автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика соотношения аналитического и образного составляющих сознания

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Масалкин, Георгий Тенгизович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика соотношения аналитического и образного составляющих сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика соотношения аналитического и образного составляющих сознания"

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.И.ДШАХИШВИЛй"

На правах рукописи

МАСАЛКИН Георгий Тенгизович

УДК I МИ

ДИАЛЕКТИКА СООТНОШЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ОБРАЗНОГО СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЗНАНИЯ •

09.00.01 - Диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соиокание ученой степени кандидата философских наук

Тбилиси - 1989

Диссертационная работа выполнена на кафедре философии Вороииловгредского государственного педагогического института иы. Т.Шевченко

Нвучный руководитель - доктор философоких наук, профессор ЛОБАС Б.Ф.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор ЭРКОШШШВИЛИ В.И. кандидат философских наук, доцент ДОЛВДЗЕ М.Г.

Еедуцэя организация - Тбилисский государственный иедицинский институт кафедра философии

Защита диссертации состоится "■/19аО"годи: в " /Г<-/" чесов на заседании специализированного совета Д 057.03.10 по защите ученой степени доктора философски наук при Тбилисской государственной университете.

Адрес: 380028, Тбилиси, пр. И.Чавчавадзе (¡2 I, корп. 2

Тбилисский государственник университет, факультет философии и психологии.

С диссертацией полно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского университета.

Автореферат разослан " [0 "(^Арй / Д.

Уч.еный секретарь специализированного „,Т[

совета доктор философских наук V/','

/ Ц' Н.Л.КВАРАЦХШЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Иожно уловить определенную закономерность в обострении интереса к проблеме человека, его сущностных основ, внутреннего мира - обычно оно наблюдается в кризисные, точнее, переломные периоды развития общеот-ва. Сейчас человечество перекиввет очень важный исторический период, когда под влиянием научно-технического прогресса и определенных тенденгий в политической картине мира, происходят кардинальные изменения в условиях существования и развития чо-. ловека и общества, настоятельно требующие перестройки сознания, придания ей, например, "глобалистского" характера. Изучение определенных тенденций в развитии сознания, отражающих изменяющиеся условия жизнедеятельности человека, представляет собой в этой плане задачу огромной важности.

На общий пер ломный период для всего человечества, для нашей страны как бы наслаивается важнейший процесс изменений во всех сферэх социально-экономической и духовной жизни, когдэ перед нашим обществом со всей очевидностью встал вопрос-быть илг не быть социализму, как прогрессивной общественно-экономической формации. Это обусловливает глубокую заинтересованность в активизации человеческого фактора - как необходимой предпосылки и условия решения поставленных временем задач. В передовице "Вопросы философии" от, ноября 1986 года, одним из трех направлений, которые сегодня выходят на первый плэн в творческом развитии философской мысли было названо: "... возрастание роли человеческого фактора в наступательном развитии обществе, выявление всех человеческих способностей и воамоаностей - как движущая сила и г -сиая цель общественного прэгресса"(289, с.4).

Рост значения человеческого фактора определяет и значимость знания законов человеческого сознания, проблемы его перестройки, формирования нового динамичного и передового способа мышления, анализа новых данных и тенденций в развитии сознания, которые могут быть использованы в процессе обучения, воспитания, идеологического воздействия и, в целом, при проведении социальной политики.

