автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика взаимодействия непосредственного и опосредованного знания в научном познании

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бубыренко, Николай Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика взаимодействия непосредственного и опосредованного знания в научном познании'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика взаимодействия непосредственного и опосредованного знания в научном познании"



КИЕВСКИЙ- ордена им и ордена октябрьской революции

государственный 'университет им.Т.Г.ШЕВЧЕНКО

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРВДТЮБАНКОГО ЗНАНИЯ В НАУЧНШ ПОЗНАНВД

Специальность 04,00.01 - диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на сонокакиэ ученой сгепепа кандидата Зилософских ведк

На правах рукописи

БУШРЁШО Николай Федорович

УДК 100.7.165

..Киев - 1990

Работа выполнена на кафедре философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при ■Киевском государскенном университете им. Т.Г.Шевченко

Научный руководитель: доктор философских ниук, профессор БЫЧКО И.В.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ТАБАЧКСВСКИЙ В.Г.. кандидат философских наук

чгам н.д.

Ведущая организации: кафедра философии АН УССР

Защита состоится ЯЛЪслсс /24,'1990 г. в часов на заседании спеняалкэировяянуго советй Д 068.1В.09 при Киевском государственном университете им. Т.Г.Шевченко по адресу: 252017.. г.Киев, ул. Владимирская, 60

С диссертапней мокно ознакомиться в библиотеке университета.

, - <". ¿1 . Автореферат разослан ч с " 19У0 г.

УченыЯ секретарь I £

специализированного совета ДЧ ГОНЧАРЫЖО М.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛВПТН '

. Современный ¿теп развития нашего общества характеризуется, прежде Ьсего, Назревшей необходимость» глубокого переосмысления и целе/травленного обновления сложившейся в нем культуры труда» где ведшую роль, на наш впгляд, играет творчество - художественное, научное, социальное, как яняивидуальиое,так и коллективное, С это!! целью проникновение в механизм« творческого процесса в последние годы иироно ведется в филососин, психология, матамятика, Кибернетике и других науках, где важную роль игпаег интуиция, которая Наряду с ее гносеологическим рассмотрением, широко изучается л в других аспектах,

Выяснение механизмов творческого процесса и роли интуиции в ном, обусловленной диалектическим взаимодействием непосредственного п опосредствованного знания, икеет актуальное теоретическое и практическое значение. Ведь познание тем успешнее развивается, чем более правильно й ТОЧНО принципы и методологические регуляторы, организующие Научное познание, отражают объективную действптельност! Без этого невозможно Правильно организовать научный поиск, определить пути, -пунше й научному открытия. Да и превращение исходных принципов в средство получения новых результатов возможно в значительной' мера в разрешении проблемы интуиции. Вса более очевидным становится также а тот факт, что развитие науки и оптимальное использование оа достижений во многом зависит от творческих способностей исследователей, их активности в постановка и решении проблемы, оригинальности мысля и широты творческого,воображения.

Актуальность гтнной темы определяется также и тем, что ее решение связано с интенсификацией процессов воспитания, образования,обучения, формирования.мировоззренческой культуры личности,'всестороннего развития человека в целом. В этой сложившейся системе объем необходимых для ч^лое ;ка знаний резко и быстро возрастает я уже невозможно делать глрзную ставку на усвоение определенной суммы знаний. Необходам творческий подход в выбора и ус свнии получаемой информации. Кроме того, мир влечений, интимных чувств, страстей, побуждений и потребностей современного человека становятся все болеа противоречивым и с трупом поддается научному изучению, а также воспитательному регулировании. Все это и побуждает к дальнейшему исследованию природы творческого поиска, характера его проявления, а такдэ маете я роли интуиции в этом процессе.

Исследование проблемы и «увдии, критический аналяг» интуитивного внашш поьиоляыу выявить я гакиз направления и взгляда, в которых все более явко начинают проявляться симптомы раздвоенности кяра и чалов ока приводящие к своеобразному, иногда, искаженному пониманию и.самого отношения человекг к миру и процесса получения новых зна-ней. Та.чов понимание вытек?от из утверждения бессилия человеческого равумо; фатальной предопределенности человеческого существования, lia ооновг'' даалектико-катар! алистического анализа интуиции в диссертации дается методологическая и мировоззренческая несостоятельность трактовок интуиции в духе гиотицизма.

Состояние научной разработки проблему, Исследование проблемы яягуецяй имеет длительную лоторию я проводится в настоящее время как советскими, так и зарубежными учеными. Это нашло свое отражение в многочисленных монографиях, статьях,' диссертациях. В шх содержится глубоко развернутый анализ философских положений диалектического процесса познания, в котором важную роль играет творческое воображение в .интуиция, но специфика и результаты исследования этой иройлеш разллчкаь.

■ ■ Иотордко-фцюсофский гзнезйо понягия интуиции в борьбе материализма о идеализмом, диалектики с метафизикой раскрывается в работах В.Ф.Асмуса, А.Н.Лука, В.В,Ляха, М.Р.Радоваля, В.Н.Хвостова и др. в которых прослеживается олокпвшееся представление о противоположности логики и интуиция, критически анализируемое fi диссертации. 'Вместе о тем представляется в значительной степени разработанным сам историко-философский аспект проблемы интуиции в названных работах, что позволяв специально его не рассматривать в диссертации.

