автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Национальная и интернациональная сущность искусства и личность художника

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гусейнова, Рейхан Камрановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Национальная и интернациональная сущность искусства и личность художника'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальная и интернациональная сущность искусства и личность художника"

^АДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ^ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукопи:и

ГУСЕЙНОВА РЕЙХАН КАМРАНОВНА

НАЦИОНАЛЬНАЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА И ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА

Специальность 09.00.04 эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

БАК У—1993

Работа выполнена на кафедре этики и эстетики Бакинского Государственного Университета

Научный руководитель:

доктор философских наук, академик А. М. Асланов. Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Р. А. Бадалов. доктор философских наук, профессор А. Г. Алиев.

Ведущая организация—Азербайджанская Государственная Консерватория им Уз. Гаджибекова. Защита состоится « ¥ »1994 г. в часов на заседании Спе-

циализироватого Ученого Совета (Д. 004.06.01) по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.04—эстетика при Институте философии и права Академии наук Азербайджана

Адрес: 370143, г. Баку, пр. Гусейна Джавида, 31.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азербайджанской Республики

Автореферат разослан « з 1993 г

Ученый секретарь специализированного совета доктор философских наук

Н. С. Сафаров

ОЩАЯ ХАРА1ЙМСГЛКА РАБОТЫ

Акту игьиость теми исследования. .

Обновление нашего общества - это глубинный процесс, охвативший все без'исключения сферы социальной жизни: экономику, политику, культуру. Этот процесс немыслим без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала общества. Возрождение общечеловеческих, нравственных идеалов, формирование полноценной, многогранной художественной культуры, развитие национальных культур,и языков и установление подлинно интернациональных взаимоотношений между народами, - вот далеко не полный перечень трудаейших проблем, от решения которых зависит дальнейшая сульба содружества. Вхождение в демократию, овладение ее смыслом невозможны в нашей многонациональной стране без поиска новых, духовно зрелых норм развития и содружества культур. Поэтому исследование национальных и межнациональных связей и отношений, этнических особенностей и интернациональных установок выдвигается ныне в число наиболее актуальных научных проблем. ' "

Вопрос о соотношении национального и интернационального в искусстве по существу является не только эстетическим, но и политическим. Естественно поэтому, что "пик" интереса к этой проблеме обычно приходится на те исторические периоды, когда особое значение приобретает национальный вопрос. Преобразование общественных отношений в нашей стране, их демократизация определили динамическое! развитие национальных отношений. Но динамика межнациональных связей, рост национального самосознания принимают самые разнообразные, подчас негативные формы: от тесной интернациональной сплоченности до межнациональных войн. Подобные тенденции не могут не отражаться в сфере культуры, вызывая

необходимость углубленного осмысления этих явлений, исследования диалектики национального и интернационального в искусстве. Соотношение национального и этнического, интернационального и общечеловеческого и их. диалектика в искусстве, основные принципы и тенденции взаимодействия национальных культур, процессы их ассимиляции, интеграции и дифференциации, вопросы взаимосвязи национального языка и национальной культуры, национальные ас -пекты художественного творчества и многие другие проблемы че только представляют в наше время научно-теоретический интерес, но в приобретают жизненно важное практическое значение.

Диалектика национального и интернационального проявляется не только на уровне собственно произведений искусства, но и охватывает весь процесс их созидания. Проблемы художественного творчества, личности художника всегда были одними из центральных в эстетике. Наименее разработанным аспектом в этой области является вопрос о соотношении национального и интернационального в личности художника. Тем не менее, научное решение этого вопроса может стать ключом к-пониманию многих узловых проблем психологии искусства, художественного творчества и эстетического восприятия. Разработка проблемы национальной принадлежности и интернациональных' связей художника способствует конкретизации- исследования социального содержания искусства, его места и роли в системе общественных отношений. Это придает теме нашего исследования особую актуальность.

Разрабатывая проблему национального и интернационального в искусстве, необходимо принимать во внимание, что в советской эстетике она традиционно была связана в некоторых своих аспектах с излишней социологизацией и идеологизацией искусства. Многие теоретические парадигмы в этой сфере эстетики терпят

крах при столкновении с реальной действительностью и являются не только научно несостоятельными, но и источником неверных решений в сфере культуры, что приводит к снижению ее уровня. Необходимость нового подхода к решению вопроса диалектики национального и интернационального в искусстве и в личности художника, рассмотрения ее с объективных научных позиций также в значительной мере обусловили выбор темы нашего исследования.

Степень разработанности проблем».

К проблеме диалектики национального и интернационального в искусстве обращались многие - философы. Некоторым ее аспектам, в особенности процессам взаимодействия национальных культур, посвящены работы А.,М.Асланова, ?Л.1орбогулова, А.Дк.Гадаиева,

H.Гаибова, А.И.Головкева, ГЛ.Н.Губогло, К.Л.Зелинского, 5.5. Ка-сим-заде, Г.И.Ломидзе, А.Ю.Надаа'эова, И.С.Надъярных, М.Нурма-гова, М.Н.Пархоменко, Ю.И.Суровпева, И.Х.Ханазарова, Ю.С.Яра-лова1 и многих других.

