автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Динамика народно-песенной речи

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бобунова, Мария Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Динамика народно-песенной речи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика народно-песенной речи"

,10 91

шля^мч л.-лкиьч пчг/дигсчршш лгивр'.гоггет

!!|! !|;":'!Ч" ;г>;Г() К^сиЧОЯА

!!ч гр^х рукгшчси М'Ч'мя Л "сл^яцАроянч

}шмп {иредю-гсшш! над:

/ на г.:лл гшк Л5тс!йишчва1ск лвксига в нвд.пунт русс!'! п имтдт дашвсксп песни /

Слец'тлиюсть 10.0?!.01 - русский яригс

а в ,т и р е ¿> е р а т

д!!!.г.ррты;;1И па соискание учимой степени кяияп11<ут '(«дологических плуге

Вор^юя ~ лт

о

с

Работа выполнена на кп^одре русского языка Иорунчксиуго ордена "Знак Почета" госудпрственного п«.-дл гогичоского института

Научный руководитель - доктор филологических ияук.прс^ессох

Официальные оппоненты:. доктор филологических нэук, иро-

Ведущая организация - Белгородский государственный иодаго-

по оаците диссертаций на соисканио ученой степени кандидата филологических иву« в Воронежском ордена Ленина госудпрсзленном университете им, Ленинского комсомола по адресу: Вероксд, пл. Ленина, 10, ауд, 37.

С диссертацией молено ознакомиться и библиотеке ВГУ.

Е.Б. Лртеменко

ф'зссор II.Л. Соо'инниксна; кандидат уилопогических нпук, старшим научияй сотрудник С.К. Никитин)

кнтии;

гический институт

Учений секретарь специалирирорянного совета

Н.М. МХТШ.

I/ (_

rcmr.'j

■WKf !

"мел (?PJl,Ail ХАРЛ;ГШ'ПС'Г.'!ГЛ. ГАБОН 1

Актуадмгосчь иссдсд"РП1'ия. Нрпбж на и»; гсрич'.-ского развития ;.:■!,:ка яплястсп одной из фупдпмешап.нч'. фиассфлсих проблем обще-■0 языкознания. Ялик - ото рвэмдапюврлся с;:.-темп, изменении кото-зой во времени подчинены оп|хгцр,штш* закономерностям. Подлинно мучник етруктуpnrii гнплиз фольклорного произведении но «пет по иметь исторической пер.чшктипи. Лингвофольклористо интересуют вопросы, связанные преяде всего с диилгпкоП устнопозти-;ecKo!i языковой сист.тч. Изрестно немало работ, попвлдашых раз-народного искусства з пелом / B.C. Воронов, И. Г. Богатнрег^ есть исследования, к.к.чтяциеся изменений тем, идей, Функций и образно-поэтической cnciowu различных канров / Б.И, Путилов, В.II. Аникин, H.1L Кравцов, П.П. Колиакозо, D.M. Гамак," С.Г. Лазутин, ¿.М. Селиванов и др./. но крайне мало лингвистические исследований динамики явык-'i фольклора. Говори о развитии, мн не забываем, что язык представляет собой целостное единство устойчи-бсго и подвижного, стабильного и меняющегося, статики и динамики. Здесь действует рсррСздоЯ закон единства и борьбы противоположностей.

Объектен i гс г л с,:; и,", пи;; л является необрядовая русская народная лирическая песня. Dvtiop клродцмх песен в качестве объекта исследования обусловлен слет^шцьми причинами. Во-иервых, необ-рядсвая лирика - один из наиболее динамичных фольклорных жанров; во-втерпх, лирические песни необрядового характера со -ггйвляпт главны!! пассив народных песен и отличаются тематическим и снутри-канровым разнообразием; в-третьих, пеенл довольно активно живет и в наши дни; в-четвертих, бытование лирических песен не ограничено определенной территорией, их ареал совпадает с ареалом всего русского лайка, что лооволпт говорить о характере изменений пэыкл песен в разных регионах страны; в-пятгк, несмотря ¡¡а то,что русская народная лирическая песня в фольклористическом и лингвистическом отношении исследовалась и исследуется основательно, специадышх работ по оволпдин языка г.ески нет.

.Лрудоетон нааего псечедорпнпя яеляется динамика лексико-тег/атлчеекой группы "растительнкЯ нпр" / слов-рнтонимов /.

