автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Проблема дизайна исторически сложившейся городской среды
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сазиков, Алексей Владимирович
4
I. МЕСТО И ФУНКЦИИ ДИЗАЙНА В УСЛОВИЯХ
ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА
Введение
1.1. Дизайн и исторический город. Социо-культурные 24 факторы в теории дизайна
1.2. Генезис исторического города. Дизайн и проектно- 43 художественные аспекты городской среды
1.3. Актуальные принципы взаимодействия дизайна и архитектуры в исторически сложившейся городской среде
ВЫВОДЫ
II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ДИЗАЙН
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНТРА 62 ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА
Введение
11.1. Базы, методы, гипотезы исследования
11.2. Типология объектов проектирования в рамках 89 учебного процесса
11.2.1. Рекламно-информационные знаки и комплексы
11.2.2. Торговое оборудование и реклама
11.2.3. Дизайн транспортных систем и реклама на транспорте
11.2.4. Оборудование общественных комплексов
II.2.5. Парки и аттракционы
II.2.6. Праздничное оформление города и моделирование средового поведения
II. 3. Принцип «регенерации»
ВЫВОДЫ
Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Сазиков, Алексей Владимирович
Состояние вопроса и актуальность исследования. Перелом столетий — это момент подведения итогов во многих сферах человеческого бытия. Все чаще приходится слышать о необходимости перерождения общекультурного мышления. Сегодня стало очевидно, что культура, являющая собой духовно-материальное состояние человеческого бытия, рукотворную, одухотворенную среду обитания человека, его «вторую природу», находится в процессе глобального кризиса или перелома, перехода в совершенно иное качество. Налицо принципиально новые, небывалые тенденции и формы: появление виртуальной реальности и «исчезновение» вещи; изменение роли искусства и его форм — от завершенных произведений — к интерактивным, от статики — к динамике, от мономатериала — к инсталляциям, от полностью авторских произведений — к переосмыслению исторических стилей, монтажу и коллажу, принципу «присвоения», цитатности и Т.д.
При этом современные исследователи культуры и искусства находятся в совершенно уникальной ситуации: человечество, обогащенное опытом исторической рефлексии впервые имеет возможность окинуть взглядом свое культурное прошлое во всей его целостности — от начала и до настоящего момента. Тем более никогда еще человечество не переживало столь глобальных переломов и не имело столь острой необходимости осмысливать их суть и характер. Сегодня наука обретает наконец серьезную методологию, инструментарий, определенную зрелость для того, чтобы всерьез заняться изучением культуры, путем постепенного, тщательного анализа всех этапов ее исторического развития во всех его компонентах.
Перед дизайном и архитектурой, являющими собой неотъемлемую часть культуры, стоят те же проблемы. Пойдет ли архитектура на новый, очередной круг своего развития, или традиционный архитектурный ансамбль сменит более совершенный и высокоразвитый элемент организованной среды, а может быть удастся найти третий компромисный вариант, синтезирующий новые, пока совершенно неясные и непонятные тенденции с традициями ушедших времен. Постепенное нарастание этих проблем, не нашедших своего логического выхода, привело в конечном итоге к тотальной деградации городских массивов. В печати и научных исследованиях последних лет не раз указывалось на негативные последствия экстенсивной урбанизации исторического ядра Москвы.1
Дизайн, как более мобильная система, пытается уже сегодня изменить облик города к лучшему, заполнить собой (правда на качественно ином уровне) брешь, зияющую в сре-довой ткани города. Но и перед ним стоят те же проблемы. В связи с этим за последние десятилетия сформировалось специфическое «городское» направление дизайнерских и архитектурных исследований в русле идей экологического, традиционалистского движения. Непосредственной основой для исследований становятся знания, накопленные в недрах традиционного средового подхода, принципы системного, и регионального подходов, методы сценарного моделирования, сравнительно-исторических исследований, культурологии и иконологии архитектуры.
Новые приемы и принципы проектной работы в городе разрабатываются одновременно в нескольких аспектах:
1 В юбилейном издании «Москва. 850 лет» (Москва, 1997) встречается немало критических замечаний относительно двух наиболее разрушительных для истории Москвы этапов — реконструкции города в 30-е годы и сноса многих старых зданий в 70-е. Исторический облик города возникает благодаря целой серии фотографических акций, устроенных Московским домом фотографии, начиная с регулярно проводимых биеннале с обязательным историческим разделом и кончая специальными изданиями типа «Старая Москва в фотографиях» (Москва 1996)
В эстетико-средовом аспекте система художественно-проектных средств рассматривается в контексте эстетических и мифо-поэтических концепций городской среды. Этому посвящаются материалы и исследования следующих авторов: И.А.Азизян, Е.В.Асс, А.В.Боков, О.И.Генисаретский, В.Л.Глазычев, А.Э.Гутнов, А.В.Иконников, Г.3.Каганов, М.П.Кудрявцев, Л.Б.Переверзев, А.Г.Раппопорт,
A.C.Щенков.
