автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Дискуссия по проблеме "империализма" в английской общественной мысли в конце XIX - нач. ХХ веков

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Осипова, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Дискуссия по проблеме "империализма" в английской общественной мысли в конце XIX - нач. ХХ веков'

Текст диссертации на тему "Дискуссия по проблеме "империализма" в английской общественной мысли в конце XIX - нач. ХХ веков"

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

На правах рукописи

Осипова Ирина Николаевна

ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ «ШШЕРИАЛИЗМА» В АЖ'ЛИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ КОН XIX - НАЧ. XX ВЕКОВ

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история (Новая история)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук профессор И.Д.Парфенов

САРАТОВ 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. Новые черты имперской идеологии в 90-х гг. XIX в. 28

1. Политические партии и Британская империя 28

2. Социал-дарвинизм и социальная антропология на службе 52 империализма

3. Идеи империализма в массовом сознании и культуре. 65 Выводы. 82

ГЛАВА 2. Радикальная критика империализма 84'

1. Генезис взглядов Дж. Гобсона 84

2. Критика Дж. Гобсоном империалистических теории. 92

3. Модель империализма Дж. Гобсона. . 1()2

4. ПКейн я «ренессанс» концепции Дж. Гобсона 122

Вывода. 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 134

Список использованных источников и литературы 137

ВВЕДЕНИЕ.

Данное диссертационное исследование завершает цикл работ по истории имперской мысли, проведенных на кафедре истории Нового и Новейшего времени Саратовского университета. В работе О.ЛГридасова показана новая либеральная концепция Британской империи, сложившаяся в пер. Пол. XIX века.1 Диссертация

Богомолова С.А. рассматривает имперскую идею в 70-80 годы и ее

2

отражение в массовом сознание.

Актуальность, обоснование темы. Данное исследование посвящено 90-м годам XIX века. Это особый период в развитии имперской идеи. Английское общество провозглашается уникальной цивилизацией, обладающей единством и неделимостью. Идея рассширения империи, умножения ее могущества, имперский универсализм становятся главными двигателями экономической, политической и культурной жизни в Великобритании в 90-е годы XIX века. Эти годы характеризовались необычным ростом колониальных захватов, особенно с приходом к власти консерваторов. Великобритания активизируется во всех уголках мира, бурными темпами завершается раздел Африки. Растет милитаризм, все время ведутся «малые войны». Усиливаются противоречия с другими имперскими державами - Францией, Германией, Россией. На рубеже веков начинаются войны за передел колоний (испано-американская, англо-бурская). Все это сопровождалось ростом шовинистических

1 Гридасов О. Л. Английский либерализм и новая концепция империи в первой половине XIX в. Дис. на соиск. ,уч. степ. канд. история, наук. Саратов. 1997г .

л

Богомолов С.А. Имперская идея в Великобритании в 70-80-е годы XIX в. Дис. на соиск. уч. степ. канд. история, наук. Саратов. 1993г.

настроений. Обновляется имперская идея. В ней сохраняется ее основное содержание, тезис о цивилизаторской миссии Великобритании в колониях и выгодности империи для процветания метрополии. Появляются две новые идеи. Во-первых, социал-дарвинистские концепции «выживания сильнейшего», которые оправдывают колониальные захваты «диких» отсталых районов. Причем это завоевание необходимо для сохранения и укрепления английского «национального характера», сохранения здоровья нации. Вторая новая идея - социал-империализм. Сторонники его исходили из идеи, что захват новых колоний поможет решить социальные проблемы, даст возможность осуществить социальные реформы. Если вы хотите сохранить высокий уровень жизни и метрополии - надо расширять империю, быть империалистами.

Невиданный размах приобретают джингоистские настроения, особенно в конце XIX века и в годы англо-бурской войны. Вспомним, когда англичане покорили Судан, они надругались над могилой Махди - суданского религиозного лидера и это не вызвало протеста в пуританской Великобритании. Победа англичан в англо-бурской войне встречалась массовыми манифестациями в поддержку империалистов.

