автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Денисенко, Маргарита Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации'

Текст диссертации на тему "Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации"

РГ

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Социологический факультет

Диссертационный Совет по социологическим наукам

На правах рукописи

ДЕНИСЕНКО Маргарита Владимировна

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В ПОИСКЕ РУССКИМИ НОВОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОСТСОВЕТСКОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ

Специальность 22.00.01 -Теория, методология и история социологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Шестопал Е.Б.

Москва -1999

Содержание

Оглавление............................................................................1-2

Введение...............................................................................3-16

Глава 1. Этническая идентификация и этническая картина мира индивида. Теоретические подходы.

Параграф 1. Трактовка этнической идентичности в различных концепциях этноса.

1.1.1. Актуальность исследования этнической идентичности на современном этапе.............................................................17-18

1. 1.2. Категориальный аппарат в исследованиях этнической идентичности. Дискуссии относительно понятий «этнос», «этническая группа», «этническая идентичность», «этничность», «этноцентризм» в отечественной этнологии и зарубежной антропологии.....................................................................19-28

1.1.3. Концепции этнической идентичности (этничности) в этнологии. Примордиализм. Инструментализм. Конструктивизм. Этничность

как субъективная реальность...............................................28-33

Параграф 2. Этническая идентичность в структуре личности.

1.2.1. Этничность и идентификация личности. Место индивидуальной этнической идентификации среди социальных идентификаций индивида............................................................................33-39

1.2.2. «Я-концепция» и ее применение для изучения этнической идентичности.....................................................................39-42

1.2.3. Этнические стереотипы как средство ретрансляции этничности

и «этническая картина мира» индивида.................................43-48

Параграф 3. Эмпирические исследования этноидентичности и этностереотипов у русских

1.3.1. Этнические стереотипы русских.....................................49-52

1.3.2. Проблемы изучения этнических стереотипов у русских.....52-60

Выводы.................................................................................60-63

Гпава 2, Исследование этнической идентичности и этнических стереотипов у русских.

Введение. Описание исследования этноидентичности у русских.

Характер, цели, задачи и гипотезы исследования этнической

идентичности русских...........................................................64-66

Параграф 1. Основные результаты исследования.

Результаты анкетного опроса...............................................66-69

Этноидентификационные портреты респондентов...............69-114

Респондент 1.......................................................................69-72

Респондент 2........................................................................72-76

Респондент 3........................................................................76-82

Респондент 4........................................................................82-86

Респондент 5........................................................................86-90

Респондент 6........................................................................90-95

Респондент 7........................................................................95-99

Респондент 8........................................................................99-104

Респондент 9......................................................................104-108

Респондент 10....................................................................108-114

Параграф 2. Обсуждение результатов по содержанию и детерминации этнических стереотипов у русских.

2.3.1. Содержание этностереотипов у русских.................114-116

2.3.2. Детерминанты этнической стереотипизации........117-118

2.3.3. Особенности современной этнической солидарности русских............................................118-120

2.3.4. Выводы................................................................121-122

Заключение......................................................................123-126

Библиография..................................................................127-139

Приложение

Введение.

Актуальность исследования этнической идентичности

Трансформация социальной и политической системы в России после распада СССР с необычайной остротой поставила не только проблему экономического реформирования и формирования новых политических ценностей. Сегодня речь идет о сохранении целостности Российского государства, о его выживании. Одним из важнейших условий этого служит осознание гражданами своей принадлежности стране, границы которой столь резко изменились после 1991 г. В постсовесткий период изменения коснулись, однако, не только границ государства и его политического устройства, но и самых туоиких структур общественного сознания - чувства национальной принадлежности, национальной идентичности.

За эти годы произошли серьезные изменения в том, как жители многонациональной России воспринимают свой собственный и другие народы. Межнациональные конфликты и даже войны на территории России показали всю остроту этой проблемы. Национализм малых народов получил толчок к своему развитию. Налицо и проявления чувства национального превосходства, этноцентризма со стороны представителей титульных этносов.

Между тем, русские, также как большинство народов бывшего СССР, продолжают испытывать кризис этнонациональной идентичности, выражающийся в ощущении потерянности, пессимизма, проявляющийся как на уровне индивидуального сознания, так и в массовых формах. Этот кризис усугубляется еще и тем, что в силу большей численности, высокой миграционной активности, большой доли людей, вступивших в межэтнические браки, экстенсивного характера экономики и этнической культуры механизмы воспроизводства этнических ценностей у русских пострадали в большей степени, чем у других народов. Имеет широкое

хождение стереотип о подавлении русскими других народов. При наличие всех этих тревожных тенденций , однако вряд ли можно всерьез говорить о расцвете русского шовинизма и проявлении имперской психологии за пределами политической элиты. Ни одна националистическая партия или движение не смогла в прошедшие годы заручиться поддержкой избирателей. При ближайшем рассмотрении русский национализм оказывается весьма отличным от национализмов других народов. Современное состояние этнического самосознания русских свидетельствует о том, что стремление к реабилитации и снятию подобных обвинений со своего этноса привело к другой крайности, и некоторые исследователи полагают возможным говорить о денационализации, деэтнизации русских.1 Все это требует серьезного научного осмысления.