Отдельно можно выделить работы, посвященные изучению национальной традиции, как непременного условия для вовлечения проектного творчества в сферу культуры. Напрямую связывают обретение современной архитектурой и дизайном этнокультурной идентичности с раскрытием его национального своеобразия следующие авторы: Е.Л.Беляева,
A.А.Высоковский, В.А.Виноградов, А.В.Иконников, Г.И.Ревзин, С.О.Хан-Магомедов и др.
Для более полного, целенаправленного раскрытия значения историко-культурных концепций прошлого в современном средовом дизайн проектировании, необходимо также привлечение материалов, посвященных выработке общей характеристики культурно-ценностных представлений русского общества, которые исследуются в трудах С.С.Аверинцева,
B.В.Бычкова, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Б.А.Рыбакова.
В психологическом и феноменологическом аспекте проблемы городской среды решаются в связи с процессом восприятия и оценки среды горожанином, а привлечение данных семиотического и культурологического анализа феноменов среды позволяет относить проблемы проектировочных работ к сферам культурных значений и культурной памяти. Наиболее полно этот аспект экологического сознания раскрывается в работах таких отечественных и зарубежных исследователей и проектировщиков, как Е.Л.Беляева, А.А.Высоковский, И.А.Добрицына, Г.3.Каганов, К.Линч, Е.Э.Павловская, В.Р.Пилипенко, С.И.Соколов, Г.Ю.Сомов, Н.В.Сырыщева, К.Танге, М.Э.Хейдметс.
В композиционном аспекте выявляются приемы поддержания исторических планировочных структур и характеристик существующей застройки, обеспечение композиционного контакта старого и нового в городском окружении, соблюдения норм этики городской среды. Отражены в исследованиях В.Л.Глазычева, А.Э.Гутнова, О.Р.Кудрявцева, В.А.Лаврова, И.Г.Лежавы, С.М.Михайлова, Л.Ю.Салмина, А.Скокана, Г.Ю.Сомова, И.В.Писарского, Е.О.Трубецкого, А.С.Щенкова. В этой сфере гораздо больше практиков, нежели чисто кабинетных ученых. Работы А.Э.Гутнова, С.М.Михайлова и некоторых других исследователей — специфические, поскольку эти авторы дают рекомендации на основе своего проектного опыта, они как проектировщики анализируют ситуацию. Характер этих исследований не только чисто теоретический, сколько проектно-концептуальный. Это не случайно, ибо соответствует специфике самого объекта — дизайна городской среды, находящегося в постоянном изменении и становлении.
Для более полного выполнения этой задачи необходимо привлечение широкого материала, посвященного исследованию истории формирования русских городов, истории Москвы, ее планировки и застройки, сюда относятся работы Н.И.Брунова, Н.Ф.Гуляницкого, А.В.Иконникова,
Е.И.Кириченко Т.Н.Кудрявцевой, В.А.Лаврова,
Т.Ф.Саваренской, П.В.Сытина, А.С.Щенкова и многих других авторов. А также необходимо использование материалов по изучению проблемы художественного образа Москвы в различные исторические периоды. Эти вопросы затрагивались в работах А.Баталова, И.А.Бондаренко, М.П.Кудрявцева, С.О.Хан-Магомедова и др.
Несмотря на обширный опыт исследований в области типологии, морфологии, феноменологии, истории и культуры городских пространств, а также всевозможных попыток создания и разработки методического аппарата, определяющего стратегию «вживания» продуктов дизайна в городскую среду вообще и в историческую среду в частности, дело на практике еще не сдвинулось с мертвой точки. Программы по реконструкции и реабилитации исторического центра Москвы тоже представляются неполными с точки зрения использования концептуально-теоретического багажа и ощущения проектировщиком меры культурной ответственности за тот или иной конкретный фрагмент городской ткани. Очевидно, профессиональные нормы должны формироваться на основе культурных норм, от этого в немалой степени зависит материализация идеи непрерывности городской культуры, идеи, к осуществлению которой призван городской дизайн. Следовательно, многое зависит от знания проектировщиком культурных норм и умении с ними обращаться.
