автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной военной службы

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кулешов, Валерий Ермолаевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной военной службы'

Текст диссертации на тему "Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной военной службы"

ШООКЕАНСШЁ ВШШ ЮЕНШ-ШРСЮЕ УШИЦ& имени С. о. МАКАРОВА

На дравах рукописи

ШШВ Валерий Брмолаввич

ДИАЛЕКТИКА СМЫСЛА ЖИЗНИ И НШСЮГО ДОЛГА В УСЛОВИЯХ ШОФЯХЖНШЮЯ ЯШ1ШЙ СЛУЖБЫ /Социальао-фалооофоадй анализ/

Специальность Я 09.00. II -социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук

/2 7/.....

Владивосток - 1996

)CCEl

С 0ДБР1АЙЙЕ ............стр.

Введение * • «. • • • «...« * ... • а, . ».•««...« 3

Глава I. Методологические основы анализа диалектики смысла

жизни и долга человека . . ; . •. ......... 26

§ I. Проблема смысла жизни в философии: история и современность .......... .......... 27

§ 2. Сущность и содержание долга как социального явления и этической категории ....... ..... 62

§ 3. Взаимосвязь смысла жизни и долга человека .... 94

Глава 2. Содержание смысла жизни"профессионального военнослужащего в контексте выполнения воинского долга 128 § I. Общее и особенное в долге воина-профессионала . . 129 § 2. Долг воина-профессионала как социальная и личностная детерминанты смысла жизни ....... . 161

Глава 3. Предпосылки и условия диалектического единства смысла жизни и долга военнослужащего-профессионала ...... ..... ............ 198

§ I. Механизм объективации понимания смысла жизни в

выполнение долга военнослужащего-профессионала 199 § 2. Направления деятельности по превращению воинского долга в смысложизненную позицию профессионального военнослужащего ...... ...... 231

§ 3. Формирование нравственной смысложизненной ориентации как предпосылки выполнения воинского долга в условиях профессиональной военной службы . . . 265

Заключение........................299

Список литературы.....................' 322

- 3 -

ВВДДШ

Проблема смысла жизни и долга человека в той или иной формулировке с различной степенью остроты рано или поздно встает перед каждым индивидом* Он может на время забыть о ней, погружаясь в проблемы и заботы буден, решая частные, навалившиеся на него задачи, но исключить эту проблему навсегда из сферы сознания невозможно. "Этот вопрос - ... не предмет праздной игры; этот вопрос самой жизни, он также страшен - собственно говоря еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, о воде, которая утолила бы нашу жажду"»*

Стремление наполнить свою жизнь смыслом является неотъемлемым свойством личности. Мыслящий индивид склонен иметь цель, на которую ориентирована вся его жизнедеятельность. Осознавая свою конечность, смертность, он хочет приобщиться к чему-то вечному и напряженно щет место в обществе, стремится повысить ценность своей жизни» А "ценность - это организующая цель ••• Это не то, за что чэ-ловек платит, а то, чего он беспредельно хочет", Смысл жизни является той из немногих тем, которая интересует в одинаковой степени и исследователя проблемы, и человека, далекого от философии.

Зачем, ради чего я живу? Этот вопрос оставался инвариантным во все времена. Как философы различных школ, так и носители обыденного сознания пытались и пытаются найти на него достаточно убедительный ответ. Если это удается сделать, открытый смысл жизни превращается для индивида в доминантную ценность, сравнимую с

I. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990,-Г* 6.-С.70.

ценностью самой жизни. Жить в соответствии с ним, реализовывать его на практике становится личным императивом индивида, предъявляемым к самому себе. То, что стало для человека смыслом его жизни, приобретает для него характер и значимость долженствования. То есть, он одновременно отвечает на вопрос: "Как я должен жить, чтобы моя жизнь прошла не зря?и. У человека появляется долг перед собой и коррелирующая с его содержанием ответственность за свои поступки«

Но так как каждый индивид живет в обществе и принадлежит к определенной социальной группе, к нему предъявляются требования должной жизнедеятельности со стороны окружающих, общественного мнения и государства с его санкциями. Эти требования могут быть объективно справедливыми, нравственно и исторически оправданными и, наоборот, - как государство, так и социальное окружение могут являться носителями ошибочной идеологии и предъявлять к индивиду требования, которые нельзя квалифицировать, как его обязанности, так как им должна быть имманентна интенция на добро. Наряду с этим, понимание смысла жизни человеком может находиться в нравственном русле и, наоборот - смысложизненные взгляды индивида могут быть неаутентичны его истинному предназначению»

В результате получается достаточно сложная, трудно формализуй ешя система корреляции понимания сшсла жизни и долга человека перед обществом. Именно философия призвана проанализировать и раскрыть зту систему до максимально высокой степени определенности, без чего невозможно из огромного количества воспитательных факторов выкристаллизовать наиболее эффективные меры формирования нравственного понимания сшсла жизни человека и адекватного ему реформирования общественных отношений.

