автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Касыда в Персидско-Таджикской классической литературе

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тоиров Урват
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Касыда в Персидско-Таджикской классической литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Касыда в Персидско-Таджикской классической литературе"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ССР ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 065.01.03

На правах рукописи УДК 891.550 (092)

ТОИРОВ УРВАТ

КАСЫДА В ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (IX — первая половина XI века)

10.01.03 — Литература народов СССР — таджикская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе — 1990

Работа выполнена на кафедре таджикской классической литературы фи. логического факультета Таджикского государственного университета им< В. И. Ленина.

Научный руководитель

Заслуженный деятель науки Тадж. ССР, профессор | Ш. Хусейн-заде

Консультант Доктор филологических наук, профессор X. Шарифов.

Официальные оппоненты:

Доктор филологических наук, профессор Р. М. Мусульманкулов. Кандидат филологических наук, доцент М. Ахмедов. Ведущее учреждение — Институт востоковедения АН Таджикской ССР. Защита диссертации состоится «т*» С t. 1л ^ ^ Р * в 14-30 часов на заседании специализированного совета К 065.01.03 по п,рису; дению ученой степени кандидата филологических наук при Таджикском гос дарственмом университете им. В. И. Ленина (734021, г. Душанбе, пр. Ленина, ! зал заседаний ученого совета).

Автореферат разослал « $ » CÙCC^U, 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук,

профессор M. Н. КАСЫМОВА

Актуальность темы. Истоки литературного наследия таджик-:кого народа уходят в глубокую древность. С первых дней своего возникновения оно отражало события и явления жизни в раз-тичных стихотворных жанрах. За последние годы в таджикском титературоведении немало сделано для изучения некоторых важ-шх проблем поэзии и прозы, которые долгое время не попадали з поле зрения исследователей. Чаще всего рассматриваются троблемы взаимовлияния формы и содержания, их взаимосвязи ; реальной жизнью, основные столпы поэзии — размер и рифма, художественно-изобразительные средства, совершенство и изя-дество стиха.

По мнению Д. С. Лихачева, «литературный жанр — категория историческая... В самом деле, жанры живут не зависимо друг кт друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически» (7,55)

Поэтому наряду с изучением истории развития литературно-художественной мысли, сущности и содержания литературы пред-:тавляется очень актуальным исследование также истории возникновения и совершенствования ее жанров.

Исследования в последние годы различных стихотворных жанров (газель, китъа, рубай, сокинома, дубайти, маснави, байт, фард, мусаммат) и их особенностей (3) подтверждают вышесказанное. С другой стороны, без подробного изучения жанров таджикской литературы прошлого невозможно понять историю развития и сущность стихотворных видов современной литературы.

Цель и задачи исследования. Целью нашей работы является исследование и анализ поэтического жанра касыды в конкретный исторический период. Поэтому мы поставили перед собой задачу определить процесс становления жанровой формы касыды в персидско-таджикской литературе, ее особенности, место касыды среди других лирических жанров, выявить ее сходство и различие с другими поэтическими формами (газель, китъа, мусаммат и др.).

Хотя касыда является одним из весьма распространенных жанров персидско-таджикской поэзии, она до сих пор не стала объектом специального изучения. Поскольку большинство литературоведов и исследователей под термином касыды понимали только ее один вид — касидаи мадхи (панегирическую касыду), мы сочли необходимым при определении касыды рассматривать все ее виды.

Авторы словарей, научно-литературоведческих источников, иранские и западные исследователи, а также советские востоковеды дали определение понятия касыды, в общих чертах просле--/

1 В скобках указываются порядковый номер работы, данной в библиографии, затем, через запятую — номер страницы.

дили ее эволюцию и становление с момента зарождения вплот; до первой половины XI века. Нами же рассмотрена таджикска: касыда, имеющая очень древние истоки (образцы ее встречают ся в доисламской таджикской литературе), со всеми разновидно стями, проанализированы содержание и стиль поэтов — сочините лей касыд. На основе образцов первых таджикских касыд и ка сыд поэтов X — первой половины XI веков определены степеш развития касыды и ее место среди других поэтических жанров.

Степень изученности проблемы и научная новизна. Хотя касы да является одним из известных и ¡распространенных жанров тад жикской поэзии, тем не менее, она до настоящего времени н< стала предметом специального исследования. Появившиеся з; последние годы труды, посвященные жизни и творчеству отдель ных поэтов (3), содержат сведения о некоторых особенностях это го жанра, но в них не -раскрыта сущность проблемы. Данная дне сертация — первое исследование, посвященное проблеме формиро вания и эволюции касыды. Предпринята попытка показать внут ренние и стилистические особенности касыды, ее видов и их раз витие в творчестве поэтов, ее место среди других поэтически: жанров. Большинство исследователей относили касыду к панеги рической поэзии, не обращали внимания на другие ее виды. Е •данной работе впервые касыда и ее виды (хвалебная, элегия, опи сательная, дидактическая, мистико-религиозная, философская, са тирическая, искусственная, жалобная) рассматриваются как ли тературный жанр, имеющий, подобно другим поэтическим жанрам, свою социальную функцию, идейный источник и обществен ный идеал. Автор" на примере сохранившихся образцов поэзии периода доисламских завоеваний и первых персоязычных таджикских поэтов показал, что касыда не перешла непосредственно и; арабской литературы в персидско-таджикскую, а имеет очень древние истоки. Еще задолго до появления ислама существовала стихотворная форма, сходная с касыдой, которая была известно под названием чома или чакома (ч а к о м а к, ч а г о м а к).

Методологическая и теоретическая основа работы. Методологическую основу диссертации при исследовании жанра касыды составляет принцип сравнительного историко-типологического анализа жанров персидско-таджикской поэзии. При написании работы' методической и теоретической основой служили произведения классиков марксизма-ленинизма, работы русских и советских литературоведов, востоковедов по вопросам теории и истории литературы. Использованы трактаты средневековых персидско-таджикских авторов, монографии советских ученых, а также литературоведческие работы европейских, иранских, арабских и др. ученых.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что

;одержащийся в ней материал и выводы можно использовать при 1тении лекций по истории персидско-таджикской литературы (поэзии) и спецкурса по теории поэтических жанров для студентов высших учебных заведений. Материалы диссертации также могут жазать помощь при сравнительном изучении литературных жан-)ов других народов Востока..