В диссертационном исследовании из всего этого круга актуальных проблем выбрана проблема обретения русскими этнической идентичности в условиях изменившегося географического, социального и политического контекста последних лет, Особое место в работе уделяется пониманию процессов, происходящих на уровне отдельной личности. Это позволяет более пристально рассмотреть связь этнической идентификации с конкретным набором факторов. Представляется, что изучение механизмов этнической идентичности на личностном уровне позволяет определить не только базовые идентификационные структуры и содержащиеся в них символы, но и личностный потенциал к этнической солидарности, а также ответить на вопрос о том, находит ли отклик в индивидуальном сознании идея "возрождения нации".

Актуальность изучения этноидентификации состоит также и в том, что оно позволяет составить представления о меняющихся ценностях, стереотипах и символах этнического самосознания, которые являются средствами поддержания этнической идентичности и солидарности.

1 Вдовин А.И. Российская нация: социально-политические проблемы в XX в., М., 1996.

Теоретическая актуальность темы связана с тем, что проблема идентичности стала в последние годы одной из центральных в социологии.2Из различных аспектов этой проблемы нас интересовала проблема этнической идентичности на уровне личности и ее место в структуре Я-концепции. Потребность отождествлять себя с различными социальными группами заложена в самой природе человека. Но в условиях быстрого изменения социальной среды она приобретает особую остроту. Человек утрачивает психологическую и социальную устойчивость среди изменяющихся условий экономики, политики, культуры. Этнические стереотипы остаются нередко одной из немногих опор, позволяющих индивиду сохранить «привязку» к социальной среде.

Этнические стереотипы играют значимую роль в формировании и ретрансляции этнических ценностей. В диссертационном исследовании стереотипы рассматриваются нами ^в контексте «Я-концепции» индивида, что позволяет судить о них, как о проекциях "я-образов" индивида, подстраивающих индивидуальную самооценку под групповые нормы и ценности. Помимо этого система этнических стереотипов индивида является сублимированной формой его этнической картины мира.

В условиях современной тотальной глобализации человек обретает свою этническую идентичность не только в ходе межличностных контактов, через осознание своей принадлежности к этносу, но и через включение в глобальную коммуникационную сеть. Символы этой глобальной культуры имеют транснациональный характер, едины в «общепланетарной ойкумене»3. В ответ на это у индивида срабатывает механизм социально-психологической защиты своей индивидуальности, проявляющийся в нежелании становиися обезличенной массой, находящейся вне этнической реальности. Этническая самобытность и национальная суверенность остаются

2 Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993., Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

3 Foster R. Making National Cultures in Global Ecumene// Annual Review of Antropology, 1991, v.20.

последними возможностями сохранения человеком своей индивидуальности.4 В связи с этим социологическое изучение проблемы этнической идентичности представляется особенно актуальным.

Этническая идентичность индивида тесно связана с его политической социализацией. Освоение индивидом политического пространства происходит с позиций его этнической идентичности. Более того, особенности генезиса его этничности, тип идентичности с точки зрения восприятия этничности, уровень ригидности восприятия формируют политические установки. Чем выше ригидность, тем авторитарнее установки в политической сфере. Изучение этнической идентичности представляется нам особенно актуальным в связи с изменением политического пространства России, ее политической системы, институтов.

Изучение этнической идентичности с помощью этностереотипов ставит задачу расширения трактовки стереотипа, преодолевая точку зрения о нем как о преувеличенном предубеждении, искаженной информации об объекте. Мы считаем, что область применения стереотипа значительно шире просто инструментальной функции в ретрансляции этнических ценностей. Рассмотрение этнических стереотипов в контексте "Я-концепции" акцентирует их когнитивный компонент, позволяет судить о них, как о проекциях "я-образов" индивида, отражающих его самооценку, социальную оценку членами его этнической общности, роль в формировании образа "мы" и разделения в связи с этим общих групповых ценностей. Возвращение к анализу его содержательной стороны продиктовано убеждением в том, что стереотип является сублимированной формой этнической картины мира индивида, т.е. его этнического самосознания.