Поэтому в задачи исследования входило описание существующих концепций и стратегий городского дизайна для того, чтобы выявить их работоспособность, пригодность для различных ситуаций, показать существующие противоречия в развитии среды и сформулировать актуальные приемы, методы и концепции дизайнерского моделирования исторической ткани города.
Следовательно, необходима выработка общего представления об историко-культурном значении знаково-символических структур исторического центра Москвы, представления об основных концепциях их исторического развития в современной практике дизайна.
Центральная проблема исследования заключается таким образом в рассмотрении места и роли дизайна в процессах формирования, развития и функционирования исторически сложившейся городской среды; выявлении профессиональных проектных подходов анализа и оценки сложившейся ситуации; поиске дизайнерских средств способствующих достижению естественной целостности городской среды.
Рассмотрение актуальных проектных подходов невозможно без затрагивания фундаментальной проблемы взаимоотношения дизайна и архитектуры на современном отрезке времени и в различные исторические периоды.
Проблемная ситуация осложняется несовпадением современных западных технологий рекламы и городского дизайна с художественным уровнем существующей среды, с уровнем мышления и профессиональной подготовки, несовпадение идеала среды города с представлением о городе у массового горожанина.
Важным аспектом исследования является раскрытие значения историко-культурных концепций прошлого в современном средовом дизайн-проектировании. Подобное синтезирование традиций предшествующих и настоящих, поиск форм, отражающих новые запросы, будет активно способствовать наметившемуся вовлечению дизайна в сферу культуры, общекультурного мышления, а также возрождению и новому становлению национальных традиций. Такая профессиональная установка является не только субъективной точкой зрения исследователя, но и в полной мере отвечает определившейся потребности массового сознания в национальном утверждении себя как самобытного, культурнотворческого, культурноохранительного целого. При этом многовековая история русской традиционной культуры, высокодуховной, эстетически насыщенной, предельно гуманной, указывает нам, что актуализация национальных, подразумевает наряду с проникновением проектного сознания в подпочвенные слои национальной культуры, его открытость к культурным достижениям других народов, которые отвечают ее духовному потенциалу и ценностям.
Цель исследования состоит в изучении закономерностей формирования и локализации объектов дизайна в историческом центре города Москвы, выявлении актуальных профессиональных подходов к моделированию объектов дизайна, их комплексов и систем, функционирующих в структуре исторической среды с учетом зональных и пространственных типов городского окружения, культурных, исторических и социальных контекстов среды.
Этой цели соответствуют следующие основные задачи:
1). Анализ исторического развития градостроительных, социо-культурных и эстетико-философских концепций формирования городского центра с целью нахождения, дальнейшего развития и углубления внутренних связей дизайна с историей, культурой и традициями древнего города. Раскрытие характерных особенностей местного колорита, национальных особенностей города и их актуализация.
2). Выявление места и функций дизайна в условиях исторического города. Анализ принципов взаимодействия объектов дизайна и архитектуры, возможностей дизайна в оживлении и регенерации деградирующих городских территорий и принципов дизайн-проектирования в условиях сложившейся среды.
3). Анализ проектного опыта участия дизайна в разработке отдельных фрагментов, ситуаций и организации культурных акций в исторически сложившейся городской среде; соотношения стабильного и видоизменяемого в исторической среде; традиций и преемственности. Выявление актуальных приемов, методов и подходов дизайнерского проектирования на примере концептуальных, учебных и реальных проектов.
Объектом исследования является предметное наполнения исторической городской среды: культурные и инженерные системы, системы визуальной коммуникации и рекламы, художественное оформление и благоустройство, оборудование улиц, оперативная информация, временные сооружения, все то, что относится к элементам городской инфраструктуры, выходящим на уровень дизайна.
Предметом исследования является не только опыт профессиональной проектной деятельности специалистов в сфере дизайна по целостному формированию исторически сложившейся городской среды, но и концептуально-теоретические основания этой деятельности, ее исторические корни, предпосылки и перспективы, а также опыт академического дизайна в этой сфере.
Границы исследования. Исследование ограничивается кругом проблем, связанных с задачей регенерации исторически ценной городской среды в пространстве города Москвы2 методами и средствами дизайн-проектирования. Обеспечения наилучшего протекания диалога человека со средой и максимального сохранения исторических смыслов городских пространств, а также актуализации и возрождения исторической
2 Главным образом в пределах Камер-Коллежского вала, поскольку, по большому счету Камер-Коллежский вал — это граница исторического города. Все, что за его пределами, можно рассматривать как самостоятельные градостроительные образования. знаковой фактуры города, предания ей максимально возможного культурного значения.
