автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Дидактическая касыда в персидско-таджикской литературе XII-XIV веков

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Рахмонов, Модислом
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Дидактическая касыда в персидско-таджикской литературе XII-XIV веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дидактическая касыда в персидско-таджикской литературе XII-XIV веков"

П О ии

3 и МАЙ »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет К.065.01.03

На правах рукописи Уда 891.550

РАХМОНОВ 1,<адислом

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАСЫДА Е ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХИ - Х1У ВЕКОВ

Специальность - 10.01.03 - Литература народов СССР

(Таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой с.'спгнн кандидата филологических наук

ДУШАНБЕ-1994

Работа выполнена на кафедре таджикской литературы Кулябского государственного университета

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профэссор ХУДОЙ ШАРИ50В

Официальные оппоненты- доктор филологических наук

М.МУЛЛОАХМАДОВ, кандидат филологических наук, доцент У.ТОИРОВ

Ведущая организация - кафедра таджикской литературы

Душанбинского государственного педагогического университета им.К.Ш.Дяураева

Защита состоится " § " /¿¿¿¿¿^ 1994 г.

в часов на заседании Специализированного Совета

К.065.01.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Таджикском государственном университете (734025, к.Дусанба, пр.Рудапн, 17).

С диссертацией могло ознакомиться в научной библиотеке Таджикского государственного университета

Автореферат разослан " _ 1994 г.

Ученый секретарь специального «----

совета, доцент --------------

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Некоторое время в литературоведении бывшего Советского Союза на жанр касыды смотрели как но пережиток литературы периода феодализма с большим пренебрежением. Исследователи видели в касыдах только эа хвалебные стороны.Однако постепенно выяснилась однобо -кость подобного подхода. В частности, в работах таких таджикски* литературоведов, как З.Ахрори, У.Тоирова, И.Ихронова и других достоЛно были оценены положительные стороны касыды как в идейно-эстетическом, так и в художественном отнесениях.

В самом доле, не соответствует истине видеть з лесыдз только хвалебную оду, отрицая ее литературно-эстетические свойства. Поэты в касыде, в образ® восхваляемого воспевают? величие человеческого характера, тем самым пропагандируя возпьгаенные общественные идеалы. Они в хвалебной форме касаются и других тем, изображают их в прелестных образах о Хвалебные касыды такжэ имеют большое историчес -кое и социальное значение, так как з них изображаются страницы истории народа, историю его художественного мышления.

О касыде, ее разновидностях з литерчг.'гио-тзсрститаа-:сих источниках,а такие научно дитерзг/рз сискгзгго ин -(оркзцип публгцистичяскогс и исследовательского <сзрг:лзрз. Тсорзтнчгекиз посылки о касыде зс?рз*к!юуся с rert*;:: rsa-»•лтник.т; пэзтшш, как "Тпрд*у;«г»к—?.т-С-»" .-г-луг;;:;.."X;-:-даик-ас-сихр" Еатпота, "Ал-му'дтач" r'-vsa ifcfic: Рзз.ч, даи-ал-зфклр С'' езнаи пл-аз'ар" Хусейна Езйз . ь

даи'-зс-сзиго" Атпулла f'чхнул*; Хусейн и ПорпыЯ наиболее полны!! лкчлиэ ггекззлвкмя •• ;;::-

сыды ярянадлаяи? индийскому иссяеяозатвяэ 1::;н5."; it.- -•:.*« О. г з пг;?ог; ?or:o свозй книги по кслряп яорсол;; :.".;...= тсрзтур-j "Шз'р-зг-Аджамк основателей я предо."-д!тцп?1 пэрсокзмчной коекд-ч' эс зре.чс»!: .п D?iiG'~-':-'¿.л-к ?рсг? пзртгодам: дрзвн°"У» ерздн.-.'у, пог-.!:о?<у,

^•Ечблн:? Куг^ий. ::.m. r-ал-4.5, Т.н.- С-;.- ~v v;

Tai;;; Фзхгнгонн Г -'/-" . - :, С:-;:- .л-

Иранский ученый Зайнулобидин Ыу'таман в своей книге "Тй^аввули сеъри фарси" анализируя лексические и понятий-к.-о значения касыды, исследует стилевые особенности донного к с ht а п поэзии Какаг. ^с:.ил:ла, Саади, Амир Хусрава Дехла-ш;, Ходиу Кирмани, Саямо;.ч: Согадки и некоторых других авторов?'

Ясими и две- раздало своей книги "Сал-

(•£»! eu isyi-ooii ыутаксядтнлГ, останавливаясь на проблеме связи ТБорчс-с г ja Саллона Соьодуи с великими мастерами каекды про an et з, в том числе, ..^нучзхри, Днвари, Захир Фараби, Кг мал '?!чхани, указнгае:' на некоторые стороны его творческого мастерства' З .бихулла Сафо, обстоятельно разбирая социслы./п и научную лсиэнь" ХШ-Х1У вв., специально останав-лггае^-с! на проблемах касыды в оту эпоху. Е.Э.Бортельс -тсоанилизироса;: искуснуи касыду Салмона Соваджи и под-■лх^-и.-м '>■ "Дариаиабрар1, Дчцши я Навои,3* Лола Сулайионова пр-.; иссл ij. aütin июни и творчества Сайфа Исфаранги об-■ : ••.•.мание на жл воспитательные мотивы ого

тг.-рчес.«: ToiKie . ьолросы подрахаишя им касцды /.лир::, н :лр-ддина, Axe:...»i-»i :: других авторов.^* М.Бакоов ••.зелодован-дн кас::;.и в твар' :c,stes Ai.nip Хусрава Дзх-остг.::авл;шается г. .л,-sec- -„статики, содорздшл,

•j, :i.j-locn»:rateflbharo ;:1лчзшш ...о творчества, а такие связи тьорчсства Хус. с его г.род-зстсснн'лг-амл » кзслсдогателями.^*

Oî^ko вопросы содср."зн::л ¡: <;ор..:и каеццы в XD -Х1У LOKax в той пли илзЛ ¡.:зро ксслсдованы А.Афсахо-tu-î, Р.Ходизадо,Л.!.'.лрзозсдо и друп» гл литературоведами. *

1 'ЗаГ.ну лобидшш 11уътс:-::.и. tv.::.:.l.i,yr.ïi псърл ¿орсй.-Тохрэи, 1339. - Car,. 7-12, 129-Ш ' . •

^•Р^-лди Ёсг.мя. Tr.Ti.t jyi. г.л 1:нт5п;од ta с^соя г'а осорп Сакяп'л Соьоч;Л.-То:--л:з1:, (¿:дуи;: o::;:p;i согл; чэп).-Caç.55-60.

