автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Дизайн как социокультурный феномен
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Казарин, Александр Валерьевич
Введение.3
Глава 1. Историческое самоопределение дизайна. 14
1.1. Истоки и логика становления дизайна. 14
1.2. Персональный аспект становления дизайна.45
Глава 2. Социокультурный базис дизайна.60
2.1. Дизайн и производственно-экономическая деятельность.61
2.2. Дизайн и гомогенные виды деятельности.71
2.3. Дизайн и социум.93
Глава 3. Основные принципы дизайна.101
3.1. Предметная область дизайна.101
3.2. Система «потребитель - дизайн - производство».115
3.3. Стратегии развития дизайна.131
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Казарин, Александр Валерьевич
Ещё в недавнем прошлом облик предметно-пространственного окружения человека в большинстве случаев определялся многовековой традицией, нормами канонической культуры. Изменения в форме изделий происходили очень медленными темпами, а полная смена предметной среды растягивалась на столетия. Так продолжалось до начала эпохи промышленных революций.
Со времени Великого промышленного переворота ситуация резко изменилась - наступила новая эпоха в развитии человечества - эпоха машин. На смену прежним формам пришли новые - индустриальные, возникшие в результате бурного роста промышленного производства и распространяющиеся в таком количестве, что сегодня их доминирование над элементами традиционного предметного мира стало очевидным. Новые формы, вызванные к жизни промышленной технологией, оказались несоответствующими человеческой природе. С одной стороны, они просто были неудобны в эксплуатации, а с другой -не могли нормально восприниматься людьми потому, что представляли из себя объекты, принципиально отличные от элементов традиционной культуры.
Именно этими обстоятельствами было вызвано возникновение дизайн-деятельности как инструмента преодоления возникшего конфликта. Промышленный дизайн принял на себя задачи по созданию промышленных изделий, соответствующих потребностям человека, «очеловечивая» вещи через гармоничную интеграцию эстетических, эргономических, технических, экологических и других параметров. Дизайн начал и продолжает поиск таких характеристик предметно-пространственного окружения, которые бы обеспечили бесконфликтное вхождение форм промышленных изделий в сферу человеческой культуры.
Наряду с этими задачами, дизайн приступает к разрешению новых проблем, обусловленных непрерывным развитием современной цивилизации. Так он пытается выработать принципы функционирования традиционных предметных культур в период всеобщей глобализации и унификации, в эпоху информационной революции. Дизайн активно работает над проблемой понимания человеком современных изделий, в которых применяются новейшие материалы и технологии.
Калейдоскопическая смена предметно-пространственного окружения порождает проблему стабильности «вещного» мира, рождая в человеке «синдром неуверенности» - это тоже интересует современный дизайн. Деятельность дизайнеров, направленная на решение этих проблем, всё больше заставляет индустриальный дизайн обращаться ко всем аспектам человеческой деятельности, всё глубже погружаться в сферу человеческой культуры.
В этой ситуации всё очевиднее проявляется недостаточная научная разработанность проблем, связанных со становлением и функционированием промышленного дизайна как элемента культуры, осознанием его роли в современном промышленно развитом обществе, а также недостаточная изученность вопросов, касающихся тенденций развития дизайнерской деятельности.
Сегодня дизайн позволяет осуществлять комплексное проектирование всех видов продукции, способствуя достижению оптимального соотношения утилитарного и эстетического, технического и человеческого, коллективного и индивидуального. Дизайнерское знание способно выступать как критерий оценки качества этой продукции. Основным критерием оценки качества промышленных изделий с точки зрения дизайна выступает соответствие изделия требованиям потребителя, т.е. учёту меры человеческого в промышленной продукции.
Особый интерес дизайн представляет как инструмент сохранения и развития культуры. Интегральный характер дизайна обеспечивает взаимосвязь многочисленных сфер человеческой культуры (философской, научной, технической, эстетической, экологической и пр.), с одной стороны, и продуктивный обмен достижениями между различными региональными и национальными культурами, с другой. Эта ситуация позволяет предположить, что современный дизайн становится центром формирования нового типа культуры, нового мировоззрения.
Достаточно долгий срок существования индустриального дизайна как особого вида деятельности, тем не менее, не привёл к превращению дизайна в неизменное явление, раз и навсегда замкнутое в своих границах. По-прежнему дизайн представляет интерес и как «живой объект» исследования, так как по поводу дизайна и в нашей стране, и за рубежом продолжаются дискуссии: что же это за явление, где проходят границы дизайна, что ожидает его в будущем? В.И.Пузанов замечает: «дизайн вообще формировался как живая деятельность, идущая в ногу со временем и немного опережающая его»1. Таким образом, промышленный дизайн - это не ставшая, а становящаяся область деятельности и, слёдойатёльнб, становящийся предмет научных йсследбванйй.
Более того, переход человечества от идеалов промышленного общества к ценностям постпромышленного общества, к эпохе информационных технологий оказывает серьёзное влияние на дизайн. В определённом смысле можно говорить о том, что дизайн сегодня находится на пороге своего нового рождения, нового качественного скачка, на пороге превращения из просто профессионального вида деятельности в идеологию современного постпромышленного общества.
