автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального) искусства

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Кораблева, Мария Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального) искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального) искусства"

На правах рукописи

Кораблева Мария Дмитриевна

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО (ВОКАЛЬНОГО) ИСКУССТВА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

5 2072

005020190

Санкт-Петербург - 2012

005020190

Работа выполнена на кафедре межкультурных коммуникаций гуманитарного факультета ФБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций».

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Харченкова Людмила Ивановна

Скотникова Галина Викторовна доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Клюев Александр Сергеевич доктор философских наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Ведущая организация

Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Защита состоится 17 апреля 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.01 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 2/4, зал совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан 16 марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор культурологии, профессор ^ В.Д. Лелеко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Изучение истории русского музыкального искусства в аспекте взаимодействия культур является актуальным в настоящее время, когда в условиях глобализации наблюдается тенденция выравнивания национальных культур, появляется феномен культурного однообразия. Под угрозой утраты национальной самобытности может оказаться и русская культура. В настоящее время в средствах массовой информации и в системе образования России недостаточно внимания уделяется отечественной музыкальной культуре, что может негативно сказаться на формировании патриотических чувств у молодежи и процессах осознания ею своих национальных корней.

В этих условиях рассмотрение с позиций культурологии особенностей развития русского музыкального и, особенно, вокального искусства, с давних времен являющегося характерной и неотъемлемой частью русской культуры, может внести весомый вклад в понимание механизмов и факторов эволюции русской музыки, а также поможет прогнозировать возможности ее развития в будущем. Современное общество нуждается в опоре на национальное достояние, но, вместе с тем, и в толерантности как принятии многообразия культур нашего мира, в понимании важной роли культурных контактов не только для мирного сосуществования стран и народов, но и для развития их культур.

Степень разработанности проблемы

Проблемы, связанные с диалогическими отношениями музыкальных культур, стали активно разрабатываться в последние два десятилетия. Им посвящены сборники научных трудов Российского института истории искусств «Россия-Европа: Контакты музыкальных культур» (СПб., 1994); «Музыкальная коммуникация» (СПб., 1996); диссертации отечественных исследователей (Л. В. Астафьевой, Ю. С. Зобкова, Э. К. Петри, А. К. Петрова и др.). Диалоги музыкальных культур исследует в своих работах А. Г. Юсфин. Диалог как фундаментальная категория философской и художественной деятельности является предметом изучения Российского института культурологии МК РФ. Результаты научных исследований по этим вопросам печатаются в сборнике «Онтология диалога: философский и художественный опыт» (СПб., 2002). МГУ им. Ломоносова регулярно выпускает сборники научных трудов по теме: «Россия - Запад: диалог культур».

К вопросам диалога как специфической коммуникации обращались видные зарубежные и отечественные мыслители. Эту проблему рассматривали в своих трудах, например, Л. Фейербах, М. Бубер, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Л. С. Выготский, М. С. Каган, В. С. Библер, Д. С. Лихачев, С. Н. Иконникова, Г. С. Померанц, А. Я. Флиер и др.

Большой объем научных работ посвящен истории русской музыки. Отечественное музыкознание накопило обширный материал, отражающий различные стороны национальной вокально-хоровой культуры. Проблемам

древнерусского певческого искусства посвящены работы В. М. Беляева, М. В. Бражникова, А. Н. Кручининой, Е. Левашова, В. И. Мартынова, В. Металлова, А. Никольского, А. В. Преображенского, Д. В. Разумовского, М. П. Рахмановой, Н. С. Серегиной, С. Смоленского, Н. Д. Успенского и др. Теоретическому анализу творчества отдельных композиторов, которые внесли весомый вклад в развитие русской вокальной музыки, посвящены исследования Б. В. Доброхотова, Б. М. Гаспарова, Ю. А. Кремлева, Н. В. Романовского, М. Г. Рыцаревой, С. Скребкова и др. Вопросами истории русской хоровой культуры плодотворно занимались Б. В. Асафьев, А. С. Белоненко, Н. А. Герасимова-Персидская, В. П. Ильин, П. П. Левандо, Т. Ливанова, А. Лащенко, Ю. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, С. Скребков, В. А. Чернушенко и др.

С конца XX века и по настоящее время, в отечественной научной мысли происходит осознание того, что музыкальное искусство представляет собой неотъемлемый элемент системы культуры. В работах ученых (философов, культурологов, искусствоведов, музыковедов) музыка и, в частности, вокальное искусство, начинает рассматриваться целостно в контексте культуры (Е. В. Герцман, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. И. Мартынов, Е. В. Назайкинский, В. Т. Назарова, Г. А. Орлов, С. Б. Привалов, А. Г. Юсфин и др.). Потребность в комплексном, системно-культурологическом подходе к изучению музыкального (в том числе вокального) искусства, а также недостаточная разработанность этой проблематики в современной науке обусловили необходимость рассмотрения истории русского музыкального искусства в контексте диалога культур.

Объектом исследования является русское музыкальное искусство X-го - начала ХХ-го вв.

Предмет исследования — диалог культур в пространстве русского вокального искусства конца Х-го - начала ХХ-го вв.

Цель диссертационного исследования - определить роль диалога культур в развитии русского вокального искусства. В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

• выделить культурологические аспекты изучения музыкального искусства, а именно: определить специфику музыкального искусства как подсистемы этнической культуры и рассмотреть его коммуникативную функцию;

• выявить этнопсихологические аспекты изучения русского музыкального искусства, проследить взаимосвязь музыкального искусства с ментальными особенностями этноса, проанализировать ментальные черты русского этноса и отметить их проявления в русской народной песне;

• рассмотреть наиболее важные теоретические аспекты диалога культур как принципа развития этнической культуры;

• проанализировать предпосылки русско-византийского этапа диалога культур и определить роль византийской церковной музыкальной

традиции в формировании религиозных смыслов русской вокальной музыки (на примере жанров знаменного распева и духовного стиха);

• выявить предпосылки русско-европейского этапа диалога культур и проследить процессы рецепции и трансформации жанров западноевропейского музыкального искусства в условиях десакрализации русской культуры (на примере жанров канта, французского романса, партесного и духовного концертов, кантаты и оратории);

• рассмотреть диалог в русском музыкальном искусстве на этапе становления и расцвета русской композиторской школы в XIX - начале XX вв. (на материале русских опер и хоровых обработок русских народных песен);

• выявить примеры трансляции текстов русского музыкального (вокального) искусства в другие национальные культуры.

Методологическая и теоретическая база диссертации.

Сложность и многогранность изучаемой проблемы обусловили необходимость проведения междисциплинарного исследования, сочетающего в себе достижения различных наук: философии, культурологии, религиоведения, музыкознания, истории, психологии.

