автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Добрицына, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Добрицына, Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ОРИЕНТАЦИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1.1. Ориентация как одна из проблем жизнедеятельности крупного города

1.2. Образные и средовые компоненты ориентации в современном городе.

1.3. Проблемы применения средств визуальной коммуникации для ориентации в городе

1.3.1. Системы ориентирующей визуальной коммуникации

1.3.2. Графический знак в системах ориентирующей визуальной коммуникации

1.3.3. Носители ориентирующей информации в городской среде

1.3.4. Суперграфика в решении вопросов ориентации в городской среде

1.4. Вы в о д ы

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАДИОННЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)

2.1. Типы ориентационных моделей городской среды.

2.2. Понятие места как средовой ориентационной целостности

2.3. Процесс ориентационной деятельности.

2.4. Ориентационные качества городской среды .94.

2.5. В ы в о д ы

3. СРЕДСТВА ДИЗАЙНА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССОВ

ОРИЕНТАЦИИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

3.1. Проектная стратегия дизайна по обесреченшо ориентации в городской среде

3.2. Повышение ориентационного потенциала городской среды средствами дизайна

3.3. Способы организации визуального информирования для ориентации в городской среде

3.3.1. Принципы построения систем ориентирующей визуальной информации

3.3.2. Графический дизайн в обеспечении идентификации городских объектов

3.4. Вы в о д ы

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по искусствоведению, Добрицына, Ирина Александровна

Актуальность проблематики формирования комфортной городской среды, способствующей удобному протеканию различных процессов жизнедеятельности, обусловлена установкой Основного Закона советского государства, в котором как высшая цель общественного производства при социализме выдвигается "наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей|,хЛВместе с тем объективный процесс роста городов сопровождается их пространственным и функциональным усложнением, а тем самым и усложнением тех процессов жизнедеятельности, которые протекают непосредственно в открытом пространстве города. Для современных городов, особенно крупных, все более отчетливо выступает проблема проектного обеспечения ориентации.

Ритмы изменений, претерпеваемых городской средой, меняют и формы ее ориентационного освоения, что требует постоянного проектного осмысления и новых форм обеспечения ориентации. Причем в условиях сегодняшнего дня для удобства ориентационной деятельности, во-первых, необходимо удерживать определенный уровень коммуникативных качеств среды, создавая тем самым подоснову для общей прос-транственно-средовой сориентированности, а, во-вторых, требуются средства, обращенные к разуму ориентирующего субъекта, функцию которых должен выполнять специальный информационной посредник -средства визуальной коммуникации, отражающие структуру и смыслы среды. Таким образом, проектное обеспечение ориентации это двух-плановая задача, требующая координации задействованных средств. Из двух средообразующих видов проектной деятельности для города (ар

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик, ст.15. М., 1977. хитектуры и дизайна) реально задействована в решении задачи ориентации архитектура в силу установившихся традиций. Однако, как установлено в градоведческих 'исследованиях5^, большинство традиционных архитектурно-градостроительных приемов ориентации практически не работает в современном городе. Канонические системы постепенно утрачивают свое значение в сложной среде центральных районов крупных городов, и практически не встраиваются в среду новых районов, создаваемую на иной градостроительной основе. Что касается новейших крупномасштабных приемов решения ориентации, разрабатывающихся для новых жилых районов, то они с особой остротой требуют поддержки более мелким масштабом предметного наполнения среды.

Обращение градоустройства к сфере визуальной коммуникации в 60-70 годы совпало с бурным развитием графического дизайна для общественной сферы вообще. Наибольшее удачными стали опыты создания систем ориентирующей визуальной коммуникации для локальных объектов (монофункциональных и территориально ограниченных). Однако и этой сферой проблема ориентации в сложной среде города бв-ла решена лишь частично: системы визуальной коммуникации, внедряемые в открытое городское пространство, большей частью были не достаточно эффективны, что объясняется прежде всего недостаточной изученностью процессов городской ориентации и, соответственно, неподготовленностью специалистов по графическому дизайну к решению вопросов, связанных со спецификой города и ориентации в нем, а х/Проблема ориентации на теоретическом уровне поднималась пока лишь в градостроительной и градоведческой литературе в связи с вопросами архитектурно-художественного облика городов, психологии восприятия городского пространства, психологии ориентации (Лавров В.А., Кулага Л.Н., Регамэ С.М., Иконников А.В., Соколов с.И., Беляева Е.Л., Кострикин Н.Д., Щенков А.С., Барбаш К.Б. Линч К., Эпплъярд Д., Клапаре Е., Тиль Ф., Саймондс Т., Хансен Т., Пелу !.;, а также в литературе, связанной с вопросами феноменологии формирования и развития городской среды (pvthob А.Э., Лежава И.Г.,Розин В.М., Боков А.В., Раппапорт А.Г.) также проблематичностью использования основного средства визуальных коммуникаций знаков визуально-изобразительного языка в городской средехЛ Поэтому в целом существующее положение по проектному обеспечению ориентации, осуществляемое двумя довольно изолированными друг от друга сферами - архитектурой и визуальными коммуникациями, нельзя считать удовлетворительным*

Дизайн как один из видов средообразующей деятельности в городе в настоящее время представляет собой следующую картину:необ-ходимо отметить общее увеличение продукции дизайна в общей коммуникативной структуре среды; мобильность и гибкость того слоя среды, к которому относится дизайн, постепенное подчинение всего предметного наполнения среды сфере дизайнерского проектирования. Все эти обстоятельства позволяют говорить о том, что дизайн может стать ведущей средообразующей деятельностью в вопросе обеспечения ориентации за счет управления предметным наполнением среды, тем более что специальные средства визуальной коммуникации также являются его продуктом.

Становление дисциплины городского дизайна в 80-е годы и связанное с ним развитие общетеоретических разработок по проблематике и объекту дизайна для города создали условия для проведения специального исследования, нацеленного на выстраивание основ проектирования систем и средств ориентации для городской среды. Городской дизайн с начала 80-х годов рассматривается не просто как проекти

Исследовательские работы в области дизайна визуальных коммуникаций как правило изолированы от проблематики городской среды и носят узко профессиональную направленность, в основном искусствоведческую, психологическую, семиотическую. Это работы Черне-вич Е.В., Лындина B.C., Петлнж Э.В., Зубаревич Е.Н., Морриса Ч., Модли Р., Мирша В., Станковского А., Мунари Б., Истерби Р., Сат-тона Дж., Шольгиня В., Наньо М., Кацумие М. и др.).Специальных исследований, связанных со спецификой обеспечения информацией ориентационных процессов в сложной среде города, в этой сфере не предпринималось. рование систем городского оборудования и визуальных коммуникаций, а как дизайн предметной среды, в рамках которого решаются проблемы предметно-пространственного устройства среды, обеспечения тех или иных ее качеств, протекания функциональных процессов*/, что подтверждает общую тенденцию движения практики и теории дизайна к увдпнению объекта проектирования, его комплексности.

Целенаправленное и комплексное использование средств дизайна для поддержания, ориентации и органичное внесение в городскую среду визуальной информации, реально ценной с точки зрения ориентировки, может рассматриваться как новое понимание проблемы обеспечения ориентации в среде современного города. С целью выявления подходов к решению дизайнерского аспекта проблемы обеспечения ориентации и сформировалось данное исследование, раскрывающее особенности современного города как среды ориентации, закономерности протекания процессов ориентационной деятельности и специфику современных средств обеспечения этих процессов.