I. См.: Асланов А.¡Л. Художественное творчество народов Востока у в эстетике Гегеля,-$ялосоЬскзе науки, 1976, Борбогулов

М. Кдинство национального и интернационального,- м. .1379;

Гадяиев А.Д?х. Этапы литера ' '

ского и азербайджанского н

А.И. Интернациональное и национальное в развитии социалистической культуры,- минск, iyY4; i/уоогло м.н. национально-русское двуязычие как фактор диначизма национальных культур и укрепления национальной сплоченности советского народа. -м.,1983: Зелинский K.M. Октябрь и национальные литературы. U., 1967; Касимзаде О. 5. Обличение братских культур.-Еаку, 1965; Ломидзе Г.И. Патриотизм и интернационализм советской многонациональной литературы. Тбилиси, 1985; Надка 1>ов А.Ю. Сближение культур социалистических наций.-Ы.,1932; Пархоменко М.Н. многонациональное единство советской литературы. -М.,1973; Суровцев Ю.И. Необходимость диалектики.-М.,1982; Ханазаров ЙД. Диалектика национального и интернационального в культуре развитого социализма.- Ташкент, 1983; Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. - U.,1985г. '

Гаибов Н. Дерево братство

Проблему национального и интернационального питаются осмыслить не только философы, но и профессиональные писатели. Так, появились работы А.Адамовича, А.Бучиса, Ч.Гусейнова, Эльчина,1' а в "Литературной газете" и в журнале "Дружба народов" посто-■ янной стала рубрика "Национальное и интернациональное". В последние годи этой теме 611л посвящен ряд кандидатских диссертаций.2

Многие авторы, такие как А.Агаев, Ю.Громлей, Т.Вурмистро-ва, А.Гаджиев, А.Дашдамиров, Н.Джандильдин, Ы.Куличенко, Д. Мамедов, ЛЛетелкпа, И.Кон, М.Росенко, А.Холмогоров исследуют социальные, эстетические и психологические характеристики многонациональной культуры, при этом ими' косвенно затрагиваются и вопросы, рассматривающиеся в данной работе. Большой интерес представляют методологические -сужения и попытки сравнительно-исторического исследования национальных культур в трудах П.Н.Ееркова,'Р.Еикмухаметова, И.С.Брагинского, И.Конрада, В.И.Кулеаова, Д.С.Лихачева, И.Г.Неупокоевой, М.Садыхова, В.К. Шахина, Е.П.Челыше?а, а также в работах филосо}юв из других стран, например: Ю.Доланского, А.5лакера, Д.Дюришина /Чехословакия/, А.Димн /Румыния/, И.Шетера, М.ВаДды /Венгрия/, Г. Марковича /Польша/, ГЛйгера, Г.Цигенгейстера /Германия/.

1. См. Адамович А. Литература и проблемы века. -iL ,1936;. Бучис A.A. Литературные судьбы - М.,1982: его же: Судьба национального в современной литературе. -''Вопросы литературы", 1988, Я 2; Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. -М.,1978; Эльчин. Поле.Притяжения.-М.,1937.

2. См.напр.: Дяафаров Э.М. Познавательное и воспитательное значение процесса взаимодействия национальных художественных культур. Баку, 1S80; Дейярев А.К. Диалектика национального

и интернационального в советской культуре /историко-философский анализ/. М.,1987; Деревянченко A.A. Методологические проблемы исследования взаимодействия культур. М.,1987; Таран В.А. Интернационализация - закономерная тенденция развития современного советского искусства. Киев, 1988; Аман-баев М.Н. Развитие национальных художественных культур на современном этапе: Состояние, проблемы, перспективы. »I., 1990; Керимова Р.Х. Диалектика национального и интернационального и эстетическое воспитание. Баку, 1990.

Но, несмотря на столь обширную литературу по этому вопро' су, то сожалением должны признать, что в разработке многих аспектов этой теш мы находимся в начале пути. Связано это, в первую очередь, с печатано известной идеологизацией нашей науки, когда политические решения диктовали и определенную трактовку эстетических проблем.- . -

Чаялональная культура обычно рассматривалась как специфическая "упаковка" определенного социалистического образа лизни. Поскольку же считалось, что- процесс унификации материальных условий существования отдельных национальностей и этнических групп является неизбежным и прогрессивным, то желательным провозглашалось стирание различий и в сфере духовной культуры, за исключением лишь внешних, чисто декоративных деталей. Иной ход мысли привычно квалифицировался как проявление "националистических пережитков". -",

Сложнейшие процессы, происходящие в наших национальных культурах, упрощались и рассматривались лишь как взаимообогащение и взаимовлияние» что не соответствовало действительности. , Само же понятие "национальная культура" связывалось лишь о определенным историческим периодом становления наций /капита-. лизм и социализм/, т.политическая категория произвольно экстраполировалась на сферу культуры, что приводило к разрыву ее естественных исторических связей со всем предыдущим процессом развития. Все это привело к значительному обеднению эсте- . тики, хотя вышесказанное в различной степени оиносится к раз-•ним работам. . ;

Особое место в ряду исследований по данной проблема занимает книга Г.Гачева "Национальные образы мира",*.которая от-

1. Гачев Г. Национальные образы ¡лира, М.,Советский пиоатель, 1988. . . . ,

личается большой самобытностью и оригинальностью. Здесь автор предпринимает попытку осмыслить категорию национального в искусстве в эстетико-психологических параметрах.

