автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Дизайн в современном социокультурном пространстве

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Коломоец, Глеб Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Дизайн в современном социокультурном пространстве'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Коломоец, Глеб Павлович

Введение

Глава 1. Дизайн: терминология, генезис, структура, современное состояние ;

1.1 .Терминология, генезис и структура дизайна

1.1.1 .Семантический объем термина «дизайн»

1.1.2.Истоки и современное состояние дизайна

1.1.3.Объекты, субъекты, процессы и конечные результаты дизайна

1.2.Современное состояние отечественного дизайна

1.2.1 .Выразительные средства дизайна

1.2.2.Виды дизайна

1.2.3.Анализ востребованности художников-дизайнеров на рынке труда :

Глава 2. Мировоззренческий и культуротворческий потенциал дизайна

2.1. Дизайн как метод проектирования социокультурного пространства 75 2.1.1 .Дизайн и предметно-пространственное окружение человека

2.1.2. Место дизайна в структуре видов художественного творчества

2.1.3. Дизайн в современной мировоззренческой, информационной и социокультурной парадигме развития общества

2.2.Воздействие дизайна на организацию социокультурного пространства

2.2.1. Функции дизайна в социокультурном пространстве

2.2.2. Внешние и внутренние противоречия дизайна

2.2.3.Развитие творческой индивидуальности художника-дизайнера как способ их разрешения

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Коломоец, Глеб Павлович

i

Актуальность исследования. Возникновение дизайна обусловлено I противоречием между промышленным производством и искусством, снижению остроты: которого способствовало эстетическое оформление предметно-пространственной среды человека. Промышленный характер производства, быстрое заполнение жизненного пространства орудиями труда, средствами передвижения, бытовыми приборами и механизмами, предметами интерьера, а также растущая урбанизация и технологизация общественной жизни в XX веке предопределяют возрастание и социального значения дизайна. Дизайн стремительно вторгается в производство, в быт граждан. Своими действиями, способами, методами, дизайнер преследует цель не просто рационально обустроить локальный фрагмент пространства, но и наполнить его смыслами, символами и ценностями, выраженными в художественном образе.

В последние i десятилетия выразительные возможности дизайна многократно умножились в результате перехода от моностилевой к полистилевой культуре, снятия идеологических штампов и запретов. Новые технологические возможности, компьютерные программы, синтетические материалы значительно модернизировали и расширили амплитуду выразительных средств художника-дизайнера. Дизайн активно используется в качестве метода в других видах искусства (кино, телевидение, фотография, музыка и т.д.). Поэтому методы дизайна, связывающие потребительские и эстетические качества предметов, предназначенных для непосредственного использования человеком, с их оптимальной структурой и технологией изготовления, начинают оказывать определенное воздействие на решение важных социальных проблем, таких как повышение качества жизни, культура труда и производственных отношений, культура потребления, гармонизации, эстетизации быта и создание благоприятного психологического климата для людей. Но встроенность в систему рыночных отношений, зависимость художника от требований заказчика, вкусов публики, моды, господствующих стилевых направлений предопределяет внутренние противоречия дизайна. Сегодня дизайнерские объекты зачастую характеризуются изменяемостью, ощущением непостоянства и быстрого старения формы, обращения к потребителю и его непосредственной реакции, следованием моде, порождаемым нестойкими художественными веяниями, что приводит не к глубоко продуманным решениям, а к поверхностным и некритичным заимствованиям.

Широкое распространение дизайна, равно как и подстерегающие его опасности внутренних противоречий, неразделимо связаны друг с другом. Вот почему творчество дизайнера приобретает подчас философское значение: в своей деятельности он оперирует знаками и символами, воплощающими «дух цивилизации». Его деятельность способствует сложению нового языка предметно-пространственной организации. Именно это противоречие между растущей социальной значимостью дизайна, социокультурной миссией и его внутренней конфликтностью послужило отправной точкой ; диссертационного исследования, определило его актуальность.

Степень разработанности темы. В настоящее время опубликовано большое количество работ, посвященных изучению дизайна. Проблематика дизаина рассматривается в отечественной и зарубежной литературе в разных контекстах и с использованием разных подходов к исследуемому феномену, выходит на множество смежных с ним направлений искусства, областей знания, степень разработанности которых существенно влияет и на степень разработанности проблем дизайна.

Традиционно дизайн изучается культурологами, искусствоведами, рассматривающими его как специфический вид искусства, наряду с изобразительным, декоративно-прикладным искусством, архитектурой и ремеслами (Ю.В.Алексеев, Ю.А.Арбат, Ж.Гассио-Таламбо, С.С.Гольдентрихт, 3:И.Гершкович, А.Ф.Еремеев, А.М.Кантор, А.Я.Зись, О.И.Нестеренко, Г.Н.Поспелов, и другие авторы). Теория дизайна, предполагающая изучение его общих закономерностей, специфических особенностей, видов, функций, выразительных возможностей, современного состояния, исследуется в промышленной эстетике - области научных исследований, образовавшейся на стыке философии, эстетики, антропологии, эргономики, истории техники и технологии. Но теория дизайна как таковая еще не сложилась окончательно. Многомерные связи дизайна, его зависимость от используемых материалов, конструктивной формы и технологии ставят вопрос о разработке собственной теории (П.Валери, Г.Ватерман, Н.В.Воронов, Е.В.Жердев, И.А.Маца, Г.Н.Поспелов, Д.В.Сарабьянов, С.М:Теремин, В.В.Федоров и другие).