Цель диссертации - раскрыть возможности повышения ориентаци-онного потенциала среды современного города средствами дизайна, в том числе средствами информационной дизайн-графики, и сделать соответствующие методические выводы и рекомендации для различных уровней проектирования или реконструкции городской среды, осуществляемых городским дизайном или с его участием.

Вытекающие отсюда задачи исследования:

- выявление актуальной проблематики обеспечения ориентации в современном крупном городе;

- раскрытие ориентирующих свойств среды и исследование закономерностей ориентационного освоения городской среды; х'См.работы Хан-Магомедова С.О.Соловьева Ю.Б.,Асса Е.В.,Кагано-ва Г.3.,Соловьева Н.к. и др. Почвой для поворота в постановке проблемы послужили работы молта X., Каллена Г., Александера К., Булева Т., Валлиса А., Флирля Б., Слано ва: И. и др.).

- разработка методики натурного обследования городской среды с целью выявления ориентирующих качеств среды и уровня ее оснащенности ориентирующей информацией;

- разработка приемов организации городской среды средствами дизайна, в том числе визуальной информации, с целью улучшения условий ориентации;

- разработка принципов формирования информационных систем ориентации.

Предмет исследования - процесс ориентации в современном городе и формы его обеспечения - связан с рассмотрением специфики самой городской среды как среды ориентации, моделированием процесса ориентационной деятельности и рассмотрением дизайнерских средеств его обеспечения.

Теоретическая база исследования вырабатывалась на основе работ в области городского дизайна и визуальных коммуникаций, а также работ по теории ориентации, градоведению, феноменологии городской среды.

Методы. Исследование города как среды ориентации проводилось на материале современных градоведческих исследований. Для искусствоведческого анализа практики систем визуальной коммуникации для города и ориентирующих качеств городской суперграфики привлекался материал передового зарубежного и отечественного опыта. В работе обобщены материалы теоретического опыта исследования ориентации в городской среде. Исследование ориентационных качеств среды проводилось на материале Москвы(фрагментов территории центра), при этом, использовались некоторые положения методики К.ЛинчахЛ В исследовании использовались также методы исторического анализа, логического моделирования. Комплексно использовались методы графического аналих/Как основоположника современной теории ориентации в городской среде. за, натурных наблюдений, фотоанализа среды, устного интервью.

Структура диссертации. В первой главе на основании анализа современного города как среды ориентации, систематизации компонентов среды, участвующих в ориентационном процессе, выяснения возмож^ ностей и средств дизайна, и в том числе информационной дизайн-графини, в общих чертах определяется область вмешательства дизайна в решение задачи обеспечения ориентации.

Вторая глава посвящена обоснованию проектных подходов к решению проблемы ориентации средствами дизайна. В ней рассмотрены факторы, формирующие ориентационные представления о городской среде, предложено понятие места как средовой ориентационной целостности, проведен анализ ориентационных процессов, происходящих непосредственно в среде, подробно раскрыты ориентационные качества среды, кратко изложена схема методики натурного обследования фрагментов среды (мест).

В третьей главе представлены принципиальные основы построения программ повышения ориентационного потенциала для различных типов среды (реконструируемой и вновь создаваемой); предлагается рекомендательный материал по созданию систем ориентирующей визуальной коммуникации для города; предложены принципы организации визуальной информации для идентификации городских объектов.

На защиту выносятся найденные в исследовании: I) принципы вычленения фрагментов среды, представляющих собой особый тип места - средовую ориентационную целостность; 2) основы построения программы повышения ориентационного потенциала для фрагментов городской среды средствами дизайна, и в том числе принцип внесения визуальной информации для ориентации в городскую среду.

Научная новизна: (I) впервые проблема обеспечения ориентации в городской среде рассмотрена как комплексная проблема дизайнерского проектирования; (2) предложены принципы вычленения особых единиц среды - средовых ориентационных целостностей (или мест), которые представлены как объекты проектной стратегии дизайна городской среды; (3) впервые установлен ряд закономерностей протекания ори-ентационной деятельности непосредственно в городской среде; (4) впервые систематизированы ориентирующие качества среды и предложены приемы повышения ориентирующих качеств среды средствами дизайна; (5) впервые сконструирована содержательная основа ориентирующей информации и обоснованы способы размещения средств ориентирующей информации в городской среде.

Практическая ценность работы: I) предложены основы построения программ повышения ориентационного потенциала фрагментов городской среды средствами дизайна, которые могут быть использованы при формировании новой застройки и при реконструкции сложившейся среды; 2) разработана методика анализа ориентирующих качеств среды, которая может быть использована в предпроектных исследованиях при различного вида реконструкциях фрагментов сложившейся городской среды с участием городского дизайна.

Апробация. Материалы и результаты работы докладывались на научном совещании "круглого стола" в ЦТЭ ВНИИТЭ "город и дизайн" (1978 г.), на конференции ВНИИТЭ "Город: жизнь, среда, дизайн" (1979 г.), на семинаре ВНИИТЭ "Дизайн-программы в практике и методике дизайна комплексных и системных объектов" (1980 г.), на научно-техническом совещании "Проблемы городского дизайна" в Московском отделении Союза архитекторов СССР (1980 г.), на научно-техническом совещании "круглого стола" "Дизайн и город" в редакции "Строительная газета" (1980 г.), на конференции ВНИИТЭ "Проблемы дизайна городской среды" (1981 г.), на республиканском семинаре Министерства жилищно-коммунального хозяйства БССР в Минске "Проблемы дизайна в жилищно-коммунальном хозяйстве" (1983 г.), на постоянно действующем проблемном семинаре ВНИИТЭ "Художественные проблемы предметно-пространственной среды" (1983 г.), на всесоюзной конференции "Дизайн в пространственно-функциональных и социо-культурных структурах среды" (1983 г.).

Диссертация выполнялась в рамках плановой темы отдела исследований и художественного конструирования предметной среды жилища ВНИИТЭ "Разработка методических рекомендаций по проектированию систем и средств визуальной коммуникации для ориентации в сложной среде на примере городской среды" (1975-1976 гг. fe ГР 74038740) и в рамках плановых тем отдела теории и истории художественного конструирования ВНИИТЭ: "Исследование сферы дизайна в городе, его роли и места в формировании городской предметно-пространственной среды" (1980-1981 гг. № ГР 810.01.059) и "Исследование закономерностей включения дизайна в процессы формирования предметно-пространственной среды современного города" (1982-1983 гг. № 01.82. 9033208).

Методические материалы использовались в экспериментальном проекте дизайн-программы для города Боржоми (Грузинский филиал ВНИИТЭ, 1980 г.), в разработке дизайн-программы экспериментального жилого комплекса г.Тбилиси Дигоми-6 (Грузинский филиал ВНИИТЭ', 1983 г.).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, содержащих 149 стр. текста (из них 16 стр. иллюстраций и 4 таблицы); библиографии (195 наименований); списка проектных работ, использованных в иллюстрациях к разделу 1.3; двух приложений (со схемами, иллюстрациями, таблицами); 18 планшентов с иллюстрациями и таблицами.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города"

3.4. Выводы

I. Проведенное исследование дало возможность определить общую стратегию дизайнерского подхода в вопросе обеспечения ориентации в городской среде, и установить ее соответствие вырабатываемой сейчас общей стратегии проектного подхода ("мест" и "сетей") в сфере городского дизайна. Дизайнерский подход в вопросе обеспечения ориентации содержит две взаимодополняющие проектные стратегии: пространственную стратегию, состоящую в поддержании и повышении ориентирующих качеств места, и функциональную стратегию, относящуюся к организации специальной системы средств, обеспечивающих связанность информирования функциональных процессов ориентации в городе.