Апробация работы и публикации. Диссертация была обсужде-1а и рекомендована к защите на заседании кафедры истории тад-кикской классической литературы Таджикского госуниверситета т. (В. И. Ленина (протокол № 13 от 22 мая 1990 г.). Некоторые юложения диссертации были изложены на научной конференции ГГУ (1971). Автор читал лекции учителям таджикского языка и ¡итературы в Республиканском институте повышения квалификации учителей и на вечерних подготовительных курсах ТГУ. Основ-гые положения диссертации отражены в статьях, опубликованных ; книгах, сборниках и журналах. Их неполный список приводит-я в автореферате.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, аключения и библиографии.

Основное содержание работы. Во введении говорится об акту-:льности темы, практической и теоретической ценности и степе-н изученности жанра касыды в советском и зарубежном литера-уроведении.

В первой главе — «Возникновение и формирование касыды как оэтического жанра», прежде всего, выявлена причина развития асыды в персидско-таджикской классической литературе. Станов-ение касыды как поэтического жанра на языке дари — таджик-ком началось со второй половины IX в. и полностью она сформовалась в литературе X в., а в дальнейшем считалась одним з основных поэтических жанров. Хотя некоторые зарубежные остоковеды, такие как Г. Эте (17), Э. Браун (5), Шибли Нума-и (16) считают касыду непосредственно перешедшей из арабской итературы в таджикскую, но их высказывания научно не обосно-аны. Напротив, изучение и исследование этого поэтического жана показало, что его истоки уходят в глубокую древность.

В разделе — «Предпосылки возникновения касыды» на основе вестийских гимнов («Гаты»), памятников среднеперсидской ли-зратуры «Ёдгори Зарирон» и «Дарахти асури», стихотворения Эташкадаи Каркуй» и др. показано наличие «касыдообразной» оэзии. Историко-литературные источники, дошедшие до нашего ремени, свидетельствуют о том, что еще до ислама на древних зыках иранских народов существовала поэзия. Поэт первой <по-эвипы XI в. Фаррухи Систани в одной из своих панегирических асыд приводит следующий байт:

>¿¿5 ш^Ч с)-"

• ^*> 4-|1- Jjл га*

О достоинстве его знатного происхождения можно найти сейчяс Тысячелетнюю оду на пехлевийском наречии (13,401).

Отсюда следует, что панегирическое стихотворение на пехле вийском языке было распространено еще задолго до возникнове ния ислама. Более того, до наших дней дошла пехлевийская ка сыда «Абар матани шах Вахроми Варчованд», что подтверждае вышесказанное. Фирдавси в «Шохнома» приводит два чом (1. Мадх,и духтари Барзин Бахромро — Восхвалени Бахрома дочерью Барзина. 2. Мад>;и духтари г а в д а р фуруш Бадромро — Восхваление Бахрома дочерью торгог ца жемчугом), которые имеются в пехлевийском сказании «Ху дойнома» и переведены на дари-таджикский язык.

Автор на примере доисламской поэзии приходит к выводу, чт до ислама и при его появлении чаще сочинялись хвалебные ста хи—прославление богов, героев, царей. Для подтверждения этог мнения приводится из словарей значение понятий ч о м а, чакс ма и су руд и показано, что после распространения ислама пс нятие чакома (чагома, чагомак) применялось в 'значенш адекватном понятию касыда. Эту мысль дополняет следующи байт Абулмасала Бухорои, приведенный в «Лугати фуре»:

' , ^ i-Ujlf j " "jJ" ji*

• wliXJ[WJ jl>

Как только узнает почтенный о подвиге моем,

Правителю доставит поспешно чакому мою.

Сравнительный анализ понятий касыд или касыда и чаком или ч а к о м а к показывает, что одно является переводом др} того. Как пишут авторы словарей, касыд — это действие в знг чении дополнения и из него вытекает желание и цель. Такое ж значение содержится во второй части слова чакомак—комак, вь: ражающей желание, волю. Уместно напомнить, что в современно таджикском языке употребляется слово «ком» (например, ком дил ба даст овардан), которое также означает волю, цель и Ж( лание. На развитие персидско-таджикских касыд, конечно, немг лое влияние оказали арабские касыды, так как этот поэтически жанр существовал в арабской литературе еще за 150—200 ле до возникновения ислама (4,8—12).

В разделе — «Касыда в период зарождения поэзии на фара дари» на основе стихов первых таджикских поэтов исламског периода Мухаммада ибн Васифа, Бассома Курда, Мухаммада иб Мухаллада. Сагзи, сведений исторических хроник и тазкир (антологий) показан процесс становления касыды в IX в. В р* зультате изучения творчества поэтов, сочинявших после возниь новения ислама на дари-таджикском, автор пришел к вывод; что первым таджикским поэтом, слагавшим касыды, является Щ хаммад ибн Васиф. Его стихотворение, начинающееся таки вступлением (матлаъ):

^ ^ VJ

О эмяр, (перед которым) эмиры (всего) мира особенные и прочие

Являются .невольниками, слугами, преданными и рабами, (12, 208). прославляющая Иакуба ибн Лайса,— первая хвалебная касыда в таджикской литературе. Вслед за Мухаммедом ибн Васифом его современники поэты Бассом Курд и Мухаммад ибн Мухаллад сочиняли касыды в честь Йакуба ибн Лайса и его побед.

Хотя объем дошедших до нашего времени касыд вышеупомянутых поэтов не достигает 15 байтов, т. е. минимального количества для этого поэтического жанра, можно с уверенностью сказать, что их стихотворения превышали 15 байтов и являются пер-зыми образцами хвалебных касыд на таджикском языке. Это мне-ше подтверждает высказывание автора «Истории Си'стана». Приведя в качестве примера 6 байтов из первой касыды Мухаммада 1бн Васифа в честь Йакуба ибн Лайса, он в конце пишет: «Это стихотворение длинное, но мы упомянули малость» (12, 210—11). Основываясь на этом указании автора «Истории Систана» можно сказать, что другие стихотворения Мухаммада ибн Васифа и по->тов — его современников по объему (количеству байтов) были большими.