Другой аспект 'темы нашего исследования - диалектика на- . ционального и интернационального в личности художника - разработан очень незначительно. Психологии художественного творчества посвящены работы таких корифеев науки, как Е'Басйн, Д.Выготский,, Е.Громов, А.Зись, М.Храпченко, М.ЯрошевскиЙ.* Чо вопрос о национальном в личности художника лишь фрагментарно затрагивался в работах некоторых ученых2 и фундаментально практически не исследовался.

Цель и задачи исследования.

. . Основной целью работы является теоретическая разработка проблемы национального и интернационального в искусстве, их диалектики в личности художника и в процессе художественного .творчества.'

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

-уточнить Понятия "национальное" и "интернациональное" в искусстве, установить их соотношение с понятиями "этническое", "общечеловеческое";

- раскрыть диалектику национального и интернационального на различных уровнях искусства

- определить рсновные формы и пути взаимодействия национальных культур;,

' 1. См.напр. Кон И.О. К проблеме -национального характера. - История'психологии. М., 1971. ;

2. См.напр.:Гасин Е.Я. Психология художественного творчества, М.,1985; его Же Творческая личность художника, М.,1988; Выготский Л.С.. Психология худокественногсРтворчества, М., 1986; Громов E.G. Природа художественного творчества, М., 1986; Зись А.Я. Эстетические взгляда "художников социалистической культуры, М. ,1985; Храпченко ¡О. Художественное творчество, деятельность, человек, М.,1378; ЯрошевскиЯ Мх5Г. психология творчества и творчество в психологии, М.,1988.

- выявить основные тенденции взаимодействия национальных . культур как исторически закономерного процесса;.

- проанализировать понятие "наотональный характер", раскрыв определяйте Факторы его формирования;

- раскрыть особенности проявления национального в личности художника;,

- проанализировать основные закономерности проявления диалектики национального и интернационального в процессе художественного творчества;

- раскрыть взаимосвязь художественного творчества и восприятия с формированием национального.самосознания личности..

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующих разработанных в нем положениях:

- в отличие от традиционной трактовки национального в искусстве как историко-стадиального- явления, присущего искусству социалистических и капиталистических нашй, национальное

в работе рассматривается более широко, как "этнической, чем , сохраняется историческая преемственность в развитии национального искусства;

- национальное трактуется как определенное видение мира, обусловленное особой, присущей лишь данному народу структурой характерологических черт и определяющее своеобразие художественно-образной системы произведения;

- проводится гранила между интернациональным как эстетическим и как идеологическим явлением, интернациональное в искусстве рассматривается в широком'смысле как выражение гуманистических общечеловеческих идеалов;

- лкалекгива напионапьного и интернационального в искусстве "рассматривается на двух уровнях: на уровне отдельной национальной культуры или отдельного произведения искусства и '. на уровне взаимодействия культур различных народов. В первом случае это диалектическое единство противоположностей, во втором - диалектика общего, особенного и единичного;

,. - выявляются основные исторические тенденции процесса взаимодействия национальных культур; интеграция - дифферент-алия - интеграция на основе диф^ренпиаций;.

- исторический процесс взаимодействия национальных куль-, тур рассматривается как частный случай проявления даалектиче- ' скдх законов единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицают;. :

- взаимосвязь национальных культур в единую мировую культуру рассматривается как всеединство, где каждый элемент структуры тождествен всему целому; • :

- национальный характер определяется как инвариант совокупности определенных ценностный ориентаций, .формирующийся под воздействием глубоких материальных,и духовных причин; .

- выделяется комплекс материальных и духовных факторов, определяющих формирование национального характера как этнической общности в целом, так и отдельной личности;

- раскрывается диалектика национального и интернашюналь- . кого в процессе художественного творчества;

- выявляются.основные закономерности и тенденции процесса воздействия художественного творчества на национальное самосознание личности.

Теоретическая и практическая ценности исследования.

Теоретическое исследование диалектики национального и интернационального в искусстве и ее проявления в личности художника может способствовать более глубокому пониманию исторических процессов развития и взаимодействия национальных культур, а также дальнейшей разработке проблем художественного творчества. Изучение сущности, генезиса и структуры национального характера и его проявления на различных художественных уровнях может представлять и практический интерес в связи с ростом национального самосознания народов и развитием их культур. Результаты работн могут быть использованы в преподавании эстетики, этики, психологии, 'социологии, в соответствующей культурно-воспитательной работе с молодежью и т.п.

Методологической Ъсновой диссертационной работы являются творчески осмысленные достижения отечественной и зарубежной философии, эстетики, этики, социологии, психологии, этнографии и искусствознания в области изучения проблем национального и интернационального, этнического и общечеловеческого в социальной жизни, культуре, искусстве, психологии личности, а также труда по психологии искусства, основой анализа проблемы национального и интернационального в искусстве и в личности художника явились диалектический и сравнительно-исторический методы, а также идея всеединства Вл.Соловьева.

Апробашя работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на ка)«дре этики и эстетики Бакинского Государственного Университета им.М.Э.Расулзаде.

Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях автора по теме исследования, а также обсуждались на научно-теоретичоеккх конференциях в г.Баку.

ю -

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав/ введения и заключения.. К работе прилагается библиография.

Д. Содержание работ».

Ео введении обосновывается актуальность темы, выясняется степень ее изученности, определяются цель и основные задачи исследования,, научная, новизна, теоретическая и практическая значимость •работы.