Понимая динамику предельно широко и оклпчое в нее различные формы изменений / напр., территориальную и жанров/го диффе-*-

ренциацию, исторические изменении и вариативность/, мн'концентрируем свое внимание па основном направлении - диахроническом анализе языковой структуры фольклорного текста.

Выбор группы "растительный мир" обусловлен важной структурно-композиционной ролью фитонимов и их высокой частотностью в русской народной лирической песне.

Цель и задачи исследования. Цель работы - выяснить, изменяется или нет,и если изменяется, то как, состав фитонимов в русской лирической песне, их синтагматические и парадигматические связи в хронологическом и локальном аспектах. Общая цель обусловила постановку"следующих задач:

- составить словники фитонимов и охарактеризовать их в количественном и качественном отношении;

- выявить причины высокой частотности фигонимических единиц;

- дать классификацию фитонимов с точки зрения исторической динамики;

- установить основные черты динамического процесса в системе дискретно-ритмических конструкций;

- проанализировать атрибутивные сочетания фитонимов в аспеч*-те эволюции;

- выявить связь диахронического и локального аспектов исследования .

Научная новизна работы состоит в следующем: I) это перзое монографическое описание диахронических изменений в языке русского фольклора; 2) на примере конкретной тематической группы отрабатываете/ 'методика изучения исторической динамики лексики ясыка фольклора на уровне отдельных слов и их внутрисистемных сзясе.''.

Теоретическая и практическая ценность работы. Наблюдения и полученные выводи способствует разработке теории изменения язь;-ковой формы народного искусства.'Материалы работы можно использовать при проведении спецкурсов и спецсеминаров по языку устного народного творчества, а также в лексикографическом описании устнопоэтической речи / создание словаря языка фольклора /.

Методы и прием. В процессе работы основным был описательный метод. Применялись также элементы исторического и сопоставительного методов, метода контекстного анализа. Активно использовались элементарные статистические подсчеты и графическое представление результатов. Тексты лирических песен анализировались

тс тле лингвистического и ^о.чьглориетичес.кого пспектсв истончи.

1?ого__зи2Т^ГЙЯ^Й• В качестве источников ¡ческого материала привлекались самче авторитетные собрания ■оч народной необрядовой лирики хуи-хх ев. ХУШ п. предетоп-¡ьееннмми сборниняш М. Чулкопя, И. Прача, В. Трутовского. .ниог'о количества сборников XIX п. нами использопани "Пес-о^рпин'ые II.В. Киреевским: Новая серил "Великорусе п пениях, обрядах, обычаях, верованиях, скяэка.ч, легенд?):' ." И.В. Шейна; "Великорусские песни б народной гармоннзлц.-V певоП; " Собрание русских народных лирических песен" Н.М.Ло-•л и В.Н. Прокунина; свод А.¡Г. Соболевского "Великорусские пне песни". Дополнительно привлекались региональные сборни-X в. В. Варемцова, В. Васнецова, М, Халанского, й. Истоми. Соколова, Н. Абрамнчева, Г1. Ефшенко, И. Ивеницкого. XX в. хпвлен областными собраниям песен - ивановской, Ленинград-Вологодской, Новгородской, Пермской, Воронежской областей. ?калсл фольклор Поволжья, Иечори, Карельского Поморья, Ме-Терека, Прииртышья, Пинежья, Белозерского края, русского гния Прибалтики.

кего проанализировано 11376 песенных текстов. Упробация работы. Основные положения диссертации были изло-та Герценсвских; чтениях в Ленинграде /1984/, на заседании ;мной группы кафедры русского языка ЛГ1Е1 им. А.И. Герцена >/, на конференциях в Курском педагогическом институте -1909 гг./ и нашли отражение в одной статье и главе учеб-юсобия.

)бъем и структура диссертации. Диссертация состоят из '«л, двух глав /" Динамика ({'игонимической лексики в русской юй лирической песне " и " Системные отношения фитонимичес-'ксики в аспекте эволюции "/» заключения и приложений. Текст !тацш изложен на 193 страницах машинописи. В прилагаемом литературн указано 211 наименований.

б

СОДЕРЖАНИЕ ' РАБОТЫ

Введение состоит из двух параграфов. D §1 " Об основных направлениях ди.;ам:икй народно-песенной речи " затрагивается ; лема развития Народного искусства ь целом и ноятичвской речи частности.