В разделе — «Структура и художественные особенности пер-1ых. касыд» раскрыты особенности первых касыд, их отличие от :асыд арабских. Вслед за этим автор приходит к выводу о том, (то тенденции доисламского стихосложения наших предков, влия-[ие арабской литературы и, наконец, стремление арабоязычных аджикских поэтов сложить стихи на дари-таджикском языке тали основными предпосылками появления касыды на дари-тад-кикском языке. Но касыда сама по себе не могла развиваться, й нуж.ны были другие важные и решающие факторы, такие как, например, социально-экономическая и политическая обстановка "редней Азии и Хорасана в тот период, т. е. образование государ-тва Саманидов, которое появилось только в X веке.

X—XI вв. стали периодом развития касыды и касыдосложения. 1менно тогда появились почти все виды касыды. Перед тем как риступить к анализу касыды поэтов X—XI вв. автор в разде-е — «Термин, композиция и темы классической касыды», опи-аясь на высказывания ученых, дает такое определение этого жана: Касыда — первый и наиболее популярный поэтический жанр ерсидско-таджикской классической литературы. Этот вид сти-отворения встречается также в поэзии народов Ближнего Восто-а и Средней Азии. Касыда — это стихотворение, которое слага-гся в^ основном в восхваление знаменитых лиц эпохи, правителей, рузей и близких, также высмеивания и сатиры; в воспевание доб-лх человеческих качеств; жалобы на несправедливости своего вре-

мени, судьбу и превратности эпохи, тяготы жизни, пропагандиро-вание философских, просветительских, религиозных взглядов; описания природы, любви, виночерпия, времен года, праздников— Навруза, Мехргона и Сада, исторических событий, нравов и обычаев, грандиозных сооружений, великолепных дворцов и т. п.

Касыда в доисламской таджикской литературе была известна под названием чакома (ч а к о м а к, чагома). До нашего времени на пехлевийском языке дошла всего одна чакома. В этом разделе указываются два основные источника формирования касыды персидско-таджикской литературы: доисламская поэзия наших предков и арабские касыды. Формальные особенности касыды в персидско-таджикской литературе следующие: количестве байтов от 15 до 120 (встречаются касыды и большего объема), рифмовка по типу — ба, ва, га и т. д. Первый байт касыды называют матлаъ, а последний мактаъ; одно из условий хорошей касыды— это наличие хусни матлаъ (изящного матлаъ), хусни тахал-лус (прекрасного перехода) и хусни мактаъ (прекрасного мактаъ) . ^

По форме и тематике касыда и газель одинаковы. Они различаются только по объему и внутренней композиции (особенно е хвалебных одах). Касьгда, прежде всего, требует высокого мастерства, т. е. владения искусством композиции и изящным стилем: газель — средство выражения нюансов внутреннего чувства. Поэтому язык газели должен быть нежнее, естественнее, проще. А язык касыды, напротив, более приподнятый и образы тоже более гиперболические. Поэт может начинать касыду с вступления, которое называется тагаззул, насиб и ташбиб, или без вступления сразу с первого байта, в котором объясняет свою основную цель Если количество байтов касыды превышает ее обычный размер, т. е. составляет более 40 байтов, то можно привести новое матлаъ, что в науке художественного слова называется тадждиди матлаъ (обновление матлаъ). После тадждиди матлаъ поэт мо жет внести изменения в содержание касыды и перед матлаъ даже использовать некоторые уже применявшиеся рифмы. В касыда> поэтов IX—XI вв. тадждиди матлаъ очень редко встречается, не начиная с XII века их число сравнительно увеличивается (касыды Масъуда Саъда Салмона, Абулфараджа Руни, Хакони Шер вони и др.). Есть и такие касыды, у которых с начала до концг все строки рифмуются. Эти касыды называют тамомматлаъ (со вершенный) или тамоммурассаъ. Подобные матлаъ встречают« в творчестве Рудаки, Лукари, Фаррухи, Манучехри. Примерок такого стихотворения в доисламской таджикской литературе яв ляется поэма «Оташкадаи Каркуй» («Храм огня Каркуя»), И зте еще раз свидетельствует о том, что сочинение стихов подобны? касыде тамомматлаъ существовало еще до арабского завоевания Касыда тамомматлаъ или тамоммурассаъ по своей благозвучно 6

:ти отличается от других видов касыды. Сочинение касыды в ф орле тамомматлаъ явилось одной из причин появления мусаммата.

Касыда по тематике, содержанию и форме разделяется на сле-1ующие виды:

1. К а с и д а и мадхи — хвалебная ода. Слагается в ¡есть знаменитых лиц. Первая и древнейшая из дошедших до нас сасыд на дари-таджикском принадлежит перу поэта IX века Му-саммада ибн Васифа. Ода имеет определенную структуру и раз-[еляется на такие части: тагаззул, насиб или ташбнб, тахаллус переход), мадх (хвала), фахрия (гордость своим мастерством), ■алаб (прошение), дуо (молитва). Самая древняя ода, которая :остоит из вышеупомянутых частей, касыда Рудаки «Модари май» /<Мать вина»). Есть и такие оды, в которых эти части отсутствует. Этот вид касыды называют муктазаб или махдуд, т. е. разоренный или ограниченный. Мастерами оды являются Унсури, Фар-' )ухи, Манучехри, Анвари и др.

2. К а с и д а и холи (автобиографическая, содержащая жа-юбу). Касыда, в которой поэт жалуется на эпоху, тяготы жизни, ходящую молодость, несправедливости вселенной, вероломство удьбы, мучения в зинданах, свое одиночество вдали от родных [ близких и т. п. Первым автором такого вида касыды был Рубаки. Масъуд Саъд Салмон, который долгие годы провел в тюрь-1ах, считается непревзойденным мастером касидаи холи.

3. Касидаи хаджви, т. е. сатирическая. Касы-,а, в которой кто-либо высмеивался. Этот вид касыды получил 1ольшое развитие в XI—XII вв. Если в хвалебной оде поэт для (писания восхваляемого использует всяческие преувеличения, ожные эпитеты, то в сатирической, напротив, он высмеивает вы-окопоставленных лиц. При этом не сдерживается и дает волю рубым и издевательским выражениям.

Один из первых сочинителей такого вида касыды — поэт Х-го ека Мунджик Термизи.

В творчестве Сузани, Муиззи и Анвари очень много образцов атирической касыды.

4. Философские и мистические (и р фон и) ка-ы д ы, касыды, отражающие философские или мистические взгля-ы поэта. Касыды этого вида не подразделяются на отдельные асти: поэт с первых же строк начинает излагать свои философ-кие взгляды. Первым сочинителем философских касыд был Ки-ои Марвази. Начиная с XI—XII веков этот вид касыды получил шрокое распространение. Носир Хисрав, Саади Ширази, Хако-и, Джами сочинили очень много философских касыд.