Пояхслогические закономерности процесса познания' и их структурного элемента - интуиции - анализируются в работах В.П.Алексеева, А.Г.Асмолова, Ф.В.Бассина,-А.Н.Бойкс, А.М.Ивашщкого, А.Н.Леонтье-вч, А.В.Напалкова, И.П.Павлова,Я.А.Пономарева, П.В.Симонова, А.Е.Шерозия, Д.Н.Узнадзе, зарубежных учоных Р.Аткинсона, Т.Бауэра. Дв Брунера, И.Хормана и др. J работах этих авторов рассматриваются такие аспекты интуиции как психофизиологические проблемы, пути изучения памяти и неосознанного психического, теория психологической установил, прохождение интуитивных процессов.

Гносеологические закономерности процессов творческого мышления, .интуиция анализируются в обширной литература, которую условно мож-'ИО разделять па следующие направления: субъект-объектная структура

отрахаащ, интуиции ~ работн Г,.1'.Одввччо.:«:а, j

цако, П.Ф.Кузшша, О.А.Лвкторгдссуо, М.А.Пармгкл, i

и др., г. которых раооиатравагтгся закоиодорпостп догормппсц'за п суру:> турного переноса а гносеологическом взаяиодейстЕаз субмкта п oííísk-та; логические а притуши познания - рз^оти И.И.Бачио,

В.Г.Виноградова, Г.И.Волинки, И.Г.Горасимова, Г.Гиргшюпп /!и' /, Д.П.Горского, Г.А.Давидовой, Е.С.Еарлковя, А.С.Кзр;ш.1Л, П.В.Ксг-: и.2г

A. М. Коршунова,' В.П.Кузьмина, С.Б.Крымского, И. С. Ладош), И.П.Пскге-вича и др., в которнх и.5слздус?ся', наряду с другими проблспу/з, соотногаанйв логики и интуиции} социокультурная odycjrcnniHiicsrj творческого мятш.чшя, интуиция - работа Г.С.АрафьсвоМ, H.H.Fjpofifü, Б.Т.Грягорояиа, В.А.Колсзг.тоеп, Тад.И.Яросевского /КЗ'/, я др., п которой анализируется проблема социокультурной детерминации содв]>-аания и ({юры позкания, его структурная элементов, интуацяа л тем

•за еле.

Д/ховпи-лыкт..веская деятельность чзяозека по оспезипэ лз^стия-тельяооти, с/ановлона« мировоззрения я иетодологяи, их дпплоотто» кал взаимосвязь л процесса такого оезеонпя исследуется з рабстгг

B.К.Биотр.шкого, В.И.Ипаисва, В.М.Кушшна, Б.В.Козакова, А.В.Пзгп-% Н.В.Попова, Л.В.Стораяко, В.Г.'Габачковского, Н.Ф.Тарзса:;пз,В,П,П:ш-иарука, А.И.Яцанка a др.

Несмотря (¡a определенна!) достшагтя, лиазя эдгзпя - , что вопрос о природе, место, Зуняциях и трорчэояом тх" w ) -г* --цяи в научном познании яроакаллзирозр.л в гиссоолсглчэс r ' о ¡ еще яино недостаточно я необходимо дзльнейсзв аеследод ' i,' слояной и противоречивой ггрнродн кеиосрадотзоякого гхи " временном учете его комаигоз /начального й&иосрздсгазш'а о ч рззультагивного наисорадстввнкого - интуитивного ятакч веярить реально оущвотвуювдв различительна ярязнгиз "а ; и ментов, a вместе о этим и заявление нового зпяквя - so.. *i "" и становятся объектом д ооартациоияого исследования.

Цель и задачи яоолелования. Исходя из ооиошгчз зпконев я тп~ горий материалистической диалектики и о учягай еюнвфша тучного познания, а также на основе марксистско-ленинской мотодо'лсгва ставится цель: впивать и проанализировать диалектику взавмодвЯставя непоорадстваиного и опосредствованного знания а способ оаггм-здьяоуг» поиска новых знаний в сложном л противоречивом познании обЬ8ятг,а.'*:оа действительности.

Для раадйвшщ доставленной цела а исследовании намечается к решается ряд вадач:

- выявить место и роль нешосрадотвенного внаиня в научном поана-ШШ объективной дрлствнтэльнооти;

- раскрыть слоьшую динамику диалектического взаимодействия не-иоорадстьешюго и опосрьдствоиышшго знания рсново канонов и категорий материалистической диалектики;

- оп'рвчвлить специфику интуитивного выбора исследователя: его Уценил П'ОрЧИОКИ выявить, диалектически ос/целить л теоретически развернуть новое вна/ша, с- последующим ого логическим обоснованием а докрлагельатвои истинности,'

- обосновать шлодологнческую насоотоятальность антинаучных, миг'лгшских трактовок интуиции.