^•Е.л.г-.-ьс 2.3. Я'.-.г.;:,.. ".. : ; знь.тьорчсстъо. -Стакш-бпл, К,9. - Си;-;. '12—M, '. 3.5

'"С;..-... Л. X-.Ü. . ЕсГ-зрз^Г:о:

:: , 1973. - Сл>;.-' 1 'i,t:0-63,79-Ю-1

^•Р г:, г.; Xvcr ::•; Дзц лз вП. -Душанбе : Док.:::,

i: .... - С-.:-.. 169-20-.. ' •

6*L......oz Л.СаГ..;;: С-.... л:^: Дэи::л, 1976.27-30

При анализе других вопросов литературы ХШ—Х1У веков исследователи по 1.:срэ надобности обращаются к касыде, анализ ко -торых таюте занимает обаирное место в насоЯ работе. В частности, Р.!!усулы.;анкулов собрал сообщения источников Х1-ХУ веков о касыде,проследив таким образом процесс изменения и дополнения се понятийного значения. Дксссртацион -нал работа У.То1фова посвяцона проблеме развития кзсгдн з X—XI воках, а в докторской диссертации И.Икромоо предка -то.ч основательного изучения является творчество одного из пророков касиди Алл Авхададдкнз Лнпзрн.*"

КраткиЯ анализ наущ^х работ покззпгзат, ?ггэ г леднио годы гш:::зн::о «сслодовзтедеЯ п больггеП стоп«яп: оСр-цено на' хгалс&сэ ::ас::ду. Еггзстз с ?г?т, г:*:*ттт?т~.-т « десятого века п литература су^сствэгзло снлмгзе тспн— дидактичосиой поэзии, в котором эпгтгное ."зсто панн*""— и каснда. Стдслыпю авторм стэго нзпртгл-зчня.кзкгтп остались без п::;'.:нсслздог.-.'г'злзя, Однт'о пт-утстгу?'? г?-лосткэс исследование,пзег:"";::::'^: тгет^т— г—•-гт;:—?--

:;сИ касыды. Значительна раецгг? дидахтич-гсхоЯ приходится на Х!"-"ГУ вз., когда в тр'г.ггга г~г-

п-"^тнов ."ссто заняла дкдях-.ич-.с:..:.: :•-с...... гг-

::о.м для возннхпогзшн! и разгнтгя г.того *"чггп г • '.-.ось гонгедо-тлтпрехо:? ;:~:':зстг::'з,которое, •• ; гг-рееь, повлияло г.з ход г.сто-х:: г. г......е -'.г— "".....: ет-

Гибель -;::сл". "

: .....тт"

— - :.....:: - ,,,

1. -

-Т"

то"";: ""¡п 1'.-ог-,гг: — у

С г.:. УЛЗ; :тггг;сте--т """ ''

.г;. Л. » - :: ':: '-г— , У/. - С"

Цель исследования» Главной задачей настоящего исследования является изучение степени распространения дидактической касэды в поэзии ХШ-Х1У веков, ее тематики, социальной значимости и художественной особенности. Этому предшествует вы-"спзкис общей картины рг-" ития касоды в ХШ—Х1У веках.

Нпучндк новизна. Дкчь^я диссертационная работа являет-ея персы« исследованием монографического характера о касыде ю поззрч ХЦЗ—Х1У'зэков ¿;целой, о ео дидактической фориэ.в частности. Автор .^первые" в тидкикском литературоведении де-тзъ поптку определить идейные и художественные особен -ьости п'г-.актйцеских касча ХШ-Х1У веков,уделяя большое вни -1:анис и~ росплтательНому. и дидактическому значению. При втем с предельны плодущие особенности касыды в поэзии Х21-Х1У "'саков:

I» С-.'гпень распространенности и уровень развития ЙЕСЯОП.

2. Йсото касыды с основных литературных центрах

л сколах.

3. Чосто касыды г: творчество отдельных поэтов.

4. Изучение нстор-:: дидактической касыды в плане причзш возникновения, 1 ;обня развития, тематики, худокест-еонкых и стилистически.' особенностей.

Методика исследования. В роботе использован сравнительно-исторический' метод с применением основных принципов скаямза жанра, текста, идейно-содержательных основ и худо -ааствсмно-эстетических свойств.

Практическая ценность диссертации состоит в воз -.-¿ояностм использования ео ьлториалов н результатов при создания полного объема учебных ..урсов история персидско-яадкикской литература, при исследовании жанров поэзии ео социальной значимости. Кро::с того, материал и выводы диссертации могут бить (.скэльеовани при чтении курсов лекций ко „сгорай псрсвдс..о-уедхг.п;скэи литературы и специальная --^ I, вузах

/ ..тии»и:к иселвгп: Дпсссргсцил неписана по ело-

« Кулийс*.. С,&оргхига,Сайф Исфараигм,

Сасэи Сос.!дг_.., Хусрлз Л .'<:,..'...;, Хес.'Г;; Дохлзби, Авхсдн Нараги,

Ибн Ямин Фарямади, Ходжу Кирыани, Камалиддина Исфахани, Имади Факех, Убайди Закони, Хафиза Ширази, Камола Худаацди, Дяшми, Навои и других поэтов.

2. Антология:"Тазкират-аш-шуоро" Давлатшаха Самарканди, "Хафг иклим" /шин Ахмада Роэи, "Аташкада" Яутфалибека Озар, "1.!эджма"-ул-Фусахо" Ризакулихана Хидоят.

3. Книги по поэтике:"Тарддумон-ал-балога" Мухаммеда ибн Умар Радуйани, "Чахар макала" Низами Арузи Самарканд!!, "Хадоик ас-сихр фи дакаик аи-ше'р" Рашидадцина Ватвата,-'Ал~ му'джам фиммаии апар ал-Аджам" Шамса Кайса Рози,"Бадан ас-санаи" Атаулла Махмуд Хусайни, "Бахаристан" Дчсами • и др.

4. Другими источниками служили исторические книги "Та'рихи гузида" Хамдудлаха Муставфи Казвини, "Хабиб ае-сияр" Хондамяра, толковые словари, каталоги.

Апробация работы. Диссертация обсуддена и рекомендована к защите на заседании кафедры таджикской литературы Кулябского государственного университета протокол }? 1 от 28 февраля 1994 года, на заседании кафедры таджик -ской классической литературы Таджикского государственного у)П1ворситета от 5 апреля 1994 года,протокол № 9.

По результатам исследования автор выступал с докладами н научными сообщениями на конференции молодых учз-ных Таджикистана г.Курган-Тюбе (1991 год), на научно -практической конференции,посвященной 660 летию со дня рождения Мир Сайда Хамадани, на традиционных конференциях профессорско-преподавательского состава Кулябского госуниверситета 1937-1994 гг. Содержание диссертации отражено в тезисах выступлений, а так~о в опублийоган-ных работах автора.

Структур? работы. Диссертация состоит ка предиг.-^-гля, двух глав, заключения и списка иепэ.-.ьзоваин?;! литер г."тр:г.

Основное содержания гпбптн.

Во введении обосновывается актуальное"-:* научная значимость проблемы, рассматривается :: сп степень изучэнности данной тс-), огтредзл,,-:. ••

задача работы, методологические о снопы диссерг —/•• •;..

Первая глава -"Клсыда и авторы касыд _в литературе ХШ-Х1У веков" посвящена роли и месту касыды в персидско-таджикской поэзии ХШ-Х1У веков,в творческой деятельности основных авторов касвд и состоит иэ четырех разделов.