Первая глава - "Национальное и интернахшонрл-ьное как эстетические явления" - состоит из двух параграфов. В § 1 "Диалектика национального и интернационального в искусстве" анализируются понятия "национальное" и "интернациональное", "этническое" и "общечеловеческое" раскрывается их взаимосвязь.

Прежде всего в работе обосновывается необходимость разграничения понятия "национальное" по отношению к политическим и-к эстетическим явлениям. В отечественной эстетической науке советского периода термин "национальное" традиционно связывался с историко-соцаалъню* понятием "нация". Это приводит к подчеркиванию историко-стадиального характера национального в искусстве, к его пониманию как специфического свойства искусства той или иной нации. Такая трактовка грешит односторонностью, так как основывается на понимании искусства лишь как социального явления, игнорируя его помологические характеристики. •

Анализируя этносоциальные исторические общности различных' категорий: племя, народность, нацию, - автор приходит к выгоду, что их различия обусловлены в кбнечном счете социально-экономическими параметрами. В то же. время всех их объединяет этническая' о'биность. в области этнокультурной они отличаются толь-

ко формами функционирования культуры, что не нарушает ее преемственности. Этническая специфика, внрагаящаяся в общих относительно стабильных особенностях языка, культуры и психики, не остается неизменной на протяжений истории, Сферн и формы' ее постоянно меняются. Например, .наблюдается тенденция все большого перемешеная этнических свойств из сферы материальной культуры в сферу духовной ггазни людей. Но, несмотря на изменения, этническая специфика остается константной в своих существенных характеристиках в развитии этнической общности от низших до высших ее форм» Именно эта специфика, отражаясь в искусстве, делает его национальным.

На основе анализа многочисленных фактов из истории мирового искусства в работе доказывается, что во многих культурах черты национального своеобразия начинают накапливаться задолго до формирования нашй. Все это. позволяет сделать вывод о том, что национальное в искусстве не может связываться только о искусством капиталистических или социалистических наций.

Национальное как эстетическое явление должно рассматриваться как этническое в широком историческом плане,, охватывая художественное творчество всех общественно-экономических формаций. • Это позволяет говорить о национальной общности художественных традиций тех наций, которые не обладают государственной общностью и даже принадлежат к разным социально-экономическим системам /например, азербайджанцы в Азербайджанской Республики и в Иране/, а также о национальном в культуре тех-народов, которые но являются нациями в полном смысле слова /"национальные меньшинства "/.

Национальное в искусстве - это раскрытие в нем наиболее значимых социально-психологических черт парода, национального

характера. Уникальность народа проявляется не в обладании какими-либо специфическими чертами характера, лишь одному ему присущи,я, а в степени выраженности этой черты, соотношении черт -характера, доминировании какой-либо из них, иначе говоря - в структуре характереологических особенностей народа. Национальный-образ мыаиения, мироощущения исходит из глубинной совокупности характерологических черт народа и личности» этот народ представляющей. эти черты формируются природой, частью которог •> он является,.всей историей.данного народа. Неповторимость, самобытность мироощущения проявляются как в форме произведения искусства, так и в его содержании.

Таким образом, национальное в искусстве - это определенное видение мира, обусловленное особой, присущей лишь данному народу структурой характерологических черт и определяющее своеобразие художественно-образной системы произведения.

Любое художественное произведение, являясь продуктом общественно-исторического и национально-культурного опыта данного народа, несет в себе не только национальные особенные черты, но и общие - интернациональные. Подобно национальному, интернациональное в советской эстетике рассматривалось лишь по отношению к культуре тех народов, которые встали на путь развития. Более того, в понятие "интернациональное" вкладывался вполне определенный узкоклассовый смысл. Опираясь на ленинское положение о двух культурах в кавдой национальной культуре, эстетика выдвинула представление об интернациональном как об общих для пролетариата демократических и социалистических идеях в искусстве. Политическая идея "пролетарского интернационализма" механически экстраполировалась на область искусства без учета основного - его художественной ценности.

Интернациональное в культуре генетически восходит к обще- . человеческому, которое присутствует в культуре всех народов с первых шагов становления этносов. Причем пронесся интернационализации нэ только результат взаимосвязи и взаимообогащения национальных культур, но, в первую очередь, выражение общности человечества как рода. Интернациональное в искусстве - это не пропаганда дружбы народов, не изображение жизни другого народа и не заимствование тех или иных художественных элементов. ''итернатгяоналъное как эстетическое явление - это выражение гу-мзнкстпческих общечеловеческих идеалов в наиболее адекватной, художественно полноценной форме.

Национальное и интернациональное в искусстве тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Только по-настоящему национальное явление мокев быть общечеловеческим. Интернациональное ке может существовать вне национального, безнапиональное не может быть художественно убедительным. Обогащая интернациональную, общечеловеческую культуру, национальная культура сама в то .же Ере?.;я вбирает в сёбя многие элементы общечеловеческой культуры и таким образом развивается и обо-гаа)ается.

Рассматривая диалектику национального и интернационального в искусстве, необходимо учесть, что национальное здесь может выступать на двух уровнях.

1. Уровень отдельной национальной культуры или произведения искусства, когда национальное проявляется как внутренняя общность. В этом случае национальное выступает как особенное или единичное. Взаимосвязь его с интернациональным здесь про- . является как диалектическое единство противоположностей, которые взаимопероходят друг в друга.