В связи с этим можно утверждать, что большая практическая и теоретическая значимость рассмотренных вопросов, а также их недостаточная комплексная исследованность образуют актуальность нашей работы, обусловленную назревшей потребностью в подробном изучении этих проблем.
Современное состояние исследований промышленного дизайна как социокультурного феномена представляет собой довольно развитое научное знание, характерное тем, что к этой теме обращаются практики, историки, теоретики, педагоги дизайна, а также специалисты других профессий.
1 Пузанов В.И. Интеллект дизайнера: общественное сознание и парадоксы проектной практики // Техническая эстетика. - 1992. - № 2. - С. 1.
Один уровень исследования проблемы представлен дискуссиями в сфере практики дизайна, попытками найти должное определение особенностей дизайна в среде практикующих дизайнеров. Чаще всего эти попытки представляют собой субъективные мнения, высказывания по конкретным проблемам дизайна, не направленные на обобщённое изучение дизайна как вида деятельности. Однако, основываясь на эмпирических знаниях, полученных в условиях реального проектирования, некоторые дизайнеры-практики вырабатывают собственные принципы дизайнерской деятельности, анализируют природу дизайна, формируют оригинальные концепции дизайна.
Наибольшее развитие подобные концепции получили в работах Д.А.Азрикана, И.А.Вакса, Л.А.Кузьмичёва, Ю.С.Сомова, О.П.Фролова, Д.Н.Щелкунова - в нашей стране, Г.Дрейфуса, Р. Лоуи, Дж.Нельсона - за рубежом. Спецификой этих исследований стало постепенное движение от частных проблем дизайна к более масштабным, от повседневной практики к обобщённым теориям, от «предметности» к концептуальным проектам. Результаты оказались очень разнообразны, что было обусловлено кругом практических занятий своих создателей: концепция системного дизайна Азрикана, методика поиска «сущностной» формы для безаналоговых изделий Фролова, принцип MAYA Лоуи.
Следующий уровень рассмотрения дизайна представлен трудами историков. Проблемы создания предметно-пространственного окружения подробно анализировались В.Р.Ароновым, Г.Г.Курьеровой, А.Н.Лаврентьевым, Е.В.Сидориной, С.О.Хан-Магомедовым и рядом других. Работы этих авторов, в первую очередь, посвящены проблемам становления и развития дизайна как особого вида деятельности, вопросам влияния на дизайн историко-культурологического контекста. Исследования проводились как на материале отечественного дизайна («Пионеры советского дизайна» С.О.Хан-Магомедова, «Русский конструктивизм» Е.В.Сидориной и др.), так и зарубежного («Теоретические концепции зарубежного дизайна» В.А.Аронова, «Итальянская модель дизайна» Г.Г.Курьеровой и др.). Большинство работ интересны широтой взглядов на историю дизайна, вниманием к многообразным историческим событиям, повлиявшим на развитие дизайна.
Другой уровень изучения дизайна как специфической деятельности представлен в работах теоретиков дизайна, что нашло наиболее полное развитие в работах отечественных исследователей: ЛН.Безмоздина, В.Л.Глазычева, Л.А.Зеленова, А.В.Иконникова, М.С.Кагана, К.М.Кантора, М.А.Коськова, В.Ф.Сидоренко, В.И.Тасалова, а также их зарубежных коллег: М.Билла, Д.Пая, Г.Рида и некоторых других. Причём, важно отметить, что если в среде дизайнеров-практиков, исследовавших дизайн, весомость вкладов отечественных и зарубежных специалистов сопоставима по значимости, то в теоретических исследованиях отечественная наука о дизайне оказалась значительно более развитой. Достаточно упомянуть фундаментальные исследования К.М.Кантора «Правда о дизайне», В.И.Тасалова «Прометей или Орфей? Искусство технического века», А.В.Иконникова «Эстетические ценности предметно-пространственной среды», Л.А.Зеленова «Принципы дизайна». Главной причиной развития серьёзной дизайн-науки в нашей стране послужило наличие базового научно-исследовательского центра по проблемам дизайна - ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики), специализировавшегося на научно-методических вопросах дизайна.
В работах теоретиков дизайн рассматривается в различных аспектах. Так А.В.Иконников разрабатывает вопросы эстетической ценности предметно-пространственного окружения1, М.С.Каган и М.А.Коськов обращаются к проблемам комплексной оценки качества в дизайне2, В.Ф.Сидоренко исследует дизайн как особую проектную деятельность3, Л.А.Зеленов создаёт оригинальную
1 Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.И.Иконников, М.С.Каган, В.Р.Пилипенко и др.; под общ. ред. А.В. Иконникова. -М.: Строй-издат, 1990.
Каган М.С., Коськов М.А. Художественное конструирование: система практики, система оценки. - Л., 1973.
Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Дис. док. филос. наук. - М., 1998.; Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика. - 1977. - № 8. - С. 1-3. систему принципов дизайна1, К.МКантор анализирует дизайн в общем контексте культуры.2
Вклад теоретиков в изучение дизайна особенно ценен потому, что они рассматривали основные закономерности дизайн-деятельности, выделяли наиболее значимые аспекты дизайна, формировали собственную философию дизайна, позволяющую выйти за рамки предметности.