Первый раздел-"Литературные центры £ место каста» л них" посЕщена изучению основных регионов и культурных центров, где разьивалась поэзия. Этот раздел начинает ;.ч коротким обзором ог^сй социально-политической истории 1:2еиода монгольского нашествия и положения в политической жизни Х1У века.

Ангольское нашествие "было одним иэ мрачнейших периодов в истории народов Центральной Азии и в особенности в истории таджиков. Монголы учиняли массовые убийства в таких главных городах региона, как Бухара,Ca -k-арнацд, Худкана, Марв, Еалх, а также поселениях, где исконными кителями были таджики. Можно констатировать, что hjtjhho г.эсле этого иупэствия таджики потеряли то место, которое они занимали ; политической,культурной и хозяйственной ккзни Центральной Азии. Насилие, убийство,полное истребление населения была ;:аргх?ерной чертой этого страпного события. Последствия монгольского нашествия были: разрушения ирригационных сооружений города, дворцов к великолепных архитектурных строений. Дикость положения дошла до того, что в городе Бухара книгами кормили лошадей, а сундуки из-под книг превратили в хлев. В результате были уничто;::оиы целые библиотеки, перестали существовать школы и мсдросо, политические и культурные центра.

Литературе и искусству был нанесен огромный удар с::-о и тем, что бил» уничтожены книги и сборники таки>: ко ото в Х-ХП вв., Рудаки, Манучохри, Абдулфарадка Рунн, того пользовавшиеся большой популярностью.Зверски б:"г„ убиты монголами лзесстнсйеио поэты эпохи Фарп-дедд1 ".г Лттури (И49-1'."Ю) и Камал Исмаила Исфахани(уб:;т б 12'. • году). Много поэтов, прозаиков, известных учоных Спет покину?:, сг.оз родину, отправиться туда,где было безопасно, гласи:.": ойрлзом: г, Индию, на юг Ирана, в области Caps, западный ир^п и Азербайджан, a tojexc d Ка-яув Азия. Tat: ссиья ^..г-л.^.-^ддик^ Рули накануне монголь-

о

ского нашествия,покинув свою родину- город Балх,направилась на запад и в конце концов поселилась в Малой Азии, в городе Каныо. Камал Худжавди перебрался в Тебриз, Насир Бухараи в Иран, Мухаммад Авфи и Еадр Чачи в Индию и т.д..

Таким образом, на месте зарождения новоперсидского языка и литературы, то есть в Мавераннахре и Хорасане, на некоторое время почти замерла культурная и литературная жизнь. Ранее была заложено почва для роста и расл -растранения персидско-таджикской литературы и она дала великолепные плоды в новых местах. Одним из таких центров была Индия, где со времен завоеваний Султана ¡'ах-муда Газнави (998-1030) стала распространяться культура и литература на яиыке Фарси, дари.•Начиная со второй половины XI века, в Индии стали образовываться придворные литературные центры в различных политических столицах, где собиралось значительное количество поэтов.Заложили основу персидско-таджикской поэзии в Индии с центром Лахур,где творили поэты Нукати Лахури, Ато ибн Якуб, известный прозвищем Нокук (умер в 1907-98 гг.), Абулфлрадк Руни (умер в III6 г.) и Мас'уд С-а'д Салман (I046-II22). В период монгольского нашествия поэты и деятели культуры, спасая свою яизнь в о-'лпочку и семьями 'перебираются в Индия. Постепенно Дели превратился в центр литературы ка фарси. В ртом город-'! " Х1П—Х1У веках гили и творили действительно великие мастера персо.таьге-ной литературы. Автор первой антологии порищско-тадлик-ской поэзии "Лубоб-ал улбоб" и огромного с::ода рассказов "Дтаваш ал-хикайа? на ляпями,лп-рисайг:т" = сг. етн • из четырех частей, кагдап из котормх состоит с-'дз двадцати пяти-тридцати глав.содерноцнх до 25-30 рзссглсоп. .ЭаПауддин Нэхпзби • автор великолепной книги ''Тутнкгмг! "Книга попугап", Хусрав Дехлави (1253-1325), обг.г.е ;сг: • -чзстпо двустиший в произведениях которого г;, пятьсот тысяч. Хясзн Дехлави (род. s 1254 г.) - ' , деннкЛ лирик, и но гочяо изпссгзп.-й поэт Б*»:,; были пыходцамя из Ihtnrn ->ыпП Ази;0 г-«ли •>.

OCHOСНОП В i-лрэдо ......■'"" " Т."'. ~ г---

дпции пэрсо:г-;: ^■ 4 - г-.ос-.м» .".'.л? "г.; ■ • пптл г- ■"' ' ,•.■'.■"..■■ '? fXn'.

Т!!П СГ

пег? т.. :"i-~tC'.r'.t'

литературы. Он также как и его соратник Хасан Дехлави был не только автором поэм и газелей, но и создателем великолепных касвд философско-дидактического характера. Мастером касыды был также Бадр Чачи (выходец из Ташкента), большинство касыд которого посвящены Делийскому правителя Мухаммад Тугулук (1225-1351).

Другим центром литературы была область Фарс на юге Ирги-";, которая избежала нашествия монголов. В центре этой области, в городе Ширазе в ХШ-Х1У веках собирались значительные литературные силы. Там жили и твсрили ве-личачпие мастера слога Саади и Хафиз, сатирик Убайд Закони,поэты Маджды Хамгар, "Хайдар Ширази, Джалал Табиб, Абуисхек Атима, литературовед Шамс Кайс Рази и многие другие.

В г:>псдном Иране, Ираке и Азербайджане, где волна монгольского набега быгл столь сильна как в Центральной также процветала придворная литература. Вудер-кивая неприятные обстоятельства, существовала Исфахане -кйя смола поэтов с с? главным представителем Камалом Ксуяидои Исфахани, г, также известными поэтами Хумам Тобризн, Ходку Кирмаг¡¿".а" Хирави, Салмон Соваджи, Имад Факих Кирмани, Насир Г.. а;раи, Факрпддин Ираки, которые писали касыды, газели и по-¿мы.

В ХШ-Х1У веках я Малой Азии также образовалась п::ола поэтов, писавших на языке фарси, видным представителем которой был выходец из Балха - Дгллаллиддин Руми. Его сын Султан Валад писал стихи, на фарси и на тврк-слом языках. Известный поэт ХШ века Сайф Фаргани также последние годы жизни провод в Малой Азии.

Несмотря на вес бс;в Маьераннахро и Хорасане такг.е не погасло пг.,"г; литературы и искусства. В 1325 году, Герате у;лор Худи.цди, а мезду 1235-1240

го;:с;.: кончался вихо^ ц из Глвереннахра поэт Сиродаид -щи I' Пост Се;';.г> И-:'арангк поре:;;ил монгольское па-

са с - :•• :'лсарл1шг:\! ^ и у::;р в 1268 году в Бухара. Е.". ;.) :а:эн:, ;:р - и Го • .сане поэт Ибн Ялмн, обла-да: \;г::с::ного г/ ..с-ого г.Лчлника - Дивана.

