автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Гетегежев, В.А.
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Гетегежев, В.А.

ВВЕДЕНИЕ. 4-

ШВА I. ГЛЕТ0Д0Л0ГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ СОВЕТСКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. 21

§ I. Философско-эстетические принципы исследования национального искусства

§ 2. Партийность как общеметодологический принцип анализа советской литературы и искусства

ГЛАВА П. ТЕОРЕТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.87

§ I. Фольклор как основной тип санкционирования художественной культуры прошлого

§ 2. Теория и художественная практика выдающихся просветителей

ГЛАВА Ш. ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ.140

§ I. Становление и пути развития национальной художественной культуры

§ 2. Развитие младописьменных литератур -ведущий фактор становления художественной культуры адыгских народов

§ 3. Эстетический идеал и идейно-эстетические задачи современных младописьменных литератур

ГЛАВА 1У. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВЕТСКОГО ОБРАЗА

В ИСКУССТВЕ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. 220

§ I. Этапы развития национальных искусств. Формирование художника нового типа.

§ 2. Советский образ жизни как предает художественного познания в литературе

ГЛАВА У. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАЗВИТИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА (0 некоторых ее закономерностях). 297

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Гетегежев, В.А.

С первых дней установления Советской власти на Северном Кавказе, как и в других братских республиках нашей страны, произошли глубокие социально-политические и экономические преобразования, послужившие объективной основой формирования и развития советской национальной художественной культуры. В системе проблем общественных и национальных отношений на современном этапе коммунистического строительства особое место занимает проблема изучения закономерностей развития культуры, в частности, исследования социально-эстетических закономерностей развития национальных художественных культур, являющихся результатом созидательного труда советского народа.

Придавая огромное значение развитию социалистического искусства, партия делает все для их расцвета и сближения, укрепления их интернациональной основы и тем самым для формирования будущей единой культуры коммунистического общества. "Братский союз наций и народностей СССР, их совместный труд, прогрессирующее сближение, взаимообогащение национальных культур - важнейшие факторы укрепления сплоченности советского народа, успешного решения задач воспитания в духе социалистического интернационализма

В условиях социалистического строительства в художественно-эстетической культуре адыгских и других северокавказских народов произошли качественные изменения. Современная художественная культура северокавказских народов многоструктурна, охватывает почти все классические виды искусства: изобразительное и театральное, прикладное и декоративное, архитектуру и скульптуру. О качественном росте художественно-эстетической культуры говорит значитель

I. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983г.- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.-М.: Политиздат, 1983, с.72. ное расширение художественно-изобразительных средств национального искусства. Особое место в структуре социалистической художественно-эстетической культуры занимает художественная литература.

Художественная культура адыгских народов Северного Кавказа прошла сложный путь развития от фольклора к сегодняшним художественно-эстетическим достижениям и результатам.

Достижения в художественно-эстетической культуре северокавказских народов предопределены социально-экономическими успехами, достигнутыми за несколько десятков лет жизни в условиях социалистических преобразований, но вопрос о ее национальном своеобразии не снимается с повестки дня. "Идеологигеская работа в условиях нашей страны, - говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко,-объединяющей свыше 100 наций и народностей, немыслима без внимательного изучения их специфических интересов, особенностей национальной психологии и культуры. Ведь решение национального вопроса в том виде, в каком он достался нам от прошлого, отнюдь не означает, что национальный вопрос вообще снят с повестки дня. Продуманная, научно обоснованная национальная политика - неотъемлемая часть деятельности партии по совершенствованию развитого социализма"1.

В процессе развития национальных художественных культур выявляются различные исторические формы художественно-эстетического творчества народа. Наиболее значительными формами художественного творчества являются фольклор с его жанровым богатством, просветительская литература и социалистическое искусство. Советские национальные искусства, формируясь на национальной художественно-эстетической основе, на достижениях развитых культур и в первую оче

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г., с.58-59. редь русской, развивались., в новых социально-исторических условиях. Лучшие их представители с первых дней Советской власти твердо стали на путь социалистического искусства и боролись за художественные произведения, глубоко и правдиво отражающие жизнь советского человека. Это было результатом их убежденности в том, что социалистический строй является следствием не каких-либо стихийных и субъективных процессов, а следствием объективных законов общественного развития.

Построение социализма, - говорится в Программе КПСС, - требовало подъема культуры широчайших народных масс. Эта задача была. успешно решена. Б стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский I взлет к вершинам науки и культуры" .

Современное искусство адыгских народов Северного Кавказа, наследуя опыт русского классического и советского искусства, развивая традиции своего собственного национального художественного творчества, живет мыслями и чувствами, мечтами и делами советского народа. Их литература и искусство народны, классово-партийны в своем существе. Это одна из главных черт советской художественной культуры. Однако процесс овладения новыми принципами художественного творчества был сложным и противоречивым как для творческих деятелей, создававших свои произведения еще до революции, так и для молодого поколения, сформировавшегося в условиях социалистического строительства. Наиболее талантливые деятели литературы и искусства создавали и создают произведения, следуя новым идейно-эстетическим принципам социалистического реализма. Это в свою

X. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1976, с.115. очередь активно способствует правдивому воспроизведению объективных исторических свершений советских людей. Отражение коренных интересов трудящихся масс как главного героя произведений советских национальных искусств становится ведущей темой творчества представителей художественной культуры.