В процессе поиска истины философия от конкретных фактов и яв-

лений поднимается на уровень их абстрактного обобщения и осмысления, после чего возвращается к жизни, вооруженная ее целостным, теоретическим видением, благодаря которому жизненная конкретика из хаоса событий превращается в научно управляемую, связанную детер-минационными зависимостями систему. Таким шагом от абстрактного к конкретному является перевод исследования диалектики смысла жизни и долга человека в профессиональную сферу деятельности и отношений, так как большинство людей именно в ней ставят перед собой и достигают основные смысложизненные цели.

В нашем исследовании рассматривается профессиональная военная служба, в которой фактор долженствования пронизывает практически все ее стороны, в том числе, индивидуальные отношения людей. Одной из специфических черт военной службы является особая нравственная значимость каждого поступка воина, так как применение средств вооруженного насилия связано с такими абсолютными ценностями, как свобода и жизнь человека. Армия будет боеготовой и отвечать современным требованиям, если служить в ней будут не "винтики", а высокоинтеллектуальные, мыслящие профессионалы, Мыслящий же индивид не может быть равнодушным к жизненному смыслу того, что он делает. Поэтому добросовестно® выполнение воинского долга в перспективе можно связывать с объективной смысловой значимостью его содержания.

Особенно остро вопросы о смысле бытия встают перед индивидом при крутых поворотах в его жизни, а также в жизни социальной группы, общности, которой он принадлежит. Такая ситуация наблюдается в настоящее время в стране, и, особенно, в Вооруженных Силах, когда многие жизненные ценности, ранее воспринимаемые сознанием как незыблемые, теперь разрушаются, а идеология рыночных отношений и

абстрактного пацифизма не в состоянии оперативно предложить равноценную замену.

Закономерно» что для кадровых военных и для тех, кто выбирает военную стезю, особо актуальными стали смысложизненные вопросы: "Зачем, ради чего служить? Какой в службе смысл? Будет ли моя жизнь в этом случав иметь ценность для меня и для других? Не придется ли потом раскаиваться в жизненном выборе?" Проблема соотношении сшсла жизни и долга профессионального военнослужащего, их детершнационных зависимостей требует своего исследования и последующего решения, без чего невозможно соединить и направить в единое русло жизненные интересы личности и объективные требования службы.

Актуальность теш исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, объективной необходимостью раскрепощения и активизации духовных сил, творческих возможностей людей, воинов армии и флота, наполнения нравственным смыслом индивидуальной жизни личности в условиях усложнения социальных процессов, без чего невозможны динамичные прогрессивные общественные преобразования и реформирование Вооруженных Сил. Грандиозные, вот уже многолетние, реформаторские претензии субъектов власти различного уровня при реализации на практике не привели к прогнозируемым результатам. Прогресс в'экономической, политической и социальной сферах жизни не может быть независимым, автономным от духовной культуры основной массы населения, в том числе, от тех жизненных установок, которые доминируют в общественном сознании и культивируются системой образования и воспитания. Пропаганда и одобрение потребительства, обогащения любой ценой в последние годы редуцировали, упростили понимание сшсла жизни до обеспечения ее биологического существования.

Данная идея» овладевая обыденным сознанием, постепенно объективируется не в созидательную, а в разрушительную "материальную силу". Только актуализация как в науке, так и в государственной идеологии нравственных, интеллектуальных, творческих начал личности в состоянии детерминировать тенденцию развития общества и его институтов по пути прогресса и цивилизации»

Во-вторых, образованием "экзистенциального вакуума" в духовном мире многих кадровых военных, вызванного, с одной стороны, отсутствием веры в бога, а с другой - утратой, разрушением прежних ус-стояввихся целей построения коммунизма и его защиты. В Вооруженных Силах СССР семь десятилетий существовала единая идеология, на основе которой сформировались и стали традиционными духовные ценности и жизненные установки воинов. Вера в преимущества социализма, в его гуманные перспективы способствовала формированию у кадровых военных патриотизма, чести, сознания воинского долга. Эти качества объективировались в массовый героизм советских воинов в годы Великой Отечественной войны и в самоотверженный воинский труд в послевоенный период. Сознание роли и значимости дела, которому они служат, позволяло офицерам, мичманам, прапорщикам гордиться принадлежностью к Вооруженным Силам и ощупать смысл своей жизни*

Резкая смена субъектами власти политических, социальных и нравственных ориентиров, поддержаннаясредствами массовой информации, привела к мировоззренческому кризису основной массы населения. Его особенно ощутили профессиональные военные, так как понимание долга, чести, патриотизма, имеющее смысловую ценность и значимость для военнослужащего, не может отбрасываться или меняться синхронно с изменением политической и социальной ориентации субъектов государственной власти. Попытки предложить веру в бога или

в новую счастливую Россию не приносят желаемых результатов. Необходим социально-философский анализ ценностей смысла жизни в непосредственной связи с современными реалиями, в которых находятся Вооруженные Силы и выполняется профессиональный воинский долг.