Методика исследования: Основывается на принципах и методах системного, регионального и средового подходов к объекту проектирования, с привлечением понятий и принципов семиотического и культурологического анализа феноменов среды, а также использованием методов сравнительно-исторических исследований. Традиционные методы средовых исследований включают в себя фотоанализ, наблюдения, вербальное и графическое описание феноменов среды. Методика исследования, основанная на использовании принципов структурного анализа, позволяет соединить средства и методы культурологии, искусствоведения, семиотики, социологии, психологии и других дисциплин.
Научная новизна. Обобщена и выявлена современная научно-теоретическая основа исследования специфики городского дизайна в условиях исторически сложившейся городской среды.
Выявлены актуальные приемы, методы, формы и направления дизайнерской деятельности в условиях исторически сложившейся городской среды.
Кроме того, в исследовании впервые предпринята научная классификация и изучение опыта академического проектирования объектов городского дизайна, обобщен опыт кафедры «Коммуникативный дизайн»МГХПУ им. С.Г.Строганова, наработанный по этой теме в период с 1990 по 2000 гг.
Выработано общее научное представление о регенерации предметно-пространственных структур исторического ядра Москвы средствами дизайна. Под регенерацией понимается способность отдельного объекта или города в целом к восстановлению исходных качеств соморегуляции и реагированию на новые запросы. Указано на дизайнерскую природу этого процесса и на рефлексию, как на необходимое условие к его функционированию. Обозначены два основных направления рефлексии: обращение к критериям и принципам традиционной эстетики, методом последовательного снятия культурных смыслов предметно-пространственного окружения (так же указаны наиболее значимые из этих принципов); описательный способ эволюционного формообразования отдельных предметов наполнения среды.
Кроме того намечена механика по которой реализуется на практике принцип регенерации. Сюда входят два классификационных этапа: исследовательский и инструментальный, подробно рассмотренные в разделе II.3.
Практическая значимость исследования и его результатов — определяется его актуальностью и новизной, заключается во всестороннем рассмотрении одной из актуальных форм современного средового проектирования на основе учета культурно-исторического фактора — принципа регенерации предметно-пространственных структур исторического ядра Москвы. В теоретическом плане это позволяет дополнить и расширить раздел теории дизайна, посвященный взаимосвязи традиционной культуры и дизайнерского проектирования, развивая представления о соотношении дизайна и архитектуры. В научно-методологическом смысле обосновываются эсте-тико-культурологические принципы формирования дизайнерского оборудования исторической среды. В проектно-методическом плане обеспечиваются целенаправленное применение принципа регенерации как нетрадиционного подхода к дизайн-проектированию средовых объектов. В проектно-прогностическом отношении становится возможной активизация историко-культурной ценности и социальных качеств центра Москвы в условиях современной жизни методами сре-дового дизайна.
Научное значение исследования, заключается в планомерном раскрытии необходимой доли преемственности целей, задач и методов дизайна, их глубокой внутренней связи с традициями художественного и архитектурного творчества предшествующих веков. Раскрытие значения эстетико-философских, религиозных, градостроительных и прочих концепций формирования центра Москвы в прошлом, настоящем и будущем.
Научные результаты исследования могут быть использованы при разработке методики проектирования объектов городского дизайна, в предпроектных исследованиях, в практике и экспертизе дизайна, а также в процессе подготовки профессиональных кадров дизайна.
Апробация работы. Материалы диссертации доложены и обсуждены на заседаниях кафедры Коммуникативного дизайна МГХПУ им. С.Г.Строганова, на научно-практических конференциях аспирантов, студентов и профессорско-преподавательского состава МГХПУ им. С.Г.Строганова, в публикациях и монографии «Городской дизайн».
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема дизайна исторически сложившейся городской среды"
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе рассмотрена специфика места и роли дизайна в процессах формирования, развития и функционирования исторически сложившейся городской среды; выявлены актуальные профессиональные проектные подходы в анализе и оценке сложившейся ситуации; проведен поиск дизайнерских средств способствующих достижению естественной целостности городской среды.
1. Выявлены и рассмотрены основные существующие принципы включения продуктов дизайна в исторически ценную городскую среду: принцип цитатности; принцип неполной формы; принцип фирменного стиля; принципы сценарного моделирования процессов взаимодействия дизайна и архитектуры в городской среде.
Эти принципы являются не автономно существующими законами, диктующими ту или иную частную методу проектирования, а представляют собой последовательные системы закономерностей выстроенных в иерархическом порядке и пронизанных живой человеческой деятельностью. Историческая среда обуславливает применение театрализованных элементов и форм поведения, заложенных в принципах сценарного моделирования, обеспечивающих взаимодействие внутренних процессов происходящих в городской среде на системном уровне и направленных на поддержание временного фактора. Все это определяет необходимость осторожного обращения с исторической средой и необходимость постоянного контроля за осуществляемыми в там процессами, со стороны специалистов.