Советская многонациональная литература и искусство - основные элементы структуры художественной культуры - воплотили образ нового человека, нашего современника. Главная отличительная особенность положительного героя социалистического искусства, в частности писателей и поэтов младописьменных литератур, - общественная, социальная активность. Исследование этого процесса в современных национальных литературах и искусстве - одна из важнейших задач советской эстетической науки, искусствоведения и критики. В Постановлении ЦК КПСС от 21 января 1972г. "О литературно-художественной критике" говорится: "Долг критики - глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной т идеологии" .

В целом все виды советского искусства достигли высокой идейно-эстетической и художественной зрелости. Следует отметить их жанровое многообразие, тематическую стабильность. Особое внимание обращено нами на рассмотрение роли советских национальных литератур, являющихся художественной летописью нового образа жизни, в воспитании советских людей в духе социалистического патриотизма, в формировании у них чувства советской гордости. "Бесспорны успехи творческих работников в создании ярких образов наших современни

I. Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1971, с.493. ков, - отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии. -Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем. Партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество"1.

Советская литература и искусство раскрывают трудящимся смысл их жизни и труда, вдохновляют на новые дерзания во имя будущего. История не знает иной литературы, которая бы так действенно способствовала движению широких народных масс народа к совершенству и красоте, как литература социалистического реализма. Литература и искусство благотворно воздействуют на миллионы советских людей. Их действенность, сила и популярность объясняются прежде всего партийностью и народностью, составляющими незыблемую основу формирования и развития социалистической художественной культуры. Произведение искусства, не отвечающее этим принципам, лишено художественной и эстетической ценности.

Определяя главное направление развития советской литературы и искусства, в комментарии к Постановлению ЦК КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" газета "Правда" пишет о необходимости использовать "все возможности для повышения воспитательного значения художественного слова, создания произведений высокого патриотического звучания, поэтизирующих служение Родине, делу партии. Для искусства социалистического реализма нет более важной задачи, чем утверждение советского образа жизни, норм коммунистической нравственности, красоты и величия наших моральных ценностей - таких, как честный-труд на благо людей, интернационализм, вера в историческую

I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.62. правоту нашего дела"1.

Для советского художника интересы народа являются основополагающими в его творческой деятельности. Его двигают к идейно-эстетическим вершинам и художественному мастерству идеи защиты завоеваний Октября, задачи социалистического и коммунистического строительства. Поэтому КПСС уделяет пристальное внимание развитию творческих потребностей художников, направляя их в русло задач общественного развития. В центре внимания деятельности советского художника стоят вопросы повышения идейно-эстетического содержания создаваемых произведений и выбора художественно-изобразительных средств, способных отразить жизнь советского народа в новых исторических условиях. Художественно обобщая образ советского человека в различных видах современного национального искусства, советский художник утверждает социалистический образ жизни, высокие принципы коммунистической нравственности, величие общественно-исторических свершений народа. "Произведения последних лет, принадлежащих перу писателей разных национальностей - Ю.Бондареву, Г.Маркову, С.Залыгину, В. Распутину, Ф.Абрамову, Е.Носову, Д.Гранину, Ч.Айтматову, М.Бажану,

0.Гончару, В.Быкову, Н.Думбадзе, Д.Кугультинову, К.Кулиеву, А.Ке-шокову, Ш.Рашидову - перечесть всех невозможно, - свидетельствуют о больших нравственных ресурсах и художественном потенциале советской литературы, о богатстве ее красок, о раскованности, смелости мысли, о неустанных поисках слова необычного, нового, великого, о зоркости видения жизни в ее радостных и трагических коллизиях, о неуклонном росте исследовательского, философского, эмоционального, нравственного пафоса литературы. Советская многонациональная литература бесстрашно добирается до самых корней бытия народного, о ставит острейшие проблемы человеческого существования".

1. Правда, 1982, 30 июля.

2. Ломидзе Г. Ленин и проблемы развития национальных литератур.

В кн.: Единство. - М.:Сов.писатель,1982, с.21.

Многообразны факторы, определяющие необходимость и актуальность исследования современного советского искусства и, в частности, младописьменных литератур. Но важнейшим фактором являются реальные идейно-эстетические достижения советской художественной культуры. Актуальность изучения национальных искусств возрастает с обострением идеологической борьбы, с необходимостью разоблачения буржуазной идеологии.

Деятели литературы и искусства, умело пользуясь историческим и эстетическим опытом прошлого, совершенствуют свое художественное мастерство и вносят определенный вклад в развитие эстетической культуры социалистического общества. Об этом свидетельствует творчество таких писателей и поэтов,как Р.Гамзатов, А.Кешоков, К.Кулиев, Т.Керашев, Д.Кугультинов и др., вошедших в историю советской художественной культуры. Каждый из них, развивая свою творческую индивидуальность, твердо следует идейно-эстетическим принципам метода социалистического реализма. Творчество этих талантливых художников - яркий пример роста духовной культуры народов в условиях социалистической действительности и отпор таким буржуазным фальсификаторам советской действительности,как П.Коцев, Г.Баммат, Ш.Эрел, А.Астарханов, Р.Трахо, А.Напитко и другие, которые пытаются отрицать значительные достижения в общественной, экономической и духовной жизни северокавказских народов.