Особый подход к изучению дизайна характерен для исследователей дизайна педагогов. Если для практиков, историков и теоретиков изучение и осмысление дизайна является, во многом, целью, то для дизайнеров-педагогов -это фундамент для формирования дизайнерской педагогики. В соответствии с выбранными концепциями дизайна они готовят профессиональные кадры, которые впоследствии будут распространять эту концепцию в реальную практику. Вот почему в стенах учебных заведений дискуссия о дизайне приобретает особенно острый характер - выбор базовой концепции дизайна сформирует профессиональный облик будущих специалистов.
Среди отечественных педагогов дизайна наиболее авторитетными стали: А.С.Квасов, К.А.Кондратьева (Московская школа дизайна), В.А.Сурина (Ленинградская школа), В.Н.Плышевский (Уральская школа), О.П.Фролов (Нижегородская). Каждый из них представляет оригинальную школу дизайна. В зарубежных дизайн-школах следует выделить М.Билла, Т.Мальдонадо, создавших систему подготовки дизайнеров в соответствии с концепцией дизайна как гуманистически ориентированной деятельности. Подобный подход также является традиционным и для отечественных дизайн-школ, где уделяется большое внимание социокультурным аспектам дизайна и его гуманистическим возможностям, что существенно отличается от принципов большинства зарубежных школ с их ориентацией на требования реальной дизайн-практики.
Наконец, существование иного взгляда на дизайн, обусловленного точкой зрения «снаружи», можно встретить среди представителей других областей
1 Зеленое Л.А., Фролов О.П. Принципы дизайна. - Горький: ГИСИ, 1978.
2 Кантор К.М. Правда о дизайне. - М.: Изд-во АНИР, 1996. знания. Так интересными представляются работы В.С.Стёпина по проблемам техногенной культуры («Философия науки и техники»), где он затрагивает проблемы дизайна и трактует его как деятельность постпромышленной эпохи. Г.Н.Лола, опираясь на философскую методологию, предлагает интересную интерпретацию дизайнерской деятельности, отличающуюся особым подходом к трактовке взаимоотношений человека и вещи («Дизайн. Опыт метафизической транскрипции»).
Однако, очевидно, что не всегда исследователи дизайна рассматривают его в контексте общей социокультурной ситуации, в тесной взаимосвязи с другими явлениями культуры. Следствием такого подхода становится определенная фрагментарность исследований и искусственная изоляция отдельных аспектов дизайна, в то время как глубокое понимание дизайна возможно лишь при комплексном подходе к его изучению. С другой стороны, современные изменения в дизайне не нашли должного отражения в исследованиях - они часто базируются на материале прошлых десятилетий. Эти вопроеы ещё не получили должной степени разработки.
Целью настоящей работы является комплексное историко-теоретическое исследование промышленного дизайна как интегрального социокультурного феномена.
Достижение этой цели требует решения нескольких последовательных задач:
- проведения анализа истоков и логики исторического становления промышленного дизайна;
- выявления социокультурного базиса промышленного дизайна;
- проведения анализа специфики дшайна в системе культуры общества;
- рассмотрения социокультурного потенциала дизайна.
Объектом исследования является дизайн-деятельность, а предметом -социокультурный аспект становления и функционирования промышленного дизайна.
Методологической основой исследования дизайна как интегрального социокультурного феномена является диалектический метод с его законами и основными принципами: принципом системности, принципом развития, принципом единства полярностей, принципом детерминации и другими. Это обусловлено тем, что дизайн как сложное явление культуры очень располагает к формулированию однозначных определений и трактовок, а само явление (дизайн) богаче этих субъективных интерпретаций. Поэтому постоянно необходимо сознательно удерживать всё ценное в полярных позициях и давать диалектическую трактовку и становления дизайна, и его отношения к другим деятель-ностям, и его методологических ориентации.
В качестве теоретического базиса исследования используются концепции дизайна, представленные в работах ведущих исследователей (В.Р.Аронова, Л.Н.Безмоздина, В.Л.Глазычева, Л.А.Зеленова, А.В.Иконникова, М.С.Кагана, К.М.Кантора, М.А.Коськова, Г.Г.Курьеровой, А.Н.Лаврентьева, В.Ф.Сидоренко, Е.В.Сидориной, В.И.Тасалова, С.О.Хан-Магомедова и ряда других), в сборниках трудов по данной проблеме (выпуски ВНИИТЭ и основных профильных ВУЗов), в материалах международных и отечественных конференций (проектные семинары ICSID), в специальной периодической литературе («Техническая эстетика», «Мир дизайна», «Декоративное искусство») и т.д.
Особое значение в теоретическом и методологическом отношении имеют практический, педагогический и теоретический опыт исследования и разработки проблем дизайна в Нижегородской школе дизайна (Общероссийская академия человековедения, ряд кафедр дизайна в Гуманитарно-художественном институте Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета), а также собственный практический и педагогический опыт автора.
Проведённое исследование позволило сформулировать и вынести на защиту следующие положения.