Устное народное творчество относится к числу традиционн: видов искусства, в о.:нове которих лежит канон, но на любом в менном отрезке фольклор любого народа представляет собой дин, мкческуя систему, поскольку способом сущестпоршшя традиция ллется вариативности / /».II. Ьвгеиььва, К.В. Чистов, В.М. Гац

.Единство стабильности и вариативности в традиции обеспе аает пластичность народного искусства, которая проявляется ь лексическом сочетании традиции и импровизации / П.Г. Богатыр В.Ё. Гусев, А.М. Астахова/.

Варьирование происходит на разных уровнях фольклорного кзвздения: На уровне скмета, композиций, состава повествоват ных аг.кзодов, мотгькровок, словесного текста, Пэын - это осн кляч к пониманию свойств устноноятического произведения, жан и фольклора в целом, а потому исследования спсг.и^ики его изм кия - ото и способ внгвления изм^нениГ1. портики, жанровых чср худокеств^ннjx возможностей фольклора.

На освове значительного теоретического материала было в лено несколько направлений в иэуче.шш динамики языка фолькло го произведения, таких, как анализ ¿¡сторнчески* изменений яз вой структуры одного конкретного жанра / В.Н. Путилов, H.H. цоз, Т.Н. Акимова, А.Fi. .Евгеш.огся, О.й, Богословская и др./; сравнительное изучение фольклорных произведет.П разных жанро точки эренип жанрового своеобразия устнопоэтичсской речи одн народа / А.И. Оссопецкий, А.Т. Хроленко, И.С. Климас и др./; анализ языка фольклора, с учетом географического фактора /Н.И томаров, П.Д. Ухов, Я.А. Оссовепкий и др./; сравнительное из славянского фольклора, т.е. выявление общего к различного в ке фольклора родственных народов / H.H. Колпакова, Ю.И. Сшр Б.Я. Пропп и др./; комплексный историко-типологический анали языковой системы; сопоставление языковой структуры вариантов фольклорного произведения / Н. Лопатин, ILA. Кумахов, А.П. С тьмов и др./ и пр. .

В §2 " Цель, задачи и методы работы " обосновывается вы

лета и |||и7,ц"рт?1 »ссгч'.'Л.пгпчияИ'" •". .• у'ч с;; т:нль и зпцлчп лис ?.м(ИИ, оппуучгстся пчтуячмюсгь течч, рассматривает^!! илуч-новнзнч, т?1>р<,"пгн>ск',.г; и прпктичонмг рч vm \\ ее

оды.

Перо ар гглпаа дисвортптци! посш'ценп ¡п'.учени'ч пнгтнйп ч внут-)шх исторических nsmiemitt фитотоптедкгП лот"*;! « н" лнрической песне.

На основе семантического и морфологического крятерн'-з Сило ,олено пять групп (фитонпчэв: I) собетпепио <¡.:iTcimt:n /ri-Г'л, /; 2) слопа с обобщенным значением /гаегч, куст/; С) г

ываааие части растительны« реалий, т.е. партитивные .....-

и:я /sep®™?' лист/; 4) существительные с собирательным зна".'1-•м /Серезник, ореишик/; 5) фитоникичеекг.е прилагательные /ду--клетовый/- Каждая группа имеет свои количественные п ка-¡тпг'нчно показатели /количество фитонкипческих единиц, "ассорти?" фптошмоп, их частотность/, пиэволпхярте сравнивать ек с t'.'.í/н группами и наблюдать па хронологическими изменениями гтри сами группы. Наиболее многочисленна из них перчил грун-- группа собственно фигошгчоп, она отличается и nattgucwR час-mocrin прецстовлсшшх n пей наименований, именно поэтому сло-дашюй группы явились основным материалом исследования дина-ческич процессов в рзнкопой системе лирической песни.

За единиц)' наименования была принята лексема в совокупности фхтонимическнх значений. При идентификации фятонимов мы опились на толковые и диалектные словари, а также на песенный мерцал, поскольку в отдельных случаях фитонимическое значение у сва проявлялось только в контексте /напр., изюм, чернослив /.

Нами использованы следующие рабочие термины: период, удель-7. вес, частотность.

Учитывая, что изменения в каноническом искусстве осуществится медленно, тот отрезок времени, в течение которого систе-.тически записывалась лирическая песня, делим па четыре перио-,: I) XÍU' в.; 2) первая половина XIX в. /XIX—I/; 3) вторая ¡лавина XIX в. / XIX—2/; 4) XX в.1

Выделенные нами периоды в той или иной степени соответствуют ¡сжившейся в фольклористике традиции исторического изучения :тного народного поэтического творчества.