2. Уровень, взаимодействия культур различных народов, где национальное .выступает.как отдельное, внешнее отличие. Здесь соотношение интернационального и национального проявляется как диалектика общего, особенного и единичного.

Диалектика национального.и интернационального как взаимосвязь общего и особенного ярко раскрывается в процессе взаимо-4 0 . отношения различных национальных культур, чему посвящен § 2

1-й главы ""Взаимодействие цалиональннх культур как историческая закономерность развития искусства." Все национальные культуры в процессе исторического развития вступает в определенную взаимосвязь и образуют некую общность.'Являясь продуктом длительного исторического развития, наследуя и развивая собственные ■ художественные традиции, каждая национальная культура реально возникала и функционировала "на основе межэтнического и межнационального опыта.

' Взаимоотношения мировой культуры и отдельных национальных культур сложнее, чем взаимосвязь части и целого. Любая нацио-^ нальная культура представляет 'собой элемент целого -мировой культуры - и в то же время содержит в себе основные черты и закономерности, присуше самому целому. Соотношение мировой культуры и.национальных культур раскрывается в работе как всеединство, то есть единство множества: в совокупности его элементов каждый тождествен целому, а следовательно - и каждому другому элементу. Каждая национальная культура рассматривается не только как нечто самодовлеющее, но и как своеобразное выражение мировой культуры, воспроизводящее основные стадии ее развития. В то же время развитие каждой национальной культуры в' своих наиболее существенных характеристиках имеет много аналогий с развитием других культур.

Взаимодействие национальных культур - это но всегда их взаимообогащение или даже взаимообмен. Конкрэтнйе формы взаимодействия культур зависят от мнояества исторических, экономических, политических, обдекультурннх факторов, которые з своей совокупности и представляют собой те объективные силы, которые являются закономерностями развития. Основное содержание исторического пропесса взаимодействия культур составляют процессы дифференциации я интеграции. >1нтеграция - сплочение, объединение национальных культур в одну систему - мировую культуру. По система тем прочнее,, совершеннее, чем разнообразнее составляющие ее элементы. Отсюда необходимость дифференциации национальных культур, этим и объясняется диалектическое единство этих противоположно' направленных тенденций.

Интеграция и дифференциация - две неразделимые стороны одного и того яе процесса исторического, развитии наяий и национальных культур. Но их соотношение в различные периода истории было различным. На основе обшрного анализа многочисленных фактов из истории мирового искусства в работе рассматриваются тенденции этого процесса, начиная с древнейших форм искусства вплоть до современной эпохи.

На самых первых этапах возникновения.искусства его Форш, нзсмотря на территориальную разбросанность, отличались большой общностью. Она объясняется сходными социально-экономическими условиями. Этносы еле только зарождаются, индивидуализация носит еще зачаточные формы, поэтому преобладающими являются процессы интеграции, обусловленные общностью человечества как рода.

По мере формирования племен, а затем и народностей искусство различных областей все более дифференцируется. На этой

исторической ступени преобладает тенденция дифференциации, обособления различных культур. Несмотря на сохраняюцуюся общность культур, на развитие процессов взаимодействия мезду культура:.®, доминирующим процессом является углубление несходства мегэду основными этнический общностями. Именно в эту эпоху закладываются те особенности, которые в дальнейшем явились основой национального своеобразия культур различных народов.

Формирование наций и национальных отношений вносит свои коррективы в процессы взаямодекствия. Заметный отпечаток на взаимодействие культур не только в эпоху капитализма, но и социализма накладывали национальное неравенство, неравномерность ■ в развития национальных культур. Зто вызывает стремление к выравниванию уровня 'наций и их культур. Между искусством разных народов возникают взаимосвязи, возможности которых возрастают с развитием цивилизации. Культуры становятся все более близкими, обогащая друг друга, к в то же время национальные их черты проступают ярче, отчетливее. .Художественная культура превращается в общечеловеческое достоянле па основе все более усиливающегося разнообразия.

Таким образом, основные тенденции исторического взаю,го-действия национальных культур выратаятся в последовательном доминировании следующих процессов: интеграции - да|гйорвштаа-шш - интеграции на основе углубляющейся дил'юренпиаиии.

Вторая глава - "Лутоглкк и наттия" - состоит из трех параграфов. В § 1 "Национальное в структуре личности :отао"Н'лка" исследуются вопросы формирования национального в личности художника.

Художник, являясь личностью индивидуальностью, одновременно выступает как член какого-либо человеческого сообщества,

данном случае - наши. Критерий национальной или этнической принадлежности является универсальным в том смысле, что охватывает всех людей без исключения. Ко субъективное осознание этой принадлежности, или национальное самосознание, а тагсг.е ее проявление в жизнедеятельности,' или национальное самовыражение, у различных индивидов проявляется по-разному в зависимости от многих факторов, одним из них является род деятельности.

В плане выражения национального "я" наибольшими возможностями обладает художественное творчество, основной пелыо которого является не.столько отражение действительности, сколько самовыражение личности творца, лудожественнып образ - это оо-раз не только отображаемого, но и отображающего субъекта, как его индивидуальных; так и социальных черт, в том числе и национальных.' В произведении искусства отображаются выработанные художником в процессе жизни ценностные установки, или миросозерцание. Миросозерцание выступает как основной элемент структуры личности, несущий черты национального характера.