5. Бахория (весенние, описательные), касыды, оспевающие весну и красоту природы, древние народные празд-ики (Навруз, Мехргон, Сада) и т. п. С самого начала зарожде-ия стиха внимание великих поэтов привлекала красота природы

родного края. Даже многие панегирические касыды содержат описания пленительных садов, лужаек и цветов. А также встречаются касыды, в которых изображаются красивые здания и пышные дворцы. Мастера этого вида касыды— Рудаки, Фаррухи, Ману-чехри, Адиб Собир Термези, Ибн Ямини Фарьюмади и другие.

6. Религиозно - богословские касыды (наът муноджот, хамд), касыды, в которых поэты излагают и отстаивают свои религиозные взгляды и убеждения. Это касыды с ¡боге, пророке, ангелах и апостолах. Упомянутые касыды, известные под названием наът, муноджот и хамд, наиболее часто встречаются в творческом наследии Носира Хисрава, Абдуллаха Ансо-ри, Санои, Аттора, Джами и др.

7. Нравственно - этические касыды. В них поэт излагает свои нравственно-этические и педагогические взгляды Эти касыды не разделяются на части — с первого же байта поэт переходит к своей основной цели. Первые образцы таких касыл мы встречаем в творчестве Рудаки и Кисой. Самые лучшие нравственно-этические касыды принадлежат Носири Хисраву, Са ной, Хакони, Саади, Джами и др.

8. Фахрия (самовосхваление), касыды, в которы> «оэт воспевает свое творческое мастерство. Касыды этого виде бывают правдоподобными и традиционными. В правдоподобны? фахрия поэт, хотя и с преувеличением, дает оценку своему творчеству и поэтическому мастерству и гордится ими. А в традиционных касыдах поэт старается поставить себя выше других поэтов раскрывая недостатки в образцах творчества других и гордясь своим талантом. Фахрия появились в результате самовосхвалени? и соперничества поэтов. Мы встречаем образцы этих касыд I творчестве Унсури, Саидхасана Газневи, Хакони, Котиби, Лут-фулло Нишопури, Ибн Хисома и др. Мухаммад Авфи Бухарой е «Лубоб-ул-албоб» поместил стихотворение из 65 байтов Саидха сана Газневи под заглавием «(Касыда фахрия Саидхасана Газ неви».

. J л »^хл и.

Пусть знает мир, что я свет очей пророка И достоин сердца Захро и Хайда,ра

(9, 281)

Касыда поэта XV в. Ибн Хисома начинается следующим бай том (матлаъ):

сг- ¿ЬТгл л- .р

----1

Захро — значит светлокожая. Обычно арабские женщины чернокожие ил] смуглые, а жена полководца Хайдара (Али) — Фатшда была светлокожей, от сюда ее прозвище — Захро.

Вчера в саду песнопения моей украшающей

пир натуры

Даже отдаленность от смысла напилась нз

родника моего царства. (18,52)

[ эту касыду сам погт назвал «Касыдаи фахрия», т. е. касыда са-ювосхваления.

9. Траурные касыды (р и с о и я, м а р с и я), касыды, оторые обычно исполняются во время траура. Древнейшая тра-рная касыда, написанная на смерть Абулхасана М.уроди, прн-;адлежит Рудаки. Большой популярностью в истории классиче-кой персидско-таджикской литературы пользуются траурные ка-ыды Фаррухи на смерть Махмуда Газневи, Хакани — на смерть го жены и сына, траурные касыды Сузани Самарканди.

10. Искусственные касыды — маснуъ, бадеъия художественные). Касыда, каждый байт которой от начала до ;онца выдержан в том или ином поэтическом жанре. Хотя сочи-ение искусственных касыд — одно из проявлений формализма, поты старались высказать в них свежую мысль или найти новый -браз, который надолго бы остался в памяти читателя и слуша-еля. Художественные касыды требуют от поэта большого мастер-тва и глубокого знания науки о поэзии и художественности; ис-усственные касыды исполнялись для особого круга и поэтому оэт всегда старался для выражения своей цели применять труд-одоступные, усложненные, тонкие слова и образы, различные пособы изложения. Создателем такого вида касыд был поэт XII ека Кивоми Мутарризи. Приводим матлаъ его касыды:

->Ц у с?1 Ь ^ ' оУ у JJ¿> ьль ^ lj Ценность твоей прелести поднялась на небеса, А забота ангелов только тебя хвалить (2,8—10)

Эта касыда называется «Бадоеъ-ул-асрор фи саноеъ-ул-ашъор» «Художественные тайны в искусстве стиха»), В ней использова-¡ы 86 видов искусства стиха. Поэт XIII века Али Шервони напи-ал касыду, в которой применены почти все виды поэтического ис-усства его времени. В искусственной касыде не только использу-этся все виды искусства художественного слова, но и в одном проведении применяется сразу несколько стихотворных размеров. 1скусственная касыда в XV веке достигла совершенства.

В этом же разделе говорится об изменении содержания и [юрмы касыды в связи с изменениями в общественно-политиче-кой жизни и в положении поэтов.

Жанр касыды продолжает развиваться и в советской таджик-кой лйтературе.

Во второй главе — «Касыда в литературе X века», прежде

всего, обращено внимание на предпосылки развития и расцвет; поэзии в целом, в том числе и такого ее жанра как касыда Здесь анализируются содержание и структура, жанровые особен ности и стиль касыды поэтов данного периода. Как поэтически! жанр в X веке касыда усовершенствовалась и по форме, и пс содержанию. Именно в X веке, впервые в истории персидско-таджикской литературы, были созданы полные и завершенные • пс ;фцрме и содержанию касыды.' Одной из причин развития поэзии особенно появления множества касыд,- является создание госу дарства Саманидов. .Правители этой династии, для укреплена своего'государства и отдавая дань'уважения традиции предков заботились о развитии таджикского-дари языка. Приглашая кс двору поэтов и ученых, они создавали благоприятные условия для их твсфческой деятельности. Следствием всего этого явилось всемерное развитие разнообразных по жанру и форме поэтических и - прозаических произведений на таджикском-дари ■ языке. Двор Саманидов был местом, где формировался официальный литературный круг, объединявший многих поэтов, писателей и другие творческих деятелей. По свидетельству тазкира (антологии) «Лу-боб-ул-албоб» Мухаммада Авфи Бухарой, в X веке жили и творили более 100 поэтов. Первым поэтом, усовершенствовавшим все жанру классической поэзии, в том числе касыду, был' Рудаки Первая завершенная по форме и содержанию панегирическая касыда'Принадлежит ему. Его стиль в создании касыд остается неизменным до сих пор и состоит из следующих компонентов: начинается касыда ташбибом и -б а хор и я и др., затем идет гурез (переход) к мадху (восхвалению) прославляемогс мецената, а в конце приводятся байты молитвы (дуъо) (16,23).