Методологической базой исследования является преимущественно системный подход, с позиций которого этническая культура рассматривается как огромная сверхсложная саморазвивающаяся система, иерархически подчиненными подсистемами которой будут соответственно музыкальная культура, музыкальное искусство, вокальное искусство, вокальные жанры и т.п. В работе используются принципы системно-синергетического подхода, примененные учеными М. С. Каганом, В. С. Жидковым, К. Б. Соколовым для изучения истории русской культуры.

Деятельностный подход, разработанный в трудах М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, позволил интерпретировать культуру и художественное творчество как вид и способ человеческой деятельности и рассматривать роль музыкального искусства в деятельности общения с точки зрения ее коммуникативной функции.

С изучением культуры и искусства как коммуникативной системы, обладающей определенным набором знаков, кодов, шифров, связано применение в данном исследовании семиотического подхода. Музыкальное искусство рассматривается как знаковая система особого рода.

Диссертационное исследование опирается на информационно-семиотическую концепцию культуры, рассматривая культуру и ее подсистемы как социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств (А. С. Кармин, 2006). Важнейшей методологической единицей в информационно-семиотической концепции культуры является понятие «смысл». С понятием жизненных смыслов тесно связано понятие «ценность». Поэтому в работе нашел отражение аксиологический подход к рассмотрению культуры.

В работе использованы также следующие методы:

структурно-функциональный метод, применение которого обусловлено рассмотрением пространства русской культуры как совокупности различных составляющих, объединенных отношениями взаимодействия; этот метод позволил рассматривать музыкальное искусство как важнейшую составляющую системы русской культуры, выполняющую существенные функции; этот метод также применяется для выделения в системе национальной культуры субкультур с присущими им музыкальными предпочтениями, характеристиками и определенными функциями;

- историко-генетический метод, позволяющий проследить историю зарождения и развития русского музыкального искусства и его вокальных жанров на протяжении длительного периода времени - от обрядовых жанров славянского фольклора и зарождения профессионального искусства до его расцвета, создания сложных оперных и кантатно-ораториальных форм представителями русской национальной композиторской школы;

- герменевтический метод, необходимый для интерпретации произведений музыкального (вокального) искусства с целью выявления «своих», национальных элементов и «чужих», привнесенных; для постижения разного уровня смыслов, вложенных в музыкальные произведения и зашифрованных средствами музыкального языка;

- изучение и анализ специальной философской, исторической, культурологической, этнопсихологической, музыковедческой литературы.

Теоретической основой работы явились труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана, В. С. Библера, А. Г. Юсфина, посвященные диалогу культур; Н. А. Бердяева, А. Я. Гуревича, В. С. Жидкова, К. Б. Соколова, В. О. Ключевского, Д. В. Ольшанского, В. А. Щученко. связанные с изучением этнопсихологических особенностей русского этноса; Б. М. Гаспарова, Г. А. Орлова, Ю. В. Осокина, В. Т. Назаровой, В. П. Ильина, В. И. Мартынова, М. Маркова, рассматривающие музыкальное искусство как составляющую культуры.

Эмпирическим материалом исследования служат аудиозаписи произведений русского вокального искусства разных жанров (народные обрядовые песни, христианские богослужебные песнопения византийской и древнерусской традиций, духовные стихи, партесные концерты, канты, духовные концерты, ранние русские оперы, классические русские оперы, кантаты, хоровые миниатюры, романсы, городские народные песни).

Научная новизна исследования заключается в следующих основных положениях:

• Уточнена коммуникативная функция музыкального искусства с позиций информационно-семиотической концепции культуры: выделены основные уровни социально значимых жизненных смыслов, кодируемых средствами музыкального языка и передаваемых композитором слушателям в музыкальных произведениях и музыкальных жанрах, - «бытийственный», «коллективный», «личностный» уровни.

• Учитывая взаимосвязь природно-географических, исторических и ментальных особенностей этноса с его музыкальным искусством, рассмотрены проявления в русской народной песне инвариантных этнопсихологических черт русского этноса.

• Выделены этапы (византийский, европейский, национальный) и уровни (межкультурный, субкультурный, композиторский) глобального диалога культур, оказавшего влияние на развитие русского музыкального искусства в период с конца Х-го по начало ХХ-го вв.

• С точки зрения синергетического подхода рассмотрены предпосылки каждого этапа диалога культур в русском музыкальном искусстве, отмечено, что каждый этап начинался в условиях нестабильности культуры как системы, и решающим моментом в выборе системой дальнейшего пути развития являлись усилия отдельных личностей, культурная политика государства.

• Впервые история развития русского музыкального искусства подробно рассматривается сквозь призму диалогических отношений разных уровней, что позволило проследить взаимосвязь между диалогом культур и появлением новых жанров в русской вокальной музыке с конца Х-го по начало ХХ-го вв.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Музыкальное искусство, являясь средством коммуникации, способно передавать важнейшие жизненные смыслы его создателей (под термином «смысл» понимается социально значимый опыт интеллектуально-эмоционального отношения субъекта к событиям и явлениям жизни, опыт переживания своих взаимоотношений с миром). В окружающем мире человек осмысляет себя на трех основных уровнях:

- космический, или бытийственный, где он ощущает себя частью природы, космоса, божественного замысла, и может мысленно вступать в коммуникацию с высшими началами бытия (Богом, Абсолютом, Законом);

- социальный, коллективный, где человек ощущает себя частью коллектива;

- личностный, когда человека волнуют проблемы взаимоотношений с самыми близкими людьми, чувство любви и личностные переживания по этому поводу.

Соответственно в музыкальном (в частности, вокальном) искусстве находят отражение смыслы всех трех уровней, воплощаясь в отдельных произведениях и целых жанрах: для выражения религиозных чувств и смыслов (например, религиозные песнопения), для выражения смыслов, связанных с единством и прославлением коллектива (например, виватные канты, государственные гимны, массовые песни) и для передачи смыслов, имеющих очень личное, интимное значение (например, лирическая песня, романс).

2. Историю развития русского музыкального искусства можно рассматривать как глобальный диалог культур, на каждом этапе которого происходит трансляция музыкальных текстов и заложенных в них смыслов преимущественно из одной (транслирующей) культуры в принимающую русскую музыкальную культуру. Для принимающей культуры на каждом этапе особенно актуальными являются смыслы определенного уровня. В истории развития русского музыкального искусства можно выделить:

- византийский этап диалога - в русскую культуру приходят религиозные (бытийственные) смыслы византийской культуры;

- европейский этап - русская музыкальная культура воспринимает новые музыкальные жанры и смыслы преимущественно коллективного и личностного уровней;

- национальный этап - создается самобытная профессиональная русская национальная музыкальная культура путем обращения европейски образованных русских композиторов к музыкальным произведениям народного творчества, а также происходит активная трансляция текстов русской музыкальной культуры в другие страны.