Наконец, на рубеже веков появляется принципиально новый момент - радикальная критика империализма. Книга Д.Гобсона об империализме была первой серьезной работой, поставившей под сомнение все основные доводы империалистов. Он показал, что отнюдь не национальные интересы двигали экспансией, а корыстные интересы некоторых классов и групп населения. Он решительно выступил против социал-дарвинистских теорий и против тезиса о связи империализма и реформ: империализм мешает реформам.

В годы англо-бурской войны еще более обострилась борьба по . проблемам империалистической политики. Поскольку,

Великобритания встретила ожесточенное сопротивление буров, многие стали задумываться о справедливости этой войны. Сопротивление африканцев в других районах Африки так же заставило пересмотреть многие аспекты политики, наряду с методами уничтожения непокорных племен, искать более тонкие методы сохранения своего господства. Это находило отражение в появлении более умеренных «империалистов», требовавших учитывать «иную культуру» местных жителей колониальных территорий. Появились и откровенные критики экспансии. Это было новым явлением.

Актуальность исследования идеологии колониализма усиливается в связи с новыми подходами и направлениями в культурной и интеллектуальной европейской истории, в частности, английской историографии. Что касается отечественной историографии, то уходит в прошлое однозначно негативное отношение к империям как историческому феномену. Воздается должное империям как орудию взаимодействия цивилизаций и трансляций культур Запад - Восток, подчеркивается их роль в глобализации мировых процессов в экономике, политике и культуре. История Британской империи очень поучительна в этом отношении.

Историография. Английская историография широко представлена научными исследованиями по проблемам «нового империализма» - колониальной экспансии на рубеже XIX - XX веков. Разработка данной проблематики отнюдь не была спором по частным вопросам. Она вылилась в обсуждение кардинальных методологических проблем: соотношение капитализма и колониальной экспансии, основных черт новой, империалистической эпохи, причин, мотивов и стимулов колониальной экспансии конца XIX века. К сожалению, социальные, политические, экономические, проблемы империи рассматривались в отрыве друг от друга, что

вызывало определенные трудности для комплексного восприятия имперской истории Великобритании.

Третий том «Кембриджской истории Британской империи» был первой серьезной попыткой создать многоплановый труд общего характера, охватывающий период 1870-1914 гг.1 Общими чертами колониальной экспансии XIX века авторы считают гум шизм и филантропию. По мнению авторов, начинает формироваться содружество наций как прообраз «мирового братства». Империя служит интересам всех, защищая слабых и помогая всем, кто в этом нуждается. Колониальная политика стала, якобы, менее эгоистичной, чем раньше, и основным ее принципом стала опека.

А.Мэдцен пытается представить подъем империалистических настроений как неожиданный и кратковременный.2 Джингоизм, по его мнению, не характерен для британской имперской мысли. Автор признает тот факт, что в это время возникает новая «массовая религия» владения и расового господства, старые идолы были заменены дарвинистским ^выживанием достойнейших.^ Однако А.Мэдцен в то же время настаивает на том, что ее влияние было скорее эмоциональным, чем политическим, а большая часть правящего класса была безразлична к этой религии, а правительство избегало ответственности.3

А.Мэдцен указывает на появление нового вида империализма, характерной чертой которого являлся финансовый, «биржевый спекулянт».4

1 Cambridge History of British Empire. V. 3. Cambridge. 1959.

2 Ibid. P. 339-340.

3 Ibid. P. 341-342.

4 Ibid. P. 341.

Экспансия Англии преподносится как оборонительная, вызванная попытками европейских держав втолкнуть ее в «европейский водоворот» и лишить «фритреда». Англия монополии не искала и другим не давала. Но даже это признание экономических мотивов экспансии сводится на нет рассуждениями о других причинах - необходимости урегулирования европейских проблем, решения вопроса с рабством и т.д. С 1897 года якобы начинает осуществляться политика «двойного мандата».1 Правительство начинает помогать народам колоний. Характерно, что автор все время повторяет, что империя не давала Англии никаких привилегий в торговле. Получается парадоксу историк-экономист доказывал, что экономических стимулов у экспансии не было, а политики конца XIX века наоборот отводили экономическим причинам главенствующую роль.