Доказательством несостоятельности измышлений современного антисоветизма являются не только социально-экономические достижения, но и духовная жизнь и художественно-эстетическая деятельность советских народов. В этом отношении весьма показательно развитие литературы малых народов. Сегодня это эпос, поэзия и драматургия высокого художественного уровня. Р.Гамзатов, А.Кешоков,К.Кулиев, А.Абу-Бакар, Т.Керашев, Ф.Алиева, А.Евтых, Х.Гошоков, И.Машбаш, Р.Ахматова,

Т.Зумакулова, Х.Теунов, Ад.Шогенцуков, Х.Байрамукова, И.Базоркин, А.Боков, Г.Кайтуков, М.Цагараев, К.Жанэ, М.Геттуев, Э.Тхагазитов, создавая национальные художественно-эстетические ценности, обогащают советскую многонациональную литературу, искусство и культуру з целом. Тем самым современная национальная художественная культура, развиваясь в рамках искусства социалистического реализма, способствует решению задач коммунистического строительства.

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, качест-веннымии количественными изменениями в художественной деятельности и, в особенности, в литературе адыгских и других северокавказских народов в результате социалистических преобразований. Во-вторых, она определяется задачами воспитания нового человека, в решении которых роль литературы и искусства в современных исторических условиях постоянно возрастает. В-третьих, актуальность диссертационной работы связана с необходимостью борьбы против буржуазной идеологии и ее попыток оказать разлагающее воздействие на сознание людей .

На основе марксистско-ленинской теории партийных документов и трудов основоположников социалистического искусства с использованием ряда философско-эстетических, литературоведческих и искусствоведческих работ советских авторов, а также фактического материала , в диссертации прослеживаетоя процесс становления социалистической художественной культуры адыгских и других северокавказских народов.

В первой главе - "Методологические основы анализа проблем советской многонациональной художественной культуры" - сформулированы основные философско-эстетические принципы исследования национального искусства. В настоящей главе особо выделяется принцип партийности как общеметодологическая основа анализа социалистического искусства.

Во второй главе - "Теоретико-художественное наследие как предпосылка развития художественной культуры" - автор показывает значение художественно-теоретического наследия прошлого в становлении и развитии литературы и искусства малых народов, не имевших своей письменности. В связи с этим автор исследует некоторые идейно-эстетические традиции и особенности фольклора и просветительской литературы адыгских народов.

В третьей главе - "Диалектика становления и развития национальных искусств - закономерность художественной культуры социализма" - обосновываются предпосылки становления и развития национальных искусств, исследуется структура современной художественной культуры, раскрывается социально-политическое и эстетическое содержание категорий "национальное" и "интернациональное". В главе показывается, что интернационализм - магистральный путь развития национальных искусств, что диалектика расцвета и сближения национальных искусств - закономерная черта художественной культуры развитого социализма.

В четвертой главе - "Художественное воплощение советского образа жизни - закономерность искусства развитого социализма" - в соответствии с марксистско-ленинской методологией обосновывается периодизация становления и развития национальных искусств, формирования художника нового типа на примере литературы адыгских народов. Здесь же раскрывается содержание эстетического идеала, на основе которого сформулированы основные идейно-эстетические задачи и проблемы современного литературно-художественного процесса, исследуются отражение советского образа жизни и роль искусства (литературы) в совершенствовании социалистического образа. Вместе с тем здесь показана специфика отражения особенностей формирования и утверждения советского образа жизни у малых народов.

Б пятой главе -"Общее и особенное в развитии национальной художественной культуры зрелого социализма" - освещаются вопросы общего и особенного в художественной культуре северокавказских народов (преимущественно адыгских). Методологическую основу главы составили категории материалистической диалектики, программные документы КПСС, обосновывающие важнейшие теоретические и практические вопросы развития советской многонациональной художественной культуры, в которой сегодня происходят значительные качественные изменения.

Советская эстетическая наука всесторонне исследовала социально-эстетические закономерности развития художественной культуры народов СССР. Б различных монографиях и статьях национальные литература и искусство рассматриваются как часть общесоветской художественной культуры, выступающей социально-исторической памятью в духовной жизни советских народов. Многообразные проблемы, рассмотренные в различных исследованиях советских ученых, способствуют постановке новых проблем развития художественной культуры адыгских народов.

Настоящая работа является логическим продолжением достигнутого в области исследования литературно-художественного творчества северокавказских народов на различных исторических этапах. Автор, исходя из реального состояния, сложившегося в исследовательской литературе, считает необходимым выявить наиболее общие идейно-эстетические критерии и закономерности современной социалистической художественной культуры. Необходимость исследования идейно-эстетических критериев и закономерностей современной национальной художественной культуры определяется не только тем, что они мало изучены, но также и тем, что их исследование углубляет понимание общих тенденций развития многонациональной социалистической культуры. Исследование указанной проблемы актуально и в плане возрастания роли литературы и искусства в повышении социальной активности строителей коммунизма.

Современная советская многонациональная литература и искусство вышли на новые рубежи философско-эстетического осмысления прошлого и настоящего с позиций коммунистического идеала. Советскому народу, создавшему новую социалистическую культуру, на современном этапе необходимо такое искусство, которое помогает строить коммунизм. Эту задачу могут выполнить лишь те произведения, в которых отражен труд советского человека, строящего коммунизм, произведения, пробуждающие в нем благородные чувства и мысли и формирующие такие качества , как интернационализм, советский патриотизм, коллективизм и гуманизм.

Разработанность темы. По актуальным вопросам социалистической многонациональной художественной культуры существует литература , вскрывающая содержание и основные тенденции ее развития на различных этапах развития общественных отношений.

При написании диссертации автор опирался на известные работы советских ученых в области марксистско-ленинской эстетики. Большую роль в разработке и изучении проблем национальных искусств сыграли работы советских исследователей искусства и литературы1.

I. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма (1978), Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура (1976), Апресян Г.З. Эстетическая мысль народов Закавказья (1968), Основы марк-систвко-ленинской теории культуры (1976), Чхиквишвили Д.И. Народ и культура (1974), Маркарян Э.С. Очерки теории культуры (1969), Боголюбова Е.В. Культура и общество (1978), Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры (1971), Соколов.Э.Б. Культура и личность (1972), Злобдн Н.С. Некоторые методологические вопросы культуры и культурной революции (1969), Овсянников М.Ф. История эстетической мысли (1978), Межуев В.И. Культура и история.(1977), Маца И.Л.Проблемы художественной культуры XX века (1969), Егоров Е.Г. Проблемы эстетики (1974), Барабаш Ю.Я Вопросы эстетики и поэтики (1978), Зись А.Я. Искусство и эстетика (1975), Зись А.Я. Конфронтация в эстетике (1980), Лукин Ю.А.

Извеотная работа проделана местными авторами, которые исследовали вопросы общекультурного процесса в различных исторических и национальных условиях.

В этом отношении представляет научный интерес исследование А.К.Хачирова "Социалистическая культура и наследие" С позиций марксистско-ленинской методологии и принципа партийности автор попытался исследовать становление и развитие культуры осетинского народа. Значительное внимание в работе уделено художественному наследию прошлого как основе и фундаменту социалистической культуры, в структуре которого национальные традиции, как считает исследователь, занимают особое место. Однако автор, увлекаясь доказательством этого положения, прибегает к излишнему нагромождению общетеоретического материала, что не способств79т проведению основной, мысли работы -о диалектике демократических традиций прошлого и современных тенденций в советской национальной культуре, '^ем не менее автор показал на большом фактическом материале основной итог культурной революции-расцвет и сближение культуры советских народов в условиях социалистических преобразований.

В работе З.П.Цховребова "Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии" обосновываются специфические особенности духовной жизни осетинского народа, связанные с историческими

Ленин и теория социалистического искусства (1973), Храпченко М. Творческая индивидуальность и развитие литературы (1978), Ломид-зе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур (1974), Метченко А. Кровное, завоеванное (1975), Интернациональное и национальное в литературе (1971),-Концепция человека в эстетике социалистического реализма (1978), Гей Н. Художественная литература (1975), Единство, рожденное в борьбе и труде (1978), Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура (1982), Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура (1979), Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (1983), Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики (1983), Червонная С. Взаимодействие художественных культур народов СССР (1982). событиями второй половины XIX - начала XX вв., рассматривается влияние прогрессивной русской культуры, общественно-политической и философской мысли России на передовых представителей культуры л литературы осетинского народа. Автор анализирует философско-эстети-ческие и просветительские взгляды И.Канукова, А.Гассиева, К.Хета-гурова, Р.Цаголова, Г.Дзасохова и других. Особое место в их числе по праву занимает К.Хетагуров - представитель культуры осетинского народа, многогранная деятельность которого оценена в различных Исследованиях. Исследуя эстетические взгляды К.Хетагурова, автор приходит к выводу о том, что он с материалистических позиций решает вопрос об отношении искусства к действительности.

Значительное место в исследованиях общественно-политической и философско-эстетической мысли северокавказских народов занимает монография А.А.Абдумаева "Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.", в которой автором проанализированы мировоззрения Казем-Бека, Госана Алкадарского, Госана Гузунова, рассмотрены просветительские и социально-политические взгляды М.Э.Османова, А.Омарова, А.Гайдарова, Г.М.Амирова, Б.Дзлгата.

Важнейшие проблемы исторического развития литературы рассмотрены в литературоведческих работах, критических статьях и диссертациях. Б этом отношении примечательны исследования: Л.А.Бекизовой "От богатырского эпоса к роману", в котором решен ряд теоретических проблем становления социалистического реализма в национальных литературах, расширения поэтических и жанровых структур; К.Г.lilaэза "Художественный конфликт и эволюция данров в адыгских литературах", в котором предпринята попытка осветить особенности художественного конфликта в адыгских литературах. Х.Х.Хапсироков в книге "Пути развития адыгских литератур" исследовал их историю; Н.Д.Музаев в работе "Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров" поставил проблемы типологических взаимосвязей и взаимообогащения литератур горских народов; З.Х.Толгуров в монографии

Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии" на примере творчества К.Ш.Кулиева показал своеобразие становления балкарской поэзии и проблемы ее развития. Некоторые частные проблемы литературно-художественного процесса горских народов обобщены в работах т.Чамокова "В созвездии сияющего братства"; З.М.Налоева "Послевоенная кабардинская поэзия", "Из истории культуры адыгов"; Х.И.Теунова "Литературы и писатели Кабарды"; М.Г.Сокурова "Лирика Алима Кешокова"; А.Т.Шортанова "Театральное искусство Кабардино-Балкарии"; Л.М.Кашежевой "Кабардинская советская проза"; Д.И. Бычкова "Братство народов - братство литератур"; А.М.Теммеева "Балкарская проза"; Х.Х.Хапсирокова "Истоки черкесской литературы"; А.М.Качиевой "Судьба страны - судьба твоя"; СЛИ.Аутловой "Адыгские историко-героические песни ХУ1-Х1Х вв."; Х.Кауфова, А.Х.Хакуашева "Адыгские просветители"; К.Султанова "Певцы разных народов" и других.