При дворе правителей Карт кили и творили поэты Ион Хисам Хирави, Рабеи Бушанджи, Амир Хус айн Содот и другие.

Несмотря на слокивыееся мнение о том, что ХП веком завершилась эпоха касыды в персидско-таджикской поэзии и началась эпоха газели,нельзя сказать,что жанр касыды к этому времени полностью угас. Нужно констатировать, что несмотря на неблагоприятные обстоятельства для развития ка-сьщы,которые объясняются разгоном и уничтожением основных местных династий,все же касыда не сошла со страниц литературы эпохи. Все известные поэты в той или иной мере увлекались касьщой. Основными авторами касыд были Саади Ширази, Сайф Ферганы, Сироджиддин Кумри, Ма.ижд Хус-рав Дехлави, Бадр Чочи, Убайд Закони, Авхади !,!араги, Иен Ямин Фарюмади, Салмон Соваджи, Хусрав Дехлави» Хаидар . рази, Ходку Кирмани, Носир Бухорои и др.. Однако Сыть гложет за исключением Бадри Чочи и Салмэна Соваджи,которые писали и немало газелей, других все-таки нельзя называть профессиональными одописцами. Касыды писали авторы этой эпохи либо по необходимости, либо нехвалоСныз.

Таким образом, касыда в ХШ-Х1У зеках не имела прежнего процветания. Причиной тому была большая политическая и социальная перемена в лизни естества„Сре:чяе всего сказалось отсутствие крупных динас?/-'», правивших по местным традициям. Власть местных лрлчитолеЯ была устойчивой и не нуждалась в такой пол.п.тр-"ке так поэзия. Монгольские правители значило не вчусл к поэзии

да и не знали ни язшгз, ни .••остго: традиций. ^л;; н.:х главным средством еыролзннл -гг.ты ме";п .'ытн нетстп^еу-кие хроники,к которым обращались ?с5{в,цсм :: друг мои духовных и культурных ценностей. Друггм пт; -ы.из упадка касыды была свезена с эпорс:г.г:сс;':,м поло-

жением общества; разоренное и обес::роглеи,-п^, те

проявляло интереса :с яанегирическс: у тону .уакрз.

- Второй раздел пер-.ол р-яг-и -Л тпоочпетпо опоки" - поевшем. сети и ггг:/ в творчестве крупных поэтов.

Конечно,по необходимости писали касьщы все поэты,даже Хафиз, диван которого состоит в основном из газелей, тоже написал несколько касьщ. Таким образом, касыда встречается в диванах великих, так и средних и

ücí6oíb;¡r»ix по количеств;/ произведений поэтов.Так Саади, г.. гот мудрец поэтов н w «втор любовно-дидактических сочи-üchmí ,.г.'сал кьсуды на д.сух языках: персидском и арабском, Общее число егс каст - шестьдесят; двадцать,из которк : написаны на арабском языке и сорок - на персидском языке, соответственно состоят из 333 и 1256 дву -

•Ь других поэтов следует отметить Сайфа Исфа-ранги, в диване которого встречается сто девяносто три

- В пяти диванг.х Амир Хусрава Дехлави об;дий

,■. 'т'".м ;шсыд достигаем десять тысяч сто бейтов. Про -<:':.сезона;; в областк касьщы нужно считать Салмона Со-ьадяи, полном co6r."¡Hj:v: сочинений которого имеется

иле/ч'. 2 объеме п/г?и тысяч двустиший. В полном кри-•л;',-эсго>.! диване Ходжу Кчтсгани 15076 бейтов, большая по-.•оииглз которого coctí 'v ко ко сод. Та же картина наблюла б-?2я г творчестве СкЗфа Форгснл, Ибн Ямина Фарюмади, Хисан Д-зхлавн, Убайд. Закона, Пмчд Факих Кирмани, 1.'лра-ги, Комол Исмоил, F- Кухистони, Хайдара Шерази, а

тагсхо Насира Бухарой, 0 роли и месте касыды в творчество этих и других поэтов mlj подробнее' остановились в диссертации, где годьоргнутн анализу художественные и тематические особенности их творчества.

Таким образом, в обцсм течении литературы касыда занимала заметное место, хс.л и не в том объеме,как щ-игдо.Заметно изменилась тематика касыды,в большей степени склонившаяся к социальной проблематике, нежели хвалебной как проздо, ora тсццсиция указывает на сближение идойно-остетичесх'оа направленности к интеросам широких c:;jcií населения.

Т р с i и К р^'сдаг. - "Основнне жанры ко сыпи в литп: .v-rv Х'|'.'|-ХТУ втп;." - посвяцон тематической классификации касыды, гдо : г;-:;;снч основшо жанровые особенности.

I. С1:хософа;о~г:;..,; ,.ozmn суфийская каецца,которая продолжает традиции ' i.ro шпрасления,основателем которого,

по общему признанию исследователей, был поэт X века Кисаи Марвази. Не меньшую роль сыграло в развитии данного направления и творчество поэта и философа XI века Насыра Хусрава (II04-II89).

2. Искусная (пасну') касьда втсречалась и ранее, но именно в этом веке достигает расцвета благодаря мастерству великого Салмона Соваджи.

3. Хвалебная касыда встречается, за редким ислюче -ние.м, в творчестве всех поэтов. Большими мастерами хва лебной касыды были: Сайф Исфаранги, Салмон Совадаи, Убпйд Закони, Ходау Кирмани, Вадр Чочи, Ибн Ямин и др..

4. Среди произведений Сайфа Фергани, Хусрава Дехлави и др. встречаются так называемые касыды холия,основ1г~; признаком которых является наличие калоб и стонов а:;::;-ров о тягостях жизни.

5. Авторам;! дидактических касыд были тэкпе Сзади, Хусрлв Дехлави и др..

6. К религиозной тематике болыпэ были склонны Хусрлв Дехлави, Хасан Дехлави, о чем подробно пойдет ргч', нижа.

7. Суфййско-философсхая тематика бог?":- гезгг- гт-рзбатнпалась поэтами Саади и Амир Хусгзг./'.

8. Наконец, в форме кзсыдн пводг'^ь х-.огки, образцы которой ?СГР0ЧЗК?С*! ~ ТГО — ^СТ'-'-З Се'",' '.'ИГ"''".

Кя~дпя !:••> отих ггчэз ::ес;,д гзд: орг.- r:-; . г-анализу п данной рпботй.

