автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования"
На правах рукописи
Корытов Александр Владимирович
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИИ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Специальность 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва 2004
Работа выполнена в Московском государственном текстильном университете им. А.Н. Косыгина на кафедре «Моделирование костюма и обуви»
Научный руководитель доктор технических наук,
профессор
Козлова Татьяна Васильевна
Официальные оппоненты
доктор технических наук, профессор
Дронова Нона Дмитриевна
кандидат технических наук Жулева Вера Владимировна
Ведущая организация Научно-исследовательский
институт ювелирной промышленности (Санкт-Петербург)
Защита состоится 2004 г. в часов
на заседании диссертационного совета Д 212.139.02 в Московском государственном текстильном университете им А.Н. Косыгина по адресу: 119991, Москва, ул. М. Калужская, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина.
Автореферат разослан_2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор технических наук, профессор Кудрявин Л. А.
¿роь-ч №3$
з
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России в
области производства ювелирных изделий (ЮИ) наблюдается тенденция к снижению их художественного уровня. Это связано с комплексом причин, таких как: отсутствие отечественной и переведенной зарубежной литературы по проектированию ЮИ, неразработанность научных концепций и современных методов проектирования ЮИ; отсутствие практических наработок по применению современных высокоэффективных компьютерных технологий. Нельзя не отметить довольно позднюю (конец 90-х гг. XX в.) организацию вузов, обучающих специалистов в области ювелирного дизайна. Как следствие, отечественные ЮИ, изготовленные в период с 1980 по 2000 гг., уступают мировым стандартам, прежде всего по уровню дизайна и новым конструктивным решениям.
Научными исследованиями и практикой производственной деятельности в стране и за рубежом доказана целесообразность использования основных положений науки бионики для проектирования объектов в машиностроении, архитектуре, костюме и других областях.
Современная индустрия моды требует постоянного обновления ассортимента и создания конкурентоспособной продукции на основе использования новых дизайнерских и технологических концепций. Применение законов бионики для создания моделей ЮИ и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых конструкций изделий. Кроме того, активное введение в производство ЮИ современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс разработки и внедрения новых моделей
Сквозное автоматизированное проектирование ювелирных изделий (САП ЮИ) предполагает применение технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ от концепции и эскизов будущего изделия до изготовления модели и самого изделия на специализированном оборудовании трехмерного прототипирования. Применение технологий быстрого прототипирования гарантирует автоматизированное построение модели ЮИ,
которое достаточно сложно
е т
сократить затраты на изготовление изделия, увеличить скорость обновления ассортимента ювелирных изделий.
Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности применения метода САП ЮИ на основе законов бионического формообразования обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности. Существующие труды по созданию ювелирных украшений таких авторов, как Э. Бреполь, В.И. Марченков, А.В. Флеров, главным образом описывают технологию изготовления известных конструктивных элементов, не предоставляя алгоритма для их развития и создания новых разработок технологических узлов. Другая группа работ ММ. Постникова-Лосева, РА Вашошова, Е. Ананьева, П. Бирбаума носит исследовательский, энциклопедический характер и описывает предметы ювелирного искусства в историческом аспекте.
Однако, нерешенными остаются вопросы комплексного художественного проектирования ювелирных изделий, касающиеся изучения и классификации ассортимента ЮИ, эргономических параметров ЮИ различных видов, моделирования и изготовления ЮИ на основе использования последних достижений науки и техники в области автоматизации промышленного проектирования.
Цель и задачи исследования разработка метода сквозного
автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования с привлечением средств компьютерной графики и аппаратного обеспечения технологий быстрого прототипирования для создания и внедрения в производство новых форм ювелирных изделий, а также сокращения, времени внедрения и снижения себестоимости производимой продукции.
В соответствии с целью в работе предусматривалось решение следующих основных задач:
• изучение принципов и методов бионического формообразования ЮИ в XX веке и составлении классификации бионических прототипов природных мотивов, используемых при проектировании ЮИ;
• построение классификации ювелирных изделий XX века по основным ассортиментным группам;
• изучение законов бионического формообразования природных систем, путей морфологического роста и развития бионических форм;
• определение функциональных характеристик ювелирного изделия (стилистических, эргономических и технологических параметров);
• адаптация существующего в бионике метода дифференциации
- природных структур для формирования запроса на поиск бионической
аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ;
• анализ функциональных возможностей современных технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ;
• определение структуры процесса бионического моделирования ЮИ на основе принципа взаимосвязи функции и формы и разработке алгоритма процесса САП ЮИ;
• апробация полученных результатов работы на примерах проектирования и производства различных видов ювелирных изделий.
Объект исследования - процесс бионического формообразования в ювелирном искусстве XX века.
Предметом исследования являлись ювелирные украшения ведущих мировых производителей XX века, спроектированные на основе законов бионики.
Методы исследования. Работа базируется на целостном системном подходе к проблеме проектирования в дизайне. Теоретическую и методологическую основу составили положения теории бионических исследований и моделирования объектов архитектуры и дизайна. Для решения поставленных задач в качестве инструмента использовались структурно-графические методы, методы математической статистики, классификации, компьютерного моделирования и др.
Научная новизна исследования заключается в:
• разработке способа определения функциональных характеристик ЮИ и выявления стилистических, эргономических и технологических параметров проектируемого изделия;
б
• разработке алгоритма процесса бионического моделирования ЮИ на основе взаимосвязи функции и формы, заимствованного у природных систем;
• построении классификации ювелирных изделий XX века по основным ассортиментным группам;
• построении механизма применения компьютерных технологий в процессе проектирования ювелирных изделий.
Практическая значимость полученных результатов состоит в:
• разработке методики определения основных функциональных характеристик ЮИ, не исследованных в диссертации ассортиментных групп;
• использовании разработанной классификации ЮИ с целью создания новых ассортиментных рядов промышленных коллекций;
• разработке механизма процесса САП ЮИ для создания коллекций и единичных ювелирных изделий на промышленных предприятиях;
• использовании результатов исследования в процессе подготовки специалистов в области ювелирного дизайна по дисциплине «Художественное проектирование ювелирных изделий».
Апробация результатов работы проведена на ОOO «Hans Christian Jensen» (г. Москва). Основные результаты доложены и получили положительную оценку на Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (ТЕКСГИЛЪ-2003), проходившей в Москве в 2003 году.
Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на промышленном ювелирном предприятии, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно-технических конференций, научными публикациями.
Структура н объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и работе в целом, заключения, списка литературы, терминологического словаря и приложений. Объем работы составляет 250 страниц, в том числе 117 рисунков и 4 таблицах. Работа содержит 6 приложений. Библиография включает 139 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, характеризуется степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрываются теоретические источники, отмечается научная новизна и практическая значимость выносимых на защиту положений, а также сведения об апробации полученных результатов.