Методологической основой настоящего исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, в первую очередь труды основателя Коммунистической партии и Советского государства В.И.Ленина, решения партийных съездов и пленумов, в которых дано подлинно научное, объективное обоснование путей развития советской многонациональной художественной культуры.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель диссертационной работы заключается в исследовании и философско-эстетическом осмыслении основных закономерностей, тенденций развития современной художественной культуры северокавказских адыгских народов.

Поставленная цель не охватывает все аспекты исследования художественно-эстетической культуры, так как она ограничена проблематикой, связанной прежде всего с современным уровнем развития художественной культуры адыгских народов.

Для реализации этой цели в диссертации предпринята попытка решения следующих задач:

- выявить основные идейно-эстетические принципы художественного наследия прошлого на примере фольклора и просветительской литературы;

- обосновать основные тенденции развития художественной культуры адыгских народов;

- выяснить важнейшие социально-исторические и эстетические закономерности национального искусства;

- показать ведущую роль младописьменных литератур в формировании художественной культуры малых народов;

- установить основные этапы становления и развития советских национальных искусств;

- выявить основные черты художника нового типа и его место в строительстве коммунизма;

- раскрыть диалектику национального и интернационального и показать, что интернационализм - социально-политическая и эстетическая основа развития национальных культур и искусства;

- определить специфические художественно-эстетические задачи современного литературно-художественного процесса с позиции эстетического идеала;

- обосновать, что художественным воплощением советского образа жизни является социально-эстетический процесс;

- сформулировать художественную концепцию личности в произведениях младописьменных литератур.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в выделении нового объекта исследования - социально-эстетических закономерностей развития национальной художественной культуры в условиях развитого социализма. Новый объект исследования предопределяет пути методологического анализа проблем современной художественной культуры. Следствием этого явилось научное построение процесса формирования и развития литературы и искусства адыгских народов Северного Кавказа и в связи с этим вычленение ряда важнейших традиций современной художественной культуры.

Современный этап развития литературы и искусства северокавказских адыгских народов определяет необходимость освещения по-новому ряда проблем на общеметодическом и эстетико-теоретическом уровнях. Кроме обоснования методологических принципов советской многонациональной художественной культуры с учетом новейших достижений советской эстетической науки по-новому сформулированы:

- структура и функции современной национальной художественной культуры;

- основные идейно-эстетические особенности и функции национального фольклора;

- эстетические идеи северокавказских (адыгских) просветителей XIX - начала XX вв.;

- социально-исторические условия и эстетические факторы формирования и развития литературы и искусства адыгских народов;

- единство национального и интернационального как критерий расцвета и сближения искусства народов СССР;

- ведущая роль младописьменных литератур в формировании и развитии национальной художественной культуры;

- основные этапы становления и развития национальной литературы и искусства;

- отличительные особенности художника нового типа, сформировавшегося в условиях социалистического строительства;

- специфические задачи современного литературно-художественного процесса с позиции общественного и эстетического идеала;

- место национальной литературы в советском искусстве в целом и ее роль в утверждении социалистического образа жизни;

- общее и особенное в развитии национальной художественной культуры.

Не претендуя на исчерпывающее решение этих проблем и опираясь на уже известное, автор дополняет своим исследованием современное научное знание социально-эстетических закономерностей развития художественной культуры малых (адыгских) народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры марксистско-ленинской эстетики МГУ им.Ломоносова и совместном заседании кафедр марксистско-ленинской философии, научного коммунизма и русской литературы Кабардино-Балкарского университета.

По теме диссертации опубликованы три монографические работы: "Ленинские принципы партийности и народности в советской кабардинской литературе" (1972), "Литература борьбы и созидания" (1976), "Грани новой жизни" (1983) и ряд журнальных статей по проблемам развития северокавказских литератур. Всего по теме диссертации опубликовано около 30 печатных листов.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Структура и объем работы определяются логикой предмета исследования и особенностями национальных искусств на различных этапах их развития.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа)"

12. Результаты исследования показали, что в некоторых произведениях литератур Северного Кавказа имеются неоправданные ни эстетически, ни художественно параллелизмы, повторения того, что давно известно в литературе и не имеет положительного идейно-эстетического значения. Поэтому с целью преодоления всего вторичного и "ограждения" литературы от бессмысленного повторения пройденного, следует проводить научно-теоретические конференции, встречи деятелей художественной культуры, в особенности теоретиков-литературоведов, критиков, деятелей науки, которые могли бы обмениваться мнениями и обсуждать насущные проблемы современного литературно-художественного процесса. Для этого необходимо и впредь развивать и совершенствовать практику проведения декад: дней литературы и искусства, фестивалей, вечеров встреч, которые способствуют не только повышению идейно-эстетического уровня создаваемых произведения, но и способствуют укреплению интернационального единства, дружбы и братства между народами.

Нами сделана попытка установить основные социально-эстетические закономерности и специфические особенности формирования и развития советских национальных культур и искусств народов Северного Кавказа, преимущественно на опыте адыгских литератур. Развитию национальных художественных культур КПСС придает первостепенное значение как важнейшему средству коммунистического воспитания и формирования нового человека - строителя коммунизма. Немалая роль в этом принадлежит и современному национальному искусству. Социально-исторические и экономические достижения советского народа в коммунистическом строительстве, о которых говорилось на ХХУ1 съезде КПСС и последующих Пленумах ЦК КПСС, открывают новые возможности для расцвета и сближения многонациональной художественной культуры. Художественная культура северокавказских народов, являясь составной частью советской многонациональной культуры, развивается под руководством нашей партии.

Проблемы развития социалистического общества, которые поставил ХШ съезд КПСС, открывают широкие перспективы глубокого анализа национальной художественной культуры.