3. Диалог культур в русском музыкальном искусстве проходил на разных уровнях: межкультурном, субкультурном, композиторском. Межкулътурный уровень - это взаимодействие на уровне культур (русской и византийской, русской и европейской), субкультурный -коммуникация субкультур (крестьянской и церковной, крестьянской и городской) в рамках русской культуры, композиторский уровень - это обращение композитора к образам разных культур (русской народной, восточной, западной).

4. В результате трансляции музыкальных текстов из других культур в русскую культуру происходила рецепция инокультурных жанров, однако не все музыкальные жанры получали одинаковое распространение в русском музыкальном искусстве, а многие заимствованные жанры трансформировались, получая национальное своеобразие и наполняясь новыми смыслами. Например, жанр концерта, характерный для европейской инструментальной музыки, в России обрел хоровое звучание, а жанр оратории, выражавший в западной культуре, в основном, духовные, бытийственные смыслы, в России транслировал светские смыслы коллективного уровня. Эти процессы во многом связаны как с ментальными особенностями русского этноса, так и с требованиями исторического момента.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Проведенное исследование и полученные результаты демонстрируют ведущую роль диалога культур в развитии русского музыкального искусства. Диссертация выявляет взаимосвязь между этапами диалога культур и появлением новых вокальных жанров в русском музыкальном искусстве, освещая при этом творческий, а не подражательный характер заимствований в русской музыке жанров из других музыкальных культур. Работа

раскрывает большое значение древнерусского светского и духовного музыкального творчества для создания самобытной национальной музыкальной культуры, имеющей огромный авторитет в мире. Исследование демонстрирует важность для российского государства опоры на национальное достояние, что позволяет сделать выводы о необходимости проведения ряда мер в сфере культурной политики по пропаганде отечественного музыкального искусства в России, особенно среди молодежи.

Данная работа намечает основные направления для дальнейших исследований в русле проблематики, обозначенной в диссертации. Так, например, требует отдельного рассмотрения период развития русского музыкального искусства ХХ-го и ХХ1-го вв. в контексте диалога культур, плодотворными представляются возможные исследования значения русской музыкальной культуры для развития музыкальных культур других стран, а также сопоставительный анализ особенностей русской музыкальной культуры с музыкальными культурами различных народов.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть учтены и применены при разработке учебных программ, пособий, лекционных курсов, семинаров по проблемам теории и истории культуры, межкультурной коммуникации, истории музыки, культурологии, а также при чтении спецкурсов для студентов гуманитарных факультетов, учащихся музыкальных школ и училищ. Исследование может быть полезным в воспитательной работе с молодежью для формирования таких качеств как патриотизм и толерантность, в работе хоровых коллективов для осознанного обращения к русской и зарубежной музыке при составлении репертуара, в проектных организациях, занимающихся разработкой и планированием вопросов формирования человеческой личности в современном обществе.

Апробация работы

осуществлялась в форме докладов на аспирантских семинарах и научных конференциях: «Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения» (Москва, 22-24 октября 2010), «Глобализация и патриотизм» (Санкт-Петербург, 2010), «Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Девятая ежегодная международная научная конференция» (Санкт-Петербург, 10-11 апреля 2007 г.), «Научно-техническая конференция молодых научных сотрудников» (Санкт-Петербург, 1-7 июня 2006 г.).

Материал и теоретические положения диссертации изложены в шести авторских публикациях.

Собранный и проанализированный в диссертации материал использовался в качестве теоретических и практических основ в учебных курсах: «История музыки», «Музыкальная культура стран мира», «Искусство и литература» в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет 208 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, степень её разработанности, формулируется цель и ставятся задачи исследования, определяются основные теоретико-методологические принципы работы и научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость работы, её апробация.

Первая глава диссертации «Теоретические основы изучения диалога культур в пространстве русского музыкального искусства» состоит из трех параграфов. В ней выявляются необходимые для исследования заявленной проблемы аспекты.

Первый параграф - «Культурологические аспекты изучения музыкального искусства» состоит из двух подразделов.

В подразделе «Музыкальное искусство как подсистема этнической культуры» обосновывается значимость культурологических подходов к изучению музыкального искусства, в частности, таких как системный, деятельностный, информационно-семиотический, синергетический. Применение данных подходов в исследовании позволило сделать ряд выводов о функциях музыкального искусства. Во-первых, музыкальное искусство является подсистемой этнической культуры и отражает ее характер и свойства, т.е. является изоморфной культуре. Во-вторых, музыкальное искусство является важнейшим видом человеческой деятельности. В-третьих, музыкальное искусство как результат человеческой деятельности способно генерировать собственную информацию. В-четвертых, музыкальное искусство как система, погруженная в среду, имеет потенциал саморазвития, обмениваясь со средой информацией, и в своей эволюции проходит путь от хаотического состояния до стабилизации, причем началом нового события является создание новой информации, которая адаптируется и усложняется (В. С. Жидков, К. Б. Соколов, 2001). В точках бифуркации поведение системы и ее дальнейший путь развития непредсказуемы, но нередко за случайностью стоит историческая личность, усилия которой могут повлиять на последующий ход событий. Одним из важных факторов развития системы культуры и искусства может стать культурная политика, главным субъектом которой является государство. Согласно исследованиям М. С. Кагана, музыкальное искусство, как и другие виды искусства, является «самосознанием культуры», целостно отражая ее исторические, социальные и этнические характеристики, которые постигаются слушателями в процессе коммуникации с музыкальным произведением.

В подразделе «Коммуникативная функция музыкального искусства» подчеркивается, что искусство, наряду с общением, является важнейшим видом человеческой деятельности и обладает коммуникативной функцией. Опираясь на теорию информационно-семиотического подхода, формулируется положение о том, что коммуникативная функция музыкального искусства, в частности, проявляется в трансляции от адресанта к адресату закодированных средствами музыкального языка жизненных

смыслов человека, выражающих социально значимый опыт его интеллектуально-эмоционального отношения к событиям и явлениям жизни, опыт переживания своих взаимоотношений с миром. Таким образом, в системе этнической культуры музыкальное искусство фиксирует и передает жизненные смыслы данной культуры.

В системе жизненных смыслов человека при всем их многообразии можно выделить три основных уровня: бытийственный, на котором человек осмысляет себя как часть вселенной и рефлектирует по поводу своих взаимоотношений с ней и/или ее творцом, коллективный, на котором человек осмысляет себя как часть коллектива и переживает свои взаимоотношения с социумом, и личностный, смыслы которого связаны с самыми интимными переживаниями человека, как правило, по поводу близких людей и своего отношения к ним.

В подразделе рассматривается вопрос о музыкальном языке как знаковой системе особого рода. Под языком музыкального искусства в данном диссертационном исследовании понимается система средств его выразительности (т.е. мелодия, ритм, темп, лад, гармония и т.п.). В вокальных произведениях для создания образов и передачи смыслов большую роль играет словесный текст.

