своим потомкам, предки наши, народный нравственный опыт, гуманистическое культурное наследие широкого диапазона, что национальное начало в явлениях художественной культуры получает тем более олагоприятные условия развития, чем теснее оно связано о интернациональными тенденциями, о достижением мировой художественной культуры. В качестве примеров этого периода анализируются романы Адыла Якубова "Совесть" и X.Гуляма "Первые ласточки", стихи Э.Вахидова и т.д.

Основными компонентами развития формы культуры, определяющими ее содержание и национальное своеобразие, диссертант очитает национальный язык и психический склад нации. Язык же межнационального общения не оттесняет национальные языки, а наоборот способствует полному раскрытию их потенциальных Возможностей. '

Диссертант также отмечает, что диалектика художественного феномена преодолевает различного типа противоречия и несоответствия, что его ведущей особенностью становится нерасторжимое единство, соответствие содержания и формы.

Вто£ой_па2аг£а$ - "Взаимовлияние национальаых и интернациональных традиций в процессе формирования советского образа жизни" - посвящен раскрытию соотношения социального и этнического в сущности наций; показано взаимовлияние национальных и интернациональных традиций в процессе формирования советского образа жизни и ее отражение в художественной литературе.

Как отмечается в работе, экономические, социальные факторы являются определяющими в развитии нации. Но этб ¡е может служить основанием для недооценки этнических факторов и их роли в жизни нации, в историческом процессе национальное не может оущеотвовать без этнического, хотя и не сводится к нему. Национальный вопрос - это еще и огромная совокупность духов-

См. подробнее: Нурмухамедов М.К. Литературнее наследство и идеологическая борьба // Сбщестгзнные науки в Узбекистане. 1975. * 9. С.3-1'»; Каюмов Лазиз. Адабиёт гоявий курашда // Гоявий кураш ва узбек адабиёти. Ташкент: Фан, 1985. С.5-22.

НУ* ШрОООЗ й НйрЬДПбаТеЙ, КоМгШйб ИЬТорИЧески сложив-

ИШОЙ национальных Традиций, НеПОйторйМогО национального опыта, НацйоНальНоЯ психологии, национального сознания и происходящих отсюда национальных интерасов. В последние годы во всех республиках ншей страны значительно возрос интерес ко всему национальному -фольклору, этнографии, истории, национальной литературе и экологии. Происходит ренессано исторического сознания, особенно среди молодежи.

Как известно, имевшее место в недавнем прошлом администрирование в сфере культуры и духовной жизни народа, огульное игнорирование веками складывающихся традиций с одновременным навязыванием надуманных мероприятий негативно сказались на оо-Циально-нравственной атмосфере в республике. Формализм, чрез-МёрН:м заорганизованность стали^одНой из причин выхолащивания идейной оодержательности праздников.

В работе особое внимание уделяется роли художественной литературы в утверждении новых традиций и обычаев. При этом автор придерживается историчнвоти и пооледовательнооти отражаемых событий, начиная с 20-х годов по настоящее время. Анализируются отдельные произведения этих лет. По произведениям этих лет можно проследить длительную и оложную историю восхождения национальных характеров.

В уоловиях демократизации проблемы соверяенотвования национальных отношений, интернационального воспитания требуют новых подходов, политического чутья, компетентнооти и научной обоснованности.

Интернационализация традиций - это объективная тенденция ' совершенствования советского образа жизни. Для оптимизации этого процесса автор предлагает следующее:

- глубоко анализировать, обобщать и<оперативно пропагандировать накопленный положительный опыт;

- усилить внимание к внедрению новых традиций и обычаев, придав этому целенаправленный, систематический и комплексный характер;

- совершенствовать Обрядовую сторону традиции, оказываемых большое психологическое воздействие на сознание человека;

- анализировать и воейторонне обобщать общественное мнение.

Помимо этого, автор считает, что современное школьное

Гфйпедайпние не дает ивейешего минимума эн&ний вб этнически*, ийчионадьнн* ее^еннндт«* культурн, йбр<ш мани других МРРЛОЙ «¡ЗДРЙ бТ^Ий- 9 8ЧНЭИ С ЯТИМ, првддает. что икола ЛР^жнц лазать ИР ТОДМР ЭлеНенТ^рнИР ГРРГрйФичедкие, но и эт-ИРГрчфчЧРРКИе анадИЧт

~ "Ну^Р^РРТРЧННад литература И вопросы и^тормацнрнального врспитчния" - правящей рэскрнтию значения Интернационального воспитания в условиях обновления социализма.