В проблеме изучения человеческого сознания огромную верность представляют вопросы, связанные с происхождением человека, становлением "социальной системы" как рубежа между приходным и социальным. Важность данных вопросов вытекает из той простой истины, что без знания прошлого, невозможно предвидеть будущее и понять настоящее, из требования историцизма в рассмотрении данной проблемы. Для исследования вопросов функционирования сознания в историческом ключе, многое могут дать данные о функциональной межполушарной асимметрии мозга, являющейся физиологической основой существования у человека двуединого (бинарного) способе отражения действительности - образного (превополушарного) и понятийно-логического (левополутарного), и существования соответственно двух форм мышления - образной и аналитической. Диалектический метод рассмотрения становления функциональной асимметрии мозга (ФАМ) и вопроса о хврвктере взаимоотношений между двумя формами мышления п-южет прояснить ряд вопросов г.нтропосоциогенеза, функционирования сознания в изменяющихся условиях человеческой жизнедеятельности, вообщем, поможет понять специфику человеческого сознания. Анализ бинарной системы отражения действительности (через исследование характера взаимоотношения двух форм мышления - обрезной и енали-

гвческой), помоает преодолеть одну обцуя установку, существуют а современных наследованиях по проблеме сознания п играющую во многой негативную роль. Д.Н.Дубровский определяв? ео пек парадигму ясности сознания, ведущую родословную от Декарта; суть ее заключается в упрощенной рационализме при подходе к сознанию, признание сугубо рационального и разумного его устроеная, отсутствия в ней тайн, эагвдок, иррациональности ..и т.д. (223, с.20), Эта установка приводила к отсутствию долз-ной реалистической модели сознания, что сыграло свою отрицательную роль как в буржуазной, так и в социалистической обществах. Данный анализ, являющийся основной задачей настоящего исследования, позволит'критически осиыслить и оборотную сторону "парадигмы ясности сознания", которая выражается в преувеличении (или абсолютизации) роли бессознательных, образных компонентов созрчния (инстинкт, интуиция ...).

Исследование бинарной системы отражения действительности будет способствовать выяснению причин элементов мифологизации сознания человека XX века, анализу осознанной на" сегодняшний день потребности и необходимости взаимодополнительности двух картин мира - научной и художественной, анализу проблемы установления более тесного диалога между Востоком и Западом, распространения аудиовизуальных средств и их влияние на функционирование сознания, создания ЭВМ новых поколений и ряд других новых и не совсем новых данных, имеющих, на наш взгляд, своп основу также и в наличии и принципе взеииоотноиений мез-ду двумя формвми мышления. '

Никогда еще человечество не стояло перед столь скоротечными и кардинальными изменениями всех форм жизнедеятельности ' человеке. В этих условиях, проблема сознания, специфики чело-

- о -

веческого мышления, его отражения действительности - встает во весь свой громадный рост и требует к себе огромного и пристального внимания. И мы надеемся, что наш внализ бинарной системы отражения позволит пролить дополнительный свет иг ее изучение.

Состояние разработки исследуемой проблемы. По проблеме функциональной асимметрии мозга (ФАМ) - как физиологической основы бинарной системы отражения сознанием действительности мы опирались, в основном на работы А.С.Абасова, И.Л.Андреева, Ф.В.Бассина., Г.А.Прангишвили., А.А.Шерозия, В.Л.Бианки, H.H. Брэгиной., Г.А.Доброхотовой, Вяч.Вс.Иванове, Ф^Н.Ильясова,В.Ф. Лобаса, В.М.Мосидзе., К.К.Акбардия, В.М.Мосидзе,, В.Л.Эзрохи, В.С.Ротенберга, В.В.Аршавского, Э.Г.Симерницкого, Э.А.Костан-дова и большой .группы авторов," чьи работы опубликованы в четырехтомнике "Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования (Тбилиси: Мецниереба, 1978-1984 гг.). Анализируемая литература обосновывает наличие у человека двух взаимодополняющих форм мышления, формирующихся в результате двух рэзлич-, ных способов, обработки данных внешней действительности в двух полушариях человеческого мозга. При этом образуется такое неравенство полушарий, когда в отношении одних функций главным оказывается левое, а других - правое полушарие.

В вопросе о семиотической дополнительности двух картин мире, порождаемых двумя формами мышления, большую помощь в работе нам оказали исследования представителей тартусской школы Ю.М.Лотмана и П.Э.Тульвисте, проводимые ими в плане концепции гетерогенности мышления..