2. В рамках пространственного подхода главная задача - повышение ориентационного потенциала выделенной средовой ориентационной целостности (места). В виду того, что место представляет собой сложную единицу для проектной разработки, наиболее плодотворной представляется идея комплексного подхода к решению программ ориентации. Выделены уровни решения этих программ в зависимости от привлечения к проектированию дизайнерских и архитектурно-градостроительных служб. Первый и второй уровень затрагивает только внесение систем ориентирующей визуальной коммуникации в реконструируемую или вновь создаваемую среду. В третьем и четвертом уровнях задействовано проектирование всего предметного наполнения среды, осуществляемое силами дизайна среды. На пятом и шестом уровнях в решение задачи ориентации включаются еще и средства архитектурно-градостроительного проектирования. В максимальном варианте повышение ориентирующих качеств среды (вообразимости, постижимое ти, визуальной артикулированности и информационной оснащенности) достигается при условии: I) внесенности задачи ориентации на уровень архитектурно-градостроительного проектирования; 2) задания ориентирующих свойств как вторичной функции всему предметному наполнению среды; 3) введением в среду специальных средств

- 143 ориентирующей информации, отражающей ее структуру и смыслы.

3. Для комплексного решения программы повышения ориентацион-ного потенциала места может быть использован сценарный подход, который дает возможность максимального приближения к жизненно-реальным ситуациям ориентирования. Сценарный подход понимается широко: как система построения сценария, проведения режиссуры сре-доустройства и последующей сценографической разработки средовых мизансцен. Сюжеты сценарных разработок служат поддержанию ориен-тационного действия, заключающегося главным образом в движении к цели и попутных контактах со средой. Развитие действия строится соответственно структурно-деятельностной подоснове данного фрагмента среды, рассматриваемого как средовая ориентационная целостность, т.е. имеющего свои точки отсчета и векторы деятельности. Выявленность структурно-деятельностной подосновы - главная задача сценарной разработки, которая может быть решена различными приемами работы со всем предметным наполнением среды: городским оборудованием и элементами благоустройства, цветографикой и средствами визуальной коммуникации.

4. В рамках функционального подхода (сетевой стратегии) совокупность специальных средств информации, обеспечивающих пространственную и объектную (смысловую) ориентацию в городе, рассматривается как единая система. При работе с такой системой решаются вопросы смысловой и визуальной связанности ориентирующей информации по городу в целом. Поэтому местные системы ОРВК рассматриваются как часть общегородской системы информации для ориентации. Содержание информационного материала для ориентации предлагается разделить на категории в зависимости от обслуживаемых им ориентационных ситуаций: ситуация "город" и ситуация "место".

5. В рамках функционального подхода решается еще одна из за

- 144 дач общегородской системы информации для ориентации - обеспечение идентификации объектов массового городского обслуживания. Эту задачу мы рассматриваем как специфическую задачу графического дизайна, так как графическое (символическое, пиктографическое) обозначение объектов города имеет в современной ситуации объективную основу: из-за необходимости трансляции сообщений об объектах города в различных информационных каналах: указателях, путеводителях, картах, схемах и т.п. упорядоченность этих сообщений остается постоянной проблемой. Как один ив возможных и наиболее обоснованных подходов к решению проблемы графического обозначения всего множества и многообразия городских услуг предлагается систематизация всего понятийного множества сообщений о них по функциональному признаку. В качестве принципиальной основы, визуализации информационных смыслов предлагается конвенциональное применение графической символики, закрепляющее иерархию систематизированных смыслов.

6. Осуществление пространственной и функциональной проектных стратегий в силу очевидного различия подходов и задействованных средств, а также значительной внутренней сложности каждой из них, не может происходить одновременно, и очевидно потребует реализации их различными проектными службами или подразделениями. Оба типа разработок требуют постоянной координации и периодической кооперации служб для получения согласованных решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Исследование показало, что современная городская среда предстаем . перед ориентирующимся человеком в особом раккурсе: смысловая сторона среды оказывает часто более сильное воздействие на построение ориентационных представлений, чем визуальная. Поэтому пространственно-визуальная целостность отдельных фрагментов города в деятельности по ориентации часто трансформируется в иные целостности, с иными точками отсчета, иными центрами, периферией, акцентами, возникающими на основании особых ориентационных точек отсчета, завязок и развязок действия. Другая особенность современной городской среды состоит в том, что кроме архитектурного каркаса все большее влияние на ориентационное восприятие и освоение среды оказывает предметное наполнение среды (продукты дизайна, элементы благоустройства, малых форм архитектуры, цветографи-ка, элементы озеленения и т.п.), визуальные качества этой предметности и ее смысловое содержание. Часто предметное наполнение активнее воздействует на ориентационное восприятие, чем архитектурное окружение. Третья особенность состоит в том, что для ориентации в современной городской среде практически постоянно требуется информационный посредник.

2. В настоящий момент проектирование для ориентации, содержит два основных уровня: в рамках архитектурного проектирования строятся программы визуальной ориентации, при этом используются крупномасштабные приемы организации среды; в рамках сферы визуальной коммуникации проектируются специальные системы визуальной информации для ориентации. Оба уровня проектирования обеспечивают лишь частичное решение проблемы. Активное включение средств дизайна городской среды необходимо для целенаправленного управления всем предметным наполнением среды, в котором сосредоточено большое количество продуктов дизайна, с целью повышения ее ориентирующих качеств.

Исследование показало, что стихийно уже происходит обращение, и со стороны архитектуры, и со стороны дизайна визуальных коммуникаций, к использованию элементов предметного наполнения среды для целей ориентации. Однако резервы дизайна городской среды как ведущего звена, способного управлять всей этой предметностью, практически еще не использованы,и поэтому требуется перенесение центра тяжести в решении этой задачи в сферу городского дизайна, что не снимает специфической задачи дизайнера-графика, состоящей во внесении в среду средств визуальной коммуникации: I) для содействия прочтению в ориентации больших и малых структур города; 2) для содействия пониманию смыслового содержания среды.

3. Перед дизайнером раскрыт подход к городской среде как объекту проектирования с целью обеспечения ориентации: основой разработки такого подхода является предложенное и раскрытое в исследовании понятие места как средовой ориентационной целостности. Место как ориентационная целостность представлено как всеобщая и универсальная структура в ориентационном прочтении среды, воспринимаемая всеми. Объективность существования в городской среде фрагментов, представляющих собой средовую ориентационную целостность, установлена на основе дифференцированной оценки территории города (на примере Москвы). Феномен формирования места связан с формой обживания и ориентационного освоения среды. Место является той единицей среды, поддержание которой есть задача дизайнера.

Основные свойства места как ориентационной целостности определяются: I) наличием особой структурно-деятельностной подосновы (названной "вектором деятельности"); 2) пешеходной глубиной; 3) возможностью определить условные "границы" ; 4) целостностью по деятельности; 5) целостностью по ориентационным представлениям (как правило совпадающим-, с образной картиной); 6) называемостью; 7) особым психологическим климатом. Средовые ориентационные целостности систематизированы в исследовании по признаку структурного строения (на примере территории Москвы): показаны изменения структурно-деятельностной подосновы, социально-культурного статуса и некоторых качественных характеристик в зависимости от расположения на территории города (ближе к центру или к периферии города). В исследовании раскрыты особенности протекания ориентационных процессов внутри такой целостности, установлены принципы выявления "фокусных точек" ориентации на территории места.