,В разделе — «Содержание и стиль касыд в X веке» исследуются композиция и структура, виды и стиль касыд. Поэтами X века созданы следующие. разновидности касыд: хвалебные, описательные, биографические, жалобные, элегии, гедонические (винные), нравственно-этические, философские и другие. Поэты данного периода старались в хвалебных касыдах не допускать излишних преувеличений. Они приписывали восхваляемому меценату. благородные земные положительные качества и давали такую характеристику, в справедливость которой слушатель и читатель могли бы поверить. По свидетельству и мнению автора «Таърихи Систон» («История Систана»), высказанному по поводу «Касыды о вине» Рудаки, если какой-нибудь поэт в хвалебной касыде допускал гиперболы, несуществующие качества, то присутствующие, т. е. слушатели касыды, выражали свое недовольство поэту— сочинителю касыды. «Привели мы' это стихотворение для того, чтобы каждый, кто прочтет его, увидел бы эмира Абу Джаъфара, ибо было все так, как сказал (поэт). Рудаки прочел стихотворение в собраний эмира Хорасана и знати, и никто \не (подумал) 10

трицать ни одного байта, ни одного слова, которой он сказал (об бу Джаъфаре). Напротив, все в один голос, сказали: «Сколько ы ты ни хвалил его, будешь бессилен, ибо человек он совершений» (12,315). Сами поэты придавали большое значение данно-у аспекту в своих хвалебных касыдах. Свидетельство тому — тедующий байт Рудаки:

О-Ь J (>т£ у' с)"

. j аД-: № |у

Все, что я говорю в твое восхваление, правда и истина.

Ничего я не приклеиваю и не приписываю тебе.

В том разделе также говорится о земных и естественных осно-ах изображаемых поэтами событий, изобразительных средства'х, аких как сравнение, иносказание, метафора, эпитет и т. п. Ис-ользуемый для выражения своих мыслей и суждений язык и вы-азительные средства поэтов — простые и доступные для понима-ия. Поэты старались, чтобы содержание их касыд было доступно ониманию народа, чтобы их эпитеты были естественными и ре-льными и передавали мысли ярко и выразительно. Отличитель-ой особенностью касыд X века является то, что они посвящены аиболее важным событиям времени. Из анализа хвалебных ка-ыд данного периода можно сделать вывод, что каждую из них о содержанию, а также событию, ставшему причиной их созда-ия, можно уподобить целой поэме («Касыда о .старости», «Ветер, ;я от Мульяна, к нам доносит...» и другие).

Касыды X века важны еще тем, что, с одной стороны, они по-гствовали о важных исторических событиях эпохи, содержали аставительные и назидательные мысли поэтов, отражали духов-ый облик их творцов, с другой, они сыграли большую роль в гановлении и усовершенствовании таджикского-дари языка.

В этом разделе также отмечается влияние касыд и поэтов X гка на творчество поэтов последующих веков.

Третья глава — «Касыда и ее сочинение в литературе первой оловины XI века», состоящая из двух частей, посвящена пробле-ам развития касыд, особенно хвалебных, возникновению новых итературных кругов, появлению известных поэтов-одописцев, яо-ых по форме касыд и их разновидностей.

С первой половины XI века начинается новый этап в создании асыды, который мы'условно назвали третьим периодом ее ра'з-ития. Исследование литературы данного периода показывает, что это время среди других литературных жанров касыда занима-г одно из ведущих мест. Возникновение Газневидского государ-гва, восстановление и централизация исторических областей Хо-асана, Чаганияна, Тахористана во время правления Махмуда азневи создали благоприятные условия для развития литерату-ы. Следуя саманидским правителям, представители государства

газнёвидов, особенно Махмуд Газневи, собрали, при дворе мног> поэтов и ученых. По свидетельству Давлатшоха Самарканда «...при дворе султана Махмуда постоянно служили 400 поэтов, главой группы поэтов был Унсури» (6,50). Привлечение ко дво ру такого большого количества поэтов не означает, что представи телн этой династии были искренними поклонниками поэтов и по эзии. Из содержания придворной поэзии и отношения султан Махмуда к Абуали ибни Сино и Фирдавси видно, что лравител] заботились о своем авторитете и показной пышности своего дво ра. Придворные поэты должны были во всем, в том числе и выра жении своих мыслей, подчиняться своим меценатам. При двор Махмуда Газневи маликушшуаро — царем поэтов — был Унсури т. е. среди поэтов Унсури исполнял такие же обязанности, что ] Махмуд во всей своей державе. Прежде чем довести свои стих] до слуха всемогущего правителя, поэты читали их маликушшуарс Султану Махмуду и другим придворным были по нраву стихи, гд< всячески восхвалялся правитель, поэтому поэты старались вое хвалять Махмуда с помощью изощренных и редких эпитетов, ко торые не соответствовали действительности. Все это подготовил! почву для появления хвалебных касыд.

В этой главе также говорится о месте касыды в творчеств! Унсури, Фаррухи, Манучехри, Газоири Рози, исследуются таки вопросы как развитие хвалебной касыды, увеличение объема та газзула (часть касыды, в которой содержатся любовные стихи) удаление хвалебных касыд от реальной действительности, увели чение числа сатирических касыд и т. п.

В первой части этой главы — «Жанровые особенности касы; данного периода» касыда выступает как основной жанр стиха, ш содержанию, форме и стилю изложения.

