автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Дневники Райниса. Главные функции и особенности

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Приедит, Артур Вилисович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Рига
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Дневники Райниса. Главные функции и особенности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Приедит, Артур Вилисович

Введе ние

1. Возникновение дневника и выявление главных функции . . II

1.1. Развитие самосознания личности и литературно-художественные искания в юношеском дневнике . II

1.2. Развитие.психологичёских.функций,в дневнике 90-х. годов.

2. Развитие.жанровых форм.и.функций.дневников швейцарского периода.

2.1. Использование материалов дневника.и.тенденция.рационализировать записи.

2.2. Дневники и их функциональная взаимосвязь с философским, .литературно-творческим процессом мышления поэта . v

2.3. Изменения развития дневников в последние годы . . швейцарского периода

3. Дневники и их.значение в жизни Райниса в годы.буржуазной Латвии• » •

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Приедит, Артур Вилисович

Литературное наследие выдающегося латышского поэта Яниса Райниса (наст.фам.Плиекшанс; 1865-1929) велико и многообразно. Оно содержит поэзию, прозу, драматургию, публицистику, варианты и наброски законченных работ, фрагменты незаконченных и начатых сочинений, разнообразные философские, литературно-теоретические записи, письма, библиотеку с интересными пометками в прочитанных книгах. К этощ же наследию относятся и дневники, которые Райнис начал вести в 17-летнем возрасте с 1882 г. и с некоторыми перерывами продолжал до конца жизни (1929 г.).

Дневники Райниса в значительной мере отражают идеологическую и эстетическую борьбу, а также развитие пролетарской культуры конца XIX и первых десятилетий XX в. Однако в наши дни дневниковые записи имеют не только историческое значение. Они актуальны своим идейным содержанием, проясняют сущность "вечных" литературно-художественных и философских проблем.

Автобиографические записи Райниса, как и дневники русских писателей, например, Л.Толстого, Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, А.Блока, В.Брюсова, дают богатейшее представление о развитии личности автора, формировании его мировоззрения, философской и социально-политической ориентации, об отношении к современным ему событиям. В дневниках Райниса наглядно и комплексно сконцентрированы документальные свидетельства его творческого становления. Здесь содержатся сведения о зарождении замыслов отдельных произведений и дальнейшем их развитии, о той эмоционально-психологической и повседневно-бытовой атмосфере, в которой развивалось творчество поэта. На примере дневников можно наблюдать многогранную эрудицию автора в области философии, эстетики, истории, мифологии, религии, мировой литературы.

До настоящего времени материалы дневников использовали многие исследователи жизни и творчества Райниса (например, литературоведы Э.Сокол, К.Краулиныи, В.Хаусманис и др.). Нельзя не заметить характерную закономерность: чем больше отдаляются от исследователей Райнис и его время, тем больше возрастает их стремление с максимальной полнотой охватить литературное наследие поэта. С одной стороны, подобная тенденция объяснима тем, что первые исследователи жизни и творчества Райниса не имели возможности использовать все материалы (особенно это относится к письмам и дневникам), с другой - она вызвана прогрессом латышского литературоведения, в частности так называемой райнологии.

Впервые дневники Райниса упоминаются в литературе во второй половине 30-х годов в работах историка литературы А.Биркер-та^, но эти ценные материалы там практически не используются -говорится лишь о факте существования дневников.

Качественно новый этап в научном освоении литературного наследия народного поэта начался после Великой Отечественной войны, когда постепенно была установлена глубокая связь творчества Райниса с идеологической борьбой и культурной жизнью его времени. Продолжалось обобщение духовного наследия поэта в целом, поскольку лишь критический анализ, сравнение, противопоставление сведений из различных источников и использование не только законченных поэтом произведений, но и различного рода записей, писем и дневников могло дать объективное представление о

1 См.: Birfcerts A". J.Raiija dzive . R., 1937, 48".lpp". личной идейно-художественной позиции Райниса и ее связи с оцреде-ленным направлением общественной мысли и литературным процессом.