- промышленный дизайн как новый вид деятельности сформировался в рамках «концепции непрерывного развития» в период между 1870-ми и 1930 -ми годами;
- промышленный дизайн - новый вид деятельности, заимствовавший многие характерные черты и методы деятельности из других, прежде всего гомогенных, видов и интегрировавший их в соответствии со своими специфическими целями и задачами;
- системный подход становится основой современного промышленного дизайна;
- современный промышленный дизайн развивается в рамках финансово-экономической и социокультурной стратегий;
- социокультурный потенциал дизайна состоит, в первую очередь, в его возможностях по сохранению культурных ценностей и во введении технических новаций в сферу человеческой культуры.
Новизна настоящего исследования состоит в следующем:
- выявляется логика становления промышленного дизайна в контексте общечеловеческого цивилизационного развития;
- исследуются внутренние связи и отграниченности дизайна с ближайшими гомогенными видами деятельности: искусством, архитектурой и инженерной деятельностью;
- даётся характеристика основных стратегий развития промышленного дизайна;
- даётся анализ потенциала дизайна с социокультурной точки зрения.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в следующем:
- даётся историко-логическая картина становления промышленного дизайна;
- даётся целостное представление о промышленном дизайне как о социокультурном феномене;
- развёртывается многомерная методология дизайн-деятельности;
- формулируются основные позиции, которые могут быть использованы и используются в педагогической практике подготовки дизайнеров и в реальном процессе художественного конструирования.
Структура работы включает введение, три главы и заключение.
Первая глава состоит из двух частей, которые представляют собой анализ исторических корней промышленного дизайна как специфической деятельности, причём в первой части рассматриваются истоки и логика развития дизайна в целом, а во второй - главное внимание уделяется конкретным историческим личностям, чей вклад в становление дизайна оказался наиболее значительным. Такой подход к анализу дизайна вызван тем, что, по нашему мнению, общеисторический и персональный аспекты изучения дизайна, рассмотренные в единстве, способны дать наиболее полные ответы на вопрос об историческом самоопределении дизайна.
Вторая глава настоящей работы посвящена изучению социокультурного базиса промышленного дизайна. В ней мы анализируем поле деятельности дизайна, представленное различными типами производственно-экономической деятельности, и определяем промышленный базис дизайнерской деятельности. Рассмотрение дизайна в соотнесении с другими гомогенными видами деятельности даёт возможность определить его как интегральный вид деятельности. При этом становится возможным выделить сходные черты дизайна с искусством, архитектурой и инженерией, а также выявить их принципиальные отличия. Наконец, анализ взаимоотношений дизайна и социума показывает характер влияния социокультурного контекста на дизайнерскую деятельность, что ещё раз подчёркивает невозможность изучения дизайна вне общего поля культуры.
Третья глава обращена к профессиональным проблемам дизайна, к его основным принципам функционирования. Материал о предметной области дизайна позволяет сделать выводы о системном подходе как средстве интеграции предметно-пространственной среды. Подробно рассматривается система «потребитель - дизайн - производство», где дизайнер играет роль представителя потребителя в сфере индустрии за счёт своего знания как о производственном процессе, так о запросах потребительских групп. Подробно рассматриваются основные стратегии развития современного промышленного дизайна: финансово-экономическая и социокультурная. Социокультурный потенциал дизайна в сфере экологии культуры и в обеспечении культурной преемственности предметно-пространственного окружения человека, рассмотренный с позиций общечеловеческих ценностей, позволяет сформулировать ряд положений о месте дизайна в современных условиях. Отдельно анализируется способность дизайна ассимилировать в социокультурное пространство технические новшества, придавая промышленным технологиям образы, доступные для бесконфликтного восприятия человеческим сознанием.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн как социокультурный феномен"
Заключение
Проведённое исследование проблем дизайна как социокультурного феномена позволяет нам сделать следующие выводы:
1) время становления дизайна, который мы полагаем новым видом деятельности, развивающимся в рамках «концепции непрерывного развития», следует определять как промежуток с 1890-х по 1930-е годы, сняв, таким образом, вопрос о конкретной дате рождения дизайна;
2) в своём становлении и функционировании дизайн как вид деятельности опирался на массовое индустриальное производство (как поле деятельности), на опыт других гомогенных видов деятельности (как средства и методы деятельности), на социальные условия (как среда существования), которые в единстве составили социокультурный базис дизайна;
3) промышленный дизайн - интегральный вид деятельности, принципиально отличный от других гомогенных видов деятельности. Он использовал ряд достижений этих видов деятельности и имеет схожие с ними черты, но, несмотря на все взаимосвязи, представляет из себя оригинальный вид деятельности;
4) современный промышленный дизайн развивается в рамках двух стратегий: финансово-экономической и социокультурной. Каждая из них преследует собственные цели, и дизайн, в соответствии с этими целями, выполняет отличающиеся функции;
5) социокультурный потенциал дизайна как вида профессиональной деятельности состоит, в первую очередь, в его возможностях по сохранению и развитию культурных ценностей общества. В то же время он способен выполнять важные функции при введении в социокультурную сферу достижений новейших промышленных технологий.