Изучение на основе марксистско-ленинской эстетики достижений художественной культуры северокавказских народов дает возможность полнее использовать опыт национального культурного строительства и будет содействовать культурному прогрессу всех национальностей нашей Родины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зрелый социализм характеризуется новым качественным уровнем развития культуры народов СССР. В этом смысле весьма показательно идейно-эстетическое развитие художественной культуры, в особенности развитие многонациональной советской литературы и искусства. Современные успехи литературы и искусства объективно обусловлены всем ходом общественного прогресса, диалектическим взаимодействием процессов всестороннего развития советских национальных культур и их сближения, единством процессов интернационализации культуры и сохранения многообразия национальных форм культурного строительства. "Братский союз наций и народностей СССР, их совместный труд, прогрессирующее сближение, взаимообогащение национальных культур - важнейшие факторы укрепления сплоченности советского народа, успешного решения задач воспитания в духе социалистического интернационализма. Надо вести его широко, настойчиво, в органической связи с патриотическим воспитанием, выступать с позиций партийной принципиальности и непримиримости к любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма, бережно относиться к чувствам и достоинству людей всех национальностей"*.

Духовная культура общества развитого социализма обладает сложной структурой. Одним из значительных аспектов духовной жизни общества зрелого социализма является художественно-эстетическая культура, ставшая убедительны?/! примером потенциальных возможностей творчества советского народа как новой формы исторической

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня

1983 г., с.72. общности людей. Советские национальности с большой самоотверженностью претворяют в жизнь программу, принятую историческим ХХУ1 съездом КПСС, отдают все свои силы, мастерство и умение делу дальнейшего укрепления могущества нашей страны.

Новый прилив творческой энергии и инициативы, высокой общественно-политической активности вызвали у советских людей решения июньского (ГЭ83г.), внеочередного февральского (1984г.) Пленумом ЦК КПСС. Решения Пленумов - это документы огромной политической, социальной, экономической, духовной важности для жизни народов СССР. Проникнутые величайшей заботой о благе советских людей, решения Пленумов получили единодушное одобрение и горячую поддержку всего нашего народа. Последовательное проведение в жизнь политики партии, которая отвечает коренным интересам советских народов, вызывает у трудящихся масс новый прилив творческой активности, способствует дальнейшему укреплению единства партии и народа, еще более тесному сплочению всех наций и народностей нашей страны.

В предвыборной речи Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко показал ту силу, которая заложена в дружбе народов нашей страны как основе нашего могущества. "Это, если хотите, и вопрос дальнейшего укрепления дружбы народов нашей страны - одной из важнейших основ ленинской политики партии. Нужно, чтобы росли возможности каждой республики вносить эффективный вклад в развитие экономики Советского Союза как единого народнохозяйственного комплекса. Разумеется, общенародные интересы следует ставить здесь превыше всего. Это прямо вытекает из интернационалистской природы нашего общества, нашего мировоззрения""^. I. Правда, 1984, 3 марта.

Вся история советских народов Северного Кавказа с большой убедительностью свидетельствует о том, что Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют пристальное внимание Северному Кавказу. Благодаря их повседневной заботе, помощи всего советского народа за короткий исторический срок из отсталой окраины он превратился в крупный экономический район страны с непрерывно развивающейся наукой и культурой.

Достаточно, например, оказать о достижениях советской младописьменной литературы и искусства народов Северного Кавказа, для которых основой развития является сама жизнь, живая практика социалистического и коммунистического строительства, идея партии и идеалы советского народа. Народы, в прошлом не имевшие своей профессиональной письменной культуры, сегодня вносят в многонациональную советскую художественную культуру - литературу и искусство - значительный вклад. Возник и новый тип деятеля художественной культуры - новый тип художника (писателя), патриота и интернационалиста, жизнь и творчество, многосторонняя эстетическая деятельность которого олицетворяет дружбу и братство народов. В этом смысле значительны деятельность и творчество выдающихся писателей советской многонациональной литературы, таких, как Максим Горький, Владимир Маяковский, Александр Фадеев, Константин Федин, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Ярослав Сме-ляков, Михаил Светлов, Максим Рыльский, Мухтар Ауэзов, Мирзо Турсун-заде, Самед Вургун, Джабар Джабарлы, Андрей Упит, 10хан Смуул, Берды Кербабаев, Петрусь Бровка и другие. И сегодня Коммунистическая партия ставит перед советской литературой и искусством задачу изображения в своих произведениях образа современника, советского человека, патриота и интернационалиста. Известно, что литература и искусство стоят в авангарде борьбы с идеологией национализма, националистскими пережитками в сознании советских людей. "На крутых поворотах истории все это необратимо обнаруживает свою откровенно антинародную сущность, беспощадно и убедительно выявленную, скажем, в романах Й.Авижюса "Потерянный кров", М.Стельмаха "Дума про тебя", А.Кешокова "Сломанная подкова". И такие произведения активно противостоят отдельным проявлениям безыдейности, мировоззренческой неразборчивости, отхода от четкой классовой оценки тех или иных исторических фигур" - говорит Г.М.Марков1.

Научное освоение советской национальной художественной культуры - одного из компонентов эстетической культуры народов СССР -необходимо и актуально и в плане разоблачения буржуазно-националистических идеологов типа Бамата, Эрела, КоцеЕа, Намитоко и других.