Понимание основных принципов коммуникации музыкального искусства позволяет воспринимать историческую, социальную и этническую сущность культуры более осознанно. Этнические особенности музыки связаны с проявлением в музыке психологических и — шире - ментальных свойств этноса.

Второй параграф «Этнопсихологические аспекты изучения русского музыкального искусства» посвящен рассмотрению ментальных особенностей русского этноса и их проявлений в народной песне.

В подразделе «Взаимосвязь музыкального искусства с ментальными особенностями этноса» анализируются научные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные категориям «ментальность», «менталитет», «картина мира», «национальный характер» и рассматривающие взаимосвязи духовных, психологических черт этноса и продуктов его духовной культуры (в том числе музыкального искусства). Единого общепринятого определения указанных понятий на сегодняшний день не существует. Исследуя разные позиции ученых по этим вопросам, мы разделяем точку зрения Е. А. Ануфриева и Л. В. Лесной о том, что менталитет представляет собой устойчивую совокупность социально-психологических качеств и черт общности людей, определяющих многие стороны их жизнедеятельности, проявляясь в их духовной и материальной жизни (Е. А. Ануфриев, Л. В. Лесная, 1997). Также для нашего исследования представляется актуальным определение ментальности, данное А. Я. Гуревичем. Ментальность, по Гуревичу, - это наличие у людей определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя (А. Я. Гуревич, 1988). Исходя из этих положений, можно

утверждать, что ментальность общности связана с его музыкальным искусством, т. к. на уровне ментальности, как пишет ученый, «мысль не отчленена от эмоций», а музыка - это «область эмоционализированного мышления» (М. Гнесин, А. Юсфин). В понятие «ментальность» включаются как умственные, так и психологические черты общности, влияющие на мировосприятие, на картину мира. В нашей работе мы консолидируемся с исследователями, включающими в понятие «менталитет» понятия «картина мира» и «национальный характер» (А. Я. Гуревич, И. Г.Дубов, В. С. Жидков К. Б. Соколов и др.). Важную роль для нашего исследования сыграли научные идеи В. А. Щученко. Ученый отмечает, что понятие «ментальность» обозначает конкретное историческое качество менталитета, который, медленно подвергаясь изменениям, сохраняет неизменным свое ядро. Менталитет проявляется в искусстве неосознанно, в большей степени в народном искусстве, чем в творчестве профессионалов - представителей элитарной культуры. В культуре происходит диалог, взаимное влияние неосознанных и отрефлексированных ментальных форм: элитарная культура «подпитывается ментальными токами», а ментальные системы под воздействием элитарной культуры приспосабливаются к новым условиям идейно-образной среды (В. А. Щученко, 2004). Таким образом, менталитет русского этноса должен проявляться в ведущем жанре народного искусства -народной песне.

В подразделе «Ментальные черты русского этноса и их проявления в народной песне» анализируются научные труды отечественных философов, историков, психологов, этнологов, культурологов и выявляются факторы, повлиявшие на формирование ментальных черт русского этноса и, прямо или косвенно, оказавшие воздействие на формирование образов, характера, музыкального языка народных песен - той области музыкального искусства, в которой максимально долго сохраняется ментальное ядро этноса. Это такие факторы, как природно-географический, религиозный, исторический и др. Рассматриваются наиболее устойчивые ментальные характеристики представителей русского этноса, сформировавшиеся под влиянием этих факторов, анализируется проявление этих черт в русских народных песнях.

Обращение к исследованиям отечественных мыслителей (Л. Н. Гумилева, Г. Д. Гачева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Д. В. Ольшанского, Н. С. Трубецкого, А. А. Коринфского, В. С. Елистратова, В. О. Ключевского, Л. И. Мечникова Б. А. Рыбакова и др.) позволило установить, что на формирование устойчивых психологических качеств представителей русского этноса и своеобразия русских народных песен оказали влияние: обширная территория расселения этноса, однообразный равнинный ландшафт, умеренно холодный климат, срединное положение между Европой и Азией; религия древних славян, основанная на поклонении природе, и восточное христианство с идеями высокой нравственности, любви к человеку, ценностями страдания; особенности исторического развития и др. Эти факторы сформировали такие ментальные особенности восточных

славян, а затем и русского этноса, как: общинность, сдержанная эмоциональность, духовное и физическое странничество, наличие контрастных качеств в характере, любовь к свободе, недоверие к рациональному, тяготение к отсутствию четких форм, вчувствование в природу, ценность семейных отношений, терпимое отношение к страданию, пассивность, особое отношение к слову. В данном подразделе была предпринята попытка установить соответствия между указанными этнопсихологическими качествами и их проявлением в русских народных песнях. Было выявлено, что в текстах русских народных песен разных исторических периодов встречаются характерные образы, связанные с родной природой, с идеями воли, свободы, простора, бродяжничества, семейных и нравственных ценностей. В народном музыкальном искусстве этнопсихологические особенности русских нашли отражение в развитии преимущественно совместного, хорового исполнительства, наличии контрастных по характеру песен - «то разгулье удалое, то сердечная тоска», по тонкому наблюдению А. С. Пушкина, в свободном построении песен, их переменном размере, ассиметричности структур, эмоциональном наполнении (возгласы, междометия), в длительных распевах слогов, протяженности песен, наличии широких интонационных скачков в мелодиях. В русских народных песнях присутствуют также юмор и задор.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Б. М. Гаспаров, Ю. А. Кремлев, В. Т. Назарова, С. Б. Привалов и др.), характеризуя русские народные песни, используют слова и выражения: «задушевность», «теплота», «мягкость», «сердечность», «эмоциональная открытость», «широкая распевность», «уютная экспрессивность» и т.п. Эти характеристики, не являясь научными терминами, тем не менее, определяют не только эмоциональную окраску песен, но и особенности русского национального характера. «Коль душа коротка, протяжной песни не спеть» — гласит русская пословица.

Ментальная составляющая этнической культуры обеспечивает относительную устойчивость ее системы в разных исторических условиях. Вместе с тем каждая культура, обладая внутренним, генетическим потенциалом развития, изменяется под воздействием внешних факторов. Одним из важнейших факторов развития культуры и ее подсистем является диалог культур.

В параграфе 1.3. «Диалог культур как принцип развития этнической культуры» проанализированы важнейшие для данного исследования труды ученых, занимавшихся разработкой проблемы диалога культур. М. М. Бахтин, указывая, что «культура всегда существует на грани, в вопросах другой культуры», подчеркивал, что для подлинного диалога важно не вживание в чужую культуру, а понимание ее со своих позиций, без потери собственной индивидуальности. Ю. М. Лотман отметил дискретность как характеристику диалога культур и выделил его основные этапы, связанные с передачей и приемом информации. В качестве предпосылок для осуществления диалога ученый выделил наличие симпатии, любви, уважения между контактирующими сторонами, присутствие сходных и отличных черт

в культуре, язык, понятный обоим коммуникантам. Разрабатывая философские основания процесса общения, М. С. Каган описал их возможные предпосылки и выделил субъекты диалогических отношений. Исследуя диалоги музыкальных культур, А. Юсфин представил их возможную типологию: организованный - стихийный, контактный -бесконтактный, диалог в культуре - диалог в сознании композитора. В результате диалогических отношений культур образуются новые культурные тексты.