В духе общей концепции А.Мэдден представляет Солсбери и Дж. Чемберлена как умеренных политиков, не желавших захватов. Д.Чемберлен был «просвдаценным империалистом» и желал только цивилизации колоний, а политика консервативной партии, не забывает заметить автор, по вопросам колониальной экспансии была достаточно туманной.2

Наиболее фундаментальной работой в изучении идеологии империализма является кнШТГорнтона «Имперская идея и ее враги».3 Автор не ограничивает свой анализ прослеживанием филиации идей, а пытается нащупать нити, связывающие идейный климат с фактами социально-экономической реальности. В работе Торнтона немало верных и глубоких характеристик внешней политики

1 Cambridge history of British Empire. P. 470.

2 Ibid. P. 343.

3 Thornton A. The imperial idea and its enemies. L. 1959.

Великобритании и экспансионистской идеологии конца XIX века. Укрепление имперской идеи, колониальная политика не означали внезапной и резкой перемены отношения к проблемам экспансии, а были подготовлены предшествующим ходом идеологического развития Великобритании.1

Торнтон указывает на то, что бурская война явилась естественным продолжением проводимой колониальной политики. Империализм по свой сути не может быть не агрессивным и слабым, при нем всегда существуют пленник и его опекун, а к концу XIX века имперская идея достигла своего апогея.2

Концепция книги Торнтона содержит если не отголоски социальной критики, то, по крайней мере, устойчивые настроения пацифизма. Ему неприятна вспышка джингоизма в Великобритании в конце XIX века, которая, по его мнению, не имела твердых аргументов. Патриотизм не обязательно должен быть убежищем для негодяя, он часто является платформой для одурачивания.3 А ужасы, происходившие в Конго, Омдурмане, по мнению автора, являются следствием не имперской политики, а скорее ее отсутствия.

Работа Р.Кубнера и Г.Шмидта «Империализм»4 посвящена полемике вокруг термина «империализм». Авторы дают в своей работе развернутую характеристику взглядов идеологов колониальной экспансии и их противников. Используя прессу,Р.Кубнер и Г.Шмидг приводят высказывания различных государственных и общественных деятелей по проблемам колониализма. Очень кратко, но ярко и точно авторы показывают узловые моменты их идеологических

1 Thornton A. Op. Cit. Р. 92-94

2 Ibid. Р. 85.

3 Ibid. Р. 86.

4 Koebner R. Schmidt Н. Imperialism. Cambridge. 1964.

конструкций, открывая широкое поле для дальнейших исследований. Каждый государственный и общественный деятель зачастую вкладывал свое содержание в термин «империализм». Анализируя их взгляды^ авторы «Империализма» вообще отрицают существование империализма как феномена.

Р.Кубнер и Г.Шмидт приводят широкий и разнообразный материал о развитии экспансионистской идеологии в Великобритании на рубеже XIX - XX веков. Однако идейные концепции раскрываются в отрыве от их общественной базы, такой подход приводит к смешению различных по своему удельному весу идейных течений.

Интересную попытку анализа взглядов по проблемам идейной борьбы по вопросам колониализма предпринял Б.Портер в книге «Критики империи», вышедшей в 196S году.1 Автор предлагает для рассмотрения широкую палитру взглядов различных политических партий, общественных организаций и течений, анализируя все это в связи с социально-экономическими особенностями развития Великобритании в конце XIX века. Однако, раскрывая роль идейного соперничества, он не обратил внимани&на существовавшие оттенки во взглядах либералов на проблемы колониальной экспансии. Портер Б считает, что однозначно все либералы не интересовались проблемами империи, оказались не готовы к анализу новых явлений.

В одной из своей глав на основании широкого круга источников он рассматривает отношение рабочего движения к имперским проблемам. Однако не совсем правомерно отнесение им к лагерю «антиимпериалистов» М.Кингсли. Конечно^ взгляды М.Кингсли отличались от п^сода к колониальной экспансии ярых империалистов, и тем не менее, она не отрицала ее вообще. Она

1 Porter В. The critics of empire. L. 1968.

выступала за колониализм, но предлагала свои средства и методы для его проведении.