Методолоричпскуа и теоретическую основу данного исследования газтавлякп труды К.Манкой, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в частности: ио-дсшшю К.Миркса о сущности человека кик совокупности всех обцесг-ы-нных о'люшйкий» С.Зкгольсо о изобходилосто форэдровакия ооана-телы!О-диЕлакгач0о..ого естоствсшшпия, всей науки, научного познания; В.И.Ленина об ошибочности абсолютного противопоставления кптр-ряа и оовнания ва прадолаглв ^новного гносеологического вопроса, о необходимости союза фалооофо» с естеотьоиспмтателямя, Развиваемая в данной работе концепция также отроится на таких фундаментальных полок, ишях.даалаятико-датариалистйчвского учения о нвпоорадотввшюм Епанчи и путях научного познания объективной действительности, как положение о взаимодействии непосредственного л опосредствованного внаяия и положение о методе и форма научного познания объективной реальности,

Исследование базируется 1ш принципиальных Теоретических псшоие-ниях, содержащихся а Программе КПСС /Новая редакция/, Материалах ХХУП съвадч КПСС, в которых подчеркивается роль диалоктчко-матера-1 • алистической индологии для развития научного познания, необходимость ее днльнзйшего развития на основе обобщения новейших достижений теории и практики, более широкого применения ва в йослидова-тольской работа.

Важное вначзпнв в таоротичеоком отношении имели работы многих советских Й варубажннх философов, поихологов, ученых конкретных ваук, а к »торах оодазриатоя положения, позволяющие глубоко и всесторонне провести диалектика-материалистический вналив интуиции.

Вывода и пологашш, сфорыудирова;.нш в дйсчартаади, основан« на

методологическом анализе значительного материала по психологии, логика я (ЬйЛОСОФЯИ.

ручная новизна исследования, заключается в уточнения механизма диалектического взаимодействия непосредственного я опосредствованного знания как способа оптимального выхода к новому знанию и выяснения мзтодологичоских путвС формирования познавательно-эвристических способностей человека, его интуитивного мышления.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в оле-дути положениях, выносимых яа защиту:

- раскрыто содержание я структура понятия "непосредственное зяа-. няе", показана его диалектическая сущность;

- обосновано место непосредственного знания в процессе познания, выступающего стороной противоречия, взаимодействующей с опосредствованным знанием;

- раскрыты функции интуиции в проблемной познавательной ситуации;

- выявлена ограниченность идеалистического понимания и«Турции в современных немарксистских философских концепциях.

Теоретическая к практическая значимость исследования состоят прв! де всего в том, что преодолевается чисто рационалистический подход к процесоу сознания; ратарытие роля я функций непосредственного знания, интуиции позволяет углубить представления о сложном процессе познания, выделить в нем эвристические моменты, субъективную строну. Это раскрывает и ценностные аспекта пооцесса познания, я значительной « мере гуманизируь^ представления о познавательном процессе.

Положения и выводы диссертации имеют широкую практическую значимость; в воспитании »»^тодологической культуры личности, в белее эффективном научном поиске, управлении процессом перестройка, в нахождений оптималышх практич?оких путей решения экономических, политических, социально-йу ль тур чых и других противоречий нашего общества. ,

Материалы диссертации могут быть использован-; при чтении нормативных лекций й проведении семинаров по томе: "Д»алектяка а ее альтернативы. Концепция развития". "Сознание". "Познание". "Научное познание", в спецкурсах "Ияжеяерное творчество и современность", "Философские проблемы манедоечта" и др.

Анализ интуиции, уточнение ее функций и природы имеет важное згн-чение для г.^дагог-яческой теория: здесь откриаютея новые дядактлчее-кие возможности для Тюрмирования интуитивного мышления у учащихся, формирования у них творческих мотиваций и навыков. Выяснение гносеологической природы интуиции, ее поискового механизма способствует созданию методологической основы для элективного управления малоизученными процессами.

- (—

Аптсбащ-щ рчбо'гц.' Основшё положения и внвочы диссертации обсуждались на заседаниях кафздрй (Ьилософии Института повышения квалификации преподавателей обдествениых наук при Киевском государственном университете ям». Т.Г.Шевченко и на теоретическом семинаре слушателе!!. Кроме того, апробация результатов исследования осущест-плоиа автором а шютуплвнягх На Всесоюзной яонфэр6«д»я "Филосо^юййе проблема аргументаций" /Ереван,198бг./, на научных конферншшчх и методических сз!.-ииврах в Дгвивопотшлсиом гоо.универоятото /1906-Т990гг/, на научно-нрактйче оких конференциях Криворояского горнорудного института /'. Í930--I990 гг./, в мести научных статьях по теме диссертации,

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

. В соответствии о цель» и задачами исследования, диссертационная работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на шесть параграфов, заключения и зпизка основной использованной литературы. Выбранная последовательность изложения гатериала обусловлена внутренней логикой раскрытия темы.

Во введении обосМовыв«ется выбор темы дисс стации я ее актуальность, анализируется оостшние научной разработки проблемы, определяется цель исследования, а также задачи и способ их решения, формулируются ооновнне полояемля, выносимые на защиту, раскрывается их ьовйзна, выявляются Методологические установки, подчеркивается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Глава I — "Дплекмяа взаимодействия непосредственного и опоо-редотвовянното знания На основе законов материалистической диалектики" - лосвящается выяснению прирочн, сущности и механизм? действия непосредственного знания в опосредствованное на основе оаконоз и категорий материалистической диалектики.