4. Исследованием установлены основные ориентационные качества среды: вообразимоеть, достижимость, визуальная артикулированность и информационная оснащенность, и с помощью специально разработанной комплексной методики натурного обследования (на примере Москвы) выявлена зависимость их от ряда свойств среды, содействующих ориентации. Установлено, что регулирование этих качеств может осуществляться преимущественно дизайном городской среды.

5. Разработана методика натурного обследования городской среды, с помощью которой выявляются участки среды, представляющие ориентационную целостность (место) и оцениваются их ориентационные качества. Методика может быть использована на стадии предпро-ектных исследований для случаев реконструкции городской среды средствами дизайна или с его участием.

6. Разработаны основы построения программ повышения ориен-тационного потенциала для фрагментов городской среды в статусе места как средовой ориентационной целостности.

Основными задачами дизайна в таких программах являются: I) поддержание или выстраивание четких векторов деятельности; повышение своеобразия среды (фрагмента в целом и отдельных объектов); 3) усиление и подчеркивание общей структурной четкости строения пространства, основных путей и узлов движения; 4) способствование "обжитости" и смысловой наполненности среды; 5) программирование последовательности визуальной ориентации по основным маршрутам движения (при координации с архитектурной программой визуальной ориентации); 6) содействие 1 общей визуальной артикулированности пейзажей и драматизации визуальных сюжетов. В рамках программ повышения ориеназационного потенциала предложены приемы, принципы и подходы в. работе дизайнера с предметным наполнением среды, в том числе сценарный подход, максимально способствующий воспроизведению жизненно-реальных характерных ситуаций ориентирования в конкретной среде. Предложен принцип распределения ориентирующей информации в пределах места (строго в соответствии с установленными закономерностями протекания процесса ориентационной деятельности в нем), состоящий в сосредоточении различных видов ориентационной информации в соответствующих фокусных точках ориентации.

В целом же подход поддержания ориентирующих качеств места дает возможность содействовать выстраиванию образности восприятия фрагментов городской среды, и тем самым, способствовать ее эстетическому восприятию. Работа дизайнера "по месту" соотнесена в исследовании с пространственным проектным подходом обеспечения ориентации.

7. В исследовании показана также необходимость работы с системами ориентирующей визуальной коммуникации в рамках функциональной проектной стратегии. Предложено понятие общегородской системы информирования для ориентации, связанной понятийно и визуально и обслуживающей единый функциональный процесс ориентации по городу в целом. При этом системы ориентирующей визуальной коммуникации "по месту" рассматриваются как частные составляющие такой системы. В исследовании подчеркивается необходимость постоянной координации двух подходов в работе со средствами графической ориентирующей информации, обеспечиваемых различными проектными службами.

8. Предложен возможный вариант систематизации городских объектов для последующего их графического обозначения, способствующей четкости их идентификации. На основе систематизации сконструирована принципиальная модель всего понятийного множества,отражающая их смысловую соподчиненность (объединение в "кусты" и "семейства" понятий).

9. Сложившаяся к настоящему времени ориентационно-проектная ситуация также потребует перестройки. Прежде всего потребуется перенесение центра тяжести в решении вопроса обеспечения ориентации из сферы визуальной коммуникации в более широкую сферу городского дизайна, а по возможности, комплексного проектирования среды. Необходимо обеспечить слаженные действия дизайнера-графика, художника-конструктора городского оборудования и дизайнера среды, с одной стороны, с архитектором и градостроителем с другой. Смыг кание проектных уровней в работе над единым комплексным объектом (фрагментом среды) даст возможность точнее ставить и решать задачу обеспечения ориентации на различных стадиях проектной разработки.

 

Список научной литературыДобрицына, Ирина Александровна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. —М.: Политиздат, 1977. 64 с.

2. Азрикан Д.А. Город как объект дизайна. Техническая эстетика, 1979, № I, с. II—12.

3. Алиса и Питер Смитсоны. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. Под.ред. Иконникова А.В. - М.: Искусство, 1972,с. 559-562.

4. Андреева Е.С., Воронов Н.В. Оборудование городских улиц. Обзор, ВНИИТЭ. Сер. "Художественное конструирование за рубежом , вып. 2. М.: ВНИИТЭ, 1970. - 24 е., ил.

5. Анцийеровы Н. и Т. Город как выразитель сменяющихся культур. Картины и характеристики. Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926. -224 е., ил.

6. Аронов В.Р. "Архитектура и среда" как теоретическая проблема 60 70-х годов. - В сб.: Проблемы формообразования в современной архитектуре. Архитектура и проблемы среды. - М., 1975, с. 52-63.

7. Аронов В.Р. 0 структуре понятия среды. В кн.: Проблемы формообразования в современной архитектуре. М., 1975, с. 52-63.

8. Аронов В.Р. Эстетическая организация предметной среды.

9. В кн.: Искусство и научно-технический прогресс, м.: Искусство, 1973, с. 222-251.

10. Асс~Е.В. Городской дизайн. В сб.: Дизайн и архитектура.

11. Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Строительство и архитектура", № 6), М.: Знание, 1984, с. 24-37.

12. Асс Е.В. Дизайн в контексте городской среды. ( Некоторые теоретические и творческие проблемы). В сб.: Проблемы дизайна городской среды. Труды ВНИИТЭ. Сер. "Техническая эстетика",29, М., 1981, с. 11-32.

13. Асс Е.В. Дизайн в пространстве и жизни города. Техническая эстетика, 1980, № 6, с. 1-5, ил.

14. Асс Е.В. Интердизайн-80 Тбилиси. - Техническая эстетика. 1981, № 3, с. 18-23, ил.

15. Асс Е.В. Средовая типология и городской дизайн. В сб.: Дизайн городской среды. Типологические аспекты. ( Труды ВНИИТЭ. Сер. "Техническая эстетика", вып. 44), М., 1984, с. 69-85.

16. Барбаш Н.Б. Город людей. Знание-сила, 1980, А1» 9, с.16-18.

17. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как- объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977. - 126 е., ил.

18. Беляева Е.Л. Восприятие градостроительного пространства. -В сб.: Архитектурная композиция / Современные проблемы. -М.: Стройиздат, 1970, с. 94-96.

19. Беляева ЕЛ. Городская среда и ее характер. Декоративное искусство СССР, 1973, № 4 (185), с. 4-10.

20. Беляева ЕЛ. Движение и время в восприятии городской среды. -В кн.: Город и время, М.: Стройиздат, 1973, с. 136-159, ил.

21. Беляева ЕЛ. Композиционная роль объектов дизайна и малых сборы в городском интерьере. Техническая эстетика, 1978, Jte 9, с. 19-21, ил.

22. Боков АЛ. Категории городского ландшафта. Техническая эстетика, 1982, 8, с. 11-18.21» Бочаров ЮЛ», Кудрявцев О.К. Планировочная структура современного города. -М.: Строшздат, 1972. 160 е., ил.

23. Бочаров ЮЛ. Привлекать дизайнеров на всех этапах проектирования. Техническая эстетика, 1978, №9, с. 15.

24. Брунс Д., Регамэ С., Усова Н. В поисках объемно пространственной композиции города. Архитектура СССР, 1982, № 9,с. 32-35.

25. Бута П.Г. Пешеходное движение в городах. -М.: Стройиздат, 1979. 127 е., ил.

26. Бузычкин В. Душой живою город одари. Архитектура: Прил. - к "Строительной газете", 1981, № 2(486), с. 4-5, ил.