В целом, с нашей точки зрения, представляется, что дизайн, пройдя длительный путь развития, сегодня становится одним из основных методов создания современного постиндустриального пространства (как в предметном воплощении, так и в концептуально-процессуальном аспекте), средством гармонично соединяющим ценности традиционных и техногенной культур, а также претендует на функции идеологии постиндустриального общества, способной определять стратегические направления развития этого общества.
На основании полученных результатов стало возможным сформулировать ряд рекомендаций, относящихся к научно-теоретическим, практическим, педагогическим и управленческим блокам дизайна и определяющих приоритетные пути развития дизайна.
Научно-теоретический блок:
- развитие концепций дизайна как особого интегративного вида деятельности в условиях информационного общества;
- исследование коммуникативных аспектов дизайна в контексте массового взаимодействия различных культурных общностей;
- углублённая разработка аспектов дизайна, связанных с его повышенным значением как сферы концептуальных поисков.
Практический блок:
- ориентация практической деятельности на системное дизайн-проектирование, основанное на интегральной природе дизайна;
- усиление взаимодействия со "смежными специалистами в процессе проектирования и реализации промышленных изделий;
- особый учёт социокультурных аспектов в реальном проектировании.
Педагогический блок:
- преодоление ориентации на «предметность» в процессе подготовки промышленных дизайнеров, развитие навыкОв комплексного мышления, прО-фессйональнОй рефлексий И понйМанйя прйнгщпов дйзайн-деятёльнОсти в целом;
- акцентирование внимания у обучающихся на большую включённость дизайна в социокультурные процессы;
- обозначение особой значимости ценностей отечественной дизайн-культуры, соотнесение её достижений с опытом мирового дизайна, препятствование, таким образом, «слепому» подражанию зарубежным аналогам.
Управленческий блок:
- ускоренное формирование современной отечественной системы управления дизайном (в государственном, частном и общественном секторах);
- подготовка особого типа управленцев, обладающих знаниями как в области непосредственно управления, так и дизайна, как залог активного развития дизайн-сферы;
- разработка новых принципов управления дизайном в сферах экономики, культуры, образования, Общественной деятельности.
Приведённые рекомендации могли бы дать стратегическое направление развитию промышленного дизайна в нашей стран©; способствовать формированию новой системы дизайна, сочетающей в себе и прежние традиции, и современные изменения в обществе.
Благодаря проведённым исследованиям был вскрыт ряд новых проблем, требующих дальнейшей разработки. Это проблемы, связанные со следующими вопросами:
1) Влияние малоизвестных фактов биографий первых дизайнеров на формирование профессии: её средств, методов деятельности, профессиональной идеологии и мифологии;
2) Взаимоотношения дизайна и других видов гомогенных деятельностей в ближайшей перспективе. Принципы этих взаимоотношений в контексте всеобщей специализации и универсализации;
3) Дизайн в условиях постиндустриального общества, изменение приоритетов - от «массового» дизайна промышленной эпохи к «массовому адресному» дизайну постпромышленного мира. В этой связи интересным может оказаться опыт кустарно-ремесленного производства, как думалось прежде, исторически отжившему, в части его потенциала по удовлетворению максимально индивидулизированных запросов потребителя;
4) Взаимоотношения предметного и концептуально-процессуального аспектов дизайна в новых условиях культуры - смещение акцентов, многоликость профессии;
5) Принципы взаимоотношений традиционных и наднациональных унифицированных типов культуры - тенденции развития и потенциальные опасности. Роль и возможности дизайна в этом процессе, а также, в целом, в экологии культуры.
Исследование этих проблем с опорой на комплексное восприятие дизайна способно привести к интересным результатам, обладающим как теоретико-методической ценностью, так и практической значимостью.
Список научной литературыКазарин, Александр Валерьевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абрамова А. А.М.Родченко // Искусство. - 1966. - № 11.- С.51-59.
2. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств: Сб. материалов и документов в 2-х кн. / Под ред. В.П.Толстого. М.: Искусство, 1984.
3. Адаме С. Движение искусств и ремёсел. Пер. с англ. М.: Радуга. - 2000. -128 е.
4. Азрикан Д.А. Черты системного объекта дизайна // Теоретические и методические проблемы конструирования комплексных объектов. Труды ВНИИТЭ. -М.: ВНИИТЭ, 1979. Вып. 22. -С.76-90.
5. Анцупова Л.Ю. Дюайн в системе общественных отношений // Промышленное искусство: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во МАР-ХИ, 1986. - С.6-22.
6. Аронов В.Р. БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС // Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСА. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1982. - Вып. 34. - С.75-90.
7. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. М.: Знание, 1984. - 64 с.
8. Аронов В.Р. Искусство и техника новое единство // Техническая эстетика. -1983. -№6.-С.24-29.
9. Ароцов В.Р. Мальдонадо теоретик дизайна // Техническая эстетика. - 1978. - № 7. - С.23-26.
10. Ю.Аронов В.Р. П.Беренс дизайнер // Декоративное искусство СССР. - 1965. -№ Ю. - С.37-39.