2. Проведен сбор и анализ визуального материала по современному состоянию дизайнерского слоя исторически сложившейся городской среды. Отмечено, что исследование проблем городского дизайна на протяжении последних 20-30 лет претерпело ряд трансформаций и изменений. Как показывает опыт последних 4-5 лет информационно-коммуникативные аспекты становятся лидирующими в современной городской среде.
Прежде всего, изменения коснулись определения специфики городского дизайна в общей структуре проектной деятельности. Начало систематического изучения теоретических, художественных и культурно-экологических проблем городского дизайна связано с созданием в 1970-х годах специального подразделения городского дизайна в стенах ВНИИТЭ, с проектными семинарами как регионального, так и международного характера. Со стороны архитектуры также был целый ряд проектов, направленных на поиск контакта с дизайном, разработку микропространств городской среды. В сфере экспериментального дизайна (опыт Сенежской студии) прорабатывалась на проектном уровне концепция моделирования городской среды как особого культурного пространства.
В поисках специфики самого предмета городского дизайна была высказана идея о технологической природе городского дизайна. При этом «технология» понималась достаточно широко — как технология жизни горожанина вообще (Е.В. Асс, сборник трудов ВНИИТЭ, № 29), включая не только бытовые процессы, но и информационные структуры, культурную память и т.д. В последующие годы эта концепция дополнялась социально-культурными и экологическими факторами.
Информационная и коммуникативная часть городского дизайна оказывается наиболее динамичной, развивающейся в настоящее время. В той или иной степени с коммуникативными, информационно-графическими структурами оказываются связанными как классические виды и типы элементов городского дизайна, так и объекты, становящиеся результатом применения перспективных стратегии проектирования: сценарного моделирования, регенерации и т.д.
3. Предпринято детальное исследование проектного опыта кафедры «Коммуникативный дизайн» по теме «Дизайн для города» накопленного в период с 1990 по 2000 гг. Изученный материал систематизирован и опубликован в книге «Городской дизайн».
Выявлено, что практика реального и учебного проектирования, а так же законы непосредственной проектной деятельности в городской среде, основанные на практических требованиях и фактических возможностях, подтверждают влияние теоретических представлений на характер, направленность и критерии оценки проектной деятельности.
Типология объектов студенческого дизайна, показывает насколько школа дизайна стремится уловить естественные потребности изменяющегося городского организма. Студенческий дизайн — это как корпус быстрого профессионального реагирования. Специфика разрабатываемых проектов характеризует как реальный типаж объектов в городской среде, так и уровень современного профессионального осознания дизайнерами проблем городской среды.
4. Выявлено, что методика проектирования предполагает смещение основного интереса с объекта на процесс проектирования, на разработку модели проектирования, приложи-мой к широкому кругу проектных задач.
Методическое ядро исследования — раздел «Метод регенерации городской среды», где обозначено движение от реставрации, реконструкции и реабилитации городской среды к ее регенерации, дается определение последней и намечается подход к ее осуществлению.
Учебные проекты, отмечая факт реализации в материале образования новых научных данных о развитии городской среды, вместе с тем демонстрируют сложность подготовки методической работы на основе общей идеи, поскольку приведенные проблемные материалы и проекты появились раньше, а концепция регенерации городской среды — позже. Определение методической проблемы, подтверждает необходимость методической работы и важность постоянного обращения к методике в естественном режиме обучения и проектирования, полученные таким образом результаты, позволяющие совершенствовать учебный процесс и учебное проектирование, будут накапливаться и давать кумулятивный эффект.
5. Выработано представление о принципе регенерации городского организма методами дизайн-проектирования. Принцип регенерация — одна из актуальных стратегий проектирования в рамках средового подхода, связанная со спецификой проблем дизайна в исторически сложившейся городской среде.
Под регенерацией понимается способность отдельного объекта или города в целом к восстановлению исходных качеств саморегуляции и реагированию на новые запросы. Создание условий, необходимых для появления подобного регенерирующего организма требует обращения к рефлексии, осмыслению, поиску знаков культурной ориентации. Предложены два взаимодополняющих способа рефлексии: поиск художественно-функционального смысла вещи, ансамбля, города и описательный способ эволюционного формообразования на основе архивных данных.
Указано на необходимость учета при проектировании и регенерации предметно-пространственной среды исторической части Москвы всех условий и факторов, повлиявших на формирование ее образа и морфологических структур. От этно-конфессиональных и культурных норм и ценностей, до местного уклада жизни и архитектурно-градостроительных особенностей.
