автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Герцен, Светлана Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России"

На правах рукописи

ГЕРЦЕН Светлана Михайловна

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ (МЕЖПОКОЛЕННЫЙ ПОДХОД)

Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные инсттугы и процессы

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

- 1

Тюмень - 2012

005010994

Работа выполнена на кафедре общей и экономической социологии ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Беспалова Юлия Михайловна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Вишневский Юрий Рудольфович

кандидат социологических наук, доцент Грошева Ирина Александровна

Ведущая организация; Тюменский государственный нефтегазовый

университет

Защита диссертации состоится & марта 2012 г. в СО часов на заседании Диссертационного совета Д 212.274.05 при ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г. Тюмень, ул. Ленина, 16, ауд.113.

С диссертацией можно ознакомиться в Информационно-библиотечном центре ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 18.

Автореферат разослан «_£_» февраля 2012 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат социологических нау'к, доцент

Е. В. Андрианова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблемы «отцов и детей» активно обсуждаются многими современными социологами. Ряд авторов отмечает значительную разницу в ценностных ориентациях поколений, ценностный дисбаланс поколенческих групп, что ведет к отсутствию системности и целостности в российском обществе.

С момента распада Советского Союза наша страна подверглась радикальной социальной трансформации. После реформ 1991 г. российское общество столкнулось с резкой сменой идеологии: от социалистических ценностей и плановой экономики - к либерализации, рыночной экономике и конкуренции, к чему большинству населения России было не готово. Одним из главных последствий такой ситуации стали ценностный конфликт между поколениями и нарушение преемственности межпоколенных групп. В обществе отмечается распространение рассогласования, размытости у населения России, и в первую очередь, у молодежи важных нравственных ценностей, нарастание неопределенности в отношении того, что считать правильным, а что - нет.

Радикальные социально-экономические преобразования привели к тому, что сегодня в стране отсутствует механизм социального воспроизводства, молодое поколение не продолжает опыт предыдущих поколений, а вынуждено соотносить себя с требованиями нового времени, находясь в поиске своего места и роли в обществе.

Важно отметить, что до политических преобразований в стране таких серьезных расхождений в ценностных ориентациях поколений не было. Связи поколений в советское время были значительно более тесными. Укреплению данных связей способствовал, например, институт наставничества. В 90-е годы наставничество как система шефства старших над молодыми, оказания помощи молодым в их профессиональном становлении, почти полностью распалась.

Ряд российских ученых (В. Т. Лисовский, С. Н. Иконникова, Ю. А. Левада, Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, В. В. Гаврилюк, Ю. М. Беспалова, В. А. Кондаков) отмечают уже не просто конфликт, а ценностный разрыв поколений, который вызвали радикальные социально-экономические преобразования. Следствием данных преобразований явилось разное отношение к государству, экономике и производству, нравственности, социуму и развитию общества в целом представителей разных поколений. Подчинение в молодежной среде ценностям богатства, власти, социального успеха, вызывает неудовольствие в поколении «отцов» и стойкое неприятие этого в поколении «дедов».

Необходимо отметить, что после внедрения в ценностные ориентации населения в конце 20 в. ценностей рыночной экономики, индивидуального успеха и конкуренции, в ценностном сознании россиян начинает ощущаться нехватка патриотизма, правовых ценностей, согласия.

Степень разработанности проблемы.

В современной российской социологии проблема изучения ценностных ориентаций молодежи - одна из наиболее важных тем. Данная тема рассматривалась, в основном, с точки зрения различных теорий межличностного взаимодействия: проблем возрастной структуры общества, взаимоотношений старших и младших, взаимоотношений отцов и детей, теорий аномии, конфликта поколений, духовных ценностей поколений, преемственности поколений, межпоколенного разрыва и др.

Проблема ценностных ориентаций молодежи рассматривалась учеными разных стран. Применяя в нашем исследовании межпоколенный подход, надо отметить, что англоязычные, французские, немецкие, испанские и русские традиции подходов к изучению поколений (М. Мид, Ф. Мантре, К. Мангейм, III. Айзенштадт, X. Ортега-и-Гассет, П. Сорокин, Ю. Левада, Т. Шанин) имеют множество пересечений, общие опорные точки.

Важное значение имеют исследования российских социологов И. Г. Дубова, Ю. А. Левады, Н. Ф. Наумовой, Н. И. Лапина, Г. Е. Зборовского.

Проблема ценностных ориентаций (в особенности ценностных ориентаций молодежи) достаточно широко разработана в классической научной традиции.

Важный вклад в исследование ценностных ориентаций россиян внесли современные отечественные ученые Т. И. Заславская, В. А. Ядов, Л. Я. Гинзбург, М. Б. Глотов, 3. Т. Голенкова, В. В. Павловский, И. Ф. Печеркина, Н. Е. Покровский, Н. А. Свиридов, 3. К. Селиванов, А. И. Кравченко, Ж. Т. Тощенко,

О. И. Шкаратан.

Межпоколенные взаимодействия выступали предметом дискуссий не только социологов, но и представителей смежных наук: философов, психологов, историков, культурологов, педагогов.

Большой вклад в эту область внесли такие зарубежные ученые как

B. Дильтей, Д. Дромел, А. Корно, Г. Ферар, Ф. Боас, Э. Шпрангер, Л. Фон Визе. Классиками теории межпоколенного подхода являются Ф. Мантре, К. Мангейм, Ш. Айзенштадт и X. Ортега-и-Гассет. Понятия «межпоколенный подход» и «поколение» прослеживаются в работах таких зарубежных ученых, как М. Мид, X. Беккер, Д. Кертцер, Г. Шуман, Ж. Скотт, П. Бурдье, К. Дэвис, У. Джемс.

Исследованию влияния экономических факторов на ценностные ориентации молодежи современной России посвящены работы В. М. Фигуровской,

Н. И. Лапина, И. М. Чистякова, О. Ю. Клочковой; политических факторов -труды А. С. Панарина, О. И. Шкаратана; социально-культурных - работы

C. К. Катаргиной, М. Миркес; духовно-нравственных - исследования Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко, и др. В работах И. С. Кона, Е. И. Головахи рассматривается влияние психологических факторов на ценностные ориента-

ции молодежи, эстетических - в работах Н. Е. Покровского, Т. Т. Бурлаковой,

Н. Н. Толстых, В. С. Мухиной.

Классификация признаков поколений находит свое отражение в трудах отечественных ученых В. В. Семеновой, А. Д. Афанасьевой, С. П. Семенова.

Среди современных российских социологов, занимавшихся или занимающихся межпоколенными отношениями, можно выделить В. Т. Лисовского, С. Н. Иконникову, Б. В. Дубина, Ю. А. Леваду, Т. Шанина, И. С. Кона, Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко, В. С. Магуна, М. В. Инговатова, К. Музды-баева, В. В. Гаврилюк, Ю. М. Беспалову, В. А. Кондакова и др.

Проблема. В современном обществе дисгармония межпоколенных связей привела к нарастанию центробежных, разъединяющих тенденций, вместо центростремительных, объединяющих, что ведет к дестабилизации общественных отношений, проблемам в производственной, политической, социальной, нравственной и других сферах, нарушениям стабильности и динамичности общественных связей. Нарастание и углубление межпоколенного конфликта, приведших в настоящее время к разрыву ценностных ориентаций поколений, не укладывается в традиционное понятие аномии (Э. Дюркгейм), а требует продолжения теоретического осмысления.

Объект исследования - молодежь России в контексте межпоколенного подхода.

Предмет исследования - ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области.

Цель исследования - анализ динамики ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области на основе межпоколенного подхода и поиск причин разрыва в ценностных ориентациях молодежи, среднего и старшего поколений.

Исходя из поставленной цели, мы определяем следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы межпоколенного подхода в мировой и отечественной науке;

2. Раскрыть сущность, структуру, содержание и специфику понятий «поколение», «межпоколенный подход»;

3. Раскрыть специфику изучения ценностных ориентаций молодежи в

рамках регионального и межпоколенного подходов; .

4. Проанализировать ценностные ориентации молодежи современной России и факторы влияния на них;

5. Выявить особенности ценностных ориентаций молодежи региона;

6. Исследовать причины ценностного конфликта молодежи со средним и старшим поколениями на уровне региона;

7. Определить возможности для формирования и развития ценностного единства поколений.