Разработана методика дизайна как направления, рекомендующего уже апробированные приемы и методы, выразительные возможности и стилевые направления дизайна, а также педагогические аспекты его преподавания в средних профессиональных и высших учебных заведениях (А.Д.Алехин, Г.Е.Тарасевич, О.И.Нестеренко, В.Ф.Маркузон, Д.В.Сарабьянов, В.Д.Синюков и другие авторы).

Теоретики-искусствоведы неоднократно подчеркивали социальное значение дизайна, отмечали его воспитательную, культурную, гедонистическую и другие функции. Но рассмотрение дизайна с позиции социокультурного подхода как особого социокультурного феномена, выполняющего мировоззренческую и культуросозидательную миссию, еще не было предметом специального исследования, что и определило предмет диссертационного исследования.

Объект исследования - дизайн как социокультурный феномен, служащий средством преодоления противоречия между искусством и промышленным производством.

Предмет исследования является возрастание социокультурного значения дизайна.

Гипотеза исследования заключалось в том, что в современную эпоху господства мировоззренческой платформы постмодерна некоторые виды искусства, в частности дизайн, выходят на первый план, начинают выполнять важные социальные функции и оказывать влияние на общество в целом.

Цель исследования - разработка, теоретическое и эмпирическое обоснование возрастания социокультурного предназначения дизайна, выявление тенденций и противоречий, служащих движущей силой его развития.

Задачи исследования: проследить истоки возникновения дизайна и социальные причины, вызвавшие его появление; рассмотреть семантический объем термина «дизайн»; рассмотреть современное состояние дизайна, его виды, структуру, выразительные возможности и стилевые направления; определить важнейшие социальные функции дизайна и его воздействие на организацию социокультурного пространства; изучить социокультурные условия и факторы развития дизайна; выявить внешние и внутренние противоречия дизайна в социокультурном пространстве и рассмотреть способы их решения. определить степень распространения дизайна на отечественном рынке услуг и востребованность профессии художника-дизайнера;

Научная новизна исследования заключается в многомерном подходе к рассмотрению дизайна как социокультурного феномена, не только в его узком значении как художественного проектирования, но и в широком значении как метода организации предметно-пространственной среды человека. Показано, ! что возникший как движение за возрождение ценностного подхода к предметно-пространственному окружению, дизайн в современную эпоху оказывается наиболее значимым в социальном плане, поскольку усиление тенденций динамизации, фрагментарности, полиморфности социальных процессов соответствует природе, внутренней структуре и ценностям дизайна.

Выявлена социокультурная миссия дизайна. В диссертационной работе утверждается,; что художественно-проектная деятельность начинает играть все большую роль в современном обществе, участвуя в формировании социальной среды, ее коммуникативных процессов, обеспечивающих связь между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и вещью. Определены важнейшие социальные функции дизайна: | технологическая, эргономическая, рекламная, гедонистическая, социализации, развития художественного вкуса, эстетическая. Проведенное исследование подтвердило значимость продуктов дизайна, высокий спрос на художников-дизайнеров на рынке труда, а также количественный рост дизайнерских фирм, что в целом характеризует востребованность деятельности дизайнеров в современном российском обществе.

Проанализировано современное состояние отечественного дизайна, его виды, структура, выразительные возможности и стилевые направления. Проведено исследование степени социальной востребованности отдельных видов дизайна на рынке услуг, где лидирующее место занимает графический дизайн, дизайн интерьера, дизайн фирменного стиля предприятия при некотором отставании промышленного дизайна, дизайна одежды, ландшафтного и т.д.

Определена специфика дизайна как вида искусства, обусловленная прикладным характером промышленного конструирования и массового производства, наличием множества объектов, нуждающихся в эстетическом оформлении, трех субъектов (заказчика, коллективного потребителя и художника-дизайнера), собственных выразительных средств, используемых в процессах деятельности.

Выявлены внутренние и внешние противоречия дизайна. Внутренние противоречия обусловлены соотношением глобальности/локальности сферы применения дизайна, j встроенностью этого вида деятельности в рыночные отношения, ограниченностью творческой свободы художника-дизайнера в проявлении своей индивидуальности. Внешнее противоречие заключается в возрастающей степени влияния на общество и противоречивости самого дизайна. Показано, что разрешение внешних и внутренних противоречий дизайна возможно путем предоставления большей творческой свободы художнику-дизайнеру, развитием его личностных качеств, яркой индивидуальности.

Теоретическая \ значимость заключается в научном обосновании роли и места дизайна в современном социуме, его предметно-пространственной ! организации, его мировоззренческого и культуротворческого потенциала, определении его деятельностной структуры, выявлении внутренних противоречий, служащих движущей силой его развития, степени влияния на социальные процессы.

Методологическая база исследования. Дизайн как социальное явление возник в определенную эпоху, детерминирован соответствующими факторами и обстоятельствами социального характера. Поэтому он опирается на фундамент - совокупность научных знаний в области философии, социологии, психологии, физиологии человека. Они обеспечивают художника-дизайнера знаниями в области организации предметного мира ; человека, развития вкусов и предпочтений, потребительских настроений населения.

Методологическую базу исследования составили научные труды ученых, посвятивших свои исследования вопросам творчества, таких как

Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонов, А.Ф.Лосев, А.Я.Пономарев, А.Г.Скрипкин, П.А.Флоренский и др.

Обозначенная в данном исследовании проблема сопряжена с научным осмыслением аксио-систем духовно-пространственных основ развития личности, которые освещены в различных отраслях философской мысли (С.Ф.Анисимов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган и др.), эстетике (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович и др.), искусство -знании (М.М.Бахтин, А.И.Буров, Д.С.Лихачев и др.), общей и художественной психологии (К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.), теории психологической : индивидуализации личности (В.С.Мерлин, К.А.Абульханова-Славская, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев, Э.М.Шостром, К.Г.Юнг и др.).