в § I "Место й роль непосредственного знания в научном познании" - задача состоит не тол- чо в том чтобы рассмотреть caiy природу непосредственного чнг.ния, айв том, чтобы выяснить как оно взаимодействует с другими видали знания, проявляется, превращается в свою противоположность в сложном диалектическом процессе познания и, самое важное, способствует возникновению нового знания, нового творческого мн'олания.

Выступая Каи начало познания, непосредственное знание может быть, во-первых, как восприятие с помощью органов чувств, во-вторых,

- 'J _

прямое яосгваеняе укоа hí породе,tea ^ш'одарп' доиззаувл^ш'-"

зу кз других вот«.

Далытйиео «оследоаенва прнродч явпоорадотвваяого зняиая. позволяет виязить в нем такие нэойчодимо-значш.ша nomcü'tj как "'начало" п "конец". При этом, под "началом" изобходимо егчйшть на первоначальный этап следования: кач, яапрт/вр, адчало учебного годг кзчч-ло кинофильма и т.д. /т.е. прострэнотвошш-врэмамноэ начало/, а по-иоковоо, различаемое в твлрчапком процесса.

Диалектическая поляризация непооредотванногр знания цозволяз? обнаружить такое сочетг.нив противоречивых возможностей, гдь одна аз них содержит в себе д',>угуы, противоположную раба, благодаря .--другой имеет свою яавергаанрлсть в процесса своего разлитая я переходит и нее. Каждая аз ганг.х возможностей не является абсалкгно-ЕанаривкноЗ» а конкретно-относительной. Связь таких противоречивых возможностей настолько прочна и относительна, что исчарпчвпидпе себя явленна, приходит и своему концу и завершает ое 'я в форма нового начала.

Поэтому, '/рудно с. 1зать, чего гут больше - возврата конца а ¡я-чало ил" "всноса" начала в конец. Такого рода "якооы возврати" к начало, на более высоком уровне своего развития настоятельно определяют спиралевидный характер процесса, в результате чего в непсо» радственном знании вскрнваатся внутреннее противоречий, которое o¡ts-з.чваеуся способным бчть и основанием я обоснованным, Напосрадст.2ш~ яое знание обосновывает себя своим развитием п в конечном пчато обнаружением не тождественности своего исходного стапа'/напела/ к завершающего этапа /конца/,

Клаослки марксизма-ленинизма дали глубокой и содержательно«- решение вопроса о непоорадотвеннры анаши, его внутренней противоречивости я-причинной обусловленности. Рассматривая познание как дг'л-нешае и прсцеоо, в котором кавдоа звено обусловлено а опосрадк.•»•>-ваняо предшествующими ему звеньями, пра атом, йаядоз чвояо вмеит свое начало а завершение, В.И.Ленин обращает внимание яа: asos'iya я многогранную природу чепеорадотвешшго знания, "Начало, - за,-,тачч-0» В.И.Ленин, - самоа простое, обнчноэ, мяссоваднсе, яапоорадоч'азк-ное "бытие": отдельный товар /в поллтаческой экономив/. Анализ ото как отношения социального, Аналла двоякий, дедуктивный и ивдуяз'йй-иый, - логический и исторический /форма стоимости/".

Диалектико-матариалаотичоский анализ непосредственного акай?.я поаводяет обнаружить тонка, что напоорадмвинаоа вняике ьыетупаит

' - в -

и иак начал!) в как шМякадзяий результат наусташюго и напряженного поиска ученого или определенного коллектива,

В § 2 "Законсшрнцй характор взаимодействия непосредственного и опоср дствовашюго знания" рассматривается само становление и развитие непосредственного знания в диалектическом взаимодействии аго о опоорадсгиованшш знанием от простого к сложному,

Анализируя шпионив как процесс, необхолшо обратить внимание на то, у со напоорадствашюа вцаниа детарадцпруат мшиленяе не в качество яоходного порвотолчка, который только запускает систему, дей-отвуглого затем по оорим собственным, внутренним канонам, Непооред- ■ огв'.иное акание датетзмиадрувт миолительннй цроцесо на всем его протяжении.

В слокном дяалоитдчеоком процессе познания непосредственного и опосредствованного знания поалвдниа ваотупввт как вааимоопределя-саде противрполо»нссти. В формуле единотва я борьбы непосредственного я опосредствованного знания впражается определяющий признак противоречия как такого отношения, в рамках которого происходит движение взаимоь*едполагавдих и одновроиеняо взаименсклвчахшх сторон, тенденций, явлений, процеосов обгективного мира. Дийлакткчг кое противореча отражает войотпеиный характер отношений (шпосрод-пуионного и опосредствованного оиаяия: их единство я пратиюрани-ьооть.