Гипотеза - в период реформ российское общество столкнулось с разрывом ценностных ориентаций поколений, связанным с переоценкой базовых ценностей. В ряде научных исследований разрыв поколений рассматривается в рамках теории аномии (Э.Дюркгейм), т.е. состояния общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок. Однако в настоящее время углубление межпоколенного разрыва и кризисное состояние межпоколенных взаимоотношений позволяют говорить не только об аномии, как о разрушении ценностно-нормативной системы общества, но и о нарастающем взаимном отчуждении поколений, связанным с тщетностью ожиданий, бессилием и, как следствие, импульсом мести, т.е. о ресентименте.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

В диссертационном исследовании используется системный подход как общенаучный метод к рассмотрению поколений современной России. Данный подход позволяет нам рассматривать российские поколения как единое целое, и в то же время анализировать их как самостоятельные элементы одной системы, определять роль среднего и старшего поколений в ценностных ориентациях молодежи, а так же и роль молодежи в ценностных ориентациях старших поколений.

В работе особое внимание уделяется классическим теориям поколений -теории аномии, конфликта поколений, духовных ценностей, преемственности поколений, межпоколенного разрыва, разрабатываемым классическими и современными, зарубежными и отечественными учеными: Ф. Мантре, К. Мангейм, Ш. Айзенштадт, X. Ортега-и-Гассет, а так же социологами: П. Сорокин, М. Мид, X. Беккер, Д. Кертцер, Г. Шуман, Ж. Скотт, П. Бурдье, К. Дэвис,

С. Н. Иконникова, Н. И. Лапин, В. Т. Лисовский, В. А. Ядов, Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко.

Межпоколенный подход был применен для комплексного рассмотрения взаимосвязи ценностных ориентаций поколений. В центре нашего внимания -проблемы взаимоотношений поколений, межпоколенного конфликта и межпоколенного разрыва в современной России.

Автор применил в исследовании количественные и качественные методы: анкетный опрос, анализ прессы, биографические интервью (2009-2010 гг.).

Эмпирической базой диссертационного исследования является вторичный анализ социологических исследований по проблемам ценностных ориентаций молодежи в различных регионах Российской Федерации; результаты исследований кафедры социологии и социального управления Тюменского государственного университета в период с 1999 по 2000 гг.; а также результаты совместного социологического исследования Тюменского государственного университета и Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Тюменской области 2005 г.

Основная часть положений диссертации базируется на результатах социологического исследования, проведенного диссертантом на основе авторского инструментария в 2009-2010 гг. с использованием методики вышеупомянутых исследований в сочетании с методами качественной социологии.

Выборка. Исследование проведено по многоступенчатой выборке с соблюдением квот по полу, возрасту, образованию и социалыю-профессиональ-ной принадлежности. В целях осуществления межпоколенческого анализа в составе среднего и старшего поколений были опрошены респонденты с соблюдением тех же квот. Было проведено анкетирование трех поколенческих групп: от 14 до 30 лет, от 30 до 60 лет и более 60. В анкетном опросе приняли участие 1283 респондента, из них: молодежь - 481 чел. (38%), средний возраст - 416 чел. (32%), старший возраст - 386 чел (30%). Соотношение полов среди всего выборочного массива: женский - 57%, мужской - 43%. Ошибка выборки по одному признаку в пределах 5%, что позволяет говорить о репрезентативности полученных результатов исследования.

Обработка полученных в результате опроса данных проходила при помощи лицензионного пакета БРБЗ (программа обработки данных в социологических исследованиях), 17-я версия. Методика обработки данных включала в себя корреляционный анализ одобряемых ценностей, сравнительный анализ ценностных систем, факторный анализ - установление факторов, влияющих на взаимодействие и взаимоотношение поколений.

При биографическом интервьюировании из сформированной квотной выборки мы провели подвыборку объемом тридцати человек в равном соотношении городских и сельских жителей с теми же единицами отбора по возрасту, полу, образованию и социально-профессиональной принадлежности.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ. Исследование выполнено в рамках специальности 22.00.04. - «Социальная структура, социальные институты и процессы». Тема диссертации соответствует формуле специальности, в которой «предполагается исследование ценностных ориентаций личностей и групп», пунктам: 11 (социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе), 29 (проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности), 30 (возрастные когорты в системе социально-структурных отношений, региональные особенности).

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

1. Уточнены теоретико-методологические подходы к изучению молодежи в контексте поколений современной России и региона;

2. Выделены факторы, способствующие разрыву связей между поколениями: социально-экономические, политико-идеологические, социально-культурные, духовно-нравственные, психологические, эстетические и др.;

3. Проведен анализ динамики ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области за период 2000-2010 гг.;

4. На основе использования количественных и качественных данных уточнены причины межпоколенного разрыва;

5. На основании традиционного исследования аномии в российском обществе предложена концепция ресентимента как социальной категории, характеризующей отношения между поколениями региона;

6. Проведен анализ фактической деятельности органов региональной власти, общественных объединений, СМИ, партий, ряда социальных институтов в формировании и развитии единства ценностных ориентаций поколений на уровне региона;

7. Выделены черты межпоколенного единства, основанные на солидарности и гармоничной связи различных возрастных групп; разработаны принципы формирования единства ценностных ориентаций поколений на уровне региона и страны в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время существует два подхода к исследованию молодежи в системе поколений. Ряд авторов предлагают рассматривать молодежь самостоятельно как целостную социальную группу, другие исследователи рассматривают молодежь в системе поколений в рамках межпоколенного подхода. Также выделяются две точки зрения на межпоколенные отношения: первая основывается на иллюзорности представлений о межпоколенном конфликте (Ю. А. Левада, М. К. Горшков); вторая показывает, что дисгармония межпоколенных отношений, ценностный дисбаланс привели к межпоколен-ному разрыву (В. Т. Лисовский, Б. В. Дубин, Д. Даффлон). В данной работе мы основываемся на второй точке зрения.

2. В нашем исследовании факторы разрыва поколений отчетливо проявляются в экономических ценностных ориентациях молодежи (приоритет материальной заинтересованности и жажды наживы над коллективизмом и солидарностью); в политико-идеологических (утрата престижа службы в армии, готовность большинства молодежи уехать заграницу, третья часть молодых людей обдумывала уход из дома); в духовно-нравственных ценностных ориентациях (падение престижа традиционной семьи и положительное отношение к свободному союзу, вызывающие осуждение у старших поколений).

3. Результаты анализа динамики ценностных ориентаций молодежи, проводимые социологической лабораторией Тюменского государственного университета в последнее десятилетие (В. В. Гаврилюк), свидетельствовали о неоднородности ценностных ориентаций поколений и охлаждении связей между ними, которые выражаются в ценностном конфликте между молодежью и старшими поколениями. Результаты проведенного нами исследования показывают, что нынешнее состояние межпоколенных связей не укладывается лишь в определение конфликта. Межпоколенный конфликт - это норма, он

разрешается с повзрослением младших поколений. Усилившиеся в последнее время различия и противоречия между поколениями, говорят уже не просто о ценностном конфликте, а о системном кризисе межпоколенных отношений или «межпоколенном разрыве».

4. Можно со всей достоверностью утверждать, что единая система поколений России стала неустойчивой или сунитивной. Разрыву поколений в современной России соответствует не только понятие аномии, как важной причины ценностного разрыва поколений «детей», «отцов» и «дедов», но и понятие «ресентимента» (Данное понятие используется в социологии А. Н. Ма-линкиным при рассмотрении массовых феноменов, А. И. Кравченко - в глоссарии к социологии девиантности). Мы понимаем социальный ресентимент как скрытый социальный протест, сопровождаемый чувством глубокого, взаимного отчуждения, связанным с тщетностью ожиданий, бессилием и приводящий к социальному напряжению, конкуренции и отсутствию преемственности между поколенческими группами.

5. Анализ биографий подтвердил напряжение отношений между поколениями, что выразилось в отчуждении и безразличии (со стороны поколения «детей»), зависти и неполноценности (со стороны поколения «отцов») и ощущениях тщетности ожиданий, бессилия, ломки надежд, ненужности (со стороны поколения «дедов»). Данные проявления, по нашему мнению, привели к той критической точке, когда они принимают форму ресентимента в отношениях между поколениями. Вместе с тем, исследование показало сохранение объединяющих поколения факторов: экологического (забота об окружающей среде), ряда духовно-нравственных факторов (стремление создать семью, любовь к родному краю).

6. Аспекты формирования ценностных ориентаций молодежи обусловлены следующими составляющими: возрождение трудовых династий и семейных ценностей, воспитание части молодого поколения в духе традиций и менталитета коренных сибиряков; возрождение форм работы с подрастающим поколением в традициях шефства и наставничества; поиск новых, в том числе инновационных, форм работы с подростками и молодежью в рамках региональной молодежной политики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Уточнен категориальный аппарат, описывающий проблемы взаимоотношений поколений, межпоколенного конфликта и межпоколенного разрыва;

2. Обнаружены причины межпоколеного разрыва на региональном и Российском уровне (социально-экономические преобразования в Российском обществе, разница в бытовых условиях, занятости, доходах поколений);

3. Предложена концепция ресентимента в социологических исследованиях при характеристике отношений между поколениями.