27. Булев Т. Системщик подход основа за единство на градския дизайн. - Промишлена естетика/декоративно изкуство, 1978, 515-6, с» 22-27, ил.

28. Булев Т. Цветът в естетическата организация на съвременния град. Промишлена естетика/декоративно изкуство, 1979, № 4, с. 8-13, ил.

29. Вешнинский Ю.Г. Что видит пешеход? Строительство и архитектура Москвы, 1984, $47 с. 15-16, ил.

30. Гайказова Р. 0 визуальной целостности архитектурного пространства. В сб.: Проблемы теории и истории архитектуры, И 5,

31. М.: ЩШПградостр., 1979, с. 49-53.

32. Генисаретский О.И. Временные характеристики средового поведения как проблема экологической эстетики. й сб.: Теоретические проблемы дизаина. Материалы конференции, семинаров, совещании. ВНИИТЭ, М., i979, с. 62-64. * * '

33. Ге^чук^Ю. ^ий^овая gg^g^* ~ Декоративное искусство СССР,

34. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. Сокр. перев. с нем. МЛЛеонене, ИЛЛерня. 3-е изд. -М»: Стройиздат, 1984. - 455 е., ил.

35. Глазычев BJI. Город людей. В кн.: Вопросы теории архитектуры. М., 1976, с. 77-78.

36. Глазычев В. Образы пространства (проблема изучения). В сб.: Й9§ЧесМ|59^?^4°С К хУдожественйое восприятие, Л.: Наука,

37. Гольдштейн'А. Красота города (впечатления о Тбилиси). В кн.: Зодчество 2., М.: Стройиздат,•1978, с. 202-208, ил.

38. Гофтизер Г. "Визуальный хаос" на улицах Нью-Йорка. М., 1969. -4 с. ХВНИИТЭ. Пер. 263). Пер. из журн.: "Industrial design", 1969, v. IB, № I,p. 44-47, ill.

39. Гуринов JI. Модули в градската среда. Изкуство, 1978, № 8, с. 10-17, ил.

40. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города/ Творческая трибуна архитектора. М.: Стройиздат, 1977. - 126 е., ил.

41. Гутнов А., Лежава И. Эстетика города и предпосылки совершенствования художественного облика современных городов. В кнг Зодчество, вып. 2 T2I), СА СССР, М.:Стройиздат, 1978, с.12-19.

42. Гутнов А.Э. Структтоно-шункциональная организация и развитие gpafljgggoHTeggHHX систем: Автореф. Дис. . доктора архит.

43. Демосфенова Г.Л. Уровни проблемы. Техническая эстетика, 1978, № 9, с. 14, 15. •

44. Добрицына И.А. К постановке в дизайне проблемы обеспечения ориентации в среде современного города. В сб.: Дизайн городской среды. Типологические аспекты. Труды ВНШТЭ. Сер. ""Техническая эстетика", вып. 44. -М., 1984, с. 22-42, ил.

45. Долгий В.М., Левинсок А.Г. Архаическая культура и город. -Вопросы философии, 1971, № 7, с. 91-102.

46. Димитров Д.Г. За ефективно естетезарне на градската среда. -П.эоми1плена естетика/декоративно изкуство, 1978, 4, с. 14-19,

47. Ермолаев А.П. Дизайнер для города. Новые перспективы творчества. Техническая эстетика, 1978, 12, с. 1-3, ил.47* Ефимов А.В. Колористика и проблемы формирования предметно-пространственной среды. Техническая эстетика, 1978, № 12, с. 1-3, ил.

48. Ейимов А.В. Полихромия объектов дизайна в цветовой среде города. Техническая эстетика, 1978, $ 12, с. 1-3, ил.

49. Ефимов А.В. Суперграфика в городской среде. Техническая эстетика, 1983, № 2, с. 11-16, ил.

50. Ефимов А .В. Формирование цветовой среды города. Архитектура СССР, 1978, № 9, с. 5-10, ил. F * d

51. Забелынанский Г. Улица как элемент городской среды. В кн.: Проблемы теорий^и^истории^эхитектуры. ЦНИИПградостр-ва,

52. Зейтун Ж. Понятие пейзажа. Современная архитектура. (Пер. журнала: "L'architecture d1 aujourd*hui"), 1969, № 5, С* 2b

53. Зубаревич: E.H. Визуальные коммуникации для общественных зданий ХОбзор. ВНШТЭ. Сер. "Художественное конструирование за рубежом", вып. 4. -М.: ВНШТЭ, 1982. 28 е., ил.

54. Иконников А .В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. -М.: Стройиздат, 1972. 215 е., ил.

55. Иконников А .В. В поисках путей к "очеловеченному" окружению.-■ Предисловие к кн. КЛинча Образ города", М.: Стройиздат,1982, с. 514.

56. Иконников" А .В. Городская среда утопии и реальность. - Декоративное искусство СССР, 1976, № II (228;, с. 5-16, ил.

57. Иконников AJ3. Коммуникативная роль предметной среды. Б кн.: Эстетические проблемы дизайна. ТСб. статей), ВНИИТЭ; под. ред. Хан-Магомедова С.0. - М., 1978,•с• 56-82.58. ggggKti^gB^A^.^Об^аз^г^ода и его развитие. Архитектура

58. Иконников A3. Среда и образ времени. Декоративное искусство СССР, 1974, № 9, с. 1-в, ил.

59. Иконников А.В. Стиль времени или время бесстилья? Декоративное искусство СССР, 1981, № 5 (282;, с. 28-30, ил.

60. Иконников AJ3. Формирование городской среды. -М.: Знание, 1973. 65 е., ил.

61. Иконников А.В. Язык современной архитектуры. В кн.: Искусство и. научно-технический прогресс, М.: Искусство, 1973,с. 185-221.

62. Каганов Г.З. Некоторые следствия из оппозиции "среда-окружение". -В кн.: Теоретические проблемы дизайна. (Материалы конференций, семинаров, совещаний;, ВНИИТЭ. -М., 1979, с. 65-ii*

63. Коган Л.Б. Культура и города. Архитектура СССР, 1973, № I, с. 52-53.

64. Коган ЯЗ. Средства связи и массовой коммуникации населения в ёрЕванК°¥9^ЛЬс^15-58^ КН*: ^Щес™°~пРогРесс-аРштектУРа*

65. Кострикин НД. Искусство городского плана. Архитектура СССР, 1984f № 3, с. 32-37, ил. **

66. Кострикин Н.Д. План города как основа формирования его художественного образа: Автореф. Дис. . канд. архит. -М., 1977, — 22 с.

67. Ланкло Ж.П. Техническая эстетика в области градостроительства. Пер. с японского из журн. "Сикидзай дзёхо", 1972, № 32-33.с. 6-10.70. ШШТо! 8S3SB: Дек°ративное

68. Лам» HJ,.^®™ 4^ffigy-SggH. jr^jjgodgg^дизаина городской о тика", К 29, М., 1961, о. 125-129.73. ss^afcii'iSfgfSTM^ хзЖш: дек°ративн°е иокУ°

69. Лындин B.C. Программы*визуальной коммуникации. В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1§73, с. 28Х—306.

70. Лындин B.C. Визуальная коммуникация в городе. В кн.: Архи- тектура и дизайн. Проблемы комплексного оборудования жилых иобщественных здании; По материалам семинараХноябрь1973;

71. Союз архит. СССР, ВНИИТЭ, сер."Архит. и дизайн", вьш. 2),1. J-У (4, С. (О—/О.