Материалистическая диалектика признает не только даяданио и ваишодойотваа противоположностей, но и их переходи, превращение Яру.? в друга. Взаимозависимость я связь непосредственного знания л опосредствованного как противоположностей составляет тарвонапальпу» ступень в поедании движения противоположностей внешнего мира. Пара-ход непосредственного знания в опосредствованное - его уже вторая, более глубокая ступень в познании сущности движения цротавополож-(Ш сторон гаштая, Но й идее* познание причинной оаязя мзяду ие- ' ыоорадствеиным сканкем и опосредствованным вив на заканчивается, Таким обравоу» иродасо поанпния, идущий противоречивый путем, ооотояг но только в самом факте раздвоена« единого на противоположная сторона, ыомантн и тенденции, но и в определенной поолвдова-кальнооти возникновения в оо8накии человека соответствующих сторон в теп -»нций единого процеоса. Если на ранних ступенях поаияния наСдаааатоя борьба иавду вапосредственннм знанием и опоорадотвовак-кщ пак вытеснение /онятиэ/ одного другим, го на более поздних

•yneiwx обнаруживается ooewnswia непосрздстлевноро зяввяя а олоо-' |дотзованиого, их взашлообуслог-даняость о язэддаощмиашовогш, 1коз слияние не посредственного знания я спосрэцптлпзпчного г. глу-жое внутреннее одянсгво пра/.сгашшег собой кулмдаивдояний пункт 1зианпя, когда достигается ратина яэ в одном чз дэ противоречили*-¡пактов, a d ее относиталькой полнота, При о тем, пак сам прлцеоо знания, идущий противоречиво по' определении.!, последовательно вов-[кащим ступеням, так и ото обад тенденция, направленная к соодк-1Няв противоречивых сторон или моментов пазишшя, обусловлены обч-[тивной основой самого познання, противоречивой природой t о предка - вещей и явление, материального мара,

Анализ азаамодейлвия непосредственного рнояяя и опосрздотво--iHHoro позволяет гаясиить, что кшвдое из них реально существует 1иь как единство /тождество/ противоположностей и Функционирует, звипается а результате их взаимодействия /борьбм/, Проникновении сущность пригдигч раздвоения единогс и выявление в исследуемом Мято противоположных сторон, тенденций, устаноялонив взаимосвязи ¡жду н. ..'.а г. воопроизведениа на этой основе оамоявпгвивя и разви-.'яя •следуемого объекта, приводит нао и мэинязму качоотвенных я яояд-ютвенных изменений, к скачкообразному переходу от старого качест-i к новому, показывает тем оамыи, неким образом происходит в дгяь-|йшем движение а развитие.

Диалектический процесс познания ггрэдстпвляа? собой единство ¡прерывности и дискретности, Этот едшшй прсцесо поступательного наития содорвдт в себе ряд осооемкоотай, гшчзственно своеобрмэн'пс ■упеней. Переход от одной степени к другой совершается через ]>аз-1чннв моменты дяокретности.

Напоорздотванноа а опосредствованное щшнле снступап? пчтгшшкя югаодайствуютма элементами квпрарпяко-прврнзного процесса nonata. При атом, если опосредствованное внанкз выступает как кзпм-•вний, поступательный процесо развития мыплещш, «о капосрэдо r3tsn-за знание как прерив потепеннооти в развятяа мшяланая, переход мичестяа в качество, в результата которого прорывается узкий го-»зонт старого знания.

Сделан вывод, что в диалектической процессе по знания гфонсз:сдкт вырывание" какого-то предмета или его свойств нз общей оовокугнос-u других, затем раздвоенные момента дкокротяогс "восотанавлававд-ч" соответственно их единстиу в объективной дайстйзтялт^ностн. 3

„ ю -

ироцэзое '№коги прогиаорзчивого раскрытия сущности вещей обнаруживается ча только противоречивость понятийного процесса познания, н< ш раскрывается противоречие-самой объективной действительности.

В § 3 "Диалектическое отрицание, как кончит снятия старого и ут> В6РНД9Ш1К нового шипения. нового видения мира" вводит в мир форм и рования нового мышления и нового действия,, возрастающей роли человеческого фактора, путей его активизация, разлития социального уворчаотвп масс яаплатся предметом науки г плодотворного научного исследования. Предметное содержание научного исследования о неизбе: ностьв вступает в противоречия со старым образом тишшя, старыми метафизическими категориями й логическими принципами теории познания, Это противоречие явно или скрыто фарширует оитуаиию "взрыва аз'.утри" старого типа мышления. Ооиоьиую функции кштики устаревших форы мшшшил монет взять на себя материалистическая диелактиа .отгорая не только "педставляат собой новы!! способ шадания, по и способствует выработке качественно иного типа познавательной дея-гилгности.

Особый характер нового ыналания, ого уникальные черти неповторимая специфики, вытекскэда из современного втапа развития общест-В£, находят овоэ глубокое и равностороннее выявление в поступагель ном движении а перехода от старого к новому, где диалектическое от выракйат кая разрыв между различными этапами развития общества, так и взаимосвязь меаду ними. Следуя закону отрицания отри цандя, нам задача заключается в том, чтобы оумать вычленить объок тиийяЯ процесс отрицания, увидеть ту плоскость проявления нового, з которой объект выступает как роавинавдийся, в различные ого стороны и ьрсцаосы •• как моменты атого отрицания.

Диалектический процесс познания это но оплошная линия безразличных отрицаний непосредственных и опосредствованных знаний, следующих друг за дртом, а такой ¡¡елреравно-прарнвный процвсо, в которой второе отрицание и исчерпывающее снятие внутренней противоречивости субъекта является переходом на болов вноокуп ступень. При втш, происходит ие только иочерпанио предыдущей фермы, но и пороиоо■првдиаогвупдей в последующую, поскольку одна из таких форы выступает влвмзктом на пути раавертыващш поступательности /опооро отвоваиного внаявд/, а другая - завершением и новообразованием /т поородотзашюи снашзе/. Исчерпавшая себя опосредствованная форма знаний, переносит в снятом виде в последующую опосредствованную и

а "питает" ее собой. Поэтому, правдоотвуюдал опосредствованная ччрма знаний, с появлением попой опосредствованной фор,,и, ни о-ггаетсл бея связи с ной, продолжая оказывать на нов влияние.