В первой половине XI в. этот жанр получил большое развитш в творчестве Унсури, Фаррухи, Манучехри, Асджади, Газоири Ро зи и других, которые сочиняли разнообразные касыды—хвалебные жалобные, элегии, нравственно-этические, философские, религиоз но-богословские, автобиографические, сатирические. Среди все: разновидностей од основное место принадлежит панегирическо) касыде. Большинство хвалебных од этого периода по своей струк туре напоминают касыды X века. То есть, они состоят из матлат (хусни матлаъ), тагаззула (ташбибу насиб), байти тахаллу! (байти гурез, хусни тахаллус), мадха, фахра, талаба (талаб; дархост) и, наконец, дуъо, (дуъою фотиха). Также встречаютс: касыды, в которых имеются не все из указанных частей. В зави симости от поставленной поэтом цели в них преобладает та ил] иная часть. Если в хвалебных одах Унсури главное место зани мает панегирик, то у Фаррухи и Манучехри на первом месте сто ит тагаззул. Но их тагаззулы неодинаковы: если в касыдах Фар

/хи они, в основном, содержат любовную тему, то у Манучехрй асто воспеваются картины природы. Встречаются и такие оды, которых поэт с первого байта сразу же, без ташбиба и насиба, преходит непосредственно к восхвалению.

Содержание панегирических касыд XI в. по сравнению с ка-лдами X века более богатое. Воспевание военных походов и по-гд восхваляемого, изложение политических и исторических соитий в хвалебных касыдах больше всего привлекает внимание ^тателей. Автор также в этом разделе указывает, что на панеги-ические касыды этой эпохи нельзя смотреть только как на хва-гбные, т. к. они включают в себя изображение и исторических >бытий, и этнографическую информацию и т. д. Они отражают :ловия жизни поэта, благодаря чему мы имеем возможность боге подробно ознакомиться с историей народов Средней Азии и орасана. Некоторые оды Фаррухи и У«сури напоминают истори-гские поэмы. Панегирические касыды этого периода, особенно цы Фаррухи, реалистически отражают жизнь эпохи.

И Фаррухи, и Унсури, и Асджади, как будто, в своих панеги-иках восхваляли только нашествие Султана Махмуда Газневи-а на Индию, но на самом деле они ¡разоблачали варварство и эабительство восхваляемого. В следующих строках оды Фарру-и под названием «Взятие Сумнота» имеются такие высказывания:

:>у .0 _>ц- с>т

.у*7 Ji '-1

I ^ '

. ^ еЯ ^

Когда снял с того места идолов и все золото, Собственною рукою поджег храм, Сколько ни встретил брахманов, всем отрубал головы. Лучше отрубить головы тем, кто отвернулся от своих людей.

акой метод изображения в хвалебных одах заставляет исследо-ателей изменить свое отношение к одам XI и последующих веков, о время разбора панегирических касыд необходимо иметь в ви-у их познавательное, культурное значение, как источника ценой исторической и социальной информации.

«Поэтому,— отмечает известный таджикский литературовед . Шарифов,— конкретный и всесторонний анализ необходим, что-ы в литературе художественный образ восхваляемого, художест-енные средства его изображения и его эволюция как художест-енного образа стали ясными» (15, 106).

Наряду с хвалебными касыдами в рассматриваемую нами эпо-у сочинялись еще элегии (Фаррухи), жалобные (Манучехри, Но-

сири Хисрав), гедонические — хамрияви (Манучехри), сатирич< ские (Манучехри, Газоири, Носири Хисрав) оды. Главное в хаг* 1рия Манучехри — это описание осени, ухода за виноградником созревание винограда. Значение таких од заключается в том, чт в них изображается местный быт, даются яркие реалистически описания технологии и процесса изготовления вина крестьянам! В истории персидско-таджикской панегирической оды первой пс ловины XI в. большое развитие получила весенняя описательна касыда. Именно в касыдах этой эпохи можно встретить изображе ние самых пленительных мгновений весны: цветения тюльпан; цветущих деревьев, красоты садов, дуновения весеннего ветерк; пробуждения природы, пения птиц, танца горной куропатки, бег газели, празднования Навруза, Мехргона и Сада и т. д. Это праз; пики доисламского периода, и поэтому их очень часто воспевали своих касыдах персидско-таджикские поэты. Характерная особеь ность касыд бахория этой эпохи, главным образом касыд Фарру хи и Манучехри, их реалистическое изображение. Из множеств касыд Манучехри можно извлечь точные названия птиц, цвето или деревьев. Таким образом, поэт был свидетелем событий ил: конкретным наблюдателем природы.

В литературе первой половины XI в. этические, философски и мистические касыды сочинял, прежде всего, Носири Хисрав. Н| и в хвалебных касыдах Унсури, Фаррухи, Лабиби и Манучехр: тоже можно встретить нравственно-этические мысли, которые ещ раз подтверждают познавательное значение касыд.

Философские, религиозные и нравственно-этические оды рез ко отличаются от хвалебных не только по своему содержанию ] значению, >но и по форме. В частности, существующие во вводно! части хвалебных од лирическое вступление (тагаззул), пере ход (б а й т и гурез), хвала (мадх), требование (т а л а б) слава (фахр), моление (дуъо) отсутствуют в философской ] нравственно-этической формах од.

В зависимости от способа изложения, выражения цели и ис пользования литературных приемов исследователи истории пер сидско-таджикской классической литературы различают три лите ратурных стиля: хорасанский, иракский и индий с к и й. Хорасанский стиль, который иногда называют стилем Ру даки или Мавераннахра, отличается от других стилей, прежд всего, простотой и плавностью. В написанных этим стилем сти хах соответствие смысла с истинным значением слова выступае' на первый план. В них отображаются радости бытия и почти н< наблюдаются мотивы неверия, разочарования и мистического на строения.' Анализ од указанного периода свидетельствует о том что поэты при создании любой разновидности оды придержива лись хорасанского стиля.

Рудаки, считая основным условием сочинения од «хорошее юво и простоту смысла» («Лафзи хубу маънии озод»), подчер-ивает, что поэт при восхвалении не должен отклоняться от четности и правильности, реального изображения субъекта хвалы, ллюстрацией этого факта служит его ода «Мать вина» («Мода-и май») (11, 58). Из слов известного поэта первой половины XI в. абиби, который говорит, что «когда пишут стихи поэты, слова них должны быть правильными и верными» (8,473), нетрудно шетить, что смысл созданных в это время од соответствует тра-иционному содержанию предшествующего века. Это подтвержда-гся смыслом и содержанием хвалебных од поэтов данного пе-иода. Хотя они, особенно Унсури и Фаррухи, в своих панегири-ах преимущественно реалистически изображали исторические збытия и картины природы, однако при восхвалении и возвели-лвании своих героев допускали излишние гиперболы и приписы-али несвойственные им качества. Подобная идеализация героя панегирических одах свидетельствует о том, что в них субъек-твность описания превалирует над объективностью. На это ука-ал и М.-Н. О. Османов при анализе хвалебных од поэтов X в. 10,261), что еще раз подтверждает вывод о том, что стиль од ээтов первой половины XI в. является логическим продолжени-м традиционного стиля предшествовавшего века.