72. Масеев И.З. Городской дизайн: насущные проблемы. Строительство и архитектура Ленинграда, 1977, к 8, с. dU-dd, ил.

73. Медведков Ю.В. Человек и городская среда. -М.: Наука, 1978. 214 е., шт.

74. Мержанов Б Л. Архитектурный облик жилой застройки. -М.: Стройиздат, 1979. 159 е., ил.

75. Мержанов Б Л. Малые йоомы и формирование жилой среды. Архитектура СССР, 1980, В 9, с. 29-32, шт.

76. Методика реконструкции городов. Ред.-сост. В.А Лавров. -М.: Строииздат, 1975. 150 е., ил.

77. Михайлов С. Проект благоустройства Ново-Южного района в Че-. боксарах. Архитектура СССР, 1984, №2, с. 36-37.

78. Модли Р. Графические символы как средство коммуникации в мировом масштабе. Пер. ВНШТЭ 293. М., 1970. 22 с. Ист.: Modiеу R. Graphic symbol for world-wide communication.

79. В КН.: "Sign, image and symbol" London; Studio Vista, 1966, p. 108-125, 111.

80. Моранди I. За единый облик города. (Пер. ВНИИ техн. эстетики № 306), М., 1971. 13 С. - Ист.: Maurandy D. Pour une "image de la ville" de X., - Paris, 197Г.

81. Монахова Л.П. Дизайн в синтезе предметно-пространственных искусств. Опыт анализа городской среды 70-х годов. Б сб.: Проблемы дизайна городской среды. Труды ВНИИТЭ. сер. " Техническая эстетика", В 29, М., 1981, с. 65-94, ил.

82. Мухин В Л. Средства массовой визуальной информации в архитекторе города: Автореф. Дис. . канд. архит. Л., 1980.

83. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов (Под.ред. В.Н^елоусова, Л.Н.Кулаги/ Гос. ком. по гражд. CTg-ву и арх-ре, ЩИИП градостр-ва. М.: Стройиздат, 1981.ил,

84. Памятники архитектуры. Кремль, Китай-город, центральные площади. (Под.ред. М.В.Посохина7. -М.: Искусство, 1982. 503 е., ил.

85. Петлюк Э.В. Принципы художественного формирования средств визуальной коммуникации по технике безопасности С на примере высокоавтоматизированных предприятий нефтехимической промышленности) : Авторе®. Дис. . канд. иск. -М., 1982. 21 с.

86. Полторацкий А.Ф., Швырёв B.C. Знак и деятельность. М.: Политиздат, 1970. - 118 е., ил.90 • СТ?0К0Й

87. Попова И.А. Графический дизайн в среде современного города. -В сб.: Проблемы дизайна городской среды. Труды ВНШТЭ. сер.

88. Техническая эстетика", вып. 29, М», 198Г, с. 52-54, ил.

89. Попова И.А. Компоненты бриентации в городской среде. Техническая эстетика, 1980, №6, с. 20-24, ил.

90. Попова И.А. Гордон В.М. Стандарты на графические символы общественной информации. Техническая эстетика, 1975, J6 10, с.30.

91. Посохин М.^Гутнов А., Харитонова 3. Арбат пешеходная улица в заповедаж зоне. - Строительство и архитектура Москвы, 1979,1. У , С . 1—о, ИЛ.

92. Проект благоустройства Нанко ( Проект дизайна окружающей среды портового города НанкоОсака). Пер. с японск. ВЦП FB-292I8, Ист.: Индасуториару дедзайн, 1978, т.7, lb 94, с. 8-16.

93. Разуваева И.Н. Благоустройство экспериментального жилого комплекса в г .Горьком (Й.Н .Разуваева, С.А.Кудинова, Н.Г.Со-фронова) -М.: Знание,-1982. 62 е., ил.

94. Раппапорт А.Г. Городская среда и драматургия архитектурной композиции. В сб.: Проблемы теории и истории архитектуры. ЦНИИП градостр-ва, М., 1979, № 5, с. 31-44.

95. Раппапорт А.Зрители иге|эои "архитектурного театра". Архитектура СССР, 1979, №10, с. 34.99.

96. Раппапорт А.Г. Пространство театра и пространство города ХУ1-ХЭТГ в .в. В кн.: Театральное пр острая с твоЛ1атериалы научной конференции (1978), М.: Советский художник, 1979,с. 202-214.

97. Роберт Вентури."- В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. ( Под. ред. Иконникова А.В.), М.: Искусство, 1972, с. 539556.102. ?озин ВЛ. Городская культура, человек, окружающая среда. -Вопросы философии, 1980, № I, с. 43-54.

98. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973» — 423 с.

99. Рябушин А.В. Социально-эстетические аспекты проектирования среды. В кн.: Проблемы формообразования в современной архитектуре, М., 1975, с. 23-36.

100. Савельева Н.Т., Журавлев А.М. Эстетическая организация архитектурной среды/Обзорн. информ. Сер. "Градостроительство*, вып. 3. М.: ВДТИ по гражданок, стр-ву и архитектуре, 1981. - 46 с.

101. Саймондс Д.0. Ландшафт,и архитектура. (Сокр. пер. с англ. йаншивина АД., н. ред.3алесская Л.С.) ~ м.: Стройиздат, 1965. 196 е., ил.

102. Светличный Б.Е. Город в современном мире. М.:Стройиздат. 1978. - 214 е., ил.

103. Серов С. Знаки знакомят с городом. Декоративное искусство СССР, 1980, № 6, с. 30-31, ил. J

104. Славов И. Визуапната комуникация в градската среда. Проми-шлена естетика/декоративно изкуство,.1980, № I, с. 12-19, ил.

105. ПО. Славов И. Дизайнът и градската среда. Дромишлена естетика/ декоративно изкуство, 1978, J5 I, с. 10-18, ил.

106. I. Соколов С.И. Ориентация и движение человека в микрорайоне t на примере ряда микрорайонов Ленинграда): Автооею. Лис канд. архит. Л., 1970 - 19 с. w

107. Соколов С.И. Психология движения человека и проектирование пешеходных связей. Строительство и архитектура Ленинграда, 1973, № 4, с. 19-21.

108. Соловьев Н. Современная архитектура Франции: полихромия в Формировании жизненной среды. Архитектура СССР, 1976, JS6, с. 34-38, ил.

109. Соловьев Н. Сценаристы парижских предместий. Архитектура: прил. к "Строительной газете", 1979, № 6, с. 7, ил.

110. Соловьев Ю.Б. Дизайн и проблемы формирования городской сре-- ды. Техническая эстетика, 1978, I 9, с. 1-3, ил.

111. Соловьев Ю.Б. Дизайн на службе общества. Техническая эстетика, 1975, ^ 12, с. 6-II.

112. Тиль Ф. Обозначение пространства, движение и ориентация. -Современная архитектура (пер. журн.:" L«architecture d'au-jourd'hui" , 1969, с. 42-52, ил.

113. Филенков ЮЛ. Визуальная информация в городе. Декоративное искусство СССР, 1974, № 3, с. 13-17, ил.

114. Хан-Магомедов С.О. Проблемы и противоречия предметно-пространственной среды современного города. Техническая эстетика, 1978, № 9, с. 4-5» 6, 7, 8-II, 12, Ил.

115. Хан-Магомедов С.О. У истоков колористики и суперграфики. -В сб.: Некоторые проблемы развития отечественного дизайна/ Труды ВНИИТЭ, сер. "Техн. эстетика", вып. 41, М.:ВНИИТЭ, 1983, с. 24-42, ил.