Анализ зависимости бинарной системы отражения от реальных видов жизнедеятельности людей, вывел нас на проблему ь.ифа л

доминирования мифологического обреза мышления как проявления большей активности правополушарной формы мышления в определенную эпоху. По вопросу о мифологическом образе мышления мы опирались на работы М.И.Стеблин-Каменского, К.Р.Мегрелидзе, Е.М. Мелетинского, А.Д.Голосовкера, А.М.Золотарева, С.А.Токарева,

A.В.Гулыги, Ф.Х.Кессиди, И.В.Полякова, Д.М.Угриновича, А.Л. Андреева, И.П.Вейнберга, Е.Леви-Стросса, й.Л.Андреева, А.Н. Чанышева, Б.А.Душкова, Е.Г.Яковлева, И.А.Ермолаева и ряда других авторов.

Очень важной проблемой, касающейся как бы непосредственно сегодняшнего дня сознания и его будущего, является проблема определенной его мифологизации в наше время, проявляющейся в активизации правополушарных, образных компонентов сознания. Данные вопросы нашли освещение в трудах П.С.Гуревича, Б.Н.Бессонова, Т.А.Чернышевой, Ю.В.Орфеева, А.И.Панченко, А.В.Гулыги, Д.М.Угриновича и ряде других ев.оров.

На проблему бинарного отражения действительности определенным образом выходят авторы, пишущие о разработках по созданию "искусственного интеллекта", наподобие человеческого. Об этой проблеме писали В.В.Иванов, Е.Л.Фейнберг, В.А.Звягинцев,

B.В.Миронов, А.В.Мкртчян, Г.И.Рузавин, П.Р.Зенков, Ю.М.Лот-ман и др.

Много полезного в плане выяснения характера взаимодополняющей работы двух форм мышления дает анализ работ Б.С.Мейлаха, Ю.У.Фохт^Бабушнина, И.Л.Савронского, Г.Г.Джахая, А.М.Мостепа-ненко, Р.А.Зобовв и др. Анвлиз приводимых в этих работэх данных свидетельствует о необходимости и практической возможности обеспечения должной социокультурной среды для влияния на

- 8 -

принцип сотрудничества полушарий.

Большую помощь в рэботе оказал наи анвлиз работ, посвященных проблеме бессознательного, в которых авторы непосредственно или косвенный обрезом затрагивают вопрос о взаииовлиянии двух форм мышления. Мы имеем в виду прежде всего работы H.H. Трауготта, Л.Р.Зенкова, В.С.Ротенберга, В.В.Иванова, Г.Л.Ильина, М.Р.Сербиненко, Т.А.Голицына, В.Я.Репина, A.C.Кармина из четырехтомника "Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования", а' также работы В.Л.Райкова, А.М.Вейна, Ф.В.Басои-на., А.С.Прангишвили, А.А.Шерозия, Б.Ф.Сергеева, В.В^Иванова, . В.С.Ротенберга, В.В.Аршавского. В научной литературе по проблеме бессознательного сформировалась точка зрения о связи бессознательной психической активности с деятельностью правого полушария, о родстве семиотических иеханизиов бессознательного и правополушарной, образной формы мышления (В.В.Иванов, Б.Ф.Сергеев, Л.С.Зенков, А.Ы.Вейн и др.).

И наконец, анализ бинарной системы отражения неизбежно вывел нас на проблему различия и сходства культур Востока и Запада, в плане исследования истоков большей образности восточного мировосприятия. О взаимодействии культур Востока и Запада существует большая и во времени и по масштабам литература. В своей работе мы опирались прежде всего на работы В.С.Ротенберга, В.В.Аршавского, Н.И.Конрада, Н.Г.Федорекчо, В.П.Илюшеч-кина, В.И.Кузшцина, Ф.Х.Кессиди, Д.Слобина, Дж.Грина, Д.Гуле, ряда авторов сборников "Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации" и "Методологические проблемы изучения истории философии Зарубежного Востоке", в частности, Г.Б.Шаймухаибетовой и Р.И.Султанова. Большой эмпирический материал, представленный в этих работах, свидетельствует о характере различия гэпадного

и восточного мировосприятия.