По теме исследования опубликованы следующие работы:
1. Средовой дизайн: символика Москвы и проблема преемственности городской культуры. // Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГХПУ, 1997. С. 137-142.
2. Проблемы дизайна городской среды. Выступление на 49 научной конференции аспирантов и студентов МГХПУ им. Строганова. 21.04.97.
3. Дизайн, городская культура и историческая память. Выступление на 50 научно-практической конференции аспирантов, студентов и профессорско-преподовательского состава МГХПУ им. Строганова. 21.04.98.
4. Культурная память города. // Журнал «Союз дизайнеров» №2, 1998. С.11-12. Иллюстрации.
5. Городской дизайн. М.: Кафедра «Коммуникативный дизайн» МГХПУ им. Строганова, 1999. 96 страниц, иллюстрации.
6. Про вывеску. Выступление на 51 научно-практической конференции аспирантов, студентов и профессорско-преподовательского состава МГХПУ им. Строганова. 25.03.99.
7. Вывеска в историческом городе. Находится в печати.
8. Акция в ГУМе — моделирование средового поведения. Находится в печати.
Заключение
Каждый город обладает своей самобытностью, которая определяется не только его возрастом и функционально -морфологическими признаками, но и укладом жизни и духовным развитием горожан во всей их полноте и сложности. Чем глубже духовность, тем больше самобытности. Процессы деградации городской среды активизирующиеся в неблагоприятные моменты развития общества, когда город лишается на длительный срок должного к себе внимания и теряются ценностные ориентиры, становится особенно важно найти правильную точку отсчета и, найдя ее, спокойно продумать и осознать связь прошлого с настоящим и с грядущим. Знание дизайнером эстетических концепций на основе которых возник и развивался город является пунктом отсчета необходимым в процессе формирования критериев обеспечивающих адекватность дизайнерских объектов включающей их среде.
Одним из основных принципов русской традиционной городской культуры является традиционализм, придающий всей городской системе внутреннюю стабильность. Вместе с тем, исторический город — это развивающийся организм. Изменяется дух времени, система значений и ценностей городской среды, а вместе с ними и средовой контекст. В культурной памяти города сохраняются структурные изменения среды и преобразуются в культурно-исторический потенциал необходимый для дальнейшего развития. Это определяет временной фактор развития городской среды, приведший, в свое время, к необходимости появления дизайнерского слоя в городе и регулирующий напластование эпох и их взаимное проецирование.
Список научной литературыСазиков, Алексей Владимирович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Александров Ю.Н. Москва. Диалог путеводителей. М.: Московский рабочий, 1982.
2. Ангелов В.Д. Дизайн в эстетическом формировании городской среды. Автореф. дис. . кандид. искусствоведения. М.: МВХПУ, 1980.
3. Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX века. Анализ теоретических концепций.
4. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987.
5. Архитектура и строительство Москвы. М.
6. Архитектурное наследство. № 42. М. 1997.7. Архитектурный вестник. М.
7. Архитектура в истории русской культуры: Сборник научных трудов. М.: НИИТАГ, 1996.
8. Бандорин В.Т. Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды. Автореф. дис. . кандид. искусствоведения. СПб, 1994.
9. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986.
10. Беккер А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие. М., 1987.
11. Бестужев-Лада И.В. В преддверии Страшного Суда или Избежим ли предреченного в Апокалипсисе? М. Физкультура, образование и наука, 1996.
12. Бондаренко И.А. Средства создания архитектурно-художественного единства в русском градостроительстве XVI века (на примере центрального ансамбля Москвы). Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1980.
13. Будина С.Р. и Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. М.: Наука, 1989.
14. Бучка А.М. Колористика исторической Москвы XVIII-XX вв. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1989.
15. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Мысль, 1995.
16. Высоковский A.A. и Каганов Г.З. Городская среда: проблемы существования. М.1990.
17. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984.
18. Глазычев B.JI. Архитектурное творчество и организация архитектурного проектирования. Автореф. дис. . док. архитектуры. М., 1978.
19. Глазычев B.JI. Организация архитектурного проектирования. (вопросы теории). М.: Стройиздат, 1977.
20. Городская среда. Материалы научной конференции. М.: ВНИИТАГ, 1989.
21. Городская среда. Дизайн. Архитектура: Сборник научных трудов. В двух частях. М.: ВНИИТАГ, 1990.
22. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. М.: Издательство Ладья, 1995.
23. Грац Р. Город в Америке: жители и власти. М.: Издательство Ладья, 1995.