Методологической основой диссертации являются и философские исследования проблемы пространственного окружения человека, ее новое видение в условиях постмодерна (Ж.Деррида, Ж.Ф.Лиотар, М.Фуко, Х.Уайт, Ж.Лакан, Ж.Бодрийяр и др.). Изучение универсальных культурологических процессов, используемый в диссертации социокультурный подход, позволили опереться на работы культурологов - Ф.Тенбрука, АИ.Арнольдова, И.Г.Хангельдиевой, Л.П.Буевой, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана и др.

Теоретическая ; и эмпирическая база исследования основаны на ведущих принципах естественнонаучного подхода и общенаучных принципах: системности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности. Системно-структурный подход предполагает структурное изучение дизайна как сложного объекта, анализ всех его компонентов, их взаимосвязи с позиций содержания, структуры, форм проявления, выразительных возможностей. Деятельностной подход предполагает рассмотрение дизайна с точки зрения особенностей осуществляемых процессов в единстве с пониманием уникальности личности профессионала, его творческой свободы в проявлении своей индивидуальности.

Для решения этих проблем использовался комплекс методов, включающих изучение философской, культурологической, искусствоведческий литературы, конкретно-социологического исследования (опросы), а также количественного и качественного анализа первичной информации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ семантического наполнения термина «дизайн» позволил сформировать многомерное его понимание: в узком смысле - как художественного проекта изделия (локального фрагмента пространства) - и в широком смысле - как среды, полностью спроектированной и постоянно обновляемой; как деятельности - с выделением специфических объектов проектирования, субъектов (в качестве которых выступают заказчик, коллективный потребитель, художник- дизайнер), процессов и результата - собственно художественного проекта; как специфического | метода организации предметно-пространственной среды, пронизывающего все сферы деятельности человека, связывающего потребительские и эстетические качества предметов с их оптимальной структурой, технологией изготовления и средой.

2. В узкой трактовке термина, конечный продукт дизайна -художественный проект - воплощает в себе художественный образ, заключающий определенные эстетические отношения человека к обществу, человека к природе, человека к человеку, человека к вещи. Следовательно, он является видом искусства, развивает совокупность выразительных средств, применяемых комплексно для усиления «пространственности» и «вещности» предметно-пространственной среды человека. ; Смежные с дизайном виды искусств - области художественного i формирования предметно-пространственного мира и человека - архитектура, художественные ремесла, декоративно-прикладное искусство. Дизайн же отличается от них своей встроенностью в промышленную технологию и рыночные отношения. Расширительная же трактовка дизайна затрудняет четкое определение его места в структуре видов искусств. Как метод художественного конструирования и проектирования он успешно используется во многих видах искусств.

3. Как вид искусства дизайн не может быть представлен как целостный феномен. Внутренне он разноречив, мозаичен, имеет более динамично развивающиеся и | социально востребованные направления. Наиболее востребованы графический дизайн, дизайн интерьера, дизайн фирменного стиля предприятия (включая рекламный дизайн).

4. Трактовка дизайна в широком смысле выводит его за рамки только утилитарного назначения, наделяя его более важными социальными функциями - организации, упорядочения, гармонизации общественной жизни. Дизайн своими средствами начинает оказывать определенное воздействие на решение таких социальных проблем, как повышение качества жизни, культуры производства и производственных отношений, культуры потребления, эстетизации быта и создания благоприятного психологического климата для людей.

5. Среди тенденций, оказывающих наиболее влияние на развитие дизайна, -постмодерн как мировоззренческая платформа и принцип художественного мышления; виртуализация как следствие активного внедрения в производство и быт компьютерных технологий; массовая культура как результат активного проникновения рыночных отношений в сферу художественного производства. В результате активного позиционирования указанных тенденций общество трансформируется в сторону большей минимизации, камернизации, фрагментарности, полиморфности при одновременном снижении интереса к видам искусства, требующим большого эмоционального и интеллектуального напряжения. Дизайн весьма органичен и созвучен идеалам, f общественным настроениям сегодняшнего дня, поэтому он становится доминантой эпохи, одним из ярких ее выразителей, компенсируя дискомфорт, связывая, эмоционально и эстетически облагораживая фрагменты предметно-пространственной среды человека. 6. Возрастание требований общества к дизайну усложняет его функции, а встроенность в рыночные отношения приводит к несоответствию с I объемом творческой свободы художника-дизайнера для их реализации. Проблема индивидуальности художника в дизайне имеет особую специфику, обусловленную прикладным характером промышленного конструирования |и массового производства продуктов дизайна, множественностью объектов, субъектов, подверженностью влияниям потребительского спроса, рынка сбыта, моды, стиля и т.д., давлеющими над художником.i Реализовать возрастающие социальные функции дизайна может только яркая творческая личность, не впадающая в зависимость от стиля, вкусов публики, моды, пристрастий заказчика. Поэтому особую I важность в разрешении внутренних конфликтов дизайна приобретает проблема формирования творческой индивидуальности художника- дизайнера в процессе его обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялось в публикациях автора, выступлениях на научно-практических конференциях, в частности, таких: «Современная культурология: предмет, методология, методика» (Краснодар, 2002), «Развитие социально-культурной среды Северо-Кавказского региона» (Краснодар, 2002), на вторых Кайгородовских чтениях (Краснодар, 2002), а также в педагогической практике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн в современном социокультурном пространстве"

Выводы ко 2 главе:

Таким образом, деятельность дизайнера направлена на предметно-пространственное окружение человека. Вторгаясь своими действиями, способами, методами! в пространство, в его локальный фрагмент, комбинируя в нем «вещный ансамбль», дизайнер преследует цель не просто его рационально обустроить, но и выразить с помощью цвета, формы, композиции тончайшие переживания человеческой жизнедеятельности, наполнить его смыслами, символами и ценностями, выраженными в художественном образе.