116. Хан-Магомедов С.О. 0 роли элементов дизайна в формировании художественного облика городской среды (опыт истории и некоторые проблемы). Техническая эстетика, 1980, К 6,с. II 13, ил.

117. Черневич Е.В. 0 принципе серийности. Декоративное искусство СССР, 1981, JS 3, с. 32-35* ил.

118. Черневич Е.В. Что нового в плакате? Декоративное искусство СССР, 1981, № 6, с. 40-49, ил.

119. Черневич Е.В. Художник-график-полиграфист-дизайнер. Техническая эстетика, 1979, с. 2-7, ил.

120. Черневич Е.В. Язык графического дизайна/ ВНИИТЭ, Материалы к методике худож. конструирования. -М.: ВНИИТЭ, 1975. -137 е., ил.

121. Шведов С.С. Некоторые аспекты восприятия городской среды жителями крупнейшего города /по материалам обследования в Москве и Тбилиси/. В кн.: Развитие города и совершенствование качества городской среды, М., 1977, с. 75-79.

122. Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространс,пве. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.1, М.: АНН РСФСР, 1959, с. 62-79.

123. Шепетис Л.К. Искусство и среда: место искусства в современной эстетической среде. -М.: Советский художник, 1978. -266 е., ил.

124. Школьник Л.С., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. -М.: Наука 1977 62 е., ил.

125. Штейнбах Х.Э. Ч.то могло здесь произойти? 0 влиянии городской среды на поведение человека. Строительство и архитектура Ленинграда, 1980, №3, с. 20-22, ил.

126. Щенков А» Ориентация в гггородской среде как проблема эстетического восприятия. В сб.: Проблемы теории и истории архитектуры, ЦНИЙП градостр-ва, 1979, №5, с. 69-72.

127. Щенков А.С. Структура русских исторических городов и система градостроительных ориентиров { на материале городов ХУ1-пер. пол. XIX в.в.): Автореф. Дис. . канд. архит. М., 1980. - 17 с»

128. Appleyard D., Lynch К., Myer J.R. The view from the Road. -Cambridge,. Massachusetts; Institute of Technology Press, 1966. 64 p., ill.

129. Arnheim R. Visual thinking. London: Faber and Faber, 1970.- 345 p.

130. Alexander Ch. A city is not a tree. The architectural Forum, 1965, v. 122, n I, p. 58-62.

131. Ballinger L.B., Ballinger R.A. Sign, symbol and form. New York: Van Nostrand Reinhold Co, 1972. - 192 p., ill.137» Bel M. The "signs" of life or how on earth does human being orientate himself? Mobilia, 1982, n 306, p. 9-II, ill.

132. Brown K. Connecting Vision. Architectural Review, 1979. n 986, april, p. 227-239, ill.139» Brown D.S. La ville en tant que moyen de communication. -Werk-Archithese, 1979, n 33-34, p. 33-39, 67, ill.

133. Cataldo J.W. Graphic design and visual communication. -Scranton, Pensylvania: International textbook Co, I966. -295 P-, ill.

134. Cislo M., Lelenka J. Projektowanie, przestrzen, kultura. -Architektura, 1979, n 375"376, s. 28-47, 11.

135. Colybes A. Le pieton roi. CREE, 1976, v. III-IV, n 40, p. 68-71.

136. Cullen G. Townscape. London: The Architectural Press, 1964.- 315 Р-» ill.

137. Design e cultura urbana. Domus, 1983, v. VI, n 640. p. 56. ill.

138. Diethelm W. Signet, signal, symbol. Zurich: ABC Verlag, 1972. - 227 s., ill.

139. Dexiadis C.A. The symbols we need. Ekistics, 1975, v. 39, n 232, p. 133-136.

140. Dreyfuss H. Symbol Sourcebook/An authoritative guide to international graphic symbols. New York: Mc Graw Hill, 1972.

141. Easterby R. Clash of symbols? Design, 1972, v. V, n 281, p. 72-75, ill.

142. Eco U. La struttura assente. Milano: Bompiani, 1968. -431 s.

143. Flierl B. Komplexe geplant gesellschaftlich genutzt. Form + Zweck, 1975, n 6, s. 3-5, ill.151» Flierl В. Komplexe Gestaltung der Stadtumwelt: Bestrebungen und Probleme• Architektur der DDR, 1981, n 10, s. 594596, ill.

144. Gray N. Lettering on building. 270 illustrations. London: The architectural Press, i960. - 191 p., ill.

145. Grigorescu D. Arta urbana si strada. Arta si orasul. Arta, 1976, n 6, p. 16-17, ill.

146. Hansen Th. E1. Der Architekturraum als Erlebnisraum fur Planer und Nutser. Zur Notation und Simulation raumlicher Aus-pragungen als Grundlage des^EntwerfensJIrag. von Jurgen Joe-dicke. Stuttgart-Bern: Kramer, 1977. - 240 s., ill.

147. Imatake M. Graphics on grand scale. IDEA, 1979, n 155, p. 62-73, ill.

148. Kneebone P. Signaletique. Mobilia, 1982, n 306, p. 5-6, ill.

149. L'alfabeto della citta. I "signali muti" di Gordon Cullen. -Domus, 1975, v. II, n 543, s. 1-7, ill.

150. Lynch K. The city as Environment. Scientific American,1965, v. 213, n 3, p.,209-214, 218-219, ill.159» Makitani T. Planting of trees as signs. Graphic design, 1975, n 59, p. 39-42, ill.

151. Malt H.L. Furnishing the city. New York: Mc Graw Hill, 1970. - 254 p., ill.

152. Malt H.L. Systems for civic furnishing. Industrial design,1966, n 9, p. 50-52, ill.

153. Maser I. Magic gardens round the Bush. Design, 1971, n 273, p. 54-55, ill.

154. Miersch W. Zur Terminologie und Tipologie von Zeichem. -Form und Zweck, 1969, n I, s. 44-50, ill.

155. Mijksenar P., Unger G. Concerning signposting. Icographic,1974, n 7, p. 12-20, ill.165» Modley R. Should we return to "picture language"? Graphic design, 1971, n 44, p. 79, ill.

156. Moldi Ravenna C., Sartorelli G Roma Ginevra: corrisponden-ze tra cultura religiosa e segno urbano. - L' ^chiteturra: Cronache e storia, 1979, v. XXV, n 8-9, p. 522-531.

157. Mulley Brockmann J. Geschichte der visuellen Kommunikation, - Teufen: Artur Niggli, 1971. - 334 s., ill.

158. Munari B. Design e comunicazione visiva. Contributo a una metodologia didattica. Bari: Latersa, 1972. - 368 p., ill.

159. Nanno M. Outdoor environment and graphic design. Graphic design, 1975, n 61, p. 23-26, ill.

160. Norberg-Schulz Ch. Existence, space and architecture. New York - Washington: Praeger, 1971. - 120 p., ill.

161. Norberg Schulz Ch. Genius loci: Paessaggio ambiente archi-tettura. - Milano: Electa ed., 1979* - 215 p., ill.

162. Ohira K. "Signs" monuments of society. - Graphic design,1975, n 59, p. 23-25, ill.

163. Pailhous J. Representation de l'espace urbain et chemine-ment. Le travail humain, 1969, v. 32, n 1-2, p.87-140.

164. Г74. Rademacher H. Gebrauchsgrafik in der Stadtbild gestaltung. -Bildende Kunst, 1977, n 4, s. 167-170, ill.175» Rathonsky J. Orientacni design v sidle ch. Architektura CSR, 1981, n 6, s. 268-272, ill.