Чтобы проникнуть а имманэятнчй мир исследуемого объекта, необходимо суметь увидеть в нем не сумму различий, тоидестз л протяаорочяй, а оттого обусловленную оиосредствоиапнуп систему знаяяй. Гаскгч-ть эту систому знаний нам и помогает диалектический характер взаимодействия непосредственного знания и спосрэдствозапного и принцип отрицания, когорн,'! придает знании не характер готового и безразличного результата, а характер процесса, внутри которого любой реяультчт обротает направление устремленности к новым горизонтам истины и зовот к дальнейшей-^ творческому процессу.

Сделан вывод, Что исторические события способствуют внработке нового подхода, оценки сложившейся ситуации, новых идей. Выработка новых подходов происходит болезненно противоречиво, поскольку затрагивав* интереса, ценности и потребности многих лчдьл, а освободиться, снять довлевшую силу прошлого не так просто, Только создание новой интеллектуальной атмосферы в коллэ..гива, обиестве, поиска новых нетривиальных путей развития, способов и методов исслэдозашш, оцегота результатов этой деятельности и аргументированная снлзь о практикой Сйоооботвуют оживления научного познания, формированию нового мышления и нозого понимания мира,

Глава П - "Интуиция как особый способ образования нового знания" - посавдзна г юлизу, когда получение знаний в пределах одяой слотами не является безграничным и'раньте или позже, ранвиаающаяся система, достигает такой точки "насыщения", когда информация, получаемая о помощью ее методов й средств, больше не удовлетворяет эоэрвлтащиы потребностям творческого процесса Познания, Повыв научянв- положения не только логически Не вытекают из имеющихся знаний, но я входит в противоречия О нйЫ. Возникает, так называемая проблемная оитуегдя, выход из которой может быть осуществлен о помоадю яятуахда.

В § I "Роль интуитивного выбора в поисковом процасоо" наряду о проблемой выбора а проблемной ситуация затрагиваются очень взжныв в теоретическом а практическом отношения проблемы: рагвитиа г.нтуяияи в творческой активности ученого, оценка работы л дпугуч в исследовательской деятельности А.Пуанкаре, Ж.Адагря, Д.Пойа, Луи да Бройля

я др. л

Изучение истории наук показывает, что только те учение добява-

лпоь вначителышх рэаультато.1, которые умоли из великого mhohbctí вертепных проблем раввявавшзйся науки выбрать такие, которые ¡ш ется ключевыми в данном поисковом процессе, затрагивают coj цевину его а приводят л.снятию бояьшянотва проблем, ц«ежду тем, щ выборе второстепенной проблемы очень трудно прийти к оитигелъкомз варианту, так как ее успашнса решение обусловлено нахоедзнием hoi го принципа,, а это возможно только тогда, когда решается централг лая проблема проводимого исследования. Таким образок, значение вь ра искомого результата обусловлено ¡:е только тем, что он должен с адекватным умственному окладу ученого, но в еще болычей степени i что он должен быть ключевым. Прй этом, в выборе искового решения ним из важазйншх качеств ученого была и остается способность "чув вовать" наличие шшчзвой прсблемы, правильно поставить ее, а част я Дать принципиально новое се решение. Эвристическая осложненное! выбора обусловлена вщэ я теп, что вое проблема находящиеся в перв начально., стадия роэвитич исследования часто выглядят равноценны« и дакб очень опытным ученым о трудом удается выделить из них наиб лее ценные в данный момент, Выбор искомого варианта, важнейшей ос беннооти йсследуекай проблемы, ведущей к цели - все это характере аует проблем выбора как сложный интеллектуальный процесс.

В сложных проблошшх ситуациях первоначально интуитивное пони макиа, а затем логически обоснованное и аргументированное решение п; зблеыы, над которой прздаритвльно и сознательно работал ученый является важным во всем процессе решения проблемы я эмоционально наиболее насыщенным. Хота "механизм" формярс ния интуитивного вь бора совершенно скрыт от творца, тем не менее он глубоко убежден, что ймош:». этому скрытому процессу принадлежит решающая роль в вс нкхнопашш новой йдей, открытия. В' атом его убеждает собственный опыт й некоторое свойственное ему чувстзо, сопровождайте хотя бь в отдельных.случаях. Подтверждением этому являются ^/ндаментртань исследования а данной области как советских, так я зарубежных

ученых-

Сделан вывод,что конкретная цель так или иначе выступает в w программы творческого поиска, охватывавшего в равной степени и осознаваемый А неосознаваемый уровни переработка информация. Пода шя программа в свозй основе безусловно не является алгоритмичеС' кой. В целом она задает некоторый ограниченный набор направлений цо11ска, отсеивая гглолеропектявные идеи, варианты и настраивает : ьеобходимом русле процесс пояока. Но эти принципы хорошо работаю

только и "тэмнстэ", '«-.а. ло дю пор пока ка улсп№тгл:г}а*х «мгсулцв-» квн психологичен Я феномен "готового" разулъуэг». В подяаяло япуч-гом, творческом познании интуигля выступает пг просхо кпк ясаяешпоз рождение "готового" результате, а как процесс, как особый спосой образования нового знания, в ходе которого вившиеся знание пзд"-' гнется ряду преобразований /логической экспликация а арвука^ц-.-,,' и на этой основа получаете/» новоч, нвпосрадстьанноэ знаяаэ.