Дизайн возник исторически как противовес усиливающейся технологизации и урбанизации социальной жизни, как способ сгладить противоречия, вызванные засильем машинной техники. Современные условия значительно изменились, вызвав определенные изменения в степени востребованности произведений искусства вообще и дизайна, в частности. Социальные условия, оказывающие влияние на развитие дизайна, весьма неоднозначны и могут быть охарактеризованы различными, порой даже противоположными по направленности тенденциями. Среди них наибольшее влияние оказывают постмодерн как мировоззренческая платформа и принцип художественного мышления; виртуализация как следствие активного внедрения в производство и быт компьютерных технологий, не только рационализующих производственные процессы, но и своей спецификой трансформирующих мыслительные процессы; массовая культура как результат активного проникновения рыночных отношений в сферу эстетического творчества, влекущий за собой производство художественных ценностей поточным методом. В результате активного позиционирования указанных тенденций общество трансформируется в сторону большей минимизации, фрагментарности, полиморфности, одновременно наблюдается снижение интереса к великому, уникальному и неповторимому, требующему большого эмоционального и интеллектуального напряжения. Эти черты эпохи воплощают в себе современные специфические виды деятельности и их продукты, наиболее соответствующие указанным чертам, доминирующим в обществе. Дизайн весьма органичен, созвучен идеалам и общественным настроением сегодняшнего дня, ибо фрагментарность, мозаичность, камернизация, визуализация, клиповость и т.д. соответствуют природе дизайна. В результате дизайн становится доминантой эпохи, одним из ее ярких выразителей, компенсируя дискомфорт современной среды, эмоционально и эстетически облагораживая фрагменты предметно-пространственной среды человека.

Сегодня весь окружающий человека мир может служить объектом внимания художника-дизайнера. Поэтому в основе современной мировой теории и практики дизайна лежит концепция его как среды, полностью спроектированной и постоянно обновляющейся, как глобальный метод организации мирового пространства. Такая трактовка дизайна выводит его за рамки только утилитарного назначения, наделяя его более важными функциями организации, упорядочивания, гармонизации общественной жизни. Таким образом, методы дизайна, связывающие потребительские и эстетические качества предметов с их оптимальной структурой и технологией изготовления, начинают оказывать определенное воздействие на решение таких важных социальных проблем, как повышение уровня качества жизни, культуры производства и производственных отношений, культуры потребления, эстетизации быта и создания благоприятного психологического климата для людей.

Такое масштабное воздействие дизайна на общество ставит перед системой профессиональной подготовки дизайнеров проблему воспитания чувства социальной ответственности у будущих специалистов, которое в художественном творчестве выражается в проявлении яркой творческой индивидуальности, ограниченной этическими и эстетическими рамками. С одной стороны, обустраивая пространство, дизайнер выступает философом, психологом, социологом пространственной среды, а с другой вынужденный решать узкие утилитарные задачи он недостаточно использует возможность выхода на глобальные обобщения.

Проблема индивидуальности художника, творца в дизайне имеет особую специфику, обусловленную прикладным характером промышленного конструирования и массового производства продуктов дизайна, наличием множества объектов и трех субъектов, подверженностью влияниям потребительского спроса, рынка сбыта, моды, вкуса заказчика и т.д.

Таким образом, художник дизайнер в большей степени несвободен, ограничен в своих действиях, нежели художник другого профиля. Реализовать возрастающие социальные функции дизайна может только яркая творческая личность, не впадающая в зависимость от стиля, вкусов публики, моды, пристрастий заказчика. Отсюда, особую важность в разрешении внутренних конфликтов дизайна приобретает проблема формирования творческой индивидуальности художника-дизайнера в процессе его обучения.

Заключение

Таким образом, заявленная цель диссертационного исследования -разработка, теоретическое обоснование социокультурного предназначения дизайна, выявление тенденций противоречий, служащих движущей силой его развития - достигнута:

Рассмотрен семантический объем термина «дизайна». Анализ семантического наполнения термина «дизайн» позволили сформулировать его понимание: в узком смысле - как художественного проекта изделия (локального фрагмента пространства) - и в широком смысле - как среды, полностью спроецированной и постоянно обновляемой; как деятельности -с выявлением специфических объектов проектирования, субъектов, процессов и результата - собственно художественного проекта; как специфического метода организации предметно-пространственной среды, пронизывающего все i сферы деятельности человека, связывающего потребительские и эстетические качества предметов с их оптимальной структурой, технологией изготовления и средой.

Прослежены истоки возникновения дизайна и социальные причины, вызвавшие его появление. В диссертации показано, что возникновение дизайна обусловлено разделением и обособлением сфер техники и искусства, естественных и гуманитарных наук в период становления промышленного производства. Но особое значение это направление проектирования предметно-пространственной среды человека приобрело в XX веке в результате глубоких социальных изменений, связанных с промышленным характером производства, развитием капиталистических отношений, динамизацией общественной жизни, поиском новых выразительных форм в искусстве. Особое значение стало придаваться конструктивной форме предмета и его функциональной ориентации, рациональному конструированию окружающей среды, утилитарной целесообразности предметного мира на основе промышленного изготовления у истоков дизайна стояли художественно промышленные союзы (немецкие и австрийские веркбунды), объединение Баухауз, отечественные конструктивисты, теоретики производственного искусства, создавшие новую архитектуру, мебель, оборудование, одежду, ткани и т.д.