К сказанному следует добавить, что в послевоенные годы в итоге совместных усилий историков литературы и сотрудников Государственного музея истории литературы и искусства Латвийской ССР значительной степени достигла научная обработка архива поэта, расшифровка текстов, систематизация рукописей, В результате этой кропотливой работы ценнейшее собрание рукодисей Райниса постепенно становилось более доступным. Первым крупным достижением советской райнологии стала частичная публикация писем, дневников, документов поэта в объемистом двухтомном издании "Литературное наследие"-1- ,

Одним из первых в послевоенные годы дневниковые записи о

Райниса использовал латышский литературовед Карлис Краулинын. В книге Эвалда Сокола, долголетнего исследователя творческого наследия поэта, материалам дневника, особенно периода швейцарской Q эмиграции, отводится существенная роль .

Наиболее полно выявил и всесторонне использовал содержащийся в дневниках фактический материал специалист по драматургии Райниса Виктор Хаусманис4, 1

См.: Li-terarais manto^ums". -f.-2.s63. 1957, 1961. 576, 492 lpp 2

См*: ^raulirjs К. J.Raipa dzlve un darblba (1865-19O3). R"., 1953. 276 lpp'. 3

См.: Sofcols £". Rainis". R'., 1962". 590 lpp.

См.: Hausmanis V. Rainis un tiatris". R"., 1965'. 239 lpp". Hausma-nis V. Raii>a dai^rades process (Iugu tapsanas gaita). R 1971'. 376 lpp. Hausmanis V. Rai^a dramaturge. R'., 1973'. 312 lpp".

Сведения дневников Райниса использованы в комментариях к академическому собранию сочинений, начавшему выходить в 1977 г. и цродолжающему издаваться и в настоящее время,• Однако до сих пор дневники главным образом использовались лишь в качестве источников документальных сведений, как иллюстрация к разъяснению философских, эстетических, социальных взглядов поэта, В трактовках же возникновения и формирования наиболее характерных особенностей дневники не рассматривались. т

Дневникам Райниса посвящена единственная публикация , которая рассказывает об автобиографических каждодневных записях поэта, знакомит с их общим объемом и тематикой.

Объект исследования настоящей диссертации - дневники Райниса с 1882 по 1929 г. В связи с тем, что дневники эти велись с некоторыми перерывами, хронологически они охватывают следующие этапы жизни и творческой деятельности поэта: I) гимназические и университетские годы (1882-1886), 2) работа в Елгавской адвокатуре, тюрьма и псковская ссылка (1896-1898), 3) швейцарская эмиграция (I906-I9I9) и 4) период после возвращения в Латвию (1920-1929)•

Цель диссертации - выявить и охарактеризовать стимулы, побудившие Райниса к ведению дневников, их роль в развитии личности поэта и в его творчестве, основные черты избранной формы записей, отношение.поэта к литературно-художественным возможностям жанра дневника.

См.: Jansons A. Par Raiija di en as grama tarn". - Gram".: Tautas dzej-niefcs Rainis . 1865-1965 . Ra^sta krajums 100 gadu atoerei". R"., 19 55 . 312 1pp .

Дневникам Райниса свойственна содержательно-тематическая многогранность. Поэт имел обыкновение в повседневных автобиографических записях высказывать суждения о проблематике сочиненных художественных произведений, о тенденциях развития латышской культуры и культур других народов, философии, явлениях в истории мировой литературы, о журналистике и литературной критике, о повседневная: бытовых происшествиях и т.д.

Диссертант не ставит своей целью разбор текста дневников в аспекте содержательно-тематического анализа. Содержание дневников в их тематическом многообразии использовано главным обра-, зом для более эффективного достижения основной цели диссертации.