Глава вторая «Диалог культур в русской музыке: предпосылки, этапы, результаты» посвящена изучению глобального диалога культур, затронувшего пространство русского музыкального искусства с конца Х-го века.

Параграф 2.1. «Роль византийской церковной музыкальной традиции в формировании религиозных смыслов русской вокальной музыки» начинается с подраздела «Предпосылки византийского этапа диалога культур», где рассматривается историческая ситуация, в которой оказалась русская культура в конце Х-го века. С точки зрения синергетического подхода ее можно назвать нестабильным состоянием системы: политеистические воззрения живущих на территории Руси племен препятствовали созданию единого государства. Решающим моментом в выборе пути дальнейшего развития русской культуры стала культурная политика правителей русского государства, начиная с князя Владимира, определившего для страны религию восточного христианства. Новая религия несла новые идеи, новый способ мирочувствования, новую картину мира, новые смыслы. Эти смыслы были закодированы и в музыкальном языке христианских песнопений, пришедших на Русь из Византии. При этом некоторые черты византийской музыкальной культуры оказались близки славянской песенной культуре (диатоника, небольшой диапазон мелодий, свободный ритм распевов). В результате этого этапа диалога, который мы обозначили как византийский, в русской музыке появились новые продукты творчества - музыкальные жанры, в которых, с одной стороны, присутствуют элементы чужой музыкальной культуры, музыкального языка, а с другой -проявляется русское своеобразие.

В подразделе «Знаменный распев как древнерусский вариант византийской богослужебной музыки в истории русской музыкальной культуры» анализируются изменения, которые произошли с византийскими церковными песнопениями на русской почве. На них оказали влияние распевные мелодии русских народных песен и старославянский язык со своей ритмикой. В итоге образовался древнерусский вариант византийского осмогласия - знаменный распев. Он явился одним из результатов византийского этапа диалога культур. В 1453 году Византия пала под ударами турок, и завершающей фазы диалога - трансляции русских текстов музыкального искусства в Византию - не произошло. В XVII веке традиция одноголосных знаменных распевов была вытеснена новыми музыкальными принципами. Возрождение интереса к знаменным распевам произошло в

конце XIX - начале XX вв. в творчестве представителей Нового направления в духовной музыке (С. В. Смоленского, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. Т. Гречанинова), в духовных циклах С. В. Рахманинова. Русским композиторам удалось средствами европейского музыкального языка передать строгую аскетичность и духовную возвышенность древнерусских песнопений. В этом видоизмененном виде культурное наследие Древней Руси стало транслироваться в зарубежные страны, что можно рассматривать как заключительную стадию византийского этапа диалога культур.

Подраздел «Духовный стих как результат диалога церковной и славянской языческой субкультур» посвящен жанру, появившемуся в народной русской музыке в эпоху средневековья, благодаря стихийному диалогу на уровне субкультур в рамках русской культуры. Жанр духовного стиха обладает чертами как традиционной славянской языческой культуры, так и культуры церковной, книжной, что демонстрирует усвоение культурных текстов Византии на уровне смыслов. В настоящее время наблюдается возрождение интереса к русским духовным стихам, а также трансляция данных культурных текстов в зарубежные страны.

Параграф второй главы 2.2. «Рецепция и трансформация жанров западноевропейского музыкального искусства в условиях десакрализации русской культуры» посвящен изучению следующего этапа диалога культур с участием русской культуры, который мы назвали европейским, когда в качестве «собеседника» выступила европейская культура.

В подразделе «Предпосылки европейского этапа диалога культур»

анализируются причины вступления России в культурный диалог с Западной Европой. Смыслы западноевропейской культуры, начиная с XVII века, проникают в русскую культуру, которая в это время испытывает потребность в обновлении, и в XVIII веке становятся основой культурной политики российского государства. Религиозные смыслы, несущие ценности аскетизма и смирения, отступают на второй план. Россия утверждает приоритет активной деятельности на благо государства. В условиях десакрализации русской культуры происходит усвоение европейского музыкального языка, а также рецепция западноевропейских музыкальных жанров. В русском музыкальном искусстве европейские жанры наполняются смыслами, в которых испытывает потребность русская культура, - в основном, «коллективного» и «личностного» уровней.

В подразделе «Инокультурные жанры в русской музыке (канты, партесные и духовные концерты, кантаты, оратории) как средство прославления церкви и государства» анализируются процессы рецепции и трансформации западноевропейских хоровых жанров в русской музыке, ставших носителями, в основном, смыслов коллективного уровня. Пришедший из Европы партесный (гармонический многоголосный) стиль пения получил распространение в России в виде кантов (например, виватных, прославлявших военные победы), обиходной церковной музыки, нарушавшей каноны осмогласия, но звучавшей более торжественно, пышных

многоголосных и многохорных партесных концертов, исполнявшихся как в церкви, так и на светских торжествах. Пришедший на смену партесному жанр духовного концерта, например, в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского, синтезировал достижения западноевропейского музыкального искусства с особенностями православного менталитета. Отмечается, что европейские жанры не в равной мере вошли в русскую музыкальную культуру. Например, жанр мессы, наиболее характерный для католической культуры, не получил распространение в России, встречаются лишь единичные случаи русских произведений в этом жанре. Пышные торжественные жанры оратории и кантаты, также имеющие тесную связь с католицизмом, служили в России, в основном, средством прославления государственности (С. Давыдов, С. Дягтерев, П. И. Чайковский) и укрепления православных ценностей (С. И. Танеев).

В подразделе «Лирические жанры в русской музыке: от канта к романсу, городской народной песне и хоровой миниатюре» прослеживается процесс трансформации в русском музыкальном искусстве жанров инокультурного происхождения, служащих для воплощения «личностных» смыслов русской культуры. Польский кант, французский романс, российская песня, цыганская песня, итальянские арии и русские народные песни - основные истоки ставшего национальным жанра русского романса. Русский романс XIX - XX вв. сменил популярные в XVIII в. жанры канта и российской песни и получил известность во всем мире. Искренность, доверительность, простота этого жанра раскрывают подлинные ценности русской культуры - ценности человеческого общения. Отмечаются также проявившиеся в некоторых романсах русских композиторов характерные для ментальности русской культуры черты: особая значимость слова, внимание к речевым интонациям, философичность, юмор (например, в романсах А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского). В данном подразделе также отмечается появление в русской музыке жанра городской народной песни в результате стихийного диалога крестьянской и городской субкультур.