Проанализировано современное состояние отечественного дизайна, его виды, структура, выразительные возможности и стилевые направления. Долгие года в нашей стране дизайну придавалось меньше внимания, чем он того заслуживает. Это привело к унификации и единообразию в архитектуре городов, в оформлении улиц и площадей, индивидуальных жилищ, в продаже была скучная и неинтересная одежда, однообразная мебель. Лишь в конце 80-х начале 90-х г.г. XX века в России дизайн стал развиваться более активно, чему способствовали следующие факторы: рыночная экономика, повышение качества жизни, интенсификация производства, создание новых материалов и технологий для творческого процесса. Стала активно ввестись профессиональная подготовка художников-дизайнеров, возникают творческие союзы дизайнеров, проводятся выставки, выпускается литература.

Сегодня дизайн невозможно представить как одно монолитное направление художественного проектирования. В процессе его исторического развития происходит внутренняя дифференциация на относительно самостоятельные направления не терпящие, однако, внутренней идейной связи и методического единства с другими направлениями и дизайном в целом. Это целый веер разноплановых и разнообразных направлений, различаемых в зависимости от объекта проектирования, используемых выразительных средств, технологий выполняемых функций и т.д. Это технический (промышленный), архитектурный дизайн, дизайн интерьера, фирменного стиля предприятия, одежды, обуви, упаковочный, издательско-полиграфический, оформительский дизайн, дизайн сферы досуга, дизайн выставочной деятельности, ландшафтный, фитодизайн, компьютерный и фото дизайн.

Как и любой процесс деятельности он имеет объект - фрагмент реальности, подвергающиеся художественному проектированию. Сегодня весь окружающий мир человека служит объектом внимания художника-дизайнера. А поскольку мир многогранен, объемен, наполнен множеством разнообразных компонентов, то и уложить все возможные объекты в строгую классификацию практически невозможно. Но критерии дифференциации объектов дизайна могут быть следующими: это, во-первых, сам характер объекта - монообъект или полиобъект, промышленно изготавливаемый или природный, макро-, миди-, миниобъект и т.д. В каждом из разновидностей объекта заложены специфические особенности, которые требуют от художника-дизайнера знания его природы, способов и методов, дающих возможность подчеркивать его выразительность, усилить эстетические качества.

В отличие от объекта субъект дизайна - лицо активное, оказывающее влияние, прямое и опосредованное, на объект, в результате чего он качественно видоизменяется. Это заказчик, совокупность потребителей и художник-дизайнер. Выразительные средства дизайна весьма многообразны. Художник-дизайнер оперирует материалом, в котором воплощается художественная идея; формой с ее различными свойствами: конструктивными, пропорциональными, структурными, фактурными, которые согласовываются с целесообразностью и функцией создаваемой модели; линей, играющей организационную роль в проекте; цветом; композицией. Все это согласуется со стилевыми направлениями и модой.

Таким образом, процессы художественного проектирования, различаются, во-первых, в зависимости от специфики объекта, во-вторых, от субъектов: заказчика, который в общих чертах определяет объем необходимой работы; от коллективного субъекта - потребителя, который определяет социальную востребованность работы художника-дизайнера; от самого художника-дизайнера, который учитывая специфику субъекта, возможности и пожелания заказчика, вкусы и пристрастия коллективного потребителя, проявляя меру своего таланта осуществляет дизаинерскии проект.

Современные социокультурные > условия дизайна значительно изменились, вызвав определенные изменения в степени востребованности искусства вообще и дизайна, в частности. Среди них наибольшее влияние оказывают новые мировоззренческие и художественные принципы мышления, массовая культура как результат активного проникновения рыночных отношений в сферу эстетического творчества, производство художественных ценностей поточным методом. Эти черты эпохи воплощают в себе современные специфические виды деятельности и их продукты, наиболее соответствующие доминирующим тенденциям. Дизайн оказывается очень органичен и созвучен идеалам и общественным настроениям сегодняшнего дня. Он становится доминантой эпохи, одним из ее ярких выразителей, компенсируя дискомфорт современной среды и эстетически облагораживая фрагменты предметно-пространственной среды человека. А выработка новых потребностей определяет конкретику спроса и работу всей экономики. Из средства удовлетворения преимущественно материальных нужд дизайн превращается в сферу производства новых эмоциональных потребностей, в сферу воспроизводства нового чувственного мира человека.

Определены важнейшие социальные функции дизайна и его воздействие на организацию социокультурного пространства. Такая трактовка дизайна выходит за рамки только утилитарного назначения, наделяя его более важными функциями; не только технологической, но и эргономической, рекламной, гедонистической, социализации, эстетической, функцией развития художественного вкуса. Выступая связующем звеном между человеком, его внутренним миром, с одной стороны, и его предметным миром, миром внешним, выводящим на более широкую арену социальной структуры общества в целом, дизайн обретает большую значимость, большее социальное значение.

Методы дизайна, связывающие потребительские и эстетические качества предметов с их оптимальной структурой и технологией изготовления, начинают оказывать определенное воздействие на решение таких важных социальных проблем, как повышение качества жизни, культуры производства и производственных отношений, культуры потребления, гармонизации, эстетизации быта и создания благоприятного психологического климата для людей.