Для достижения главной цели диссертации выдвигаются следующие задачи:

1) выявить, проверить и хронологически систематизировать тексты дневников Райниса (в архиве поэта они хранятся по так называемому принципу музейного инвентаря, когда под одним номером могут быть учтены записи нескольких лет без хронологической последовательности. Известная упорядоченность необходима и для тех случаев, когда поэт одновременно использовал несколько форм ведения дневника;

2) уточнить, какие публикации дневников других лиц повлияли на взгляды Райниса относительно ежедневных автобиографических записей;

3) сравнить подход к жанру дневника у Райниса с подходом современников поэта;

4) выяснить значение, придаваемое Райнисом своим дневникам в отдельные периоды жизни и творческой деятельности, а также установить и охарактеризовать общие функции дневниковых записей на всем их протяжении.

Актуальность темы диссертации, во-первых, обусловлена прежде всего необходимостью максимально освоить все духовное наследие Райниса, в том числе и дневники - одну из существеннейших частей указанного наследия. Во-вторых, в связи с полной публикацией дневников Райниса в академическом собрании его сочинений назрела необходимость в исчерпывающем резюмирующем исследовании автобиографических материалов, которое бы выявило основные функции дневников в различные периоды жизни и литературной деятельности поэта.

Новизна диссертации заключается в следующем:

1) впервые в латышском литературоведении объектом научного исследования избран дневник как определенное целое, обладающее внутренним единством, жанровой спецификой и структурой;

2) впервые дневники Райниса вццеляются в качестве составной части литературного наследия поэта;

3) впервые дневники Райниса анализируются как определенный компонент личностной, художественно-эстетической, философской системы поэта шесте с его конкретными структурными связями и функциями;

4) впервые в латышском литературоведении на основе выявленного отношения Райниса и других деятелей культуры и литературы к ежедневным автобиографическим записям сделано теоретическое обобщение специфики жанра дневника.

Теоретической и методологической основой диссертации служат труды классиков марксизма-ленинизма, посвященные вопросам эстетики, новейшие исследования советских литературоведов, материалы ХХУ1 съезда КПСС, Июньского (1983) Пленума ЦК КПСС и другие партийные документы по вопросам идеологии и литературы.

Практическое значение диссертации:

1) достижение главной цели диссертации дало возможность упорядочить дневниковые тексты в соответствии с принципами советской текстологии в связи с подготовкой их к публикации в 24-м томе академического собрания сочинений Райниса (составитель 24-го тома автор этой диссертации);

2) при подготовке диссертации в результате всестороннего анализа появилась возможность идейно углубить и конкретизировать подготавливаемый комментарий к упомянутому 24-му тому собрания сочинений;

3) полученные в результате исследования объекта диссертации научные и теоретические выводы и обобщения могут быть использованы цри дальнейшем изучении личности и творчества Райниса.

Объем и структура. Композиционно диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения. В первом разделе анализируются дневники, написанные в 1880-1890-х годах XIX в. Второй раздел посвящен наиболее значительной части дневников Райниса - автобиографическим материалам периода швейцарской эмиграции. В третьем разделе произведен разбор дневников, написанных в буржуазной Латвии. В заключении сделаны выводы о дневниках отдельных периодов жизни 'Райниса, а также о роли дневников в развитии личности поэта и его творчестве.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дневники Райниса. Главные функции и особенности"

Заключение

Написанные в 1882-1929 гг. дневники Народного поэта Райниса образуют единое целое со своими внутренними закономерностями, стимулами построения, функциями использования и типичнейшими чертами.

Одновременно названное целое содержит отдельные единицы, известным образом обособленные, имеющие свои характерные признаки. Они появлялись в соответствии с главными периодами в жизни и творчестве Райниса, то есть можно сказать, что история дневника развивалась в зависимости от важнейших этапов жизни поэта, каждый из которых охватывает определенную стадию в развитии личности и творчества.

Период юности, 80-е годы. Дневник начат в то время, когда его автор в большей или меньшей мере осознанно относился к письменной фиксации своих чувств и мыслей, понимал психологические функции записей, дающие возможность разрядки внутренней энергии и открывающие новый путь к самовыражению.

Стимулирующее влияние на конструкцию дневника оказывали встреченные в литературе художественные образы, духовная схожесть с ними, аналогичность положений и ситуаций, которые побуждали самого обобщать и фиксировать в дневнике психологические выводы.