В главе I «Исследование исторических предпосылок введения бионнки в процесс проектирования ювелирных изделий» на основе результатов выполненных ранее работ, изучения и обобщения опыта работы ювелирных предприятий в стране и за рубежом выявлены предпосылки использования законов бионики в процессе проектирования ЮИ и рассмотрены примеры применения бионического проектирования в различных областях художественного творчества.
Анализ литературных источников показал, что первые отечественные методики проектирования ЮИ в России были сформированы в стенах фирмы «Фаберже» в XDC в., согласно которым процесс изготовления ювелирного изделия заключался в разработке эскизов с учетом используемых металлов и камней, изготовлении макета из воска и выполнении изделия в металле.
Установлено, что существовавшие в XX веке методы проектирования ЮИ не охватывают всех аспектов ювелирного формообразования и ограничивают поиск новых дизайнерских решений в проектировании ЮИ.
Обзор Источников по теме показал, что единственным научным трудом, посвященным ювелирному формообразованию, является работа немецкого архитектора и теоретика искусств Г. Земпера «О формальных закономерностях украшений и их значений как художественных символов», в котором формообразование в пластических искусствах рассматривается автором с бионических позиций;
Систему, разработанную Г. Земпером, можно назвать первой теорией художественного проектирования ЮИ, в которой были представлены классификация природных форм и ЮИ, проведен структурный анализ формы основных видов украшений и изучены пространственные параметры этих форм, а также обозначены факторы, оказавшие влияние на процесс создания произведений ювелирного искусства.
Вопросы заимствования формообразующих и конструктивных решений у природных объектов в инженерном творчестве поднимали Леонардо да Винчи ]Ш' ИВ Гете, говорят о диалоге двух культур - естественнонаучной и гуманитарно-художественной и рассматривая бионику как, процесс концентрации сведений о взаимосвязи человеческой деятельности с природой.
Бионика представляет собой синтез трех самостоятельных дисциплин -биологии, математики и техники, а бионическое творчество заключается в комплексном решении биологических, георетико-математических и технических задач, результатом которого является модель проектируемого объекта
За 45 лет существования бионика наиболее ярко проявила себя в архитектурном и интерьерном дизайне Вместе с тем анализ литературы, посвященной бионике, показал возможности применения основных законов и метода бионического проектирования для изготовления ЮИ.
Современный этап развития промышленного производства характеризуется широким внедрением в процесс проектирования различных объектов высокоэффективных компьютерных технологий. Начиная с 1980-х годов, автоматизированное построение конструкций проектируемых объектов ведется в двухмерных системах CAD/CAM (Computer Aided Design / Computer Aided Manufacture), а с 90-х - в среде трехмерного пространства
Существуют современные технологии и специализированное оборудование, позволяющие автоматизировать отдельные этапы проектирования ЮИ Однако, системы сквозного автоматизированного проектирования единичных украшений и коллекций ЮИ, позволяющей выполнить все этапы, начиная с предпроектных исследований и до изготовления готового украшения, до сих пор не было разработано.
Как показал анализ литературы, это направление представляет особый интерес, так как позволяет обеспечить высокое качество проектирования и изготовления ЮИ и значительно ускоряет процесс внедрения в производство новых форм ювелирных изделий
Глава П «Исследование бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века» посвящена исследованию законов бионического формообразования ЮИ в историческом аспекте
„, .На основе исследования иллюстративного материала были выделены пять основных исторических этапов развития стилевых направлений в ювелирном искусстве конца XIX - XX вв.:
1» с 1880 г. по 1915 г.«период Арт Нуво (модерн, югендстиль и др.);
2 с 1915 г. по 1940 г, - период Арт Дэко;
3. с 1941 г. по 1960 г. - период постмодерна;
4. с 1961 г. по 1980 г. -периодэклектики;
5. с 1981 г. по 2000 г. - период эклектики с влиянием стиля хай-тек.
Подробный анализ перечисленных этапов позволил сформулировать
стилистические аспекты этих периодов и характерный для каждого этапа ассортимент. Анализ ЮИ XX века показал, что весь ассортимент производимых в течение века ЮИ можно разбить на 29 видов в зависимости от назначения, Установлено, что виды ассортимента зависят от форм костюма и концепции моды каждого исторического периода.
Бионические прототипы природных мотивов, свойственные исследуемым историческим периодам и использованные при проектировании ЮИ, были классифицированы в 13 групп.
Проведенный морфологический анализ выделенных в классификации бионических прототипов позволил определить, какие элементы и конкретные свойства того или иного прототипа могут быть заимствованы и смоделированы в ювелирных изделиях: целый объект или его часть; свойство бионического прототипа, принцип построения, закон движения и др.
Исследование влияния образов бионических прототипов на дизайн ЮИ XX века позволило выявить три степени трансформации формы прототипа в изделии: копирование прототипа; стилизация различной степени бионического прототипа ЮИ; получение и использование общей геометрической схемы бионического прототипа.
Были изучены принципы и методы бионического формообразования ЮИ в XX веке, проанализирована структура метода бионических исследований и обоснована актуальность адаптации методов бионики к проблемам ювелирного формообразования.
В главе Ш «Разработка теоретических основ бионического формообразования ювелирных изделий» выделены этапы и разработана
структура процесса моделирования ЮИ, определены функциональные показатели проектируемого изделия и разработан алгоритм метода проектирования ЮИ на основе законов бионики.
Анализ развития идей бионики и ювелирного бионического дизайна в XX веке позволил сделать вывод о том, что наиболее часто встречающимися морфологическими конфигурациями бионических прототипов являются спирали и ветвления, а закономерностями процесса их организации можно считать законы симметрии и принцип «золотого сечения». Наиболее сложным видом подобной организации формы, представляющим собой синтез двух морфологических конфигураций природных форм, являются фрактальные объекты природы.
Проведенный анализ природного формообразования бионических структур позволил выявить и классифицировать законы их формообразования, пути морфологических роста и развития бионической формы и построить ее математические модели.
Результатом моделирования является модель объекта, построенная с учетом характеристик прототипа по определенным правилам. Основываясь на законах бионического моделирования, была проведена - адаптация существующего в бионике метода дифференциации природных структур для формирования запроса на поиск бионической аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ.
Перед построением модели объекта необходимо определить комплекс функциональных характеристик будущего изделия, включающий в себя эстетические, эргономические, технические и другие показатели.
Были определены эргономические и конструкторско-технологические параметры применительно к ассортименту колец, серег и кулонов.
Эргономические параметры формы характеризуют степень соответствия формы и конструкции ювелирного украшения форме тела человека и месту расположения украшения на фигуре (рис. 1).
Технологические параметры содержат всю информацию о конструктивных и технологических особенностях проектирования ЮИ (рис. 2), таких как формирование мест для закрепки декоративных элементов (камней), кинетических узлов для соединения элементов изделия и др.
Рис 1. Схема определения эргономических параметров формы кольца Эргономические параметры формы кольца. 1 .Изучение анатомических характеристик окружения изделия.