Параграф 2.3. «Диалог в русском музыкальном искусстве на этапе становления и расцвета русской композиторской школы» посвящен рассмотрению диалогических отношений в сознании европейски образованных русских композиторов, представителей городской элитарной культуры, в эпоху создания русского национального искусства. Создавая музыкальные произведения, композиторы обращались к русскому фольклору, к тематике Востока и к образам западного мира, соединяя западноевропейские музыкальные принципы с русской ментальностью, демонстрируя открытость, отзывчивость русской культуры, ее способность принять в себя все культурное многообразие мира.

Подраздел «"Русское", "восточное" и "западное" в вокально-хоровом творчестве русских композиторов» посвящен изучению средств и приемов, с помощью которых русские композиторы создавали национальный колорит в своих оперных и камерных вокальных произведениях. Были рассмотрены приемы стилизации, цитации (например, народных песен),

имитации (например, звучания музыкальных инструментов). Приводятся примеры обращения русских композиторов к крестьянской песне при создании опер и хоровых обработок народных песен. В этой части работы выявляются национальные особенности русских опер, рассматривается явление в них ориентализма, анализируется западное влияние на русскую музыку. Указывается, что образы западной культуры в оперных произведениях русских композиторов, как правило, представлены танцевальной музыкой, подчеркивающей активно-действенный характер европейской культуры и характерный для нее инструментализм.

В подразделе «Трансляция текстов русского музыкального (вокального) искусства в другие национальные культуры» приводятся некоторые примеры ответной фазы диалога культур, когда русская культура транслирует в зарубежные страны свои национальные смыслы средствами музыкального (вокального) искусства. Произведения русских композиторов не только восхищали европейских музыкантов, но и служили стимулом для их собственного творчества. Русский «след» остался, например, в произведениях Бетховена, Листа, Дебюсси, Равеля, Бриттена. Музыкальные шедевры Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова и др., как в XIX - XX вв., так и сегодня пользуются большим успехом за рубежом и применяются в других культурах не только в рамках академического искусства, но и в искусстве кино, мультипликации, в современных музыкальных течениях.

В Заключении подводятся итоги выполненной работы, формулируются основные выводы, прогнозируется возможное развитие русского музыкального искусства в ближайшем будущем. Выявляется взаимосвязь между этапами диалога культур и появлением новых жанров в русском музыкальном искусстве. Отмечается, что на протяжении всех выделенных этапов диалога культур в русском музыкальном искусстве наблюдается увеличение количества жанров, постепенная их смена, изменение и усложнение их смысловой наполненности и музыкального языка. Утверждается, что создание самобытной русской музыки на национальном этапе диалога культур опиралось на музыкальное наследие Древней Руси — славянский фольклор и духовные песнопения.

На основании проведенного исследования делается вывод о том, что диалог культур сыграл ведущую роль в развитии русского музыкального искусства. Выдвигается предположение, что обилие иностранной музыки, звучащей ныне в России, и привносимых ею смыслов других культур, должно вызвать в нашей стране очередное осознание ценности отечественного культурного своеобразия, богатства национального музыкального фонда и возрождение русских музыкальных традиций, возможно, с помощью средств современного музыкального языка. В противном случае русской культуре грозит утрата национальной самобытности и, как следствие, ослабление ее авторитета в мировом сообществе. В выходе России из духовного кризиса большую роль способно сыграть русское вокальное искусство.

Список публикаций автора по теме диссертации

Работы, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК

РФ:

1. Кораблева М. Д. Диалог культур в русском хоровом искусстве XI - XVIII веков / М. Д. Кораблева // Вопросы культурологии: научно-практический и методический журнал. - М.: Просвещение, 2010 - № 11. - С. 25-30 (0,5 п. л.).

Работы в других изданиях:

2. Кораблева М. Д. Этнические мотивы в музыке русских композиторов XIX века/ М. Д. Кораблева // Труды научно-технической конференции молодых научных сотрудников СПГУВК 1 - 7 июня 2006 г., г. СПб. - СПб.: ФГОУ ВПО СПГУВК, 2006. - Том 2: Гуманитарные науки, экономика и финансы. -С. 50-53 (0,3 п. л.).

3. Кораблева М. Д. Григ и Чайковский как выразители «народного духа» в музыке / М. Д. Кораблева // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: материалы Девятой ежегодной международной научной конференции (10-11 апреля 2007 г.)/ под ред. В. Н. Барышникова. - СПб.: РХГА, 2008. - С. 42-50 (0,3 п. л.).

4. Кораблева М. Д. Православная духовная музыка в контексте современной городской культуры / М. Д. Кораблева // Россия и мир. Гуманитарные проблемы: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 17. - СПб.: СПГУВК, 2010. - С. 300 - 304 (0,2 п. л.).

5. Кораблева М. Д. Русское музыкальное искусство как средство воспитания патриотизма и толерантности у молодежи / М. Д. Кораблева 11 Глобализация и патриотизм: материалы докладов и выступлений Международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов. - СПб.: СПГУВК, 2010. - С. 157 - 161 (0, 2 п. л.).

6. Кораблева М. Д. Диалог культур в творчестве композитора Максима Березовского/ М. Д. Кораблева //Феномен творческой личности в культуре: материалы IV международной конференции «Фатющенковские чтения 2011», г. Москва. - М.: МГУ, 2011. - Том 2. - С. 215 - 220 (0,2 п. л.).

Подписано в печать 15.03.2012г. Формат 60x84/16 П.л. 1. Уч.-изд.л 1. Тир.ЮО экз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38.1:огои55е1@таП.1 Зак. № 13374 от 15.03.2012г.

 

Текст диссертации на тему "Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального) искусства"

61 12-24/115

ФБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

На правах рукописи

Кораблева Мария Дмитриевна

Диалог культур как фактор развития русского музыкального (вокального)

искусства

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор пед. наук, проф. Л. И. Харченкова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................с. 4

Глава 1. Теоретические основы изучения диалога культур в пространстве русского музыкального искусства...............................с. 15

1.1. Культурологические аспекты изучения музыкального искусства

1.1.1. Музыкальное искусство как подсистема этнической

культуры.....................................................................с. 15

1.1.2. Коммуникативная функция музыкального искусства...............с. 26

1.2. Этнопсихологические аспекты изучения русского музыкального искусства............................................................................с. 41

1.2.1. Взаимосвязь музыкального искусства с ментальными особенностями этноса...................... ..................................с. 41

1.2.2. Ментальные черты русского этноса и их проявления в народной песне.............................................................с. 51

1.3. Диалог культур как принцип развития этнической культуры.......с. 70

Выводы........................................................................................С. 91

Глава 2. Диалог культур в русской музыке: предпосылки, этапы, результаты..................................................................................с. 95