Ч отперт и раздел -- ''^реерн- .".'^.Ci'SüJ. .''.'.'".'l-iTi'"

чзпкоЗ тем»; п пораки гйчоп" - лос".г-сн ......»-

иг::э осилен:"»: соцкзльнэ-гзлктичоекпх ".с?эч!г;.ио:. . г.у:-: дшстичзской и казгсютелмглП сема?:!:.". Пощоп: roa . развития и становления -голотческоП личности •» перондедо-тпдг.икскоЯ литературе r.,,r>давние корни. ГИг.-"-.» .* "'"'-■ д'-ння дидаитячсекоЯ тппрзпдсшюстл появились г • " • -индском Иране, среди таког::4: ''Калила и Димт ......;

переелдепнко с индийского ::е трррлрл, л ог: ' •

ского нл iT-ipoü - длул. Се'-ггенлллеь нлзмдзтоль " •• декнп со re :n Cíe." -/у-' п"-:--':,• ■■ ■ ■■•

или "Лндг.рзт'л ■". Се е"" v;: -е,- . .

;™/чплп гя::г'1 ;■ е- орел\, ; л— с . ; ~ .'лрг.Л,

о чем речь пойдет б отдельном разделе этой главы.

Общественные катастрофы, вызванные нашествием монголов, разрушение устоявших общественных и человеческих отношений, привели к упадку моральных устоев общества. Несправедливость и ограбления, трудности и испорченность нравов, пьянство, проституция и наркомания были следст -виеы разрушения основ государства и человеческих относе ни й .

Дидактическая те*:а распространилась во всех жанрах литературы. 1Сак в месневи, так и в касьще, даже в газели проникают мо;ивы назидания и воспитания чело -Езка. Развитие дидактической поэзии усилило гуманистическую направленность литературы. Наиболее известннй дидактической поэмой является "Бустан" Саади. По словам С.Ай-нн:"Саади является певцом жизни, открызагелем боли и тоски человека, а также, по зову эпохи писавший излечивающие слова."*"

Лейтмотивом всегг творчества Саади была проблема справедливости и мира, в смысле отсуствия вражды и ¿ойны. Для него и его современников понятия благородство и справедливость означали вершину человеческого благоразумия. "Гулистан" С-¿ди по уровню значимости и дидактического содержания ставится на второе место во всей истории персидско-тадкккской литературы,после "Калила и Димна". В сочинениях Сйади отразились все недостатки общества и личности его эпохи. Саади был,прежде всего,великим гуманистом.Недаром в известном поэтическом отрывке из "Гулистана" он восклицает об единстве всего рода человеческого:

Одно сынов Адама естество, Ведь все они от корня одного. Постигнет одного в делах расстройство, Всех остальных охватит беспокойство. Тебе, не сострадающим другим, Iii человека имя но дадим.

* "Саади 1Еерози. Бустон. Тптзтиб са эзохдих,андп АШш С., нашри дуюм - Душанбе, 1553, Са>;. 5

Саади. Гулистан. Перевод Л.Старостина. - М.:Худ.лит-ра, 1957, с.60

В эпоху, когда большинство людей, были лисенк элементарных прав,выступления с такими гуманистическими призывами являлось признакам большой смелости и истинного человеколюбия. Трактаты Убайда Закони "Ахлок ул-аироф? "Сад панд", "Рисолаи далкушо" в сатирической форме обличали несправедливость эпохи, а также полное падение нравов в обществе.

Почти во всех произведениях Амив Хусрава Дехлави красной;: нитью проходит идея воспитания личности,его совершенства, и вместе с тем он указывает на недостатки общества. Хусрав резко критикует угнетателей и обидчиков народа, выступает в защиту людей труда и обездоленных.

Заметное место в истории дидактической поэзии персидско-таджикской литературы занимает поэта Авхяди Мароги "Дками Джам",целиком посвященная философским аспектам дидактики и эстетическим нормам. В поэме автор описывает историю сотворения и развития жизни на земле и вместе с тем он акцентирует внимание читателей на важнейтх социальных и этических проблемам бытия.

Вопросами дидактики и этических норм поведения человека по сути проникнута вся поэзия таких великих лириков,как Хафиз и Камал Худжанди. "Творчество Хафиза,-пишет А.А$сахэод,- наряду с другими качествами является кладом дидактики и назидания." Хафиз рассуждает о ценности дружбы и доброты в самых высоких тонах,и, кажется, он не представляет истинного смысла чэлопочзс-кой жизни без настоящей дружбы. Сравнивая тень мифического дерева Туби в раю, даже дворец прекрасных гурий райских красавиц,предпочтение отдано горстке земли у дона своего друга. Хафиз призывает посадить дерево друж-.бы, с корнем вьгрив посадки вражды. Лучпие строки поэзии Каизла также посвлщены теме дружбы. Он райским садом, райской жизнью считает время,проведенное в беседо с другом, а рпем место его прояившпш. ^Афсахзод А. Дзр сафи бузургон. - ДуЕэнбо:Нрфон,1986.

Лл»» ОГУ5

Глава вторая - "Дидактическая касыда в поэзии ХШ-Х1У веков"- представляет собой основную часть диссертационного исследования и состоит из трех разделов.

Первый из них - "Дидактическая касыда к ее традиции" - посвящена традициям жанра в истории персидско -таджикской поэзии. Великими мастерами дидактической касцды в Х1Г-Х1У веках были выдающиеся поэты эпохи Саади Ширази, Сайф Торгами. Хусрав Дехлави, Авхади Мараги и Салмон Саваджи.Однако, традиции дидактической касыды берут свое начало еще с творчества постов X века Рудаки и Кисаи Марваэи. Рудаки, как к в других жанрах был основателем дидактической касвды. Недаром На сир Хусрав об этой особенности поэзии Рудаки написал следующее:

Много творил в аскетической и дидактической поэзии Тот ясновидящий поот с затемненными глазами.*" В поэзии Рудаки десять неполных касыды имеют дидактическое содержание. Так, в одной из касыд он отмечает,что все великие л:оди не унесут ничего,кроме савана: Есс великие люди умерли, Все склонил:; половы перед смертью, Под землю сошли они, Все то, кто воздвигал дворцы 'Л. тысячи богатств и благ,

Е конце- концов они но унесли ничего, кроме савана, "з богатств осталось только то, чем покрывалось, И то, что отдавал::, и то, что съедали.

Тему ХС553КИ и смерти Рудаки затрагивает и к дру -г:::-: кгс::дах, Однако певрая полная касыда философско-дидак-', коского содержания принадлежит поэту X века Кисаи ЦзрБазк (р?д. ь 953 г.).Авторы основных источников поэзии X века считают его основателем философско-дидактической касыды, прибавляет к его имени слово "Хаким", что означает "мудрец" и "философ".

_——-_____

А,!.:;гозоев A. A6v Абдулло Рудаки. - Сталинобод. - Насрдавточ., 19э8,~ Сах.118

9

~"Абуабдулло Рудаки. Стихи. Научный текст,порзвод и комментарии. - Дутнбсг: Крфон, КЗ?. - c.35-3G

В преклонном возрасте он полностью отказался от сочинения хвалебных касыд и обратился к дидактической.Одна из сохранившихся философских касыд Кисаи,состоящая из 52 бейтов, начинается следующим бейтом:

Душа и мудрость являются уходящими с синего небосвода, Обе скрыты в этой волосинке пнли.^* Основной темой этой касыды является повествование о душе и мудрости человека. По мнению поэта, суть личности и его существа связана с этими понятиями. Однако, отношение их ко всем людям не одинаково. В мире не видно души и разума, однако они в нашем теле присутствуют. Когда отделяются от состояния присутствия, вещи они или нет, уходят. Если вне тела они суть не вещи, то и сейчас непонятны. Если отсутствующее не проявляется как то, эти ДЕоё действительны в твоем теле.своими проявлениями. Поэтому тот, кто углом отличает главное от второстепенного, подтвердит, что эти две субстанции суть и основа.