2. Определение точек контакта изделия с телом, ограничивающих развитие формы.
Форму кольца ограничивает следующие зоны контакта изделия:
1. Фаланги соседних пальцев Расстояние в 2 мм с правой и левой стороны фаланги.
2. Высота кольца относительно фалант. Растоянив в 1 см вверх
3 Положение пальцев в согнутом состоянии Расгояние в Змм с низа фаланги
Рис 2. Схема определения технологических параметров формы кольца
Технологические параметры формы кольца.
1. Изучение направлений формообразования конструкции кольца.
Принцип фиксации заключается в обхвате фаланга пальца элементом кольца - шинкой.
2. Определение областей свободного развития формы кольца.
Рис. З.Струкгура метода проектирования ювелирных изделий на основе законов биоформ.
1. Подготовитель вый эти
О
Проектное задание
-н Стилистические аспект
Концепция
Ассортимент
Эргономические аспекты
Технологические аспекты
2. Баошпеский этш
т
]
Формирование запроса к бионическим прототипам на основе функциональных аспектов проектируемых изделий
Определение бионических систем по общим запросам бионики
Определение бионических прототипов
Определение законов формообразования бионических прототипов
3. Эпш мвдсДяронап
.-..!__________1_____1_________
Этапы моделирования (йрототип 1, прототип 2, прототип 3).
Разработка трехмерных моделей проектируемых изделий с последующим применением технологий прототипирования
Монтаж эсгойов, конструкторской, технической и
Создание видеоматериалов
Были определены анатомические точки контакта ЮИ с телом, выявлены области строгого анатомического соответствия формы изделия форме тела и области свободного развития формы украшения.
Затем были исследованы механизмы формообразования ЮН р лэбластя анатомического соответствия изделия и формы тела и в области свободного развития фермы и рассчитаны предельные числовые значения основных параметров ЮМ для обеспечения человеку удобства при ношении украшения.
Результаты исследования бионического ювелирного формообразования позволили построить алгоритм этого процесса, как основу метода проектирования ювелирных изделий с использованием компьютерных технологий моделирования и производства ювелирных изделий (рис. 3).
Алгоритм представляет собой последовательное выполнение работ трех основных этапов. На подготовительном этапе осуществляется формирование проектного задания, концепции (идеи) коллекции или единичного изделия, ассортиментной карты, определение комплекса стилистических, технологических и эргономических характеристик будущего-изделия.
Бионический этап заключается в определении на основе сформулированного запроса на поиск природной аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ прототипов проектируемого изделия, определении закономерностей его формообразования и путей морфологического рвэвития.
Основываясь на данных, полученных в ходе выполнения двух предыдущих этапов, на третьем практическом этапе выполняется бионическое моделирование свойств выбранного прототипа. В соответствии с поставленными задачами возможно построение 2Б- и 3Б-изображений моделей проектируемых изделий, монтаж эскизов, составление конструкторско-технологической документации, а также любой презентационной продукции. На этом же этапе предусмотрено применение технологий автоматизированного прототипнрования и специализированного оборудования для изготовления ЮИ.
В IV главе «Апробация метода проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования в условиях промышленного производства» рассмотрены способы применение метода
сквозного автоматизированного проектирования САП ЮИ и
проанализированы получешше практические результаты.
В ходе практической апробации и внедрения разработанного метода в производство на базе ООО «Hans Christian Jensen» и ООО «Е. Закс Художники-юведиры» были созданы две коллекции ювелирных украшений и серии единичных i эксклюзивных ювелирных изделий по индивидуальным заказам, общим количеством около 200 моделей.
Работа велась по трем этапам разработанного метода бионического проектирования. В результате для формирования каждой коллекции эффективно использовались разработанные в диссертации классификации ассортимента и бионических прототипов ЮИ, проводились бионические исследования формообразования определенных прототипов ЮИ, велись эргономические и технологические исследования форм ЮИ, осуществлялось моделирование и изготовление ЮИ.
При создании веек изделий, экспериментально апробированы разработанный алгоритм формирования проектной информации и компьютерного моделирования с помощью программ 2D и 3D графики. На оборудовании быстрого прототипирования фирм Solidscape и 3D Systems в короткие сроки были изготовлены модели ЮН, отличающиеся трудоемкостью либо невозможностью ручного изготовления. Модели изготавливались двумя способами создания модели ЮИ: точечно-капельным методом и методом стереолитографии.
В результате установлена целесообразность применения метода проектирования ЮИ на основе законов бионического формообразования с использованием современных компьютерных технологий и машин быстрого прототипйрования для создания промышленного и эксклюзивного ассортимента ЮИ.
ВЫВОДЫ ДО РАБОТЕ
1. Анализ литературы показал, что существовавшие в XX в. методы проектирования ЮИ - не охватывают всех аспектов ювелирного формообразования и ограничивают поиск, новых дизайнерских решений ЮИ. Нерешенными остаются вопросы комплексного
художественного проектирования ювелирных
изделий, касающиеся вопросов изучения и классификации: ассортимента ЮИ, определения эргономических параметров ЮЙ различных видов, моделирования и изготовления ЮИ.
2. На основе анализа принципов я методов бионического формообразования ЮИ в XX веке и структуры метода бионических исследован^ обоснована актуальность к правомерность адюпигаю. методов бионшси к пробдемам ювелирного формообразования.
3. Установлсяо, что актуальной задачей при проектировании ЮИ является создание системы сквозного автоматизированиого проектирования коллекций ЮИ и единичных украшений, позволяющей выполнить все этапы, начиная с предпросктных исследований и до изготовления изделия на основе последних достижений науки и техники в области автоматизации промышленного проектирования,
4. Впервые разработана классификация бионических прототипов, применяемых в разработки форм и конструкций ЮИ XX века» позволяющая определять природные аналоги ЮИ. Составлена ассортиментная карта всех существующих на конец XX века видов ЮИ (29 видов) для практического применения при создании эксклюзивных и промышленных ЮИ.
5. Проведена адаптация- существующего- в бионике метода-дифференциации природных структур для формирования запроса на поиск бионической аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ.
6. Предложен способ определения функциональных критериев ювелирных изделий, необходимых, для моделирования объекта с заданными свойствами,
7. Результаты исследования бионического ювелирного формообразования позволили разработать метод проектирования ЮИ на основе законов бионики и построить ere алгоритм.
t. Разработан метод сквозного автоматизированного проектирования коллекций и. единичных ЮИ на основе технологий быстрого
»1919 5
трехмерного
лрототипирования
для
получения восковой модели разработанного изделия на специализированном оборудовании.
9. Эффективность разработанного метода проектирования ЮИ подтверждена практическими результатами и актами внедрения 1 коллекции ювелирных изделий и 50 единичных ЮИ по Л индивидуальным заказам.
В Приложениях представлен иллюстративный материал, не вошедший, .в основной текст диссертационной работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях
1. Корытов А. В. Проектирование ювелирных украшений на основе законов бионического формообразования. В сб. тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2003). М, МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003, с. 334.