Теоретическая обработке большого эмпирического материала, накопленного в анализируемой литературе, позволит выработать методологического характера представление о влиянии банерной системы отражения на функционирование и развитие сознания, углубить понимание некоторых общих закономерностей, касающихся процесса абстрактного мышления, взаимоотношения мышления и языка и т.д.

Требуется белее глубокое и детальное рассмотрение вопроса' о принципе диалогичности мышления, анализ механизма подобного дивлога, специфики установления отношений доминантности-недоминантности в отношениях между двумя формами мышления во времени, относительно различных регионов и форм общественного сознания. Это важно для понимания современных тенденций в функционировании сознания.

Мы считаем полезным дополнит* концепцию гетерогенности установлением более тесной ее связи с феноменом ФАН и теоретическими проблемами развития сознания, форм мышления в историко-генетическом ключе (анвлиз тартусцев ведется в основном через анализ текстообразующего механизма культуры).

Работам, посвященным проблеме сходства и различия культур Востока и Запада, на наш взгляд, недостает теоретических обобщений для установления причин большей активности обрезного компонента сознания на Востоке по сравнению с Западом, что не дает возможности оперирования некоторыми методологическими инвариантами.

И наконец, в исследованиях по проблеме мифологизации сознания - кок одного из путей иллюзорно-компенсаторного воздей-

ствия не действительность рассматривается в основном лишь ка-питаллистическая действительность и робко, или почти не исследуются схожие проблемы в нашем обществе, анализ которых крайне необходим и желателен.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических вопросов относительно.места и роли б.нарной системы отражения действительности в функционировании человеческого сознания, через историко-генетический и диалектический аналиа хврвктера взаимоотношений между двумя формами мышления - образной и аналитической.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

- обоснование положения о функциональной мекполушарной асимметрии мозга,квк физиологической основы наличия у человека двух форм мышления; ~ '

- анализ соотношения мифологического и логико-понятийного образов мышления, леосознаввемых и осознаваемых психических процессов, западного и восточного типов мировосприятия, проблемы мифологизации сознания человека и ряда др0гих феноменов сознания - как проявления механизма бинарности отражения действительности человеком;

- обоснование основополагающего характера бинарной системы отражения для устойчивого существования и развития человеческого сознания.

Методологические и теоретические основы диссертации. В работе мы опираемся на те труды К.Маркса и Ф.Энгельса, в которьс-рассматривается сущность человеческого сознания, человеческоп отношения к природе и, в целей!, проблема социализации индивид<. Их работы оказали нам методологическую помощь в исследовании.

- II -

Специфике исследуемой темы вызвала необходимость ознакомления с научными данными из ряда смежных наук - физиологии, психологии, этнографии, семиотики, ориенталистики, социологии, которые составили как эмпирический, так и, в определенной мере, теоретический багаж, необходимый при исследовании.

Научная новизна исследования. В диссертации, в русле проблематики становления социального (в историко-генетическом .ключе), на основе енвлиза диалектики становления форм отражения действительности человеком - проводится теоретического характера исследования взаимоотношения образной и аналитической форм мышления, в результате которого обосновывается основополагающая роль дополнительности данных двух форм мышления для функционирования и развития сознания.