4. Выявлены подходы к формированию ценностного единства поколений в регионе через объединяющие поколения факторы: религиозные, экологические, нравственные.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работах по социологии молодежи в современной России, при подготовке учебно-методических материалов и пособий в курсах «Социология молодежи», «Социальная геронтология», «Общая социология», «Социология поколений», «Социальная политика», в практической работе организаторов молодежных коллективов. Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по социологии культуры, социологии молодежи; в научных исследованиях и разработках по проблемам молодежи, при проектировании социальных инноваций в процессе реформирования современных систем и структур по работе с молодежью; выводы и рекомендации могут быть использованы в работе Департамента молодежной политики и его координаторов.

Выводы, рекомендации и расчеты могут содействовать выработке стратегии социальной политики в отношении поколений со стороны государственных органов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на 8-ми Всероссийских и международных научнопрактических конференциях: «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (г. Киров, 2006 г.), «Социально-экономические проблемы трансформационной экономики», (г. Тюмень 2006, 2007, 2008), «Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы» (г. Екатеринбург, 2006 г.), «Социальные конфликты в истории России» (г. Омск, 2006 г.), «Ломоносов-2009» (г. Москва, 2009 г.), «Кризис: гуманитарные стратегии преодоления» (г. Тюмень, 2009 г.).

Основные положения проведенного исследования представлены в 14-и публикациях (одиннадцати статьях и трех тезисах научных докладов), в том числе в четырех статьях в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Надежность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью и доказательностью выводов, основанных на соблюдении методологических принципов системного анализа, репрезентативностью результатов эмпирического исследования.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка изученной литературы, включающего 196 наименований и 4-х приложений, представляющих собой комплексный анализ данных социологических исследований. Объем диссертации оставляет 148 страниц, приложений - 55 страниц. Приложения включают 43 таблицы и 13 рисунков, 30 биографических интервью, 5 фотографий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы объект, предмет, цель, задачи работы, основная гипотеза исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, дается характеристика теоретико-методологической и эмпирической базы диссертации, раскрывается ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны основные результаты исследования и форма их апробации.

Первая глава диссертационного исследования «Теоретические основы исследования ценностных ориентаций молодежи современной России» посвящена изучению особенностей межпоколенного подхода в мировой и отечественной науке, специфике изучения ценностных ориентаций молодежи в рамках межпоколенного подхода, ценностным ориентациям молодежи и факторам влияния на них в современной России.

В первом параграфе первой главы «Сущность и особенности межпоколенного подхода в мировой и отечественной науке» анализируются ценностные ориентации молодежи с точки зрения включенности в систему поколения и осуществляется поиск точек соприкосновения в ценностных ориентациях различных возрастных групп поколений.

Анализируя работы, изучающие проблемы поколений, можно отметить, что понятие «поколение» в социологии употребляется в основном как: 1. Звено генеалогической цепи; 2. Жизненный этап и/или подразделение возрастной организации общества; 3. Исторический период для современников, живущих в нем; 4. Социально-возрастная «когорта», т.е. близость дат рождения индивидов, следующих параллельно, схожими этапами биологического развития и социально очерченного жизненного пути, в рамках истории определенных обществ.

Понятие поколение раскрывается так же через классификацию признаков поколения, которые отличают поколение от других общностей людей.

В. В. Семенова выделяет четыре основных признака поколения: 1. Биологический, как форма одного организма, различающаяся по строению, образу жизни, способу размножения, сменяющаяся в процессе его жизненного цикла;

2. Генеалогический, как группа особей, одинаково отдаленная от общих предков; 3. Демографический, как родившиеся на протяжении одного года (когорта) и составляющие возрастную структуру населения; 4. Историко-культурный, данное понятие имеет, скорее, символический смысл, характеризуя участников одного события или современников важных исторических событий, людей с общими ориентациями или настроениями. По мнению В. В. Семеновой, за точку отсчета в эмпирическом определении границ поколения лучше всего принимать крупное историческое событие или процесс, оставшийся центральным в памяти данного поколения.

В науке существуют следующие подходы к изучению поколений: 1. Демографический, основу которого составляет изучение сверстников, родив-

шихся приблизительно в одно время; 2. Антропологический, изучающий совокупности людей, имеющих общих предков; 3. Исторический, охватывающий отрезки времени между рождением родителей и их детей; 4. Хронологический, исследующий функционирование поколений в определенный период времени; 5. Символический, изучающий общности современников, которые стали участниками важных для них исторических событий.

В работах социологов О. Конта и Д. Милля с межпоколенным подходом связана теория ценностей. Авторы пишут о смене поколений как о важнейшей ценностной динамике, заложенной в истории. В конце XIX в. развивается направление, представленное работами немецкого философа В. Дильтея, которое фокусировалось на качественном определении поколений. Во Франции Д. Дромел, А. Корно и Г. Ферар предлагали использовать модель, состоящую из четырех поколений, для объяснения долгосрочных «ритмов истории».

Особый интерес к межпоколенному подходу в социологической науке возникает после первой мировой войны с появлением работ Ф. Мантре, X. Ортеги-и-Гассета и К. Мангейма.

Европейские социологические традиции изучения поколений были существенно скорректированы в 1960 - 1970-х годах, на пике особого интереса к теме молодежи, в связи с «молодежным бунтом». Они нашли выражение в социологической работе Ш. Айзенштадта «От поколения к поколению», в которой поставлены вопросы межпоколенного деления общества и межпоко-ленной трансмиссии культуры.

Во второй половине XX в. характеристику взаимодействия поколений представила в своих работах известный американский антрополог и социолог М. Мид. Она выделила в истории различных обществ три типа межпоколен-ной трансмиссии культуры, а именно ценностей, норм, стандартов: постфигу-ративную (дети учатся у предков); кофигуративную, (дети и взрослые учатся у сверстников); префигуративную (взрослые учатся у детей).

В конце XX - начале XXI в. в Западной Европе и США появились работы, уточняющие поколенческую терминологию. Социологи X. Беккер и Д. Керт-цер изучили исторические корни понятия «поколение». Д. Кертцером особое внимание было уделено понятию «разрыв поколения» и связи поколенческих конфликтов с изменениями общества в целом.

Существует крупная работа X. Гунзенбума по вертикальной мобильности в США периода 1975-1991. В статье рассматриваются межпоколенческие изменения в ценностных ориентациях профессии и статуса. Главным шагом вперед в понятийной сфере, выделенным автором, явились работы французского социолога П. Бурдье, в которых представлен анализ места культурной репродукции в поколенческих процессах.

В работах Г. Шумана и Ж. Скотта была предложена теория изучения поколений через изучение коллективной памяти населения. Авторы осуществили проверку поколенческой теории.

Среди российских ученых-социологов, занимающихся межпоколенным подходом, можно выделить Б. В. Дубина, который изучал особенности языка поколений. Тема взаимодействия поколений разрабатывается у таких современных социологов, как Ю. А. Левада и Т. Шанин, которые видели основную проблему российского общества в дисгармонии ценностных ориентаций «отцов и детей».

В исследованиях В. В. Гаврилюк основное внимание уделяется применению межпоколенного подхода при исследовании динамики ценностных ориентаций молодежи. Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко исследовали изменения в ценностных ориентациях поколения молодежи, определяя социальное самочувствие и целевые установки студентов. В. С. Магун и М. В. Инговатов стремились осмыслить ценностные изменения в поколении молодежи российского общества. К. Муздыбаевым выявлен социальный и моральнопсихологический характер современной молодежи на фоне характеристик старших поколений.

Во втором параграфе первой главы «Специфика изучения ценностных ориентаций молодежи в рамках межпоколенного подхода» осуществляется анализ изучения ценностных ориентаций поколений в рамках межпоколенного подхода и выделены поколения современной России.

Ценностные ориентации рассматриваются в социологии как определенные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности и служащие ему ориентиром в поведении и действиях.

Проблема ценностных ориентаций (в особенности ценностных ориентаций молодежи) достаточно широко разработана в классической научной традиции. Однако тема межпоколенного подхода к ценностным ориентациям до сих пор недостаточно освещена.

Так, Б. В. Дубин отмечает, что в России XX в. преобладает возвратнонегативный тип связи между «старшим» и «младшим» поколением.

В то же время другие исследователи считают, что представления о постоянном росте межпоколенного дисбаланса иллюзорны. Об этом писал в свое время Ю. А. Левада в «Заметках о проблеме поколений». «Поколенческая» составляющая перемен сводится к тому, что одним из факторов перемен оказывается деятельность относительно небольших групп молодых людей, ориентирующихся на нетрадиционные (часто внешние) образцы и способных повлиять на атмосферу общественной жизни.