2. Корытов А.В., Козлова Т.В. Концепция развития и совершенствования технологий дизайнерского проектирования ювелирных украшений./ Информационно-методический журнал для профессионалов «FASION, MARKETING, DESIGN», № 5-6,2003, с. 72 - 75.
3. Корытов А.В. Бриллианты: мода и вечность. / Журнал российской элиты «БУРЖУАЗИЯ», № 2, 2003, с. 114 -115.
4. Корытов А.В. Вечное произведение искусства. / Журнал «БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы», № 5, 2003, с. 68 - 69.
5. Корытов А.В., Кузин Х.А., А. Рудик. На маленькие ателье возлагаются большие надежды. / Журнал для профессионалов моды «Модный magazin», №9, 2003, с:40.
6. Корытов А.В., Шаталова И.В., Кузин А. А. Стили ювелирных украшений. Публикация эскиз«» аксессуаров и юв
диссертационного исследования. M, 2uw. с
РНБ Русский фонд
ИД №01809 от
Подписано в печ Сдано в произвол! Формат бумаги 60x84/1v. _
Усл.печ.л. 1,0 Уч.-изд.л. 0,75 Заказ 461 Тираж 80
Электронный набор МГТУ, 119991, ул. Малая Калужская, 1
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Корытов, Александр Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
ПРЕДПОСЫЛОК ВВЕДЕНИЯ БИОНИКИ В ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ
ИЗДЕЛИЙ.
1.1. Анализ современного уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий.
1.2 Анализ развития технологии создания ювелирных изделий
1.3. Формирование бионики, как междисциплинарной области научного знания.
1.4. Применение бионики при проектировании костюма, архитектуры, техники.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.
2.1. Выбор и обоснование методов исследования.
2.2. Определение бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века.
2.2.1. Стиль АртНуво (1880-1915).
2.2.2. Стиль Art Deco (1915-1940).
2.2.3. Стилевые направления периода с 1940 по 1960 гг.
2.2.4. Стилевые направления периода с 1960 по 1980 гг.
2.2.5. Стилевые направления периода с 1980 по 2001 г.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА П1. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.
3.1. Построение структуры бионических исследований.
3.2. Определение структуры бионического моделирования ювелирных изделий.
3.3. Определение функциональных параметров ювелирных украшений, как основы запроса к бионической системе.
3.4. Определение эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.
3.4.1. Определение эргономических и технологических параметров формы кольца.
3.4.2. Определение эргономических и технологических параметров формы кулона.
3.4.3. Определение эргономических и технологических параметров формы серьги.
3.5. Применение компьютерных технологий при проектировании и изготовлении ювелирных украшений.
3.5.1. Растровая графика.
3.5.2. Векторная графика.
3.5.3. Фрактальная графика.
3.5.4. Трехмерная графика.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА IV. АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА.
4.1. Определение концептуальных направлений экспериментальных коллекций и единичных ювелирных изделий.
4.2. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata.
4.3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Basic0405 Hans Jensen.
4.4. Проектирование коллекции ювелирных украшений Trilliant.
4.3. Проектирование индивидуальных проектов ювелирных изделий.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Корытов, Александр Владимирович
В настоящее время в России в области производства ювелирных изделий (ЮИ) наблюдается тенденция к снижению их художественного уровня. Это связано с комплексом причин, таких как: отсутствие отечественной и переведенной зарубежной литературы по проектированию ЮИ; неразработанность научных концепций и современных методов проектирования ЮИ; отсутствие практических наработок по применению современных высокоэффективных компьютерных технологий. Нельзя не отметить довольно позднюю (конец 90-х гт. XX в.) организацию вузов, обучающих специалистов в области ювелирного дизайна. Как следствие, отечественные ЮИ, изготовленные в период с 1980 по 2000 гг., уступают мировым стандартам, прежде всего по уровню дизайна и новым конструктивным решениям.
Научными исследованиями и практикой производственной деятельности в стране и за рубежом доказана целесообразность использования основных положений науки бионики для проектирования объектов в машиностроении, архитектуре, костюме и других областях.
Современная индустрия . моды требует постоянного обновления ассортимента и создания конкурентоспособной продукции на основе использования новых дизайнерских и технологических концепций. Применение законов бионики для создания моделей ЮИ и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых конструкций изделий. Кроме того, активное введение в производство ЮИ современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс разработки и внедрения новых моделей.
Сквозное автоматизированное проектирование ювелирных изделий (САП ЮИ) предполагает применение технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ от концепции и эскизов будущего изделия до изготовления модели и самого изделия на специализированном оборудовании трехмерного прототипирования. Применение технологий быстрого прототипирования гарантирует автоматизированное построение модели ЮИ, которое достаточно сложно или невозможно изготовить вручную, позволяет сократить затраты на изготовление изделия, увеличить скорость обновления ассортимента ювелирных изделий.
Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности применения метода САП ЮИ на основе законов бионического формообразования обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.
Актуальность темы.
Существующие труды по созданию ювелирных украшений (Э. Бреполь, В.И. Марченков) [5, 6] главным образом описывают технологию изготовления известных конструктивных элементов, не предоставляя алгоритма для их развития и создания новых разработок технологических узлов.
Другая группа работ (М.М. Постникова-Лосева, P.A. Ванюшова, Е. Ананьева, П. Бирбаум) [3, 4, 8, 11] носит исследовательский, энциклопедический характер, демонстрирует предметы ювелирного искусства и рассказывает об истории развития стилевых направлений.
Таким образом, выявлено, что трудов, направленных на комплексное решение проектных задач ювелирного дизайна нет.
В результате литературно-исторического анализа мы установили, что создание ювелирного дизайна, прежде всего, основано на аналогиях с образами и конструкциями живой и неживой бионической материи. Это способствует решению задач образно-идейного содержания и вариантов технических решений формы ювелирного изделия. Осмысленно или интуитивно художник-ювелир применял, как в прошлом, так и в настоящем, бионические аналогии формообразования.
Формирование первой теории системного проектирования ювелирных украшений должно происходить по пути междисциплинарного синтеза научных дисциплин, таких как: теория художественного проектирования, теория бионического моделирования объектов дизайна и архитектуры, теория компьютерной 3D и 2D графики и технологий быстрого трехмерного прототипирования.
Цель исследования
Целью работы является разработка метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования, с привлечением средств компьютерной графики и аппаратного обеспечения технологий быстрого прототипирования, для создания и внедрения в производство новых форм ювелирных изделий, сокращения времени внедрения и снижения себестоимости производимой продукции.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
• изучение принципов и методов бионического формообразования ЮИ в XX веке и составлении классификации бионических прототипов природных мотивов, используемых при проектировании ЮИ;
• построение классификации ювелирных изделий XX века по основным ассортиментным группам;
• изучение законов бионического формообразования природных систем, путей морфологического роста и развития бионических форм;
• определение функциональных характеристик ювелирного изделия (стилистических, эргономических и технологических параметров);
• адаптация существующего в бионике метода дифференциации природных структур для формирования запроса на поиск бионической аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ;
• анализ функциональных возможностей современных технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ;
• определение структуры процесса бионического моделирования ЮИ на основе принципа взаимосвязи функции и формы и разработке алгоритма процесса САП ЮИ;
• апробация полученных результатов работы на примерах проектирования и производства различных видов ювелирных изделий;
Объектом исследования является - процесс формообразования в ювелирном искусстве XX века.