24. Гуляницкий Н.Ф. Древнерусское градостроительство X-XYII вв. В 4-х томах. М. Стройиздат, 1993.
25. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. М.,1989 (Труды ВНИИТЭ. Серия Техническая эстетика: Вып.58).
26. Гумовский листок. №1. М., 3 сентября 1999 г.
27. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984.
28. Декоративное искусство СССР. М.
29. Дизайн. Сборник научных трудов. Вып. 4. М.: НИИ-ТИИИ PAX, 1996.
30. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник. Под общей редакцией С.М. Михайлова. Казань: ДАС, 1994.
31. Дизайн городской среды. Типологические аспекты. М.,1984 (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; вып.44).
32. Дизайн и архитектура. М.: Знание,1984.
33. Дизайн и город. М.,1988 (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика: Вып.57).
34. Дизайн и городская среда. Общие вопросы искусства: Научный реферативный сборник. Вып.З. М.: Информкульту-ра, 1982.
35. Дизайн и искусствоведение: Сборник научных трудов: Вып. 1. М.: МГОПУ, 1995.37. Дизайн-ревю. М.: СД РФ.
36. Добрицына И.А. Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города. Автореф. дис. . кандид. искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 1985.
37. Еремин. Б.К. Архитектурно-планировочные регламентации и проблема преемственности в развитии города. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1987.
38. Заева З.А. Опыт исследования «средового искусства» городских центров. Автореф. дис. . кандид. искусствоведения. М.: МВХПУ, 1991.
39. Иванов А.Б. Третий Рим. Русь XIV-XVII вв. М.: Книга и бизнес, 1996.
40. Иванова И.Г. Основные направления развития градостроительной теории в России XIX века. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. МАРХИ, 1987.
41. Иконников A.B. Реконструкция центров крупных городов. М., 1985.
42. Иконография архитектуры. Сборник научных трудов. М.: ВНИИТАГ, 1990.
43. Историко-культурное наследие: сохранение, освоение и использование. М., 1989.
44. Кириченко Е.И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX начала XX века. Дис. в форме науч. доклада . док. искусствоведения. М.: МАРХИ, 1989.
45. Коллекция поэта. Каталог собрания Р.Рождественского. М.: ГНИМА им. Щусева, 1999.
46. Колодный JI.E. Хождение в Москву. М.: Московский рабочий,1990.
47. Коробова Г.В. Архитектурно-ландшафтная организация пешеходных пространств на основе сценарного подхода. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1990.
48. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. М.: Сол систем, 1994.
49. Культура города: Проблемы качества городской среды: Сборник научных трудов. М.: ВНИИТАГ, 1986.
50. Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М.: Московский рабочий, 1989.
51. Лаврентьев А.Н. Дизайн-клуб. Курсовые проекты студентов 4 курса. М.: МГХПУ, 1998.
52. Лаврентьев А.Н. Московский проект или 7x2 вариации на тему пустыря. Курсовые проекты студентов 5 курса кафедры «коммуникативный дизайн». М.: МГХПУ, 1999.
53. Лаврентьев А.Н. Традиции и эксперимент в отечественном дизайне 1920-х 1990-х годов. Дис. в виде научн. доклада . док. искусствоведения. М., 1996.
54. Jle Корбюзье. Планировка города. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933.
55. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.
56. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблема семиотики города. // Ученые записки Тартусского государственного университета. Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам XVIII века. Тарту: ТГУ, 1984.
57. Маликов A.A. Метрические закономерности формирования ансамбля древнерусского города XV-XVII вв. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1986.
58. Методика художественного проектирования. М.: ВНИИТЭ, 1978.
59. Методика художественного проектирования. Дизайн-программа. М.: ВНИИТЭ, 1987.
60. Михайлов С.М. и др. Градостроительное проектирование. Учебное пособие. Казань.: КХТИ, 1985.
61. Мокеев Г.Я. Москва священная//Мир Божий. № 1, 1998.
62. Москва 850 лет. В 2-х томах. (Под общей редакцией В.А.Виноградова). М.: Московские учебники, 1996 г.
63. Москва златоглавая в старых фотографиях и гравюрах. М.: Планета, 1989.
64. Москва на старинных открытках. М.: Скорпион, 1992.
65. Московская школа дизайна, М.: ВНИИТЭ,1992.
66. Национальные традиции архитектуры России. Тезисы научной конференции. М.: ВНИИТАГ, 1992.
67. Нечаева Т.С. и др. Методические рекомендации по формированию городской среды. Киев, 1990.
68. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. М.: ВНИИТЭ, 1989.