В руоотс указано пренрорржитодьцре отношение к делу ЯИтер|1й(ДцональИРГР ЦорпиТШШ- В ТРМ( ЧТР ЧЗРТР У на о не-

^роценирадорь значение нвеЗшшш шратнчшрй рчбртнч Она рдНРВШВД&РЬ Г-ЯВДНММ рйрачрм на идедьной, ЧОРИВ'ГИЙНРЙ МС^РЛИ иекивЦИРНадЫШ рт"Ршений и сл^бо срязцвэдась р реальной действительностью, Интернациональное единство, о крторок говорилось из ндек уровнях, рассматривалось & террии и На практике нередко без учета национального мнРГРРбрази*! ( специфики РАЗЛИЧИВ и йущертвуичи* противоречий. Вре ¡этр метало дать об^е^твд-нув оценку цараотавщим негативным явлениЧМ!

Далее ртмРЧаетрч, что недооценка национадьнорр ЭРПРРРй несовместима р задачами обновления и демократизации рбщертй^! Рид способна. стать серьезным тормозом на пути не только рдцрр-т шенствования национальных отношений, но и вовлечения цногрча-ционцльных м$дд трудящихся в процессе перестройки и обновления нащего рбщеотвв.

Как цэвертно, что национальный фактор имеет и относите^ НУР рамоотряте^ьнооть, и, не испытывая в какой-то период целея направленноге воздействия партийных, советских, общественных организаций том или ином участке развития общества, может Претерпевать ненормальное, одностороннее развитие. Особенно в рфере культуры, литературы, исторической науки. Как было отменено Х*П оъезде Компартии Узбекистана "...мы слишком предвзято ртнроились к озоему иоторичеокому прошлому, оценивая творчаорую деятельность видающихся ученых и поэтов далекого прошлого на о учетом реалий той эпохи, в которой они жили и рзбрт§ди, а иоходя из вульгарных толкований современности"*.

9 раСоте подчеркивается, что в процессе сближения наций ц народнрзтей открываются неограни :енныэ возможности для раз-

* Правда потока. 1990. 5 июня,

f9

в и-Hut {¡аэнеаераэны* форм культуриста ае*рудничеатё& а обл^а^и ли-герйтурн й ие«уеаш( большое эначзниа &м таьрчемьго оа-ЙОеНИЙ ЬпУтй. dpl+бки* HdpoAoS} М КУЛЬТУР и «иани ИМййТ ¡1 Нй-t-iteaодЫ художественных йройзведеййй;

Подытоживая работу, автор о+Мёчйет, 4tcJ HrtUilHliaJililWll fio— Лйтика требует Новых подходов ft организаций комплексных Теоретических и зтносоциологйческих исследований объективных Процессов развития наций н национальных отношений в стране, освобождения теории и практики от догматизма и стереотипа, использования мирового опыта решения национального вопроса, пыраоот-Кл научно обоснованных рекомендаций.

I_HH5i£ti!ii! Диссертации подведен общий итог проделанной работе, сформулированы теоретические выводы, предлагаются практи tecKne меры, напрев зленные iia дальнейшее совершенствование национальных отношений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ НАШЛО ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1. Махмудова М. Некоторые вопросы интернационального воспитания в процессе перестройки // Перестройка и некоторые проблемы человеческого фактора: Сб.научи.трудов. - Ташкент: Изд-во ТашГУ, 1990 (на узб.языке).

2. Махмудова М. Комплексный подход в интернациональном Воспитании трудящихся // Тезисы докл. всесоюзн. научно-теор. конференции "Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи", состоявшейся 26-28 сентября 1989 г,. - Махачкала: ДГУ, 1990.

3. Махмудова М. Соотношение общечеловеческого, интернационального и классового в современный период // Тезисы докл. Зсесойзн. няучНо-теор. конференции "Проблема челоьека в современном мире", состоявшейся 2'1-25 декабря 1990 г. в г.Ташкенте.

(выходит аз печати.).

1\. Махмудом V» Взаимовлияние национальных и интернациональных традиций й формировании советского образа жизни // куч. 1991. № 3, (йыходит из печати)(на узб.языке).