Предметом исследования является: бионическое формообразование предметов ювелирного искусства XX века.
Методологическую основу исследования составили положения теории бионических исследований и моделирования объектов архитектуры и дизайна. Для решения поставленных задач так же использовались методы эмпирического и теоретического познания. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, компьютерного моделирования.
Теоретические основу исследования составляют труды Леонардо да Винчи [25], И.Ф. Гете [26] , Г. Земпера [18] , как основоположников бионического подхода в искусстве, отразившегося в стремлении к изучению природы и постижению божественной красоты - совершенства, творений природы для решения прикладных задач декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
На формирование идей диссертации оказали влияние работы Гармаша И.И. [20] и Сергеевой H.A. [19], посвященные организации и проведению бионических исследований, С.П. Капицы [58] - ученого, пропагандирующего развитие междисциплинарных связей в науке; И.Ш. Шевелева, изучавшего законы формообразования природных объектов с позиций математики, Ю.С. Лебедева [22] - основоположника развития архитектурной бионики в нашей стране, В Н. Козлова [32] и Т.В. Козловой [29, 31], работы которых оказали большое влияние на формирование теории дизайна и становление художественного проектирования, как области научного знания. Э. Бриполя [6] - крупного специалиста по технологии изготовления ювелирных украшений, М.М. Постниковой-Лосевой [3] - историка-искусствоведа, занимающейся изучением истории развития ювелирного искусства в России. М. Марова [54, 55] - специалиста в области инженерной и компьютерной графики, автора трудов, посвященных трехмерному моделированию всевозможных объектов нашего мира.
На защиту выносятся:
• Структурная схема процесса бионического проектирования ювелирных изделий.
• Метод определения эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.
Научная новизна:
• Разработан алгоритм определения функциональных критериев ювелирного изделия, заключающийся в анализе стилистических, эргономических и технологических аспектов формообразования;
• Определена структура бионического исследования и моделирования природных форм;
• Разработана структура применения технологий компьютерной графики и трехмерного быстрого прототипирования для проектирования ювелирных изделий.
Практическая значимость:
Научно-практическая значимость работы заключается в создании первого метода проектирования ювелирных изделий, разработке информационной базы по бионическому исследованию и моделированию ювелирных изделий, а так же метода применения технологий компьютерной графики в процессе создания ювелирных изделий.
Разработанный метод проектирования, возможно, применять в производстве ювелирных изделий на предприятиях, а так же использовать в процессе обучения дизайнеров-ювелиров в высших учебных заведениях.
Апробация работы:
На основе разработанного в диссертации метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе бионического формообразования с применением технологий компьютерной графики осуществлено:
1. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений BASIC 0405 для ювелирного дома Hans Jensen.
2. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений Trilliant для фирмы «Е. Закс. Художники-ювелиры».
3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata для дизайн-студии Lanata.
4. Проектирование и промышленный запуск 50 единичных изделий по индивидуальным проектам для фирмы Hans Jensen.
5. Некоторые положения метода использовались в процессе обучения студентов на факультете прикладных искусств (отделение ювелирного дизайна) в МГТУ им. А.Н. Косыгина с 2001 по 2004 тт.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Корытов A.B. Проектирование ювелирных украшений на основе законов бионического формообразования. // Сб. тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности»/ (ТЕКСТШ1Б-2003) //ML: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. С. 334.
2. Корытов A.B., Козлова Т.В. Концепция развития и совершенствования технологий дизайнерского проектирования ювелирных украшений. Информационно-методический журнал для профессионалов «FASION, MARKETING, DESIGN», № 5 - 6, М., 2003. С. 72 - 75.
3. Корытов A.B. Бриллианты: мода и вечность. Журнал российской элиты «БУРЖУАЗИЯ», № 2, М., 2003. С.114 - 115.
4. Корытов A.B. Вечное произведение искусства. Журнал «БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы», № 5, М., 2003. С.68 - 69.
5. Корытов A.B., Кузин A.A., Рудытс А. На маленькие ателье возлагаются большие надежды. Журнал для профессионалов моды «Модный magazin». № 9, М., 2003. С. 40.
6. Корытов А.В., Шаталова И., Кузин А.А. Ювелирные стили. Публикация эскизов аксессуаров и ювелирных изделий, разработанных по теме диссертационного исследования. М., 2004. С. 164.
Объем диссертационной работы составляет 250 страниц. Диссертационная работа содержит 117 рисунков, 4 таблицы и 6 приложений. Библиография состоит из 139 наименований.
Структура работы
Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, заключение, терминологический словарь, приложения.
Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.
В главе I осуществлен анализ уровня и составляющих процесса художественного проектирования ювелирных изделий в России , на протяжении XX века. Исследуются предпосылки к применению бионики в процессе проектирования ювелирных изделий.
Вторая глава содержит исторический анализ бионических принципов формообразования ювелирных изделий ведущих мировых производителей XX века.
В главе 3 проведена разработка теоретических основ по использованию законов бионического формообразования в ювелирных изделиях. Также здесь приводится анализ существующих технологий компьютерной графики и определяются возможности их применения в проектировании ювелирных изделий.
В главе 4 содержатся структура и результаты эксперимента по применению результатов исследования в процессе проектирования единичных ювелирных изделий и коллекций ювелирных изделий условиях промышленного производства.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования"
Выводы по главе
1. Разработана теоретическая модель метода бионического проектирования ювелирных изделий, основанная на трехуровневых матрицах.
2. Экспериментально апробированы алгоритмы компьютерного моделирования и обработки проектной информации с помощью программ 2D и 3D графики.
3. Подтверждена целесообразность применения метода бионического проектирования с применением компьютерных технологий на примере проектирования трех коллекций ювелирных изделий и 50 единичных ювелирных изделий на базе ювелирных предприятий «Е. Закс. Художники-ювелиры» и Hans Jensen.
4. Установлена целесообразность применения трехмерного моделирования конструкций ювелирных изделий и последующего трехмерного прототипирования для создания восковых моделей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе «Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования» был разработан метод сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий, базирующийся на бионическом моделировании архитектуры и объектов дизайна с применением метода трехмерного моделирования конструкций изделий для создания эскизов, материальных моделей, технической и презентационной документации.
Основная цель работы заключалась в построении алгоритма проектирования ювелирных изделий с использованием закономерностей формообразования природных форм, направленном на создание принципиально новых форм и кон<прукций.