2.1. Роль византийской церковной музыкальной традиции в формировании религиозных смыслов русской вокальной музыки

2.1.1. Предпосылки византийского этапа диалога культур................с. 95

2.1.2. Знаменный распев как древнерусский вариант византийской богослужебной музыки в истории русской музыкальной культуры.....................................................................с. 100

2.1.3. Духовный стих как результат диалога церковной и славянской языческой субкультур...................................................с. 109

2.2. Рецепция и трансформация жанров западноевропейского музыкального искусства в условиях десакрализации русской культуры

2.2.1. Предпосылки европейского этапа диалога культур...............с. 113

2.2.2. Инокультурные жанры в русской музыке (канты, партесные и

духовные концерты, кантаты, оратории) как средство

прославления церкви и государства....................................с. 121

2.2.3. Лирические жанры в русской музыке: от канта к романсу,

городской народной песне и хоровой миниатюре.................с. 133

2.3. Диалог в русском музыкальном искусстве на этапе становления русской композиторской школы...........................................с. 142

2.3.1. «Русское», «восточное» и «западное» в вокально-хоровом творчестве русских композиторов.......................................с. 142

2.3.2. Трансляция текстов русского музыкального (вокального) искусства в другие национальные культуры........................с. 167

Выводы.....................................................................................с. 176

Заключение...............................................................................с. 181

Библиографический список..........................................................с. 189

Введение

Актуальность темы исследования

Изучение истории русского музыкального искусства в аспекте взаимодействия культур является актуальным в настоящее время, когда в условиях глобализации наблюдается тенденция выравнивания национальных культур, появляется «феномен культурного однообразия» [Иконникова: 1987, с. 55]. Под угрозой утраты национальной самобытности может оказаться и русская культура. В настоящее время в средствах массовой информации и в системе образования России недостаточно внимания уделяется отечественной музыкальной культуре, что может негативно сказаться на формировании патриотических чувств у молодежи и процессах осознания ею своих национальных корней.

В этих условиях рассмотрение с позиций культурологии особенностей развития русского музыкального и, особенно, вокального искусства, с давних времен являющегося характерной и неотъемлемой частью русской культуры, может внести весомый вклад в понимание механизмов и факторов эволюции русской музыки, а также поможет прогнозировать возможности ее развития в будущем. Современное общество нуждается в опоре на национальное достояние, но, вместе с тем, и в толерантности как принятии многообразия культур нашего мира, в понимании важной роли культурных контактов не только для мирного сосуществования стран и народов, но и для развития их культур.

Степень разработанности проблемы

Проблемы, связанные с диалогическими отношениями музыкальных культур, стали активно разрабатываться в последние два десятилетия. Им посвящены сборники научных трудов Российского института истории искусств «Россия-Европа: Контакты музыкальных культур» (СПб., 1994); «Музыкальная коммуникация» (СПб., 1996.); диссертации отечественных исследователей (Л. В. Астафьевой, Ю. С. Зобкова, Э. К. Петри, А. К. Петрова и др.). Диалоги

музыкальных культур исследует в своих работах А. Г. Юсфин. Диалог как фундаментальная категория философской и художественной деятельности является предметом изучения Российского института культурологии МК РФ. Результаты научных исследований по этим вопросам печатаются в сборнике «Онтология диалога: философский и художественный опыт» (СПб., 2002). МГУ им. Ломоносова регулярно выпускает сборники научных трудов по теме: «Россия - Запад: диалог культур».

К вопросам диалога как специфической коммуникации обращались видные зарубежные и отечественные мыслители. Эту проблему рассматривали в своих трудах, например, Л. Фейербах, М. Бубер, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Л. С. Выготский, М. С. Каган, В. С. Библер, Д. С. Лихачев, С. Н. Иконникова, Г. С. Померанц, А. Я. Флиер и др.

Большой объем научных работ посвящен истории русской музыки. Отечественное музыкознание накопило обширный материал, отражающий различные стороны национальной вокально-хоровой культуры. Проблемам древнерусского певческого искусства посвящены работы В. М. Беляева, М. В. Бражникова, А. Н. Кручининой, Е. Левашова, В. И. Мартынова, В. Металлова, А. Никольского, А. В. Преображенского, Д. В. Разумовского, М. Рахмановой, Н. С. Серегиной, С. Смоленского, Н. Д. Успенского и др. Теоретическому анализу творчества отдельных композиторов, которые внесли весомый вклад в развитие русской вокальной музыки, посвящены исследования Б. В. Доброхотова, Б. М. Гаспарова, Ю. А. Крем лева, Н. В. Романовского, М. Г. Рыцаревой, С. Скребкова и др. Вопросами истории русской хоровой культуры плодотворно занимались Б. В. Асафьев, А. С. Белоненко, Н. А. Герасимова-Персидская, В. П. Ильин, П. П. Левандо, Т. Ливанова, А. Лащенко, Ю. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, С. Скребков, В. А. Чернушенко и др.

С конца XX века и по настоящее время в отечественной научной мысли происходит осознание того, что музыкальное искусство представляет собой неотъемлемый элемент системы культуры. В работах ученых (философов, культурологов, искусствоведов, музыковедов, филологов) музыка и, в

частности, вокальное искусство, начинает рассматриваться целостно в контексте культуры (Е. В. Герцман, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. И. Мартынов, Е. В. Назайкинский, В. Т. Назарова, Г. А. Орлов, С. Б. Привалов, А. Г. Юсфин и др.). Потребность в комплексном, системно-культурологическом подходе к изучению музыкального (в том числе и вокального) искусства, а также недостаточная разработанность этой проблематики в современной науке обусловили необходимость рассмотрения истории русского вокального искусства в контексте диалога культур.

Объектом исследования является русское музыкальное искусство Х-го -начала ХХ-го вв.

Предмет исследования - диалог культур в пространстве русского вокального искусства конца Х-го - начала ХХ-го вв.

Цель диссертационного исследования - определить роль диалога культур в развитии русского вокального искусства.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

• выделить культурологические аспекты изучения музыкального искусства, а именно: определить специфику музыкального искусства как подсистемы этнической культуры и рассмотреть его коммуникативную функцию;

• выявить этнопсихологические аспекты изучения русского музыкального искусства, проследить взаимосвязь музыкального искусства с ментальными особенностями этноса, проанализировать ментальные черты русского этноса и отметить их проявления в русской народной песне;

• рассмотреть наиболее важные теоретические аспекты диалога культур как принципа развития этнической культуры;

• проанализировать предпосылки русско-византийского этапа диалога культур и определить роль византийской церковной музыкальной традиции в формировании религиозных смыслов русской вокальной музыки (на примере жанров знаменного распева и духовного стиха);

• выявить предпосылки русско-европейского этапа диалога культур и проследить процессы рецепции и трансформации жанров западноевропейского музыкального искусства в условиях десакрализации русской культуры (на примере жанров канта, французского романса, партесного и духовного концертов, кантаты и оратории);

• рассмотреть диалог в русском музыкальном искусстве на этапе становления и расцвета русской композиторской школы в XIX - начале XX вв. (на материале русских опер и хоровых обработок русских народных песен);

• выявить примеры трансляции текстов русского музыкального (вокального) искусства в другие национальные культуры.