Определена степень распространения дизайна на отечественном рынке услуг и востребованность профессии художника-дизайнера. Проведено исследование степени социальной востребованности отдельных видов дизайна на рынке услуг, показано, что лидирующее место занимает графический дизайн, 1 дизайн интерьера, дизайн фирменного стиля предприятия при некотором отставании промышленного, ландшафтного дизайна, дизайна одежды. Проведенное исследование подтвердило значимость продуктов дизайна, высокий спрос на художников-дизайнеров в обществе, а также количественный рост дизайнерских фирм, что в целом характеризует востребованность деятельности дизайнеров в современном российском обществе.

Выявлены внешние и внутренние противоречия в социокультурном пространстве и рассмотрены способы их решения. Внутренние противоречия дизайна обусловлены соотношением глобальности / локальности сферы применения дизайна, встроенностью этого вида деятельности в рыночные отношения, ограниченностью творческой свободы художника-дизайнера в проявлении своей индивидуальности. Внешнее противоречие заключается в возрастающей степени его влияния на общество и противоречивости самого дизайна. Показано, что разрешение внешних и внутренних противоречий дизайна возможно путем предоставление творческой свободы художнику-дизайнеру, развития его личностных качеств, яркой индивидуальности. Только яркая творческая личность, не впадающая в зависимость от стилей, вкусов публики, моды, пристрастий заказчика может реализовать возрастающие социальные функции дизайна. Отсюда важность в разрешении внутренних конфликтов дизайна приобретает проблема формирования творческой индивидуальности художника-дизайнера в процессе его обучения.

 

Список научной литературыКоломоец, Глеб Павлович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Алексеев Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна: Курс лекций.- Краснодар: Экоинвест, 2001.- 247с.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя / А.Д.Алехин.- М.: Посвящение, 1984.- 160с.: ил.

3. Ананьев B.C. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.339 с.

4. Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании.-М.: Книга, 1972.- 104 с. ;

5. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство: Терминолог. словарь / Под ред. А.М.Кантора.- М.: Элис Лак, 1997.- 736с.

6. Арбат Ю.А. Народно-прикладное искусство.- М.: Сов. худ., 1963.- 48с.

7. Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. В.Н. Самохина; вступ. ст. В.П.Шестакова.- М.: Прогресс, 1974.- 392 с.

8. Аронов P.P. Художник и предмет творчества: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо / Р.Р.Аронов; РАН, Гос. ин-т искусствознания РФ.- М.: Наука, 1996.- 174с.: ил.

9. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.- М., 1986.- 250с.

10. Астафьева О.Н. Информационно-коммуникативная среда как новая форма бытия человека // Человек в информационном пространстве цивилизации: Культура, религия, образование: Тез. докл. Междунар. науч. конф. 19-21 сент. 2000г.- Краснодар, 2000,- С. 40-44

11. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия.- М.: Наука, 1989.- С.5-14.

12. Басов М.Я. Личность и профессия: К научному обеспечению выбора профессии / М.Я.Басов.- М.: Росиздат, 1925.- 68с.

13. Березин М.П. Проектирование с учетом населения: первые шаги // Культура города: Проблемы качества городской среды.- М., 1986.- С. 112121

14. Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Ред. В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин.- М., 1969.

15. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

16. Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. / Гл. ред. А.М.Прохоров.-изд. 3-е.- М.: Сов. энц., 1969-1978

17. Бурлачук Л.Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности // Вопросы диагностики психического развития. Тезисы симпозиума. Таллин, 1974.

18. Валери П. Вокруг Коро // Валери П. Об искусстве.- М., 1976.- С. 127

19. Варшавский Я. Что ты ищешь в искусстве.- М.: Искусство, I960.- 88 с.

20. Васильчук Ю.А. * Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность.- 2001.- №4.- С.5-26

21. Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры.- М., 1994.- С.125-134

22. Взаимодействие и синтез искусств.- Л.: Наука, 1978.-263 с.

23. Волков В.И. Ценностный аспект искусства как предмет конкретного социологического исследования // Хрестоматия восприятия/ Под ред. Б.С. Мейлаха.-Л.: Наука, 1971.-С.93-98.

24. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, Ин-т психологии, 1950.-506 с.

25. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- 2-е изд. доп.- М.: Искусство, 1984.-320с., цв. ил.

26. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа / Под ред. проф. М.Ф. Овсянникова.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-286 с.

27. Волкова Е.В. Произведения искусства в сфере художественной культуры.- М.: Знание, 1979.- 64 с.

28. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна.- М. МГХПУ, 1998.- 145с.

29. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки / Э.З.Ганкина.- М.: Сов. художник, 1977.- 216с.: ил.

30. Гершкович З.И. Онтологические аспекты произведения искусства / З.И.Гершкович // Творческий процесс и художественное восприятие / АН СССР.-М., 1978.-С.44-65

31. Глазычев B.J1. Культурный потенциал города // Культура города: Проблемы качества городской среды.- М., 1986,- С. 11-14

32. Глазычев B.JI. Образы пространства (проблемы изучения) / В.J1.Глазычев // Творческий процесс и художественное восприятие / АН СССР.- М., 1978.- С.159-174

33. Гнутов А.Э. Эволюция градостроительства.- М.: Стройиздат, 1984

34. Голицын Г. А., Петров В. М. Информация поведение - творчество. М.: Наука, 1991.

35. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.- изд. 2.-М.:Изд-во МГУ, 1977.-248с.

36. Гончаренко Н.В. Противоборство двух культур и ответственность искусства / Н.В.Гончаренко; АН Украин. ССР, Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Ф.Рыльского.- Киев: Наук, думка, 1984.-183с.