в

Удельный вес - это отношение частотности лекоемы к общему количеству песенных текстов в границах того или иного периода. Под частотностью же понимаем количество песенных: текстов, и коте рьк обозначение растительной реалии встретилось хотя бы один ра-Количсстео повторяющихся словоупотреблений е одном тексте нами учитывалось отдельно, что нашло отражение в приложении к работе,

Фитонимы в лирической песне всех периодов записи отличается разнообразием и значительным удельным весом. Главным условием высокой частотности фитонишческол лексики в необргтдовоп лирической .песне является жанровая природа народной лирики с ее специфическими способами художественного отражения действительности. Слова тематической группа "растительны!) мир" играют важную роль в создании образной картини песни. С одной стороны, с их помощью рисуется конкретный фон, реальная обстановка действия, с другой сторона, они способствуют раскрытию внутреннего сшсла песни, ее психологической сущности, что достигается иносказанием, символикой. Фитонимы участвуют в образовании различных видов символической образности: образов-символов, символических ситуаций, символических: картин и символической обстановки /Л.А, Астафьева /. В свою очередь поэтические символы выполняют в народной лирике валкую композиционную роль. Символические картины могут служить зачинами, эмоционально подготавливающими слушателей, и находиться в конце песни, усиливал общее эмоциональное звучание. Довольно частотны в лирической песне и фитонимы-обраденил, которые выполняют чисто риторическую функцию.. Подцерзаднию высокой частотности фитоничлческих единиц способствует и их участие в образовании устойчивых языковых конструкций, которые составляют ядро поэтической фразеологии фолькло ра / А.Т. лроленко /, напр., лары ельник-береэник, калина-метина; ряды трава-г,веты, куст-лист; блок "списание сада, в котором три особенных дерева", и т.д.

Тесная связь с поэтикой жанра, ег'".- символической сторонс". обеспечивает значительную устойчивость лексико-темагическоГ; группы "растительный мир" в языковой системе народной лирики. Описания пейзаяа градиционнм, однако и айн наблюдения свидетель'., вуюг об эволюционном характере дяхе очень устойчивых лексически к единиц фольклорного текста. Изменения затрагивают как внея-нчю сторону лексико-тематической группы фитонимов, так и пнут-

о

¡ч i ilion содехлатге пегеннпй rjvyyt«;''«. Внешне изменения характе-ряоуктся общим движение?! '{'игонимической лйкснни : ряопиренирм или сугенигм словников, ияк-еионием их ■'ассортимента", а внутренняя дкнот'ипа спязпна с переоценкой статуса тех или иннх $итонвчов пнутри самой системы, т.о. их иерсмец'пш'гм из одного разряда в другой в зависимости от показателя чпототности.

В первой главе даетс-п глзеггфнгаиия фнтешппп с точки зрения исторической динамики. Вкцсчгптся трч группы слои: I) фято-кгмы, обпне для всех периодов фяксипяи п»сии Í хронологически общие наименования); 2) слора, обидно дпя отдельное периоде-?; 3) хронологически ограниченные наименования, г. е. спогетрепг-е только одному периоду. Наблюдения за фитонимоми второй и третье?! групп позволяют говорить о внешних изменениях фитоншическоА лексики, а качественный анализ слот? первой группы дает представление о внутренних изменениях л'гкстсо-Т'-т»me гоГС группа " растительный мир ".

Количественный и качестгошшП состоп хронологически огр~-гшшжкмх слов 13 ратпх сыдрлаяпгс н«шя периодов различен. В песенной традиции ХУШ п. таких слов м.-'ло, в XIX в. п '/X з. их число улолпчиваетсл, причем болысс всего пч отмечено я сборниках второй полсбинн XIX в. D этот период " ассортимент " хронспоги-ческа ограниченных фитснимов в основном определяется узкодиа-лентн'л/и словами и наименованиями, не характерными для русского фольклора /няпр. , черужо, руаипа, ¡гита, волотка, барви-

нок, > вор, .кизиловый и др./. Хронологически ограниченные слова нсорс/. полозины XIX в. огличоптся локелыюК ограниченностью в употреблении, поскольку имечт в оскотг-м кккое происхсэдение. ¡лиг картина предстает в сборниках Л в. Здесь угг.е нет видимого тяготения хронологически егртшчеших наименований к тому или ннсму региону, среди слеп указанной группы практически не зафиксированы лексические nmw.rssm, зато отмечены |.ктонвкы литературного происхождения /г",пр., шда, пал va, н«з-?будка, ейреиь /.