Тем не менее, Ю. А. Левада выделил в российском обществе XX в. поколения следующих временных периодов: революционного периода, сформировавшего противоположные идейные и политические направления; «сталинского» периода, создавшего монолитное тоталитарное общество (в нынешнем взрослом населении России эта группа составляет около 4%); военного и послевоенного периода (1941-1953 гг.); периода «оттепели» (1953-1964 гг.), в

эти годы формируется поколение, свободное от массового страха и связанное с надеждами на гуманизацию социализма (их доля во взрослом населении равняется 21%); «поколение застоя» (1964-1985 гг.), численно это самая крупная группа (39% взрослого населения); в годы «перестройки и реформ» (19851999 гг.) в активную жизнь вошло новое поколение, не знавшее переломов и исканий (сейчас их доля во взрослом населении страны составляет 28%).

Автор согласен с мнением Ю. А. Левады, что в ближайшие годы наиболее активной поколенческой группой станут люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990-е годы, т.е. родившиеся примерно в 1975-1980 гг.

В третьем параграфе первой главы «Ценностные ориентации современной российской молодежи и факторы их формирования» проанализированы факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи современной России.

Особенностью современного постперестроечного периода является охлаждение связей между поколениями, которое выражается в ценностном конфликте между молодежью и старшими поколениями.

Однако нынешнее состояние межпоколенных связей не укладывается лишь в определение конфликта. Усилившиеся в последнее время разногласия между поколениями, говорят о системном кризисе межпоколенных отношений или «межпоколенном разрыве». Основное, в чем проявляется сегодня разрыв поколений, - в создании постоянных напряженных отношений между людьми разных возрастов, а главное — в почти полном отсутствии ценностного ядра, которое по законам преемственности должно быть передано от «дедов» к «отцам», а от отцов к «детям». Вследствие этого, у «дедов» развивается чувство ненужности, у «отцов» чувство неполноценности и ущербности, у «детей» -чувство обиды, а вместе - чувство глубокого, взаимного отчуждения.

Разрыву связей между поколениями способствуют социально-экономические, политико-идеологические, социально-культурные, духовно-нравственные, психологические и эстетические факторы.

Сегодня молодежью уже не столь востребованы ценности старших поколений в экономической и социально-нравственной сферах: трудовой героизм, служение любимому делу и стране в целом, усердие, бережливость, самодисциплина.

В большей своей части молодежь сегодня ориентируется на ценности, присущие западному образу жизни (стремление к успеху, экономический интерес, прагматизм), что выступает следствием пропаганды, рекламы, СМИ и др. Против приоритета западных ценностей выступает большая часть старшего поколения.

Традиционная Российская культура теряет свою ценностную привлекательность в глазах молодежи, становясь чуждой и архаичной. Расхождения между ценностями молодежи и старших поколений современной России фиксируются также в сфере художественных вкусов и отношения к здоровью.

Старшее поколение жило в многонациональном и атеистическом государстве, в котором существовало понятие «солидарность», а современная молодежь в государстве, где данные понятия заменили термины «личный успех», «индивидуализм». Молодежь в настоящее время путает понятия «национализм» и «патриотизм», для нее характерен правовой нигилизм. О том, что молодежь не может найти свое место в современном обществе, ее роль не определена, говорят массовые беспорядки на Манежной площади в Москве, происшедшие в конце 2010 г.

Ценностный разрыв поколений стал носить массовый характер. В последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (экономической, социально-культурной, политикоидеологической, духовно-нравственной), среди которых немало структур с ярко выраженной направленностью против ценностей старшего поколения. Более 50% «неформалов» не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

Современные исследователи называют самым распространенным течением российской провинции, «прослойкой, претендующей на звание главной действующей силы современного общества», объединения гопников, молодежи из низшего и низшего среднего класса. Сущность мировоззрения гопников -агрессивное отрицание ценностей культуры прошлых поколений, «где размыты представления о социальных, нравственных, правовых нормах»1.

Необходимость проведения нашего исследования обозначена «глубиной социальных последствий распространения вышеназванных молодежных движений последнего десятилетия, в частности, движения гопников на юге Тюменской области, которая проявится уже в ближайшем будущем, когда новое поколение повзрослевших гопников превратится в избирателей, основную часть наемных работников на региональных рынках труда, воспитателей новых поколений»2.

Анализ ценностных ориентаций молодежи в современной России показал, что линия разлома поколений проходит в политико-идеологической сфере (в отношении к И. В. Сталину, случаи воровства орденов и медалей), экономической сфере (существенная разница в соотношении зарплаты к пенсии, дискриминация по возрастному признаку) и духовно-нравственной сфере (по данным Левада-центра 36% представителей российской молодежи считают, что жизнь их родителей не удалась; 43% говорят, что родители не понимают

1 Гаврилюк В.В. Гопники как феномен в среде молодежи / Социологические исследования.-2010. - 1 -С. 126-131.

2 Там же.

их и не знают, как живет сегодня молодежь; 40% молодежи ответили, что собираются воспитывать своих детей не так, как их воспитывали родители).

Разрыву поколений в современной России соответствует и понятие ресен-тимента, которое сопровождает аномию, и, углубляя ее, создает возможности для активной трансформации зависти и бессилия в агрессивные поступки и деструктивные действия. Составляющие ресентимента активно изучаются в философии, психологии, этике, экономике. Его концепция была введена Ф. Ницше, затем его изучение продолжил М. Шелер. Именно ресентимент, М. Шелер считал той скрытой силой, которая ведет к разложению общества из-за переворота в позитивных общественных ценностях.

Данное понятие используется и в социологических исследованиях. А. Н. Малинкин связывает ресентимент с национальной идентичностью. По его мнению, теорию ресентимента нельзя трактовать как ограниченную лишь индивидуально-личностной сферой. В ней идет речь и о соответствующих общественных, групповых и классовых феноменах. Ресентимент следует рассматривать как проблему, релевантную социальным и межличностным интересам, открывая тем самым путь для социологических исследований.

Социологическую интерпретацию понятия «ресентимент» дает Ч. Пак. Автор стремился ввести данное понятие в рамки дискуссий социологии, и сделать его предметом исследования. Социолог А. И. Кравченко использовал данное понятие в социологии девиантности.

Ресентимент в настоящее время рассматривается как важнейший фактор, тормозящий модернизацию в России, разъединяющий и атомизирующий российское общество (Ю. М. Беспалова и В. А. Кондаков). Как проблема ресентимента, в том числе, выступает и проблема межпоколенного разрыва. Возникновение ресентимента проявляется со всей силой тогда, когда нарастают разъединяющие тенденции, упускаются из виду социальные взаимодействия: политико-экономические, духовно-нравственные, образовательные, партнерские и межпоколенные.

Вторая глава «Проблемы формирования и развития ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области» посвящена особенностям ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области и возможностям формирования и развития ценностного единства поколений юга Тюменской области.

В первом параграфе второй главы «Динамика ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области в условиях изменяющегося общества: межпоколенный подход» представлены результаты социологического исследования ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области.

В данном параграфе приводится сравнительный анализ результатов мониторинговых исследований 2000 - 2005 гг. кафедры социологии и социального управления Тюменского государственного университета (В. В. Гаврилюк) и результатов авторского исследования 2010 г.

С целью изучения изменений в ценностных ориентациях молодежи за последнее десятилетие, мы основывали наше исследование на аналогичных структурах выборки, используя аналогичный методический инструментарий. Оба исследования, посвященные изучению основных духовно-ценностных представлений и ориентаций, а также нравственных качеств, присущих современной молодежи дают уникальную возможность увидеть насколько динамично и качественно менялись ценностные ориентации молодого, среднего и старшего поколений юга Тюменской области за годы реформ, что в их ценностных приоритетах совпадало, а что различалось.

Результаты анализа динамики ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области за 2000 и 2010 гг. представлены в сравнительной таблице в виде 22-х пар ценностных суждений, взятых из повседневной жизни и представляющих 14 базовых ценностей (Н. И. Лапин), расположенных по рангам в четырех типах систем ценностей. Примененные в исследовании альтернативные пары ценностей, так называемые «социально одобряемые» и «социально отвергаемые», позволили проанализировать систему ценностей молодого поколения в динамике, а также выявить совпадения и расхождения в ценностном сознании поколений. В порядке убывания значимости альтернативы распределились следующим образом (см. Табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодежи

юга Тюменской области ______________

Ценностные ориентации молодежи (2000 г.) Ценностные ориентации молодежи (2010 г.)

Смысложизненная система ценностей

1 Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 1 Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни.