В юности Райниса более всего занимал вопрос выбора жизненного призвания. На первый план выступало желание связать свою судьбу с литературным творчеством. В первых записях еще нет речи о сделанном выборе. Но все же можно придти к выводу, что к началу ведения дневника цель в жизни уже была намечена, так как первые автобиографические записи отмечены печатью литературно-творческих исканий. С самого начала дневник стал школой литературного мастерства. Наблюдаются четкие связи между запечатленными в записях духовнши интересами, их эмоциональной тональности с воплощенными в стихах того периода идейными признаниями, манерой повествования.

Точно так же в 80-е годы проявляются и другие функции дневника: а) закаливание силы воли, воспитание характера, б) самоанализ, в) ценностная, - то есть помощь дневниковых материалов в наблюдении саморазвития, самокритики и самооценки.

Одна из отличительных особенностей записей Райниса в 80-х годах состоит в том, что содержание текста отражает мир чувств и мыслей Райниса не в документальной, а в литературно-художественной форме.

В 90-х годах развитие дневника в большой мере зависело от свойства его функций укреплять силу воли, твердость характера.

Дневник 90-х годов наглядно отражает новую стадию развития личности и творчества Райниса. Ведение дневника стало ясно осознанным и точно сформулированным методическим инструментом для психологических и творческих выводов. Записываемый материал стал рассматриваться потенциальным материалом литературного творчества, Акцентирование познавательной функции материалов дневника и ее творческие перспективы составляют одну из характернейших особенностей записей 90-х годов.

Период швейцарской эмиграции включает все те факторы, которые играли решающую роль в развитии дневника предыдущих периодов. Несмотря на интенсивную самоотдачу в поэзии, драматургии, Райнис, по-прежнему, усматривает в ведении дневника способ освобождения от духовного напряжения, а также способ запечатлевать повседневные наблюдения, прямо не связанные с творчеством.

В период швейцарской эмиграции сохранились такие предшествующие функции автобиографических записей, как усиление воли, ценностная, самопознания. В соответствии со стадией развития личности поэта теперь центральное принадлежало не выбор цели жизни, а конкретно намеченная практическая деятельность. Таким образом предшествующие функции обрастали новыми задачами.

В период эмиграции Райнис большое внимание уделял хроникальной фиксации своей жизни и деятельности, а также обобщению философских откровений. Поэтому он особенно тщательно заботился о выборе подходящей формы дневника, что привело к оригинальным находкам. При рассмотрении вопроса о жанровых особенностях, особое внимание было уделено перспективе публикации материалов дневников. И в этом смысле поэту присуще ярко выраженное своеобразие. Характернейшие тому примеры - "Хроника дня" и проект издания "Дневника поэта".

После возвращения в 20-е годы в Латвию в дневнике Райниса резко уменьшается объем информации психологического и философского характера. В связи с возросшим разнообразием деятельности поэта и центр тяжести дневника перемещается на фиксацию этого разнообразия с преимущественным перечислением фактов без развернутого комментария. Так как интересы Райниса сконцентрированы на оценке своей жизни и более полной передаче накопленных духовных ценностей, становится особо актуальной ценностная функция, а также функция литературной перспективы за многие годы созданных текстов в связи с желанием подготовить идейно максимально исчерпывающий автобиографический труд. В 20-е годы оставалась насущной функция дневника в отношении силы воли, воспитании характера.

В дневнике 20-х годов перечень конкретных жизненных событий без подробного комментария и акцентирования функций практической реализации есть две главные особенности автобиографических материалов.

В целом о дневниках Райниса можно сделать несколько заключений, цель которых - подчеркнуть связь рассматриваемых материалов с личностью автора и его литературной деятельностью.