11. П.Аронов В.Р. Памяти Г.Дрейфуса //Техническая эстетика. 1972. - № 12. -С.ЗЗ.
12. Аронов В.Р. Предметная среда в теории У.Морриса // Техническая эстетика. -1976. -№9.-С.23-26.
13. Аронов В.Р. Советский дизайн в зеркале истории // Техническая эстетика. -1991.-№5.-С.26-31.
14. Аронов В.Р. Стайлинг как социокультурное явление и художественное средство // Техническая эстетика. 1981. - № 12. - С.5-9.
15. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992.-Т.1.-122 с.
16. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. -М.: Советский художник,1987.-232 с.
17. Аронов В.Р. Школа Ван де Вельде предшественник Баухауза // Техническая эстетика. - 1967. - № 9. - С.27-30.
18. Безмоздин JI.H. В мире дизайна. Ташкент: Изд-во ФАН, 1990. - 313 с.
19. Безмоздин JI.H. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры: Сборник статей. Л.: Наука, 1987. - С. 163-166.
20. Бел Геддес Норман / Сто дизайнеров Запада / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики / Гл.ред. Л.А.Кузьмичев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. -С.10-11.
21. Бобыкин А.Л. Проблемы развития советского дизайна / Художник, вещь, мода: Сб.статей / Сост. М.Л.Бодрова, А.Н.Лаврентьев. М.: Сов. худ-ник,1988.-С. 144-147.
22. Вакс И.А. Художник в промышленности. Л.-М.: Искусство, 1965. - 64 с.
23. Ван де Вельде Хенри / Сто дизайнеров Запада / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики / Гл.ред. Л.А.Кузьмичев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. -С.41-42.
24. Воронов Н.В. Производственное искусство предшественник дизайна // Дизайн: Сб. науч. тр. - М.: НИИ PAX, 1993. - Вып 2. - С.3-55.
25. Генисаретский О.И. Дизайн, городская среда и проектная культура // Дизайн игород. Труды ВНИИТЭ. -М.: ВНИИТЭ, 1988. -Вып. 57. -С.18-30.
26. Герасименко И. Я. Композиционные возможности технологии // Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий. Труды ВНИИТЭ. -М.: ВНИИТЭ, 1975.-Вып. 11.-С.178-187.
27. Глазычев В.Л. О дизайне. -М.: Искусство, 1970. 191 с.
28. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать. М.: Знание, 1987. - 176 с.
29. Гофман А.Б. Мода и люди. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. - 232 с.
30. Гофман А.Б. Эстетические ценности и модные инновации // Проблемы формирования эстетической ценности. Труды ВНИИТЭ. -М. : ВНИИТЭ, 1981. -Вып. 30. С.66-76.
31. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. — 286 с.
32. Гровдус. Вальтер Адольф Георг / Сто дизайнеров Запада / Всесоюзный научно-исследовательский институт тещической эстетики / Гд.ред, Л.А.Кузьмичев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. С.52-55.
33. Гутнов А.Э. Мир архитектуры. М.: Молодая гвардия, 1985. - 351 с.
34. Дахин А.В. Социально-философская модель современного рекламно-информационного пространства // Международные отношения в 21 веке: региональное в глобальном, глобальное в региональном. Н.Новгород: НГЛУ, 2000.-С. 166-186.
35. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства. Пер. с фр. М.: Искусство, 1982. = 577 с.
36. Денис Сантакьяра: коммуникативное измерение дизайна: Интервью Елене Немковой // Мир дизайна. 1999. - № 4. - С, 15-17.
37. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. Пер с англ. М.: Мир, 1976. - 374 с.
38. Дижур А. Л., Шатин Ю.В. БАУХАУЗ / Дизайн в высшей школе: Сб. науч. тр. / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. -М.: ВНИИТЭ, 1994. С. 13-27.
39. Дижур А. Л., Шатин Ю.В. Ульмская Высшая школа формообразования // Дизайн в высшей школе. М.: ВНИИТЭ, 1994. - С.42-56.
40. Дизайн в высшей школе: Сб. науч. тр. / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики / Гл.ред. Л.А.Кузьмичев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. 183 с.
41. Долматов В.Ф. Истоки и традиции сельского дизайна // Проблемы оборудования жилшцно-хозяйственного комплекса с приусадебным участком. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1983. - Вып. 42. - С.62-64.
42. Дрейфус Генри / Сто дизайнеров Запада / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики / Гл.ред. Л.А.Кузьмич ев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. -С.68-69.
43. Ермолаев А.П. Социально-культурные аспекты художественного конструи-? рования предметной среды: Дис. канд. искусствоведения. -М., 1974. 196 с.
44. Иконников А.В. Коммуникативная роль предметной среды // Эстетические проблемы дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1978. - С.56-62.
45. Иконников А.В. Мис ван дер Роэ // Архитектура СССР. 1986. - № 6. - С.99-101.
46. Иконников А.В. Морфология вещи, форма и эстетическая ценность // Некоторые теоретические проблемы современного дизайна. Труды ВНИИТЭ. -М.: ВНИИТЭ, 1984. Вып. 45.^0.24,-41.