2 Вера в бога - это только обряды, имеющие какой-то не всем понятный смысл. 2 Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл.

3 Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше. 3 Вера в бога - это только обряды, имеющие какой-то не всем понятный смысл.

4 Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр. 4 Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр.

5 Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. 5 Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше.

Витальная система ценностей

1 Главное в жизни - это забота о своем здоровье и благополучии. 1 Главное в жизни - это забота о своем здоровье и благополучии.

2 Нравственный, совестливый человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится жертвовать своим комфортом. 2 Личная безопасность человека должна обеспечиваться законом.

3 Личная безопасность человека должна обеспечиваться законом. 3 Нравственный, совестливый человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится жертвовать своим комфортом.

Интеракционистская система ценностей

1 Взаимопомощь и поддержка в труде важнее состязания. 1 В жизни максимальное внимание нужно уделить тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения.

2 В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была спокойная совесть и душевный покой. 2 В нашей жизни очень важно быть готовым к равноправному диалогу с теми, кто придерживается иных взглядов.

3 В жизни максимальное внимание нужно уделить тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения. 3 Взаимопомощь и поддержка в труде важнее состязания.

4 В нашей жизни очень важно быть готовым к равноправному диалогу с теми, кто придерживается иных взглядов. 4 В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была спокойная совесть и душевный покой.

Социализационная система ценностей

1 Я отдал бы часть своих сбережений на охрану окружающей среды. 1 Для человека прежде всего важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям.

2 Главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового. 2 Главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового.

3 Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем быть как все. 3 Человек должен жить в той стране, где ему больше нравится.

4 Человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. 4 Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем быть как все.

5 Для человека прежде всего важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям. 5 Я отдал бы часть своих сбережений на охрану окружающей среды.

Сравнительный анализ с точки зрения согласия или несогласия респондентов с предложенными им ценностными суждениями обнаружил нарастание острых конфликтных отношений поколений и расхождения в ценностных

ориентациях. Таблица показывает изменения в рангах ценностных суждений. Если молодежь эпохи перемен более всего выделяла ценности свободы, гедонизма, солидарности и экологии; то в молодежной среде в последнее время преобладают ценности индивидуализма, прагматизма, гедонизма и карьеризма.

По результатам исследования можно сделать выводы об углублении аномии и межпоколенного конфликта, а также нарастании разрыва поколений, что может привести к ресентименту. Региональная молодежь перестроечного и постперестроечного периода имеет собственные, отличные от среднего и старшего возраста, мировоззренческие установки, ценности, жизненные ориентиры.

В связи с приведенным исследованием, у нас возникла необходимость продолжить и углубить его. Для этого мы решили выделить экономические, политические, социальные и духовно-нравственные составляющие ценностных ориентаций поколений и проследить, какие факторы влияют на разрыв поколений.

На вопрос «Считаете ли Вы, что Ваши родители добились успеха в жизни?» многие представители региональной молодежи (38 %) ответили отрицательно. Среди объяснений, которые упоминаются наиболее часто - неспособность достичь своих целей, сделать карьеру или зарабатывать достаточно денег. Далее задавался вопрос: «Какие у Вас отношения с родителями?». Чуть менее половины молодых жителей Тюменской области (46%) говорят, что родители не понимают их и не знают, как живет сегодня молодежь. На разрыв поколений указывает отношение молодежи к воспитанию детей: 40% молодежи на вопрос «Какие качества Вы хотели видеть в своих настоящих или будущих детях?» ответили, что собираются воспитывать своих детей не так, как их воспитывали родители и 68% не хотели бы повторить жизнь своих родителей. Интересно распределение ответов на вопрос: «Чего Вы больше всего боитесь в своей жизни?». Если молодежь и среднее поколение больше всего опасаются потери здоровья, войны и смерти, кроме того, безработицы, терроризма и разгула преступности, то большинство представителей старшего поколения (74%) более всего боятся старости, так как не хотят быть обузой для детей и проводить почти все свободное время в больницах. Отметим, что таких данных нет ни в одной заграничной стране, где старость расценивают как лучшие годы, когда можно отдыхать, посвящать свободное время себе и путешествовать3.

При анкетировании на вопрос представителям трех региональных поколений «Имеют ли они в настоящее время кумиров?» - среднее и старшее поколение причислили к своим кумирам героев и патриотов России (23%), великих спортсменов (17%), звезд поп- и рок-культуры (13%), родителей, предков

3 Даффлон Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. - 2008. - № 5. - С. 19-36.

(11%), героев фильмов (9%), 7% назвали успешных олигархов и 5% не имеют кумиров.

Однако у большинства представителей молодежи кумиры отсутствуют. Так, 45% опрошенных твердо заявили, что у них нет кумиров (9% уверены, что их кумиры - великие спортсмены; 8% голосов было отдано героям популярных телесериалов; 8% - звездам поп- и рок-культуры; 7% - своим предкам или родителям). Таких же кумиров, как герои, патриоты России, выбрали только 6% молодежи.

В ценностных ориентациях на успех, профессию, солидарность и взаимопомощь, правопорядок, счастье, дружбу, семью, продолжение рода, красоту и искусство и т.д., взгляды представителей различных поколений расходятся (см. Рис. 1).

экономические (материальное благополучие, профессия)

политико-идеологические (правопорядок, свобода, солидарность, патриотизм)

духовно-нравственные (счастье, смысл жизни, образование)

психологические (дружба, любовь и привязанность к семье)

эстетические (красота, искусство)

35 21

38 16

религиозные (

з Бога)

■ молодежь средний возраст старший возраст

Рис. 1. Сходства и расхождения в ценностных ориентациях поколений (2010 г.)

Из данных рисунка вытекает, что молодые больше ценят материальное благополучие, новизну и броскость, пожилые - солидность, стабильность и надежность. Если старшее поколение было готово работать ради общего блага, то большинство молодежи заинтересовано в материальном успехе. Для старшего поколения служение в армии было престижным, а молодежь не находит в нем смысла. Молодежь положительно относится к незарегистрированным бракам, что осуждается старшим поколением.

Однако для более полного и глубокого рассмотрения данной проблемы, в нашем исследовании к количественным методам мы добавили качественные методы: анализ прессы и биографическое интервью.

Анализ газеты «Тюменская область сегодня» за 2008-2010 гг. так же свидетельствует о нарастании ресентимента у самого старшего поколения, вы-

званного недовольством к тому, как к ним относятся молодые. Заголовки статей региональных газет говорят сами за себя: «Жилсоцгарантия без гарантии», «Тюменка два года получала пенсию убитого отца», «Налетчики хотели отнять у пенсионеров деньги», «Тюменец, обманув участницу войны, продал ее квартиру», и это лишь малая часть из многочисленных примеров межпоко-ленного разрыва. Нередки случаи воровства молодыми людьми медалей и орденов ветеранов ВОВ с целью легкой наживы, причем вырученные деньги тратятся ими на алкоголь и наркотики.

Встречаются случаи жестокости поколений по отношению друг к другу и примеры нарушения ценностно-нормативной системы общества.

Качественное исследование с использованием биографического метода позволило нам описать и понять, как образуется ресентимент, становясь типичным явлением в обществе, основой которого стала система конкуренции. При биографическом интервьюировании нами использовался опросник, или «биографический путеводитель», призванный уделить достаточное внимание таким фазам жизненного цикла как детство, юность и некоторым сферам жизненного опыта (семья, карьера), включающий вопросы из анкеты, используемой нами в количественном исследовании.

Изучение биографий показало, что больше всего пострадало от социальных перемен самое старшее поколение, последствием которых стал рост коллективного ресентимента. Быть пожилым и немощным в современной России, как и прежде, не только не престижно, а иногда и просто опасно. Василина Петровна 96 лет из г. Ялуторовска рассказывает: «Я - ветеран ВОВ, мужа похоронила 18 лет назад. Живу одна...Взрослый внук, правда, навещает довольно часто в нетрезвом состоянии и избивает до полусмерти, спасают только соседи, которые прибегают на крики. Забрал боевые медали и ордена деда, продал их и купил водку».

Свое недовольство высказывает в биографическом интервью Валерий Васильевич 67 лет из села Ембаево Тюменской области: «Самым большим потрясением для меня стало предательство моего сына. Я принадлежу к поколению, которое получило образование и жизненный опыт при социальном устройстве государства с регулируемой экономикой, и был не подготовлен к резкому переходу к рыночной экономике с ее инфляционной составляющей. В результате чего, поддавшись уговорам сына и невестки продать квартиру, собственником которой я являлся, я оказался на улице».

Поколение «дедов» имеет большие претензии к более молодым поколениям. Более всего старшее поколение указывает на дискриминацию по возрастному признаку.