Элементы научной новизны работы определяются следующим:

- анализом понятия "социальное", обоснованием целеполага-ния как его "клеточки" и словесной знаковой системы - как основы функционирования целеполагания;

• - анализом »еханизмэ разрыва эквипотенциальноети работы полушарий (посредством обретения речи - словесной знаковой системы), как условия отрыва от-конкретного пространства и времени, ситуационного интеллекта и выработки способности целеполагания, следовательно, как рубежа перехода становящегося человеке на социальный уровень; зарождения двух форм мышления как основы функциональной асимметрии человеческого мозга;

- определением характера связи между мифологическим образом мышления и правополутарной формой мышления,анализом мифологии на основе бинарности отражения;

- 12 -

- определением связи бессознательных психических процессов с правополушарной формой мышления, анализом бессознательного на основе бинарности отражения;

- анализом существа дополнительности двух картин мира,порождаемой бинарной системой отражения, возможности влияния на характер данной дополнительности;

- исследованием истоков большей мифологичности Востока, причин становления двух типов мировосприятия и их особенностей на Западе и на Востоке - на основе бинарности отражения; анализом причин тяготения между Западом и Востоком;

- определением причин определенной мифологизации сознания а наше время через установление связи этого явления с бинарной системой отражения мира человеком; анализом новых тенденций в соотношении индивидуального и общественного сознания.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теорети- . ческая значимость работы определяется тем, что разработанные в ней положения могут способствовать дальнейшему исследованию проблем, связанных с сознанием, анализу ряда новых тенденций , в его развитии. Они могут быть также использованы в средних и высших учебных заведениях в процессе изучения соответствующих вопросов по курсу философии, могут окэзать определенную услугу этнографам, психологам, социологам, политологам, культурологам и другим исследователям, заинтересованным в изучении сознания.

Практическая значимость работы определяется возможностью её применения в деятельности, направленной на активизацию человеческого фактора, как условия и цели процесса изменения нашего общеотва и требованиями к обществоведам по выработке надлежащих теоретических предпосылок для обеспечения успеш-

ной целенаправленной работы по изучению сознания в этих целях.

Данные в работе положения могут быть исйользованы как теоретическое основание в деле мобилизации и всестороннего раскрытия интеллектуальных и эмоциональных ресурсов человека, необходимость в которых ставится самой жизнью и в наличии которых нет никаких сомнений. Так, например, полученные данные могут быть использованы как теоретические предпосылки совершенствования системы обучения и воспитания - в плане учета взаимосотрудничества двух форм мышления и организации соответствующего этому взаимооотрудничеству условий.

Апробация работы. Основные итоги исследования излагались и представлялись в виде тезисов на научной конференции профессоре ко-преподачэтельс кого состава Батуыского педагогического института (Батуми, 1987г.), на ХУШ, XIX и XX республиканских научных сессиях (Батуми, 1987 и 1988 гг.), на республиканском семинаре-совещании молодых обществоведов (Телави, 1988г.),на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (Батуми, 1988г.), на теоретичеокой конференции: "Проблемы мировой и отечественной культуры в творчестве А.Ф.Лосев8и(Ростов-на-Дону, 1989 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, 8 параграфов, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована яктуальность д-ссертации, сделан обзор уровня разработки исследуемой проблемы, определены цель и задачи исследования, указано на новизну работы и ее теоретическое и практическое назначение.

- 14 -

Б первой главе - "Функциональная асимметрия мозг8 и проблема становления социального. - состоящей из. трех параграфов, исследуется становление "социального" - комплекса внутрисистемных, общественных (надприродных) связей и отношений, своими составляющими имеющего "ставшие" труд, мышление, язык и другие атрибуты человека. Анализ бинарной системы отрэженй., мира через ее отношения с каждым из составляющих социальное, необходим для выработки реалистической модели субъекта отражения. Разделяя мнение, что становление социального есть становление человеческого труда, диссертант отмечает наличие серьезных расхождений по вопросу о сущности человеческого трудового взаимодействия с природой, вытекающих'из недостаточного исторического подхода к анализу развития форм трудовой деятпльно<-сти и недиалектического, несистемного подходе к "социальному". Обосновывается идея, что не начало орудийной деятельности положило грань между биологическим и социальным (это только начало становления социального), в формирование в процессе трудовой деятельности мышления, оечи, воли и т.д. - т.е. социального "комплекса", когда труд уже представляет собой "исклгачитель-

■ л

ное достояние человека".