На основе проведенных исследований установлено:
1. Формы ювелирных изделий, созданных в XX веке, непосредственно связаны с формами природных объектов -инспирирующих бионических прототипов. Этот факт подтвердил правомерность применения методов бионического исследования и моделирования в процессе создания ювелирных украшений.
2. Разработанный метод проектирования является автоматизированным, что подразумевает применение компьютера от стадии создания эскиза до изготовления изделия в материале.
3. Разработан метод сквозного автоматизированного бионического проектирования единичных ювелирных изделий и коллекций с применением трехмерного компьютерного редактора 3D Мах 5 и двумерного графического редактора Adobe Photoshop 7, а также технологий быстрого прототипирования фирм 3D Systems и Solidscape, на стереолитографическом и точечно-капельном оборудовании.
4. Впервые сформирована классификация видов бионических прототипов, применяемых в разработки форм и конструкций ювелирных изделий XX века. Классификация позволяет определять природные, конструктивные аналоги ювелирных изделий в процессе проектирования.
5. Проведена работа по составлению ассортиментной карты всех существующих на конец XX века видов ювелирных изделий, на основе, которой стало возможным создание ассортиментных рядов проектируемых коллекций.
6. Разработана методология определения функциональных критериев ювелирных изделий: стилистических, эргономических и технологических. Стилистические аспекты описывают взаимодействие ювелирного дизайна с другими областями искусства и видами человеческой деятельности. Эргономические аспекты показывают параметры создания удобной в ношении конструкции ювелирного украшения. Технологические аспекты составляют описание элементов конструкции ювелирного изделия, которые обладают прямой функциональной нагрузкой - закрепка декоративных элементов, фиксация изделия на теле, кинетические узлы конструкций.
7. Составлена классификация природных структур для эффективного определения бионических прототипов проектируемых ювелирных изделий.
8. Установлены существующие закономерности формообразования бионических форм, что является необходимым для познания художником-ювелиром законов развития природных форм.
9. Разработан метод применения технологий ЗБ и Ю компьютерной графики в процессе проектирования ювелирных изделий, основанный на построении трехмерной модели изделия, создании эскизов, технической документации и презентационных материалов - электронных и полиграфических.
10. Установлен механизм создания трехмерного прототипа ювелирного изделия, на основе технологий быстрого трехмерного прототипирования с целью получения восковой модели разработанного изделия на машинах-прототайперах.
11. Практически подтверждена эффективность разработанного метода проектирования ювелирных изделий на примере проектирования и изготовления трех коллекций ювелирных изделий (одна эксклюзивная и две промышленных) и 100 единичных ювелирных изделий по требованиям заказчика.
Терминологический словарь
Бионика (от греч. bion - элемент жизни, букв.- живущий), одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств. Сформировалась во 2-й пол. XX века. Для решения задач бионики изучаются, например, способы переработки информации в нервной системе, особенности строения и функционирования органов чувств, исследуются принципы навигации, ориентации и локаций, используемые животными, биоэнергетические процессы с высоким коэффициентом, полезного действия и т.д.
Векторная графика - способ представления графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами.
Визуализация (rendering) - процесс получения растрового изображения с трехмерной сцены. Может выполняться рендеринг статических сцен с получением одиночных изображений и сцен с анимацией, с получением кадров анимационной последовательности.
Двумерная графика (2D) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается двумя координатами.
Интерфейс - способ организации, структура элементов управления и представления документа в окне программы, обеспечивающий средства, необходимые для работы с ним.
Каст - оправа камня, общая деталь всех ювелирных изделий. Существуют два вида:
• глухие - камни удерживаются стенками каста;
• крапановые - камни удерживаются отдельными стойками.
Компьютерная графика - специальная область информатики, занимающаяся методами и средствами создания и обработки изображений помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Находит прикладное применение в научных исследованиях, медицине.
Кривая Безье - полиноминальная кривая, задаваемая набором управляющих точек. Представляет уравнение, порядок которого на одну степень меньше количества управляющих точек. Кривые Безье записываются в виде математических формул, поэтому рисунки, полученные с их помощью, обеспечивают возможность масштабирования без потери качества изображения. Принцип рисования кривых Безье состоит в указании мышью опорных точек и в перемещении прилегающей к этим точкам сегментов кривой.
Морфология растений - наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений, изучающая (в широком смысле) формы на всех уровнях от целого растения до клеточных органоидов и макромолекул, в узком - только макроструктуры. В этом случае из неё выделяются как самостоятельные науки анатомия, эмбриология и цитология растений.
Пиксел (Pixel, Picture cell) - элемент экрана, представляющий собой минимальный отображаемый элемент (принимаемый за точку) на экране монитора.
Проектирование - процесс, включающий анализ проектного задания, обобщения материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.
Растровая графика - способ представления графической информации с помощью совокупности пикселов различных тональностей и оттенков, из которых формируется изображение.
Сплайн - гладкая кривая, которая проходит через две или более опорных точек, а также имеет расположенные вне ее управляющие точки, влияющие на форму сплайна. Наиболее общие типы сплайнов: кривые Безье и В-сплайны.
Сцена - совокупность всех типов объектов и системы координат-составляющая отдельную композицию (отдельный документ) в трехмерной графике.
Трехмерная графика (30) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается тремя координатами.
Украшения - (от слова краса - родственное Ьгоэа - хвала, слава) -общее название декоративных, орнаментальных форм в различных видах искусства и художественной обработки материала (архитектуре, мебели, тканях, керамике и пр.); также предметы ювелирного искусства.
Шинка - элемент кольца, который служит основой кольца и надевается на палец.
Ювелирная швенза - деталь серьги, которая является элементом механизма крепления серьги на мочке уха.
Список научной литературыКорытов, Александр Владимирович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова A.M./ М.: «Советская энциклопедия», 1989,1632 с.
2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С.Петербург: «Икар», 1993, 272 с.
3. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство: его центры и мастера. М.: Наука, 1974, 374 с.
4. Ванюшова Р.А., Ванюшов Б.Г. Ювелирные изделия. Иллюстрированный типологический словарь. С.-Петербург: Политехника, 2000, 240 с.
5. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Э. Бреполь. С.Петербург: «Соло», 2000, 528 с.
6. Марченков В.И. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992, 256 с.
7. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литье. С.-Петербург: Политехника, 1996, 232 с.
8. Ананьева Е., Журавлев А. Золото мира. М.: «Аванта+», 2003, 184 с.
9. Данилова И.Е. Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина Леонардо Арте, 1996, 297 с.
10. Уильяме Д., Огден Д. Греческое золото. С.-Петербург: Эрмитаж, 1995, 272 с.
11. П.Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. По воспоминаниям гл. мастера фирмы Ф.П. Бирбаума: Публ. Т.Ф. Фаберже, В.В. Скурлова: Посвящается 150-летию со дня основания фирмы, 1842-1992. СПб.: АО «Рус. Самоцветы», 1993,101 с.