Поколение «отцов» или родительское поколение - это те, кто жил в советское время, а затем принимал участие в перестройке страны. Однако перестройка привела к возникновению в стране таких практик, к которым поколение «отцов» также не сумело приспособиться, как и поколение дедов.

Старшим поколениям сегодня нечего дать молодежи, а молодежи нечего взять у старших, Молодежь поставлена перед необходимостью создавать заново национальную идею. Страна, которую создавали «деды» и «отцы», их идеи и ценности - отвергнуты, экономика, которую они самоотверженно строили, - разрушена, наука, образование и культура - невостребованы, а в ряде областей - уничтожены.

Данные проведенного нами социологического исследования указывают на разрыв поколений. Исследование показало трансформацию в негативном плане воспитательной функции старшего поколения и, как следствие, резкое падение родительского авторитета в семье, учительского - в школе, преподавательского - в вузе, авторитета командиров - в армии, а кроме этого значительное увеличение конфликтов между младшим и старшими поколениями на межличностном уровне. Политико-идеологические догмы старшего поколения подверглись со стороны молодого поколения кардинальной переоценке, стали «обветшалыми», не способными создать молодым условия для достойного существования.

Татьяна Семеновна 45 лет из г. Тобольска объясняет: «Мои родители и я были уверены, что сын после окончания школы пойдет служить в армию, чтобы стать настоящим мужчиной. Во времена наших отцов армия была показателем. Но он просил меня, чтобы я дала ему денег на справку о состоянии здоровья, чтобы не идти служить в армию. Я категорически отказалась, и он обиделся. Из-за этого у нас возникли разногласия и он ушел из дома».

Молодежь сегодня испытывает немалые трудности. Несмотря на трудности, большинство молодежи считают, что нынешняя политическая и экономическая системы могут предложить им большее, по сравнению с прошлыми. Поэтому и крушение советской системы в 1991 г. оценивается молодежью, скорее, положительно. Многие молодые люди на юге Тюменской области заявляют о готовности уехать за границу, если им предложат выгодную высокооплачиваемую работу. Многие считают, что родителей никогда не интересовало их мнение.

Молодая девушка Елена 19 лет из села Нижняя Тавда признается: «Скорее всего, моя биография самая обычная. Хотя не каждый осмелится бросить вызов своим врагам. В моем случае, врагами оказались родители.

Отношения с «родителями» не складывались, потому что с моим мнением никогда не считались. И поэтому я всегда совершала какие-либо поступки в знак протеста. Вот совсем недавно, побрилась наголо и ушла из дома».

На основании результатов проведенного исследования можно утверждать, что отмечается нарушение связей между поколениями современной России, с точки зрения преемственности различных групп поколений, их функционирования и взаимодействия, выявлено слабое развитие и отсутствие в ряде областей поколенческой коммуникации.

Во втором параграфе второй главы «Возможности формирования и развития ценностного единства поколений» речь идет о системном единстве поколений России, об интеграции молодежи в систему поколений, в его основные проблемы. Для этого необходимо найти черты межпоколенного единства, солидарности, с помощью которых может осуществляться гармоничная связь различных возрастных групп, а также адаптация молодежи к социальной действительности.

Такими «межпоколенными» чертами, по нашему мнению, могут стать:

1. Ориентация на духовность, нравственные ценности, патриотизм;

2. Активное использование досуговых форм жизнедеятельности для самоопределения и самореализации;

3. Четкое осознание своих прав и обязанностей;

4. Осуждение проявлений религиозного фанатизма, шовинизма, экстремизма;

5. Уважительное отношение к культуре других народов;

6. Рассмотрение интеллекта, образованности, здоровья как ценного личностного капитала, как основы гражданского общества в России, личного и профессионального успеха, будущего регионального и государственного благосостояния;

7. Ориентации на справедливость, честность, взаимоподдержку, сотрудничество в сфере социально-экономических и политических отношений;

8. Отношение к инициативе, деловитости и предприимчивости как к важной форме самореализации и реализация своих частных социальноэкономических интересов во благо региона и страны в целом;

9. Знание местных, региональных, национальных, мировых событий, информации о постоянно изменяющейся действительности;

10. Сохранение традиции старшего поколения быть активной частью общества, нести в себе энергетику социальных изменений, действий, направленных на оформление перспектив и проведение необходимых социальноэкономических преобразований;

11. Активное влияние на процессы собственной социализации, инициатива и созидание новых культурных, социальных и экономических проектов;

12. Иммунитет против худших образцов западного образа жизни, пропагандируемых современными СМИ, высокий уровень политического сознания и интегрированность в политическую жизнь региона и российского общества;

13. Уважение ценностей старших поколений;

14. Устойчивые установки на формирование семьи, сохраняющей традиционные национальные ценности и связь со старшими поколениями в семье;

15. Бережное отношение к экосистеме и природным богатствам страны и региона;

16. Развитие творчества, таланта, одаренности;

17. Ориентации на физическую крепость и здоровый образ жизни.

Диалог с государственными институтами власти осуществляется в рамках гражданского форума г. Тюмени по вопросам ценностных ориентаций молодежи и формирования единства российских поколений.

Но сегодня абсолютно понятно, что сплочение членов внутри семьи, адекватная взаимопомощь поколений — и есть перспектива развития ценностного единства поколений. Поэтому представляется целесообразным создание программы взаимодействия действующих социальных структур, в задачи которой входило бы обеспечение условий для формирования и развития ценностного единства поколений, сбор информации и включение молодежи в систему поколений.

Подобную работу могут проводить в обществе и учебные заведения, в частности университеты, школы и т.д. Тюменский государственный университет находится в числе тех образовательных учреждений, в которых проводятся комплексные мероприятия по развитию и поддержанию единства поколений. В качестве примера могут служить конкурс «Университетская родословная» и интеллект-шоу «Университетские династии». Ежегодный турнир для студентов и профессорско-преподавательского состава вузов, ставший традиционным в Тюмени не только дарит чувство единения представителям разных поколений, но и создает условия для реализации их интеллектуального потенциала, служит созданию новых межпоколенных традиций.

В Заключении формулируются основные выводы диссертационного исследования, подчеркивающие его научную новизну и перспективность дальнейшего изучения обозначенной проблематики.

В завершении данной работы, основываясь на результатах проведенных исследований ценностных ориентаций молодежи, следует привести ряд рекомендаций региональным органам власти.

1. Следует ввести мониторинг ценностных ориентаций молодежи области, в который должны быть включены не только показатели материального благополучия, жизненных притязаний и стремлений молодых людей, но и показатели, характеризующие отношение к ценностям старших поколений, сохранению семейных традиций.

2. Мероприятия, проводимые в рамках реализации социальной политики, направленные на интегрирующие поколения ценности помогут восстановлению утраченных социальных связей. Общественным и муниципальным организациям, занимающимся молодыми семьями, работающими и пенсионерами разобщенно, следует объединиться в оказании информационной, психологической, досуговой и правовой помощи всем трем группам населения.

3. Образовательные программы младшей, средней и старшей систем обучения должны включать разделы дисциплин (например, история родного края, этика и эстетика семейных отношений, обществознание), направленные

на формирование у молодежи устойчивых установок на приоритет семьи, сохраняющей традиционные национальные ценности и связь со старшими поколениями в семье.

4. Учитывая высокий уровень влияния современных СМИ на формирование ценностных ориентаций молодежи, информационные и вещательные программы должны включать фильмы, ролики, спектакли, посвященные событиям истории нашей страны, героям и патриотам России, возрождению семейных ценностей и традиций.

Основные положения проведенного исследования представлены в 14-и публикациях общим объемом 3.65 печатных листа, в том числе,

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Герцен С.М. Межпоколенческая трансмиссия культуры и проблемы социализации молодежи в современной России // Аспирантский вестник Поволжья. - 2008. - №1-2.-С. 142-144.-0,18 п. л.

2. Беспалова Ю.М., Герцен С.М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 117-126. - 0,41/0,41 п. л. авторские.

3. Беспалова Ю.М., Герцен С.М. Молодежь юга Тюменской области в условиях изменяющегося общества: проблема ресентимента // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - №8. - С. 149-153. - 0,2 /0,2 п. л. авторские.

4. Герцен С.М. Ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области (межпоколенный подход) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. -№6.-С. 113-118.-0,58 п. л.

I. Тезисы докладов:

Международные научно-практические конференции

1. Герцен С.М. Анализ ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области (межпоколенный подход) // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. — М.: МАКС Пресс, 2009.— С. 32-33. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lomonosov-msu.ru/2009/ (дата обращения 28.04.2009).-0,19 п. л.