В § 2 "Диалектическое единство логического и интуитивного л паучком познании" раосштрлвагтоя проблема поиска нового знаяая» Да:> нал проблема на можит гешатьоя о позиций "ала - ала" - пст1 д лети поервдимо, она ьклвтт оба подхода. Интуитивяоз а логические кяеа-лоние прз таком подходе листу паст не взапиовсклоташимя, а .взакко-проияяашцима олене»'гама мшлвиия, на суиесгауавдкв друг без друга. Е сложном процассо научного поиска учений вняу.уин поогсяшо прэ-ривоть операции логического движения мышления ингуятявкима екэтза» догадкой, гау^ной фантазией, аоскську сами процойей к предке«; объективной л^Яствите'мшсти не продотаыдат паго-то одпозяачнсгс> к пршлоли-эйного, а представляет собой саотему о многими иаязквдогт, В обычной ситуации диалектика процесса познания определяет .глажение мкллоняя на основе индуктивной логика, где в результата <я,зя-ка степени логических связей одних вискс?чвеш!Й, выводятся друг дв1иг,иив к окончательному разультагу тан же, коя дотвпиа алмш.«до-топ к вершила, сводится к последовательному преодолению сраштвл?— но небольших трудностей, к движению шаг га вагон, Трлдлцнонгглг го-гичеока схемы способны венрмть л вняснать те езязя л отвоюешь предмета, которые ведут к его сущности, Пря 8тсм, лотаскаЗ д.'»ляп знаний включает в себя дай отличных друг от друга а езязашж: г собой направлений исследования. Одно из цях - .разработка логвпячр.й: понятий, в которых осмысливается структура ннвнкй, условия аг яа-гинности а пути их лоотровная, а таижэ техника райпезнаааикя язгва-ноотя ила ложности знаний а построений доааэазбЯШй 6 «ветви най,

Другое - приманвнио получении?: средств а методов доказазоист-ва и опровержения при построении систем конкретный знаний в тс" яла иной области наука, Пераоз направленна асслздоваякя состав¡апт содержание .юкки знаний, а птороа - область ее лрилояэкйЙ.

В необычной ез ситуации ийа как еа ощз яалвйав* Еарвдоксаж.кзЗ, движение мишленая теряет своя логаЧвокув посяадоэа^едьйооть а ЧР"-

обротает даокрзпшй а даяз скачкообразный характер. Все ото происхо-дат 1з следствия того, что мшалэнпе псе чащз сталкивается с такими яглапяяш, процессам, которые логичозки на вытекают из пранних, упорядоченных а аргументированных в познавательной деятельности. LoaiiüKadi ситуация, в которой содержится целый ряд неизвестных, ма-ловзиасишх и вероятностных положений, с которыми сталкивается ао-окодователь. Создается, так называемая, проблемная ситуация, в ко-ropoíl нв1,звестноа не дано при/л, но задана чероз свое отношений к току, "го содержится в ней. Здесь ни входил в своеобразный и удивя-толькьй кар ¿шрадокса.

И процессе переработки информации иисль исследователя все боль-ш концонтрищотся па дальнойшэи направления поиска. Поэтому,многие у-ышз, рааая какую-либо зам чу, надет прийти к заклйчани», не cotí-."¿вдоя однозначной последовательности в своих быстротечных рассуждениях, совершая бис риз скачка, опускал посылки, минуя упорядочении« ¿огичосво агонья, основываясь пра этом на весь свой накопленный ^уьетвошшй опит, а такжп во» оуииу логически систематизированных tiiaimü,

Сдзлдн вывод 4fo жшоспедстявшюэ знание в творческом познаний мох-упает на просто как внезапной роздашю "готового" результата, а 8t8 слокний поисковый цроцзео, как скачкообразное движение к тому рзлуль^ату, в ходе которого имзкчясоя знания подвергаются ряду прз-обрэаовшшй к ка втой основа формируется иовоо внание, Упомянутые шеа ирэобравоааиия не поддаются проотой формализации и алгоритмизации, так как она относятся к особого рода перестройка знаний, осу-цэспзлвнво которой в каждой конкретном случае зависит от специфического содержания-этого анаши. Эта перестройка проводится на по за-ГзноО намэчзнкоцу шину я результат es становится заметным исследователи только тогда, когда oía ¿окончена и возникает возможность ыизлошюг» обозри нал всей "постройки" в целом. '

- В § 3 "Гносзологвчзокоя несостоятельность мистицизма в научном познании"-дается критический анализ тех направлений и взглядов, в которых вес болза явно начинают проявляться симптома раздвоенности Уйрл'н человеке приводящие к своеобразному, иногда, искаженному по-'вдедшш а само го отношоит человека к миру и процесса получения но-щх г.наш'й. Такоэ понимание вытекает из утверждения бассшшк чзло-еотоокого рану tía, фатальной предопределенности чоловачаокого сувдот вовпиая.