12. Faberge: imperial jeweler. Geza von Habsburg and Marina Lopato. Thames and Hundson. London, 1993, 476 c.
13. Social symbolism in ancient & tribal art. C.Schuster. Rock foundation. USA, 1988.
14. Modern Revivfl of Ancient Gold. Ilias Lalaounis. Moscow, 1998,130 c.
15. Вуайо Патрик. Бриллианты и драгоценные камни. М.: «Астрель», 2001, 128 с.
16. Сокровища из золота и серебра коллекции Тиссен-Борнемиса. «Edizioni Electa» Италия, 1986, 147 с.
17. Кузьмин М.Т., Мальцева Н.Л. История зарубежного искусства. М.: Искусство, 1971, 360 с.
18. Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970, 240 с.
19. Сергеева H.A. Бионика. Предметный указатель литературы в помощь лектору, 1980, 20 с.
20. Гармаш И.И. Тайны бионики. «Радянська школа», 1985, 108 с.
21. Введение в бионику. Казань: Издательство казанского университета, 1984, 150 с.
22. Архитектурная бионика. Под редакцией Лебедева Ю.С. М.: Стройиздат, 1990, 268 с.
23. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. Киев: «Вшца школа», 1982, 210 с.
24. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М.: «Логос», 2002,368 с.
25. Леонардо да Винчи. Суждения. М.: «Эксмо-Пресс», 2000, 416 с.
26. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
27. Уоллэйс Роберт. Мир Леонардо. Роберт Уоллэйс. М.: «Терра», 1997.
28. Флеров. A.B. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М.: Высшая школа, 1981.
29. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988, 352 с.
30. Art Nouveau Jewelry. Vivienne Becker. Thames & Hudson. London, 2000, 240 c.
31. Козлова T.B., Ильичева E.B. Стиль в костюме XX века. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина. Группа «Совъяж Бево», 2003, 152 с.
32. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981, 264 с.
33. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд.-во Московского Университета, 1993, 248 с.
34. Иттен И. Искусство формы. М., 2001, 136 с.
35. Understanding Jewellery. David Bennett and Daniela Mascetti. Antique collectors club. England, 1989, 294 c.
36. Tiffany Jewels. John Loring. Harry N.Abrams. inc. Japan, 1999, 240 c.
37. Cartier 1900-1939. Judy Rudoe. Harry N.Abrams. inc. Italy, 1997, 344 c.
38. Costume jewellery. Judith Miller. Dorling Kindersley. Italy, 2003, 256 c.
39. Искусство Картье. С.-Петербург: Эрмитаж, 1992, 136 с.
40. Мунтян Т. Фаберже. Великие ювелиры России. М.: Красная Площадь, 2000, 208 с.
41. Логова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. М.: Эудиториал, 2000, 526 с.
42. Козлова Т.В. Ильичева Е.В. Стиль. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, «Савьяж Бево», 2003, 152 с.
43. Шевелев И. Формообразование. Кострома: «ДиАр», 1995, 166 с.
44. Шевелев И. Метаязык живой природы. М.: «Воскресенье», 2000, 352 с.
45. Вейль Г. Симметрия. М.: УРСС, 2003,192 с.
46. Шаскольская М.П. Очерки о свойствах кристаллов. М.: Наука, 1987, 175 с.
47. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М., 2002, 656 с.
48. Васильев М.Ф. Структура восприятия. Тверь, 2000, 54 с.
49. Рис Э., Стернберг М. Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 2002, 142 с.
50. Ефимов М.Р. Статистика. М.: ИНФА-М, 2004, 336 с.
51. Киндерсли Дорлинг. Наука. Энциклопедия. М., 1999, 448 с.
52. Мураховский В.И. Компьютерная графика. Энциклопедия. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002, 640 с.53. 3D Studio Max 3. С.-Петербург: «Питер», 2000, 732 с.
53. Маров М. Эффективная работа в 3D Studio Мах 5. М.: «ПИТЕР», 2003, 986 с.
54. Мунипов В.М., Зимченко В.П. Эргономика. М.: ЛОГОС, 2001, 380 с.
55. Учебные записки. Факультет искусств. Санкт-Петербург, 2001, 76 с.
56. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: «Эдиториал УРСС», 2001, 286 с.
57. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. Ленинград: «Политехника», 1991.
58. Новиков В.П. Почти все о ювелирных изделиях. С.-Петербург: «Континент», 1995.
59. Джон Буф. «Фаберже», М.: «Белый город», 2001.
60. Алексеев И.С. Украшения и драгоценности. М.: Алмаз, 2000.
61. Ковалев Л.А., Крайнов С.Н., Куманин В.И. М.: Мое. Гос. академия приборостроения и информатики, 2000.
62. Мунтян Т, Пешехонова Л., Гамзатова П. Алмазы России. 20 век. М.: «Ю.Тэ дизайн», 2001.
63. Абрамов A.B., Зимина Г.М. Храним и множим. М.: «Gamma». Гохран России, 1999.
64. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. С.Петербург: «Издательский дом Нева», Т. 2., 2000, 478 с.
65. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Минск-Москва: Харвест-Аст, 2000, 704 с.
66. Мишель Виар. Цветы мира. М.: Интербук Бизнес, 1996, 239 с.
67. Фридлендер Макс. Об искусстве и знаточестве. Андрей Наследников. С.-Петербург, 2001, 206 с.
68. Гиз Ван Хенсберген. Гауди: тореадор искусства. М.: Эксмо-пресс, 2002,414 с.
69. Art Deco Jewelry. Sylvie Raulet. Thames&Hudson, London, 2002, 344 с.
70. Хакен Г., Хакен-Крель M. Тайны восприятия. М.: Институт Компьютерных Исследований, 2002, 272 с.
71. Журавлев А., Вильчек Г. Жители моря. М.: «Аванта+», 2002, 184 с.
72. Шаскольская М.П. Кристаллы. М.: Наука, 1985, 208 с.
73. Кантор Б.З. Минерал рассказывает о себе. М.: «Недра», 1985, 136 с.
74. Китайгородский А.И. Порядок и беспорядок в мире атомов. М.: Наука, 1977, 176 с.
75. Шаталова И. Стили ювелирных украшений. «6 карат», М., 2004,184 с.81. 3D studio МАХ 6.0. Практический курс. М.: «Позновательная книга Пресс», 2004, 320 с.
76. Флеминг Билл. Создание фотореалистичных изображений. М.: ДМК, 2000, 372 с.
77. Сиротин Ю.Н., Шаскольская М.П. Основы кристаллофизики. 2-е изд. -М.: Наука, 1979.
78. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1974.
79. Шеврин Л.Н. Об эстетичности математики // Изв. УрГУ, 1995. № 4.
80. Вигнер Ю. Этюды о симметрии. М., 1971.
81. Компанеец A.C. Симметрия в микро- и макромире. М., 1978.