В 60-70 годы получают широкое развитие наука, культура и искусство во всех автономных республиках и областях Северного Кавказа. Расцвет художественной культуры, приобщение к ней широких масс трудящихся, возрастание роли эстетического начала во всех областях жизни общества поставили ряд новых теоретических проблем, как, например, методологические основы (принципы) анализа национального искусства, художественно-эстетическая мысль прошлого, различные факторы формирования художественной культуры, партийное руководство развитием многонациональной культуры, диалектика национального и интернационального в литературе и искусстве, формирование нового типа художника, отражение социалисти

I. Г.М.Марков. Советская многонациональная литература - большая сила в духовной жизни общества - В кн.: Культура единого советского народа. - М.: Советский писатель, 1982, с.7-8. ческого образа жизни, усилению роли литературы и искусства в патриотическом и интернациональном воспитании и другие.

Наиболее ярко и заметно общие закономерности национальных художественных культур проявляются в художественной литературе, так как далеко не все виды искусства развиваются с одинаковой интенсивностью, что связано с некоторыми трудностями специального обучения и образования.

В результате исследования современной художественной культуры, в особенности младописьменных литератур северокавказских народов, делаются следующие конкретные выводы:

I. Современная художественно-эстетическая культура адыгских народов Северного Кавказа формировалась в результате социалистических преобразований и развивается в новых исторических условиях - в условиях совершенствования развитого социализма. До Октябрьской социалистической революции она функционировала в пределах устного народного творчества, художественное творчество ограничивалось в основном фольклорными произведениями и литературой просветителей, которая практически не доходила до трудящихся масс.

Своеобразное место в духовной жизни адыгских:, и других народов Северного Кавказа занимает просветительское искусство, являющееся одним из элементов структуры художественной культуры прошлого. Однако просветительская литература, являясь одним из структурных элементов художественной культуры адыгских народов, не стала достоянием широких масс в связи с известными социально-историческими условиями жизни этих народов. Но неоценима деятельность таких выдающихся представителей просветительской культуры, как К.Хетагуров, Ш.Ногмов, А.Амажукин, М.Гарданов, Г.Ахриев, У.Лауда-ев, И.Урусбиев и других, боровшихся за распространение русской культуры среди горцев. В их работах предприняты попытки поставить вопрос о роли художественной культуры в жизни горских народов, сформулировать ряд эстетических идей и, в частности, осветить такие понятия, как прекрасное, безобразное, истина и другие.

2. В результате глубоких социально-экономических преобразований в духовной жизни народов Северного Кавказа, в частности в художественно-эстетическом развитии, произошли коренные изменения. Расширилась структура художественной культуры, углубилась ее идейно-эстетическая значимость, возросла ее воспитательная роль. Становление и развитие художественной культуры малых народов - сложный социально-эстетический процесс, обусловленный объективными социально-историческими условиями и субъективными факторами. Наиболее значительным структурным элементом современной национальной художественной культуры являются советские национальные искусства, представленные литературой, изобразительным искусством, театром, музыкой, документальным и художественным кино и т.д.

Однако советские национальные литературы и искусство адыгских и других северокавказских народов, развиваявь по общим идейно-эстетическим и художественным закономерностям, характерным и для всего многонационального советского искусства, сохраняют следы влияния на них фольклора.

3. С установлением советской власти открылись новые страницы в развитии художественной культуры и эстетической мысли народов Северного Кавказа, в частности адыгских народов. В прошлом эти народы не имели эстетическог теории, что затрудняет исследование их культуры. Сегодня на основе марксистско-ленинской методологии стало возможным исследовать богатый эстетический опыт народа, зафиксированный в памятниках археологии и этнографии, в архитектуре, фольклоре, в народном и профессиональном искусстве. Задача заключается в вычленении из этих различных источников эстетической проблематики, раскрытии на их основе эстетических вкусов и потребностей народа. Создание на этой основе нового представления о художественно-эстетической культуре северокавказских народов - сложная задача. Сегодня же стало возможным дать общую характеристику художественной культуры северокавказских народов.

4. Этому способствуют художественно-эстетические традиции прошлого, достижения советской эстетической науки, искусствоведческих наук. История развития художественной и эстетической мысли в условиях социалистического строительства выделила самое главное, существенное: в силе остаются те художественно-эстетические ценности, которые отражают подлинно народные мысли и переживания народа, и, напротив, раскрывается истинная сущность всего реакционного, ложного, антинародного.

Современный уровень социалистического искусства выдвигает новые задачи перед теорией искусства, критикой и эстетикой. Критики и эстетики призваны повышать свое аналитическое мастерство, совершенствовать средства проникновения в самую сущность явлений искусства. В связи с этим необходимо соблюдение марксистско-ленинских методологических принципов исследования. Художественно-эстетическая мысль получает развитие и в высказываниях, статьях, книгах деятелей литературы и искусства, в обогащающемся собственном творческом опыте. Эстетические выводы из размышлений о литературе и1 искусстве содержатся в статьях и книгах Алима Кешокова, Кайсына Кулиева, Адама Шогенцукова, Исхака Машбаша, Османа Хуби-ева, Сайда Чахкиева, Идриса Еазоркина и других. Деятели советского искусства адыгских и других северокавказских народов активно пропагандируют принципы социалистического реализма, марксистско-ленинской эстетики. Дальнейшее исследование современной национальной художественной культуры дает возможность выявить ее идейно-эстетические закономерности и структуру, установить основные художественно-образные тенденции и духовный потенциал советской литературы и искусства, выявить ее принципиальные отличия от культуры прошлого и т.д.