1) Базируясь на анлизе стимулирующих факторов в построении дневника, а также на выяснении характерных особенностей, следует отметить, что дневник с начала своего основания стал органической составной частью личности Райниса. Без дневника было не мыслимо интеллектуальное и эмоциональное развитие поэта. Точно так же дневник неразрывно связан с закалкой характера, развитием философского, образного мышления, с формированием мировосприятия и его разносторонности. Количественная характеристика дневника (регулярность записей, содержательная насыщенность, созерцательный характер) постоянно зависела от настроений Райниса, создавая при этом как бы особый микроклимат для размышлений и непосредственной деятельности поэта.

2) Дневники со своим литературно-экспериментальным содержанием, со своими идейно-обобщающими функциями весьма основательно укоренились в главном направлении сути поэта - в литературном творчестве. В записях дневника начинается и продолжается то направление творческих идей, которое завершается в художественных произведениях и различных творческих замыслах.

3) Дневники были для Райниса по его признанию одним из существеннейших элементов в процессе самосовершенствования и его оценке. Материалы дневников, таким образом, составляют один из основательнейших источников, помогающих понять личность Райниса, дающих исчерпывающее и всестороннее представление об особенностях его характера, мышления, всей его эмоциональной натуры.

 

Список научной литературыПриедит, Артур Вилисович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Rainis J. Dzlve un darbi, I.-IO.seg. R., 1925.

2. Rainis J. Kopoti raksti, I.-I8.sej., I.-4.variantu sej. R., 1977-1983.

3. Literarais mantojums, I.-2.sej. R., 1957, 1961. 576, 492 lp 1.4» Rainis un Aspazija. Dzlve un maksla. Sarakstlsanas, I.-2.sej. R., 1937. 296 lpp.

4. J.Rai^a dienas gramata. — Atputa, 1930-1932.16., J.Rai^a pardzlvojumi un atzi^as. Dzegnieka nesalsinata dienasgramata. — Atputa, 1933-1934.

5. Райнис P. Конец и начало. Перевод В.Елизарова. Р., 1972, 252 с.2. Архивные материалы:

6. Дневник молодости (1882-1886). ГМШШ iS 140634, 140635, 140636, 140637, II4I93, 23103, I248I0.

7. Дневник 90 годов (1896-1898). ВШИ П II4I28, 23090.

8. Дневники швейцарской эмиграции (I906-I9I9). ИШИ

9. Дневники 20 годов (I920-T929). ГМШШ & 22826, 22819, 22818, 127729, 22821, 22963, I21004.

10. Другие материалы (письма, йилосойско-творческие заметки и др.).

11. ГМШШ В I24815, 22989, 59034, 59035, 120283, 74892,74918, 75304, 58060, 74920, 74965, 74945. 3', Архивные материалы других лиц:

12. Аспазия. ШИ й 90557, 90558, 86669.32. С тучка Д. 1ШЛИ № I29I03.1. Список литературы

13. Произведения основополошшков марксизма-ленинизма.

14. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. — Маркс К., Энгельс Ф. . Соч., изд.2, т.З, с.1-4.

15. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К.,.Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.517-642.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.З, с.7-544.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1948, 536 с.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т.1-2. М., 1976. 576, 720 с.

19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.20, с.5-338.

20. Энгельс Ф. Диалектика природы, — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.20, с.343-626.

21. Энгельс Ф. Дюдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.21,с.269-317.

22. Ленин Б.И. Партийная организация и партийная литература. — Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

23. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. — Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

24. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. — Полн.собр. соч., т.18, с.7-384.

25. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. — Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.

26. Т.13. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. — Полн.собр.соч.,т.20, с.100-104.

27. Ленин Б.И. К вопросу о диалектике. — Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.

28. Ленин.В.И. Философские тетради. — Полн.собр.соч., т.29» 783 с.

29. Ленин В.И. О пролетарской культуре. — Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.

30. Материалы официальных документов.

31. Материалы ГО1 съезда КПСС. М., 1981, 224 с. .

32. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М.,1977. 640 с.

33. О дальнейшем улучшении идеологической, политиковоспита-тельной работы. Сборник материалов. М., 1981. 192 с.

34. Пленум Центрального комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет. М., 1983. 224 с.3. Книги, статьи.

35. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970. 656 с.

36. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. Л., 1929. 312 с.

37. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. 655 с.

38. Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. М., 1982. 392 с.

39. Банк Н. Нить времени. Дневники и записные книжки советских писателей. Л., 1978, 248 с.

40. Байрон. Дневники. Письма. М., 1963. 440 с.

41. Башкирцева М. Дневник. Изд.2-е. СПб., б.г. 544 с.

42. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского. СПб., 1883. 226 с.

43. БлокА. Записные книжки. I90I-I920.M.,1965,664 с.

44. Блок А. 0 литературе. М., 1980, 350 с.

45. Елок А. Собр.соч.,т.7.М.-Л.,1963,544 с.

46. Брюсов В. Дневники. I89I-I9I0.M.,1927,204 с.

47. Брюсов В. Из моей жизни. М., 1927. 132 с.

48. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков. М.,1962. 376 с.

49. Булгаков В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. Тула,1964. 326 с.

50. Бурсов Б. Толстой и Достоевский. — Вопросы литературы, 1964,№ 7, с.66-92.

51. Бушканец Е.Г. Мемуарные источники. Казань,1975. 99 с.

52. Вялый Г. Роман Тургенева "Отцы и дети'.',М.-Л. ,1963,140 с.

53. Бялый Г. Тургенев и русский реализм. М.-Л., 1962.248 с.

54. Волгин Г. Самое заветное. Записные книжки писателей. Воронеж,1974. 112 с.

55. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.-Л.,1934. 324 с.

56. Гегель. Работы разных лет в 2-х т.,т.2.М., 1971. 630 с.

57. Гете И.В. Из моей жизни. Поэзия и правда. М.,1969. 608 с.

58. Гете И.В. Собр.соч.,тт.9,10. М., 1980. 496,512 с.

59. Гинзбург Л. 0 литературном герое. Л.,1979. 223 с.

60. Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Л.,1971. 464 с.

61. Гонкур Э., Ж. Дневник. Записки о литературной жизни. Избранные страницы в двух томах, т.1-2. М., 1964. 712,751 с.-1533.28. А.М.Горький и В.Г.Короленко. Переписка. Статьи. Высказывания. М.,1957. 288 с.329. 1улыга А. Шеллинг М., 1982. 320 с.

62. Дмитриева Н.А. Ван Гог. Человек и художник. . М., 1980. 400 с. . .

63. Дневник Делакруа,т.I. М., 1961. 455 с.

64. Дневник В.К.Кюхельбекера. М.,1929. 375 с.

65. Дневник А.С.Суворина. М.-П.Д923. 408 с.

66. Дневник молодости Льва Николаевича Толстого, т.1. М.,1917. 288 с.

67. Добролюбов Н.А. Собр.соч.,т.8.М.-Л., 1964. 715 с.

68. Достоевская А.Г. Воспоминания.М.,1971. 496 с.

69. Достоевский Ф.М. Письма,т.2, М.-Л.,1930. 620 с.

70. Елизаветина Г. "Последняя грань в области романа." — Вопросы литературы,1982,МО,с.147-172.

71. Жирмунский.В.М. Теория литературы. Поэтика.

72. Стилистика. Л., 19.77, 408 с.

73. Из дневников Франца Кафки. — Вопросы литературы, 1968, Я 2,c.I3I-I68.

74. История дореволюционной России.в дневниках и . воспоминаниях,т.3,ч.3. М. ,1981. 376 с.

75. История русской.литературы, т.З. Расцвет реализма. . Л.,. 1982. 880 с.

76. Келдыш В.А. русский реализм начала XX века. . . М.,1975. 280.с.

77. Кирпотин В.Я. Достоевский художник. М. ,1972.320 с.

78. Кон И.С. Открытие "Я". М.,1978. 368 с.

79. Короленко В.Г. 'Собр.соч.,т.6.М. ,1953, .356 с.

80. Короленко В.Г. 0 литературе. М. ,1957. 716 с.-1543.48. Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина.М.,1915.722 с.