47. Иконников А.В. О правдивости форм предметно-пространственной среды // Техническая эстетика. 1981. - № 6. - С,6-11,
48. Каган М.С. О прикладном искусстве. Л.: Худ-к РСФСР, 1961. - 160 с.
49. Каган М.С., Коськов М.А. Художественное конструирование: система практики, система оценки. Л., 1973. - 30 с.
50. Кантор К. М. Красота и польза. М.: Искусство, 1967. - 279 с.
51. Кантор К.М. К проблеме общественной природы дизайна // Вопросы технической эстетики. -М.: Искусство, 1970. Вып. 2. - С. 18-80.
52. Кангор К.М. Правда о дизайне. М.: Изд-во АНИР, 1996. - 286 с.
53. Каплан Р. Роль художника-конструктора в США // Америка. 1967. - № 125. -С.2-7.
54. Килошенко М.И. Психология моды. = Спб.: СПГУТ, 2001. =-192 с.
55. Козлов А.С. Роль научного знания в развитии дизайна // Техническая эстетика.-1975. -№ 7. -С.1-3.
56. Кондратьева К.А. «Новый немецкий дизайн» в контексте проектной культуры // Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. -М.: ВНИИТЭ, 1990. -Вып. 60. -С.63-76.
57. Кондратьева К.А. Некоторые концептуальные основы дизайн-образования / Московская школа дизайна: Метод, материалы / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. М.: ВНИИТЭ, 1991. -С. 122-124.
58. Крик Э. Введение в инженерное дело. Пер. с англ. М.: Энергия, 1970. -176 с,
59. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн-программа. Понятие, структура, функции // Теоретические и методические проблемы художественного конструирования комплексных объектов. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1979.-Вып. 22.-С.9-34.
60. Курьерова Г.Г. Что впереди? // Дизайн на Западе. М.: ВНИИТЭ, 1992. -С.47-66.
61. Ленсу Я.Ю. Национальные и интернациональные черты современного дизайна // Международная выставка «Интердизайн 2001». Научно-практическая конференция «Дизайн - вчера, сегодня, завтра». Тезисы докладов. - М.: Экономика и финансы, 2001. - С.22-24.
62. Лисицкий Л.М. Каталог выставки к столетию со дня рождения. М., Эйдхо-вен: Изд-во Лектуряе (Голландия), 1990. - 132 с.
63. Лола Г.Н. Дизайн как социо-культурный феномен: философский анализ. Дис. док. филос. наук. СПб., 1998. - 305 с.
64. Лоуи Рэймонд Фердинанд / Сто дизайнеров Запада / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики / Гл.ред, Л,А,Кузьмичев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. С.97-98.
65. Маркузон В.Ф. Конструкция, тектоника, образ // Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1980. -Вып. 23. - С. 13-29.
66. Минервин Г.В., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей: Кн. для учащ. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
67. Мис ван дер Роэ Людвиг / Сто дизайнеров Запада / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики / Гл.ред. Л.А.Кузьмичев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. -С.116-119.
68. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Казань: Новое Знание, 1999.-240 с.
69. Моррис У. Искусство и жизнь. Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. - 406 с.
70. Моррис Уильям / Сто дизайнеров Запада / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики / Гл.ред. Л.А.Кузьмичев. -М.: ВНИИТЭ, 1994. -С. 125-126.
71. Мунипов В.М. Дизайн и наука // Техническая эстетика. 1975. - № 10. -С. 1-4.
72. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. Пер. с англ. М.: Искусство, 1971. - 207 с.
73. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? М.: Политиздат, 1976. - 287 с.
74. Норенков С.В. Архитектоническое искусство. Н.Новгород: Волго-Вятское книжное изд-во, 1991. - 199 с.
75. Переверзев Л.Б. Дизайн, культура и этнос // Эстетические проблемы дизайна. -М.: ВНИИТЭ, 1978. -С. 18-23.
76. Переверзнев Л.Б., Антонов P.O. Тенденции системного дизайна за рубежом // Теоретические и методические проблемы художественного конструирования комплексных объектов. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1979. -Вып.22. — С.35-54.
77. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. М.: Огиз: Соцэкгиз, 1941,-42 с,
78. Полях Е. А. Постмодернизм и дизайн // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1998.-№ 5. - С.85-97.
79. Потапов С.В. Эстетическая установка и эстетическое восприятие продуктов дизайна // Проблемы формирования эстетической ценности. Труды ВНИИТЭ. М. : ВНИИТЭ, 1981. - Вып. 30. - С.36-48.
80. Пузанов В.И. Дизайн и прогресс // США: экономика, полигика, идеология. -М.: Наука, 1990. № 7. - С.28-37.
81. Пузанов В.И, Дизайнерская модель культуры // Техническая эстетика. -1989.-№11.-С.16-19.
82. Пузанов В.И. Интеллект дизайнера: общественное сознание и парадоксы проектной практики // Техническая эстетика. 1992. - № 2. - С. 1-3.
83. Пузанов В.И. Интеллект дизайнера: проектное предпринимательство в эпоху модерна // Техническая эстетика. 1992. - № 4. - С. 16-19.