Одним из основных продолжателей философско-дидактичес-кой касыды был Насир Хусрав (1004-1088). Сам Насир Хусрав в своих касыдах неоднократно вспоминает Кисаи '.'арпази, в подражание которого он написал свои касыды. В част -ноетн, у неге есть касыда в подражание цитированного сочинешя Кнсаи Г,!арвази и даже в форме тазмин цити -рует первую строку касыды Кисаи Марвази: Я раб и служитель Кнсаи, который сказал: "... Душа и мудрость являются уходящими с синего небосвода."

Насир Хусрав резко критикует придворных поэтов за то, что они превратили поэзию в товар, продаваемый за мелкие довольствия. Он имеет отрицательное отношение дате к любовно-лирическим произведениям, считая их вещами недалекими по сути и содержанию. Еместо этого следует, по ого мнению, восхвалять владение ремесел и разум человеческий.

Аглори хлмэсрони Рудаки. - Сгалкнобод., IC58.-C.lx.I73

^'Зайкулобидики Муътамзн. - Тяхавчули геъри форси.-Сах.152

^'Носири Хусрав.Депони аихор. - Еа тасхехи пкри Хочи Спид Насруллохи Такали. - Техрон, 1348. Сах.14

В литературе ХП века дидактическая и назидательная касвда получила настоящее развитие и полное жанровое становление. Суфийско-дидактические и назидательные касыды писали такие выдающиеся поэты, как Санаи Газнави, Фаридаддин Аттар, Лнвари, Джамалиддин Исфахани, Хакани и другие. Фаридаддин Аттар писал,в основном,суфийские и дидактические касыды.В его касыдах дидактическая тематика вместе с суфийской и аскетической составляет основу содержания сочинений. В творчестве Анвари основу дидактической тематики состав -ляет жанр 1&т'а, на отличительную идейнуо особенность которого указывал еще известный русский иранист В.Жуковский. Тем не менее он тоже в своих касыдах прибег к дидактической тематике.

Много касыд о предостережении,проповеди,порицании, неустойчивости мира вещей и обращении к миру души имеет Джалаладдин Исфахани. На эти же тему много касыд написал Хакани Ширвани, а также другие поэты, однако нас-тоял'ее развитие дидактическая касыда получила развитие в ХШ-Х1У веках.

Во втором разделе второй главы - "Тематика дидактической кпенды поэзии XI!]—ХТУ" веков"- дан анализ основной тематики дидактических касыд в поэзии ХШ-Х1У вв. Дидактическая кась'да этого периода богата разнообразием том, таких как, справедливость, правдивость, призыв к верности и постоянству, щедрость и великодушие, человеколюбие,патриотизм,ценности наук, значение ремесел,вредность зависти, скупости и т.д.. Так как эти вопросы больше всего отражались в творчестве Саади Кирази.его касьщы стали объектом наиболее пристального изучения в нашей работе.

Хотя Сзади писал не так много касыд, тем не менее дидактические вопроси занимали в них большое место. Особенность дидактических касыд заключается в том, что хвалебные мотивы меняются критическими, где указывают человеческие недостатки,высмеивают пороки, такио, как высокомерие, самонадеянность, свое!гравие и другие, которые,чаще всего, присущи представителя« государственной власти и духовенства.

В формальном отношении не всегда выдерживается единство, в сохранении всех элементов касыды: матла* - вступительного бейта, до макта* - заключительного двустипия. В хвалебной части касыды вместо превозношения качеств восхваляемого до небес пиршества, сцены охоты,которая была присуща традиционной касыде,предупреждав» о неминуемом конце жизненного пути каждого, бренности челове -ческой жизни, тем самым, призывая к человечности и доброте. Эти положения усиливаются автором примерами в виде небольших рассказов и анекдотов, чаще в форме аллегории, из опыта самого автора в виде своеобразного приема, а также из всевозможных источников фольклорной,литературной, религиозно-суфийской направленности и т.д.. Выбор тематики этических норм и назиданий в касвде в противовес ХЕалебной представляет собой отрицание ценностей второго. Он обращается к своим современнием - поэтам с тем, чтобы они предпочли назидание хвалебной оде. В частности в одной касыде, видимо опасаясь о его намерении идти своей касцдой на поклон другому, хотя он и занимает сановное место, подчеркивает, что не хочет увле-* каться восхвалением того, кто является объектом.

Для Саади, в отличив от придворных поэтов,касыды не были средством личного обогащения и получения выгодного положения. Наоборот, посредством касыды поэт привлекает внимание людей к положения простого народа и про> сит услышать,или, хотя бы облегчить их жизнь. Поэтому его касыды коротки и автор в основном . придерживается рамок главной цели - восхваления благородных поступков, и,таким образом, возвеличивания этого качества в глазах своих читателей. Иначе говоря, Саади стремится к изображению практических действий восхваляемого,таким образом изображая общественный идеал праведного правителя свосго вре -моим.

В своих касыдах Саади поднимает важнейшие вопросы человеческого бытия, предостерегает от подмога истинных це1гпостей !;ни!п:м:: и ::адумант:мн. В частности, о одной на :<аснд, указывая на Сгстрозечнссть :-нзни, призывает провести се "1 у.-тгге»:петое,но растрачивая со- в пороках

и разврате:

Хороша жизнь, жаль, что не вечна, Значит,нет веры в проходящих пяти днях. Еловому стану дерева жизни человека Нить вечного подрастания молодости... Продолжения ухаживания в объятии матери земли Не потребуй, ибо в нем нет запаха милости. Не будь гордым и беспечным, с опущенной головой,

как ягненок,

Ибо в природе отого волка нет признаков

табунщика.

Далее Сзади призывает человека совершать благородные поступки, содержать себя и свои пок- слы в чистоте. Он, как величайший знакток человеческой натуры и моральных ценностей, направляет свою критику на то, чтобы человек мог укрощать и направлять свои страсти. По его мнению,страсти пэдут человека к низменности и подлости, к вероломству и эгоизму. Он, видимо, по примеру известного мифа о Хоту-те и Моруте,считает, что мир подобен ярасивой женщине, которая вечно изменяет своему мужу. Поэт отмечает, что перед временем все равны: и самый последний дервиш, и самый великий правитель:

О душа, если смотреть газами познающего, то

дервишество предпочтешь над богатством. О повелитель города, когда наступит твой час,

ты тоже равен дервищу твоей махалли. Если пять раз постучать в двери твоей крепости

и ты не ответишь, Все же смену отдашь другому и уйдешь. Мир подобен женщине грациозной и возлюбленной, Но ни с кем но доживешь век единения.