Несмотря на различия г, слнс'-стлекнсм с сатане и "ассорти-г-;;мт-э ", хронологически огр^чич'/п1!!'« фйтонигп; р.аежх периодов •;.í:'::a:j.n« песни ииепт оС^ое: псе от сглпчнгтсл крайне низким yxi.v нчи весом, в то зромя как проке.'гтнггП cf';?fiB хронологичес-еллр характерилго1":»; стчат^лызиш величинами /от 7&Í

до 96 'V.

. Исходя из этого, ш гюлатам, что основная проблема исключается, не во внешних изменениях словников, в по внутренней дина-мике'общей фитонимическоП лексики.

Группа хронологически общих наименований является основной, вневременной, принимающей участие в создании картины фольклорного мира, именно поэтому olía стола центральным обьекгом нашего исследования. Эгй груша слов' неоднородна. В ней в соответствии с критерием частотности можно выделить три подгруппы наименований, позволяющих увидеть действительную картину внутренних изменений фитонишческой лексики.

Первую подгруппу составили фитонимы, высокочастотные в границах всех.выделенных нами периодов / fiegeaa, виноград, дуб, калина, .капуста, налима, мурова, гюлинь, ракита, хмель, яблоня; трава, цветы; ветка, корень, лист; березняк, ельник, корснье; дубовый, калиновый/. Список слов указанной подгруппы дает представление о жанровой своеобразии лирической песни, поскольку кат.цчП жанр - ото специфический фольклорный мир, отличающийся от других жанров и перечном опорных слов, и особенностями их семантики. Именно калровчш особенностям! народной лирики, обеспечивающими принципиальную поэтическую однородность песенного мате- ■ риала, обусловлено постоянная высокая частотность слов первой подгруппы. Уровень частотности лоддертимется тем, что многие высокочастотное фитонимы - из разряда общожанровнх наименований /береаа, мурава, ракита; трава, и.гетм; корень, лист/, lie послед-ню» роль в поддержании частотности играет и этнический испекг песни.

Во вторую подгруппу вошли фитонимы, высокочастотные в опись или нескольких периодах / былинка, василек, груша, земляника, ковыль, лен, пшеница, рожь, роза, рябина, смородина, сосна; дерево, куст, ягода; отростки; виноградье; липеньс; березовый, гн-ноградннй, кленовый, малиновый, мурявп? /. Среди них больше слое ссГснижтецейся частопГостью. Если фитоним не вызывает у носителе фольклора традиционных поэтических ассоциаций, происходит затухание снмволико-поэтичеекого значения некоторых образов. Забвение символического соццтшшп фитонимичеекмх единиц /напр., отростки - сиадпол детей/ или вытеснение отдельных лексем высокочастотными фитонимчми с боаее широким символическим наполнением /груша^-яблоня/ отражается на словнике фитонимов в количественно» и качественном отношении:' одни наименования характеризуются рез-

;. ••<■!:! ти-".! часто п.'^п",!, .г;-',!;'1 - п; -;' I ;■ п-.у г не-

¡'.•Г: т; гм:!г.:п, при рт'-ч ¡и гонг." '-ц ю и■:'о' >>• г »• ¡>« м.....,,.,.,., т!

» Дг.'НОТа'П!!'Н';:< НТЛ /"Г! "':•••'"•!, ('"Г"

(.л''!1 о сшт^псгсл "г'тпт1!?':-'.'! 14 !".''тг'< <■■'}■!) vi'''. гг," й>

0 числп всех,фитонимоп птсргГ. »''Ч'гр.'ПН'П ;ти-

с,»!!»} ЧАСТОТНОСТЬ, П ОТоГ: ПУДГр; ПЮ 40 ПК •.•!Ч<Г"'!Л.\КГ!1И.

частотности промсходиг са сч'Т сг»"ч;:т'л:сго ! .'""".чре-! слс-п /роза; ныиновк!1/ »,?и пп-; пдпяп;ю:.! ^•"•»"•""^"тотчк''' )С,'!1Ю Антонимических к.Г!М'."»!оп:?!1иП и «< сечет')>:::;'! /г:ч:р. , «- кптика; тшоградннЯ * с.%д-гт<огрп,Л Гак, леусегч пигим ч часто погалтштея в (щтттп'х лгмрипис с их ггкр^т;-: идентичностью, и рост удрдьнзго пг''л спсрхчагтотпи'п нчгп'.--5Э1.ия калина ведет к госту частотности другого {пггсчгк'л с тс т-:тп9ши;м символичсскии окаченном.