82. Изюмов Ю.А., Сыромятников В.Н. Фазовые переходы и симметрия кристаллов. М., 1984.
83. Рунге. Основы теории и методологии дизайна, M.: МЗ-Пресс, 2003, 252 с.
84. Галанин С.И. Ювелирные и поделочные камни: Учеб. пособие. Кострома: КГТУ, 2003, 55 с.
85. Новицкий Ю. В. Художественная обработка ювелирных камней: Учеб. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002, 98 с.
86. Васильев В.А., Бех Н.И., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. Изготовление художественных отливок. М.: Ивггермет инжиниринг, 2001, 303 с.
87. Field Leslie. The jewels of Queen Elizabeth II: Her personal coll. Leslie Field. Concise, rev., paperback ed. New York: Abrams, 1992,120 с.
88. Ruseva-Slokoska Ljudmila. Roman jewellery A coll. of the Nat. archaeol. museum, London: Cromwell ed., 1991, 219 c.
89. Гика M. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
90. Cooley Mike. Architect or bee The human / technology relationship; Сотр. a. ed. by: Shirley Cooley Slough: Langley techn. services, 104 c.
91. Goldberg, David Edward The design of innovation: Lessons from a for competent genetic algorithms. Boston: Kluwer acad. publ., Cop. 2002, 248 c.
92. Ящок О.Г. Компьютерный дизайн на базе CorelDRAW: электрон, лаб. практикум. М-во общ. И проф. Образования. Рос. Федерация. Моск. Гос. Ин-т электрон. Техники, М: МИЭТ, 1999, 68 с.
93. Божко А.Н. Photoshop CS: технология работы: Сканирование. Работа с цветом. Ретушь. Тон и контраст. Коллаж. М.: Кудиц-Образ, 2004,619 с.
94. Гурский Ю.А. Adobe Photoshop CS в теории и на практике. М.: Новое знание, 2004, 591 с.
95. Жигалов И.Е. Компьютерная графика: Курс лекций: Для студентов спец. 220100 вычисл. машины, комплексы, системы и сети и 010200 - прикл. математика и информатика по дисциплинам
96. Компьютер, графика", "Геометр, моделирование и машин, графика"} Владим. гос. ун-т Владимир: Владим. гос. ун-т, 20Ü4, 121 с.
97. Уэйнман Элейн. Photoshop 7 для Windows: {Пер. с англ. 2-е изд., стер. СПб.: Питер; М: ДМК Пресс , 2004, 751 с.
98. Шнейдеров B.C. Фотография, реклама, дизайн на компьютере. 2-е изд. М.: Питер, 2004, 330 с.
99. Art Nouveau Domestic Metalwork from Wurttembergische MetallwarenFabrik 1906, Antique Collectors^ Club: 1998, 390 c.
100. Беляева-Экземплярская C.H. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М. : Академия мода, 1996.
101. Методика художественного конструирования. ВНИИТЭ, 1983.
102. Марутаев М.А. О гармонии как закономерности, принцип симметрии. М.: Наука, 1978.
103. Стахов А.П. Коды золотой пропорции, М., 1984.
104. Гримм Г.Д. Пропорциональность в архитектуре. Москва -Ленинград, 1935.
105. Флеров A.B. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М.: Высшая школа, 1981.
106. Гутов Л.А. Литье по выплавляемым моделям сплавов, золота и серебра. Ленинград: Машиностроение, 1974.
107. Селиванкин С.А. Технология ювелирного производства. Ленинград: Машиностроение, 1978.
108. Chris Peïlant. Rocks, Minerals & Fossils of the world. PAN books. London. 1990, 175 c.
109. Жизнь Животных. Беспозвоночные. Под редакцией Л.А. Зинкевича. М.: Просвещение, Т. 1., 1968, 591 с.
110. Урбан А. Колючее чудо. Братислава: Словацкая академия наук, 1976,336 с.
111. Art Nouveau Domestic Metalwork from Wurttembergische MetallwarenFabrik, Antique Collectors' Club, 1998,390 c.
112. Справочник по ювелирному делу. Под редакцией Джанни Гуадалупи, М.: ACT; Астре ль, 2001, 336 с.
113. Болин в России. Придворный ювелир конца XIX начала XX вв. Под общей редакцией Болина К., Булатова П., М.: Новый Эрмитаж-один, 2001,
114. Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство: Вторая половина 19-20 вв.: Альбом. 1994,196 с.
115. Медведева Г., Платонова Н., Постникова-Лосева М., Смородинова Г., Троепольская Н. Русские ювелирные украшения 16-20 веков. М.: Советский Художник, 1987, 344 с.
116. Сизова Т.И., Смородинова Г.Г., Лопото М.Н. Ювелирное искусство России: Альбом (сост. Тшценко Т.В.), М.: Интербук, 2002,280 с.
117. Peter Dormer, Ralph Turner. The new jewelry. Trends+Traditions, Thames and Hudson, 1994,216 c.
118. Ананов. Избранные произведения. С.-Пб.: Фонд А. Ананова, 1999, 120 с.
119. Jane Casey Singer. Gold jewelry from Tibet and Nepal, Thames & Hudson, 1996, 144 c.
120. Ethnic jewelry from Africa, Asia and Pasific islands. M.E. Stockmann. Amsterdam: The Pepin Press, 2002,255 c.
121. Петухов C.B. Биомеханика, бионика и симметрия. M.: Наука, 1981, 239 с.
122. Федер Е. Фракталы. М: Мир, 1991, 260 с.
123. Корона В. В. Строение и изменчивость листьев растений: основы модульной теории / В. В. Корона, А. Г. Васильев; Отв. ред. С. Г. Шиятов. Екатеринбург: Екатеринбург, 2000,224 с.
124. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л: Недра, 1985,168 с.
125. Шевелев И.Ш., Шмелев И.П., Марутаев М.А. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М: Стройиздат, 1990,343 с.
126. Douady, S. et Y. Couders, «La physique des spirales végétales», La Recherche, janvier 1993, p. 26-35.
127. Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придаорные ювелиры. М. : Терра Книжный клуб, 2001, 336 с.
128. Зубрилина С.Н. Справочник по ювелирному делу. М.: Феникс, 2003, 347 с.
129. Becker Vivienne. Jewelry of Rene Lalique, Publisher: London Goldsmith's Co., 1987, 192 c.
130. Richard W.Wise. Secrets of the Gem Trader The Connoisseur's Guide to Precious Gemstones. Publisher: Brunswick House Press, 2003, 292 e.
131. Henry Russell, Chris Pellant. Encyclopedia of Rocks, Minerals, and Gemstones. Publisher: Thunder Bay Press (CA), 2001, 304 c.
132. Franco Deboni, Theodore Menten. Authentic Art Deco Jewelry Designs. Publisher: Dover Publications, 1983, 96 c.
133. Темпов ВТ. Конструктивные системы в природе и стоительной технике. Л.: Стройиздат, 1987.