5. В обществе зрелого социализма складываются все объективные и субъективные предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования социалистической культуры - одного из важнейших условий формирования всесторонней и гармонической личности -человека нового типа.

Важнейшей социально-эстетической особенностью художественной культуры северокавказских народов является развитие литературы и искусства в условиях интернационального единства культур. В процессе формирования художественно-эстетической культуры в условиях социалистического развития творчески восприняты и использованы все лучшие, ценные качества искусства прошлого и культуры других народов и в особенности русской культуры. "Ставя лозунг интернациональной культуры, демократизма и всемирного рабочего движения, - писал В.И.Ленин, - мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и социалистические элементы, берем только их и, безусловно, в противовес буржуазной культуре, буржуазному национализму каждой нации"^.

Подчеркивая, что интернационализм - это новый качественный уровень исторического развития национальных культур, говоря об объективных условиях расцвета и сближения национальных культур в условиях совершенствования зрелого социализма, в целом о проблемах национальных отношений, тов.К.У.Черненко на июньском С1983г.) Пленуме ЦК КПСС отметил то "как важно вовремя подмечать новые позитивные сдвиги в национальных отношениях, всесторонне анализировать тенденцию расцвета и сближения наций, находить такие формы работы, которые открывают еще больший простор взаимо-обогащенню культур наших народов. Важно своевременно выявлять и возникающие здесь проблемы и противоречия умело разрешать их"^.

6. Постановка важнейших социально-эстетических проблем развития художественной культуры позволяет установить и другую существенную тенденцию развития национальных литератур и искусств-дальнейшее утверждение социалистического гуманизма. В талантливых произведениях северокавказских литератур происходит углубленный процесс воплощения образа советского человека во всей его красоте и величии. Это неиссякаемая тема творчества советского художника, требующая его социально-эстетической зоркости, философской глубины его художественном мысли. Современная литература и искусство силой своих образов и идей должны формировать в людях коммунистическое мировоззрение, воспитывая их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Значительный вклад в обогащение духовной жизни трудящихся, в их воспитание на коммунистических идеях вносят литература и искусство народов Северного Кавказа.

7. Значимость и ценность социально-эстетических достижений художественной культуры адыгских народов заключаются в отражении советского образа жизни в художественных произведениях. Без чет

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня

1983 г., с.59. кого и ясного представления о сущности и путях воздействия советского образа жизни на художественно-эстетическую культуру невозможно плодотворно исследовать закономерности современного литературно-художественного творчества. Диалектика образа жизни и его отражения в современном литературно-художественном творчестве позволяет установить важнейшие тенденции процесса формирования культуры коммунизма.

8. Постановка и решение социально-эстетических проблем развития художественных культур в условиях развитого социализма позволяет установить пути формирования художника нового типа, в особенности у тех народов, которые в прошлом не имели профессиональных деятелей художественной культуры. Художнику нового типа присущи глубокая художественно-эстетическая и духовная культура, ясность классовых позиций. Поэтому повышение идейно-эстетических и художественных качеств произведений, ответ на высокие требования современности - долг каждого советского художника.

Правильная, объективная оценка современного исторического процесса, его противоречий и показ путей их преодоления - одна из почетных задач советской многонациональной литературы и искусства. Главный герой советского искусства - тот, кто пашет землю, строит дома, исследует космос, учит людей и сам учится,-человек труда и науки. Советскому художнику доступны все темы, важно лишь с каких идейно-эстетических позиций подходить к тому или иному явлению. Современные национальные литературы и искусство стали активнее обращаться к образу советского человека, раскрывая его внутренний мир и психологию. Для этого современные национальные искусства располагают достаточным идейно-эстетическим и художественно-образным потенциалом.

9. Диссертация содержит определенный фактический материал, свидетельствующий о возрождении духовной культуры народов Северного Кавказа за годы социалистического строительства. Оно является неоспоримым доказательством правильности ленинской национальной политики, опровержением измышлений буржуазных фальсификаторов истории национальных культур народов Северного Кавказа.

10. Данная работа может оказать помощь преподавателям вузов, студентам и учителям национальных школ, которые изучают закономерности развития художественной культуры северокавказских народов и, в частности, литературы, способствовать более глубокому пониманию и усвоению курса литературы народов СССР.

11. Проведенное нами исследование может быть полезным всем работникам культурно-просветительных учреждений автономных республик и областей Северного Кавказа в деле пропаганды достижений советской художественной культуры.

 

Список научной литературыГетегежев, В.А., диссертация по теме "Эстетика"

1. Маркс К. К критике политическом экономии. Предисловие. -

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.6-7.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

5. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Лондон, 1843. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.572-597.

6. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.19, с.350-354.

7. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Речь 8 февраля 1845 г.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.532-545.

9. Ленин Б.И. Анкета об организациях крупного капитала. Полн.собр.соч., т.21, с.288-305.

10. Ленин В.И. Главная задача наших дней. Полн.собр.соч., т.36,с.78-82.

11. Ленин Б.И. Доклад о продовольственном налоге на собрании секретарей и ответственных представителей ячеек РКП(б) г.Москвы и Московской губернии 9 апреля 1921 г. -Полн.собр.соч., т.43, с.146-161.

12. Ленин Б.И. Избирательская платформа РСДРП. Полн.собр.соч.,т.21, с.176-182.

13. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.

14. Полн.собр. соч., т.24, с.113-150.

15. Ленин В.И. Набросок о революции и пролетарской культуре.

16. Полн.собр.соч., т.41, с.462.

17. Ленин Б.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн.собр.соч., т.2, с.505-550.13