Третья подгруппу сАргчуот слова сроднсЛ и низкой ччстотнсс-, поэтС!.-у значительных ил?:енс!:г,;1 в и; удальце» песо н? С5нчру-по. Среда них отмечены ф«т<и«!*ч, частотность которих прпкта-сяи не меняется / г.^чт'пп, ичк; п<?)г>п<п/, |?»тошя?г, которые с ченнсм времени ут.отр<олп":тег ч;"д?> / лу, »крегулп, к, наоборот, реже /¡?г<; грибп; епч!';»"/, но в ореднгя оСгд-.й »•лч.гт.1 пес фигонш.'св третьей нодгрупни остстс? пр'.шернэ оди-

.коучл*.

1;;::<сирул противоположные тсцц«п:ий узолнченпн п уеныленип ;:лмюго веса, замечаем, что тенденция к у/л'ньгкчнад значительно [льнес, поскольку охватопает болыгго количество слов и сбуслсажается, на наш пзгл'яд, спк:оП су »Сол русской традиционной пес;. Сбс!НЙ удельный вес фитснинических единиц ууеиьяастся от века Веку / ХУ.'; - 0,9795; Х1Х-1 - 0,9007; ХТХ-2 - 0,0071; ХХ-С,В141/, •,нг»ко анализ фактического материала позволяет утверждать, что :аа.йсп;;е частотных характеристик с опроп отдается хог.пенсацион-

изменениями.'Слога темзтичсскпГ. группи "рясти'гчглышЯ мир" ¿обходимы, поскольку наилучшим образом соо'пзотстзуч'т жанровоЛ рпроде лирической песни. "Лробели памяти" должны восполняться, го гослолненне происходит за счет сверхчастотных фнтонимов, па-зть о которых наиболее сильна / Серэр.п, гал юга, глтллна, ракита; раза, цвети; лист /. Указанные '¡лггоипг-ы ас просто сохргнггт вы-окл;": уделыш? вес, но в современных лирических псснг.х даже упе-ичйг-асу его. В дисссрт<М!ИН предпринята попытка установить при-

чины роста частотности названных лексем при учете межсловных i межитахипчц связей фитштюв в единстве лингвистических и фоль лориетических факторов. Продемонстрируем это но примере слов v лина и малина. Фитонкм калина - один из наиболее популярных же скис символов в необрядоэой русской лирической песне на проту. гаи вссН »'сгории фиксации лирики, ".то обы'сияет саерхвнсоккЕ удельный вес этой лексемы. Наименования калина и малина часто появляются вместе, образуя бином калина-малина, который сл;жп яркой приметой русской народной песни. Огот бином часто выстуг ет в функции рефрена, при гэгом наблюдается рост частотности л ры кллшш-малина в указанной функции, [¡ели в песнях в. уде цып вес фитонима калина / элемент рофреня/ составляет 0,00'1о, XIX-I- 0,0033. в XIX-2 - 0,ОС4'5, то в XX в. он резко возрас-тае до 0,0107, То же мояно сказать и о слове rancia /ХУШ d.-0,003? XÍX-.t - 0,0032; XIX-2 - 0,0037; XX - 0,0Иъ/ТБолее частое использование слов в функции рефрена гялгетея одной из причин ро та их частотности с сопременнь'х лирических сборниках. Пакленов ния калина я лапина отмечаются в разных песенных ситуациях, но наибольшую частотность имеют п основном хронологически обцио фрагменты: "девица ломает калину, вяжет ее в пучки", " при до.1; не стоят калина, на ной сидит соловей, клюет ягоду калину, а м линою га/усцваег", " идут /иопглаги1, заманиначт/ по калину, ко лину", "калина с калиной рано расцвела"* и "калина, малина, л зоревчй цвет" / "роэдуР; погодуика, калину в саду / с калиьн цвет/, кабину, малину, лазоревый í'jío'í"/. * На долю этих пят»; ;'р ментов грчхсдится около 5(У, Рсех упоминаний слон калина и ма"и причем в сборниках XX в. отмечается рост употребительности ¿va заншх фрагментов, что тоже служит причиной увеличения частотности фитоиимоя.

Одной из главных компенсационных тенденций в иародпих лир адских песнях современного бытования является, на наш взгляд, тенденция я росту обобщенности значения сверхчастотных £¡ivoним Особенно гаметно ora тенденция проявляется в группе слов - род внх наименований. Несмотря на малочисленность состава, фитонну, указанной группц отличаются высокой частотностью за счет сбсб-

* Этот от к обозначает фрагмент!;, которых мы не встретили в сборниках Ж в.