Саади не только в хвалебных касыдах ставит на первое место вопроси человеческого поведения, но и в своих элегиях (ыарсия) обращается к вопросам нравственности и морали, уделяя главное вгпиаше восповашпо положительных чар? укерзэго.

^•Савдии 11-рози. Кул;;:;ё'Г. ~ 4.1. - Душанбе^ А?и$, 1533. ~ Сок.44 (Построчно нгр^эд поинадке-й? г. -М.Р.;

В элегии он перечисляет все положительные моральные качества и призывает людей к тому, чтобы они шли по пути справедливости и благородства.

Сайф Фергани был почитателем и последователем Саади; подражая ему, в своем творчестве он использовал мотивы добра и справедливости, заимствованные у своего великого современника. Он считал основой блага жизни покой людей, процветание страны,счастье простых людей и справедливость правителя. В частности, одна из больших касыд Сайфа начинается следующим бейтом:

О том, который утверждал, что в стране узаконить

справедливость. Совершил насилие, все твои уверения вышли за пределы

справедливости. В этой касыде сначала до конца автор, излагает свое понимание справедливости и справедливого царя. Основным средством высказывания мнений автора является идеализация правителя и его качеств. В этом смысле он ставит в пример своим современникам исторических и легендарных правителей прошлого. В частности, считает примером царствование Кисро, Джамшида и Фиридуна. Вторым средством пропаганды справедливости является для Сайфа запугива -ние правителей религиозны.! днем воэдания за поступки. Он говорит царя).?, что тиран на том свете попадет обязательно в ад:

Имя несправедливого плохо сегодня, а завтеа хуже,

2.

чем его состояние в аду. • Сайф чувствует большую ненависть к монгольским завоевателям.Поэтому он призывает людей к защите своей родины - Ирана:

.Как Золи Зар иди защити земли Ирана, Если не можешь, кок Рустам с мечом идти на ТурзнЗ" Сайф в своей поэзии восхваляет благородные чело -веческие поступки и качества,призывает людей,чтобы были в дружбо и согласии с добрыми людьми и избегали общества дурных лядой. Он сопетуот молодым пстигать науки, так как истнннля красота и благородство не красивый лик и одояни»,а ;плиния знаний и душевная мудрость. "Сайфо 5ергони. - Девон. - Душанбо, 1978,с.21

Знания прекрасны, по его мнению, если они связаны с практикой. СоЕерлгенству человека способствует единство знаний и поступков:

Сироп образуется от соединения сахара,песка и меда!'

По мнению поэта, главными признаками рыцарства (джа-ванмарди) являются щедрость и великодушие. Еидя славу мужчины именно в щедрости к благородстве, в подтверждении своей позиции цитирует строку Саади:

Если имеешь серебро, деньги, поовяти их народу, ибо

Слава мужчины зависит от щедрости, а благородство

от смиренности.

Саади роэко выступает против таких отрицательных качестБ.как жадность,привязанность к вещам и корыстолюбие. Воспевая труд, он призыьает людей к тому, чтобы каждый обеспечил себя своим трудом.

Амир Хусрав Дехлави больше склонен к религиозно-суфийской дидактике. Поэтому он предпочитает умеренность в характере человека, стыдливость и скромность,простоту и сдержанность, благородство. Широко известны его суфийские касыды "Дариаи абрар" и "Мир8от ас-сафо". Первому из них Абдуррахмон Джами написал ответ в форме нозира.Она,помимо суфийской тематики,содержит важные положения дидактического характера. В другой сатирической касыде Амир Хусрав жалуется на исчезновение верности и жалости,добропорядочности в обществе и констатирует преобладание жадности, взяточничества,самонадеянности и зависти. Эта касыда начинается следусщим бейтом:

В мире но найдешь ни одного верного друга,

Нет в саду мира ни одного цветка без сипов.

Есть у него и другая касыда, которая с начала до конца проникнута дидактическим содержанием.Основной мыслью

2'Сайфо Фергонй.- Девон. - Душанбе, 1978, с.211 Том I с»197

^'Хусрови Дехлави. Мунтахабот.-Тартибдихавда М.Еакоев. -Стали-кобод, 1950. - Сак.469

этой касцды является возвеличивание человека труда,лото-рым он противопоставляет бездельников и тунеядцев,к которым он выражает свое резко отрицательное отношение:

Муячина везде славен в труде. Ленивцу лучше быть опозоренным и униженны.4. Муки, если предшествуют смерти. Предсмертное мучение лучшо, чем безделье. Сладости, которые подносят угнетателю, Предпочтительнее кроа того угнетателя. Если украшает свой хмель вином угнетения, Лучше,если бы бил день ого веселья темной ночью.

Таким образом, вопросы этических норм поведения и дидактики стали предметом обсуждения в касыдах всех известных поэтов ХШ-Х1У веков. Несмотря на различие взглядов и идейных позиций,Есе они сходятся в вопросах осуждения несправедливости и упадка нравов, бесчинства мон -гольских завоевателей. Эта тематика усиливает общую гуманистическую тенденцию, что отличает касыды этого периода от касыды с традиционной тематикой.

Третий раздел - "Стилистические особенности дидактической касыды" - пзезящен художественным изменениям в особенностях касыд вообще и дидактической касыды, з частности. Индийский ученый й!бли Нумани, говоря о касыде XIII—X1У вэков, подчеркивает следующие ео особенности: "... проявилось продЕитете в создании касыд, проявлявшее следующим образом:

а) язык стал чище и изящнее;

б) созданные новые изящные образования заметно соотвэтстпу-ат теме развития;

в) стиль Хакани, Анвари и других, отягощающий язык научными понятиями и трудны;,-.* оборотами, был отвергнут?."1

В этом смысла изпзстныЛ тздгнксгснЛ ученый Р.Ходи -сад о с!1рз.™:аот езоо инз1~:э болзэ ::онкрзтно:

^гблни Нуз-зпй. - - Ч„2. - Тохгон, 1227,

Сз::. 57 ' "

"В касыде почти вышли из употребления преувеличения и гиперболы,далекие от истины, игра слов и украшенные речи, тонкие изобразительные средства (которые встречались в поэзии начала ХП века у Муиззи.Рошида Ватвана).открытые сравнения и эпитеты,научные и философские понятия,(которые получили в конце ХП века широкое распространение в поэзии Ансари, Асириддина Ахсикати, СаЙфи Исфаранги)"

В самом деле, с точки зрения стиля и употребления художественных средств в ХШ столетии произошли заметные сдвиги в сторону простоты и естественности языка. В большинстве кясад отсутствет насиб - лирическое вступление к основной теме, то же самое происходит с такими частями как гурез. "отступление", мадж, "восхваление" и талоб "прошение желаемого у своего патрон.'".Дидактическая касыда начинается непосредственно с основной цели произведения, содержание касыд соответствует названию как "Дар панду мав'иэа" ("Назидание и обсуждение"), "Дар мав'иза" ("На тему проповеди"), "Дар нихат ва ситоиш" ("Назидание и восхваление"), "Лндарзу насихат" ("Наставление и назпда-н;:о") и др.. Касыды Салмона Соводки именуются одним словом - "пацц" - "наставление", "нравоучение".