Методологическая и теоретическая база диссертации.

Сложность и многогранность изучаемой проблемы обусловили необходимость проведения междисциплинарного исследования, сочетающего в себе достижения различных наук: философии, культурологии, религиоведения, музыкознания, истории, психологии.

Методологической базой исследования является преимущественно системный подход, с позиций которого этническая культура рассматривается как огромная сверхсложная саморазвивающаяся система, иерархически подчиненными подсистемами которой будут соответственно музыкальная культура, музыкальное искусство, вокальное искусство, вокальные жанры и т.п. В работе используются принципы системно-синергетического подхода, примененные учеными М. С. Каганом, В. С. Жидковым, К. Б. Соколовым для изучения истории русской культуры.

Деятельностный подход, разработанный в трудах М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, позволил интерпретировать культуру и художественное творчество как вид и способ человеческой деятельности и рассматривать роль музыкального искусства в деятельности общения, с точки зрения ее коммуникативной функции.

С изучением культуры и искусства как коммуникативной системы, обладающей определенным набором знаков, кодов, шифров, связано применение в данном исследовании семиотического подхода. Музыкальное искусство рассматривается как знаковая система особого рода. Диссертационное исследование опирается на информационно-семиотическую концепцию культуры, рассматривая культуру и ее подсистемы как «социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» [Кармин: 2006, с. 24]. Важнейшей методологической единицей в информационно-семиотической концепции культуры является понятие «смысл». С понятием жизненных смыслов тесно связано понятие «ценность». Поэтому в работе нашел отражение аксиологический подход к рассмотрению культуры.

В работе использованы также следующие методы:

- структурно-функциональный метод, применение которого обусловлено рассмотрением пространства русской культуры как совокупности различных составляющих, объединенных отношениями взаимодействия; этот метод позволил рассматривать музыкальное искусство как важнейшую составляющую системы русской культуры, выполняющую существенные функции; этот метод также применяется для выделения в системе национальной культуры субкультур с присущими им музыкальными предпочтениями, характеристиками и определенными функциями;

- историко-генетический метод, позволяющий проследить историю зарождения и развития русского музыкального искусства и его вокальных жанров на протяжении длительного периода времени - от обрядовых жанров славянского фольклора и зарождения профессионального искусства до его расцвета, создания сложных оперных и кантатно-ораториальных форм представителями русской национальной композиторской школы;

герменевтический метод, необходимый для интерпретации произведений музыкального (вокального) искусства с целью выявления «своих», национальных элементов и «чужих», привнесенных; для постижения

разного уровня смыслов, вложенных в музыкальные произведения и зашифрованных средствами музыкального языка;

- изучение и анализ специальной философской, исторической, культурологической, музыковедческой литературы.

Теоретической основой работы явились труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана, В. С. Библера, А. Г. Юсфина, посвященные диалогу культур; Н. А. Бердяева, А. Я. Гуревича, В. С. Жидкова, К. Б. Соколова, В. О. Ключевского, Д. В. Ольшанского, В. А. Щученко. связанные с изучением этнопсихологических особенностей русского этноса; Б. М. Гаспарова, Г. А. Орлова, Ю. В. Осокина, В. Т. Назаровой, В. П. Ильина, В. И. Мартынова, М. Маркова, рассматривающие музыкальное искусство как составляющую культуры.

Эмпирическим материалом исследования служат аудиозаписи произведений русского вокального искусства разных жанров (народные обрядовые песни, христианские богослужебные песнопения византийской и древнерусской традиций, духовные стихи, партесные концерты, канты, духовные концерты, ранние русские оперы, классические русские оперы, кантаты, хоровые миниатюры, романсы, городские народные песни).

Научная новизна исследования заключается в следующих основных положениях:

• Уточнена коммуникативная функция музыкального искусства с позиций информационно-семиотической концепции культуры: выделены основные уровни социально значимых жизненных смыслов, кодируемых средствами музыкального языка и передаваемых композитором слушателям в музыкальных произведениях и музыкальных жанрах, -«бытийственный», «коллективный», «личностный» уровни.

• Учитывая взаимосвязь природно-географических, исторических и ментальных особенностей этноса с его музыкальным искусством,

рассмотрены проявления в русской народной песне инвариантных этнопсихологических черт русского этноса.

• Выделены этапы (византийский, европейский, национальный) и уровни (межкультурный, субкультурный, композиторский) глобального диалога культур, оказавшего влияние на развитие русского музыкального искусства в период с конца Х-го по начало ХХ-го вв.

• С точки зрения синергетического подхода рассмотрены предпосылки каждого этапа диалога культур в русском музыкальном искусстве, отмечено, что каждый этап начинался в условиях нестабильности культуры как системы, и решающим моментом в выборе системой дальнейшего пути развития являлись усилия отдельных личностей, культурная политика государства.

• Впервые история развития русского музыкального искусства подробно рассматривается сквозь призму диалогических отношений разных уровней, что позволило проследить взаимосвязь между диалогом культур и появлением новых жанров в русской вокальной музыке с конца Х-го по начало ХХ-го вв.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Музыкальное искусство, являясь средством коммуникации, способно передавать важнейшие жизненные смыслы его создателей (под термином «смысл» понимается социально значимый опыт интеллектуально-эмоционального отношения субъекта к событиям и явлениям жизни, опыт переживания своих взаимоотношений с миром). В окружающем мире человек осмысляет себя на трех основных уровнях:

- космический, или бытийственный, где он ощущает себя частью природы, космоса, божественного замысла, и может мысленно вступать в коммуникацию с высшими началами бытия (Богом, Абсолютом, Законом);

и

- социальный, коллективный, где человек ощущает себя частью коллектива;

- личностный, когда человека волнуют проблемы взаимоотношений с самыми близкими людьми, чувство любви и личностные переживания по этому поводу.

Соответственно в музыкальном (в частности, вокальном) искусстве находят отражение смыслы всех трех уровней, воплощаясь в отдельных произведениях и целых жанрах: для выражения религиозных чувств и смыслов (например, религиозные песнопения), для выражения смыслов, связанных с единством и прославлением коллектива (например, государственные гимны, виватные канты, массовые песни) и для передачи смыслов, имеющих очень личное, интимное значение (например, лирическая песня, романс). 2. Историю развития русского музыкального искусства можно рассматривать как глобальный диалог культур, на каждом этапе которого происходит трансляция музыкальных текстов и заложенных в них смыслов пре