Б.Портер указывает на экономическое отставание Англии в конце XIX века от других держав. Он признает, что нужна была модернизация промышленности, но правительство не могло ее добиться, поскольку бизнесмены получали прибыль и не тратили денежные средства на обновление основного капитала. Он прямо пишет о паразитизме английских капиталистов, заинтересованных в рынках сбыта и сферах приложения капитала. Однако, его мнение о том, что экспансия Великобритании была случайным процессом -весьма спорно. Он признает, что она иногда опережала в захватах другие страны, но инициатива раздела территорий исходила всегда от других держав.

С позиций «социальной» истории рассматривает проблему Д.Филд в работе «К программе имперской жизни», 1 в которой он критикует своих коллег историков за то, что они ограничиваются узким кругом проблем, уходят в фактологию. Д.Филд считает бесперспективными усилия исследователей объяснить колониальные захваты путем перечисления экономических, политических и других факторов без попытки понять их взаимосвязь. Он предлагает обратиться к изучению социальной истории: системы ценностей английского общества, общественного мнения, «состояния умов».

Д.Филд стремится доказать, что элита, господствующая в Англии, задала «программу имперской жизни> человеку с улицы, связала понятие «здорового социального характера с империей, укрепив тем самым стабильность общества.

Наибольший интерес для нас представляет третья глава, в которой подробно исследуются методы «обработки» масс в духе

1 Field D.H. Toward a programme of impérial life. Westport. 1982.

приверженности к империи. Особое место в книге отведено показу роли «дешевой» прессы в идеологической обработке масс.

Тем не менее,Д.Филду не удалось создать детальную картину «взрыва» имперских настроений в английском обществе, понять позиции различных классов. Первое, что обращает на себя внимание, -все идеи^ образы и представления об империи рассматриваются в «вакууме», в отрыве от реальной исторической действительности, вне социального контекста. В работе приведено много высказываний политических деятелей, публицистов, ученых об империи, но нигде нет авторской характеристики действительного места империи в экономике и политике Англии. Можно согласиться с тезисом автора о новом империализме конца XIX века как «массовом феномене».

Необходимо отметить и тот факт, что анализ взглядов Чемберлена, Солсбери и других идеологов экспансионизма выглядит несколько обедненным. Автор выделяет в их работах лишь концепцию «национального характера» и «долга», игнорируя множество других категорий.

Монография Д.Филда убеждает в том, что обращаться к изучению социальной психологии той или иной эпохи нужно. Но нельзя сводить психологию масс к психологии индивидуума. Так же как невозможно понять общественную жизнь исключительно на элитарном уровне.

Заметным явлением в английской историографии стала работа Д.Макензи «Пропаганда и империя».1 В последнее время заметно повысился научный статус понятия «культура». Идет поиск реальных детерминант общественного развития, ибо надежды на автоматическое действие экономических законов не оправдались. Сейчас становится очевидным, что успехи и неудачи общества

1 Mackenzie J.M. Propaganda and Empire. Manchester. 1985.

ТО

зависят не только от интенсивности, но и от тех способов деятельности, которые нам готова предоставить культура социума и которыми мы в силу своей личной культуры способны распорядиися. В своей взаимосвязи эти обстоятельства подготовили почву для активизации исследований детерминантной роли социокультурного аспекта.

С этой точки зрения и интересна работа Д.Макензи «Пропаганда и империя», в которой автор предпринял попытку проанализировать насколько культурная жизнь Великобритании кон. XIX века отражала экономические и политические процессы, происходившие в стране и определить, существовала ли взаимосвязь между ними. Автор представляет развернутую картину методов и средств воздействия на массы, с целью воспитания истинных патриотов империи. Театры, музеи, библиотеки, выставки, школьные учебники предназначались для разжигания шовинистических настроений английского обывателя и в определенном смысле сыграли свою ро