В зависимости от способа мышления и передачи мысли в одах ээтов указанного периода наблюдается два стиля поэтического зображения: обобщенное и частное. Если Унсури при лисании исторических событий обобщает их, то Фаррухи, наряду обобщением, особое внимание уделяет их частностям и дета-ям. Некоторые оды Унсури носят характер воспоминания, в них титы поэтическая лирика с эпическим содержанием.

В разделе — «Некоторые художественные особенности ка-э1ды» рассмотрены общность и различие од Унсури, Фаррухи и [анучехри. Поэты первой половины XI в. для придания касыде аибольшего смысла и выразительности использовали поэтические риемы, в частности отождествление (ташбех), описание г а вс и ф), гиперболу (м у бол и г а), метафору (маджоз), ронию (и с т и о р а), распознание (т а ш х и с), повторение (т а ко р), особое изящество вступительного байта (х у с н и мат-аъ), счастливый исход (хусни тахаллус), цитаты из дру-)го поэта (т а л м е х), восклицание (н и д о) и т. д.

По использованию литературных приемов также становится :ным, что стиль од данного периода идентичен стилю поэтов в. Из художественно-изобразительных приемов поэты больше :его обращали внимание на отождествление (ташбех) и опи-шие (тавсиф). Из анализа од поэтов этого времени становит-

ся очевидным, что они во вводной части, т. е. тагаззуле, н; сибе и ташбибе, больше всего использовали отождествл ние, описание, иронию, а в основной части од — гиперболу (м б о л и г а).

В некоторых случаях такие литературные приемы как ото» дествление, описание, гипербола так переплетены в байтах одно касыды, что их почти .невозможно отличить.

Из метрики таджикского аруза в одах указанного периода И1 пользованы всего десять размеров (Хазадж, Раджаз, Мутакари Рамал, Кариб, Музореъ, Хафиф, Муджтасс, Сареъ, Мунсарех Среди них наиболее употребляемы Хазадж, Рамал, Муджтас Музореъ и Хафиф, которые, пожалуй, являются самыми популя] ными в метрике' того времени, т. к. позволяют передать простот смысла и приятны по звучанию.

Хотя в некоторых одах Манучехри встречаются рифмы, кот( рые несвойственны природе персидско-таджикского литературнс го языка и сложны для осмысления читателя, большинство поэто в выборе рифмы и редифа (рефрен) стараются использоват наиболее употребительные и общедоступные слова. В общем пс эты данного периода к редифу обращаются не особенно часто, применяемые ими редифы простые, естественные как, например «ш а в а д», «д о р й», «б о д», «т у», «м а н», «м а р о», «н е с т> «б о ш а д», «б у в а д», «м о», «б а с» и т. д.

В разделе — «Развитие различных форм касыды речь идет как о развитии оды, так и о новаторстве в ее форм( В первой половине XI в., (Наряду с традиционными одами, появи лись и другие ее формы, в которых все строки от начала до кон ца (от матлаъ до мактаъ) рифмуются. Важная особенность пс добных од заключается в том, что они очень просты, легко чита емы и привлекательны. Читателю доставляет удовольствие даж хвалебная часть оды; еще не вникнув в суть строк, он покоряет ся созданной поэтом форме и удачно примененным им художест венно-изобразительным приемам. В IX—X вв. нами не зафикси ровано существование подобных од. Однако, это не значит, чт тогда вообще не создавались такие оды. В творчестве поэтов дан ного периода существовали небольшие стихи размером в 2— байтов, где все строки рифмовались, а их содержание представ ляло собой панегирик. Мухаммад Авфи Бухарой в «Лубоб-ул-ал боб», приводя в качестве примера три байта поэта X века Абул хасана Лукари, которые между собой рифмуются, пишет: «гово рится в касыде восхваление и возвеличение везира Абулхасан; Убайдулла ибн Ахмад Ал-Утби». Таким образом, Мухаммад Ав фи три байта Лукари считает частью касыды. Кроме того, средь дошедших до нас стихов Рудаки есть стихотворный отрывок и: пяти байтов, восхваляющих вино, все строки которого имеют оди

аковую рифму. А в книге «Таърихи Систон» («История Систа-а») приводится стихотворение под названием песня «Оташкадаи паркуй» («Храм огнепоклонников Каркуя»), состоящее из де-яти строк, восемь строк этого стихотворения имеют одинаковую ифму, у последней строки — другая рифма.

Образцы вышеупомянутых стихотворений свидетельствуют о ом, что сочинение касыд с совершенным или украшенным мат-аъ (начало) также имело очень древние предпосылки. В этом <е разделе речь идет также о появлении новых стихотворных юрм — мусаммата, таркиббанда и таржибанда, указывающих на х связь с развитием касыды с совершенным матлаъ. ;'

В заключении, которое является обобщающей частью диссер-ации, прежде всего, говорится о том, что касыда — это самый ревнейший и популярнейший жанр, характерный для определен-ого исторического периода, что основные источники таджикской асыды,— доисламские персидско-таджикские стихотворения и рабские оды, дается описание касыды, ее форм и видов, раскры-ается содержание первых касыд на таджикском языке, компози-ия и стиль касыд X — первой половины XI века.

История развития касыды показывает, что она существовала равнительно долго и, подобно другим поэтическим жанрам, мела не только социальную задачу, но и идейные источники и общественный идеал. Во введении панегирических касыд помеща-ись подлинные описания природы, исторические факты и дово-ы, этнографические материалы, говорилось об образе жизни потов — создателей касыды, что в какой-то мере является прояв-ением реалистического отображения жизни. Такого рода изло-сение мысли и способ изображения в хвалебных касыдах имеют росветительское значение, которое должно учитываться при ана-изе и оценке таких касыд.