Миросозерцание художника, как п любого' другого, приобретает национальный характер в процессе социализации личности.

, Связь личности с нашей происходит через ее включенность . в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь этносоциального организма. Национальный характер любого народа складывается под воздействием целого комплекса факторов.

Первичным Фактором генезиса национальногочхарактера является географическая среда, то есть тот специфический комплекс местных условий труда и быта, который определяется природными условиями той местности, где исторически сложилась данная народность или напия. В зависимости от того, что окружает человека, будет предопределен и последующий род труда и образ жиз-

ни. Народ, приспосабливаясь к данной среде, развивая самобытную, точно отвечающую данному месту культуру и соответствующие психику, язык, мышление и т.д. В природе коренятся и об-. . разный арсенал искусства, и цветовая символика. Географический фактор - это и определенный янтропоэтнический тип человека, который является чрезвычайно важным для формирования структуры художественного образа.

Географические факторы представляют собой природную основу формирования национального характера, играя роль 'задатков в его развитии. Объективно существующее национальное своеобразие ■определяется в значительной степени экономической, политической и культурной ¡казнью народа, то- есть историческими и социальными факторами. Под влиянием определенных исторических и политических событий в жизни наши, системы экономической и общественной жизни формируется национальная материальная и духовная культура, сложная, цельная система материальных и .духовных элементов: орудий и продуктов труда, образа иизни и типов, поведения, ритуалов, символов, мпиов, нравственных норм, психических стереотипов, языка и т.д. Все эти факторы, в свою очередь, являются базой для формирования национального характера отдельной личности.

Лдя формирования национального характера художника большое значение имеют элементы материальной культуры, так как они обладают особой зрительностью, обязательностью. Определенная форма, цвет окружающих предметов накладывают свой отпечаток на эстетический идеал, что. сказывается в процессе художественного творчества. Но решающую роль с процессе Формирования национального характера художника играет духовная культура. В воссоздании характерных для каждого этноса свойств важную функцию выполняют этнические стереотипы, типичные для членов этноса по-

нятия, знания, умения, нравственные ценности, нормы 'поведения. Одним из элементов национальной духовной культуры, оказывающим значительное влияние на развитие национального характера, является язык. Язык всегда фиксирует в себе определенный, национально обусловленный способ отношения1к действительности, стиль мышления. „

Большую эстетическую роль играет й само графическое начертание слов. Специфика национального образа мира связана и с друг®' элементом культуры - религией, которая глубоко укоренена в повседневной деятельности,людей, пронизывает их мироощущение. Являясь исторически сложившимся способом передачи опыта векового общежития, методом ориентации человека.в наиболее ответственные, переломные момента, средством приобщения человека обществу.- целесообразным ценностям, нормам, типам поведения, религия оказывает огромное влияние на художественное творчество. . , . ; ■ ' /•

В § 2 "Диалектика национального и интернационального в • процессе художественного ^творчества" рассматриваются некоторые особенности проявления взаимосвязи национального и интернационального при создании произведений искусства.

Диалектика национального и интернационального в акте художественного творчества проявляется в первую очередь через приобщение художника и традициям, в которых материализуются ■ наиболее устойчивые черты психического склада нации. Через следование традициям проявляется не только приобщение к на-'циональному. Художник может вводить в образку?, строй своих . произведений инонациональные традиции, обогащая тем самым свою собственную национальную культуру. .'■■..

В процессе художественного творчества важную роль играют не только собственно художественные традиции, то есть набор

приемов, характерных дли данной национальной художественной школы, но и все'национальные традиции вообще, затрагивающие все стороны материальной и духовной жизни данного этноса. В традициях моделируется национальный образ мира данного народа, свойственное ему видение действительности.•

Национальные традиции не представляют собой нечто неизменное, застывшее. Они постоянно изменяются, обновляется. Отжившее, архаичное, являющееся препятствие!/, на пути к прогрессу,. постепенно отмирает и уступает место новому, прогрессивному. Новое накапливается в кедрах традиции, а также приобретается в результате освоения завоеваний культурного наследия человечества.

Следование национальным' традициям - в историческом плане Довольно сложный процесс, обладающий в различные исторические периоды своими особенностями. с развитием человеческого общества и самого искусства общая тенденция исполнения традиций идет от прямого и дате обязательного следования им ко все большей индивидуализации художественного творчества. В современном искусстве следование традициям более опосредованно и проявляется .как знание опыта всей предыдущей истории искусства, являющееся основой любого мастерства. Это является следствием все большей интернационализации жизни, что приводит к деформации национального образа мира к приобретению им все более общечеловеческого характера. Это связано и .с основной исторической тенденцией развития самоощущения человека: от осознания себя частью единого целого /этноса/ до выделения себя как индивида.

Ломка привычных национальных .традиций в совремешгую эпоху приводит к появлению новых"проблем в области национального и интернационального. Некоторые из них связаны с появлением, с .одной стороны, все более расширяющейся группы художника, но яв-

лнющихея по-национальной принадлежности представителями коренного населения той или иной республики, но близких к нему по своему мироощущению. С другой стороны, существует другая группа художников, которые, хотя и представляют основное населенна своей республики, но пищутна другом языке. Обе группы состоят из так называемых "маргинальных" личностей, то есть людей с "пограничным" национальным'сознанием. Здесь отразилась та ' ситуация, при которой Формирование индивида проходит под пересекающимся воздействием различшх кутатур.' '.