Анализируя впгляды аэрубежш/ учеши «а проблему пптумш, обращает внимание такая деталь, что многие из них зптрагивает веема интересные идеи, факты, положения, в исследовании творческого процесса и интуитивной активности а нам, но иск правило, оыюгпт положения их выводов резко рисходятся, а то я прямо противоположны принципам и выводным положениям диалектического гатериалия^а по даннни вопросам, Игеет место чрезмерная увлеченность и выпячивание отдельных свойств, особенностей /например, бессознательного, случайного/ в интуитивном озарении или ь.ьгафяричезиая ограниченность, заккпу-тость, сползание к ьисгике /К.Яспарс, Р.Брпун, Р.Лаккок/ и др.

Американский физиолог У.Б.Кэпион езнссит на обсуждение интерзо-нейший ^^прос: каким образом исследователи добывает повоз знание? Сидят ли они и напряженно думают о том, каков должен быть следушузй иаг или больше надеются на догадки и сзарения? Вопрос поставлен, разумеется, не ради праздного любопытства. Большинство зарубежных ученых а своих высказываниях .то данному вояшсу искл: ?агг совмеотнуэ активность сознания и бессозкателььую работу. Подготовительный пзрз-од в творческом процессе, по их унс шп, является полностью совка-тельным, а период "яикуоацяи идей" - подсознательным, Отеши, наиболее приемлемым состоянием удачногс поиска для некоторых представителей зарубежной философии является сон. Среди них преподавателя Лондонского политехнического института Р.Браун и Р.Лаккок, в результате исследований прими к выводу, что от'-'чтия зачастую совершается, когда козг ученою находится и расслабленном состояния и г* соорэ-доточен ка той или иной технической проблема, Это монет быть ванна,-постель или прогул"а в сельской кестностя - наиболее подходявдо квота для твошеского рачения прс -ам.

Анализируя результата исследований, философские взгляда варубея-ных учаянх, философов, психологов на- интуицию как неосознанный характер формирования нового знамя, внезапность его возникновения,' что происходит порой в самых невероятных условиях, оераадвт вникание еще одна весьма характерная черта для зару,здшх ученых в отношении интуиции - внелогический способ получения такого знания. Суть здесь не в самом принципе, а в том. как истолковывается настоящий принцип и прежде всего в каком отношении рассматриваются ученым логика и интуиция.

Так, видный французский математик Н.Дьедоннз отзывается о логике нз весьма дружелюбно. Логика, по его мнению, это необходимый и очень скучный инструмент. Ею надо уметь должным образом владеть,.

так как ои.ч noirwxzFAV"аяэда*ь sä доказательством и проверять его, но не кэ&брзгауь, последнее за интуицией.

Устойчивая сфокусирован гость па проблеме человека и нопремонниГ выход на человеческую.актив юоть, деятельность, свободу, бытие, моральные и другие уотановк." ювсадновнсго поведения личности красно! нйтьв проходят почти чараа зсе философские школы и направления,специфический подход к этой прэблеме имеет Западная философия,

Сделан вывод, чго вагпеМвй проблемой интуитивного познания нас таящего времео,является »рзблйма связи между решением проблемы бытия в той или иной фялосоФсчой теории г решением в ней проблемы интуиции.Интуиция - это одна аз форм познания человеком окружающей er действительности .Поэтому, то или иное иояя.ггшяе сущности интуиции вроде лагает .определенное тэиенив проблемы битгя.Зто решение,как пс называет многообразие неыагксиотоквх шкел и направлений в (ЬилосоФия втй пре*тасалки я возможности или не всегда осуществляются, или же осуществляются раалиЧнЬ-и iутями.

В Заключений подвоДятсг основные итоги исследования,которые могут быть дзлол?>?ейаш. при .дальнейшей тязработкв рассматриваемой в диссертаций проблематике,

По теме диссертаций опубликованы сло-пющив работы:

1. НепрерУвнэ-г,эрывнлЙ характер процесса познания.- Кривой Рог 1933.- С.24.- Рукопись деП. в ИНИОН АН СССР »I2G09.OT 31.03.83.

2. Бубаренко Н.Ф. Непосредственное знание как розультат и процесс познания. -Кривой Рог,1983. - СЛ7,- р-'-оплсь доп. в ШМОН АН СССР ÄI2608 от 31,03.83.

3. -Е/быренно Н.Ф. Диалектический момент снятия во взаимодойотви непосредственного и опосредствованного знания. -Кривой Рог,- Т983. -С.18. - Рукопись леи. в ИНИОН АН СССР М4936 от 23.12.83.

4. Еубырбнко Н.Ф. Роль интуитивного выхода ва пределы ло±'йческо система знаний, - Кривой Рог, 1983. - С.17. - Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР ÄI4937 от 23.12.83.

5. Бублрпнко Н.Ф. Соотношение интуитивного и логически аргументированного в научном познании // Философские проблема аргументации Материалы Всесоюзной теоретической конференции в г.Креван,!'-19 ноября 1984 года. - Ереван: изд. АН АРМ.ССР, 1984. - С.З.

6. Буб'ыренко Н.Ф. Соотношение интуитивного и логкчеокя аргументированного в научном ко знип // Философские проблемы аргументаций. - Ереван: лзд.АН АИЛ.ССР, IS86. - С.21.