81. Кропоткин П.А.Записки революционера.М.,1966.504 с.

82. Купреянова Е.Н.Эстетика Л.Н.Толстого.М.-Л.,1966.324 с.

83. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Душкин.Л.,1981. 256 с.

84. Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция.Л.,1969. 240 с.

85. Манн Т. Собр.соч.,т.Ю.М. ,1961. 696 с.

86. Мясников А.С. Эстетика нового мира.— В кн.:Контекст -1980.М.,I98I,c.125-157.

87. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетрадки. I860-I88I. М.,1971. 728 с.

88. Никифорова О.И. Исследования по психологии художест -венного творчества.М.,1972. 156 с.

89. Орлов Ей. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. М.,1981.720 с.

90. Паперный З.С. Записные книжки Чехова.М. ,1976. 392 с.

91. Платон. Сочинения в трех томах,т.2,М.,1970. 616 с.

92. Поляков М. Поэзия критической мысли.М. ,1968.343 с.

93. Помяловский Н.Г. Сочинения.Л.,1980. 632 с.

94. Пруст М. По направлению к Свану.М.,1973. 464 с.

95. Психология процессов художественного творчества. Л.,1980. 288 с.

96. Розанов В.В. Литературные изгнанники,т.I. СПб.,1913.246 с.

97. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского . М., 1981. 368 с.

98. Русские писатели о литературе, т.2. Л., 1939. 516 с.

99. Руссо Ж.-Ж. Избранные соч. в трех томах, т.З, М.,1961. 728 с.

100. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. ,1958. 148 с.-1553,69. Сартр Ж.П. Слова.М. ,1966. 176 с.

101. Сахновский-Панкеев В. Драма. Л.,1969. 324 с.

102. Соловьев Б. Поэт и его подвиг.Творческий путь Александра Блока. М.,1968. 771 с.

103. Спиркин А.Г.Сознание и самосознание.М.,1972. 304 с.

104. Толстая С.А.Дневники,т.1-2.М.,1978. 608,672 с.

105. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.,т.25,М.-Л.,1937.916 с.

106. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.,т.46.М.-Л.,1934.576 с.

107. Томашевский Б. Пушкин. Кн.1. М.-Л.,1956. 744 с.

108. Томашевский Б. Писатель и книга.Очерк текстологии. М., 1959. 280 с.

109. Тургенев И.С. Полн.собр.соч. и писем в 28-ми т., т.5. М.-Л.,1963. с.660.

110. Тынянов Ю.Пушкин и его современники. М.,1969. 424 с.

111. Уайльд 0. Полн.собр.соч.,,т.4.СПб.,1912. 196 с.

112. Фет А. Мои воспоминания,т.1-2.М.,1980. 452,402 с.

113. Храпченко М.Б. Собр.соч. в 4 томах,т.I.М.,1980.600 с.

114. Чавчанидзе Д.Л. Автобиографический жанр в творчестве Гете.— Известия Академии наук СССР.Серия литературы и языка,т.42,№ I,1982,январь-февраль,с.72-77.

115. Чернышевский Н.Г. Литературно-критические статьи. М.,1939. 288 с.

116. Чернышевский Н.Г. Дневник, т.1-2,М.,1931-1932.375,410 с.

117. Чеснокова И.И. О психологических основах самовоспитания. — В кн.: Психология формирования и развития личности. М.,1981,с.223-235.

118. Чехов А.П. Полн.собр.соч. и писем,т.12.М.,1949.424 с.

119. Чехов в воспоминаниях современников. М.,1952.566 с.

120. Эйзенштейн С.М. Психология искусства.— В кн.: Пси -хология процессов художественного творчества.Л.,1980, с.173-188.

121. Эйхенбаум Б. Лев Толстой.Книга первая.Пятидесятые годы.Л.,1928. 417 с.

122. Эйхенбаум Б. Молодой Толстой.Петербург-Берлин, 1922. 155 с.

123. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни.М. ,1981. 688 с.

124. Юнг К.Г. Психологические типы.М. ,1924. 94 с.