Характерной особенностью комплекса, свидетельствующей о его "ставшем" состоянии, являетоя наличие'такого компонента как целеполагание - наличие идеального момента и осуществление сознательной жизнедеятельности. Обосновывается мысль, что о -миотической основой функционирования целеполагания является только вербальная знаковая система (членораздельная речь), а не, например, жестовый язык. Для этого обоснования исследуются результаты работы в школе слепоглухонемых, причем диссертант не входит в противоречие с денными из Загорска о приоритете ус-

- 15 -

тановления практических, реальных отношений ребенка к миру, на который указывают основатели школы в противовес попыткам начать "период первичного очеловечивания" прямо с обучения языку. Привлекаются даннне о попытках экспериментального обучения тестовому языку высших антропоидов. Лелеется вывод,что мышление не основе тестового языка не способно вырваться за рамки конкретности и единичности, ситуационного интеллекта. Только речь - вербальная знаковая система обеспечивает человеку возможность целеполагания, являясь недостаточным, но необходимым фактором в деле социализации индивиде.

По новому взглянуть на ряд закон омернсзтей становления и функционирования социального, 'на специфику человеческого сознания - внализ которых в первых двух параграфах шел достаточно традиционным образом, позволит анализ функциональной асимметрии мозга (ФАМ), предпринимаемый в 3-м параграфе. Диссертант, анализируя множество дааиых, формулирует суть ФАМ как наличие в человеческом сознании двух различных форм мышления - левополушарного (логико-понятийного, аналитического, вербального) и правополушарного (образного, "бессловесного") и выработку для кавдой из них соответствующих семиотических систем. В единой, целостной работе человеческого сознания данные две формы мышления сотрудничают такш образом, что в отношении од- • них функций главным оказывается левое, а других - правое полушарие.

Диссертант пытается пай"'! решение воп; эса о причинах различий в работе аолушарий. По этому вопросу одна группа авторов пишет о более глубоких основах асимметрии, чем речь и о существовании асимметрии на уровне животных, вторая ко считает асимметрию уникальной особенностью человека. Решение состоит в том,

что асимметрия у животных и у человеке - два разных явления, выполняющих две разные функции. Асимметрия на уровне человека приобретается посредством латерализации речи в левом полушарии и получения тем самым левым полушарием ряда определенных функций.

• Здесь же рассмотрен вопрос о необходимости вырывания ав рамки наглядной ситуации, ситуационного интеллекта или, говоря другими словами, за рвмки конкретного пространства и времени - для осуществления сознательной жизнедеятельности. Обосновывается приспособление под этот отрыв левого полушария (посредством латерализации в нем речи), при этом правое должно отвечать за существование в реальном пространстве и времени.

г

Для обоснования идеи о "разновоэрастности" двух полушари-ев, двух форм мышления, прослеживается развитие семиотических механизмов в процессе становления ФАМ, которое представляет собой развитие от "языка" правого к "языку" левого полушария.

В конце параграфа делается вывод о соответствии стадиям довербалыюго (досоциального) мышления - эквипотенциальное!» полушарий мозга, затем по мере становления речи в левом полушарии - эквипотенциальность нарушается и образуется ФАЬГ. ФАМ, вербальная знаковая система и наличие целеполагающего момента - явления однопорядковые, обуславливающие друг друга и служащие условиями формирования социального комплекса. Обосновывается трансформация довербального асимметричного образа мышления в образную форму мышления, аа которую в асимметричном мозгу отвечает правое полушарие. В свою действительную историю человек вступает обладателем перманентного диалоге между двумя формами мышления.

Во второй глэве - Место и роль диалогичности мышления в

функционировании сознания, - состоящей из пяти параграфов,через анализ ряда данных о специфике соотношения двух форм мышления обосновывается роль диалогичности кэк обязательного условия для устойчивости и развития человеческого сознания, условия функционирования социального.