Предметом диссертационного исследования является этническая идентичность индивида, отражающаяся в этнических ауто и гетеростереотипах. Эта проблема рассматривалась нами на примере

4 Mazlish В., Buultjeiis R. Conceotualizing Global History. Boulder; Westview Press, 1993.,

Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992.

Sassen S.The Global City; New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press, 1991

национального самосознания русского человека, очертания его социальной идентичности и представления об окружающем его иноэтничном мире.

Цели исследования является изучение содержания этнических стереотипов как средства выражения этнической идентичности, самовосприятия русских и отношение их к другим национальностям, а также детерминант этнической стереотипизации на уровне личностного анализа..

Задачи исследования. В теоретической части:

1. Проанализировать современные представления об этнической идентичностии, выявить в них место этнических стереотипов.

2. Исследовать природу этнических стереотипов в контексте массового сознания.

3. Выявить механизмы формирования этнических стереотипов в структуре личности.

4. Построить теоретическую модель для эмпирического изучения ауто и гетеросретеотипов у русских.

В эмпирической части исследования

1. Обосновать методологические подходы к проведению качественного исследования методом кейз-стадиз.

2. Построить схему анализа содержания этностереотипов применительно к отдельному индивиду в рамках его Я-концепции.

3. Проанализировать влияние социальных и личностных факторов на этнические стереотипы респондентов.

Методология и методика диссертационного исследования.

Методология диссертационного исследования продиктована его целями. С одной стороны, этническая идентичность рассматривалась нами как переживание индивидом принадлежности к этнической общности, и в связи с этим проанализированы примордиалистские, конструктивистские, инструменталистские, субъективистские концепции этничности. С другой стороны, этноидентичность проявляется в

этнических стереотипах и ценностях, которые являются инструментом ретрансляции этничности и облегчают личности идентификацию с этнической общностью. И наконец, при всей относительности и ситуативности проявления этничности она оказывает влияние на формирование иерархии социальных идентичностей личности, отражающейся в ее "Я-концепции".

Инструментальную базу эмпирического исследования сформировали метод анкетного опроса, фокусированные интервью, часть из которых была проведена с русскими респондентами, направленные не выяснение формирования этнической идентичности личности. Цветоассоциативный тест Люшера позволил составить более адекватное представление о личности респондента.

Основным инструментом исследования стали фокусированные интервью со средней степенью стандартизации, представляющее собой разновидность качественных методов исследования. Качественные исследования, предпринимаемые в форме интервью^ предоставляют исследователю большую мобильность в такой деликатной сфере, какой является изучение национальных чувств, особенно в обществе, где этническая принадлежность фиксировалась государством.

Неструктурированное интервью в отличие от анкетного опроса предоставляет более полную информацию о респонденте хотя бы потому, что в них индивид не является учетной статистической единицей и в ходе него не требуется получить информацию, сопоставимую с другими рассматриваемыми случаями. Глубинное интервью, которое использовалось в качестве основного инструмента исследования, занимает промежуточную позицию между структурированным (формализованным) и неструктурированным интервью, «ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведениия интервьюера и опрашиваемого»5. Это интервью со средней степенью стандартизации. В ходе интервью беседа с респондентом фокусировалась вокруг темы этнической идентичности, которая

5 Как провести социологическое исследование. М. 1990, с. 162 .

оценивалась по этническим стереотипам, высказываемым респондентом в отношении своего и других этносов.

Поскольку цель исследования предусматривала раскрытие социальной и личностной детерминации этничности, в программе интервью вопросы личностной этноидентичности были вписаны в контекст жизненного пути респондента. В эмпирической части диссертационного исследования приведены результаты анализа этнической идентичности личности, полученные в ходе кейз-стадиз. Кейз-стадиз широко практикуются в современной западной социологии, особенно, в области социально-политических исследований личности.6

При выработке исследовательской стратегии учитывалось междисциплинарность проблемы этнической идентичности, с одной стороны, и теоретико-методологический плюрализм в этнологии в этом вопросе. Мы считаем, что содержание процесса идентификации человека с общностью не может быть адекватно оценено без применения глубокого социально-культурного анализа.7

Качественные методы оказываются особенно продуктивными в области, понятийный аппарат который претерпевает трансформации, не до конца определен, многие понятия до сих пор являются предметом широких дискуссий. К тому же незавершенность процесса формирования новой этнической идентичности у русских не позволяет зафиксировать ее на уровне массового сознания. Исходя из этого для изучения этнической идентичности личности нами была избрана именно методология качественного исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования

связана

Во-первых, с получением большого объема эмпирического матери