Отнесенность творчества того или иного писателя к какой-либо из напйональных.литератур основывается обычно на следующих .факторах: национальная принадлежность- писателя, тематика его творчества, язык, на /котором он напет, последуя казцый из этих Факторов на осйове конкретного анализа творчества тлногих писателей /Ч.Гусейнова, М.- и Р.Ибрагимбековых, Ч.Айтматова, •Я.Думбадзе,, ^.Искандера и др./, автор приходит к следующим выводам: художник, принадяегадай к данной напил , имеет большие возможности для передачи образа мышлэния своего, йарода, но их реализация зависит от его таланта и мастерства. Нельзя возводить в абсолют■национальные особенности человека. Психический склад наггаи обусловлен не столько биологически, сколько социально, и потому, япвя среди, другого, народа и не отличая своей жизни от его жизни, художник получает возможность ее понимания и художественного воплощения. Тематика его творчества при этом не будет играть существенной роли. Что касается языка, то это один из самых значительных этномаркирующих факторов. Национальный язык является элементом не только Форш, но и содержания, так как содержат в себе модели мышления, восприятия мира, выработанные всей предыдущей историей развития данного народа. Иначе говоря, он представляет собой закодированную опредолен-

ним образом систему национального образа мира. Для содержательно смысловой структуры художественного произведения далеко не безразлично, на каком языке оно написано. Переведенное произ- . ведение никогда не тождественно своему оригиналу. В то же время .язык произведения не всегда являлся определяющим фактором национальной принадлежности..Мы не можем отнести произведения многих инонациональных писателей,, пишущих на русском языке, к русской литературе, так как в их творчестве проявляется мироощущение их родного языка.

Национальная отнесенность творчества писателя к той или иной литературе определяется не столько языком, или национальной принадлежностью писателя,.сколько тем, глазами какого народа он смотрит на мир, воспринимает его, оценивает, чей национальный образ мира содержит в себе его произведение. Определяющим фактором здесь является миросозерцание художника, обусловленное всей его предыдущей жизнью, ее объективными и субъективными моментами.

В § 3 "Художественное творчество и Формирование национального самосознания личности" исследуются основные закономерности и тенденции процесса влияния художественного творчества на национальное самосознание.

Национальное самосознание, является одни.! из важне&сне компонентов проявления национального характера. Каждая личность в качестве члена национальной или иной социально-этнической общности является индивидуальным носителем национального самосознания, особенностей национальной психологии, быта, культуры и общественной жизни. Генератором соответствующих представлений в конечном счете является нация в целом. Национальное самосознание формируется в процессе социализации личности, приобщения ее к материальной и духовной культуре данного этноса. Не-

маловажную роль в этом процессе играет искусство.

Национальная принадлекность личности' имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в социальной зависимости личности от этнической общности, которая закрепляется в процессе социализации индивида. Субъективная же • сторона - это осознание личностью ее национальной принадлежности, ее приачзанность к условиям данного национального бнтпя, к особенностям образа жизни, культуры, к национальным традициям. Субъективная сторона закрепляется в национальном самосознания личности. .

Но национальное самосознание не сводится лишь к осознанию национальной принадлежности. Помимо этого оно включает в себя суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях, то есть так называемые этнические ав- . тостереотипы. Автостереотипы вырабатываютая как определенная опенка, отношение к традициям', культуре-общения, ко всему образу жизни этноса и является по сути его автопортретом. Национальное самосознание личности формируется в ходе определения его не только своей роли как члена национальной общности, но и своего места по отношению к другим национальным общностям, через осознание их существования, характерных особенностей.и сопоставления со своей общностью. Такш образом формируется еще один элемент национального самосознания - этнические стереотипы, то есть представления о других национальностях. - •

Национально-этнические автостереотипы и стереотипы имеют оценочны^, субъективный характер и отражают процессы взаимного восприятия друг другом людей разных национальностей. Они представляют собой образы, представления, эмоциональное выступает в них на первый план. Это объясняет ту роль, которую искусство играет в их формировании. Реальное функционирование искусства

включает два взаимосвязанных этапа: художественное творчество • и восприятие. И на том, и на другом этапе идет активный процесс формирования национального самосознания, в первом случае - ху-дожника-творпа, во втором - потребителя искусства.

В процессе творческой деятельности художник, .познает не только окружающий мир, но и самого себя. Отношение субъекта к своему внутреннему миру есть перегзивание своего "я" г иначе -самосознание. Самосознание как осознание своей сущности, своей ценности в художественном,творчестве неразрывно связано с самопознанием и с познанием своего народа, нации. Только проявляя в художественном творчестве свое психологическое и национальное своеобразие, творческая личность приобретает как художественно-эстетическую, так и социальную значимость. Таков путь формирования национального самосознания художника."