Дгдактические касыды ХШ-Х1У веков, также как и друг»; о невелики по объему. В частности, самая больна}. касыда Салмона Соваджи состоит из 44 бейтов, а кас.тд: Следи повес на достигают э'гого размера.

Оокоскаг: особенность дидактической касе^ы ьпра. с;-: I. пепольоэганип худо>.:есг изжоге средств. Как было 1;о рапсе, сэоти ХП взка Ансари и лакан,; прэшмьмлксь гпэтрсбдсшс:; и сг.эс:.: тсзр-юс^'со в кэх&ТэрпчзгхоП £эр:.;е 1.:.учн:!'; >; понлг;;.'.. Пости ХС ье;:е пеполезуег

резльклз :: досгушас Г10нл;п;.<:. Простому и кодг^эсть он:; досг.л^зу упатрс&:;..; •какяа описания и ^зтефр:.:,

кап,1:лпр;;:;зр, '««.ргаш; правителе с иг.гср::з,

а «о;ц;аК|;:а: с реС>ек;;о:;,;.е;."(;р;.ё1 пллзег.'п и-.-цг:.

I. >;епксод>. Р. Л: -чи*>ти с.егг. XII ко сит.ли сгр;:

гу.'ул/- Лглбнё'Т'.' ¡^'т-' >:п-::1". :••:?»•.. : счо, гглз.

Он Л9 сравнивает угнетателей со скорпионом:

3 хлеб народа сцепились скорпионы, Наподобие червей в кусок мяса.

Дидактические касыды служат средством изображения совершенного человека. Так, Спади науку без применения на практике сравнивает с бесплодной веткою дерева. В самом деле, всякая наука липь тогда чего стоит, когда направлена на пользу человека. Таким образом, в данном исследовании автором делается попытка обстоятель -няго анализа использования в касыдах средств художественного выражения и изображения известными поэтами спохи Сзади, Сайф .Исфарзнги, Сайф Фергани, Хусрави Дех-лави.Салмонн Совадтл' н др..

Езянейи'.м моментом в форме касыды Х1И-Х1У вв.нухно считать измнения в образе лирического героя, которые почти всегда можно соотнести с личностью автора. Воспеваемый герой всемогущ его действия и поступки срав-ниим лись с небесными делами и поступками лирических романтизированных историко-литературных героев пропитого,Са-мосозппнно поэта выражается в силе и величии своего слоез. В Х0-Х2У езках идеал восхваляемого,как бы з своих возможностях опускается намного ниг:е того представления, которэз было прису^о нозту предцду^егзс периода. Эти из.мзпеп'ля сказалась п художественных приемах и изобрззнтзлышх ерздетпзх.

В з а к л п ч е и и и обобщены результаты проделайте.! рзСот;.', глав! п.-.' ::з которых является следук-сз: Вследствие политических л социальных измзнзнпй ХП ез::л хгзлсб;:зя "г.егдз з упадок и ее мзето заняли

газели, л':р::-:сз:":з и днда:гг::чоск::з поемы.

рззЕнтно пэзэпя получила з новых .-:гг"рлтурнсП г:::знн, на езгзрз Индии,з области п г~пту:г! Пгзно и Уг-сП Азии. Писали кяс".чи г.с-:::: гзз посты, ::п;:Сэл-:з ::згзст1?мгл ::з которым Счгм:

'--.ргопй. - Дзгзп. - Ч.Г. - Спп.КО

Сэади, Сайф Исфаранги, Ходку Кирыони, Ибн Ямин.Убайд Закоки, Еадр Чочи, Хусрав Дехяавн, Салмон Совадаи и др„.

Вследствие изменений,происшедших в жизни общества жанр касыды в форме н содержании претерпел большие из-маккния. Хвалебные касыды потеряли свое прежнее положение, уступив пальму первенства газели. Большое развитие получает касыда о житейских проблемах автора (холия), жалобная, любовная м др..

Основными причинами развития дидактической и назидательной касыды были изменения в жизни общества,вызванные монгольским нашествием.Последствиями указанных событий были гибель миллионов людей, уничтожение большинства местных династий,школ и мздресе,разрушение хозяйственных сооружений и основ хозяйстве ной деятель -ности и,как следствие, всеобщее падения нравов. В литературе это сказалось в изменении тематики в сторону увеличения дидактической и суфийско-философской поэзии, где призывали людей к добру и примерному поведению, с текта к аскетическому образу жизни,уводящему человека от ¿»¡рскик проблем и забот.

Дидактическая касыда отличается, прежде всего,пониманием еутг. образа лирического героя,увлеченного позиа-ни£:>; сапоге себя и окружающего мира с позиций соот -добра и чоловачппзти б поступках и мышлении. Э2с..:у жоиху соответствует и форме изображения»которая с реальной действительностью, Отсвде прообла-дг.н.;о ггростсти и пзхгцсстсс в поэтике дидактической ка-зцд^: ХШ-Х1У веков, противоположного,труднопонимаемого стиля •хьыд:; У. зека,

Оеноттые пот.пкгжия ^ исг-пртглшк отражены _п следующих публш:глп;пх рп?орп (н_ таджикской языке):

1о ГЬндЗ' ахло;;, дар а^'ьоря Салмони Совачи //Дидакти-ч&зкко ¡нормы в лоеэин Сад-мсис: Соааджп/ Сборник статей ыолодьс: ученых Республики Таджикистан. - Курган-Тюба, 1591, е о ПО-120

2. Муло^иза>$о оид ба ^асида^ои аср^ои Х1П-Х1У //Некоторые соображения о тематике касвды ХШ-Х1У веков/ Тезисы доклада научной конференции профессорско-препо-давтаельского состава Кулябского госуниверситета.-Куляб,

1992, с.26

3. Таъсири соирони аср^ои ХШ ва ва Х1У ба доирэи адабии асри XIX Кулоб // Влияние поэтов ХШ-Х1У веков в творчестве поэтов Кулябского региона в XIX веке/ Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава Кулябского госпедуниверситета. - Куляб, 1932, - с.118

4. Муло^изахо дар атрофи ^асида^ои ХШ-Х1У //Развитие яанра касыды в поэзии Х1В-Х1У вв. /Сборник научных работ преподавателей Кулябского универпитета. - Куляб,

1993. - С.26-34

5. Назаре ба ^асида^ои Ав^адии Нароги// Об особенностях касыд Ав^ада Мараги//Тезисы докладов преподава -телей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1993. - С.33

6. ¡^асида^ои ахло^и дар адабиёти аср^ои ХШ-Х1У форсу точки// Дидактическая кссцда в персидско-таджикской поэзии ХШ-Х1У веков/ Сборник научных работ,по -священных 660 летгаэ Амира Хамадани. - Куляб, 1994, -31 с. (находится в печати).

5/У-1004 г. Заказ 41. Тира» 100 вкз.'

Ротапринт ТГУ »Душанбе,ул. Лзхути 2.