69. Павловская Е.Э. Социокультурный аспект формирования предметно-пространственной среды отдыха и общения людей пожилого возраста на городских придомовых территориях. Автореф. дис. . кандид. искусствоведения. М.: ВНИ-ИТЭ, 1985.
70. Памятник в контексте культуры. Сборник научных трудов. М.: ГНИМА им. Щусева, 1991.73. Памятники Отечества. М.
71. Пастухов A.B. Концепция символического каркаса городской среды. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1989.
72. Писарский И.В. Реабилитация общественных пространств исторического центра (на примере Москвы). Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1990.
73. По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям. Под редакцией Н.А.Гейнике, Н.С.Елагина, Е.А.Ефимовой, И.И.Шитца. М.: Издание М. и С.Сабашниковых, 1917.
74. Проблемы больших городов. Вып.15. М., 1986.
75. Проблемы дизайна городской среды. М., 1981. (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика: Вып. 29).
76. Проблемы формирования дизайн-программ. М., 1982. (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика: Вып. 36).
77. Пруцын О.И., Рымашевский Б, Борусевич В. Архитектурно-историческая среда. М.: Стройиздат, 1990.
78. Реклама и дизайн на улицах Москвы. М.: Вортекс, 1996.
79. Ручинская Т.В. Объемно-пространственная структура Москвы конца XVIII первой половины XIX веков и ее связь с природным ландшафтом. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1996.
80. Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство ХУН-Х1Х веков. М.: Стройиздат, 1987.
81. Салмин Л.Ю, Моделирование средовой ситуации и городской дизайн. Автореф. дис. . кандид. искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 1984.
82. Синтез искусств и художественная культура. Сборник научных трудов. М.: МХПИ, 1995.
83. С любовью и тревогой. Статьи. Очерки, Рассказы. М.: Советский писатель, 1990.
84. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.
85. Современный подход к реконструкции исторических городов. Концепция. Под общей редакцией А.С.Щенкова. М.: ВНИИТАГ, 1991.89. Союз дизайнеров. М.
86. Стародубцева Л.В. Особенности формирования городской застройки в русской архитектуре второй половины XIX века. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1992.
87. Сторожев Н.Г. Формирование предметно-пространствен-ной среды малоэтажной жилой застройки города. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1999.
88. Сырыщева Н.В. Дизайнерские принципы формирования игровой среды для детей на придомовых территориях (на примере новых районов города Москвы). Автореф. дис. . кандид. искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 1985.
89. Теоретические и методические проблемы художественного конструирования комплексных объектов. М., 1979. (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика: Вып. 22).
90. Техническая эстетика. М.: ВНИИТЭ.
91. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что — плохо. М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.
92. Футуродизайн 89. М.: ВНИИТЭ,1990.
93. Харитонова З.В. Пешеходные улицы в исторически сложившейся среде города. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1988.
94. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. М.: Ладомир,1996.
95. Щенков A.C. Структура русских исторических городов и система градостроительных ориентиров. Автореф. дис. . кандид. архитектуры. М.: МАРХИ, 1980.
96. Щенков A.C. Теоретические основания анализа культурной ценности архитектурного наследия (в сфере реконструкции реставрации памятников архитектуры). Диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры в форме научного доклада. М.: НИИТАГ, 1995.
97. Хейдметс М.Э. Социально-психологические факторы формирования пространственной структуры жилой среды. Автореф. дис. . кандид. наук. М.: 1989.
98. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М.: Стройиздат, 1990.
99. Brune W. Die Stadtgalerie. Ein Beitrag zur Wiederbelebung der Innenstädte. Frankfurt/N.Y.: Campus, 1996.
100. Lavrentiev A., Nazarov J. Russiches Design. Tradition und Experiment, 1920-1990. Berlin: Ernst & Sohn, 1995.-
101. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ГОРОДА
102. МЯСНИЦКАЯ УЛИЦА Вид от площади Мясницких ворот в Вид от площади Мясницких ворот всторону Лубянской площади сторону Садовой
103. Мясницкая улица. Справа — дом И.И.Юшкова, ^Щлева—двор почгампта. Гравюра середины XIX в.по акварели И.И.Шарлеманя.
104. Вид мясницкой улицы от Мясницких ворот в сторону Садовой (1910-е гг.)
105. Дейнека А.А. Высшие художественно-технические мастерские на Мясницкой. 1921г.1. Лист 46. Линогравюра.
106. Тургеневский ряд на Мясницкой. 1998 г.
107. Вид Мясницкой улицы от Мясницких ворот в сторону Садовой (1998 г.)
108. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ГОРОДА11. Г : , ■о