Хотя касыда и ее сочинение в таджикской советской поэзии не толь развиты, как в предыдущие века, тем не менее она продолжает существовать. Касыды таджикских советских поэтов по со-ержанию, тематике и структуре — новые. Таджикские советские оэты использовали эту стихотворную форму для выражения по-итико-социальных идей. Касыда «Кремль» Лахути и касыды Дахьяк», «Джанг ва зафар» («Война и победа») Айни принад-ежат к лучшим касыдам таджикской советской литературы. Из овременных таджикских поэтов к этому жанру чаще всех обращаются Лоик, Гулназар и Халимшо.

, СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ 1ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Омилхои пайдоиши вд.сида дар адабиёти тоник—/Факторы возс.икяов ния касыды ,в таджикской литературе //Тезкой маъруза.хои муаллиисни фзк-т филологияи точи« ва Шарк,— Душанбе, 1970.— Сах. 32—33.

2. Заминахои пайдоиши касидаи точик— /Предпосылки возникновения та; жикской касыды //Мачмуаи филологи.— Душанбе, 1971.—Сах. 14—24.

3. баъзе хусусиятхои касоиди Чомй — /Некоторые особенности касыд Джами //Масъалахои филологияи точик.— Душанбе, 1971.— Сах. 95—105.

4. Мадх //Знциклопедияи Советии Точик.— Душанбе, 1983.— Ч- 4. Сах. 13'

5. Мадхия //Там же.— Сах. 133.

6. Муночот //Там же.— Сах- 551.

7. Мухаммад ибни Васиф //Там же.— Сах. 619.

8. Мухаммед ,ибни Му.халлад //Там же,— Сах.— 620.

9. Насиб //То же.— 1984.—Ч. 5.—Сах. 101. 10. Наът //Там же,—Сах. 123.

,11. Та-шбиб //То же,— 1987,—Ч. 7.—Сах. 280—281.

12. Тагаззул //Там же.— Сах. 304.

13. Фахрия //Там же.— Сах. 544. '

14. Касида //То же.— 1988,—Ч. 8,—Сах. 291—292.

15. А&улха.сани Лукарй //Элциклопецияи адабиёт ва саиъатн точик.— Ду шамбе, 1988,—Ч. 1.—Сах. 33.

16. Байти (Мусарраъ //Там же.— Сах. 232.

17. Бассоми Курд //Там же.— Сах. 244.

18. Гурез //Там же.—Сах. 375.

19. Мухайяз //То же,—1990,—Ч. 2,—Сах. 373.

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллоев А. Адабиёти форсу точик дар нимаи аввали асри XI.— Ду-амбе: Донпш, 1979.— 283 е.; Айнй К. Касида дар осорн Рудакй //Рудакй ва |.мо,ни у.— Душанбе: нашр. АФ РСС Точикисто«, 1958.— С. 98—111; Акимуш-ш О. Ф. К вопросу о традиции жанра искусственной касыды в персидской )эзии //Иран: Сб. ст.— М.: Наука, 1971.—С. 158—168; Сатторов А. Шеъри удакй ва муаммои тахлили каломи манзум //Садои Шарк.— 1979.— № 9.— , 95—104; Шарифов X. Функцияи маърифатии касида дар адабиёти точик Ёдбуди устод Рудах».— Душанбе: Дониш, 1978.— С. 103—111.

2. Акимушкин О. Ф. Комментарий на искусственную касыду Кивзми Му-Фризи /'/Краткие сообщения Института народов Азии.— 1965.— № 69.—

5—21.

3. Асрори В. Советские четверостишия в таджикском фольклоре: Автореф. 1С.... канд. филол. паук.— Л., 1953; Рационов Ш. Мусаммат, тзшаккул ва та-швули он.— Душанбе: Дониш, 1987.— 170 е.; Рах,монов Ш. Тахаввули вохидхои фики —Душанбе: Адиб, 1988,— 143 с.

4. Бертельс Е. Э. Персидская поэзия в Бухаре X века.— М.— Л.: Изд-во Н СССР, 1935,— 57 с.

5. Браун Э. Таърихи адабиёти Эрон /Аз Фирдавсй то Саъдй, тарчума вз вошии Фалахуллохи Мучассэбой.— Техрои, 1341.— 448 с.

6. Давлатшохи Самаркандй. Тазкнрат-уш-шуаро /Ба талкику тасхехл Му-1ммад Аббосй,—Техрон, 1937.— 649 с.

7. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы.— М.: Наука, 1979.— '6 с.

8. Мазохири Мусаффо. Посдорони сухаи.— Техрон, 1335,—482 с.

9. Мухаммад Авфии Бухорой. Лубоб-ул-албсб /Ба саъй ва эхтимем ва схехи Эдуард Драуи. Ч. 2. Лейден, 1903.— 472 с.

10. Османов М.-Н. О. Стиль персидско-таджикской поэзии IX—X вв.— М.: )ука, 1974,—267 с.

11. Осори Рудаки /Дар тахди тахрири Абдулганй Мирзоев.— Сталинобод: ашрдавточик, 1958.— 542 е.,

12. Таърихи Систон /Ба тасхехи Маликушшуаро Бахор.— Техрон, 1339.— '6 с.

13. Фаррухии Систони. Девон /Ба кушиши Мухаммад дабири Саёк,и.— хрон, 1335,—510 с.

14. Филыиткиский И. М. Арабская литература в средине века: Словесное кусство арабов в древности и раннем средневековье.— М.: Наука, 1977.— 211 с.

15. Шарифов X. Функцияи маърифатии касида дар адабиёти точик //Ёдбуди тод Рудаки,—Душанбе: Донпш, 1978,—С. 103—111.

16. Шибли Нуъмснй. Шеър-ул-Ачам. Ц. аввал, чопи дуюм.— Техрон, 1337.— ¡8 с.

17. Эте Г. Таърихи адабиёти форси /Тарчумз ва хавошии Ризозода Ша-пс— Техрон, 1337,— 361 с.

18. Эхсон Ер Шотир. Шеъри форси дар ахди Шохрух ё огози инхитот дар ;ъри форси,—Техрон, 1334.— 250 с.

Сдано в набор 6. 06. 90 г. Подписало в печать 13. 06. 90 г. Заказ 1078 Формат 60 X 84'Ле. Тираж 100. Объем 1,25 п. л.

Межвузовская типография при ТГУ им. В. И. Ленина г. Душанбе, ул. Лахути, 2.