165. Sabais H.W. Stadt-Design oder kommunales Design? (Stadt

166. Design: Systemgrafik am Beispiel von Bremerhaven, Darmstadt, Dortmund, I any und Kiel). Format, 1980, n I (83), s. 4445, ill.177» Sakano 0. Urban environment. Architectural space - sign.- Graphic design, 1975, n 59, p. 26-34, ill.

167. Sato E. "Leisure land" and signs. Graphic design. 1975. n 59, p. 43-50, ill. .

168. Seike K. Shigeo Fukuda's Space Design. IDEA, 1980, n 7(161) p. 57-60, ill.

169. Signs. Design Quarterly, 1974, n 92, p. 3-39, ill.

170. Stevenson G.A. Graphic arts encyclopedia. New York, San Francisco, Toronto, London, Sydney: Mc Graw Hill Book, 1968.- 492 p., ill.

171. Stadt ohne Kunst ein stadtebaulich.es Denkmodell. - Moebel Interior Design, 1979, v.AV, n 5, s. 38-47, ill.

172. Strautmanis I. Krasa iensic pilseta. Maksla, 1978, n 2(78), c. 18-20.

173. Sugiura K. Approach to a new system of statial notation. -Graphic design, 1970, n 38, p. 46-54, ill.

174. Sutton J. Signs in action. London, New York: Studio Vista, Reinh.old Book, 1965. - 96 p., ill.

175. Szolginia V/. Estetyka miasta. Wazszawa: Arkady, 1981. -250 s,, ill.

176. Szolginia W. Informacja wizualna w krajobrazie miejskim. Warszawa: FWN, 1980. 308 s., ill.

177. Takejama M. II colore e un signale. Domus, 1970, v. XI, n n 492, s. 25-27, ill.189» Tamura A., Iwasaki Sh. Pedestrians are kings./Yokogamacity1s plan. Graphic design, 1975, n 61, c. 37-42, ill.

178. Thiel Ph. A sequence Experience Notation for Architectural and Urban Spaces. - The Town planning Review, 1961, april, p. 33-52.

179. Wallenburg U. Gestaltungswille als Forderung. Bildende Kunst, 1978, n 9, s. 450-453, ill.г * t

180. V/allis A. Pr^yszlosc przestrzeni spolecznych a doswiadcze-nia przeszlosci. Projekt, 1970, n 3(76), s. 34-38.

181. СПИСОК ПРОЕКТНЫХ РАБОТ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К РАЗДЕЛУ 1.3

182. Фрагмент системы ориентирующей визуальной коммуникации для зоопарка в Вашингтоне

183. Авт.: Вайман Л., Кеннан У. (США)

184. Фрагмент системы ориентирующей визуальной коммуникации для жилого района Лейпциг-Грюнау.

185. Авт.: Крумбах Л., марнер В., Циска 0. (ФРГ)

186. Фрагменты системы ориентирующей визуальной коммуникации для ряда жилых районов Аргентины (Мантанза, Альборада, Сан-Домин-го, Формоза}

187. Авт.: Руис Г.Г. (Аргентина)

188. Фрагмент'комплексной системы ориентации для Нанко (района южного сорта г.Осаки). Символы и тематические детские площадки. Авт.: Осакский союз дизайнеров (Япония)

189. Знак стоянки велосипедов возле Городской библиотеки в г.Ка-назава.1. Авт.: Игараши Т. (Япония)

190. Знаки городских объектов в системе ориентации для пешеходов в г.Иокогама.1. Авт.: Тамура А.-(Япония)

191. Знаки для зоны отдыха Цумагои.

192. Авт.: Секция дизайна Кампании Ниппон Гакки (Япония)

193. Знак, запрещающий вход. (Из системы знаков для Научного центра Кеио Иохиша).1. Авт.: Ота У. (Япония),

194. Знаки для объектов массового обслуживания. Фрагмент системы знаков справочно-информационной службы Олимпиады-80, Москва. Авт.: Аникст М., Акопов В., Дьяконов В., Трофимов А. и др. (СССР)

195. Фрагмент системы знаков для объектов массового обслуживания в новых хилых районах Аргентины

196. Авт.: Руис Г.Г. (Аргенадна)

197. Фрагмент системы знаков для станций метро г.Мехико. Авт.: Вайман Л. (США)

198. Фрагменты систем"знаков для означения структурных единиц хилых районов в Аргентине.

199. Авт.: Руис В.Г. (Аргентина)

200. Крышка люка со схемой города с отметкой местоположения. Вмонтирована в тротуары в новом районе города Сиэтла, США. Авт.: Найт А.В. (США)

201. Установка с картой-макетом района Вашингтонского Мола. Авт.: Вайман Л., Кеннан У. (США)

202. Информационное оборудование для схемы района Хиллсайд Террас. Авт.: Игараши Т. (Япония)

203. Указатели направления в г.Иокогама. Авт.: Тамура А. (Япония)

204. Указатель типа "дерево направлений" для Хиллсайд Террас. Авт.: Игараши Т. (Япония) .

205. Указатель направления к центру города (США)

206. Указатель направления в супермаркете Саммит, Токио. Авт.: Такенобу И. (Япония)

207. Вывеска-фирменный знак в супермаркете Саммит, Токио. Авт.: Такенобу И. (Япония)

208. Номерной знак улицы в квартале Звон на пересечении 9-ой западной авеню с 57-^ стрит, Нью-Йорк.

209. Объемный индекс жилого дома НН в Тораномоне, Япония. Авт.: Игараши Т. (Япония)

210. Номерной знак на здании в торговом центре Нордвестцентрум, Франкфурт.(ФРГ)

211. Суперсимвол "идущие люди" в торговом центре Элдон-Сквеа, Нью-Касл (Великобритания)

212. Знак на фасаде магазина велосипедов, Нью-Йорк (GfflA)

213. Объемный символ в квартале хилого района Сеибу, Токио. Авт.: Фукуда Ш. (Япония)

214. Супер-символ для телефонов-автоматов в торговом центре Элдон-Сквеа, Нью-Касл (Великобритания)

215. Суперграфика в торговом центре 1еппердс-Буш, Лондон. Авт.: Мердок П. (Великобритания)

216. Суперграфика замощения вокруг стадиона в г.Мехико. Авт.: Мердок П., Терразас В. (Мексика)

217. Суперграфика на торце здания в школьном комплексе в Обервиле, Франция.

218. Авт.: Ленкло Ж.-Ф. .(Франция)

219. Супер-логотип на фасаде здания фирмы Марфи. Авт.: Шекспир Р. (Аргентина)

220. Объемный знак и его плоский прототип в оздоровительном центре Тайо-Нойе в Фуйсава-сити.1. Авт.: Фукуда ш. (Япония)

221. Суперграфическое решение фасадов в г.Эври. Авт.: Ласусь Б. (Франция)

222. Суперграфика фасада в Сити-корп-центре (США)

223. Здание Фукуока-Сого-Банк.-Авт.: Исодзаки А. (Япония)

224. Здание кинотеатра "Стер". Авт.: Бриц Б. (США)37. Здание Нибанкан в Токио.

225. Авт.: Такеяма М., Афазу К. (Япония)38. Здание порта Баркар.

226. Авт.: Ленкло Ж.-Ф., Кандилис А. (Франция)

227. Суперграфика жилого района в Нантре. Авт.: Айо Э. (Франция)40. Здание Икебанкан в Токио.

228. Авт.: Такеяма М., Афазу К. (Япония)