лшости их семантики. Слова гри:;, дерево, куст, трава, грзеты, года iпотребляются как самостоятельно /В темном лесе я бича, У.-£!Ь 'toltj брала - Ип.шижий, ЗУ, с.У/, так и в составе устой-иы>х словесных коистру кций - сочетаниях п идол о г о и родового :nu thW /В соду ягодка калинка... "я ты рчзудатенъкнА деттша-об. , 1У, 706/, Расчлененные шнмоноватш рэоных типов /напр., э.тпиь трява, ковыль трпм, рогорч!) гт<гт"х, рахлтоя куст, ягода алииа и др./ япляютсн характерно!', примет»« лкраческоП песни,од-ако нами было установлено, чго уделы« й вес расчлененных напаивания заметно сокращается or периода к периоду / ХУш -0,7'.'?б; IX-I - 0,1054; XIX-2 - 0,0С?0; XX - 0,0740/, в то время как з ирических сборниках X' в. пабл'одаетск рост обцого удельного ве-а всех фитониыов с обобщенным значением. Это становится гопмся-;-]>.! за счет роста спмчстпяте.г.шгп упг>трг.<л>иш> родовых глг' познай /Ш - 0,1749; XX - 0,Ш.::у. Тау.тгкт к росту обсбцеяисс-l: значения в лирических песнях современной записи, на мил петлял, арактерна для всех свгрхчастстшмх ^япчвиев ч hj ornuocr о реврои;с'нпи этих ного'чш.гштЛ ирм-то в остоти юски г"ч.ги,"1гпчг оканогель народно!! лирик:/ »»лпр, , кт^'ч^-чат™/.

Таким образом, внутренняя диилчикп фитпним.ичг-скоП лг. пси.,и роисходит не "по прячии« исчвпизлиш или пир" '¡нточд-

ических единит;, а в р«г>ульгу1е " чиеттлт i-'^'T• tг;i:ii** /П.М. Глав/ хронологически cCqnx слов и j г<:п е-тея мопбогее шиазэтель-ым способом сущеетпов.чним традиции, поскольку характерна дп" лючеиих, опорных единим >foшморногс. текста.

Динамический npoitet с злтргкгост г с»? игчпп.чгг;:куп сис-т у лирической песни, usyghchw касается но только "ассорти'-; ¡ча" частотности фитониыап , но и их г.ьутркекси'Мичх огнс;;!е:и;'и. i'ac-мотрени» синтагматически.! связей и |;гцодит>п:ч-сi:n.x спикссняй «'»•емиикчеек»« единим в о-пекте гтол^мпи л«ч нту'.-п гт->г"; г.^ва депортации.

Учитывая, что в .} з.чьклце пррчд:и штикп и сяи'мгматика ст-ачлотся от подобных 07НО"1ггшЯ и друг г* с-ф*р ис яг»/;!'», под пяря-.кгматикоП мы понимаем систему замодсяя!! п с дм;-г;оченмых ларал-о.ц.мых преде гавлеш;^, а под cmmnmincoiS л- ^•¡•¡'•--с-м'-.чгичес:-у:о сочетаемость фольклорного слое'? /С.!:'. Ппкиме""/. П ф'.е-мк.гр-ом произведении, п заг'пекмоегл or услоглй р' ■' »:«:«ct>:w нпрчдиг-йтиче'е,ких онюяени;!, и-, е:,.глег.з -г;:ч -я марчдигматики.

основными чз которг: "глят'ся с«туатигя"й и ксткитупямиЛ /II.С. Клима с /.

НгО?ди;ир нг.ц таил несен разнчх пери л'.-.-о записи говорят о том, что систо*."т ягмецений фитонимоп / свтуатипиаг лапа- ' дигматкка/ является трядгошнныи выразительным средством народней лирики, предполагающей наличие в се фонде идеализпроропшге пеееннгх рсалиЛ, способ ИМ замиа.-! гь друг друга. Анализ фактического материала не дпе.т оснований для вцводои об исторических изменениях данного тину парадигматики, поскольку широта парадигмы определяется не фактором эволюции, а идсйно-:<ул,огествснным содержанием фрагмента. Происходит синхронное варьирование парадигмы. Контекстуальная, или "вертикальная", парадигматика, реялиэук щаяся в песне в о идо дискретно-ритмических конструкций /ДРК/'%-янчение более подвижное, позволяющее говорить о варьировании как на с л ироническом, так и га диахроническом уровнях. Синхронные изменения - эго внутренние изменения монологического и синтаксического характера: изменение морфемного состава членов рп-Да трансформация падежно-чие-