2. Герцен С.М. Особенности ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы международной конференции. В 3 т. Том II / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ — УПИ, 2010. — 368 с. — С. 62-64. — 0,31 п. л. Всероссийские научно-практические конференции

3. Полужникова С.М. Условия успешной социализации личности в быстроменяю-щемся мире // Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 11-12 апреля 2006 г./Российский государственный профессиональнопедагогический университет/Под общ. ред. К.В. Кузьмина. Вып. 1. - Екатеринбург, 2006. - 279 с. - С. 238-240. - 0,2 п. л.

II. Научные статьи:

1. Полужникова С.М. Ключевые вопросы развития социологии в России // Аспирант и соискатель: журнал актуальной научной информации. - М: «Компания Спут-ник+», 2006. -№2 (33). - 247 с. - С. 153-155. - 0,19 п. л.

2. Полужникова С.М. Региональные проблемы социализации молодежи в быстроме-няющемся мире // Известия МИФУБ: Ежегодный научный сборник. Выпуск 3. -Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006. - 260 с. - С. 219-222. - 0,24 п. л.

3. Герцен С.М. Проблемы социокультурной динамики межпоколенных отношений // Социальные конфликты в истории России. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Омск, 30 ноября 2006 г. - Омск, 2006. - 379 с. - С. 51-55. -0,31 п. л.

4. Герцен С.М. Проблемы социализации молодежи в Западно-Сибирском регионе (межпоколенный подход) // Социально-экономические проблемы трансформационной экономики. Сборник материалов. Выпуск 4. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006. - 248 с. - С. 205-208. - 0,18 п. л.

5. Герцен С.М. Роль межпоколенного подхода в процессе социализации молодежи // Известия Международного института финансов, управления и бизнеса: ежегодный научный сборник, посвященный 10-летию Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета. Выпуск 4. — Тюмень: Изд.-во ТюмГУ, 2007. - 448 с. - С. 331-336.-0,18 п. л.

6. Герцен С.М. Ценности поколений: юг Тюменской области сегодня // Кризис: гуманитарные стратегии преодоления: материалы Международной научно-

практической конференции молодых ученых / под ред. В.В. Гаврилюк,- Тюмень: Изд.-во ТюмГНГУ, 2009. - 308 с. - С. 112-117. - 0,3 п. л.

7. Герцен С.М. Исследование ценностных ориентаций молодежи: межпоколенный подход // Известия Международного института финансов, управления и бизнеса: ежегодный научный сборник. Выпуск 5. - Тюмень: Изд.-во ТюмГУ, 2009. - 348 с -

С. 259-265.-0,27 п. л.

Подписано в печать 26.01.2012. Тираж 100 экз. Объем 1,0 уч.-изд. л. Формат 60x84/16. Заказ 43.

Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.

Тел./факс (3452) 45-56-60; 46-27-32 E-mail: izdatelstvo@utmn.ru

 

Текст диссертации на тему "Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России"

61 12-22/125

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ГЕРЦЕН СВЕТЛАНА МИХАИЛОВНА

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦЙЙ МОЛОДЕЖИ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ (МЕЖПОКОЛЕННЫЙ ПОДХОД)

Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Ю.М. БЕСПАЛОВА

Тюмень-2012

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

2 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ....................................15

1.1. Сущность и особенности межпоколенного подхода в мировой и отечественной науке.......................................................................15

1.2. Специфика изучения ценностных ориентаций молодежи в рамках межпоколенного подхода.................................................................35

1.3. Ценностные ориентации современной российской молодежи и факторы их формирования.....................................................................................48

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ...................................................................................76

2.1. Динамика ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области в

условиях изменяющегося общества: межпоколенный

подход........................................................................................76

2.2. Возможности формирования и развития ценностного единства поколений.................................................................................121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................143

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................148

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Инструментарий исследования..............................159

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Биографический путеводитель................................184

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Биографические интервью.....................................185

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Визуальная интерпретация.....................................211

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблемы «отцов и детей» активно обсуждаются многими современными социологами. Ряд авторов отмечает значительную разницу в ценностных ориентациях поколений, ценностный дисбаланс поколенческих групп, что ведет к отсутствию системности и целостности в российском обществе.

С момента распада Советского Союза наша страна подверглась радикальной социальной трансформации. После реформ 1991 г. российское общество столкнулось с резкой сменой идеологии: от социалистических ценностей и плановой экономики - к либерализации, рыночной экономике и конкуренции, к чему большинству населения России было не готово. Одним из главных последствий такой ситуации стали ценностный конфликт между поколениями и нарушение преемственности межпоколенных групп. В обществе отмечается распространение рассогласования, размытости у населения России, и в первую очередь, у молодежи важных нравственных ценностей, нарастание неопределенности в отношении того, что считать правильным, а что - нет.

Радикальные социально-экономические преобразования привели к тому, что сегодня в стране отсутствует механизм социального воспроизводства, молодое поколение не продолжает опыт предыдущих поколений, а вынуждено соотносить себя с требованиями нового времени, находясь в поиске своего места и роли в обществе.

Важно отметить, что до политических преобразований в стране таких серьезных расхождений в ценностных ориентациях поколений не было. Связи поколений в советское время были значительно более тесными. Укреплению данных связей способствовал, например, институт наставничества. В 90-е годы наставничество как система шефства старших над молодыми, оказания помощи молодым в их профессиональном становлении, почти полностью распалась.

В последние десятилетия ряд российских ученых (В. Т. Лисовский, С. Н. Иконникова, Ю. А. Левада, Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, В. В. Гаврилюк, Ю. М. Беспалова, В. А. Кондаков) отмечают уже не просто конфликт, а ценностный разрыв поколений, который вызвали радикальные социально-экономические преобразования. Следствием данных преобразований явилось разное отношение к государству, экономике и производству, нравственности, социуму и развитию общества в целом представителей разных поколений. Подчинение в молодежной среде ценностям богатства, власти, социального успеха, вызывает неудовольствие в поколении «отцов» и стойкое неприятие этого в поколении «дедов».

Необходимо отметить, что после внедрения в ценностные ориентации населения в конце 20 в. ценностей рыночной экономики, индивидуального успеха и конкуренции, в ценностном сознании россиян начинает ощущаться нехватка патриотизма, правовых ценностей, согласия.

Степень разработанности проблемы.

В современной российской социологии проблема изучения ценностных ориентаций молодежи - одна из наиболее важных тем. Данная тема рассматривалась, в основном, с точки зрения различных теорий межличностного взаимодействия: проблем возрастной структуры общества, взаимоотношений старших и младших, взаимоотношений отцов и детей, теорий аномии, конфликта поколений, духовных ценностей поколений, преемственности поколений, межпоколенного разрыва и др.

Проблема ценностных ориентаций молодежи рассматривалась учеными разных стран. Применяя в нашем исследовании межпоколенный подход, надо отметить, что англоязычные, французские, немецкие, испанские и русские традиции подходов к изучению поколений (М. Мид, Ф. Мантре, К. Мангейм, Ш. Айзенштадт, X. Ортега-и-Гассет, П. Сорокин, Ю. Левада, Т. Шанин) имеют множество пересечений, общие опорные точки.

Начало углубленной разработки ценностей как собственно социологической проблемы было заложено еще в трудах О. Конта, Г. Тарда,

К. Мангейма, Э. Дюркгейма, Д. Мида, М. Вебера, Г. Риккерта, К. Ясперса, П. Сорокина, Ш. Айзенштадта, М. Рокича, С. Шварца и др.

Классификации ценностей представлены в работах зарубежных ученых Г. Мюнстерберга, В. Штерна, Н. Гартмана, М. Шелера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, С. Льюиса, Г. Олпорта, Г. Линдзи, Р. Инглехарта.

Важное значение имеют исследования российских социологов И. Г. Дубова, Ю. А. Левады, Н. Ф. Наумовой, Н. И. Лапина, Г. Е. Зборовского.

Проблема ценностных ориентаций (в особенности ценностных ориентаций молодежи) достаточно широко разработана в классической научной традиции.

Важный вклад в исследование ценностных ориентаций россиян внесли современные отечественные ученые В. А. Ядов, М. Б. Глотов, В. В. Павловский, Н. Е. Покровский, Н. А. Свиридов, 3. К. Селиванов, А. И. Кравченко, Ж. Т. Тощенко, О. И. Шкаратан, Т. И. Заславская, 3. Т. Голенкова, М.М. Акулич, И. Ф. Печеркина.

Межпоколенные взаимодействия выступали предметом дискуссий не только социологов, но и представителей смежных наук: философов, психологов, историков, культурологов, педагогов.