Каждое подшнно творческое произведение искусства содержит в себе конлепшго жизни, национальный образ жизни, созданный художником. Художник как личность, сформировавшаяся в определенной национальной среде, не моусет выразить свое отношение к ыи'ру иначе, чем через систему сложившихся национальных ценностей. Эти оценки выражаются художником через систему художественных образов, органично йплетаются в ткань произведения и потому воспринимаются читателем, зрителем и слушателем непосредственно, подчас интуитивно.' Поэтому взгляда» художника усваиваются более живо и прочно, чем приобретенные иными путями. Таким образом формируются этнические стереотипы а автостераотшш, национальное самосознание. Тем самымхудошик становится не только творцом произведения, но и участником, развития духовной жизни общества. . ч,."'...'.

. В заключении подводятся итоги исследования и становятся те проблемы, которые требуют дальнейшей разработки.

•■••■■• .'■■^ - ;..'">• ч''. ' о.,

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора: .'

1. К вопросу о личности художника в литературном творчестве - Материалы XI Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана. - Баку, 1983.

2. Некоторые аспекты проявления личности художника в искусстве. - В сб.: Нравственные и эстетические аспекты активизации человеческого фактора / Тематический сборник научных трудов АГУ/. - Еаку, 1990.

3. Художественное творчество и формирование национального самосознания личности.

Чеми^этимиздэ баш верен CKjacn двjишиклэpлв вэ милли моданадота марагын артмасы ила елагвдар олараг, ичосонотда милли ве бе^нолмилал чаЬетлэрин тодгиги актуал мэсаюлэрдондир. Бу саЬаиин бир чох парадигмалары коЬналд^индан вэ ja. елми есасландырылмасындан, демок олар ки, проблемна бэзи чэЬатлори еслинда нэ-зардан кечирилмамишдир.

Совет беврунун естетикасында ичасанатин милли месаларина бу вэ ja дикар халгыа инчасэнатине хас олан тарихи-деври Ьадиса кими ]анашылырды. Буна 6axMajapar, милли езунахаслыг чаЬэтлэри миллатлэрин формалашмасьшдан чох-чох вввал чам-лошмэ]э башла.|ыр. Бу сабабдан милли хусуси]отлэри милли инчасанатик иикиша-фында тарихи варисли|'и ropyjy6 сахладан етник хусусщатлар кими иазардан кечир-мак даЬа мантигидир. Инчасанэтда милли - ]алныз бу халга хас олан характероложи чаЬэтлэрдан ирали калан ве есарин бадии - сурэт системинин оржииаллыг ыиы му-а^анлэшдиран дуща керушудур. Инчасенатдэ бе}налмйлэл иса - умумбашэри Ьума-нист идсалларынын ифадэ олунмасыдыр.

Инчэсанэгде милли вэ бе^налмиллалин диалектикасы озуну ики сави^ада буруза верир: ajpma кетурулмуш милли мэдэницат jaxyfl инчасенат асари севи^есинда вэ мухталиф халгларын медани^этларинин гаршылыглы тасири сави^асиндэ. Биринчи Ьарисадэ милли - хусуси jaxyfl тек Ьалда чыхыш едир, онун бе]налмилалла гаршылыглы алагаси иса аксликларин веИдеди кими тазаЬур. Икинчи Ьадисада иса милли ajpu-ча, харичи фэрг кими чыхыш едир, онун бедоалмилал ила мунасибэтлери иса умуми, хусуси ва такин диалектикасы кими езуну буруза верир.

Ayiija мэдэни]]зтинин ва милли мадани^атлврин нисбэти умуми ваЬдвд, jaim чох-лугларын бирли^и кими кастэрилир: овун hap бир унсурутама вэ демали, бутун башга унсурларэ барабэрдир. hap ёир милли мэдани^этин инкишафын умумдуфа мэдэшц-jaTHHHH инкишафынын бутун асас мэрЬолаларини езунахас шэкилда такрар едир ве ejiiH заманда башга мадени#атлерии иккишафы асас тарихи MejVwapH ила банзарлик-лерэ маликдир.

Бадии ^арадычылыг рассамын дутф карушунун идараси олмагла, милли характер алыр. hep бир халгын характери табии вэ сосиал амиллар комплексинин: чографи муЬитин, инсанын антропоетник типи, дил, дин, Ьврби-си^аси вэ тарихи Надисалар, башга халгларла алагалвр ва башгаларынын тасири алтында формалашыр. hap бир халгын милли flyHja керушу, керчакли^и гаврамаг хусусицатлари ананэлэрда модел-лашдирилир.

Дикар мэдэшщатлэрлэ сых алага адат олунмуш стереотиплэрин дагылмасына, милли AYHja бахышларыныи дв,|'ишмэсинэ катириб чыхарыр. Бунун тазаЬур форма-ларындан бири бир неча милли мэдани^атин говушмасында ]'арадылмыш бадии асар-

лврин метана чыхмасыдыр. Бадии ¿арадычылыгын бу вв ja диквр мэдини^отв мэн-cyöiijjOTH тэкчэ дил во ^азычрнын миллим эти иле дцил, Ьансы халгын ду^а корушуну ифада етмэси иле муэ|]'анлэшдирилир.

Сэнеткар ез ¡арадычылыгында MyajjeH милли hajaT консепси^асыны иф-гдв едир во бу инчэсэнэтнн гавранылмасы просесиндо интунтнв суратде матмсаттир.

Белаликла, етни стереотиплэр вв автостереотяплвр, милли езунудархетмэ форма-лашыр вэ санаткар чэмй}]'атин манэви Ьв}атынык инкншафынын иштиракчысына яеврилир.