37. Грибков B.C. Живопись как особый вид информации // Информационная парадигма в науках о человеке: Материалы науч. симпозиума.- Таганрог, 2000.- С. 190-194

38. Гриценко В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера.- Краснодар: КГУКИ, 2000.- 248с.

39. Гроф С. За пределами мозга. М.: Центр "Соцветие", 1992.

40. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер J1. Восприятие монументального искусства типы, механизмы, эффективность (опыт эмпирического исследования) // Вопросы социологии искусства. Теоретические и методические проблемы.- М.: Наука, 1979.-С. 194-248.

41. Декоративно-прикладное искусство.- JL: Художник РСФСР, 1972.- 52с.

42. Деятельность: Теория, методика, проблемы.- М.: Политиздат, 1990.-366с.

43. Дорфман Л. Я. Человеческое инобытие как творческая самореализация // Проблемы информационной культуры.- Москва-Краснодар: Изд-во международной академии информатизации, 1995. Вып. 2.

44. Дорфман Л. Я. Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности): Дис. . д-р. филос. наук.- М., 1994.

45. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир исполнителя и исполнительское искусство // Культура. Искусство. Человек / Науч. ред. А.И.Исаченкова.- Пермь, 1994

46. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы.- М.: Смысл, 1993.

47. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки.-М.: Мол. гвардия, 1970.-272 е., ил.

48. Ермаш Г.Л. О специфике эстетики как науки.- М.: Высш. шк., 1961.-61с.

49. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика.- М.: Аутопан, 1996.- 80с.

50. Зись А.Я. Виды искусства.- М.: Знание, 1979.-128 с.

51. Зись А.Я. Искусство и эстетика. -М.: Искусство ,1967.-440 с.

52. Зобов Р.А. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства / Р.А.Зобов, А.М.Мостепаненко // Творческий процесс и художественное восприятие / АН СССР.- М., 1978.- С.9-31

53. Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции / Сост., предисл., прим. В.И. Белова.- М.: Искусство, 1993.-341 с.

54. Искусство в системе культуры: Сб. ст. / АН СССР, науч. совет по истории мировой культуры: Сост. и отв. ред. М.С. Каган. -Д.: Наука, 1987.272 с.

55. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.

56. Каган М. С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии.- 1989.- N 4.

57. Калугин Е. Промышленный образец // PRO.- М., 2000.- http://www. nsk.su/~profil rek/ PR04/design.htmV 14.10.2002

58. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.- С. 74-77.

59. Клячин С.П. О значении концепции педагогики индивидуальности // Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: Сб. науч. статей / Науч. ред. О.С. Гребешок; Калинингр. ун-т. -Калининград, 2000,- С. 12-20

60. Ковалёв А.Г. Психология личности. -3-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1970.-390 с.

61. Коган JI.H. Искусство h зритель (некоторые исходные принципы социологического исследования зрительской аудитории) // Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлаха.-JI.: Наука, 1971.-С.79-93.

62. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства.- М.: Знание, 1978.-112 е., ил.

63. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии.-1995.- N3.

64. Кочубей Б.И. Психофизиология и искусство: проблема воплощения // Человек и современный клуб: Перестройка взаимоотношений / Отв. ред. Л.Я.Дорфман. Пермь, 1989.

65. Кречмер Э. Строение тела и характер.- М., 1924.

66. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психолог, журнал.- 1982.-Т.З, N 3.

67. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание) // Психолог, журнал.- 1982. Т.З, N4.

68. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М., 1982,- С. 179-198

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.-304 с.

70. Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983.- Т. 1

71. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ.- Сер. 14. Психология.- 1979.- N 2.

72. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. N 3.

73. Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции: Материалы междунар. науч. симпозиума / Под ред. Л.Я.Дорфмана, Д.А.Леонтьева, В.М.Петрова, В.А.Созинова. Пермь, 1991.

74. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность / В.Н.Липский.- М.: Знание, 1987.- 126с.

75. Мамардашвили М. Превращенные формы (о необходимости иррациональных выражений) // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1992.

76. Маца И.А. О природе искусства // Декоративной искусство.- 1963.-№3.- С.70-73

77. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учеб. пособие по спецкурсу / В.С.Мерлин; Пермь гос. пед. ин-т, Урал, отд-ние о-ва психологов при АН СССР.- Пермь, 1988.- 80с.

78. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

79. Мир глазами искусства: (Метод, реком. в помощь работникам б-к) / Гос. б-ка БСССР им. В.И. Ленина. Сост. А.Г. Стружская.- Минск: ГБ БССР, 1990.-48 с.

80. Моран Анри де| История декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней / С прилож. Статьи Ж.Гассио-Талабо о дизайне: Пер. с фр,- М.: Искусство, 1982.- 577с.: ил.

81. Морозов А.И. Художник и мир личности: Теоретические проблемы современной советской портерной живописи / А.И.Морозов.- М.: Сов. художник, 1981.- 168с.: ил.

82. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / Рос. акад. образования, Психолог, ин-т.- М.: Наука, 1998,- 192с.

83. Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В.Г.Горохов, В.Ф.Халипов.- М.: Прогресс, 1987,- 366с.

84. Неивестный Э.И. Кентавр: Неизвестный об искусстве, литературе и философии.- М.: Педагогика, 1992.- 455 с.

85. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И.Нестеренко.- М.: Мол. Гвардия, 1994.- 315с.: ил.

86. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности.- Ереван, "Мецниереба", 1975.

87. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. Под , ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- С. 228-230.

88. Орлова Э.А. Вопросы городской культуры // Культура города: Проблемы качества городской среды.- М., 1986.- С. 38-50

89. Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики / В.М.Петров.- М.: Наука, 1991.- 152с.

90. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. N 3.

91. Петровский В. А. Теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

92. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В.М.Полевой; Ред. кол.: В.Ф.Маркузон, Д.В.Сарабьянов, В.Д.Синюков.- М.: Сов. энциклопедия, Книга 1. А-М., 1986.- 447с.: ил.

93. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика / Г.Н.Поспелов.- М.: Искусство, 1984.-325с.

94. Прозерский В. О коммуникативной функции искусства // Художник и публика: Межвуз. сб. науч. тр./ МК РСФСР, ЛГИ театра, музыки и кинематографии.- Л., 1981 .-С.32-41.

95. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. К.А.Абульхановой и др. М.: Совершенство, 1998.- 142с.

96. Психология процессов художественного творчества.- Л.: Наука, 1980.285 с.

97. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С.375.

98. Ражников В. Г. Психология творческого процесса дирижера: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1973.

99. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю.- М.: Сов. художник, 1978.-237 е., ил.

100. ЮЗ.Рибо Т. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор // Рибо Т. Творческое воображение,- СПб., 1901.- С.11-17).

101. Роджерс К. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности // Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 74-79.

102. Ю5.Ротенберг-Ойзерман Е. Т. О некоторых направлениях в исследовании восприятия // Вопросы психологии,- 1971.- № 2.

103. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История, Проблемы.- М.: Искусство, 1989.- 293с.

104. Савенко Ю.С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности // Проблемы личности. М., 1969

105. Сазонов Б.В. Градостроительное проектирование: мера концептуальной произвольности // Культура города: Проблемы качества городской среды.-М., 1986.- С.50-62

106. Соболев П.В. Художественная культура личности. В помощь лектору: Л.: Знание, 1986.-32 с.

107. Советское искусствознание: Сб. / Ред.кол.В.М.Полевой и др.- М.: Сов. художник, 1975.

108. Социально-культурные функции города и пространственная среда / Под ред. Л.Б.Когана.- М.: Стройиздат, 1982.- 177с.

109. НЗ.Суртаев В.Я. Виртуальная реальность как социокультурный феномен // Наследие А.С.Пушкина и информационная культура России: Тез. докл. Междунар. науч. конф. 9-11 сент. 1999г.- Краснодар, 1999.- С. 223-225

110. Тарасевич Г.Е. Художник-оформитель: Руководство для самодеятельного художника / Г.Е.Тарасевич, В.Л.Грохотов, Е.В.Павлинова.-М.: Сов. художник, 1966.- 260с.: ил.

111. Творческий процесс и художественное творчество.- М.: Сов. Художник, 1976,-374с.

112. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961.- С. 9-20.

113. Теремин С.М. Художественное оформление быта и воспитание вкуса.-М.: АХ ССР, 1962.-49с.

114. Толмачев Н.И. Пространственно-временные характеристики менталитета современного потребителя // Известия учеб. завед. СевероКавказского региона.- Сер. Общественные науки.- 2000.- №3.- С.82-89

115. Торшилова Е.М. Художественное восприятие живописи и структура личности / Е.М.Торшилова, М.З.Дукаревич // Творческий процесс и художественное восприятие / АН СССР.- М., 1978,- С. 174-190

116. Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. М.:Мысль, 1972.

117. Федоров В.В. Символизм архитектуры пространства: Автореф. дис.- М., 2000.- 36с.

118. Фомин Н. Искусство как коллективное поведение // Художник и публика: Межвуз. сб. науч. тр./ МК РСФСР, ЛГИ театра, музыки и кинематографии.- JL, 1981 .-С.58-66.

119. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (об особенностях воздействия искусства на личность).- М.: Знание, 1982.-112с.

120. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления / Ю.У.Фохт-Бабушкин; МК СССР, АН СССР, ВНИИ искусствознания; Отв. ред. А.Я.Зись.- М.: Наука, 1986.- 327с.

121. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

122. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. / З.Фрейд; Под. ред. Р.Д.Додельцева, К.М.Долгочева.- М.: Республика, 1995.- 400с.: ил.

123. Фромм Э. Иметь или быть ? М.: Прогресс, 1986.

124. Художественная культура и развитие личности / Сост. Ю.А. Лукин, А.А. Ломтадзе, А.В. Русецкий и др.; Ред. кол. Ю.А. Лукин и др.- М.: Мысль, 1978.-186 с.

125. Художник и зрелище: Сб. ст. / Сост. В.Н.Кулешова.- М.: Сов. художник, 1990,-400с.: ил.

126. Художник и сцена: Сб. ст. / Сост. В.Н. Кулешова.- М.: Сов. художник, 1988.-398с.: ил.

127. Художник, вещь, мода: Сб. ст. / Сост. М.Л.Бодрова, А.Н.Лавреньев.- .М.: Сов. художник, 1988.- 368с.: ил.

128. Художник, сцена, экран: Сб. ст. / Автор-сост. Е.Б.Ракитина.- М.: Сов. художник, 1975.-200с.

129. Цивилизация. Культура. Личность / РАН, Ин-т человека; Отв. Ред. В.Ж.Кедде.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 224с.

130. Ческидов К.Г. Художник и олимпийская Москва: Альбом / К.Г.Ческидов.- М.: Сов. художник, 1984.- 160с.: ил.

131. Шаптыко Н.И. Книга, художник, время / Н.И.Шаптыко.- М.: Искусство, 1962.- 144с.: ил.

132. Щербатов С.А. Художник в ушедшей России / С.А.Щербатов.- М.: Согласие, 2000.- 719с.: ил.1. POCiT.!'iCYiTr.: ЗлБЛЯ