Большой вклад в эту область внесли такие зарубежные ученые как В. Дильтей, Д. Дромел, А. Корно, Г. Ферар, Ф. Боас, Э. Шпрангер, Л. Фон Визе. Классиками теории межпоколенного подхода являются Ф. Мантре, К. Мангейм, Ш. Айзенштадт и X. Ортега-и-Гассет. Понятия «межпоколенный подход» и «поколение» прослеживаются в работах таких зарубежных ученых, как М. Мид, X. Беккер, Д. Кертцер, Г. Шуман, Ж. Скотт, П. Бурдье, К. Дэвис, У. Джемс.

Исследованию влияния экономических факторов на ценностные ориентации молодежи современной России посвящены работы В. М. Фигуровской, Н. И. Лапина, И. М. Чистякова, О. Ю. Клочковой; политических факторов - труды А. С. Панарина, О. И. Шкаратана; социально-культурных - работы С. К. Катаргиной, М. Миркес; духовно-

нравственных - исследования Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко, Л. Банниковой, Я. Дидковской и др. В работах И. С. Кона, Е. И. Головахи, И. Дубровиной рассматривается влияние психологических факторов на ценностные ориентации молодежи, эстетических - в работах Н. Е. Покровского, Т. Т. Бурлаковой, Н. Н. Толстых, В. С. Мухиной.

Классификация признаков поколений находит свое отражение в трудах отечественных ученых В. В. Семеновой, В. Данилова, А. Платонова, А. Д. Афанасьевой, С. П. Семенова.

Среди современных российских социологов, занимавшихся или занимающихся межпоколенными отношениями, можно выделить В. Т. Лисовского, С. Н. Иконникову, Б. В. Дубина, Ю. А. Леваду, Т. Шанина, И. С. Кона, Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко, В. С. Магуна, М. В. Инговатова, К. Муздыбаева, В. В. Гаврилюк, Ю. М. Беспалову, В. А. Кондакова и других.

Проблема. В современном обществе дисгармония межпоколенных связей привела к нарастанию центробежных, разъединяющих тенденций, вместо центростремительных, объединяющих, что ведет к дестабилизации общественных отношений, проблемам в производственной, политической, социальной, нравственной и других сферах, нарушениям стабильности и динамичности общественных связей. Нарастание и углубление межпоколенного конфликта, приведших в настоящее время к разрыву ценностных ориентаций поколений, не укладывается в традиционное понятие аномии (Э. Дюркгейм), а требует продолжения теоретического осмысления.

Объект исследования - молодежь России в контексте межпоколенного подхода.

Предмет исследования - ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области.

Цель исследования - анализ динамики ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области на основе межпоколенного подхода и

поиск причин разрыва в ценностных ориентациях молодежи, среднего и старшего поколений.

Исходя из поставленной цели, мы определяем следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы межпоколенного подхода в мировой и отечественной науке;

2. Раскрыть сущность, структуру, содержание и специфику понятий «поколение», «межпоколенный подход»;

3. Раскрыть специфику изучения ценностных ориентаций молодежи в рамках регионального и межпоколенного подходов;

4. Проанализировать ценностные ориентации молодежи современной России и факторы влияния на них;

5. Выявить особенности ценностных ориентаций молодежи региона;

6. Исследовать причины ценностного конфликта молодежи со средним и старшим поколениями на уровне региона;

7. Определить возможности для формирования и развития ценностного единства поколений.

Гипотеза - в период реформ российское общество столкнулось с разрывом ценностных ориентаций поколений, связанным с переоценкой базовых ценностей. В ряде научных исследований разрыв поколений рассматривается в рамках теории аномии (Э.Дюркгейм), т.е. состояния общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок. Однако в настоящее время углубление межпоколенного разрыва и кризисное состояние межпоколенных взаимоотношений позволяют говорить не только об аномии, как о разрушении ценностно-нормативной системы общества, но и о нарастающем взаимном отчуждении поколений, связанным с тщетностью ожиданий, бессилием и, как следствие, импульсом мести, т.е. о ресентименте.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

В диссертационном исследовании используется системный подход как общенаучный метод к рассмотрению поколений современной России.

Данный подход позволяет нам рассматривать российские поколения как единое целое, и в то же время анализировать их как самостоятельные элементы одной системы, определять роль среднего и старшего поколений в ценностных ориентациях молодежи, а так же и роль молодежи в ценностных ориентациях старших поколений.

В работе особое внимание уделяется классическим теориям поколений -теории аномии, конфликта поколений, духовных ценностей, преемственности поколений, межпоколенного разрыва, разрабатываемым классическими и современными, зарубежными и отечественными учеными: Ф. Мантре, К. Мангейм, Ш. Айзенштадт, X. Ортега-и-Гассет, а так же социологами: П. Сорокин, М. Мид, X. Беккер, Д. Кертцер, Г. Шуман, Ж. Скотт, П. Бурдье, К. Дэвис, С. Иконникова, Н. Лапин, В. Лисовский, В. Ядов, Ю. Вишневский, В. Шапко.

Межпоколенный подход был применен для комплексного рассмотрения взаимосвязи ценностных ориентаций поколений. В центре нашего внимания -проблемы взаимоотношений поколений, межпоколенного конфликта и межпоколенного разрыва в современной России.

Автор применил в исследовании количественные и качественные методы: анкетный опрос, анализ прессы, биографические интервью (20092010 гг.).

Эмпирической базой диссертационного исследования является вторичный анализ социологических исследований по проблемам ценностных ориентаций молодежи в различных регионах Российской Федерации; результаты исследований кафедры социологии и социального управления Тюменского государственного университета в период с 1999 по 2000 гг.; а также результаты совместного социологического исследования Тюменского государственного университета и Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Тюменской области 2005 г.

Основная часть положений диссертации базируется на результатах социологического исследования, проведенного диссертантом на основе

авторского инструментария в 2009-2010 гг. с использованием методики вышеупомянутых исследований в сочетании с методами качественной социологии.

Выборка. Исследование проведено по многоступенчатой выборке с соблюдением общероссийских параметров квот по полу, возрасту, образованию и социально-профессиональной принадлежности. В целях осуществления межпоколенческого анализа результатов исследования в составе среднего и старшего поколений были опрошены представители с соблюдением тех же квот. Было проведено анкетирование трех поколенческих групп: от 14 до 30 лет, от 30 до 60 лет и более 60. В анкетном опросе приняли участие 1283 респондента, из них: молодежь - 481 чел. (38%), средний возраст - 416 чел. (32%), старший возраст - 386 чел (30%). Соотношение полов среди всего выборочного массива: женский - 57 %, мужской - 43 %. Ошибка выборки по одному признаку в пределах 5%, что позволяет говорить о репрезентативности полученных результатов исследования.

Обработка полученных в результате опроса данных проходила при помощи лицензионного пакета SPSS (программа обработки данных в социологических исследованиях), 17-я версия. Методика обработки данных включала в себя корреляционный анализ одобряемых ценностей, сравнительный анализ ценностных систем, факторный анализ - установление факторов, влияющих на взаимодействие и взаимоотношение поколений.

При биографическом интервьюировании из сформированной квотной выборки мы провели подвыборку объемом тридцати человек в равном соотношении городских и сельских жителей с теми же единицами отбора по возрасту, полу, образованию и социально-профессиональной принадлежности.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ. Исследование выполнено в рамках специальности 22.00.04. - «Социальная структура, социальные институты и

процессы». Тема диссертации соответствует формуле специальности, в которой «предполагается исследование ценностных ориентаций личностей и групп», пунктам: 11 (социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе), 29 (проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности), 30 (возрастные когорты в системе социально-структурных отношений, региональные особенности).

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

1. Уточнены теоретико-методологические подходы к изучению молодежи в контексте поколений современной России и региона;

2. Выделены факторы, способствующие разрыву связей между поколениями: социально-экономические, политико-идеологические, социально-культурные, духовно-нравственные, психологические, эстетические и др.;

3. Проведен анализ динамики ценностных ориентаций молодежи юга Тюменской области за период 2000-2010 гг.;

4. На основе использования количественных и качественных данных уточнены причины межпоколенного разрыва;

5. На основании традиционного исследования аномии в российском обществе предложена концепция ресентимента как социальной категории, характеризующей отношения между поколениями региона;

6. Проведен анализ фактической деятельности органов региональной власти, общественных объединений, СМИ, партий, ряда социальных институтов в формировании и развитии единства ценностных ориентаций поколений на уровне региона;

7. Выделены черты межпоколенного единства, основанные на солидарности и гармоничной связи различных возрастных групп; разработаны принципы формирования единства ценностных ориентаций поколений на уровне региона и страны в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время существует два подхода к исследованию молодежи в системе поколений. Ряд авторов предлагают рассматривать молодежь самостоятельно как целостную социальную группу, другие исследователи рассматривают молодежь в системе поколений в рамках межпоколенного подхода. Также выде