ловнх форм комноне]1Тов~7^2яа^тдет£; траво;1-гд£тами; трава-цвет; т^гавки-цветикя/; инверсия /траяп-нЕетн; цвети-трава/; изменение синтаксических функций компонентов ряда и синтаксических отношении м'-;кду ними. В свою очередь диахронические изменения предпол. гают динамику всей системы ДРК /появление/.исчезновение вертикаль нчх конструкций и изменение их частотности/ и видоизменения лексического характера /замена или утрата компонентов ряда, его расширение/. Изменение лексического состава ряда часто ведет к изменению его структуры. Кроме того, историческая динамика предполагает изменение художественных функций дискретно-ритмических конструкций.

В соответствии с критерием частотности все конструкции, построенные но моделиМ) ...N2 ....N5 ... и т.д., могут пред-.стовлять частотные сочетания /ассоцилтипше ряды /АР//, иалочос-тотные, редкие и окказиональные /Л. II. Сабинин/. В приложении к

£ Д'л - это языковая конструкция, состоящая из опорных слоп то кота, которые свяоанл мехду собс!;; парадигматическими отнолен;и ми, образуя при отом известнее смысловое единство, и расположен! » сме;кн;:х строках. В наиболее абстрактном виде ДРК представляет модель ...м .... л т.д. / Д.Н. Сабннии /.

гой парадигматики, т.е. систекч р-жоар.иий {лп'онвмов.

Б пеенпх второй полсвинп XIX в. происходит расширение фт изсного словника, атрибутивных спектров фитонимов и валент сдельных определений. Указанный период отличчется наиболь-чтобразием тематических рядов (итоничической лексики и 'X микроситуаций с тем или инкм фитонимом. Установить при- -'ого - предмет специального исследования, однако мы пола-1TO расцвет песенного фольклора во второй половине XIX в. ¡аен. Активные процесен в формировании русского нацио-'о языка во второй половине XIX в. способствовали активи-|роцессови пязыке фольклора. Кроне того, указанный период !'гоя взлетом всей духовной гизни народа, проявившимся в музыке, литературе, искусство в целом.

Диахронический аспект исследования тесно связан с локаль-!г.нство всей русской культуры занетпо нивелирует местные е особенности, но определенные тенденции пространственной :ыцпации фитонимов. их атрибутивных сочетаний и ассоциа-рядов супрствупт. Неодинакова ч сохранность языковых пе-традиций в равных регионах стр-лш. Удаленнее, окраинные Севера отличаются наибольшей устойчивостью языковых пе-яьлений, в то время как в центральных и южных районах язн-■труктура претерпевает значительно большие изменения.

Рассмотрение языковых единиц и их отношений в движении, ;и, историческом изменении позволяет утверждать, что песо диалектическое, единство статики и дииамики, абсолютного :я и относительного покоя.

расширением материала исследования возможны определенные ■.¡роьки выводов, но основные положения о наличии динами-| процесса, типах динамики и их особенностях в различные 1 фиксации песни, видимо, подтвердятся. В своей работе мы Jii-.Ho не учитывали внутрияпнревкц аспект исследования не-oii лирической песни с точки зрения эволюции, что открывает типу дальнейших наблюдении. Интересно проследить и за ди-

[итонимической лексики в обрядовых лирических песнях в ни с нашим материалом. Полегаем, что предложенная методи-о;мя исторической динамики лексики языка фольклора на уров-лышх слов и их пну 1]П!с;-сгег.'ьы?: связей мо'.сет быть применена м лексико-тематическии группам слов в фольклорной песне

гг

/ шире - в фольклорном произведении /.

Основные положения диссертация памли отражение в следу«»;,!»!, публикациях:

1. Лексико-семантическая группа судзствителышх " расти- • тельный мир " в русской народной лирической песне: к проблеме эволюции // Специфика семантической структуры и внутритекстовых связей фольклорного слова. - Курск, 1984.- С.101-106.

2. Аспекты динамики фольклорного слова // Фольклорная лексикология: Пособие для студентов филологических факультетов.-Курск, 1988.- С. 54-71.

Заказ 544 от 7.09.90 г., тирак 100 экз. Офсетная лаб. ВГУ. Объем I а.л. Формат 60x90 1/16.