Рассматривается принцип соотношения двух форм мышления во времени, активизация (доминирование) одной из них при определенных общественно-исторических условиях, при решении ряда задач, большая сфера применения одной из форм мышления в мышлении отдельных индивидов, в нировоспитании целых народов и т.д.

Анализируется феномен доминирования на первых страницах человеческой истории прввополуиарной, образной формы мышления в вида доминантности мифологического обреза мировосприятия. Формируется понимание принципа нетоздествв, с которым диссертант подходит к анализу исторического развития мышления. Он 'заключается в том, что различные формы жизнедеятельности людей' вызывали и вызывают различное соотношение активностей форм мышления; Диссертант отмечает существование двух точек зрения по поводу главной функции мифа. Одна точка зрения считает таковою объяснительную, познавательную функцию - другая отрицает познавательный характер мифе. Диссертантом обосновывается идея о сосуществовании мифологической и понятийно-логической форм мышления. Последняя обеспечызаег его практическую, производственную деятельность, выражая господство людей над природой и их собственными отношениями (степень социальной свободы). Мифология же вызвана другой стороной жизнедеятельности людей, степенью их социальной несвободы. Исходя из этого и определяется роль мифологического мышления в диалогичности. Обосновывается гармонизирующая, упорядочивающая роль мифа, когда миф,

- 18 -

не являясь объяснением, все же служит ему. Взаимодополнение двух форм мышления, отражающая каждая разные стороны жизнедеятельности людей - служит условием устойчивого функционирования сознания.

Анализируется феномен погруженности пространства и времени в мифе в материальное, конкретное, событийное, то есть нечеткая поляризация пространственно-временных факторов. Делается заключение о продолжающемся в эпоху мифа процессе поляризации право-левополушэрных функций, выражающегося в усилении _(активизации) левосторонних (аналитических) функций*

В работе показано, что потребность во взаимодополняющей работе двух форм мышления сохраняется и при установлении доминирования левополушарного начала, когда миф уступает свои позиции рациональному, наукообразному отношению к мифу. Анализируется одна из областей, куда прэвополушарная образная активность, подавляемая цензурой левого, находит выход - сфере бессознательного. Прослеживается сходство между мифом, бессознательным и правополушарной формой мышления. Анализируется характер сотрудничества полушарий на основе анализа отношений сознательное - бессознательное. В этих целях анализируются причины определенных преимуществ работы мышления на бессознательном (правополутарном) уровне.

Исследуются другие данные, свидетельствующие о принципе дополнительности работы мышления. О необходимости взаимного сотрудничества двух форм мышления свидетельствуют трудности, сложившиеся в области разработок по созданию искуссиенного интеллекта наподобие человеческого. Трудности создаются ке только неясностью принципов работы правого полушария, ее семиотического материала, но и неясностью принципа взаимодействия двух

полупарий.

Наличие двух форы отражения действительности, каждая из которой создает как бы свою картину мира, образует феномен дополнительности, который позволяет сознанию целостно воспринимать действительность, в определенной ыеро упорядочивает мировосприятие человека.

Показана полезность, необходимость и возможность совершенствования взаимодополняющего сотрудничества двух форм мышления, посредством формирования определенных социокультурных условий (среды).

Понимание того, что изучение сотрудничества двух форм мышления не может считаться полным без анализа большей активности образного, правостороннего образа мышления в сознании кителей современного Востока приводит к анализу проблемы различия культур Востока и Запада. Исследуются причины сравнительной образности Востока, его большая мифологичность. Анализ ведется в плане становления отношений между двумя формами мышления сравнительно двух регионов Прослеживается влияние естественно-географических условий на историческое развитие различных народов на первоначальных стадиях действительной человеческой истории. Обосновывается большая несвобода от естественно-географической среды на Востоке, вытекающая отсюда большая его социальная несвобод» (через политическую организацию общества) и как следствие этого - большая мифологичность Востока, проявляющаяся в религиях, искусстве и т.д. Отличная от западного рационализма форма приспособления на Востоке (через измененного человека - к миру как к неизменной данности) обуславливает феномен "лучшей изученности Востоком человека".