84. Пузанов В.И. Реймонд Лоуи, великий дизайнер Америки: К 100-летию со дня рождения // США: экономика, политика, идеология. М.: Наука, 1992. -№ 11. -С.22-32.
85. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. Пер, с англ, М.; Искусство, 1971. — 27Х е.
86. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. М.: МЗ-Пресс, 2001. - 252 с.
87. Сабо Е.Р. Революция машин. Будапешт: Корвина, 1979. - 160 с.
88. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества / Дизайн: Сб.науч. тр. М.: НИИ PAX, 1993. - Вып. 2. - С. 56108.
89. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Дис. док. филос. наук. -М., 1998. -405 с.
90. Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика. -1977. -№ 8. -С. 1-3.
91. Сидоренко В.Ф. Модель «опережающего» образования // Проблемы развития дизайнерского образования. Труды ВНИИТЭ, М.; ВНИИТЭ, 1986,. -Вып. 49. - С.41-48.
92. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры / Социально-философские проблемы образования: Сб.статей / Ред. А.А.Цитленко. -М.: Логос, 1991. -С. 86-102.
93. Сидоренко В.Ф., Кузьмичев Л.А. Дизайн-программа как тип культурно-художественной программы // Эстетические проблемы художественного конструирования комплексных объектов. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1980. - Вып. 25.=С.9-34.
94. Сидорина Е.В. О системных идеях на этапе становления концепции советского дизайна // Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1981. - Вып. 28. - С.24-41.
95. Сильвестрова С. А. Проектируем то, что хотим продать // Техническая эстетика. 1986. - № 6. - С.24-26.
96. Скворцов А.И. Ульмская высшая школа художественного конструирования // Художественно-конструкторское образование. 1973. -Вып.4. - С.76-116.
97. Сычевая В. Генри Дрейфус и его бюро // Техническая эстетика. 1968. -№ 10. = С.22-25.
98. Техника в её историческом развитии / Отв. ред. С.В.Шухардин. М.: Наука, 1979,-412 с,
99. Тимофеева М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне // Творческие направления в зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1990.-Вып. 60-С.7- 21.
100. Томас Мальдонадо // Декоративное искусство СССР. 1964. - №7. - С.19-20.
101. Томчик JI. Тонет, Веркбунд и Баухауз // Каталог выставки «Принцип То-нета». Дармштадт: Изд-во Хайнрих Антее, 1991 - С. 89-93.
102. Тупталов Ю.Б. Проблемы формирования эстетической ценности в массовом сознании // Проблемы формирования эстетической ценности. Труды ВНИИТЭ. -М.: ВНИИТЭ, 1981. -Вып. 30. -С.49-64.
103. Федоров М.В. Функция, полезность, ценность // Функция вещи как предмет исследования в дизайне. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1982. - Вып. 39.-С. 19-30.
104. Философия науки и техники: Учебное пособие / Под ред. B.C. Степина. -М., 1995.-380 с.
105. Фремптон К. Современная архитектура. Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1990.-535 с.
106. Хан-Магомедов С.О. А.М.Родченко // Техническая эстетика. 1978, -№ 5. - С. 1-3.
107. Хан-Магомедов С.О. Дизайн и некоторые проблемы стилеобразования // Техническая эстетика. 1981. - № 7. - С.10-12.
108. Хан-Магомедов С.О. К проблеме национального своеобразия предметно-пространственной среды // Эстетические проблемы дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1978.-С.З-9.
109. Хан-Магомедов С.О. К проблеме специфики дизайна // Эстетические проблемы дизайна. -М.: ВНИИТЭ, 1978. -С.78-91.
110. Хан-Магомедов С.О. Л.Лисицкий: роль в стилеобразующих процессах и в становлении дизайна // Страницы истории отечественного дизайна. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1989. - Вып. 59. - С.24-43.
111. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. -424 с.
112. Хан-Магомедов С.О. Проблемная ситуация в дизайне и некоторые актуальные проблемы стйлеОбразованМ 11 Проблемы стйлёвОгО единства Предметного мира. Труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1980. - Вып. 24. - С.3-10.
113. Шатии Ю.В. БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС: сравнительный анализ / Дизайн в высшей школе: Сб. науч. тр. / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. М.: ВНИИТЭ, 1994. - С.39-42.
114. Шимко В.Т. Дизайн в контексте эволюции художественного сознания // Международная выставка «Интердизайн 2001». Научно-практическая конференция «Дизайн - вчера, сегодня, завтра». Тезисы докладов. - М.: Экономика и финансы, 2001. - С.51-53.
115. Щелкунов Д.Н. Проектная концепция в дизайне систем 11 Теоретические и методические проблемы конструирования комплексных объектов. Труды ВНИИТЭ. -М.: ВНИИТЭ, 1979. Вып. 22. -С.55-75.
116. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.И.Иконников, М.С.Каган, В.Р.Пилипенко и др. ; под общ. ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.
117. Я стремлюсь не зависеть от брендов и трендов: Интервью Акселя Эйн-тхофена Григорию Раху // Мир дизайна. 1999. - № 4. - С. 18-23.