В-третьих, обострением суицидной проблемы как в обществе,так и среди личного состава армии и флота. Более двух третей самоубийц являлись психически здоровыми людьми. То есть, абсолютное большинство суицидентов рационально приходят к выводу о бессмысленности жизни. Этот вывод является непосредственной причиной суицидального поступка. Решение этой все усугубляющейся проблемы находится в компетенции специалиста-философа, а не только врача-психотерапевта. Но данная праксеологическая функция философии остается нереализованной в условиях Вооруженных Сил, так как самая жизненная философская тема пока остается предметом внимания лишь узкого крута ученых«

Среди большого количества военнослужащих с высшим образованием, в том числе, профессиональных воспитателей, практически нет тех, кто способны диагностировать утрату смысла жизни и осуществлять философскую терапию суицидальных устремлений сослуживцев. Ежегодно сотни военнослужащих добровольно уходят в "мир иной", каждый руководствуясь своей индивидуальной философией: смысла смерти, не подозревая, что за смысл жизни ими принималось то, что в действительности объективно им не является, В настоящее время спрос на смыеложизненные ориентиры не находит соответствующего предложения со стороны науки и средств массово& информации. Данная смы-сложизненная диспропорция особенно характерна, для Вооруженных Сил, так как долг профессионального воина, не участвующего непосредственно в созидании материальных ценностей, требует своего оправдания смыслом. Научное исследование темы с последующим исполь-

зованием его результатов способно выполнить эту функцию, внести свой вклад в установление гармонии отношений внутреннего мира с внешним, усилить мотивацию добросовестного выполнения профессионального воинского долга.

В-четвертых, необходимостью совершенствования социальной сферы военной службы, обеспечения максимального сближения требований воинского долга и личных сзшсложизненных целей военнослужащего. Без этого невозможны положительная мотивация службы и повышение престижа военной профессии. Смысл жизни для воина является абсолютной ценностью. Это то, от чего он не может отказаться ни при каких условиях. Из всех требований службы только те выполняются добровольно, инициативно и творчески, которые являются однонаправленными со смысложизненными устремлениями личности. Результативность воинской деятельности является своеобразной векторной суммой двух "должен" - служебного и смыслового (личного). Если индивид не в состоянии обрести смысл жизни з профессиональной работе, он или расстается с военной службой, или, оставаясь формально военнослужащим, реализует себя, свои способности вне рамок служебных обязанностей.

В-пятых, потребностью углубленного научно-философского осмысления долга воина-профессионала в диалектической взаимосвязи со смысложизненными интересами индивида. Исследуемые категории в такой корреляционной зависимости философией не рассматривались. Наряду с этим, смысл жизни и долг (профессиональный долг), являясь "вечными" для науки проблемами, при существенных изменениях условий человеческого бытия требуют новой, дополнительной конкретизации или корректуры отдельных аспектов их сущности и содержания. Потребность исследования диалектики смысла жизни и долга воина-профессионала в настоящее время актуализирована намеченной госу-

дарственными органами перспективой постепенной профессионализации армии. Этот процесс будет осуществляться на фоне проведения военной реформы. Необходим теоретический анализ сущности, содержания и особенностей долга воина-профессионала, результаты которого позволят оптимизировать принятие решений и осуществление практических мер при реформировании армии и флота в интересах повышения их боеготовности. Субъектам власти и управления также необходимы надежные, научно обоснованные ценности смысла жизни, ориентируясь на которые можно прогнозировать и создавать такую армию, служба в которой будет представлять для воина-профессионала личный жизненный интерес.

Состояние научной разработанности проблемы Несмотря на то, что специальных работ монографического характера, посвященных диалектике смысла жизни и воинского долга, в философской литературе нет, следует отметить наличие научного интереса к различным аспектам проблемы как у отечественных, так и у зарубежных ученых. Работы, посвященные философско-этическим проблемам нравственности, рассмотрению смысла жизни и долга явились важной теоретической предпосылкой постановки и решения задач диссертационного исследования. Прежде всего, необходимо отметить исследования по проблеме смысла жизни, проводимые отечественными философами, начиная с 60-х годов и по настоящее время. Наиболее заметными были статьи и книги таких авторов, как П.М.Егидес, В.А.Капранов, Н.Я.Иванова, Й.О.Джиоев, Г.й. Гумницкий, В.Н.Шерда-ков, В.Н. Шилов, Й.Т. Фролов, Б.Н. Попов, В.А. Малахов, В.Ш. С а-

- II -

Е' т

биров, О.Н. Назарова, А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантов и др.

Связывал смысл жизни с нравственностью, они показали его; зависимость от внешнего долженствования. В публикациях 60-х-70-х годов таким долженствованием являлся добросовестный, творческий труд во имя созидания будущего коммунистического общества. С 80-х годов постепенно усиливается тенденция, связанная с движением авторов в "глубину" темы, к постижению её сложности и неоднозначности. Типичным для таких публикаций является мнение И.Т. Фролова, что "работа с нравственно-философской проблематикой ... - постоянно возобновляющиеся и мучительные попытки, вдохновляемые надеждой вызывать ответные размышления и переживания читателей, но

р

не претензией на однозначность понимания и решения проблем".

В последние годы после снятия идеологических запретов стали доступны дня исследователя произ ведения представителей роесийско-

1 См.: Егидес П.М. Марксистская концепция смысла жизни.- М.: Зна-~

1996; Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. - Л.: Издат. Ленинг