Рассматривается роль, которую в комплексе причин, обуслав-

- 20 -

ливающих различия в мировосприятии различных обществ играет язык, семиотическая система их обслуживающей ^через анализ, иероглифической письменности).

Диссертантом обосновывается необходимость анализа бинарной системы отражения при исследовании тэкого сложного феномена современной духовной кизни "западного человека", как элементы мифологизации сознания и возрождения мифа в XX веке.

Показано, что общей основой возрождения мифа в XX веке является наличие постоянно функционирующих структур в сознании человеке, которые предполагают такое решение вечных сущностных проблем, какое предлагает мифология, е условием - наличие у человека двух форм мышления, одна из которых родствен-' на мифологическому образу мировосприятия.

Помимо общей основы существования мифе в рвботе рассматриваются конкретные корни мифологизации сознания во второй половине XX века. Одной из причин определяется развитие науки, которое в силу особенностей восприятия научных знаний массовым сознанием не современном этапе и в силу своего собственного развития формирует "натурфилософский миф современности".

Б комплексе причин, определивших мифологизацию сознания человека XX зека изучается и феномен активизации социального, политического мифа, порождаемого несвободой от стихийно развивающихся социальных сил, использованием социального мифотворчества определенными политическими силами.

В заключении даны основные итоги проведенного автором исследования.

Основное содержание диссертационной работы отражено в

следующих публикациях:

1. Масалкин Г.Т. Проблема генезиса целеполагающей деятель-ности//Сб,Мировоззренческие и иетодологические вопросы отношения общества и природы. - Ворошиловград: ИНЫОК АН СССР,1905.

- 18 с.

2. Масалкин Г.Т. Социологические проблемы религиоведения// Атеизм, религия, современность. - Батуми: Сабчота Аджара,1986.

- С.20-34 (на груз.яз.).

3. Масалкин Г.Т. К вопросу о социальном//Сб. Развитие местной промышленности Аджарской АССР, У1.- Тбилиси: Мецниеребв, 1987. - С.88-95 (на груз.яз.).

Масалкин Г.Т. Сознание: "Мировоззренческие проблемы"// Сб.Мировоззренческие проблемы общественного развития.- Ворошиловград: ИНИОН АН СССР, 198?. - 273 с.

5. Масалкин Г.Т. К специфике социальной формы движения иатерии//Тезисы докладов ХУН1 республиканской сессии, посвященной ШП съезду КПСС. - Бе.уми: Сабчота Аджарз, 1987. - С.37 (на груз.яз.).

6. Масалкин Г.Т. Мифотворчество в XX веке//Теаисы докладов XIX республиканской научной сессии, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. - Батуми: Сабчота Аджара, 1987. - С. (на груз.яз.).

7. Масалкин Г.Т. О двух способах мышления//Материалы 45-й научной конференции профессорско-преподавательского состава Батумского педагогического института. - Батуми: Сабчота Аджа-ра, 1988. - С.40-41.

8. Масвлкин Г.Т. О двух видах мышления//Тезисы докладов

XX республиканской научной конференции. - Батуми: Сабчота Ад-яера, 1988. - С.17-18 (но груз.яз.).

9. Масалкин Г.Т. Элементы мифологизации сознания человека XX века и вопросы атеистической работы//Сборник тезисов республиканского семинара-совещания молодых обществоведов. - Те-лови, 1988. - С.64-65.

10. Масалкин Г.Т. Восток-Запад: различия в мировосприятии //Тезисы докладов научно-практической конференции: "Молодые ученые и специалисты Аджарии не службе научно-технического прогресса. - Батуми: Сабчота Адкара, 1988. - С.26-27.

11. Масалкин Г.Т. Некоторые аспекты мировоззренческих проблем сознания//Сб. Развитие местного хозяйства Аджарии-УП. - ,

-уиси: Мецниереба, 1989. - С.13-21 (на груз.яз.).